Армянская дудка как называется. Дудук — древний армянский музыкальный инструмент

  • 02.08.2020

Дудук, реже «циранапох»(арм.), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева» - один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет. Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Считается, что дудук под именем «циранапох» упоминается в трудах историка V в. Мовсеса Хоренаци. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.

Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях. Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению. Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, он в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготавливался инструмент.

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию и, вероятно, являющиеся его вариациями музыкальные инструменты имеются также у многих народов:
в Азербайджане - тютяк, также употребляется название балабан;
в Грузии - дудуки;
в Турции - мей;
в Китае - гуан или гуанзи;
в Японии - хичирики или хитирики

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Описание

Дудук состоит из игровой трубки, традиционно изготовленной из абрикосового дерева, и съёмной трости, из тростника. Длина армянского дудука составляет от 28 до 40 см. На лицевой стороне имеется 8 игровых отверстий и два отверстия на обратной стороне, одно игровое для большого пальца, а второе используется для настройки инструмента. Длина трости, известной как «рамиш» (арм.), обычно равна 9-14 см.

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

В начале XX в. дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.

Изготавливается дудук в тональностях G, A, Bb, H, C, D, E, Eb и F. Существуют так же разновидности: альт, тенор, бас-дудук и пикколо.
Для начинающих рекомендуется инструмент в тональности A(ля).

Основы игры

При игре на дудуке необходимо следить за положением вашего тела и инструмента. Вы должны быть расслаблены, держать голову прямо и не изгибать спину. Дудук держите под углом 50 гр. относительно тела. Локти немного приподняты, для свободного дыхания. При игре сидя, не скрещивайте ноги, так как это излишне напрягает брюшной пресс, что напрямую сказывается на дыхании. При игре стоя, правая нога немного впереди.

Не менее важно, при игре на дудуке, правильное дыхание. Вдох должен быть быстрым и глубоким, а выдох долгим и ровным. Существует три вида дыхания:

  • грудное или реберное
  • брюшное или диафрагментальное
  • смешанное или грудно-брюшное
Начинающим рекомендуется практиковать смешанный вид дыхания. Этот вид выгодно отличается от остальным тем, что позволяет достигать лучшего звука и легкости при игре. Во время глубокого вдоха, грудная клетка расширяется и диафрагма опускается вниз. При спокойном выдохе, грудь и диафрагма плавно возвращаются в изначальное состояние. Глубина вдоха должна соответствовать длительности музыкальной фразы. Частая смена дыхательного ритма не рекомендуется, по причине скорого утомления дыхательных мышц.

Перед началом занятий, убедитесь, что инструмент готов к игре. Трость должна быть раскрыта, то есть иметь небольшой зазор между пластин. Если же она закрыта, капните вовнутрь немного воды. Вылейте и надев колпачок подождите минут 15-20, после чего можете приступать к игре на дудуке.

Далее несильно зажмите трость губами за самый конец. Надуйте щёки, так чтобы губы немного отошли от дёсен, и сделайте плавный и медленный выдох.
Для достижение правильного звукоизвлечения рекомендуется начинать с простых упражнений.
Постановка рук при игре на дудуке бывает двух типов: упрощенная, когда не используется мизинец на левой руке, и полная, при которой задействованны все пальцы. Для начинающих рекомендуется упрощенная.

Уход за инструментом

Дудук нуждается в периодическом уходе, заключающемся в смазывании трубки. Лучше всего для этих целей подходит масло грецких орехов. Трубка смазывается снаружи, но ни в коем случае не внутри.

После игры трость необходимо вытащить из трубки, ослабить на ней регулятор, надеть колпачок и дать ей просохнуть. Хранить трости рекомендуется в вентилируемых футлярах.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Мой дудук не играет, что делать?

