Волевая регуляция поведения и деятельности. Эмоции

  • 10.10.2019

1. Нормативная регуляция поведения и ее влияние на поведение личности.

2. Психологические аспекты правового поведения.

3. Психологическая характеристика девиантного поведения.

Человек как личность формируется под влиянием системы социальных отношений, в которую она включена. Личность - носитель сознания с индивидуально-типовой структурой психологических свойств и качеств, избирательно относится к окружающей действительности и выполняет определенные социальные роли. Поведение личности в обществе определяется совокупностью социальных норм.

Социальные нормы обусловлены общественным бытием и историческим развитием общества (государства), определяя цели, границы, условия и формы поведения людей в значимых для жизнедеятельности общества или социальных групп сферах, а также в конкретных ситуациях, когда принимается осознанное решение действовать так или иначе.

Социальную норму определяют как «правило, требование общества к личности, в которых определен более или менее точно объем, характер, а также пределы возможного и допустимого в его поведении" (Е.М. Пеньков). Эти правила и требования могут быть закреплены в письменных источниках (законах, уставах, документах и т. Д.), Отражены в политической и художественной литературе. Однако закреплением в письменных источниках существования социальной нормы не исчерпывается. Большинство норм объективируются, выражаются внешне и доводятся до сообщества людей через взгляды и убеждения, образцы поведения, повторяющиеся из поколения в поколение (мораль, обычаи, традиции) и воспроизводятся достаточно регулярно и в массовом масштабе.

Социальные нормы-продукт познания и переработки в сознании людей информации о прошлом и настоящем, о наиболее рациональные формы поведения и деятельности, оправдали себя на практике и ведут кратчайшим путем к полезному результату. "Выступая как мощные средства социальной регуляции поведения, социальные нормы являются" мостом ", что связывает воедино все проявления личности человека, его поведения с важнейшими институтами современного общества, его структурой, его требованиями" (М. Бобнева).

Нормативная регуляция поведения и ее влияние на поведение личности

Урегулированность жизнедеятельности людей в обществе, так называемая нормативность поведения, обеспечивается рядом разносторонних требований, которые носят системный характер, социальную направленность и называются социальными нормами.

Социальные нормы - неотъемлемый элемент общественного управления, средство ориентации поведения личности (социальной группы) в конкретных социальных условиях и одновременно средство контроля со стороны общества за их поведением. С помощью социальных норм осуществляется нормативная регуляция поведения отдельного человека или социальной группы (коллектива). Нормами, отражающими интересы социальных групп, задаются (предлагаются, разрешаются, запрещаются) определены формы поведения, характер отношений, цель и средства ее достижения. Отсюда следует, что социальные нормы исторически изменчивы и в них оказываются все противоречия общества.

Социальные нормы регулируют только такое поведение, что имеет общественный характер, то есть связанные с взаимоотношениями между индивидами, группами, коллективами, обществом в целом. Этим социальная норма (правовая, моральная, политическая и т.д.) отличается от нормы технической, медицинской или биологической, которые устанавливают характер взаимодействия с природными или созданными человеком объектами.

Социальные нормы можно рассматривать как образцы, модели реального поведения людей, программу человеческой практической деятельности в связи с той или иной конкретной социальной ситуацией. Они закрепляют такое поведение, что выражает типичные социальные связи и отношения, характерная для большинства представителей социума (конкретной социальной группы), приветствуется и осуществляется ими.

Личностный аспект социального нормирования поведения может быть определен как социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Она может происходить как стихийно, при воздействии на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и благодаря целенаправленному формированию личности. В отечественной психологии проблема социализации разрабатывается в рамках диспозицийнои концепции регуляции поведения, то есть системы иерархий в зависимости от включенности индивида в различные социальные отношения (формальные и неформальные).

Основными свойствами социальной нормы является ее полезность, обязательность и фактическая реализация в поведении людей.

