Разряды союзов по функции. Союзы и их синтаксические функции

  • 19.03.2022

Тема урока: «Союз как часть речи. Функции союза в речи» 7 класс.

СЛАЙД 1

Цели урока:

Образовательная: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

Развивающая: продолжить развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Задачи урока:

Предметные:

- уметь определять роль союзов в речи.

Метапредметные:

- умеют анализировать предложенный текст с позиции заявленной темы урока.

Личностные:

- осуществлять поиск ответов на основе имеющихся знаний;

- наблюдать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат : обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.

Ход урока :
1. Орг. момент . Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

Настроение у нас отличное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: И начнем мы наш урок с интеллектуальной игры в кубик, на гранях которого указаны задания. К кому кубик прилетит, тот и должен будет отвечать.

А пока мы будем играть 1 ученик выполнит задание у доски.

Индивидуальная работа.

1 ученик работает у доски : записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

Благодаря поддержк… родителей

(В)следстви… (не)большой размолвки с братом

Достать подарок из(под) ёлки

(В) течени… семейного ужина

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.

СЛАЙД 2

Используется прием «Кубик Блума»

    Назови производные предлоги

    Придумай предложение с однородными членами

    Объясни правописание предлогов из-за, из-под, по-за, по-над

    Предложи слово, в котором количество букв меньше, чем количество звуков

    Почему в слове семья количество букв и звуков совпадает

Проверяется выполнение работы у доски.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске?

СЛАЙД 3

(Семья).

Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).

Учитель:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Семья – это крепкий союз. СЛАЙД 4

Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах

Ребята, А что такое узы? Назовите родственные слова. СЛАЙД 5 (узел, вязать, связанный).

Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А давайте подумаем, какое значение у приставки со- в словах

сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор СЛАЙД 6

3. Усвоение и закрепление новых знаний.

Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы). СЛАЙД 7

И НАША ЗАДАЧА СЕГОДНЯ НА УРОКЕ (выслушать детей) – расширить представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте.

СЛАЙД 8

Учитель : с точки зрения этимологии слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО) , которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).

СЛАЙД 9

Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Давайте выявим основные функции союзов.

СЛАЙД 10

Запись предложений с последующим разбором, выбором схем. СЛАЙД 11

1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.

[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ]. СЛАЙД 12

2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.

[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].

Какие слова внесены в схемы? (Союзы) .

Что соединяют союзы в данных предложениях?

(В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).

Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи.

СЛАЙД 13

(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.

Из поэмы пушкина Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский лик его прекрасен.

Назовите, какие функции выполняют союзы в данном отрывке?

Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»

Задание определить детям.

(Союз соединяет предложения в единый текст).

СЛАЙД

Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:

связь

    однородных членов предложения,

    частей сложного предложения,

    предложений в единый текст.

14 возврат на 13 слайд

Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

Слово И – один из самых древних союзов русского языка,

Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

Слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

Слово И – было и остается исключительно частотным словом.

Как вы думаете, почему?

(Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)

Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.

Слайд 13 вместо 17

(Связывают однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).

Обратите внимание на многократный повтор союза И.

Такие повторы являются особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием.

СЛАЙД 16

Многосою́зие ( полисиндетон) Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

СЛАЙД 17

Физкультминутка. Сидя за столами лопатки выгнуться ровно как сохранить здоровье моргать сильно…

Попрошу всех встать: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).

Фонетика изучает написание букв.

Дополнение – отвечает на вопросы падежей

Краткое прилагательное всегда бывает определением.

Союз – служебная часть речи.

Предлоги соединяют однородные члены предложения.

Наречие отвечает на вопрос как?

СЛАЙД 18

Работа с текстом (раздаточный материал). Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов.

(Проверка «по цепочке»).

Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. И я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру « Собери пословицу ».

СЛАЙД 19.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

    Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Не будет добра коли в семье вражда.

    Семья без детей, что цветок без запаха. 4. В гостях хорошо, а дома лучше

    Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 5.В своем доме и стены помогают.

6.Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. 7. Человек без друзей, что дерево без корней.

Подведение итогов урока. СЛАЙД 20

Используется прием «ФИШБОУН» Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова – проблема урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост – вывод: ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Рефлексия.

А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:

Для меня сегодняшний урок…

Выставление оценок за урок.

СЛАЙД 21

Домашнее задание : Составить предложения на тему: «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью - продолжите предложения:

Цени и береги своих близких, потому что…

Когда у тебя плохое настроение, ….

Никогда не груби своим родным, так как….

Если ты нечаянно обидел кого-то, ….

Чтобы мама меньше уставала, ….

Задание повышенной трудности: написать сочинение эссе на тему: « Традиции моей семьи»

СЛАЙД 22

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

Вам знания точно должны пригодиться!

СПАСИБО ЗА УРОК!

Союз – это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также (это относится к некоторым союзам) связь между словоформами в составе простого предложения. Основная функция – связующая, а также квалифицирующая, то есть обозначает отношения между соединяемыми предложениями или их членами (с разной степенью конкретизации).

При помощи большинства союзов различается синтаксический вид связи (сочинительная или подчинительная). Грамматическое значение союза как части речи сближает его с предлогами и частицами, а также с вводными (модальными) словами.

Как и предлоги, союзы не изменяются. Однако в отличие от предлогов, которые выполняют свою служебную функцию только в сочетании с падежными формами существительного, союзы являются грамматически не связанными с теми словами, которые они соединяют, и не зависят от принадлежности этих слов к той или иной части речи. Союзы лишь помогают выявить и оформить связь между словами в предложении или между отдельными предложениями.

В зависимости от того, какие именно синтаксические отношения выражаются с помощью союза, союзы делятся на: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы могут соединять однородные члены предложения внутри простого предложения, а также самостоятельные предложения.

Подчинительные союзы главным образом помогают выразить всевозможные смысловые отношения между главной и придаточной частями в сложноподчиненном предложении; отношения временные, целевые, сравнения, следственные, причинные и т.п..

Иногда подчинительные союзы употребляются для связи отдельных членов в простом предложении: "В это лето я узнал наново... много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми" (Паст.) – союз хотя и... но соединяет определения и передает сопоставительно-уступительные отношения между ними; "Пруд как зеркало"– союз как соединяет сказуемое с подлежащим, дополняя значение сказуемого оттенком сравнительности. В этой синтаксической функции подчинительные союзы встречаются крайне редко. В основном ее могут выполнять союзы как, чем.

Между сочинительными и подчинительными союзами есть существенное различие. Подчинительные союзы тесно связаны по смыслу с придаточными предложениями и образуют с ними "цельную смысловую массу". Этим свойством союзов обусловлен порядок следования частей в сложном предложении: сочинительные союзы, объединяющие простые предложения, всегда находятся между этими предложениями, в то время как подчинительный союз может стоять в начале сложноподчиненного предложения в случае, если оно начинается с предложения придаточного.


В зависимости от значения сочинительные союзы делятся на следующие группы:

а) соединительные союзы, выражающие отношения перечисления: и, да, и... и, ни... ни, тоже, также.

б) разделительные союзы, выражающие отношения взаимоисключения: или, либо, то... то, не то... не то и др.

в) противительные союзы: а, зато, но, однако и др.

г) градационные союзы: не только... но и, если не... то, не столько... сколько, как... так и и др.: "Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение... происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф" (М.Булг.); эта группа союзов указывает на то, что один из соединяемых членов (как правило, второй), является более значимым, более существенным;

д) присоединительные союзы: и, да и, да и то, или и др., присоединяющие предложения или отдельные члены предложения, которые дополняют, развивают ранее высказанную мысль: "Что сталось с старухой и с бедным слепым,– не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру" (Л.).

Подчинительные союзы (по значению):

а) временные: когда, пока, покуда, доколь, когда... то, по мере того, как и др.

б) сравнительные: как, будто, словно, точно и др.

в) целевые: чтобы, дабы, для того, чтобы и др.

г) уступительные: несмотря на то что, хотя и др.

д) условия: если, если... то, когда... то.

е) изъяснительные: что, будто, чтобы, как бы не и држ) причинные: потому что, так как, ибо и др.

з) следствия; так что, до того, что, вследствие чего.

От подчинительных союзов следует отличать союзные слова – относительные местоимения и местоименные наречия: где, который, кто, что, куда, откуда и т.д. Союзные слова выполняют ту же синтаксическую функцию, что и союзы (присоединяют придаточное предложение к главному), но являются знаменательными словами, выступающими в придаточном предложении в качестве одного из его членов. Ср.: "Такими же знаками ему ответили, что от частных людей заказов не берут" (Паст.) – изъяснительный союз что присоединяет придаточное предложение к главному. – "Одна из мастериц изобразила на лице недоумение и в знак досады выставила ладошку лодочкой вперед, глазами спрашивала, что ему, собственно, нужно" (Паст.) – относительное местоимение что является подлежащим в придаточном изъяснительном.

Как и предлоги, союзы могут быть однозначными и многозначными. Одно значение имеют, например, союзы: для того..., чтобы; по мере того, как; несмотря на то, что и др. В первую очередь одно значение имеют союзы, представленные несколькими словами. В противоположность этому такие союзы, как и, или, да, как, что и др. являются многозначными. Так, для союза да 4-томный "Словарь русского языка" указывает четыре значения: 1) соединительное: "Степь да степь кругом. Путь далек лежит"; 2) перечислительное, которое реализуется при перечислительном присоединении нескольких однородных членов, а также нескольких предложений: "Мой идеал теперь – хозяйка. Мои желания – покой. Да щей горшок, да сам большой" (П.); 3) присоединительное: "Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она" (Крыл.); 4) противительное: "Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем" (Гог.); "И будем все, хоть на день, да испанцы" (Маяк.).

Разряды союзов по строению

С точки зрения строения союзы делятся на простые (– состоящие из одного слова: и, а, но, хотя, словно и др.), и составные (– состоящие из нескольких слов: потому что, так что, по мере того, как и др.) Простые союзы бывают непроизводными: а, но и и производными: хотя – восходит к деепричастию хотя; якобы, чтобы, итак и др. – восходят к застывшему сочетанию служебного слова со знаменательным словом. В настоящее время активно пополняется разряд составных союзов.

Наконец, союзы могут быть одиночными: и, что, как и др., повторяющимися: ни...ни, то...то (с обязательным повторением); двойными, или парными: если…то, когда…то, едва…как (у них вторая часть возможна, но не обязательна); как…так и, настолько...насколько (вторая часть необходима).

В состав простых союзов входят союзы и союзные частицы, неоднородные как по своему формальному строению, так и по семантической специализации и условиям употребления. (а, абы, аж, ан, благо, будто, вроде, дабы, да, даже, едва, ли, либо, словно, хотя, хоть, покуда и др.). Сюда же примыкает группа слов с квалифицирующими лексическими значениями, которые активно вовлекаются в сферу союзных средств, т.е. в предложении выступают как аналоги союзов: вдобавок («кроме того», «к тому же»), ведь, вернее, впрочем, выходит («следовательно»), зато, значит, собственно («именно»), притом, правда, кстати, лишь и др.

Поскольку аналоги союзов, как и сами союзы, являются носителями определенного квалифицирующего значения, при описании соотнесенности союзов с другими ЧР, аналоги не отделяются от союзов.

Составные (=неоднословные) союзы по своему строению представляют нецельнооформленные соединения двух или более элементов, каждый из которых одновременно существует в языке как отдельное слово. В образовании большинства таких – простые многозначные союзы (и, что, чем, как, когда, если). Например, благодаря тому что, все равно что, несмотря на то что, оттого что, потому что, в то время как, как вдруг, с тех пор как, как только, едва только, прежде чем и т.д..

По характеру связи между элементами, составные союзы: (1)синтаксически немотивированные (несинтагматического типа), (2)синтаксически мотивированные (синтагматического типа).

1 – объединены по принципу простого сцепления, нанизывания.

Несинтагматическую структуру имеют союзы, образованные без участия предлога, и т.о. не включающие в свой состав падежной словоформы. (а именно, а не, а не то, а также, едва лишь, если уж, и т.д.)

2 – элементы соединены по образцу существующих в языке сочетаний слов. Основная их масса образована при участии предлога и сохраняет т.о. связь с соответствующими предложно-падежными сочетаниями. Строевой элемент таких союзов – простой союз (как, что, чтобы, если). Примеры: вплоть до того что, перед тем как, без того чтобы не, для того чтобы, подобно тому как, сверх того что и др.

По числу занимаемых в предложении позиций все союзы делятся на одноместные и неодноместные. Одноместный союз располагается между соединяемыми частями текста или позиционно примыкает к одной из них (и, но, зато, тем не менее, когда, лишь только, в случае если, вопреки тому что);

Неодноместный союз располагается т.о., что его компоненты помещены в каждой части соединяемой конструкции (или –или, как – так и, хотя – но, не только – но и, достаточно – чтобы, и др.).

Неодноместные: двухместные и многоместные. Многоместный союз – сцепление нескольких позиционно разобщенных компонентов: и…и…и, да…да…да, ни…ни…ни, либо…либо…либо, и т.д..

Двухместные союзы – соединения двух формально не совпадающих и позиционно разобщенных элементов, в их образовании участвуют, кроме собственных союзных средств, частицы, модальные слова, наречия, а также устойчивые сочетания «мало того что… (еще и)», «не сказать чтобы… (но)», «что касается…(то)». Все эти средства, образуя союзные соединения, являются носителями квалифицирующих или субъективно-оценочных значений.


С предлогами соотносительны союзы. Союзы- это частицы речи, которые обозначают логико-грамматические отношения и связи не только между однородными словами и словосочетаниями в составе синтагмы или предложения, но и между группами слов, между синтагмами, предложениями, фразами в структуре сложных синтаксических единств. В отличие от предлогов, выражающих отношения синтаксической обусловленности и зависимости падежных форм, отношения "определяющего" имени к "определяемому" слову, союзы выражают разнообразные синтаксические отношения функционально однородных или синтаксически сопоставленных и связываемых единиц речи. В рамках простейших синтаксических единиц (синтагм, предложений) все сцепляемые союзами члены словосочетания или предложения объединяются мыслью как грамматически однородные или лексически и логически сопоставимые элементы речи. Преобладающее большинство союзов, устанавливающих связь между словами или сочетаниями слов, вдвигает их в структуру более крупного целого как связное единство. "Как коромысло весов одновременно и слагает силы, приложенные по краям его, и переносит их в точку опоры, так и союз одновременно и объединяет два члена, и относит их к одному и тому же третьему",- писал А.М.Пешковский(1).
Союзы не переходят в "префиксы" слова, подобно предлогам. Они не имеют ничего общего с "препозиционными флексиями" имени, к которым приближаются слабые предлоги и в которые они превращаются по утрате реальных значений. Союзы внутри предложения или синтагмы ни в какой степени не связаны и не соотносительны с грамматическими формами тех слов, которые они вдвигают в строй словосочетания, синтагмы и предложения (ср. резкую грамматическую разницу между сочетаниями вроде Полкан с Барбосом и Полкан и Барбос)(2). Самый круг отношений, выражаемых союзами внутри синтагм и предложений, далеко выходит за пределы отношений, обозначаемых предлогами, и во всяком случае только частично соприкасается с ними(3). Союзы, пишет Овсянико-Куликовский, "служат для создания чисто формальной (синтаксической) перспективы внутри предложений и в сочетании их, но не перспективы в самом содержании фразы, т.е. не перспективы в пространстве, во времени и в других отношениях, как это делают предлоги"(4).
Есть разница в функциях союзов, сцепляющих "предложения", и союзов, которые служат скрепами отдельных слов и однородных групп слов. Круг отношений, обозначаемых и выражаемых союзами при сцеплении "предложении", гораздо шире и разнообразнее, чем круг отношений, выражаемых союзами в сочетаниях внутрифразового типа (соединительных, присоединительных, разделительных, перечислительных, противительных и т.п.). В значениях союзов, обслуживающих сцепление синтагм и предложений, можно даже заметить частичный логико-грамматический параллелизм с значениями предлогов. Некоторые из отношений, обозначаемых предлогами внутри предложения, выражаются союзами в сочетании предложений. Таковы, например, отношения временные, причинные, целевые, сравнительные, количественные и другие подобные. Но и этого типа союзы, в отличие от предлогов непосредственно не влияют на форму отдельных слов, выражая смысловые взаимоотношения и соотношения словесных групп внутри сложных синтаксических единств. И этого типа союзы нельзя без оговорок сравнивать с "префиксами" словосочетаний (синтагм) или предложений(5), так как выражаемые ими отношения по большей части двухсторонни. (Ср. "двойные" союзы: если- то, так как- то, раз- то и т.д.; когда- так, лишь только- как, только что- как и другие подобные; ср. сходную систему синтаксических соотношений и взаимоотношений в словесных сцеплениях по схеме: не успел что-нибудь сделать..., как...; стоило что-нибудь сделать..., как... и другие подобные). Само собою разумеется, что степень тесноты связей и характер зависимости одного предложения от другого бывают очень разнородны в союзных сцеплениях разного типа.
Традиционная аналогия между так называемыми придаточными предложениями и членами простого предложения, проводимая в школьных учебниках с неуклонной и односторонней прямолинейностью, на самом деле может иметь лишь очень ограниченное и условное значение.
Таким образом, союзы, в сущности, запредельны морфологии. "Союз,- писал А.А.Шахматов,- имеет значение не сам по себе, а как выразитель того или иного сочетания, как словесное обнаружение такого сочетания"(6).
Развитие аналитических тенденций в строе русского литературного языка отразилось и на внешнем облике союзов. В роли союзов все чаще выступают целые фразеологические единства, или идиомы. Грамматические функции союзов все больше и больше связываются с их лексической ("этимологической") природой.
Между старыми простыми, или "первообразными", союзами и сложными союзами позднейшей формации наблюдается резкая разница в морфологическом составе (ср., например, простые союзы а, но, и, ли, или, что и т.п., с одной стороны, и сложные- с другой: тем не менее, даром что, подобно тому как, потому что, затем чтобы, с тех пор как, между тем как, несмотря на то что, вследствие того что, в силу того что и другие подобные). В этом отношении замечается явный параллелизм грамматического развития между союзами и предлогами (а также частицами).
Кроме того, в русском языке все расширяются и умножаются разряды гибридных или переходных слов и выражений, совмещающих значения союзов со значениями других грамматических категорий.
1. Таковы, например, группы, промежуточные между союзами и модальными словами (а иногда и наречиями): итак, напротив, наконец, все-таки, тем не менее, вместе с тем, при всем том, к тому же, все же, правда, будто, будто бы (не в изъяснительном значении), точно, ровно (просторечное) и т.п.
2. Таковы слова и частицы, подводимые одновременно под категории союзов и наречий: потом, зато, покамест, пока и др.
3. Еще больше слов, образующих переходный тип от простых союзов к разного рода частицам, например: ведь, вот, тоже, также, и то, лишь, только и другие подобные.
Внутри самой категории союзов сталкиваются три морфологически неоднородных типа слов-частиц:
1. Простые, морфологически неделимые частицы-союзы. Их морфологическая простота и неразложимость обратно пропорциональны семантической сложности и многообразию их синтаксических функций (ср., значения союзов и, а, ли и т.п.).
2. Составные союзы, нередко имеющие облик фразеологических единств и идиоматизмов. Морфологический анализ обнаруживает в составе многих из этих союзов следы и живые формы разных других частей речи (ср., например: после того как, прежде чем, лишь только и др.). Этимологическая подкладка таких союзов как бы виднеется из-под их современного употребления. Все большее осложнение синтаксических отношений между элементами речи, увеличивающееся разнообразие композиционных приемов речевого построения проступают наружу даже в морфологической "внешности" этих составных союзов.
Лексическая определенность состава этих союзов ограничивает круг их значений строго очерченной сферой логико-синтаксических отношений. Морфологическая мотивированность их значений (ср., например: вследствие того что, с тех пор как и т.п.) замыкает их употребление в тесные пределы одного семантического круга отношений.
3. Гибридные союзы, совмещающие значения союзов со значениями других, очень разнообразных категорий. Эта типологическая классификация союзов, конечно, ни в малейшей степени не совпадает с синтаксическим делением их по функциям.
Еще менее связано с морфологическими различиями союзов укрепившееся в грамматической традиции деление их на сочинительные и подчинительные(7). Обычно говорится, что подчинительные союзы более тесно слиты с подчиняемыми предложениями, образуя с ними "одну цельную смысловую массу" и тем самым несколько приближаясь к роли синтаксических префиксов. Иногда прибавляется, что при помощи подчинительных союзов одно предложение определяет другое. Напротив, сочинительные союзы характеризуются тем, что они "не только физически, но и по значению стоят между соединяемыми величинами, не сливаясь нимало ни с одной из них"(8). Более тесная связь подчинительного союза с подчиняемым предложением нередко иллюстрируется искусственными логическими аналогиями между "подчинением" предложений и "подчинением" членов внутри предложения.
Однако с морфологической точки зрения грань между сочинительными и подчинительными союзами очень скользка и неопределенна(9). Было бы осторожнее вместо сочинения и подчинения предложений говорить (как это предлагал акад. А.А.Шахматов) о разных видах сцепления предложений и о разных степенях их зависимости, выражаемых союзами и другими грамматическим средствами: формами наклонения, формами относительных времен, порядком слов, местоименными словами, интонацией и т.п.
Синтаксическая зависимость нагляднее всего обозначается союзом чтобы с сослагательным наклонением (чтобы- -л, -ла, -ло, -ли), особенно после глаголов с отрицанием. Менее определенно, но более разнообразно выражена она в формах изъяснительной (посредством союзов что и чтобы), относительной и условной связи.
Особенно свободны и разнообразны сцепления, выражаемые временными, сравнительными и причинными союзами.
Но и эти формы зависимости легко подвергаются синтаксическому преобразованию, особенно в устной речи. В стилях разговорной речи распространен прием модальной нейтрализации зависимых синтаксических отношений, прием приведения конструкций, традиционно признаваемых за подчинительные, к "знаменателю сочинения". Многие союзы, выражающие синтаксическую зависимость, легко превращаются в модальные слова (ср.: будто, будто бы, не то чтобы и т.п.). Кроме того, в бытовом диалоге вообще слабо развита система сложных предложений с разными степенями союзных сцеплений1 .
Употребление многих союзов характеризуется резкими колебаниями в степени тесноты и зависимости выражаемых ими синтаксических связей.
Особенно велика амплитуда этих колебаний у союзов уступительных, временных и сравнительных. Недаром даже традиционные грамматики (под влиянием проф. Д.Н.Овсянико-Куликовского) относили такие уступительные союзы, как хотя (хоть), к сочинительным(11). Например: "Все слушают его, разинув рот, хоть он такую дичь несет, что уши вянут" (Крылов). Ср.: "Неодолимая, хотя тихая сила увлекла меня" (Тургенев).
Здесь хоть и хотя очень близки по значениям к союзам а и но. Ср. сближение хоть и хотя с союзом впрочем: "Одета она была в опрятное, хотя и полинялое ситцевое платье" (Тургенев); "Сравнение, употребленное Павликом, хотя и верное и меткое, не вызвало улыбки ни на чьем лице" (Тургенев).
В употреблении сравнительных союзов характерна широкая семантическая растяжимость выражаемых ими синтаксических отношений. Во многих случаях присоединение синтагм или предложений сравнения имеет характер свободного ассоциативного сцепления, осуществляемого без прямой грамматической зависимости от основной синтаксической группы. Поэтому обе части сравнительного сочетания легко разъединяются и могут существовать как смежные, раздельные синтаксические единства. Например: "Рука Эллис внезапно надвинулась на мои глаза, словно белый туман из сырой долины обнял меня" (Тургенев, "Призраки"); "Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб" (Тургенев); "Вчерашнее волнение исчезло. Оно заменилось тяжелым недоумением и какою-то, еще небывалою, грустью- точно во мне что-то умерло" (Тургенев, "Первая любовь"); "Я люблю, когда вы говорите. Точно ручеек журчит" (Тургенев, "Отцы и дети"). Но ср.: "Из всех пар, заполняющих рощу, эта всего тревожнее отнеслась к наступлению ночи и бросилась уходить от нее так, точно та гналась за ними по пятам" (Пастернак).
Нерасчлененность логико-синтаксических отношений, присущая строю разговорной речи, отражается и в постоянном смешении особенностей косвенной речи с прямой при передаче чужих мыслей. Непрестанные скачки из синтаксиса косвенной речи в прямую или несобственно-прямую речь- характерная черта русской народно-разговорной речи. Формы прямой драматической передачи часто врываются в косвенную речь и делают ее строй прерывистым и смешанным (например: "Вы-де с барином, говорит, мошенники, и барин твой- плут. Мы-де, говорит, этаких шаромыжников и подлецов видали"- Гоголь, "Ревизор").
А.М.Пешковский усиленно доказывал, что "у нас не выработаны формы косвенной речи... Косвенная передача речи русскому (разговорному.- В. В) языку не свойственна. Вот почему мы и соскакиваем постоянно с косвенной речи на привычную нам прямую... Разграничение прямой и косвенной речи находится у нас на самой ранней стадии развития"(12).

Альянс — это служебная часть речи, которая служит для связи:

  • однородных членов предложения;
  • частей сложного предложения;
  • отдельных предложений в тексте;
  • абзацев текста.
  • 2. Союзы не меняются.

    3. Не являются членами предложения.

    Виды союзов

    1. По образованию:

  • непроизводные , другими словами такие, которые не связаны по происхождению с другими частями речи: а, однако, либо, ну и ;
  • производные , образованные:
  • соединением непроизводных союзов: словно ;
  • соединением указательного слова из главной части и обычного союза: для того чтоб ;
  • соединением союза со словом с обобщённым значением: до того времени, в то время как ;
  • исторически от других частей речи: пока, хотя, чтоб.
  • 2. По строению:

  • обыкновенные (пишущиеся в отсутствие пробелов): а, ибо ;
  • составные (пишущиеся с одним либо несколькими пробелами): потому что, в то время как .
  • 3. По нраву синтаксических отношений, выражаемых ими:

  • сочинительные,
  • подчинительные.
  • Подробнее о сочинительных и подчинительных союзах


    Сочинительные союзы — это союзы, которые соединяют только равноправные составляющие, т. е.:

  • однородные члены предложения;
  • части сложного предложения;
  • предложения в тексте;
  • абзацы текста.
  • Сочинительные союзы имеют последующие разряды по значению :

    1) соединительные (значение «и это, и то»): и, да (в значении «и»), ни…ни, как…так и, и…и, не только лишь…да и, как … так и, тоже, также ;

    2) разделительные (значение «или это, либо то»): либо, или, то…то, не то…не то, либо…либо, или … или ;

    3) противительные (значение «не это, а то»): а, однако, да (в значении «но»), но, зато.

    4) градационные : не только лишь… да и, не столько… сколько, не то чтоб… а;

    5) объяснительные : другими словами, а конкретно;

    6) присоединительные : тоже, также, ну и, и, притом, причём.

    Примечание. В школе изучаются только 1-ые три разряда.

    Подчинительные союзы — это союзы, которые объединяют неравноправные составляющие и указывают на зависимость 1-го из этих компонент от другого. Они связывают

  • части сложного предложения,
  • могут быть применены и в ординарном предложении для связи однородных и неоднородных членов. Так, к примеру, подчинительный альянс хотя связывает однородные члены предложения: Книжка увлекательная, хотя чуть-чуть затянутая ; союзы как , как будто, как будто, чем связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день; Пруд как будто зеркало.
  • Выделяют последующие разряды подчинительных союзов по значению :

    1) временные : когда, пока, едва лишь, только, в то время как;

    2) причинные : потому что, так как, ибо (устар. / книжн.);

    3) условные : в том случае, кабы (устар.), если (устар.);

    4) мотивированные : чтоб, для того чтоб, с той целью чтоб, чтобы (устар.);

    5) уступительные : хотя, невзирая на то что ;

    6) следствия : так что ;

    7) сравнительные: как, как будто, как будто, точно, чем, словно ;

    8) изъяснительные : что, как, чтоб.

    Примечание. Некие союзы неоднозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, к примеру: чтоб (мотивированной и изъяснительный), когда (временной и условный).

    Морфологический разбора союза

    Альянс разбирается по последующей схеме :

    1. Часть речи.

    2. Неизменные признаки:

    изменяемый / неизменяемый,

    разряд по значению,

    обычный / составной,

    то соединяет.

    Эталон морфологического разбора союза:

    Все мы привскочили с кресел, однако снова неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, это вправду было удивительно, потому что сама она назначила этот час.

    (Ф.М. Достоевский)

    Однако

    что — альянс, неизменяемый, подчинительный, изъяснительный, обычный, соединяет части сложного предложения;

    а — альянс, неизменяемый, сочинительный, противительный, обычный, соединяет части сложного предложения;

    потому что — альянс, неизменяемый, подчинительный, предпосылки, составной, соединяет части сложного предложения.

    Дополнительно:

  • Как отличить союзы от других частей речи?
  • Какие союзы пишутся слитно в российском языке?
  • Какие союзы пишутся раздельно в российском языке?
  • Как пишутся союзы и омонимичные части речи в российском языке?
  • Каковы условия нерасчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Каковы условия неотклонимого расчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Какое есть норма о постановке запятой в предложении с союзами «благодаря тому что», «в то время как» и т.п.?
  • Как верно: «потому что» либо «потому, что»?
  • Где отыскать упражнения по теме «Запятая при сложных подчинительных союзах»?
  • Источник материала Интернет-сайт

  • modernlib.ru — Литневская Е.И. «Русский язык: Лаконичный теоретический курс для школьников».
  • Дополнительные источники:

  • ru.wikipedia.org — статья «Союз (часть речи)»;
  • lik-bez.com — статья «Союз как часть речи»;
  • licey.net — статья «Союз. Морфологический разбор союза. Правописание союзов»;
  • collection.edu.yar.ru — Полезные ссылки на материалы о союзе как части речи.
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое частичка как часть речи?
  • Каковы признаки частички как части речи?
  • Какие есть виды частиц в российском языке?
  • Каковы правила правописания частиц в российском языке?
  • Как пишутся частички и омонимичные части речи и морфемы?
  • Каковой порядок морфологического разбора частички как части речи?
  • Что такое предлог как часть речи?
  • Каковы признаки предлога как части речи?
  • Каковы правила правописания предлогов?
  • Как различать предлоги и существительные?
  • Какие есть омонимичные предлоги и существительные?
    • Каковы функции союза как части речи?

      Альянс — это служебная часть речи, которая служит для связи: однородных членов предложения; частей сложного предложения; отдельных предложений в тексте; абзацев текста. 2. Союзы не меняются. 3. Не являются членами предложения. Виды союзов 1. По образованию: непроизводные, другими словами такие, которые не связаны по происхождению с другими частями речи: а, однако, либо, ну и;...

    г. Барнаул

    Железнодорожный район


    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.


    Тема: Функция союза И. Пунктуация в предложениях с союзом И.

    Класс : 11 класс
    Учитель : Кощина Татьяна Васильевна
    Предмет : русский язык и литература
    2003-2004 учебный год.
    Тема: Функция союза И.

    Пунктуация в предложениях с союзом И.


    Цель: Подготовка к ЕГЭ, систематизация знаний.
    Знать: 1) особенности структуры сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом;

    2) особенности структуры простого предложения с однородными членами ;

    3) функции союза И.
    Уметь: 1) правильно расставлять знаки препинания в предложениях с союзом И;

    2) конструировать предложения с союзом И, выполняющим разные функции;

    3) правильно определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
    Ход урока.
    I. Фронтальный опрос с элементами конспектирования.
    а) Вспомним, в каких предложениях может употребляться союз И?
    Союз И употребляется как в простых предложениях, так и в сложных. Он может стоять между


    1. однородными членами, связывая их друг с другом;

    2. между двумя ПП, образуя одно сложное;

    3. между двумя придаточными предложениями;

    4. может являться частью сложного союза (как…так и; но и; да и).

    б) В предложениях с союзом и запятая может находиться…?


    1. перед И;

    2. после И;

    3. одновременно перед И и после И;

    4. отсутствовать совсем.
    Графический диктант с целью повторения пунктуации в ССП. У учащихся имеются сигнальные карточки-схемы, которые они поднимают после прочтения учителем П. “По цепочке” старшеклассники комментируют схему и наличие запятой в П.

    №1

    Односост.

    , и

    Двусост.

    №2

    Двусост.

    , и

    Двусост.

    №3

    Односост.

    , и

    Двусост.

    №4

    Двусост.

    , и

    Односост.

    1. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали (карточка № 2).

    2. Весь день хотелось пить, и поэтому Сергей предлагал детям минеральную воду. (№ 1)

    3. Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко. (№3)

    4. Снег все сыпал, и с каждым днем пушистей становились кусты. (№2)

    5. Лечение до сих пор было правильное, и я не вижу необходимости менять врача. (№2)

    6. Глухая ночь сгущает краски, и поневоле страшно нам. (№4)
    Ученик-ассистент записывает на доске правило под номером №1 и озвучивает как правило.

    П. Работа в парах. Алгоритм на доске:


    • Спишите П, расставьте знаки препинания, графически объясните.

    • Расскажите партнеру выведенное Вами правило.

    • Выслушайте партнера, задайте друг другу вопросы, если они возникнут.

    • Поблагодарите друг друга.

    1. Он [Чехов] знал где лежит дорога к человеческому счастью и оставил нам приметы.

    2. Что-то редкое виделось нам в этом беззвучном тумане курившемся над прудом и в тумане безлунной ночи.

    3. Он потянулся сладко позевывая и повернув голову посмотрел на хозяина.

    4. Он медленно шел прикрываясь от ветра и о чем-то думал.
    Выведенное на основе примеров правило озвучивается, и ассистент записывает его на доске под номером №2.

    Сообщение ученика (предварительное задание получил накануне урока по теме “Пунктуация в П с однородными членами , соединенными союзом И).

    Ученик объясняет по схемам, которые находятся на плакате.

    Союз И однородные члены может соединять:


    • попарно О и О, О и О;
    Все было непривлекательно: небо и озеро, пасмурные дали и низкий остров;

    • союз И может употребляться перед каждым однородным членом (повторяющийся союз И):
    и О, и О, и О.

    Море и вздрагивало, и охало, и плакало, и ревело.


    • союз И может быть опущен перед первым однородным членом:
    О, и О, и О.

    Море гремело, и вздрагивало, и плакало.


    После сообщения учащиеся выполняют задание “Проверяю себя”.

    Записать предложения, сверить постановку знаков препинания с карточкой самоконтроля, приготовленной заранее педагогом.

    1. Гордый стих и в скромном переводе служил и служит правде и свободе.

    усилит.частица.


    2. Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов и шлешь ответ.

    Союз И соединяет однородные сказуемые в пару, перед ним не ставим запятую. Остальные союзы И – повторяющиеся, перед вторым однородным дополнением ставим запятую, так как союз И – повторяющийся, т.е. схема


    О, и О и О, и О.

    Соединяет в пару однородные члены.

    3. Незаметно подкралась зима и обрушилась на город гулкими метелями, завалила улицы сахарными холмами снега и заморозила дома.
    Ш. В завершении урока учитель объясняет случаи отсутствия запятой перед И, записывает правило-помощник на доске под № 3.


    Предложения на доске. Устный комментарий постановки знаков.

    1. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь. И день и ночь – то есть всегда.

    2. Какие-то люди бегали, весело переговариваясь и беспрестанно отворяя и затворяя двери.

    3. Утром со стороны леса послышался шум моторов и показались немецкие танки.
    Общий второст.член

    1. В час, когда начинает слепнуть сова и веселые светлячки гасят свои озорные фонарики, в цветнике родилась Роза . (Соединяет придаточные, которые имеют общий второстепенный член в главном).

    Предложения для самостоятельной работы.


    1. Знаки препинания существуют чтобы выделить мысль привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.

    2. Отдохнув и напившись чаю мы ровно в полдень опять уселись в лодку и она понесла нас по длинному прямому плесу.

    3. Караван нагруженных лесом барж сбился и окрашенный в желтую краску пароход “Декабрист” сердито пыхтя мотался между баржами и перетаскивал их в камеру шлюза.

    4. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.

    5. Солнце садилось в травы туманы и росы и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива.

    6. Отец мой говорил, что не видывал таких хлебов и что нынешний урожай отличный.

    7. Еще вчера на солнце млея последний лес дрожал листом и озимь пышно зеленея лежала бархатным ковром.

    8. И подпасок гонящий коров и землемер едущий в бричке через плотину и гуляющие господа все глядят на закат и все до одного находят что он красив.

    9. Воздух совершенно прозрачен и простым глазом заметно, как он дрожит и переливается в ярком утреннем свете солнца.

    IV. Подведем итог. Ученик-ассистент подводит итог у доски.

    Запятая ставится:

    а) если союз И соединяет части СП и

    б) если союз И – повторяющийся.

    Запятая не ставится:

    а) если союз И повторяется, но однородные члены образуют тесное смысловое единство или

    б) одно цельное выражение,

    в) при одиночном И,

    Г) при общем члене.


    Дома: составить П или выписать из текста П с союзом И, который выполняет разные функции (соединяет ПП, однородные члены, повторяющийся).


    Деятельность учителя

    Деятельность учащегося

    1.Информационно-рецептивный метод

    Предъявление информации (учителем или ассистентом). Организация действий ученика с объектом изучения.

    Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание.

    2.Репродуктивный метод

    Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением.

    Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам. Произвольное и непроизвольное запоминание. Активизация деятельности.

    3.Исследовательский метод.

    Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения.

    Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение прблемы. Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершение. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов.