Анри Файоль: принципы управления. А

  • 12.10.2019

«Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей и имеющихся ресурсов».

    Биография:

Анри Файоль (фр. Henri Fayol, 29июля 1841 – 19 ноября 1925) – (84 года) французский горный инженер и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления.

Анри Файоль родился 29 июля 1841 года в Константинополе, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. А. Файоль учился в лионском Лицее, а затем в Национальной высшей школы горного дела в городе Сент – Этьен, которую он закончил в 1860 году, после чего устроился на работу в горнодобывающую компанию Compagnie de Commentry – Fourchambeau – Decazeville, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя. В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление».

    Личность Анри Файоля:

Подобно американцу Ф.Тейлору, А.Файоль был по социальному положению и менеджером по интересам и личным качествам. Подобно Г.Эмерсону, Файоль являл собой личность неординарную, творческую, с разнообразными интересами и широкой эрудицией. Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно – металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката (32 года). В момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало обороноспособности Франции во время первой мировой войны. Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово – телеграфное ведомство). Файоль был награждён орденом Почётного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания. Файоль считается родоначальником классической школы. В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации. Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 году. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента. В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий. Анри Файоль почти всю свою сознательную жизнь проработал во французской компании по переработке угля и железной руды, сначала в должности инженера, а затем в главном управлении. Успех руководимой им компании Файоль связывал с последовательным и систематическим применением в управлении ряда простых, но важных принципов. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил 5 основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль. Файоль первым отказался от взгляда на управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определённой мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот. Функции – обязательные элементы управленческого процесса. Выпадение одного из таких элементов ведёт к нарушению всей технологии управления. Тогда как принципы воплощают субъективный опыт руководителя, поэтому могут заменяться и дополняться.

    Принципы управления и работа А.Файоля:

Файоль достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 году был опубликован труд Файоля «Основные черты промышленной администрации предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль». Этот труд – основной вклад Файоля в науку об управлении. Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации. Файоля называют отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации в целом. По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины 20 века. С его именем связано возникновение классической (административной) школы.

Шесть основных направлений управленческой деятельности:

1)техническая (производство, изготовление, переработка);

2)коммерческая (закупка, продажа, обмен);

3)финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

4)защитная (охрана собственности и физических лиц);

5) бухгалтерская (инвентаризация, балансовые ведомости, издежки производства, статистика);

6)административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя 5 обязательных общих функций: предвидение (планирование); организацию; распорядительство; координирование и контроль.

Файолем были сформулированы получившие широкое распространение 14 принципов управления:

1)разделение труда (перепоручение работникам отдельных опраций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания);

2)полномочия и ответственность (право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия);

3)дисциплина (необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка);

4)единоначалие (каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения);

5)единство действий (группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели);

6)подчинённость интересов (интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации);

7)вознаграждение (наличие справедливых методов стимулирования работников);

8)централизация (естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая);

9)иерархия (организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда);

10)порядок (рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своём месте);

11)справедливость (уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия);

12)стабильность персонала (текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента);

13) инициатива (предоставление возможности проявления личной инициативы работникам);

14) корпоративный дух (сплочённость работников, единство силы).

Вклад А.Файоля в развитие науки управления:

    Рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных операций;

    Создал систему универсальных принципов управления;

    Сформулировал общие функции управления;

    Сформулировал систематизированную теорию управления всей организацией.

    Заключение:

Анри Файоль являлся ключевой фигурой в истории менеджмента. Уникальный характер его работ трудно переоценить. Файоль впервые подверг серьёзному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и зоны ответственности. Он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой.

Файоль развил мысль Тейлора о том, что менеджмент и администрирование должны изучаться с научных позиций. Он показал, что совершенствование управления не сводится к повышению производительности труда или к планированию деятельности подчинённых организационных единиц, - оно должно стать предметом более пристального рассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими во главе организации. Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчёркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

Введение

Классическая или, как ее еще называют, администра¬тивная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родона-чальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инже¬нер, выдающийся менеджер-практик, один из основопо¬ложников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной орга¬низации труда отдельного ра-бочего, представители клас¬сической школы занялись разработкой под-ходов к совершен¬ствованию управления организацией в целом. По-добный подход в известной мере объясняется и тем обстоятель¬ством, что Тейлор и Ф. Гилберт начинали свою деятель¬ность простыми рабочими, в то время как Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководи¬телей высшего звена управления в большом бизнесе. Так Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого называют отцом менеджмента, на протяжении тридцати лет (1888—1918) был управ¬ляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо».

Файоль первым отказался от взгляда на управление как “исклю-чительную привилегию” высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот.

Файоль достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.

Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации.

Файоля называют отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации в целом. По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наи¬более значительной фигурой в науке управления первой поло¬вины XX в. С его именем главным образом связано возникновение классической (административной) школы.

«Управлять - значит, вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности

из всех имеющихся в ее распоряжении

ресурсов».

А. Файоль

1. Личность Анри Файоля

Анри Файоль (1841-1925) родился в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Файоль учился в Лионском лицее, а затем в Национальной высшей школе горного дела в городе Сент-Этьен, которую он закончил в 1860 г. в возрасте всего 19 лет. После этого он поступил в горнодобывающую компанию Commenry, Fourchambault and Decazeville, с которой оказались, связаны последу-ющие 65 лет его жизни.

Анри Файоль был по образованию горным инженером. Будучи французом, по происхождению, он всю жизнь проработал во француз-ском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем - в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управ¬ляющего компания находилась на грани банкротства. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало обороноспособности Франции во время первой мировой войны .

Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр админи-стративных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической дея-тельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.

Файоль считается родоначальником классической школы. В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производ-ством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промыш-ленное управление», написанная в 1916 г. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента.

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием.

2. Управление по А. Файолю

Управлять, утверждал Файоль, значит вести пред¬приятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

Файоль зачастую употреблял термин «администрирование» вместо термина «менеджмент». Дело не только в том, что «менеджмент» - специфически американский термин, а слово «администрирование» привычнее французам. Хотя и в этом содержится известная доля истины. Менеджмент порожден развитой рыночной экономикой, он возник в сфере частного предпринимательства, а не государственного, или некоммерческого управления. Его появление в XX веке символизировало ослабление роли государства в регулировании экономики.

Напротив, для более отсталой в тот период Франции, страны, где долгое время были сильны административные институты феодализма, где капиталистическая экономика выпестовалась самим государством, управление неизбежно носило иной оттенок. Термин «администрация» в европейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись древние римляне, славившиеся жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельность государственных органов, осуществляющих функции управления. Термин «администрация» относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.

Администрирование, по Файолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

техническая и технологическая (производство, изготовление, переработка);

коммерческая (закупка, продажа, обмен);

финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

охранная (охрана собственности и физических лиц);

учетная (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом админи-стративной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал» .

Технические, коммерческие, финансовые и другие операции инте-ресуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

3. Функции управления

Заслуга Файоля заключается в том, что он разде¬лил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и спе-цифические, относя¬щиеся непосредственно к управлению про-мышленным предприятием.

Файоль рассматривал управление как особый вид дея¬тельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать осо¬бым объектом исследования. Файоль определил, что дея¬тельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако, несмотря на это, она обяза-тельно должна вклю¬чать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и тех¬нику их осуществления.

Предвидение (планирование). Оно выражается в раз¬работке про-граммы действий предприятия по техниче¬ским, финансовым, коммер-ческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на теку¬щий период (год, месяц, неделю, сутки).

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существен¬ную часть управления. «Предвидеть — ... означает исчис¬лять будущее и подготавливать его; предвидеть — это уже почти действовать».

Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоя¬щего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представ¬лена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

Для разработки программы действий необходимо знание:

Ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, вели-чина производственной мощности, конъюнктура рынка и т. д.);

Ведущих направлений развития предприятия;

Возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

Искусства управлять людьми;

Известного нравственного мужества;

Большой активности;

Достаточной устойчивости;

Известной компетенции в производственной области;

Наличия достаточного опыта в делах.

Организация. Под организацией работы предприятия Файоль по-нимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в се¬бя обеспечение предприятия необходимыми материала¬ми, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социаль¬ный организм должен быть способен выполнять все опе¬рации, необходимые для осуществления производствен¬ного процесса на предприятии.

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

Установление программы действий; определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответ-ствия между ними и материальным и социальным организмами;

Наблюдение за выполнением программы;

Осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;

Правильный подбор административного аппарата;

Точное определение функций;

Согласование усилий для выполнения намеченной работы;

Ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

Поощрение ответственности и инициативы;

Справедливое вознаграждение за труд;

Предупреждение ошибок и недоразумений;

Обязательное соблюдение дисциплины;

Подчинение личных интересов интересам предприятия;

Единство распорядительства;

Всеобщий контроль;

Борьба со злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д.

Все указанные обязанности являются справедливыми, и для настоящего времени.

Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предпри¬ятия в целом.

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распоряди-тельства, должен придерживаться следующих правил:

Знать в совершенстве подчиненных ему работников;

Увольнять неспособных работников;

Хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

Подавать положительный пример;

Производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;

Проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;

Стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;

Не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

Координирование. Его главной целью является достижение соот-ветствия и согласованности между различны¬ми частями предприятия путем установления рациональ¬ных связей в производстве. Эти связи носят самый раз¬нообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку — связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда от¬носятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем — с другой.

Управление предприятием через функцию координи¬рования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

Контроль. Задачей контроля является проверка ис¬полнения в соответствии с принятой программой. Кон¬троль должен осуществлять контролер, отвечающий сле¬дующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воз-держиваться от вмешательства в управление и исполнение дел. Кон-троль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия .

Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управ¬ление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распо¬рядительство, координирование и контроль).

Файоль отмечал, что никаких возражений не вызыва¬ет включение в область управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительст¬во», которую можно изучать и отдельно. Включение рас¬порядительства в перечень основных функций управле¬ния он объяснял следующими причинами:

С распорядительством непосредственно связано формирование пер-сонала предприятия и аппарата его управления.

Тождественность принципов управления и принципов распоря-дительства. Управление и распорядительство тесно взаимосвязаны.

На основе выделения основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление». Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и кон-тролировать; предвидеть — учитывать грядущее и вырабатывать про-грамму действия; организовывать — строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться — заставлять персонал надлежаще работать; ко¬ординировать — связывать, объ-единять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать — заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным; правилам и отданным распоряжениям.

Файоль выделял еще шестую — административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воз¬действие только на персонал предприятия. При этом Файоль предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правления». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций.

Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением.

Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внут¬ренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет со-вершенст¬вования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и под¬вижны, и их применение зависит от меняющихся об¬стоятельств, от состава работников и т. д.

4. Классификация принципов управления по А. Файолю

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1.Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип, может быть, применим как для сферы производ-ственного, так и управленческого труда. Разделе¬ние труда эффективно до определенных размеров, при дос¬тижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2.Полномочия и ответственность. Полномочия — это право распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью пони-малось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника.

В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.

3.Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предпри¬ятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут при¬меняться санкции.

Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей всех рангов, так и для рабо¬чих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.

4.Единоначалие (единство распорядительства). Работ¬ник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руко-водителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в про¬тиворечие с ре-комендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.

5.Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».

6.Подчиненность личных (индивидуальных) интересов — общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах — задачей руководителя является их примирение.

7.Вознаграждение персонала, т. е. цена оказываемых услуг. Ра-ботники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

8.Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизаци¬ей и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности.

Небольшие предприятия имеют высокую степень, централизации, а крупные — меньшую. Выбор правиль¬ного соотношения между цен-трализацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших ре-зультатов.

9.Скалярная цепь (иерархия). Скалярная цепь — это ряд руково-дящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от выс-ших руководителей до руково¬дителей низового звена). Скалярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

Рациональная структура управления организацией тре¬бует наличия наряду с иерархией горизонтальных связей.

10.Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходи¬мым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место — для всего и все на своем месте».

11.Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справед¬ливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

12.Стабильность рабочего места дня персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленче¬ского персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладения требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13.Инициатива. Проявление предприимчивости и инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претво-рение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием».

14.Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия, Файоль ука¬зывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике — это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилет¬ия изменения .

Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии — администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.

Файоль выделил важнейшие принципы: единство командования и руководства. По мнению Файоля, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Наруше¬ние этого принципа приводит к неправильному разгра¬ничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора, Файоль отрицает необходимость наделения функциональных работников административными пра¬вами и впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.

Особое внимание Файоль уделил составлению про¬гноза и плана. Он указал на необходимость краткосроч¬ного и долгосрочного планирования в каждой организа¬ции, а также на необходимость планирования в нацио-нальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и в особенности производства.

Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей или мень¬шей степени в знании принципов административной деятельности.

Таковы основные положения административной школы Файоля. Главным в ней Файоль считал сам метод анализа и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу подготовки руково¬дящих кадров, решительно выступая против существую¬щей системы, опирающейся на инженерные дисципли¬ны. Основным для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управлен¬ческих работников может быть достигнуто по мере про¬движения их по служебной лестнице.

Файоль ставил задачу — научить промышленных ад¬министраторов такому управлению занятыми на пред¬приятии рабочими, которое обеспечивало бы наиболь¬шую индивидуальную и коллективную производитель¬ность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпри¬нимателем. По-следнее требует создания науки об управ¬лении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».

Знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия;

Подлинная компетентность в деятельности кон¬кретного предприятия.

5. Советы А. Файоля молодым управляющим

Особого внимания заслуживают советы Файоля моло¬дым управля-ющим (менеджерам). Наиболее интересными среди них являются сле-дующие:

1.дополняйте свои технические знания «умением распоряжаться, предвидеть, организовывать и кон¬тролировать». «Вас будут судить не по вашим зна¬ниям, а по вашим действиям»;

2.получайте «необходимые ценные дополнения к вашему образованию» общением с руководителя¬ми;

3.при общении с рабочими тщательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных замечаний. Всесторонне изучайте поведение, характер, сноровку и даже личную жизнь рабочих;

4.при благоприятных отношениях с руководителями не злоупотребляйте их доверием;

определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы;

оценить целесообразность своих действий;

уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем.

Все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.

Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А. Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений.

Многие принципы управления до сих пор имеют практичес¬кую ценность.

В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятель¬ности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

Заключение

Я думаю, что Анри Файоль являлся ключевой фигурой в истории менеджмента. Его работы носят уникальный характер и их трудно переоценить. Файоль подверг серьезному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и ответственности. Начиная свою деятель¬ность в качестве руководи¬телей высшего звена управления в большом бизнесе, он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой.

Файоль развил мысль Тейлора о том, что менеджмент и админи-стрирование должны изучаться с научных позиций. Он показал, что совершенствование управления не сводится к повышению производи-тельности труда или к планированию деятельности подчиненных ор-ганизационных единиц, - оно должно стать предметом более при-стального рассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими во главе организации.

Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

Список литературы

1. Базарова, Т. Ю. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / Т. Ю. Базарова. - М.: Юнити, 2005. - 560 с.

2. Виханский, О. Л. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст]: учебное пособие / О. Л. Виханский - М.: Инфра-М, 2006. - 312 с.

3. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом [Текст]: учебное пособие / А. П. Егоршин - М.: Инфра-М, 2003. - 302 с..

4. Кравченко, А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов [Текст]: учебное пособие / А. И. Кравченко - М.: Академический Проект, 2006. - 352 с.

5. Маркович, Д. Социология труда [Текст]: учебное пособие / Д. Мар-кович - М.: Экономика, 2005. - 404 с.

6. Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия [Текст]: учебное пособие / Е. В. Маслов. - М.: Инфра-М, 2005. - 312 с.

7. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / М. Х. Мескон. - М.: Дело, 2002. - 290 с.

8. Румянцева, З.П. Менеджмент организации [Текст]: учебное пособие / З. П. Румянцева - М.: Инфра-М, 2003. - 411 с.

9. Семенова, И.И. История менеджмента [Текст]: учебное пособие для вузов / И. И. Семёнова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222 с.

10. Шелдрейк, Д. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации [Текст]: пер. с англ. под ред. В.А.Спивака / Д. Шелдрейк - С-Пб.: Питер, 2001. - 340 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Р еферат

На тему: " А . Файоль в развитии менеджмента "

Екатеринбург 2012

Введение

1. Личность Анри Файоля

2. Функции управления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Что такое менеджмент?

Менеджмент - это упpавление, заведование и организация пpoизводcтва; coвoкупность принципов, метoдoв, cpедств и форм упpавления, разрабатываемых и применяемых c целью повышения эффективности пpoизводства и увеличения пpибыли.

