Пильные цепи: технические параметры, уход и обслуживание, заточка. Пильные цепи Как переточить цепь поперечного пиления на продольное

  • 16.06.2019

Заточить цепь бензопилы легко. Правда, при условии использования специальных инструментов. Без них справиться с задачей невозможно: у цепи пилы очень сложная геометрия.

Выполняется заточка цепи бензопилы для продольного пиления по мере необходимости. Чем интенсивнее используется пила, тем быстрее затупляется ее цепь. В ряде случаев на протяжении дня нужно выполнять несколько заточек. Быстрее всего шина теряет остроту при контакте с почвой. Достаточно несколько раз зацепить ею грунт, как стружка становится мелкой, и инструмент отказывается углубляться в древесину.

Своевременная заточка цепи бензопилы для продольного пиления не только ускоряет работу, но и продлевает срок службы цепи. Определить момент, когда ее нужно точить, несложно. О затупленных зубьях свидетельствует необходимость увеличивать усилие подачи во время пиления. Тупую цепь также можно распознать по мелкой стружке – в идеале из-под шины должна вылетать крупная толстая стружка.

Нюансы заточки

Решив купить бензопилу, вы не пожалеете – там продаются качественные устройства, способные прослужить много лет. Главное – не забывайте вовремя точить цепь пилы.

Для получения идеальных режущих свойств лезвиям зубьев придаются те или иные углы. Спинка зуба, спадающая назад, формирует угол лезвия (задний). Он необходим для врезания цепи в древесину. Лопатка, сужающаяся назад, нужна для срезания стружки сборку. Иными словами, каждый угол играет свою роль.

Угол заточки цепи можно менять, отталкиваясь от особенностей ее применения. Например, для продольного пиления он должен составлять 10 градусов.

Общие правила заточки

Внутренние контуры цепи бензопилы по форме напоминают окружность. Для их заточки используется небольшой круглый напильник. Его необходимо держать уверенной рукой и под определенным углом. Верхний край напильника по отношению к грани зуба должен выступать примерно на 20% диаметра инструмента. Подбирая диаметр напильника, нужно отталкиваться от шага цепи.

Одним напильником вам не обойтись. Затачивая цепь, используйте специальный набор, продающийся в комплекте с бензопилой или купленный отдельно. Наборы такого рода состоят из крючка для очистки цепи от стружки, круглого напильника и плоского напильника, применяемого во время стачивания ограничителя глубины.

Первые бензопилы появились в начале ХХ века.Устанавливаемые на них цепи с зубьями прямыми и плоскими, как у современныхножовок, отличались малой эффективностью, быстро тупились и требовали оченьтрудоемкого обслуживания. Например, при заточке приходилось учитывать, что зубьяделятся на подрезающие, режущие и скалывающие, имеют различные режущие углы иориентацию по отношению к направлению движения (могут быть отклонены влево,вправо или расположены по центру).

Нет сомнений, что попытки модернизации цепей предпринималисьнеоднократно, но лишь одна из них завершилась успехом. Разработанная ДжозефомКоксом и реализованная в металле в 1947 году новая цепь для универсальногопиления с контурным углом резания Г-образной формы благодаря повышеннойпроизводительности и упрощенной заточке очень быстро вытеснила своюпредшественницу с рынка, и теперь практическ все пильные цепи «щеголяют» характерным серпообразным профилем режущих звеньев.

Технические параметры пильных цепей

Подбирая цепь для мотопилы , обращаютвнимание на такие ее характеристики, как назначение, шаг, толщина ведущегозвена, высота профиля и глубина резания.

Известно, что распиловка древесины вдольволокон более трудоемка, нежели поперек, и для достижения наилучшего результатажелательно использовать цепи, соответствующие поставленной задаче.

Основное различие между цепями продольного и поперечноготипа – углы атаки режущих звеньев. Для цепей поперечного пиления они составляют25–35 градусов, у продольных углы более острые – от 5 до 15 градусов.

Использование цепей несообразно их целям грозит либозаниженной производительностью (если поперечную распиловку проводят продольнойцепью), либо повышенной «агрессивностью», сильной вибрацией и дополнительнойнагрузкой на двигатель. Однако многие пользователи предпочитают не тратить времяна замену цепи и продольные резы ведут той же цепью, что и поперечные, особенноесли «качество» получаемого пропила не требует соответствия «высшему» уровню.Поэтому цепи для продольного пиления востребованы в меньшем количестве, да ипроизводятся они в объеме, соразмерном спросу. Неудивительно, что купить такуюцепь гораздо сложнее, чем поперечную. И вопрос их приобретения становитсядействительно актуальным, если предполагается использование особых станков вродемини-пилорам.

Чем больше шаг цепи, тем крупнеесоставляющие ее звенья и тем выше ее производительность.

Шаг цепи – расстояние между тремяпоследовательно расположенными заклепками, деленное на два. Это определяющийпараметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяютсяна пять групп с шагом 1/4″, 0,325″, 3/8″, 0,404″ и 3/4″.

Шаг 1/4″ (6,35 мм) присущ миниатюрнымцепочкам, устанавливаемым на маломощные одноручные пилы. Правда, в России имипрактически не пользуются.

Цепи с шагами 0,325″ (8,25 мм) и 3/8″ (9,3 мм) – наиболее распространенные варианты. Более 80%производимых по всему миру пил комплектуются именно ими.

Шаги 0,404″ (10,26 мм) и 3/4″ (19,05 мм) отличают цепи с более крупными звеньями и повышеннойпроизводительностью. В течение нескольких десятилетий ими комплектовали пилыроссийского производства, но сейчас устанавливают лишь на мощные валочные пилы ихарвестерное оборудование.

Шаг традиционно измеряют в дюймах, а записывают так: трицифры – обычными, а две – десятичными дробями. Это необходимо во избежаниепутаницы. В частности, результат перевода 3/8″ в десятичную дробь составляет0,375″ – разница с предыдущим стандартом (0,325″) всего в одной цифре.

Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья итем выше ее производительность. Но, с другой стороны, тем шире пропил, и дляпреодоления сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей смаленьким шагом другие преимущества – большее число зубьев на единицу длины,плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у нихполучается чище.

Толщина ведущего звена (хвостовика) –второй по значимости параметр. Во время работы цепь скользит в пазу шины, и этоскольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней«болтанки». Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза должны строгосоответствовать друг другу, повышая надежность посадки цепи и исключаявероятность ее «соскока». Международным сообществом производителей предусмотренопять стандартных размеров, измеряемых в дюймах или миллиметрах (кому какудобнее): 1,1 мм (0,043″), 1,3 мм (0,050″), 1,5 мм (0,058″), 1,6 мм (0,063″) и2,0 мм (0,080″).

1,1 мм – столь тонкие ведущие звеньяхарактерны для самых миниатюрных цепей и пил соответствующего размера.

1,3 мм – пожалуй, наиболее востребованныйразмер, свойственный бытовым и полупрофессиональным цепям.

1,5 мм – занимает второе место повостребованности. Ставится на более мощные и производительные пилы.

1,6 мм и 2,0 мм – такиетолстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных пил.

Высота профиля . Пильные цепи бывают высоко-или низкопрофильными в зависимости от высоты режущей кромки над плоскостьюнаправляющей шины. Первые используют в профессиональных целях для получениямаксимальной производительности. Вторые устанавливают на бензопилы любительскогокласса, так как благодаря увеличенной площади опоры у режущих звеньев исниженной толщине срезаемой стружки они более безопасны.

Глубина резания – величина зазора между верхней гранью зубаи ограничителем пропила, регулирующая толщину стружки. Чаще всего встречаютсяобразцы с зазорами в 0,025″ (0,635 мм) и 0,030″ (0,762 мм), реже – с зазорами до0,070″ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.

Глубина резания в значительной степени определяетпроизводительность цепи, скорость ее пиления. Чем больше зазор – тем вышепроизводительность. Но в погоне за эффективностью не стоит забывать о вибрации:цепи с маленькой глубиной резания в пропиле движутся мягче, меньше «дергаются».Поэтому производители, стремясь уравновесить вибрацию и производительность,очень часто на цепи с большим шагом устанавливают резцы с минимальной глубинойрезания, и наоборот.

Объем двигателя . Этот параметрхарактеризует пилу и, казалось бы, к самой цепи никакого отношения не имеет.Однако в каталогах и кратких аннотациях к цепям нередко приводятся объемыдвигателей, на работу с которыми они рассчитаны. И эти рекомендации следуетсоблюдать. Цепь, установленная на чересчур мощный для нее двигатель, будетиспытывать большие нагрузки и выйдет из строя раньше времени, так и не выработавсвой моторесурс. Вариант ми нагрузками на мотор и другие важные узлы самой пилы.

Составные части цепи

Любую пильную цепь составляют звенья трех типов: режущие,ведущие (хвостовики) и соединительные. Прочность соединения обеспечиваютзаклепки.

Режущее звено – пожалуй, наиболее сложнаядеталь пильной цепи, состоящая фактически из двух частей: ограничителя глубиныпропила и режущего элемента с контурным углом резания Г-образной формы.

Верхняя режущая грань звена всегда шире самой цепи и шины,благодаря чему пропил получается достаточно свободным, а сопротивление резаниюминимально. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (верхняярежущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель резания) – тем толщестружка.

Рабочие характеристики режущего звена определяютмногочисленные факторы, а именно: угол заточки верхней грани и ее рабочий,режущий угол, угол боковой грани (угол атаки) и высота ограничителя резания. Призаточке значения всех этих параметров необходимо четко выдерживать, так как даженебольшое изменение может привести к негативным последствиям.

Режущие зубья бывают правосторонними и левосторонними, и нацепи их укрепляют поочередно. Но в целом резцы подразделяют на типы взависимости от их профиля. При внимательном изучении «фигур», образуемыхверхними и боковыми гранями, можно выделить два «граничных» варианта: «семерку»с острым углом между кромками и закругленный «серп». Первый вариант называютчизель (от англ. chisel – резец, долото), второй – чиппер (от англ. to chip –рубить в щепу).

Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью искоростью пиления. За счет своей конфигурации они имеют меньшую площадь контактас древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию. Этопрофессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстротупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует четкой выдержкивсех углов и параметров.

Серпообразный профиль – чиппер – менее эффективен, так какплощадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за нимнамного легче – скругленный угол не столь болезненно отзывается нанезначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе сзагрязненной древесиной.

Все остальные варианты профилей – различные модификации двухописанных выше.

Верхнюю и боковую грани режущего элемента обычно покрываюттонкой пленкой какого-либо твердого металла. Чаще всего это хром, но поройприменяют никель-фосфорный сплав. Нанесенное гальваническим методом покрытиезначительно улучшает антифрикционные свойства деталей, повышает износостойкость,твердость и, по сути, выполняет всю основную работу по перерубанию древесныхволокон. Стальная же «сердцевина» служит подложкой или основой под покрытие.

Ведущие звенья (хвостовики) обеспечиваютдвижение цепи, передавая вращение от двигателя через ведущую звездочку, а такжестабильное положение цепи на пильной шине. При этом цепь передвигается поспециальному пазу, предусмотренному в конструкции направляющей шины. «Побочной»обязанностью ведущего звена является распределение смазки от ведущей звездочки(куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Следует отметить, чтоколичество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи дляопределенной длины пильной шины, что облегчает правильный выбор и соответствиетипоразмеру.

Соединительные звенья , соответствуя своемуназванию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое, именуемое пильнойцепью.

Режущее звено

Параметры режущего звена

Глубина резания

Угол заточки верхней грани

Режущий угол

Угол боковой грани

Типы режущих звеньев

Режущее звено чизельного типа

Режущее звено чипперного типа

Порядок следования звеньев

Стандартный

С полупропуском

С пропуском

Технологические усовершенствования

Разработанная Джозефом Коксом концепция режущего звена малоизменилась за прошедшие годы. Конечно же, ее пытались модернизировать, но всепредпринимаемые усовершенствования касались либо системы смазки, либо борьбы свибрацией и обратной отдачей.

Система смазки . Смазка цепи и шины – оченьважный фактор. Конструкция цепных пил включает насос, подающий масло из бака крежущей системе через специальные отверстия. А вот дальше его распределяет самацепь. Хвостовики, проходя звездочку, «захватывают» смазку и «растаскивают» ее повсей шине и цепи. Нижнюю часть им для того и оформляют в виде крючка – чтобы«хватали» побольше, а «теряли» поменьше. Для дополнительного удержания смазки вхвостовиках высверливают специальные отверстия или фрезеруют каналы. В системесмазки нередко задействуют и соединительные звенья – в них делают дополнительныеуглубления для смазки.

Обильная смазка снижает трение и нагрев, тем самым не толькоувеличивая ресурс работы каждого элемента, но и снижая растяжение цепи. Так чтопостоянный контроль над процессом смазки – в интересах каждого пользователя.Осуществляется он достаточно просто: при разгоне цепи микроскопические каплимасла (если оно подается в достатке) образуют масляный след в виде полосы налюбой светлой поверхности (например, на стволе дерева, который собираютсяпилить), если поднести к ней конец шины. Отсутствие следа – тревожный сигнал,указывающий на отсутствие смазки и требующий немедленного решения проблемы(проверки наличия масла, чистки паза шины, регулировки насоса и т.д.). И ещеодин момент: современные бензопилы допускают установку цепей и шин различнойдлины, но прежде чем задействовать новую гарнитуру, необходимо убедиться, чтомасляный насос справится с ее «обработкой».

Для совершенствования процесса смазки многие производители вРоссии предлагают специальные масла. Они изготовлены на растительной основе(например, рапса) с использованием полимерных добавок, самонейтрализующихся втечение двух часов при попадании на растения и почву. Помимо экологическихпреимуществ, смазывающие свойства этих масел на 30% выше, чем у автомобильных.Да и расход у них примерно на 25% меньше.

Борьба с вибрацией и обратным ударом .Вибрация опасна тем, что в результате ее длительного воздействия (как этобывает, например, у профессиональных вальщиков) может развиться так называемыйсимптом Рейно: в результате ухудшения кровоснабжения кончики пальцев теряют своючувствительность, болезненно реагируют на температурные изменения.

Стремление производителей снизить вредное влияниевысокочастотных колебаний сводится в основном к разработке специальныхамортизирующих деталей. Причиной вибрации являются постоянные столкновениярежущих зубьев с древесиной. В момент, когда резец ударяется рабочей кромкой одревесину, он на какую-то долю секунды останавливается, будучи зажат междудеревом и направляющей шиной. При этом часть энергии удара волной передаетсячерез цепь и ведущую звездочку на руки оператора. Еще часть также через цепьсообщается направляющей шине и, опять же, рукам оператора. Если снизить силуудара, то понизится и уровень вибрации.

Снижению тряски способствует скошенный ограничитель пропила– благодаря ему цепь движется мягче, дерево более плавно соскальзывает срежущего зуба. Этой же цели служат и специальные амортизационные выступы наведущих и соединительных звеньях.

Еще один эффективный способ – скошенная или завышенная пяткарежущего звена. Такая конструкция позволяет пильной цепи слегка просесть вмомент удара режущего зуба о древесину, и звено не сразу бьет по шине, да и силаэтого удара заметно снижена. В результате уменьшается не только вибрация, но иизнос шины и цепи.

Эти конструктивные элементы призваны помогать и при обратномударе – ситуации, возникающей, когда пользователь касается какой-либо твердойповерхности носком шины при движущейся цепи (если проводить аналогию с часовымциферблатом – сектором «от 12 до 3 часов»). При этом пила резко отскакивает,создавая травмоопасный момент. Скошенный ограничитель резания и амортизационныевыступы минимизируют этот эффект.

Порядок следования звеньев

Пильные цепи классифицируют, ориентируясь на их габариты,конструктивные особенности и на порядок следования звеньев. Он может бытьстандартным, с полупропуском или пропуском. В первом случае на каждый резецприходится два ведущих звена. Во втором – каждое третье режущее звено замененосоединительным. И, наконец, в третьем случае на месте каждого второго режущегозвена установлено соединительное.

Приобрести готовую цепь с «нестандартным» чередованиемзвеньев практически невозможно – в магазинах они не встречаются. Другое дело,если цепь клепают самостоятельно. Искусственно завышенное расстояние междурезцами уменьшает их количество, а, следовательно, снижает себестоимость. Однакоувеличение этой дистанции усиливает вибрацию, снижает производительность искорость пиления.

Уход и обслуживание пильных цепей

Пильная гарнитура – то есть цепь, шина и ведущая звездочка –это расходный материал, и, естественно, при приобретении пользователя интересуетвопрос: надолго ли этого материала хватит? Но здесь точного ответа несуществует, так как «срок годности» вышеозначенных деталей во многом зависит оттипа работ, которые будут выполнять с их помощью, от степени ухода за ними ит.п. Загрязненный распиловочный материал и неаккуратное обращение значительноснижают срок службы. К примеру, если во время работы коснуться кончиком шиныземли, то заточка быстро «уходит» – песок (т.е. абразив) в сочетании с высокойскоростью движения очень быстро «сносят» ее. Гвоздь в старом бревне,разделываемом на дрова, порой способен погубить даже новую цепь без надежды нареанимацию. И нет нужды напоминать, что подобные моменты опасны не только дляцепи и пилы, но и для самого оператора.

Если же все детали будут вовремя и качественно смазываться,зубцы – получать должную и аккуратную заточку, то одной шины хватит примерно наодну ведущую звездочку и три-четыре цепи. Причем цепи желательно использоватьпоочередно: сегодня – одну, завтра – другую и так по кругу. Тогда шина,звездочка и сами цепи будут изнашиваться равномерно. Если же использовать лишьодну цепь, оставив другие «про запас», то, когда до них дойдет очередь, онибудут работать с «проскальзыванием», испытывая дополнительные динамические ударыпри движении, и выйдут из строя намного быстрее. А все потому, что ведущаязвездочка износится под конфигурацию хвостовиков первой цепи.

Обкатка новой цепи – рекомендованнаяспециалистами последовательность действий, обеспечивающая ей долгую «трудовую»жизнь. Первый шаг – замачивание цепи в масле в течение нескольких часов. Смыслмероприятия очевиден: смазка успевает затечь во все мелкие щели, надежно«пропитать» детали и трущиеся соединения. Второй шаг – установка цепи на шину икратковременная «прогонка» на холостых оборотах. Остановив после этогодвигатель, нужно проверить натяжение цепи и при необходимости подтянуть ее,предварительно остудив. И уже после этого, проведя несколько пропилов сминимальным нажимом на шину и перепроверив натяжку цепи, приступатьнепосредственно к работе.

Натяжка цепи - очень важный момент. Цепь,натянутая недостаточно, будет болтаться и может соскочить с шины или дажелопнуть. Перетяжка также ничего хорошего не сулит – это чрезмерный износ иповышенные нагрузки на двигатель. Кроме того, конструкция практически всех пилтакова, что натяжка цепи укрепляет и шину – в «расслабленном» состоянии шинасвободно ходит влево-вправо. Для проверки достаточно в верхней части шины,примерно в середине или чуть ближе к кончику, взять цепь за зубец и потянутьвверх. При правильном натяжении примерно треть хвостовика остается в пазу шины.Если больше – цепь перетянута, меньше – недотянута. При этом сама цепь должнасвободно перемещаться рукой.

Смазка . О необходимости тщательной смазкицепи мы уже упоминали. Но даже если цепь и пила оборудованы различными системамиулучшения смазки, предварительное замачивание цепи в масле ей не повредит, а,наоборот, снизит вызванный трением износ и обеспечит более протяженный срокслужбы.

Заточка цепи требует соблюдения двухправил. Во-первых, следует контролировать остроту углов режущего звена, высотуограничителя пропила и соответствие этих параметров изначально заданным назаводе. И, во-вторых, четко контролировать идентичность габаритов всех режущихзвеньев одной цепи.

Чем же грозит несоблюдение этих принципов? Так, если на всехрежущих элементах углы будут одинаковые, но неправильные, пользователь рискуетполучить либо заниженную производительность, либо усиленную вибрацию и нагрузкуна двигатель. При различных углах заточки из-за неравномерной нагрузки нарежущие элементы усилится вибрация и возрастет вероятность разрыва цепи. Вовсяком случае, преждевременный выход из строя ей будет обеспечен.

Вот потому-то все зубья цепи должны быть заточены равномернои под одними и теми же изначально заданными углами, которые, кстати сказать,были установлены опытным путем. Тогда цепь прослужит максимально долго иэффективно. Это не слишком сложная задача, специальные приспособления длязаточки цепи позволяют, не задумываясь и не прибегая к точным измерительнымприборам, выдерживать заданные параметры.

Еще один важный момент – отслеживание малейших трещин,потертостей и побитостей, способных привести к разрыву цепи. Если цепь рвется впроцессе работы, она соскальзывает с шины и на большой скорости отлетает вниз,под ноги оператору. Во избежание несчастных случаев на всех пилах устанавливаютцепеуловитель в виде выступа. И все равно лишнее внимание не повредит.

Каждому пользователю будет небезынтересно узнать, что любаяновая запечатанная в пакетик цепь – всего лишь штамповка, и, подточив ее, можноповысить производительность примерно на четверть. Кроме того, у новых цепейвысота ограничителя пропила, а фактически толщина получаемой стружки,автоматически «настроена» на минимальное значение, т.е. для условий работы в«суровых» условиях (зима, мерзлая и твердая древесина и т.д.). И если распиловкапроизводится летом, а ее объект – свежесрубленная сосна, есть резон подправитьограничитель (применив специальный шаблон) для ускорения работы.

Режущий зуб пильной цепи состоит из основания зуба (1), лопатки зуба (2) и ограничителя глубины (3). Лопатка зуба имеет вертикально расположенное торцевое лезвие (4) и спадающие под углом назад верхнее лезвие (5), расположенное по горизонтали.

Для придания цепи оптимальных режущих свойств режущие звенья затачиваются определенным образом

Выделяют следующие углы заточки

\r\n

Задний угол заточки верхнего лезвия

\r\n

Задний угол верхнего лезвия образует спадающая под углом назад спинка зуба. Этот угол необходим для врезания верхнего лезвия в древесину.

Задний угол торцевого лезвия

\r\n

Суживающаяся назад лопатка зуба образует . Этот угол необходим для бокового обрезания стружки.

Передний угол

\r\n

Кромка торцевого лезвия образует с поверхностью скольжения режущего зуба передний угол заточки . Передние углы отдельных типов пильных цепей различаются между собой: например, у твердосплавных цепей Rapid Duro он равен 65°, а цепи для продольной распиловки Picco Micro X имеют передний угол равный 80°.

Передний угол верхнего лезвия

\r\n

Передний угол верхнего лезвия характеризует наклон верхнего лезвия назад. Этот угол измеряется относительно плоскости скольжения режущего зуба и составляет, в зависимости от типа пильной цепи, от 50° до 60°. Верхнее лезвие является главным лезвием, а передний угол верхнего лезвия – наиболее важным углом. Он с трудом поддается измерению, однако очень важен для эффективного пиления.

Угол заточки

\r\n

Угол заточки или, по-другому, угол в плане получается измерением от верхней режущей кромки под прямым углом к направляющей шине.

Угол заточки отдельных типов пильных цепей частично различается, в зависимости от условий применения цепи.

Основное правило: чем больше угол заточки, тем выше производительность резания при распиле непромерзлой мягкой древесины. Уменьшение угла заточки при распиле промерзлой и/или твердой древесины способствует более плавному ходу бензопилы и снижению вибрации.

Передний угол, угол заточки и угол верхнего лезвия изменяются при заточке. Эти углы оказывают решающее влияние на режущую способность пильной цепи, – соблюдайте обязательно предписанные значения.

Наша компания производит ремонт и заточку пильных цепей на фирменном оборудовании с соблюдением всех предписанных производителями значений углов заточки.

Даже популярный Stihl не вечен: когда-то зубья бензопилы изнашиваются, что легко установить по характеру образующейся стружки. При затупленной режущей кромке стружка получается мелкой, потому что рабочая кромка не режет, а мнёт древесину. Естественно, что затрачиваемые оператором усилия резко возрастают. Пришло время заточить пилу. Каким образом это сделать верно – выбрать оптимальную технологию, установить, какой угол заточки зуба должен быть и как это проверить?

Внешние признаки затупившейся режущей кромки зуба бензопилы

Напомним, что зуб бензопилы имеет сложную конфигурацию (см. рис. 1), которая зависит и от направления движения цепи. У него две рабочих кромки: боковая, которая расположена перпендикулярно оси перемещения звеньев, и верхняя, расположенная под определённым углом к направлению движения цепи. Кроме того, на каждом зубе предусмотрен ограничитель, параметры которого определяют высоту снимаемой стружки. Поскольку главное усилие реза приходится именно на рабочий угол, то от того, на какой угол заточить зуб, будет зависеть вся последующая работа с инструментом.

Рисунок 1 – Функциональные части зуба бензопилы и их вид

Перед началом длительных работ с бензопилой, ей необходимо выполнить осмотр и выполнить пробное пиление, в результате которых:

  1. Визуально установить наличие (или отсутствие) конического участка, прилегающего к углу зуба, а также радиусного закругления на нём – основных признаков затупления (см. рис. 2).

Рисунок 2

  1. Проверить усилие подачи, при котором инструмент работает устойчиво, с быстрым производством реза. Для острых зубьев начальный момент внедрения зуба в древесину происходит быстро, и без значительного сопротивления материала.
  2. Выяснить наличие вибраций цепи во время установившегося реза – если они ощутимы, то зубья необходимо затачивать.
  3. Осмотреть внешний вид только что разрезанного торца (особенно, если инструмент задействован для продольного пиления). При наличии грубых сколов и вмятин цепь бензопилы подлежит заточке.

Углы заточки и конфигурация зуба бензопилы

Режущая кромка зуба характеризуется следующими параметрами:

  • Шириной;
  • Толщиной;
  • Углом заточки.

Кроме того, каждая модель инструмента имеет свой шаг зубьев, значение которого для бытовых и полупрофессиональных моделей связано с мощностью бензопилы, и крутящим моментом, который развивает привод. Например, для продольного пиления шаг принимают меньше (например, 0,325 дюйма). Производительность работы при этом снизится, но требуемое усилие будет существенно ниже. Верхние значения шагов для бытовых бензопил принимают крайне редко, в основном, при валке деревьев с большим диаметром ствола. Мощность двигателя при этом не должна превышать 2500 Вт.

Толщина режущей кромки у большинства производителей бензопил устанавливается одинаковой, и равной 1,3 мм (бывают и кромки с толщиной 1,1 мм, но, во-первых, их крайне сложно заточить в домашних условиях, а, во-вторых, такие звенья крайне малофункциональны: их можно использовать лишь для распила тонких сучьев).

Высота цепного профиля может быть либо 0,625 мм, либо 0,762 мм, причём для бытового бензоинструмента в подавляющем большинстве случаев используется именно низкий профиль. При заточке ограничителей этот параметр весьма важен, потому что с уменьшением высоты сверхдопустимых значений вибрация инструмента при работе возрастает, хотя качество пропила остаётся по-прежнему удовлетворительным. Поэтому увлекаться снижением высоты ограничителя при заточке зуба не стоит.

Угол заточки цепи бензопилы зависит от основного предназначения инструмента – для поперечного или для продольного пиления. Поскольку при продольном пилении сопротивление древесины всегда заметно выше, то и кромка зуба должна быть очень острой. Рекомендуется делать её в диапазоне 6…12° (для сравнения – при преобладании поперечного распила – до 25…30°). Естественно, в первом случае заточка должна производиться чаще, и особенно тщательно, поскольку недопустимо малый угол наклона зуба способствует его быстрому выкрашиванию при работе бензопилы. Это особенно важно для звеньев, которые изготавливаются из конструкционных легированных сталей, содержащих кремний и марганец, например, 40ХГС или 35ХГСА.

Шаблон для заточки цепи бензопилы

Приобретая бензопилу, целесообразно обзавестись и специальным шаблоном (см. рис. 3), при помощи которого можно легко установить оптимальные значения углов зуба. С его помощью контролируются значения задних углов верхнего и торцевого лезвий, а также передний угол кромки (он указывается в инструкции производителя, и может изменяться в пределах 65…80°).

Особенно важно применение шаблона для оценки значения заднего угла верхнего лезвия. Этот угол заточки цепи бензопилы определить иначе очень сложно, а между тем его необходимо выдерживать в довольно ограниченных пределах — от 50 до 60°.

Измерение угла заточки выполняют определением угла между верхней режущей кромкой и линией, перпендикулярной к направляющей цепи.

Угол заточки цепи бензопилы можно менять, в зависимости от того, какие работы будут производиться. С увеличением твёрдости древесины, его значение должно быть меньше. В целом считается оптимальным значением угла 10…12° – при продольном распиле, и 25…30° – при поперечном распиле.

Рисунок 3 – Внешний вид шаблона для затачивания зубьев бензопилы

Заточку можно выполнять вручную, используя круглый напильник рабочим диаметром 4…5.5 мм, либо на станке. В первом случае крайне важно правильно располагать инструмент относительно затачиваемого зуба. Верхняя кромка рабочей части напильника располагается примерно на пятую часть выше верхней кромки зуба. Инструмент располагают перпендикулярно оси цепи, и под углом в 25…30° к верхней кромке зуба

Одного круглого напильника недостаточно. Для заточки ограничителя потребуется плоский напильник, а для очистки места проведения работ – крючок, снимающий образующиеся опилки. В продаже имеются также специальные державки, на которых проградуированы линии направления движения напильника относительно оси цепи. Как видно из рис. 4, державка может быть установлена на зуб сверху, и опираться на его верхнюю кромку. Поскольку высота державки адаптирована под определённый шаг цепи, то её следует выбирать применительно к бензопилам конкретных моделей и торговых марок.

Минимально необходимый комплект для того, чтобы получить верный угол заточки цепи ручным способом, представлен на рис. 5.

Рисунок 5 – Комплект заточного инструмента и приспособлений

Сначала затачиваются зубья одного направления, а затем – другого. Начинают с лёгких нажатий инструмента в направлении от себя, постепенно увеличивая нагрузку. В ходе заточки круглый напильник периодически проворачивают вдоль своей оси.

Механизированная заточка на станке

Заточка на станке значительно более удобна, и не требует высокой квалификации исполнителя. Такие станки имеют электропривод, и оснащаются специальными заточными кругами.

Для бытовой мастерской стоит приобретать компактные агрегаты, не занимающие много места при хранении, и пригодные для быстрого и качественного затачивания цепей бензопил от разных производителей. Такие агрегаты должны работать от стационарной электросети напряжением 220 В, обладать небольшим энергопотреблением (до 100 Вт) и лёгкостью своей установки на цепь.

Выбирая станок, необходимо обращать внимание на следующие его технологические характеристики:

  • Возможность обработки зубьев с различной толщиной верхней кромки и разным шагом цепи;
  • Возможностью регулирования угла заточки, в пределах, указанных ранее;
  • Наличие сменных шлифовальных дисков;
  • Постоянным значением ширины реза.

Конструкция станка проста, и включает в себя приводной электродвигатель, вал с посадочным местом для заточного диска, ручку с органами управления, приспособление для закрепления станка на цепь. Регулировка силы нажатия на затачиваемый элемент обеспечивается пружинным прижимом. Современные модели заточных станков снабжаются дифференцированным зажимом, которые предусматривает самоцентрирование изделия на станке. Для удобства проведения работ на корпусе зажима имеется измерительная шкала.

Опционно станки могут снабжаться также миниатюрной электрической лампочкой, которая производит подсветку рабочей зоны, а также гидроусилителем, облегчающим заточку.

Безопасность проведения работ обеспечивается откидным предохранительным щитком.

Бензопила бюджетного или более высокого класса входит в комплект домашнего инструмента почти каждого частного хозяйства. Универсальные свойства современных моделей определяют их применение в маломасштабном строительстве, заготовке топливной древесины, обслуживании садовых и декоративных деревьев.

Удаленность от сервисных центров вынуждает многих владельцев осваивать навыки обслуживания и ремонта своих бензопил самостоятельно. В перечень работ повышенной сложности входит поддержание в исправном техническом состоянии пильных гарнитур. Для этого понадобится качественная заточка цепи бензопилы. Как это сделать своими руками и другие «фишки» опытных мастеров разберем в этой статье.

Фото: механическая заточка цепи бензопилы

Недорогая бензопильная техника комплектуется относительно недолговечными пильными гарнитурами бюджетного уровня. В перспективе такие шины и цепи заменяются более престижными и долговечными в работе моделями.

Практики предлагают оригинальный способ повышения прочности и износостойкости бюджетных устройств, известный под названием стабилизации внутренней структуры металла.

Для этого новая шина на протяжении полутора-двух недель при температуре 55-65°С прогревается в масляной ванне. Подтверждением эффективности такой технологии служат положительные отзывы владельцев бытовых моделей.

Целесообразность своевременного ремонта пильной цепи


Откладывать ремонт цепи на неопределенное время крайне нежелательно. Пильная цепь с притупленными рабочими кромками режущих звеньев снижает производительность бензопилы практически наполовину, также имеют место перерасход горючего и неоправданные потери рабочего времени.

Проблема решается сдачей в специализированную мастерскую, что неизбежно сопровождается дополнительными расходами. В другом варианте владельцами бензопил практикуется заточка цепи бензопилы своими руками. Какая-либо установленная периодичность обслуживания пильной цепи отсутствует.

Отрицательные последствия работы с неисправной гарнитурой

Необходимость наточить режущие кромки пильной цепи становится явной при наличии основных признаков неэффективной работы инструмента. Это:

  • повышенная вибрация и затрудненный заход гарнитуры в каждый новый пропил;
  • существенное снижение производительности распиловочных работ;
  • запах перегретой древесины;
  • мелкая структура опилок.

Даже при эффективной работе аварийного тормоза и ловителя оборванной цепи, работа пилой с тупой цепью чревата риском получения травмы. Повышенные нагрузки на двигатель и кинематику бензопилы отрицательно сказывается на продолжительности срока службы инструмента в целом.

Преимущества подменных комплектов

Для того чтобы не носить с собой приспособление для заточки цепей бензопил, работающие на удалении от базы пильщики практикуют последовательную эксплуатацию нескольких комплектов. Такая система позволяет минимизировать время вынужденных простоев связанных с заточкой пильных цепей.

Практика показывает, что в условиях домашней мастерской качество и эффективность заточки существенно выше. Также в полевых условиях отпадает необходимость постоянного присутствия комплекта.

Сравнение достоинств механизированной и ручной заточки


Механизированная заточка на специальных станках с электрическим приводом производится без учета индивидуальных особенностей цепи, в частности, степени ее износа. Все режущие звенья затачиваются под стандартный шаблон, что неизбежно сказывается на уменьшении ее рабочего ресурса.

Во втором случае потеря рабочего времени компенсируется продлением срока службы цепи, поскольку каждое ее звено правится индивидуально. Дополнительные преимущества ручной заточки в экономии материальных средств, возможности выполнить работу в полевых условиях.

При соблюдении определенных требований и наличии необходимого оборудования качество ручной заточки цепей не уступает станочному уровню.

Особенности механизированного восстановления пильных цепей

Несмотря на существенные недостатки, станочная заточка практикуется в крупных лесных хозяйствах и промышленных лесозаготовительных предприятиях. В частно-хозяйственном секторе владельцы бензопил предпочитают восстанавливать работоспособность пильного оборудования своими руками.

О том, как точить цепь бензопилы станком можно прочитать в прилагаемой инструкции, но настоящее умение вырабатывается постепенно в процессе работы. Основательные навыки нарабатываются после самостоятельной заточки 10 и более цепей.

Для восстановления рабочих свойств пильных цепей с твердосплавными режущими звеньями стандартные способы и технологии не эффективны. В таких случаях на помощь приходит алмазная насадка для заточки цепей. Повышенная стоимость доводки износостойкой цепи компенсируется ее 4-5 кратным увеличенным межремонтным ресурсом.

Особенности работы на ручном и автоматическом станках

Беспроводные, в частности, роликовые станки для заточки цепей менее производительные, тем не менее, обеспечивают высокое качество заточки и сохранность обрабатываемой детали.

  • Технология предусматривает надежную фиксацию цепи, определение степени и угла заточки по самому изношенному зубу.
  • Автоматическое приспособление позволяет при отличном качестве заточить цепь с существенной экономией времени. Для получения должного результата достаточно заправить цепь в прорезь станка, выставить по таблице нужный угол заточки и включить двигатель.

Массовое применение автоматизированной заточной техники в частных неспециализированных структурах ограничивается ее высокой себестоимостью.

Риски применения нестандартных инструментов

От попыток заточить цепь бензопилы болгаркой неопытным пильщикам лучше отказаться сразу. Для такой работы потребуется редкая в свободной продаже дисковая насадка, отличный глазомер, твердость рук и основательные навыки.

При отсутствии других вариантов, специалисты рекомендуют работать на жестко зафиксированной пиле, с заточкой режущих кромок без демонтажа цепи с шины.

Работа болгаркой характеризуется повышенной травмоопасностью, а также требует повышенной точности. Особенно сложно выдержать одинаковый угол заточки цепи бензопилы для продольного пиления. Одно неточное движение болгарки может обернуться дорогостоящим ремонтом цепи или ухудшением ее рабочих характеристик.

Преимущества и недостатки ручной заточки


Для обслуживания одной или двух бензопил в частном хозяйстве достаточно иметь в наличии недорогое и простое по конструкции устройство для заточки цепи бензопилы в ручном режиме.

Технически грамотно и , сложно. Даже при наличии определенных навыков, велика вероятность брака и преждевременного выхода дорогостоящей детали из строя.

Следствием может быть:

  • нарушение плавности хода цепи и ее форсированный износ;
  • дополнительные нагрузки на двигатель;
  • проблемы с заходом гарнитуры в распил.

Также возможны спонтанные срабатывания механизма аварийной остановки.

Перед началом работы желательно выработать последовательность операций и получить определенные навыки на заточке списанной цепи. Небольшая потеря времени компенсируется меньшим количеством наиболее типичных ошибок.

Конструкция пильной гарнитуры в принципе совершенна, производитель все нюансы уже учел, поэтому попытки что-либо усовершенствовать, скорее всего, закончатся безрезультатно. Перед первой попыткой самостоятельной заточки рекомендуется разобраться в конструкции пильного звена.

Его несложная конфигурация включает в себя две режущих кромки — боковую и скошенную верхнюю. Толщину снимаемой стружки определяет высота ограничителя. Чрезмерно низко срезанные упоры инициируют дополнительные нагрузки на двигатель, не исключается вероятность травмоопасного разрыва цепи.

Последовательность работы и выбор оптимального угла заточки


Фото: шаблон для заточки цепи

В процессе работы сначала правится режущая кромка, затем по шаблону подпиливается зуб ограничителя. Изменение его высоты производится через каждые 5-6 заточек режущих кромок.

  • Индекс шаблона S настраивает гарнитуру на распиловку мягкой древесины. Если планируется работа с твердой или вязкой волоконной структурой — шаблон вставляется на индекс Н.
  • Для производительной работы бензопилы в стандартных условиях рекомендуется угол заточки 30° для твердой и мерзлой древесины, а также для продольной и диагональной распиловки предпочтителен показатель угла 10°.
  • Если работа выполнена без ошибок, гарнитура будет работать плавно, а выбрасываемые опилки будут иметь явно выраженную прямоугольную форму.

Экономия, как правило, должна быть экономной, но расходовать время на заточку растянутой цепи не целесообразно. Рабочие характеристики ее восстановятся частично и на непродолжительное время. Более того, изношенная деталь утрачивает плавность хода, ускоряет износ венца ведущей звездочки и натяжного устройства.

Технология ручной заточки


Выбор диаметра круглого напильника определяется шагом пильной цепи Показателям 1,3 и 1,6 мм соответствуют напильники диаметром 4 и 5,2 мм. Плоский напильник потребуется для уменьшения высоты упоров режущих звеньев.

  • Держателем цепи может служить приспособление любого вида, которое входит в перечень стандартного заточного комплекта. Для стабильности угла заточки необходимо использовать простой шаблон, лекало или специальный калибр.
  • Максимальное превышение напильника над спинкой зуба не более 1/5 своего диаметра.
  • Во избежание одностороннего износа напильник рекомендуется периодически проворачивать на 90 градусов, удерживать по отношению к вертикальной плоскости 90 градусов и 15-30 градусов — в горизонтальной.
  • Для заточки каждого звена желательно использовать одинаковое количество рабочих проходов.

Многие домашние умельцы предпочитают работать, зажав цепь в тиски. Со стороны экспертов возражений нет, при условии, что цепь не будет деформирована.

В заключение

Если технология заточки предписывает заточку снятой цепи, при обратной установке не рекомендуется прилагать к резьбовому крепежу чрезмерных усилий. Для затяжки винтов крепления шины лучше всего использовать откалиброванный по лимбу электрический шуруповерт.

Перед установкой нового комплекта необходимо убедится в состоянии венца привода. Деталь с существенным износом при установке новой шины и цепи подлежит обязательной замене.

Замена стандартной гарнитуры более производительной, оправдано только при значительном запасе мощности и вращательного момента. В противном случае, при эксплуатации двигателя с постоянной перегрузкой, с полной выработкой его ресурса, могут возникнуть проблемы.