Черты качества имеющие социальный характер. Черты характера человека

  • 10.10.2019

Для тех, кому не нравится собственный «психологический портрет», есть утешение: недостатки темперамента можно восполнить положительными чертами характера.

Именно понимание того, что себя можно изменить в лучшую сторону, является наиболее притягательной чертой , как науки.

Итак, если темперамент – это врожденные особенности личности, то характер человек воспитывает сам. Совершая поступок, мы каждый раз усиливаем или ослабляем какую-то его черту.

Таким образом, можно исправить даже самый скверный нрав.

Относительно темперамента можно лишь напомнить, что Гиппократ разделил его на четыре типа, которые используются до сих пор:

  1. Флегматики — неспешные и невозмутимые;
  2. Холерики – вспыльчивые и неуравновешенные;
  3. Меланхолики – впечатлительные и ранимые;
  4. Сангвиники – живые, подвижные и веселые.
  1. Фиксируем результаты

Результаты своей борьбы лучше записывать. Можно составить таблицу, и каждый день фиксировать там успехи и неудачи. Или сделайте так: отметьте на географической карте два города. Один будет условно обозначать ваше нынешнее состояние, второй – поставленную цель.

Каждый раз, когда делаете что-то для исправления своего характера, ставьте новую точку на пути между этими городами. А если что-то пропускаете – вернитесь на точку назад.

В плане весьма интересным представляется . Обязательно прочитайте об этом великом человеке, опыт которого может оказать вам бесценную помощь.

Наверняка у читателя может возникнуть вопрос: влияют ли на формирование личности и ее отдельных черт?

Однозначно дать ответ на этот вопрос достаточно трудно. Определенная связь в наклонностях и особенностях поведения между детьми и родителями, безусловно, прослеживается.

Однако утверждать, что «я такой и не могу быть другим, потому что такая моя мама или папа» , для взрослого человека, по меньшей мере, несерьезно.

Считается, что темперамент изменить невозможно, а вот черты характера – это под силу любому желающему. Нужно только иметь решимость заняться этим делом.

Акцентуация характера

Акцентуация характера — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Может определение понятия акцентуации покажется вам немного сложным, но на самом деле оно довольно простое.

Само слово «акцентуация» (от лат. accentus — ударение) обозначает выраженный акцент на чем-то.

Говоря иначе, эта особенность заключается в том, что некоторые черты характера необыкновенно развиты, что вызывает ущербность других, менее развитых черт.

Наверное, все видели, как маленькие дети, при виде незнакомых людей, к одним располагаются и начинают улыбаться, а при виде других хмурятся и убегают.

Это связано с тем, что черты лица очень тесно связаны с чертами нашего характера. Дети же интуитивно это чувствуют, «сканируя» лицо незнакомца.

Да и взрослые на глубоко подсознательном уровне могут «ощущать» хороший или плохой перед ними человек. Это тоже происходит потому, что наш мозг умеет «считывать» информацию с характерных особенностей лица человека.

Важно понимать, что от характера человека во многом зависит то, как сложится его жизнь, добьется ли он успеха.

Английский писатель XIX века Уильям Теккерей писал:

«Посейте поступок – и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу».

Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Каждый человек обладает определенными особенностями, которые выражаются в эмоциональных проявлениях, подборе конкретных поступков и реакций. Все это происходит автоматически и определяется людьми, как черты характера. Существует множество типов характера личности для быстрого определения, с каким человеком происходит .

Всем известно, что такое характер. Это набор качеств, которые присущи конкретному человеку. Вырабатывается характер в течение всей жизни. В детстве он является гибким и быстро меняющимся. С годами он обретает большую устойчивость и в конце закрепляется.. Что это такое и какие особенности имеются у данного явления, расскажет статья.

Что такое характер личности?

С характером другой личности сталкивается каждый человек. Что это такое? Это характеристика психики, которая объединяет в себе постоянные и устойчивые качества, определяющие поведение и отношение индивида. В переводе с греческого характер обозначает «черта», «примета». Это устойчивая характеристика, которая влияет на поведение, способы реагирования, деятельность и индивидуальные проявления человека.

Можно сказать, что характер личности определяет всю жизнь человека, его судьбу. Говорят о том, что судьба предопределена. На самом деле человек, который не подчиняется конкретным правилам и стратегиям, сам создает свою судьбу, которую потом и проживает.

Изменив характер, можно изменить судьбу, поскольку характер определяет реакцию, поведение, решения человека, которые он принимает в конкретной ситуации. Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что люди, схожие по своему характеру, живут одинаковой жизнью. Отличаются лишь детали, однако способы их и поведения совпадают.

Характер формируется на протяжении всей жизни человека. В любой момент его можно изменить, что во взрослом возрасте возможно лишь под влиянием собственного желания и силы воли. Если человек не может изменить своего характера, то не меняется его жизнь и предсказуемо ее развитие.

Черты характера личности

Характер меняется в зависимости от вида деятельности, социума, круга общения, отношения к самому себе и миру в целом. Если что-то из данных аспектов меняется, то это может повлиять на смену качества характера. Если же в жизни человека все остается неизменным, тогда и черты характера остаются неизменными.

Особенности характера личности

Характер личности формируется также под влиянием ценностей и моральных убеждений, которыми пользуется человек. Чем они устойчивее, тем больше человек закрепляется в своем поведении и проявлениях. Главной особенностью личностного характера является ее определенность, где можно отметить ведущие черты, которых всегда выделяется несколько. Определенность характера исчезает, если отсутствуют устойчивые качества.

В основе характера лежат также интересы, которые имеются у человека. Чем они устойчивее и постоянны, тем больше человек становится целенаправленным, настойчивым и цельным в своих проявлениях.

Определить особенности характера другого человека можно по его поступкам и их направленности. Важны как поступки, так и результаты, которых он достигает по окончании их совершения. Именно они и проявляют характер человека.

