Где зародилось кузнечное дело. Введение зарождение и становление кузнечного дела. Ковка металла на Руси

  • 27.07.2018

Кузнечное дело пришло к нам из глубокой древности, из каменного века. В те далекие времена одновременно с обработкой камня и дерева человек постигал тайны кузнечного мастерства. Во многих музеях мира хранятся кузнечные инструменты давних времен: небольшие круглые камни с кольцевым пояском - молотки, овальные плоские массивные камни - наковальни. При микроскопическом изучении на поверхности этих камней были обнаружены следы самородного металла. На стенах древних египетских храмов сохранились рельефы, изображающие людей, работающих каменными молотками. За более чем 10 тысяч лет кузнечное дело превратилось в одно из самых нужных и необходимых производств, без которого невозможно создание ни одной машины и механизма, ни одного станка и космического корабля. Сегодня кузницы страны оснащены самыми мощными в мире прессами и молотами, их обслуживают роботы и манипуляторы, управляемые с помощью ЭВМ.

В печи можно вводить сырье более высокой чистоты, повышая их производительность и качество получаемого железа. Это было важно, поскольку недавнее внедрение и ожидаемое быстрое расширение железных дорог резко увеличили спрос на качественное железо. Он использовал электромагнит, который он разработал для намагничивания шипов; Фактически, электромагнит Генри считался достаточно мощным, чтобы поднять наковальню кузнеца.

Его использование в процессе разделения железной руды было впервые, когда электричество использовалось в коммерческих целях, таким образом, начав электрическую промышленность. Томас Дэвенпорт не знал об открытии магнетизма и электричества, когда этот новый процесс стимулировал его интерес. Его отец умер, когда у Томаса были возможности для обучения, были минимальными, и в возрасте 14 лет Томас был нанят на семь лет кузнецу. Его комната и питание и шесть недель в год сельского школьного обучения были предоставлены в обмен на обслуживание в мастерской.

В этой статье мы приоткроем одну из страниц кузнечного искусства. Мы познакомим любителей технического мастерства с красотой кованого художественного металла, расскажем об основных приемах работы, инструменте и оборудовании.

Кузнечный инструмент


А - ручник - основной инструмент кузнеца. Б, В - боевой молот (кувалда) - инструмент молотобойца.

Работа была трудной, но позже мальчика вспомнили о его любопытстве, его интересе к музыкальным инструментам и о его страсти к книгам. Он создал свой собственный небольшой успешный магазин, женился на дочери местного торговца и основал семью. Его единственным средством обучения было самообразование. Когда новости из металлургического завода выздоравливали его любопытство, он приобрел книги и журналы и начал читать об экспериментах и ​​открытиях, которые начали открывать некоторые тайны электричества и магнетизма.

Магнит, сделанный Джозефом Генри, вдохновил Томаса Дэвенпорта, когда он увидел его во время демонстрации. Модель Дэвенпорта электрического «поезда». Круглая дорожка диаметром 4 фута. Питание подается от стационарной батареи к движущемуся электровооружению, используя рельсы в качестве проводников для электричества.


Кузнечное дело связано с огнем, раскаленным металлом, мощными ударами молота, поэтому для удобной и безопасной работы необходимо подобрать для кузницы подходящее место, обзавестись надежным инструментом, приобрести брезентовый фартук, рукавицы и защитные очки. Все кузнечные работы желательно проводить на открытом воздухе, место выбрать такое, где бы вы не мешали окружающим.

Статические электрические батареи, такие как банки Лейдена, обеспечивали только внезапные электрические импульсы во время разряда. Впервые исследователи могли набирать непрерывный электрический ток в течение нескольких часов, вместо того, чтобы полагаться на неустойчивую искру в лейденской банке.

Эрстед заметил, что игла ближайшего компаса двинулась, когда он закрыл контур через провод и аккумулятор. Это продемонстрировало, что электричество вызывает магнетизм. Андре-Мари Ампер во Франции вскоре показала, что магнитный эффект можно было умножить, намотав провод.

Основные инструменты кузнеца - молоток, клещи, наковальня, тиски и горн. Молоток, или, как его называют кузнецы, ручник, несет главную ударную нагрузку, н поэтому он должен быть особенно надежен. Расклинивать рукоятку молотка лучше при помощи металлического «заершенного» клина. При работе «в две руки», то есть с молотобойцем, применяют тяжелые боевые молоты или кувалды весом до 16 кг.

Теперь, когда было показано, что электричество может вызвать магнетизм, возникает обратный вопрос: может ли магнетизм вырабатывать электричество. Первые попытки состояли в том, чтобы удерживать магнит возле провода. Почти одновременно Джозеф Генри, изобретатель процесса разделения руды, который так возбуждал Дэвенпорт, использовал более мощный подъемный магнит своей собственной конструкции, чтобы показать, что электричество может быть произведено из магнетизма, изменяя силу магнита.

Открытие, которое магнетизм может вызвать электричество, было важным шагом в направлении современного электрического мира. Единственными ранее продемонстрированными методами производства электроэнергии были статический электрический генератор с ограниченным потенциалом фон Герике и химическая реакционная батарея Вольта.

Кузнечными клещами вынимают нагретые заготовки из горна и удерживают их во время ковки. Клещи должны быть легкими, с пружинящими рукоятками. Для зажима заготовки на рукоятки клещей иногда надевают специальное кольцо - шпандырь. Губки клещей должны соответствовать форме заготовки. Клещи с плоскими губками предназначены для плоских листовых и полосовых заготовок, с цилиндрическими или уголковыми губками - для продольного захвата круглых прутков, с радиусными губками - для захвата заготовок сложной формы.

Джозеф Генри должен был стать единственным американцем, чтобы его имя было применено к единице электричества: Генри - это мера электрической индуктивности. Техника разделения железа, разработанная Генри, была, в известном смысле, магнитным эквивалентом хлопкового джина. Впервые выращивание хлопка было выгодным, потому что один рабочий мог производить 50 фунтов. чистого хлопка в день. Машинные машины строились по аналогичному принципу. Древний процесс измельчения пшеницы с помощью деревянной муфты для отделения зерна от мякины должен был заменяться шипами на вращающемся барабане.

Большинство кузнечных работ производят на наковальне. Существует несколько разновидностей наковален, начиная от прямоугольного стального бруса до наковален с несколькими рогами, различными технологическими выступами и отверстиями. Наиболее удобна в работе двурогая наковальня массой от 70 до 250 кг. На ее лицевой поверхности имеются одно или два круглых отверстия (диаметром 12-15 мм) для пробивания отверстий в поковке и одно квадратное отверстие (35 X 35 мм), расположенное в районе хвоста, в которое вставляют подкладной инструмент (нижняки).

Вскоре после того, как он узнал о магните Генри, Давенпорт проехал 25 миль до Короны Пойнта на лошади, чтобы засвидетельствовать чудеса магнитной силы подъема. Удивительный зрелище еще больше разжег его интерес. Он решил проехать еще 80 миль на юг, до Олбани, чтобы встретиться с Генри, только чтобы узнать, что он переехал в Принстон.

Вернувшись домой из денег, Дэвенпорт позвал своего брата, торговца, присоединиться к нему со своей тележкой, чтобы отправиться в Краун-Пойнт. Когда-то там они продавали на аукционе продукты брата и торговали хорошей лошадью для более низкого, чтобы получить деньги, чтобы купить магнит. Когда они вернулись домой, брат предложил попытаться восстановить стоимость, выставив магнит за определенную плату.

Наковальню устанавливают на массивную деревянную колоду-стул, которую закапывают в землю и хорошо утрамбовывают или заливают бетоном. При мелких работах наковальню можно устанавливать просто на скамью через прокладку из толстой листовой резины. О хорошем качестве наковальни говорит высокий и чистый звук при ударе по ней молотком. Поверхность наковальни должна быть ровной и гладкой, а края - без заминов и сколов.

У Томаса Дэвенпорта были другие планы. Он размотал и разобрал магнит, когда его жена Эмили сделала заметки о методе строительства. Затем он начал свои собственные эксперименты и построил еще два магнита своего дизайна. Требуется изолированный провод, но доступен только голый провод. Эмили Дэвенпорт разрезала свое свадебное платье на полоски из шелка, чтобы обеспечить необходимую изоляцию, которая позволила максимально увеличить количество обмоток.

Источником электропитания для магнитов была гальваническая батарея типа, разработанного Вольта. Он использовал ведро слабой кислоты для электролита. Ведро содержало концентрические цилиндры различных металлов для электродов; они были подключены для обеспечения внешнего электрического тока магниту.

Для мелких работ в качестве опорного инструмента применяется шперак, который вставляют хвостовиком в квадратное отверстие наковальни.

Кузнечные стуловые тиски предназначены для зажима заготовок. Тиски изготовляются из стали (поэтому в отличие от чугунных они хорошо выдерживают удары) и надежно крепятся на специальном стуле или на основном столбе верстака.

Дэвенпорт установил один магнит на колесе; другой магнит прикреплен к неподвижной раме. Взаимодействие между двумя магнитами вызвало поворот ротора на пол-оборота. Он узнал, что, перевернув провода на один из магнитов, он может заставить ротор завершить еще один поворот. Затем Дэвенпорт разработал то, что мы теперь называем кистью и коммутатором. Фиксированные провода от подаваемого тока к сегментированному проводнику, который подавал ток на роторный электромагнит. Это обеспечило автоматическое изменение полярности магнита, монтируемого ротором, на два оборота, что приводило к непрерывному вращению.

Не обойтись кузнецу и без подкладного инструмента. Его подставляют под ручник или боевой молот при выполнении определенных операций.

Кузнечное зубило отличается от слесарного тем, что оно имеет отверстие (всад) для рукоятки. Рабочая часть зубила может располагаться параллельно рукоятке или перпендикулярно. В первом случае зубило служит для поперечной рубки, во втором - дляпродольной. Для рубки заготовок без молотобойца применяют подсечку, которую устанавливают в гнездо наковальни, а на нее накладывают заготовку и рубят ударами ручника.

Эта модель патентного ведомства мотора Дэвенпорта теперь находится в Смитсоновском институте в Вашингтоне. Чтение об экспериментах и ​​открытиях вызвало интерес Дэвенпорта и привело к его изобретательству электродвигателя. Мотор имел возможность управлять некоторым оборудованием в магазине Дэвенпорта, но у него были еще большие идеи. Эпоха паровоза и железных дорог только начиналась, но уже произошли частые сбои и взрывы котлов, трагические события. Решение Дэвенпорта было электровозом. Он построил модельный электрический поезд, который работал на круговой трассе; мощность подается от стационарной батареи к движущемуся электровооружению с использованием рельсов в качестве проводников для передачи электроэнергии.

Отверстия пробивают пробойниками, у которых рабочая часть может быть круглой, квадратной или прямоугольной в зависимости от формы пробиваемых отверстий.

Для выравнивания поверхностей применяют гладилки с плоскими или цилиндрическими рабочими поверхностями.

В качестве парного подкладного инструмента для придания поковкам правильных цилиндрических или призматических форм применяют обжимки, а Для ускорения протяжки металла - подбойники. Верхняя часть инструмента (верхники) имеет деревянные ручки. Нижнюю часть (нижники или исподники) вставляют четырехгранным хвостом в квадратное отверстие наковальни. Для высадки головок болтов и гвоздей применяют специальные доски с отверстиями - гвоздильни.

Однако, когда Дэвенпорт отправился в Вашингтон для получения патента, его заявка была отклонена: предварительных патентов на электрооборудование не было. Он начал экскурсию в колледжи, чтобы встретиться с профессорами естественной философии, которые могли бы изучить его изобретение и предоставить письма поддержки патентному ведомству. Ю. недавно основанный в качестве первой в стране инженерной школы Стивена Ван Ренсселаера. Последний из восьми поколений патронов, владеющих землей, Ван Ренсселаер был комиссаром, курирующим строительство каналов Эри и Шамплен, открывшихся в школе.

Для изготовления завитков, меандров и кривых из прутков и полос, а также деталей из листового материала применяют разнообразные фасонные и профильные оправки, плиты с отверстиями для штырей, пазами и вырезами.

Горн - наиболее сложный инструмент кузнеца. Стационарные горны устанавливают обычно у капитальной стены или в центре помещения, они служат как бы сердцем кузницы. Постамент для очага делают из металла, кирпича или камня. В сельских местностях это чаще просто ящик с деревянными, кирпичными или каменными стенками, заполненный утрамбованным песком с глиной и камнями.

Ему была поручена миссия, чтобы квалифицировать учителей для обучения сыновей и дочерей фермеров и механиков в разработке методов применения науки в общих целях жизни. Дэвенпорт встретился с президентом-основателем Ренсселаера Амосом Итоном, выдающимся юристом, ботаником, геологом, химиком, педагогом и новатором, который был поражен двигателем и самообразованным кузнецом, который его построил. Итон устроил дополнительную выставку для граждан Трои, и сам Стивен Ван Ренсселер сам купил мотор Дэвенпорта для школы.

Первая в стране инженерная школа теперь обладает первым в мире электромотором. С продажей своего двигателя Дэвенпорт смог купить некоторое количество уже изолированного провода, и он вернулся домой, чтобы построить еще один мотор. Он отправился в Принстон, чтобы встретиться с Джозефом Генри, а затем в Университете Пенсильвании, чтобы встретиться с доктором Бенджамином Франклин Башем, внуком Бенджамина Франклина и выдающимся ученым.

Для работы в полевых условиях, а также для любительских целей можно сделать несложный переносной горн. Другой вариант - расположить очаг в углублении в земле. Воздух подают бытовым электровентилятором, пылесосом или ножным автомобильным насосом. Топливом служат древесный или каменный уголь, кокс, торф, дрова и кора, а также их смеси. Для небольших кузнечных работ можно сложить очаг из огнеупорного кирпича, использовав для нагрева паяльную лампу.

Самообразованный кузнец, поразивший теперь самых выдающихся людей в стране, вернулся в патентное бюро с письмами и рабочей моделью. Однако его проблемы еще не закончились. Модель была уничтожена огнем до того, как была исследована. Он построил другой и снова попытался. Наконец, первый патент на любую электрическую машину был выпущен Томасу Дэвенпорту для его электродвигателя 25 февраля.

Научное сообщество и СМИ отреагировали с большим волнением и высокими ожиданиями. Дэвенпорт создал лабораторию и мастерскую возле Уолл-стрит в надежде привлечь инвесторов. Чтобы далее рекламировать свой мотор, Дэвенпорт создал свою собственную газету «Электромагнит» и «Механика разведчик» и использовал свой электродвигатель для привода его ротационного печатного станка.

Кованые художественные изделия обычно выполняют из низкоуглеродистых сортов стали. Отобрать такую сталь несложно: она практически не дает искр на наждачном круге. Нагревают заготовку на спокойном огне до светло-желтого (лимонного) цвета, не допуская горения металла. Прекращают ковать при темно-красном свечении.

Приемы работы

Кованый металл требует лаконичного, законченного рисунка. Поэтому необходимо тщательно подойти к отбору композиции, проработать ее в эскизах или вылепить из пластилина. Желательно изготовить шаблоны всех элементов из проволоки и только после того, как вас удовлетворит общий замысел и композиция изделия, начинать ковать.

Двигатель был впечатляющим технологическим успехом, но он стал коммерческим провалом. Никто не знал, как предсказать количество энергии в химических батареях, а мотор с батарейным питанием не может конкурировать с паровым двигателем. Средства были обещаны, но не доставлены. Банкрот и огорченный, Дэвенпорт вернулся в Вермонт и начал писать книгу, описывающую его работу и свое видение своего электродвигателя.

То, что Дэвенпорт не ожидал, и то, что никто больше не будет описывать в течение еще 20 лет, заключалось в том, что его двигатель будет повернут водой или паровой энергией и будет работать в обратном порядке, как электрический генератор. В течение 40 лет его смерти электрифицированные поезда и тележки стали обычным делом, когда машина Дэвенпорта создала электроэнергию на электростанции и его двигатель, а затем превратила это электричество обратно в механическую силу для перемещения автомобилей.

Рассмотрим технологию работы на примере небольших декоративных решеток (см. рис.), которыми прикрывают батареи, окна, которые устанавливают на дачных и садовых участках и т. д.


Решетка состоит из рамки, в которую вделаны две волюты (завитка). Для изготовления волют берут полосовой или прутковый материал, отрубают зубилом или при помощи подсечки требуемую заготовку, а затем на коническом роге наковальни или на оправке гнут по шаблону фигуру заданной формы. Квадратную рамку делают из полосы, концы соединяют заклепками или кузнечной сваркой. Отверстия в тонкой (1-2 мм) полосе можно пробить пробойником без нагрева, а в толстой - с нагревом. Заготовку кладут на наковальню над круглым отверстием, устанавливают пробойник и ударяют по нему боевым молотом, в отверстия вставляют заклепки и расклепывают.

Первыми продуктами компании были двигатели и генераторы, которые копировали дизайн и принципы двигателя Томаса Дэвенпорта. Конечная дань Эдисону заключалась в том, что в течение его жизни преимущества его изобретений стали такой важной частью повседневной жизни.

Дэвенпорт умер за 30 лет до того, как мир был готов к его изобретению. Сегодня электрификация мира и несметное количество жизненно важных применений электричества можно рассматривать как величайшее технологическое чудо в истории человечества. Электрический свет увеличил полную активность человека до 24 часов в день. Электропривод охлаждения теперь считается само собой разумеющимся. Кондиционирование воздуха сделало наиболее негостеприимные регионы удобными для круглогодичного проживания и породило новые крупные города.

Для соединения концов рамки кузнечной сваркой металл нагревают под слоем флюса (кварцевый песок, бура или поваренная соль) до температуры белого каления, накладывают один конец полосы на другой и ударами молота сваривают их.

В готовую рамку вставляют волюты и соединяют их с рамкой с помощью заклепок или перехватов (тонких скоб). Чтобы вещь выглядела «под старину», концы волют заканчивают плотным шариком или лапкой, а места соединения закрывают перехватами.

Центральный рисунок другой решетки состоит из восьми одинаковых С-образных завитков. Здесь также необходимо вначале изготовить шаблоны, по ним выгнуть завитки, пробить в них отверстия для заклепок и собрать в рамку.

Несколько сложнее изготовить подсвечники, подставки для цветов - здесь требуется совместить несколько технологических операций. Например, для изготовления трехрожкового подсвечника необходимо отковать 3 гнутых кронштейна для основания, 2 кронштейна для свечей, 3 тарелочки и центральный стержень. Для центрального стержня берут заготовку квадратного сечения. Один из ее концов зажимают в стуловых тисках, на второй надевают вороток или газовый ключ и скручивают в продольном направлении. У холодного металла получается больший шаг, у горячего - меньший. Если нужно скручивать большое число одинаковых заготовок на один и тот же угол, на заготовку надевают ограничительную трубу и закручивают до тех пор, пока вороток не упрется в трубу. Чтобы получить переменный шаг, нагретый металл охлаждают мокрой тряпочкой по мере его закручивания или дают заготовке неравномерный нагрев по длине. В заключение на стержне оттягивают небольшой цилиндрический кончик для крепления центральной тарелочки.

Для изготовления тарелочек для свечей, цветов, розеток нужно раскроить металл и фасонными зубильцами вырубить по контуру. После этого с помощью оправок, молотков и зубильцев придают изделию задуманную форму и пробивают центральное отверстие для крепления. Большое число одинаковых розеток можно изготовить штамповкой эластичным инструментом (этот метод был известен еще древним скифам в VII веке до нашей эры). На штамп с каким-либо рельефом накладывают заготовку из тонкого мягкого металла, на нее устанавливают эластичную прокладку (листовой свинец или толстая резина) и по прокладке наносят сильный удар. Для предохранения свинца от растрескивания края его схватывают бандажом из стального кольца. На заготовке получается обратная копия рельефа. Таким способом можно отштамповать цветки, розетки и т. п. Штамп изготавливают из металла, камня и даже из твердых пород дерева. Окончательную сборку подсвечника производят с помощью заклепок или кузнечной сварки.

Большого искусства требует изготовление светцов. В XVIII-XIX веках светец был одним из самых распространенных предметов быта, его старались всячески украсить. Кузнец, ковавший светец, вкладывал в работу всю душу и мастерство. При ковке светцов используют многие приемы, начиная от гибки и кончая кузнечной сваркой. Центральный, основной стержень имеет, как правило, осевую завивку, снизу он разрубается зубилом обычно на четыре части и крепится и массивному кольцу-основанию. Часто стержень украшают завитками или змейками, которые приклепывают или приваривают. Наибольшее внимание уделяют «голове» светца. Для лучин делают расщепы продольной разрубкой вертикальных стержней, а для свечей выковывают втулку.

По такой же примерно технологии можно изготовить и современную настольную лампу или торшер. Красивые кованые стойки получаются из двух или четырех разрубленных вдоль оси и скрученных стержней. После разрубки ветви расширяют, проковывают, а затем скручивают на небольшой угол (см. рис.). Интересную скрутку можно получить из нескольких тонких прутков, сваренных по концам. Во время закрутки необходимо ударом молотка несколько осаживать стержни вдоль оси.


Над абажуром нередко делают шишку из витого металла. Завить ее тоже дело непростое. Вначале оттягивают пруток, а затем сворачивают в три-четыре витка одну часть заготовки. Противоположный конец стержня закрепляют в тисках и сворачивают аналогичным образом. После чего две свитые фигуры помещают одну над другой и после очередного нагрева всю шишку, с помощью оправок, молотка и зубила растягивают на определенную длину. Основу абажура можно сделать из просечного металла. На Руси из просечного металла делали подзоры, которыми завершали свесы крыш, гребни фронтонов и водосливных труб. Работа эта не очень сложная, хотя и кропотливая. На листовую заготовку наносят рисунок, а затем с помощью зубильцев на наковальне делают просечку. Чтобы не испортить лица наковальни, под заготовку подкладывают лист из мягкого металла. Для пробивки большого числа фасонных отверстий обычно изготовляют специальные пуансоны и матрицы.

Для создания одинаковых орнаментов по листовому металлу можно применять также тиснение с помощью матричных досок, изготовленных литьем с последующей гравировкой. Этот вид обработки называется басма. На матричную доску накладывают лист металла толщиной 0,2-0,3 мм, затем кладут подушку из свинца или листовой резины, и по ней наносят удары деревянным молотком или же зажимают в тисках или в прессе.

Кованые фонари или светильники часто украшают акантовыми листьями и завитками. Их изготовляют из листового материала. Вначале делают развертку изделия, затем вырубают по контуру. Заданную форму придают с помощью специальных молотков и оправок. Соединяют листья с изделием заклепками или кузнечной сваркой.

Кованым металлом можно интересно оформить двери, калитки и ворота. Основным декоративным элементом дверей и ворот на Руси были жиковины (особый вид петель), дверные ручки, накладные секирные замки и личины.

Жиковины выковывали из толстого листового материала. На одном конце сгибали втулку для оси, а на другом - делали декоративное завершение в виде червонок или завитков (см. рис.). Для изготовления завитков основную полосу разрубали на продольные полосы, которые затем расковывали иоформляли в завитки. Поверхность жиковин украшали насечкой, точками, кружками и другими элементами орнамента. На кованых поверхностях часто делали «набивку» - гладилками и молотком придавали им граненую поверхность.


Дверное кольцо, или стукало, изготовляется методом гибки из круглого прутка, а бусина посередине кольца - высадкой и последующей проковкой на обжимках. Накладку под стукало вырубают из листового материала и украшают орнаментом.

На деревянных воротах очень выразительно выглядят секирные замки. Центральная часть секирных накладок имеет красивую просечку, под которую подкладывают цветные материалы,- это украшает ворота. С такими же декоративными просечными накладками делали прежде шкатулки, сундучки и подголовники.

В заключение отметим, что кованый и просечной металл очень хорошо смотрится как самостоятельно, так и в сочетании с цветным стеклом, поделочным камнем, тонированным деревом и гладкими тканями.

Развитию ремёсел у славян способствовали богатые природные ресурсы, в том числе и железная руда. Её добыча не составляла труда. Особенным спросом пользовалась болотная луговая руда - лимонит. Основой болотной руды была ржавчина - гидроксил железа. На дне водоёмов из ржавчины и других соединений железа образовывались округлые камешки величиной с яйцо. Таким образом, на свет появлялась железная руда.

Бронза, кость и камень использовались в быту наравне с железом. Из железа выковывали части инструментов и оружия.

Железный век вывел кузнечное ремесло на первый план, а кузнецы стали востребованными ремесленниками. В Киевской Руси всё оружие воинов и инструменты выковывались из чёрного металла.

С помощью сыродутного пресса из железной руды получали железо. Древнерусскую сыродутную печь ставили на основание из больших камней, обмазанные глиной. Стенки печи так же выкладывались из камня, или делались из глины. Растапливали печи, как и сейчас - древесным углём. В передней стенке печи делали отверстие, в которое вставляли форму (сопло). Через него же и вынимали крицу - конечный продукт плавки. Крице, которая шла на продажу, древнерусские металлурги придавали форму лепёшки.

Углеродистую сталь получали с помощью сыродутной печи, кузнечного горна, а также путём цементации железа или сырцовой стали.

Технологии ковки металла:

Основной технологией механической обработки металла была ковка в горячем состоянии . Кроме ковки в работе с чёрным металлом использовалась сварка железа со сталью, паяние, цементация, резание металла напильником и на точильном круге. А также полировка и инкрустация чёрного металла с цветными и благородными металлами. Значительная часть стальных предметов подвергалась либо просто закалке, либо закалке с последующим отпуском. Для закалки использовались растительное масло, животный жир, вода с добавление мёда или сахара. Некоторые изделия закаливались целиком, другие - только в рабочей части, благодаря чему изделие имело твёрдое лезвие, мягкое тело и плавный переход между ними. Кузнецы свято хранили секреты закалки стали и никому их не выдавали.

Одним из самых важных оборудований для кузнецов был горн, который представлял собой жаровню на глинобитном возвышении. У одного из краёв жаровни находилось горнило для углей. Археологические исследования доказали, что у кузнецов на Руси были все необходимые для работы инструменты: наковальня, молотки, зубила, клещи, пробойники, обжимки и тиски.

Для изготовления самого необходимого в быту инструмента - ножа, использовалось на Руси сочетание двух металлов: железа и стали. Не менее распространённым железным предметом были гвозди. Так появилась особая специализация кузнеца - гвоздичник.

Ещё одной важной сферой деятельности кузнецов было изготовление подков, которых было более 100 видов. И все они получались методом ручной ковки. А попытки отливать и штамповать подковы так и не увенчались успехом.