Художественная ковка обучение. Уроки по обучению ковке помогут вам научиться создавать шедевры

  • 11.07.2018

Это было в 1953 году. Мой отчим был направлен райкомом в отстающий колхоз - поднимать тамошнее хозяйство, и всей семьей мы переехали жить в одну из деревень. Около дома, где мы поселились, находилась колхозная кузница. Однажды я из любопытства зашел посмотреть, что это такое, и был потрясен увиденным. Снаружи кузница напоминала кучу тлеющих бревен. До сих пор помню это черное от копоти и пыли сооружение с земляным полом, маленьким тусклым окошком и большими деревянными воротами. Дым застилал все помещение, только лучи света пробивались сквозь щели в стенах и крыше. В дальнем углу возвышалось огромное сооружение из кирпича и металла, внутри которого горел большой костер с ярким огнем и едким дымом. На полу валялись куски железа, старые подковы, кувалды и какие-то непонятные приспособления. В центре, на большом покосившемся пне, стояла громадная наковальня, вся побитая молотками и зубилами, у стены, на пеньке поменьше, были приделаны кузнечные тиски, а на скамейке у оконца сидели три чумазых мужика неопределенного возраста...С тех пор я частенько заходил в эту кузницу, настолько сильно заворожила меня магия огня и раскаленного железа.

Интерес к посещению кузниц сохранялся у меня в течение долгих лет: общался с кузнецами, наблюдал за их работой.

Что такое кузница?

Итак, начинаем первый урок, который посвящен непосредственно кузнице, ее устройству и оборудованию. Что же такое кузница? В двух словах, это помещение, оборудованное для выполнения кузнечных работ. А если подойти к этому вопросу творчески, то кузница для кузнеца, увлеченного своим делом, не просто помещение, - это его дом, его храм, в котором происходят всевозможные чудеса. В кузнице мастер проводит практически все свое время. Здесь он работает, отдыхает, творит, мыслит. Рассказывали, что мой дед во время работы сочинял стихи, а мой хороший друг, кузнец из Гданьска Анджей Дайковский, во время работы вместе с помощниками поет арии из опер. Много всевозможных событий могут происходить с человеком в кузнице.



Бесспорно, устроить ее проще тем, кто живет в сельской местности, имеет небольшой приусадебный участок или дачу. В городе это сделать достаточно сложно, за исключением тех случаев, когда мастер работает на заводе и как-то связан с заводской кузницей, где есть необходимое оборудование. Кстати, сразу оговорюсь: если кто-то осваивает ремесло с целью разбогатеть - бросьте эту затею. Ни в России, ни в других странах я не знаю ни одного хорошего кузнеца, который заработал бы большие деньги.

Работа в кузнице постоянно требует помощи одного или двух помощников, поэтому постарайтесь сразу найти себе друзей-единомышленников. Правда, я уже много лет работаю один, проявляя чудеса изобретательности: вместо молотобойца у меня - пневматический молот, в качестве подручных - различные приспособления.

Тем, кто хочет постичь все тонкости кузнечного искусства (подчеркиваю, именно искусства, а не ремесла) - и начинающим кузнецам, и тем, кто давно уже работает, я советую немедленно начинать заниматься изобразительным искусством. Молодым рекомендую художественную школу, изостудию, кружок рисования, те, кто старше и опытнее, могут брать уроки у профессиональных художников. Идеальным вариантом будет получение специального художественного образования. Необходимо изучить технику и законы рисунка, живописи и композиции. Без этих знаний невозможно стать настоящим специалистом в художественной ковке. Однако быть грамотным ремесленником тоже неплохо - сегодня ощущается острая нехватка профессиональных мастеров.

Алтарь в храме

Для организации кузницы необходимо подобрать или построить помещение. Размеры его могут варьироваться, но сама конструкция и строительные материалы должны полностью отвечать всем нормам и правилам пожарной безопасности. Это очень серьезно! Поставить кузницу можно и на открытом воздухе, устроив небольшой навес около сарая или гаража. Моя первая кузница была под открытым небом в конце огорода, скажу, что это доставляло массу неудобств в дождливую и холодную погоду.

Организовать рабочее место и установить оборудование каждый может по своему усмотрению, для этого нет каких-то жестких правил. В дальнейшем я приведу в качестве примера несколько вариантов планировки.



Теперь перейдем к оборудованию кузницы. Если кузница - храм, то алтарь в этом храме - кузнечный горн. Именно в горне происходит таинство превращения стали в мягкий и податливый материал. Принцип работы классического кузнечного горна необычайно прост. На рабочей поверхности горна горит небольшая кучка угля - сюда помещаются стальные заготовки, которые нагреваются до температуры, необходимой для ковки. В настоящее время существует огромное количество конструкций горнов. В основном, они различаются по типу топлива. Существуют горны на твердом топливе - это каменный и древесный уголь, кокс, в крайнем случае можно использовать и простые дрова. Я предпочитаю кокс, хотя по стоимости он дороже простого бурого угля или антрацита. Зато по количеству его требуется примерно в пять раз меньше, при горении кокс дает более высокую температуру, нет копоти и меньше шлака. Лучше всего использовать мелкий кокс ("коксик") - крупный литейный кокс приходится колоть, на это уходит много времени. Существуют печи на жидком и газовом топливе, но они, в основном, применяются на больших производствах. Правда, в настоящее время английская фирма EFM наладила производство небольших стационарных и портативных кузнечных горнов, работающих на сжиженном пропане. Этот горн очень похож на классический угольный, только вместо угля используются небольшие кусочки специальной керамики, которые разогреваются газовой горелкой. Существенный недостаток такого горна - его высокая стоимость (примерно 2000 английских фунтов) и большой расход газа.

Рассмотрим подробнее конструкцию простого угольного горна (рис. 1). Такой горн можно сделать самому или заказать на производстве. Основой стационарного горна является стол, верхняя крышка служит для размещения очага и нагреваемых заготовок. Высота стола определяется ростом кузнеца и может быть равной 700-800 мм. Размер горизонтальной поверхности, в принципе, может быть любым, но обычно он равен 800х800 мм или 1000х1500 мм. В центре стола расположено горновое гнездо, которое состоит из фурмы и колосниковой решетки - через них подается воздух для горения угля. Традиционно крышку стола выкладывали огнеупорным кирпичом на глине, но это усложняет и утяжеляет всю конструкцию. Я уже много лет использую цельнометаллический горн с крышкой из стального листа толщиной 4 мм, в центре которой размещена чугунная колосниковая решётка. Колосниковую решетку можно сделать из старой чугунной толстостенной сковороды диаметром 200-300 мм, достаточно насверлить отверстия диаметром 8-10 мм в дне, и плотно вставить её в фурму.

Основным механизмом в горне является вентилятор, который создаёт дутьё воздуха для горения угля. В старые времена, когда не было электричества, для этой цели применялись кожаные мехи различных конструкций. Кожаные мехи особенно удобны, если использовать в качестве топлива древесный уголь, который горит очень медленно без дутья. Для того чтобы повысить температуру горения, достаточно лишь несколько раз качнуть мехи. Сегодня используются вентиляторы типа улитка с крыльчаткой "беличье колесо". Такой вентилятор даёт очень мощный напор воздуха. В одной из кузниц я видел горн, где в качестве вентилятора использовалась воздуходувка от ручной сирены. Достаточно покрутить ручку, похожую на ручку мясорубки, и за счёт редуктора достигаются большие обороты крыльчатки. Сам я использовал воздуходувку от трактора "Кировец", которая имеет небольшие габариты, хорошую улитку из алюминиевого сплава и работает практически без шума. Подобрал подходящий электромотор, знакомый электрик собрал регулятор напряжения, при помощи которого можно регулировать обороты вентилятора, т.е. можно увеличивать дутьё до максимума или уменьшать до такой степени, чтобы уголь чуть теплился. Горн этой конструкции я использую уже много лет, и он устраивает меня по всем показателям. Если кого-то интересуют другие конструкции горнов, можно найти исчерпывающую информацию в книгах А.Г. Навроцкого "Кузнечное ремесло" (М.: "Машиностроение", 1988) и "Художественная ковка" (М.: "Высшая школа", 1995).

Правая рука кузнеца

Теперь поговорим о наковальне. Её можно назвать королевой в инструментальном королевстве кузницы - она занимает почетное место в центре неподалёку от горна на массивном дубовом или березовом чурбаке и является основным инструментом кузнеца. Наковальни бывают трёх типов: безрогая, однорогая и двурогая, масса нормальной рабочей наковальни от 100 до 250 кг.



Современные наковальни изготавливаются из инструментальной стали методом литья. Самая удобная в работе - двурогая наковальня. Верхняя горизонтальная площадка называется лицом, на ней выполняются все основные кузнечные операции. Поверхность лица должна быть хорошо отшлифована и содержаться в идеальном состоянии: без вмятин, выбоин и зарубок. Никогда не стучите впустую по лицу наковальни молотком, не рубите на нем металл зубилом. С правой стороны наковальни расположен конический рог, предназначенный для гибки полос и прутков, раскатки и сварки колец. На некоторых наковальнях между рогом и лицом имеется промежуточная незакаленная прямоугольная площадка, предназначенная для рубки заготовок. С левой стороны находится хвост, который представляет собой прямоугольную пирамиду и предназначен для гибки и правки прямоугольных замкнутых заготовок. В хвосте наковальни имеется квадратное отверстие размером 30х30 мм или 35х35 мм, предназначенное для установки подкладного инструмента, гибочных вилок и других приспособлений. На лице около конического рога расположено круглое отверстие диаметром 12-16 мм, которое используется для гибки круглых прутков. В нижней части наковальни имеются четыре лапы, за которые она крепится скобами к чурбаку или металлической подставке.

Иногда между двух лап на боковой плоскости существует массиввый выступ с горизонтальной площадкой, который применяется для осадки прутков. Устанавливается наковальня на массивный деревянный чурбак (стул) из дуба или березы диаметром 500-600 мм. Основание стула закапывают на глубину не менее 0,5 м, а землю вокруг хорошо утрамбовывают. Стул должен стоять строго вертикально и не вибрировать во время работы. Но установка наковальни на деревянном стуле имеет некоторые недостатки. Во-первых, слишком большая площадь основания стула мешает вплотную подойти к наковальне, во-вторых, крепёжные скобы периодически разбалтываются, в-третьих, установленная на деревянном стуле наковальня издаёт слишком высокий звук при ударе по ней молотком. Я работаю на большой самодельной наковальне весом 150 кг. Расскажу о ней подробнее. Сначала был сделан металлический ящик без крышки из листа толщиной 4 мм, при этом внутренний горизонтальный размер ящика точно соответствовал размеру основания наковальни. Я заполнил ящик песком и хорошо утрамбовал его, сверху положил металлический лист такой же толщины, который по размеру точно входил в ящик. На листе была установлена наковальня, плотно прижатая специальными хомутами. На боковых поверхностях ящика я закрепил несколько скоб, в которые можно вставлять различные приспособления, необходимые во время работы. Так отпала необходимость в дополнительном столе для подручного инструмента. Получилось массивное сооружение, плотно стоящее на полу. Для большей надёжности я прикрепил ящик анкерами к бетонному полу.

Для мелких работ применяются специальные наковальни - шпераки, которые изготавливаются методом ковки из углеродистых сталей с последующей закалкой рабочих поверхностей. Хочу заметить, что в настоящее время приобрести хороший кузнечный инструмент - большая проблема: наша промышленность не выпускает ни наковальни, ни другой кузнечный инструмент. Я советую заняться его поиском в деревнях, на заводах, в железнодорожных мастерских.

Кузница, в которой вы будете работать и радоваться

К основному стационарному оборудованию кузницы относятся стуловые кузнечные тиски. Без них не обходится ни одна кузница.


В тисках осуществляется зажим заготовок и различных приспособлений, гибка, осадка, разрубка и множество других операций. Стуловые тиски бывают различных размеров. Крепятся они обычно на отдельном массивном бревне - стуле, хорошо закреплённом в полу кузницы, рядом с наковальней. Верхний уровень губок находится на той же высоте, что и лицо наковальни. Губки стуловых тисков отковываются из углеродистой стали 20, 25. Если вы не смогли приобрести стуловые тиски, то на первых порах можно обойтись обыкновенными. Подойдут большие слесарные или машинные тиски, однако ни те, ни другие не выдерживают сильных ударов, так как их корпусы отлиты из чугуна.

В заключение первого урока приведу пример планировки небольшой кузницы (рис. 2), в устройство которой, кроме горна, наковальни и тисков, входит ещё много различного оборудования. Рядом с горном устанавливают ёмкости для угля, шлака, воды и масла, на стенах крепят стеллажи для ручного и подкладного инструмента. Кроме того, понадобится сделать слесарный верстак, стеллаж для металла, оборудовать место для сварочных работ, установить электроточило и всевозможные ящички и шкафчики для хранения ручного электроинструмента, различных приспособлений и лакокрасочных материалов... И получится хорошая кузница, в которой вы будете работать и радоваться.

Бывает, прогуливаешься по улице, проходишь мимо какого-то дома либо исторического места, и замечаешь уникальные шедевры, сделанные из металла, будь то чей-то кованый балкон, ворота, элемент архитектуры или просто отдельно стоящую скульптуру, сотворенную руками неизвестного мастера. Невольно подумаешь, какие умелые руки у человека, заставившие обычный холодный кусок железа принять изумительно красивую форму . И самому захочется научиться ковке.

Несколько слов об истории

По своей сути - это изготовленное при помощи обработки металла изделие, созданное с различными целями с присущими художественному произведению свойствами. Еще издавна люди стремились украсить используемые в быту предметы различными отличительными знаками. Известно, что по внешнему виду вещей зачастую определялся статус владельца. Как правило, к таким вещам относились кубки, доспехи, подчеркивавшие принадлежность к тому или иному роду, украшения из драгоценных металлов и, конечно же, мечи и кинжалы с индивидуальными коваными элементами. Даже в наше время, когда человечество стремится к практичности и минимализму, предметы художественной ковки нередко становятся уникальной деталью интерьера и гордостью хозяина.

Работа с металлом

Пройти обучение работе с металлом может каждый желающий, обладающий некоторой силой и любовью к этому материалу. Если ранее не было возможности пройти полный курс обучения в специализированном учебном заведении, то сейчас всегда есть возможность взять уроки у практикующих мастеров, имеющих немалый опыт в деле художественной ковки.

Сейчас, во времена интернета, всегда можно просмотреть множество видео с процессом работы по металлу, приобрести видеоуроки либо просмотреть их непосредственно на сайтах. И все-таки, рекомендуется обратиться с вопросом учебы к мастеру лично, поскольку, таким образом, появляется дополнительная возможность при индивидуальном обучении получить дополнительные знания и узнать секреты создания неповторимых вещей, пришедшие к профессионалу с наработанным опытом методом проб и ошибок, чего никакие видеоуроки для массового просмотра никогда не раскроют.

Процесс обучения

Для того чтобы начать обучение, можно предварительно просмотреть предлагаемую информацию об этом процессе, чтобы убедиться в том, что есть желание обучаться именно ковке, и чтобы понимать, что потребуется во время учебы. Любое видео по данному материалу первоначально посвящено требованиям к необходимому для работы по художественной ковке оборудованию. Следует обязательно понимать, что ковка требует уделять себе много времени, и с первого же раза может ничего не получиться.


Все уроки по обучению ковке повествуют об азах работы с металлом. Из них можно почерпнуть информацию о подготовке к началу работы, о необходимых инструментах и материале, необходимом для создания того или иного предмета, об особенностях работы с различными видами металлов. Каждый металл требует к себе индивидуального подхода, поскольку при создании определенного предмета из разных металлов требуется различная температура, сила, прилагаемая при . Некоторое видео состоит из циклов подробных уроков, рассказывающих обо всех этих нюансах.

Далее стоит найти профессионального мастера своего дела, чтобы тот наглядно продемонстрировал возможности профессии. В процессе обучения кузнец не только расскажет о теории и покажет уже созданные предметы, однако, при более серьезном подходе и наличии у обучающегося искреннего интереса к столь непростому делу, поделится уникальным опытом, заодно поведав о своих достаточно курьезных промахах, происходивших во время его обучения.

Считается, что личное общение с мастером во время уроков, приносит гораздо больше пользы, нежели сотни раз просмотренный видеоматериал или прочитанные книги по кузнечному мастерству, поскольку имеется возможность исправить совершаемые ошибки сразу же при их возникновении, опробовать полученные знания непосредственно на практике под чутким руководством учителя. Как известно, получив первые результаты своего труда, уже невозможно остановиться на достигнутом.

К сожалению, как и любое обучение, художественная ковка требует материальных затрат от обучаемого. Стоит учесть этот немаловажный фактор до начала учебы. Не хотелось бы, чтобы интерес к работе с художественной ковкой и кузнечному делу в целом прерывался из-за отсутствия возможности приобрести определенный необходимый инструмент для изготовления нужного элемента или из-за поиска средств на подходящий для выполнения задачи металл.

Так или иначе, если чувствуете в себе силы и имеются возможности для обучения кузнечному делу – тогда по плечу будут любые шедевры, и всегда найдутся ценители созданных новой рукой предметов такого неповторимого искусства, как художественная ковка.

Есть множество вариантов обучения на кузнеца. Курсы, учебное заведение, самостоятельное освоение. Какой из вариантов наиболее оптимальный? А также о том, где пройти обучение на кузнеца ручной ковки узнаем прямо сейчас.

Все представляют себе, чем занимается кузнец ручной ковки, обучение этому древнему ремеслу хотели бы пройти многие, но как это сделать в 21 веке? Еще лет 100 назад все было понятно, где стоит кузница, в деревне знали все.

А где сейчас кузницы и их обитатели, как их найти, как научиться этому красивому и трудному делу?

После того, как люди открыли железо и научились его обрабатывать, появилась профессия кузнец. Большинство хозяйственного инвентаря и предметов быта делалось из металла. Кроме того, жизненно необходимые вещи – оружие и доспехи – тоже были металлическими. Чтобы их изготавливать, требовалось недюжинное мастерство. Высококачественное оружие стоило баснословно дорого, дороже золота и драгоценностей, ведь от качества зависела жизнь. Также, оружие всегда было статусным предметом, чем оно богаче и искусней сделано, тем больше восхищения и уважения получал владелец.

Естественно, кузнецы были всегда весьма уважаемыми и богатыми членами общества, обучение на кузнеца было престижно. Устроить своего сына в ученики к мастеру значило обеспечить его будущее. Это было не так просто, обычно кузнечное дело было семейным. В этом плане сейчас все гораздо проще. Обучение кузнецов можно найти, что называется, на любой вкус, для человека с любыми навыками и опытом работы.

Требования для обучения на кузнеца

Можно сказать, что основным условием для получения профессии является осознанное желание ее получить. Не всякий кузнец заканчивал вуз, чтобы стать крутым мастером. Иногда это получается благодаря упорному труду и тяге к самообучению. Тем не менее, есть три способа стать кузнецом.

Первый – закончить вуз. Специальность Художественная ковка есть во многих московских вузах и профессиональных училищах.

Второй – пойти в обучение к кузнецу, либо обучиться на курсах и далее совершенствоваться самостоятельно.

Третий – дойти до всего своим умом с помощью литературы и обучающих видео.

Можно сказать, что более-менее универсальный способ пройти обучение на кузнеца – это второй. Хотя у каждого мастера свой путь и тут нет однозначных рецептов, стопроцентно ведущих к успеху. Как уже говорилось выше, главный рецепт успеха – ваше стремление научиться.

Курсы обучения кузнецов

Курсы кузнецов можно без труда найти в таком большом городе, как Москва. Например, Русская академия ремесел – объединение неравнодушных мастеров, проводит курсы по обучению разным традиционным ремесленным техникам. Есть в Академии курс «Кузнец художественной ковки», со сроком обучения в 3 месяца. Можно выбрать группу по будням (вечер) или по выходным дням. Обучение на кузнеца здесь довольно плотное, по 10-12 часов в неделю, всего – 144 часа. Стоимость курса составляет 55 000 рублей. По окончании выпускники получают диплом, присвоенный разряд и возможность арендовать производственное помещение.

Примерный план обучения кузнецов

На примере программы обучения от Русской академии ремесел посмотрим, чему можно научиться на курсах. Теории уделяется не очень много времени, в основном, внимание уделяется практике, обучение ведется поступательно. На первых занятиях слушателям рассказывают о профессии, знакомят с правилами охраны труда и техники безопасности на производстве. Посвящают в основы материаловедения, черчения и проектирования, знакомят с историей различных стилей в ковке. Потом учащиеся знакомятся с инструментарием, рабочими материалами, оборудованием кузницы. Далее приходит черед пробовать на практике основные кузнечные операции, изготавливая различные кованные предметы, ученики осваивают все, что нужно.

Изготовление вишенки. Осваиваются ковка шарика из металлического прута квадратного сечения, протяжка, разгонка, нанесение фактуры на поверхность металла, сборка.

Изготовление дверного упора в виде улитки. В процессе выполнения закрепляются навыков основных кузнечных операций, осваиваются вспомогательные.

Более сложный этап - ковка подковы. Ознакомление с особенностями ковки шипов, формирования бороздки и прошивки отверстий для гвоздей.

Изготовление подсвечника. Слушатели учатся приемам торсирования поковок, имеющих переменное сечение, учатся формировать сферические поверхности с помощью подкладных приспособлений, собирать выкованные детали методом клепки. Также, уделяется внимание методам финишной обработки поверхностей - крацевание, окраска, чеканка, патинирование. Освоение приемов кузнечной сварки.

Венчает обучение на кузнеца изготовление кованого предмета в качестве дипломной работы (на присвоение з разряда).

Ученик «с руками» без труда освоит основы ковки за время обучения на курсах. Но это только начало, нельзя сказать, что пройдя такое обучение, на выходе получается готовый мастер. Скорее, заготовка для мастера. Чтобы стать настоящим умельцем придется много работать и далее, учиться и учиться.