Труд всегда связан с необходимостью. Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) Чуб Людмила Ивановна

  • 02.07.2020

По своему значению труд является насущной потребностью человека, призванной удовлетворять его биологические нужды и культурные запросы.Характер удовлетворения этой потребности определяется как субъективными,так и объективными факторами.

К первым относят индивидуальные возрастные и половые особенности людей, состояние их здоровья, личностные свойства (темперамент, характер, способности), а также уровень общей культуры, профессиональный опыт субъекта деятельности, его социальный статус, то есть положение в сфере общественных связей (должность, профессию, специальность).

Ко вторым - особенности производства, в котором трудится человек: условия и дисциплину труда, форму его организации, рациональность систем заработной платы, подготовки и переподготовки кадров, наличие инноваций в технологии трудовых процессов и целый ряд других моментов социально-экономического характера.

В качестве примера рассмотрим психологические показатели удовлетворения потребностей лиц морских профессий . К ним относятся как биологические нужды - в пище, воде, жилье, сексе, так и социальные запросы - в общении, труде, творчестве, развлечениях, отдыхе.
При этом трудно определить, какие из них важнее, так как любой человек в первую очередь должен располагать некоторым минимумом жизненно-важных благ, обеспечивающих его физиологические функции, и условиями для развития, совершенствования своих духовных интересов, интеллекта, профессионального мастерства, а также для служебного роста.
Особенности условий труда и отдыха моряков, значительная часть жизни которых проходит в судовой обстановке, затрудняет удовлетворение многих жизненно важных потребностей людей, а также изменяет показатели их психологической структуры и динамики. Так, на протяжении всего периода плавания у членов судоэкипажа преобладает потребность в общении с природой и новыми людьми, в движении, в эмоциональной и сексуальной разрядке.

Социально и лично значимые потребности в труде, необходимость выполнять должностные обязанности, соблюдать дисциплину труда и морально-этические нормы отношений в трудовом коллективе в большей степени проявляется у представителей командного состава судна.
Для лиц этой профессиональной группы чаще всего характерно совпадение целей и смысла труда, которые они видят в достижении общественно полезного результата, выполнении производственных задач при минимальных затратах времени, средств и людских ресурсов. У многих представителей младшего командного и рядового состава содержание смысла деятельности часто выражается в сохранении здоровья и внешней привлекательности, достижении престижа, карьерных устремлений, материального достатка и ряда других далеко отстоящих от социально значимых целей.

У рядовых членов экипажа главными психологическими образованиями структуры удовлетворения потребностей в труде являются цели ("что нужно сделать") и средства ("с помощью чего") деятельности. У старшего и среднего комсостава эти моменты дополняются способами действий ("как это сделать", "какими путями", что активирует творческие компоненты деятельности и способствует удовлетворению потребностей человека в достижении трудовых успехов.
При этом важное значение имеет умение планировать процесс труда, обеспечивающее совпадение намеченных индивидом целей и полученных результатов, которое воспринимается им как успех.

Значительные преобразования в условиях длительных рейсов претерпевают психологические показатели энергетической, динамической стороны процесса удовлетворения потребностей.
В частности, на 70 - 80-е сутки плавания у всех членов экипажа наблюдается тенденция к снижению "степени стремлений", к ограничению мировоззренческих интересов, общекультурных и духовных запросов. Это во многом обусловлено недостатком социальной информации, длительным лишением широкого круга общения, однообразием производственной обстановки, ландшафта.

У моряков с большим профессиональным стажем , богатым жизненным опытом, с хорошо развитыми специальными и общими способностями активность устремлений угасает в период рейса в меньшей степени, чему способствуют: творческое отношение к делу, умение с помощью волевого сознательного усилия отвлекаться от вынужденного однообразия жизни, занимая свой досуг удовлетворением какого-либо хобби (чтение, музыка, рисование, вязание и пр.).
У многих людей в таких условиях наблюдается смена иерархии потребностей и способов их удовлетворения, когда второстепенное принимается за главное, и наоборот, что может выражаться в неразборчивости средств достижения цели (злоупотребление служебным положением, мелочном потребительстве и др.).

Важную роль в характере источников удовлетворения потребностей играет возраст. Представителей старшего поколения отличает разумная умеренность в переживании существующих ограничений. Молодые, неопытные моряки склонны переживать из с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, что в ряде случаев приводит к образованию отклоняющихся форм поведения (хулиганству, наркотизму, пьянству и пр.). это ставит проблему воспитания молодых членов судового экипажа в направлении формирования умений удовлетворять свои потребности в рамках общественно допустимых норм. Определяющее значение имеет самовоспитание, развитие таких профессионально важных личностных качеств воли как целеустремленность, смелость, настойчивость в достижении поставленных целей.

Личностная и социальная потребность в труде

Следует согласиться с К. Марксом, что труд есть первичный вид человеческой деятельности, который исторически сложился в человеческом обществе и который является сознательной деятельностью, направленной на получение результата, и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд является одним из базовых условий жизни человека и общества, развития индивида как личности. В процессе трудовой целенаправленной деятельности индивид раскрывает и развивает свои способности, формирует и корректирует свои идеалы, убеждения и установки. Трудовая деятельность лежит в основе любых общественных отношений и значительно влияет па взаимоотношения и взаимодействия людей.

Французский философ Анри Бергсон назвал человеческий вид не (человек разумный), а (человек трудящийся), тем самым определив основную сущность человека через постоянное стремление трудиться на совершенствование окружающего мира и самого себя. Аналогичная идея была озвучена К. Д. Ушинским в книге "Труд в его психическом и воспитательном значении", где он подчеркивал самоорганизующую роль труда в жизни каждого человека, утверждая, что без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад.

В узком смысле слова труд является объективным условием поддержания жизни индивида, сохранения смысла его жизни. Трудовая деятельность, являясь осознанной и целесообразной, выделяет человека из животного мира. Активность человека осуществляется с приложением усилий, затратами в первую очередь мыслительной или физической энергии, что позволяет человеку быть полноценной сознательной личностью, а не только биологическим существом. Трудовая деятельность реализуется не изолированно от социума, а в консолидации с ним, связывая индивида с другими людьми, внешним миром, вызывает его активность, поддерживая жизненные процессы как личности, так и общества в целом. В данном контексте можно сказать, что труд является признаком жизни отдельных индивидуумов и человеческих сообществ.

Для человека как существа биосоциального труд, безусловно, прежде всего это необходимость выживания в любые исторические эпохи. Отсюда и приоритет материального производства над всеми остальными видами человеческой деятельности на протяжении длительных тысячелетий. В этом смысле труд - это в первую очередь материальная потребность. Общественно полезный характер труда (даже если он осуществляется индивидом в сугубо личных целях) одновременно делает его духовной потребностью человека (даже если он этого не осознает или не желает).

Следует согласиться с Л. С. Шаховской в том, что труд как мотив деятельности человека - это, вероятно, один из немногих мотивов, в котором неразрывно слиты воедино материальное и духовное начала, необходимость и потребность, производственные отношения на уровне личности и общества.

В широком смысле слова труд есть способ обеспечения существования людей, человечества в целом. Непрерывно расходуемые в жизненных процессах продукты труда требуют своего воспроизводства, модернизации и совершенства, что также возможно осуществить в процессе соответствующего труда. Рост индивидуальных потребностей и их изменение создают предпосылки для формирования разнообразных видов труда, совершенствования его процессов, разнообразия трудовых технологий. Таким образом, трудовая деятельность является необходимым условием существования как отдельного индивида, так и общества в целом.

Следует отметить, что труд является средством удовлетворения аффилиативной потребности человека в коммуникации. Трудовая деятельность как процесс предполагает необходимость взаимодействия людей, групп, организаций, которая в свою очередь сближает людей, укрепляет социальные связи. Производственный коллектив часто становится для индивида референтной группой. На основе взаимодействия в процессе совместного труда возникают неформальные отношения, личные симпатии и антипатии, чувства (от дружбы до любви). Природу подобных социально-психологических явлений в процессе трудовой деятельности можно объяснить тем, что у участников процесса совпадают уровень образованности, культуры, социальный статус, интересы, к тому же значительную часть времени они проводят вместе. В результате труд является синергетическим механизмом интеграции разрозненных людей в социальные общности. В то же время разнообразные противоречия и разногласия, возникающие в процессе трудовой деятельности, могут провоцировать острые и порой неразрешимые конфликты.

Тем не менее труд только может стать формой самоактуализации и самовыражения личности, и в этом аспекте труд неодинаков (как индивидуален и его субъект), он всегда разный по количеству и качеству, по степени интенсивности, всегда индивидуален по форме проявления. Воплощая в труде свои личные особенности и достоинства, человек обретает общественное признание. Для формирования и развития личности человека это является важным условием самоутверждения и самовыражения. Для многих самоорганизованных людей труд превращается в актуальную жизненную потребность, деятельным участием в трудовом процессе они продлевают активную фазу своей жизни, делают ее яркой и наполненной смыслом.

В труде как в мотиве деятельности соединены материальные и духовные черты - это проявляется как необходимость обеспечить достойное существование субъекта деятельности. Таким образом, труд как мотив деятельности - это необходимость, а как объект потребности человека - он, как отмечает Л. С. Шаховская, явление более глубокое, связанное с социальной сущностью человека. Потребность в труде проявляется как отношение человека к труду, и не имеет значения, наемный это труд или "на себя", поскольку на той ступени развития цивилизации, когда он превращается в первую жизненную потребность, он уже не просто труд, он - деятельность, всегда творческая и всегда общественно значимая.

По своей природе труд представляет собой непреходящую потребность человека, где процесс труда выступает как способ удовлетворения этой потребности. Труд порождает и создает потребность трудиться. В результате она определяет сам процесс труда. Потребность в труде - это продукт не биологической природы человека, а его исторического развития, результат культурного восхождения общества.

Только человек может испытывать удовольствие и удовлетворение от труда, находиться в состоянии трудового экстаза, и только благодаря этому он способен утвердить в самом себе постоянно опосредующуюся суть - сущность человека, смысл его жизни. Исходя из этого труд (трудовой процесс) есть, с одной стороны, следствие человека, а с другой - не что иное, как осознанная необходимость самой жизни человека, проявления его как личности, перешедшая в действие.

В своей научной работе Л. И. Чуб утверждала, что труд как потребность - не что-то, лежащее вне труда, а собственный момент труда как выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Формирование человека как личности происходит посредством разнообразных видов деятельности и главным образом через труд. В производственном акте изменяются не только объективные условия, но и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразуя самих себя, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения и новые потребности. Человек является не только агентом и субъектом общественного развития, но и его продуктом, он непрерывно находится в движении становления с точки зрения развития своих качеств, сущностных сил.

Таким образом, как уже было показано выше, труд имеет функциональное назначение как для формирования и проявления личности каждого человека, так и для развития общества в целом. Исследования западных ученых о роли труда в жизнедеятельности человека как личности позволили выделить следующие функции труда:

  • - обеспечивает положение и престиж человека в обществе;
  • - создает его доход;
  • - обеспечивает занятость и социальную активность индивида и является хорошим способом служения обществу;
  • - делает возможными социальные контакты;
  • - интересен сам по себе, приносит радость и чувство глубокого удовлетворения от трудовых достижений.

К этому списку следует добавить, что труд делает жизнь человека более осознанной и придает смысл его деятельности.

Общественную составляющую труда можно обнаружить через призму следующих социальных функций трудовой деятельности.

Социально-экономическая функция проявляется в том, что человек как субъект труда оказывает воздействие на различные объекты природной среды, ее ресурсы, преобразуя их в материальные блага и услуги для удовлетворения своих потребностей.

Продуктивная функция труда проявляется в удовлетворении потребности индивида в творческой деятельности, актуализации своих способностей и самовыражении, благодаря чему происходит приращение культурного, научного и технологического наследия.

Социально-структурирующая функция труда заключается, с одной стороны, в общественном разделении труда, а с другой - в интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. В первом случае происходит разделение определенных трудовых функций между разными участниками трудового процесса, в результате появляются специализированные виды труда. Во втором случае обмен результатами частной трудовой деятельности приводит к необходимости устанавливать взаимные связи между субъектами общественного трудового процесса. Таким образом, данная функция отражает необходимость выстраивать социально-экономические связи между различными людьми и социальными группами.

Социально-контролирующая функция труда демонстрирует, что посредством труда сформировалась сложная система социальных отношений, регулируемая определенной системой ценностей, норм поведения, стандартов, методов воздействия и т.д., представляющих собой совокупность социального контроля трудовых отношений. Сюда можно отнести трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, коллективные договоры, должностные инструкции, неформальные нормы, ключевые принципы организационной культуры.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность позволяет расширить диапазон социальных ролей, образцов поведения, освоить их нормы и выявить ценности взаимодействия, что позволяет личности чувствовать себя полноправным участником общественной жизни. Данная функция позволяет человеку обрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется как воздействие содержания труда на личность самого исполнителя, трудовые коллективы и общество в целом. Это объясняется тем, что но мере развития и совершенствования средств труда происходит развитие и содержания труда как процесса. Как следствие, практически во всех областях современной экономики наблюдается повышение требований к уровню знаний и квалификации субъекта труда. По этой причине одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации является функция обучения сотрудников.

Социально-стратификационная функция труда, по сути, является производной от социально-структурирующей с той разницей, что результаты различных видов труда по-разному вознаграждаются и оцениваются обществом. В соответствии с этим одни виды трудовой деятельности признаются более важными и престижными по сравнению с другим. Тем самым трудовая деятельность способствует формированию и укреплению в обществе доминирующей системы ценностей и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по уровням общественной страты.

Эволюционное, научно-технологическое развитие общества приводит к совершенствованию процесса труда человека, значительно усложняя его, субъекту деятельности приходится выполнять более сложные и разнообразные операции, применять при этом все более организованные и информоемкие средства труда. Современный человек ставит перед собой и достигает более масштабные цели. Его труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным. К содержательным характеристикам современного труда можно отнести:

  • - рост интеллектуальной составляющей процесса труда. Многократно усилилась роль умственного труда, возросли требования к сознательному и ответственному отношению работника к процессу и результатам своей деятельности;
  • - увеличение доли механизированного, автоматизированного и функционального труда. Это связано с достижениями научно-технического прогресса, развитием компьютерных технологий, которые позволяют преодолевать ограничения физических и психологических возможностей человека и служат решающим фактором роста производительности и эффективности труда;
  • - более актуальную социальную составляющую процесса труда. Так, факторами роста производительности труда на сегодняшний день рассматривается не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, по и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом.

Одной из главных функций труда является то, что труд служит способом удовлетворения человеческих потребностей.

Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними побудительными силами являются потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации трудовой деятельности. Мотив - побуждение к активности и деятельности личности, социальной группы, общности людей, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Мотивация - это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения реального трудового поведения.

Формирование этих внутренних побудительных сил трудового поведения представляет суть процесса мотивации трудовой деятельности. Мотиваторами можно назвать основания или предпосылки мотивации. Они определяют предметно-содержательную сторону мотивации, ее доминанты и приоритеты. Мотиваторами выступают стимулы социального и предметного окружения либо устойчивые потребности и интересы.

Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д.

Наиболее полно и удачно иерархия потребностей разработана американским психологом А.Н.Маслоу, выделившим пять уровней потребностей.

1. Физиологические и сексуальные потребности - это потребности в воспроизводстве, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.

2.Экзистенциональные потребности - это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда - в гарантированности занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.

3. Социальные потребности - это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности.

4. Престижные потребности - это потребности в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

5. Духовные потребности - это потребности в самовыражении через творчество.

Первые два уровня потребностей в своей иерархии А.Н.Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных - вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии вызывают также доминанты (господствующей в данный момент потребности). А.Н.Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока эта потребность не удовлетворена. Кроме того, интенсивность потребности определяется ее местом в общей иерархии.

Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии с разных точек зрения. Определенная их часть имеет непосредственное отношение к проблеме мотивации труда, они обладают конкретными мотивационно-трудовыми значениями. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного мнения о себе как о человеке и работнике); потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета, похвалы, положительного отношения к себе со стороны других); потребность в признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности и способностей вообще или в условиях жесткого контроля за качеством работы, аттестации рабочих мест на протяжении испытательного срока); потребность в социальной роли (хорошая работа как способ «быть кем-то», доказательство своей необходимости для окружающих, занятие достойного места среди них); потребность в самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней; работа как способ получения каких-то идей и знаний, проявления индивидуальности); потребность в активности (трудовая деятельность как самоцель к поддержанию здоровья через активность); потребность в продолжении рода и самовоспроизводстве (особая ценностная ориентация на такие цели, как благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе; реализация через результаты труда сублимированного стремления к созиданию и наследованию чего-либо); потребность в досуге и свободном времени (предпочтение работать меньше и меть больше свободного времени, установка на работу как на ценность, но не как на основную цель жизни); потребность в самосохранении (потребность работать меньше в лучших условиях, даже за небольшую плату, в целях сохранения здоровья); потребность в стабильности (восприятие работы как способа поддержания существующего образа жизни, материального благополучия, неприятие риска); потребность в общении (установка на трудовую деятельность как на возможность общения); потребность в социальном статусе (четко выраженное подчинение трудовой деятельности целям карьеры с положительным и отрицательным эффектом для самой работы; карьера как решающий мотив поведения во взаимоотношениях с другими); потребность в социальной солидарности (желание «быть как все», добросовестность перед партнерами, коллегами).

Потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют поведение, но только тогда, когда осознаются работниками.

Как известно, одним из главных положительных качеств личности взрослого либо ребёнка является трудолюбие. Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный и гражданский долг. Вот почему трудовой элемент в воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.

А.С. Макаренко выразил эту мысль в ясной и четкой форме:

"Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКООУ Павловский санаторный детский дом

Воспитательское занятие

По программе социального воспитания и образования детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома

«Уроки жизни».

Модуль «Труд».

Средний школьный возраст

Выполнила воспитатель 5 группы:

Терешина О.Л.

2011 год

Цель: расширить представление детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию .

Задачи.

1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда.

2.Показать необходимость труда в жизни человека.

3.Убедить воспитанников в том, что их главная цель- учёба.

Оборудование:

плакаты: Труд - всему голова», «Землю солнце красит, а человека - труд», «Труд создал самого человека». "Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды". (Вольтер.)

План занятия.

1.Организационная часть.

  1. Игра «Прокати мяч».

Цель : сплотить коллектив, сформировать чувство товарищества.

Дети встают в круг, как можно теснее, вытянув руки вперёд. Нужно прокатить мяч по кругу, по вытянутым рукам и не уронить – помогать руками нельзя.

2.Основная часть.

1)Вводное слово воспитателя.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала заполним кроссворд.

1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –

Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,

Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.

Салаты, винегреты, Так кто же мы?

Все завтраки, обеды? (Повар ) (Пожарные )

3. Кладет кирпич за кирпичом – 4. Встаем мы рано,

Растет этаж за этажом, Ведь наша забота –

И с каждым часом, с каждым днем Всех отвозить по утрам на работу.

Все выше, выше новый дом. (Шофер )

(Строитель )

5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги –

Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги.

Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди –

(Швея ) Мы пойдем сегодня в гости!

(Сапожник )

7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать,

Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать.

Пасем коров мы целый день, (Учитель )

Лишь станет жарко – гоним в тень.

(Пастух )

9. Кто знает дороги отлично воздушные

И нас перевозит туда, куда нужно?

(Летчик )

Какое слово получилось в выделенных клетках?

А чтобы получить профессию строителя, повара, моляра, что нужно для этого делать? (ответ детей – учиться).

А чтобы стать хорошим поваром, строителем, маляром нужно много трудиться.

Воспитатель – Сегодня у нас занятие на тему « «Труд как потребность человека».

Итак, ребята, сегодня мы будем говорить с вами о труде взрослых и о вашем труде.

Что должны делать взрослые, чтобы наша страна была ещё богаче и красивее?

А что должны делать вы? Что является главной работой ученика?

Представьте себе, что произошло бы, если люди перестали трудиться, не вышли на работу электрики? (не будет света)

Не вышел на работу хлебороб? (не будет хлеба)

Не вышли на работу учителя? (дети не получать знания)

Если бы вы не пришли в школу? (учителям некого было учить).

Правильно ребята! Жизнь- это труд. А как же понять слова? «Где труд, там и счастье», «Труд - в радость».

Вывод: да, труд даёт нам радость, счастье, удовольствие. Некоторые из вас тоже испытали это чувство, радовались результату труда. Девочки, вспомните, что вы испытали, когда убирались в комнате, испекли первый в своей жизни пирог?

А вы, мальчики, когда вы сделали своими руками нужную вещь, помогли что-то строить, чинить, смастерить?

Вы испытали радость, гордость за своё умение, за себя.

Люди не могут прожить жизнь, без труда не было бы и жизни на земле. Труд был и будет основой жизни на земле. Труд помогает переносить все тяготы, невзгоды, и жару, и холод. Своим трудом человек делает свою жизнь лучше, землю – краше, Родину – богаче.

И чем лучше человек трудится, тем сильнее, краше и богаче становится сам. В нашей стране все, весь российский народ трудится: и взрослые и дети. Каждый человек имеет право на труд. Это записано и в Конституции - в основном законе государства. У нас в почёте всякий труд. В нашей стране почётными являются и труд милиционера, и рабочего, и труд строителя, и труд столяра. Каждый человек выбирает для себя любимую работу, которая ему по душе.

А теперь послушаем стихи о труде.

1вос. Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле,

Иль ввести машину ввысь,

Хорошо работай в школе

Добросовестно учись.

2вос. Кто любит труд,

Тот всегда найдёт

Дело нужное и полезное.

Всегда найдётся дело

Для умных рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

3вос. Телёнка надо напоить

Котёнка надо накормить

И посуду перемыть.

Не трудно, ребята

Вам песенку спеть.

Не трудно, но всё таки надо уменье

За что ни возьмись-

Нужно мастером стать

И дело любое умей выполнять.

4вос. Всё делать должны сами,

Умелыми руками.

Ничто и никогда

Не даётся без труда.

Воспитатель. Много делают наши жители для благоустройства нашего города и нашего района. Трудятся ваши папы и мамы, братья и сёстры. Всё, что есть в нашем районе, построено трудом тысячи людей. Красота нашего города – труд наших людей.

Послушаем стихотворение А. Абраскина «Да здравствует труд».

Труд- в нашей жизни –основа основ,

Труд-это слово высокой волны.

Да здравствуйте труд дочерей и сынов

Славной Российской страны!

Мы в честном труде закаляем сердца,

В труде мы характер куём.

Мы дело доводим всегда до конца,

Мечтая о счастье большом.

Растут города и заводы вокруг,

Цветут загораясь огни-

Всё это дела наших крепнувших рук

На стройки товарищ взгляни.

воспитатель

Люди, которые работают с душой, творчески - наша гордость.

Ребята, посмотрите вокруг - на наших глазах труженики изменяют лицо земли. Там, где высились безлюдные горы, нынче бьёт фонтан нефти, добывается газ, уголь вырастают новые заводы и фабрики. В каждый населённый пункт проложена асфальтированная дорога, В каждый дом - газовое отопление.

Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?

Скажите пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.

Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.

И пусть девизом вашей жизни станут слова:

«Землю солнце красит, а человека-труд».

Вывод: и так, ребята, сегодня вы узнали много о труде взрослых и детей. А сейчас давайте сделаем вывод и поставим цель: Закончить эту учебную четверть без троек. Принимать активное участие в общественно - полезном труде по благоустройству территории детского дома.


В первичных производственных коллективах - бригадах, отделах, лабораториях, между которыми осуществляются отношения торговли услугами и полуфабрикатами, из которых “рождается” конечная продукция предприятия для нормального функционирования всего предприятия необходима стабильность. Естественно, что для стабильности первичного коллектива необходимы хорошие условия труда, а также сам труд должен быть хорошо организован, например, содержательный популярный труд всегда востребован и имеет свою привлекательность.

Удовлетворенность трудом и привлекательность работы можно отнести к социально-психологическим предпосылкам травматизма и аварийности. Отсутствие интереса к работе, неудовлетворенность тем или иным аспектом работы, ее непривлекательность, относятся к группе факторов, устойчиво повышающих подверженность опасности. Через положительное эмоциональное отношение к своей работе человек легко усваивает формы поведения, повышающие его защищенность и обеспечивающие безопасность его деятельности.

Привлекательность труда в последнее время все больше определяется таким фактором, как деньги, однако, анализ показателей привлекательности труда подтверждает, что у женщин-работниц ориентация на содержательность труда, на интерес к работе как роду деятельности доминирует над материальными стимулами, интересом к заработку. Больше, чем для 60% работников возможность обучения, повышения квалификации, возможность самореализации - основные факторы, определяющие привлекательность труда.

Материальный фактор играет огромную роль в моральных потребностях личного характера и содержания труда. Положительным фактором является общения с работниками, которое благоприятно сказывается на хорошую организацию труда и моральный климат в коллективе. В то же время действуют и отрицательные факторы, такие, как физическое утомление, нервное напряжение, однообразие работы. Источником удовлетворения профессиональной деятельности и привлекательности труда может зависеть от степени творчества и его психологической комфортности в реальных перспективах профессионального и должностного роста, удовлетворенности выполняемой работой и ее соответствии индивидуальным склонностям и способностям.

Вывод: выше сказанное оказывает на организацию и условия труда положительное влияние, так же на степень удовлетворенности труда. Однако главным фактором, влияющим на удовлетворенность трудом, является сам труд, его содержание и формы.