Как научиться кузнечному делу в домашних условиях. Мастерская художественной ковки «Кузнечный Двор» приглашает пройти курсы кузнечного мастерства

  • 10.09.2018

Кузнец – мастер по обработке металла ковкой.

Мастер по обработке металла ковкой.

Особенности профессии

Профессия кузнеца одна из самых древних. Кузнецы изготавливали инструменты, оружие, строительные элементы, замки , украшения. Они работают с самыми разными металлами - от чугуна до золота.
Кузнец при необходимости может использовать не только ковку, но и другие технологии: кузнечную сварку, литье, горновую пайку, термическую обработку изделий и пр.
И всё же ковка - это основное действие в работе кузнеца.
Большое количество одинаковых фасонных изделий часто изготавливают с помощью штамповки (горячей или холодной).

Другое название кузнеца - коваль. Это слово, заимствованно из украинского языка. В советское время слово «коваль» стало обозначать отдельную кузнечную специальность. На ипподромах работали ковали, которые занимались исключительно подковкой лошадей, и кузнецы, которые эти подковы делали, т.е. работали в кузнице с металлом.
Работу коваля можно назвать промежуточной между кузнечным делом и ветеринарией (ветеринарной ортопедией).
Но и на Западе существует подобное деление по специальностям: farrier - специалист, набивающий подковы лошадям, blacksmith - кузнец как таковой, работающий в кузнице, изготавливающий подковы. В отличие от российских ковалей, в Европе и Америке ковали обязательно умеют самостоятельно изготавливать подковы, в том числе сложные и ортопедические.
В последнее время эта тенденция наметилась и в России.

Рабочее место
Если в старину основным местом работы была кузница, то теперь в результате индустриализации многие кузнецы работают в цехах предприятий.
Хотя по-прежнему всё ещё существуют кузницы, где мастера занимаются, как правило, художественной ковкой, литьём.
Часто в кузнечных цехах и кузницах работают бригадой. Её состав зависит от видов работ и применяемого оборудования. При ручной ковке кузнецу-молотобойцу могут помогать стажёры.
На производстве бригадой руководит бригадир.

Важные качества

Кто может работать кузнецом? Конечно, человек, физически сильный. У него должно быть хорошее зрение, идеальный глазомер, способность переносить высокие температуры, зрительная память. И, как говорят сами кузнецы, для успешной работы нужно уметь чувствовать материал.
Художественной ковкой обычно занимаются люди, художественно одарённые, умеющие рисовать, склонные к занятиям прикладными видами искусства.
При этом важно учесть физические нагрузки, с которыми приходится справляться кузнецу.

Проблемы

Поскольку работать приходится в основном в наклонном положении, часто страдает спина. Повышенный уровень шума, который может отразиться на слухе. Вибрация, связанная с работой молота, которая приходится в первую очередь на руки, плечевой пояс и отражается на здоровье суставов, связок.
Кроме того, это травмоопасное занятие, которое требует неукоснительного соблюдения техники безопасности и внимания.

Где учат

Мастерами художественной ковки часто становятся выпускники художественных вузов. В частности, в художественных вузах существует специальность «художественная обработка металлов».
Технологии художественной обработки металлов (художественная ковка, художественное литье) преподаются в металлургических вузах. Например, в Московском государственном вечернем металлургическом институте.
В Школе кузнечного искусства при том же вузе можно получить специальность «кузнец-художник».

По специальностям «технология обработки металлов давлением» , «кузнец на молотах и прессах» , «кузнец-штамповщик» обучают в колледжах.

А какая профессия подходит Вам? Обратитесь за помощью к профессионалу


Подписаться

Комментарии

Исправьте следующие ошибки:

Номер телефона запишите пожалуйста

Где выучат на кузнеца в России?

За последние четыре десятилетия кузнечное дело прошло непростой путь от вымирающего ремесла до активно развивающегося искусства. О перспективах роста говорят появление многочисленных гильдий и союзов, ежегодные российские фестивали и мастер-классы, выставки, представляющие талантливые работы признанных мэтров и начинающих, произведения из металла, украшающие городские улицы, частные владения и коллекции. После периода забвения профессия кузнеца становится если не популярной, то уж, по крайней мере востребованной. Естественно, что вопрос о получении образования в области художественной обработки металла приобретает все большую актуальность. Поэтому журнал Мир Металла задался целью выяснить, где и в каком объеме можно получить навыки этого непростого, но интересного дела.

От Мухи до УралГАХА.
Санкт--Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Барона А. Л. Штиглица основана в 1876 году и долгое время была известна как ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. Это одно из наиболее авторитетных художественных учебных заведений России.
Поступить в муху трудно, а учиться в ней еще сложнее, но это настоящая школа. На первый курс в академию поступают всего 150 человек, и со студентами занимаются очень серьезно.
Кафедре художественной обработки металла (ХОМ, факультет декоративно-прикладного искусства) уже больше 30 лет. Форма обучения - очная, продолжительность - 6 лет. Иногородним студентам предоставляется общежитие, поэтому сюда едут со всей России. К абитуриентам предъявляется одно главное требование: они должны быть творчески одаренными. Необходимые навыки - академическое беглое рисование и свобода мышления (умение фантазировать, сочинять), а вот навыков работы с металлом не требуется.
Общая направленность кафедры - архитектурный металл, а сам город, в изобилии украшенный решетками, воротами, оградами мостов, является огромной учебной площадкой.
Николай Александрович Яшманов, заведующий кафедрой ХОМ, подчеркивает, что здесь готовят не кузнецов, а художников. В дипломе выпускника-мухинца (а бывшие студенты, несмотря на смену названия вуза, продолжают себя именовать мухинцами) будет значиться: художник со специализацией художественная обработка металла. Самое главное для педагогов - выявить творческую сущность человека и развить его дар, а выбор материала (металл, дерево, стекло, керамика и т. д.) уже вторичен.
Важно, что абитуриент поступает сразу на кафедру, а не просто на факультет. В Мухе нет курса общих наук продолжительностью три-четыре года, а с первого курса начинают систематически изучать специальность. Еще одна принципиальная особенность кафедры ХОМ: все студенческие работы подтверждаются материалом. В процессе обучения ставятся разные задачи по проектированию, под каждую задачу выбирается новая технология, а воплощение осуществляется исключительно в материале (не в макете).
Студенты должны воплощать свои идеи, а не копировать чужие работы - такова позиция преподавателей.
Много времени уделяется изучению академических предметов - рисунку и живописи, ведь они - техническая основа, необходимая для свободного творчества. Тогда как на Западе во многом утрачены традиции академического рисунка, в России сохранилась сильная школа. В академии стараются максимально расширить кругозор учащихся, студенты очень серьезно занимаются историей искусств, историей декоративно-прикладного искусства, несколько лет для них читают лекции высококлассные специалисты Эрмитажа, Русского музея...
В ходе обучения студентов знакомят почти со всеми возможными технологическими процессами обработки металла - oт просечного железа до литья. Специалист, окончивший Муху - это специалист широчайшего профиля, способный работать в любой технике. Еще одно прославленное художественное учебное заведение - Московский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова (Москва). История этого многопрофильного вуза началась с 1825 года, когда он еще именовался Школой рисования в отношении к искусствам и ремеслам. С училищем связана деятельность таких знаменитых зодчих и художников, как С. В. Иванов, М. А. Врубель, А. В. Щусев, К. А. Коровин и другие.
На факультете монументально-декоративного и прикладного искусства с 1945 года открыта кафедра художественной обработки металла и других материалов. В качестве «других» материалов могут выступать камень, дерево, стекло, пластмасса.
Кафедра готовит художников по металлу, которые проектируют различные объекты для интерьера и экстерьера (ювелирные, кованые и монументальные).
На обучение каждой специальности отведен один семестр. Студенты знакомятся с форматорским делом (умением формовать работы в гипсе), кузнечным, ювелирным, эмальерным, граверным и слесарным делом, гальванопластикой, чеканкой, выколоткой.Такой подход еще в ученичестве приучает под каждое проектируемое изделие выбирать оптимальные материал и технологию.
Ключевое отличие Строгановского университета было обозначено еще его основателем графом С. Г. Строгановым: здесь готовят художников для создания изделий российских, русских по духу и самобытных. Следование этому принципу привело к тому, что еще в начале XX века на мировых художественных выставках работы выпускников Строгановского училища производили фурор, получая самые высокие оценки.
Еще одно отличие заключается в преподаваемой технике рисунка: в МГХПУ преподается конструктивный рисунок, при этом большое значение придается развитию объемно-пространственного мышления, пониманию конструкции и пластики формы.
Срок обучения в Строганова - 5,5 лет. У вуза нет своего общежития, что значительно ограничивает возможности иногородних абитуриентов.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА) была основана 81947 году. На сегодня это один из ведущих вузов России в сфере градостроительства, архитектуры, дизайна, изобразительного искусства, информационных технологий и единственный вуз такого профиля на Урале.
На кафедре декоративно-прикладного искусства с 1990 года была открыта специализация художественная обработка камня и металла. Преподаватели передавали ученикам исконное уральское мастерство органичного соединения металла и камня (простого и ограненного) в одном изделии.
В 2005 году успешно защитил дипломные проекты первый выпуск новой обособленной специализации академии - художественная обработка металлов. Впервые в истории УралГАХА появились кузнецы с высшим образованием, и, надо отметить, это были талантливейшие выпускники. В дипломе указывается квалификация «кузнец-дизайнер».
Особенности обучения определяются спецификой заведения: здесь работают с архитектурным металлом и монументально-декоративными формами. Выпускники со знанием архитектурных особенностей и тенденций могут, во-первых, предложить решение в металле, которое будет учитывать все аспекты планового участка, а во-вторых, выполнить работу. Все преподаватели кафедры - члены ассоциации «Кузнецы Урала».

Московский государственный вечерний металлургический институт (МГВМИ) готовит специалистов и в области технологии художественной обработки материалов без отрыва от производства. В институт принимаются как граждане России, так и жители стран ближнего зарубежья.
При МГВМИ на платной основе открыта Школа кузнечного мастерства, которая продолжает систему обучения данного вуза, - ведь кузнечное дело возвращает нас к началам металлообработки и металлургии. Школа дает всем - и школьникам, и имеющим высшее образование - возможность приобщиться к древнейшему ремеслу. Обучение в школе дифференцировано по четырем уровням подготовки.
Желающие получить основы знаний по практическим методам ковки в течение трех месяцев обучаются ковке и обслуживанию кузнечного хозяйства и получают квалификацию «подручный кузнеца». Курс второго уровня продолжается полгода; за это время здесь обучают изготовлению изделий средней сложности, дают уроки рисунка, композиции, основ технологии кузнечного дела. Окончившим присваивается квалификация «кузнец-подмастерье». Лица со среднеспециальным образованием (ПТУ, техникум, колледж) обучаются 10 месяцев, получают практические знания по ковке сложных и особо сложных художественных изделий, а также углубленные знания по рисунку, композиции, дизайну, проектированию. Успешно сдавшим экзамен присваивается квалификация «мастер-кузнец». Четвертый уровень подготовки рассчитан на студентов МГВМИ, которые в курсе «Мастерство» получают широкий спектр знаний и навыков - как гуманитарных, так и технических и экономических. Итогом обучения становится дипломный проект, демонстрирующий весь полученный опыт. Студенты квалифицируются как инженеры-технологи по художественной обработке металлов.
Есть немало примеров, как кузнецами становились и выпускники Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В Репе не обучают навыкам работы непосредственно с металлом; но полученное базовое художественное образование очень высокого уровня, впоследствии можно успешно применить в самых разных сферах искусства.
«Главное в таком образовании - не закрепощать себя в жестких рамках скульптуры или, скажем, живописи, - считает Тимур Агеев, выпускник-скульптор. - Ребята оканчивают отделение живописи и после этого занимаются и витражами, и гобеленами, и при этом остаются живописцами. Если ты окончил этот институт, это не значит, что теперь должен заниматься только станковой скульптурой в камне и бронзе. Нет, ты - художник, и имеешь право искать формы реализации своих талантов и навыков».
Сам Тимур, получая высшее образование, параллельно поступил на обучение в кузницу, где постиг основы кузнечного дела, прошел необходимую школу. Сейчас он занимается и ковкой, и скульптурой, пробуя в некоторых работах соединить эти две столь разные пластики (проекты «скульптура в металле»).

Бесценный опыт художественных училищ

Для успешной работы художнику-кузнецу необходимы несколько условий. В первую очередь, конечно, талант, а также системная подготовка. Важную роль в освоении профессии сыграет художественное образование.

Хорошую академическую подготовку по рисунку, живописи и композиции дают Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха, Ярославское художественное училище, Екатеринбургское художественное училище им. И. Д. Шадра, Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого, Рязанское художественное училище им. Г. К. Вагнера, художественные училища Суздали, Павлова и Орла. Три последних заведения в рамках учебной программы особое внимание уделяют работе с металлом, выпуская специалистов широкого профиля.

Суздальская кузнечная и реставрационная школа издавна пользуется уважением.
На отделении реставрации металла выделилось две специализации: реставрация музейного металла (работа с археологическими памятниками, церковной утварью, холодным оружием, ювелирными изделиями и предметами быта) и реставрация архитектурного металла (бытующего непосредственно в городской среде).
Для успешной работы с такими объектами студенты осваивают ковку и другие старинные технологии: чеканку, гравировку, скань, эмаль. Наряду с практическими занятиями по реставрации и мастерству они постигают художественные дисциплины (подробнее о Суздальском художественно-реставрационном училище см. в ММ № 2-3, 2007 г.).
В Орловском художественном училище специализация художественная обработка металла была открыта на декоративно-прикладном отделении 15 лет назад. Студенты этого направления изучают практически все технологии работы с металлом (среди них чеканка, ковка, литье, ювелирное дело), а при подготовке дипломного проекта выбирают уже конкретный метод. В качестве основной специальности студенты осваивают умение проектировать художественные изделия из металла с учетом технологий.
Главная идея, заложенная в учебном процессе, - воспитать художника, который способен загореться идеей, разработать проект и воплотить его в материале. Большинство учебных заданий и дипломных работ имеют конкретную привязку к объектам города и области. Немало выпускников училища впоследствии успешно поступают в художественные вузы.
Жители Павлова-на-Оке (Нижегородская обл.) и окрестных сел с XVI века занимались художественной обработкой металла, а слава об их мастерстве распространилась далеко за пределы России.
Павловское художественно-промышленное ПУ № 23 своей задачей ставит сохранение, возрождение и развитие народных промыслов на основе многовековых традиций. С момента основания в 1945 году училище выпускает изготовителей художественных изделий из металла. Здесь осваивают слесарное дело, художественную чеканку и ковку, гравирование и травление, филигрань, горячие эмали и т. д. На основе этих знаний выпускники разрабатывают свой проект и технологию, по которой предстоит создать готовое изделие. Примечательно, что чаще всего работы выполняются в смешанных техниках. Традиционно в училище поступают не только местные ребята - приезжают из соседних областей и стран СНГ.

Профессиональная подготовка: быстро и качественно.
Что касается профессиональных училищ, то в них предлагают именно ремесленную кузнечную подготовку в лучшем смысле этого слова.
В ПУ № 2 г. Коврова (Владимирская обл.) можно получить специальность кузнеца ручной ковки. Ребята занимаются под руководством мастера производственного обучения, талантливого кузнеца Геннадия Шепурова. Учиться в этом училище престижно, отсюда выходят профессионалы различных направлений.
Бывшее СПТУ № 107, а ныне Режевской сельскохозяйственный техникум (Свердловская обл.) последние 10 лет готовит кузнецов свободной ручной ковки. Курс рассчитан на 10 месяцев - за этот период можно овладеть основными кузнечными навыками.
В Красноярском ПУ № 16 кузнечное дело преподается пока факультативно. Тем не менее и этого курса оказывается достаточно, чтобы ученики после производственной практики всерьез «заболели» кузницей и продолжали осваивать любимую профессию. К тому же базовое предприятие училища - завод «КРАС МАШ» выделяет немалые средства для создания технической базы по металлообрабатывающим специальностям. Это позволит уже со следующего года объявить отдельный набор кузнецов.

Кузнечное дело подобно волшебству. К счастью, это волшебство можно освоить. Где обучиться кузнечному делу, где учат этому ремеслу и насколько это сложно? Давайте узнаем.

Несмотря на то, что технический прогресс не стоит на месте и производственные технологии развиваются семимильными шагами, интерес к профессии кузнец не иссякает.

Многие хотят знать, где обучиться кузнечному делу, популярность этого интересного творческого занятия растет, так же как и спрос на кованые изделия.

Легендарная профессия кузнеца привлекает к себе, это ремесло пришло из глубины веков и таит много секретов. Современный кузнец не только работает по старинке, хранит традиции, но и должен владеть большим количеством знаний и навыков, чем его предки. Кузнецы работают как в промышленности, так и в области искусства (художественная ковка) и совмещают в себе таланты инженера и художника.

Где учат кузнечному делу?

Если бы мы задали вопрос, где учат кузнечному делу какому-нибудь прохожему лет 100 назад, он бы без запинки ответил на него. Все знали, как получают ремесла. И мы об этом знаем из литературы. Подростка отдавали в ученики к кузнецу и тот на практике ежедневно учился всем премудростям.

При этом он достаточно тяжело трудился в кузнице, выполняя вспомогательные операции и все подсобные работы. А если у кузнеца были сыновья, то они и наследовали «семейное предприятие». Не так уж просто было заполучить возможность трудиться с утра до ночи в обмен на знания и еду. К счастью, в современном мире обучение кузнечному делу происходит в гораздо более комфортных условиях.

Посмотрим, как и где обучиться кузнечному делу можно в реалиях 21 века.

Первый и самый простой вариант, который приходит на ум – получить образование в учебном заведении. В Москве обучение кузнечному делу проводят, к примеру, Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, а также Московский государственный политехнический университет, где учат художественной обработке металла. Есть и еще несколько вузов и ссузов с богатой историей.

У этого варианта есть плюсы и минусы. К плюсам можно отнести то, что учебные заведения дают разностороннее и академическое образование. То есть, закончив Строгановку, вы сможете неплохо рисовать эскизы для своих творческих работ, будете эрудированы во многих вопросам, в том числе в самых современных и передовых методах работы, будете знать многое из того, что не очевидно стоя у наковальни.

К минусам – опытные мастера считают, что путь, где учат кузнечному делу больше теоретически, а не практически, оторван от реального ремесла. Они считают, что узнать все секреты кузнечного дела можно только в кузнице, учась у умелого мастера. То есть, самый древний исконный вариант и есть самый правильный – идти в подмастерья. Кроме того, обучение занимает несколько лет.

Где обучиться кузнечному делу на практике?

Перейдем ко второму, самому надежному способу освоить кузнечное дело, где учиться заинтересованному неофиту. Найти в своем регионе кузницу и попроситься в ученики к кузнецу. Возможно, вам повезет и ваш энтузиазм оценят.

Многие опытные кузнецы считают этот путь самым верным и сами когда-то выбрали его. Это более практично, чем много лет изучать теорию. От мастеров можно узнавать разные тонкости не только в теории, но и воочию наблюдая, как они работают, участвуя самому в процессе. В Москве есть много кузнечных мастерских, где обучиться кузнечному делу можно в качестве ученика. Для начинающих даже проводят обучающие курсы.

Кузнечное дело - где учиться самостоятельно?

Еще один путь, самый сложный - энтузиаст-самоучка. Можно попробовать, идя, что называется, наощупь, постараться выработать свои секреты производства самому, делая, ошибаясь, переделывая, напряженно размышляя над ошибками и несовершенствами. В интернете есть мастер-классы, видео, книги по кузнечному делу. Также, можно общаться на форумах, спрашивая совета у более опытных коллег. Освоить такое сложное и богатое традициями мастерство по книгам – это задача нетривиальная и, уж если это у вас получилось, вы, определенно, талантливый человек.

Какой из вариантов предпочесть? Решать только вам. Настоящий фанат этого ремесла без труда найдет, где обучиться кузнечному делу. В Москве можно найти не только возможности для обучения, но и возможности для практики, например, взять кузницу в аренду. Так что было бы желание, а место, где можно творить и пробовать, найдется.

Не так сложно, как может показаться, устроить кузницу в гараже, сарае, на даче. Многие инструменты и приспособления кузнец делает сам, этому можно научиться. Приобщение к кузнечному ремеслу можно начать с посещения мастер-класса.

Только не забывайте, что для будущего кузнеца важны такие качества, как выносливость и физическая сила – это достаточно тяжелый физический труд, чтобы его выполнять, придется накачать бицепсы. Важны художественные способности, вкус, чувство прекрасного, ощущение гармонии, хороший глазомер. Нужно быть внимательным и не иметь проблем со здоровьем.

Если эти качества у вас есть, если сложность работы вас не пугает, а особенности работы манят, дело за малым – выбрать любой из вариантов, где можно обучиться кузнечному делу, а может быть попробовать и все сразу и работа вас обязательно найдет.

Продолжительность курса: 2 месяца

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

Продолжительность занятия : 4 ак. часа

Документ об окончании: диплом

Стоимость : 19000 руб.

Художественная ковка - старинное кузнечное ремесло. На сегодняшний день имеет достаточное число преданных поклонников. С помощью художественной ковки создают красивые, изысканные и прочные изделия из металла. Это искусство пришло к нам из древности: во времена Киевской Руси кузнецы ковали из железа предметы быта, орудия, инструменты ремесленников, оружие и доспехи, сбрую и т.д.

Художественная ковка металла всегда считалась творческим процессом. Фантазия и мастерство, изобретательность, виртуозное владение технологией, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяют создавать высокохудожественные произведения искусства.

Сегодня популярность кованых изделий только растет. Украшение дома, сада, квартиры и офиса коваными предметами интерьера стало "модным" у состоятельных людей. Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома, сада, как по-настоящему красивые и стильные кованые изделия: заборы, ажурные кованые решетки, ворота, калитки, кованая мебель и предметы интерьера. Популярность этих изделий бесспорна, так как именно художественная ковка является одним из последних "живых" ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом.

Изысканная художественная ковка требует от мастера максимум умения, чувства стиля, профессионализма и опыта. Однако благодаря развитию современных технологий, которые позволяют кузнецу делать замечательные шедевры намного быстрее и качественнее, рынок прямо пестрит различными предложениями по декорации интерьера. Кованые изделия отличаются функциональностью, поскольку они выступают не только в качестве предметов декора, но и служат для определенной цели

Курсы кузнеца

В программу обучения обучения входит:

  • технология художественной ковки
  • рисунок
  • композиция
  • скульптура
  • металлы и сплавы
  • применяемые для ковки
  • технологические приемы ковки
  • инструменты и приспособления для выполнения всех кузнечных операций
  • способы художественной обработки изделий

Русская Академия Знаний Умений Мастерства (РАЗУМ) образована 12 ноября 2012 года и включает в себя Авторские ШКОЛЫ настоящих МАСТЕРОВ своего ДЕЛА.

На сегодняшний день в составе академии РАЗУМ второй год работают авторские школы:
1. Школа печного дела И.В. Кузнецова.
2. Плотницкая школа дяди Вани.
3. Дягилевская школа кузнечного мастерства.
4. Школа естественного оздоровления.

Дягилевская Школа Кузнечного мастерства.


Представляем Вашему вниманию авторскую школу кузнеца Геннадия Дягилева. Фамилия Дягилев имеет глубинные корни, и помнят его со времен Ивана Грозного. На карте современной России, под Рязанью, есть поселок Дягилево, который основали пращуры Геннадия Петровича и основой ремесла их было и остается Кузнечное Дело. Совершенствуя свое мастерство Геннадий в 1993 г. поступил на отделение художественной обработки металла в Златоусте и получил дополнительную квалификацию «кузнец по художественной обработке металла». А проживая в Казахстане познакомился и освоил восточные практики художественной ковки. Но фундаментом всегда было, есть и будет мастерство переданное отцом и прадедами. Желающим постичь азы и Мастерство работы КУЗНЕЦА сюда.

План обучения. Авторская ковка.

1. Материаловедение.
а) Состав стали. Ее физико-химические свойства.
б) Пластика материала. Конструкционные особенности.
в) Декоративно-художественные возможности.

2. Материальная часть.
а) Принципиальное устройство кузницы.
б) Техника безопасности.
в) Терминология.
г) Кузнечные инструменты.
д) Вспомогательные инструменты.

3. Составление композиции и рисунка.
а) Стили, их возникновение и различия.
б) Текстурирование материала.
в) Шаблоны и лекала.
г) Индивидуальные разработки шаблонов, их развертка.

4. Подборка ручного инструмента.
а) Технические и конструкционные особенности инструмента.
б) Способы закалки бойковой части ручников, осадок, гладилок и обойников.

5. Приемы ковки.
а) Особенности и различия в ковке разными способами.
б) Температурный режим, особенности закалки.

6. Способы соединений.
а) Клепка заготовок.
б) Хомутовая сборка.
в) Кузнечная сварка.

7. Сборка изделия.
а) Расчет нагрузки.
б) Составление карты векторных нагрузок.

8. Завершающая отделка металлической поверхности.
а) Крацевание.
б) Полировка.
в) Воронение.
г) Оксидирование.

Дополнительные сведения:
1.История кузнечного ремесла.
2.Причины и особенности местной привязки способов ковки.
3.Культура, обычаи, правила ремесла.

План проведения занятий.

20% – теоретическая часть.

80% – практика, освоение приёмов ковки, наработка техники постановки удара и ковка индивидуального инструмента.