Развитие логического мышления. Как развивать логическое мышление

  • 17.10.2019

Логическое мышление - это именно то, что необходимо развивать каждому человеку и возраст не имеет здесь ни какого значения. Логика служит человеку всю его сознательную жизнь, именно с помощью ее мы делаем какие-либо выводы и далее принимаем решение. Кроме того логика помогает нам предугадывать последствия наших действий и действий других людей, помогает предусмотреть различные жизненные трудности и заранее приготовиться их решать. Развитие логики должно быть одним из главных приоритетов у каждого человека.

Во-первых запомните, что логическое мышление нуждается в постоянном развитии . Для развития логического мышления вам необходимо один час в день уделять чтению полезной литературы. Если читать художественную литературу, то развить с ней логику у вас не получиться. Необходимо подбирать книги, которые были написаны успешными людьми. При чтении литературы вы должны все время думать и размышлять над тем, что вы читаете. Книги должны рассказывать чью-то историю успеха, не тратьте время на романы, если хотите развить логику. Для развития логики используются различные упражнения, приемы и методы, которые разработали специалисты. Как развить логическое мышление?

Очень просто найдите себе достойного соперника в шахматы и играйте с ним хотя бы по три партии в день. Играя в эту игру, ваша логика постоянно будет напрягаться, а значит и развиваться. Помните, если не тренировать логику, то она перестает совершенствоваться и вы начинаете деградировать. Постоянно тренируйте свое логическое мышление хотя бы игрой в шахматы. Если шахматы кажутся вам пока слишком сложными играйте в шашки . У этой игры существует много вариаций и вы легко сможете найти себе партнера по игре.

Для развития логического мышления также подойдет отличная игра - Скрэббл . Правила очень просты, из имеющихся у вас букв необходимо складывать слова. В России есть разновидность этой игры Эрудит , но правила у нее строже. Эти игры развивают не только логику , но и память.

Также в развитии логики вам помогут ежедневное разгадывание кроссвордов, ребусов, судоку . Такое занятие не даст отдыха вашему мозгу. Посвятите не много времени на разгадывание одного какого-либо кроссворда в день и вы очень скоро заметите существенные изменения.

Идя по улице выполняйте упражнение на ассоциации. Например вы увидели светофор и начинайте подбирать различные ассоциации, которые возникают у вас в голове: светофор - дорога - пешеход - автомобиль - дорожные знаки - трасса - фура - ограничения скорости и т.д.

Чтобы развить логику начните самостоятельно писать различные статьи или даже книги. Для начала возьмите те темы, которые вас интересуют. Далее вы можете перейти к тому, что вам не известно. Также возможно вам поможет ведение дневника, но задумывайтесь над тем, что пишите. Тщательно подбирайте слова и обороты речи, пишите так, будто это ваши мемуары, которые в будущем возможно опубликуют.

Начните решать задачи на развитие логики . Сейчас таких много в интернете, только не начинайте сразу со сложных. Попробуйте для начала что-нибудь полегче и постепенно переходите к более сложным. Через какое-то время вам станет легче и вы спокойно будете выстраивать логические заключения.

Для развития логического мышления будет полезно создавать самостоятельно новые кроссворды и головоломки. Такой способ развития логики сложнее, чем обычное отгадывание кроссвордов. Ваше мышление начнет работать и в другую сторону, что положительно скажется на вашей логики.

Придумывайте различные варианты того, как возможно еще использовать привычные нам вещи. Например возьмем стол, его можно использовать как дом, как стремянку, как скамейку, и т.д. Чем больше вы придумаете различных вариантов, тем лучше.

Все выше перечисленное выполнять не сложно, а даже интересно. Постарайтесь выполнять упражнения каждый день и вы обязательно добьетесь успеха.

Развитие логического мышления младших школьников - одно из важнейших направлений обучения учащихся. На важность этого процесса указывают учебные программы и методическая литература. Совершенствовать логическое мышление лучше всего и в школе, и дома, однако далеко не все знают, какие методы для этого будут наиболее эффективными. Вследствие этого логическое обучение принимает форму стихийного, что негативно сказывается на общем уровне развития учеников. Бывает так, что даже старшеклассники не умеют логически мыслить, пользуясь приёмами анализа, синтеза, сравнения и пр. Как правильно развивать логическое мышление младших школьников - вы узнаете из нашей статьи.

Особенности мышления учеников начальной школы

Мышление учеников младших классов имеет особенности

К тому времени, когда ребёнок начинает ходить в школу, его психическое развитие характеризуется весьма высоким уровнем.

«Каждый возрастной период ребёнка характеризуется ведущим значением какого-либо психического процесса. В раннем детстве ведущую роль играет формирование восприятия, в дошкольном периоде - памяти, а у младших школьников основным становится развитие мышления».

Мышление учеников младших классов имеет особенности. Именно в этот период наглядно-образное мышление , имевшее ранее основное значение, трансформируется в словесно-логическое, понятийное . Вот потому в начальной школе чрезвычайно важно уделять внимание становлению логического мышления.

Младшие школьники развивают своё логическое мышление тем, что регулярно выполняют задания, учатся думать тогда, когда надо.

Учитель учит:

  • находить взаимосвязи в окружающей жизни
  • вырабатывать правильные понятия
  • применять на практике изучаемые теоретические положения
  • анализировать с помощью мыслительных операций (обобщения, сравнения, классификации, синтеза, и пр.).

Всё это позитивно влияет на развитие логического мышления младших школьников.

Педагогические условия

Правильно созданные педагогические условия стимулируют развитие логического мышления школьников

Для того чтобы развивать и совершенствовать логическое мышление младших школьников, необходимо создать способствующие этому педагогические условия.

Образование начальной школы должно быть направлено на то, чтобы учитель помог каждому ученику раскрыть свои способности . Это реально в том случае, когда учитель учитывает индивидуальность каждого . Кроме этого, раскрытию потенциала младшего школьника способствует разнообразная образовательная среда .

Рассмотрим педагогические условия , способствующие формированию логического мышление ученика:

  1. Задания на уроках, которые побуждают детей размышлять. Лучше, когда такие задания не только на уроках математики, а и на всех остальных. А некоторые учителя делают логические пятиминутки между уроками.
  2. Общение с учителем и сверстниками - в урочное и неурочное время. Размышляя над ответом, путями решения задачи, ученики предлагают разные варианты решения, а педагог просит их обосновывать и доказывать правильность своего ответа. Таким образом, младшие школьники учатся рассуждать, сопоставлять разнообразные суждения, делать умозаключения.
  3. Хорошо, когда учебный процесс наполнен элементами, где ученик:
    • может сравнивать понятия (предметы, явления),
    • понимать различия между общими признаками и отличительными (частными)
    • выделять существенные и несущественные признаки
    • не брать во внимание несущественные детали
    • анализировать, сравнивать и обобщать.

«Успех полноценного формирования логического мышления младшего школьника зависит от того, насколько комплексно и системно происходит обучение этому».

Начальная школа - наилучший период для целенаправленной работы по активному развитию логического мышления. Помочь сделать этот период продуктивным и результативным могут всевозможные дидактические игры, упражнения, задачи и задания, направленные на:

  • формирование умения самостоятельно мыслить
  • обучение умению делать выводы
  • эффективному использованию полученных знаний в мыслительных операциях
  • поиск характерных признаков в предметах и явлениях, сравнение, группирование, классификацию по определённым признакам, обобщение
  • использование имеющихся знаний в различных ситуациях.

Упражнения и игры на логику

Средства развития логического мышления младшего школьника нужно подбирать с учётом целей, а также ориентируясь на индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка

Нестандартные задания, упражнения, игры для развития мыслительных операций полезно применять как на уроках, так и при домашних занятиях с детьми. Сегодня они не являются дефицитом, так как разработано большое количество полиграфической, видео- и мультимедийной продукции, разнообразных игр. Все эти средства можно использовать, подбирая с учётом целей, а также ориентируясь на индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка.

Видео с примером игры для планшета, направленную на развитие логического мышления младших школьников

Упражнения и игры на логическое мышление

  1. «Четвёртый лишний». Упражнение заключается в том, чтобы исклю­чить один предмет, у которого отсутствует некоторый призна­к, общий для остальных трёх (здесь удобно использовать карточки с изображениями).
  2. «Чего не хватает?». Нужно придумать недостающие части рассказа, (начало, середину или конец).
  3. «Не зевай! Продолжай!». Смысл в том, чтобы ученики быстро называли ответы на вопросы.

На уроках чтения:

  • Кто последний тянул репку?
  • Как звали мальчика из «Цветика-семицветика»?
  • Как звали мальчика с длинным носом?
  • Кого победил жених мухи-цокотухи?
  • Кто пугал трёх поросят?

На уроках русского языка:

  • Какое слово содержит три буквы «о»? (трио)
  • Название какого города свидетельствует о том, что он сердитый? (Грозный).
  • Какую страну можно носить на голове? (Панама).
  • Какой гриб растёт под осиной? (Подосиновик)
  • Как можно написать слово «мышеловка» с помощью пяти букв? («Кошка»)

На уроках природоведения:

  • Паук - это насекомое?
  • Вьют ли наши перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет).
  • Как называется личинка бабочки?
  • Что ест ёжик зимой? (Ничего, он спит).

На уроках математики:

  • Тройка лошадей пробежала 4 километра. Сколько километров пробежала каждая из лошадей? (по 4 километра).
  • На столе лежало 5 яблок, одно из которых разрезали пополам. Сколько яблок лежит на столе? (5.)
  • Назовите число, в котором три десятка. (30.)
  • Если Люба стоит позади Тамары, то Тамара …(стоит впереди Любы).

«Совет. Для обогащения учебного процесса, а также для домашних занятий используйте логические задачи и загадки, головоломки, ребусы и шарады, много­численные образцы которых вы легко найдёте в разных методических пособиях, а также в интернете».

Задания, активизирующие мозг

Существует множество заданий, активизирующих мозг

Задания на развитие умения анализировать и синтезировать

  1. Соединение элементов воедино:

«Вырежи нужные фигуры из разных предложенных для того, чтобы получился дом, корабль и рыбка».

  1. На поиск разных признаков предмета:

«Назови, сколько сторон, углов и вершин у треугольника?».

«Никита и Егор прыгали в длину. С первой попытки Никита прыгнул на 25 см дальше, чем Егор. Со второй Егор улучшил свой результат на 30 см, а Никита прыгнул так же, как и с первой. Кто прыгнул дальше со второй попытки: Никита или Егор? На сколько? Догадайся!».

  1. На узнавание или составление объекта по определённым признакам:

«Какое число идёт перед числом 7? Какое число стоит после числа 7? За числом 8?».

Задания на умение классифицировать:

«Что общего?»:

1) Борщ, макароны, котлета, компот.

2) Свинья, корова, лошадь, коза.

3) Италия, Франция, Россия, Беларусь.

4) Стул, парта, шкаф, табурет.

«Что лишнее?» - игра, позволяющая находить общие и неодинаковые свойства предметов, сравнивать их, а также объединять их в группы по основному признаку, то есть классифицировать.

«Что объединяет?» - игра, формирующая такие операции логики, как сравнение, обобщение, классификация по переменному признаку.

Например: взять три картинки с изображениями животных: коровы, овцы и волка. Вопрос: «Что объединяет корову и овцу и отличает их от волка?».

Задание на развитие умения сравнивать:

«У Наташи было несколько наклеек. Она подарила 2 наклейки подруге, и у неё осталось 5 наклеек. Сколько наклеек было у Наташи?».

Задания на поиск существенных признаков:

«Назови признак предмета». Например, книга - какая она? Из какого материала она изготовлена? Какого она размера? Какой она толщины? Каково её название? К каким предметам относится?

Полезные игры: «Кто живёт в лесу?», «Кто летает в небе?», «Съедобное - несъедобное».

Задания на сравнение:

Сравнение по цвету.

а) синего цвета
б) жёлтого цвета
в) белого цвета
г) розового цвета.

Сравнение по форме. Нужно назвать побольше предметов:

а) квадратной формы
б) круглой формы
в) треугольной формы
г) овальной.

Сравним 2 предмета:

а) грушу и банан
б) малину и клубнику
в) санки и телегу
г) автомобиль и поезд.

Сравним времена года:

Беседа с учащимися об особенностях времён года. Чтение стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок о временах года. Рисование на тему времён года.

Нестандартные логические задачи

Одним из самых эффективных способов развить логическое мышление в начальной школе является решение нестандартных задач.

«А знаете ли вы, что математике присущ уникальный развивающий эффект? Она стимулирует развитие логическое мышление, самым лучшим способом формируя приёмы мыслительной работы, расширяя интеллектуальные способности ребёнка. Дети учатся рассуждать, замечать закономерности, применять знания в различных сферах, быть более внимательными, наблюдательными».

Кроме математически задач, мозг младших школьников развивают головоломки, разные виды заданий с палочками и спичками (выкладывание фигуры из определённого числа спичек, перенос одной из них с целью получения другой картинки, соеди­нение несколько точек одной линией без отрыва руки).

Задачи со спичками

  1. Нужно составить 2 одинаковых треугольника из 5 спичек.
  2. Нужно сложить 2 одинаковых квадрата из 7 спичек.
  3. Нужно составить 3 одинаковых треугольника из 7 спичек.

Всестороннее развитие мышле­ния обеспечивают также игры-головолом­ки : «Кубик Рубика», «Змейка Рубика», «Пятнашки» и многие другие.

Хорошо развитое логическое мышление поможет ребёнку в учёбе, делая усвоение знаний легче, приятнее и интереснее

Предложенные в данной статье игры, упражнения и задания направлены на развитие логического мышления младших школьников. Если эти задания постепенно усложнять, то результат будет лучше с каждым днём. А гибкое, пластичное мышление и быстрая реакция помогут ребёнку в учёбе, делая усвоение знаний легче, приятнее и интереснее.

Для чего крошечный карман на джинсах?

Как кошка может разрушить вашу жизнь

10 признаков того, что вас посетил ангел

Логическое мышление помогает людям видеть суть событий, проблем, вещей, с которыми они каждый день сталкиваются в разных ситуациях. Умение логически мыслить можно развить до определенной степени. А если вы хотите помочь своему малышу в постижении логики, то начинать следует как можно раньше.

Инструкция

  1. Можете поступить на факультет, в котором логика – один из профильных предметов (философский, юридический и т.д.). Ходите на все занятия и лекции, самостоятельно занимайтесь по списку литературы и учебному плану, который можно согласовать с преподавателем. Чтобы лучше запомнить, составляйте схемы и таблицы. В качестве практических примеров используйте имеющие доказательства и требующие их.
  2. Если вы самостоятельно мечтаете освоить законы логики, возьмите в библиотеке или купите учебники по логике (к примеру, таких авторов: А. А. Ивин, В. И.Кобзарь) и «Логическую энциклопедию». Некоторые учебники можно найти и в Интернете, к примеру, на сайте http://www.i-u.ru/biblio. В поиске этой библиотеки введите слов «логика» и можете качать любую книгу.
  3. В Интернете также есть много тренингов по логике. Но им доверять особо не следует, поскольку программа их программа крайне скудна и является вольным переложением вводной части учебника по логике, только проиллюстрированной в современной форме.
  4. Приобретите сборник логических задач и с него для начала выберите те, которые вы способны решить, почти не задумываясь. Всегда после решения сверяйтесь с ответами. Если нашли ошибки, то не нужно расстраиваться, а лучше постарайтесь понять, как вы нарушили законы логики. Со временем начинайте усложнять задания.
  5. Если вы мечтаете, чтобы ваш малыш умел логически мыслить, всегда отвечайте ему даже на самые нелепые вопросы. Возможно, что через некоторое время он и сам, поразмыслив, придет к соответствующему выводу, что будет свидетельство того, что у него есть первоначальные навыки логики.
  6. Научите малыша сравнивать, обобщать и исключать. К примеру, продемонстрируйте ему парочку подобных предметов (разных размеров или цветов) и попросите ответить, чем они отличаются между собой.
  7. Приобретите развивающие игры, и чтобы ребенок ими заинтересовался, нужно позаниматься вместе с ним, пока он самостоятельно не сможет играть в них. Купите книги с легкими логическими задачками для детей и позаботьтесь о том, чтобы малыш понял их решение.

Упражнения для развития логического мышления

  • Развлечься компьютерной игрой.
  • Блефовать в покере.
  • Обсудить условия контракта.
  • Объяснить ребенку, почему небо голубое.
  • Написать реферат по философии.
  • Задать вопрос влиятельному лицу.
  • Переоборудовать спальню.
  • Спроектировать усовершенствованную мышеловку.
  • Держать себя в руках.
  • Поговорить о прибавке оклада с начальником.
  • Детально вспомнить важный разговор, который был месяц назад.
  • Сочинить «документальную драму».
  • Поразмышлять о бесконечности.
  • Сменить свое настроение с плохого на хорошее.
  • Написать реалистический пейзаж.
  • Разобраться, как работает тот или иной электрический прибор.
  • Написать программу на компьютере.
  • Убедительно солгать.
  • Выучить новый язык.
  • Продолжить ряд 3, 6, 9, 12 как можно дальше.
  • Вспомнить имена своих первых учителей.
  • Наизусть прочитать сонет известного писателя от конца к началу.
  • Попытаться вспомнить во мельчайшых деталях, когда вы последний раз ели шашлык.
  • Отчетливо представить в уме лицо приятеля.
  • Приготовить изысканный ужин.
  • Разобрать трудный текст.
  • Сымпровизировать на сцене.
  • Поучаствовать в телеинтервью.
  • Подготовиться к экзамену.
  • Решить кроссворд.
  • Совершенствуйте свою логику максимально часто. Чем больше нагрузка – тем легче будут проходить следующие занятия. Чем легче занятия – тем больше они вам нравятся. Чем больше нравятся – тем чаще вы будете заниматься. Чем чаще заниматься – тем более развитым вы будете.
  • Повторяйте тренировки. Все упражнения следует делать по нескольку раз, чтобы точно знать, что вы больше не ошибетесь в подобной ситуации. Развитие умственных способностей определяется практикой и временем. Создайте свою процедуру интеллектуального обогащения. Если что-то не получается, сделайте небольшой перерыв и вернитесь чуть позже.
  • Не стоит спешить выполнять упражнения. Чтобы достичь глубинных пластов мышления, нужно время. Терпение и еще раз терпение. Дайте своему мозгу время, чтобы он мог исследовать свои возможности.
  • Занимайтесь, а не анализируйте. Смысл интеллектуальных тренировок заключается в сознательном манипулировании умственными ресурсами. Результат пропорционален вашему желанию напрягать мышцы ума.
  • Пусть все ваши заботы и проблемы останутся где-то в другом месте. Создайте для тренировок рабочую атмосферу. Получайте удовольствие от трудностей и их преодоления.

Видео уроки

«Зачеркни лишнее»

Для занятия вам потребуются карточки с рядами из 4-5 слов или чисел.

Ребенок, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов или чисел ряда, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

Вариант 1

Слова объединены по смыслу.

Кастрюля, сковорода, мяч , тарелка.

Ручка, кукла , тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли , платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый , радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный , синий, оранжевый.

Автобус, колесо , троллейбус, трамвай, велосипед.

Вариант 2

Слова объединены не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак. Выполнение упражнения требует высокого уровня развития внимания.

Телефон, туман, порт , турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

Апрель, спектакль, учитель, снег , дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)

Стенка, паста, тетрадь , ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)

Рисунок, сила, ветер , жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)

Вариант 3

16, 25, 73, 34 (73 - лишнее, у остальных сумма цифр равна 7)

5, 8, 10, 15 (8 - лишнее, остальные делятся на 5)

64, 75, 86, 72 (72 - лишнее, у остальных разница цифр равна 2)

87, 65, 53, 32 (53 - лишнее, у остальных первая цифра больше второй на 1)

3, 7, 11, 14 (14 - лишнее, остальные нечетные)

«Слова-невидимки»

Для занятия вам потребуется напечатать слова, в которых буквы перемешались.

Например, было слово «книга», стало - «нкаги». Это злая волшебница рассердилась и сделала все слова невидимками. Нужно вернуть каждому слову прежний, правильный, вид. Выполнение задания требует высокой концентрации внимания. Во время выполнения упражнения тренируется умение анализировать материал.

Вариант 1

Восстанови правильный порядок букв в словах.

Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.

Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.

Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.

Ковора, кируца, шакок, сакоба.

Вариант 2

Чтобы ребенку интереснее было выполнять задание, можно сгруппировать слова в столбики так, что после расшифровки первые буквы правильно написанных слов будут тоже образовывать слово.

Правильно напиши слова-невидимки и прочитай новое ело во, состоящее из первых букв расшифрованных слов.

ПТЛАОК –

ЧРЕКА –

ГИРА-

ВДУЗОХ –

АДЕ-

БРУАТ –

Ответ: привет.

ВАУД –

УРВАК –

ЧИКО –

КССЛА –

Ответ: урок.

КСОТМЮ –

ЛЬЮИ –

ОТНОГЬ –

ОКНЕА –

Ответ: кино.

ПОСЕК –

ОВУБЬ –

КОДЧА –

АВСУТГ-

ЧЕРЬ –

ОБАДИ –

ХУКЯН –

Ответ: подарок.

Вариант 3

Восстанови правильный порядок букв в словах и найди среди них одно лишнее по смыслу.

1. Здесь животные-невидимки, но одно слово лишнее (окунь).

Язац, девьмед, блаке, нокьу, лвок.

2. Здесь цветы-невидимки, но одно слово лишнее (береза).

Пьюалтн, зора, бзереа, снарсиц, лыднаш.

3. Здесь деревья-невидимки, но одно слово лишнее (желудь).

Оинса, бду, жулдье, нелк.

Вариант 4

Найди в одном слове другое с помощью перестановки букв.

1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах.

Сила, соль, банка, пион.

2. Найди в слове игру-невидимку.

Шишка.

3. Найди в слове дерево-невидимку.

Насос.

4. Найди в слове предмет одежды-невидимки.

Лапоть.

5. Найди в слове цветок-невидимку.

Мошкара.

Вариант 5

В одном слове спрятано много слов-невидимок. Например, в самом слове «слово» прячутся несколько слов: волос, соло, вол и лов. Попробуй отыскать как можно больше слов-невидимок в словах:

подушка

клавиатура

ракета

магазин

подарок

родители

«Другая буква»

В этом упражнении даны загадки и задания, по условиям которых, заменив одну букву в слове, можно получить новое слово. Количество букв в словах менять нельзя. Например: дуб - зуб, сон - сом, пар - пир.

Вариант 1

Отгадай загадки.

Могут в школе нам поставить,

Если ничего не знаем.

Ну а если с буквой «Т»,

То мяукнет он тебе. (кол - кот)

По нему любой пройдет.

С буквой «П» - со лба он льет. (пол - пот)

Если «К» - хозяйка плачет.

Если «Г» - лошадка скачет. (лук - луг)

С «Р» - актерская она,

С «С» - на кухне всем нужна. (роль - соль)

С буквой «Д» - в квартиру вход,

С буквой «3» - в лесу живет. (дверь - зверь)

С «Д» - мама в платье наряжает,

С «Н» - в это время засыпают. (дочь - ночь)

С «Л» - не выручил вратарь,

С «Д» - меняем календарь. (гол - год)

С буквой «К» - она в болоте,

С «П» - на дереве найдете. (кочка - почка)

С «Т» - он на огне с едой,

С «3» - с рогами, с бородой. (котел - козел)

С «Р» - и прятки, и футбол.

С «Л» - ей делают укол. (игра - игла)

Вариант 2

Даны слова с одной пропущенной буквой. Образуй как можно больше слов, подставляя на место пропуска по одной букве, как в образце.

Образец: ...оль - роль, соль, моль, боль, ноль.

Ро... -

Очки -

Ба... -

Ар -

Ара -

Айка -

Ень -

Ом -

Вариант 3

Получи из одного слова другое через цепочку слов путем замены одной буквы на каждом этапе. Например, как получить из слова «дым» слово «гол»? Необходимо сделать несколько преобразований: дым - дом - ком - кол - гол. В цепочке можно использовать только имена существительные, каждый раз меняется только одна буква. Выполняя это упражнение, ребенок учится анализировать и прогнозировать результат. Желательно достигать цели за наименьшее количество ходов, то есть выигрывает тот, у кого цепочка короче.

Получи из слова «миг» слово «пар», из слова «сыр» слово «рот», из слова «дом» слово «шар», из слова «миг» слово «час».

«Домики»

Выполнение математических заданий формирует логическое мышление. Мы предлагаем игру «Домики», содержание которой может усложняться в зависимости от уровня знаний ребенка.

Вариант 1

Поставь в свободное окошко домика один из знаков математических действий так, чтобы получить число на крыше.

Вариант 2

Поставь в свободные окошки домика один из знаков математических действий, чтобы в результате получить число на крыше. В этих заданиях возможно несколько решений.

«Ребусы»

Мы предлагаем вам научить детей разгадывать ребусы. Это занятие отлично развивает логическое мышление, приемы анализа и синтеза. Чтобы научиться разгадывать ребусы, нужно ознакомиться с особыми правилами их составления.

Основные правила разгадывания ребусов

1. Загадывается имя существительное в именительном падеже.

2. Части слова иногда изображаются рисунками или символами. Они могут читаться по-разному. Например: 1 - единица, кол, один. Нужно проверять все варианты.

3. Запятые перед рисунком или символом указывают на количество букв, которые нужно отбросить от начала слова, обозначенного рисунком или символом. Например: , ☆ - читается как «езда».

4. Запятые после рисунка или символа указывают на количество букв, которые нужно отбросить от конца слова, обозначенного рисунком или символом.

5. Если над рисунком указано равенство, например А = И, то букву А надо заменить на И.

6. Если указано равенство 2 = И, то вторую букву в слове надо заменить на И.

7. Буквы или рисунки могут быть изображены внутри других букв, над ними, под ними, за ними и на них. Так обозначают части слов «в», «над», «под», «за», «на».

8. Цифры над рисунками означают изменение порядка букв в слове.

Пользуясь правилами, разгадай ребусы.

«Сложение и вычитание»

Для развития умения логически мыслить, мы предлагаем увлекательные примеры на сложение и вычитание. Это особенные примеры, в которых используются не привычные для ребенка числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки. Приводим образец решения таких примеров.

Сложение

Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок

Решение: бу + тон = бутон

Вычитание

Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр

Вариант 1

Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью сложения получить верное равенство.

б + пища = несчастье

к + насекомое = прическа у девочки

у + ненастье с дождем = опасность

у + загородный дом = успех

о + противник = длинная яма

у + ребенок-девочка = снасть рыболова

о + орудие = край леса

с + шерсть зверей = раздается во время веселья

у + единица = делают больному

м + суп из рыбы = насекомое

у + мяч в воротах = в треугольнике

за + загородный дом = требует решения

ка + награда = прихоть

о + населенный пункт = участок земли

ав + помидор = оружие

ба + оттенок = белый хлеб

об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге

ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами

ко + играет актер = монарх

по + несчастье = успех в битве

при + сосновый лес = аппарат

при + битва = волны у берега

Ответы : беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.

Вариант 2

Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью вычитания получить верное равенство.

сосуд - а = там хранят деньги

нравоучительное стихотворение - ня = низкий голос

нижнее белье - ы = всего боится

помидор - ат = отдельная книга

мелководное место в реке - ь = им пишут на доске

сильный страх - большой мастер = змея

птица - местоимение = преступник

воинская часть - к = по нему ходим дома

волосы на лице мужчины - торжественный стих = сосновый лес

птица - ока = мусор

цветок - с = игра

фантазия - та = оружие рыцаря

в нем можно варить - ёл = домашнее животное

на шее зимой - ф = геометрическая фигура

молодое растение - ок = высота человека

в них стоит вратарь - а = на одежде вокруг шеи

вид спорта - с = у тела правый и левый

Ответы: банк, бас, трус, том, мел, уж, вор, пол, бор, сор, лото, меч, кот, шар, рост, ворот, бок.

«Следующее число»

Умение сравнивать и анализировать хорошо развивается при выполнении заданий, в которых требуется выявить закономерность. Предлагаем для этого использовать ряды чисел. Ребенку необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике.

3, 5, 7, 9 ... . (Ряд нечетных чисел, следующее число 11.)

16, 22, 28, 34 ... . (Каждое следующее число больше предыдущего на 6, следующее число 40.)

55, 48, 41, 34 ... . (Каждое следующее число меньше предыдущего на 7, следующее число 27.)

12, 21, 16, 61, 25 .... (В каждой паре чисел цифры меняются местами, следующее число 52.)

«Определения»

Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.

Упражнение может выполняться индивидуально или коллективно, в виде соревнования.

Вариант 1

Придумай как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. (Задание тренирует навыки анализа, так как необходимо выделить части из целого.)

Снег - холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.

Река -

Салют -

Облака -

Котенок -

Радуга -

Вариант 2

Обдумай перечисленные определения и угадай предмет или явление, которое они характеризуют. (Этот вариант сложнее, при выполнении тренируются навыки синтеза: необходимо объединить все признаки и определить, к какому предмету они относятся. Подсказкой является род прилагательных и причастий.)

Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий - ветер.

Темная, тихая, лунная, черная - ... (ночь).

Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая - ... (дорога).

Добрая, заботливая, любимая, красивая - ... (мама).

Короткие, длинные, стриженые, блестящие - ... (волосы).

Волшебная, интересная, народная, добрая - ... (сказка).

Крепкий, душистый, сладкий, горячий - ... (чай).

Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное - ... (лето).

Преданная, лохматая, шумная, любимая - ... (собака).

Круглое, яркое, желтое, горячее - ... (солнце).

«Путаница-2»

В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены. Для того чтобы выполнить задания, нужно использовать логическое мышление.

Вариант 1

Из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.

Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)

Я купил батон , предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)

На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)

На крыше бабушкиного дома была палка , из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)

Когда рассвело , мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)

Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)

Вариант 2

А в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстановите правильный порядок слов в предложениях.

Мои площадке детской друзья на играли.

Пятерку на языка я русского получила уроке.

Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.

Всех для подарки я родственников сделал.

Тихо на было после свежо и грозы улице.

Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.

«Задания с текстом»

Для выполнения упражнения подготовьте отрывки текстов.

Выполнение заданий с текстами отлично развивают логическое мышление. В этом упражнении мы приводим несколько вариантов таких заданий. Они применимы к любым отрывкам из незнакомых ребенку литературных произведений (сказок, рассказов и т. д.).

Вариант 1

Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать к нему 5-7 заголовков. Они должны отражать главное в содержании и быть оригинальными. Подскажите ребенку, что можно использовать слова из текста. Если упражнение выполняют несколько человек, то оно может проводиться в виде соревнования.

Вариант 2

Прочитайте отрывок, состоящий из 10-15 предложений, и попросите передать его содержание в 2-3 предложениях, то есть сделать краткий пересказ. Это упражнение сформирует у ребенка умение обобщать материал, выделять главное. Такие задания полезно выполнять для развития логического мышления.

Вариант 3

Прочитайте ребенку отрывок, пропустив среднюю часть, которую ребенок должен восполнить. Оценивается логическая связь придуманной ребенком вставки с началом и концом исходного текста.

Вариант 4

Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать продолжение текста. Это задание развивает и воображение, и логическое мышление, так как содержание продолжения должно быть обосновано предыдущими событиями, описанными в отрывке.

«Пантомима»

Эта игра прекрасно развивает логическое мышление. Что такое пантомима? Пантомима - это представление с помощью мимики и жестов, без слов. Минимальное количество участников - 5, один из них ведущий, остальные делятся на две команды. Ведущий загадывает слова, следит за соблюдением правил и присуждает баллы за правильное выполнение задания. Команды участвуют в игре поочередно.

Ведущий выходит с участником первой команды из комнаты, в которой находятся остальные игроки, и называет слово. Например «баня». Игрок должен при помощи пантомимы по

казать заданное слово своей команде, участники которой могут задавать вопросы. Показывающий не может отвечать, а может только кивать головой или использовать другие жесты. Его цель - так показать заданный предмет или явление, чтобы команда быстро отгадала. Ведущий может ограничить время на пантомиму. За каждое отгаданное командой слово присуждается 1 балл. Затем задание получает вторая команда. Игру можно проводить и с тремя участниками, один из которых ведущий. Тогда баллы не присуждаются, а просто отгадываются слова.

Все упражнения и игры, которые предлагаются в этой статье, помогут детям овладеть приемами логического мышления, научиться логически мыслить на практическом материале. Постепенное усложнение заданий позволяет развивать логическое мышление. Это поможет ребенку в школе, сделает процесс усвоения знаний легче, интереснее и успешнее.

Помогайте ребенку объяснением сути заданий и примерами их выполнений, которые приведены в упражнениях.

Предлагаемые в книге упражнения позволят ребенку самостоятельно производить сравнение, анализ, синтез, классификацию.

Овладев навыками логического мышления, ребенок научится строить умозаключения, мыслить ясно и четко, решать любые задачи. Это и есть самый верный путь к отличной учебе!

Для чего и как развивать логическое мышление? Упражнения для детей и взрослых.

Каждый человек в большей или меньшей мере обладает способностью логически мыслить.

Но бывают в жизни случаи, когда логика нас подводит, когда, не видя очевидных вещей и закрывая глаза на важные детали, мы совершаем серьезные ошибки и только тогда бросаемся искать способы, .

А ведь если регулярно тренировать свою логику, решать задачки, играть в правильные игры, разгадывать ребусы, напрягать мозги, то можно быть уверенным: в трудные минуты логическое мышление не подведет.

Можно ли вообще развивать логическое мышление во взрослом возрасте?

Знаете, как переводится с древнегреческого языка слово «логика» (λογική)? Как наука о правильном мышлении или способность рассуждать.

То есть логика – это и есть основа нашего , которая и делает человека разумным существом и венцом цивилизации.

С отношением человечества к логическому мышлению вообще происходят чудеса.

С одной стороны, логическое мышление – приобретенное качество, которое не близко человеку, поэтому он и пытается его отторгать, принимая решения на основе тех размышлений, что выгодны ему.

С другой стороны, именно логика помогла человечеству выжить, ведь если один из племени, съев грибок, помер, то логично, что больше никто из племени этих грибков не ест.

От лентяев, которые скорее будут всю жизнь сидеть в болоте, чем начнут тренировать свои мозги, часто можно услышать:

«Ах, со способностью логически мыслить нужно родиться. Мне не повезло, поэтому и напрягаться не буду».

Так вот, дорогие лентяи, ученые давным-давно доказали, что логика – не врожденное, а приобретенное качество человека, поэтому тренировать логическое мышление можно, причем независимо от того, сколько вам лет.

Развивать логическое мышление необходимо для своего психического здоровья


Еще одно интересное мнение, с которым я недавно сталкивалась, – то, что сильно развитая логика нужна лишь людям определенных профессий: ученым, следователям, разведчикам, руководителям, в общем, тем, кто занимается важными вещами и влияет на судьбы людей.

А вот какие-то там грузчики или фермеры могут превосходно себе прожить и без нее.

Ох, как же неправы те, кто так думает, ведь наличие логического мышления свидетельствует о психическом здоровье человека.

Существуют правила, которые не требуют доказательств и, если вы пытаетесь их отрицать, то это повод задуматься о посещении психиатра.

Известные всем логические аксиомы, которые составляют основу человеческого мировоззрения, и знать которые должны все, независимо от своего возраста, профессии и социального статуса:

    Причинно-следственные связи, которые имеют одностороннюю направленность.

    Например, если вы посадите абрикосовую косточку, то из нее вырастет именно абрикосовое дерево, а не какое-то другое.

    И действия будут происходить именно в таком порядке, а не наоборот.

    Односторонняя временная направленность: прошлое→настоящее→будущее, ведь мы с раннего детства понимаем значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».

    Владение дедукцией (от общего к частному) и индукцией (от частного к общему).

    Пример дедукции: когда поднимается солнышко, становится светло.

    Пример индукции: на улице светло, все видно, следовательно – встало солнышко.

  1. Понимание значений «большой» и «маленький» и того, что маленький можно уместить в большой, но нельзя – наоборот.
  2. Чтобы получить результат, действия нужно совершать в определенном порядке.

    Например, вы готовите борщ, чтобы он получился вкусным или хотя бы – съедобным, вы должны отправлять в кастрюлю с подсоленной водой продукты в определенном порядке: мясо → фасоль → картофель → свеклу с морковкой → капусту → помидоры → зелень и специи.

    Если вы нарушите этот порядок, например, сначала бросите в кастрюлю зелень и лишь в конце мясо, то никто ваш эксперимент есть не станет.

Для чего еще нужно развивать логическое мышление?


Если смотреть на предыдущий раздел статьи, то каждый психически здоровый человек может смело сказать:

«Я владею логическим мышлением. Я понимаю причинно-следственные связи, осознаю важность определенного порядка действий, владею на минимальном уровне индукцией-дедукцией и понимаю, что «вчера» нельзя вернуть, даже если мне этого очень хочется, потому что сейчас – «сегодня».

Действительно, основами логического мышления владеет каждый психически здоровый взрослый человек, но вряд ли кто-то станет спорить с тем, что люди с имеют явные преимущества перед теми, у кого эта способность находится в зародыше.

Развивать логическое мышление нужно для того чтобы:

  1. Строить карьеру.
  2. Демонстрировать хорошие результаты в учебе.
  3. Уметь обезопасить себя перед лицом неприятностей.
  4. Продумывать наперед свои действия и избегать ошибок.
  5. Не давать шанса недоброжелателям навредить себе.
  6. Делать любую работу как можно лучше и быстрее.
  7. Не боятся трудностей.

Как развивать логическое мышление детям?


Логическое мышление начинает формироваться уже в младенческом возрасте, но пока оно лишь наглядно-образное и наглядно-действенное: для того, чтобы понять, что это за предмет, его нужно увидеть и пощупать.

Когда ребенок взрослеет, на смену ему приходит словесно-логическое мышление, потому что малышу достаточно услышать название знакомого предмета, чтобы понять, о чем идет речь.

Родители всеми силами должны развивать логическое мышление своих детей, потому что от этого зависит и их социальная адаптация, и успехи в учебе, и психическое здоровье.

Если вы не упустите этот момент в раннем возрасте, то вашему ребенку нелегко придется в школе, в институте, и во взрослой жизни.

Развивать логическое мышление детей нужно в игровой форме:

  1. Пирамидки.
  2. Загадки.
  3. Конструкторы.
  4. Пазлы.
  5. Настольные игры и прочее.

Предлагаем вам прямо сейчас поупражняться в развитии логики.

Для этого жмите «Play» на видео:

Как развивать логическое мышление взрослым?

Чуть труднее придется взрослым, которые занялись вопросам, как развивать логическое мышление, потому что вам придется приложить больше усилий, а многие взрослые ленятся тратить свое время с пользой.

Если вы все же решили поработать над своей логикой, то начните тренировать ее с помощью простых и приятных способов:

    Разгадывания логических задачек и ребусов.

    Этого добра и в интернете навалом, и специальных сборников в магазине продается предостаточно.

  1. Настольных игр на тренировку логики, например, тот же «Эрудит» или «Диксит».
  2. Игры в шахматы, нарды и шашки.
  3. Прохождения тестов на IQ или уровень логики.

    Опять же, этого добра в интернете навалом.

  4. Разгадывания сканвордов и японских кроссвордов, да и стандартные кроссворды тоже подойдут.
  5. Занятия точными науками: математикой, физикой, информатикой и т.д.
  6. Чтения хороших детективов.

    Начните с Агаты Кристи.

    Она написала столько томов, что хватит на много вечеров тренировок.

Если вы решите всерьез заняться вопросом, как развивать логическое мышление , то можно будет постепенно переходить к выполнению специальных упражнений, например, поиска причинно-следственных связей в разных процессах, анализ любой ситуации методом дедукции и индукции и т.д.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту