История образования университетов в россии. Первый университет в России

  • 25.09.2019

Высшее образование отличается от школьного в первую очередь фундаментальностью — другая методология преподавания, другая схема оценки знаний учащегося — и, конечно же, совершенно другая жизнь самих студентов, которые давно перестали быть детьми, но и совсем уж взрослыми их назвать не получается. Так ли обстояли дела столетие-другое назад и как выглядели самые первые университеты? Где они возникли и что тогда было принято изучать?

Самый первый университет — Константинопольский

Традиционно историю университетов принято отсчитывать с XII века — и рассматривать в контексте западноевропейской традиции. Однако самое первое учебное заведение, которое полностью может соответствовать университетскому уровню, появилось в середине IX века — это Константинопольская, или Магнаврская школа, которая просуществовала до 1453 года.

Этот университет был основан на базе еще более ранней школы, и в нем преподавались философия, риторика, медицина и юриспруденция. К моменту его закрытия в Западной Европе уже существовало большинство университетов, которые действуют и в наши дни.

Первые университеты Западной Европы

В Западной Европе высшие учебные заведения были совсем не такими, как сейчас, в момент своего зарождения — который, кстати, невозможно точно установить, поскольку университеты изначально имели к образованию очень отдаленное отношение (скорее, это были коммуны, образованные по языковому или другому признаку) — куда больше эти общественные группы и поселения походили на религиозные братства, ремесленные и купеческие гильдии. Этот эволюционный процесс происходил естественным образом вокруг отдельных кафедральных и монастырских школ в конце XI — начале XII веков.

Принципы формирования первых университетов

Именно таким образом возникли, например, Парижский университет в 1200 году (он вырос из богословской школы, к которой далее присоединились медицинская и юридическая школы), Неапольский в 1224 году, Оксфордский в 1206-м, Кембриджский в 1231-м, Лиссабонский — в 1290 году. Официальное рождение университета подтверждалось привилегиями — особыми документами, которые были подписаны римскими папами или вельможами высокого ранга. Эти документы определяли университетскую автономию — собственный суд, локальное управление, право дарования ученых степеней.

Студенты были освобождены от военной службы и некоторых других форм обязанностей. Университеты начали появляться очень быстро — если в XIII веке их было всего 19 по всей Европе, то уже через столетие к ним прибавилось еще 25. Открыть университет было довольно просто: порой городская община просто обозначала минимум студентов, при наличии которых соглашалась оплачивать нанятого профессора, а затем — и последующих. На скамьях Сорбонны в разное время можно было увидеть мужчин совершенно разных возрастов и сословий из разных стран, иногда аудитория для лекций была обычным амбаром, а слушатели вольготно располагались на соломе вместо скамей.

Церковь и университеты

Во времена средневековья церковь старалась удерживать университетское образование под своим покровительством, главным предметом очень долго оставалось богословие, а преподавателями были в основном представители монашеских орденов — тем не менее обстановка царила весьма демократичная, так что образование было скорее светским.

Университеты могли перемещаться — если в окрестностях возникали эпидемии опасной болезни, голод или вспыхивала война, весь университет просто перебирался в соседний город или даже страну.

Ваганты и “Гаудеамус”

Порядок записи в университеты был вполне условным, студенты снимали каморки поблизости, нищенствовали, странствовали — к XIV веку возникла особая категория постоянно кочующих с места на место (и из университета в университет) студентов, которые назывались вагантами, менестрелями, или голиардами. Многие из них превращались в настоящих разбойников и теряли моральный облик, но из них же выросло немало подвижников образования и науки.

Поскольку преподавание в первых университетах долго велось на латыни, бродячие студенты отлично владели этим языком и совершенно спокойно могли общаться между собой. Ваганты зародили целую культуру стихов и песен — в частности, некоему анонимному перу одного из них принадлежит и знаменитый гимн “Гаудеамус”, который столетиями поют студенты всех университетов во всех странах мира. Этот гимн прославляет молодость и торжество свободы: “Итак, будем веселиться, пока мы молоды! После приятной юности, после тягостной старости нас возьмет земля” — и далее семь куплетов в таком примерно духе. Гимн передавался устно в течение нескольких веков, поэтому насчитывает несколько вариантов.

Возникновение факультетов или колледжей

Изначально и студенты, и преподаватели объединялись в национальные землячества — нации или коллегии, которые во второй половине XIII века трансформировались в факультеты или колледжи. Представители факультетов — деканы — выбирали официального главу — ректора, часто эта должность давала годовые полномочия. Позже демократия постепенно закончилась и главные должностные лица стали назначаться местными властями.

Факультеты присуждали ученые степени — иногда выпускников, подобно рыцарям, громко называли титулами наподобие “граф права”. Содержание обучения определялось семью свободными науками. Например, на факультете искусств читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике и метафизике — некоторые труды переводились на ходу с арабского и греческого языков и бурно обсуждались в процессе.

Специализация университетов

Постепенно усиливалась и специализация высших учебных заведений — например, парижский университет охотно выпускал знатоков теологии и философии, Оксфордский университет славился преподаванием канонического права, Орлеанский же — гражданского права. В университете Монпелье было очень сильно преподавание медицины, в университетах Испании существовали очень серьезные математическая и естественнонаучная школы, а в университетах Италии подробно и глубоко изучали римское право.

Первый университет в России

В Российской империи первый университет появился через 600 лет после открытия Болонского — в 1755 году. По какой-то странной причине, хотя совсем рядом — в Праге, Львове, Кракове — университеты процветали, никому из царей в голову не приходило озаботиться высшим образованием. Это удалось только самоучке Михайле Ломоносову, пришедшему пешком, в лаптях, бог весть откуда и убедившего императрицу Елизавету Петровну своим энтузиазмом и конкретными инициативой и планом.

Указ царствующей особы был подписан 25 января, в День Святой Татьяны, которая и стала покровительницей всех российских студентов. Предусматривалось создание трех факультетов, десяти кафедр и двух гимназий. Срок обучения составлял тогда всего три года, а сам университет находился в ведении Сената. Сейчас Московский университет носит имя своего создателя — Ломоносова, сегодня это учебное заведение, входящее в сотню самых сильных вузов мира.

Россия примкнула к Болонскому процессу, который в последний год минувшего тысячелетия положил начало универсализации образования, в частности, разделив его на магистратуру и бакалавриат. Однако она не примкнула к другому Болонскому процессу, начатому ни много ни мало на 900 лет раньше! Ибо первый европейский университет был основан именно в Болонье в XI веке и именно с этого момента началось создание новой Европы, находившейся со времени падения Рима (более пятисот лет!) в так называемых веках мрака - и сумерек.

