Пример разделения рабочего дня на части. Разрывной график работы

  • 10.10.2019

Закрепляет право работодателя на установление режима разделения рабочего дня на части, которое реализуется при следующих условиях:

Особый характер труда в организациях (например, осуществление педагогической работы в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников; в животноводстве - это доение, кормление животных, уход за больными животными и другие схожие работы);

Производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, в организациях транспорта).

2. Применение режима разделения рабочего дня на части возможно при соблюдении требования - общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

3. Предоставив право работодателю на установление режима разделения рабочего дня на части, все остальные вопросы регулирования такого режима законодатель отнес к сфере локального регулирования.

4. Локальный нормативный акт о разделении рабочего дня на части принимается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Полагаем, что вопросы применения режима разделения рабочего дня на части могут рассматриваться как самостоятельным локальным нормативным актом, так и правилами внутреннего трудового распорядка.

5. На уровне организации определяется:

На какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы;

Должности работников с режимом разделения рабочего дня на части;

Величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними;

Срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др.

6. На практике работникам с режимом разделения рабочего дня на части устанавливаются доплаты компенсационного характера.

7. В отношении некоторых категорий работников регулирование режима разделения рабочего дня на части получает закрепление в подзаконных нормативных правовых актах министерств.

— мера, к которой прибегает работодатель в том случае, если в течение суток труд работника требуется лишь время от времени. Разберемся на примере водителей, как это выглядит и как регулируется нормами трудового права.

Как производится разделение рабочего дня на части для водителей

Одним из ярчайших примеров является труд водителей. В частности, такое активно практикуется для тех из них, кто управляет рейсовыми автобусами на пригородных и междугородних маршрутах. Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта. В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день. При этом ни сверхурочные (ст. 99 ТК РФ), ни ненормированный день (ст. 101 ТК РФ) применить не получится, т. к.:


Возможно использование сменного графика при суммированном учете времени труда, однако при таком режиме работы составить график достаточно сложно. Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было.

Выходом является разделение рабочего дня на части , т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы. При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст. 105 ТК РФ, так и конкретно положением, утвержденным приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени…» от 20.08.2004 № 15. В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается деление трудового времени на 2 части с таким расчетом, чтобы общая их продолжительность не превышала установленной нормы.

При этом важно учесть следующие моменты:

  1. Разрыв между обеими частями должен начинаться не позже чем через 5 часов после начала смены.
  2. Если разрыв составляет больше 4 часов, водитель вправе рассчитывать на перерывы для отдыха в первой части работы (продолжительность каждого перерыва — не меньше 15 минут). Правило это касается, впрочем, только водителей на городских и пригородных маршрутах (т. е. не междугородних).
  3. Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха. Увеличение перерыва до 3 часов допускается, если есть соответствующее соглашение по отрасли, локальный акт и сам работник на такие условия согласился.

Необходимость получения согласия водителя легко объяснима: при время перерыва не учитывается и не оплачивается, работник же при этом лишен возможности заниматься своими личными делами. Именно поэтому важно, чтобы его самого устроил такой режим работы.

Разделение дня для водителей электротранспорта и метро

Применительно к водителям, управляющим не автобусами, а трамваями и троллейбусами, действует другой нормативный акт — положение, утвержденное приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях…» от 18.10.2005 № 127. Основными отличиями от разделения рабочего дня на части для водителей автобусов в этом случае являются следующие пункты:

  1. Перерыв между обеими частями дня должен начинаться не позже чем через 4 часа.
  2. Длительность перерыва: не более 2 часов — днем и не больше 6 часов — ночью. Варианты удлинения не предусмотрены, но время обеда и отдыха не учитывается (как у водителей автобусов пригородных и городских маршрутов).
  3. На время перерыва при разделении рабочего дня на части водителю должно быть предоставлено место для отдыха.

В том случае, если речь идет не о водителях, а о машинистах метро (хотя суть их работы та же — управление пассажирским электротранспортом), действуют уже п. 17 и 18 положения, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

Условия и порядок оформления разделения трудового дня

Скачать форму трудового договора

Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части , необходимы следующие условия:

  1. Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примере разделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений. Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них — естественное решение проблемы.
  2. Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.

При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания. Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Скачать приказ о разделении рабочего дня

1. Статья 105 ТК РФ устанавливает основания, при которых вводится разделение рабочего дня на части: особый характер труда в организациях (например, организации, обслуживающие население); производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, городской пассажирский транспорт). Установить разделение рабочего дня на части, или раздробленный рабочий день, можно при соблюдении условия - общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

2. Разделение рабочего дня на части вводится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части, должен предусматривать: круг работников, для которых вводится раздробленный рабочий день; величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др. Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальном нормативном акте может предусматриваться выплата работнику доплат.

3. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15, предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день. В него включены: начальники отделений связи (включая передвижные отделения связи) 5, 6 и 7 групп; операторы связи по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты; сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи; почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств; телефонисты переговорных пунктов; электромонтеры станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС; телефонисты справочной службы справочно-информационного узла телефонной сети и др.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утв. Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127, определено, что водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время - не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

В ст. 105 ТК РФ говорится о том, что при выполнении работ особого характера, а также работ, имеющих различную интенсивность труда в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. Но при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать продолжительность ежедневной работы. Разделение рабочего дня на части должно производиться работодателем путем издания локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Содержание действующего законодательства позволяет выделить следующие юридически значимые обстоятельства, доказанность которых позволяет признать законным и обоснованным разделение рабочего дня на части.

Во-первых, требуется доказать издание приказа о разделении рабочего дня на части полномочным представителем работодателя с соблюдением процедуры учета мнения профсоюза, действующего организации. Полномочным представителем работодателя при издании данного приказа выступает лицо, имеющее такие полномочия в соответствии с учредительными документами.

Издание локального нормативного правового акта о разделении рабочего дня на части без прохождения процедуры учета мнения профсоюза организации, а также отказ от учета изложенных в таком мнении мотивов являются основаниями для его признания недействующим в судебном порядке.

Во-вторых, требуется доказать законность и обоснованность издания локального нормативного акта о разделении рабочего дня на части. Закон связывает введение данного режима работы с особым характером работы либо с изменением интенсивности труда в течение рабочего дня (смены). В связи с чем законным может быть признан приказ, в котором указаны конкретные особенности работы, которые вызывают необходимость разделения рабочего дня на части. Особый характер работы может быть связан с отсутствием возможности выполнять трудовые обязанности в течение рабочего дня. Например, весьма сложно убирать служебные помещения в присутствии сотрудников. В связи, с чем рабочий день по уборке помещений может быть разделен на части. Первая часть рабочего дня может протекать до начала работы в организации, а вторая - после его окончания.

Законным основанием для разделения рабочего дня на части названо изменение интенсивности труда в течение рабочего дня (смены). В связи с чем законным может быть признан приказ о разделении рабочего дня на части, в котором конкретно указаны промежутки рабочего дня (смены), требующие наиболее интенсивной работы. Характерным примером использования данного основания является работа городского пассажирского транспорта.

Для признания приказа полномочного представителя работодателя обоснованным особый характер работы, требующий разделения рабочего дня на части, либо изменение интенсивности работы в течение рабочего дня (смены) должны быть подтверждены относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами. В качестве доказательств в данном случае могут быть использованы инструкции о выполняемых работниками трудовых обязанностях, сведения о потоке пассажиров в течение рабочего дня.

В-третьих, разделением рабочего дня на части признается установление приказом работодателя перерыва или перерывов в течение рабочего дня (смены), продолжительность которых превышает два часа. Перерыв в течение рабочего дня, не превышающий двух часов, в соответствии со ст. 108 ТК РФ признается перерывом для отдыха и питания. Поэтому установление перерыва в течение рабочего дня продолжительностью более двух часов признается разделением рабочего дня на части.

При разделении рабочего дня на части также используется поденный учет рабочего времени, поскольку ст. 105 ТК РФ обязывает работодателя обеспечить соблюдение установленной нормы часов работниками с данным режимом труда ежедневно. Следовательно, любое превышение данной нормы должно признаваться работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Режим рабочего времени представляет собой порядок распределения работы предприятия в течение суток, календарной недели, месяца.

Порядок распределения рабочего времени в течение суток предусматривает число рабочих смен, время начала и окончания работы в каждой смене, время перерывов (для приема пищи, технологических и др.), ненормированный рабочий день, гибкий график работы, чередование рабочих и нерабочих дней, разделение рабочего дня на части, неполный рабочий день (смена).

Для отдельных категорий работников может устанавливаться ненормированный рабочий день, при котором допускается выполнение работы сверх установленной продолжительности рабочего дня. При этом выполняемая работа не считается сверхурочной.

Для отдельных категорий работников или коллективов подразделений предприятий как при приеме на работу работников, так и в последующем может устанавливаться гибкий (скользящий) график работы. При этом время начала и окончания рабочего дня определяется по соглашению между работником и администрацией.

С целью более эффективного использования оборудования и увеличения выпуска продукции либо в случае, если длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, допускается введение 2, 3 и 4-сменной работы.

Законодательство о труде предусматривает три основных вида учета рабочего времени: поденный, недельный, суммированный. При каждом из этих видов учитывается отработанное время за каждый рабочий день.