Кракелюрный лак применение. Как сделать кракелюр своими руками: технология

  • 03.03.2020

В дополнение к декупажу - ещё одно не очень понятное слово. Рассказ о том, что это такое - в этой статье.

Кракелюр (от фран. craquelure) - трещина красочного слоя в произведениях живописи. В естественных условиях такие трещины появляются с течением времени и являются признаком старины. Современные средства для декора различных поверхностей позволяют искусственно "состарить" и новые предметы. В современной живописи и декоративно-прикладном искусстве нередки примеры того, когда искусственным путём добиваются эффекта растрескивания красочного слоя. Это придает произведению дух «старины» и определённый шарм.

Кракелюры бывают сквозными, т.е. проходящими через все слои живописного слоя, или могут возникнуть только в одном из слоёв; могут покрывать всю плоскость картины или находиться только в отдельных местах. Размеры их могут варьироваться от почти незаметных, тончайших, так называемых «волосяных», до весьма внушительных.

Трещины, т.е. нарушения целостности красочного слоя, лака или грунта, имеют различный характер и рисунок, и напрямую зависят от вызвавших их причин. Чаще всего такими причинами являются нарушения технологии подготовительного и, собственно, живописного процессов: выбор и подготовка основы, приготовление грунта и красок, неправильное нанесение красочных слоёв.

Кроме того, причиной возникновения кракелюров бывает и недостаточно профессионально выполненная реставрация произведения.

Появление трещин на произведениях живописи не является неизбежным и обязательным.

Кракелюрный лак - это обыкновенный разведенный в воде декстрин, или (в просторечии) типографский клей. Представляет из себя обработанный спецспособом кукурузный крахмал. Примерный рецепт таков: сухого крахмала 125-150 г, воды 875-850 мл.

Сухой крахмал размешивают с небольшим количеством воды, добавляют остальную воду, затем в течение часа разваривают при помешивании на водяной кипящей бане до получения прозрачной массы. Готовую загустку процеживают через частое сито. Хранится недолго. Получается однокомпонентный лак кракле - вопрос только в том есть ли у вас доступ к типографскому клею но говорят декстрин продается в магазинах стройматериалов и химреактивов.

Техника кракелюра с помощью белого пшеничного декстрина. Формула: 40 грамм декстрина плюс 18cc кипящей воды. (Столовая ложка равна 17cc). В порошок с декстрином добавить кипящую воду и растворить до консистенции жидкого йогурта. Держать на водяной бане, а не на огне в то время пока вы будете выполнять работу. На хорошо просушенную, выполненную работу, т.е. окрашенную поверхность плюс декупаж, наносим доволно толстый слой блестящего лака на водной основе. Дать высохнуть. Нанести подготовленный декстрин кисточкой, толстым слоем, не заботясь о том, что один мазок будет заходить на другой. Дать подсохнуть втечение часа естественным способом, т.е. ни в коем случае не употреблять фен. Потом нанести патину и затем излишек ее убрать.

Техника "Кракле" подразделяется на два основных вида:

1. С оздание трещинок путем наложения друг на друга двух лаков для кракелюра с различными свойствами. Это, так называемые, двухкомпонентные лаки от одного производителя.

Это могут быть, например: лак для старения (первый и третий слои) и лак кракелюрный (второй слой). В данном случае финишное лаковое покрытие придаст поверхности золотисто-коричневый оттенок.

Это специальная бумага кракелюр для декупажа.

Лак для первого слоя в технике "Кракле" без труда можно найти в художественных магазинах, его название может оказаться одним из следующих: "лак для придания картинам старого вида", "лак для патинирования", "патина для декупажа" и др. Лак следует накладывать ровным слоем плоской широкой кистью, например, синтетической или кистью, выполненной из щетины. Идеально, если это будет мягкая густая синтетическая кисть.

Как только первый слой лака подсохнет и дойдет до состояния "липкости, но не пачкости" (не ранее 30-40 минут), необходимо нанести другой кистью с теми же характеристиками второй слой лака, который носит название кракелюрного. Чем толще будет второй слой, тем сильнее будут выражены трещинки. Здесь также нужно следить за равномерностью покрытия.

После нанесения второго слоя лака поверхность можно подсушить феном. В этот момент начнут появляться характерные трещинки. После полного высыхания поверхности кракелюры затирают различными затирками: специальным составом, так называемым, битумом из серии средств для патинирования; темной масляной краской; золотым порошком или порошком сухой пастели любого цвета для создания контраста с основанием работы. Затирка наносится тряпичным тампоном или обычной губкой для мытья посуды.

Излишки затирки можно удалить другим тампоном или губкой, пропитанными льняным или подсолнечным маслом, а затем насухо вытереть тряпкой. Трещинки, полученные данным способом, достаточно хрупкие, поэтому получившуюся красоту необходимо зафиксировать лаком (третий слой). Для этого можно использовать патинирующий лак, с помощью которого наносился первый слой, тогда работа приобретет еще более золотисто-коричневый вид состаренного предмета. А можно ограничиться обычным прозрачным акриловым покрывным лаком.

Но что же делать, если вам совершенно не нужно наделять ваш предмет мебели темным налетом патины, а получить заветные трещинки все же хочется? Если вы ожидаете получить трещинки, например, на белой декорируемой поверхности с сохранением этого самого белого цвета, вы можете воспользоваться прозрачным бесцветным лаком для создания эффекта кракле. На современном рынке в отделах товаров для хобби представлены специальные двухкомпонентные бесцветные лаки для создания кракелюров в технике декупаж.

2. И спользование одного специального лака или воска для эффекта кракле, при нанесении которого предварительно окрашенная поверхность покрывается цветными фактурными трещинами.

Тот же эффект может происходить и в случае, если на слой кракелюрного лака после просушки наносится новый слой акриловой краски. Трещинки станут образовываться примерно через 10 мин. В аннотации к данным видам средств содержатся разъяснения относительно техники создания кракелюров.

Чтобы получить наиболее сильный цветовой эффект, для предварительной окраски выбирают контрастные друг с другом цвета.

В этой статье вы узнаете как искусственно состарить предмет с помощью специальных лаков, какие виды трещинок бывают и как их получить. Простые в исполнение приемы помогут как для начинающих, так и для опытных мастериц осуществить немало творческих замыслов и навеют новые идеи для декупажных работ.

Итак кракелюр что это такое?

Кракелюр- это сеточка тончайших трещин на изделии, полученный ради декоративного эффекта. Техника используется для придания живописи, мебели и домашней утвари антикварного вида, создавая впечатление старины.

Искусственно можно состарить своими руками любую вещь при помощи специальных составов и красок, которые можно найти в любых специализированных магазинах.

Кракелюр прекрасно сочетается с декупажем и дает возможность преобразить любую вещь и добавить изюминку в интерьере: обычная коробочка превращается в изящную шкатулку, а простая стеклянная тарелка становится изысканным блюдом.

Тонкий кракелюр.

Чтобы получить тонкую изящную сеточку, необходимо использовать двухшаговый кракелюрный лак, который наносится на приклеенную аппликацию перед финишной отделкой. В завершении после высыхания поверхность обрабатывается пигментом (пурпурин, пастель, тени) или масляной краской, чтобы выделить трещинки.

Спиртовая основа (шеллак и гуммиарабик)

  1. Сначало нанесите в 3-4 слоя шеллак. Каждый слой необходимо сушить примерно 15-20 минут. Кисть после работы можно прочистить спиртом.
  2. После того как последний слой высохнет до отлипа, т.е он остается липким, но при этом пальцы не пачкает, нанесите слой гуммиарабика. Наносится мягкой плоской кистью и затем растирается по всей поверхности круговыми движениями пальцев. Втирать нужно до тех пор, пока не перестанут скользить пальцы.
  3. Через минут 30-40 появится тонкая сеточка трещин. Для затирки лучше всего подойдет масляная краска. Втирайте краску в трещины сухой тряпочкой круговыми движениями. После того, как все трещинки проявлены, излишки протрите сухой тряпкой. Ко второму шагу, т. е к гуммиарабику не прикасайтесь влажной тряпочкой или мокрыми руками. Вода смоет гуммиарабик и может испортить еще не проявленные трещинки.
  4. Когда все трещинки затерты, смойте гуммиарабик под струей теплой воды. Изделие станет светлее и чище. Покройте высушенную работу любым лаком.

Осваивая новую технику, всякий раз делайте пробы и обязательно соблюдайте инструкции т следуйте рекомендациям. Работайте только сухой и чистой кистью — особенно это касается нанесения кракелюрных лаков, — иначе вы рискует необратимо испортить работу. Помните также, что нельзя экономить на втором шаге, ведь величина и внешний вид кракелюр прямо пропорционально его количеству.

Водная основа (Маймери 753-754)

Наиболее удобны для работы в технике декупаж кракелюры на водной основе. Они так же создают на предмете тонкую сеточку трещин, напоминающих паутинку. Все компоненты наносятся очень легко, трещины проявляются достаточно быстро, составы смываются с рук и инструментов теплой водой с мылом.

  1. Плоской синтетической кистью нанесите первый шаг. Оставьте не менее чем на полчаса. Он полностью не высыхает и всегда остается липким.
  2. Когда первый шаг полностью станет прозрачным и липким, нанесите второй. Работайте сухой и плоской чистой кистью. Можно налить небольшую лужицу и разгладить его по всей поверхности. Втирайте его пока он не начнет подсыхать и перестанут скользить ваши пальцы. Оставьте работу высыхать. Через час вы заметите, на поверхности появятся тонкие и прозрачные трещины.
  3. Для выделения трещин втираем сухой салфеткой или кистью пигмент (пастель, тени) желаемого оттенка.
  4. Смойте второй шаг под струей теплой воды и после просушки от воды закрепите работу акриловым лаком.

В зависимости от тога как сушить будете лак для кракелюра на прямую зависит вид получившихся трещин. Использование фена ускорит высыхание, но сеточка получится очень тонкая и мелкая. Лучше оставьте работу высыхать естественным путем.

Средний кракелюр

Для создания трещинок средней ширины так же используется двухкомпонентный кракелюр. После его высыхания кракелюры выделяют пигментом. В результате получается глянцевое покрытие, которая не требует финишной обработки. Трещинки получаются более выразительными. После работы инструменты нужно промыть растворителем.

Масляная основа (пара Маймери 678-688).

  1. Нанесите слой кракелюрного лака Маймери 678
  2. Когда он подсохнет до отлипа, покройте поверхность Маймери №688. Затем работайте пальцами, втирайте (массируйте) его в поверхность. Можно остановится, когда №688 начнет подсыхать и пальцы перестанут скользить. Оставляем сохнуть до появления трещин.
  3. Через 30-40 минут этот шаг начнет высыхать и на декорируемой поверхности образуются трещинки. Время появления сеточки зависит от влажности в помещении и температуры.
  4. Трещинки выделяем сухим пигментом или масляной краской желаемого оттенка.
  5. Для лучшей фиксации затирки оставьте работу на несколько часов и затем смойте №688 под струей теплой воды.
  6. Наносить финишный лак не обязательно, изделие, декорированные средними кракелюрами, не нуждаются в дополнительной обработке. Если все же есть необходимость в покрытии, то лучше использовать в качестве финишной отделки такой же лак на масляной основе (алкидный).

Кракелюр в деревенском стиле

Как сделать трещинки в кантри стиле? Для создания кракле в деревенском стиле часто применяется одношаговый кракелюр, предназначенный для растрескивания красочного слоя, нанесенной поверх него. В результате образуются интересные цветные трещины.

Медиумы для кракелюра (Plaid 695, Маймери Idea Medium)

  1. Если цвет декорируемого предмета значительно отличается от будущего фона, то поверхность можно не обрабатывать. Если же имеющий цвет предмета и цвет фона незначительно отличаются, покройте изделие акриловой краской контрастного цвета.
  2. Затем сухой плоской синтетической кистью нанесите медиум.
  3. Медиум можно считать готовым к нанесению следующего слоя краски тогда, когда он липкий и не остается на пальцах или подсохший окончательно. После просушки, покройте его тонким слоем акриловой краски. Как наносить краску? Окрашивайте в один мазок, иначе вы покроете краской получившиеся трещины. Они появляются быстро, но это не значит, что нужно торопиться. Их направление будет соответствовать направлению движения кисти. По окончании работы кисти промойте с водой и мылом.

Кракле в стиле кантри отличается от других видов кракелюр тем, что вы можете контролировать направление трещин. Если мазки кисти параллельны, то, соответственно, и кракелюры будут располагаться параллельно друг другу. Если же медиум наносится губкой, трещины будут хаотичны и разнонаправлены. Чтобы определиться с видом кракелюр и техникой нанесения, сделайте несколько черновых вариантов.

Классический кракелюр

Такой вид позволяет декорировать предметы ярко выраженными трещинами. Они образуются в результате пошагового нанесения двух слоев акриловых красок и двух видов кракелюрного лака. Классический кракле универсален — его применяют для создания фона и для отделки декупажных работ. В данном случае текстура сетки будет плотной и глубокой, поэтому такой вид лучше сочетать с крупными аппликациями.

Лак кракелюрный двухкомпонентный RAYHER Antik

Для создания фона

  1. Нанести на подготовленную поверхность первый шаг
  2. Окрасьте поверхность акриловой краской (например золотистого цвета)
  3. Когда краска подсохнет, кистью нанесите густой слой первого шага.
  4. После того как он полностью высохнет (примерно через полчаса), окрасьте акриловой краской другого цвета (например красного цвета)
  5. Подождите, пока высохнет краска, и затем нанесите густой равномерный слой второго шага. Через час на поверхности (красного цвета) станут появляться трещины, сквозь которые будет проглядывать золотистая краска. Ширина этих трещин зависит от толщины слоя второго шага: чем толще, тем глубже и шире трещины.
  6. Законченную работу можно покрыть акриловым лаком. Чтобы придать изделию завершенный вид, можно применить патинирующее средство (битум) для состаривания

Для проявления кракелюра на наклеенной аппликации

  1. Нанести плоской кистью на подготовленную декорируемую поверхность первый шаг. Если он загустел, добавьте пару капель воды.
  2. После того как слой высохнет и станет прозрачным, нанесите второй.
  3. Через 15 минут начнут появляться крупные трещины. Затрите их битумом, масляной краской или акриловой краской. Второй шаг несмываемый, поэтому, если вы затирали трещинки акриловой краской, излишки можно удалить чуть влажной тряпочкой.
  4. Готовую работу покройте любым отделочным лаком.

Составы для классического кракле по сравнению с лаками для других видов кракелюр обладает низким порогом чувствительности. Окончательный результат может получится неудовлетворительным из-за использования акриловой краски, несовместимой с типом лака, например фоновая акриловая краска не взаимодействует с кракелюрными составами. При соблюдении правила совместимости акрила и лака для кракле результат будет прекрасным.

В завершение статьи хочу пожелать вам, друзья, безграничной фантазии, новых идей и неиссякаемой энергии для их воплощения в жизнь! Пока.

Необыкновенно популярное направление в декупаже – создание вещей «под старину» в технике декупаж. В ход идет использование распечаток и салфеток со старинными картинками, и, конечно же, применение различных техник состаривания.

Наибольшую популярность среди декупажниц, безусловно, завоевала техника состаривания с помощью создания трещин, или кракле.

Технология создания кракелюра может быть использована одного из двух видов: одношаговый кракелюр и двухшаговый кракелюр.

Одношаговый кракелюр достаточно прост, состав для создания кракле растрескивает верхний слой краски и наносится на окрашенную поверхность заготовки, проявляя в трещинах саму основу или наложенный сверху на кракелюрный лак еще один слой краски другого цвета.

А вот двухшаговый кракелюр в декупаже более сложен в использовании, но и результат позволяет получить принципиально иной. Кракле в двухшаговой системе – это растрескивание лакового слоя, нанесенного поверх готовой работы (то есть загрунтованной, задекупаженной и подрисованной поверхности). Трещинки в этой техники – это как раз полноценная имитация старинной вещи, лак на которой от времени потрескался, а в трещинки забилась грязь. Трещины при двухшаговом кракелюре получаются прозрачными (что логично, ведь это трещины в прозрачном слое), и эти трещинки нужно «проявить», имитируя ту самую «грязь от времени». Проявляют трещины различными затирками (красящими составами) – масляной краской, тертой пастелью, акрилом или даже тенями для век.

Двухшаговый кракелюр система капризная, и не всегда полученный результат радует искусницу-мастерицу. Чтобы избежать разочарований, необходимо знать как можно больше о двухшаговом кракелюре и технике его правильного наложения.

Итак, двухшаговый кракелюр в декупаже: общие принципы

На подготовленную поверхность наносится первый слой лака (первый шаг), слой сушится до «отлипа», то есть при касании пальцем он должен немного липнуть, но не «прилипать» и не оставлять следов. После готовности первого слоя на рабочую поверхность наносится слой второго лака из пары (второй шаг). После высыхания второго лака трещинки необходимо затереть пудрой, пигментами, битумом, масляными красками (в зависимости от цели, необходимого цвета и выбранного типа кракелюрного лака). Затем заготовку необходимо аккуратно промыть под струей воды, чтобы смыть второй лак, и после высыхания покрыть финишным лаком. При смывании поверхность можно нежно и аккуратно «потереть», когда исчезнет ощущение скользкости – кракелюрный лак смыт.

В некоторых случаях второй лак можно и не смывать, однако долговечность покрытия все же не может гарантироваться, и в такой ситуации финишный лак обязательно должен быть не на водной основе!

Секреты кракелюра

  • Готовую работу перед созданием кракле желательно покрыть лаком. Во-первых, это защитит сделанный декор из салфетки, во-вторых, сделает поверхность гладкой, в-третьих уменьшит «впитываемость» поверхности и кракелюр получится лучше.
  • Первый шаг желательно наносить не слишком тонко, а порой лучше сделать двойной его слой.
  • Второй шаг необходимо наносить как можно более ровным слоем (тогда и трещинки будут более равномерными), не оставляя пустых мест. Это важно, потому что, если будут «проплешины», то при выполнении затирки на этих местах образуются грязные пятна.
  • Сушить кракелюр лучше всего естественным способом в помещении без повышенной влажности. Если воспользоваться феном, то вероятнее всего, трещинки получаться меньше. Однако есть риск, что на поверхности изделия могут образоваться пузыри и неровности.
  • Размер трещин довольно сильно зависит от толщины нанесения второго слоя лака. Чем толще лаковый слой – тем крупнее трещины.
  • Не следует пересушивать первый слой лака (первый шаг). В противном случае вы рискуете столкнуться с тем, что при смывании второго слоя водой смоется и ваша затирка.
  • Для длительно сохнущих составов для первого слоя можно сформулировать следующую зависимость: чем дольше сохнет этот слой перед нанесением второго шага, тем мельче будут трещины в готовой работе.

И, напоследок, еще несколько советов по кракелюру:

  • Кракелюрные составы придают работе желтоватый оттенок («желтят»), причем какие-то кракелюрные пары желтят довольно сильно, какие-то дают желтизну в значительно меньшей степени. Для работы в большинстве случаев это и неплохо – ведь эта желтизна добавляет дополнительный эффект старины изделию. Однако, некоторые работы выполнены в холодных тонах, и для таких работ желтизна совсем не к месту!
  • Записывайте как вы наносили каждый из слоев лака (толщину и количество слоев первого шага, толщину второго слоя, способ нанесения – направление мазков и инструмент, время просушивания каждого слоя и примерные климатические условия), использованную пару лаков и полученный результат. Таким образом вы сможете спрогнозировать результат в других работах и с большим успехом добиться задуманного результата.
  • При выполнении затирки не переусердствуйте, трещины не должны перекрывать красоту наклеенного мотива, иначе теряется весь смысл декупажа, и на первый план выходит лишь кракелюр.
  • Не забывайте покрывать работу финишным лаком в несколько слоев с промежуточной шлифовкой.

Лучшим способом «закрепления теоретического материала всегда является практика.

Поэтому предлагаем вам простой мастер класс декупаж для начинающих: мы сделаем декупаж шкатулки пошагово с нанесением кракелюра.

Перед работой необходимо обзавестись:

  1. Заготовкой шкатулки из дерева или МДФ.
  2. Салфеткой с мотивом.
  3. Плоскими кистями.
  4. Грунтовкой по дереву.
  5. Канцелярским файлом.
  6. Ножницами.
  7. Пульверизатором.
  8. Баночкой с водой.
  9. Кракелюрной парой (два лака для двухфазного кракелюра).
  10. Золотой пудрой.
  11. Акриловой краской.
  12. Наждачной бумагой, брусками и тд.

Если у вас нет подходящей салфетки, то вы можете распечатать одну из похожих картинок, которые отлично подойдут для этой работы и использовать ее в декупаже шкатулки. Помните, что печатать картинку лучше на лазерном принтере. Истончить картинку удобно при помощи скотча. Просто проклейте изнаночную строну листа с картинкой полосками скотча, нанося полосы с небольшим нахлестом. Хорошенько разгладьте, чтобы скотч плотно прилип по всей поверхности листа бумаги, а затем аккуратно, начиная с одного угла, снимите скотч. Скотч будет «отдираться» вместе с верхним слоем бумаги, оставляя картинку тоненькой.

Картинки для декупажа букет цветов на темном фоне

Перед началом отделки необходимо выкрутить петли из шкатулки и нанести грунт (строительную грунтовку по дереву). Если на заготовке есть дефекты (зазубрины, «заусенцы»), то заготовку желательно слегка подшлифовать в этих местах перед грунтовкой.
Торцы и дно с внешней стороны шкатулки красим в темно-зеленый цвет (или другой выбранный вами). Внутреннюю поверхность и ножки покрываем золотистой краской. Каждый слой краски шлифуем. На наружную поверхность крышки наносим белую краску и тоже тщательно обрабатываем наждаком.

Далее отделяем цветной слой салфетки и вырезаем рисунок. Укладываем его на файл цветной стороной вниз и смачиваем при помощи пульверизатора. Пальцами разравниваем салфетку и убираем образовавшиеся пузырьки. Крышку смазываем клеем (например, ПВА с водой) и укладываем на нее файл с мокрым мотивом, придавливаем, пленку аккуратно убираем. Ждем просыхания.


Термином «кракелюр», который произошел от французского слова «craquelure», обозначают трещинки на поверхности, присутствие которых придает ей налет старины. Сама методика создания подобного эффекта носит название «кракле». Кракле часто используют в тех случаях, если поверхность предмета надо искусственно состарить . Подобный способ нередко применяют в технике декупажа, а также для реставрации мебели и различных предметов быта .

Добиться эффекта старины на поверхности можно, используя специальные кракелюрные лаки. Однокомпонентный кракелюрный лак - одна из разновидностей лака, которая применяется для одношагового кракелюра. Для того чтобы состарить поверхность с помощью данного средства понадобятся следующие материалы: акриловая краска, поролоновая губка или кисть, а также сам лак, который есть разных производителей. Перед началом работы с кракелюрными лаками обязательно прочитайте инструкцию. Для илюстраций я использую средство для создания кракелюра «Хобби-Лайн», производитель Кройль, Германия.

Процесс работы в технике кракелюра с использованием однокомпонентного лака начинается с того, что на очищенную поверхность наносят слой акриловой краски. Следует учитывать, что именно ее цвет после окончания всех этапов работы будет виден сквозь образовавшиеся трещины. Если же цель работы показать неокрашенный вид обрабатываемой поверхности, то можно сразу же приступать к покрытию ее лаком. Однокомпонентный каркелюрный лак накладывают достаточно густым слоем, но только после того как краска хорошо высохнет. Новичку в этом деле для данного процесса лучше всего использовать поролоновую губку, так как кисть, как правило, более удобна для профессионалов.

После того, как лак подсохнет (лак не берётся на палец, но остаётся немного липким), на него наносится еще один слой краски, на котором по истечению нескольких минут появляются трещинки. Форма и размер трещинок зависит от толщины нанесённого лака. Также имеет значение направление нанесения краски. На фото внизу краска нанесена кистью в одном направлении.

Если краску наносить неширокой кистью в разных направлениях, то получится такая поверхность:

На поверхность нанесена краска с помощью поролоновой губки. Слева на фото - кракелюрный лак не очень подсох и лип к пальцам, а справа - подсох больше и картинка на поверхности изменилась после нанесения краски.

Заключительный этап работы - дополнительное покрытие поверхности обычным акриловым лаком, который защитит ее и придаст обрабатываемому объекту законченный вид. Но не каждый кракелюр можно покрывать акриловым лаком.

Итак, подведём итоги.

1.Порядок получения кракелюра на поверхности такой: нанесение краски на поверхность - полное высыхание краски - нанесение кракелюрного лака - высыхание лака до отлипа - нанесение краски.

2.Первый и второй слой краски должны быть контрастны по цвету, чтобы четко проявились трещины.

3.Краску, которая наносится на кракелюрный лак, берём только матовую. Глянцевая краска и металик не дадут нужного эффекта трещин.

4. Нанося второй слой краски, не проводить кистью дважды по одному и тому же месту.

5.От толщины нанесённого кракелюрного лака будет зависеть размер трещин на поверхности. Чем влажнее лак, тем крупнее трещины.

Если планируете использовать однокомпонентный кракелюр в декупаже, то сначала наносится тёмная краска, потом однокомпонентный кракелюр, дальше светлая краска и салфетка.

При обратном декупаже на стеклянную поверхность с обратной стороны приклеиваем салфетку лицевой стороной вниз.

Когда клей хорошо высохнет, наносим однокомпонентный кракелюрный лак, который также просушиваем до отлипа (он должен быть липким, но не оставаться на пальцах).


На кракелюрный лак наносим светлый акрил. Светлый цвет проявит рисунок на салфетке. Хорошо просушиваем.

Теперь наносим акрил того цвета, который хотим видеть сквозь трещины с лицевой стороны изделия.

В данном примере сквозь трещины просвечивается коричневый акрил.

Кракелюром (от французского слова «craquelure») называют трещинки слоя краски или лака на произведениях живописи. В современном дизайне стало очень популярным искусственное состаривание поверхности предметов интерьера, которое также называют «кракелюр». Мастер-классы по созданию различных изделий, имеющих неповторимый шарм старины, стоят довольно дорого. Зная основы техники такого декора, любой человек может самостоятельно создать уникальные предметы интерьера.

Как можно получить кракелюр?

Мастер-классы начинающих дизайнеров по интерьеру чаще всего используют для создания «состарившихся» вещей специальные лаки. Они так и называются - кракелюрные. Для подчеркивания и выделения образовавшихся на поверхности предмета трещинок в лаки специально втирают тушь, или пастель. Замечательный эффект дают составы, предназначенные для патинирования.

Техника кракелюр, несмотря на все новые составы, все-таки не может соперничать с натуральными трещинками на произведениях искусства. Именно поэтому специалисты могут легко отличить оригинал старинного предмета от подделки.

Инструменты и материалы для нанесения кракелюра

Практически на любые поверхности можно наносить кракелюр. Мастер-классы по покрытию лаками стекла, дерева, керамики, металла или бумаги, невзирая на некоторую схожесть, все же имеют определенные различия. Именно поэтому для каждого из этих видов материалов следует применять наиболее подходящую технику выполнения данного дизайна.

Для нанесения этого декоративного покрытия понадобятся следующие инструменты и специальные составы:

Синтетическая кисть;

Фен для сушки изделия;

Грунтовка;

Краски акриловые (желательно контрастных тонов);

Однокомпонентный кракелюрный и финишный лаки.

При отсутствии дорогостоящих составов можно использовать доступные подручные материалы: яичные белки, столовый уксус, гель для стирки, желатин. Существует несколько способов нанесения на различные поверхности. Ниже представлены самые популярные из них.

Однофазный кракелюр

Самым популярным является одношаговый кракелюр. Мастер-классы по созданию этого простого покрытия, называемого еще однофазным, являются наиболее востребованными. Его используют для создания поверхности с эффектными контрастными трещинами. Для этого понадобится однокомпонентный кракелюрный и акриловый финишный лаки, фен.

На тщательно очищенную поверхность предмета наносится грунтовка (выбирается в зависимости от материала, из которого изготовлена вещь). Для ускорения процесса высыхания состава используется фен. На подсохшую грунтовку наносится акриловая краска. Именно она будет просвечиваться в образующихся трещинках. После ее высыхания поверх равномерно наносят кракелюрный лак. При этом нужно помнить, что чем толще его слой, тем крупнее в итоге получатся трещины. Когда лак немного подсохнет и не будет приставать к пальцам (не теряя при этом своей липкости), на него наносят основную (вторую) акриловую краску. Примерно через 10 минут на поверхности предмета начнут появляться трещинки.

Высохшую краску аккуратно покрывают финишным лаком. Это покрытие и называют «одношаговый кракелюр». Мастер-класс декорирования в этой технике сможет повторить даже человек, далекий от дизайна и искусства. Данный способ отделки отлично подходит для украшения фарфоровых и деревянных предметов интерьера, шкатулок, рамок под фотографии. Оттачивая свое мастерство в этой технике, можно создавать уникальные изделия.

Декупаж. Кракелюр (мастер-класс)

Не менее популярна и другая техника нанесения таких покрытий, называемая декупаж. Ее суть состоит в том, что на кракелюрную сеточку из трещинок наклеиваются различные картинки, вырезанные из салфеток. Некоторые специалисты выполняют декупаж в обратном порядке. В этом случае кракелюр наносится уже на наклеенные на поверхность предмета картинки.

Для работы требуется само изделие, двух тонов, клей ПВА, вырезанные и подобранные рисунки, лак акриловый, художественные кисти, фен.

Этапы выполнения кракелюра в технике декупаж

Очищение и обезжиривание поверхности предмета с помощью спирта.

Нанесение на поверхность равномерного слоя водоэмульсионной краски при помощи художественной кисти. Сушка до полного высыхания.

Нанесение на поверхность слоя клея ПВА движениями кисти сверху вниз или слева направо.

После высыхания предмета наносится контрастная (вторая) краска. Движения кисти должны быть такими, как и при нанесении клея.

Не дожидаясь, пока краска высохнет, на поверхность предмета направляется струя горячего воздуха из фена. Под ее воздействием покрытие начнет трескаться. Чем дольше будет сушиться изделие, тем грубее и глубже будут трещины.

Предмет декорируется салфетками при помощи клея. Высохшее изделие покрывается несколькими слоями акрилового бесцветного лака.

Такой кракелюр хорошо смотрится на посуде, цветочных горшках, вазах, подносах.

Двухшаговый кракелюр

Мастер-классы по этой технике чуть сложнее, чем предыдущие. Для работы понадобится акриловый лак, кисти художественные, гуммиарабик (вязкая жидкость, твердеющая на воздухе), шеллак битум, золотая или серебряная пудра. Нанесение кракелюра состоит из следующих этапов:

Очищенную поверхность предмета покрывают 2 слоями акрилового лака. После его высыхания на него обильным слоем наносится шеллак. Чем толще он будет, тем крупнее и грубее будут трещинки. Для получения едва заметной ажурной сеточки достаточно будет тонкого слоя шеллака. При нанесении этого вещества следует избегать возможных подтеков, поскольку эту ошибку практически невозможно исправить.

Когда поверхность шеллака слегка подсохнет, но будет все еще липкой, сверху на нее густым слоем наносят гуммиарабик (консистенция жидкой сметаны). Легкими движениями подушечек пальцев это вещество растирается по всей поверхности. Примерно через 3 минуты гуммиарабик начнет прилипать к рукам. В это время «массажные» движения необходимо прекратить.

При высыхании гуммиарабика на поверхности будут образовываться трещины. Для их подчеркивания в них втирается битум. Затем по трещинам наносят золотистую или серебристую пудру.

Готовое изделие покрывается финишным лаком.

Кракелюр на стеклянных предметах

Очень эффектно смотрятся различные стеклянные изделия, задекорированные в этой технике. Весь процесс работы с этим материалом практически ничем не отличается от вышеперечисленных способов. При этом большинство рукодельниц предпочитают использовать однофазный кракелюр на стекле.

Для работы понадобится сам предмет, акриловая краска 2 контрастных тонов, лак, синтетическая художественная кисть, кракелюрный лак. Стеклянную поверхность, на которую будет наноситься декор, обезжиривают спиртом. Затем ее грунтуют акриловым лаком. После его высыхания наносят краску одного тона (он будет просвечиваться в трещинках). После этого на поверхность наносят кракелюрный лак. Когда он немного подсохнет, но еще не потеряет своей липкости, изделие покрывают основной (второй) акриловой краской. После появления трещинок и высыхания состава на поверхность наносят лак.

Кракелюр на деревянной поверхности

Данная техника декора чаще всего используется для отделки старой мебели, которая может стать изюминкой интерьера. При этом можно использовать как одно-, так и двухшаговый кракелюр. Мастер-класс по дереву практически ничем не отличается от вышеперечисленных приемов обработки поверхности. Основными условиями успешного и других предметов в технике кракелюр является их тщательная очистка от старых лакокрасочных покрытий и шпаклевание повреждений.

Особенности нанесения кракелюра

Как и у любого вида дизайна, у этого также имеется несколько секретов, способных облегчить труд. Техника кракелюр, которую может освоить каждый человек, позволяет выполнить работу быстро и без недочетов. Для этого следует запомнить такие приемы:

Художественная кисточка должна быть только синтетической.

После высыхания кракелюрного лака трещины часто затирают «серебрянкой», «золотым порошком», масляной краской темного тона. После этого остатки этих средств удаляют с поверхности растительным маслом и протирают ее насухо. Обработанное изделие покрывают акриловым лаком. Этот прием позволяет даже простой предмет превратить в произведение искусства.

Перед нанесением лак нельзя взбалтывать, чтобы не образовались пузырьки. Помещение для работы должно быть очищено от пыли и тщательно проветрено.

Трещинки на поверхности имеют то же направление, что и движение кисти. Для получения так называемой кракелюрной сеточки используют губку или делают очень маленькие мазки.