Кузнечное дело на руси сообщение. Кузнечное дело. Места в России названные в честь кузнечных дел мастеров

  • 26.07.2018

Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они догадались нагревать металл и придавать ему нужную форму. В X – XI веках благодаря развитию металлургии и других ремесел у славян появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров.

Если он пошёл к другому человеку, он был наказан количеством проступков. Старший грузовой корабль должен был передать работу следующему старейшему работнику. Если вы не возьмете на себя эту работу, его нужно будет расследовать в соответствии с правилами гильдии.

У Товариша должно быть достаточно времени для участия в работе. Он работал со своим хозяином два воскресенья, проснулся в четыре часа ночи и работал в семь часов вечера. Учитель спросил его, хочет ли он остаться или продолжать быть с ним. Когда он хотел продолжить, он должен был положить две серебряные монеты в гильдию. Если он не заплатил и не ушел, он был зачислен на борт, который всегда был местом собрания, и помнил на каждой встрече. Другой патент утверждал, что если вы не вернетесь на работу на следующий день и не объясните причину, почему он не может прийти, ему придется отправить серебряный копейки.

В XI веке металлургическое производство уже имело большое распространение, и в городе, и в деревне.. Русские княжества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем.. На ней работали небольшие заводики с полумеханизированным процессом дутья - мельничьим приводом. Первым сыродутным горном был обычный очаг в жилище. Специальные горны появились позднее. В целях пожарной безопасности их располагали у края городищ. Ранние печи представляли собой густо обмазанные глиной круглые ямы диаметром в один метр, вырытые в земле. Их народное название - «волчьи ямы». В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов. Меха раздувались вручную. И эта работа делала процесс варки очень тяжелым. Археологи до сих пор находят на городищах признаки местной выработки металла - отходы сыродутного процесса в виде шлаков. По окончании «варки» железа домницу ломали, удаляли посторонние примеси и ломом извлекали из печи крицу. Горячая крица захватывалась клещами и тщательно проковывалась. Проковка удаляла с поверхности крицы частицы шлака и устраняла пористость металла. После проковки крицу снова нагревали и снова клали под молот. Эта операция повторялась несколько раз. Для новой плавки верхняя часть домницы реставрировалась или строилась заново. В более поздних домницах передняя часть уже не ломалась, а разбиралась, и расплавленный металл стекал в глиняные емкости.

Когда охранники узнали, что он добровольно не пришел, он заплатил, сколько он заработал за четырнадцать дней, а младшие рабочие вернули еженедельную зарплату. После смерти внештатного сотрудника другие члены гильдии были приказаны старшими охранниками пойти на похороны и вести себя прилично.

Из статей мы узнаем, что, познакомившись с человеком хорошего человека, он должен был порядочно относиться к нему, иначе он был наказан, как было сказано выше. Игроки должны избегать разных игр. Карты, кости и кегли были запрещены, потому что это были самые большие споры. Если они выходили, они не должны толкаться, бросая грязь друг за другом, чтобы другие люди не смеялись, потому что тогда они унижали всю гильдию. Если это произошло, или даже ученик был поднят над уродами, и вы несли хозяина, он дал свою еженедельную зарплату.

Но, несмотря на широкое распространение сырья, выплавка железа производилась далеко не на каждом городище. Трудоемкость процесса выделила кузнецов из общины и сделала из них первых ремесленников. В древности кузнецы сами плавили металл, а затем его ковали. Необходимые принадлежности кузнеца - горн (плавильная печь) для нагрева крицы, кочерга, лом (пешня), железная лопата, наковальня, молот (кувалда), разнообразные клещи для извлечения из горна раскаленного железа и работы с ним - набор инструментов, необходимых для плавильных и ковочных работ. Техникаручной ковки почти не менялась до XIX века, но подлинных древних кузниц истории известно еще меньше, чем домниц, хотя археологи периодически обнаруживают в городищах и курганах много кованых железных изделий, а в погребениях кузнецов их инструменты: клещи, молот, наковальню, литейные принадлежности. Письменные источники не сохранили до нас технику ковки и основные технические приемы древнерусских кузнецов. Но исследование старинных кованых изделий позволяет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. В каждой кузнице, как правило, работало два кузнеца - мастер и подмастерье. В XI-XIII вв. литейное дело частично обособилось, и кузнецы занялись непосредственно ковкой железных изделий . В Древней Руси кузнецом назывался любой мастер по металлу: «кузнец железу», «кузнец меди», «кузнец серебру».

В двенадцатой статье стоит отметить, что если вы сделаете шаг от своей небрежности до травмы хозяина или другого человека, ему было запрещено продолжать петь, пока все это не будет расследовано. Если он ушел, он говорил о нем на каждом собрании. Если вы не удовлетворены своей работой у мастера и хотели работать с другим мастером в том же городе, он мог бы отправиться на другой в течение четырнадцати дней, не будучи опозоренным. Когда двое сотрудников прибыли в мастерскую, младший должен был снова послушать старшего и старшего мастера.

Если торговец не хотел работать, он был зачислен в документы Тварского, в котором, помимо его имени, место, откуда он приехал, и где он узнал, как у мастера были крестные родители и священники. После тренировки он не получал золота или серебра, но он заплатил за своих козлов. Если он ошибался с козами, он должен был отдавать весь заказ подарок, иначе он отдал свою зарплату на неделю и все еще был наказан мастером.

Простые кованые изделия изготавливались с помощью зубила. Применялась также технология использования вкладыша и наваривания стального лезвия. К наиболее простым кованым изделиям можно отнести: ножи, обручи и дружки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие специальных приемов. Их мог изготовить любой кузнец в одиночку. Более сложные кованые изделия: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги, - уже требовали сварки, которую осуществляли опытные кузнецы с помощью подмастерья.

Когда рынок состоялся в понедельник, и торговец не работал, он не получал зарплату через полдня, и, кроме того, он должен был получить наказание в субботу. Кроме того, было запрещено ходить в предрождественские каникулы в течение двух воскресений, и хозяину не разрешили его освободить. Но если бы он захотел принять участие в ярмарке, у него было бы свободное время в течение двух воскресений. В противном случае мастер наказал его и заплатил старику за все, что он заработал за две недели, заработал он, а младший - в неделю.

В двадцатой статье написано, что если бы он сделал дальнобойщика с озорным хозяином, он должен был вернуться к своему распоряжению, откуда он пришел. Если, наоборот, он был посланником, то мастеру не потребовалось бы два воскресенья, чтобы заказать предыдущие патенты. Если он вел себя плохо даже по приказу, из которого он отправился к вандру, его удалили из Товарского перечня, его имя было написано на совете гильдии и отмечалось на каждой встрече.

Мастера производили сварку железа, нагревая его до температуры 1500 град С, достижение которой определяли по искрам раскаленного добела металла. Зубилом пробивали отверстия в ушках для ушатов, лемехах для сох, мотыгах. Пробойником делали отверстия в ножницах, клещах, ключах, лодочных заклепках, на копьях (для скрепления с древком), на оковках лопат. Эти приемы кузнец мог осуществлять только с помощью помощника. Ведь ему необходимо было держать клещами раскаленный кусок железа, что при небольших размерах тогдашних наковален было нелегко, держать и направлять зубило, бить по зубилу молотом.

Также одному человеку запрещалось зарабатывать деньги другому. В противном случае пожилые люди потеряли арендную плату, которую они заработали за неделю, а младшие - в два воскресенья. Последняя двадцать пятая статья касается работы на семинаре. Когда к некоторым товарам было добавлено больше товаров, это стоило больших денег. Это было верно и в Гильдии Коларжа и Монетажа.

Основной порядок требование гильдии было достойные компаньоны поведение было запрещено ходить в паб, но если другой не сделал ничего, он занимался на встрече и ранее отверг свою месячную зарплату и младшую две недели, и она по-прежнему наказывают хозяев.

Сложным было изготовление топоров, копий, молотков и замков. Топор выковывали с применением железных вкладышей и навариванием полос металла. Копья ковали из большого треугольного куска железа. Основание треугольника закручивали в трубку, вставляли в нее конический железный вкладыш и после этого сваривали втулку копье и выковывали рожон. Железные котлы делали из нескольких больших пластин, края которых склепывались железными заклепками. Операция кручения железа применялась для создания винтов из четырехгранных стержней. Приведенный выше ассортимент кузнечных изделий исчерпывает весь крестьянский инвентарь, необходимых для постройки дома, сельского хозяйства, охоты и обороны. Древнерусские кузнецы X-XIII вв. владели всеми основными техническими приемами обработки железа и на целые столетия определили технический уровень деревенских кузниц. Основная форма серпа и косы с короткой рукояткой были найдены в IX-XI веках. Древнерусские топоры претерпели значительное изменение и к X-XIII вв. обрели форму, близкую к современной. Пила в деревенском зодчестве не употреблялась. Для плотничных работ широко применялись железные гвозди. Их почти всегда находят в каждом погребении с гробом. Гвозди имели четырехгранную форму с отогнутым верхом. К IX-X веков в Киевской Руси уже существовало ремесло вотчинное, деревенское и городское. В XI век русское городское ремесло вступило с богатым запасом технических навыков. Деревня и город были до того времени еще совершенно разобщены. Обслуживаемая ремесленниками деревня жила небольшим замкнутым мирком. Район сбыта продукции был крайне мал: 10-15 километров в радиусе. Городские кузнецы были более искусными мастерами, чем деревенские. При раскопках древнерусских городов оказалось, что почти каждый городской дом был жилищем ремесленника. С начала существования Киевского государства они проявляли высокое мастерство ковки из железа и стали самых различных предметов – от тяжелого лемеха и шлема с узорчатым железным кружевом до тонких игл; стрел и клепаных миниатюрными заклепками кольчужных колец; оружие и бытовой инвентарь из курганов IX-X вв. Помимо кузнечного ремесла они владели слесарным и оружейным делом. Все эти ремесла имеют некоторое сходство в способах обработки железа и стали. Поэтому достаточно часто ремесленники, занимавшиеся одним из этих ремесел, сочетали его с другими. В городах техника варки железа была более совершенна, чем в деревне. Городские кузницы, так же как и домницы, обычно располагались на окраине города. Оборудование городских кузниц отличалось от деревенских - большей сложностью. Городская наковальня позволяла, во-первых, отковывать вещи, имеющие пустоту внутри, например, племя, втулки копий, кольца, а самое главное – она допускала применение ассортимента фигурных подкладок для поковок сложного профиля. Такие подкладки широко применяются в современном кузнечном деле при выковке кривых поверхностей. Некоторые кованые изделия, начиная с IX-X вв., носят следы обработки при помощи таких подкладок.

Что касается крещения, то должны были присутствовать верные крестные родители. Но когда крещенный купец хотел, чтобы кто-то делал отца, это был долг избранного, который собрал крестных. В противном случае он был наказан за преступление в этом вопросе.

Уже в средние века ремесло сапожника было разделено на две группы: новобы, которые носили новую обувь, при ремонте используемых рефлекторов, поэтому их называли моряками. Но у каждой группы была своя гильдия, так как между ними были постоянные ссоры. В конце концов, власти приказали им объединить их в одну гильдию, поэтому мастер обычно выполнял более требовательные задания, купец укладывал обувь, и ученик ремонтировал ее.

В тех случаях, когда требовалась двусторонняя обработка, очевидно, применялись и подкладка и зубило-штамп одинакового профиля, чтобы поковка получалась симметричной. Подкладки и штампы применялись и при изготовлении боевых топоров. Ассортимент молотков, кузнечных клещей и зубил у городских кузнецов был разнообразнее, чем у их деревенских собратьев: от небольших - до огромных. Начиная с IX-X вв. русские мастера для обработки железа применяли напильники. Древнерусские городские кузницы, слесарные и оружейные мастерские в X-XIII вв. имели: горны, меха, простые наковальни, наковальни с отрогом и вырезом, вставки в наковальню (различного профиля), молотки-кувалды, молотки ручники, молоты-секачи (для перерубания) или зубила, молоты-пробойники (бородки), ручные зубила, ручные пуансоны, клещи простые, клещи с крючьями, клещи малые, тиски (примитивного типа), напильники, точила циркульные. При помощи этого разнообразного инструмента, не отличающегося от оборудования современных кузниц, русские мастера готовили множество различных вещей. В их числе сельскохозяйственные орудия (массивные плужные лемехи и сошники, плужные ножи, косы, серпы, топоры, медорезки); инструменты для ремесленников (ножи, тесла, долота, пила, скобели, ложкари, пуансоны и фигурные молоточки чеканщиков, ножи к рубанкам, кронциркули для орнаментации кости, ножницы и др.); бытовые предметы (гвозди, ножи, окованные ковчежцы, дверные пробои, скобы, кольца, пряжки, иглы, безмены, гирьки, котлы, очажные цепи, замки и ключи, корабельные заклепки, кресала, дужки и обручи ведер и др.); оружие, доспехи и сбруя (мечи, щиты, стрелы, сабли, копья, боевые топоры, шлемы, кольчуги, удила, шпоры, стремена, плети, подковы, арбалеты). Первоначальная полная замкнутость ремесленников начинает нарушаться.

В настоящих патентах говорилось, что никто, кто не был настоящим сапожником, мог шить и продавать обувь в трех километрах от города. В этом веке эта торговля начала развиваться и в Злине, но со ссылками на Злинские початки мы уже видим два века назад. Основные контракты включали в себя пошив сапог для солдат армии, Марию Терезу. Ученик был допущен на 3 года перед открытой кассой. Когда он был обучен, он будет «опытным» в течение двух лет. Если торговец хотел стать мастером, ему пришлось покупать качественную корову и теленка.

Из коровьей кожи он носил пару сапог с капюшоном, высокие туфли на шнуровке, 3 пары сапог на подошве. С кожи теленка он должен был носить высокие сапоги на колени и пару женских сапог, завязанных за металлическими крючками. Затем другие мастера внимательно посмотрели на него. Когда работа была хорошей, стрелок встал и стал мастером. Но ему еще нужно было положить 6 восков в кассу гильдии, а другие мастера пригласить четыре ведра пива.

Особое развитие получило производство оружия и военных доспехов. Мечи и боевые топоры, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками. Изготовление оружия и доспехов было сопряжено с особенно тщательной обработкой металла, требовало умелых приемов в работе. Хотя и бытовавшие на Руси в IX-X веках мечи – в основном франкские клинки, археологи, тем не менее, в своих раскопках обнаруживают наличие ремесленников-оружейников в составе русских горожан IX-X веков. В ряде погребений были обнаружены связки кованых колец для железных кольчуг, часто встречающихся в русских дружинных курганах с IX века. Древнее название кольчуги – броня – часто встречается на страницах летописи. Изготовление кольчуг было трудоемким делом. Технологические операции включали: ковку железной проволоки, сварку, соединение и клепку железных колец. Археологами обнаружено погребение кольчужного мастера X века. В IX-X веках кольчуга становится обязательной принадлежностью русского доспеха. Древнее название кольчуги – броня – часто встречается на страницах летописи. Правда, о происхождении русских кольчуг высказываются мнения о получении их или от кочевников или из стран Востока. Те не менее, арабы, отмечая наличие кольчуг у славян, не упоминают о ввозе их извне. А обилие кольчуг в дружинных курганах может свидетельствовать о том, что в русских городах работали кольчужные мастера. Тоже относится к шлемам. Русские историки считают, что варяжские шлемы слишком резко отличались своей конической формой. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос. К такому виду шлемов принадлежит известный шлем Ярослава Всеволодовича, брошенный им на поле Липецкой битвы 1216 г. Он является прекрасным образцом русского оружейного и ювелирного дела XII-XIII веков.