Из названных трех свойств нормы исходным является ее общественная полезность, обусловлена объективными социальными процессами в жизни общества. Экономические и другие закономерности социальной жизни воспринимаются людьми, приобретают форму интересов, целей, мотивов их поступков, выражая стремление соответствующих социальных групп, превращаются в правила поведения и становятся социальными нормами.

Полезность социальной нормы, во-первых, относительная, поскольку норма, полезна для интересов одной социальной группы, может быть нейтральной или даже вредной для другой; во-вторых, полезность нормы переменная в пространстве и времени, она меняется в соответствии с изменениями в общественных условиях жизни людей. Если норма в силу тех или иных причин теряет общественную полезность (например, изменились общественно-экономические условия), она хотя и остается обязательным через действующие предписания и фактически реализуется гражданами, но ее социальные последствия действия будут вредными, по меньшей мере-нейтральными. И в то же время. при потере нормой обязательности (например, запрет внебрачных отношений) даже объективно полезные правила поведения будут выполняться далеко не всеми, кого они касаются. Это приведет к снижению степени эффектности нормы и к постепенному ее вытеснение другим правилам. Наконец, норма совсем теряет свое значение, если при наличии двух первых свойств отсутствует Третья- фактическое ее осуществления, реализация в поведении людей.

Для любой социальной нормы характерна конкретность содержания и абстрактность (неперсонификованисть) адресата, что позволяет ей быть регулятором для различных лиц и в разных ситуациях, стабилизируя и развивая общественные отношения в направлении, отвечает интересам не только конкретной социальной группы, но и общества в целом.

Несмотря на наличие ряда общих свойств, социальные нормы различаются между собой, порой очень существенно. Как общее между всеми ними, так 1 различия в их свойствах, структуре и регулятивных возможностях следует учитывать, если стремиться глубже понять причины, природу и механизм различных социальных отклонений.

Основными видами нормативных систем в современном обществе: право, мораль, обычаи и традиции.

Право - единственная (неальтернативные) для конкретного общества совокупность норм, закрепляет уже сложившиеся отношения, в т. Ч. Общечеловеческие, или признает допустимыми (обязательным) социально полезные варианты поведения, которые не имели к тому массовый характер. Для правовых норм характерно: текстуальное закрепление; издания и отмены в официальном, установленном законом порядке компетентными органами государства; четкий и однозначный описание варианта поведения или его границ; наличие санкций за их нарушение; обеспечение соблюдения силой государства.

К особенностям правовых норм можно отнести следующие;

Каждая правовая норма содержит описание основных признаков поведения (поступка или деятельности индивида / группы);

Предусмотрена в норме права модель поведения указывает на отношение государства к этой модели (предписывает, разрешает или запрещает)

Каждая правовая норма закрепляет не одну, а несколько моделей поведения - не менее двух участников взаимодействия. Учитывая наличие определенных государством санкций, следует отметить, что в норме права закреплена модель не столько индивидуального поступка, сколько взаимодействия личностей и социальных групп. Право является внешней по отношению к человеку системой предписаний, управляющие его поведением, а сами правовые требования всегда связаны с внешним авторитетом (закон, власть). Когда индивид добровольно и сознательно выполняет правовые предписания, они становятся его убеждениями, то есть переходят в структуру морали.

Мораль - альтернативная (неоднородная) система, представленная общепринятыми в обществе нормами и нормами определенных слоев и групп населения. Они также закрепляют уже сложившиеся правила и ценности общества (группы), но в основном в виде оценочных суждений (порядочно -непорядно, честно - нечестно, справедливо - несправедливо). Для моральных норм характерно: несущественности текстуального закрепления, обеспечения соблюдения авторитетом сообщества, санкция за нарушение в форме общественного порицания. При этом мораль регулирует поведение преимущественно через моральные принципы (внутренние императивы) человека, хотя внешнее одобрение или осуждение поступка также имеют большое значение.

Некоторые моральные нормы допускают некоторые различия при их буквальном толковании, поскольку они существенно различаются в территориальном и временном измерениях. Внешняя "одинаковость" поступков не существенна для морали: важно, чтобы побуждения и цели лица отвечали нравственным критериям, одобряются данной социальной группой.

Обычаи и традиции - закрепляют исторически сложившиеся, удобные и привычные образцы поведения, преимущественно правила общежития и взаимодействия людей. В основе силы их влияния на человека лежит бытовая и психологическая полезность (бытовые праздники, обряды и т.д.). Как правило, обычаев и традиций придерживаются достаточно последовательно: существует мало поводов отклоняться от них, потому что они становятся привычной чертой образа жизни, удобные в рамках данной социальной группы не только большинства, но и "всем и каждому". В этом их немаловажное отличие от других нормативных систем.

Каждая из перечисленных нормативных систем отличается своеобразием содержания и методами воздействия на поведение людей. В совокупности нормы различных видов образуют чрезвычайно эффективный регулятор человеческих поступков, использует широкий спектр средств: поощрение и наказание, ободрение и угроза принуждения, обращения к чувству совести и долга и общественное порицание и т. При этом не следует считать, что неофициальные нормы нарушаются реже, чем официальные (правовые): такие нарушения не так заметны и не вызывают такого социального резонанса, как правонарушение. Имеет значение и то, что правовая норма с психологической точки зрения является запретной, то есть не содержит положительной программы, не указывает, как люди н и вести себя в той или иной ситуации. Напротив, нормы морали, обычаи и традиции - по своему содержанию направляют или предписывают, определяют, как нужно поступать, какое поведение является социально одобряемым.

Нормативные системы часто пересекаются и дополняют друг друга (например, моральная норма определяет содержание правовой). Взаимодействуют санкции норм различных видов, или норма одного вида может подкрепляться санкцией нормы другого вида (например, преступление может повлечь также к моральному осуждению и кадровых мероприятий). В общем, почти каждое отклонение от нормы одного вида так или иначе касается и норм другого вида, попадает в сферу их действия.

Следует учитывать, что системы социальных норм неоднородны и далеко не все они отражают интересы общества в целом или большинства населения. Только система правовых норм единственная, но рядом с ней существует значительное количество систем морали. Кроме того, можно выделить системы норм специфических, то есть характерных для образа жизни различных слоев и групп населения: традиции рабочей семьи, правила профессиональной этики, обычаи старшего поколения, особенности молодежной моды, привычки подростков и т. Д. Многозначность норм объясняет сосуществование морали большинства населения и морали преступной, обычаев прогрессивных и консервативных, традиций представителей различных национальностей, проживающих на одной территории.

Социальные нормы не остаются неизменными, но степень их динамичности-статичности отличается. Поскольку они отражают интересы соответствующей социальной общности, закрепляют ее внешние и внутренние связи и отношения, то и меняются вместе с ними - иначе из-за изменения образа жизни они устареют, потеряют свое регулятивное значение. Таким образом, основную часть нормативной системы составляют действующие на данный момент социальные нормы, адекватно отражают существующие общественные потребности; она дополняется нормами, уже потеряли свою значимость и объективно мешают общественному прогрессу, а также нормами, не вполне сложились и не всеми приняты, то есть опережают существующие нормативные требования.

Если субъект знает требования нормы и согласен с ними, он усваивает их в качестве собственных принципов. "Нормативные стандарты поведения закрепляются как в массовом и индивидуальной психике, навыках и сознания людей, так и в их взаимных отношениях" (ПО. Дробницький). Норма осознается человеком как целесообразна, выгодна, желательное поведение и осуществляется. Отклонение от социальной нормы - несоблюдение ее требований, выбор другого (ненормативного) варианта поведения.

средства удовлетворения. Однако человеку присуща высокая степень гибкости в удов­летворении потребностей, с которой свя­зана способность к замещению одного действия другим, а также к замещению действия действием в уме, или нереаль­ным действием. Необходимо отметить, что Фрейд в свое время обратил внимание на феномены замещения, однако Левин ис­следовал их экспериментально.

Важное положение теории Левина - понятие об основных детерминантах чело­веческого поведения. По мнению Левина, поведение есть функция двух переменных: личности и окружения. Такая постановка вопроса не является пустым звуком, а за­дает определенный подход к исследованию проблемы мотивации человека, при кото­ром обязательно рассмотрение взаимодей­ствия личности и окружения. Левин во многом опередил не только свое, но и наше время. До сих пор во многих иссле­дованиях мотивации наблюдается прене­брежение или факторами личности, или, наоборот, факторами ситуации, что су­щественно обедняет, а порой и дезориен­тирует исследование. Так, в первом случае помещенные в активную, кипучую среду действуют однообразные в своем безличии субъекты, а во втором ~~ разнообразные личности реализуют себя на фоне статич­ных, «омертвленных», как на некоторых полотнах средневековой живописи, пей­зажей.

Однако тот факт, что в целом поведе­ние осуществляется под влиянием двух основных переменных - личности и ок­ружения - не означает, что оба этих фак­тора во всех случаях оказывают на пове­дение одинаковое по степени воздействие. Наоборот, можно наблюдать, что порой действия конкретного человека в основ­ном определяются ситуацией, полем. Та­кое поведение Левин называл полевым. В противоположном случае человек дейст­вует под влиянием собственных потребнос­тей, преодолевая силы поля. Это поведе­ние можно назвать волевым.

Другой важный конструкт теории Ле­вина (с ним так или иначе связано боль­шинство современных теорий мотивации достижения, принятия решения и целе-полагания) - понятие результирующей


мотивационной тенденции, которая опре­деляется двумя основными факторами: валентностью (привлекательностью цели или исхода действия) и ожиданием, или психологической удаленностью, степенью достижимости цели. Чем больше валент­ность и меньше психологическая удален­ность (достижимость) цели, тем выше соответствующая мотивация. В рамках концепции Левина разработаны классичес­кие методы исследования уровня притя­заний (эксперименты Хоппе), динамики ожиданий (исследования Юкнат) и др. (см, [Хекхаузен, 1986]).

Проблемы мотивации в гуманистической психологии. Гуманистическая традиция в психологии, оформившаяся в основном в 50-х гг. нашего века, является своего рода антиподом психоаналитических воззре­ний. Но, как всякие противоположности, психоанализ и гуманистическая доктрина имеют много общих черт.


Философской основой гуманистичес­кой психологии считается экзистенциона-лизм (см., например: ), декларирующий самоценность индивида в противовес стремительно нараставшей с начала XX столетия стандартизации циви­лизованного общества; призывающий при­нимать вещи такими, какими они есть; требующий разрешить индивиду самому определять свой путь; отрицающий воз­можность аналитического, рационального познания человеческой сущности. Теоре­тические построения психологов, предста­вителей гуманистического направления, перекликаются с перечисленными положе­ниями экзистенционализма.

Г. О л порт , например, считал, что для исследования уникаль­ности личности необходимы принципи­ально иные, отличные от традиционных, методы. По мнению Олпорта, нормальный взрослый человек функционально автоно­мен, независим от нужд тела, в основном сознателен, вы со ко индивидуален (он не находится во власти вечных, неизменных инстинктов и бессознательного, как пола­гали психоаналитики).

По мнению К. Роджерса , нормальная личность открыта опыту, не нужно контролировать ее или управлять ею. Необходимо наблюдать личность и

Психология. Полный курс Ритерман Татьяна Петровна

Психическая регуляция поведения и деятельности

Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.

Психический процесс импульсивной регуляции поведения, в основе которого лежит чувственное отражение значимости внешних воздействий, называется эмоциями .

Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные эмоции противостоят волевым действиям, которые совершаются вопреки первым.

Однако свобода проявления эмоционально-импульсивных действий зависит от уровня сознательной регуляции: чем ниже уровень, тем свободнее данные действия, не имеющие сознательной мотивации. Эмоции преобладают при недостатке информации, позволяющей сознательно построить деятельность, при нехватке представлений о сознательных способах поведения. Кроме того, сознание не формирует цели этих действий, поскольку они предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение или защитное движение руками от надвигающегося на человека предмета). В то же время мыслительные действия также базируются на эмоциях, то есть в сознательном действии эмоции имеют большое значение.

Волевая регуляция повышает эффективность соответствующей деятельности, и волевое действие человека начинает выступать в качестве сознательного с целью преодоления внешних и внутренних препятствий, чему способствуют волевые усилия.

Такие свойства личности, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др., являющиеся проявлением воли, рассматриваются как первичные , или базовые, волевые качества личности . Они предопределяют поведение, описываемое перечисленными выше свойствами.

Кроме указанных следует назвать такие волевые качества, как решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Они формируются, как правило, позднее первой группы свойств, поэтому их определяют не только как волевые, но и как характерологические . Эту группу качеств называют вторичными .

Выделяют также и третью группу волевых качеств, связанных с морально-ценностными ориентациями человека. К ним относятся ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. Эта группа третичных волевых качеств , складывающихся обычно к подростковому возрасту, включает и отношение человека к труду: деловитость, инициативность.

Основная психологическая функция воли состоит в повышении мотивации и совершенствовании сознательной регуляции действий. То есть сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком происходит под влиянием дополнительного побуждения к действию, смысл которого коррелирует с борьбой мотивов и трансформируется благодаря преднамеренным умственным усилиям.

Волевая регуляция позволяет долгое время поддерживать сконцентрированное на объекте внимание. Все основные психические функции – ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речь – связаны с волей. В процессе развития этих процессов (от низших к высшим) человек обретает волевой контроль над ними.

Волевое действие и осознание цели деятельности, ее значимости тесно связаны друг с другом. Волевое действие подчиняет этой цели выполняемые действия. Актуальные потребности человека всегда провоцируют энергию волевых действий и становятся их источником. На их основе человек подбирает сознательный смысл своим произвольным поступкам.

Сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, человек проявляет волю, чтобы заменить его на более сложный способ и придерживаться его в дальнейшем.

«Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним… возвышаясь над ними… произвести выбор между ними» (С. Л. Рубинштейн).

Воля человека складывается в течение нескольких фаз. Первая из них придает человеку уверенность в решении обычных задач повседневности в будущем.

Вторая фаза, дающая достаточно материала и представлений из области морали, в будущем позволяет осознавать более тонкие моральные отличия.

Третья фаза, пережитая достаточно глубоко, открывает возможность и в дальнейшем различать «оттенки» моральных вопросов, не позволяя рассматривать их схематично.

Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

Из книги Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды автора Крушинский Леонид Викторович

Из книги Психология экстремальных ситуаций автора Автор неизвестен

Решетников М. М. и др ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТРАДАВШИХ В ОЧАГЕ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ В целях изучения особенностей поведения, психофизиологических реакций, состояния и работоспособности людей, подвергшихся воздействию

Из книги Теория социального научения автора Бандура Альберт

Решетников М. М. и др УФИМСКАЯ КАТАСТРОФА: ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В период с 5 по 13 июня 1989 г. авторами проведено социально-психологическое изучение и психофизиологическое обследование пострадавших в результате взрыва газа большой

Из книги Проблема «бессознательного» автора Бассин Филипп Вениаминович

Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

3.2. Смысловая установка: регуляция направленности актуальной деятельности Регулирующее воздействие жизненных смыслов объектов и явлений действительности на протекание деятельности субъекта не обязательно сопряжено с какой-либо формой их презентации в его сознании.

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

20. Социальная регуляция поведения личности Под социальным регулированием поведения личности понимают приведение в согласие норм социального поведения личности с нормами общества, в котором эта личность существует. К функциям социальной регуляции относятся:

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд.Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практические результаты,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

7.2. Проблема полимотивации поведения и деятельности Долгое время соотношение между мотивом и поведением (деятельностью) рассматривалось с мономотивационной позиции. Исходя из того что мотив является системообразующим фактором деятельности и поведения, психологи тесно

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему

Из книги Психология мотивации студентов автора Вербицкий Андрей Александрович

§ 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения Воля - сознательная, социально сформированная детерминация поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для нее целей. Воля - социально

Из книги автора

Психическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Психический процесс импульсивной регуляции поведения, в основе которого лежит чувственное отражение значимости

Из книги автора

Психическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные

Из книги автора

1. 1. Основные проблемы исследования мотивации поведения и деятельности

Семинар №2.

1) Понятие психики

Еще в глубокой древности

физическая форма отражения сознанием.



2) Структура психики .

1. Психические процессы

а) познавательные

б) эмоциональные (эмоции и чувства);

в) волевые (воля).

2. Психические состояния

3. Психические свойства

4. Психические образования



Функции психики.

.

Семинар №2.

1) Понятие психики

Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объектив­ным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные - человеческие чувства, желания, воспоми­нания и т.д. Каждый человек наделен психической жизнью.

Психика – это свойство высокоорганизован­ной материи отражать объективную реальность, создавать психические образы и регулировать деятельность человека и его поведение.

Психика - это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе иде­альных образов, на основе которых осуществляется актив­ное взаимодействие человека со средой.

Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в сво­их изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы суще­ствования материи.

В природе можно выделить три основ­ных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения , характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более вы­сокому уровню соответствует физиологическая форма отра­жения. Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфи­ческой для человеческой психики наивысшей ступенью от­ражения - сознанием.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Человеческая деятельность служит и дви­жущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умствен­ные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий.

Психика человека - социально обусловленный фено­мен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сво­дить к нейрофизиологическим процессам.

Специфика работы человеческого мозга состоит в осо­бом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком - это отражение, опосредованное словесным знаком, челове­ческим понятием, сформированным в общественно-исто­рической практике.

Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархи­чески организованы и очень изменчивы.

2) Структура психики .

Всё многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие группы:

1. Психические процессы - это элементарные психи­ческие явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей дейст­вительности (длятся от доли секунд до десятков минут и более). Как правило, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы подразделяются на:

а) познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (эмоции и чувства);

в) волевые (воля).

2. Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продол­жаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию.

Они выражаются в определенном уровне, работоспособ­ности и качестве функционирования психики человека, свойственных для него в определенный момент времени. К ним относятся состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или уста­лости, раздражительности, рассеянности, хорошее или плохое настроение.

3. Психические свойства - наиболее устойчивые и посто­янно проявляющиеся особенности личности, обеспечиваю­щие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного челове­ка. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?), спо­собности (что может человек?).

4. Психические образования - это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и само­развития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и професси­онального опыта. К ним следует относить приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

5. Социально-психологические явления - это психоло­гические феномены, обусловленные взаимодействием, общением, взаимовлиянием людей друг на друга и их при­надлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиоз­ным конфессиям и т.д.).

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:

  • отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);
  • внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);
  • действия, которые имеют определенный смысл;
  • поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.

Деятельность - это дина­мическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.

Функции психики.

Психика выполняет определенные функции: отраже­ния воздействий окружающей действительности; регу­ляции поведения и деятельности людей; осознания ими своего места в окружающем мире.

1. Отражение воздействий окружающей действительности . Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

Это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенству­ющийся, создающий и преодолевающий свои противо­речия;

Внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкрет­ные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним человеком);

Это правильное, верное отражение действитель­ности (возникающие образы материального мира явля­ются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отра­жают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутрен­нее содержание деятельности и поведения.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире . Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объектив­ном мире, гарантируя ему осмысление этого мира и адекватное к нему отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как пред­ставителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находившегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей совместной деятельности, поддерживать гар­монию в обществе в целом.

Психика возникла на определенной стадии развития материи - стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. Психика человека, сознание - высший этап разви­тия психики; её возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.