Кафедральный собор Фрауэнкирхе (Собор Пресвятой Девы Марии) в Мюнхене - тесная связь власти земной и небесной. Тайны Фрауенкирхе

  • 12.10.2020

Адрес: Frauenkirche, Frauenplatz 12, 80331 München, Germany. Как добраться: станция метро "Marienplatz" (линии метро U3 и U6).

Кафедральный собор Богородицы в Мюнхене

В сутолоке дня, тревогах, заботах, склонив голову, мы пробегаем по жизни, замечая лишь асфальт под ногами, мчащиеся авто, станции метро. Мелькают дни и ночи, утекает жизненная энергия. На склоне лет все чаще обращаем глаза к небу, вглядываемся в бездонную синь, пытаясь увидеть скрытую тайну, шепчем слова забытого псалма, выпрашивая прощение, страстно ищем намоленные святыни, где всепрощающий дух Божий готов снизойти на безбожника. Одно из таких благодатных мест - Фрауэнкирхе в Мюнхене.

Летопись возведения Собора Богородицы в Мюнхене

Сердце старого города - Мариенплац, пережившая шумные людные ярмарки, базары, зрелищные турниры, помнящая эпидемии, слезы, стенания, боевые и победные кличи. Благодарные потомки воздвигли здесь гигантскую колонну неизменной покровительнице Баварии - Деве Марии (1638 г.).
Поднятая высоко над землей, стоя на золоченом полумесяце, она держит символы власти и младенца Иисуса, благословляя горожан и приезжих. Гумберт Герхард старался воплотить в памятнике идею о грехопадении, терпении, наказании, смирении народа. Не напрасно, очевидно, у подножия стелы затаились жуткие фигуры, олицетворяющие бедствия, проблемы, раздиравшие население в давние времена. Застыли Голод, Чума, Война. Особо интересна Ересь в облике ехидной, наказуемая смертью.
Некогда рядом с площадью находилась скромная часовенка, собиравшая массу людей, особенно в дни празднеств. Однажды, когда ее переполнили пришедшие с песнопением верующие, раздался тревожный крик о начавшемся пожаре: забили в набат звонари, закричали миряне, бросились в панике к единственному небольшому выходу, не помня ни о чем. В сплошном едком дыму, невыносимой давке, стонах пострадавших не заметили упавшую наземь красивую девушку, юную, чистую, непорочную, затоптали насмерть. Пролитая кровь невинной жертвы породила множество разговоров. Тогда-то и надумали построить новое здание, просторное, светлое, где свободно вместились бы жители столицы. Деньги на благое дело собирали всем миром. Герцог Сигизмунд с епископом Йоханнесом Тульбеком наконец-то заложили краеугольный камень (1468 г.).
Разрабатывая проект храма, зодчий Йорг фон Хальспах настойчиво повторял, что в нем не допустимы излишества, как того требует строжайший стиль бескомпромиссной готики. Масштабное строительство заняло рекордно короткие сроки, всего 20 лет (исключая купола, добавленные позже), став лебединой песней архитектора, умершего в том же году. Полное завершение приходится на 1525 г. Кирха вмещала свыше 19 тыс. молящихся, хотя число проживающих на тот момент не превышало 13000. Наверное, рассчитывали на большой прирост населения или преобразование церквушки в своеобразную Мекку, куда будут стекаться паломники со всех уголков страны.
Выстроенный из обожженного красного кирпича собор Пресвятой Богородицы видится из наиболее удаленных уголков Мюнхена, ведь не существует здания выше его. Городской совет принял специальный законопроект, запрещавший строить высотки, закрывающие символ столицы.
Это - мощная цельная конструкция (109х40 м), напоминающая формой ковчег Ноя. Строгие линии величественного фасада восхищают. Под двускатной кровлей отчетливо выделяются членения, гармонично сочетающиеся с вогнутым венком часовен. Поднимающиеся башенки изначально планировали украсить шпилями, однако, денег катастрофически не хватало. Отсюда - купола-луковицы зеленого цвета, вступающие в оригинальный контраст с ярко красной черепицей и кладкой. "Мои любимые аспарагусы (спаржа)", - любя называл их курфюрст Макс III Йозеф. Южная башня (98, 45м) на 12 см короче северной (98, 57 м).
Поднявшись на одну из них по узкой винтовой лестнице, промчавшись немного на лифте, выйдете на смотровую площадку: черепичные крыши, прямые летящие проспекты, улочки и закоулки - все предстанет взору. В ясную, солнечную погоду, если повезет, можно долго любоваться заснеженными шапками Альп, получать наслаждение, проникая в замысел древних зодчих, творивших с любовью, ощущать величие природы, сопоставлять увиденное с нависшими буднями, агрессией, коварством, злобой.
На чердаке до сих пор лежит тяжелая деревянная балка, вынутая из перекрытий. Талантливый плотник фон Штранбинг, желая доказать присутствующим свое непревзойденное мастерство, недосягаемую квалификацию, вытянул ее. Потом предложил завистникам установить на прежнее место. Эту загадку не смогли разгадать до сих пор. Не верите? Тогда ступайте под соборную кровлю. Вооружитесь терпением, решительностью, сообразительностью. Возможно, тайна мудрого мастера уступит вашему напору и откроется?
Десять колоколов расположились под медными "луковицами", их отливали на протяжении 6-ти столетий (с XIV по XX). Крупнейший из них назван нежным женским именем - Сюзанна. Внизу на фасаде прикреплена табличка с выцветшей от времени облупившейся краской, но надпись на ней еще читаема. Она оповещает, что местность вокруг сооружения - зона повышенной опасности, ибо здесь всегда гуляет сумасшедший ветер. Срывая ветхую облицовку, головные уборы у зазевавшихся гостей, как бы насмехаясь, он кружит их по мостовой. Почему только у иногородних? Потому, что проживающие в близлежащем районе, помня старинное предание о происхождении мини-вихря, всегда придерживают свои шляпы, проходя мимо.

Стопа дьявола

Легенда нашептывает фантастическую историю, похожую на сказку о владыке преисподней, пожелавшем разрушить обитель Бога. Получив от верноподданных дурную весть о построении в Германии еще одной святыни во славу Богоматери, нечистый пришел в бешенство, испугавшись уменьшения притока грешников в адские чертоги, чего не мог допустить. Сатана принял решение посетить стройку до освящения. Заключив договор со свирепым сильным северным ветром, ринулся в баварский край. Задача шторма - разрушать снаружи, кружась и злобно воя вокруг. Навредить изнутри Князь Тьмы взял на себя, проникнув незаметно в помещение. Встав под центральным органом, он не увидал ни одного окна. Леденящий кровь хохот пронесся под сводами. От удовольствия рогатый захлопал в ладоши, обрадовавшись, топнул ножищей, оставив на напольной плитке заметную приличную вмятину, от которой в разные стороны побежали трещины-паутинки, а шпора в виде крючка хорошо видна и доныне. Чему так радовался похититель душ? Он правильно решил, что в исполинский темный храмовый простор вряд ли придут на молебен людишки.
Когда постройку освятили, народ повалил толпой, возмущению беса не было предела. Облетев вокруг, он обнаружил вдруг окна 23-метровой вышины, украшенные великолепными витражами, располагающиеся по всему периметру. Насчитал их 30 штук. Придя в немыслимую ярость, кинулся прочь, приказав своему подельнику продолжать гнусное дельце наружного разрушения.

Чопорность и простота архитектуры

Войдя внутрь, посмотрите внимательно на отпечаток - Teufelstritt. В обрамлении желтого квадрата на серой прохладе мрамора - "чертов след". Встаньте впритык к нему - ни один оконный проем не откроется вашему взгляду. Но только сделаете шаг вперед, и мягкий свет, преломляясь в очаровательных витражных окошках, весело играя разноцветными бликами на арках, колоннах, полу, заворожит. Выстроившиеся по обеим сторонам внутреннего пространства восьмигранные пилоны (22 шт.), изумительно белые, кажущиеся полупрозрачными, создают впечатление простирающейся вдаль дороги. На них покоятся служебные опоры, образуя охристое разветвление сетчатых сводов с нежным графическим рисунком. Здесь нет потолочной и настенной росписи, минимум замысловатой лепнины - только ясная, надменная готика взирает свысока. Строгость, набожность Средневековья не терпела вычурной мишуры, обращая пристальное внимание на духовное состояние паствы. Дом Господа - не балаган, не цирковая арена. Общению с Творцом ничто не должно мешать. Мессу необходимо выслушивать полностью, сидя в оглушительной тишине, устремив взор на 8-метровое распятие, будто бы парящее под потолком.
Ценители хорового пения поражаются удивительнейшей акустике. Увы, произведения Баха не порадуют ревностного католика, ибо громкая музыка, "бьющая по ушам", разливается протяжным, унылым гулом в огромнейшем пространстве. Зато григорианские хоралы, произведения Моцарта звучат удивительно успокаивающе, запоминаясь надолго.
Мерцающий огонек свечей, сгустившийся от ладана воздух, полумрак дарят ощущение незримого присутствия Святого Духа. Хочется надеяться, что посланная Всевышнему просьба непременно будет услышана. На скамьях - от 10 до 15 старичков, перебирая четки, беззвучно произносят слова молитвы вслед за пастырем. В воскресный день посетителей насчитывается пара сотен, не более, притом, что установленные рядами скамьи рассчитаны на 4 тыс. желающих. Не стремятся мюнхенцы приходить сюда. Слишком высокомерной, надменной предстает священная обитель.

Альянс силы престола и веры

Пятинефное сооружение больше посещали аристократы, курфюрсты, оставляя богатое пожертвование, изъявляли желание быть похороненными тут, в этой тихой пристани, где нашли упокоение Виттельсбахи, правившие краем более 700 лет. Главный престол основного нефа заслоняет величавое надгробие Людвига Баварского с возвышающимся над ним государственным флагом. Монумент является кенотафом (могилой без останков) из красноватого и черного мрамора. Большущая плита с камнем-подушкой, на ней - корона. По обоим бокам - аллегории правления: первая, увенчанная венком из лавра, сжимает скипетр. Мимика отражает добродушие, справедливость, честность, такие востребованные качества для мирной жизни. Вторая сурово смотрит из-под полуопущенных век, удерживая наготове оружие. В облике - отвага, решимость, ум - все, что нужно иметь в сумеречные годы военных сражений.
У подножия - статуи высокопоставленных особ: Вильгельма IV, Альберта V с мечом. По углам замерли в едином порыве рыцари, закованные в латы (автор Ганс Крумппер). На плите - черепа и штандарты. От гробницы веет холодом, отпугивая прихожан. Талантливая рука ваятеля Эразма Грассера радует ценителей искусства умело выполненными бюстами апостолов, пророков, застывшими на клиросе. За церковным хором расположена лестница, ведущая в крипту, где упокоились навек венценосцы, местные сливки общества, священнослужители, богачи. Самого же Людвига погребли совместно с женой Беатрикс в склепе в алтарной части.
В алтаре - картина П. Кандида "Вознесение Марии" повествует о радостном событии, когда Приснодеву забирают вместе с телом на небеса, венчая на царствие. Несколько работ Яна Полака поражают реалистичностью, хотя их полная аутентичность не установлена.
Боковые капеллы - воплощенное в камне стремление быть ближе к Создателю. Они интересны своим необычным убранством. Так в часовне Святых Таинств задержитесь в изумлении перед механическими часами Грассера. В них - подвижные фигурки известного библейского сюжета. Кроме них движутся планеты, знаки зодиака, представлены фазы Луны и Солнца, а мелодия, льющаяся и окутывающая, несет мысль о заступничестве, всеобъемлющей вселенской любви, милосердии. В период реставрации добавили кукарекающего петуха, вестника рассвета, загоняющего прислужников демона в глубокие подземелья ада. В общем-то, церковь всегда верой и правдой служила здешним герцогам, последний из которых проживает сейчас в замке Нимфенбург за счет государства.

Судьба храма сегодня

Сейчас он теряется среди множества окружающих его жилых строений. Даже сфотографироваться проблематично. Пройдя по узким улочкам к фонтану "Беннобрюннляйн" (проект Йозефа Хензельманна) в чисто немецком стиле: простого, строгого, посвященного Св. Бенно, окажетесь у соборного портала. На паперти не играют малыши, а граждане пробегают мимо под пронизывающим, мощным воздушным потоком. До 400 человек насчитывает приход. Посещают его в основном старики из прилегающего рядом приюта да туристы, не до конца понимающие отрицающую уют, пышное убранство, погоню за денежными сборами, человеческими сердцами готическую суровость. Она признает стопроцентный аскетизм во всем: одежде, еде, влечениях. Не терпит фальши, не дает послабления даже детям, воспитывающимся в певческой школе (300 детишек), где некогда служил известный композитор Орландо ди Лассо.
О соборе публикуют статьи периодические издания, снимается немалое количество телепередач. Он возведен не для простого люда, скорее, предназначен сильным мира сего. Слишком крепок здесь союз между "земной и небесной" властью. В каком-то местном журнале писалось, что старенькая прихожанка любила повторять избитую фразу: "Будь проще и к тебе непременно потянутся люди". 96-летняя старушонка весьма справедливо утверждала, что эту пословицу вполне можно отнести не только к мирянам, но и к Фрауэнкирхе. Захотят ли прислушаться правящие круги к мудрому совету, данному еще в 2006 г., покажет время, а пока праздничные богослужения транслируются всегда исключительно отсюда.
Осторожно прикрыв дверь, выйдя наружу, не торопясь направьтесь к ниспадающей воде, присядьте, быть может, тихая грусть наполнит вас до краев. Пусть трепетное чувство радости, благолепия возникнет от соприкосновения с вечностью, и червь сомнения "Кому нужна подобная аскеза?" не гложет. Поклонитесь Великой Матери, которая, не глядя на трагическую земную судьбу сына, у ног Отца небесного вымаливает прощение для всего человечества.

Фрауэнкирхе (собор Девы Марии)

Мюнхен многолик, ярок и непредсказуем. Испытав множество беспощадных войн и несколько раз опустошаемый эпидемиями, пережив во времена Тридцатилетней войны XVII века захват иноземцами и изменив свой облик в годы национал-социализма, город сегодня поражает своей многогранностью и насыщенностью историей. Среди памятников старого Мюнхена одну из центральных ролей в истории города играл и играет по сей день кафедральный собор — Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche «собор Девы Марии») . Будучи самым высоким зданием старого Мюнхена, он первым виден всем прибывающим в столицу Баварии. Именно эту цель и преследовал герцог Сигизмунд Баварский, закладывая в феврале 1468 г. первый камень в основание будущей церкви.

Фрауэнкирхе была построена за рекордно короткие сроки: всего 20 лет потребовалось для возведения сооружения, в котором могло поместиться до 20 тысяч человек (с учетом того, что население Мюнхена на конец XV в. составляло всего лишь 13 тысяч). Церковь можно по праву назвать церковью всего народа, так как не было человека в средневековом Мюнхене, который бы не принял участие в строительстве храма. Помощь в постройке церкви оказал и Папа Римский Сикст IV, который пообещал отпущение грехов всем, кто направится в Мюнхен и пожертвует на постройку собора свой недельный заработок. В честь папы назван один из порталов собора.

В 20-е годы XVI века было завершено строительство башен Фрауэнкирхе. После войны 1503 — 1505 гг. между двумя линиями правителей Баварии Виттельсбахов, во время которой на них были установлены служившие защите города пушки, башни получили характерные завершения, форма которых отсылает нас к Храму Скалы в Иерусалиме.

Архитектором собора был Йорг фон Хальсбах, который также спроектировал здание Старой Ратуши на площади Мариенплатц. Городской совет выбрал именно этого архитектора, так как он предложил построить церковь полностью из кирпича. Это было выгодно, так как вблизи Мюнхена не было каменоломен. С Йоргом фон Хальсбахом связано одно из самых популярных среди мюнхенцев преданий. Оно гласит, что архитектор, отчаявшись от масштабности строительства, заключил договор с чертом: последний согласился помочь в строительстве церкви, но с условием, что в ней не будет ни одного окна. Архитектор, однако, обманул черта. Он спроектировал постановку двадцати двух пилонов таким образом, что при входе в собор многочисленных окон не было видно. Черт, пришедший принимать работу, увидел, что архитектор его одурачил. В ярости он топнул по каменной плите при входе в собор и исчез. На этом месте до сих пор виден его след.


Однако могущество собора определяется не только участием в его строительстве черта, но и самими его размерами: в длину церковь достигает 109 м., в ширину — 40 м., высота башен — около 100 м. При этом внутреннее оформление поражает готическим аскетизмом, строгостью и простотой. Но все же настоящие ценности далеко не очевидны и, приглядевшись внимательнее, можно убедиться, что Фрауэнкирхе скрывает в себе настоящие сокровища. Чего стоит, например, самое большое в Германии собрание деревянных фигур апостолов и ветхозаветных пророков мюнхенского мастера Эразмуса Грассера. Или же созданные в Вене механические часы XV века , которые являются одними из старейших из до сих пор функционирующих часов в Германии. Помимо их внушительных размеров удивляют фигуры Бога-Отца, Иисуса и Марии: каждый день ровно в 12.10 после того, как петух три раза взмахнул крыльями, Бог-Отец достает меч и застывает, начав диалог с людьми. В это время Иисус и Мария стоят перед ним на коленях, вымаливая человеческие грехи.


Без сомнения взор посетителей собора приковывает к себе также кенотаф (надгробное сооружение над пустой могилой) Людвига Баварца — герцога Баварии и императора Священной Римской империи. Он был воздвигнут первым курфюрстом государства Максимилианом I в. память о славном предке, являвшемся образцом мудрого, справедливого и успешного правителя для всех Виттельсбахов.


По бокам собора расположены многочисленные капеллы — места погребений членов богатых и привилегированных мюнхенских семей. Право на устройство личной капеллы получали те, кто мог заказать себе «вечную мессу», то есть регулярное упоминание своего имени при совершении богослужений. Пожертвования за эти мессы были источником средств существования каноников собора вплоть до реформ Наполеона. Среди наиболее достопримечательных капелл можно отметить капеллу св. Себастиана, алтарную картину которой написал, предположительно, Антонис Ван Дейк, капеллу св. Екатерины Александрийской, в которой хранится сосуд с реликвией — частицей руки папы Пия X, подаренный Фрауэнкирхе во время Евхаристического собора 1960 г. Обращает на себя внимание также капелла Анны, Марии и младенца Иисуса (нем. Anna - Selbdritt ), устроенная правителями Баварии. Помимо фигур святых Георгия (покровителя Киева и Москвы) и баварского рыцаря Рассо мы видим здесь выполненную из дерева статую св. Христофора (греч. Χριστοφορος — «носящий Христа») — великана, несущего на своих плечах младенца Иисуса и держащего в руках ветку дерева. По преданию, один из отшельников направил Христофора — римлянина огромного роста — переправлять через опасный брод людей. Однажды маленький мальчик попросил перенести его через реку.

Христофор взял его, но на середине реки почувствовал неимоверную тяжесть: мальчик объяснил ему, что он — Христос и несет с собой все тяжести мира. Затем мальчик предложил Христофору воткнуть в землю безжизненную ветку дерева, которая превратилась вскоре в плодородное дерево. Это чудо многих обратило в христианскую веру. Легенда о святом Христофоре является одной из наиболее любимых баварцами, поэтому фигура занимает свое достойное место в алтарной части собора.

Обращает на себя внимание также эпитафия одному из пасторов собора Йоханнесу Нойхаузеру, находящаяся у входа в ризницу. На ней изображен изъеденный червями скелет — частый мотив стиля Ванитас (лат. v anitas — «суета»). Подобные изображения были призваны напоминать о быстротечности жизни и неизбежности смерти. Идеологически данный стиль в искусстве эпохи барокко основывается на известном стихе из книги ветхозаветного пророка Екклезиаста «суета сует — все суета».

Как для собора, так и для всех мюнхенцев важной фигурой является святой Бенно — епископ XI в. Его останки также хранятся в одной из капелл собора, будучи перенесены сюда в XVI в., в разгар противостояния католиков и протестантов. «Спасение» мощей святого было воспринято баварцами как знак истинности и силы их католической веры. С конца XVI в. св. Бенно считается покровителем Баварии. Над входом в капеллу святого изображена рыба со связкой ключей. Это изображение отсылает нас к еще одной легенде. По ней Бенно однажды в связи с политическими интригами должен был оставить место епископа и удалиться. Когда он вернулся спустя три года, жители его не узнали, и он в качестве простого странника поселился в трактире. Хозяину трактира Бенно принес необычно большую рыбу, пойманную им в реке. При приготовлении в ее жабрах были обнаружены ключи от собора, которые Бенно выбросил в реку перед своим уходом. Весть о возвращении епископа мгновенно распространилась по городу и вызвала ликование народа. Стоит отметить, что рыба в христианстве является символом Христа, а ключи — символом власти, который Христос передал своему ученику апостолу Петру.


Святая святых собора — главная хоровая капелла . Помимо фигуры Марии, выполненной в начале XVI в. из слоновой кости, обращает на себя внимание изображение Богородицы-покровительницы (или Мадонны с мантией, нем. Schutzmantelmadonna ). По правую сторону перед Марией на коленях стоят представители духовенства, по левую — светские сословия. Своим плащом Мадонна как бы накрывает мюнхенских горожан, защищая и оберегая их. Собор, безусловно, также оберегаем Марией: несмотря на столь внушающий возраст, многочисленные изменения и перестройки, сильные разрушения в годы войны, Фрауэнкирхе до сих пор сохраняет свою величественность и, находясь в самом сердце Мюнхена, освящает жизнь города. И. несмотря на все жизненные перемены, остается неизменной, давая прочные и ясные ориентиры

Юрий Снегирев, историк, магистрант мюнхенского Университета имени Людвиг-Максимилиана

Светлана Мороз, историк, гид (Мюнхен, Бавария)

ФРАУЭНКИРХЕ

Символ города – позднеготическая Фрауэнкирхе.

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche), официальное название нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau (Собор святой Богородицы) - самый высокий собор в Мюнхене. С 1821 года главная церковь вновь созданного архиепископата Мюнхен-Фрайзинг.
Строительство собора было начато в 1466 году и закончено в 1525 году (1466-1492 архитектор Йоргом фон Хальсбахом, известный также как Гангхофер). Собственно сам собор был построен быстро, а вот башни были достроены почти столетие спустя.
В соборе могли найти себе место до 20 000 прихожан, в то время как на момент окончания строительства население Мюнхена составляло всего 13 000 человек. В наше время собор вмещает около 4000 человек сидя, благодаря установленным там в последние годы лавкам для прихожан.
Однако внутри собор не производит впечатления огромного сооружения, так как 22 колонны, поддерживающие крышу, создают иллюзию значительно меньшего пространства.
Высота собора составляет 99 метров. По решению референдума, состоявшегося в 2004 году, в Мюнхене временно запрещено строить здания выше Фрауэнкирхе, то есть выше 100 метров.
Одна башня выше другой на 12 см. По первоначальному замыслу их должны были венчать шпили как у Кельнского собора, но из-за нехватки денег возвели купола, стилистически не соответствующие собору.
Длина собора - 109 м, ширина - 40 м. Внутреннее убранство трехнефной церкви было частично утрачено во время Второй мировой войны. Сохранились великолепные скамьи хоров, выполненные Эразмом Грассером в 1502 году, гробница Людвига IV Баварского из черного мрамора, алтарь св. Андрея и картины Яна Полака. Хотя богатый готический интерьер собора был частично уничтожен, частично вынесен еще в эпоху контрреформации.
В крипте похоронены представители династии Виттельсбахов (нем. Wittelsbach), правивщей в Баварии и Пфальце
Церковь представляет собой бедное украшенное, но больших размеров кирпичное здание. Она пятинефная, зальной системы, без трансепта, но снабжена хоровым обходом и двумя западными башнями. Ее вдвинутые внутрь контрфорсы и по продольным сторонам обратились в ряды часовен необычайной высоты. На их восьмигранных столбах без капителей покоятся служебные колонны, которые разветвляются в богатые сетчатые своды. Строгая, но светлая церковь типична для баварского кирпичного стиля XV столетия.


Teufelstritt, отпечаток дьявола. По легенде строитель церкви заключил сделку с дьяволом, что в церкви не будет окон, а дьявол поможет построить здание. Но дьявол был обманут умным архитектором. Церковь была уже освящена и дьявол мог стоять только около входа, а с этого места окна не были видны из-за колонн. Дьявол в бешенстве топнул ногой и оставил отпечаток, где у пятки виден след хвоста.


Алтарь.


Потолок.


Орган.


Гробница императора Священной Римской империи Людовика IV работы Hans Krumpper.


Алтарь св. Андрея.

Статья из журнала GEO, №12, 2006 г.

Собор Баварской Богоматери
Символ Мюнхена – собор Фрауенкирхе. Никто не откажет ему в величественной и холодной готической красоте. Но мюнхенцы предпочитают другие церкви.
Останки баварских архиепископов покоятся в крипте мюнхенского кафедрального собора Фрауенкирхе. В сводчатом помещении под алтарной частью по традиции хоронили священнослужителей и аристократов.
"Здесь как-то голо!", – испуганно шепчет какая-то туристка мужу. Она скептически оглядывает массивные колонны собора Фрауенкирхе, пока ее взгляд наконец не останавливается на длинном облачении Райнхарда Беренса. Смотритель собора Беренс уже знает, что за этим последует – женщина подойдет к нему и задаст классический вопрос: «Это что, протестантская церковь?» В этом вопросе слышится явное разочарование.
Почему мюнхенский собор Фрауенкирхе выглядит таким чопорным? Почему люди избегают заходить в храм, который считается символом города? Местные католики предпочитают храмы поуютней, да и мало кому из туристов по нраву его аскетичность. Райнхард Беренс терпеливо объясняет, что не все католические храмы в Баварии построены в стиле барокко. Что его собор не похож на нарядные церквушки с игривой лепниной и росписями на потолке, с ангелочками, с высокими алтарями и сверкающими дароносицами.
Фрауенкирхе – это бескомпромиссная готика. Чистая, надменная, ясная. А к ней в избалованной барокко Баварии не привыкли. Когда пройдешься по нарядной улице Кауфингерштрассе с ее роскошными магазинами, а потом неожиданно окажешься под гулкими и пустынными сводами собора, становится не по себе.
Готика – это величие пространства, строгость линий. Главный собор города возвели в эпоху средневековья, хотя в его архитектуре уже чувствуется приближение Возрождения. Массивность сооружения смягчают купола-луковицы – «романские шлемы». Собор строили на протяжении 26 лет и освятили в 1494 году, незадолго до начала Реформации. Тогда же в Баварии был основан первый университет, а в Мюнхене напечатана первая книга.
Фрауенкирхе – один из последних памятников эпохи, когда Западная церковь была единой. Это лаконичный и суровый храм. Средства тут подчинены цели, в отличие от иезуитского барокко, где цель принесена в жертву средствам. Строгий набожный дух средневековья не терпел вычурности и оперных эффектов.
Барочную музыку исполнять здесь невозможно. Из-за мощного эха звуки сливаются, и получается какофония. «Бах у нас бьет по ушам», – улыбается регент. Акустика во Фрауенкирхе такова, что за музыкальными произведениями с быстрым темпом «пространство просто не поспевает». Но стоит зазвучать грегорианским хоралам или мессе Моцарта, становится ясно, на что способна здешняя капелла. Когда горят бесчисленные свечи и от ладана густеет воздух, в этих стенах ощущаешь незримое присутствие Святого Духа. В такие мгновения раскрывается истинная сила собора, красота церковной службы, будто ты перенесся в Венецию ХVII века, в знаменитый собор Святого Марка.
В певческой школе при храме учатся 300 детей. В соборе, где служил капельмейстером Орландо ди Лассо – великий композитор Возрождения, недопустимы фальшивые ноты. Для регента Ниса это искусство, а не ремесло. А коли прихожане не способны держать высокую певческую планку, то пусть лучше помалкивают.
Во Фрауенкирхе не заигрывают с паствой и не укорачивают службы. Доминиканцы или иезуиты из других католических храмов Мюнхена вольны гоняться за своими прихожанами. «Мы не ждем аплодисментов. Храм – это не балаган, – говорит церемониарий Антон Хеклер. – Месса во Фрауенкирхе – пример для подражания». Здесь служат по всем канонам. Ведь если в каждом храме будут действовать по собственному усмотрению, что станет с единством церкви?
Хеклер, внешне смахивающий на известного американского актера Джина Хэкмана, включает свой ноутбук и начинает подсчитывать, во что обойдется приходу причастие 400 верующих. Хеклер – режиссер и постановщик в одном лице. Он определяет, кто из служек вынесет покров на чашу, а кто споет «Верую». Он следит за всем – от выбора сосуда для облаток до драпировки риз. Он выговаривает причетникам за джинсы, торчащие из-под стихарей, а чтецам за плохую артикуляцию.
Хеклер ратует за продолжение реформ католической церкви, которым 40 лет назад положил начало II Ватиканский собор. Увы, «косному сознанию непонятен возвышенный блеск благородной простоты». Скажем, облачение священников в обычных церквях по-прежнему смахивает на какой-то аляповатый нагрудник. Во Фрауенкирхе священники носят скромное одеяние.
Мюнхенцев сочетание готики и современных тенденций заводит в тупик. Хоры во Фрауенкирхе, по их мнению, расположены слишком низко, алтарь недостаточно пышно украшен, а кресло епископа совсем не похоже на трон. Даже кафедры, с которой должны звучать берущие за душу проповеди, здесь нет.
Была бы на то воля самого Хеклера, он пошел бы еще дальше. Убрал бы из собора скамьи, которые только препятствуют единению верующих: пусть прихожане стоят во время богослужения. Преломлял бы настоящий хлеб вместо облаток и причащал бы евхаристическим вином не только духовенство, но и всех верующих, как в обрядах древней церкви. (Прим. Причем тут древняя церковь. Все это исполняется в наших православных церквях. ) Но тогда, опасается он, к ним вообще перестанут ходить. Мюнхенцы и без того редко заглядывают во Фрауенкирхе. По воскресеньям в соборе, рассчитанном на 20 тыс. человек, набирается от силы 100–200 прихожан. Вечерню служат в крохотной часовне для 15–20 старушек. При этом баварское телевидение транслирует в прямом эфире главные мессы. Так что Вольфгангу Хуберу, настоятелю храма, хватает забот и с их подготовкой, и с визитами международных делегаций. В конце концов, Фрауенкирхе никогда не была «народной» церковью. Она – символ герцогской власти.
Начиная с XVI века здесь венчали и хоронили правителей Баварии, герцогов Виттельсбахов. На площади перед собором набирали войско, а настоятелей Фрауенкирхе назначал сам герцог. Собор верой и правдой служил власти, его могучие своды и мощные башни, устремленные в небо, были символом непобедимости баварских правителей. Уже его предшественница Мариенкирхе, возведенная на этом месте в XIII веке, была домовой церковью герцогов.
Простой же люд молился в церкви Святого Петра – любимом в народе и самом старом храме города. Мюнхенцы до сих пор не могут смириться с тем, что он остается в тени привилегированной Фрауенкирхе.
Каждому, кто разглядывает старые гравюры, обязательно бросается в глаза «светскость» собора. Надгробие Людвига Баварского – самого знаменитого представителя Виттельсбахов за все 8 веков существования рода, воздвигли прямо перед главным престолом, почти загородив его. Да еще водрузили сверху национальный флаг Баварии.
Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Мадонны, символ собора Фрауенкирхе, с алтаря на центральную площадь Мюнхена (теперь она называется Мариенплац). А величественную бронзовую фигуру Богоматери, установленную у стен своей резиденции, объявил святой заступницей Баварии. Мадонна превратилась в политическое оружие дома Виттельсбахов. В самом соборе Максимилиан приказал возвести мрачный памятник из черного мрамора и темной бронзы – императорский кенотаф, символическую усыпальницу герцогов. Фигуры закованных в латы рыцарей и изображения черепов выглядели устрашающе и вселяли ужас в верующих. Над монументом возвышалась мощная триумфальная арка – символ единения небесной и земной власти.
Так что собор Фрауенкирхе был и остается церковью для властей предержащих. Вплоть до 1952 года все баварские епископы происходили из аристократических дворянских семей. Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу.
Когда монахиню Йолант у Вайс из ордена Сестер Святого Семейства после 27 лет служения в городке Партенкирхен перевели в Мюнхен, ее насторожило, что на паперти Фрауенкирхе никогда не играют дети. В своем альпийском городке она каждый год готовила к первому причастию 60 малышей. А в огромном прославленном соборе всего 400 прихожан – самый маленький приход в Мюнхене. И роста не предвидится: только 29 прихожан моложе 18 лет. Большинство – старики, живущие в приюте недалеко от собора.
За ними-то и ухаживает сестра Йоланта. А еще она навещает 96-летнюю фрау Бауер. До войны та жила хорошо, работала во Дворце Правосудия, но в 1945-м ее дом разбомбили, и ей дали квартиру неподалеку от Фрауенкирхе. Фрау Бауер совсем высохла – невесомая как пушинка. В ее комнатке на комоде стоит фигурка Божьей Матери с младенцем Иисусом.
Сестра Йоланта аккуратно чистит для старушки мандарин – только половинку, чтобы другая не засохла. Фрау нравится вечно повторять одно и то же: «Когда-то начальник сказал мне: «Девушка, будь проще, и люди тебя полюбят». Но ведь не каждый это умеет!»
Слова эти – вроде жизненного итога, звучат почти как молитва. Сестра Йоланта Вайс терпеливо слушает бормотание фрау Бауер, думая о том, что возможно и заносчивой церкви Фрауенкирхе стоило бы прислушаться к мудрому совету…

Вольфганг Михал

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене (нем. Frauenkirche) – туристический символ Баварии и величайший памятник архитектуры Германии. Официальное название – Собор Пресвятой Девы Марии (нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau). Храм расположен вблизи центральной площади Мариенплац (нем. Marienplatz), и с его башен открывается панорамный вид на город. Начиная с XV века, церковь в позднеготическом стиле считается главной достопримечательностью Мюнхена.

О Фрауэнкирхе в Мюнхене

Кафедральный собор Frauenkirche – действующий католический храм епархии Фрайзинга и Мюнхена. Собор построен вследствие секуляризации епископства и слияния приходской и коллегиальной церкви при Виттельсбахах и является символом политической власти династии, олицетворением союза трона и религии.

В 2004 году власти приняли решение не возводить в Мюнхене здания выше Фрауэнкирхе, чтобы сохранить его культурную и архитектурную ценность.

Мюнхенский собор Пресвятой Девы Марии – старейшая церковь покровительницы в епархии и высочайшее сооружение города. Высота башен – 98,5 м, длина нефа – 109 м, а высота – 40 м.

История собора

Возведение храма Пресвятой Девы Марии тесно связано с правлением династии Виттельсбахов (нем. Wittelsbacher). Для укрепления позиций на троне герцог Сигизмунд решил построить новую приходскую церковь. Впоследствии она стала семейным склепом, в крипте которой похоронены правители Баварии и Пфальце.

Храм никогда не принадлежал народу, а был символом Виттельсбахов.

До этого их семейной церковью считалась Мариенкирхе, вокруг которой построили Der Dom zu Unserer Lieben Frau. Фрауэнкирхе способен вместить 20 тысяч прихожан, хотя на момент строительства, численность населения в Мюнхене не превышала 13 тысяч жителей.

Этапы строительства Frauenkirche

Строительство храма началось в 1468 году. Реализацией проекта занимался известный зодчий Йорг фон Хальспах, который руководил строительством Старой ратуши на Мариенплац.

  • В 1494 году был возведен основной фасад, собор освятили и открыли для прихожан. Сам архитектор до окончания строительства не дожил.
  • Дальнейшие работы проводились до 1525 года. Последними соорудили купола и башни.
  • В 1599 году в храме дополнительно возвели триумфальную арку, украшенную лепниной, а в 1620 году на главном алтаре появилось изображение «Успение Пресвятой Девы Марии».
  • В 1821 году собор стал епископской резиденцией, что привело к кардинальной реорганизации интерьера.
  • После Второй мировой войны церковь сильно пострадала. В 1989-1994 гг. была проведена полная реконструкция храма.

Особенности архитектуры собора: внешний вид и интерьер

В XV веке в Германии считалось, что для светской архитектуры больше подходят ренессанс и барокко, а религиозные сооружения должны быть в готическом стиле. Поэтому церковь представляет собой лаконичное кирпичное сооружение в стиле поздней готики с элементами эклектизма и барокко.

Основная часть собора Пресвятой Девы Марии построена за 20 лет. Затем возведение приостановили из-за нехватки средств, что отразилось на архитектуре храма, где соединено несколько стилей и направлений.

Фрауэнкирхе – пятинефный собор без трансепта с двумя башнями. Внутри установлено 22 массивные колонны, поддерживающие крышу. Они визуально скрадывают пространство, поэтому может показаться, что вместительность церкви меньше, чем есть на самом деле.

Изначально планировалось украсить купола шпилями, как в Кёльнском соборе, но под влиянием архитектурных тенденций эпохи Возрождения от этой идеи отказались.

Дизайн Фрауэнкирхе позаимствован с Храма Гроба Господня в Иерусалиме, выполненного по византийским проектам. Это создало яркий контраст на фоне строгой готики.

Когда Frauenkirche стал епископским собором, внутреннее оформление храма изменилось, в частности, его алтарная часть.

Что скрывают стены храма: святыни и реликвии

История Фрауэнкирхе насчитывает пять столетий, но его возведение до сих пор окутано тайнами и легендами. На момент строительства аналогичных сооружений в Баварии не существовало. Особенно вопросы вызывало быстрое возведение церкви за 20 лет, что было невероятно коротким сроком для подобной конструкции.

Собор Пресвятой Девы Марии – не только изумительный пример поздней готики, но и ценное культурное наследие Германии, стены которого хранят не одну тайну.

Памятник Виттельсбахов – кенотаф Людвига IV

Важная часть Frauenkirche - скульптуры. В южном крыле находится кенотаф, установленный в 1622 году по инициативе курфюрста Максимилиана I в честь усопшего императора Людвига Баварского. Кенотаф призван подчеркнуть значимость Людвига IV для католической веры, ведь в истории правлении династии Виттельсбахов, он занимает центральное место.

Внутри мраморного склепа расположена готическая мемориальная доска. Однако авторство плиты не установлено до сих пор. Останков самого правителя здесь нет, так как он похоронен в крипте вместе с остальными представителями монархии.

Рядом с памятником находятся две бронзовые статуи герцога Вильгельма IV (1508-1550) и Альбрехта V (1550-1579), а также четыре коленопреклоненных знаменосца, создающие единую скульптурную композицию.

Тойфельстритт – след дьявола

Собор Пресвятой Девы Марии – нетипичное религиозное сооружение для Баварии XV века. Его архитектура побудила множество мифов, которые передаются местными жителями из поколения в поколение. Самый известный из них – der Teufelstritt или след дьявола.

У входа в собор на полу есть отпечаток ноги, по легенде, оставленный самим Люцифером. При возведении Фрауэнкирхе между архитектором и дьяволом якобы была заключена сделка: сатана обещал помочь в сооружении церкви в обмен на душу архитектора.

На тот момент в Мюнхене религиозных зданий было в избытке. Сатана боялся, что покровительство Пресвятой Девы Марии ослабит его позиции, поэтому решил сделать храм, который бы не привлекал прихожан.

Когда строительство завершилось, дьявол пришел за долгом. Войдя через главные ворота, он рассмеялся, ведь внутри не было ни единого окна, а значит, такой храм не мог принести пользы. От радости демон ударил ногой об пол, оставив на нем свой отпечаток. Но когда сделал еще один шаг, то увидел свет, падающий сквозь стекло. Разгневавшись, он превратился в ветер и пытался разбить окна, что не удалось, поскольку люди толпой вошли в церковь.

Действительно, при входе в церковь боковые окна не видны. С 1622 до 1860 год их заслонял огромным алтарь эпохи Возрождения с изображением Успения Пресвятой Девы Марии, выполненный П. Кандидом.

Есть еще одна легенда собора Фрауэнкирхе, согласно которой дьявол в обличии шторма до сих пор пытается проникнуть внутрь и разбить окна, поэтому вокруг храма всегда ветрено.

Отголосок истоков католицизма – механические часы

Точный хронометраж стал необходимой частью западной религии, начиная со Средневековья. Богослужения начинали в одно время, для чего в храмах ставили часы. Они не только определяли, когда начинать молитву, но и символизировали похвалу Богу и скоротечность жизни.

В соборе установлены уникальные механические часы, которые показывают кукольное представление – заступничество Иисуса и Марии перед Богом Отцом.

Также циферблат демонстрируют Солнечную систему, лунные фазы, знаки Зодиака.

В 1749 году во время реставрации в часовой механизм вмонтировали кукарекающего петуха. Но под влиянием разных эпох корпус часов неоднократно менялся, поэтому в первоначальном виде они не сохранились. На сегодня осталось встроенное музыкальное сопровождение, что придает всей конструкции уникальности.

Крипта Фрауэнкирхе – склеп династии Виттельсбахов

За стенами центрального алтаря находится крипта – место захоронения монархов, архиепископов и кардиналов. Крипта Фрауэнкирхе представляет собой семейный склеп, где похоронены останки правителей династии Виттельсбахов.

Каждая могила оформлена в гробницу с мемориальной плитой. Помещение выполнено из кирпича и пышным художественным оформлением не отличается, хотя еще в XIX веке крипту украшали барельефы, роспись, лепнина, которые убрали после реконструкции. Вход туристам в эту часть храма запрещен.

Время работы и посещение собора

Собор открыт ежедневно с 7.30 до 20.30. Предусмотрены ограничения на посещения храма туристами во время церковных служб. График работы приходского бюро:

  • с 8.30 до 12.30;
  • с 14.00 до 16.30 с понедельника по четверг;
  • с 8.30 до 12.30 в пятницу.

Обзорные экскурсии проводятся по воскресеньям с мая по сентябрь и в 15.00 по четвергам. В башни вход временно закрыт: ведутся реконструкционные работы.

Расписание экскурсий, а также ближайшие события, которые проводятся в храме, доступны на официальном сайте .

Как добраться до собора: маршрут и адрес

Frauenkirche расположен недалеко от центральной площади Мариенплатц по адресу Frauenplatz 12. Рядом находится остановка Marienplatz (Theatinerstraße). Добраться можно на метро или городской электричкой, а также на общественном транспорте 19 и N19.

Церкви Мюнхена – духовное наследие Баварии

Религиозные сооружения – ключевые достопримечательности в Мюнхене. Каждая церковь является отголоском определенной эпохи, что отразилось на архитектурном стиле зданий. Хотя центральное место среди религиозных сооружений Баварии занимает Фрауэнкирхе в Мюнхене, не менее значимы в истории региона такие храмы:

Официальное название Годы строительства, архитектурный стиль, конфессия
Азамкирхе (нем. Asamkirche) или церковь Св. Иоанна Непомука 1733-1746 гг., барокко, католичество
Церковь Святого Луки (нем. Lukaskirche) 1893-1896 гг., романский стиль с элементами готики, протестантство
Церковь Св. Марка (нем. St. Markus) 1873-1876 гг., неоготика, лютеранство
Церковь Св. Михаила (нем. Jesuitenkirche St. Michael) 1583-1597 гг., архитектура эпохи Возрождения, католичество
Церковь Св. Петра (нем. St. Peter) или «Альтер Петер» 1181 год, романский стиль, католичество
Театинеркирхе (нем. Theatinerkirche) 1663-1690 гг., барокко, католичество

Заключение

Кафедральный собор Frauenkirche – готический дворец, семейный склеп и ценный памятник архитектуры XV столетия, который притягивает туристов со всего мира. Ни одно фото не передаст атмосферы таинственности этого места. Здесь скрывается история величайшей династии и отражена самобытная культура Баварии.

Фрауэнкирхе. Мюнхен. Святой Бенно: Видео

Адрес: Германия, Мюнхен
Начало строительства: 1468 год
Окончание строительства: 1525 год
Архитектор: Йорг фон Хальсбах
Высота: 100 м
Координаты: 48°08"18.9"N 11°34"24.5"E

Содержание:

Краткое описание

Совсем недалеко от мюнхенской площади Мариенплац расположен главный кафедральный собор столицы Баварии – Фрауэнкирхе. Официальное название самого высокого собора в Мюнхене – собор Пресвятой Девы Марии.

Удивительно, но в 2004-м году на собрании городскими властями был принят довольно спорный законопроект, согласно которому в ультрасовременном городе, славящемся на весь своими научно исследовательскими институтами и музеями, запрещено возводить здания, которые были бы выше Фрауэнкирхе.

Собор с высоты птичьего полёта

Высота собора, построенного в готическом стиле, составляет «всего» 99 метров. Естественно, эту цифру нельзя назвать маленькой, но она ограничивает строительство в городе огромных небоскребов и офисных зданий. С чем же связано такое отношение властей к Фрауэнкирхе, что в этом кафедральном соборе такого необычного? Не секрет, что многие туристические агентства называют Фрауэнкирхе символом Мюнхена и рекомендуют всем гостям города в обязательном порядке посетить эту достопримечательность. Естественно, заинтересовать историков, ценителей памятников архитектуры и культуры Фрауэнкирхе, безусловно, может. Его длинная история и тесная связь с легендарной династией Витттельсбахов, некогда правящей Баварией на протяжении 700 лет, конечно же, заслуживает внимания.

Многие гиды, живущие в Мюнхене, рассказывая своим экскурсионным группам о Фрауэнкирхе, довольно часто отзываются о соборе с некоторой долей скептицизма. Дело все в том, что величественный собор, который является самым высоким зданием в Мюнхене, не вызывает восторга у коренных жителей города. «Виноват» в таком положении вещей род Виттельсбахов, которых, к слову, очень уважают в Баварии, а последний потомок из этой династии до сих пор живет за счет государства в роскошном дворце Нимфенбург .

Вид на собор с Новой ратуши

Именно родоначальники этой династии сделали из Фрауэнкирхе собор для сильных мира сего, а по большому счету, превратили его в своеобразный фамильный склеп. Правда, это уже история, на которой немного следует остановиться чуть ниже.

Собор Фрауэнкирхе - история

Как уже говорилось выше, династия Виттельсбахов, желала создать собор, в котором бы они могли обращаться к Богу, и где находили бы вечное упокоение. Первый камень в строительство собора, который было решено возводить в готическом стиле, был заложен в 1468-м году. Проект здания разрабатывал известный в те времена архитектор Йорг фон Хальспах, которому и принадлежат слова о том, что здание в столице Баварии «построено в стиле бескомпромиссной готики, где нет ничего лишнего».

Собор Фрауэнкирхе был построен из кирпича уже к 1494-му году . Во время торжественной церемонии открытия произошло и освящение храма. Справедливости ради, стоит отметить, что в 1494-м году собор не был до конца закончен: главные его архитектурные детали – купола на башнях, были достроены в 1525-м году. Собор Фрауэнкирхе еще с середины 16-го века можно было называть светским собором, простые мюнхенцы редко заглядывали в него. Как известно, церковь не должна подчиняться политикам и правительству страны, а Фрауэнкирхе стал своеобразным символом, известным в Баварии под названием: «союз трона и алтаря».

Вид на башни собора

После первого освящения в соборе могли разместиться более 20 тысяч человек. Когда были возведены башни, вместимость собора Фрауэнкирхе снизилась до 12 тысячи человек. Уже после Второй Мировой войны в храме может слушать проповеди не более 4 тысяч человек. Все места, как во многих католически храмах, сидячие. Стоит отметить, что во время наступления союзных войск на Мюнхен, собор Фрауэнкирхе был поврежден. Значительным назвать нанесенный урон, все же, нельзя. Все предметы внутреннего убранства, гробницы и ценные реликвии не пострадали. Реставрация собора Фрауэнкирхе после Второй Мировой войны прошла в рекордно короткие сроки. А как же может быть иначе в случае с храмом, который называют «союзом трона и алтаря»? Таким он остался и по наши дни.

Собор Фрауэнкирхе - архитектура

Не один современный архитектор не сможет сказать, что фасады собора не вызывают восхищения готическим стилем. Величественность, строгие линии и, даже можно сказать, какая-то леденящая душу красота, просматривается в каждой детали здания. Несмотря на фасад здания, внутренний интерьер храма разочаровывает многочисленных туристов. «Этот храм какой-то убогий», «Здесь не уютно и холодно», «Наверное, мы оказались не в католическом храме», - такие слова довольно часто произносят многие гости Мюнхена, которые впервые переступили порог символа столицы Баварии, собора Фрауэнкирхе.

Фасад собора

Как уже говорилось выше, даже коренные жители города не жалуют своим вниманием эту главную достопримечательность. Аскетичность внутреннего убранства, надменное отношение к верующим священнослужителей, не может привлекать паству в стены собора. Во время воскресных богослужений на скамьях, рассчитанных на 4 тысячи человек, с трудом удастся сосчитать 80 прихожан. Во время вечерних богослужений Фрауэнкирхе практически пуст: лишь 10-15 престарелых женщин слушают возносящиеся к богу молитвы. Они приходят сюда лишь потому, что живут в находящемся неподалеку от собора приюте.

Несмотря на все вышеперечисленное, именно из этого собора ведутся многочисленные трансляции богослужений, посвященных самым значимым католическим праздникам. Церемониария собора Фрауэнкирхе можно назвать бухгалтером, режиссером, сценаристом и постановщиком. Кроме этого, он надменно утверждает, что именно собор Фрауэнкирхе должен быть примером для подражания всех католических храмов . «Внутреннее убранство храма – это не цирковая площадка, где все должно быть разукрашено яркими красками. Месса, не клоунада, ее нельзя сокращать, во время нее нужно сидеть и слушать в полной тишине», - сказал, как-то в своем интервью церемониарий Антон Хеклер. Именно он стал первым служителем католической церкви, который со скрупулезностью подсчитывал на персональном компьютере сумму, необходимую для причащения прихожан. К слову, официально зарегистрированный приход Фрауэнкирхе насчитывает менее 400 человек.

Главный вход в собор

Тесная связь собора Фрауэнкирхе с властью, которая длится уже более 400 лет, отталкивает молодежь. Из всего прихода насчитывается менее 30 прихожан, не достигших возраста 18-ти лет. Иначе и быть не может в соборе, где перед главным престолом находится огромное надгробие короля Людвига Баварского, которое полностью закрывает главное место в храме. Кроме этого над надгробием был установлен флаг Баварии: стяг практически полностью скрывает от паствы престол. В свое время Максимилиан I решил в соборе Фрауэнкирхе возвести странного вида памятник, на котором были изображены черепа и готовые к битве рыцари. Этот монумент должен был символизировать собой усыпальницу Виттельсбахов. Максимилиан I был одним из тех политиков, который понимал, насколько выгодно объединить власть и церковь. Он даже не скрывал своих взглядов, и над устрашающим темным памятником возвел триумфальную арку. Эта арка в храме Фрауэнкирхе должна была показать верующим тесную и неразрывную связь между земной и небесной властью.

Прочитав все вышеизложенное, у многих людей, которых приведут в Мюнхен, может сложиться мнение, что собор Фрауэнкирхе не заслуживает внимания. Однако это совсем не так. После прогулки по Мариенплац и посещения ее многочисленных достопримечательностей и бутиков, следует обязательно зайти во Фрауэнкирхе.

Вид на южную башню собора с Либфрауэнштрассе

Во-первых, такого резкого контраста не встретишь более нигде в мире, а во-вторых, будет непростительной ошибкой не запечатлеть на фото внешний фасад собора, построенного в стиле «бескомпромиссной готики». Особый интерес вызовет у ценителей музыки и хорового пения акустика этого уникального, в своем роде, архитектурного сооружения. Увы, там не получиться послушать музыку Баха, слишком быстрый темп его произведений, огромное пространство помещения сливает в единый гул. В одном из интервью регента Фрауэнкирхе, опубликованном в мюнхенской газете, говорится о том, что «Бах в соборе сильно бьет по ушам». Оценить всю прелесть хорового пения или музыки можно только по мессе Вольфганга Моцарта или вознесенным к богу хоралам, относящимся еще к грегорианской эпохе.