Исторические типы обществ и их характеристика. Основные виды общества: характерные особенности

  • 10.10.2019

2. Определение общества в социологии. Признаки общества

Общество - это предельно широкое понятие, употребляемое и в социологии, и в политологии, и в юриспруденции, и в истории, и в других науках. Каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей стороны и дает ему своеобразную трактовку. В результате складывается комплекс теорий, концепций, мнений о том, что есть общество, какова его сущность, отличительные признаки и особенности развития.

В социологии имеются различные трактовки понятия общества. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. П. Сорокин считал общество надорганической системой бытия. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности, «ансамбль человеческих отношений».

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени отражено восприятие общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Наиболее полно выразил системное понимание общества Т. Парсонс. По его мнению, общество - это такой тип социальной системы, который обладает высшей степенью самодостаточности относительно своей среды.

В качестве универсального, наиболее широкого определения общества можно привести следующее: общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, социальными общностями, организациями и институтами, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.

Важнейшими отличительными признаками общества являются следующие:

социальность (данное качество выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий);

способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми;

территория, на которой разворачиваются социальные взаимодействия;

социальное пространство и социальное время (это дает возможность установить социальные координаты человека);

высокий уровень самоуправления и саморегуляции (общество обладает высокой степенью самодостаточности, что позволяет без вмешательства извне сохранять высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство);

социальные институты - устойчивые, организованные формы деятельности социальных групп, общностей, индивидов, обеспечивающие устойчивость и динамичность в развитии общества;

любые изменения и события, происходящие в обществе, не осуществимы без участия сознания, воли и целенаправленной деятельности людей;

наличие определенной социальной структуры

Все указанные признаки, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают целостность и возможность его дальнейшего развития как единой и сложно структурированной системы.

Первичным элементом общества, его системообразующим ядром является социальная подсистема. В ее состав входят социальная и этнонациональная структуры общества, территориальная и профессиональная, социально-демографическая, а также функционирующие в обществе социальные институты, организации, общности, группы.

Экономическая подсистема включает производство, распределение товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое стимулирование различных видов деятельности, специфические органы и учреждения (финансы, банки и прочее).

Политическая подсистема представляет собой совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность политических партий и общественных организаций и прочее.

Социокультурную подсистему образуют институт образования, организации и учреждения культуры, СМИ, искусство, мораль, религия, философия и т.п.

Все эти подсистемы в своем взаимодействии образуют целостную систему общества.

Итак, общество представляет собой особый, сложный вид организации социальной жизни, включающий в себя все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, всех институтов и общностей, локализованных в рамках конкретных государственно-территориальных границ. Механизмы саморегуляции позволяют поддерживать целостность, упорядочивать отношения между его отдельными элементами, интегрировать в сложившуюся структуру социальные новообразования, подчинять своей логике основные массы населения.

3. Типы обществ и их классификация. Эволюция общества

Общество является крайне сложным, многоуровневым образованием. Этим термином можно определить и население современного Китая, и несколько десятков жителей тропического поселка в экваториальной Африке. Для того, чтобы классифицировать все многообразие существовавших ранее и существующих ныне обществ, исследователи используют различные критерии.

Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное. Под первым понимается общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами, основанное на традиционных способах социокультурной регуляции (нормы табу, религия, мораль). В нашем сегодняшнем понимании - это примитивное, отсталое общество, для которого характерны низкие темпы развития производства, большая инерционность, невосприимчивость к нововведениям.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел в научны оборот французский ученый А. Сен-Симон, подчеркнув тем самым иную производительную основу общества. Другими важными чертами этого общества являются гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

Различные авторы в своих теоретических построениях вводят дополнительные штрихи к описаниям традиционного и индустриального общества. Так К. Поппер использует понятия закрытого и открытого обществ, основу различий между которыми составляет соотношение социального контроля и свободы индивида. Племенное или коллективистское общество, по мнению К. Поппера, является закрытым, а общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения, - открытым.

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию обществ, получившую широкое распространение, особенно в нашей стране. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, объединенные этими двумя признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно Марксу, человечество в своем историческом развитии прошло четыре формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятая общественно-экономическая формация, которую описывает Маркс, носит название коммунистической (или социалистической). Она должна была наступить в будущем.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в единую синтетическую модель, автором которой считают американского социолога Д. Белла. Он разделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяется технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, образ жизни, социальная структура общества. В доиндустриальном обществе, которое называют традиционным, определяющим фактором развития было сельское хозяйство, а главными институтами - церковь и армия. В индустриальном - промышленность с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретические знания во главе с университетом как местом производства и сосредоточения знаний. Переход индустриального общества в постиндустриальную стадию сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства (подобные процессы наблюдаются в США и Японии).

Рассматривая процессы эволюции общества, различные стадии его развития, социологи выявили ряд закономерностей. Одна из них получила название закона ускорения истории - на каждую последующую стадию в развитии общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Вторая закономерность гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.

В тех случаях, когда ускорение социального развития приводит к позитивным сдвигам в обществе, говорят о прогрессе. Глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это понятие включает в качестве составных частей экономический, технический и культурный прогрессы. Процесс, противоположный прогрессу, называется регрессом. Он означает движение общества вспять, возвращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Никогда ещё человечество в целом не регрессировало, хотя на отдельных этапах истории его движение вперёд могло задерживаться, останавливаться.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Срединный путь развития, сочетающий особенности указанных выше вариантов социального прогресса получил название социальной модернизации. Под модернизацией понимается революционный переход к индустриальному обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени.

Понятия «общество» - самое важное для всех социальных дисциплин, включая социальную философию, философию истории, социологию, историческую науку, или историологию, политическую экономию, культурологию и др. Поэтому в нем необходимо детально разобраться. Обращаясь к анализу смысла слова «общество», мы сразу же сталкиваемся с тем, что оно имеет не одно, а множество значений. Иначе говоря, существует не одно понятие общества, а несколько разных понятий, но выражаемых одним словом, что очень усложняет дело.

Важнейшим признаком общества считается его устойчивость, связанная с интеграцией и стабильностью. Причину этой устойчивости социологи объясняют по-разному. Э. Дюркгейм считал, что устойчивость достигается благодаря единству воли, коллективному сознанию, которое способствует обузданию человеческого эгоизма. Р. Мертон считал, что устойчивость достигается благодаря фундаментальным ценностям, которые усваивает большинство населения, и благодаря этим ценностям происходит регуляция поведения и соблюдение норм совместной жизни. Э. Шилз считает, что устойчивость достигается благодаря воздействию власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру. Все это говорит о том, что однозначно определить факторы устойчивости нельзя.

На ранних этапах развития человеческого общества она достигалась за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства, соседства, основанные на привычке, влечении, эмоциональной основе. По мере роста населения устойчивость связей не могла обеспечиваться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры, которые обладали более устойчивыми социальными связями и отношениями. Социальные структуры общества формировались на основе межличностных контактов, составляя устойчивые взаимодействия и отношения. Постепенно шел отбор наиболее оптимальных принципов и норм регулирования совместной жизни, которые позволяли наиболее эффективно решать собственные задачи. Например, институт денег позволял регулировать товарообмен, институт семьи - брачные отношения, социально - профессиональные общности поддерживают разделение труда.

Все они поддерживают преемственность, без которой трудно было бы обеспечить устойчивость общества. Устойчивость обеспечивается социальными структурами при условии, что они легитимны. Легитимность заключается в том, что большинство населения считают их наиболее целесообразными и поддерживают.

Важнейшей отличительной чертой общества является его автономность и высокая степень саморегуляции. Автономность общества заключается в его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и представлять им широкие возможности для саморазвития и самоутверждения.

Саморегуляция общества достигается тем, что общество управляется и регулируется внутренними структурами, на основании собственных норм и принципов поведения, без вмешательства извне.

Кроме того, любое общество развивается через обновление и преемственность. Это достигается за счет того, что каждое новое поколение людей, включается в сложившуюся систему отношений и подчиняется общепринятым правилам и нормам.

Таким образом, общество - это не механическая сумма индивидов, а совокупность социальных связей и социального взаимодействия, поддерживающих и развивающих их институтов и норм.

Исходя из важнейших признаков общества, можно дать следующее определение: общество - это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей, живущих на данной территорией, обладающих автономностью, и устойчивостью к саморегуляции на основе биологического, экономического и культурного воспроизводства.

Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)

Не будем останавливаться на житейских, обыденных значениях этого слова, когда о человеке говорят, например, что он попал в дурное общество или вращается в великосветском обществе. Лишь упомянем об использовании слова «общество» как в быту, так и в науке для обозначения тех или иных общественных и прочих организаций: «Общество соединенных славян», «Южное общество», «Философское общество», «Общество охраны памятников истории и культуры», «Общество взаимного кредита», общества любителей кошек, собак, акционерные общества и т.п.

Если оставить все это в стороне, то выяснится, что в философской, социологической и исторической литературе термин «общество» используется, по меньшей мере, в пяти, хотя и связанных между собой, но все же разных смыслах.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

  • 1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения)
  • 2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом)
  • 3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
  • 4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Что более важно и ценно? Этот вопрос волновал человеческий ум давно, и уже эпоха античности ответила на него. Высказыванию Протагора «Человек есть мера всех вещей» противостояла идея Платона о приоритете общественного целого над личностно-частным.

Видение личности как главной ценности нашло развернутое подтверждение в идеологии либерализма: индивид предстает как самодостаточное существо, наделенное неотчуждаемыми правами -- «правами человека», а общество -- как нечто производное от неограниченной деятельности свободных индивидов.

В других идеологиях отношение к личности более сдержанное. Так, консерватизм рассматривает «права человека» как нечто вторичное по отношению к его обязанностям: роль человека как средства предшествует его статусу как самоценности. Социализм решение всех общественных и личностных задач допускает лишь при наличии направляющей и организующей роли социального целого. При этом речь может идти о самоценности личности, запрограммированной этим целым, соответствующей его идеалу личности. Национализм и клерикализм также отрицают в той или иной форме самоценность индивида.

Различие в выводах о соотношении личности и общества отражает многообразие социально-исторических ситуаций, многообразие групповых и личностных интересов, мировоззренческих ориентаций. На сегодняшний день развитие человеческого общества идет в направлении индивидуализации. Запад в этом отношении является лидером. Но с идеей, что западная модель приемлема для всего человечества, согласны не все.

Одно несомненно: главным богатством грядущего постиндустриального общества будет информация.

Значение человеческого фактора в историческом процессе растет. Общественный прогресс обусловлен развертыванием именно личностного потенциала. Поэтому ставка на свободу самоценности личности оправдана даже с позиций социального целого. Однако индивид должен соотносить свои действия с благом общества. На презумпции высоконравственной личности построена идеология либерализма. Это личность, руководствующаяся категорическим императивом Канта -- «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Суверенная, свободно действующая личность воплощает, тем не менее, тотальность социального бытия.

Здесь речь идет об идеале либерализма. В действительности встречается множество частичных или полных несовпадений устремлений и действий индивидов с интересами общества, и оно вынуждено в той или иной мере ограничивать суверенность и свободу личности. Корректируется и принцип самоценности индивида: он дополняется положениями о его обязанностях по отношению к обществу, о необходимости соответствия некой нормативной модели личности. В случае крайнего обострения ситуации, когда действия индивидов грозят самому существованию социального целого, происходит отказ от принципа самоценности личности, от его «прав человека» и провозглашается приоритет общественного интереса над личным. Ценность индивида рассматривается лишь как ценность средства по отношению к обществу.

Несомненно, на пороге третьего тысячелетия было бы наивно говорить о каком-то заданном едином общественном интересе. В идеале он является некой суммой разнообразных групповых и личных интересов, постоянно меняется и уточняется в ходе общественных дискуссий, тайных и явных компромиссов. Но это в идеале, когда общество функционирует и развивается в нормальном режиме, когда основные интересы социальных групп совпадают, когда правящая элита ответственна, а население политически активно. В условиях социального хаоса, опасности гибели общества в качестве общественного интереса утверждается с определенной долей насилия стратегия наиболее влиятельной и организованной политической силы, сумевшей подчинить общество своей воле.

Такова обычная эволюция соотношения общественного и личного интереса.

На каком этапе этой эволюции находится сейчас Россия?

По сегодняшний день в многочисленных дискуссиях уточняется, стоит ли Россия у порога катастрофы или катастрофа уже наступила. Факт реальной угрозы самому существованию России как социальной системы признан всеми. Общество атомизировано, поведение многих людей анархично: они не желают выполнять никаких обязанностей перед обществом. Границы общества стали прозрачны, сквозь них утекают наиболее ценные общественные ресурсы -- людские, финансовые, информационные. С другой стороны, идет беспрепятственное проникновение преступных элементов, контрабанды, наркотиков, разлагающей население информации. Общество не хочет контролировать свои действия. Ни одна из поставленных целей не достигается: «хотели как лучше, а получается как всегда». Политическая элита, следуя своим кратковременным политическим интересам, выявила безответственность и неспособность предложить обществу ответ на вызов обстоятельств. Она сама и организованные ею политические институты оказались дисфункциональны по отношению к обществу.

Большинство населения не доверяет ни политической элите, ни созданным ею институтам власти, хотя в целом оно не отказалось от мечты превратить Россию в «нормальную европейскую страну».

Население погружено в мелкие радости бытия: все хорошо, только денег не хватает -- таков лейтмотив общественного настроения. Обещание власти «навести порядок», как показали социологические исследования, понимается, прежде всего, как обеспечение своевременной выдачи зарплаты и пенсий. При этом население, однако, не готово к той сознательной и ответственной гражданской активности, к тем обязанностям личности, без которых «права человека» превращаются в словесную декларацию или, еще хуже, служат прикрытием для антиобщественной деятельности. Усыпленный либеральными СМИ, народ не осознает в полной мере масштаба и тяжести проблем, стоящих перед страной: как показали опросы, оптимистов среди населения примерно в три раза больше, чем среди региональной элиты.

Сама же элита -- и центральная, и региональная -- находится в двойственном положении. С одной стороны, либеральная идеология оправдывает их комфортное существование -- уровень материального благосостояния достиг западных стандартов, нет жесткого политического контроля, а псевдолиберальный хаос открывает возможности для быстрого обогащения. С другой стороны, она начинает осознавать, что необходимо установить в стране порядок, хотя он может лишить их привычного безбедного и безответственного образа жизни, а многих приведет на скамью подсудимых. Для них сохранение общественного хаоса, оправдываемого либеральной идеологией, -- это вопрос жизни и смерти. Они хотят под лозунгом «К нормальной европейской стране» привести Россию к стране латиноамериканского типа, где купающаяся в роскоши правящая элита достаточно спокойно воспринимается основной массой нищего населения.

Положение в России требует переноса акцента с интересов личности на интересы социального целого. Как назвать этот функционально необходимый политический режим? Какое идеологическое обоснование он может получить?

Какого-то единого идеологического проекта на сегодняшний день нет. Были попытки представить общество трудящихся, основанное на принципах централизованной экономики и народовластии, или нацию-государство (российскую), или этническую нацию (русскую), или единую веру (православие) и др. Политические силы, выдвигающие эти проекты, заявляют о себе как о патриотах. В левой части спектра патриотических сил доминирует НПСР, где ядром является КПРФ, а в правой части -- Русское национальное единство (РНЕ), КПРФ и часть близких ей политических образований уже сумели стать внушительными, самым большим элементом системной оппозиции. Русское национальное единство находится на положении политического маргинала. Либеральные СМИ характеризуют РНЕ как организацию экстремистскую и даже фашистскую. Враждебно к ней отношение и со стороны КПРФ.

Правы и те и другие. Население, поставленное правящим режимом в экстремальные условия, должно проснуться от политической апатии и оказать сочувствие крайне левым или крайне правым политическим силам. И тому есть причины. Во-первых, население против повторения маразматических явлений позднесоветского периода, слабо верит в то, что коммунисты представляют собой сильную и жесткую власть (подтверждением коммунистического бессилия стал август 1991 г.), опасается очередей, талонов, пустых прилавков. Во-вторых, коммунисты, длительное время входя в систему власти, хотя и в качестве оппозиции, не сумели проявить себя как эффективная политическая сила.

Поставив целью изучить многообразие форм проявления девиантного поведения американский социолог Р. Кевен построила теоретическую модель, описывающую взаимодействия индивида и общества. Она предложила континуум типов поведения от крайней девиации при низшем уровне конформизма, через промежуточные формы более или менее правильного поведения, до крайней девиации при «сверконформизме». Схема Р. Кевен представляет собой кривую Гаусса на горизонтальной прямой, разбитой на 7 равных сегментов.

Рис. 9.

Поведение, которое полностью одобряется и вознаграждается обществом, попадает в зоны C, D, E. Им соответствуют сознательные, или законопослушные, граждане, так называемые типичные американцы. Формальные стандарты, доминирующие в этой зоне - это социальные нормы. Поведение в зоне D, находящейся в середине континуума называется конформным. Оно вполне регулируется и управляется соответствующими социальными институтами, которые задают официальные нормы и официальные средства контроля.

Те люди, чье поведение попадает в зону B - «недокомформисты». Они вечно спорят, конфликтуют и враждуют с родителями, учителями и полицией. Однако общество не пытается их изолировать и всячески старается исправить их неправильный образ жизни. Те, кто попадает в группу F, являются «сверхконформистами». Молодежь из этой зоны расположена вдоль наружной границы приемлемого поведения и рискует быть исключенной из нормальной социальной деятельности. Им свойственно заниматься самокопанием и критикой. Взрослые пытаются убедить их быть более непринужденными, веселыми и непосредственными. Людей, чье поведение находится в зоне B или F можно квалифицировать как маргинальных индивидов. Окружающие люди либо с удовольствием принимают их в свой круг, либо отталкивают.

Самые экстремальные зоны - A и G - это больше, чем просто отклонение от принятых норм. Это область отчужденного и противостоящего поведения. Молодежи с таким поведением не так много, она всегда в меньшинстве, но она образует контркультуру со своими ценностями, иерархией отношений, методами контроля, механизмами распределения ролей. Мальчиков из зоны G обзывают «очкариками», «любимчиками учителей», «рохлями» и т.п. Мальчиков из зоны А называют иначе: «трудновоспитуемые», «хулиганы» и т.п.

Таким образом, в зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиации можно расположить вдоль некоторого континуума. На одном его полюсе разместится категория лиц, проявляющих максимально осуждаемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги. На другом - категория с максимально одобряемыми отклонениями от нормы: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. По результатам статистических подсчетов в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих категорий пришлось бы примерно по 10 - 15% общей численности населения, и порядка 70% пришлось бы на «твердых середняков».

Социальная система складывается на базе той или иной социальной общности, к которой можно отнести социальную группу, социальную организацию и т.д. Ее элементами являются люди, чье поведение обусловлено определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а взаимодействуя с окружающей средой в целом, и с другими индивидами, в частности. Социальная среда систематически влияет на индивида, а он, в свою очередь, оказывает обратное влияние на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, обладающей системными качествами, то есть качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

Социальная система может быть представлена в пяти аспектах: 1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; 2) как социальное взаимодействие, имеющее своим следствием становление социальных отношений и образование социальной группы; 3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат те или иные общие обстоятельства (место жительства, трудовой коллектив); 4) как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; 5) как совокупность норм и ценностей определяющих характер и содержание деятельности (поведение) элементов данной системы.

Первый аспект, характеризующий социальную систему связан с понятием индивидуальности, второй - социальной группы, третий - социальной общности, четвертый - социальной организации, пятый - социального института и культуры.

В широком смысле термин “общество” означает часть материального мира, который в свое время обособился от природы. Следствием этого явилась исторически сложившаяся форма жизнедеятельности людей.

В узком смысле под “обществом” можно понимать:

  • а) общество - это исторически конкретный тип социальной организации, соответствующий определенному этапу человеческой истории, например, феодальное, капиталистическое и другие общества;
  • б) общество - это конкретный социальный организм, имеющий определенные пространственно-временные координаты, например, российское, американское общества;
  • в) общество - это самое большое объединение людей, живущих на общей территории и взаимодействующих друг с другом, например, империя.

Для понимания специфики общества необходимо установить каким образом люди выделяются из природы. Этому способствуют три фактора:

  • 1) общественно-историческая практика, или труд, с помощью которого человек приспособился к окружающей среде, изменил ее и создал искусственную среду, так называемую “вторую природу”. Осуществленные преобразования создали дополнительные средства для жизни людей;
  • 2) коллективный характер деятельности людей. Человек является существом общественным, не способным в одиночку обеспечить свою жизнь. Поэтому каждый индивид стремится к общению, взаимодействию с другими индивидами. Это не исключает формирование в коллективе неповторимой личности, ее индивидуальных качеств;
  • 3) сознание, интеллект, духовность, которые создают основу самосохранения общества. К ним относятся нормы, идеалы, лежащие в основе той или иной цивилизации. Если духовная культура разрушается, то изменяются и общественные отношения, что ведет к изменению самой цивилизации.

Таким образом, общество отличается от космически-природных явлений тем, что обладает социальным началом, фундаментом которого является организованный сознательный труд и взаимодействие людей с целью создания условий, необходимых для их жизни и развития.

Структуру общества определяют исходя из разных основополагающих факторов. Если за основу берут уже указанные факторы - совместный труд, общение, духовность, то выделяют три основные сферы жизни общества: экономическую, социально-политическую (правовую, нравственную), духовно-культурную (религия, наука, искусство).

Природный фактор разделяет людей по полу, возрасту, расовым признакам. Социально-территориальный фактор делит людей на жителей города и села. Социально-демографический - на мужчин, женщин, детей. Социально-этнический - на род, племя, народность, нацию, этнос.

К признакам общества целесообразно отнести:

  • 1) территорию, то есть географическое пространство, на котором складываются социальные связи, отношения, взаимодействия между людьми;
  • 2) устойчивость (самореализацию), то есть способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи. Этому способствует контроль и реализация всей совокупности социальных связей. Они осуществляются с помощью таких институтов, как мораль, нормы, принципы, право, государство, религия, идеология;
  • 3) автономность (самодостаточность), то есть способность удовлетворять разнообразные потребности индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения;
  • 4) универсальность, то есть наличие внутреннего механизма, который позволяет включить в сложившуюся систему социальные новообразования, например, общественные объединения, институты. Общество подчиняет их своей логике, заставляет действовать в соответствии с существующими социальными нормами и правилами;
  • 5) большую интегрирующую силу, то есть способность включать новые поколения людей в сложившуюся систему общественных связей и отношений, норм и правил поведения;
  • 6) развитую культуру, которая удовлетворяет потребности всех социальных слоев. Но во всех странах имеет место совокупность субкультур, например, в США, Индии, Югославии и других;
  • 7) политическую независимость, означающую то, что данное общество не является элементом других социальных систем. В то же время такая независимость может носить ограниченный характер, например, Канада, Мексика политически независимы от США, но фактически зависят от них, так как доля американских инвестиций в экономику этих стран является очень значительной;
  • 8) самообеспеченность, то есть платежеспособность, позволяющую той или иной стране своевременно уплачивать свои долги;
  • 9) заключение браков между представителями данного общества;
  • 10) пополнение общества за счет деторождения или иммиграции;
  • 11) собственное название и свою историю.

Таким образом, общество представляет собой универсальный способ организации социального взаимодействия и социальных связей. Оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей граждан, является самодостаточным, саморегулирующимся, самовоспроизводящимся организмом.

Типы обществ и их эволюция

Общество бесконечно многообразно, поэтому социологи предлагают несколько их классификаций в зависимости от выбранного критерия. В основе одной из классификаций лежит наличие письменности. В дописьменных обществах умели говорить, но не умели писать. В письменных обществах владеют алфавитом и фиксируют знания.

Другая классификация исходит из уровней управления и степени социального расслоения.

Различают простые и сложные общества. Их сравнительные характеристики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Определяющим фактором третьей классификации являются способ производства и формы собственности. Такой подход называют формационным. Его выработал К. Маркс, выделив первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятый в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с закономерностями, определяемыми производственными отношениями.

В основе четвертой классификации лежит тип цивилизации. Цивилизационный подход акцентирует внимание на том общем, что присуще различным странам и позволяет получить синтезированное представление об обществе.

Западные ученые - Д. Белл, Р. Арон, У. Ростоу, Э. Тоффлер разрабатывали теорию трех стадий развития общества. В соответствии с нею выделяют доиндустриальные (традиционные, аграрные); индустриальные; постиндустриальные. Их отличительные признаки представлены в таблице 2.

Австрийский ученый К. Поппер различает два типа обществ: открытые и закрытые. В основе различий между ними лежит отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Согласно Ф. Теннису необходимо различать такие понятия как община и общество. Община - традиционное сообщество и общество - современное сложноструктурированное сообщество. Критерий - установка на социальные изменения.

Для традиционного общества характерны:

  • - естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку);
  • - связанность членов отношениями родства («семейный» тип организации общности);
  • - высокая структурная устойчивость;
  • - относительная изоляция;
  • - отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию;
  • - наследственная власть, правление старейшин;
  • - традиция как основной способ социальной регуляции;
  • - регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету;
  • - поведенческие максимы: «не высовывайся», «будь как все», «веди себя как положено».

Для современного общества характерны:

  • - развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы);
  • - социальная мобильность;
  • - рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах;
  • - выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества;
  • - сложная система социального управления - выделение института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления;
  • - секуляризация религии, т.е. отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт;
  • - доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм;
  • - поведенческие максимы: «делай дело», «не бойся рисковать», «стремись к победе»;
  • - отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию морали и права.

Таблица 2

Отличительные признаки

Доиндустриальное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Время возникновения

4 тыс. до н.э.

ХУШ-Х1Х вв.

Последняя четверть ХХ века

Ключевая сфера экономики

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг (прежде всего, наука и образование)

Организационно-технические характеристики экономики

Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники

Массовое товарное производство на базе замены ручного труда машинным

Эффективное использование достижений НТР на базе регулируемой рыночной экономики

Основы развития

Традиции

Научно-технический прогресс, появление элементов демократии

Новый этап НТР, движение к информационному обществу и зрелой демократии

Ведущая роль в обществе принадлежит

Церкви и армии

Промышленным и финансовым корпорациям

Широкой сети банков знаний и данных, гибким социальным структурам

Ведущие социальные группы

Феодалы и духовенство

Предприниматели

Производители информации и бизнесмены

Информационная революция, начало которой относят к 60-м гг. XX века, способствует переходу общества в новое состояние, в информационное общество. Его отличительным признаком является структурная перестройка в материальном производстве, когда информация становится доминирующей сферой воспроизводства и наряду с информационными технологиями занимает ключевое место в экономике стране.

Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать.

Одним из основных направлений в типологии служит выбор политических отношений , форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у и я общества различаются по типу государственного устройства : монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия . В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ .

В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях : первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, . Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития , производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность , что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами : ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества .

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля , тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:
  • переход от производства товаров к экономике услуг;
  • возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества . Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм . Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину , предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

Основные типологии общества

В истории социальной мысли было предложено несколько типологий общества.

Типологии общества в период формирования социологической науки

Основатель социологии французский ученый О. Конт предложил трехчленную стадиальную типологию, в которую входили:

  • стадия военного господства;
  • стадия феодального господства;
  • стадия промышленной цивилизации.

В основу типологии Г. Спенсера положен принцип эволюционного развития обществ от простого к сложному, т.е. от элементарного общества ко все более дифференцированному. Развитие обществ Спенсер представлял как составную часть единого для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, характеризующиеся высокой однородностью, подчиненным положением индивида и господством принуждения как фактора интеграции. От этой фазы через ряд промежуточных общество развивается к высшему полюсу — индустриальному обществу, в котором доминируют демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм и многообразие.

Типологии общества в классический период развития социологии

Данные типологии отличаются от описанных выше. Свою задачу социологи этого периода видели в том, чтобы объяснить ее, исходя не из общего порядка природы и законов ее развития, а из нее самой и ее внутренних закономерностей. Так, Э. Дюркгейм стремился найти «исходную клетку» социального как такового и с этой целью искал «простейшее», элементарнейшее общество, самую простую форму организации «коллективного сознания». Поэтому его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т.е. сознания индивидами своего единства. В простых обществах действует механическая солидарность, потому что составляющие их индивиды очень похожи по сознанию и жизненной ситуации — как частицы механического целого. В сложных обществах существует сложная система разделения труда, дифференцированные функции индивидов, поэтому сами индивиды отстоят друг от друга по образу жизни и сознанию. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является «органической», функциональной. Оба типа солидарности представлены в любом обществе, но в архаических обществах господствует механическая солидарность, а в современных — органическая.

Немецкий классик социологии М. Вебер рассматривал социальное как систему господства и подчинения. Его подход основывался на представлении об обществе как о результате борьбы за власть и за удержание господства. Общества классифицируются по типу сложившегося в них господства. Харизматический тип господства возникает на основе личной особой силы — харизмы — правителя. Харизмой обычно обладают жрецы или вожди, и такое господство внерационально и не требует особой системы управления. Современному обществу, согласно Веберу, присущ легальный тип господства, основанный на праве, характеризующийся наличием бюрократической системы управления и действием принципа рациональности.

Типология французского социолога Ж. Гурвича отличается сложной многоуровневой системой. Он выделяет четыре типа архаических обществ, обладавших первичной глобальной структурой:

  • родоплеменные (Австралия, американские индейцы);
  • племенные, включавшие в себя разнородные и слабо иерархизованные группы, объединявшиеся вокруг наделенного магической силой вождя (Полинезия, Меланезия);
  • племенные с военной организацией, состоявшие из семейных групп и кланов (Северная Америка);
  • родовые племена, объединенные в монархические государства («черная» Африка).
  • харизматические общества (Египет, Древний Китай, Персия, Япония);
  • патриархальные общества (гомеровские греки, евреи эпохи Ветхого Завета, римляне, славяне, франки);
  • города-государства (греческие полисы, римские города, итальянские города эпохи Возрождения);
  • феодальные иерархические общества (европейское Средневековье);
  • общества, породившие просвещенный абсолютизм и капитализм (только Европа).

В современном мире Гурвич выделяет: технико-бюрократическое общество; либерально-демократическое общество, построенное по принципам коллективистского этатизма; общество плюралистского коллективизма и т.д.

Типологии общества современной социологии

Для постклассического этапа развития социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. В наши дни наиболее популярна типология, которая выделяет традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Традиционные общества характеризуются высоким развитием сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, которая осуществляется в рамках крестьянских семей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом бытовых потребностей. Основой экономики является семейное хозяйство, способное удовлетворить если не все свои потребности, то значительную их часть. Техническое развитие крайне слабо. В принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок». Социальные отношения развиты крайне слабо, как и социальная дифференциация. Такие общества ориентированы на традицию, следовательно, направлены в прошлое.

Индустриальное общество - общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе: для удовлетворения своих актуальных потребностей такое общество стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов. Главный сектор производства — обработка и переработка материалов, осуществляемые коллективами рабочих на фабриках и заводах. Такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и удовлетворению социальных потребностей. Основным методом принятия решений является эмпирическое исследование.

Еще одна очень важная черта индустриального общества — так называемый «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую проблему, в том числе социальную, можно решить, опираясь на научные знания и технологии.

Постиндустриальное общество — это общество, которое зарождается в настоящий момент и имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. Если для индустриального общества свойственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале первостепенную) роль играют знания, технология и информация. Кроме того, быстрыми темпами развивается сфера обслуживания, обгоняя промышленность.

В постиндустриальном обществе нет веры во всесилие науки. Это отчасти связано с тем, что человечество столкнулось с негативными последствиями собственной деятельности. По этой причине на первый план выступают «экологические ценности», причем имеется в виду не только бережное отношение к природе, но и внимательное отношение к равновесию и гармонии, необходимым для адекватного развития общества.

Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь породило еще один тип общества — информационное. По мысли сторонников теории информационного общества, появляется совершенно новое общество, характеризуемое процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Например, вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.

Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для обслуживания техники, юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. Они ничего не производят в отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе. Вместо этого они передают или используют знания для оказания услуг, за которые готовы заплатить другие.

Исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания современного типа общества, сложившегося и развивающегося под воздействием информационных технологий, прежде всего интернет-технологий. Виртуальный, или возможный, мир стал новой реальностью вследствие компьютерного бума, охватившего общество. Виртуализация (замещение реальности се симуляцией/образом) общества, отмечают исследователи, является тотальной, так как все элементы, составляющие общество, виртуализируются, существенно меняя свой облик, свой статус и роль.

Постиндустриальное общество определяется также как общество «постэкономическое», «посттрудовое », т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. В постиндустриальном обществе человек утрачивает свою экономическую сущность и уже не рассматривается как «человек экономический»; он ориентируется на новые, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, а в качестве приоритетных выступают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах, в связи с чем формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Согласно концепции постэкономического общества, разработанной российским ученым B.Л. Иноземцевым, в постэкономическом обществе в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, главной целью для большинства людей становится развитие их собственной личности.

Теория постэкономического общества связана с новой периодизацией истории человечества, в которой можно выделить три масштабные эпохи — доэкономическую, экономическую и постэкономическую. В основе такой периодизации лежат два критерия — тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личности и общества. Постэкономический тип общества определяется как такой тип социального устройства, где хозяйственная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью. Экономическую основу такого общества образуют деструкция частной собственности и возврат к собственности личной, к состоянию неотчужденности работника от орудий производства. Пост- экономическому обществу присущ новый тип социального противостояния — противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в нее людей, занятых в сфере массового производства и в силу этого вытесненных на периферию общества. Однако у каждого члена такого общества есть возможность самому войти в элиту, поскольку принадлежность к элите определяется способностями и знаниями.

Общество существовало с давних времен. В широком смысле это понятие включает в себя взаимодействие людей с природой и между собой, а также способы их объединения. В более узком определении общество представляется совокупностью людей, которые наделены собственным сознанием и волей и которые проявляют себя в свете определенных интересов, настроений и мотивов. Каждое общество может характеризоваться следующими признаками: название, устойчивые и целостные формы взаимодействия людей, наличие истории создания и развития, наличие собственной культуры, самодостаточность и саморегуляция.

Исторически все многообразие обществ можно разделить на три типа: традиционное, или аграрное, индустриальное, постиндустриальное. Каждый из них обладает определенными особенностями и характеристиками, которые однозначно отделяют одну форму общественных отношений от другой. Тем не менее типы общества хоть и различаются между собой, но выполняют одинаковые функции, такие как производство благ, распределение результатов трудовой деятельности, формирование специфической идеалогии, соцализация человека и многое другое.

Данный тип включает в себя совокупность общественных идей и укладов, которые могут находиться на различных ступенях развития, однако не обладать достаточным уровнем индустриального комплекса. Основное взаимодействие осуществляется между природой и человеком, при этом важная роль отводится выживанию каждого индивида. К данной категории относят аграрное, феодальное, племенное общество и другие. Для каждого из них характерны низкие темпы производства и развития. Тем не менее подобные типы общества обладают характерной особенностью: наличие устоявшейся социальной солидарности.

Характеристика индустриального общества

Оно имеет сложную и в достаточной мере развитую структуру, обладает высокой степенью специализации и разделения трудовой активности, а также отличается повсеместным внедрением новшеств. Индустриальные типы общества образуются при наличии активных процессов урбанизации, роста автоматизации производства, массового производства всевозможных товаров, широкого применения научных открытий и достижений. Основное взаимодействие происходит между человеком и природой, в котором присутствует порабощение окружающего мира людьми.

Характеристика постиндустриального общества

Подобный тип человеческих взаимоотношений обладает следующими особенностями: создание высокоинтеллектуальных технологий, переход к экономике услуг, контроль над различными механизмами, возвышение высокообразованных специалистов и господство теоретического познания. Основное взаимодействие происходит между человеком и человеком. Природа выступает как жертва антропогенного влияния, следовательно, разрабатываются программы по минимизации отходов производства и загрязнения окружающей среды, а также по созданию высокоэффективных технологий, которые могут обеспечить безотходное производство.

Общество. Основные сферы общественной жизни.

Общество:

В широком смысле - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

В узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов ит.п.)

Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «первобытное общество», «средневековое общество», «российское общество», означающие определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

Определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т.д.);

Людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);

Население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);

Все человечество (человеческое общество).

Функции общества:

Производство жизненных благ;

Воспроизводство и социализация человека;

Обеспечение законности управленческой деятельности государства;

Историческая передача культуры и духовных ценностей

Человеческое общество включает в себя ряд областей –с фер общественной жизни:

Экономическая - отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ, услуг и информации;

Социальная - взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографических групп;

Политическая - деятельность государственных организаций, партий и движений, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением власти;

Духовная -мораль, религия, наука, образование, искусство, их влияние на жизнь людей.

Под общественными отношениями понимаются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

1) Доиндустриальное общество (традиционное)- состязание человека с природой.

Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около2/3работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2)Индустриальное - состязание человека с преобразованной природой

Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.


3)Постиндустриальное - состязание между людьми

Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

4)Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества - информационного.