Новомученики и исповедники Российские: кто они? Преступление советской власти и сокровище РПЦ — Новомученики и исповедники Российские Кто такие новомученики 20 века.

  • 09.05.2022

Собор новомучеников и исповедников Российских ― празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает ― то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).

Среди пострадавших за веру в ХХ веке ― святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных.

Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами . Состоит образ из средника, деисиса и 15 клейм, размер иконы 167х135 см. Описание иконы издано отдельной брошюрой: «Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе» (49 страниц).

Икона «Собор святых, прославленных в лето двухтысячное от Рождества Христова» была создана в Иконописной школе при . Размер иконы 95х71 см. На ней изображены 57 подвижников.

Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Св. Евангелие от Матфея, 10:21,22)

С самого начала своего существования советская власть заняла бескомпромиссную и непримиримую позицию в отношении Церкви. Все религиозные конфессии страны, и Православная Церковь в первую очередь, воспринимались новыми вождями не просто как пережиток «старого режима», но и важнейшее препятствие на пути строительства «светлого будущего». Организованное и регламентированное общество, основанное исключительно на идейно-материальных началах, где единственной ценностью признавалось «общее благо» в «веке сем» и внедрялась железная дисциплина, никак не могло сочетаться с верой в Бога и стремлением к Вечной Жизни по Всеобщем Воскресении. Большевики обрушили на Церковь всю мощь своей пропаганды.

Не ограничившись пропагандистской войной, большевики сразу же начали многочисленные аресты и расстрелы духовенства и активных мирян, которые массово совершались несколькими волнами от Октябрьской революции до самого начала Великой Отечественной войны.

Еще одной бедой стал непрестанный контроль со стороны органов государственной безопасности, активно способствовавших появлению и раздуванию многочисленных разногласий в церковной среде и расколов, самым известным из которых стало т.н. «обновленчество».

Материалистическое мировоззрение вождей большевизма не могло вместить слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее » (Мф. 16:18). Загоняя Церковь во все более и более тяжелые условия, уничтожая все больше и больше людей, а еще больше – запугивая и отвращая, они так и не смогли довести это дело до конца.

После всех волн гонений, преследований и репрессий оставался хотя бы малый остаток верных Христу людей, удавалось отстоять отдельные храмы, находить общий язык с местными властями.

Перед лицом всех этих бед, в атмосфере неприятия и дискриминации далеко не все решались открыто исповедовать свою веру, до конца следовать за Христом, претерпев мученическую смерть или полную скорбей и трудностей долгую жизнь, не забывая других слов Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне » (Мф. 10:28). Православных людей, сумевших не изменить Христу в гонениях в советское время, доказавших это своей смертью или жизнью, мы и называем Новомучениками и Исповедниками Российскими.

Первые новомученики

Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров , служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый уже через несколько дней после революции, раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков.

Поместный Собор Русской Церкви 1917-1918 гг. восстановил патриаршество. Собор в Москве еще продолжался, а 25 января 1918 г., в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митр. Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) . День его убиения или ближайшее к этому дню воскресенье, было установлено как дата памяти Новомучеников и Исповедников Российских, как бы предвосхищая то, что большевистские гонения будут продолжаться. Понятно, что на территории нашей страны эта дата долгие годы не могла отмечаться открыто, а Русская Православная Церковь Заграницей установила этот день памяти с 1981 г. В России такое празднование стало совершаться лишь после Архиерейского Собора 1992 г. А поименно большинство из Новомучеников прославлено Собором 2000 г.

Избранный Поместным Собором 1917-1918 гг. патриарх Тихон (Беллавин) и сам впоследствии пополнил число Новомучеников. Постоянное напряжение, тяжелейшее противодействие властей быстро истощили его силы, и он умер (а возможно, был отравлен) в 1925 г. в праздник Благовещения. Именно патриарх Тихон стал первым по времени прославления (в 1989 г., за границей – в 1981 г.).

Новомученики из императорского дома

Особо в ряду Новомучеников следует отметить Царственных Страстотерпцев – царя Николая и его семью . У одних людей их канонизация вызывает недоумение, у других наблюдается их нездоровое обожествление. Почитание убиенной царской семьи не связано и не должно быть связано ни с какими теориями заговоров, ни с нездоровым национальным шовинизмом, ни с монархизмом и ни с какими другими политическими спекуляциями. В то же время, все недоумения относительно канонизации царской семьи связаны с непониманием ее причины. Правитель государства, если он прославляется как святой, не обязательно должен быть выдающимся гениальным и могущественным политическим деятелем, талантливым организатором, успешным полководцем (все это может быть, а может и не быть, но само по себе не являются причинами для канонизации). Император Николай и его семья прославлены Церковью по причине смиренного отрешения от могущества, власти и богатства, отказа от борьбы и принятия невинной кончины от рук безбожников. Главным же аргументом в пользу святости Царственных Страстотерпцев является их молитвенная помощь людям, обращающимся к ним.

Великая княгиня Елисавета Федоровна , супруга дяди императора Николая, великого князя Сергея Александровича, после гибели мужа от рук террористов в 1905 г., оставила придворную жизнь. Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, особое православное учреждение, сочетавшее в себе элементы монастыря и богадельни. В тяжелые годы войны и революционной смуты обитель действовала, оказывая самую разную помощь нуждающимся в ней. Будучи арестована большевиками, великая княгиня вместе со своей келейницей инокиней Варварой и другими близкими людьми была отправлена в Алапаевск. На следующий день после расстрела императорской семьи они были живыми сброшены в заброшенную шахту.

Бутовский полигон

К югу от Москвы, недалеко от населенного пункта Бутово (давшего ныне названия двум районам нашего города) разместился секретный полигон , на котором в особо больших масштабах расстреливались священники и миряне. В наше время на Бутовском полигоне открыт посвященный им мемориальный музей. Другим местом массового подвига Новомучеников и Исповедников стал Соловецкий монастырь , преобразованный большевиками в место заключения.

Дни памяти Новомучеников и Исповедников Российских:

25 января (7 февраля) или ближайшее воскресенье – собор Новомучеников и Исповедников Российских

25 марта (7 апреля, в праздник Благовещения) – память св. патр. Тихона

4-я суббота по Пасхе – собор Новомучеников Бутовских

Память других Новомучеников и Исповедников Российских совершается почти каждый день.

Тропарь Новомучеников (глас 4)

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи Новомученики и Исповедники своя:/ святители и иереи,/ Царственныя Страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.

Сегодня радостно ликует Церковь Русская, прославляя Новомучеников и Исповедников своих: святителей и иереев, Царственных Страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положивших и кровью истину утвердивших. Их предстательством, Долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания веков.

_________________

Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Биографии епископов –

Святых Новомучеников и Исповедников Российских

†

Вл. Виктор (Островидов) – один из вдохновителей ИПЦ

† 1934

Еп. Виктор имел большое влияние и авторитет у своей паствы на северо-востоке Европейской части СССР. С 1924 г., после освобождения из ссылки, он временно управлял Вятской епархией, был вновь арестован 14 мая 1926 г. и освобождён через 3,5 месяца с прикреплением на 3 года к определённому месту жительства, за исключением центральных городов и Вятской губернии. В сентябре 1926 г. ему было поручено управление соседней Воткинской епархией, но в периоды пребывания в Синоде правящего архиерея Вятской епархии архп. Павла (Борисовского) еп. Виктор фактически управлял и ею.

В конце августа – начале сентября 1927 г. святитель Ижевский получил текст Декларации, предназначенный для оглашения духовенству и верующим Воткинской епархии. Будучи глубоко возмущён её содержанием, он запечатал его в конверт и отправил обратно митр. Сергию. О своих настроениях он написал знакомому архиерею в Москве.

Вскоре последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о разделении Воткинской епархии на пять частей между соседними епархиями, и в октябре еп. Виктор обратился к митр. Сергию с довольно почтительным письмом, пытаясь убедить его изменить занятую позицию. В ответ из Синода ему было сделано предупреждение о том, чтобы он как викарий Вятской епархии "знал своё место" и во всём подчинялся бы правящему архиерею, а затем последовал указ о назначении его еп. Шадринским с правом управления Свердловской епархией. Поездка депутации к митр. Сергию с просьбой отменить указ закончилась безрезультатно. В итоге еп. Виктор отказался выполнить этот указ, в Шадринск не поехал, и написал второе, уже более резкое письмо м.Сергию...

Вскоре состоялось совещание Духовного Управления Воткинской епископии, на котором было принято постановление о прекращении молитвенно-канонического общения с м.С. и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Постановление было утверждено еп. Виктором и отправлено 29 декабря в третьем письме к м.С.. Когда известия о событиях в Воткинской епархии дошли до Вятки, часть местного духовенства, оставшаяся на стороне м.С., прекратила поминать за богослужением еп. Виктора. Однако большинство верующего народа объединились вокруг пяти храмов, в том числе двух главных соборов, не принявших Декларации.

Встревоженный глава епархии срочно выехал из Москвы. Накануне посещения им Вятки еп. Виктор прислал своим сторонникам в городе телеграмму (от 11 декабря): "Ввиду приезда в Вятку архиепископа Павла, необходимо предложить ему принести покаяние и отречение от "Воззвания" как поругания Церкви Божией и как уклонения от истины спасения. Только при исполнении сего условия можно входить с ним в молитвенное общение. В случае же упорства прекратить поминовение его имени при Богослужении, что допускалось лишь, как до его приезда и выявления ожесточения его сердца".

В результате, как кратковременный визит архп. Павла в Вятку, так и его "архипастырское" послание от 14 декабря с разъяснением "положительных" результатов для Церкви, достигнутых м.С. и Св. Синодом после легализации, оказались безуспешными.

Вл. Виктор сообщал об этом своему знакомому в Москве в кон. декабря: "Я писал Вам, что арх. Павел приехал "казнить", а его встретили предложением покаяться и отречься от "Воззвания". Он отказался и весьма жалок был в своём оправдании – тогда, говорит, меня ожидает тюрьма и всякие лишения. Один священник гарантировал ему полное обеспечение, но он не согласился. Из поставленных ему вопросов выяснилось, что действуют они без благословения митр. Петра и сознают, что если он придёт, то удалит их – и мы уйдём – так и сказал, а что за это время они столько зла наделают и тысячи душ погубят, от этого и глазом не моргнут. Сознался, что сделали они это по настоянию гражданской власти, а на вопрос, чего достигли, отвечал, что он чувствует себя архиереем легальным. О, слепота! А не чувствует, что изглажен из книги жизни. Его злобные выпады против истинно-верующих и в частности против меня и неудачные оправдания тем, что он не обновленец, окончательно оттолкнули от него паству, и движение против "Воззвания" охватило всю епархию".

Вернувшись в Москву, архп. Павел обратился в Синод с жалобой на Вл. Виктора. Синод ультимативно потребовал от него немедленного выезда в Сведловскую епархию и 15 декабря назначил Онисима (Пыляева) еп. Воткинским с поручением временного управления Вятской епархией. Назначение на место Вл. Виктора нового архиерея лишь ускорило окончательное отделение. После получения сообщения о назначении еп. Онисима, 22 декабря, Духовное Управление Глазовской епископии постановило до покаяния и отречения м.С. от Декларации воздержаться от общения с ним и разделявшими его взгляды епископами, а также признать еп. Виктора своим духовным руководителем. На протоколе Вл. Виктор наложил резолюцию: "Радуюсь благодати Божией, просветившей сердца членов Духовного Управления в сём трудном и великом деле избрания пути истины. Да будет решение его благословенно от Господа".

Руководствуясь распоряжением Синода, еп. Онисим начал запрещать в священнослужении отделившееся духовенство, в частности в Ижевске. В ответ Вл. Виктор прислал в главный храм города – Покровский собор – две телеграммы с сообщением о прекращении общения Воткинской епархии с м.С. и указанием, что "запрещение Онисима и других архиереев, отпавших через "Воззвание" от Православной Церкви, никакого значения для нас не имеет". Не помогло и принятое 23 декабря постановление м.С. и Св. Синода по делу о "раздорнической" деятельности еп. Виктора.

"Мы с детской простотой веруем, что сила Церкви не в организации, а в благодати Божией, которой не может быть там, где нечестие, где предательство, где отречение от Православной Церкви, хотя бы под видом достижения внешнего блага Церкви. Ведь здесь не просто грех м.Сергия и его советчиков! О, если бы это было только так! Нет! Здесь систематическое, по определенно обдуманному плану разрушение Православной Русской Церкви, стремление всё смешать, осквернить и разложить духовно. Здесь заложена гибель всей Православной Церкви" (В объятиях семиглавого змия, Монреаль, 1984, с.103).

"Какое теперь начинается осквернение душ нечестивыми священнослужителями, которых епископы будут рассовывать везде; и другие, непризнанные верующим народом, произведут ужасное разложение веры и упадок религиозной жизни. Поистине, эти злоумышленники против Церкви не от человеков, а от того, кто искони был человекоубийца и кто жаждет вечной гибели нашей, слугами коего и сделались новые предатели, подменив саму сущность Православной Христовой Церкви; они сделали её не небесной, а земной и превратили из благодатного союза в политическую организацию" (с.104).

Сщмч. Виктор указал на связь между богословским учением митр. Сергия и его Декларацией: "Его заблуждения о Церкви и спасении в ней человека мне ясны были еще в 1911 году, и я писал о нем в старообрядческом журнале, что придет время и он потрясет Церковь" [ Еп. Виктор (Островидов). Письмо Авраамию, еп. Уржумскому//Лев Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. Париж: YMCA-PRESS, 1977. С. 601]. Заметим для себя тот факт, что православному клирику пришлось для критики митр. Сергия обращаться в старообрядческое издание. Никакое официальное православное издание эту критику бы не опубликовало.

По мнению св.Виктора, митр.Сергий был замечательный богослов, верный ученик митр. Антония, мудрый церковный деятель, однако вся эта мудрость, все это богословие исходили из нехристианского основания.

"Декларация – это отступление от истины Спасения. Это взгляд на спасение как на естественное нравственное совершенствование человека; это языческое философское учение о спасении, и для достижения такого спасения внешняя [церковная] организация абсолютно необходима. По моему мнению, это то же самое заблуждение, в котором я обвинил митр. Сергия еще в 1912 г."

Цитата дана в обратном переводе с английского: "The "Declaration" is a separation from the truth of salvation. It looks on salvation as on a natural moral perfection of man; it is a pagan philosophical doctrine of salvation, and for its realization an external organization is absolutely essential. In my opinion, this is the same error of which, as early as 1912, I accused Metropolitan Sergius" (Russia" Catacomb Saints. Lives of the New Martyrs, by Ivan Andreev//ed. By Fr. Seraphim (Rose). Platina, California:Saint Herman of Alaska Press,1982, с.146).

В начале января Вл. Виктор наладил письменное общение с питерскими иосифлянами, и получил от них разного рода антисергианскую литературу. Затем он лично съездил в Ленинград и стал направлять к еп. Гдовскому Димитрию своих кандидатов для рукоположения в священнический сан.

11 апреля было вынесено постановление м.С. и Временного при нём Патриаршего Священного Синода по "делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях", согласно которому Еп. Виктор был уволен от управления Шадринским викариатством и Свердловской епархией, предавался каноническому суду епископов и запрещался в священнослужении. В постановлении в качестве вины указывалось, что он рукополагал клириков для епархий, ему неподчинённых, а также вместе с еп. Никольским Иерофеем (Афоником) получил благословение митр. Иосифа на рукоположение в сан епископа игум. Антония. А ещё за неделю до этого, 4 апреля, в Глазове он был арестован. Постановлением Особого Совещания при КОГПУ от 8 мая он был осуждён на 3 года концлагерей, согласно приговору, "за проведение антисоветской агитации, за сочинение и распространение письма с просьбой защитить каноны Русской Православной Церкви... терпеть гонения от новой власти, как это делали митрополит Филипп или Иван, так называемый "Креститель"..."

Вл. Виктор был отправлен в Соловецкий лагерь, где и написал своё знаменитое последнее послание, предающее м.С. на суд Божий. На Соловках он был с весны 1928 г. до конца 1930 г. и работал там бухгалтером канатной фабрики. Здание бухгалтерии, в котором он жил, располагалось вне стен Кремля, на опушке леса. Епископы Нектарий (Трезвинский), Иларион (Бельский), Максим (Жижиленко) и некоторые священники часто приходили к нему якобы "по делам" и совершали тайные богослужения в соседнем лесу. Их участник проф. И.А.Андреев позднее вспоминал: "В глубине леса на расстоянии одной версты была полянка, окружённая берёзами. Эту полянку мы называли "Кафедральным собором" нашей Соловецкой катакомбной церкви в честь Пр. Троицы. Куполом этого собора было небо, а стенами – берёзовый лес. Здесь изредка происходили наши тайные богослужения. Чаще такие богослужения происходили в другом месте, тоже в лесу, в "церкви" имени Св. Николая Чудотворца... Господь хранил наши "катакомбы", и за всё время с 1928 по 1930 г. включительно мы не были замечены... Владыка Виктор был оптимист и верил в возможность короткого, но светлого периода, как последнего подарка с неба для измученного русского народа".

В апреле 1931 г. Вл. Виктор был сослан на 3 года в Северный край, а затем в мае 1933 – в республику Коми, где и скончался 2 мая 1934 г. в п. Усть-Цильма.

Священномученик Дамаскин (Цедрик)

† 1937

Выдающийся проповедник, один из главных вдохновителей Истинно-Православной Церкви, Дамаскин Еп. Глуховский, викарий Черниговской епархии, рукоположенный в 1923 г. самим патриархом Тихоном и затем неоднократно подвергавшийся арестам, 11 декабря 1928 г. встречается в Москве с митр. Сергием, после чего окончательно порывает с ним.

27 ноября 1929 г. Еп. Дамаскина снова арестовывают. Предъявлено обвинение в "контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию" и что он, якобы, является "руководителем церковной к-р группировки". Доносчиком стал сергианский священник, благочинный стародубского района. В своём доносе в ГПУ он обвинил Владыку в попытке организовать заговор против советской власти. В обвинительном заключении "группировке", руководимой епископом Дамаскиным (Цедриком), приписывалось две задачи: "организация активного противодействия мероприятиям Соввласти, направленным против церкви" и "подготовка перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы)". По приговору Коллегии ОГПУ "Дело епископа Дамаскина (Цедрика). 1930 г." заканчивается заключением в СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения).

В начале 1934 г. Свт. Дамаскин выходит на свободу. Он тайно посещает Чернигов, Киев и другие места, где есть его единомышленники. В своих беседах он проводит мысль о том, что время открытого служения прошло, что Истинная Церковь Христова должна, как в первые века христианства, бежать в пустыню-катакомбы (Откр. 12, 6): Новозаветный Ноев Ковчег спасения должен закрыться изнутри, дабы сохранить хотя бы "малое стадо" (Лк. 12, 32) от "всепоглощающих волн огненного океана"...

И всё-же, при всей своей закрытости, Истинно-Православная Церковь не могла оставаться полностью невидимой для окружающих, т.к. одна из главных её задач – свидетельствовать об Истине. Из-за этого, в условиях тотальной борьбы с христианством, чередой друг за другом следуют доносы и предательства.

Из обвинительного заключения по след. делу № 7, по обвинению Смирнова К. И. и Фокиной Л. Н. по ст. 58/10 и 58/11 УК.

При обыске у Смирнова (Митр. Кирилла) обнаружено письмо епископа Дамаскина, в котором излагаются следующие взгляды: "Совершается суд Божий над Церковью и народом русским... Совершается отбор тех истинных воинов Христовых, кои только и смогут… противостоять самому зверю. Времена же приблизились несомненно апокалипсические… Все наши усилия теперь должны быть направлены на установление прочных связей между пастырями и пасомыми... и по возможности исправить совершенный грех путем противодействия злу, до готовности даже кровию смыть грех свой". На вопрос об отношении к этому документу Смирнов ответил: "Автором письма является епископ, Дамаскин – мой единомышленник. Письмо было написано архиепископу Серафиму Самойловичу, а в копии – мне... Смысл этих воззрений состоит в том, что русским народом совершен общий грех перед Церковью... и вина в этом лежит, главным образом, на духовенстве. Задача состоит в необходимости более глубокого воспитания народа, чтобы членами Церкви были истинные христиане... что и означает противопоставление царству злобы. Эти взгляды я высказывал епископам Дамаскину и Афанасию, которые были ее мною солидарны по этому поводу".

Вслед за этим следует целая череда арестов и ссылок Вл. Дамаскина, заканчивающихся расстрелом 15 сентября 1937 г.

P.S. Московская Патриархия канонизировала Вл. Дамаскина наряду с другими представителями ИПЦ, такими, например, как Архиепископ Владимирский Николай (Добронравов), Архиеп. Иваново-Вознесенский Августин (Беляев), Еп. Кинешемский Василий (Преображенский), Еп. Красноярский Амфилохий (Скворцов), Еп. Лубенский Аркадий (Остальский), Еп. Нижнетагильский Никита (Делекторский), Еп. Липецкий Уар (Шмарин) и др. Можно ли иначе расценить цинизм, с которым МП пытается присвоить себе славу новомучеников, как не лицемерие и воровство? Господь наш Иисус Христос взывал: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков..., дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! Как избежите вы осуждения в геенну?" (Мф. 23, 29-39).

Архиепископ Феодор (Поздеевский)

† 1937

Родился 21 марта 1876 г. в с. Макарьевском Ветлужского уезда Нижегородской губ. в семье священника. 1900 – окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, иеромонах. 1903 – магистр богословия. Будучи ректором Тамбовской семинарии, архимандрит Феодор возглавлял местную организацию "Союза Русских людей". 3 мая 1907 г. на него было совершено покушение одним из революционно настроенных студентов семинарии, но пуля пролетела мимо. С 1909 г. ректор Московской Духовной Академии. 14.09.1909 хиротонисан во Еп. Волоколамского. После февральской революции, в разгар антимонархических гонений по постановлению "Священного Синода" смещается с должности. Временным правительством запрещается пропаганда монархических взглядов и "Синод", идя в ногу со временем, торопился "воздать кесарю кесарево", забывая о Божьем. Так, откликаясь на захват власти иудо-масонами "Синод" заявлял: "Совершилась воля Божия... Россия стала на путь нового устроения государственной жизни..." В 1917–1930 гг. Владыка Феодор – настоятель Московского Даниловского монастыря, ставшего тогда духовным центром Москвы. 1920 (1921) – арест, Таганская тюрьма. 08.06.1923 – освобождён. 16.04.1924 – вновь арестован по обвинению в "антисоветской агитации" и заключён в Бутырскую тюрьму. 15.06.1925 осуждён на 3 года к высылке в Киргизский край; затем сослан в Зырянский край... После предательской сергиевской декларации озглавил одно из движений исповедников Православия, названное "даниловским", в число которого входили: Еп. Амфилохий (Скворцов), Еп. Григорий (Козырев), Еп. Григорий (Лебедев), Еп. Николай (Никольский), архим. Симеон (Холмогоров), архим. Поликарп (Соловьёв), архим. Стефан (Сафонов) и др. По имеющимся данным принимал участие в тайном Соборе катакомбных архиереев, на котором поддержано Послание архиеп. Серафима (Самойловича) о запрещении в священнослужении митр. Сергия и выработаны некоторые основополагающие документы. За активное противодействие политике митр. Сергия и организацию потаённой Церкви отправлен в ссылку в Сыктывкар. Монах со строгим аскетическим образом жизни, знаток святоотеческого богословия и канонического права, зажигательный проповедник – он пользовался большим уважением среди архиереев и всего церковного народа. Считал сергианскую церковь безблагодатной, называя её священников "простыми сапожниками", а сергиан, вообще, сравнивая с "гадаринскими свиньями". 23.10.1937 – расстрелян в Ивановской тюрьме.

Архиеп. Пермский Варлаам (Ряшенцев)

† 1942

Архиеп. Варлаам (Виктор Степанович Ряшенцев) родился 8 июня 1878 г. в Тамбове в купеческой семье. Однокурсник и приятель Вл. Феодора по Казанской духовной академии, он закончил её со степенью кандидата богословия. С 1906 г. – ректор Полтавской духовной семинарии. С 13 января 1913 г. – епископ. 6 февраля 1928 г. отделился от митр. Сергия в составе Ярославской группы, за что запрещён в священнослужении сергианским Синодом. Несмотря на кратковременное колебание, он в конце 1928 г. окончательно порывает с митр. Сергием, после чего последовала обычная для таких случаев концовка: кончина 20 февраля 1942 г. в тюрьме №1 г. Вологоды в результате издевательств красных бандитов.

Он был не единственным в своей епархии продолжателем дела Митр. Агафангела. Вскоре после его отделения от митр. Сергия, ему последовал находившийся в казахстанской ссылке Еп. Рыбинский Вениамин (Воскресенский) (1871 – 5.10.32), который 16 июня 1929 г. писал благочинному храмов Ярославля о. Флегонту Понгильскому:

Цитата:
Митр. Сергий совершил опыт, беспримерный в истории Церкви – опыт соприкосновения двух взаимоотрицающих стихий – царства Божия и царства Безбожия, царства Христа и царства Антихриста. Митр. Сергий всегда отличался известной гибкостью своего ума. Здесь он перешёл меру и стал её жертвой... Безбожная родина уже не священная родина. Для христианина она перестаёт быть родиной...

Еп. Герман (Ряшенцев)

† 1937

Ближайший друг Вл. Феодора по академии и брат Архиеп. Варлаама Епископ Вязниковский Герман (Ряшенцев) в деле отстаивания истины следовал за своими старшими собратиями. Отказавшись в 1928 г. принять назначение от митр. Сергия, он обрёк себя на лагерно-ссыльную жизнь. В ссылке ему инкриминируется организация т.н. "Священной дружины", якобы борющейся в 1934-37 гг. против сов. власти (пять томов этого дела до сих пор остаются закрытыми в Архиве Министерства безопасности Республики Коми). 15 сентября в г. Сыктывкаре расстрелян.

Еп. Кинешемский Василий (Преображенский)

† 1945

Вл. Василий вышел из Лжецеркви ещё в начале 1928 г., присоединившись тогда к "ярославской оппозиции". Не прибегая к перечислению мест заключения и описанию перенесённых им пыток и страданий, ограничимся словами из протокола допроса в Орловском ГПУ весной 1933 г. Он говорил, что сов. власть – это временная власть, в идею построения социализма-коммунизма не верит. Борьба с религией попущена волей Божией для испытания нравственно-религиозной жизни народа. В этот период испытания народа, несомненно, произойдёт раскол на верующих и неверующих. Причём верующие могут остаться в меньшинстве. Но несмотря на это Церковь победит и врата ада не одолеют её.

Занимательна формулировка, с которой его тогда осуждают: "Создание сети контрреволюционных кружков, ставивших своей задачей антисоветское воспитание религиозных масс и свержение существующего строя" – голь на выдумки сильна.

Еп. Николай (Голубев)

† 1929

Ещё одним исповедником, присоединившимся к ярославцам в начале 1928 г. был Епископ Ветлужский Николай (Голубев), который поддерживал тесные отношения с Архиеп. Варлаамом (Ряшенцевым). В июне 1929 г. он едет в Ленинград и получает от Архиеп. Димитрия (Любимова) разрешение на организацию своей епархии. При аресте у него находят следующее удостоверение: "Предъявитель сего Епископ Николай Голубев, бывший Ветлужский, ныне состоящий на покое, принадлежит к Православной Церкви, возглавляемой Митрополитом Петром, и состоит в каноническом общении с Митрополитом Иосифом. Временно Управляющий Ленинградской епархией Архиепископ Димитрий Гдовский. 1 июня 1929 г." Почти у всех арестовывавшихся тогда священников Кинешемского р-на при обысках находили текст отречения: "Я, ниже подписавшийся, убедившись в отступлении от духа Православного христианства митрополита Сергия, прерываю с ним всякое общение и вступаю в таковое с Церковью, управляемой митрополитами Петром и Иосифом. Желаю состоять со вверенной мне паствою под духовным руководством Епископа Николая". В материалах следственного дела сказано, что Еп. Николай за богослужением ввёл формулу поминовения "О страждущих заключенных митрополитах и епископах Петре, Иосифе, Василии и других". При обыске у него были изъяты тексты двух молитв, полученных от Еп. Василия и Архиеп. Димитрия. В одной из них говорилось: "Даждь, Господи, Церковь Российскую правити. Злыя волки далече отогнати и козни их сокрушити. Подаждь всем, иже во власти суть разум и страх Твой, сохрани люди Твоя от тлетворных учений, ереси и неверия". Скончался Владыка от тяжёлой болезни, связанной с тюремным содержанием.

Архиеп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев)

† 1937

Во время настоятельства в Даниловском монастыре Владыки Феодора, там под его окормлением, будучи сначала послушником, а затем архимандритом, несколько лет жил будущий Еп. Григорий (Лебедев). В епископы он был поставлен 2 декабря 1923 г. самим Патр. Тихоном. В декабре же 1927 г., являясь наместником Александро-Невской Лавры, он прекратил поминовение митр. Сергия, выйдя из подчинения ему. Не имея же возможности противостоять сергианскому давлению, он оставил свой пост и перешёл на тайное служение. В 1929 г. Владыка покинул Ленинград и скрылся в Калининской обл., а с 1933 г. проживал в Кашине. 16 апреля 1937 г. он был арестован по обвинению в том, что "являлся руководителем контрреволюционной группы фашистско-монархической организации в г. Кашине, у себя на квартире систематически проводил нелегальные сборища, на которых обсуждались а/с вопросы, занимался вербовкой новых членов в фашистско-монархическую организацию". Постановлением Тройки УНКВД Калининской обл. от 13 сентября 1937 г. в числе 50-ти человек Вл. Григорий был приговорён к высшей мере наказания и в час ночи 17 сентября расстрелян.

Священномученик Павел (Кратиров)

† 1932

Одним из главных центров антисергианского движения на Украине был Харьков – тогдашняя её столица. В конце 1920-х в там проживало много ссыльных священнослужителей. На положении ссыльного с подпиской о невыезде с весны 1925 г. жил в этом городе и еп. Старобельский Павел (Кратиров). Он не признавал митр. Сергия ещё до опубликования Декларации, считая его захватчиком высшей церковной власти, которая с 1926 г. должна была принадлежать митр. Ярославскому Агафангелу, и за это он был запрещён в священнослужении экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым). Резко отрицательно еп. Павел встретил и Декларацию митр. Сергия. Он отправил в конце 1927 г. письмо к митр. Агафангелу и остался вполне удовлетворён ответом, т.к. ярославский Митрополит назвал Сергия "узурпировавшим церковную власть". В апреле 1928 г. еп. Павел отослал Заместителю Патриаршего Местоблюстителя официальное заявление об отделении от него, и в этом же месяце он был запрещён в священнослужении постановлением Свящ. Синода.

Еп. Павел выступил, прежде всего, как сильный идейный оппонент митр. Сергия. Он стал автором трёх широко разошедшихся по стране произведений. Первое из них было написано в феврале 1928 г. и называлось "Наши критические замечания по поводу второго послания митр. Сергия". Вл. Павел указывал, что нижегородский митрополит открыто боролся за власть в Церкви, получив же её, самовольно вступил на новый курс и, призывая всех к миру, начал налагать на несогласных с ним церковные прещения. "Если бы митр. Сергий действительно желал до Собора сохранить "единство Духа в союзе мира", "чтобы не разрывать хитона Христова", как он выражается, то, оказавшись всякими неправдами и правдами во главе церковного управления, он не пугал бы напрасно церковными канонами непризнающих его, как это делает он всё время с большим усердием; не налагал бы единолично запрещений на десятки несогласных с ним епископов, а с должным смирением, поставивши собственную каноничность под знаком вопроса "в единстве Духа и в союзе мира", ожидал бы будущего Собора, который разобрался бы в том, кто прав и кто виноват в церковных смутах, и каждому воздаст по делам его... Митр. Сергий возлагает свою надежду на небесного Пастыреначальника, что Он в трудную минуту "не оставит нас сирых", и "упование не посрамит его"... Мы перейдём за границу возможного, если разделять будем надежды митр. Сергия на то, что Господь будет ему Помощником в его деяниях!.. (Правильнее будет думать, имея ввиду его последние выступления, исполненные искательства перед сильными мира сего, что Господь оставил его и Дух Божий отступил от него". Здесь же Еп. Павел и призвал митр. Сергия к покаянию: "Мы же горячо убеждаем его самого принести, во имя блага Церкви, в жертву своё самолюбие и властолюбие, которыми он до сих пор руководился больше, чем боголюбием, и снова чистосердечно покаяться во всех своих церковных прегрешениях, а управление Церковью предоставить тому, у кого оно было им отнято".

3/16 апреля Еп. Павел пишет своё "Первое письмо епископа", обращённое к безымянному иерарху, поддерживающему митр. Сергия. В нём он говорил, что не надо опасаться разделений в церковной среде, и, напротив, приветствовал протест "грозной работе митр. Сергия". В послании говорилось, что "Церковь Христова это не что иное, как Царство Божие, а оно, по словам Спасителя, внутри нас. Неужели же это Царство Божие внутри нас нуждается во всей этой мерзостной системе, которую допускает митр. Сергий во взаимоотношениях со внешними. Неужели же из-за сохранения церковно-хозяйственного имущества (храмы, здания, утварь), канцелярии и её принадлежности можно продать Христа и Царство Божие?.. При данной церковно-исторической обстановке всякая "легальная" Церковь становится неизбежно блудницей Вавилонского богоотступления. Я не могу не возмущаться и не страдать при виде червленно-заблудной Церкви, потому что я сам блудный и многогрешный имею великую нужду в целомудрящей нас Церкви-Деве, носящей белую одежду целомудрия и совершенно чистой, незапятнанной Невесте Христовой, могущей спасти меня многогрешного... Так как сергиевская церковь надела на себя червленную ризу блудницы, то чрез это стала повинной и преступной во всём... Сергиевская церковь, подобно обновленческой, теперь свирепствует, господствует, запрещает, высылает и через это являет себя цезаро-папистской организацией в самом гнуснейшем смысле слова. А посему я ухожу в пустыню, в той надежде, что в данное время только пустынная, лягальная (от слова "лягать, то есть поносимая) Церковь может указывать тот истинный путь к вечному спасению, по которому должно идти христианину... Легализация Церкви Христовой или Царства Божия в наших условиях равно, что говорить о круглом квадрате или о тёмном свете, горячем льде и т.п... По всему видно, что из пустыни мне уже не выбраться пока, да и я сам спешу туда, чтобы укрыться там, пока пройдёт гнев Божий. Скорблю только о том, что среди архипастырей Русской Церкви нашлось немало последователей практически – смрадного сергиевского блудословия... А вот почему я отрекаюсь от сергиевской церкви. Тело церковное с внешней стороны как будто и целое и всё в порядке, но через богоотступление голова уже отрублена. И сколько бы митр. Сергий ни кричал о верности Православию, но самого главного уже нет. Получилась не Церковь, а церковная партийная организация, ориентация. Налицо не корабль церковный, а сергиевская "ладья-душегубка". Покайся, пока не поздно. Позже тебе уже не удастся выскочить, сам знаешь почему".

В мае 1928 г. Вл. Павел написал открытое письмо "О модернизированной Церкви, или о Сергиевском православии", адресованное неизвестному "брату о Христе", в котором доказывал, что Декларация затрагивает саму суть православно-церковного вероучения: "Митр. Сергий не лично от себя и своего Синода, но от имени всей Православной Кафолической Церкви поклонился человекобогу, говорящему гордо и богохульно... Я, грешник, думаю, что таких церковных деятелей нужно назвать не только еретиками и раскольниками, но и богоотступниками. Ведь митр. Сергий вводит в церковное богослужение неслыханную в истории Церкви ересь модернизированного богоотступничества, естественным последствием которой явилась церковная смута и раскол... Итак, митр. Сергий попрал не внешнюю сторону, а самое внутреннее существо церковного Православия. Ведь "осанна" Христу и Антихристу, исполняемая сейчас в христианских храмах, касается самой сущности христианской веры и представляет собою явную апостасию – отпадение от веры, богоотступление... Митр. Сергий своей суемудреной и злочестивой декларацией и последующей антицерковной работой создал новый обновленческий раскол или сергиевское обновление, которое, сохраняя для "малых сих" фикцию Православия и каноничности, гораздо преступнее первых двух обновлений (1922 и 1925 гг.). Тем, кто поплёлся за митр. Сергием, возвращение на путь истины – задача трудная, сопряжённая с немалыми скорбями и лишениями. Но я, грешный, вижу всё и живу надеждой на Бога, Милующего, Умудряющего и Укрепляющего немощных..."

Всего Еп. Павел написал, по его словам, четыре "рассуждения" на тему, кто должен управлять Русской Церковью, два обращения к сов. власти и письмо к старобельским благочинным в ответ на их коллективное обращение с упрёком о непризнании митр. Сергия. Тогда, во время своего святительского служения в Вл. Павел возглавлял около 40 приходов в Харьковском, Сумском и Днепропетровском округах. Со всеми своими посланиями Владыка знакомил священников и мирян.

От известного харьковского протоиерея Николая Загоровского, проживавшего тогда в Ленинграде, Еп. Павел узнал о Еп. Гдовском Димитрии (Любимове), возглавившем после ареста Митр. Иосифа (Петровых) "лягальную" Церковь, и в июне 1928 г. отправил ему письмо с сообщением, что ещё в 1926 г. вышел из ведения митр. Сергия и просьбой принять его в молитвенное общение. Еп. Димитрий запросил соответствующие документы и объяснения и после их получения прислал благожелательный ответ с предложением окормлять ближайшие истинно-православные общины. С этого времени между архиереями установилась переписка. Например, летом 1928 г. Еп. Павел в одном из своих писем просил разъяснений и руководящих указаний по поводу по таким вопросам: как относиться к запрещениям, наложенным митр. Сергием, существуют ли планы организовать новое церковное управление и легализовать его перед гражданской властью. В письме также говорилось: "Не поставлены ли мы долгом своего служения пастырского в необходимость препятствовать на каждом шагу существующей власти в её работе. Разве можем мы одобрять безбожное воспитание в современных школах. Разве допустима классовая борьба... Не более ли достойно нашего великого служения прямо и откровенно засвидетельствовать власти, что пути наши ведут в разных направлениях и что мы можем говорить только о своём желании быть лояльными, но делами своими свидетельствовать свою лояльность не можем. Разве можем одобрять вступление в коммунистическую партию..."

Конечно же кровожадная антихристова власть не могла допустить существования на подвластной ей территории такого ревностного пастыря. 17 января 1931 г. Владыка был арестован, и по пост. КОГПУ от 2 января 1932 г. приговорён к 10 годам лагеря. А 5 января этого же года после жестоких пыток и мучений он скончался в харьковской тюремной больнице.

Святой угодниче Христов Павле, моли Бога о нас грешных!

Священномученик Нектарий (Трезвинский)

† 1937

Родился в 1889 г. в Малороссии в семье священника. Закончил Киевскую Духовную Семинарию и Академию. Иеромонах, кандидат богословия. Во время Великой войны – полковой священник. Затем настоятель в Александро-Невской Св.-Троицкой Лавре. В 1919 г. первый арест. В 1921 г. – второй: т.н. "Дело Александро-Невской Лавры". Приговор: один год принуд. работ с содержанием под стражей в "Крестах". Затем снова служение в Питере. В 1924 г. принимает епископский сан. Стойкий борец с обновленчеством, за что – новый срок – 3 года в СЛОНе. 20 февраля 1928 г., выходит из административного подчинения митр. Сергию и его Синоду, за что запрещён в священнослужении в составе "викторианской" группы непоминающих.

"После молитв и долгих размышлений, – пишет Вл. Нектарий, – я прекратил церковное общение с м. Сергием... как вошедшим в блок с антихристом, нарушившим церковные каноны и допустившим равносильное отступничеству от Христа малодушие и хитроумие... Синод же собран из так называемых подмоченных или ссученных епископов. Назначение епископов на кафедры происходит с ведома или одобрения начальника Московского отдела №6. Может ли быть это приемлемо православными людьми, а тем более епископами?.. Надеюсь и верю, что эта церковная нижегородская ярмарка (Сергий носил титул митрополита Нижегородского) под неообновленческим флагом потерпит полное посрамление и православно верующие все уйдут от этой печальной церковной авантюры, затеянной для уничтожения и поругания Церкви Христовой, иже есть столп и утверждение Истины"

30 августа 1930 г. по обвинению в создании контрреволюционной организации "Истинно-Православная Церковь" в Казани он снова арестован и 26 января 1932 г. по ст. 58-10-11 УК РСФСР – 10 лет СЛОНа, где в 1937г. по приговору "тройки" расстрелян. Из ссылки он писал к своей пастве:

"Из истории Церкви Христовой видно – почти все борцы за правду Христову погибли в борьбе, только после смерти их торжествовало то дело Божие, за которое они боролись. Так будет и в нашей борьбе с сергианством. Народ наш стал безразличен к церковным вопросам, а духовенство – это большей частью обрядоисполнители-жрецы, для которых лишь бы было чем кормиться, спокойно жить, а против нас, противников сергианства, не побрезгуют никакими силами, безнравственными мерами, как то: допросами, ложными слухами, подпаиванием водкой горланов на приходских собраниях и прочее. Так, про меня Сергий напечатал: я, якобы, посвятил в попы двоеженца, чего я и во сне не видел.

Словом, наша борьба хотя и свята, но бессильна. Я лично не надеюсь на освобождение, а скорее всего погибну, сгнию в лагерях, утешаясь обетованиями Христовыми. Блаженны изгнани правды ради... Нелегко страдать. Но другого выхода нет, выбора или разделения быть не может. Не колеблитесь, возлюбленные, для вас жизнь – Христос, а смерть – приобретение. Что нам делать? Как нам быть? Вопрошаете меня, ревнители Православия, лишенные своих пастырей и не могущие из-за чуткости совести молиться в сергианских храмах. Вполне понятны страдания ваших душ. Жить без церковной молитвы – это великое бедствие для верующих, а теперь ведь много городов и сел, где нет храмов, а если и есть, то обновленческие или сергианские. Объединяйтесь в мелкие группы и молитесь по домам, пойте церковные песнопения, читайте слово Божие, творите посильно милостыню, погребайте умерших без сергианских попов. Св. Тайны принимайте лишь от истинных пастырей, а таковых вы всегда найдете с помощью Божией".

Катакомбный Еп. Серпуховский Максим (Жижиленко)

† 1931

Цитата:
"Советская и катакомбная Церкви – несовместимы... Тайная, пустынная, катакомбная Церковь анафематствовала сергиан и иже с ними".

Незадолго до своей смерти, последовавшей на праздник Благовещения в 1925 г., патриарх Тихон поделился со своим личным врачом и другом Михаилом Жижиленко своим предчувствием, что всё возрастающее давление правительства вынудит однажды предстоятелей Церкви пойти на такие уступки, на которые это уже будет недопустимо, и что истинной Церкви придется тогда уйти в катакомбы, подобно римским христианам древности. Он посоветовал ему принять монашеский постриг и епископское посвящение для тайного окормления верующих (таким образом, концепция и даже само имя Катакомбной Церкви была предвидена самим патриархом; это была и есть "Тихоновская" Церковь). Так в 1928 г. появился один из первых тайных епископов Истинно-Православной Церкви. Он также считается автором заявления Серпуховского духовенства об отмежевании от м. Сергия и его Синода.

24 мая 1929 г. Владыка Максим был арестован ОГПУ и приговорен к пяти годам лагеря. В конце ноября того же года, он был помещен в Соловецкий лагерь, где работал врачом и, заведовал тифозным бараком. Вместе с Епископами Виктором (Островидовым), Нектарием (Трезвинским) и Иларионом (Бельским), а также другими священнослужителями, он совершал тайные богослужения в лесу. Вл. Максим также участвовал на Соловках в тайных архиерейских хиротониях. Затем его перевели в Белбалтлаг, а после – в Бутырскую тюрьму. Здесь, в Москве, 18 февраля 1931 г. он обвинён в антисоветской деятельности (следственное дело № 28850: "Нелегальная церковно-монархическая организация "Истинное Православие" в Московской обл." и Тверской епархии (1930-1931) – организация защиты от безбожной власти, по которому проходило 63 чел.), и 4 июня в составе 17-ти священнослужителей расстрелян. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Священномученик Марк (Михаил Александрович Новоселов)

† 1938

Родился в 1864 году. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Был одним из ближайших учеников Л.Н. Толстого. В середине 1890-х порывает с толстовством и обращается к Православию, сближается со св. Иоанном Кронштадтским. Один из активных деятелей "православного возрождения" начала ХХ века, совмещавший строго церковную богословскую ориентацию с определенной общественно-политической оппозиционностью. С 1902 – издатель знаменитой книжной серии "Религиозно-философская библиотека", а также творений святых отцов, изданных для народа. Создатель "Кружка ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви". В 1917-18 участник Поместного Собора Российской Православной Церкви. В 1922-28 скрывается от ОГПУ в подполье, в это время написаны "Письма к друзьям", а сам Михаил Александрович хиротонисан в тайного епископа Священномучениками Феодором (Поздеевским), Арсением (Жадановским) и Серафимом (Звездинским). С 1927 сщмч. Марк (Новоселов) – один из лидеров церковного движения, противостоящего сергианству. В 1928 арестован ОГПУ и скитается по лагерям, вплоть до расстрела в 1938 году.

Кто такие Новомученики и Исповедники Церкви Русской? Почему они стали жертвами коммунистического режима? Каково значение подвига новых святых?

ХХ век в истории России ознаменован жестокими репрессиями Советской власти против собственных граждан. Людей карали за малейшее несогласие с коммунистической идеологией и за религиозные убеждения. Многие православные христиане стали жертвами большевиков, не отступив от своей веры.

Новомученики и Исповедники Церкви Русской – сонм святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.

Собор Новомучеников и Исповедников начал формироваться в 1989 году, когда был канонизирован первый святой - патриарх Тихон. Затем, по мере исследования биографий и других архивных документов, из года в год канонизировали несколько человек.

Среди Новомучеников и Исповедников есть священнослужители и миряне, люди разных профессий, званий и сословий, объединённые любовью к Богу и людям.

Икона Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Безбожная власть

Христианство и коммунизм несовместимы. Их моральные нормы противоречат друг другу. Бог есть любовь, а не революционный террор. Церковь учила не убивать, не красть, не лгать, не творить кумиров, прощать врагов, чтить родителей. А большевики убивали невинных, сокрушали традиции предков, растаскивали чужое имущество, насиловали, воспевали блуд в ущерб семье, на место икон вешали портреты Ленина и Сталина. С точки зрения христианина, строили Ад на земле.

Высказывания Ленина о религии всегда атеистичны, но в статьях он старается формулировать свои идеи цивилизованно, тогда как в приказах и письмах, адресованных друзьям и подчинённым, говорит прямо и грубо. Ещё до Революции в письме А. М. Горькому Ленин писал: «…всякий боженька есть труположство. …всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость, особенно терпимо встречаемая демократической буржуазией, - именно поэтому это - самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза».

Легко представить, как такой лидер государства проявил себя в отношении Церкви, когда получил власть.

Взрыв православной церкви, 1918 год

1 мая 1919 года в документе, адресованном Дзержинскому, Ленин требует: «Необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Расстрелы духовенства Ленин рекомендовал неоднократно.

Деятельность государства была направлена на разрушение Церкви и дискредитацию Православия: льготы и кредиты для сектантов, инспирирование расколов, издание антирелигиозной литературы, создание антирелигиозных организаций – например, «Союз воинствующих безбожников», куда загоняли молодёжь.

Сталин продолжил дело Ленина: «Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведёт антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религия есть нечто противоположное науке… Подавили ли мы духовенство? Да, подавили. Беда только, что оно не вполне ещё ликвидировано».

В Декрете наряду с экономическими показателями была поставлена цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны».

Разграбление церкви, послереволюционные годы

Игумен Дамаскин (Орловский) в своей работе пишет: «Как производились аресты, допросы, с какой скоростью тройки выносили постановления о расстрелах, свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900» («История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации»). Большинство верующих людей были репрессированы в 1918 году и в 1937-38 годы.

Только с началом Великой Отечественной войны репрессии священнослужителей сократили свой размах. Поскольку Советское правительство решило использовать Церковь для патриотической пропаганды. Открывались храмы. Прихожане под руководством священников собирали деньги для фронта. За период 1941-43 г. только одна Московская епархия сдала на нужды обороны 12 млн. рублей. Но война окончилась, и неблагодарная власть более не нуждалась в Церкви. С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и снова закрываются храмы.

Судили быстро, расстреливали сразу

Над священнослужителями и монахами не было длительных процессов. Их вина в глазах большевиков была бесспорной – религиозность, а лучшим доказательством преступления являлся крест на шее. Поэтому среди Новомучеников и Исповедников много тех, кто был убит на месте – там, где молился, там, где призвал Бога. А причину могли найти любую.


Протоиерей Иоанн Кочуров

Самым первым пострадал за веру новомученик протоиерей Иоанн Кочуров , служивший в Царском Селе. Он был расстрелян 31 октября 1917 года за организацию Крестного хода, на котором, как решили красногвардейцы, молился за победу белоказаков, защищавших Царское Село, но вынужденных отступить. На самом деле отец Иоанн и другие священнослужители хотели успокоить местных жителей, напуганных артиллерийским обстрелом, и возносили молитвы о мире.

Вот как рассказывает о гибели священника очевидец:

«Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной – его таскали за волосы, и кто-то предлагал «прикончить как собаку». Наутро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было».

25 января 1918 года в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Его похитила и тут же расстреляла группа солдат.

17 июля 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна Императорская семья, олицетворявшая Православное царство: Николай Второй, его супруга Александра, царевны и маленький наследник.

Фотография семьи императора Николая II

18 июля 1918 года в Алапаевске сбросили в шахту и забросали гранатами нескольких представителей Дома Романовых и близких к ним людей. Русская православная церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском (кроме управляющего Ф. Ремеза) в лике мучеников. Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них - великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару, которые до казни вели монашескую жизнь. Елизавета Фёдоровна после смерти мужа от рук террористов основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, насельницы которой занимались лечением нуждающихся и благотворительностью. Там и была арестована.


Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара

Среди новомучеников есть дети. Отрок Сергий Конев, воспитанник епископа Гермогена, считал Владыку дедушкой. После ареста и расстрела епископа мальчик сказал одноклассникам, что его дедушка пострадал за веру в Бога. Кто-то передал это красноармейцам. Те изрубили мальчика шашками.

Часто на допросах чекисты старались добиться, чтобы человек признался в антисоветских высказываниях. Нужен был формальный повод для осуждения его как врага революции. Поэтому заставляли подследственных клеветать друг на друга, фабриковали дела о контрреволюционных организациях. Верующие люди не желали свидетельствовать против ближних, за это они подвергались пыткам.

Жития Новомучеников и Исповедников безупречны. Они помнили слова Евангелия:

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне»

(Мф. 10:28)

Доносчики и клеветники впоследствии не были канонизированы.

В безвинности пострадавших от репрессий можно убедиться сразу.

Священник Александр Соколов пострадал за то, что организовывал хождения с молебнами по окрестным сёлам. По мнению следствия, он намеренно отвлекал колхозников от уборки урожая. За что и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово.

Священник Василий Надеждин читал молодёжи Василия Великого, Иоанна Богослова, рассказывал о поездке в Дивеевский монастырь, за что был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где заболел тифом и умер 19 февраля 1930 года.

Священник Иоанн Покровский советовал местным школьникам молиться, чтобы уроки лучше запоминались. Один из учителей донёс на него. Обвинённый в религиозной пропаганде, священник был расстрелян 21 февраля 1938 года.

Кто-то пожалел о том, что больше не празднуют Рождество, кто-то принял у себя монахов и за это упокоился в братской могиле или пошёл по этапу на Север…

Разумеется, были представители духовенства и миряне не только заявлявшие о своей вере, но и разоблачавшие Советскую власть. Эта критика была рождена христианскими убеждениями, которая не позволяла мириться с грабежами, насилием, разрухой, которые принесли большевики. Именно тогда Церковь показала, что она с народом, что священники, которых и в те времена социалисты обвиняли в стяжательстве, не стали обслугой новой власти, но обличили её.

Священники сожалели о судьбах репрессированных христиан, носили им передачи, призывали молиться о спасении страны, объединяли прихожан утешительным словом, за что обвинялись в контрреволюционной деятельности.

Фреска в храме с Новомучениками и Исповедниками

Понадобилось немало усилий карательных органов, прежде чем остатки священнослужителей были загнаны под каблук государства. Но десятки тысяч Новомучеников и Исповедников уже были далеко от земной юдоли, там, где нет ни болезни, ни печали, ни НКВД, но жизнь бесконечная.

Многие репрессированные священники были многодетными отцами, долго ждали их маленькие дети, выбегая на дорогу или часами сидя у окна. Об этом упоминается в Житиях. Невинные чада не ведали, что встреча с родителями теперь возможна только в Царствии Небесном.

Почти в каждой российской семье, в каждом роду кто-то подвергся репрессиям. Биографии многих полузабыты, обстоятельства ареста неизвестны, но, как правило, это были добрые христиане. Возможно, среди Новомучеников и Исповедников есть ваши близкие. Пока не канонизированные, эти люди святы у всевидящего Бога.


Урок новых святых

Подвиг Новомучеников и Исповедников Церкви Русской имеет глубокий смысл.

Во-первых , он учит верности Христу. Правильному распределению приоритетов, когда жизнь вечная предпочтительней жизни временной.

Во-вторых , призывает не отступать от своих принципов. В деградирующем обществе не предавать высоких моральных убеждений, не быть «как все».

В-третьих, напоминает, что нужно хранить страну от потрясений, которые приводят к новым репрессиям, к новым невинным жертвам.

В-четвёртых, свидетельствует, что если такие времена всё же наступили, никакая сила не одолеет Православие и несгибаемую волю истинного христианина.

В-пятых, Новомученики и Исповедники являют благой пример для юношества. Поэтому о них стоит чаще вспоминать, обращаться к их Житиям в литературе и кинематографе.

Они призывают нас ко Спасению и помогают его достичь.

Святые Новомученики и Исповедники, молите Бога о нас!

Соловецкие подвижники

Одной из самых больших тюрем, где несли свой крест многие Новомученики и Исповедники, был Соловецкая тюрьма особого назначения. Здесь, в стенах древнего монастыря, откуда Советская власть изгнала насельников, жили и умирали узники. За 20 лет существования лагеря через каторжные работы прошло более 50 000 заключенных. Среди них архиепископы, архимандриты, иеромонахи и благочестивые миряне. Из этих намоленных стен их души восходили к Богу.


Работы в Соловецком лагере

Зимой мороз за тридцать градусов, от которого в неотапливаемых карцерах замерзали люди. Летом тучи комариного гнуса, на поживу которым оставляли провинившихся зеков.

На каждой перекличке охрана убивала одного-трёх человек для устрашения остальных. От туберкулеза, цинги, истощения каждый год умирали 7-8 тысяч заключённых. В 1929 году за невыполнение трудового плана роту зеков сожгли живьём.

Фреска о страданиях Исповедников на “Соловках”

Говорят, что на Соловках можно служить Литургию в любом месте, ибо вся соловецкая земля пропитана кровью мучеников. Стоит упомянуть, что сосланные священники даже в условиях лагеря не раз совершали богослужения. Причастием служили хлеб и клюквенный сок. Ценой Таинства могла стать жизнь.