Когда ежегодный рынок проводился в Вышы-Брод, он не мог продать свои товары иностранному капитану, иначе его обувь будет конфискована. Шевченцы встретились на четвертьлетней встрече, и каждый из них должен был передать гросс в казну. Рукоделие сапожников в значительной степени заменило производство машин. Но даже сегодня, на фоне механического производства, происходит торговля обувью, особенно семинары, посвященные ремонту обуви.

В воскресенье и в праздничные дни они отправились на мессу в храм Господа, затем они могли пойти в приличный паб. Они должны были быть честными с другими лицами и хорошими людьми, потому что их нельзя было опозорить. Если один человек солгал другому, он поставил чешские гроты в кассе. Владельцы магазинов должны встречаться каждое воскресенье рано утром и вносить три раза на каждую встречу. Когда один из денег, собранных на собрании, добровольно не пришел, он должен был дать один грош. До праздника и ярмарки ему не разрешалось ходить в вандрус три воскресенья.

Традиция сказалась в общей форме шлема, но в техническом отношении он сильно отличается от шлемов IX-X веков. Весь корпус его выкован из одного куска, а не склепан из отдельных пластин. Это сделало шлем значительно более легким и прочным. От мастера-оружейника требовалось еще больше умения. Образцом ювелирной работы в оружейной технике XII-XIII веков является, как полагают, легкий стальной топорик князя Андрея Боголюбского. Поверхность металла покрыта насечками и на эти насечки (в горячем состоянии) набито листовое серебро, поверх которого нанесен орнамент гравировкой, позолотой и чернью. Овальные или миндалевидные щиты делались из дерева с железной сердцевиной и железными оковками. Особое место в кузнечном и оружейном деле занимала сталь и закалка стальных изделий. Даже среди деревенских курганных топоров XI-XIII веков встречается наваренное стальное лезвие. Твердость стали, гибкость, легкая свариваемость и способность воспринимать закалку были хорошо известны еще римлянам. Но наварка стали всегда считалась труднейшим делом во всей кузнечной работе, т.к. железо и сталь имеют различную сварочную температуру. Закалка стали, т.е. более или менее быстрое охлаждение раскаленного предмета в воде или иным способом, тоже хорошо известна древним кузнецам Руси. Городское кузнечное дело отличалось разнообразием технических приемов, сложностью оборудования и множеством специальностей, связанных с этим производством. В XI-XIII веках городские мастера работают на широкий рынок, т.е. производство становится массовым. Список городских ремесленников включает кузнецов по железу, домников, оружейников, бронников, щитников, мастеров по изготовлению шлемов, мастеров по изготовлению стрел, замочников, гвоздочников. В XII веке развитие ремесла продолжается. В металле русские мастера воплотили причудливую смесь христианских и архаичных языческих образов, сочетав все это с местными русскими мотивами и сюжетами.

Тот, кто не держал его и принимал прощение или добровольно, был освобожден от ремесла. Каждую четверть года он должен был вложить дополнительные деньги в кассу в Травессе за необходимость стать фрилансером, который заболел бы. Если пожилой человек захотел принять вандру, он должен был передать ключи кассира охранникам. Если один из его соработников ушел и не поступил на работу в понедельник, он отправился в уборную в субботу и был освобожден в воскресенье после обеда. Кроме того, главным образом пожилым работникам было приказано позаботиться об этих статьях.

В технике ремесла продолжаются усовершенствования, направленные на увеличение массовости продукции. Посадские мастера подражают изделиям придворных мастеров. В XIII веке создается ряд новых ремесленных центров со своими особенностями в технике и стиле. Но никакого упадка ремесла со второй половины XII века, как это иногда утверждается, мы не наблюдаем ни в Киеве, ни в других местах. Наоборот, культура растет, охватывая новые области и изобретая новые технические приемы. Во второй половине XII века и в XIII веке, несмотря на неблагоприятные условия феодальной раздробленности, русское ремесло достигло наиболее полного технического и художественного расцвета. Развитие феодальных отношений и феодальной собственности на землю в XII – первой половине XIII в. вызвало изменение формы политического устройства, нашедшего свое выражение в феодальной раздробленности, т.е. создании относительно самостоятельных государств-княжеств. В этот период кузнечно-слесарное и оружейное дело, ковка и штамповка продолжали развиваться во всех княжествах. В богатых хозяйствах все больше стало появляться плугов с железными лемехами. Мастера ищут новые приемы работы. Новгородские мастера оружейного дела в XII – XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости.

Если кто-то нарушил эти статьи, они были бы наказаны мастерами и мастерами. Уже в летописи Косма написано о хлебе, печках и хлебозаводах в качестве придворных мастеров. Бейкер с нетерпением ждал того, чтобы стать одним из созданных ремесел. Мастера могут быть членами городского совета или созвездий. Но даже здесь были нарушения, хотя власти наблюдались.

Пекари были обеспокоены тем, что хлеб импортируется из других мест в их города, поэтому они начали ассоциироваться. Созданные общины поддерживались высшими властями главным образом из-за финансов, потому что братства способствовали различным структурам. Она защищала свои права своим статусом. Старейшие члены гильдии гильдии пекарни известны на протяжении веков. Самые старые братства происходят из Германии. Первая компания была основана в Опаве, где мы все еще можем найти улицу Пекарска, которая получила свое название благодаря гильдии пекаря.

В городах древней Руси мастерские отличались от обычных построек тем, что печь рас­полагалась не в углу, а посередине (в них находят отходы производства, полуфабрикаты, иногда инструмент). Одним из наиболее уважаемых и рано выделившихся ремёсел было железоделательное. Домницы, где плавили железо, выноси­лись за черту города, что обусловливалось не только проти­вопожарными мерами, но и близостью сырья: для получе­ния железа использовались поверхностные залежи болотных и луговых руд. В городских стенах стояли главным образом кузнечные мастерские. Кузнецам железо поступало в виде криц (полуфабрикатов). Для получения чистого металла их проковывали. Разнообразие изделий из чёрного металла чрезвычайно велико - от простейших гвоздей и скоб до сложного вооружения.

Линхарт «Забытое ремесло» происходит от старейших пещерных гильдий в и из веков. Пекари сделали это сами, были только условия приема на корабль и привилегия городских сыновей, которые работали в пекарне. В уставах гильдии Литомисла указывается, что пекарни имеют более высокое положение, чем бюргеры.

Патенты хлебобулочных все еще имеют тенденцию быть большой печью, определенное количеством товаров, производимых, писали о конкуренции между мастерами преобладающих особенно среди пражских мастеров для приема гильдии, установить запрет или ограничение злословие продуктов других пекарь под угрозой 20 пенни, которую должны были заплатить старшие мастера и 10 рябчиков от младших, и что новый мастер должен был быть годом без грузового корабля.

Средневековым кузнецам было знакомо несколько сортов стали, получаемых многократной кузнечной проковкой или выдер­живанием (томлением) в глиняном сосуде в горне. Инстру­ментарий кузнеца отличался рациональностью - формы этих вещей не изменились и ныне. Всевозможные виды кузнечной продукции требовали знаний и применения разнообразных технологий обработки. Причём в каждой земле использовались свои приёмы. Так, на севере Руси до сере­дины XII в. существовала трудоёмкая чересполосная сварка стали и железа, что позволяло создавать самозатачивающи­еся лезвия. Позже техника упростилась до наварки стальной полосы на железную основу. Востребованность кузнечной продукции и развитие мастерства в XII в. привели к выде­лению разных кузнечных специальностей в среде городских ремесленников. По письменным источникам известны брон­ники (оружейники), ножевщики, замочники и другие.

Они отвечали не только за забаву и паломничество по месту работы, но и на похороны, если умер член гильдии. Все могут присоединиться к этой поддерживающей ассоциации. Хлебопекарный бизнес развивается главным образом в течение столетий, но неравномерно. Мясники были пекарем среди самых богатых бюргеров. В сельских городах были даже более старые гильдии, чем вековые годы. Пекарей очень хорошо охраняли созвездия, но и их гульдены. Много раз, однако, сами пекари консультировались. Часто они также пытались подделать товары, обманывая покупателя и сторожевого пса.

Изделия русских кузнецов ценилась и в иных странах. Не слу­чайно в Прибалтике, Чехии, на Балканах находят обычные предметы, такие, как навесные замки и ключи, сработан­ные на Руси. Замок мастерили так: в корпус цилиндриче­ской формы вставлялась пружина, представлявшая собой одну-две тонкие пластины, напаянные на стержень. Второй конец стержня пружины закреплялся в малом цилиндре, соединявшемся с первой пластиной. В нижней части боль­шого цилиндра находилось ключевое отверстие. Что может быть проще? Но достаточно изменить толщину или коли­чество пластин в пружине - и нужен другой ключ. То есть каждый замок и ключ к нему были единичны. Неудиви­тельно, что замочники рано выделились в отдельную спе­циальность, ведь замок имел от 35 до 42 деталей, соби­равшихся при помощи пайки. Корпус замка, как правило, украшался накладными деталями из медных сплавов или целиком покрывался цветным металлом.

У великих пререканий были пекарни с блюдцами и парусниками. Когда крестьяне были виновны впервые или во второй раз, они были наказаны штрафом, если в третий раз они были выставлены как листья пекаря, чтобы действовать в течение определенного периода времени. У мельников также был пекарня, которая, конечно же, не нравилась пекарям, потому что из-за более низких цен люди покупали больше своей буханки хлеба. Пекарь мог оказаться в своей раздевалке. Превосходство было в большинстве случаев пекарем, но аргументы между пекарем и пекарем не знали совета.

Цветные металлы использовались довольно широко, и способы их обработки были обычными: литьё, ковка, штамповка, тиснение, чеканка. Сырьё или привозили, часто издалека (Скандинавия, Венгрия), или нередко выплавляли из ста­рых либо поломанных вещей. Изделия ремесленников из цветных металлов пользовались большим спросом: разнооб­разные женские украшения, детали костюма и аксессуары, предметы культа и церковная утварь, весовые гирьки, кис­тени и булавы для воинов. К середине XII в. наряду с дру­гими технологиями изобрели литьё в имитационные формы, позволявшее воспроизводить сложные ювелирные изделия из дешёвого свинцово-оловянистого сплава. Такое литьё «навыплеск» - заливаемый в форму металл застывал на её стенках тонким слоем, а излишки выплёскивались наружу - позволяло получать пустотелые лёгкие украшения, причём сберегался редкий металл.


«Кузнецы меди» делали в XII-XIII вв. украшения и для горожанок, и для жительниц округи. Они же изготов­ляли и предметы культа: кресты-тельники и энколпионы, церковное убранство и утварь. Одним из наиболее впечатляющих образцов таких изделий являются арки из церкви городища Вщиж (в XII-XIII вв. то был настоящий город, его развалины обнаружили в конце XIX в. на тер­ритории Брянской области). Они отлиты в технике вос­ковой модели, то есть с потерей формы. Ажурный ременной орнамент разделён овалами с изображениями геральдических птиц. Эти арки ценны не только изяществом исполнения, но прежде всего подписью мастера, еде ланной при отливке: «Господи, помози рабу своему Константину». Это редчай­ший случай, поскольку почти всё сред­невековое искусство анонимно. Среди нескольких десятков эпиграфических памятников найдены единицы имён мастеров. Чаще всего они встре­чаются на церковных предметах. Исключением стал ювелир по имени Максим, пометивший свои литейные формы, одна из которых найдена в Киеве, а вторая в центре металлургов - Серенске (город был сожжён во время монголо-татарского нашествия; ныне на его месте стоит одноимённая деревня в Калужской области).