Малые социальные группы и их социальное значение. Малая социальная группа

  • 12.10.2019

Каждый человек, независимо от своего возраста и рода деятельности, состоит в нескольких малых группах - это семья, школьный класс, спортивная команда. Взаимоотношение индивидуума с другими членами коллектива играет ключевую роль в формировании его личности. Разнообразие видов объединений демонстрирует классификация малых придает особую важность изучению особенностей небольших коллективов и их роли в социуме.

Что такое малая социальная группа

На основе небольших коллективов возможно подробное изучение связи индивидуума с его окружением, влияние общества на его членов. Поэтому в социологических исследованиях важное место занимают понятия «группа», «малая группа», «классификация групп». Дело в том, что большую часть жизни человек проводит в небольших коллективах, которые оказывают сильное влияние на формирование его ценностей.

Социальная группа - это объединение людей, связанных совместной деятельностью и системой межличностных отношений. Такие коллективы классифицируются по величине, то есть по количеству участников.

Малая группа - небольшое объединение людей, связанных совместной деятельностью и находящихся в прямом общении друг с другом. Особенностью такого коллектива является то, что количество его членов не превышает двадцати, а потому они могут беспрепятственно контактировать друг с другом и устанавливать эмоциональную связь.

Признаки

Существует ряд положений, наличие которых может говорить о том, что объединение является малой социальной группой:

  • соприсутствие людей на одной территории в определенное время;
  • эмоциональный контакт между членами коллектива, наличие устойчивых отношений;
  • совместная деятельность, направленная на достижение общей цели;
  • разделение между членами групповых ролей;
  • наличие организационной и управленческой структуры;
  • формирование своих норм и ценностей.

На этих признаках и характере их проявления строится понятие и классификация малых групп. Установление между отдельными членами эмоциональных отношений может привести к появлению подблоков и внутренней структуры.

Виды объединений

Существует несколько аспектов, относительно которых формируется классификация малых групп. Таблица, представленная ниже, демонстрирует виды небольших социальных объединений.

Признак

Типы

Возникновение

Официальные (сознательно организованные) и неформальные.

Способ взаимодействия

Первичные (высокий уровень сплоченности) и вторичные (отсутствие сильных отношений, совместная работа).

Продолжительность существования

Временные (созданные для достижения единичной цели) и стабильные (рассчитанные на длительную работу).

Характер деятельности

Трудовые, исследовательские, развлекательные, идеологические, эстетические, коммуникативные, политические.

Личная значимость

Элитарные и референтные.

Характер внутренних связей

Определяющей является классификация малых социальных групп относительно способа ее возникновения. Формальные объединения создаются руководством и имеют юридический статус. Их деятельность регламентируется определенной документацией. Управление такой группы происходит по принципу «сверху вниз», а ее членов определены организацией.

Неформальные группы возникают спонтанно на основе эмоциональных связей участников. Такие общества не имеют официального статуса, а ее деятельность направлена «снизу вверх». Тем не менее в них также формируются некоторые нормы и ценности, разделяемые всеми членами группы и предопределяющие их поведение. Если в формальных организациях лидер имеет официальные полномочия, то в контактных он действует за счет признания других участников.

Референтный коллектив

На факторе значимости объединения для отдельной личности базируется иная Малая группа, нормы которой играют для человека важную роль, называется референтной (эталонной). Член коллектива перебирает ее ценностную систему, формирует соответствующие стандарты. Такая группа разделяется на два подвида:

  • Идеальная . Индивид не состоит в объединении, однако в своем поведении ориентируется на его нормы.
  • Группа присутствия. Человек является членом этого коллектива и разделяет ценности.

Малые сообщества играют решающую роль в формировании Ребенок видит нормы, принятые в семье и среди друзей. При этом малые социальные группы могут оказывать и негативное влияние на индивида - подавлять его личностные качества (ингибиция), навязывать неверные идеалы.

Социальная значимость

Небольшие организации могут играть разную роль в обществе, в зависимости от ценностей и целей, которые преследует малая группа. Классификация малых групп, основанная на критерии общественной значимости, предполагает существование трех видов объединений: социально ориентированных, асоциальных и антисоциальных. Соответственно, они играют положительную, нейтральную и негативную роль. К социально ориентированным малым группам относят учебные, общественные, производительные организации. Не принимаются людьми различные преступные объединения, которые тем не менее сохраняют авторитет для их членов.