Римскую империю, состоявшую (как и Россия сегодня) из множества народов, цементировало римское право. Оно, после принятия христианства, было сначала заменено приматом права божественного, а потом и вовсе упразднено («Божественное Право Королей» и «Всякая Власть от Бога» – принципы существования общества, не имеющие с кодифицированным правом ничего общего, выгодные только сильным и, в переводе на современный русский, означающие беспредел.) Не случайно именно Юстиниан (ненадолго объединивший Западную и Восточную империи в VI веке) создал юридический кодекс: без правовой основы властвование не рабами, а гражданами невозможно. Тем более это относится к империи, то есть многонациональной и мультикультурной стране. Однако затем на многие столетия Европа погрузилась во мрак «правового нигилизма» и «жизни по понятиям» власть имущих – принципы, россиянам знакомые не понаслышке и по сей день.

Революционность университетской идеи изначально состояла в том, чтобы поставить Божественное и Человеческое право – закон и мораль – рядом, всего лишь рядом: неслыханные после победы христианства над язычеством дерзость и революция в образовании и мировоззрении. Соответственно этому первоначально в университетах, начиная с Болонского, а затем в Парижском, Пражском и многих других было всего два факультета: богословский и юридический. То, что затем в обучение начали включать другие нерелигиозные дисциплины (медицину, математику и т.д.), было уже не революционным, а естественным продолжением начатого. Родилась другая Европа!

Уже в 1150 году 10 тысяч студентов со всей Европы жили в Болонье и изучали право. Начиная с XII века университетские выпускники работали в канцеляриях и правительственных учреждениях, становились судьями, адвокатами, советниками, составителями законов, построенных на общих для всех европейских государств принципах, восходящих к римскому праву. В одном только Парижском университете в XIV–XV веках могли одновременно обучаться до 25 тыс. студентов – больше, чем в XIX и вплоть до середины XX века в Московском и Петербургском университетах вместе! Именно с внедрением в массовое сознание правового сознания возникла объединенная Европа. Так были заложены предпосылки сначала Ренессанса, потом Просвещения и, наконец, Промышленной революции.

А что же Россия? Первый университет в Российской империи был учрежден в 1755 году, то есть через 600 лет после Болонского. И это при том, что с XIVвека университеты были совсем рядом: в Праге, Львове, Кракове… Почему Иван III параллельно с постройкой Кремля, пригласив не только архитекторов-итальянцев но и итальянцев профессоров, не основал хотя бы маленький университет? Почему не сделали этого ни Василий Иванович (при котором Москва была объявлена Третьим Римом), ни Иван Грозный, ни Михаил, ни Алексей Михайлович, ни другие правители? Почему образования подданных боялись и императоры, и генсеки? Не потому ли, что по понятиям, а не закону, разуму и науке строилась не только юриспруденция, но и вся жизнь? И продолжает строиться (несмотря на запуск спутника и атомные электростанции) по сей день!

Как вы думаете, сколько юристов обучалось на открытом при Екатерине Великой юридическом факультете? Один! И тот не нашел себе применения. В стране, в течение 150 лет (начиная с уложения Алексея Михайловича вплоть до середины XIX века) жившей не по законам, а по указам, неудивительно.

Сравним. Бостон был основан 17 сентября 1630 года. Уже через шесть лет, едва отбившись от нападений индейцев, поселенцы основали Гарвардский колледж, постепенно превратившийся в один из лучших университетов мира. Московский же университет был открыт через 600 лет после основания города и через 300 лет после полного освобождения России от какой-либо зависимости от кого-либо! Осознание причины этого факта может многое объяснить в том, что происходит сегодня. В течение этих веков Империя расширилась от Балтики до Тихого океана, но мысль о том, что неплохо бы заняться просвещением населения, в голову ни одному из власть имущих в России не приходила. От идеи массового образования отмахивались, как от враждебной и чуждой даже в 19ом веке. Стоит ли удивляться, что сегодня доля конкурентоспособных на мировом рынке продуктов, производимых в «тупоголовой» (как ее величают российские политинформаторы) Америке, более чем в 100 раз больше, чем оных, производимых в РФ. Даже маленькая Финляндия, «приют убогого чухонца», производит в три раза больше товаров на мировой рынок, чем Российская Федерация. До тех пор, пока главными новостями, сообщаемыми населению Родины телевидением и прессой, будут «происки евроамериканцев» и маневры ракетоносцев, пока неприязнь к Америке и Европе будет сильнее желания стать частью современной цивилизации, никакой модернизации не будет, это как дважды два.

Отношение к образованию населения у правителей Московии оставалось подозрительным во всех поколениях от Ивана Калиты до падения правления большевиков. Вот типичные высказывания царских министров не чего-нибудь, а именно народного просвещения: «Обучать грамоте весь народ или несоразмерное оного количество людей принесло бы более вреда, нежели пользы» (адмирал А.С.Шишков, министр народного просвещения Николая Первого); «Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратилась» (С.С.Уваров, глава Академии наук, а затем министр просвещения). Не слишком отличались от царских министры советской поры. История как наука, которую изучают студенты, в Советской России была упразднена, исторические факультеты были открыты заново только со Второй мировой войной. Изучение гуманитарных дисциплин сводилось к программе КПСС и политэкономии социализма. Ужасающее мракобесие было проявлено в 40–50-е годы в борьбе с генетикой – и лишь благодаря беспрецедентной смелости выдающихся ученых не были аналогично разгромлены физика и психология. Изучение всемирной истории, истории искусства и музыки концентрировалось исключительно на соответствующих кафедрах и ни в коем случае не было массовым – как, впрочем, и в царской России: реальные училища (в которых обучался грамоте и профессии «простой» народ) гуманитарного образования не предусматривали. Поразительная стойкость традиции, переживший переход от монархии к большевизму!

Таким образом, правовой нигилизм наших дней в России имеет глубочайшие корни. То, что было стержнем возрождения цивилизации Европы еще до основания Москвы, в России остается отторгнутым по сей день. Следует отчетливо понимать, что правовой беспредел – он же жизнь по понятиям, он же «дружба превыше закона» как принцип взаимодействия людей в обществе – в России напрямую связан с другими фундаментальными бедами: незащищенностью слабого перед сильным и коррупцией, ставшей частью «нормального» функционирования государства. И произошло это – увы! – не вчера (вспомним знаменитое карамзинское: если одним словом определить, чем занимаются в России, то слово это – воруют). До тех пор, пока правовое сознание в Федерации не возобладает, страну невозможно будет не только перевести на технологический путь развития, но даже создать хотя бы одну конкурентоспособную на мировом рынке фирму.

При этом не следует думать, что русские люди чурались европейской традиции. Университетов ни в Киевской Руси, ни в Московии действительно не было. Но в Новгороде, Пскове и Твери еще до возвышения Москвы среди городов русских действовало ганзейское право. Российские купцы торговали с немцами, поляками и скандинавами настолько цивилизованно, что существовала даже страховка на случай ущерба. Европейская правовая система не получила в России распространения, потому что не Новгород, не Псков и не Тверь вышли победителями во внутрироссийской борьбе. Что сделал с Новгородом Иван III, а затем (еще более бесчеловечно) Иван IV, известно. Тверь была низложена до заурядного подчиняющегося Центру города, а Пскову (через который из Европы поступали вооружения) сохранена «жизнь» – но под эгидой не права, а исполнения Государевой Воли. После коих событий правовое сознание перестало доминировать на Руси вплоть до настоящего времени.

Москва превратила небольшую раздробленную страну в Империю, раскинувшуюся на два континента, распространив на колоссальную территорию принципы, противоположные европейским. Насколько связан правовой беспредел с расширением Российской Империи в течение более пятисот лет со средней скоростью Люксембург в месяц – Голландия в год

leolaz 12 октября 2010 | 21:19

Россия - единственная страна в мире, где официальное рабство (рабовладельческий строй), существовало четыреста лет (до второй половины XIX века), как это не печально- жила, живет и будет жить по понятиям.
В 1887 году министр народного просвещения Иван Делянов - умный,заслуженный человек-вся грудь в орденах - издал циркуляр, по которому предписывалось «затруднять доступ в гимназии и прогимназии детям кучеров, лакеев, поваров, мелких лавочников...», которых «вовсе не следует выводить из той среды, к коей они принадлежат».

К 1917 году это уже не соответствовало действительности
Образование для низших социальных слоев в начале 20 века в России было в 2-3 раза более доступным чем в Англии и\или Франции.

Хотелось бы хоть каких-то фактов, а не пустых слов!
А то у нас любят заявлять о каких-то достижениях России в начале 20-го века, часто мифических, но не могут обосновать свои заявления ничем, кроме своего желания, чтобы это было так, конечно.

Тут и про хлебушко уместно вспомнить.
"Не доедим, но вывезем!" это не большевики сказали, да?
А вывозили много, чем и гордимся. Периодически-постоянный голод забываем.

Посмотрите мои более ранние комментарии на этом блоге
Там же есть ссылка на исследование А. Сапрыкина " Образовательный потенциал Российской империи". В котором статистически доказано, что к 1917 года у России был лучший в Европе образовательный потенциал, который (образовательный потенциал) погиб в революцию и сталинскую эпоху.
Удалось сохранить 10-30 % специалистов, которые обеспечивали сталинскую индустриализацию и культурную революцию.

нельзя не согласиться.
Великолепный потенциал... вот только 10 университетов на всю Россию, а так потенциал великолепный. кокое количество безграмотных. это ли не потенциал. учи, учи, учи, как завещал великий вождь.

Это известный сталинский пропагандистский приемчик
"Действительно, в Российской империи было 12 университетов, тогда как
в Германии, например, их было 22, а в Великобритании – 15. Но, при этом россий-
ские университеты были в среднем крупнее европейских, а некоторые высшие
учебные заведения России (например, Лазаревский институт восточных языков,
Александровский и Демидовский лицей, Высшее училище правоведения, духов-
ные академии и высшие женские курсы) не носившие названий «университетов»,
тем не менее, давали образование соответствующее университетскому в других
странах. Поэтому данных только о числе университетов явно недостаточно, что-
бы сопоставить уровень высшего образования."
А.Сапрыкин "Образовательный потерциал РИ"

Среди беспризорников 20-х годов грамотность составляла 70%.

В России было 10 университетов
последний открыт в 1909г - Саратовский. В составен одного медицинского факультета. конечно. при желании можно посчитать за российские и Варшавский и Дерптский университеты.

НЕ ЗАМЕТИЛ СНАЧАЛА!
ГРАМОТНОСТЬ БЕСПРИЗОРНИКОВ ПРОСТО УМИЛЯЕТ.
ИХ ТОЖЕ ДО РЕВОЛЮЦИИ ВЫУЧИЛИ?
Извините, но есть поговорка: "Ври ври, да не завирайся!". Ну вы сами подумайте что вы несете-то.
Конечно, никто не спорит, что Россия родина слонов (мамонты-то откуда, да?). Но про почти поголовную грамотность беспризорников это-то откуда? С какого бодуна?

Рушаттся ваши лживые сталинские мифы
Первоначальное обучение было бесплатное по закону с самого начала правления Николая, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10.000 школ. В 1913 г. число их превысило 130.000. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование.

Вот таблица из первого издания БСЭ (1929-30гг), «Процент грамотных новобранцев среди призывников бывшей Российской империи»:
1913 -27%

В 1916 году уже 80% призывников были грамотными. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны.) [Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N2. 2004 ].

А в 1927 году на XV съезде ВКП (б) Крупская жаловалась, что грамотность призывников в двадцать седьмом году значительно уступала грамотности призыва 1917 года. И говорила жена Ленина, что стыдно от того, что за десять лет советской власти грамотность в стране значительно убавилась.
Вообще, только после ВОВ большевики смогли побороть массовую неграмотность, которую сами же развели после октября 1917 года!

Вот общая сноска там всё найдете_ http://www.belrussia.ru/page-id-1087.html

И не ёрничайте! Время коммунистического вранья прошло!

Да я сам не люблю коммунистическое вранье, уж поверьте!
Но и противоположное у меня тоже энтузиазма не вызывает. Конечно, развивалась страна, в каком-то смысле была на подъеме. Иностранцы много вкладывали и т.д. Но...., в благополучных странах революции не случаются. Вот и все.
А все остальное как-то и не интересно. Частности это на фоне глубокого общего неблагополучия. Две революции за 12 лет о чем-то говорят.

Но...., в благополучных странах революции не случаются.
Почему происходят революции - это большая загадка. Я сам над этим думаю.
Но точно не от неблагополучая.

Возьмем мой город Питер.
Февральская революция 1917 года при полных магазинах, работающих ресторанах, театрах, свободе передвижения, отсутствии карточной системы, наличии выборных представительных органов власти. И вдруг революция.
Тот же город 1941-1942 год. Массовый каннибализм, но никаких революций и даже попыток возмущения. Просто молча, сев кошек, собак и соседских детей, умер 1 млн.человек И всё. Никаких протестов!

А. Солженицын в "Красном колесе" пишет что революции происходят не тогда, когда плохо, а когда восстающие видят возможность (реальную или воображаемую)посредством решительных действий изменить своё положение к лучшему. Вот КНДР. У них голод, но они танцуют и признаются в любви своим вождям, а французы на улицах протестуют. Потому что корейцы не видят возможностей протеста, а французы расчитывают на результат.

У Л. Гумилева другое объяснение - этническая пассионарность, которая имеет свою цикличность. Действительно, если посмотреть на тех же французов, то самые буйные и активные - арабы. Это они жгут машины, поскольку это пока пассионарный этнос.

Конечно, все революционеры, в момент ниспровержения кликушествуют о тяготах народных. Но это по большей части кликушество в оправдание захвата власти!

О роли науки в развитии России
Проживая в Спб, имея возможность наблюдать остатки материальной культуры Российской империи, приходишь к выводу, что развитие страны остановилось в 1917 году. Всё, что у нас есть хорошего (музеи, театры, заводы, вокзалы, парки)создано при царях. Недавно Медведев высказался аналогично, хотя и по другому поводу.

Я огорчен дефицитом научной аналитики. Много противоречивой пропаганды и публицистики, но не хватает научных исследований, как по истории Р.И., так и по СССР. Появляющиеся работы по истории предреволюционной России опрокидывают многие советские пропагандистские штампы про "безвольного" и "кровавого". Знакомство с первоисточниками говорит не о "темных силах", а о гигантской трудной работе по реформированию России, проводимой лично императором. Но назвать факты мало. Хотелось бы исследовать Р.И. эпохи Николая Второго с помощью современных экономических, социологических, математических методов. В том числи и понять почему реформы были не поняты народом, а царь реформатор, вместе с семьей убит, разрублен на части и т.д...

Все сказанное относится и к СССР и к РФ. Меня очень интересует правильные экономические расчеты по сталинской индустриализации, коллективизации, культурной революции. Сколько можно кликушествовать по этим темам? Известно, что один шведский экономист защищался по теме"Экономическая эффективность системы ГУЛАГ". Но таких работ мало, поэтому многих по ошибке вновь туда (в ГУЛАГ)тянет.

Любая программа действий начинается с и сопровождается исследованиями. Это важнейшая задача науки. Заказчиком по таким исследованиям должно выступать государство. Результаты исследований, проведенных на народные деньги, должны быть в свободном доступе в интернете. Вот в чем заключается поддержка ученых-гуманитариев.

В России этого не делают, потому что у Правительства нет программы действий. Это пугает!

http://window.edu.ru/window_catalog/files/r46980/mion-ino-center03.pdf
К концу XIX в. российские университеты были крупными научными центрами, большинство профессоров
успешно занимались научной работой, почти все академики читали лекции в университетах. Но по общему
числу университетов и количеству студентов в них Россия отставала от крупных европейских государств. В
1900 г в России было 10 университетов с 16,5 тыс. студентов, в то время как в Германии 20 и 32 тыс. студентов,
во Франции - 15 и 26,5 тыс., в Италии 17 и 22,7 тыс., в Австро-Венгрии - 11 и 23 тыс. и т.д.

А.И. Аврус
ИСТОРИЯ
РОССИЙСКИХ
УНИВЕРСИТЕТОВ

У Вас 1900 год, а у Сапрыкина 1916
У Вас только университеты и нет училищ, академий. Образование при Николае 2 прогрессировало очень быстро и за последующие 16 лет много что произошло. Сходите по сноске (там полная раскладка по всем ВУЗ-ам), а потом приходите ко мне, а ещё лучше к Сапрыкину с возражениями.

andw68 12 октября 2010 | 21:21

Не согласен, что на «колоссальной территории были распространены принципы, противоположные европейским». В конце девятнадцатого - начале двадцатого века Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём (СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК) не только в философии и поэзии...
Правовой беспредел Российской Империи ни как не коррелирует с Именами:
Аркадия Вениаминовича Руманова, Митюков, Каллиник Андреевич, Капустин, Михаил Николаевич, Кремлев, Николай Александрович, Шпилевский, Сергей Михайлович, Берендтс, Эдуард Николаевич, Щеглов, Владимир Георгиевич, Азаревич, Дмитрий Иванович, Белогриц-Котляревский, Леонид Сергеевич, Вормс, Альфонс Эрнестович, Ворошилов, Николай Николаевич, Гладков, Николай Александрович, Гордон, Владимир Михайлович, Гурлянд, Илья Яковлевич, Дитятин, Иван Иванович, Дювернуа, Николай Львович, Загоровский, Александр Иванович, Капустин, Михаил Николаевич, Карасевич, Порфирий Леонтьевич, Кремлев, Николай Александрович, Митюков, Каллиник Андреевич, Никонов, Сергей Павлович, Полянский, Николай Николаевич, Рождественский, Алексей Андреевич, Сергеевский, Николай Дмитриевич, Таль, Лев Семёнович, Тальберг, Дмитрий Германович, Трубецкой, Евгений Николаевич, Ушинский, Константин Дмитриевич, Чебышев-Дмитриев, Александр Павлович, Чредин, Борис Васильевич, Шпилевский, Сергей Михайлович, Щеглов, Владимир Георгиевич, Яблочков, Тихон Михайлович…

Юрий Магаршак
Уважаемый Юра!Для корректного сравнения необходима какая-нибудь точка отсчета.Если взять за такую точку год основания государства (что,признайте,вполне корректно),то государство российское было основано на эти 500 лет позднее.И учреждение первого университета на эти же 500 лет позднее кажется закономерным.
Особое спасибо за плевок в СССР.Зря проводили "ликбез" и создавали и создали современную науку.Тогда не было бы таких "президентов интеллектуальных комитетов" как некоторые,правда?

Мир развивался на пути метода проб и ошибок, а мы лишь совершали их и тем давали знать, как делать нельзя.
Когда только начиналась эта работа, автор сайта как учёный, предполагал, что причины разрушений постигшие нас в конце XX века остро требуют изучения. И что в этой области в нашей стране определённо ведутся какие-либо исследования, ибо не мог же остаться "беспризорным" огромный осколок отколовшегося мира, каковым был СССР. Но всё оказалось не так. И сегодня в стране нет или почти нет серьёзных работ в этом направлении. Автор сайта (lis.kras.ru) сознательно пытается уйти от всяческих коллизий политического характера, дабы не вносить свойственный политике хаос в поиске закономерностей развития общества. Отдельные события, при всей их важности для сегодняшнего момента, могут не стать закономерным явлением, если не несут в себе субстанциональной основы.

Бостон был основан 17 сентября 1630 года. Уже через шесть лет, едва отбившись от нападений индейцев, поселенцы основали Гарвардский колледж
Университеты в ранней Европе и Гарвард в Бостоне - это все частные университеты, не государственные. Кстати Гарвард был основан как чисто религиозный университет - науки там было мало (if any) в первую пору. Возрождение дремучей Европы началось не с университетов, а с разграбления Византии крестоносцами. Несметные сокровища Византии, вывезенные в Италию (вывозили на протяжении нескольких месяцев), и послужили материальной основой развития искусств и прочего. Ну а науки (как система знаний) родились все же в Англии (Ньютон) и Голландии, а не в Италии и Германии. Просвещение европейцев не уберегло их от бесконечных войн, включая религиозные и 1-ю и 2-ю мировые. И объединение Европы началось как-то совсем недавно, что скорее всего никак не связано с просвещением. Так что очень своеобразное толкование истории у товарища Магаршака.
Но я, так же как и г. Магаршак, страстный поклонник создания университетов в России, но ЧАСТНЫХ, так как только в частном (а значит, и платном) университете профессор может быть свободен от давления государства. Созрели ли наши спонсоры для создания частных университетов? Пока что они только для оффшоров годятся.

"Отношение к образованию населения у правителей Московии оставалось подозрительным во всех поколениях от Ивана Калиты до падения правления большевиков."

"Исход евреев из России совершенно изменил саму Россию, а следовательно, и мир. Он превратил Израиль в интеллектуальную и технологическую сверхдержаву, которой он не был ранее."

Юрий Борисович Магаршак окончил Ленинградский университет (кафедра теоретической физики) и аспирантуру у член-корреспондента Михаила Волькенштейна. Был заместителем председателя Совета молодых ученых и вузов Ленинграда, вел круглые столы "Горизонты науки" в Центральном лектории, руководил секцией биофизики в Ленинградском отделении общества "Знание".
Автор стихов и песен, в том числе хулиганской и антисоветской направленности, за которые в советское время имел статус диссидента.
С 1988 года живет в США, имеет степень доктора философии.

zvit 12 октября 2010 | 23:48

Esli otvlechsya ot obichnikh dlya Ekha krikov Antesimitov, Pochvennikov i Dem Shizi to avtor napisal negramotnii paskvil"
Varvari pitalis" podderzhivat" Rimskie instituti, no k koncu 7 veka Evropa obnishala i odichala okonchatel"no, V vidu nekhvatki grammotnikh lyudei, ne bilo vozmozhnosti gotovit" juristov, da i primitivnie formi ekonomiki i politicheskoi sistemi ne trebovali slozhnogo grazhdanskogo i ugolovnogo zakonadatel"stva. Rimskoe pravo bilo zameneno Kutyumnim, ili ponyatiyami esli khotite, t.e. tradicionnim Germanskim Pravom, gde sredi vsego prochego bila osnovnaya ideya Feodalizma, o vzaimoobuslovlennosti otnoshenii svobodnogo voina i korolya, i nevozmozhnosti korolevskoi vlasti bez soglasiya etikh samikh svobodnikh voinov vvesti pravila kotorie ne schitalis" tradicionnimi, a potomu legitimnimi, otsyuda i nazvani Kutyumnoe, t.e tradicionnoe pravo. Odna iz tradicii tekh zhe Anglosaksov - sud prisyazhnikh, ne sushestvuyushaya v Rimskom Prave.Vse uchastniki feodal"noi piramidi imeli obyazannosti i prava, v Rossi zhe dvoryanin do 1762 goda bil kholopom Gosudarya,a o prochikh i nechego govorit", no eto nasledie Zolotoi Ordi, kotoraya po mneniyu Gumileva bila blagostnim Slavo-Turkskim Pravoslavno-Musul"manskim simbiozom protivostoyashim Germano-Katolicheskomu Zapadu. Posle porazheniya pod Mazinikertom Vizantiya teryaet territoriyu, nalogi i naselenie, i ishet pomoshi Ital"yanskikh gorodov-respublik, arenduya u nikh voennie korabli i ekipazhi, vzamen na privelegii, t.e. pravo torgovat" svobodno i bezposhlinno. Goroda Severnoi Italii, v pervuyu ochered" Venecia Genoa, Pisa, Siena, zabirayut v svoi ruki Sredizemnomorskuyu torgovlyu i nachinayut bogatet", puskaya den"gi nazhitie v torgovle v bankovskie operacii. Nalichie investicionnogo kapitala postepenno privodit k razvitiyu remesel, i k 13 veku vo Florencii, Milanese, Venecii poyavlyayutsya nachatki promishlennogo kapitalizma. Tem vremenem Volga i Dnepr bivshie v 8,9 i 10 vekakh glavnimi torgovimi arteriyami mezhdu Evropoi i Vostokom teryayut svoyu rol". V doline Dnepra nachinaetsya ekonomicheskii spad, Rus" stanovitsya okrainoi Evropi, otdel"nie chasti Rusi nachinayut sosredotachivat"sya na torgovikh svyazyakh s blizhnimi sosedyami povorachivayas" spinoi k drug drugu, a Kiev, Chernigov Polozk,i Smolensk utrachivayut svoyu ekonomicheskuyu rol", chto v nemaloi stepeni sposobstvuet feodalizacii i drobleniyu Rusi.Pritok deneg, privodit k uslozhneniyu strukturi obshestva, denezhnaya ekonomika trebuet grazhdanskogo prava, zamena natural"nikh povinnostei denezhnimi trebuet sozdaniya nalogovoi sistemi i kaznacheistva, dlya etogo nuzhni lyudi grammotnie. S drugoi storoni Katolicheskaya cerkov" pozicioniruet sebya kak sila nad naciyami i korolyami, v to zhe vremya koroli soprotivlyayutsya etomu, obe storoni ishut argumenti v Kanonicheskom i Rimskom prave, eto opyat" zhe trebuet nalichiya grammotnikh lyudei. Rinok truda privodit k sozdaniyu Universitetov, potomu chto poyavlyayutsya vozmozhnosti trudoustroistva i kar"ernogo rosta v Cerkvi i Kancelyarii. Pervie Universiteti, potomu i voznikli v Severnoi Italii, chto eto bila naibolee bogataya, razvitaya i kul"yurnaya chast Zapada. Osnovoi Universitetov bili Sobornie cerkvi, pri kotorikh sushestvovali kollegii kanonikov(College), na kotorikh vozlagalis" obyazannosti prepodavat" azi detyam, i naibolee sposobnikh gotovit" dlya kar"eri svyashenika, prepodavaya uzhe na bolee glubokom urovne Latin, teologiyu, i kannonicheskoe pravo, znanie zhe latini pozvolyalo chitat" i Justiniana, i Cicero, i ves" dostupnii korpus Rimskogo Prava. Poskol"ku Rossiya ne bila chast"yu Rimskogo naslediya, to i Rimskoe pravo dlya nee bilo eksportnim tovarom, poyavivshemsya v XVIII veke, kogda nachalsya eksperiment po Vesternizacii sverkhu pod nazvaniem Rossiskaya Imperiya.

Полагаю, что роковой ошибкой Руси было непомерное возвеличивание православия и введение крепостного права. Православное сознание заменило правовое. Правители нынешней России пытаются использовать тот же "опиум для народа". В 21 веке в нормальном мире преобладает научное сознание (поскольку университеты сыграли свою роль), а у нас до сих пор убеждают, что Бог сделал землю за неделю, земля покоится на трех китах и т.п.

mhir 13 октября 2010 | 00:44

Не ПРЕЗИДЕНТ, а ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ Международного комитета интеллектуального сотрудничества!

Что это бывшего диссидента потянуло в Петербург? Впрочем, Магаршак сам ответил на этот вопрос в газете "Завтра":
"Говоря объективно и прагматически, надежда у России одна: на Русский Мир во всем мире." (т.е.надежда на него)

Почему первый российский университет открылся более чем на 500 лет позже, чем университеты Европы?
Историческое отставание связано, в большей степени, с географическим положением и природными условиями:образование первого
княжества относится к 1Х веку с приходом князей варягов, скандинавского происхождения: Рюрик, Трубор, Олег, Ольга, Игорь, Оскольд и мн.др.
В Европе первые города-государства образовались в Греции в 111V-V1 веке до нашей эры!
"Иллиада" и "Одиссея" появилось в 1Х-V111веке до н.Э.
А государства в Северной Африке(древнего Египта),в Центральной Америке в Азии возникли за 3 тысячелетия до нашей эры. вместе с письменностью и религиями!
Князь Владимир принял христианство в 988 году
н.э., которое пришло из Византии.
То что, такая страна как россия перешла на Болонскую систему, это весьма странно, поскольку в этой стране нет сейчас специалистов, чтобы готовить магистров. Это просто невозможно по требованиям Болонской системы. Преподаватель для магистрата должен иметь несколько обязательно независимых конкурсных постдокторатов и выигранных стипендий(не ниже AvH или Curi). К тому же, магистерская диссертация (MsD) это научная работа с 3 публикациями (в реферируемых журналах с высоким импакт фактором). Именно так принято в Южной Корее, Японии. Такое качество подготовки, российские вузы не смогут обеспечить. И тогда, как только появиться выпускник вуза с 6 летним диплом магистра без научных публикаций, то его квалификация будет оспорена, или в лучшем случае вызовет недоумение. И еще вузы не входящие в рейтинг топ 200 университетов, не могут сейчас на что то претендовать, особенно в россии. В россии сейчас конечно с уровнем образования ситуация катастрофическая. Ни один вуз не может готовить специалиста по болонской системе. Михаил, Ю.Корея

Система образования разрушена за эти 20 лет!
Более 32% выпусников высших учебных заведений
вообще книг не читают!
Живут, как амёбы. Добывают себе пищу,кров,плодятся и умирают, оставляя после себя подобных!
Жалкое состояние наших 70 наукогородов из которых уехали за рубеж более 10000 докторов, кандидатов,инжененров!
Сейчас готовим Сколково, но это будет проект Хлестакова-Манилова, если не произвести быстро
реформирование всей феодально-капиталистической системы с её махровой "суверенной демократией"!
Приведём пример: допустим разработали новый универсальный высокопризводительный спутниковый микро-ресивер HD!
Где производить? Кто будет проектировать оснаску, кто будет проектировать линию,завод,
где строить, где подводить коммуникации,кто
будет выделять землю, как с кадрами,как с финансированием,согласованием с десятком чиновников, различных контор и отраслей!
Решать нужно вопросы поставки сырья, комплектующих, разработки техдокументации,выпуска,опытной партии,
испытаний и мн.др.
Где без откатов это растянется на многие годы!
К тому времени появятся десяток новых и ещё лучших разработок, которые с ходу на имеющихся
производствах,(США,Япония,Германия,Китай и мн.др.) с небольшой модернизацией запустят в серийное производство!

holynik 13 октября 2010 | 05:18

Европа, Евроцент, Евроремонт, Евростандарт.
Ага согласен, Европ это бренд, без слащавости она не едет никуда. Я высшего не имею, ну и даже как бы имел не вижу разницы, хотя тому и были причины. К примеру большинство моих знакомых коллег компьютерщиков тоже самоучки, есть и прорабы и директора самоучки, нет врачей, нет космонавтов нет учителей (хотя есть Учителя с большой У без подготовки, которые учат уму разуму а не буквам в книжках).
Стало быть если это наше все насадить в европе она скатятся от нас в каменный век, а мы полюбому проживем и выживем без бахвальства и принуждения. То, что Петр хитростью повязал народ сажать картошку, должно отрезвить тупые иностранные бошки, умом Россию не понять. Ну спросите русского какого цвета носки он в туалет одевает млин. Пипец, чем умнее человечище, тем сильнее ему кажется что он маловато знает, и это не россиянин сказал)) ...
....
автор ЗАБЫЛ о такой МАААХОНЬКОЙ детали ПРАВОВОГО НЕ нигилизма ЕВРОПЕЙСКОГО, как ИНКВИЗИЦИЯ, которая СТАНДАРТИЗИРОВАЛА европейского человека, ПРИУЧИЛА его мыслить ОДИНАКОВО и СОБЛЮДАТЬ закон, ИНАЧЕ - СОЖГУТ на костре.....
...
и НЕтолько в Испании
....
в АНГЛИИ тоже НАРОДУ немало положили, что СТАНДАРТИзировать население

Очередной пропагандистский плевок
Особо умиляет печаль по генетикам - болтунам, которые и в сороковые ничего сравнимого с лысенковскими результатами не получили даже теоретически, так и сейчас, оправдываясь тем, что их в сороковых не похвалили, а поругали.

Ну а песни про продажную девку кибернетику - это вообще для неграмотных наших современников. Специалисты прекрасно знают, как развивалась вычислительная техника в СССР, нисколько не отставая от конкурентов. Ну хотя бы вспомните БЭСМ-6, превосходящую старшую модель ряда ЕС-1060. Это примерно тот же уровень сплетен, что про неминуемую высылку космополитов в Сибирь и счастливое избавление. Хватит уж на уши макаронные изделия развешивать.

И еще. Хрен ли бы нам с этой Болонской системы? Чтобы европейские недоучки у нас считались специалистами с высшим образованием? Ну ладно. А нам-то это зачем - готовить специалистов для той стороны? Тоже странно. А кто хочет - и так уедет или выучится там. Просто это выпускание пара в свисток и разрушение работающей пока системы.

Вот сейчас развели стадо юристов, экономистов, менеджеров, готовых смело рулить и управлять всем на свете. Ну и? Где результаты? Нету... Потому что еще и квалификация нужна, а не красивая купленная в рассрочку корочка о гениальности выпускника-бакалавра супер-пупер зажопинского университета.

dmitry_l 13 октября 2010 | 11:43

Ну, тут безмерное собрание абстрактных рассуждений. Магаршак полагает, что в реальных (и, добавлю от себя, коммерческих) училищах не было гуманитарного образования? Огорчу его - было. И "словесность" преподавали реалистам, и историю. И... во многом даже получше, чем в казенных гимназиях. Уже хотя бы потому, что учебники были менее обскурантистские. Не преподавали только латынь и древнегреческий. Кстати, имели место быть и частные гимназии. Вплоть до уровня гимназии Карла Мая.
А вот с высшим образованием - тут имело место быть много более скверное положение. Академик Крылов отмечал резкое отставание от Германии и Франции в части уровня требований по точным наукам и объема инженерной подготовки и практики. Впрочем, были уже ясны и пути улучшения дела. Скачок 1920-30-х годов возник не на пустом месте. Рабфаковцев было кому учить. А вот с наукой права было иначе - законы-то стали актуальны для населения России только после реформ Александра II. Юристов в современном понимании до того и не требовалось, а после того их и начали учить уже в достаточном числе. Так что надстройка развивалась вполне сообразно базису.
То же имеем и сейчас: юристов и бухгалтеров надо много, т.к. рыночная экономика может эффективно жить только по писаному закону. А инженерное образование в нынешней России имеет старые проблемы: отрыв от практики и слабость комплекса НИОКР + производство. Как их устранить - известно. Опыт есть, да распространять его не желают.
Но будущее всё равно будет. И не такое как настоящее.

В Москве 26 апреля (7 мая) 1755 г. открылся первый в нашей стране университет, точнее, в этот день открылась часть университета - гимназия, но через три месяца начались занятия и в самом университете. Открытие университета было торжественным. Единственная тогда в России газета рассказывала, что в этот день в здании университета на Красной площади побывало около 4 тыс. гостей, весь день гремела музыка, пылала иллюминация, «народа было несчетное число, через весь день, даже до четвертого часа пополуночи.

Необходимость создания университета

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не могли удовлетворить потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.
В 1741 г. российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Она способствовала развитию отечественной науки и культуры, приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом — императором Петром I. Он мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.

Иван Иванович Шувалов

Важную роль в реализации образовательной политики России играл фаворит императрицы камер-юнкер И.И. Шувалов. В 1750-х Шувалов имел заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство учёным, писателям и художникам. В числе прочего он поддерживал многие начинания М. В. Ломоносова. Под его покровительством в 1755 году был основан Московский университет (Шувалов стал его первым куратором), а в 1757 году создана Академия художеств (Шувалов был её президентом до 1763). Молодой, обаятельный, патриотически настроенный дворянин существенно влиял на развитие отечественной науки и культуры, покровительствовал русским ученым, писателям, поэтам, художникам. Благодаря содружеству и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова, родилась мысль о создании московского университета. Граф Шувалов нисколько не сомневался в том, что если России дать просвещение, то она станет на равных «соревноваться в образованности» со всеми развитыми народами Европы. Эти мысли и стремления сближали его с М.В.Ломоносовым, которого граф Шувалов ценил как выдающегося русского ученого.

Идея создания университета была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. Но более распространено утверждение о том, что Московский университет создан благодаря заботам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, имя которого он и носит.

Михаил Васильевич Ломоносов

Московский университет не был первым университетом России, но это был первый университет, в который принимали всех без исключения молодых людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежат. От молодого человека, поступающего в университет, требовалось одно: чтобы он был талантлив и хотел учиться.

Такого университета еще не было в России. Правда, в 1725 году в Петербурге открылась Академия наук с университетом. Несмотря на то, что там преподавали самые передовые ученые России: М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, Г.В. Рихман, им так и не удалось превратить Петербургский академический университет в общерусский центр просвещения. Академики-иностранцы стремились сохранить свое исключительное положение в России, поэтому студентов и преподавателей предпочитали иностранных, вместо того чтобы «открывать» в России отечественные таланты.

Зимой 1753 года Михаил Васильевич Ломоносов уезжает из Петербурга в Москву, где в это время находился двор императрицы Елизаветы Петровны, и начинает усиленно хлопотать о создании здесь университета. Он разработал проект, где были изложены основные положения структуры и деятельности первого национального университета, и представил его И.И. Шувалову. Таким образом, граф И.И. Шувалов стал вторым человеком, которому Московский университет обязан своим открытием.

12 (25) января 1755 года, в Татьянин день, императрица подписала указ об основании Московского университета, кураторами которого были назначены И.И. Шувалов, Л. Блюментрост (лейбмедик), а директором - A.M. Аргамаков.

Первые профессора были большей частью иностранцами, только двое из них были русскими: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф.Я. Яремский - они были воспитанниками Петербургского академического университета.

Хотя Ломоносов не присутствовал на открытии университета и не преподавал там, он принимал деятельное участие в развитии Московского университета: добивался, чтобы в первом русском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке. Его старания увенчались успехом только через 3 года после его смерти. Согласно Указу Екатерины II, «для лучшего распространения в России наук начались лекции во всех трех факультетах природными россиянами на российском языке».

В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. Указ о передаче открывавшемуся Московскому университету Аптекарского дома императрица Елизавета подписала 8 августа 1754 г.

Организация учебного процесса

Первоначально в Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров. На философском факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На юридическом факультете работали три профессора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планировалось, что на медицинском факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).

Плановые занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе. Становление Московского университета проходило трудно. Медленно росла численность студентов — в 1758 г. их было лишь 100 чел.

Только 30 студентов получали из казны жалованье в размере 40 руб. в год, а остальные жили на собственные средства. В протоколе конференции университета от 2 июля 1759 г. есть такая запись: «Одной из причин, препятствовавших успешности занятий, было отсутствие учебников, которыми казеннокоштные не могли обзавестись по бедности».

В конце 1757 г. граф И.И. Шувалов приказал отпускать деньги на обувь и платья, чтобы прилично одеть студентов. Тогда же было приказано выдавать казеннокоштным «в прибавок жалованья для пищи по полтине в месяц каждому». Инструкция директору университета (§22) запрещала студентам входить в классы в нагольных шубах, серых кафтанах и лаптях, что считалось одеждой бедняков. При жизни Ломоносова Московский университет ещё не был Императорским: учебное заведение подчинялось непосредственно Правительствующему сенату, а его профессура не подлежала никакому суду, кроме университетского. Деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом о учреждении Московского университета». Только при Александре I, в 1804 г., был принят новый устав Его Императорского Величества Московского университета, согласно которому ректор ежегодно избирался профессорским собранием и утверждался лично императором. С этого времени до 1917 года университет именовался Императорским Московским университетом.

Нагрудный знак выпускника Императорского Московского университета

Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия в учебе служило награждение маленькими шпагами, что давало личное дворянство. За особые заслуги лучшие студенты досрочно получали очередные воинские звания. Обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин (воинское звание младшего офицера запаса).

С весны в вечернее время студенты и университетские гимназисты привлекались к военной подготовке. Студенты и гимназисты образовывали университетский потешный батальон, его смотр каждую осень проводил Московский военный комендант или один из шефов полков, стоявших в городе.

Первоначально со студентов не взималась плата за обучение, но государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, поэтому в дальнейшем от платы стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали свой университет и выпускники. В трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл видную роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика.

В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Свыше 100 лет университетская библиотека была единственной в Москве общедоступной библиотекой.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

Татьянин день

Существует версия, что И.И. Шувалов представил Елизавете Петровне Указ об Университете именно 25 января, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.

Святая мученица Татиана. Икона

Святая мученица Татиана

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье — ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север (222 — 235), вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась — и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. Три дня она подвергалась мучениям, но так и не отреклась от Христа. Все пытки мучителей были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой.

С начала основания праздник не отмечался пышно и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы XIX века 25 января становится неофициальным студенческим праздником, который делился на официальную и неофициальную части. К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.

После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни. Полиция относилась к шумным студентам с пониманием, а под утро полицейские писали на спинах перегулявших студентов адрес мелом и развозили их по домам. В этот праздник стирались все различия: преподаватели гуляли со студентами, богатые веселились с бедными. Богатые студенты одевались по-простому и веселились с остальными студентами на улице. Выпускники университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником всех студентов страны.

Праздник был такой веселый, что все, кто мог, присоединялись и гуляли в этот день, а выпускник университета А.П. Чехов однажды сказал по поводу празднования Татьяниного дня: «В этот день выпили все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замерзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали. Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди».

После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество.

После революции большевики посчитали праздник слишком буйным. В 1918 году университетскую церковь закрыли, в ней устроили читальный зал. Праздник «Татьянин день» заменили в 1923 году на «День пролетарского студенчества», а празднование Татьяниного дня запретили. В 1992 году, после вступления на должность ректора Виктора Антоновича Садовничего, была возобновлена традиция празднования в Московском университете Татьяниного дня.

В средние века всякое объединение людей по профессиональному признаку носило название университет. Со временем название корпорации - университетов - становится обозначением университета как учебного заведения. Как известно, первые университеты, возникли в 12-13 веках на территории Европы. Три из них - в Болонье, в Париже и в Оксфорде - заложили институциональную структуру сегодняшней высшей школы.

Древнейшими европейскими университетами считаются Болонский (Италия), возникший в промежутке между 1190 и 1200 гг., и Парижский , годом основания которого является 1200. Эти университеты, хотя и сформировались почти одновременно, отличались по своему внутреннему устройству и олицетворяли собой два основных типа университетов .

Первый (Болонский) университет возник как главный в Западной Европе центр по изучению римского права. Он вырос на основе городской светской школы и был организацией студентов, самостоятельно нанимавший учителей и оплачивающий их труд.

Ситуация в Париже складывалась несколько иначе. В отличие от Болоньи центром притяжения здесь стали не студенты, а преподаватели. Наличие нескольких крупных церковных школ привлекало потенциальных студентов разнообразием предметов. В отличие от Болонского университета, здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. В 1215 г. в Парижском университете завершилась борьба за автономию против епископа. Парижские магистры получали поддержку римского папы.

В ХIII веке появляется много университетов в других городах Западной Европы: в Неаполе (1224), в Тулузе (1229) и др. В ХIV веке появляются университеты в Священной Римской Империи: Пражский (1349), Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и др. В жизни университетов в концентрированной форме отражались и воспроизводились духовные традиции средневековой культуры. Среди них в первую очередь - особое отношение к знанию. К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов.

4. Когда возникли Вузы в России и Беларуси.

В России , в границах ее современной территории, первыми наиболее известными академиями и высшими школами были:Славяно-Греко-Латинская Академия (1687),Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге этоМорская Академия (1715),Академический университет при Академии наук (1725 г.),Морской кадетский корпус (1750). Важную роль в становлении высшего образования в России сыгралаАкадемия наук , созданная в Петербурге по указанию Петра I. Ее первое заседание прошло в самом конце 1825 г. уже после смерти Петра I.

По инициативе и проекту М.В. Ломоносова в 1755 г. был основан Московский университет , что позволило завершить трехступенчатую модель единой системы образования - "гимназия - университет - академия". В том же 1755 г. был принят первый университетский Устав, которым определялся статус университета и регламентировалась его внутренняя жизнь.

Со временем было предано забвению требование М.В. Ломоносова о невмешательстве церковных властей в жизнь университета. Передача таких научных дисциплин, как психология и логика, в руки церковных властей лишала эти предметы необходимой свободы, являющейся гарантом научного развития.

Особое место в истории российской высшей школы занимает женское образование . Во второй половине XIX в. открываются первые "всесословные женские училища" как важное звено системы среднего образования. Тем не менее, в 1863 г. выпускницам женских гимназий был закрыт доступ к высшему образованию. Со временем стали создаваться высшие женские курсы, куда могли поступать учиться и девушки недворянского происхождения. Среди них наиболее известными были так называемые "Бестужевские высшие женские курсы" в Петербурге, с 1878 г. В 1886 г. все высшие женские курсы были закрыты властями и возродились лишь в конце XIX - начале XX в.

В подготовке педагогических кадров важную роль сыграл Главный педагогический институт в Петербурге. Он был учрежден в 1816 г. и просуществовал до 1859 г. Педагогический институт готовил не только учителей и наставников для различных типов школ, но и будущих преподавателей вузов. Среди наиболее известных воспитанников были Н.А. Добролюбов, Н.С. Будаев, Д.И. Менделеев.

Первым действительным университетом в Беларуси стала Виленская иезуитская академия 1570 г. Кроме Академии до середины XVIII века на территории Беларуси действовали не менее 16 только иезуитских школ гуманитарного профиля, из них 9 высших-в Полацке, Пинске, Несвиже, Гродна, Амстиславе, Новогрудке, Орше, Витебске, Берестье-и 7 полных средних-в Минске, Могилеве, Слониме, Слуцке, Жодино, Бобруйске, Мерече.

Также в Беларуси существовали многочисленные православные (как, например, высшая Братская школа в Вильне), униатские, протестантские учебные заведения, а также школы других католических орденов – пиарские, доминиканские, бернадинские.

В 1812 году в академию с правами университета был преобразован высший иезуитский коллегиум в Полоцке (основанный в 1580 году). Полоцкая академия просуществовала до 1820 года и была закрыта царским правительством как «неблагонадёжная». Вслед за ней был ликвидирован Виленский университет (в 1832 году). Вместо закрытых учебных округов начали создаваться российские «народные училища» и другие русификаторские учреждения с довольно низким уровнем обучения.

В начале XX века на территории нынешней Беларуси не было высших учебных заведений. Только в 1918 г. были созданы Витебский и Могилевский пединституты и Витебский архитектурный институт (просуществовал до 1923 г.). В 1919 г. был восстановлен Горы-Горецкий земледельческий институт (основан на базе земледельческой школы); в 1920 - Белорусский политехнический институт ; осенью 1921 г. был открыт Белорусский государственный университет , в 1924 - Витебский ветеринарный институт ; в 1930 - Медицинский институт .

Образование и становление Московского университета

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки - латыни, но и на русском языке.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года - в ведении Московского университета), Малый театр и др.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.