Темперамент и характер личности

Просматривается взаимосвязь и характера личности. Данные характеристики хоть и определяются психикой человека, однако являются разными величинами. Темперамент определяется структурой нервной системы, что делает его врожденным качеством, проявления которого невозможно изменить, однако можно просто чего-то делать.

Характер является гибким аспектом, который формируется на протяжении жизни. Человек может его менять, что определяется его жизнедеятельностью.

Характер формируется на основе того темперамента, с которым родился человек. Темперамент можно назвать базисом, на котором строится вся ветвь его качеств характера. При этом темперамент не меняется от внешних обстоятельств и вида деятельности.

Темперамент характеризуется тремя направленностями, каждая из которых имеет свою сложную структуру:

  1. Подвижность (активность). Она проявляется в активной деятельности, самовыражении, проявлении себя, что может быть как вялым, так и чрезмерно активным.
  2. Эмоциональность. Здесь отмечается разнообразие настроений и протеканий чувств. Определяется:
  • Лабильностью – скорость смены одного настроения на другое.
  • Впечатлительностью – глубина восприятия внешних эмоциональных раздражителей.
  • Импульсивностью – скорость перехода эмоции в побудительную силу совершения действий без ее обдумывания и принятия решения выполнять.
  1. Моторика.

Типы характера личности

Психологи разных времен пытались выделить типы характеров личности для определения конкретных групп людей. Э. Кречмер выделял 3 группы людей по типу их телосложения:

  1. Люди-пикники, склонные к набору лишнего веса, низкого роста, с крупным лицом, шеей, полноватые. Они легко адаптируемые к условиям мира, коммуникабельные и эмоциональные.
  2. Люди-атлетики, характеризующиеся развитой мускулатурой, высокие и широкоплечие, выносливые и с крупной грудной клеткой. Они не впечатлительные, властные, спокойные и практичные, сдержанные в жестах и мимике, плохо адаптируются.
  3. Люди-астеники, характеризующиеся худобой и неразвитой мускулатурой, узким лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой. Они упрямые и серьезные, замкнутые и плохо адаптируемые к переменам.

К. Юнг предложил другую типологию, которая разделяет людей по типу мышления:

  • Экстраверты. Очень коммуникабельные и активные люди, которые склонны заводить множество знакомств. Они прямые и открытые. Любят путешествовать, заводить вечеринки, быть душой компании. Они ориентируются на объективные обстоятельства, а не на субъективные мнения людей.
  • Интроверты. Очень замкнутые и отгороженные от мира люди. У них мало друзей, поскольку им трудно налаживать контакты. Постоянно ведут анализ всего происходящего. Они очень тревожные и предпочитают одиночество.

Еще одна классификация разделяет людей на 4 психотипа в зависимости от их сочетания характера и темперамента:

  1. Холерики – неуравновешенные, быстрые, порывистые, страстные люди. Быстро истощаются из-за бессмысленного расходования сил. Склонны к эмоциональным вспышкам и сменам настроения.
  2. Флегматики – устойчивые в своих проявлениях, эмоциях и взглядах, неспешные, невозмутимые люди. Им склонно спокойствие и уравновешенность, упорство в работе. Внешне не проявляют эмоций.
  3. Меланхолики – ранимые люди, склонные к постоянному переживанию эмоций. Очень впечатлительные, остро реагируют на внешние проявления.
  4. Сангвиники – живые, подвижные и активные люди. Быстро реагируют на внешние обстоятельства и склонны получать множество впечатлений. В работе продуктивны. Легко переносят неудачи и неприятности.

Психологический характер личности

Изменения, которые происходят в психологическом характере личности, делят на закономерные (типичные) и индивидуальные (нетипичные).

Закономерные изменения происходят по мере того, как человек взрослеет и проходит через определенные перемены своего организма. Детские черты исчезают, заменяясь взрослыми. К детским чертам относят капризность, безответственность, страхи, плаксивость. К взрослым – мудрость, жизненный опыт, терпимость, разумность, расчетливость и т. д.

Многое здесь определяется теми ситуациями, с которыми человек часто сталкивается. Общение с людьми, различные обстоятельства, удачи и неудачи, трагедии определяют смену взглядов и ценностей у человека. Вот почему люди одной возрастной группы отличаются между собой, поскольку у всех был свой жизненный опыт. Здесь формируются индивидуальные черты, которые зависят от жизненных обстоятельств, через которые каждая личность проходит.

Черты быстрее сменяются на другие, если они похожи на предыдущие или включают их.

Социальный характер личности

Под социальным характером личности понимаются те качества, которые должны быть свойственны абсолютно всем людям того или иного социума. Выходя в общество, человек должен проявлять не только индивидуальные черты, но и те качества, которые считаются приемлемыми, одобряемыми, нормальными. Такой набор формируется обществом, СМИ, культурой, воспитанием, общеобразовательными учреждениями, религией и т. д. Следует отметить, что родители воспитывают своих детей тоже в зависимости от тех рамок и норм, которые приняты в обществе.

Согласно Э. Фромму, социальный характер личности – это способ приспособления человека к тому обществу, в котором он находится. Это безнаказанный и свободный способ существования в конкретном социуме. Он считал, что ни одно общество не позволяет человеку самореализовываться в полную силу, поскольку всегда диктует свои правила и нормы, которые должны быть превыше индивидуальных особенностей и желаний. Вот почему человек всегда находится в конфликте с социумом, когда он должен подчиняться, чтобы быть принятым, или старается протестовать, что может быть наказуемо.

Социум никогда не позволит человеку проявлять себя в полную силу, что мешает реализовывать свои задатки и вредит самому индивиду. Должно произойти искажение характера, когда каждый подгоняет себя под определенные рамки и нормы, принятые в социуме. Лишь путем развития в человеке социального характера общество делает его безопасным для себя. Здесь важна не личность, а ее безопасные проявления, которые будут приемлемыми в обществе. Иначе пойдет наказание за любое индивидуальное самовыражение, которое не вписывается в рамки.

Акцентуация характера личности

Под акцентуацией характера личности понимается набор качеств, которые ярко проявляются индивидом в пределах нормы. Ее делят на:

  • Скрытую – черты, которые проявляются нечасто либо вообще никогда. Однако при определенных условиях они могут проявиться.
  • Явную – черты, которые проявляются в крайней степени нормы и характеризуются постоянством.

К. Леонград выделил типы акцентуации:

  1. Истероидный – жажда внимания, эгоцентризм, потребность в почитании и одобрении, признании индивидуальных особенностей.
  2. Гипертимный – общительность, подвижность, склонность к озорству, чрезмерная самостоятельность.
  3. Астеноневротический – тревожность, высокая утомляемость.
  4. Психостенический – нерешительность, склонность к демагогии, анализу и самокопанию, мнительность.
  5. Шизоидный – отстраненность, замкнутость, необщительность.
  6. Возбудимый – периодичные тоскливые настроения, накопление раздражения.
  7. Сенситивный – повышенная обидчивость, чувствительность, стеснительность.
  8. Инфантильно-зависимый – задержка в детском возрасте, когда человек не берет на себя ответственности.
  9. Эмоционально-лабильный – изменчивость настроения.
  10. Неустойчивый – склонность к праздности, удовольствиям, развлечениям, безделью.

Итог

Характер личности часто помогает в понимании самой личности, поскольку все крутится вокруг ее внутреннего мира, который имеет проявления в виде реакций, эмоций, поведении, действий и даже достижений, которые на данный момент имеются. Рассмотрение различных типов характера может привести к следующему итогу – быстрому и легкому пониманию людей.

Характер является гибкой характеристикой, которую можно в любой момент изменить. Она может меняться как неосознанно, так и под влиянием силы воли человека, который контролирует проявление того или иного качества. Чем дольше человек проявляет конкретное качество, тем больше оно закрепляется и становится одной из его характеристик, влияющих на будущее развитие жизни.

Поведение во многом зависит от того, какие характеры бывают у человека. Каждый имеет свои особенности. Характер - это совокупность ряда психологических свойств (всего насчитывается более пятисот). Но также имеются определенные нюансы, которые проявляются в разных ситуациях и отношениях. Черты характера делятся на положительные и отрицательные, врожденные и приобретенные. Каждая может многое рассказать о человеке.


Какой бывает характер у человека

Правильная оценка начинается с определения, какие виды характера бывают у людей. Все черты распределяются по пяти основным группам:

Социальная

В нее входят черты, обусловленные отношением:

К себе;

Труду и его продам;

Обществу.

Эмоциональная

К ней причисляются:

Экспрессивность;

Впечатлительность;

Жизнерадостность;

Повышенная и низкая эмоциональность;

Импульсивность;

Импрессивность;

Неустойчивая эмоциональность.

Волевая

В нее входят:

Целенаправленность;

Решительность;

Настойчивость;

Неуверенность;

Смелость;

Дисциплинированность;

Самостоятельность.

Интеллектуальная

К ней причисляются:

Рассудительность;

Глубина и гибкость интеллекта;

Находчивость;

Склад ума (практический или теоретический);

Легкомысленность;

Сообразительность;

Любознательность;

Вдумчивость.

Моральная

В нее входят такие черты:

Жесткость;

Доброта;

Отзывчивость;

Честность и подобные качества.

Для составления психологического портрета отмечаются определенные качества.

Какие бывают черты характера человека

К положительным относятся:

Адекватность, альтруизм, активность;

Бесстрашие, бережливость, благоразумие, благородство;

Великодушие, воспитанность, вежливость, внимательность, веселый нрав, воля, высоконравственность;

Гуманизм, галантность, гармоничность;

Дружелюбие, деликатность, добросовестность, дисциплинированность, дальновидность, дипломатичность, деловитость, доброта, добродушие;

Естественность;

Женственность, жизнерадостность;

Заботливость, запасливость;

Изобретательность, инициативность, исполнительность, искренность, интеллигентность;

Креативность, коммуникабельность, корректность, культурность, компетентность, коллективизм, красноречивость;

Любознательность, ласковость, легкость в общении;

Мудрость, мужественность, миролюбие, мечтательность;

Нежность, независимость, надежность, наблюдательность, находчивость;

Опытность, общительность, обаятельность, образованность, осторожность, ответственность, опрятность, отзывчивость, одаренность, объективность;

Порядочность, позитивность, практичность, понимание, приветливость;

Решительность, романтичность, радушие;

Самокритичность, скромность, сообразительность, совестливость, самостоятельность;

Тактичность, трудолюбие, тяга к творчеству, терпеливость;

Улыбчивость, упорность, уравновешенность, уважительность, упорство, учтивость, усидчивость;

Хозяйственность, харизматичность, храбрость;

Целомудрие, целеустремленность;

Чистосердечие, честность, чуткость;

Щедрость, шутливость;

Энергичность, экономичность, энтузиазм, эмпатичность, эрудированность.

К отрицательным качествам относятся все антиподы перечисленных черт.

Например:

Агрессивность;

Вульгарность;

Наглость;

Завистливость;

Высокомерие;

Лживость;

Меркантильность;

Самовлюбленность;

Обидчивость;

Эгоистичность;

Черствость и т.д.

У каждой положительной черты имеется противоположное значение. Однако есть некоторые качества, которые можно назвать нейтральными:

Застенчивость;

Молчаливость;

Напористость;

Стыдливость;

Мечтательность.

Для одних людей это положительные качества, для других могут оказаться отрицательными. Например, напористость. В бизнесе она иной раз необходима, а в личных отношениях иногда сильно мешает. Стыдливость хороша для девушки, но негативно воспринимается, когда появляется у молодого человека. При составлении психологического портрета учитываются все вышеперечисленные положительные качества, их антиподы и другие особенности.

Характер у человека формируется не мгновенно, а до самой старости. Большое значение оказывает социальная среда. Например, волевые качества, заложенные в человеке, проявляются внештатных ситуациях, когда требуется выдержка, мужество, упрямство и т. д. Эмоциональность - это психические проявления, возникающие в определенных ситуациях. При этом чувства могут быть негативными или позитивными, динамичными или стабильными, нейтральными. Если говорить об интеллектуальности, то сюда входят индивидуальные особенности и качество мышления индивида. Например, критичность, глупость, широта души, гибкость в любых отношениях и т. д.

Характер людей сильно влияет их восприятие окружающего. Одни считают всех хорошими или плохими, другие - только себя. У каждого человека имеется определенное отношение:

К себе (собственное достоинство, самокритичность, самоуважение и т. д.);

Труду (пунктуальность, аккуратность, небрежность и т. д.);

Окружению (вежливость, замкнутость, общительность, грубость и т. д.).

В результате формируется определенный темперамент. В него входят качества, постоянные для определенного человека:

1. Сангвиники очень подвижны, работоспособны, но от напряженного труда быстро устают. У них яркая мимика и сильное проявление эмоций. Они общительны, отзывчивы, уравновешены. Смотрят на все, с позитивной точки зрения, оптимистичны. У них веселый нрав.

2. Холерикам свойственны резкие перепады настроения, истеричность, порывистость. У них наблюдаются частые вспышки гнева, вспыльчивость, но быстрая отходчивость.

3. Меланхолики пессимисты, чрезмерно переживают по любому поводу, часто находятся в тревожном состоянии. Такие люди очень недоверчивы к другим, ранимы, сдержанны, у них хорошее самообладание.

4. У флегматиков очень низкая активность. Однако они очень рассудительны, хладнокровны и благоразумны. Любое дело всегда доводят до конца.

Отдельно стоит обратить внимание, что у каждой народности есть свои особенности характера, хотя и имеется много общих черт. Самое большое многообразие - у русских.

Их характер сильно отличается от иных национальностей.

Основные критерии:

а) Душевная щедрость, чего нет у большинства народностей.

б) Сострадание.

в) Тяга к справедливости.

г) Терпеливость, выносливость, стойкость.

д) К отрицательным качествам относятся пессимизм, сквернословие, леность, лицемерие. К положительным - отзывчивость, верность, сострадание, человечность.

Русский легко отличается по совокупности черт характера, одна из которых - особенное чувство юмора, которое не всегда способны понять другие народности. Набор качеств настолько многообразен, что у большинства наблюдается чрезмерное проявление эмоций. Некоторые черты могут в течение жизни меняться. При этом другие качества остаются неизменными. Однако не всегда негативные черты расцениваются как отрицательные. Иной раз они подчеркивают достоинство.

Например:

1. Эгоистичность не только игнорирование других людей, но и соблюдение собственных интересов в первую очередь. Такой человек имеет свое мнение и не пойдет на поводу у других.

2. Самоуверенность способна улучшить производительность труда и работоспособность. Тогда человек чувствует себя самоудовлетворенным, что в итоге приносит положительные плоды и для общества.

3. Зависть иногда подталкивает человека работать лучше, достичь наилучшего результата.

4. Упрямство помогает добиться любых поставленных целей.

Характер любого человека состоит из положительных и отрицательных качеств. В результате формируется определенный типаж. Например, человек может быть ленивым, но зато добрым и отзывчивым. Другой - злым, но очень трудолюбивым и устремленным. При этом женщины всегда более эмоциональны, самоотверженны, добродушны, терпеливы. Мужчины чаще всего сдержаны, решительны, ответственны.

Характеры людей и проблемы

5 (100%) 3 votes


Психологи называют характером сочетание качеств личности, определяющих её поведение. Можно составить множество списков с чертами человеческих характеров. Если два человека получат задание охарактеризовать третьего, их списки будут отличаться друг от друга. Люди не задумываются, как характер влияет на их успехи или провалы. Но, рассматривая отдельные качества, составляющие характер, легко понять, как они влияют на личность в целом. Черты характера человека развиваются в зависимости от типа нервной деятельности, наследственности, среды воспитания. Они формируются в течение всей жизни. Преобладание тех или иных черт определяет стиль жизни человека.

Черты характера человека: список

Многие учёные-психологи разделяют все черты характера на 4 основные группы:

  • Отношение к окружающим;
  • Отношение к себе;
  • Отношение к материальным ценностям;
  • Отношение к труду.

Внутри каждой группы можно выделить множество качеств.

Например, список черт группы «отношение к окружающим»:

  • сострадание;

  • уважение;
  • надёжность;
  • гибкость;
  • вежливость;
  • умение прощать;
  • щедрость;
  • благодарность;
  • гостеприимство;
  • справедливость;
  • кротость;
  • послушание;
  • лояльность;

  • искренность;
  • толерантность;
  • правдивость.

Черты характера: список группы «отношение к себе»:

  • Осторожность;
  • Довольство (понимание того, что истинное счастье не зависит от материальных условий);
  • Творчество;
  • Решительность;

  • Смелость;
  • Внимательность;
  • Выносливость;
  • Вера;
  • Честь;
  • Инициатива;
  • Самоконтроль.

«Отношение к материальным ценностям» можно характеризовать по следующим качествам:

  • Бережливость;
  • Организованность;
  • Щедрость;
  • Мудрость.

«Отношение к труду» демонстрируют качества характера:

  • Трудолюбие;
  • Энтузиазм;
  • Инициативность;
  • Пунктуальность;

Психологи имеют также классификацию черт характера по волевому, эмоциональному и интеллектуальному признаку. Свойства личности выступают в сочетаниях. Например, доброжелательность, щедрость и гостеприимство, как правило, свойственны одной и той же личности. Характеризуя человека, окружающие выделяют ведущие черты или комплекс признаков. Говоря: «Он добрый и искренний парень» или «Она ленива и неорганизованна», люди подчёркивают главное. Это не значит, что ленивая девушка не может быть доброй и честной. Просто данные черты не преобладают в её поведении.

Положительные и отрицательные черты характера

Для гармоничного взаимодействия во всех четырёх сферах (с обществом, материальными ценностями, работой и самим собой) человек должен демонстрировать свои лучшие качества и сводить к минимуму худшие. Традиционно принято выделять «плюсы» и «минусы» в характеристике личности. Каждая позитивная черта имеет свою противоположность. Даже дети легко называют антонимы: «добрый – злой», «трудолюбивый – ленивый», и т.д. Определить однозначно положительные черты характера сложно. Например, для профессий педагога, продавца, врача, официанта важны такие черты, как: доброжелательность, вежливость, толерантность. Эти качества не существенны для работы программиста, бухгалтера, чертёжника, которым больше требуются организованность, пунктуальность, ответственность.

Существует особое понятие «профессиональные черты характера». Ярко выраженное качество, подходящее для той или иной работы, помогает человеку добиться большого профессионального успеха. Вместе с тем, характер формируется в течение всей жизни. Профессия накладывает отпечаток на личность. Поэтому, когда говорят «он образцовый полицейский», все понимают, что речь идёт о человеке дисциплинированном, мужественном, справедливом. Выражение «учитель от бога» означает добрую, мудрую, толерантную личность. Человек, мечтающий о хорошей карьере, должен развивать у себя лучшие свойства своей профессии.

Хорошие черты характера бывают спорны и в обыденном смысле. Быть щедрым – хорошо, но если из-за щедрости человек раздаёт необходимое имущество, страдает его семья и он сам. Послушность, за которую ребёнка хвалят дома и в детском саду, может пойти ему во вред и сформировать безвольную, пассивную личность.

Гораздо проще люди понимают отрицательные черты характера. Можно сказать, что эти качества универсальны. Гнев, зависть, лживость, лень, жадность вошли в список смертных грехов христиан. Но отрицательно воспринимаются такие свойства у людей всех конфессий. Мусульмане считают худшим грехом лицемерие. Равнозначно не любят лицемеров во всех странах, у всех народов. Негативные черты характера человека, если они выступают в комплексе, делают личность весьма непривлекательной для окружающих. Отрицательные персонажи – неуживчивые соседи, склочные коллеги, злобные родственники. Это люди, доведшие негативные стороны своей натуры до крайности.

Каждый человек в определённой мере лжив, завистлив, вспыльчив, но разумные люди стараются не демонстрировать окружающим своих негативных качеств. Отрицательные стороны характера можно корректировать. Если окружающие часто утверждают: «Ты слишком груб», «С тобой трудно общаться из-за твоего высокомерия», нужно сделать выводы и начать работу над собой. Психологи советуют выписать на лист бумаги негативные качества своего характера и работать с каждым в отдельности. Например, можно вспомнить среди своих знакомых человека, который ведёт себя прямо противоположно вам – не груб, а корректен, не вспыльчив, а терпелив. Нужно представить себя в определенной ситуации на месте этого человека. При этом важно вызывать в воображении реальную картинку и настоящие эмоции. Подобная психоэмоциональная тренировка помогает перенастроить поведение и выработать в себе желаемое качество.

Приспособление характера к обществу

Любая культура, народ и цивилизации имеют определенные рамки поведения. Человек не может существовать вне общества. С детства ребёнку приходится приспосабливаться к требованиям среды – семьи, детского сада, школы. На взрослого человека влияют множество общественных сил, от супругов до политики, религии, социального слоя. Характер человека поневоле приспосабливается к требованиям социума. При этом подвергаются давлению многие естественные склонности личности.

История знает множество примеров, когда гениально одаренные люди вступали в конфликты со средой из-за невозможности вести тот образ жизни, которого требовала их натура. Вместе с тем, общественные нормы позволяют человеку вести безопасную жизнь в окружающем его социуме. Такие черты социального характера, как лояльность, толерантность, вежливость позволяют безболезненно контактировать с окружающими. Неприятие общественных норм, прежде всего, законов и морали, создают асоциальную личность.

В современной психологии имеется термин «национальные черты характера». Каждая нация формирует у своих представителей некие общие, типичные особенности поведения. Например:

  • Народы Северной Европы и американцы уверенны в себе, честны, практичны, упорны, свободолюбивы. Общеизвестны консерватизм и тонкий юмор британцев, пунктуальность немцев, немногословие скандинавов.
  • Жители Южной Европы и Латинской Америки энергичны, темпераментны, эмоциональны, жизнерадостны, чувственны. Романтичный итальянец, страстная испанка, очаровательная француженка, неугомонные бразильцы – в этих стереотипах немало реальности;

  • Представители Восточной Европы (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи) любят постоянство, великодушны, щедры, самоотверженны, отзывчивы, склонны к раскаянию и прощению. Распространенный стереотип – «загадочная русская душа» имеет под собой много оснований.
  • Народы Востока намного почтительнее относятся к родителям и, вообще, старшим, чем европейцы. Для восточных обществ, гораздо больше, чем для европейских, характерны гостеприимство, честь рода, достоинство, скромность, доброжелательность, толерантность.

Черты, имеющие социальный характер, неразрывно связаны с религиозными нормами. Нормы христианской морали включают следующие качества:

  • Отсутствие зависти;
  • Целомудрие;
  • Кротость;
  • Щедрость;
  • Общительность;
  • Сострадание.

Влияние религиозной культуры в истории общества очень сильно. Даже современные атеисты европейских стран считают лучшим свойством личности главную христианскую ценность — любовь к людям.

Исламское общество формирует в людях следующие черты:

  • Почтение к старшим;
  • Гостеприимство;
  • Скромность;
  • Мужество;
  • Смирение.

Особенности характера мужчин и женщин

Огромную роль в формировании характера играет половая принадлежность человека. Не только особенности пола развивают те или иные качества, но и общественное мнение. Стандартные черты характера мужчины:

  • Лидерство;
  • Способность защищать;
  • Внутренняя сила;
  • Надёжность;
  • Верность;

Женщины руководствуются больше интуицией и чувствами, чем разумом, они более разговорчивы, мягки в общении, хитры. Безусловно, в большинстве случаев женщины и мужчины соответствуют своим гендерным характеристикам. Но до сих пор не изучено в деталях, что больше влияет на формирование гендерных черт – природа или воспитание. Часто мужчинам и женщинам приходится исполнять ту роль, которую навязывает им общество. Например, средневековое общество предписывало женщине быть скромной, послушной родителям и мужу. Современность требует от женщины большей независимости.

В мире полно мужчин и женщин, не соответствующих принятым характеристикам. Многие девушки обладают лидерскими и организаторскими способностями. И, наоборот, большое количество мужчин деликатны, не агрессивны и эмоциональны.

С какого возраста формируется характер

Любая мама, воспитавшая несколько детей, скажет, что все её малыши были совершенно разными с младенчества. Даже грудные дети по-разному реагируют на еду, купание, игру. Бывают темпераментные, крикливые младенцы, встречаются тихие и неактивные. Здесь сказывается наследственность, а также природный темперамент, который зависит от телосложения, здоровья и условий воспитания.

Черты характера ребенка развиваются под воздействием, прежде всего, семьи. Ответственные любящие родители уже в возрасте трех-четырех лет видят, какой тип темперамента достался малышу от природы: холерик, сангвиник флегматик или меланхолик. В зависимости от врожденных качеств, можно формировать позитивный, социально приемлемый характер. Если в семье отсутствует любовь и внимание к детям, они имеют меньше шансов вырасти доброжелательными и трудолюбивыми. С другой стороны, примеры многих выдающихся политиков, писателей, художников, выросших в неблагополучных условиях, подтверждают важность врождённых черт характера и самовоспитания.

Was last modified: Август 2nd, 2016 by Елена Погодаева

Все же широко признано, что граница разделения темперамента и характера достаточно условна.

Общим для всех пониманием характера является особенность как индивидуальное своеобразие, проявление в деятельности и общении, социальная обусловленность. Познать характер человека — значит вскрыть его существенные черты, которые проявляются главным образом в поступках. С характером человек не рождается, но в проявлениях характера — особенности врожденных качеств человека, его наследственных качеств, генотипа.

Темперамент и характер сближает их общая зависимость от физиологических особенностей субъекта, типа нервной системы. Они органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя характеристику его индивидуальности. Однако, какая из сторон темперамента станет чертой характера, зависит от условий его формирования и особенностей воздействия среды.

Характер можно определить как совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду.

Сущность характера хорошо раскрывается путем описания его основных типов.

Используя в качестве критерия типологии характеров степень их выраженности, американский психолог К. Леонгард разработал классификацию, включающую характеры трех основных типов:

  • абсолютно нормальный характер;
  • характер с выраженной акцентуацией, т.е. с чрезмерным усилением отдельных черт характера:
  • характер с сильными отклонениями от нормы (психопатия).
  • характер можно расценивать как психопатию, если соответствующие его качества проявляются стабильно во времени и мало меняются в течение жизни;
  • тотальность проявления патологии характера определяется тем. что человек обнаруживает одни и те же черты характера везде: дома, на работе, на отдыхе, среди знакомых и незнакомых людей. Если же человек в одних условиях один, а в иных оказывается совсем другим, то он не психопат;
  • социальная дезадаптация — признак, являющийся наиболее показательным свидетельством патологии. Он проявляется в том, что человек теряет способность адаптироваться в обществе, от чего страдает и он сам, и окружающие его люди.

Проблема акцентуированных характеров относится не к области психиатрии, а к области обшей психологии. В случае акцентуаций характера не присутствуют все три указанных выше признака психопатии. Для личности с акцентуацией характерна уязвимость лишь к тем травмирующим воздействиям, которые создают чрезмерную нагрузку на «места наименьшего сопротивления».Так, например, среди 12 типов акцентуаций, выделенных Леонгардом, есть гипертимный тип, для которого характерен высокий жизненный тонус, чрезмерная активность, стремление к лидерству и т.п. Для человека с этим типом характера покажется тяжелой ситуация, при которой его поведение будет строго регламентироваться, где не будет условий для проявления инициативы, где преобладает монотонный труд и т.п.

Характер человека проявляется в следующих системах отношений:

  • с другими людьми. Именно в этих отношениях могут проявиться такие черты характера, как правдивость или лживость; вежливость или грубость, общительность или замкнутость;
  • к труду. Здесь обнаруживаются такие черты, как лень или трудолюбие. ответственность и безответственность;
  • в самооценке . Проявляются такие качества, как самокритичность, самоуверенность, эгоизм;
  • к вещам. Проявляются такие черты, как бережливость или расточительность, щедрость или жадность.

В характере выделяются его наиболее яркие, устойчивые особенности - . Это существенные свойства человека, из которых складывается определенная линия поведения, отличающая данного человека, например терпимость, принципиальность и др. Будучи связаны друге другом, поступки формируют основные черты характера данного человека.

Те или иные черты, позитивные или негативные, преобладают в характере людей под влиянием жизненных обстоятельств, воспитания. требований общества.

Характер человека является одной из подструктур личности, причем подструктурой подчиненной. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, порывы характера, когда человек действует по логике того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны для психологически незрелых личностей или психопатов. Характер формируется не только в процессе воспитания, по и в процессе самовоспитания. Личность может сознательно корректировать негативные проявления своего характера.

Проблема характера и условий его формирования и развития — одна из актуальных психологических проблем. В психологии постоянно обсуждаются вопросы о роли наследственности в формировании характера, соотношении темперамента и характера, возможности изменения характера и др. Интересен ответ на эти вопросы отечественного психолога А.В. Петровского: «Характер не дан человеку от природы. Нет характера, который нельзя было бы скорректировать. Ссылка на то. что "у меня такой характер и я не могу ничего с собой поделать" психологически совершенно несостоятельна. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспитанием»*.

Классификация черт характера

Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы последующим основаниям: 1) направленность индивида, система его отношений в социуме; 2) особенности волевой регуляции; 3) эмоциональные особенности; 4) интеллектуальные особенности.

В системе отношений человека в социальной среде выделяются четыре разновидности: 1) отношение человека к обществу, другим людям; 2) к самому себе; 3) к труду и другим видам деятельности; 4) к вешам как продуктам труда.

Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальные качества личности и характер человека, его нравственность.

Нравственность — моральное сознание индивида, реализуемое в его поведении, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. Уровень нравственности личности определяется мерой совпадения общесоциальных и внутренне мотивационных требований к ее поведению. Нравственность есть свободное самопринуждение личности к социально адаптированному, социально ценному поведению.

Понятие нравственности — понятие, пограничное между социологией, этикой и психологией. В социологическом аспекте оно связано с понятием общественных нравов, функционированием социальных норм, регулирующих поведение социума. По психологической сущности нравственность — система стереотипизированных форм поведения, основанная на интернализации (присвоении) социальных норм. Нравственность личности — основной показатель ее социализированности, социальной самоидентификации.

Нравственность в целом — поведенческая культура общества. Нравственность индивида — мера его приобщения к этой культуре. Общие стандарты нравственности отвечают объектив- ным условиям человеческого общежития, базовым потребностям человечества.

Формирование нравственности связано с культурно-историческими традициями данного общества, развитием в нем нравственной идеологии, уровнем социального контроля и социальных ожиданий.

В этическом плане нравственность индивида — сфера его моральных отношений с другими людьми, его нравственной деятельности, классифицируемая но содержанию, форме и способу межличностных отношений. По содержанию моральные отношения индивидов подразделяются исходя из их социальных обязанностей (гражданские, трудовые, семейные, профессиональные и др.). Специфические нравственные обязанности возникают по отношению к людям, находящимся в особом положении (к детям, престарелым, женщинам, больным, остро нуждающимся), к людям, с которыми индивид находится в особых отношениях (к родителям, детям, любимым, друзьям). Ряд нравственных требований индивид обязан предъявлять к себе как к определенной самоценности (гордость, самоуважение и проч.).

Нравственное самоусовершенствование индивида — один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требований личности образует его нравственный идеал. Нравственность индивида всегда духовное преодоление трудностей бытия .

Одним из высших проявлений человеческой духовности является сострадание к другим людям (альтруизм), готовность к самоограничению и даже самоотречению для блага других людей. Способность к самоподавлению эгоистических побуждений — одно из высших проявлений благородного характера. Категорическим императивом (безусловным требованием), «золотым правилом» поведения человека является требование: относись к людям, как к самому себе; блага одних людей не могут быть оплачены страданием других людей.

Принятая индивидом система отношений к другим людям может сводиться к четырем основным схемам.

«Я хороший и все люди хорошие» — ценностно-ориентировочная схема, присущая социально адаптированным личностям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уровнем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуациях. Это высокосоциализированный, психически устойчивый тип личности. Системообразующими качествами его характера, а следовательно, и поведения являются социальная идентифицированность, альтруизм, обостренное чувство социальной ответственности. Поведение такой личности характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.

«Я плохой, а все люди хорошие» — жизненная схема, присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов. Как правило, это люди со слабым типом нервной деятельности.

«Я хороший, а все люди плохие» — схема, присущая людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права на исключительные поступки — таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.

«Я плохой и все люди плохие» — позиция неисправимых пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятностей. Как и предыдущий, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но в отличие от третьего жизненного сценария данный жизненный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.

У каждого человека имеется установка по отношению к самому себе — Я-концепция . Образ собственного Я состоит из ряда компонентов:

  • когнитивного - образ внешности, нравственные качества, психические особенности, социальная значимость;
  • эмоционального - самоуважение, самодовольство, самоуничижение и др.;
  • притязательно-волевого — желание самоутверждения, признания достоинств другими индивидами.

Наряду с реальным Я существуют Я идеальное и Я динамическое, саморазвивающееся.

Человек познает себя во взаимодействии с другими людьми, находящимися на различных социально-культурных уровнях. И если референтная (эталонная) для данной личности социальная группа имеет объективно высокий статус, то это стимулирует личность к саморазвитию.

Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая различные альтернативы, составляя композиции возможных действий. Этот внутренний диалог — основной механизм саморегуляции: человек как бы смотрит на себя со стороны, с позиций других людей. Он формулирует приемлемые для себя компромиссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальности.

Однако чем менее социализирован индивид, тем менее мучителен его диалог с самим собой. Этого диалога может и не быть. И тогда индивид по существу перестает быть человеком. Отсутствие внутренней жизни, системы критических самооценок, нищета духа, крайний примитивизм при санкционировании ответственных решений — таков уровень самосознания большинства злостных преступников. Внешние действия, не апробированные внутренней работой духа, приобретают бездуховную энергетику, проявляясь в жестокости, садизме и насилии.

У социализированной личности возникают проблемы примирения, согласования внутреннего и внешнего мира. Как согласовать преданность своим принципам с противоречивыми требованиями жизни? В этих ситуациях и проявляется характер человека — его твердость и пластичность, гражданское мужество и толерантность.

Отношение личности к труду и другим видам деятельности обусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа отношений включает в себя также склонности, призвание и талант как характерологические качества личности.

К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество и проч.

Отношение к вещам как продуктам труда выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе некоторые качества имеют криминогенный характер: корыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам «роскошной жизни».

Ценностные ориентации индивида в известной мере определяют и волевую регуляцию его поведения.

Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Наиболее существенна способность индивида в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованные решения и исполнять их. Противоположное качество — нерешительность, проявляющаяся в излишних колебаниях, затягивании принятия решения или излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов. Решительность выражается также в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным.

Особенно важны такие качества человека, как выдержка и самообладание — способность индивида контролировать собственное поведение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, контролировать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

В жизни каждого человека существенны смелость и мужество . Противостоящие отрицательные качества — трусость, малодушие — гипертрофированная боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

Волевые особенности личности определяют основные качества характера: цельность, силу, твердость и уравновешенность.

Цельность характера — устойчивость позиций и взглядов в различных ситуациях, согласованность слов и поступков; сила характера — энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в сложных ситуациях; твердость характера — сила характера в сочетании с личностной принципиальностью; уравновешенность характера — ровность, сдержан ность поведен и я, эмоционально-волевая устойчивость личности.

Волевая, деятельностная саморегуляция индивида, система его волевых качеств определяются широтой, иерархизированностью и динамичностью его мотивационной сферы. Широта и содержательность потребностей и интересов человека — одни из основных его психических качеств. Существенно также, чтобы побуждения низшего уровня подчинялись более высоким побуждениям. Индивид должен обладать хорошо отработанными средствами подавления низменных побуждений. Иерархизированность мотивационной сферы индивида зависит от того, какие мотивы и в каких ситуациях актуализировались особенно часто и сильно, какие желания при этом реализовывались и какие качества индивида угнетались.

Многие поведенческие побуждения людей возникают спонтанно, на подсознательном уровне, уровне установок и привычек, в силу их эмоциональных особенностей. В последующем же объяснении своего поведения люди подыскивают наиболее приемлемые для них оправдания.

Эмоциональные особенности характера индивида — наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалит, вызывает у него гнев и стресс, заставляет его успокаиваться и приходить в умиление. Эмоции , как уже отмечалось выше, — непосредственная, импульсивная реакция индивида на значимые для пего воздействия . Эмоционально окрашена вся оценочная деятельность индивида — от элементарного тона ощущений до эмоционального переживания своего мировоззрения, отношения к миру. Эмоции — непроизвольные реакции индивида на акты удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, выражающиеся в определенных нервно-психических и гуморально-вегетативных состояниях.

Эмоции вступают в права в любой внезапно возникающей жизненно значимой ситуации. Они доминируют во всех сложных конфликтных ситуациях, мобилизуя резервы психической и физической энергии.

По эмоциональным особенностям характера индивиды отличаются рядом параметров: эмоциональной реактивностью, возбудимостью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной отнесенностью . Эмоциональный настрой индивида — показатель тонуса всей его жизнедеятельности.

Ориентированные на успех индивиды предпочитают те виды деятельности, которые ведут к быстрому получению престижною результата. Для них характерен повышенный уровень притязаний, а во многих случаях — дефекты самокритичности, нравственной принципиальности. Индивиды, преимущественно ориентированные на избежание неудачи, отличаются повышенной требовательностью к себе, более тонким самоанализом, а в ряде случаев — излишней робостью и нерешительностью. Они всячески избегают ситуаций, в которых возможны поведенческие неудачи, личностные утраты. Такие люди отличаются другой крайностью — заниженным уровнем притязаний. Первые же неудачи гасят у них интерес к данному виду деятельности. Свои успехи они склонны считать случайностью.

Оценка своих психических возможностей — одна из характерных особенностей личности. Она связана с определенным уровнем тревожности, характерным для данного индивида. Высокотревожные люди особенно чувствительны к опасным ситуациям, склонны к дезорганизации своего поведения в этих ситуациях.

С эмоциями человека связаны его нравственные позиции, честь и совесть, способность к моральному самоконтролю, энергетической мобилизации в значимых для данной личности направлениях, способность эстетического наслаждения прекрасным и гневного отвержения безобразного.

Эмоциональность индивида характеризуется содержанием, качеством и динамикой его эмоциональных процессов . Содержательная сторона эмоциональной сферы отвечает за ценностные ориентации, общую психическую направленность. Качественная сторона эмоций свидетельствует о преимущественной положительной или отрицательной модальности присущих данному индивиду эмоциональных состояний. К динамическим эмоциональным свойствам индивида относятся особенности возникновения, протекания, видоизменения и прекращения эмоциональных процессов, их внешнее проявление — экспрессия.

Эмоциональная сфера индивида — механизм экстренного, спонтанного уравновешивания его внутренних состояний с внезапно возникающими изменениями в окружающей среде. По эмоциональным реакциям личности (внешне выраженным или тщательно скрываемым) можно судить о тонких нюансах ее животрепещущих связей с действительностью.

По эмоциональным качествам различаются натуры импрессивные — эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью) и малоэмоциональные .

Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивиду- ально-типологические особенности интеллекта.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов .

Решающее значение для развития интеллекта человека имеют система психической стимуляции, усложняющаяся система социокультурного общения. Гармонично развиваются дети, имеющие возможность общаться с конструктивно мыслящими людьми, манипулировать разнообразными предметами, осваивать вес более усложненные знания и навыки из зоны ближайшего развития.

Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, владение обобщенными способами мышления, устойчивая интеллектуальная направленность личности (любознательность), рассудительность, вдумчивость и др.

Итак, характер каждого человека — богатейшая палитра красок и полутонов, неповторимое, уникальное личностное своеобразие. Но в многообразии черт характеров особенно выделяется то, что заметно выступает на передний план в регуляции поведения индивида: волевая сторона его психики, выражающаяся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях. В этих случаях проявляется сила характера , которая вместе с цельностью и устойчивостью составляет основные динамические качества характера . Ценностное же его качество определяется нравственностью и когнитивной направленностью .

Для адекватного восприятия и оценки различных качеств индивида необходимо наблюдать его в различных жизненных ситуациях, особенно в ситуациях затруднений, психического напряжения. Однако следует помнить и о том, что мешает адекватному восприятию человека человеком. Назовем некоторые факторы искажении социальной перцепции: непонимание психического состояния людей, их подлинных мотивов и целей, подверженность предвзятости, обобщение отдельных негативных проявлений личности, поиск подтверждения априорных негативных оценок, неспособность увидеть положительные изменения у личности в связи с выходом ее из кризисных состояний, интерпретация случайных явлений в качестве причин поведения личности.