Руководство группой

Управление включает в себя ряд действий, необходимых для организации деятельности объединения. В это понятие входят принятие решений, постановка целей, разработка планов, контроль, координация и прочее. Существует условная классификация малых групп относительно способа управления. Выделяют такие виды отношений:

  • субординация (сверху);
  • координация (горизонтальная система);
  • реординация (снизу).

Успешная организация деятельности базируется на совмещении этих принципов, поиске оптимального варианта построения внутренних отношений.

Глава коллектива

Особенностью организации малых групп является выделение лидера. Это член объединения, который оказывает сильное влияние на ее деятельность. Он пользуется уважением среди других участников благодаря своим личностным качествам и играет важную роль в управлении группы. Деятельность лидера распространяется как на внутреннее, так и на внешнее общение. Он обеспечивает вовлечение членов коллектива в совместную деятельность, осуществляет контроль над принятием решений. Существует классификация малых групп, основанная на уровне вмешательства лидера в деятельность объединения и степени вовлеченности каждого члена в процесс управления сообществом. В наиболее успешных организациях (как контактных, так и формальных), соблюдается баланс между двумя крайностями.

Стили управления

Условная классификация малых групп, берущая за основу вовлеченность членов объединения в процесс ее управления, включает в себя три позиции, представленные в таблице ниже.

Также существует теория X и Y. В первом случае человек изначально избегает работы и предпочитает, чтобы им руководили. Теория Y предполагает, что индивидуум имеет высокий уровень самоконтроля и стремится к ответственности. Соответственно, здесь применимы два разных способа управления.

Давление коллектива

Нормы, принятые в объединении, оказывают влияние на образ жизни ее отдельного члена. Всем известен эксперимент, проведенный с группой детей, где заранее подговоренные участники неверно отвечали на поставленный вопрос, а последний испытуемый повторял слова своих сверстников. Такое явление называется конформизмом. Мнение большинства членов малой группы оказывает на отдельного индивидуума. Противоположностью этому явлению может служить самостоятельность, то есть независимость установок человека от мнения окружения.

При этом важна классификация малых групп относительно того, какую роль она играет для отдельной личности. Чем выше референтность объединения, тем сильнее проявляется конформизм.

Формирование малой социальной группы

Каждый коллектив проходит несколько этапов развития. Психологи Г. Стэнфорд и А. Роарк разработали теорию, которая включает в себя 7 стадий формирования социальной группы. Исследование основано на двухфакторной модели развития коллектива, где существуют противоречия между деловой и эмоциональной активностью.

  1. Знакомство, первые попытки межличностного взаимодействия.
  2. Создание
  3. Стадия конфликта.
  4. Состояние сбалансированности, появление чувства сплоченности.
  5. Формирование единства - повышается деловая активность, ставятся общие цели.
  6. Доминирование не рабочих, а межличностных отношений отдельных членов объединения.
  7. Актуализация, баланс деловой и эмоциональной активности.

Социальные роли в малой группе

За членами объединения могут закрепляться определенные способы поведения, связанные с решением задач или коммуникацией с другими участниками. Роли проявляются как в деловой, так и в эмоциональной активности группы. Например, в процессе решения задач «инициатор» предлагает новые идеи, а «критик» оценивает работу всей группы и находит ее слабые стороны. Роли проявляются и в сфере межличностных отношений коллектива. Так, вдохновитель активно поддерживает идеи других членов, а примиритель отказывается от своего мнения и улаживает конфликтные ситуации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Малые социальные группы, их типология и значение в жизнедеятельности общества и личности

Введение

1.1 Понятие социальной группы

1.3 Типология малой социальной группы

Заключение

Литература

Введение

Исследования социальных групп являются пограничными для двух наук - социальной психологии и социологии. А их разновидность - малая группа - является предметом живого интереса различных социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, отечественных и зарубежных исследователей и практиков.

Вопрос малой группы является наиболее традиционной и довольно хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Исследование малых групп представляется одной из наиболее важных и интересных задач социальной психологии. Постоянное усложнение общественной жизни, включенность людей в многочисленные образования по видам их деятельности и характеру их общественных связей требует пристального внимания исследователей. Роль малых групп действительно увеличивается в жизни человека, в частности, потому, что растет необходимость принятия групповых решений на производстве, в общественной жизни, бизнесе, политике.