1. Ознакомьтесь с
2. Проверьте трость. Если она не раскрылась, такое случается при редком ее использовании, то опустите трость в небольшое количество воды, приблизительно на 1-1,5 см. Периодические проверяйте и как только трость раскроется, вытрите ее и можете приступать к игре. Если же получилось так, что трость раскрылась слишком сильно, то наденьте колпачок и отложите ее минут на 15-20, дав тем самым подсохнуть. После чего можете приступать к игре.
3. Проверьте правильность постановки пальцев при игре. Отверстия должны быть плотно закрыты первой фалангой. Возможно какое то из отверстий неплотно зажато.
4. Возможно при игре вы сильно сжимаете трость губами.
5. Следите за дыханием. Достаточно небольшого напора воздуха для того, чтобы трость завибрировала и появился звук.

Мой дудук не строит

1. Ознакомьтесь с
2. Переместите регулятор на трости ниже или выше, и тем самым добейтесь нужного звучания.
3. Для повышения общего строя можно смотать нитки с основания трости. Аналогично для понижения нитки наматываются.

Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире, дошедший до наших дней практически в неизменном виде. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту, располагавшегося на территории Армянского нагорья (XIII — VI века до н.э.)

Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н.э.). В трудах армянского историка V века н.э. Мовсеса Хоренаци говорится об инструменте «циранапох» (трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.

Вследствие существования довольно обширных армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т.д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, дудук получает распространение на территориях Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму. Также дудук проникал за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим торговым путям, часть из которых проходила, в том числе и через Армению.

Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, дудук в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовлялся инструмент.

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию музыкальные инструменты теперь имеются у многих народов:

  • Балабан - народный инструмент в Азербайджане, Иране, Узбекистане и у некоторых народов Северного Кавказа
  • Гуань - народный инструмент в Китае
  • Мей - народный инструмент в Турции
  • Хитирики - народный инструмент в Японии.

Уникальное звучание дудука

История дудука

Юный ветер летел высоко в горах и увидел прекрасное деревце. Стал играть с ним ветер, и понеслись над горами дивные звуки. Рассердился на то князь ветров, да и поднял великую бурю. Защищал своё деревце юный ветер, но быстро уходили его силы. Пал он в ноги к князю, попросил не губить красоту. Согласился правитель, но наказал: «Коль покинешь ты деревце, ждет его гибель». Шло время, заскучал юный ветер и однажды поднялся в небо. Погибло деревце, лишь осталась веточка, в которой запуталась частичка ветра.

Веточку ту нашел юноша и вырезал из нее дудочку. Только голос у той дудочки печальный был. С той поры в Армении играют на дудуке и на свадьбах, и на похоронах, и в войну, и в мир.

Такова легенда о Дудуке, армянском национальном музыкальном инструменте.

Особенности конструкции дудука. Материалы

Армянский дудук - это древний народный музыкальный духовой инструмент, представляющий собой деревянную трубку, имеющую восемь игровых отверстий на лицевой стороне инструмента и два на тыльной. Составные части дудука следующие: ствол, мундштук, регулятор и колпачок.

Он создаётся только из абрикосового дерева определённого сорта, произрастающего лишь в Армении. Только климат Армении способствует произрастанию этого сорта абрикоса. Не случайно, абрикос по-латыни «fructus armeniacus», то есть «армянский фрукт».


Великие армянские мастера пробовали применять и другие виды древесины. Так, например, в стародавние времена дудук изготовляли из сливы, груши, яблони, ореха и даже кости. Но только абрикос давал неповторимый похожий на молитву бархатистый голос, характерный этому уникальному духовому инструменту. Также из абрикоса изготавливают и другие духовые музыкальные инструменты - шви и зурну. Цветущий абрикос считается символом нежной первой любви, а его древесина - символ крепости духа, верной и долгой любви.

Широкое распространение получило исполнение музыки на дудуке в дуэте, где ведущий дудукист играет мелодию, а на втором дудуке играют аккомпанемент, также называемом «дам». При исполнении партии дама на дудуке, от музыканта требуется обладать следующими качествами: техникой циркулярного (непрерывного) дыхания и иметь совершенно ровную звукопередачу.

«Дам» — непрерывно звучащая нота тоники, на фоне которой развивается основная мелодия произведения. Искусство исполнения музыкантом (дамкашем) дама на первый взгляд может показаться не несущей в себе особой сложности. Но, как говорят профессиональные дудукисты, исполнение всего нескольких нот дама намного сложнее, чем целая партитура солирующего дудука. Искусство исполнения дама на дудуке требует специальных навыков, — правильной постановки во время игры, и особой вдержки исполнителя, который непрерывно пропускает через себя воздух.
Ровное звучание нот обеспечивается специальной техникой игры музыканта, который сохраняет воздух, вдыхаемый через нос, в щеках, обеспечивая непрерывный поток на язычок. Так же эта называется техникой перманентного дыхания (либо его называют циркулированным дыханием).

Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Известный композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук - это единственный инструмент, который заставляет его плакать.

Разновидности дудука. Уход

В зависимости от длины различают несколько типов инструмента:

Самый распространённый из современных, дудук строя Ля, от 35 см в длину. Имеет универсальный строй, подходящий для большинства мелодий.

Инструмент строя До, длинной всего 31 см., за счет чего имеет более высокое и нежное звучание и больше подходит для дуэтов и лирических композиций.
Самый короткий дудук, строя Ми, используется в танцевальной народной музыке и его длина — 28 см.


Как и любой «живой» музыкальный инструмент, дудук требует постоянного ухода. Уход за дудуком заключается в протирании его основной части маслом грецкого ореха. Помимо того, что древесина абрикосового дерева имеет высокую плотность (772 кг/м3) и высокую износостойкость, масло грецкого ореха придаёт поверхности дудука ещё большую прочность, которое защищает его от агрессивного воздействия климата и окружающей среды - влажности, жары, низких температур. К тому же масло грецкого ореха придаёт инструменту неповторимый эстетически красивый вид.

Инструмент необходимо хранить в сухом, не влажном месте, при этом нежелательно его долгое время держать в закрытых и плохо проветриваемых местах, необходим контакт с воздухом. То же самое относится и к тростям. Если трости дудука хранить в каком-нибудь небольшом герметичном футляре или коробке, то желательно сделать на этом футляре несколько небольших отверстий для того, чтобы туда мог попасть воздух.

Если инструментом не пользоваться несколько часов, то пластины трости (мундштука) «слипаются»; это выражается в отсутствии необходимого зазора между ними. В этом случае мундштук наполняют теплой водой хорошенько встряхивают, закрыв пальцем его заднее отверстие, затем выливают воду и держат некоторое время в вертикальном положении. Примерно через 10-15 минут за счет присутствия внутри влаги открывается зазор у мундштука.

Приступив к игре, можно отрегулировать строй инструмента (в пределах полутона) за счет передвижения регулятора (хомута) в средней части мундштука; главное — не сильно его перетянуть, поскольку чем сильнее натянут регулятор, тем уже становится пасть у трости и, как следствие, более зажатый не насыщенный обертонами тембр.

Современное наследие дудука

Что объединяет имена Мартина Скорцезе, Ридли Скота, Ханса Цимера, Питера Гэбриэля и Брайна Мэя из легендарной группы Queen? Человек знакомый с кинематографом и интересующийся музыкой без труда проведет параллель между ними, ведь все они в то или иное время сотрудничали с уникальным музыкантом, сделавшим для признания и популяризации «души армянского народа» на мировой сцене больше чем кто-либо другой. Речь, конечно же, о Дживане Гаспаряне.
Дживан Гаспарян — армянский музыкант, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука.


Он родился в небольшой деревушке неподалеку от Еревана в 1928 году. Свой первый дудук он взял в руки в 6 лет. Первые шаги в музыке он сделал совершенно самостоятельно — он учился играть на подаренном ему дудуке, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.

В двадцать впервые выступил на профессиональной сцене. За годы музыкальной карьеры неоднократно получал международные награды, в том числе и от ЮНЕСКО, но широкую мировую известность приобретает лишь в 1988 году.

А поспособствовал этому Brian Eno – один из самых талантливых и новаторских музыкантов своего времени, по праву считающийся отцом электронной музыки. Во время своего визита в Москву он случайно услышал игру Дживана Гаспаряна и пригласил его в Лондон.

С этого момента начинается новый международный этап в его музыкальной карьере, принесший ему мировую известность и познакомивший мир с армянской народной музыкой. Имя Дживана становится известно широкой аудитории благодаря саундтреку, над которым он работал вместе Питером Гэбриэлом (Peter Gabriel) к фильму Мартина Скорцезе «Последнее искушение Христа».

Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру — он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром.

В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. — начинает сотрудничество с Хансом Циммером (Hans Zimmer) над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.

Вот что говорит Ганс Циммер о сотрудничестве с ним: «Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна. Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память».

Вернувшись на родину, музыкант становится профессором Ереванской консерватории. Не оставляя гастрольную деятельность он начинает преподавать и выпускает немало известных исполнителей на дудуке. Среди них — его внук Дживан Гаспарян младший.

Сегодня дудук мы можем услышать во множестве кинофильмов: от исторических картин до современных голливудских блокбастеров. Музыку, исполненную Дживаном, можно услышать в более чем 30 фильмах. За последние двадцать лет в мире выпущено рекордное количество музыки с записями дудука. Игре на этом инструменте учатся не только в Армении, но и в России, Франции, Британии, США и многих других странах. В 2005 году, современным обществом, звучание армянского дудука было признано шедевром всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

Даже в современном мире, сквозь века продолжает звучать душа абрикосового дерева.

«Дудук — это моя святыня. Если бы я не играл на этом инструменте, не знаю, кем бы я стал. В 1940-х я потерял свою маму, в 1941-м отец ушел на фронт. Нас было трое, мы росли одни. Наверное, Бог так решил, чтобы я играл на дудуке, чтобы он меня спас от всех жизненных испытаний», — говорит артист.

Фото в топе предоставлено https://www.armmuseum.ru

Дудук (циранапох) — духовой деревянный музыкальный инструмент, представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён у народов Кавказа. Наиболее популярен в Армении, а также среди армян, проживающих за её пределами.

Традиционное название армянского дудука — циранапох, что дословно может быть переведено как “абрикосовая труба” либо “душа абрикосового дерева”.

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада.

Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно армянские дудукисты во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах — зурне и шви.

При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает армянские народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.


Уникальное звучание дудука
Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Известный композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук — это единственный инструмент, который заставляет его заплакать.

На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. К примеру, 40-сантиметровый дудук считается наиболее подходящим для исполнения любовных песен, в то время как более короткий чаще аккомпанирует танцам.

Армянский дудук на протяжении своей многовековой истории остался практически неизменным — изменялась лишь манера игры. Несмотря на то, что его диапазон составляет одну октаву, для игры на дудуке требуется немалое умение.

Знаменитый армянский дудукист Дживан Гаспарян отмечает: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но всякий раз это им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом»


Происхождение, история дудука
Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет.

Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте «циранапох» (Трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.

Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях.


Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению.

Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, дудук в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовляется инструмент.


Дудук в наше время
Сегодня мы можем услышать дудук во множестве кинофильмов. Он стал одним из популярнейших инструментов и для исполнения музыки к голливудским саундтрекам.

Первым фильмом с мировым именем, в котором прозвучал дудук, стал «Последнее искушение Христа». Затем последовали другие фильмы и телесериалы. Наиболее известные из них: «Гладиатор», «Арарат», «Александр», «Страсти Христовы», «Мюнхен», «Сириана», «Код да Винчи», «Пепел и снег», «Халк», «Зена — королева воинов», «Русский дом», «Ворон», «Онегин».


Дудук в исполнении Дживана Гаспаряна можно услышать более чем в трёх десятках фильмов. Гаспарян выступил соавтором немецкого кинокомпозитора Ханса Циммера в написании музыки к «Гладиатору». В 2001 году саундтрек к фильму, в исполнении которого участвовал Гаспарян, выиграл Золотой глобус в номинации «лучшая музыка».

В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян, Геворг Дабагян, Сергей Карапетян, Мкртич Малхасян, Ваче Овсепян. Среди азербайджанских музыкантов наиболее известен Алихан Самедов.

В 2005 году армянский дудук был признан шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Выбрала для вас две мелодии хотя их тысячи,но это мною самые пока почитаемые

Представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён у народов Кавказа. Наиболее популярен в Армении, а также среди армян, проживающих за её пределами.

Традиционное название армянского дудука - циранапох , что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева».

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам », который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада.

Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно армянские дудукисты во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - и .

При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол . Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает армянские народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Уникальное звучание дудука

Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Известный композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук - это единственный инструмент, который заставляет его заплакать.

На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. К примеру, 40-сантиметровый дудук считается наиболее подходящим для исполнения любовных песен, в то время как более короткий чаще аккомпанирует танцам.

Армянский дудук на протяжении своей многовековой истории остался практически неизменным - изменялась лишь манера игры. Несмотря на то, что его диапазон составляет одну октаву, для игры на дудуке требуется немалое умение.

Знаменитый армянский дудукист Дживан Гаспарян отмечает: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но всякий раз это им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом ».

Устройство

Дудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка (трости). Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. На лицевой стороне имеется 7 или 8 игровых отверстий и одно-два для большого пальца - на обратной стороне. Длина двойного язычка, известного как «ехег», обычно равна 9-14 см.

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

В начале XX века дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.

Наиболее ранние инструменты, подобные дудуку, делались из костей животных и тростника. В настоящее время дудук делается исключительно из дерева. А армянский дудук - из абрикосового дерева, плоды которого впервые были привезены в Европу именно из Армении. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать.

Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос.

Язычок делается из двух кусков тростника, который в больших количествах произрастает по берегам реки Аракс. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука - достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание.

Происхождение, история дудука

Дудук - один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет.

Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте «циранапох» (Трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.

Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях.

Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению.

Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, дудук в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовляется инструмент.

Дудук в наше время

Сегодня мы можем услышать дудук во множестве кинофильмов. Он стал одним из популярнейших инструментов и для исполнения музыки к голливудским саундтрекам.

Первым фильмом с мировым именем, в котором прозвучал дудук, стал «Последнее искушение Христа». Затем последовали другие фильмы и телесериалы. Наиболее известные из них: «Гладиатор», «Арарат», «Александр», «Страсти Христовы», «Мюнхен», «Сириана», «Код да Винчи», «Пепел и снег», «Халк», «Зена - королева воинов», «Русский дом», «Ворон», «Онегин».

Дудук в исполнении Дживана Гаспаряна можно услышать более чем в трёх десятках фильмов. Гаспарян выступил соавтором немецкого кинокомпозитора Ханса Циммера в написании музыки к «Гладиатору». В 2001 году саундтрек к фильму, в исполнении которого участвовал Гаспарян, выиграл Золотой глобус в номинации «лучшая музыка».

В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян, Геворг Дабагян, Сергей Карапетян, Мкртич Малхасян, Ваче Овсепян. Среди азербайджанских музыкантов наиболее известен Алихан Самедов.

В 2005 году армянский дудук был признан шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Видео: Дудук (циранапох) на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Музыкальный инструмент: Дудук

Армения – удивительная древняя страна. Кому посчастливилось побывать там хоть один раз, впечатлений и приятных воспоминаний останется на всю жизнь. Армения славится необычайной красоты пейзажной природой с горными вершинами Арарата, добрыми людьми, национальной кухней, самыми вкусными в мире абрикосами и интересными традициями. Но есть еще одна достопримечательность, к которой армянский народ относится с особым трепетом, его гордость - этнический музыкальный инструмент - дудук. Его называют инструментом с душой абрикосового дерева. Культурная жизнь Армении и дудук неотделимы друг от друга, он отражает общественную идентичность, присущую колоритному и разнообразному армянскому народу. Армяне уверяют, что дудук выражает все душевные тонкости и переживания, боль их сердец. Все важные события в жизни народа: свадьбы, похороны, различные торжества и государственные праздники сопровождаются похожим на молитву звуком этого уникального инструмента.

Историю дудука и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Слушая дудук невозможно оставаться равнодушным к его мягкому и теплому, похожему на человеческий голос, бархатному выразительному звучанию. Отличающийся лирической эмоциональностью тембр инструмента способен передавать тонкие душевные переживания и оттенки человеческой скорби.


Для более красочного исполнения музыки на дудуке характерно парное исполнение двумя музыкантами: один исполняет основную тему, а другой, которого называют дам или дамкаш, создает непрерывное фоновое звучание. Именно в подобном исполнении музыка несет ощущение умиротворённости, высокой духовности и дает возможность почувствовать дыхание времени.

Весьма небольшой диапазон дудука составляет чуть больше октавы. При диатоническом строе инструмента, но при не полном перекрытии звуковых отверстий на нем допустимо извлечение хроматических звуков. Поэтому на дудуке возможно исполнить музыку, написанную в разных тональностях.

Звук дудука появляется в результате вибрирования тростникового язычка и колебания в инструменте воздушной струи, создающей исполнителем.

Фото :

Интересные факты

  • Дудук на сегодняшний день имеет три названия: циранапох (в переводе с армянского «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева»), дудук (название перешло от турок чуть более 100 лет назад) и армянский кларнет.
  • У многих народов имеется инструменты по своему строению напоминающие дудук. Македонский, сербский, болгарский, хорватский ковал; грузинский дудуки; дагестанский, азербайджанский, иранский балабан; китайский гуань; японский хичирики; корейский пири; русская, украинская и белорусская дудка; молдавский, румынский, узбекский, таджикский най; турецкий мей – это только небольшой перечень инструментов, которые по конструкции похожи на дудук.
  • Дудукист – так называется музыкант-исполнитель на дудуке.
  • Мастера, изготавливающие дудук, чтобы добиться красивого звука очень много экспериментировали с материалом, применяя различные сорта деревьев и даже хрусталь.
  • В Армении дудук изготавливается из абрикосовых деревьев, которые произрастают в этой стране, и по убеждению её жителей символизируют силу духа и верную долгую любовь.


  • Выдающийся армянский композитор А. Хачатурян говорил, что из инструментов один лишь дудук может заставить его плакать.
  • В Армении дудук является очень известным и любимым инструментом, а исполнители на нем очень уважаемы и почитаемы. Однако это было не всегда, в прошлом дудукистов считали несерьезными и несостоятельными людьми, презрительно называя «зурначами». В семьях даже отказывали им в сватовстве своих дочерей.
  • Варпет - это слово в Армении означает не просто большой мастер, а творец. Великим варпетом и королем дудука армяне до сих пор называют Ваче Овсепяна.
  • В Армении существуют уникальный ансамбль, в котором исполнители играют только на армянских дудуках. Данный музыкальный коллектив имеет соответствующее название – «Дудукнер». Общий диапазон ансамбля, составляющий три октавы, позволяет исполнять музыку различных музыкальных направлений, от классики до джаза.
  • Кинорежиссеры из Голливуда с большим интересом относятся к животрепещущему голосу дудука, включая его звук в музыкальное сопровождение своих фильмов. «Гладиатор», «Последнее искушение Христа», «Мюнхен», «Страсти Христовы», «Код да Винчи», «Пепел и снег», «Онегин», «Сириана», «Ворон», «Александр», «Халк», «Зена - королева воинов», «Арарат», «Игра престолов» - это только небольшой перечень из 60 известных кинофильмов, саунтреки которых украшены звуком дудука.
  • Международная организация ЮНЕСКО в 2005 году признало музыку, исполняемую на армянском дудуке, шедевром нематериального культурного наследия человечества.


  • В феврале 2015 года по оригинальной задумке режиссера-постановщика А. Тителя в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко на премьере оперы "Хованщина " дудук впервые в составе ансамбля армянских народных инструментов прозвучал в русской опере.
  • В Москве в 2006 году в Шемиловском переулке был установлен памятник армянскому дудуку. Памятник, символизирующий неразрывность поколений и верность национальным традициям, называется «Песня Родины».

Конструкция

Дудук, являясь язычковым деревянным духовым инструментов, за время своей многовековой истории практически не изменил свою внешнюю форму. Его весьма простое устройство включает в себя трубку и трость, представляющую собой двойной язычок.

  • На трубке, имеющей цилиндрическую форму, длина которой варьируется от 28 до 40 см (28, 33, 40), располагаются звуковые отверстия: 7, иногда 8, на передней и 1 или 2 на оборотной стороне. В качестве материала для изготовления трубки традиционно применяется особый сорт абрикосового дерева, произрастающего только в Армении. Считается, что именно его древесина имеет особенные резонирующие свойства, которые придают звучанию инструмента такой душевный и эмоциональный звук.
  • Трость, длина которой составляет от 9 до 14 см, обычно имеет колпачок, а также она снабжена регулятором тона, который дает возможность подстраивать звук инструмента.

Разновидности

Семейство дудука можно условно разделить на солирующие и ансамблевые инструменты.Солирующие различаются между собой размерами и строем.

  • Дудук в строе G. Диапазон - ми малой октавы - ля первой октавы Длина - 38 см. Имеет самый низкий звук. Тембр бархатистый, но пронизывающий.
  • Дудук в строе A. Диапазон - фа-диез малой октавы - си первой октавы. Длина - 36 см. Самый распространенный инструмент.
  • Дудук в строе B. Диапазон - соль малой октавы - до первой октавы. Длина - 34 см. Также весьма распространен.
  • Дудук в строе H. Диапазон - соль-диез малой октавы - до-диез второй октавы. Длина - 33 см. Окрас звучания светлый и яркий. Применяется в исполнении танцевальных мелодий.
  • Дудук в строе C. Диапазон - ля малой октавы - ре второй октавы. Длина - 30 см. Звучит ярко, высоко и пронзительно. Используется в ансамблях как солирующий и аккомпанирующий инструмент.
  • Дудук в строе D. Диапазон - си-бемоль малой октавы - ре-диез второй октавы. Длина - 29 см. Звук светлый и чистый. Довольно часто применяется в качестве и солирующего и аккомпанирующего инструмента.

К ансамблевым инструментам относятся дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас. Их сконструировали сравнительно недавно для создания уникального ансамбля, который состоит из инструментов только этого вида.

Применение

Дудук за всю свою многовековую историю стал неотъемлемой частью культуры Армении. Все жизненно важные события жителей страны сопровождаются звуком этого уникального инструмента. Его тихий философский плач сопровождает человека в «последний путь». Он эмоционально поет на различных праздниках: свадьбах, днях рождениях, государственных торжествах. Кроме этого, привлекая звучанием исполнителей в различных современных музыкальных жанрах, на сегодняшний день спектр его применения весьма обширен. Помимо участия в народных ансамблях голос дудука очень часто украшает своим тембральным окрасом саундтреки к различным кинофильмам, а также композиции в таких музыкальных направлениях, как джаз , рок, блюз, поп музыка, рок-н-ролл и классическая музыка .

Репертуар для дудука из-за небольшого диапазона весьма ограничен и в основном базируется на народной армянской музыке. В последнее время, с появлением новых разновидностей инструмента таких как дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас, диапазон его звучания значительно расширился. В ансамблевом исполнении на этих инструментах стало возможным услышать произведения классической музыки И.С. Баха , В.А. Моцарта , С. Рахманинова , Д. Гершвина, а также армянских композиторов А.Хачатуряна , А. Спендиарова, Комитаса, Г. Нарекаци, Н. Шнорали, М. Екмаляна.

Исполнители

В Армении считают, что по настоящему красиво играть на дудуке могут только музыканты, имеющие в роду армянские корни, так как это у них заложено генетически.

Одним из величайших дудукистов XX века, которого никто не мог превзойти в виртуозности игры на инструменте, доныне считается Ваче Овсепян.

В нынешнее время выдающимся исполнителем, хорошо известным во всем мире и много сделавшим для популяризации инструмента и его международного признания, является Дживан Гаспарян. Его концерты, проходящие в лучших концертных залах, расписаны на многие месяцы вперед.

Особо следует отметить вклад в развитие инструмента одаренного музыканта–исполнителя, педагога Георгия Минасова. Расширив диапазон и исполнительские возможности инструмента, он создал уникальный в своем роде ансамбль дудукистов.

Среди талантливых исполнителей, которые в нынешнее время достойно представляют дудук на концертных сценах и восхищают слушателей звучанием уникального инструмента, хочется отметить О. Касьяна, Г. Малхасяна, Л. Гарибяна, С. Карапетяна, Г. Дабагяна, А. Мартиросяна, К. Сейраняна, О. Казаряна, Н. Барсегяна, Р. Мкртчяна, А. Аведикяна, Аргишти́.

Испокон веков дудук в Армении считался исключительно мужским инструментом. Однако первой женщиной - дудукисткой, нарушившей этот стереотип, стала лауреат Всесоюзного музыкального фестиваля Армине Симонян.

История

Когда появился дудук и кто первым вырезал инструмент из абрикосового дерева, сейчас точно сказать никто не может. Но то, что он существует с давних времен, с этим никто не спорит. Еще в древних рукописях государства Урарту, существовавшем в третьем тысячелетии до нашей эры на территории, которое сейчас частично принадлежит Армении, историки нашли сведения об инструменте чрезвычайно похожим на дудук. Затем инструмент вновь косвенно упоминается в старинных источниках первого тысячелетия до Рождества Христова, времен царствования правителя Тиграна Великого. И лишь армянский историк Мовсес Хоренаци, живший в V веке нашей эры, дает более достоверные сведения об инструменте, называя его «циранапохом», то есть трубкой из абрикосового дерева.


А вот благодаря дошедшим до нас изображениям в старинных рукописях Средних веков мы узнаем, что дудук был весьма популярным инструментом не только на территории Армении, но и в странах Ближнего Востока, в Крыму и на Балканах.

За годы своего долгого существования дудук фактически не изменился, но в Армении с древних времен существует поверье, что инструмент будет звучать только тогда, если он будет сделан самим музыкантом, чтобы дудук и душа исполнителя могли слиться в одно целое. В настоящее время этой традиции уже никто не придерживается, и изготовлением инструментов занимаются умельцы, которые знают потаенные секреты этого тонкого дела.

Одним из инициаторов усовершенствования дудука, который тысячелетиями оставался неизменным, является энтузиаст и одаренный музыкан-исполнитель Георгий Минасов. В содружестве с талантливым мастером музыкальных инструментов Сергеем Аванесовым ими был создан комплект инструментов: дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас. Суммарный диапазон инструментов теперь стал составлять три октавы и позволил исполнителям значительно расширить репертуар.

Дудук – это древнейший инструмент, всегда пользовавшийся уважением и любовью. Исполнительское искусство на нем процветает и привлекает к себе все большее количество музыкантов и просто любителей музыки. Дудук своим страстным и глубоким голосом, доходит до каждого сердца в независимости от национальности и вероисповедания, тем самым покоряя города и страны.

Видео: слушать дудук