Геометрическая резьба. Геометрическая резьба по дереву на примере ларца

  • 11.09.2018

Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные, трехгранные клинорезные выемки различной ширины, глубины, конфигурации, четырехгранные выемки разной формы и криволинейные выемки в виде скобок. Все композиции узоров делаются путем повторения этих элементов, создавая какую-либо геометрическую фигуру. Наиболее распространены в геометрической резьбе трехгранные выемки – треугольники, отличающиеся формой и размером, поэтому такую резьбу часто называют трехгранно-выемчатой. Для этого вида резьбы характерен орнамент, состоящий из различных сочетаний треугольников, ромбов, волнистых зигзагообразных дисков, спиралей, квадратов, секторов, сегментов и др.

Разметку начинают с нанесения твердым карандашом линий, ограничивающих орнамент, – параллельно и перпендикулярно продольным кромкам заготовки, а также под различными углами. После нанесения ограничивающих линий внутреннее пространство разбивают на элементы геометрического узора: сначала, как правило, на квадраты или прямоугольники, а затем на треугольники. Линии делят на части с помощью линейки или циркуля-делителя. Разбивку на мелкие элементы выполняют на глаз.

Геометрическую резьбу от начала до конца выполняют ножом-косяком или ножом-резаком. Нож может быть широким или узким в зависимости от величины элементов рисунка.

При трехгранно-выемчатой резьбе нож держат так же, как и при контурной.

Трехгранно-выемчатый треугольник образуется из трех треугольников, соединенных вершинами (рис. 21, а ). После разметки основания треугольников подрезают, держа резак с наклоном под углом 45°; резак ведут на себя. Резьбу треугольников начинают с вершин. Носик лезвия воткните вертикально в точку пересечения высот треугольника (рис. 21, б ), пятку направьте к одной из внешних вершин. В центре нож углубляется на 3–4 мм, а к основанию треугольника только подходит. Этот прием называется наколкой. Сделайте накалывание к остальным двум вершинам треугольника, причем поворачивайте не нож, а доску.


Рис. 21. Выполнение элементов и узоров геометрической резьбы: а – разметка треугольников; б – положение ножа при наколке; в – вырезание треугольников; г – выполнение сколышей; д – узор «ромбы»; е – узор «цепочка»; ж – узор «витейка»; з – узор «змейка»

Следующий прием – надрезка. В зависимости от того, какой глубины будет резьба, нож держите под углом 30–45° к поверхности доски. Поставьте носик ножа в вершину и ведите его вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя на 2–3 мм к середине, по мере приближения к другой вершине уменьшайте давление на доску. У вершины резак слегка приподнимают и заканчивают надрезку. Таким же способом производят окончательную подрезку треугольников, но более глубоко. Образуются равнобедренные треугольники с углублением в точке соединения вершин (рис. 21, в ). При этом надо следить за движением резака, чтобы не задеть порезку другого треугольника.

Еще один элемент, который необходимо освоить, называется сколышем (рис. 21, г ). В его основу положен равносторонний или равнобедренный треугольник. Для сколыша характерны углубления к вершине. Зажатый в кулаке нож вертикально погрузите на 3–4 мм в вершину треугольника и опустите пятку ножа вдоль его сторон до соприкосновения с основанием – сделайте надколы. Затем от основания треугольника, незначительно наклонив нож в сторону его вершины, сделайте подрез, скалывая треугольник.

Мы рассмотрели два простых элемента, на различных комбинациях которых построена практически вся геометрическая резьба. При разметке вначале проводят две параллельные линии, ограничивающие ширину ленты орнамента. Затем обычно требуется средняя линия. Опираясь на эти линии, размечают детали узора.

Узор «ромбы» – пары треугольников, выстроенные в два ряда вершина к вершине (рис. 21, д ).

Узор «цепочка» – два ряда треугольников, обращенных друг к другу основаниями (рис. 21, е ).

Узор «витейка» – два ряда треугольников, расположенных один против другого, но смещенных на полшага (рис. 21, ж ).

Узор «змейка» – два ряда треугольников, расположенных, как в «витейке», но боковые грани верхнего ряда не соприкасаются с боковыми гранями нижнего, из-за чего между ними остается необработанная плоскость заготовки в форме змейки (рис. 21, з ). Чтобы не появились ненужные сколы, вырезайте попеременно прямые и перевернутые треугольники.

Узор «розетка» – это два примыкающих один к другому ряда «витейки» (рис. 22, а ).

Узор «елочка» – сначала в верхнем ряду вырезают большие треугольники, а затем в нижнем – маленькие (рис. 22, б ). Невырезанная плоскость заготовки похожа на маленькие елочки.

Узор «соты» – плоскость заготовки расчерчивают на квадраты, по сторонам которых выбирают два ряда сколышей вершина к вершине (рис. 22, в ). Используя данную разметку, можно получить различные виды этого орнамента. Один из них – четырехгранная выемка, то есть пирамида, направленная вершиной вглубь заготовки. Рассмотрим два варианта: когда выемка расположена вдоль волокон и по диагонали к ним. Из рисунка видно, что в первом случае приходится прибегать к резьбе поперек волокон. Техника резьбы аналогична технике резьбы сколышей с четырьмя сомкнутыми вершинами. В геометрической резьбе встречаются разновидности четырехгранной выемки – прямоугольная, ромбовидная и неправильных очертаний. Имеет смысл сразу заштриховать отдельно одну из групп сколышей (вертикальную или горизонтальную), чтобы не ошибиться при резьбе. Последовательно вырезают все горизонтальные сколыши, а затем все вертикальные.


Рис. 22. Выполнение узоров в геометрической резьбе: а – узор «розетка»; б – узор «елочка»; в – узор «соты»; г – узор «звездочка»; д – узор «лесенка» прямая; е – узор «лесенка» наклонная; ж – узор «квадраты»; з – четырехранные пирамидки, вписанные в ромбы; и – треугольники, вписанные в сколыши; к – звездочки, вписанные в соты.

Узор «звездочка» – ряд квадратов, которые делятся по диагоналям на четыре треугольника, примыкающие вершина к вершине и состоящие все из тех же треугольников и сколышей (рис. 22, г ).

Узор «лесенка» прямая выполняется в виде ленты с подрезами с одной и другой стороны (рис. 22, д ).

Узор «лесенка» наклонная выполняется также в виде ленты с различными заходами и окончаниями (рис. 22, е ).

Узор «квадраты» выполняется резьбой двугранных выемок по сторонам квадрата на уровне плоскости заготовки или в виде ленты, где стороны квадрата ограничены двугранной выемкой (рис. 22, ж ). Возможны различные варианты наклона боковых сторон двугранной выемки по сторонам квадрата. Если квадраты, ромбы, соты достаточно крупные, пространство внутри них можно заполнить одним из элементов резьбы (рис. 22, з – к ).

Освоив предыдущие упражнения, вы вплотную подошли к вырезанию узора «сияние» – самого красивого и сложного в трехгранно-выемчатой резьбе. Сияния различной конфигурации, как правило, являются центральными элементами в узорах геометрической резьбы. Это могут быть квадраты, прямоугольники, ромбы, окружности, овалы и производные от вышеперечисленных фигур, в которые вписаны узоры.

Лучи «сияния» представляют собой вытянутые трехгранные выемки. На рис. 23 показаны схемы разметки и резания «сияний», вписанных в различные простые фигуры. При их изготовлении применяются те же приемы, что и при выполнении трехгранных выемок с углублением в центре. Резьбу выполняют в зависимости от направления волокон древесины. Выполняя резьбу вдоль и поперек слоев древесины, необходимо выбирать направление среза. Резьба, выполненная по направлению волокон, получается блестящей и сочной, а поперек – матовой, плохо поддающейся отделке. В связи с этим необходимо так размечать будущее изделие, чтобы основная резьба происходила по слою.

Так, для того чтобы изготовить «сияние», вписанное в ромб, сначала вычерчивают ромб (рис. 23, а ). Стороны АВ, ВС, CD и DA делят на любое количество равных частей (в данном примере их пять) и соединяют точки деления с центром. Сначала прорезают вертикальные и горизонтальные линии и углубляют их, делая по три надрезки из центра треугольника со скосом в каждый угол надрезки. Выполнив надрезку, подводят резак к одной из сторон угла и, наклонив его, подрезают грани. В каждом треугольнике получается три срезанные грани. «Сияние», вписанное в прямоугольник (квадрат), выполняется аналогичным способом (рис. 23, б ).

Наиболее популярно «сияние», вписанное в круг. Такая розетка обычно представляет собой центр всей резной композиции.

При разметке розеток заготовку сначала делят на квадраты (рис. 23, в ). Из углов квадратов проводят диагонали (рис. 23, г ). Из центра квадрата с помощью циркуля чертят две концентрические окружности (рис. 23, д ). Радиус внешней окружности должен быть больше радиуса внутренней на 3–5 мм (в зависимости от размера розетки). Внешнюю окружность делят на 16 секторов, а внутреннюю – на 32. Концы радиусов внутренней и внешней окружностей соединяют прямыми линиями (рис. 23, е ).

Вертикально поставленным ножом производят надколы на глубину 2–3 мм и начинают надрезать и подрезать грани, идущие от центра лучей. В последнюю очередь вырезают зубчики-сколышки (рис. 23, ж ).

При вырезании «сияния» угол заточки кончика ножа-резака должен быть острее, чем для вырезания других узоров.

Направление движения ножа при выполнении узора «сияние» на дощечке с горизонтальным расположением волокон показано на рис. 23, з – л .


Рис. 23. Выполнение узора «сияние»: а – «сияние», вписанное в ромб; б – «сияние», вписанное в квадрат; в, г, д, е – разметка узора «сияние», вписанного в круг: ж – розетка с узором «сияние» в готовом виде (1 – сколыш; 2 – треугольный луч; 3 – невырезання полоска поверхности изделия; 4 – клинообразная выемка); з, и, к, л – направление движения ножа при вырезании узора «сияние», вписанного в различные геометрические фигуры (фон указывает направление волокон древесины)

Для выполнения элементов геометрической, трехгранно-выемчатой и других видов резьбы необходимо запомнить несколько правил:

– обязательно размечать и накалывать узор;

– наколку производить только в точке схождения лучей;

– при резьбе плоским резаком кривых линий применять резак с более острым углом заточки кончика, а его пятку приподнимать тем выше, чем круче закругление;

– если при резьбе трехгранных элементов остаются замятины, заусеницы, нужно хорошо заточить нож на оселке и осторожно повторить все операции.