1. Феномен малой социальной группы

1.1 Понятие социальной группы

Понятие группы как таковой является одним из самых важных в социологии и социальной психологии, однако, у ученых до сих пор нет полного согласия относительно его определения.

Как замечает Ю.Г. Волков, социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия .

Свое определение предлагает С.С. Фролов: социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других .

В этом определении ученый видит два существенных условия, необходимых для того, чтобы просто совокупность индивидов считалась группой: I) взаимодействие между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

По мнению С.С. Фролова, социальные роли объединяют людей в рамках социальных отношений. Когда эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы. В результате обычно происходят четыре вещи. Во-первых, отношения начинают рассматриваться как действия, осуществляемые в определенных границах, так что люди оказываются либо «внутри», либо «вне» группы. Во-вторых, люди приписывают группам «объективное» существование и воспринимают их так, как если бы они были реальными и осязаемыми. В-третьих, группа становится носителем особой субкультуры или контркультуры - набором уникальных в своем роде норм и ценностей. В-четвертых, у людей появляется чувство преданности группе, которая дает ощущение того, что они представляют собой единое целое, имеющее свои отличительные свойства .

В отечественной традиции социальные группы часто делят на два типа: малые и большие. Разделение этих двух типов групп имеет весомые основания. Они не просто различаются по количеству членов, -- это принципиально разные типы групп.

1.2 Понятие малой социальной группы

В словаре обществоведческих терминов малые социальные группы трактуются как - относительно устойчивые, небольшие по численности социальные группы, члены которой находятся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии (семья, школьный класс, дружеская компания и т.п.) .

Г.М. Андреева, известный специалист в области социальной психологии, относит к малым группам разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля. Малые группы существуют в действительности: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Изучение групп может проводиться через специальные приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты, эксперимент). Важно, что можно вычленить конкретную цель существования таких групп, так как они организованы для выполнения какой-либо деятельности .

Из бесчисленных определений малых групп Г.М. Андреева предлагает использовать следующее: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Определение достаточно универсально, оно не претендующее на точность дефиниции и носит скорее описательный характер, допускает различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям .

М.Битянова, в соответствии с определением Андреевой Г.М., выделяет два признака, создающие основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте (ценности, цели, задачи и способы взаимодействия) и непосредственный контакт членов группы. На этой основе возникает и развивается малая группа как социально-психологическое явление.

Малая социальная группа представляет собой целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, обладающий следующими свойствами:

· Состоит из ограниченного, небольшого числа людей.

· Возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением.

· Наделяет входящих в него людей когнитивным и эмоциональным содержанием.

· Определяет особенности их поведения во внутри- и межгрупповом общении .

По словам Г.М. Андреевой, в литературе довольно давно идет спор относительно нижнего и верхнего пределах малой группы. В большинстве исследований число участников малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет соотносится с представлением о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек -- «диада» . Хотя в литературе иногда высказываются мнения о том, что диаду вообще нельзя считать малой группой.

Большинство ученых сходится во мнении, что размер групп как структурный компонент оказывает влияние на характер взаимодействий его участников. Действительно, чем меньше группа, тем больше возможностей индивид получает для того, чтобы узнать других людей и установить с ними тесные связи. Так диады создают условия для существования наиболее тесных и влиятельных взаимоотношений (отношения между родителем и ребенком, между мужем и женой). Большинство наших социальных взаимодействий осуществляется на базе отношений «один-к-одному» .

В диадах по сранению с группами больших размеров чувства и эмоции играют большую роль. Однако этот фактор сказывается и на довольно хрупком характере отношений в диадах: между сторонами существует нестойкий баланс, так как если один из участников группы разочаруется в партнере, то взаимосвязь между ними полностью разрушится. Интересно, что отношениям в группах, состоящих из двух человек, свойственны большая напряженность и меньшая открытая враждебность в отношении прочих взаимосвязей.

Образование триады (группы из трех членов) коренным образом меняет социальную ситуацию. Становится возможным организация коалиций. При таком раскладе один из членов группы может оказаться в положении «постороннего». Хотяо в некоторых обстоятельствах этот третий человек наоборот может взять на себя роль посредника или миротворца .

Исследования показывают, что наиболее предпочтительной представляется группа из пяти человек. При этом абсолютно тупиковая ситуация невозможна из-за нечетного числа членов группы. Такие группы имеют тенденцию раскалываться на большинство в три участника и меньшинство в два участника, оказаться в меньшинстве в такой группе не означает оказаться в изоляции, как в триаде. Группа из пяти человек достаточно велика для того, чтобы ее члены могли легко меняться ролями и любой член группы имел возможность выйти из неловкого положения без обязательной необходимости формально пересматривать проблему. И наконец, группа из пяти человек достаточно велика для того, чтобы люди ощущали, что могут свободно выражать свои эмоции и даже вступать в противоречия друг с другом, но достаточно мала для того, чтобы ее члены могли неуважительно относиться к потребностям и чувствам друг друга. По мере увеличения размеров групп они становятся менее «сговорчивыми». В таких группах люди скорее не говорят друг с другом, а обращаются к другим с формальными речами .

1.3 Типология мало й социальной группы

малый социальный группа личность

В истории социологии предпринимались многократные попытки построить классификацию малых групп.

Действительно, малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Точно так же малые группы могут быть подразделены на становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся .

Большое количество малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций.

На самом деле, допустимы самые различные основания для классификации малых групп: по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д.

В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. По мнению Г.М. Андреевой, целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации.

1) Деление малых групп на «первичные» и «вторичные».

Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Впервые ввел понятие первичной группы Ч.Кули (1909) применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. В дальнейшем социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы (группа друзей).

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Основное значение в этих группах придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции (промышленное предприятие).

2) «Формальные» и «неформальные».

Впервые это деление было предложено Э. Мэйо. Формальная группа обладает определённым правовым статусом и создается для решения круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную структуру, руководство, права и обязанности ее членов (производственный коллектив, студенческая группа). При этом в формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общих интересов или взаимных симпатий. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, готовность к содействию и взаимопомощи За каждым участником группы нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями.

3) «группы членства» и «референтные группы».

Такая классификация была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах ученого было показано, что часть членов определенных малых групп разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются (ученик, являющийся членом класса, разделяет нормы «сомнительных» элементов с улицы).

В настоящие дни в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. Во втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения» - как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.

Каждая из этих описанныхстрех классификаций задает некоторую дихотомию .

2. Значение малых социальных групп в жизнедеятельности общества и личности

Нельзя не отметить важность изучения социальных групп, в частности малых, существующих в обществе. Во-первых, сама социальная структура общества представляет собой совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей. Во-вторых, вся жизнь человека, живущего в обществе людей, протекает в социальных группах и под их непосредственным влиянием: в семье, на работе и т.д. Только в групповой жизни человек формируется как личность, находит самовыражение и поддержку.

Социальная группа предоставляет обществу преимущества, обусловленные объединением физических, интеллектуальных и духовных сил людей. Многие исследователи пришли к выводу, что некоторые особенности человека - способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом именно групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе, зависит от нее. Уже в древности люди предпочитали жить группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20 - 30 человек. И в современном мире человек не мыслит себя вне группы. Он является членом семьи, ученического класса, спортивной команды, рабочего коллектива и т.д.

Одно из важнейших значений малых групп состоит в их социализирующей функции. Действительно, группа является основным фактором, способствующим выживанию человека в обществе. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых, в это же время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, дети усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат.

Андреева Г.М. определяет сущность социализации так: социализация -- это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Обычно социализацию разделяют на три стадии: на первичной стадии (социализация младенца) агентом социализации выступает семья; вторичная стадия включает период получения формального образования; и третья стадия - это социализация взрослого человека, когда социальные факторы входят в роли, к которым первичная и вторичная социализации не могут подготовить их в полной мере (становление мужа, жены, родителя). Приобщение индивидуального интеллекта к социальному совершается только в процессе социализации и является важной частью ее.

Инструментальная роль группы определяется объединением людей ради выполнения той или иной работы. Многие группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку (профессиональные группы).

Некоторые виды групп называются экспрессивными, так как их основная цель - удовлетворить стремление членов группы к социальному принятию, одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне (компании друзей и подростков, которым нравится вместе проводить время).

