Речевой материал для автоматизации звука т д. Логопедические упражнения на звуки т и д

  • 17.06.2024

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков Т, ТЬ, Д, ДЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, М, Н и др.

Структура пособия

Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

1. Артикуляция звука.

2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.

Не стоит долго задерживаться на этапе автоматизации звука в слогах, как можно быстрее переходите к автоматизации в словах.Во-первых, в слове звук окружают другие звуки, накладывающие свой артикуляционный и акустический отпечаток. Во-вторых, ребенок лучше воспринимает значимые, осмысленные вещи. «Логопедическая работа производится в единстве с развитием языка и мышления: содержание усваиваемого речевого материала должно быть доступным и понятным детям, должно будить их мысль. Нельзя тренировать детей на длительных повторениях бессмысленных звукосочетаний. Должно так или иначе осмысливать их, хотя бы в форме звукоподражаниябою барабана – та-та-та. В этом же плане, загадывая загадку, заучивая стишок, как дидактический материал для усвоения определенного звука, следует, не отдаляясь от темы, ставить вопросы, связывающие данное содержание речи с окружающей дитя жизнью» (М. Е. Хватцев).

Кроме удобной для ребенка «осмысленности», слова для отработки звуков выполняют очень важную функцию. Они позволяют автоматизировать звук во всех возможных позициях, создают, по сути, «артикуляционные модели» - ребенок не должен выучить все слова русского языка с данным звуком, он тренируется произносить новый звук в различных сочетаниях, которые затем будет использовать уже в других словах, которые встретятся ему в жизни.

Слоги в словах, в которых встречаются отрабатываемые звуки, могут быть ударными и безударными, открытыми, закрытыми и со стечением согласных.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: КА-ША, МО-ЛО-КО.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: АР- БУЗ, КАР-ТОН.

Слог со стечением согласных – «скопление» согласных, стоящих подряд в одном слоге: КРО-ко-дил, за-КРЫТЬ, ПЛА-тье.

Автоматизация звуков в словах (и далее - в словосочетаниях, текстах…) производится с учетом орфоэпических норм русского языка . Орфоэпия определяет, как произносятся звуки, сочетания звуков, слова и формы слов в устной речи (в отличие от орфографии, которая определяет правила написания слов).Основные орфоэпические нормыдляудобства подразделяют на: правила произнесения гласных звуков (в разных позициях слова, ударения) и правила произношения согласных звуков (в зависимости от места, от соседних гласных и согласных звуков).

Гласные звуки.

Что нужно знать о правильном произношении гласных звуков? Под ударением гласный произносится четко, так, как пишется. В безударной позиции звук О звучит как А:пишем «корова», а произносим «кАрова», потому что первый гласный стоит в безударной позиции, а второй – под ударением. Звук Э без ударения превращается в нечто среднее между И и Э: «река» звучит как «рИка». Буква Я без ударения читается так же: как И с оттенком Э («рИбина», «рИдовой»).Меньше всего меняются в безударной позиции гласные У, А, И, Ы. Обратите внимание: в упражнениях слова со звуками О или Е могут оказаться в разных разделах («лацкан, лачуга, ловушка, ловчить, логичный, логопед» - эти слова для отработки звука Л окажутся в одном абзаце, на слог «ЛА»).

В заимствованных иностранных словах гласные произносятся чаще всего так, как пишутся: рОндО, бОа…

В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, И, Э, Ы. Буквы Е, Ё, Ю, Я, как известно, обозначают два звука (Я=Й+А) и служат для обозначения мягкости предшествующего согласного.

Т.е. если вы видите в слове букву Т, учтите - она может произноситься как твёрдый Т и как мягкий Ть, в зависимости от следующей гласной: Тапки – Тяпки. Твёрдые и мягкие – это разные звуки, подчас для их произношения требуется разное положение языка

В логопедической работе это означает, что если ребенок умеет произносить звук Т, но у него еще не исправлен мягкий Ть – внимательно следите за следующей гласной после буквы Т: мы даем ребенку слово ТАПКИ, но не имеем права требовать правильного произнесения слова ТЯПКА.

Согласные звуки.

В русском языке согласные звуки могут быть твердыми или мягкими, звонкими или глухими.Занимаясь с ребенком, эти характеристики нужно либо знать, либо хорошо «чувствовать язык» - слышать, где как в норме произносится звук.

Давайте вместе вспомним:

· звонкие согласные в конце слов произносятся глухо (например, в слове «мороз» на конце произносится звук С – «мароС»). Поэтому не удивляйтесь, обнаружив слова ДУБ, ЗУБ, СТОЛБна страничке со звуком П.Оглушаютсязвуки Б, В, Г, Д, Ж, З.

· так же эти звуки оглушаются перед глухими же согласными:«зуПКи», «труПКа».

· Некоторые глухие согласные, напротив, могут озвончаться перед звонкими согласными: сделать = «ЗДелать», просьба = «проЗьБа».

· Перед мягким согласным твёрдый согласный смягчается (это неустойчивая норма – можно смягчать, можно не смягчать): «снег» может произноситься как «Снег», так и как «СЬнег».

· В стечениях 3-х и более согласных один из звуков не произносится: лестница – «леСНица», чувствовать – «чуСТВовать», праздник – «праЗНик».

· В возвратных глаголах (заканчивающихся на-ться) на конце произносится«ЦА»:«учиЦА», «охотиЦА».

· Стечение согласных-ТСК-произносится как ЦК:детский – «деЦкий», советский – «совеЦкий».

· Сочетания ЧТ, ЧНпроизносятся как ШТ, ШН:потому что – «потому ШТо», конечно – «конеШНо».

· Звук С, стоящий перед Ш или Ж, сам превращается в Ш и Ж: «сшить» - произносится с долгим Ш = «ШШИть», «сжиженный» = «ЖЖиженный». Так же видоизменяется звук З: «разжать» = «раЖЖать».

· Звук Ц в русском языке твердый, не имеющий пары, поэтому написание и произношение в случае звука Ц имеет определенные особенности. Например, пишется ЦИ, а произносится твердо ЦЫ, ЦЕ произносится как ЦЭ (цирк = «цЫрк», в конце = «в концЭ») Поскольку звук Ц является аффрикативным, т.е. состоит из двух звуков – Т и С, сочетания ТЦА и ДЦА читаются как долгий ЦЦА («пятнаЦЦать»).

Порядок использования словарного материала.

Некоторые авторы рекомендуют начинать автоматизацию всех звуков с обратных слогов. Другие советуют открытые слоги. Соглашусь и с теми, и с другими.Аффрикаты (смычно-щелевые звуки) Ц и Ч действительно лучше автоматизируются, начиная с обратных слогов: боЕЦ, гонЕЦ, певЕЦ, врАЧ, мЯЧ, грАЧ. При автоматизации Р очень редко удается начать с обратных слогов (язык не успевает переключиться на вибрацию в верхнем положении, требует поддержки звуком Д, слово звучит очень своеобразно, ребенок не воспринимает это как полноценное слово: аДРбуз).В иных случаях все зависит от личностных особенностей ребенка. Поэтому, поставив звук, проверьте, в каких слогах новый звук получается легче – именно такие слова и предложите ребенку в первую очередь. Коррекционная работа проходит успешнее и быстрее, если мы движемся от простого (для конкретного ребенка) к более сложному.

На начальных этапах автоматизации слова произносятся по слогам. Но не слишком этим увлекайтесь – есть опасность сделать из этого привычку. Буквально через день-два переходите на слитное и плавное произношение отрабатываемых слов. Для этого можно помочь ребенку движением руки – произносите слово и делайте плавное движение рукой слева направо, научите этому ребенка.

В ударных слогах звук произносить удобнее, т.к.на ударный слог выделяется больше энергии выдоха. Об этом стоит помнить, поскольку первоначально новый звук в словах произносится длительно, немного утрированно – для того чтобы язык успел занять новое для себя правильное положение, а ухо привыкло слышать этот новый звук, признало его как соответствующий образцу (формирование артикуляторно-акустического стереотипа). Позднее звук будет произноситься легче и быстрее, пока не «сотрется» до размеров обычных звуков.

Особо следите, чтобы не попадались ребенку слова с оппозиционными звуками (С-Ш, С-З, Ч-Ц, Ч-Ть и др.).Подобные слова отрабатываются позже, на этапе дифференциации.

Если Вы исправляете звукопроизношение самому себе – на этапе автоматизации Вам понадобится «слушатель» - человек, который сможет подсказывать Вам, правильно ли звучит новый звук. Самому себе новый звук кажется настолько необычным, что возникают сомнения «А то ли я делаю?», «правильно ли я говорю?», появляетсяжелание бросить дело на полпути. Разумеется, слушатель должен четко слышать разницу между правильным и аномальным звучанием, тогда одной его фазы «Да! Звучит хорошо» бывает достаточно, чтобы вернулась уверенность.

В этом упражнении кончик языка прижимается к верхним зубам, рот открыт.
Громко и отчетливо произносим звук «Т – Т – Т».

2) Звукоподражания

Тук – тук (молоток), тик – так (часы).

3) Игра «Угадай, что это?»

Произносите звукоподражания «тук - тук» или «тик - так» и предлагайте ребенку угадать, что это: молоток или часы.

4) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки, произносим слоги «та», «то», «ту», «ты» при каждом соприкосновении.

5) Игра

Сначала вы громко топаете вместе с малышом и произносите низким голосом такие слова:

Теперь тихонько топайте и говорите уже высоким голосом:

6) Чистоговорка

7) Стихотворение

Разучите с ребенком стихотворение В. Жуковского:

8) Скороговорка

Повторите с ребенком скороговорку:

Упражнения в произнесении звука «Д»

1) Артикуляционная гимнастика

Добиваемся четкого и звонкого звука «д–д–д».
Представьте вместе с ребенком, что вы забиваете в стену гвоздь молотком.
Пускай ребенок бьет кулачком о другой кулачок и произносит при этом звук «Д».
Язык прижимается к верхним зубам, рот открыт.
Громко и отчетливо произносим звук «д – д – д».

2) Звукоподражания

Ду – ду (дудочка), ту – ту (поезд).

3) Игра «Угадай, что это?»

Произносите звукоподражания «ду - ду» или «ту - ту» и предлагайте ребенку угадать, что это: дудочка или поезд.

4) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки, произносим слоги «да», «до», «ду», «ды» при каждом соприкосновении.
Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

5) Чистоговрки

6) Запомни слово

Прочитайте ребенку 2 разные фразы:

Теперь попросите вставить недостающие слова:

7) Стихотворение

Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Ты повтори их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

8) Скороговорка

В среднем формирование произношения завершается к пяти годам, если в этом возрасте всё ещё есть проблемы, следует обратиться к врачу-логопеду. Это не значит, что до пяти лет за речью можно не следить. Важно контролировать и тренировать произношение, не умиляясь детскому искажению слов. Чтобы научить ребёнка выговаривать звуки Т и ТЬ (если это у него не получается), следует регулярно проводить специальную гимнастику. Прежде чем приступить к занятиям, важно уметь объяснять и показывать, как заниматься артикуляционной гимнастикой на звук Т на своём примере. Количество повторений лучше увеличивать постепенно.

Тренируем артикуляцию

Артикуляция звука Т. В исходной позиции губы должны быть приоткрыты, щель между рядами зубов 5 мм. Язык кончиком прижимается к верхним альвеолам (углублениям в челюстях, где находятся зубные корни), смыкаясь с ними, при этом произносятся гласные А, О, У, Ы. При выполнении упражнения мягкое нёбо приподнимается, размыкаются гортанные складки, а поток воздуха имеет толчкообразный характер.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука ТЬ. Упражнение выполняется молча, не должно быть вибраций и подрагивания связок. Кончиком языка нужно дотронуться до нижнего ряда зубов. Верхняя его часть в этом положении должна быть выпуклой, прислонённой спереди к бугоркам за верхним зубным рядом. При выдохе воздушный поток должен отрывать язык от бугорков.

Гимнастика для постановки звука T

Постановка звука Т

Есть несколько методов:

  1. Нужно выбрать несколько слов или слогов, с сочетанием звуков ТА, повторяя их, ребёнок тренирует постановку Т.
  2. Исходное положение — язык находится между зубов и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. Затем делается глубокий вдох. После получения межзубного Т, он убирается назад.
  3. Исходное положение — язык между зубов. Далее приоткрыть в улыбке зубы и слегка «поплевать».
  4. Т тренируется как производный звук от П. Начать с нескольких повторений ПА — ПА, прислонив кончик языка в его широком месте к нижней губе. Потом нужно повторить исходные звуки в улыбке, при этом должно прозвучать ТА — ТА.
  5. Межзубное положение кончика, опять тренировка от П. Нужно несколько раз повторить ПА — ПА, в это время нужно раздвинуть губы большим и указательным пальцем. Если всё сделано правильно, должно прозвучать ТА — ТА.

Постановка звука ТЬ

  1. Вначале ребёнок проговаривает немного другое сочетание звуков — ТА.
  2. Чтобы смягчить твёрдый слог, специальной лопаткой нужно слегка прижать и опустить вниз кончик языка, должен получиться звук ТЯ.
  3. Звук ТЬ получают от при пощёлкивании кончиком языка за сомкнутыми зубами.
  4. Во время щелчка издаётся мягкое цоканье (похожий звук дети издают, попробовав вкусную еду), звук должен получиться близким к ТЬ. Потренировавшись, его можно улучшить, если язык не прижимать к нёбу, а пытаться «выдуть» его наружу.

Игровые упражнения

Поддержать интерес помогут упражнения в игровой форме:

  1. «Чистим зубки». Ребёнок в улыбке приоткрывает зубы, слегка открывает рот и кончиком языка проходит сначала по верхним, потом по нижним зубам с обратной стороны, двигаясь влево и вправо.
  2. «Лопатка». Надо улыбнуться, приоткрыть рот, поместить широкую часть переднего края языка на нижнюю губу. Такое положение сохраняется, пока взрослый считает от 1 до 10. Можно начать с 5 секунд, затем постепенно увеличить время до 10 секунд.
  3. «Трубочка». Вначале нужно из открытого рта высунуть язык и вытянуть его как можно сильнее. Затем, сужая, напрячь его. Положение сохраняется около 10 секунд.
  4. «Качаемся на качелях». Улыбнувшись, нужно слегка открыть рот и прислонить к нижнему зубному ряду кончик языка (в его широкой части). Вначале он находится за нижними зубами, потом перемещается за верхние. Позиции вверх и вниз меняются несколько раз.
  5. «Горка». Опять исходное положение — приоткрытый в улыбке рот, кончик языка прислонён к нижнему ряду зубов. Далее он выгибается дугой, плотно соприкасаясь с нижними зубами.
  6. «Горный ветер». Ребёнок улыбается с приоткрытым ртом. Пока язык выгнут дугой, не торопясь, нужно плавно подуть в его центр. Поток воздуха должен быть холодным.

Не нужно спешить и оказывать давление на ребенка, нужно заниматься ежедневно и результат обязательно будет, у кого-то из детей раньше, у кого-то позже. Терпение, и ещё раз терпение! Главное, внимательно следить за техникой выполнения артикуляционной гимнастики, прислушиваться к индивидуальным потребностям и особенностям ребёнка.

Иринка Башканова
Логопедическое занятие «Звуки [Т] и [Т’]»

Логопедическое занятие в старшей группе

Тема : Звуки Т и Т’

Коррекционно- развивающие задачи :

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т и Т’ в слогах , в словах, фразах.

Развивать фонематический слух

Учить образовывать форму родительного падежа имен существительных

Учить пересказывать текст по опорным картинкам.

Развивать внимание, память, мышление.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Психогимнастика :

Ребята, сегодня мы отправимся в гости к щенку Тим и котенку Том. Но сними,что то произошло. Изобразите щенка по кличке Тим, который мокнет под дождем. Нам жалко Тима. Изобразите провинившегося котенка, которого наказала хозяйка. Покажите, как уныло они бредут по улице, какое грустное у них настроение. Они встретили нас, мы им улыбнулись, ваша улыбка поднимет им настроение.

2. Повторение пройденного.

Ребята, какой первый звук в слове Том ? (звук Т )

Мы с этим звуком познакомились на прошлом занятии .

Артикуляция звука

Характеристика звука .

3. Знакомство с новым материалом.

Логопед выставляет следующие картинки : телефон, тетрадь, телевизор, тигр, теленок, тетерев, тягач.

Дети называют картинки и определяют первый звук в словах

Логопед : Как вы думаете, с каким звуком сегодня будем знакомиться? (со звуком Т’ )

Уточнение артикуляции звука (Язык напряжен, ударяется о бугорки) .

Характеристика звука (согласный, мягкий) .

Речевая зарядка.

Щенок Тим предлагает нам поиграть в игру «Скажи мягко»

Та-тя ат-ать то-те от-оть

Ту-тю ут-уть ты-ти ыт-ить

Проговаривание чистоговорок :

Ти-ти-ти- съели кашу всю почти.

Те-те-те- отложили мы шитье.

Ать-ать-ать- мы идем гулять.

Дидактическая игра «Том и Тим»

У детей на столах картинки со звуками Т и Т’ в названиях .

Логопед : Ребята, щенок Тим и котенок Том ищут себе друзей

На звук Т встают друзья Тома, на звук Т’ встают друзья Тима.

Дидактическая игра «Чего не стало» .Образования формы родительного падежа имен существительных.

«Закончи предложение»

У Тома (тарелка) . У Тима большой (телевизор) . У Тома (тачка) . Тим пришел в гости к (тигру) . Почтальон принес (телеграмму) . У Тани в руке красивые…. (тюльпаны) .

Физкультминуика

Я на скрипочке играю, Атеперь на барабане

Тили-тили-тили Бум-бум-бум,

Скачут на лужайке, Трам-трам-трам!

Тили-тили-тили. В страхе зайки разбежались по местам.

5. Пересказ рассказа по опорным картинкам «Таня и Тима» .

По тексту выставляются картинки.

Дома Таня и Тима. Они сидят за столом. Тима лепил танк. Таня рисовала тюльпаны. Тима отдал танк брату Толе. А Таня подарила тюльпаны сестре Томе. Толя и Тома рады.

Ответы на вопросы по тесту.

Пересказ.

6. Подведение итога занятия .

Сюрпризный момент.

Логопед : Ребята, Том и Тим приготовили вам подарки. Тим Зеленые листочки, а Том синие цветочки. В группе приклейте листья и цветы на один большой лист и у вас получится красивая полянка.