Презентация на тему полезные ископаемые подготовительная группа. Каменный уголь- энергия света и тепла

  • 20.09.2019

Существует множество полезных ископаемых, которые добываются из недр Земли. Все они крайне важны, поскольку позволяют получить необходимые для комфортной жизни вещи. Они дают возможность обогревать жилища, питаться, перемещаться в пространстве с большой скоростью, делать чудесные украшения и много другого. Во время исследований ученые открывают очень интересные факты о полезных ископаемых, которые позволяют побольше узнать о тайнах, скрывающихся в подземных глубинах.

  1. Уголь – наиболее распространенное ископаемое, которое используется в виде топлива . Мало кто знает, что из 20-метрового слоя торфа под давлением образуется всего лишь 2-х метровый пласт угля. Если аналогичный слой мертвой растительности залегает на глубине 6 км, то пласт угля будет иметь всего 1,5 м.
  2. Малахит – полудрагоценный камень, из которого делаются потрясающие украшения . Самый большой камень, который удалось добыть, весил 1,5 тонны. Обнаружив такое сокровище, горняки подарили его императрице Екатерине ll. Позднее камень стал экспонатом петербургского музея Горного института.

  3. Обсидиан – вулканическое стекло . Этот материал обладает высокой плотностью. Он образуется под воздействием очень высоких температур при извержении магмы. Археологам удалось найти подтверждения того, что первые хирургические инструменты изготавливались из этого материала.

  4. Сегодня каждый человек знает что такое нефть, и как она происходит. Первая теория происхождения этого полезного ископаемого предполагала, что нефть является ничем иным, как мочой китов . Черное золото начали добывать путем сбора его с поверхности водоемов. В нынешнее время нефть выкачивают из недр Земли при помощи насосных станций.

  5. Ученые продолжают преподносить новые интересные факты о металлах. Так, золото было признано одним из самых гибких металлов . Оно используется даже для изготовления швейных нитей. Из одной унции золота можно получить нить длиной около 80 км.

  6. Железная руда издавна используется человеком. Археологам удалось доказать, что изготовление первых предметов из железной руды датируется ll-lll вв. до нашей эры . Первыми использовали это полезное ископаемое жители Месопотамии.

  7. Хлористый натрий или соль добывается в наибольшем количестве . Несмотря на необходимость этого полезного ископаемого для жизни человека, всего 6% его используется в пищу. Для посыпания дорог при гололеде используется 17% соли. Львиная доля этого минерала используется промышленностью и составляет 77% от всей добычи.

  8. Необычайно интересную историю имеет королева металлов – платина . В XVl веке она была обнаружена испанскими путешественниками, прибывшими к берегам Африки. После исследования этого материала была обнаружена его тугоплавкость. По этой причине платина была признана непригодной и была оценена ниже стоимости серебра.

  9. Серебро издавна славится своими бактерицидными свойствами . Еще воины древнего Рима использовали его для лечения. Если в бою человеку наносились серьезные раны, то целители обкладывали места увечий серебряными пластинами. После таких процедур раны быстро и без всяких осложнений заживали.

  10. Мрамор еще в древности использовался для отделки помещений и создания различных декоративных элементов . Обусловлено это удивительной твердостью материала и его износостойкостью. Мрамор на протяжении 150 лет сохраняет первоначальный вид даже при воздействии температуры, влаги или солнечных лучей.

  11. Алмазы признаны самыми твердыми минералами, добываемыми из недр земли . При этом удар, нанесенный молотком с большой силой, может расколоть камень на мелкие кусочки.

  12. Уран – это металл, который считается одним из самых тяжелых химических элементов . В урановой руде содержится ничтожное количество чистого металла. Уран имеет 14 стадий превращений. Все элементы, которые образуются в ходе превращения, являются радиоактивными. Безопасным считается только свинец, который является заключительной стадией превращения. Для полного преобразования урана в свинец понадобится около миллиарда лет.

  13. Медь является единственным металлом, который не выдает искры при трении , поэтому инструменты из меди могут использоваться в местах, где есть повышенная опасность возгорания.

  14. О почве можно постоянно узнавать много нового. Так, ученые исследовали распространенное полезное ископаемое – торф. Они выявили в нем своеобразные нити, которые отличаются необычайной прочностью. Это открытие нашло свое применение в легкой промышленности. В Голландии были представлены первые изделия из торфяных нитей. Торф является прекрасным консервантом . Он сохраняет останки, попавшие в него тысячи лет назад. Это позволяет ученым узнавать интересные факты о скелете человека, жившего задолго до наших дней, и исследовать останки уже исчезнувших видов животных.

  15. Гранит известен как прочный стройматериал. Но далеко не всем известно, что он проводит звук гораздо быстрее, чем воздух. Скорость прохождения звуковых волн по граниту в 10 раз больше, чем прохождения по воздушному пространству .

Название:
Номинация:

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ № 34
Месторасположение: г Курганинск, Курганинский район, Краснодарского края

Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе «Полезные ископаемые»

Программное содержание. Формировать первоначальные представления о полезных ископаемых Кубани. Закреплять знания о труде взрослых в крае, профессиях посредством ознакомления с предприятиями края. Подчеркнуть вклад кубанцев в развитие всей страны.

Материал. картинки (мергель, песок, глина, нефть, газ, мрамор, минеральная вода); (карточки с изображением промышленных продуктов из ископаемых, например: бензин -керосин — кирпич); (полотно с изображением ископаемых и продуктов сделанных из них), карта Краснодарского края, символы для обозначения ископаемых на карте., видеопроектор, презентация «Полезные ископаемые»

Предварительная работа. Рассматривание карты Краснодарского края; дидактические игры «Третий лишний» , «Я без тебя не существую»

Организационный момент.

Педагог задаёт детям вопрос:

— Ребята знаете ли вы, что такое «полезные ископаемые?» (ответы детей).

— Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае.

Воспитатель предлагает детям отправиться в пещеру, где проходит тайное собрание полезных ископаемых, которые добываются в нашем крае.

— Послушаем, о чём они говорят? (да)

Показ презентации (слайд №1).

Песок: — Я Песок, и куда меня только не добавляют. Скажу честно: без меня не то, что дом построить, ремонта настоящего люди сделать не смогут. Скажите, куда меня добавляют? (в землю, цемент, известь).

Воспитатель предлагает узнать свойства песка и слепить куличики из мокрого и сухого песка и выложить их на поднос. Дети определяют, что мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которой он находился, а сухой нет..

В. Какой вывод вытекает из этого опыта? (Ответы детей.)

Вывод (помогает сформулировать воспитатель): когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с Воспитатель обращает внимание детей на карту. Сообщает, что песок добывают в районе г. Гулькевичи и г. Кропоткин. А возле станицы Варениковской добывают особый песок, из которого делают стекло.

— Что можно сделать из стекла? (окна, вазы, графины, стаканы и т.д.) Дети отмечают значками города, где добывается песок.

другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.

Слайд №2

— Я, Мергель или цемент — самый главный, самый нужный и необходимый. Потому, что именно мне люди обязаны тем, что у них есть цемент. Когда вот этот серый порошок смешивают с водой, то получается масса, похожая на тесто. Без неё не обойтись в строительстве. А через некоторое время она становится твёрдой.

Воспитатель:

— А вот сейчас мы это и проверим. — педагог с детьми проводит опыт с цементом. В ёмкость наливает немного воды и добавляет цемент и песок. Затем смесь перекладывают в формочку и оставляют немного полежать.

Воспитатель объясняет детям, что куличик из песка при высыхании развалится, а куличик, в который добавили цемент, сохранит свою форму навечно. (Показывает для сравнения куличик из цемента, вылепленный накануне.)

Вывод: песок в смеси с цементом используют при строительстве домов для их высокой прочности.

— Что можно сделать с помощью цемента? (дома, мосты, платины и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на карту, сообщая города вблизи которых добывают мергель (Сочи, Новороссийск). Предлагает отметить значком.

Слайд № 3

Глина: — Что-то я не пойму, идёт разговор о строительстве, а меня никто не замечает, как будто без меня они, эти хвастуны, на что- то способны. Я — Глина, единственная дама, самая мягкая и покладистая. Я прочнее, чем гранит и железо.

— Кто знает, что из меня делают? (кирпичи, посуду, можно лепить статуэтки, фарфор).

Физминутка. Игра «Скульптор и глина»

Один из участников получает роль Глины, другой — Скульптора. Скульптор должен придумать и вылепить из Глины скульптуру, формируя ее из тела Глины. Его прикосновения должны быть мягкими, но уверенными. Глина при этом должна пытаться быть мягкой и максимально расслабленной, держать ту форму, которую ей задает Скульптор (не «помогать» Скульптору и не упираться).

Когда скульптура будет вылеплена, Скульптор спрашивает у Глины, все ли ей нравится. Если нет, исправляет детали скульптуры или «переделывает» ее, пока оба участника не останутся довольными. Потом участники меняются ролями.

Педагог обращает, внимание на карту и сообщает, что глину добывают в разных местах и даже у нас в Курганинске. «В нашем городе есть кирпичный завод, где из глины делают кирпичи, а (завод) затем обжигают в специальных печах».

Слайд №4

Нефть: — Позор! Ужас! Единственная дама! А я, по вашему, кто? Ох, извините, забыла представиться. Я — Нефть, по прозвищу «каменное масло». Посмотрите какая я чёрная, блестящая и маслянистая. Я живу под землёй и образую там реки, озёра и даже моря нефти. А характер у меня очень вспыльчивый, чуть что сразу загораюсь. За это меня люди и оценили.

— Какую пользу я приношу людям?

После ответов детей, педагог предлагает рассмотреть материалы сделанные из нефти (ткань, мех, пластмассу, воск и т.п.).

Нефть: — Ах, извините, забыла представить моего спутника — это Газ . Он всегда со мною рядом, его так и прозвали «сопутствующий».

Газ: — Добрый день! Да, мы с Нефтью друзья. А ещё мы самые дешёвые ископаемые. Ведь детали многих машин, трикотаж, ткани и даже обувь, делается из нефти и газа. А скольких животных мы спасаем, подарив людям искусственный мех.

— Где ещё используется газ? (в домах для отопления и приготовления пищи, в автомашинах, при сварке труб и т. п.).

Воспитатель сообщает детям, что нефть и газ добывают в Краснодарском крае в районе таких городов как Абинск, Хадыженск, Славянск-на-Кубани (дети помогают найти города на карте и отмечают специальными значками).

Мрамор: — Я - старый благородный Мрамор — важнее всех, потому что я дарю людям красоту. Но если кто против, то пусть люди для красоты обмазывают свои дома глиной или нефтью, а памятники делают из песка.

Воспитатель: — не расстраивайтесь, дорогой Мрамор. Ребята, скажите пожалуйста, для чего людям необходим мрамор? (для отделки и украшения домов, изготовления памятников).

— Что это за вода в бутылках? (минеральная)

— Почему её так называют? (в ней содержатся минералы).

— Чем она полезна? (лечебная)

Воспитатель предлагает детям попробовать минеральную воду из разных источников и рассказать, чем она отличается.

Воспитатель сообщает, что минеральная вода тоже полезное ископаемое. По названию бутылки можно узнать, где эта вода добывается. Затем вместе с детьми находит на карте населённые пункты, где добывают минеральную воду и отмечают значками.

Итог занятия.

— С какими полезными ископаемыми вы познакомились?

— Давайте сейчас закроем глаза и представим, что этих полезных ископаемых нет. Что тогда будет? (дети высказывают свои предположения, затем воспитатель подводит итог). Да, ребята, не будь ископаемых, у нас сейчас не было бы автомобилей, ни самолетов, ни электричества, ни красивой одежды и многих других интересных вещей. Но и к ископаемым надо относится очень бережно, так как и они могут закончиться.

Заявка на конкурс

Название: Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе «Полезные ископаемые»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, краеведение, Подготовительная к школе группа

Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Задачи :

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф) .

Показать их применение в жизни человека .

Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;

Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны ; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;

Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие » , «Художественно-эстетическое развитие » , «Речевое развитие » , «Познавательное развитие » .

Воспитатель :

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро!»

Доброе утро! Солнцу и птицам,

Доброе утро! улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

Пусть доброе утро, длится до вечера!

Воспитатель : Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.

Воспитатель :

Хотите послушать?

Воспитатель :

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

Правда, не в готовом виде.

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь - разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.

Воспитатель :

Как вы думаете в виде чего?

Ответы детей .

Воспитатель : В виде полезных ископаемых .

Воспитатель : Почему полезных ?

Ответы детей .

Воспитатель : Почему ископаемых ?

Ответы детей .

Воспитатель : Потому что приходится много земли ископать , чтобы добыть то, что для нас на земле полезно .

Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?

Воспитатель :

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг :

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

Воспитатель :

Гранит - полезное ископаемое . Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.

Наиболее распространена черная разновидность.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют гранит?

Ответы детей .

Воспитатель : Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.

Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу. Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени : даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.

ИЗВЕСТНЯК

Воспитатель :

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела :

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Воспитатель : Конечно же это мел. Его называют – Известняк.

Известняки чаще всего бывают следующих цветов : белый, серый, желтый, розовый, «персиковый» , серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют известняк?

Ответы детей .

Воспитатель : Известняк - важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень

Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.

Воспитатель :

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Воспитатель : Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют песок?

Ответы детей .

Воспитатель : Применение природного песка – широчайшее!

Воспитатель :

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Воспитатель : Глина является очень распространённой горной породой.

Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют глину?

Ответы детей .

Воспитатель : Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.

Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур. Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве : для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Воспитатель :

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Воспитатель :

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют уголь?

Ответы детей .

Воспитатель : Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.

Воспитатель :

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище - каждому нужна. (соль)

Воспитатель : Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют соль?

Ответы детей .

Воспитатель : Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

Воспитатель :

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

Воспитатель : Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют железную руду?

Ответы детей .

Воспитатель : Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.

Воспитатель :

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.

Воспитатель : Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют газ?

Ответы детей .

Воспитатель : Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.

Воспитатель :

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте : что же это?

Воспитатель : Нефть - это важное полезное ископаемое . Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют нефть?

Ответы детей .

Воспитатель : Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых , которые человек добывает в горах и недрах земли. А у меня к вам вопрос : а точно ли они полезны ?

Ответы детей

Воспитатель :

Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.

Разлив нефти

Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.

Воспитатель : Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить . А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым ?

Ответы детей .

Воспитатель :

Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые . На это уходят тысячи лет.

Итог занятия :

Ребята, наше занятие подошло к концу . Вот вы придете , сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?

Рассказы детей .

Анализ занятия воспитателем

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Искитимского района Новосибирской области
детский сад «Родничок» с. Лебедёвка

Конспект НОД для детей старшего возраста
« В мире полезных ископаемых»

Выполнила: воспитатель
первой классификационной категории
Вдовина С. Г.

Цель: Формирование краеведческой любознательности, познавательного интереса к окружающему миру и миру неживой природы родного края.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых (песок, глина, уголь, мел.), сравнить чем они отличаются.
  • Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Продолжать знакомить с профессией геолога.
  • Закреплять навыки исследовательской деятельности; умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведения опытов.
  • Закреплять правила безопасности при проведении опытов.
  • Продолжать знакомить с богатством родного края.

Ход занятия:

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель: (На столе лежит снаряжение для геологов: компас, молоток-кирка, карта, канат, карандаши, блокнот и контейнеры под образцы.) Посмотрите ребята, что за снаряжение лежит на столе

Дети: Снаряжение для геологов.

Воспитатель: Ребята скажите кто такие геологи?

Дети: Геологи - это люди, занимающееся изучением и поиском полезных ископаемых.

Воспитатель: А полезные ископаемые что это такое?

Дети: Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня будем геологами и отправимся в экспедицию на месторождение полезных ископаемых.

Собираем рюкзак и что необходимо в экспедиции.

Воспитатель: Готовы.

Воспитатель: Мы геологами станем?

Дети:

Будут все гордится нами.

Да! Да! Да!(Хлопок над головой)

Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Её не обойдёшь(топают ногами)

Её не проплывёшь(«плывут»)

Её не пролетишь(«крылья»)

Надо напрямик.

Всё мы сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели.

Да! Да! Да!(Хлопок над головой)

Вот наше первое препятствие. Здесь бежит бурная река, нам надо аккуратно пройти по мосту и не упасть.(Дети проходят по мосту. И видят на мольберте плакат « Чернореченский карьер»)

Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы пришли?

Дети: К «Чернореченскому карьеру» (или к месторождению мела)

Дети: Добывают тут мел. Мел-это разновидность известняка.

Воспитатель: Отбираем образец и отправляемся дальше. Следующее наше препятствие « туннель».

.(Дети проходят по «туннелю». И видят на мольберте плакат « Елбашинского карьера»)

Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы теперь пришли?

Дети: К « Елбашинскому карьеру»

Воспитатель: А что на этом карьере добывают?

Дети: Песок и глину. Песок добывают на берегу реки Бердь.

Воспитатель: Отбираем образецы и отправляемся дальше.

Следующее наше препятствие «болото».(Прыжки на двух ногах по кочкам, через болото.)

И видят на мольберте плакат (« Горловского разрез») Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы теперь пришли?

Дети: К «Горловскому разрезу»

Воспитатель: А что на этом разрезе добывают?

Дети: Уголь.

Воспитатель: Отбираем образец и отправляемся в лабораторию.

А для чего мы туда пойдём?

Дети: Что бы исследовать и провести эксперименты с полезными ископаемыми и уточнить где их можно использовать.

Возвращаемся. И идём в лабораторию.

Воспитатель: Вот мы и в лаборатории. Снимайте рюкзаки. Доставайте образцы, ставьте их на стол. Одевайте фартуки а я раскладу образцы.

Ребята вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.

1. Внимательно слушать взрослого.

2. Не брать не чего в рот и не пробовать.

3. Не кричать и не шуметь.

4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку и будем экспериментировать. (Воспитатель загадывает загадку про глину. Попросить любого ребёнка рассказать про глину. Рассказ про глину.) Скажите каким значком обозначается на карте глина.

Ребята послушайте следующую загадку.
(Воспитатель загадывает загадку про песок.)
Правильно. Это песок.(Рассказ ребёнка про песок)Скажите каким значком обозначается на карте песок.

Опыт с песком и глиной.

Оборудование: пластиковые бутылки по количеству детей, вода в графине, песок, глина.

Пластиковые бутылки обрезаем, верхнею часть бутылки переворачиваем и вставляем во вторую часть. Насыпаем песок в одну бутылку, а в другую глину. И наливаем воды одинаково.

Наблюдаем проходит ли вода через песок и глину.

Вывод: Песок хорошо пропускает воду, а глина плоха. Она раскисает и становиться липкая.

Следующую загадку слушайте.

(Воспитатель загадывает загадку про уголь.)

Правильно это уголь.(описательный рассказ детей про уголь.)

Воспитатель: Вы сказали что уголь твёрдый но если ударить по нему тяжёлым то что с ним произойдёт?.. Давайте посмотрим что с ним будет.(В салфетку кладём уголь и ударяем по нему молотком. Он рассыпался, значит уголь твёрдый но хрупкий.)Скажите каким значком обозначается на карте уголь.
И последняя загадка.(Воспитатель загадывает загадку про мел.) Описательный рассказ детей про мел. Скажите каким значком обозначается на карте мел.

Ребята а мел ещё умеет злиться, хотите проверить? Возьмите пипетку, наберите в неё лимонный сок и капните на мел. Что произошло?

Ответ детей.

Вывод: (отвечают дети)

Ребята давайте подойдём к нашей карте. Вы сегодня были такие молодцы, поделитесь вашими впечатлениями о путешествии.(ответ детей) Это карта Новосибирской области. Мы сегодня отобрали образцы и провели с ними опыты. Вы много мне рассказали про полезные ископаемые. Назовите их.(уголь, мел, глина, песок.)Эти полезные ископаемые добывают в Искитимском районе. На карте они обозначаются значками.

Организация: МБДОУ ДС/КВ №134

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

Цель: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

  • Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами (каменный уголь, нефть, соль)
  • Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
  • Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели;
  • Развивать любознательность, логическое мышление, речь, интерес к природным ресурсам.
  • Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.

Материал: Глобус, карта, коллекция полезных ископаемых, модели использования полезных ископаемых (нефть, уголь), материалы для проведения опытов (сухое горючее, уголь, нефть, соль, лупы, пипетки, колбы)

Предварительная работа:

  • чтение сказок: "Полезные ископаемые", "Сказка об угольке", "Данило-мастер".
  • игры "Путешествие по глобусу", "Геологи".
  • моделирование, экспериментирование, сбор коллекции минералов.

Воспитатель приглашает детей пройти в группу и сесть на ковер (на середине ковра находится глобус),

Ребята, что это?(Глобус).

Что он изображает?(модель Земли)

Какого он цвета?(разноцветный)

Что отмечено на глобусе коричневым цветом?(горы)

Коричневый цвет везде одинаков?(нет). Почему?(где темнее, там горы высокие и т.д.)

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с полезными ископаемыми, которые человек добывает в горах и недрах земли. Горы образовались за многие миллионы лет, они образовались из остатков животных и растений, поэтому в горах и недрах земли встречаются полезные ископаемые. (Воспитатель убирает глобус, показывает карту). Что это?(карта). Да, верно. Карта тоже модель нашей земли. Вот тоже горы (показ). Посмотрите, на этой карте есть еще и разные черные значки. Эти значки показывают где, какие полезные ископаемые находятся.

Скажите, кто занимается поиском полезных ископаемых и расставляет эти значки? (геологи). Вот геологи подари ли нам коробочки с полезными ископаемыми. Давайте пройдем и рассмотрим их. (Дети подходят к столам и рассматривают, трогают полезные ископаемые. Воспитатель обращает внимание на каменный уголь. Берет в руки и предлагает детям рассмотреть его).

Какого цвета каменный уголь? (черный)

Какой он на ощупь?(твердый, шершавый)

Пахнет или нет?

Знаете, ребята, уголь хотя и твердый, но он легко может раскрошиться при ударе (воспитатель показывает как уголь крошится).

Уголь еще и какой?(хрупкий).

Скажите, а кто добывает каменный уголь?(шахтеры).

Где добывают его?(в шахтах)

А зачем нужен каменный уголь человеку?(ответы детей)

Давайте проверим, хорошо ли горит и выделяет тепло каменный уголь? (опыт: поджигаем уголь, дети наблюдают за его горением, затем воспитатель предлагает подержать руки над огнем).

Что ощутили? (тепло)

Мы знаем, как человек использует уголь. Давайте выложим модель, как и где человек использует каменный уголь. (дети подбирают картинки где используется каменный уголь и выкладывают модель)

Посмотрите, вот еще одно полезное ископаемое (показ нефти). Дети подходят к столу.

Как вы думаете, что это? (нефть). Да, верно это нефть. Ученые считают, что нефть образовалась глубоко в земле из остатков животных и растений, которые жили многие миллионы лет назад.

Нефть-это камень?(жидкость)

Какого цвета?(черная)

Давайте понюхаем ее. Есть ли запах? (есть). Нефть-это масляная жидкость черного цвета с резким запахом.

Скажите, где добывают нефть? (в недрах земли).

Как называют тех людей, что добывают нефть?(нефтяники).

Нефтяники строят буровые вышки(показ иллюстраций) и добывают нефть.

Как вы думаете, для чего человеку нужна нефть?(ответы детей).

Да, верно, нефть как и уголь хорошо горит, в воде она не растворяется. Давайте попробуем.(воспитатель наливает в воду нефть, дети наблюдают, что происходит с нефтью).

Если нефть попадает в море, океан, то она загрязняет воду и все живое при этом погибает. (Воспитатель наливает немного нефти в блюдце и поджигает. Дети наблюдают, что происходит. Ставят ладони над огнем.

Нефть хорошо горит и выделяет энергию. Ребята скажите зачем человеку нужна нефть? (делать из нее бензин, керосин, солярку, смазочные вещества и т.д.).

А как человек должен обращаться с нефтью?(аккуратно, чтобы не загрязнять атмосферу). Вот сейчас я посмотрю, что вы знаете о том, как человек использует нефть. Вот у меня схема - модель, попробуйте дополнить ее теми картинками, где изображено как человек использует нефть (дети выкладывают и дают пояснения, почему выбрали именно эту картинку).

У нас есть еще один минерал. (в колбе соль).

Как вы думаете, что это? (соль). Почему она оказалась среди полезных ископаемых (ее добывают из недр земли). Каким цветом соль? (белая). Как вы думаете, она твердая как уголь? (ответы детей). Давайте проверим. (воспитатель берет комок соли, слегка нажимает на него и он рассыпается).

Что произошло? (соль рассыпалась)

Какая соль? (сыпучая)

Возьмите свою чашечку с солью. Понюхайте соль. Запах есть? (да, но не сильный). Возьмите лупу и рассмотрите соль через нее. (дети рассматривают).

Из чего состоит соль? (из крупинок, кристалликов).

Как вы думаете, соль растворяется в воде? (да).

Воспитатель берет стакан с водой и добавляет в нее соль. Дети наблюдают, что происходит.

Что произошло с солью? (растворилась). Как вы думаете, вода какой стала? (соленой). Давайте попробуем. (воспитатель пипеткой капает по капельки на язык).

Вывод: соль белого цвета, с несильным запахом, сыпучая, состоит из кристалликов, хорошо растворяется в воде.

А человеку зачем соль? (ответы детей). Ребята я вас приглашаю пройти на ковер. (дети усаживаются). Сегодня мы с вами познакомились с полезными ископаемыми, назовите их? (ответы детей). Скажите, важны ли для человека полезные ископаемые? Я хочу прочитать вам сказку о том, как вели спор полезные ископаемые, а вы послушайте и определите, кто из них самый важный.(Воспитатель читает сказку из книги "Мир вокруг нас". Вопросы после чтения).

О чем спорили полезные ископаемые? (кто из них самый важный)

А как вы думаете, кто из них главный? (они каждый по своему главный).

Верно, все полезные ископаемые по своему важны для человека. Ведь без них невозможна деятельность человека. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались за многие миллионы лет, и поэтому люди должны бережно использовать подземные богатства.

Список используемой литературы

  1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001.
  2. «Юный эколог», С.Н. Николаева – М.: Мозаика - Синтез, 199
  3. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду, А.И. Иванова. Человек.-М, 2007
  4. Мир вокруг нас, Географический атлас для детей, 1991.