<<< Назад
Вперед >>>

Геометрическая резьба

Рассказывать подробно о технике и способах геометрической (или, как ее еще называют, трехгранно-выемчатой, а в Европе – карбшнитной) резьбы, видимо, нет необходимости. Почти в каждой вышедшей ранее книге о художественных работах по дереву достаточно хорошо описан этот народный способ украшения быта. Особый интерес представляет книга Л.П. Левина «Резьба по дереву» (1957).

Геометрическая резьба, придавая предметам домашнего обихода художественный вид, одновременно приучает к усидчивости и аккуратности, тренирует точность глаза и руки, что очень пригодится в дальнейшем. Этот вид резьбы технически прост в исполнении, особых способностей не требует, главное – желание и старание. Не требует он и сложного инструмента. Хочу заметить, что достаточно успешно технику эту осваивают женщины. Их руки хорошо справляются с повторяющимися элементами. Для резьбы следует выбирать мягкие нетекстурные породы: липу, осину, ольху. Тополь слишком мягок, мнется даже под острым ножом. Приобретя опыт, справитесь вполне с березой, красным деревом. Сосна слоится, колется, но позволяет резать крупные детали орнамента. Для дуба потребуется значительное физическое усилие, но орнамент получается красивый, с плотным блестящим срезом.

Рис. 4.10. Композиции для геометрической резьбы





Рис. 4.11, 4.12. Композиции геометрических орнаментов

Фото 33. Стела «Олимпиада-1980», береза 100 x 25 см

Фото 35. Рельеф на образе для работы с детьми. Липа 20 x 15 см

Рис. 4.13. Шрифт для контурной и геометрической резьбы

Фото 36. Способ держания косяка в геометрическом орнаменте

Остановлюсь на технике вырезания простейшего треугольника, на основе которого строится большинство элементов и композиций. У вас уже есть навык контурной резьбы прямых и закругленных линий, теперь сделайте первые шаги к новым открытиям, но прежде запомните несколько правил:

Срез можно делать сразу одним движением, за исключением случаев, когда элементы рисунка очень большие или материал обладает высокой твердостью;



Рис. 4.14. Элементы геометрической резьбы: а – треугольники; б – бусы; в – цепочка; г – ромбы; д – елочка; е – шишки; ж – витейка; з – глазки; и – кустики; к – соты; л – сколышки; м – кубики; н – сияние (1-е зубчиками, 2-е – простое); о – кайма; п – розетка; р – вертушка

Соблюдение одного угла наклона в работе над всей композицией обязательно, если не предусмотрены варианты;

При возможности не подрезайте против слоя, могут быть сколы;

Для резьбы используйте прочный, но тонкий косяк, чтобы как можно меньше раздвигать слои.

Разнообразие элементов геометрической резьбы (линии и треугольники, квадраты и ромбы, глазки и чешуйки, см. рис. 4.14) обеспечивает широкий простор для фантазии при составлении орнаментальных композиций.

Исследовательско-практическая работа.

Геометрическая резьба.

Введение.

Основная часть.

1. История резьбы по дереву.

2. Геометрическая резьба.

3. Поисково-исследовательская работа.

4. Практическая деятельность.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

В 5 классе у нас начались уроки труда. Если в начальной школе на уроках ИЗО и художественного труда мы делали аппликации, лепили, конструировали из бумаги, то теперь мы знакомимся с настоящим мужским занятием – резьбой по дереву. Меня это очень заинтересовало и я решил побольше узнать о резьбе.

История резьбы по дереву

Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно.

Так сложилось, что Русь - страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой.

С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым для жизни: возводил жилище и хозяйственные постройки, мосты и ветряные мельницы, крепостные стены и башни, церкви, изготавливал станки и орудия труда, корабли и лодки, сани и телеги, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.

В каждое изделие мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего большое внимание уделялось форме и пропорциям.

Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки.

Это всевозможные сочетания треугольников, ромбов, витых линий, точек, завитков тд.

Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:


розетка с лучами или просто круг - символ солнца, жизни

спираль - вихрь, беспокойство, буря;

капля - вода, зерно, символ жизни;

клетка - поле, какое-либо пространство;

ромб - мощь, сила, удача;

крест - человек, душа;

точка - первооснова всего;

вертикальная линия - возвышенность;

горизонтальная линия - покой, спокойствие;

волнистая линия - движение;

ломаная линия - противоборство.


Уместно сказать, что в нашей народной культуре эти символы своими корнями уходят в дохристианский период, когда на Руси еще почитали языческих богов,

С помощью геометрической резьбы составлялись магические заклинания, оберегавшие наших предков от различных напастей.

К примеру, считалось, что изображение птицы на какой-либо домашней утвари приносит счастье.

Если вырезали коня, то также ждали в доме Божьей благодати. Такого коня с магическими знаками называли оберегом» Подобные предметы оберегали человека, жилище от всевозможных бед.


Языческая вера (вера в существование многообразия богов и духов) отразилась и на строительстве жилища. Так, двускатная крыша славянского дома символизировала суточное движение солнца по небосводу. С помощью геометрической резьбы изображали небесное светило, проходящее свой путь от восхода до заката. Среднее положение солнца - полдень - представляли более крупно и многогранно. Горизонтальная доска с нависшими каплями означала хляби небесные.

Позже украшения дома теряют свою мифологическую подоплеку. Резные детали дома начинают носить только декоративный характер.

Украшая дом снаружи, народные умельцы не забывали и о предметах быта, которыми пользовались ежедневно: стол, скамья, полка, разделочная доска, ложка, солонка. И здесь геометрическая резьба имела преимущество перед другими видами резьбы.

Большим многообразием декоративной отделки отличались ложки, И это немудрено. Ведь ложка - основной «инструмент» на столе. И нужен он ежедневно.

Изначально каждый крестьянин, помимо своего основного труда - работы в поле, - занимался строительством дома, благоустройством жилища, изготовлением предметов быта. Но постепенно происходило разделение труда. И те умельцы, которые лучше других могли построить дом, вырезать ложку, изготовить деревянную посуду, оставили работу в поле и стали зарабатывать себе на хлеб плотницким да столярным искусством. И из этой среды выделились резчики, которые стали объединяться в артели.

Геометрическая резьба.

Одним из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву является резьба геометрическая - в силу своей простоты и возможности выполнения единственным инструментом - резцом со скошенной режущей кромкой, так называемым ножом-косячком. Выполняется эта резьба в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрические фигуры сочетанием прямых и кривых линий.



а) треугольник с прямыми сторонами

б) треугольник с двумя прямыми сторонами и одной кривой

в) треугольник с двумя кривыми сторонами и одной прямой

г) треугольник с тремя кривыми сторонами

д) глазок

е) фонарик

ж) четырехгранник

В основе геометрической выемчатой резьбы лежит треугольник с прямыми, вогнутыми или выгнутыми сторонами, грани которого образуют пирамидку, опрокинутую вершиной вниз, отсюда и название - трехгранно-выемчатая. Именно из треугольников формируются более сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, глазки, фонарики, четырехгранники, ромбы, розетки и т. д. разнообразные сочетания которых друг с другом создают мотивы геометрической резьбы, а комбинации мотивов образуют геометрический орнамент.

Элементами геометрического орнамента являются разного рода фигуры, образуемые сочетанием прямых и кривых линий.

Сочетания прямых линий образуют квадрат, ромб, треугольник, многоугольник и другие подобные фигуры; сочетания кривых - круг, эллипс, миндалевидные фигуры и т. д.; прямых и кривых - сегменты, полукруги и др.


а) лесенка б)витейка в) бусины г) змейка д) сияньица е) сколыши

Геометрическая резьба применяется главным образом для отделки мелких бытовых предметов - шкатулок, небольших столиков, но нередка резьба на книжных и посудных полках и даже на столах. При выполнении геометрической резьбы нужно учитывать назначение предмета, его размеры, породу и текстуру древесины. Чем больше предмет, тем крупнее должна быть резьба, не следует делать сплошную резьбу на древесине крупнососудистых лиственных пород и хвойных, а чередовать ее с гладкими полями, которые, в свою очередь, при умелой компоновке узоров сами создают своеобразный рисунок. Но на небольших предметах из древесины рассеяннопоровых пород (липа, осина и др.) порой предпочтительна сплошная резьба - это зависит от композиции рисунка и качества резьбы.

Количество разных форм треугольников не так уж и велико, однако при комбинации с различного рода миндалевидными углублениями это позволяет получать все выполняемые геометрической резьбой формы силуэтных рисунков геометрического орнамента.


Поисково-исследовательская работа.

По заинтересовавшей меня теме я прочитал несколько книг, просмотрел в них иллюстрации и фотографии предметов быта, украшенных резьбой.

Но мне захотелось увидеть эти вещи своими глазами, и поэтому я с родителями посетил несколько музеев. Украшенные резьбой старинные вещи я видел в Историческом музее и в музее Российского художественно-промышленного училища. А в музее Прикладного искусства несколько залов занимает экспозиция «Крестьянский быт». Здесь я увидел большие причелины и наличники, украшавшие фасад избы, старинные резные сани и маленькие детские саночки, сундуки, украшенные резьбой и росписью и окованные железом. Очень понравилась древняя деревянная посуда – большие ковши скобкари в виде коня и птицы. А в витрине Богородской игрушки были показаны все этапы работы над резной игрушкой – от липовой чурки до готовой фигурки.

Увиденное в музеях вдохновило меня на новые работы.

Практическая деятельность.

На уроках труда мы познакомились с простейшими узорами геометрической резьбы. Начали мы с самого главного - с чертежа. Сначала мы чертили в тетради, а потом учитель раздавал заготовки – первые учебные дощечки. На заготовке мы нередко изменяем размер чертежа. В очень мелких чертежах все основные линии проводим с помощью циркуля, прямоугольного треугольника, и линейки, а мелкие можно и на глаз, но не желательно. После четкого чертежа мы приступаем к резьбе. Инструмент должен быть наточен на специальном станке до максимальной остроты. На заготовке делаем наколышки примерно на 3 мм в глубину по чертежу. После этого срезаем кончик надколотого треугольника, а потом и остальную его часть. И так продолжаем вырезать весь узор.

Мы начали с самого простого узора – звездочки. Затем постепенно начали чертить и вырезать другие узоры, такие как змейка, лесенка, ромбы, витейка и розетка. Все виды резьбы мы выполняем по одному и тому же принципу – чертеж, резьба.

Самой первой поделкой, которую я украсил геометрической резьбой, была разделочная доска небольшого размера. Я ее подарил своей сестре на Новый год. Ей понравилось, и она купила мне в специализированном магазине разные заготовки – шкатулки, стаканчик, досочки, которые впоследствии я украсил резьбой.

У нас дома был деревянный браслет, и я решил украсить его контурной резьбой. На овальной дощечке я вырезал рыбку, приклеил ее к браслету и обработал морилкой. Браслет я подарил сестре на день рождения.

Сейчас я делаю наброски узора для большой шкатулки. Скоро мы с мамой поедем на Вернисаж и купим новых заготовок для резьбы, и я буду совершенствовать свои умения.

Заключение.

В настоящее время искусство резьбы по дереву получило большое распространение не только в сельской местности, но и в городах. Так, в Москве и Санкт-Петербурге существуют детские и взрослые коллективы декоративно прикладного творчества, взращивающие новые поколения мастеров резьбы. Этот факт говорит о том, что подлинно народное искусство никогда не умрет. Каждый может сделать свой вклад в развитие этого вида искусства, освоив уроки геометрической резьбы. Может быть, это увлечение станет моей профессией, а если нет, то я всегда смогу делать замечательные подарки родным и друзьям. Ведь вещи сделанные своими руками очень дороги, приносят радость и дарят тепло.

Список литературы.

Н.А. Горяева, О.В. Островская, «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Москва «Просвещение» 2003г.

М.М. Громыко, «Мир русской деревни»

Москва «Молодая гвардия» 1991г.

Т.А. Матвеева, «Мозаика и резьба по дереву»

Москва «Высшая школа» 1993г.

Серия «1000 советов от газеты Комсомольская правда», «Резьба по дереву»

Москва «АСТ-ПРЕСС»

Исследовательско-практическая работа.

Геометрическая резьба.

Введение.

Основная часть.

    История резьбы по дереву.

    Геометрическая резьба.

    Практическая деятельность.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

В 5 классе у нас начались уроки труда. Если в начальной школе на уроках ИЗО и художественного труда мы делали аппликации, лепили, конструировали из бумаги, то теперь мы знакомимся с настоящим мужским занятием – резьбой по дереву. Меня это очень заинтересовало и я решил побольше узнать о резьбе.

История резьбы по дереву

Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно.

Так сложилось, что Русь - страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой.

С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым для жизни: возводил жилище и хозяйственные постройки, мосты и ветряные мельницы, крепостные стены и башни, церкви, изготавливал станки и орудия труда, корабли и лодки, сани и телеги, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.

В каждое изделие мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего большое внимание уделялось форме и пропорциям.

Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки.

Это всевозможные сочетания треугольников, ромбов, витых линий, точек, завитков тд.

Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:

розетка с лучами или просто круг - символ солнца, жизни

спираль - вихрь, беспокойство, буря;

капля - вода, зерно, символ жизни;

клетка - поле, какое-либо пространство;

ромб - мощь, сила, удача;

крест - человек, душа;

точка - первооснова всего;

вертикальная линия - возвышенность;

горизонтальная линия - покой, спокойствие;

волнистая линия - движение;

ломаная линия - противоборство.

Уместно сказать, что в нашей народной культуре эти символы своими корнями уходят в дохристианский период, когда на Руси еще почитали языческих богов,

С помощью геометрической резьбы составлялись магические заклинания, оберегавшие наших предков от различных напастей.

К примеру, считалось, что изображение птицы на какой-либо домашней утвари приносит счастье.

Если вырезали коня, то также ждали в доме Божьей благодати. Такого коня с магическими знаками называли оберегом» Подобные предметы оберегали человека, жилище от всевозможных бед.


Языческая вера (вера в существование многообразия богов и духов) отразилась и на строительстве жилища. Так, двускатная крыша славянского дома символизировала суточное движение солнца по небосводу. С помощью геометрической резьбы изображали небесное светило, проходящее свой путь от восхода до заката. Среднее положение солнца - полдень - представляли более крупно и многогранно. Горизонтальная доска с нависшими каплями означала хляби небесные.

Позже украшения дома теряют свою мифологическую подоплеку. Резные детали дома начинают носить только декоративный характер.

Украшая дом снаружи, народные умельцы не забывали и о предметах быта, которыми пользовались ежедневно: стол, скамья, полка, разделочная доска, ложка, солонка. И здесь геометрическая резьба имела преимущество перед другими видами резьбы.

Большим многообразием декоративной отделки отличались ложки, И это немудрено. Ведь ложка - основной «инструмент» на столе. И нужен он ежедневно.

Изначально каждый крестьянин, помимо своего основного труда - работы в поле, - занимался строительством дома, благоустройством жилища, изготовлением предметов быта. Но постепенно происходило разделение труда. И те умельцы, которые лучше других могли построить дом, вырезать ложку, изготовить деревянную посуду, оставили работу в поле и стали зарабатывать себе на хлеб плотницким да столярным искусством. И из этой среды выделились резчики, которые стали объединяться в артели.

Геометрическая резьба.

Одним из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву является резьба геометрическая - в силу своей простоты и возможности выполнения единственным инструментом - резцом со скошенной режущей кромкой, так называемым ножом-косячком. Выполняется эта резьба в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрические фигуры сочетанием прямых и кривых линий.



а) треугольник с прямыми сторонами

б) треугольник с двумя прямыми сторонами и одной кривой

в) треугольник с двумя кривыми сторонами и одной прямой

г) треугольник с тремя кривыми сторонами

д) глазок

е) фонарик

ж) четырехгранник

В основе геометрической выемчатой резьбы лежит треугольник с прямыми, вогнутыми или выгнутыми сторонами, грани которого образуют пирамидку, опрокинутую вершиной вниз, отсюда и название - трехгранно-выемчатая. Именно из треугольников формируются более сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, глазки, фонарики, четырехгранники, ромбы, розетки и т. д. разнообразные сочетания которых друг с другом создают мотивы геометрической резьбы, а комбинации мотивов образуют геометрический орнамент.

Элементами геометрического орнамента являются разного рода фигуры, образуемые сочетанием прямых и кривых линий.

Сочетания прямых линий образуют квадрат, ромб, треугольник, многоугольник и другие подобные фигуры; сочетания кривых - круг, эллипс, миндалевидные фигуры и т. д.; прямых и кривых - сегменты, полукруги и др.


а) лесенка б)витейка в) бусины г) змейка д) сияньица е) сколыши

Геометрическая резьба применяется главным образом для отделки мелких бытовых предметов - шкатулок, небольших столиков, но нередка резьба на книжных и посудных полках и даже на столах. При выполнении геометрической резьбы нужно учитывать назначение предмета, его размеры, породу и текстуру древесины. Чем больше предмет, тем крупнее должна быть резьба, не следует делать сплошную резьбу на древесине крупнососудистых лиственных пород и хвойных, а чередовать ее с гладкими полями, которые, в свою очередь, при умелой компоновке узоров сами создают своеобразный рисунок. Но на небольших предметах из древесины рассеяннопоровых пород (липа, осина и др.) порой предпочтительна сплошная резьба - это зависит от композиции рисунка и качества резьбы.

Количество разных форм треугольников не так уж и велико, однако при комбинации с различного рода миндалевидными углублениями это позволяет получать все выполняемые геометрической резьбой формы силуэтных рисунков геометрического орнамента.


Поисково-исследовательская работа.

По заинтересовавшей меня теме я прочитал несколько книг, просмотрел в них иллюстрации и фотографии предметов быта, украшенных резьбой.

Но мне захотелось увидеть эти вещи своими глазами, и поэтому я с родителями посетил несколько музеев. Украшенные резьбой старинные вещи я видел в Историческом музее и в музее Российского художественно-промышленного училища. А в музее Прикладного искусства несколько залов занимает экспозиция «Крестьянский быт». Здесь я увидел большие причелины и наличники, украшавшие фасад избы, старинные резные сани и маленькие детские саночки, сундуки, украшенные резьбой и росписью и окованные железом. Очень понравилась древняя деревянная посуда – большие ковши скобкари в виде коня и птицы. А в витрине Богородской игрушки были показаны все этапы работы над резной игрушкой – от липовой чурки до готовой фигурки.

Увиденное в музеях вдохновило меня на новые работы.

Практическая деятельность.

На уроках труда мы познакомились с простейшими узорами геометрической резьбы. Начали мы с самого главного - с чертежа. Сначала мы чертили в тетради, а потом учитель раздавал заготовки – первые учебные дощечки. На заготовке мы нередко изменяем размер чертежа. В очень мелких чертежах все основные линии проводим с помощью циркуля, прямоугольного треугольника, и линейки, а мелкие можно и на глаз, но не желательно. После четкого чертежа мы приступаем к резьбе. Инструмент должен быть наточен на специальном станке до максимальной остроты. На заготовке делаем наколышки примерно на 3 мм в глубину по чертежу. После этого срезаем кончик надколотого треугольника, а потом и остальную его часть. И так продолжаем вырезать весь узор.

Мы начали с самого простого узора – звездочки. Затем постепенно начали чертить и вырезать другие узоры, такие как змейка, лесенка, ромбы, витейка и розетка. Все виды резьбы мы выполняем по одному и тому же принципу – чертеж, резьба.

Самой первой поделкой, которую я украсил геометрической резьбой, была разделочная доска небольшого размера. Я ее подарил своей сестре на Новый год. Ей понравилось, и она купила мне в специализированном магазине разные заготовки – шкатулки, стаканчик, досочки, которые впоследствии я украсил резьбой.

У нас дома был деревянный браслет, и я решил украсить его контурной резьбой. На овальной дощечке я вырезал рыбку, приклеил ее к браслету и обработал морилкой. Браслет я подарил сестре на день рождения.

Сейчас я делаю наброски узора для большой шкатулки. Скоро мы с мамой поедем на Вернисаж и купим новых заготовок для резьбы, и я буду совершенствовать свои умения.

Заключение.

В настоящее время искусство резьбы по дереву получило большое распространение не только в сельской местности, но и в городах. Так, в Москве и Санкт-Петербурге существуют детские и взрослые коллективы декоративно прикладного творчества, взращивающие новые поколения мастеров резьбы. Этот факт говорит о том, что подлинно народное искусство никогда не умрет. Каждый может сделать свой вклад в развитие этого вида искусства, освоив уроки геометрической резьбы. Может быть, это увлечение станет моей профессией, а если нет, то я всегда смогу делать замечательные подарки родным и друзьям. Ведь вещи сделанные своими руками очень дороги, приносят радость и дарят тепло.Геометрические символыРеферат >> Культура и искусство

5) В средневековой семантической геометрии свойства геометрических фигур соотносились с добродетелями геральдики и... до Тихого Океана (спиральная резьба маори в Новой Зеандии, ... татуировки островитян Полинезии). Резьба маори основана на расположении...

  • Отклонения геометрических параметров деталей

    Курсовая работа >> Промышленность, производство

    Cos (φ + φl) выражaeт несовпадение центра вращения О" с геометрическим центром сечения О (эксцентриситет е), т. е. отклонение расположения... и краткая характеристика крепежных цилиндрических резьб Параметры цилиндрической резьбы : средний d2 (D2), наружный...

  • Развитие творческих способностей подростков на внеклассных занятиях по технологии

    Дипломная работа >> Педагогика

    ... : дать сведения о видах резьбы , научить приемам выполнения геометрической резьбы по дереву; Воспитывающая: воспитать... карандаша; – последовательно выполняем все элементы геометрической резьбы ; – обрабатываем напильником и наждачной бумагой элементов...

  • Народный промысел

    Доклад >> Строительство

    ... резьбы ). Более ранние виды глухой резьбы сводятся преимущественно к геометрическим ... пирамидок, ромбов). Сюжеты геометрической резьбы более раннего периода практически... переходят с "глухих" досок в геометрические построения, а затем плавно переливаются...

  • Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно.

    Так сложилось, что Русь -- страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой.

    С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым для: жизни: возводил жилище и хозяйственные постройки, мосты и ветряные мельницы, крепостные стены и башни, церкви, изготавливал станки и орудия труда, корабли и лодки, сани и телеги, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое. В праздники и часы досуга веселил и душу залихватские наигрыши на деревянных музыкальных инструментах: балалайках» свирели, скрипке, гудках.

    Из дерева делали даже хитроумные и надежные замки для дверей. Один из таких замков хранится в Государственном историческом музее в Москве. Изготовил его мастер-древодел еще в XVIII веке, любовно украсив трехгранно-выемчатой резьбой! (Это одно из названий геометрической резьбы).

    В каждое изделие мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего, большое внимание уделялось форме и пропорциям. Для каждого изделия древесина подбиралась с учетом ее физических и механических свойств. Если красивая текстура (рисунок) дерева сама по себе могла украсить изделия, то ее старались выявить и подчеркнуть.

    Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

    Геометрическая резьба -- самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки.

    Она выполняется в виде выемок: двух-, трех- и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

    Орнамент (художественное украшение, узор, состоящие из ряда ритмически упорядоченных элементов) с изображением геометрических тел археологи находят на гончарных изделиях, относящихся к Минойской эпохе (3-2 тыс., до н.э.). Это всевозможные сочетания треугольников, ромбов, витых линий, точек, завитков и т.п.

    Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:

    Розетка с лучами или просто круг -- символ солнца, жизни;

    Спираль -- вихрь, беспокойство, буря;

    Капля -- вода, зерно, символ жизни;

    Клетка -- поле, какое-либо пространство;

    Ромб -- мощь, сила, удача;

    Крест -- человек, душа;

    Точка -- первооснова всего;

    Вертикальная линия -- возвышенность;

    Горизонтальная линия -- покой, спокойствие;

    Волнистая линия -- движение;

    Ломаная линия -- противоборство.

    Уместно сказать, что в нашей народной культуре эти символы своими корнями уходят в дохристианский период, когда на Руси еще почитали языческих богов.

    С помощью геометрической резьбы составлялись магические заклинания, оберегавшие наших предков от различных напастей.

    К примеру, считалось, что изображение птицы на какой-либо домашней утвари приносит счастье.

    Если вырезали коня, то также ждали в доме Божьей благодати. Такого коня с магическими знаками называли оберегом» Подобные предметы оберегали человека, жилище от всевозможных бед.

    В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи домовые, духи леса, лошадиные духи.

    Чтобы задобрить такого духа и чтобы он оберегал лошадь в течение года, необходимо было сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно его было только за 365 прикосновений ножа к дереву (сколько дней в году), произнося при этом заклинания. Если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяйский конь на пять дней в году останется беззащитным. Если хоть один лишний раз прикоснуться ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу. Великим грехом считалось раскрыть тайну заговора, магических слов или посвятить в таинства несовершеннолетнего.

    А такой изображенный на рисунке идол охранял деревню. Выполняли его пятьюдесятью двумя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4--5 метров) у въезда в селение, дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней, разбойников.

    Языческая вера (вера в существование многообразия богов и духов) отразилась и на строительстве жилища. Так, двускатная крыша славянского дома символизировала суточное движение солнца по небосводу. С помощью геометрической резьбы изображали небесное светило, проходящее свой путь от восхода до заката. Среднее положение солнца -- полдень -- представляли более крупно и многогранно. Горизонтальная доска с нависшими каплями означала хляби небесные.

    Позже украшения дома теряют свою мифологическую подоплеку. Резные детали дома начинают носить только декоративный характер.

    Украшая дом снаружи, народные умельцы не забывали и о предметах быта, которыми пользовались ежедневно: стол, скамья, полка, разделочная доска, ложка, солонка. И здесь геометрическая резьба имела преимущество перед другими видами резьбы.

    Большим многообразием декоративной отделки отличались ложки, И это немудрено. Ведь ложка -- основной «инструмент» на столе. И нужен он ежедневно.

    Даже тогда, когда ложки стали делать из металла, деревянная ложка не была предана забвению, так как имела немалые преимущества перед своей металлической «сестрицей». И прежде всего, она не обжигала рот своему владельцу. Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это из соображений гигиены -- «чтобы заеды не попадали» (заедами. называли язвочки в углах рта, появлявшиеся в результате беспорядочного пользования одной ложкой многими членами семьи),

    В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Петр I, отправляясь в путешествие по Европе, брал всегда с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших почетного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил свое здоровье и не желал рисковать им понапрасну.

    Изначально каждый крестьянин, помимо своего основного труда -- работы в ноле, -- занимался строительством дома, благоустройством жилища, изготовлением предметов быта. Но постепенно происходило разделение труда. И те умельцы, которые лучше других могли построить дом, вырезать ложку, изготовить деревянную посуду, оставили работу в поле и стали зарабатывать себе на хлеб плотницким да столярным искусством, И уже из этой среды выделились резчики, которые объединялись в артели.

    Известно, что еще в X веке в Киеве существовали резчицкие мастерские, которые занимались декоративной отделкой жилища и предметов быта.

    А в начале XVI века организуются специальные дворцовые мастерские в Кремле, положившие начало созданию оружейной палаты,

    В XVIII веке большое количество мастеров-резчиков принимало участие в строительстве Петербурга, работах по украшению дворцовых ансамблей.

    Необходимо заметить, что развитие резчицкого искусства не всегда поддерживалось государством. В XIX веке, когда Россия встала на путь капиталистического развития, богатые люди, меценаты, выделяли значительные суммы на поддержание народных талантов. Уместно назвать имя управляющего Ярославской железной дорогой, блестящего дельца, миллионера Саввы Ивановича Мамонтова. Савва Иванович был всесторонне одаренным человеком; прекрасно пел, играл на фортепьяно, был скульптором и драматургом, занимался режиссурой. И ко всему этому имел великолепный дар распознавать таланты. Можно назвать десятки имен, представляющих гордость нашей культуры XIX века, которым Мамонтов помог материально во время становления их мастерства и которые были под его опекой. Поленов, Репин, Васнецов, Серов, Врубель, Шаляпин, Левитан, Рахманинов -- много еще можно было бы вспомнить знаменитых имен, но и этих вполне достаточно, чтобы преисполниться глубочайшей благодарностью к Савве Ивановичу Мамонтову.

    На средства его был создан и «Мамонтовский кружок», члены которого построили столярную мастерскую и решили приобщать ребятишек близлежащих от поместья Мамонтова деревень к народным промыслам. Ребята обучались в мастерской бесплатно и через три года, получив в подарок верстак и набор инструментов, начинали работать самостоятельно. Среди них учились братья Вася и Миша Ворносковы.

    Впоследствии Василий Петрович Ворносков становится самым известным резчиком. В советский период он устраивает несколько персональных выставок у нас в стране и за рубежом, создает резчицкую артель «Возрождение», которая преобразована ныне в Абрамцевское художественно-промышленное училище» где готовят мастеров народных художественных промыслов. Кроме этого, имя Ворноскова связано с созданием, так называемой кудринской резьбы, являющейся разновидностью рельефной резьбы.

    В настоящее время искусство резьбы по дереву получило большое распространение не только в сельской местности, но и в городах. Так, в Москве и Санкт-Петербурге существуют детские и взрослые коллективы декоративно-прикладного творчества, взращивающие новые поколения мастеров резьбы. Этот факт говорит о том, что подлинно народное искусство никогда не умрет. Ну а вы, уважаемый читатель, можете сделать свой вклад в развитие этого вида искусства, освоив уроки геометрической резьбы.