Не вызывает сомнений, что люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств и вызывания приятных. Под воздействием группы может происходить ослабление некоторых отрицательных эмоций, переживаемых членами группы. Некоторые же наоборот могут усилится под воздействием эмоций других членов группы. Когда совокупность людей становится группой, формируются нормы и моральные ценности на основе которых устанавливается порядок взаимодействия.

Малые социальные группы, особенно первичные, играют большую роль в формировании ценностных ориентаций, в определении направленности поведения и деятельности их представителей. Выполняя производственные функции, они также устанавливают между собой межличностные контакты, отличающиеся психологической гармонией и общей заинтересованностью в чем-либо. Таким образом они составляют специфическую социальную среду, воздействующую на личность.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели феномен малой социальной группы. Мы перечислили некоторые имеющиеся определения данному понятию, остановив свое внимание на одном из них, раскрыли основные свойства малых групп. Отметив, что существует множество различных классификация малых социальных групп, мы особое внимание уделили типологии, предложенной специалистом в области социальной психологии Г.М. Андреевой.

Во второй части теоретической работы мы остановились на тех значениях, которые играют малые социальные группы в обществе в целом и в жизни каждого отдельного человека.

Мы обнаружили, что все люди находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, занимая свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Взрослея, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти.

Литература

1. Андреева Г.М. «Социальная психология.» М., 2000 .

2. Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. - Н. Новгород: НКИ, 1998.

3. Битянова М. Большие и малые // Школьный психолог. - 2000. - №32.

4. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов; Под ред. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.

5. Толковый словарь обществоведческих терминов. / Сост. Н.Е. Яценко. - М.: Лань, 1999.

6. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. - М.: Наука, 1994.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных. Обязанность социолога понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение представляет основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

    реферат , добавлен 25.02.2010

    Сущность и основные характеристики социальной группы. Большие, средние и малые группы, их особенности. Понятие про формальные и неформальные социальные группы. Социальные общности и их виды. Социальные институты как формы организации общественной жизни.

    презентация , добавлен 17.03.2012

    Проблема личности в социологии и философии. Социально-деятельностная сущность человека. Физическая, социальная и духовная личность. Взаимодействие личности и общества. Влияние социальной роли на развитие личности. Институционализированные социальные роли.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

    Концепции личности. Структура и характеристики личности. Типология личности и ее реализация в современной социологии. Взаимосвязь, взаимозависимость личности и общества. Социальные условия, которые общество может предоставить личности для самореализации.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2012

    Потребности как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Книги как источник информации для совершенствования себя. Духовный мир личности.

    презентация , добавлен 01.11.2013

    Возникновение и развитие социологии. Фундаментальные и прикладные исследования. Социальные статусы и социальные роли личности. Сплоченность общества как необходимое условие его существования. Сущность элиты общества, ее роль в общественной жизни.

    учебное пособие , добавлен 20.12.2011

    Понятие личности в системе человекознания. Становление личности и процесс социализации. Структура и составные элементы личности, социальные типы. Феномен свободы и противоречия волюнтаризма и фатализма. Модели взаимоотношений личности и общества.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Понятие социальной группы в социологии. Типология социальных групп. Малые, средние и большие социальные группы. Признаки и характеристика социальной организации. Формальные и неформальные социальные организации. Понятие социальной общности в социологии.

    реферат , добавлен 17.08.2015

    Возникновение социологии личности на грани XIX и XX вв. Этапы становления науки о социологических проблемах личности. Предмет и функции социологии личности. Личность как представитель социальной группы, класса, нации, семьи. Социальные качества личности.

    контрольная работа , добавлен 05.05.2011

    Социальная группа как среда жизнедеятельности индивида. Характеристики малых социальных групп, их классификация по степени организованности, характеру внутригрупповых взаимодействий. Понятие внутренних и внешних групп. Динамика малых социальных групп.

    Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком - общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».

Не всякое сообщество людей называют социальной группой. Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, - к категории пенсионеров и т.д.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых - семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Понятие, формирование и типы социальных групп

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

В современной социологии существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа - это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

    устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

    относительно высокой степенью единства и сплоченности;

    четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;

    возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия - первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия - формальные и неформальные.

Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа - это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность - общество» выполняет две важные функции: нормативную , являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей - малые и большие.

Малая группа - это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

    малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);

    пространственная близость членов группы;

    устойчивость и длительность существования:

    высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

    интенсивность межличностных отношений;

    развитое чувство принадлежности к группе;

    неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа - это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) - это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

    сочетание интересов индивида и общества;

    общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

    предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

    социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков - реальные и номинальные.

Реальные группы - это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

    пол - мужчины и женщины;

    возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;

    доход - богатые, бедные, зажиточные;

    национальность - русские, французы, американцы;

    семейное положение - женатые, холостые, разведенные;

    профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;

    место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, - выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие «квазигруппа».

Квазигруппа - это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория - это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

Толпа - временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

    внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;

    анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;

    спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;

    бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

    случайная толпа - неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);

    конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);

    экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);

    действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы - группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

В истории развития социологической науки сложились различные теории, объясняющие механизмы образования толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и др.). Но при всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления повелением толпы важно: 1) выявить источники возникновения норм; 2) определить их носителей путем структурирования толпы; 3) целенаправленно воздействовать на их создателей, предлагая толпе значимые цели и алгоритмы дальнейших действий.

Среди квазигрупп наиболее близкими к социальным группам являются социальные круги.

Социальные круги - это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности социальных кругов: контактные - общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.); профессиональные - собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку; статусные - образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.); дружеские - основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).

В заключение отметим, что квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.

Малая социальная группа

1. Характеристики малой группы

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Состав группы

Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессы

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

2. Виды и функции малых групп

По роду деятельности

(промышленные, учебные, любительские)

По способу возникновения

    формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)

    неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По степени развития межличностных отношений

От дифференциальных групп до коллектива

По значимости индивида

    группы членства (все люди в группе)

    референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Функции групп

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

3. Групповая динамика

Групповая динамика включает следующие процессы:

    сплочение или разобщение групп;

    процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

    становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.

Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона конформизма - негативизм.

Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление - набор действий, включающих:

    целеполагание (в т.ч. принятие решений)

    координацию совместных действий

    контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).

Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.

Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.

Принимая во внимание вышесказанное (курсивом), рассмотрим

Направление действий лидера:

Направление

Обеспечить

1. Внешняя среда

Совместимость, контакт (достаточные, чтобы избежать изоляции, но не чрезмерные, чтобы не нарушать целостность группы)

2. Межличностные отношения

Включенность, расположение, контроль.

Включенность в совместные действия, достаточную, чтобы никто не чувствовал себя в изоляции, но не чрезмерную, чтобы никто не терял индивидуальности.

Расположение, достаточное для экспрессивной и поддерживающей функции, но не чрезмерное, чтобы не мешать реализации инструментальной функции.

Контроль за принятием решений, достаточный, чтобы все участвовали в обсуждении, но не чрезмерный, чтобы не утрачивалась функция управления (по-моему все наоборот...)

3. Разрешение конфликтов

Интеграция точек зрения (сплочение группы против конфликта).

Реализация этих направлений иллюстрирует комплиментарную функцию лидера (лидер должен делать то, чего не может сделать группа).

Задача управления постоянна, а способы ее реализации зависят от характеристик группы, а так же от ситуации, в которой действует группа.

Модели (стили) управления

Демократический

Либеральный

Анархический

Различия этих моделей можно установить:

    по характеру отношений между управляющими и управляемыми

    Доминирование управляющих

    Конструктивное равноправие сторон

    Доминирование управляемых

    по способу принятия решений

    Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.

    Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.

    Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято

    по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель

Чем выше уровень образования членов группы, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль.

    по ситуациям, в которых обосновано применение той или иной модели

Например, экстремальные ситуации оправдывают применение авторитарной модели, а в ситуации сплочения группы лучше демократический стиль.

Разными школами и исследователями выделяется множество частных классификаций групп, в основном дихотомического толка. Так, выделяют группы лабораторные и естественные, формальные официальные и неформальные неофициальные (по способу возникновения), организованные и неорганизованные (по степени регламентации отношений и жизнедеятельности), референтные группы и группы членства (с точки зрения их ценностной значимости для участника), первичные и вторичные (с точки зрения непосредственности - опосредованности контактов), большие и малые.

На последней дихотомии остановимся особо.

На первый взгляд, за этой незамысловатой типологией стоит число участников группы. Небольшое число участников - малая группа, много участников - большая группа. Однако в отечественной традиции разделение этих двух типов групп имеет более весомые основания. Большая и малая социальные группы не просто различаются по количеству членов, - это принципиально разные типы групп.

К малым относят разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля (к формальному определению малой группы мы обратимся чуть ниже).

Малые группы - это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент). И что очень важно: можно вычленить конкретную цель существования таких групп (шаблон деятельности), так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.

К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое. Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа.

К первому относятся этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.

Ко второму относятся публика, толпа, аудитория - общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство. Этнос трудно представить в виде большой группы людей, расположившихся на какой-то гигантской площадке, так же как всех цирковых артистов или весь средний класс пусть даже только определенного государства.

Есть, конечно, любопытные примеры. Скажем, на Кубе в период расцвета правления Фиделя Кастро один раз в год проводился невероятных размеров митинг, на который стекалось все взрослое население острова (это сотни тысяч человек!). Трудно сказать, что в этот момент представляла собой эта совокупность людей - толпу или большую группу под названием "народ Республики Куба".

Принципиальное различие больших групп первого и второго подтипа - в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.

Так называемые организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами. Можно вычленить и описать типичный для представителя таких групп образ жизни, особенности характера, самосознания.

Неорганизованные большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников такого рода социальных образований.

Почти 100 лет малая группа остается предметом живого интереса различных социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Множество подходов, определений, постановок проблемы, еще больше - критики в адрес оппонентов. Трудно представить себе определение, которое устроило бы всех без исключения и при этом имело хоть какое-то конкретное содержание.

Мы обратимся к подходу, предложенному московской социально-психологической школой. Вслед за Г.М. Андреевой определим малую группу как немногочисленную по составу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.

Итак, в соответствии с этим определением два признака создают основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте (ценности, цели, задачи и способы взаимодействия) и непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа как социально-психологическое явление.

Исследователи изучают ее разнообразные свойства и признаки. Так, А.И. Донцов, развивая данное определение, выделяет восемь признаков, характеризующих поведение людей в малой группе.

  • 1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников.
  • 2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы.
  • 3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии.
  • 4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и в межгрупповых ситуациях.
  • 5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувства солидарности друг с другом и благодарности группе.
  • 6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге.
  • 7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями.
  • 8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Таким образом, малая социальная группа - целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, обладающий следующими свойствами.

  • · Состоит из ограниченного, небольшого числа людей.
  • · Возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением.
  • · Наделяет входящих в него людей некоторым когнитивным и эмоциональным содержанием.
  • · Определяет особенности их поведения во внутри- и межгрупповых ситуациях.

"Немногочисленная по составу", "небольшое число людей"... Сколько же человек составляют малую группу? Можно ли назвать конкретное число или хотя бы формулу для его определения?

Интерес к этим вопросам возник чуть позже, чем начались интенсивные исследования в области малых групп. В результате можно констатировать следующее: большая часть исследований малых групп проведена в диадах, то есть парах, однако при этом есть все основания считать, что "настоящая малая группа" начинается с триады.

Диада представляет собой весьма специфическую малую группу, многие структуры и процессы разворачиваются и протекают в ней не в полном объеме, приобретают "усеченную" форму. Получается, что "де юре" малая группа начинается с трех человек, а "де факто" - с двух. Попытки установить для малой группы однозначный "верхний предел" также можно считать неудовлетворительными. Понятно, что он находится не выше уровня двух-трех десятков, но где конкретно? Для учебной группы - один предел, для тренинговой - другой, для спортивной команды - третий...

Наиболее удачным можно признать функциональный подход к определению верхней границы малой группы. Его суть в следующем: в группе может быть столько человек, сколько можно эффективно объединить для достижения данной конкретной цели. Психологическое содержание совместной деятельности задает возможное число участников данной группы.

Существуют рокеры, которые притягивают к себе фанатов как магнитом

Большие и Малые группы

Р азными школами и исследователями выделяется множество частных классификаций групп, в основном дихотомического толка. Так, выделяют группы лабораторные и естественные, формальные официальные и неформальные неофициальные (по способу возникновения), организованные и неорганизованные (по степени регламентации отношений и жизнедеятельности), референтные группы и группы членства (с точки зрения их ценностной значимости для участника), первичные и вторичные (с точки зрения непосредственности - опосредованности контактов), большие и малые .

На последней дихотомии остановимся особо.

На первый взгляд, за этой незамысловатой типологией стоит число участников группы . Небольшое число участников - малая группа, много участников - большая группа. Однако в отечественной традиции разделение этих двух типов групп имеет более весомые основания. Большая и малая социальные группы не просто различаются по количеству членов, - это принципиально разные типы групп.

К малым относят разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля (к формальному определению малой группы мы обратимся чуть ниже).

Малые группы - это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент). И что очень важно: можно вычленить конкретную цель существования таких групп (шаблон деятельности), так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.

К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое. Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа.

К первому относятся этносы, классы, профессиональные группы . Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.

Ко второму относятся публика, толпа, аудитория - общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство. Этнос трудно представить в виде большой группы людей, расположившихся на какой-то гигантской площадке, так же как всех цирковых артистов или весь средний класс пусть даже только определенного государства.

Большие и Малые группы

Есть, конечно, любопытные примеры. Скажем, на Кубе в период расцвета правления Фиделя Кастро один раз в год проводился невероятных размеров митинг, на который стекалось все взрослое население острова (это сотни тысяч человек!). Трудно сказать, что в этот момент представляла собой эта совокупность людей - толпу или большую группу под названием "народ Республики Куба".

Принципиальное различие больших групп первого и второго подтипа - в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.

Так называемые организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами. Можно вычленить и описать типичный для представителя таких групп образ жизни, особенности характера, самосознания.

Неорганизованные большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников такого рода социальных образований.

Почти 100 лет малая группа остается предметом живого интереса различных социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Множество подходов, определений, постановок проблемы, еще больше - критики в адрес оппонентов. Трудно представить себе определение, которое устроило бы всех без исключения и при этом имело хоть какое-то конкретное содержание.

Мы обратимся к подходу, предложенному московской социально-психологической школой. Вслед за Г.М. Андреевой определим малую группу как немногочисленную по составу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.

Итак, в соответствии с этим определением два признака создают основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте (ценности, цели, задачи и способы взаимодействия) и непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа как социально-психологическое явление.

Исследователи изучают ее разнообразные свойства и признаки. Так, А.И. Донцов, развивая данное определение, выделяет восемь признаков, характеризующих поведение людей в малой группе.

1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников.

2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы.

3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии.

4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и в межгрупповых ситуациях.

5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувства солидарности друг с другом и благодарности группе.

Большие и Малые группы

6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге.

7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями.

8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Таким образом, малая социальная группа - целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, обладающий следующими свойствами.

· Состоит из ограниченного, небольшого числа людей.

· Возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением.

· Наделяет входящих в него людей некоторым когнитивным и эмоциональным содержанием.

· Определяет особенности их поведения во внутри- и межгрупповых ситуациях.

"Немногочисленная по составу", "небольшое число людей"... Сколько же человек составляют малую группу? Можно ли назвать конкретное число или хотя бы формулу для его определения?

Интерес к этим вопросам возник чуть позже, чем начались интенсивные исследования в области малых групп. В результате можно констатировать следующее: большая часть исследований малых групп проведена в диадах, то есть парах, однако при этом есть все основания считать, что "настоящая малая группа" начинается с триады.

Диада представляет собой весьма специфическую малую группу, многие структуры и процессы разворачиваются и протекают в ней не в полном объеме, приобретают "усеченную" форму. Получается, что "де юре" малая группа начинается с трех человек, а "де факто" - с двух. Попытки установить для малой группы однозначный "верхний предел" также можно считать неудовлетворительными. Понятно, что он находится не выше уровня двух-трех десятков, но где конкретно? Для учебной группы - один предел, для тренинговой - другой, для спортивной команды - третий...

Наиболее удачным можно признать функциональный подход к определению верхней границы малой группы . Его суть в следующем: в группе может быть столько человек, сколько можно эффективно объединить для достижения данной конкретной цели. Психологическое содержание совместной деятельности задает возможное число участников данной группы .

Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук

Основной материал, из которого производятся трубы - профиль нержавейка, относится к достаточно распространенным сортам легированной стали. В качестве легирующей присадки к конструкционной стали, в данном случае, используется хром. Антикоррозийные свойства нержавейки зависят от концентрации хрома в железоуглеродистой массе основного материала