Здание исторического музея и храм христа спасителя. Основные размеры храма христа спасителя

  • 25.09.2019

Храм Христа Спасителя был построен по указу императора Александра I в благодарность Богу за победу русского народа в Отечественной войне 1812 года. Храм был возведен по проекту архитектора К.А. Тона. На возведения храма ушло почти 50 лет, освящен он был 1883 году.

Фасады собора были оформлены мраморными горельефами с изображенными на них фигурами на библейские сюжеты и русской истории. В оформлении фасада храма принимали участие ведущие скульптуры А. Логановский, Н. Рамазанов, П. Клодт. Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней лабрадора, порфира и мрамора. Храм расписывали художники В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской, А. Марков и другие.

5 декабря 1931 года по распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван, величественный храм никак не вписывался в новую государственную идеологию Советского правительства. На месте храма предполагалось построить Дворец Советов – гигантскую башню, увенчанную 100-метровой статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания Дворца были нарушены войной 1941-1945 гг.

В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна «Москва». Бассейн просуществовал более 30 лет. В конце 80-х годов появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя. В праздник Рождества Христова 7 января 1995 года состоялась закладка вновь воссоздаваемого храма Христа Спасителя. Благодаря невероятно стремительным темпам ведения строительных работ уже в 2000 году полностью построенный храм был освящен.

Воссозданный храм Христа Спасителя имеет не существовавший прежде нижний Храм Преображения Господня, восстановлены 177 мраморных плит с именами погибших, раненых и награжденных офицеров русской армии, датами и описанием всех сражений Отечественной войны. Иконостас-часовня храма Христа Спасителя (высота иконостаса вместе с шатром 26,6 м.). Масса самого большого колокола 29,8 т.

Храм Христа Спасителя вмещает до 10 000 человек. В горизонтальном сечении напоминает равносторонний крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота здания – 103 метра, внутреннего пространства – 79 метров, толщина стен до 3,2 метра, объем здания 524 000 куб. метров. Площадь росписи храма – более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров золочения сусальным золотом.

В храме действует музей с основной экспозицией посвященной истории Храма Христа Спасителя. Особый интерес представляют подлинные экспонаты чудом уцелевшая после взрыва, закладная доска храма Христа Спасителя 1839 г., произведения монументального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства: фрагменты сохранившихся фресок, эскизы настенных росписей, экспозиция посвященная русскому православию. Уцелевшие мраморные фрагменты горельефов взорванного в 1931 году храма находятся на внутренней стороне у стен Донского монастыря.

Для туристов проводятся экскурсии по комплексу Храма Христа Спасителя, посетители ознакомятся с внутренним убранством, истории создания, трагическом разрушении и возрождении храма. Туристы смогут подняться на смотровую площадку и увидеть панораму Москвы, вид на Московский Кремль с высоты 40 метров. Также здесь можно приобрести сувениры, сделать фото и видео съемку об интереснейшей экскурсии.

Храм, по которому можно изучать историю

Пассажиры на станциях московского метро «Кропоткинская» или «Охотный Ряд» наверняка очень удивятся, если им скажут, каким мрамором выложены вестибюли этих станций. Дело в том, что это мрамор храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. После отданного лично Сталиным распоряжения о его сносе и строительстве на этом месте Дворца Советов было решено передать «строительный материал» главного собора России на различные хозяйственные нужды.

Первый этаж еще памятной многим гостиницы «Москва» облицевали красным гранитом из лестниц собора. А мраморные скамьи установили на станции метро «Новокузнецкая».

Один из колоколов храма перенесли на башню Северного речного вокзала в Химках. А в одном из помещений главного здания МГУ на Воробьевых горах и сегодня стоят несколько колонн, в свое время взятые из алтаря храма.


Свято-Алексеевский монастырь, на месте которого позднее и был построен храм Христа Спасителя. Картина Карла Рабуса, 1838 г. Как гласит популярная, но недостоверная народная легенда, заставили переехать на новое место вопреки желаниям его насельниц. Игуменья монастыря, не желая переезжать, якобы сначала привязала себя цепями к дубу в монастырском дворе, а потом прокляла это место. Также рассказывают, что когда в монастырь приехал Николай I и стал лично убеждать монахинь в необходимости переезда, то по окончании малоуспешных уговоров та же игуменья вдруг ему напророчила: «Государь, получишь здесь лужу». Впрочем, никакого проклятия, судя по всему, не было. Оно не подтверждается никакими историческими документами и свидетельствами. Подобные рассказы — скорее мифы, которыми post factum старались объяснить последующую трагическую судьбу храма.


Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть Храм Христа Спасителя


Торжественное открытие памятника Александру III в 1912 году (разрушен в 1918 году). Военный парад принимает император Николай II

В Донской монастырь, где новые власти открыли Антирелигиозный музей, передали несколько горельефов с фасадов храма. Там до сих пор находятся фрагменты статуи Георгия Победоносца и ветхозаветной пророчицы Деворы, а также пострадавший от взрыва барельеф «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву».

Есть факты и вовсе поразительные: когда в конце 1990-х проводили капитальный ремонт Третьяковской галереи, то стали менять истертые мраморные ступени, которые вели в гардероб. Каково же было удивление рабочих, когда на обратной стороне демонтированных ступеней они увидели выбитые имена героев 1812 года. Ступени в гардероб были сделаны из мрамора памятных досок храма. Память героев духа, воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество, десятилетиями попиралась ногами ничего не ведающих посетителей Третьяковки. Эти ступени теперь в музее храма. Кроме того, часть мемориальных плит с именами героев из окружной галереи храма раздробили в мелкую щебенку и посыпали ею дорожки в Центральном Парке культуры имени Горького и в других столичных парках. Смысл этого действия был уже точно не хозяйственный, а символический. Так в 1930-е годы на пока еще свежей революционной волне хотели навсегда уничтожить память о старой России и ее великих победах.


Скамейка из храма Христа Спасителя на станции метро «Новокузнецкая». Фото Владимира Ештокина

В память о чуде

25 декабря 1812 года, в день Рождес-тва Христова (по ст. ст.), последние наполеоновские солдаты переходили по льду реку Неман, навсегда оставляя пределы России. В этот же день был издан Высочайший Манифест императора Александра I о строительстве в Москве храма Христа Спасителя* «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Случилось так, что самые критические испытания, которые выпали на долю России за последние двести лет, оказались тем или иным образом связаны с храмом Христа Спасителя. Наша страна уже не один раз за два последних столетия была на краю гибели, но снова воскресала, несмотря ни на что. И каждый раз это выглядело как настоящее чудо. Чудом было спасение России от вражеского нашествия в 1812 году, когда 600-тысячной наполеоновской армии Россия смогла первоначально противопоставить менее 200 000 своих солдат и офицеров. В память об этом чуде и решили воздвигнуть храм Христа Спасителя. Настоящим чудом было спасение России в Великую Отечественную войну. Между прочим, именно ее начало помешало достроить на месте взорванного храма коммунистический Дворец Советов. Чудом было и то, что, казалось бы, навсегда утраченный вследствие Октябрьской революции храм всего за несколько лет был восстановлен после падения коммунистической власти.

А ведь первый раз он строился очень и очень долго. Между указом императора Александра I о возведении храма и его освящением в 1883 году прошло семьдесят лет.

Неудачная попытка

Мало кто знает, что сначала храм Христа Спасителя планировали воздвигнуть на Воробьевых горах, своеобразной «короне Москвы», откуда он возвышался бы над столицей и был виден отовсюду.

Его строительство доверили молодому зодчему Карлу Магнусу (после принятия православия — Александру Лаврентьевичу) Витбергу. Он спроектировал трехъярусное здание с тремя престолами. Первый храм, самый нижний, должен был стать и усыпальницей русских воинов, где постоянно шли бы панихиды. Ознакомившись с проектом Витберга и обращаясь к архитектору, Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»

Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, между Смоленской дорогой (по ней враг вошел в Москву) и Калужской (по ней он столицу покинул) на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя.

Однако Витберга, фаворита Александра I (недаром тот был его восприемником при крещении и дал ему свое имя), после смерти императора незаслуженно обвиняют в казнокрадстве и после длительных разбирательств ссылают в Вятку.

Отказываются и от строительства храма на Воробьевых горах. Во-первых, из-за оседания грунта на берегу Москвы-реки и опасности оползня. Во-вторых, были высказаны опасения, что из-за отдаленности от центра столицы великолепное здание большую часть времени будет пустовать. Кроме того, проект Витберга был исполнен мистического символизма, очень близкого мировоззрению Александра I, но чуждого взглядам нового русского царя, не разделявшего мистических увлечений своего брата.

Первая жизнь храма

Тем не менее, Николай I не забыл «обета» Александра I. Проектирование нового храма было доверено Константину Андреевичу То-н-у, знаменитому автору Московского и Николаевского вокзалов-близнецов в обеих русских столицах, набережной в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейной палаты в Кремле.

Император утверждает для нового строительства холм рядом с Большим Каменным мостом. Место было выбрано из-за близости к Кремлю, а также потому, что с него храм Христа Спасителя был бы виден изо всех районов Москвы. Находившийся здесь Алексеевский женский монастырь переносят в Красное село (сейчас это район станции метро Красносельская).

10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил сам святитель Московский Филарет, мощи которого сейчас почивают в храме.

Строился он почти 44 года. Деньги на него собирала вся Россия. В церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве».

Через двадцать лет после начала строительства со здания убирают наружные леса, и храм впервые предстает перед москвичами во всем своем величии и великолепии. Он поистине царствует над столицей — его золотые купола видны даже за десятки верст от центра Москвы.

К 1881 году заканчивают работы по внутренней росписи храма, а также по устройству набережной и площади перед храмом. Расписывали его лучшие художники России — В. Суриков, Ф. Бруни, И. Крамской, В. Верещагин, и другие. Авторами фасадных скульптур на сюжеты из Ветхого Завета и русской истории были барон П. Клодт, А. Логановский, Н. Рамазанов. Тематику росписей важнейших частей здания — главного купола и его пояса, малых сводов и иконостаса — утверждал лично святитель Филарет, митрополит Московский.

И вот в день Вознесения Господа, 26 мая (8 июня) 1883 года происходит освящение храма Христа Спасителя, специально приуроченное к коронации Александра III. В северном углу храма стоят немногочисленные ветераны Отечественной войны с георгиевскими орденами на груди. Впервые звучит увертюра П. И. Чайковского «1812 год», специально написанная для этого празднества.

Храм получил статус кафедрального собора, а его причт приравняли к духовенству столичного Исаакиевского собора. С тех пор под его сводами произошло немало важных исторических событий. В нем, например, отмечалось 100-летие Отечественной войны и празднование 300-летия Дома Романовых.

После Февральской революции в августе 1917 года в храме открылся Всероссийский Поместный Собор, который через два месяца избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Московского Тихона. Тогда Русская Церковь после 200-летнего перерыва вновь обрела своего Патриарха.

Но уже через три месяца, в ноябре 1917 года здесь по настоянию Патриарха Тихона совершались молебны об умиротворении России. По окончании же похорон жертв революционных боев в храме Христа Спасителя отслужили Соборное моление обо всех погибших в кровавых столкновениях.

«Прощай, хранитель Русской славы!»

После Октябрьской революции судьба храма была предрешена. Еще в декабре 1922 года на Первом съезде советских депутатов, провозгласившем создание СССР, С. М. Киров предложил вместо «дворца банкиров, помещиков и царей» воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян». Он должен появиться, говорил Киров, в Москве «на самой красивой и лучшей площади» и стать «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе».


Взрыв храма Христа Спасителя, 1931 год. Фото Итар-ТАСС. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре).

В марте 1924 года в газету «Правда» пришло письмо от некоего студента Балихина из Ассоциации новых архитекторов с предложением снести храм Христа Спасителя, чтобы на его месте поставить монументальное здание, которое одновременно являлось бы памятником Ленину. С этого момента начался отсчет времени до уничтожения храма.

В прессе под предводительством «Союза воинствующих безбожников» развязывают дикую кампанию по дискредитации архитектурных достоинств главного собора России. Его уничижительно сравнивают с самоваром и куличом, утверждают, что он якобы «не представляет художественной ценности», что храм — «толстый ядовитый гриб», «питающийся соками» Замоскворечья, созданный для «прославления массового человекоистребления (имеется в виду война 1812 года. — Ред.), в котором рабочие и крестьяне не проявляли никакого беспримерного усердия».

В августе 1931 года начались работы по разборке храма и расчистке окружающей территории. А в полдень 5 декабря этого же года раздался первый мощный взрыв, потом второй. Но храм Христа Спасителя продолжал стоять почти невредимый. Его добил только третий взрыв.

От освящения храма до его разрушения прошло меньше 50 лет.

Несбывшаяся утопия

Через два года после взрыва принимается проект Дворца Советов архитектора Б. М. Иофана (соавторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх). Его масштабы способны поразить воображение любого человека. Гигантское здание высотою в 420 метров венчала бы огромная статуя Ленина (вдвое выше американской статуи Свободы). Для сравнения — высота храма Христа Спасителя составляла 104 метра (то есть храм был ниже планируемого «чудо-дворца» в четыре раза!). Так на месте храма Богочеловеку должен был появиться символически противопоставленный ему коммунистический всемирный «храм», который вместо креста увенчала бы фигура человекобога.

По проекту Дворец Советов должен был высотой превосходить Храм Христа Спасителя в 4 раза. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре).


Открытый бассейн «Москва», сооруженный на месте храма Христа Спасителя



Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Горельеф разрушенного Храма Христа Спасителя. Скульптор А. Логановский. И тот же горельеф после разрушения храма. Фото www.xxc.ru.

Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. Предполагалось, что он будет центром новой Москвы — столицы мирового коммунизма, утопического рая на Земле. Два его зала — Большой и Малый — должны были вмещать 15 000 и 6 000 человек соответственно. В гигантской голове Ленина размерами с 5-этажное здание планировали разместить библиотеку, а указательный палец статуи вождя всемирного пролетариата был длиной 4 метра.Дворец Советов начали строить еще в первой половине 1930-х гг., но успели лишь заложить фундамент. В Великую Отечественную становится не до строительства гигантского Дворца Советов. Осенью 1941 года, когда немцы рвались к столице, металлические конструкции со строительства пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы.

После войны проект замораживают из-за нехватки средств в стране, восстанавливающейся после истребительной войны. Идея Дворца Советов вместе с верой в более или менее близкую победу коммунизма во всем мире постепенно угасала. В результате власти решили ограничиться строительством в Кремле Дворца съездов, а на месте непостроенного дворца в 1958 году сооружают открытый бассейн «Москва» по проекту архитектора Д. Н. Чечулина. Кстати, если бы на месте уничтоженного храма выстроили что-то более серьезное, скажем, жилые здания, то восстановить храм в постсоветское время было бы очень непросто.

Новая жизнь храма

В конце 1980-х гг. возникает общественное движение за восстановление храма. Особенно много для его возрождения сделали писатели Владимир Солоухин, Владимир Крупин и Валентин Распутин, композитор Георгий Свиридов.

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Церкви благословил возрождение храма и обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить его на прежнем месте. И уже через четыре года строители разобрали бассейн и начали установку фундамента храма.

Поскольку одной Церкви, несмотря на многочисленные пожертвования прихожан, возвести храм было не под силу, в его строительстве активное участие приняло Правительство Москвы. Было достигнуто соглашение, что он передается не в собственность Церкви, а в муниципальную собственность, в которой находится и поныне.

Уже в апреле 1996 года на главы храма водрузили кресты, а на куполах зазвенели отлитые на заводе ЗИЛ колокола. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. То есть от начала строительства до освящения храма прошло менее шести лет.


В храме Христа Спасителя хранятся уникальные святыни: частица ризы (хитона) Господа Иисуса Христа, частица ризы Пресвятой Богородицы и гвоздь от Креста, на котором был распят Спаситель . Также в храме находятся частицы мощей Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного, преподобной Марии Египетской, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, равноапостольного князя Владимира, князя Александра Невского, митрополита московского Филарета (Дроздова), а также мощи других святых и подвижников Церкви. Фото Владимира Ештокина

Храм Христа Спасителя — главный собор России. Он вмещает несколько тысяч человек. Высота храма та же, что и в прошлом веке — 104 м, а толщина стен — 3,2 м. Его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси (представитель Патриарха в храме — ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев). Здесь проходят патриаршие богослужения на Рождество, Пасху и другие Великие праздники Русской Православной Церкви. Здесь на Архиерейском соборе в августе 2000 года к лику Святых новомучеников российских были причислены Николай II и его семья. Здесь были выставлены на поклонение мощи апостола Андрея Первозванного (июнь 2003 года) и чествовали вернувшуюся из Америки Тихвинскую икону Божией Матери (июнь 2004 года). Здесь в ноябре 2011 года выставили на поклонение многочисленным паломникам Честной Пояс Пресвятой Богородицы. Также в храме Христа Спасителя на Поместном Соборе в 2009 году состоялись избрание нового Патриарха Московского и всея Руси и его интронизация.

При подготовке статьи были использованы материалы книги «Храм Христа Спасителя». СПб, издательство «П-2», 2011. 157 с.

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник , посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен , так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года нового храма.

В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в основание храма.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя был разработан управлением Моспроект‑2 совместно с Московской патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор — академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников . Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда "Скульптор". Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольный этаж), возведенной на месте существовавшего холма‑основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысячи квадратных метров.

Храм имеет три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

В числе главных святынь храма — частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской‑Устюженской Божией Матери.

Храм Христа Спасителя является Кафедральным собором Русской православной церкви. Настоятель храма — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключарь — протоиерей Михаил Рязанцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Обращаясь к истории создания Храма Христа Спасителя , в первую очередь нужно отметить, что связана она с победой русской армии над многотысячными войсками Наполеона.

Император Александр I в канун Рождества Христова 1812 года, когда уже на русской земле не осталось ни одного солдата наполеоновских войск, издал Манифест, в котором говорилось о необходимости создания в Первопрестольной в честь победы в Отечественной войне церкви имени Христа Спасителя.

Москвичи были воодушевлены столь радостным сообщением. Так и случилось был выстроен в благодарность Всевышнему за заступничество и поддержку в тяжелый для России период, он также был свидетельством необычайного мужества русского народа. Но строительство храма началось не сразу, только спустя несколько лет и уже при правлении Николая I, который самолично определил место на берегу Москва - реки в центре столицы предназначавшееся под строительство столь важного сооружения.

Проект храма был создан профессором архитектуры К.А. Тоном и выдержан в русско-византийском стиле. Церемония торжественной закладки храма состоялась еще в 1829г, однако, строительство было закончено только в 1882г во времена правления Александра III.

В мае 1883 года состоялась церемония освящения храма. Высота его была 103 метра, он был на 1,5м выше Санкт-Петербургского Исаакиевского собора. должен был вмещать в себя 10 тыс человек.

В православных храмах России главенствующим является иконостас. Но так было не всегда, изначально иконостас служил преградой, отделяющей алтарь от всего помещения. Врата иконостаса (3 двери) ведут непосредственно в алтарь. Каждая такая дверь имеет свое название, например, Царские врата, это те, что расположены прямо перед престолом, справа от них расположены Южные врата, а слева – Северные врата.

Иконостас в Храме Христа Спасителя имеет восьмигранную форму, это резной иконостас-часовня, напоминающий очертаниями чудесный сказочный дворец в миниатюре.


С его белоснежными стенами и золотыми куполами, величественный и значимый для народа, сразу же стал символом духовности и православия в России. Стены храма были расписаны знаменитыми художниками того времени Верещагиным, Суриковым, Крамским. Люди отовсюду приходили, чтобы увидеть величественное сооружение, тем более что оно рядом с Кремлем на набережной Москва - реки создавало очень интересный бело-красный архитектурный ансамбль.

Взрыв Храма Христа Спасителя

В трагическом для жизни храма 1931 году советская власть решила, что крупнейшему в русской православной церкви храму не место в центре Первопрестольной. И 5 декабря храм был взорван и уничтожена память о великой победе в войне с Наполеоном и о подвиге русского народа. Первый взрыв огромной силы не смог разрушить величественное сооружение и только со второй попытки храм рухнул. Почти полтора года потребовалось строителям, чтобы разобрать обломки храма. На его месте планировалось воздвигнуть колоссальный по размерам Дворец Советов с огромной фигурой Ленина. Однако строительство, которое началось в 1937 году, так и не завершилось в связи с изменением внешнеполитической ситуации и началом в 1941 году Великой Отечественной войны. Тогда конструкции металлического каркаса будущего Дома Советов, готовые к монтажу были отданы для создания противотанковых ежей, которые должны были защитить город.

Война закончилась, а на месте храма еще долгие 13 лет зияла огромная дыра, на месте которой в 1958 году был построен бассейн с названием «Москва».

Строительство Храма Христа Спасителя заново

И только в 1990 годы началось строительство храма заново, оно длилось почти 10 лет, и в 2000 году был освещен. Новый храм представляет собой полную копию того, варварски разрушенного когда-то храма. Только росписи внутри храма, как и утерянные иконы, люстры и лепнину в первозданном виде воспроизвести не удалось.

Но главный иконостас, который по праву считается одной из ценнейших реликвий во всем мире, был воспроизведен по образцу прошлого и имеет высоту 26,6м и форму восьмигранной часовни. Он вырезан из чистейшего белого мрамора и выглядит сделанным из фарфора. Четырехъярусный иконостас Храма Христа Спасителя венчает позолоченный купол из бронзы, внутри располагается престол, а все кресты и многие элементы позолочены. До сегодняшнего дня ведутся работы по украшению внутреннего убранства храма и его иконостаса.

Атмосфера храма производит неизгладимое впечатление, его величественность не давит, а наоборот позволяет почувствовать себя частью чего-то очень светлого и значимого.


Современный Храм Христа Спасителя – это целый комплекс в состав которого входят «верхний» и «нижний» храмы.

«Верхний храм» - сам Храм Христа Спасителя содержит три престола, главный из которых воздвигнут во имя Рождества Христова, южный – Николая Чудотворца, северный – князя Александра Невского.

«Нижним храмом» является Преображенская церковь, которая была создана в память об Алексеевском женском монастыре, который располагался когда-то именно здесь. Три алтаря Преображенской церкви: основной – Преображения Господня, два малых - Тихвинской иконы Божьей Матери и Алексия человека Божия.

На сегодняшний день действует в полном объеме, так же здесь работает музей – филиал исторического музея города Москвы.

Возрожденному храму 10 лет, если вести отсчет от момента его освещения в 2000 году. Существует одна интересная легенда о том, что место под храмом проклятое.

Еще в XVI веке на Чертольском холме, где располагается храм, находился перенесенный со старого места женский Алексеевский монастырь, основателем которого в XIV в. был митрополит Алексей наставник Дмитрия Донского. Когда было решено воздвигнуть именно здесь Храм Христа Спасителя, старинные постройки Алексеевского монастыря были безжалостно уничтожены, а сами монахини переведены в Красное село. Вот тогда-то настоятельница этого монастыря и прокляла место, где была разрушена ее обитель и предрекла каждой постройке на этом месте не более 50 лет жизни.

Конечно, это всего лишь легенда ничем не обоснованная и какая-то совсем не христианская, но изначально храм простоял 48 лет, позже строительство совсем не ладилось, а плавательный бассейн на этом месте прожил всего 30 лет.

Не зависимо от того, что вас подвигнет на посещение Храма Христа Спасителя , вы ни одной минуты не пожалеете о своем решении, ведь это то самое место, которое в котором обязательно нужно побывать.

Романчукевич Татьяна
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна

Закладка храма была произведена 12 декабря 1817 года на Воробьевых горах между Смоленской и Калужской дорогами. Но этот проект, задуманный в величественных классических формах, так и не был реализован – указом Сената от 11 мая 1827 года строительство было прекращено.

Проведенный в 1829 году второй конкурс не дал ожидаемого результата, и в 1830 году Николай II передал проектирование храма К.А. Тону, которому удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным местоположением – территорией Алексеевского монастыря. В 1837 году была назначена Комиссия по сооружению храма, через год начались строительные работы.

Сооружение храма Христа Спасителя стало для Москвы знаменательным событием: его архитектура провела четкую грань меж двух эпох в архитектуре Москвы – уходящего классицизма в варианте послепожарного московского ампира и зарождения русского стиля для обновления исторического центра Москвы.

Использовав в проекте тип традиционного пятикупольного храма с характерным позакомарным покрытием, восходившим к византийским образцам, Тон дополняет его рядом элементов, которые ассоциировались только с московскими прототипами XV-XVI веков. Это и килевидная форма закомар, и аркатурно-колончатый пояс на уровне окон второго яруса, и, наконец, опоясывающая основной объем храма, повторяющая форму равноконечного креста плана, обходная галерея, превращенная из традиционного гульбища в Музей войны 1812 года. И если символики форм в неосуществленном проекте Витберга опиралась на христианское вероучение, то в тоновском проекте программно и определенно заявлена тема национального храма-памятника, храма-музея и обетного храма, возведенного в освященном обычаем месте – в центре Москвы, рядом с древним Кремлем.

Массивный кубовидный объем храма, грандиозность которого обусловлена близостью Кремля, получил одинаковое оформление по четырем своим фасадам: их отличает лишь тематика скульптурного убранства. Фасады снаружи декорированы 48 рельефами, авторами которых были скульпторы А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт. Рельефы, украшающие двери порталов собора исполнены по моделям Ф.П. Толстого.

Внутренняя отделка храма производилась по новому проекту, работу над которым возглавили сменившие ушедшего в отставку Тона архитекторы А.И. Резанов и Л.В. Даль. Обратившись к традиционной, «поясной» схеме росписи древнерусских храмов, они подчинили ее соразмерности архитектурных членений, отказавшись от типичного для классицизма декора с использованием ордерных элементов. Сюжетные композиции вписывались в орнаментальные обрамления, подчиненные формам, линиям и абрисам предназначенных для живописи поверхностей стен. В орнаментальной разбивке стен храма были использованы разные породы мрамора и декоративная роспись. Сюжетные композиции, повествующие о земной жизни Христа, расположенные выше уровня хор, исполнили художники А.Т. Марков, И.Н. Крамской (главный купол), П.В. Басин и Н.А. Кошелев (центральный барабан, своды малых куполов), Ф.А. Бруни и П.С. Сорокин (паруса и клиросы), В.В. Верещагин (ниши в основании четырех пилонов), а также Г.И. Семирадский, В.Д. Фартусов, В.Е. Маковский и др.

Иконостас, представляющий собой уникальную композицию в виде мраморной восьмигранной часовни, увенчанной золоченым бронзовым шатром, располагался по оси главного входа в восточной части основного креста храма. Его высота вместе с шатром составляла 26,6 м. Иконы на Царских вратах и в четырех ярусах иконостаса были написаны, в основном, Т.А. Неффом. Часовня одновременно служила иконостасом и играла роль надпрестольной сени.

Основной объем храма опоясывала двухъярусная галерея, в первом этаже которой был устроен музей. На его стенах разместились 177 мраморных плит; на их поверхности были высечены сведения об основных событиях военных действий 1812 года, высочайшие приказы, рескрипты и увековечены имена воинов – защитников Отечества. Во втором ярусе, на хорах, разместились дополнительные престолы храма.

5 декабря 1931 года храм был взорван. Некоторое количество фресок было снято и передано в Третьяковскую галерею. Несколько горельефов с фасадов храма переданы в Музей архитектуры (вмонтированы в стены Донского монастыря). В 1990 году начато его восстановление, при строительстве были использованы хранящиеся в Музее архитектуры чертежи Тона и его помощников. Новый храм был воздвигнут на огромном стилобате, внутри которого разместился нижний храм во имя Св. Николая Мирликийского, Музей храма Христа Спасителя и зал церковных соборов. Вновь построенный храм был освящен в 2000 году.