Концепция молодежного служения рпц. Организация досуга православным социальным педагогом Не назидание, а живое общение

  • 11.07.2020

Дети - не только цветы жизни, но и крайне восприимчивые личности. Воспитание для верующих родителей является первостепенной задачей, поскольку их личность крайне подвержена влиянию до 16-18 лет и лучше, если это будет хорошее влияние. Воспитать детей в христианской вере, с соблюдением ее основополагающих принципов, очень тяжело, ведь сегодня мир предлагает множество развлечений, которые развращают душу и приводят ко греху.

Поэтому наиболее правильным вариантом будет заменить это влияние христианским воспитанием . Прекрасным вариантом правильного досуга с христианским влиянием станет православный летний лагерь для детей. Это то место, где малыши могут веселится и развлекаться, но при этом постигать Бога.

Что это такое

Православный лагерь для детей - это место отдыха для воцерковленных и неверующих, по типу обычных пионерских баз отдыха. В зависимости от типа базы отдыха, туда могут приехать верующие и неверующие подростки, сами или с семьей и хорошо провести время, однако важно понимать направленность и не иметь к нему отторжения.

Главная задача подобного места отдыха - это открыть огромный мир православной веры и научить детей взаимоотношениям, построенным на христианстве. Ни в коем случае педагоги не заставляют насильно участвовать в мероприятиях или принимать православие.

О православии для детей:

  • Беседы с детьми о необходимости носить нательный крестик

Такие места отдыха отличаются по типам:

  1. Общеобластные - в таких могут принять участие малыши из любых семей;
  2. Стационарные - на основе поместных церквей и приходских школ;
  3. Воспитательные - такие имеют определенную направленность, чтобы подростки развивались в определенном направлении (спорт, изучение Слова и пр.);
  4. Семейного типа - обычно палаточные базы отдыха, участие в которых могут принять целые семьи. Обычно в таких местах насыщенная программа.

Независимо от типа, главная задача такого места отдыха - воспитание подростков путем совместной деятельности. Т.е. участники вместе делают что-либо и учатся через это взаимодействовать друг с другом.

В детском православном лагере

Как правильно выбрать лагерь

Чтобы правильно выбрать место отдыха, следует:

  • знать, кто организует его, кто работает в нем, главную миссию и задачу. Очень важно ознакомиться с духовными наставниками, вожатыми и руководством;
  • пообщаться с теми, кто уже отдыхал там. Причем опросить и взрослых, и маленьких;
  • узнать программу и опыт вожатых. Возможно, побыть там один день, чтобы помочь ребенку адаптироваться.

Отличие православных баз отдыха от обычных

Есть два основных различия: внешние и внутренние.

  • утренние и вечерние молитвы;
  • участие в храмовых служениях и таинствах;
  • изучение Закона Божия;
  • духовное наставничество священников.

Но гораздо важнее внутреннее содержание, обучение детей взаимоотношениям, которые основаны на христианском мировоззрении. Малыш на таком отдыхе попадает в общество, где доминирует любовь и доверие. Его там уважают и пресекают все попытки унижения между детьми.

Кроме того, происходит обучение нравственным нормам.

Важно! Запрещается и пресекается сквернословие и распущенность. Подростки учатся отдыхать в атмосфере морали и нравственности. Крайне важно воспитывать правильный дух в юношах, учить их полагаться на Господа и совмещать духовную жизнь с досугом и развлечениями, учить их функционировать в обществе.

В детском православном лагере

Обзор популярных мест отдыха

Православный летний лагерь для детей - это прекрасная возможность обеспечить своим чадам правильный отдых. По всей России располагаются самые разные православные базы отдыха, так что выбрать подходящий вариант не составит труда.

Чтобы выбрать правильное место, следует подробно рассмотреть все возможные варианты, если, конечно, вопрос расположения, не является главным.

О православном образовании:

«Символик»

Палаточная база отдыха располагается в Орловской области и существует от автономной одноименной организации. Главная ее миссия - это преображение подростка духовно, душевно и физически. Сюда могут приехать дети от 10 лет. Прежде всего, организация приглашает к участию малообеспеченные семьи и многодетные.

На территории можно найти столовую, медпункт и храм. Всю смену участники могут пообщаться с присутствующим священником о волнующих их темы.

В программе:

  • участие в командных играх;
  • обучение ориентации на местности;
  • курс выживания в лесу;
  • ознакомление с природой края;
  • выживание в экстремальных условиях.

За лето организация проводит 2 смены по 40 человек каждая: 10-23 июля и с 24 июля по 6 августа. Благодаря немногочисленности участников, инструктора и педагоги могут обеспечить каждому индивидуальный подход, не оставив их без внимания.

Совет! Такой отдых поможет малышу укрепится физически, научится выживать в открытой природе, общаться со сверстниками и самореализоваться.

«Коневец»

В домиках коттеджного типа располагается на острове Коновец в Ленинградской области, на территории Коневского скита.

Дети располагаются в комфортабельных домиках и участвуют в богослужениях: утренние и вечерние молитвы, службы в поместном храме, причастие.

В программе:

  • спортивные игры: футбол, волейбол, пляжные игры;
  • походы в лес;
  • курс ориентирования в лесу;
  • лодочные прогулки по Ладоге;
  • купания;
  • активные квесты и игры на территории;
  • полеты на вертолете.
Для справки! На территории постоянно присутствует священник, который проводит с детьми беседы, а также специализированные педагоги.

«Азбука православия»

База отдыха, благословенная и поддерживаемая епископом Костромы и Галичи Ферапонтом, располагается в Костромской области, в экологически чистом районе - окраина города Нерехта. Большое внимание здесь отводится знакомству с церковными достопримечательностями и различным искусствам.

Участников ожидает:

  • посещение монастырей и соборов в области;
  • осмотр и экскурсии по купеческим особнякам XIX века Ярославля, Костромы и Нерехты;
  • спортивные занятия стрельбой из лука, сражения на мечах;
  • походы;
  • изготовление пряников;
  • росписи глиняных игрушек;
  • участие в церковных богослужениях;
  • воспитательные беседы со священниками.
Для справки! Тут ждет комплексный сбалансированный отдых, который включает культурное, духовное, физическое развитие и освоение различных рукоделий.

«Горний посад»

Митрополит Екатеринодара и Кубани Исидор благословил создание и развитие православно-ориентированного центра отдыха в Краснодарском крае в станице Нефтяная, на базе Свято-Покровского храма города Апшеронск. Духовный наставник - протоиерей Виктор Бандурко.

Культурная программа включает:

  • молитвы утром и вечером;
  • участие в служениях при храме;
  • посещение кубанских храмов и монастырей, а также святых источников;
  • участие в импровизированных Крестовых походах;
  • просмотр фильмов;
  • общение с духовными наставниками;
  • горные прогулки и походы;
  • спортивные состязания на военном полигоне;
  • возможность присоединится к кружку по интересам: ИЗО, лепка из глины, вышивание, плетение бисером, акробатика, музыка, пение, изучение Библии.

У каждого есть возможность развиваться в наиболее интересующем направлении:

  • военно-патриотическом;
  • эколого-туристическом;
  • творческо-эстетическом;
  • развиваться в познании Божьего слова.

Теплый климат Кубани способствует оздоровлению.

Православно-ориентированный военно-патриотический лагерь “Ратная Застава”

Создан в 2003 году, входит в перечень одних из профильных лагерей. Награжден правительственными и конкурсными наградами, отмечается во многих авторитетных православных СМИ.

Программа лагеря включает всестороннее православное и патриотическое воспитание детей:

  • Обучение Основам православной культуры;
  • Обучение стрельбе из разных видов оружия;
  • Реконструкции исторических сражений;
  • Классические и народные танцы, песенные конкурсы;
  • Сплавы по реке и многое другое.

«Звезда Вифлеема»

На базе Патриаршего центра развития в Подмосковье (территория оздоровительного центра «Алмаз» в Рузском районе) функционирует «Звезда Вифлеема», база отдыха которая принимает подростков 7-15 лет в 2 весенние смены и 5 летних: в конце марта - начале апреля, и в течение всего лета с перерывами между сменами по 7 дней.

Главной особенностью являются ролевые игры (по произведениям Туве Янссон, Клайва Льюиса и Толкиена), которые стали сценариями для составления программы отдыха. Каждая смена проводиться в соответствии с определенной программой и состоит из различных конкурсов и заданий. Подростки в возрасте тринадцати-пятнадцати лет перед зачислением должны обязательно пройти игровую версию курса.

Важно! Отряды формируются количественно до 16 человек, чтобы вожатые могли обеспечить каждому должное внимание. За каждым отрядом прикреплены 2-е вожатых.

Духовное развитие состоит в регулярных молитвах всем отрядом (перед завтраком и перед отбоем). На территории находиться священник и участники имеют возможность пообщаться с ним и задать вопросы в любое время. Также каждый может по желанию совершить тайну исповеди и причастия в конце отдыха.

Все это осуществляется по желанию и без насилия над личностью.

Патриаршее подворье

В селе Здехово Московской области также проводится лагерь храмом Живоначальной Троицы и местной Православной школой. В лагерь приглашаются школьники и члены поместных церквей.

Направленность данного лагеря более обучающая, поэтому основной частью программы отдыха являются курсы по изучению Библии, Закона Божьего и других познавательных занятий.

На базе школы можно принять участие в молитвенном правиле и познавательных занятиях, посмотреть художественные и документальные фильмы, побеседовать с духовными наставниками, совершить прогулки к достопримечательностям.

Посмотрите видео о православном детском лагере

Человеку свойственно утомляться, без отдыха обойтись невозможно, хотя кому-то может и показаться, что описание досуга и рассуждение об отдыхе не самые важные темы.

Прежде всего, скажем вслед за мудрейшим митрополитом XIX столетия Филаретом Московским, что лучший отдых есть перемена занятий. Видим, что Господь по благости Своей даровал нам смену времен года для того, чтобы мы всегда радовались богатству Божиего мира и он нам никогда не прискучивал. Меняется все вокруг нас, меняемся и мы сами. Проходя последовательно детский, молодой, зрелый и старческий возрасты, мы черпаем от каждого свойственное ему и не устаем от жизни со всеми ее коловращениями.

Итак, не должно держать тетиву лука в одном напряжении. Если мы не желаем, дабы она порвалась, необходимо и приспускать ее по временам. Рассудительный христианин поэтому будет стараться разнообразить главное дело своей жизни теми побочными занятиями и новыми впечатлениями, которые не грозят никаким ущербом душе. Святейший Патриарх Тихон, например, управляя Церковью в тяжелейших условиях советских безбожных гонений, испытывал, вероятно, нечеловеческое напряжение от общения с враждебно настроенными государственными чиновниками, поминутно требовавшими аудиенции у Патриарха. И это помимо частых богослужений, обилия верующего народа, искавшего у немощного телом, но бодрого духом благодатного старца поддержки и утешения! До нас дошли свидетельства очевидцев, что печальник и заступник всероссийский перечитывал незадолго перед смертью «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева, великого мастера русской художественной прозы и знатока русской души.

А для святого и праведного Иоанна Кронштадтского, трудовой день которого начинался ранее четырех часов утра, а заканчивался глубокой ночью, отдыхом было уединение, пусть непродолжительное, на лоне природы - в городском ли саду или во время прогулки на дилижансе. Как преображалось лицо праведника, каким сияло восторгом, неземной радостью, когда он созерцал красоту звездного неба или любимую им природу северного края во время ежегодных путешествий на родину, в далекую Суру Архангельской губернии!

Наконец, вспоминается мне повествование об одном из выдающихся московских пастырей-духовников предреволюционной поры. Утомленный долгими исповедями и собеседованиями, он любил решать математические задачи, будучи с детства почитателем этой точной науки.

Уместно, говоря о досуге христианина, побеседовать и об отношении к нашему собственному телесному естеству, или проще - телу. Тело, как и душа, сотворено Богом и служит инструментом, орудием, посредством которого разумная человеческая душа действует в этом мире. Искупительный подвиг Христа освятил и тело, и душу человеческую, соделав их храмом Духа Святого. Следовательно, мы должны проявлять разумную заботу о теле, которое святые отцы называют не врагом, а другом разумной души. И прежде всего это относится к данному Богом здоровью. Иногда приходится наблюдать у молодых христиан совершенно неразумное пренебрежение к этому дару Создателя. А ведь повредив телу собственным нерадением, запустив болезни, которые на начальной стадии легко могли бы быть уврачеваны или вовсе предотвращены, мы совершаем грех, за который Господь может взыскать с неразумных и нерассудительных Своих учеников. Никто не в праве своевольно сокращать Богом данную ему земную жизнь.

Между прочим, святитель Феофан Затворник рекомендует по утрам заниматься гимнастикой, конечно, не в ущерб утреннему молитвенному правилу. И тот, кто полюбил с юности туристические походы или совершает регулярно утренние пробежки, занимается ради укрепления здоровья легкой атлетикой, греблей, плаванием, ничуть не прегрешает против благочестия. Только все хорошо в меру. «Что не в меру, то от лукавого», - говаривали подвижники благочестия.

Если к твоим физическим занятиям стала подкрадываться гордыня, а физическая культура переросла в языческий культ тела, если среда увлекает тебя в мир так называемого большого спорта, который требует человеческих жертв и является видом идолопоклонства, - здесь, по совету и благословению духовника, надо проявить решительность и спастись от искушения похвальным бегством. «Кто чем увлекается, тот тем и искушается», - гласит народная мудрость. Все нам позволительно, но ничто не должно обладать нами. Мир хитер и лукав, он даже невинные удовольствия и полезные сами по себе занятия тщится обратить нам во вред, едва лишь мы забудем о благодарении Создателя и почувствуем к чему-либо из земных предметов греховное пристрастие. Особо должно оговориться, что никакие виды спорта, связанные с агрессией и демонической гордыней (например, восточные боевые искусства), никогда не будут одобрены христианским благочестием.

«А дозволительно ли искать досуга в танцах?» - может быть, спросят меня читатели. Танцы танцам рознь, и каждое занятие приличествует своему возрасту; для современных танцев у меня не найдется ни единого доброго слова. В сочетании с какофонической музыкой они, кажется, и изобретены для того, чтобы сорвать с молодых людей последние покровы стыдливости и подменить благоговейное отношение к лицам иного пола ненасытной похотью и сладострастием. Будучи искусственно возбуждены, плотские страсти не успокоятся, пока не ввергнут своих пленников в ров нечистоты и блудного греха, от чего да убережет Милосердный Господь читателей этой статьи!

Классические танцы, доставшиеся нам в наследство от ушедшей эпохи XIX века, требовали определенного умения, искусства вальсирования, грации, а значит, и подготовки, осознанного труда. Такие пластические занятия весьма полезны в детском и, отчасти, подростковом возрасте, когда формируется осанка и многие дети страдают неуклюжестью движений, угловатостью, косолапостью и прочими недостатками. Но после физического становления христианским юношам и девушкам подобает вести брань с господствующим в мире духом растления и блуда. Тесное соприкосновение с лицами другого пола (что подразумевается танцевальными занятиями) крайне неполезно и даже опасно. Будучи соломой, можешь ли ты не сгореть, находясь рядом с растопленной докрасна печью? Что же касается многообразных жизненных ситуаций и порождаемых ими вопросов, нужно разрешать их с духовником-священником в порядке исповедальной беседы, на что ни одна, даже самая хорошая статья, претендовать, согласитесь, не может.

Настоящее повествование было бы неполным, если бы мы вовсе ничего не сказали о собраниях и встречах юных христиан в кругу семьи, друзей или прихожан своего храма. Только оглянитесь вокруг, как разрозненны и отчужденны друг от друга люди! В нынешний век расчета и делячества насколько отвыкли люди от чистого, дружеского, бескорыстного, истинно христианского общения! Единственное, что осталось у многих, так это семейные застолья, как правило, насыщающие тело, но не душу. О нецеломудренных и нетрезвенных сходках я и говорить не буду. Убежден, что собрания православных христиан и в мирских жилищах благословенны, только бы все совершалось по чину, достойно призвавшего нас Господа! Вспомним с вами, друзья, обещание Спасителя: Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Замечали ли вы, какое чувство духовной полноты, радости взаимного общения посещает душу всякий раз, когда духовно единомысленные люди, члены одной приходской семьи, справляют вместе тот или иной праздник. Особенно, если на нем присутствует батюшка, хорошо знающий всех собравшихся! Тогда благость Господня веселит сердца людей, ибо чрез подобное общение прославляется Сам Христос. И как хорошо нашей молодежи почаще бывать вместе! Хотя, сказать должно, любви Божественной все возрасты покорны.

Возраст и количество прожитых лет мало значат там, где сияет единство веры и общее стремление служить Богу исполнением Его заповедей. Русское православное сердце поразительно глубоко. Оно иногда находит выход своим светлым чувствам в народной песне, объединяющей всех в единый хор, а иногда в тайной молитве, которая, не мешая ничуть атмосфере дружества и доверия, низводит на собравшихся благодать тишины и покоя. Действительно, в иной час хочется вместе и помолчать, потому что не все дано нам выразить словами.

О РАЗВЛЕЧЕНИЯХ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ДЕТЕЙ Детские развлечения являются частью естественного развития ребенка. Им нужны беззаботное веселье, наслаждение своей свободой от обязанностей, «выпускание пара». Им нужна и общественная жизнь, не только как развлечение и отдых, но и как опыт общения с ближними и с миром, в котором мы живем по Промыслу Божию.Для православных родителей целью должно стать то, чтобы развлечения и общественная жизнь их детей были бы на пользу их развития как христиан, как личностей, которые смогут пронести свою веру через всю жизнь в этом мире.Как православные, мы не можем жить совершенно обособленно от всего прочего мира, и в то же время очевидно, что многое из того, что принято в мире, совершенно неприемлемо для христианина.Очень трудно избежать крайностей, и, конечно, многое зависит от возраста ребенка. Именно этот аспект воспитания требует деликатности и времени - но мы не должны думать о развлечениях и общественной жизни наших детей, как о чем–то несоответствующем нашим устремлениям, потому что на первом месте для нас стоит их духовное развитие.Напротив, если мы хотим вырастить свободных и зрелых личностей, любящих Бога и способных справиться с жизнью и окружением, которые весьма мало способствуют этой любви, то именно это наше устремление и заставит нас уделить должное внимание детским развлечениям и увеселениям. Наше пренебрежение этим аспектом их жизни может привести к тому, что они либо погрузятся в мирскую круговерть и поплывут по течению, либо почувствуют себя ущемленными и взбунтуются.Иногда в Житиях Святых мы читаем о том, что они, будучи еще детьми, не любили детских игр, а предпочитали проводить время в молитве и чтении духовных книг. И бывает, что, глядя на своих детей, мы огорчаемся их сравнительному «обмирщению».Однако, в наши дни, в наших условиях, детям было бы почти невозможно жить, если бы они были в точности такими же, как те редкие случаи, описанные в Синаксарии; (поскольку несомненно, что не у всех святых бывали очень необычными годы детства).Мир так быстро изменяется, что трудно ожидать от них даже такой же жизни, как, скажем, была у нас тридцать лет назад. Нельзя заставить их силой соответствовать нереальному образцу, чтобы нам не пришлось отвечать за их бунт, или, что хуже, за их психическое расстройство.В то же время нет ничего хорошего и в том, если они, хотя и ходят в Церковь, судят обо всем другом «по–мирски». Необходимо окружать их интересы, которые они разделяют со своими сверстниками, родительской молитвой, заботой, советом и защитой. Это жизненно важно духовно; мы обязаны искать спасение в этом мире, как он есть.Если мы не желаем своим детям участвовать в увеселениях вредных, придется приложить время и усилия для предоставления им увеселений не вредных. Так учит Св. Иоанн Златоуст. Вместо того, чтоб водить ребенка на неприглядные зрелища, говорит он, возьми его куда–нибудь еще и дай ему возможность по–другому развлекаться и отдыхать.От родителей зависит показать детям (не на словах, а на деле - на самой жизни), как можно радоваться жизни, будучи православным. Недопустимо, чтобы дети почувствовали себя в чем–то ущемленными от того, что их родители - убежденные христиане; и то одно достаточно плохо, если они затаят обиду на родителей - но они могут обидеться и на Христа, и на Церковь.Св. Иоанн Златоуст, говоря о христианском ребенке, дает такой совет отцу: «Воздай ему многими подарками, чтобы он мог понести укоризну, которая придет на него за его воздержание». Очевидно, что Св. Отец не советует баловать своих детей. Однако, им очень помогло бы, если бы вместо того, чтобы всегда говорить «я не делал того, потому что мама не разрешила», они иногда могли бы также сказать: «А мы вместо этого ездили туда–то и туда–то».Многие дети из православных семей только и могут в понедельник сказать в школе: «Мы просто смотрели телевизор и ходили в церковь». Пусть у наших детей будет что–либо, что иногда делало бы их объектом естественной детской зависти. Это вовсе не основано на каких–то психологических теориях о необходимости поощрения чувства собственного достоинства и удовлетворения своего «Я», нет. Но мы говорим об оружии, которое можем дать своим детям для того, чтобы помочь им сохранить свое христианство в этом мире и не быть уничтоженными. Каждому надлежит самому решать, как применить совет Св. Иоанна Златоуста в своей ситуации.Как члены Церкви, мы должны свободно общаться друг с другом. Хорошо участвовать в приходских клубах и детских лагерях от приходов. В то же время, общение наших детей будет выходить и вне церковного круга, и с их возрастом становиться все более и более независимым в выборе друзей; и это не есть нечто негативное, но жизненная необходимость.Нечего ожидать, что сегодня мы воспитаем детей в нравственно стерильной атмосфере. Мы можем стараться направить наших детей на благопристойные развлечения в хорошей компании, но мы не в силах полностью исключить всякий отрицательный опыт, особенно по мере взросления детей, да это и не было бы им на пользу.Нужно принимать подобные опыты, как «прививку» для детей. Можно обсудить все с детьми и постараться пробудить в них их собственное чувство рассудительности, так, чтобы, по крайней мере, они узнавали, что причиняет духовный и физический вред, и научились уменьшать для себя опасность.Необходимо тратить время на то, чтоб делать что–либо вместе с детьми. И - важнее всего - мы должны молиться, да оградит их Господь от зла, и внушать им любовь ко Христу, чтобы они сами носили в сердцах своих как бы индикатор, показывающий добро и зло. Только это будет защитой долговременной и останется с ними, когда они станут независимыми и взрослыми. © Сестра Магдалина - монахиня Православного Свято-Предтеченского монастыря, основанного в Англии учеником преп. Силуана Афонского, схиархимандритом Софронием. Много лет принимает посещающих обитель юных паломников и их родителей, проводит беседы в окрестных школах. Автор книги «Мысли о детях в Православной Церкви сегодня». «Православные детские игры», 2016