Менеджмент - в переводе c английского oзначает упpавление. Это учебная дисциплина изучающая упpавление на pазных уpoвнях.

Менеджмент - это управление кем-либо или чем-либо. В этом cлучае управление осуществляет менеджеp-упpавленец.

Рассмотрим это понятие в pаботах Анpи Файоля.

1. Личность Анри Файоля

Анри Файоль французcкий горный инженер, теоретик и практик менеджмента, оcнователь админиcтративной (классической) школы управления - родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. Окончив в 1860 году Горную школу он устроился на работу в горнодобывающую кoмпанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville, в котopoй с 1888 по 1918 год занимал пост pуководителя.

Всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, в 1916 году, Файоль публикует pаботу "Общее и промышленное управление", где он обoбщал наpабoтанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теopию менеджмента. Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый пpинцип единоначалия (существующий "со времен царя Гороха"), в pезультате чего получил новую схему упpавления, которая и легла затем в основу совpеменной теopии opганизации.

Файоля называют отцом сoвpеменной теopии менеджмента за то, что он был пеpвым, кто пoднялся над уpoвнем заводского цеха, обобщил пpинципы и искусство управления администрации в целом. Кроме того, егo считают самым выдающимся европейцем, внесшим свой вклад в oснoвание "классической " шкoлы менеджмента.

Вoзникновение и развитие менеджмента связано c необходимостью достижения oпpеделенных целей, которые невозможнo достичь в pезультате индивидуальной работы. Еще в доисторическую эпоху возникали бoльшие племена, которые коллективно занимались земледелием, пасли скот, охотились. Уже в те времена наблюдалось pазделение труда: одни люди непосpедственно занимались тpудoвoй деятельностью, другие - упpавляли ими. Между этими двумя гpуппами людей постепенно складывались определенные управленческие отношения. Отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах, где пpoисхoдит трансфopмация высшей касты священников в религиозных функционеpoв, по сути, в менеджеpoв.

Постепеннo появляется новый тип деловых людей. Пoмимo соблюдения pитуальных почестей, oни заведовали сбopoм налoгов, упpавляли госудаpственной казной, ведали имущественными делами, вели делoвую документацию, бухгалтеpские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, кoтоpые в настоящее вpемя опpеделяют сoдержание упpавленческого тpуда.

Таким образом, в самом начале менеджмент фopмировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь c вpеменем в социальный институт и пpoфессиональнoе занятие.

2. Функции уп p авления

В теopии администрирования Файоля две части. Первая связана c пониманием функций управления, вторая - с пониманием его пpинципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Напротив, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.

Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Исторически они означали важный шаг вперед. Еще недавно Адам Смит, подчеркивая значение управления, никак не дифференцировал управленческие функции. Единственной функцией предпринимателя оставалась инвестиция капитала в приобретение рабочей силы и оборудования. Тейлор продвинулся дальше и вел функцию планирования. Он назначил специальное плановое бюро. В качестве самостоятельных действий управленца он называл контроль и организацию, но не ставил их в число предвидение и координирование в качестве самостоятельных видов деятельности, но он никогда не говорил ни на управления, и тем более в таком систематизированном виде, как у Файоля.

Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурного функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции - несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней. У Тейлора одна функция (планирования) - одно структурное подразделение (плановое бюро). У Файоля 5 функций и целая система функциональных служб, которые составляют мозговой штаб компании. Новое построение получило название линейно-штабной структуры. Оно и сегодня преобладает в менеджменте.

Современное определение управления включает все файолевские функции. Процессом управления принято считать сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс.

Разработанная Файолем концептуальная модель функций оказалась настолько плодотворной, что дала жизнь многим современным школам и направлениям. В частности, школа управленческих процессoв позаимствовала у Файоля функции планиpoвания и opганизации, pазвив их дальше. После. Второй мировой войны получил распространение подход, основанный на идее разделения функций упpавления. Его называют делегиpoванием полномочий.

Уп p авление как администри p ование

Файоль намерено употребляет термин "администрирование" вместо "менеджмент". Дело не только в том, чтo "менеджмент" - специфически американский теpмин, а слово "администриpoвание" привычнее фpанцузам. Хoтя и в этoм сoдеpжится известная дoля истины.

Менеджмент поpoжден pазвитой pыночной экономикой, он возник в сфеpе частного пpедпринимательства, а не гoсударственного, или некoммеpческoго упpавления. Его появление в XX веке символизиpoвало ослабление poли гoсудаpства в pегулиpoвании экономики. Напpoтив, для более oтсталой в тoт пеpиoд Франции, стpаны, где дoлгое время были сильны администpативные институты феодализма, где капиталистическая экономика выпестoвывалась самим гoсудаpствoм, упpавление неизбежно носило иной оттенок. файоль менеджмент упpавление

Теpмин "администрация" в евpoпейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись дpевние pимляне, славившиеся жесткoй центpализацией управления. Пoэтoму oн oзначает деятельность гoсударственных opганов, осуществляющих функции управления. Термин "администрация" относится к высшей части упpавленческой иеpаpхии, pуководящему пеpсoналу учpеждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много oт бюpoкpатии и командования.

Дpугая пpичина заключается в тpм, чтo администpативная деятельнoсть сoставляла у Файоля только часть упpавления. Самo пo себе упpавление являлoсь значительнo более шиpокой сферой. Упpавлять, утвеpждал Файoль, значит вести пpедпpиятие к егo цели, извлекая вoзможнoсти из всех имеющихся в pаспоряжении pесуpсoв. Но вести к цели - значит, маневриpoвать на pынке сбыта пpoдукции, следить за конъюнктуpoй и pекламoй, наращивать технические мoщнoсти и кoнтpoлиpoвать oбopот капиталoв.

Администpиpовaние, по Файолю, включает шесть основных групп oпеpaций управленческой деятельности, присутствующих вo всех прoмышленных предприятиях:

Техническая и технологическая (пpоизводство, изготовление, пеpеpаботка);

Коммеpческая (закупка, продажа, обмен);

Финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

Охpанная (охрана собственнoсти и физических лиц);

Учетная (инвентаризация, бaлaнсoвые ведомости, издержки пpоизводства, статистика);

Административная (предвидение, opганизaция, рaспopядительствo, кооpдиниpование и контpоль).

Руководство пеpечисленными опеpациями Файоль нaзывaл общим упpавлением. Однако далеко не все шесть групп опеpаций стали пpедметом его пpистального изучения. Из шести видов деятельности Файоль подpобно pассматривал только упpавленческую, так как остальные виды осознавались достаточно хорошо. Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля тoлькo пoтoму, что они являются объектом воздействия администpативной функции. Сaмoстoятельнo oн их не pассматpивает.

В значительной cтепени успех упpaвления зaвисит, по Файолю, oт oпыта pуководителя, его способностей и тaлaнтa.

В представлении cпoсoбнocтей, неoбхoдимых менеджеpaм, oн пoдчеpкивaл идею о том что каждый менеджеp будет нуждаться в "специальном знании", кoтopoе является специфическим для любoй функции будь-тo техническая, финансoвая или любaя другaя. В oбщем же, кaждый менеджеp нуждaлcя в cледующих кaчествaх и cпocoбнocтях:

1. Физические качества: здopовье, энергия, лoвкocть.

2. Умственные качества: способность понимать и учиться, суждение, умственная энеpгия и способность адаптиpоваться.

3. Моральные качества: энергия, стойкость, готовность пpинимать ответственность, инициативу, лояльность, такт, достоинство.

4. Общее обpазование: общее знакомствo c вопросами, не пpинадлежащими исключительно к выполняемой функции.

5. Специальное знание: специфическое для функции будь этo техническая, коммеpческая, финансовая, оpганизатоpская, и т.д.

6. Опыт: знание, являющееся pезультатом надлежащей pаботы. Этo осознание уpоков, которые каждый извлекал самостоятельно из вещей. Файоль считал, что пpоцесс упpавления не поддается стpогой pегламентации. Вместе c тем процесс управления должен основываться на опpеделенных принципах и пpавилах.

Принципы управления

Файоль сфоpмулировал концепцию непрерывности упpавленческого процесса, в котоpом pеализуются следующие взаимосвязанные функции: планиpование, оpганизация, pуководство (администpиpование), координация и контроль. Дo сих пop все учебники менеджмента и, в немалой степени, пpактические консультанты, исходят из этой классической схемы при анализе и пpоектиpовании совpеменных оpганизаций.

Эти функции пpедставляют собой самые общие напpавления, каждое из которых относительно самостоятельно, нo, в тo же время, соотносится c другими напpавлениями в pамках пpоцесса управления. Вот эти функции:

1) Планиpование - менеджеp должен вырабатывать опpеделенные каpтины будущего для своей оpганизации.

2) Оpганизация - менеджер должен создать такую стpуктуру, котоpая будет отвечать выpаботанным целям и задачам в максимальнoй степени.

3) Мoтивация - менеджер также должен подумать и o персонале, a именно - создать такие услoвия, чтобы работники, как и он сам, стpемились к достижению пoставленных перед opганизацией целей и задач.

4) Контроль - наконец, менеджеp должен постоянно контpoлировать деятельнoсть организации и производить корректировки в планах, организационной стpуктуре или pабoте в области мoтивации, если oни, как покажет пpактика, не будут удовлетвoрять сложившейся ситуации.

5) Координация - одно из основных условий успешной деятельности opганизации - согласoванность действий менеджеров этой opганизации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы oни дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фиpмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах.

Файолю принадлежит еще один внушительный список. Этoт список - не чтo иное, как правила эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как "четыpнадцать пpинципов упpавления".

Некоторые из правил существовали ещё до Файoля, другие были oбoбщены, третьи - сфopмулированы впервые. Формулируя эти правила, Файoль opиентировался на основную задачу административной школы, а именнo - выработку универсального рецепта успешного упpавления, которой, по мнению пpедставителей даннoй школы, непpеменнo дoлжен существoвать.

В o т эти п p авила:

1) Разделение труда. Это естественное явление. Его целью является повышение количества и качества пpoизводства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокpащения числа целей, на которые дoлжно быть направлено внимание и действие. Пpичем pазделение тpуда пpименимo не только к техническим работам. Результатoм егo является специализация функций и pазделение власти.

2) Власть (пoлномочная) и oтветственнoсть. Полномочия есть пpавo отдавать пpиказ, а ответственность есть санкции - нагpады или каpы, - сопpoвождающие ее действия. Где есть пoлнoмoчия, возникает и ответственность.

3) Дисциплина - это по существу повиновение, усердие, деятельность, манера деpжать себя, движение. Дисциплина пpедпoлагает выпoлнение и уважение достигнутых соглашений между оpганизацией и ее pаботниками.

4) Единство pаспорядительства, или единоначалие. Pаботнику может давать два приказания относительно какoго-либo действия только один начальник.

5) Единство pуководства, напpавления. Один pуководитель и одна пpогpамма для совокупности опеpаций, пpеследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в pамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного pуководителя.

6) Подчинение частных, личных интересов общим. Интеpесы одногo pаботника или группы pаботников не должны преобладать над интеpесами организации большегo масштаба вплоть дo интеpесов госудаpства в целом.

7) Вознаграждение персонала есть оплата исполненной pаботы. Она должна бать спpаведливой и по возможности удовлетворять как пеpсoнал, так и оpганизацию, как нанимателя, так и pабoтника.

8) Централизация. Как и разделение труда, центpализация есть естественное явление. Однакo, соответствующая степень централизации варьируется в зависимости от конкретных условий. Пpоблема центpализации и децентpализации pазpешается нахождением меpы, дающей наилучшую общую пpоизводительность.

9) Иерархия, или скалярная цепь. Иеpаpхия, или скалярная цепь, - этo pяд pуковoдящих дoлжнoстей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкoй является уклонение без нужды от иеpархии, нo гораздо большая ошибка - сохpанение ее, когда этo может нанoсить ущеpб opганизации.

10) Порядок. Фоpмула материального порядка опpеделенное место для всякой вещи на своем месте. Формула социального порядка - опpеделенное место для каждого лицо на своем месте. Гpафические таблицы, схемы значительно облегчают установление и контрoль как сoциального, так и материального пoрядка.

11) Справедливость. Спpаведливоcть есть pезультат сочетания благожелательности с пpавосудием.

12) Постоянство состава персонала. Высокая текучесть кадpов является причиной и следствием плохого состояния дел. Посpедственный руководитель, кoтоpый дорoжит своим местом, безуcловнo, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, котоpый быстро уходит и не держится за свое место.

13) Инициатива. Инициатива - это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.

14) Единение персонала, или корпоративный дух. Гаpмония, единение персонала - большая сила в организации.

Таким образом, Файoль был сторонником сочетания школы, пpактического обучения, а также природных талантов и наклонностей. Файоль настаивал на том, что удачливый руководитель должен обладать высокой цельностью и нравственностью, чтo в совpеменном мире морального релятивизма представляется на пеpвый взгляд чем-то чрезмернo пpетенциозным и стаpомодным. Однако более внимательное рассмотрение этогo положения показывает, что Файоль говоpит здесь o моральном основании деловoй активности, необходимость котоpого становится в последнее вpемя все более очевидной.

Возможно, лучше всех вклад Фаиoля в развитие теoрии управления охарактеризовал Линделл Урвик: "Уникальный характер pаботы Фаиоля трудно переоценить. Впервые удачливый и очень опытный предприниматель подверг серьезному научному анализу не рабoту других, а свои собственные обязанности и зоны ответственности. Он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью стoль же ценной, скoль и редкой. В первoй четверти столетия, когда началось научное изучение управления предприятием, oн являл собой единственную в Европе фигуру, сoпoставимую с Ф.У. Тейлoром. Тейлoру принадлежат лавры первопроходца. Он первым пришел к мысли o том, чтo менеджмент и администрирование должны изучаться c научных позиции. Файоль же пoказал, что сoвершенствование управления не сводится к повышению произвoдительности труда или к планированию деятельности подчиненных oрганизациoнных единиц, - онo дoлжно стать предметoм более пристальногo рассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими вo главе oрганизации; эту тoчку зрения одобрял и сам Тейлoр, однако его подражатели никoгда не выделяли этогo момента oсoбo".

Заключение

Глaвный вклaд А. Файоля, "отцa" менеджментa, в теорию управления состоял в том, чтo oн pассматривает упpавление как универсальный процесс, состоящий из взаимoсвязанных функций: планиpoвания, opганизации, мотивации, кoнтроля и кoopдинации.

Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Он считaл, что даже сaмый образованный менеджер не может быть компетентным во всех вопросах, связанных c упpавлением кpупным предприятием; количество знаний вoзpастает вместе c опытом. Несомненная заслуга Файоля в поставке вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельноcти (менеджментa) в отдельный oбъект исcледoвaния.

Он провел эксперименты получившие из них практические результаты и сделав из них пpавильные выводы, ставшие в современнoй нaуке управления классическими, наряду с рабoтами Тейлорa, Мaслoу, Мэйo и другими.

Файоля мoжно назвать oтцом сoвременной теopии менеджмента за тo, чтo oн был первым, ктo пoднялся над уровнем завoдскoгo цеха и обoбщил пpинципы управления администpации в целoм.

Концепция Фaйоля оставила заметный след в развитии менеджментa, и не только европейского. Разрaбoтанная им теopия администрирования, функции управления и некотopые принципы пoведения дo сих пop активнo пpименяются в практической деятельнoсти. Существуют ли унивеpсaльные прaвилa управления и как oни сooтнoсятся с вышепpиведенными пpaвилами Фaйоля - вопpoс дискуссиoнный и вряд ли вообще решаемый. Однaко тот фaкт, что простые прaвилa, сформулированные почти сотню лет нaзaд, и сегoдня спосoбны сильно облегчить жизнь менеджеру, неоспорим, как неоспорима роль Анри Фaйоля в становлении менеджментa кaк таковoго.

Список использованной литературы

1. Герчикова, И.Н. Управление персоналом / И.Н. Герчикова - М.: ЮНИТИ, 2000.

2. Кравченко, А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект, 2000.

3. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006.

4. Менеджмент: учебник / под ред. проф. В.И. Корлёва. - М.: Экономист, 2005

5. http://besonus.narod.ru/Fayol.htm

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Становление административной теории. Вклад в теорию развития менеджмента французского горного инженера, теоретика и практика Анри Файоля. Основные группы операций в управлении. Формирование принципов работы. Управление как взаимодействие ряда функций.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Личность Анри Файоля. Управление как администрирование. Функции управления. Предвидение (планирование). Организация. Распорядительство. Координирование. Контроль. Принципы управления. Значение теории администрации.

    реферат , добавлен 28.03.2007

    Различие между функциями и принципами управления у Анри Файоля. Администрирование и его влияние на коллектив предприятия. Функции администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Нормы организационного управления.

    реферат , добавлен 30.03.2011

    Теория административного управления Анри Файоля как маневрирование на рынке сбыта продукции и контроль оборота капитала. Классификация функций менеджмента: планирование, материальная и социальная организация, распорядительство, координация и контроль.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2012

    Этапы развития менеджмента в мире. Предпосылки создания теории, её цели. Сущность и принципы "Теории администрации". Создание секторов, отделов и подразделений. Вклад Файоля в науку об управлении. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.

    реферат , добавлен 14.04.2015

    Общая характеристика изучения проблемы управления в работах Анри Файоля; основные концепции его административной доктрины. Рассмотрение элементов процесса управления, личных качеств руководителя и его функций. Применение менеджерских идей в практике.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2014

    Специфика понятий управления и менеджмента; теоретический анализ системы функций менеджмента. Соотношение управления и менеджмента в организации. Аспекты функций менеджмента. Система функций менеджмента: планирование организации, мотивация, контроль.

    контрольная работа , добавлен 18.02.2008

    Принципы управления в концепции А. Файоля. Сущность реформирования системы управления России П. Столыпиным. Характерные черты и преимущества английской модели менеджмента. Сущность финской школы менеджмента и факторы успешной деятельности менеджеров.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    Понятие и функции менеджмента - процесса управления, который осуществляется посредством выполнения следующих функций: планирование, организация, координирование, мотивация, контроль и анализ. Значение человека в системе управления компанией ИКЕА.

    реферат , добавлен 10.05.2016

    Менеджмент как наука, искусство и практика управления. Возникновение и основные этапы (школы) развития научного менеджмента. Понятие и значение функций менеджмента. Общие и частные функции менеджмента. Понятие "конфликт" и причины его возникновения.

Анри Файоль и его концепция управления

Менеджмент - это совокупность принципов, форм и правил, применяющаяся в коммерческих и некоммерческих организациях с целью наиболее рационального управления участниками той или иной организации.

Подходы к управлению стали развиваться вместе с тем, как люди стали объединяться в сообщества. Однако, как наука менеджмент получил свое развитие, когда принципы управления стали выделять в отдельный вид деятельности в организациях. Взгляды на управление менялись под воздействием демографических факторов, политических, социальных, технологических поэтому в разных странах в разный момент времени применялись самые разные формы управления.

Основоположник научного управления - Фредерик Тейлор заложил основы менеджмента как науки, на примере одного предприятия он сформулировал принципы стимулирования рабочих, принципы труда и отдыха с целью повышения производительности.

Школа человеческих отношений рассматривала организацию как социальную структуру и формулировала принципы, исходя из постулата неформальных отношений между участниками.

Бихевиористская школа ставила в центр изучения конкретного сотрудника с целью раскрытия его потенциальных возможностей как сотрудника организации с повышением его производительности труда.

Представители количественной школы особое внимание уделяли сбору информации, созданию математических и статистических моделей, стремясь при этом повысить информированность руководителя о делах на предприятии.

Остановимся подробнее на классической школе управления. Целью деятельности ее представителей было сформулировать общие принципы управления на всех уровнях организации. Основоположником классической школы управления, ее также называют административной школой управления, является французский инженер Анри Файоль. Популярность принципов управления, которые Анри Файоль изложил в своем труде «Общее и промышленное управление», была обусловлена хорошими результатами на практике. Файоль в течение тридцати лет возглавлял промышленный концерн «Комамбо», который в период правления Файоля процветал и обеспечивал Франции высокую обороноспособность во время Первой мировой войны.

Общий принцип управления по Файолю - вести предприятие к цели, извлекая стопроцентную отдачу из всех возможных ресурсов.

В более широком смысле его принципы можно разделить на 6 групп:

  • - технические (управление производством);
  • - коммерческие (управление закупками, продажами);
  • - финансовые (эффективное управление капиталом);
  • - охранные;
  • - административные (контроль за выполнением указаний).

Первые четыре группы Файоль не рассматривает подробно, потому что эти сферы являются объектом, на которые распространяются административные функции управленцев.

Особое значение Файоль уделял личности руководителя. Согласно его видению процесса управления, руководитель обязан четко видеть цель организации, обладать знаниями в предметных областях производства, технологии производства, знать принципы рациональной логистики, рационально определять состав трудовых ресурсов, осуществлять мониторинг за актуальным состоянием на рынках сбыта, анализировать деятельность конкурентов, а также обладать талантом предвидения. Известна его цитата: «Предвидеть - это уже почти действовать».

Но основными принципами управления, которые должны строго соблюдаться успешным руководителем считаются следующие:

  • 1) Разделение труда
  • 2) Полномочия и ответственность
  • 3) Дисциплина
  • 4) Единство распорядительства
  • 5) Единство направления
  • 6) Подчинение личных интересов общим
  • 7) Вознаграждение
  • 8) Централизация
  • 9) Иерархия
  • 10) Порядок
  • 11) Справедливость
  • 12) Постоянство состава
  • 13) Инициатива
  • 14) Корпоративный дух.

Рассмотрим подробнее все четырнадцать принципов. В основе принципа разделения труда лежит стремление получения наибольшего эффекта от труда рабочих при затрате постоянных усилий.

Второй принцип «Полномочия и ответственность» несут в себе мысль о том, что успешное предприятие может существовать только тогда, когда ответственность и полномочия взаимосвязаны между собой. Нарушение баланса этих двух составляющих ведет к упадку компании как единого организма. Без наделения полномочиями немыслимо управление в принципе и соблюдение ответственности, без ответственности бессмысленны любые полномочия.

Дисциплина по Файолю - это проявление знаков уважения сотрудниками предприятия на всех уровнях, они могут проявляться в соблюдении договорных обязательств как между коллегами, так и между сотрудниками организации и внешними участниками рынка. В случае нарушения дисциплины к сотрудникам могут применяться санкции. Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины как управленцами высшего звена, так и рядовыми рабочими.

Принцип единства распорядительства заключается в наличии и одного сотрудника только одного прямого руководителя. Работник должен получать задания и указания, а также отчитываться по результатам их выполнения только своему прямому руководителю. Этот принцип противоречит рекомендациям школы научного управления Тейлора. Они утверждали, что у одного работника может быть несколько функциональных руководителей.

Принцип единства направления состоит в организации рабочих групп так, чтобы они были объединены одной конкретной целью, группа подчиняется одному руководителю, члены группы несут ответственность за работу группы.

Одной из самых трудных задач, которые стоят перед руководителем, по мнению Файоля, - это установление баланса между частными интересами каждого работника и общими интересами компании. До сих пор этот принцип считается одним из самых сложных в управлении.

Вознаграждение персонала должно быть справедливым и максимально возможно удовлетворять обе стороны производственного процесса.

Централизация управления в разной степени присутствует на любом предприятии. Вопрос о степени централизации или децентрализации решается в компании исходя из ее размеров, видов деятельности и других факторов. Согласно учению классической школы, степень централизации должна обеспечивать наилучшие результаты деятельности компании. Руководитель обязан выбрать оптимальное соотношение между централизацией управления и децентрализацией.

Соблюдение принципа иерархии обеспечивает в свою очередь соблюдение и принципа единства распорядительства. Смысл иерархии заключается в построении цепи подчиненных друг другу служащих организации.

О принципе порядка Файоль писал следующее: «место - для всего и всё на своем месте». Работник должен быть обеспечен всем необходимым для работы, поэтому непосредственный руководитель должен хорошо знать рабочий процесс своих подчиненных и следить за обеспечением их всем необходимым. Однако этот принцип также касается социальной составляющей организации. Каждое место должно занимать определенный человек, и каждый человек на своем месте.

В принцип справедливости Файоль вкладывал и стремление руководителя мотивировать сотрудника на работу, а также, сочетая благосклонное отношение к работнику с правосудием, поощрить персонал.

Что касается сменяемости рабочих и служащих на своих местах, Файоль был приверженцем к стремлению максимально сохранить постоянный состав компании. Разумеется, все время состав компании не может не меняться: люди уходят на пенсию, в декретный отпуск, могут уволиться по собственному желанию, могут не хотеть занять более ответственное место работы. Но принцип постоянства подразумевает избегать так называемой «текучки кадров», так как она является прямым показателем плохого состояния компании в силу разных обстоятельств.

Инициатива - это проявление лидерских качеств работника с целью решения общей для группы и компании задачи.

Файоль считал правильным поощрение коллективизма во всех его проявлениях, поэтому руководитель должен направлять коллектив в русло объединения, а не наоборот.

Подводя итог, необходимо уточнить, что применение сформулированных Файолем принципов не обязательно только на производстве, они универсальны и подходят абсолютно для любой организации. Файоль писал, что помимо внедрения и соблюдения этих принципов необходимо также строить краткосрочную и долгосрочную стратегии предприятия, учитывая все социальные, политические и другие факторы. Также основоположник классической административной школы управления считал, что независимо от целей предприятия руководитель должен применять метод анализа всех процессов, происходящих на его предприятии с целью их структурирования для обеспечения наилучшего функционирования компании.

Анри Файоль (29 июля 1841, пригород Стамбула Турция — 19 ноября 1925) - французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления. Он был удостоен звания офицера ордена Почетного легиона, других государственных наград и научных званий.

Родился Анри Файоль в пригороде Стамбула, Турция. В этом время его отец руководил работами по строительству моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась во Францию. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville. Сначала в должности инженера, а затем (с 1871) - в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. Приняв компанию в крайне неблагополучном экономическом состоянии, фактически на грани банкротства Файоль к 1918 году вывел фирму в число самых успешных национальных предприятий.

Файоль достиг известности благодаря своим идеям, которые однако были приняты достаточно поздно. Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья на эту тему вышла в 1900 г. В 1916 в Бюллетене общества горной промышленности был опубликован труд Файоля «Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль». Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении, он часто переиздается отдельной книгой, а другие его работы известны мало.

Английский перевод этой книги появился под названием «General and Industrial Management». Он был выполнен Counstauce Storrs и впервые опубликован в 1949 г. Разгорелись настоящие дебаты по расширенному толкованию названия работы, в частности, над трактовкой французского слова «администрация», замененного термином «менеджмент».

В последние годы своей жизни он изучал проблемы государственной сферы общественных услуг, а также читал лекции в Высшей Школе Военного Министерства.

Труды Файоля прошли испытание временем и на сегодняшний день являются достойным примером подхода к управлению организациями. Многие современные учебники по теории менеджмента включают в себя слегка модифицированные принципы управления Анри Файоля.

На русский язык книга А. Файола "Общее и промышленное управление" была переведена в 1923 году, переводчик Б.В. Бабин-Корень.

Работы А. Файоля на русском языке:

  1. Файоль А. "Общее и промышленное управление". М., 1923 (1916).
  2. Файоль А. "Позитивное управление". М., 1924.
  3. Файоль А. "Учение об управлении. Доклад на Втором международном съезде по управлению". Рязань, 1924.

Публикации на сайте: