Древние храмы Греции - застывшая в камне история. Основные типы храмов Древней Греции

  • 28.06.2024

На территории Греции сохранились храмовые комплексы, посвященные античным богам. Большинство из них было построено еще до нашей эры. Время не пощадило святилища, в нашу эпоху они представляют собой руины. Несмотря на это каждый год в Грецию приезжают сотни тысяч туристов, желающих приобщиться к мировой архитектуре.

Асклепион (Пергам)

Это один из самых известных храмов Пергана. Посвящен Богу врачевания Асклепию. Храм построили в 4 веке до нашей эры. Его несколько раз перестраивали, во время правления римлян к Асклепиону вымостили широкую дорогу, по сторонам которой стояли колонны. Считается, что храм был своеобразной лечебницей и санаторием для больных. Первые раскопки были проведены в 1878 году.

Гекатомпедон

Храм основали в середине 4 века до нашей эры. Он считается старейшим храмом Афинского акрополя, это предшественник Парфенона. Гекатомпедон посвящен богине Афине. Руины храма были обнаружены во время проведения раскопок, в конце 19 века. Сохранились основания двух колонны, много скульптур фронтонных композиций. Сюжеты заимствованы из мифологии.

Герейон (Перахора)

Это святилище, построенное в честь богини Геры. Дата основания – 800 год до нашей эры. Долгое время, до 146 года до н. э. служило религиозным центром. Герейон состоит из 2 частей, которые были одним святилищем богини. Сохранились остатки дороги, фундаменты зданий, построенных в классический и архаический периоды. У гавани стоит полуразрушенная стоя, недалеко от нее – вытянутый алтарь, руины храма. Ученые, основываясь на данные раскопок, составили карту Герейона.

Драконовы дома

На юге греческого острова Эвбей найдены остатки 20 крупных зданий. Дома построены методом сухой кладки: массивные каменные блоки ставили друг на друга без использования цементного раствора. Крышами служили крупные плиты из камня. До сих пор не известна дата основания домов. Считается, что дома были посвящены драконам – существам со сверхчеловеческими способностями. Ученые предполагают, что они могли неоднократно перестраиваться. Предположительный период – 5 век до нашей эры.

Парфенон

Это главный храм Древних Афин, посвященный богине Афине. Строительство проводилось по проекту архитекторов Каллистрата и Иктина. Работы проходили с 447 по 438 годы до н. э. План Парфенона был продуманным до мелочей, здание построили в форме дорического периптера – классического античного храма. Во времена Византии его переделали в православный собор Пресвятой Богородицы, а при Османской империи храм Афины сделали мечетью. В 17 веке во время войны Парфенон был обстрелян и сильно пострадал. Сегодня он до сих пор находится в полуразрушенном состоянии, в нем ведутся восстановительные работы.

Святилище Аполлона Гилата

Руины расположены недалеко от Куриона – античного города на Кипре. Святилище считалось одним из самых важных на острове. Строения храмового комплекса были возведены в разные периоды времени. Например: Птолемеев храм был построен в 3 веке до н. э, а Римское святилище строилось и в эпоху эллинов, и в 1 веке нашей эры. Храм Аполлона был разрушен землетрясением в 365 году до н. э. Затем сооружения были частично восстановлены и вновь серьезно пострадали от землетрясения в 4 веке нашей эры.

Храм Аполлона в Бассах

Поселение в Бассах существовало уже в восьмом веке до н. э. Предположительно, в эти же годы был основан храм Аполлона. Святилище неоднократно перестраивалось. Храм, сохранившийся до наших времен, построен в 420 году до н. э. Здание возведено в форме удлиненного периптера. У его основания стоят дорические колонны. Размер святилища небольшой, всего 38,3 м на 14,5 м. Храм хорошо сохранился, серьезные раскопки были проведены в 1836 году, в них участвовал художник Карл Брюллов.

Храм Аполлона в Дидиме

Это крупная постройка, сохранившаяся со времен античности. Согласно легенде на месте храма был рожден Аполлон – сын Зевса. Геродот упоминает, что храм был известен в 7 веке до н. э. Нынешнее святилище, которое частично сохранилось, было построено в 330 году до н. э. по проекту архитектора Пеония Эфесского. Храм состоит из внешней и внутренней колоннады, внутри него расположен дворик, укрывавший пресноводный источник.

Храм Артемиды Гемеры

Святилище посвящено богине Артемиде. Его построили на полуострове Пелопенес. Территориально оно находится в 200 километрах от Афин. Храмовый комплекс представляет собой развалины. Предположительно руины относятся к святилищу, построенному в 3 веке до нашей эры. Хотя первый храм возвели на сто лет раньше. Раскопки святилища Артемиды Гемеры были начаты в 1898 – 1899 году австрийскими археологами.

Храм Артемиды Эфесской

Его относят к одному из семи чудес, построенных в античном мире. Храм возвели в греческом городе Эфесе. Сегодня эта территория относится к Турции, святилище находится около города Сельчук. Первый храм был сожжен Геростратом, потом его восстановили, но святилище разграбили готы. Затем на его месте была построена христианская церковь, которую тоже разрушили. Следы чуда света были найдены английскими археологами в 1869 году. Сегодня на его месте стоит одна восстановленная колонна.

Храм Афайи

Святилище посвящено древнегреческой богине Афайе. Находится на острове Эгина. Здание было построено примерно в 500 году до н. э, на месте старого храма Афайи, сгоревшего при пожаре. Сегодня сохранилось 24 колонны (из 34). Западный фронтон украшают скульптуры. Во внутренней части храма стояла статуя богини Афайи, недалеко от нее бассейн, наполненный оливковым маслом. И скульптура, и бассейн к сегодняшнему дню утрачены.

Храм Афины Алеи

Это один из последних храмов, который построили в стиле дорического ордера (прямоугольника, окруженного колоннами). Святилище считается одним из самых известных храмов богини Афины. Его возвели в 365 году, на месте старого храма, сгоревшего при пожаре. Сегодня на месте храма стоят руины, но археологи смогли найти многие фрагменты святилища.

Храм Гефеста

Святилище было построено в Древних Афинах, с западной стороны Афинской Агоры. Храм был основан в 460 – 420 годах до н. э. Святилище представляет собой прямоугольное здание, со всех сторон его окружают колонны, высотой 5,88 м. Длина храма – 31,77 м, ширина – 13,6 м. В 1970-х годах американцы провели реставрационные работы, сегодня в святилище восстановлена крыша. Храм Гефеста – самое сохранившееся сооружение, расположенное на Агоре.

Храм Деметры в Элевсине

Святилище было построено в 530 году до н. э. Его посвятили богине Деметре. Во время правления римлян храм переделали. В комплексе сохранилась часть построек: фрагменты самого храма, стены, окружавшие его, колодец, мостовая. Рядом со святилищем работает музей, но значительная часть экспонатов хранится в музее в Афинах.

Храм Зевса в Олимпии

Святилище относится к подлинным образцам дорического ордера. Храм Зевса был одним из самых почитаемых в Древней Греции. Первое здание было построено еще в 10 веке до н.э. Классический вариант святилища был достроен в 472 – 456 годах до н. э. По приказу Феодосия Второго храм Зевса разрушили. В 1875 году были проведены раскопки. Было найдено место святилища, восстановлен его фундамент, колонны и роспись. Сохранившиеся элементы храма можно посмотреть в Лувре и археологическом музее Олимпии.

Храм Зевса Олимпийского

Самое больше святилище в Греции. Оно строилось на протяжении 6 – 2 веков до н. э. Храм был основан в Афинах, в полукилометре от Акрополя. В 267 году в Грецию вторглось древнегерманское племя герулов, храм был сильно поврежден. Сегодня сохранилось 14 колонн, образующих один из углов храма, две колонны, стоящие отдельно и одна поваленная колонна.

Храм Ники Аптерос

Святилище расположено на Акрополе. Оно было построено недалеко от парадного прохода (пропилеи), стоит на выступе скалы. Храм посвящен Афине-Победительнице, она же Афина-Ника. Святилище было построено Калликратом в 427 – 424 годах до н. э. Храм выполнен из мрамора, внутри него стояла статуя Афины. Сегодня святилище частично восстановлено.

Храм Посейдона

Руины святилища находятся на мысе Сунион. Строительство началось в 490 году до н. э., но храм был разрушен в 480 году до н. э. во время битвы при Марафоне. Развалины классического святилища, сохранившегося до наших времен, относятся к храму, построенному в 440 году до н. э. На его месте стоят несколько колонн, археологами были найдены статуэтки, игравшие роль во внутреннем убранстве святилища.

Храм Эпископи (Сикинос)

Это культовое здание было построено на острове Сикинос Эгейского моря. Храм уникален тем, что это одно из немногих сохранившихся сооружений, которое было перестроено в христианский храм Святой Анны. Святилище Эпископи основали в 3 веке, а 17 веке его переделали в христианский храм. Оно входит в монастырский комплекс. Сегодня здание реставрируется, по задумке оно должно передать особенности всех периодов истории храма.

Эрехтейон

Памятник архитектуры древних Афин. Расположен в Акрополе. Храм был построен по проект Филокла в 421 – 406 году до н. э. У здания необычная и ассиметричная планировка, поскольку оно построено на месте, где сильный перепад высоты почвы. Восточная часть храма посвящена Афине, а западная – Посейдону и Эрехтею – царю Афин. Сегодня храм представляет собой развалины. Лучше всего сохранился северный портик Пандросы.

В жизни античной Греции главным образом доминировала религия, поэтому не удивительно, что самым значительным сооружением стал храм.

Храм строился для поклонения тому из богов, которому он посвящался. Таков был общественный подход к почитанию богов. Граждане гордились храмами, которыми они выражали мощь своего города и благодарность богу-покровителю, дарующему им военные успехи. В руках храмовых жрецов, бывших практически исключительными представителями сообществ, находились обширные полномочия, однако греки не очень нуждались в них как в посредниках между гражданами и богами.

Основные черты греческого храма

Храм выделялся среди городских построек, располагаясь на самой возвышенной точке. Его основные особенности сформировались в VII в. до н.э., так что как следует судить, достаточно целостно обозначились уже в VIII в. до н.э.

Фасад храма не был выразительным и значительным, как это стало позже, в римском храме. Его великолепие выражалось за счёт рельефов (статуй), которые в основном прорабатывались уже на этапе строительного плана! Они изготовлялись для украшения здания, заодно повествуя о легенде бога, которому посвящался храм, и чья статуя располагалась внутри строения.

Внешнее впечатление сакральности созданного храма достигалось тем, что поклонение проводилось снаружи, под открытым небом. Животные приносились в жертву на алтаре, обычно размещённом перед восточным фасадом храма, где также проводились молитвенные церемонии в честь бога или богини.

Сам храм был своего рода дополнительным подарком богу и воспринимался как его дом, хотя фактически местом обычного пребывания небожителей считалась гора Олимп. Как правило отдельный храм посвящался какому-то одному богу, и лишь изредка возводился сразу для нескольких.

Как закрытое место поклонения, с прихожанами, собирающимися снаружи, храм оставался зданием без окон. В большинстве храмов свет проникал в наос (священная комната, где находилась статуя определённого бога) только через дверь, но иногда существовало и отверстие в крыше, которая служила источником дополнительного освещения. Наос чаще всего освещался свечами или факелами.

О наиболее древних храмах мы можем судить по их сохранившимся глиняным моделям. Первоначально греки строили храмы из грубого кирпича и древесины. Во фризе антаблемента находились чередовавшиеся триглифы (наборы трех вертикальных каналов) и метопы (пространство между любыми двумя триглифами).

На метопах изображались мифологические сцены, вырезанные по дереву. Триглифы могли располагаться в 3-х различных местах: чуть выше центра каждой колонны, чуть выше центра пространства между колоннами или в углах фриза, заполняя пустое пространство.

Структура греческого храма - прямой пассаж, конструктивно переходящий из дерева в камень. В камне выразительно воспроизводились структуры точных форм, построенных из древесины. Поэтому иногда древнегреческую архитектуру называли «плотницкими работами в мраморе».

Фактически немногие храмы периода архаики были целиком построены из мрамора. Некоторые выложены из известняка, покрытого штукатуркой. С V в. до н.э. здание в терракоте и древесине уже наверняка сменилось каменным. Иногда храм строился без кровли и оставался «открытым для неба». Перекрытия рассматривались в основном как декоративные элементы. В них использовались кассетоны - квадратные панели, обычно вложенные в потолок с повторяющимся интервалом, по аналогу с деревянной конструкцией. Потолок сооружался из древесины, покрытой терракотой или мрамором. Великолепные храмовые статуи покрывались краской.

Греческий храм возник некогда как простая постройка, разработанная для защиты статуи бога от разрушительного влияния погоды и вреда, причиняемого оскверняющими рельефы птицами. С этой целью не было никакой потребности в грандиозном здании, а была лишь в одной комнате - наосе, (буквально, с греческого языка: «комната бога»), где находилась бы сама статуя бога, и пронаосе («pro» - «прежде»), а также в портике (структура с крышей, поддерживаемой колоннами). Этот тип храма назвали простильным храмом. Это был самый простой тип храма.

В течение долгого времени внимание уделялось прежде всего декорированию и обработке храма. Так как греки боролись за баланс, они добавили портик позади простой конструкции храма для создания симметрии. Портик позади наоса - опистодом (буквально с греческого языка: «задняя комната») служил казначейством, где размещались пожертвования и подарки, представленные богу, а иногда он служил местом нахождения городской .

Окружённый стенами тип храма нарекли амфипростилем (буквально c греческого языка: amphi - с обеих сторон, pro - прежде, stylos - колонна).

Греки полагали, что храм выглядел более привлекательно, когда украшался симметрично со всех сторон. Экономический бум VIII века до н.э. (если так можно выразиться) позволил строителям обогатить базовую и внедрить множество колонн, которые окружали наос и оба портика.

Периптеральный храм

Колонны, окружающие четыре стороны храма, называют периптер, а сам такой храм называют периптеральным. Число колонн вдоль фасада храма находилось в диапазоне от 11 до 18, но на главном фасаде их обычно выставлялось только шесть. Отношение между количеством передних и сторонних колонн чаще всего могло выражаться следующей пропорцией X:2X+1, т.е., 6:13, 8:17 и так далее.

Размер храма зависел от финансового бюджета, имевшегося на его строительство. Особенно богатые города возводили храмы с двойным перистилем. Этот тип храма называли диптеральным храмом. Храм как декоративная структура, окруженная колоннами, в общем-то по значимости подчинялся статуе бога внутри него.

Примером храма с десятью колоннами по фронту с наосом без перекрытия является храм Аполлона в Дидиме (ныне Турция), построенный в 300 г. до н.э.

После периода архитектурных поисков периптеральный храм сделался самым распространенным и остался более или менее регулярным образцом классической постройки, дарованной искусству греками, с последующими вариациями в деталях и пропорциях. Цель архитектора состояла в том, чтобы усовершенствовать пропорции и позаботиться о деталях более, чем о топографии и планировке. Проектированию и разработке эстетического эффекта уделялось больше внимания, чем функциональной стороне.

Некоторые находят в периптеральном храмовом стиле символический подтекст. Колонны, окружавшие храм, напоминали тактическую расстановку войск, которая была присуща греческой армии и называлась «фалангой». Согласно этой тактике солдаты подготовляли организованную линию, где они становились плечом к плечу, с длинными мечами и большими щитами. Плотные массы войск медленно перемещались, формируя плотную защищённую «подвижную стену».

В то время как фаланга символизировала границу между двумя городами-государствами, колонны храма символизировали его границы. Также как фаланга защищала город, колонны символически защищали храм. Сравнение между колоннами и фалангой особенно наглядно, если вспомнить и уразуметь, что колонны в архитектуре Древней Греции связаны с человеком с точки зрения разработки их .

Внедрение коррекций в архитектурные элементы

Греки уделяли много внимания коррекции самой колонны («оптическая иллюзия») для того, чтобы глаз наблюдателя оптимальным образом воспринимал колонны с определенной дистанции.

Начиная с архаичного периода в центре колонны могла наблюдаться выпуклость. Этот строительный приём, названный энтазисом, прежде уже нашёл обычай в архитектуре Древнего Египта. Энтазис обеспечивает видимость гибкости, создавая внешне как бы сглаженную линию. Допустимо предположить, что применением энтазиса намеревались придать колонне органический вид, чтобы она напоминала мышцу, напряжённую удерживаемым ею тяжелым весом. Не исключено также, что энтазис намеренно использовался для подчеркивания округлости и трёхмерности колонны.

По прошествии времени кажется, что применение энтазиса развилось и достигло пика в как феноменальном сооружении , где его специальное внедрение внешне трудно уловить.

Помимо использования энтазиса, имелась тенденция вводить ещё некоторые коррекции, такие как изгиб стилобата и антаблемента. Без этой оптической иллюзии стилобат и архитрав с определенного расстояния воспринимались бы зрителем вогнутыми.

Использование коррекций связано с линейной перспективой, которая стала учитываться в Афинах к V веку до н.э. Хотя ещё в конце VI столетия до н.э. греческие художники начали исследовать перспективное сокращение статуй. Этот подход к перспективе появляется в надписях на стенах зданий, верхние линии которых больше нижних настолько, что с определённого расстояния те и другие воспринимаются равными.

Из-за высокой стоимости коррекций их популярность оставалась недолгой. Создатели более поздних храмов перестали считать обращение к ним оправданным. Хотя они встречаются в греческих храмах, построенных после V века до н.э., всё же в полной мере они так никогда и не адаптировались. Энтазис стал единственной коррекцией, применяемой в более поздней архитектуре.

Что знали древние. Греция (часть 1)

Что знали древние. Греция (часть 2)

Что знали древние. Греция (часть 3)

Троицкая церковь или Русская посольская церковь - православный храм в Афинах; является официальным приходом русскоязычной общины города. Греческое название - Αγία Τριάδα.

Первоначально на месте церкви находились римские бани, устроенные над водопроводом и подземным источником, на фундаменте которых была устроена раннехристианская базилика. Строительство настоящего храма относится к первой половине XI века. Церковь была освящена в честь Пресвятой Троицы, впоследствии, благодаря жертвователю, получила народное имя «Сотира Ликодиму» (греч. Σώτειρα Λυκοδήμου).

Здесь находился Спасо-Никодимовский монастырь. С 1202 года - женский католический монастырь, а с 1204 года - бенедиктинский. В османский период храм являлся католиконом православного мужского монастыря.

Адрес: οδός Φιλελλήνων, 21, Афины, Греция 10557.

Церковь святителя Николая (Афины)

Церковь святителя Николая Чудотворца - православная церковь в афинском районе Ахарнон; время постройки неизвестно, но существуют данные, по которым можно определить приблизительную дату восстановления храма - 1938. Строительство храма длилось до 1957 года.

В храме можно прикоснуться к фреске прежней церкви, поблекшие с годами цвета на которой оживил известный греческий писатель и художник Фотис Кондоглу. Он же расписал часть церкви.

Святыни: частица мощей свт. Николая Чудотворца

Адрес: pl. Agiou Nikolaou, 5, Athina

Кафедральный собор Панагия Спилиотисса (Керкира)

Собор Панагия Спилиотисса - кафедральный собор Керкирской митрополии; здесь находятся икона Божией Матери Спилиотисса и мощи блаженной Феодоры. Греческое название - Ο Ιερός Μητροπολιτικός Ναός Κέρκυρας Υπεραγίας Θεοτόκου Σπηλαιωτίσσης.

Собор был построен в 1577 году на месте древней церкви в честь святого Власия Севастийского. В XVIII веке собор реконструирован в барочном стиле.

В 1841 году собор стал кафедральным храмом Керкирской митрополии Элладской православной церкви.

Собор Панагии Спилиотисы представляет собой впечатляющую трехнефную базилику с весьма необычным и ярким фасадом. К входу в собор ведет широкая мраморная лестница. Весьма интересен и интерьер церкви. Среди множества икон, украшающих собор, есть и работы Михаила Дамаскина («Святой Георгий», 16-й век), Панайотиса Парамифиотиса («Тайна вечеря», 18-й век) и Эммануэля Мпуниалиса («Мученик Говделас», 17-й век). Особую же ценность представляет икона Панагия Димосиана из Янины, датирующаяся 14-м веком. Отдельного внимания заслуживает и византийский резной иконостас.

Адрес : Собор расположенный в центре города Керкиры на острове Корфу.

Собор святителя Спиридона (Керкира)

Собор святителя Спиридона Тримифунтского - православный храм Керкирской митрополии, здесь покоятся мощи святого, являющиеся одной из наиболее чтимых святынь православного мира. Святитель Спиридон считается покровителем острова.

Первоначально собор располагался не на своем нынешнем месте, а в районе Сарокко, но из-за строительства городских стен его пришлось перенести. Нынешнее здание собора было построено в 1590 году. Собор построен в характерном для Ионических островов венецианском стиле и не похож на другие церкви Греции.

Церкви Ионических островов оказались подвержены влияниям итальянской архитектуры XVII века, из-за этого они небольшие и низкие, с впечатляющими звонницами. Звонница Собора напоминает звонницу церкви Святого Георгия в Венеции, которая построена приблизительно в то же время.

Адрес: Agiou Spyridon, Corfu Town, Corfu, 49100

Телефон: +30 26610 39779 / 33059

Кафедральный собор Христа в узах (Монемвасия)

Собор Христа в узах (Христос Элкоменос) построен в VI-VII веках, наиболее известный храм Монемвасии. Находится в квартале Като Поли.

Начальный этап строительства, вероятно, относится к ранней христианской эпохе (VI-VII века). Часовня Святого Иоанна, которая построена с южной стороны церкви, датируется XI-XII веком. В 1538 году церковный деятель Георгиос Кугидас построил на южной стене три колонны. В 1697 году были добавлены купол и притвор. В последующие века (XVIII-XX века) производились ремонтные работы, и с северо-западной стороны была построена колокольня.

Несколько раз церковь лишалась своих икон и других реликвий. Император Исаакий II Ангелос в XII веке изъял из храма икону Христа и перенёс её в часовню Архангела Михаила в Константинополе. Икона Распятия после её кощунственной кражи была найдена и вернулась в храм в 2011 году. Эта икона, одна из самых больших и красивейших икон так называемого Palaiologian Ренессанса, является бесценной религиозной реликвией.

Адрес: EO Monemvasias Krokeon Monemvasia 230 70.

Церковь святой Софии (Монемвасия)

Церковь святой Софии построена в XII веке во время правления императора Андроника II Палеолога. Восьмиугольная купольная церковь со скульптурными украшениями и фресками расположена на самой высокой точке острова, на краю утеса (высота более 2500 метров).

Церковь Святой Софии была построена в XII веке. В период османского владычества храм был превращён в мечеть султана Сулеймана, и к нему с южной стороны пристроили минарет. Венецианцы, также несколько изменив архитектуру, сделали храм католическим и посвятили Мадонне дель Кармине. Вновь в качестве мечети храм стал действовать во второй период османского владычества, а после освобождения города в 1821 году он вернулся к христианскому богослужению. В середине XX века церковь была полностью отреставрирована.

Адрес: Ayia Sofia, EO Monemvasias Krokeon, 230 70

Кафедральный собор Агиа Фотини (Новая Смирна)

Собор святой Фотини расположен в районе Новая Смирна греческой столицы, основанном после 1922 беженцами из Смирны. Греческое название - Μητροπολιτικός Ναός της Αγίας Φωτεινής.

Храм Святой Фотини в Новой Смирне не просто православный храм. Храм является своего рода мемориалом православной Смирне и памятью о «незабываемых Отечествах» (Αλησμόνητες Πατρίδες), как они именуются в Греции, оставленных в 1922 году. Святая Фотиния приняла смерть мученицы в Смирне и была почитаема его жителями. Многие жительницы города и региона носили её имя. Храм Агиа Фотини в Смирне был гордостью православного населения города:A-73. Его колокольня и сверкающий на солнце позолоченный крест на куполе доминировали над прибрежным, греческим, районом города. В храме провёл свою последнюю службу новомученик, святой, Хризостом Смирнский, прежде чем принять свою мученическую смерть. Здесь молились в последний раз тысячи жителей города, прежде чем принять смерть, или, пройдя через свои муки, расстаться с Родиной.

Адрес: Αγίας Φωτεινής, 171 23 Νέα Σμύρνη, Аттика, Греция

Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры)

Собор Андрея Первозванного - святыня всего христианского мира; расположен на месте распятия Андрея Первозванного, здесь находятся глава и крест, на котором был распят святой. Является самым большим православным храмом Греции и вторым по величине на Балканах (после собора Святого Саввы в Белграде). Греческое название - Ιερός Ναός Αγίου Ανδρέα Πάτρα.

1 июня 1908 года был заложен фундамент королём Георгом I. Автором проекта и первым руководителем строительства собора был знаменитый греческий архитектор Анастасиос Метаксас. После его смерти, в 1937 году строительство возглавил Георгиос Номикос.

В 1910 году возведение храма приостанавливается из-за нестабильности почвы под ним. В 1930 году строительство возобновляется.

В 1934 году возведён купол, но война и экономическое положение Греции в 1938 году опять останавливают работы.

Только в 1955 году строительство продолжается, так как власти решили экономическую проблему посредством введения налога на строительство храма в счёт электроэнергии горожан.

26 сентября 1974 года храм был торжественно открыт, спустя несколько лет после возвращения святой главы Апостола Андрея.

Адрес: Патры 262 22, Греция

Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники)

Собор святого Димитрия Солунского - пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.

Адрес : Αγ. Δημητρίου 97, Θεσσαλονίκη. Ιερός Ναός Άγιος Δημήτριος Πολιούχος Θεσσαλονίκης (на углу улиц святого Димитрия и святого Николая, г. Салоники)

Храм святого Мины (Салоники)

Кафедральный собор великомученика Мины - один из старейших храмов Салоник, вокруг которого ещё со времен Византии начал разрастаться городской рынок. Первый храм относится к ранехристианской базилике, тогда как современный его вид является результатом последней реконструкции, проведенной в 1852 году.

Адрес: ул. Ионос Драгуми 10, Салоники.

Кафедральный собор святого Мины (Крит)

Собор святого Мины был построен в 1862-1895 годах, один из главных соборов Ираклиона на острове Крит в Греции. Храмявляется одним из самых больших на территории Греции, вмещает до 8 тысяч человек. Относится к Ираклионской архиепископии Критской Православной Церкви, Константинопольский патриархат. Греческое название - Αγιος Μηνας Ηρακλειο Κρητης.

Первоначальная небольшая церковь святого Мины была построена в 1735 году и была кафедральным собором митрополитов Крита сразу в период турецкой оккупации острова (в настоящее время церковь находится слева от главного входа в большой собор).

История повествует о событии, произошедшем на Пасху 1826 года, когда толпа турок-мусульман направлялась к церкви, чтобы разгромить христианский храм и расправиться с верующими. Появившийся конный офицер по имени Аян Ага (Ayan Agha) разогнал толпу заговорщиков, но греки-христиане восприняли это как чудесное вмешательство в происходящее святого Мины, после чего святой был объявлен покровителем Ираклиона. В своей книге «Άγιος Μηνάς» (1939) Георгиос Силламианакис утверждает, что святого Мину почитали в Ираклионе не только христиане, но и мусульмане.

Адрес: Αγιος Μηνας Ηρακλειο Κρητης, Греция, Крит, Ираклион, пл. Венизелоу

Кафедральный собор святителя Григория Паламы (Салоники)

Салоники - древний город, в котором многочисленные памятники старины соседствуют с современным городским ландшафтом. Будучи городом, где собрано множество святых для православных верующих мест, он известен и как город апостолов. Первые церкви были основаны здесь уже в 50 году нашей эры святым апостолом Павлом. Одно из таких мест – почитаемый в городе храм , где хранятся мощи святого.

Собор строился почти 20 лет, с 1891 по 1914 год, и стал первой крестокупольной церковью, возведенной в оккупированных турками Салониках. Землетрясение 1978 года повредило храм, его снова пришлось расписывать фресками. Но во время этой работы случайно обнаружилась потайная крипта под алтарем, которая, возможно, использовалась как секретное убежище во время борьбы македонцев за освобождение в начале 20 века. Сейчас в крипте размещается выставка.

После землетрясения 1978, значительно повредившего сооружение, оно было полностью реконструировано и расписано фресками.

Адрес: Αγ. Σοφίας 6, Θεσσαλονίκη. Ιερός Μητροπολιτικός Ναός Θεσσαλονίκης Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά (перекресток ул. Св. Софии и Метрополикос, Салоники, Греция).

Церковь великомученика Пантелеимона (Салоники)

Строительство церкви относят к началу эпохи Палеологов (XIII век). В 1548 году турками она была обращена в мечеть и в последние годы турецкого владычества в ходе ремонтных работ была разрушена галерея, окружавшая церковь (сохранилась только восточная часть арки), которая не восстановлена до настоящего времени.

Здание церкви крестообразное, однонефное. Церковь изначально была окружена галереей, имевшей в восточной части симметрично алтарю два небольших придела. Вход в церковь из галереи был возможен только через двери в северной и южной сторонах храма (традиционных западных дверей церковь не имеет). Центральный купол укреплен на четырёх арках, образующих крест. Имеется малый купол, расположенный над нефом.

В церкви сохранилось незначительное число фресок. В относительно хорошем состоянии в нефе имеется изображение Богородицы, а в диаконском помещении изображение трёх святителей.

Адрес: Ekklisia Agios Panteleimonas Thessaloniki 543 51 Греция. Храм находится на пересечении улиц Эгнатия и Ясониду.

Церковь великомученицы Екатерины (Салоники)

Церковь великомученицы Екатерины - изящный храм эпохи Палеологов (XIII-XIV века), византийское наименование которого по сей день остается безызвестным, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В годы правления Баязида II (1481-1512) храм был обращен бейлербеем (наместником) Якуп-пашой в мечеть, названной в честь него. Во время восстановительных работ 1947-1951 гг. были обнаружены фрагменты настенной росписи 1315 года.

Это четырехколонный и крестообразный храм с закрытой колоннадой по восточной, южной и северной сторонам, восточная сторона храма завершается двумя симметричными часовнями. В центре храма возвышается семиугольный купол, еще четыре купола меньшего размера расположены ниже центрального купола, возвышаясь по углам храма. Важным атрибутом храма является покрытие керамическими плитками стен. Наружние стены храма имеют двух- и трех- сводные ниши, кирпичные колонны, украшения, которые в сочетании с расстановкой куполов скрадывают объем и массивность, придают легкость и утонченность всему храму.

Адрес : Салоники, между ул. Сахини и ул. Тсамаду.

Церковь Панагия Ахиропиитос (Салоники)

Церковь Панагия Архиропиитос - одна из самых древнейших сохранившихся до нашего времени раннехристианских базилик. Построена она на месте развалин римского строения, мраморные полы которого были обнаружены под восточным скатом базилики. Вероятно, это был комплекс общественных бань, часть которого заняла церковь (восточная и северная части бань продолжали использоваться по назначению после основания храма).

Согласно надписям, сделанным на кирпичах, использованных при строительстве базилики, её постройка датируется 447-448 годами. Эту датировку также подтверждает мозаичная надпись, обнаруженная у южного свода - в ней упоминается Андреас, сделавший значительные пожертвования для храма. Этот Андреас отождествляется со священником, который представлял архиепископа Салоник на Халкидонском соборе и от имени которого 13 октября 451 года поставил свою подпись на актах Собора.

Адрес: ул. Агиас Софиас 56, Салоники

Церковь Преображения Господня (Салоники)

Церковь Преображения Господня - небольшой византийский храм с наклонным куполом, построен в середине XIV века, использовался в качестве погребальной часовни. Расположенный на стыке улиц Эгнатия и Палео́н Патро́н Герману́.

Упоминается в Золотой булле императора Иоанна V Палеолога от 1464 года.

Адрес: угол улиц Эгнатия и Палео́н Патро́н Герману́, Салоники.

Церковь Неа Панагия (Салоники)

Церковь Неа Панагия (храм Новой Пресвятой Богородицы) - новое храмовое здание было построено в 1727 на месте византийского монастыря XII века. Храм представляет собой трехнефную базилику с гинекони́ти; посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В прошлом был известен как храм Великой Панагии (Трани́ Панаги́я).

Адрес: угол ул. Дим. Гунари и Митрополеос, Салоники.

Церковь преподобного Давида Солунского (Салоники)

Монастырь Латому основан в конце V - начале VI веков, в настоящее время имеет статус приходского храма, так как из всех строений осталась только церковь преподобного Давида. Однако в народе храм до сих пор именуется монастырем Латому. Будет ли восстановлена обитель, пока не известно. Принадлежит Фессалоникийской митрополии Константинопольской Православной Церкви. Греческое название - Μονή Λατόμου. Свое название (Латому - каменщики, работники в карьерах) монастырь получил либо по находящимся неподалеку каменоломням, либо по кварталу каменотёсцев.

Проезд: ближайшая к храму остановка автобусного маршрута N.22 Osios David; из центра Салоник сюда можно подняться пешком (около 20 минут) или автобусом N.22

Адрес: Osios David, Thessaloniki

Церковь Пресвятой Богоридицы Лаодигитрия (Салоники)

Церковь Пресвятой Богоридицы Лаодигитрия построена в средние века, перестроена в начале XIX века.

Трехнефная базилика Пресвятой Богоридицы Лаодигитрия, бывшая с XV в. кафоликоном женского монастыря, стоит на углу Олимпиа́дос & Иулиану́. Сегодняшний вид церковь получила в ходе восстановительных работ 1802 года. Согласно преданию, название храма происходит от охотника на зайцев (лаго́с), нашедшего во время охоты у храмового родника со святой водой икону Панагии.

Адрес: Laodigitria, Olimpiados, Thessaloniki (угол ул. Олимпиадос & Иульяну, Ано Поли, Салоники).

Церковь преподобного Антония (Салоники)

Церковь преподобного Антония - небольшой двухнефный храм XVIII века, посвященный Антонию Великому и местному святому из Верии - преподобному Антонию. Первоначально служил часовней митрополии города Салоники и использовался в качестве приюта и лечебницы для больных с психическими расстройствами.

Адрес: угол ул. Дим. Маргарити и Филикис Этэриас.

Церковь святителя Афанасия (Салоники)

Церковь святителя Афанасия - трехнефная базилика, построена в 1818 на руинах старой византийской церкви.

Находится на углу ул. Эгнатия и Сократус в Салониках, ниже уровня дороги. Во время османского ига церковь Святого Афанасия служила религиозным центром для греческого населения города. Современное здание храма построено в 1818 году - на останках старой византийской церкви.

Адрес: угол ул. Эгнатия и Сократус, Салоники

Церковь Сретения Господня (Салоники)

Церковь Сретения Господня - бывший метох монастыря святой Анастасии полуострова Халкидики (XVI век), полностью отремонтированный в 1841 году. Храм представляет собой трехнефную поствизантийскую базилику с деревянной крышей.

Адрес: ул. Эгнатиас (Egnatia) 148, центр г. Салоники

Собор Трёх Мучеников построен в 1864, принадлежит Кидонийской и Апокоронской епархии Критской Православной Церкви. Греческое название - Εκκλησία της Τριμάρτυρης. Расположен в городе Ханья.

Здание собора было возведено в 1864 году на место старой церкви, где при турецкой оккупации находилась фабрика по производству мыла.

Собор Ханьи расположен на площади восточнее улицы Халидон, он представляет собой трёхнефную церковь с одной колокольней. Также собор посвящён Введению во Храм Богородицы, Святому Николаю и Трём Иерархам-Святителям.

Интерьер церкви украшен религиозными картинами известных греческих художников.

Проезд: Собор расположен в историческом центре города Ханья, к востоку от улицы Халидон, на площади Митрополеос (площадь Афинагора), неподалеку от венецианской гавани.

Адрес: Греция, остров Крит, г. Ханья.

Самым важным и широко распространенным типом зданий в античной Греции был храм. Самые первые каменные храмы появились, как предполагается, в начале 6-го столетия до нашей эры. В следующем столетии они уже росли как грибы. «Сердцем» греческого храма обычно служила культовая статуя или другой религиозный символ. Религия в древней Греции не требовала от верующих собираться внутри храма для молитвы, храмы выступали преимущественно в роли памятников олимпийским богам. Самая примечательная особенность греческого храма — массивные колонны. Греки использовали при постройке святилищ три типа колонн: дорического, ионического и коринфского ордера.

Обзор самых знаменитых греческих храмов, находящихся в средиземноморском регионе.

10 Храм Зевса Олимпийского


Хотя от Храма Зевса Олимпийского в Афинах осталось лишь несколько колонн, несложно подключить воображение и представить, насколько огромным и величественным был этот храм в античные времена. Постройка храма началась в 6-ом столетии до нашей эры, в эпоху правления афинских тиранов, решивших возвести самый большой храм древнего мира. Завершено же строительство было лишь через 638 лет после закладки первого камня, во втором столетии нашей эры, в эпоху правления римского императора Адриана.

9 Храм Посейдона на мысе Сунион



Храм Посейдона расположен на Сунионе , самом южном мысу полуострова Аттика , и с трех сторон окружен морем. Он был построен примерно в 440 году до нашей эры на руинах более раннего храма, датировавшегося архаическим периодом греческой истории. От храма Посейдона сохранилось лишь несколько колонн, но сегодня еще можно увидеть храм Гефеста у афинского Акрополя, спроектированный (предположительно) тем же архитектором.

8 Храм Зевса в Кирене (Ливия)



Кирена была важнейшей из пяти греческих колоний на территории современной Ливии. Над руинами древнего города возвышается храм Зевса, датирующийся 5-ым столетием до нашей эры. Он был разрушен во время еврейского восстания в 115 году н. э. и пятью годами позже восстановлен римлянами по приказу императора Адриана. В 365 году храм был вторично разрушен сильным землетрясением и пролежал в руинах вплоть до нашего времени, когда его восстановлением занялись английские и итальянские археологи. Этот храм больше Парфенона, отражения богатства и значимости Кирены для древнегреческого мира.

7 Храм Эрехтейон



Эрехтейон — древнегреческий храм, возведенный в ионическом стиле с северной стороны от Акрополя в Афинах . Храм, который можно увидеть сегодня, был построен между 421-ым и 407-ым годами до нашей эры. Название, согласно наиболее популярной версии, было унаследовано Эрехтейоном от более древнего храма, посвященного легендарному афинскому царю Эрехтею. Храм больше всего известен шестью женскими фигурками кариатид, поддерживающими свод крытой галереи.

6 Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах расположен в горах полуострова Пелопоннес . Этот хорошо сохранившийся, необычный греческий храм был построен приблизительно между 450 и 400 годами до нашей эры. Здание сориентировано с севера на юг, в отличие от большинства других древнегреческих храмах, ориентированных с востока на запад. Необычно святилище в первую очередь тем, что в его дизайне представлены все три классических ордера древнегреческой архитектуры: дорический, ионический и коринфский. Дорические колонны можно увидеть в перистале, окруженном крытой колоннадой дворе. Ионические колонны поддерживают свод портика, а коринфские находятся внутри храма. Храм Аполлона Эпикурейского в настоящее время прикрыт гигантским тентом, защищающим сооружение от неблагоприятного воздействия осадков.

5 Дорический храм в Сегесте (Италия)



Храм Сегеста расположен в северо-западной части итальянского острова Сицилия . Некогда Сегеста была одним из важнейших городов элимцев, одного из трех древнейших народов Сицилии, известных ученым современности. Население города было смешанным. Здесь проживали элимцы и греки, хотя впоследствии элимцы эллинизировались и переняли привычки и обряды греков. Хорошо сохранился древний дорический храм, находящийся возле древнего города. Он был построен в конце 5-го столетия до нашей эры и имеет 6х15 дорических колонн. Несколько моментов доказывают тот факт, что храм так никогда и не был достроен. В частности, не завершены дорические колонны, а над главным залом нет крыши.

4 Пестум



Пестум — древний греко-римский город, расположенный в южной Италии , неподалеку от берега моря. До нашего времени в нем хорошо сохранились три дорических храма. Старейший храм Пестума посвящен богине Гере. Он был построен примерно в 550 году до нашей эры греческими колонистами. Стоящий возле него храм построили где-то на столетие позже. Он тоже посвящен Гере, богине замужества и деторождения. Чуть дальше стоит храм Афины, возведенный примерно в 500 году до нашей эры.

3 Храм Гефеста в Афинах



Храм Гефеста в Афинах — лучше всего сохранившийся древнегреческий флаг в мире. Находится примерно в пятистах метрах к северо-западу от знаменитого афинского Акрополя. Известен широкой туристической общественности намного меньше, чем его сосед Акрополь. Храм был построен в 5-ом столетии до нашей эры в районе, где жило много кузнецов. Именно поэтому его посвятили Гефесту, богу кузнечного дела. Считается, что строивший храм Гефеста архитектор, оставшийся неизвестным, заодно принимал участие в постройке храма Ареса на Агоре и храма на мысе Сунион на полуострове Пелопоннес.

2 Долина храмов Агридженто (Сицилия)



Долина храмов Агридженто расположена в горах у сицилийского города Агридженто. Археологический комплекс состоит из семи древнегреческих храмов. Храм Согласия, построенный в 5-ом столетии до нашей эры, лучше всего сохранившийся из храмов долины и один из крупнейших (и лучше сохранившихся) дорических храмов из сохранившихся до нашего времени. Дорические колонны достигают высоты 7 метров (с учетом капителей) и имеют диаметр 1,3 метра у основания. Другие храмы включают в себя храм Юнона, использовавшийся для проведения ритуалов бракосочетания, а также храм Геракла, старейшее святилище в Долине храмов, от которого до нашего времени сохранилось только восемь колонн.

1 Парфенон, Акрополь



Парфенон на афинском Акрополе — одна из самых популярных туристических достопримечательностей Греции и место, которое просто обязательно нужно посетить при поездке в греческую столицу. Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры на месте более древнего храма, разрушенного персами. Завершилось строительство в 432 году до нашей эры. Святилище строилось под статую богини Афины-Девственницы (по гречески «Афина Парфенос»), сделанную из слоновой кости. В 5-ом столетии статуя была вывезена одним из римских императоров в Константинополь, где позже ее разбили. На протяжении своей долгой истории Парфенону приходилось выступать в качестве крепости, христианской церкви, мечети и даже магазина по продаже пороха.

Вот уже не одну тысячу лет архитектура Древней Греции является высоким образцом безукоризненных форм и стиля. Великие греческие архитекторы достигли в искусстве зодчества небывалых вершин. И, прежде всего, в возведении храмовых комплексов, которые занимали центральное место в древнегреческой архитектуре. Это были величественные сооружения, отличавшиеся особой чёткостью, безукоризненностью и простотой формы. Просторные прямоугольные залы, белоснежные колонны и монументальные статуи божеств внушительных размеров – вот основные черты храмовых сооружений Древней Греции, овеянных мифами и легендами.

Храм Парфенон

Так, известнейшим древнегреческим памятником архитектуры является храм Парфенон, ставший признанным международным символом Греции. Этот древнейший храмовый комплекс был возведён в Афинах, в 437 году до н. э., в честь Афины Парфенос – покровительницы этого города. Строительными работами руководили древнегреческие известные архитекторы Калликрат и Иктин.

Они построили Парфенон из мраморных блоков, в дорическом стиле, в виде периптера. Его фриз украшен барельефной лентой, а фронтоны – великолепными скульптурными композициями. В его центральном помещении, окружённом величественной колоннадой, ранее возвышалась статуя самой богини Афины, выполненная из слоновой кости и чистого золота знаменитым художником и архитектором Древней Греции Фидием. К сожалению, сама статуя не сохранилась.

Храм Ники Аптерос

А самой первой постройкой в знаменитом Акрополе, возвышающемся над греческой столицей, на самом видном его месте, был храмовый комплекс Ники Аптерос (бескрылой победы). Он был возведён ещё в 427 г. до н.э. из мраморных блоков, на небольшом выступе скалы, который специально укрепили подпорной стенкой. Здание Ники Аптерос небольшое – меньше 10 м в длину и менее 7 м в ширину, но очень изящное и красивое. И хотя за свою историю оно неоднократно подвергалось разрушениям, это один из немногих памятников ионийского ордера, сохранившихся до нашего времени.

Храм Зевса Олимпийского

А вот от некогда гигантского храмового комплекса Зевса в Олимпии, к сожалению, сегодня осталось всего лишь несколько колонн, но и они дают понять всё величие и мощь этого строения.

Его возведение началось ещё в VI веке до н.э.

Когда-то в центре этого величественного сооружения стояла статуя Зевса огромных размеров. Она была покрыта чистейшим золотом и дорогой слоновой костью. Это была точная копия Зевса Олимпийского мастера Фидия. Рядом с этим греческим богом была возведена статуя императора Адриана, а недалеко от здания – арка Адриана, игравшая роль ворот в новые кварталы города, выстроенные этим императором.

Храм Гефеста

А лучше всего до наших дней сохранился храм Гефеста, построенный в V веке до н. э. Сохранились не только его колонны и фронтоны, но даже большая часть крыши.

Этот национальный памятник Греции расположен буквально в 500 метрах от знаменитого Акрополя, в промышленном районе. Его месторасположение выбрано неслучайно, ведь Гефест является древнегреческим богом огня и металлообработки, а именно здесь были сосредоточены предприятия по обработке металла.

Храм Аполлона в Дельфах

Дельфы были особым местом для древних греков. Они были уверены, что этот город – центр Вселенной. Ведь, согласно древнегреческой легенде, именно сюда прилетели два орла, выпущенные Зевсом из разных концов света. И именно здесь расположен древнейший Дельфийский храмовый комплекс, созданный для предсказания судьбы.

С этими местами греки связывают много красивых легенд. Одна из них – о завоевании Дельф Аполлоном и превращении нимфы-прорицательницы по имени Дафна в лавровое дерево.

На протяжении столетий Дельфийский храмовый комплекс Аполлона играл очень важную роль в жизни древних греков. Фактически ни одно серьезное дело не начиналось без совета с местным оракулом.

К сожалению, сегодня мы лишь можем представить себе величие этого сооружения. От него осталось лишь каменное основание, ступени и несколько колонн.

Храм Посейдона на мысе Сунион

Отдельные колонны сохранились до наших дней и от храмового сооружения, построенного в 440 г. до н.э. в честь бога Посейдона. Он расположен в южной части греческого полуострова Аттика и с трёх сторон окружен морем. Такое месторасположение здания – у самого края Эгейского моря, выбрано не случайно, ведь в древнегреческой мифологии Посейдон считается повелителем морей.

С этим местом связана одна из самых печальных легенд Древней Греции: о царе Эгее, спрыгнувшем со скалы в тот самый момент, когда его сын возвращался с победой домой. Несчастный отец увидел на корабле своего сына Тесея чёрные паруса и бросился вниз, в то время как его сын, победив Минотавра, просто забыл поменять свой парус.

Храм Геры в Олимпии

Это один из древнейших дорийских храмов Греции. Считается, что начало его строительства относится к 600 г. до н. э. и он является подарком олимпийцам от жителей Элиды.

И хотя до наших дней сохранилось лишь его основание с массивным ортостатом и нижняя часть колонн, это место имеет особое значение для спортсменов всего мира. Ведь именно здесь берёт начало священный олимпийский огонь.