Социальные исследования. Методы социальных исследований

  • 10.10.2019

Г. М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: исследовательские методы и методы воздействия. Исследовательские методы характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку, а методы воздействия представляют практическую социальную психологию.

Общая классификация методов, применяемых в социальной психологии, составленная с учетом сделанных в предыдущем параграфе данной главы замечаний, выглядит следующим образом.
Все методы делятся на две основные группы: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы применяются при разработке и обосновании научных теорий. Они являются общими для социальной психологии и других, как психологических, так и непсихологических наук. К таким методам можно отнести:
обзорно-аналитический;
критический;
конструктивный.

Суть обзорно-аналитического метода состоит в том, что, пользуясь им, ученый изучает литературу по интересующему его вопросу, проводит обзор и анализ полученных другими учеными данных, имеющихся в опубликованной научной литературе, с целью их систематического описания и представления состояния дел в данной области научных знаний. При этом критический анализ сделанного другими учеными им не проводится, и вместо того, что уже сделано, ничего нового не предлагается, за исключением, возможно, новой классификации уже известных явлений.

Критический метод проявляется в том, что сделанное в науке подвергается критическому анализу с целью выявления недостатков, имеющихся в проведенных исследованиях. Итогом критического анализа становится аргументированный перечень замечаний к проведенным исследованиям, к установленным в них фактам (закономерностям) и их общая критическая оценка.

Конструктивный метод заключается в том, что сам ученый предлагает новое решение какой-либо проблемы и его теоретическое и/или экспериментальное обоснование.

К эмпирическим методам, используемым в социальной психологии, относятся следующие:
1) методы наблюдения;
2) методы опроса;
3) методы анализа документов и продуктов деятельности отдельно взятого человека или социальных групп;
4) экспериментальные методы;
5) математические методы.

Кратко охарактеризуем некоторые из них.
Суть методов наблюдения состоит в том, что при их использовании основную информацию об изучаемом явлении исследователь получает путем наблюдения за ним. К этой группе методов относятся:
открытое наблюдение;
скрытое наблюдение;
свободное наблюдение;
стандартизированное наблюдение;
стороннее наблюдение (наблюдение со стороны, или внешнее наблюдение);
включенное наблюдение.

Специфика открытого наблюдения заключается в том, что, пользуясь им, исследователь ведет свое наблюдение не скрывая, открыто (явно), а людям, поведение и взаимоотношения которых подвергаются анализу, как правило, известно, что за ними наблюдают. Так, например, можно вести наблюдение за общающимися друг с другом людьми, за группой людей в процессе их совместной работы, за поведением людей в толпе.

Особенность скрытого наблюдения состоит в том, что люди, поведение которых исследуется, не знают о том, что за ними наблюдают. Так, например, можно организовать и провести скрытое наблюдение в социально-психологических исследованиях поведения детей, которые в условиях непосредственного наблюдения за ними могут вести себя не вполне естественно и скованно. Однако применение данного метода в отношении взрослых людей имеет определенные этические и правовые ограничения. В большинстве случаев такое наблюдение можно вести только при добровольном согласии на это испытуемых.

Стандартизированное наблюдение предполагает заранее продуманный план или программу наблюдения, в которой четко определено, что наблюдать, как наблюдать, как записывать, как обрабатывать и интерпретировать результаты наблюдения.

Примером стандартизированного наблюдения, применяемого для изучения малых групп, является метод системы категорий (метод категориальной системы), предложенный американским социальным психологом Р. Бейлзом. Его основу составляет следующая система из 12 категорий, в соответствии с которой в ходе наблюдения фиксируется и описывается поведение членов группы:
1) проявляет солидарность;
2) снимает напряжение;
3) выражает согласие;
4) высказывает предложение;
5) выражает мнение;
6) ориентирует других;
7) просит проинформировать;
8) просит высказать мнение;
9) просит высказать предложение;
10) выражает несогласие;
11) создает напряжение;
12) проявляет антагонизм.

Свободным называется такое наблюдение, при проведении которого не существует заранее продуманной программы или схемы. В данном случае все вопросы, связанные с организацией и проведением наблюдения, свободно и произвольно решаются наблюдателем в ходе проведения эксперимента.

Сторонним (наблюдением со стороны, или внешним наблюдением) называют такое наблюдение, при котором сам исследователь не участвует в процессе, за которым ведется наблюдение. Он следит за происходящим со стороны.

Включенным называют такое наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в том процессе, за ходом которого он следит. Этот метод используется в тех случаях, когда наблюдать со стороны за происходящим невозможно (например, в закрытых от посторонних людей социальных группах), или когда стороннее наблюдение изменяет само созерцаемое явление.

Методами опроса называют такие способы, при которых основную информацию об изучаемых явлениях получают в результате опроса людей или анализа их ответов на задаваемые устные или письменные вопросы. В социальной психологии чаще всего используются следующие разновидности опроса:
устный опрос;
письменный опрос;
свободный опрос;
стандартизированный опрос;
открытый опрос;
закрытый опрос;
анкетный опрос.

При устном опросе вопросы и ответы на них получают в устной форме.
При письменном опросе то же самое делается в письменной форме.

Имеются и комбинированные варианты применения данного метода, когда, например, вопросы или ответы на них задают и получают в различных формах, устной и письменной одновременно.

Свободный и стандартизированный опросы мало чем отличаются от свободного и стандартизированного наблюдения, за исключением того, что материалом для анализа в данном случае становятся ответы людей на задаваемые им вопросы.

Открытым называют опрос, при котором опрашиваемые могут давить любые ответы на задаваемые им вопросы, причем ни форма ответа, ни время, затрачиваемое на него, не регламентируются.

Накрытый - это опрос, при котором имеются стандартные, заранее установленные возможные ответы на задаваемые вопросы, а испытуемые только выбирают один из них. К примеру, на каждый из вопросов испытуемому может быть предложено ответить одним из следующих вариантом: «да», «нет» или «не знаю».

Анкетным называют опрос, при котором, помимо прямых ответов на задаваемые вопросы, касающиеся изучаемой проблемы, от испытуемого требуется сообщить некоторые социально-демографические сведения о себе, например профессию, возраст, пол и другие. Такие сведения получают из ответов на дополнительные вопросы, содержащиеся в анкете.

Методами анализа документов или продуктов человеческой деятельности называют способы изучения текстов (документов), относящихся к людям или к группам людей. Имеются в виду тексты или документы, составленные ими самими или содержащие сведения о них. Предполагается, что через такие документы можно раскрыть социальную психологию соответствующих людей или социальных групп.

Контент-анализ - это метод специального, целенаправленного, стандартизированного и содержательного изучения текстов (документов), в процессе которого выделяются и оцениваются признаки, характеризующие психологию того, кто создал данный текст (документ), или того, кто в нем упоминается. В ходе контент-анализа в тексте (документе) выделяются аналитические, значимые «единицы» - слова, фразы или предложения, несущие в себе определенную информацию об изучаемом человеке или социальной группе. Затем подсчитывается количество таких единиц в исследуемом тексте (документе) и предлагается соответствующая социально-психологическая интерпретация.

Экспериментальные методы - это методы, которые предполагают организацию или использование необычной (экспериментальной) ситуации для исследования социально-психологических явлений. Данная ситуация может быть создана в лаборатории, и тогда эксперимент называется «лабораторный». Она может сложиться сама по себе в реальной жизни, и в этом случае эксперимент носит название «естественный». Наконец, психолог может сам создать необычную ситуацию в реальной жизни. И в этом случае эксперимент будет называться «полевой». Наиболее достоверные, соответствующие реальной действительности знания о социально-психологическом явлении можно получить в естественных или полевых экспериментах.

Математические методы исследования - это такие методы, которые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии явления в численной форме или производить соответствующие количественные (математические) расчеты. Эти методы являются общими и для всех областей психологии и делятся на две основные группы:
1) методы математической статистики;
2) методы математического моделирования.

С помощью методов математической статистики производится количественная обработка данных, получаемых в ходе исследования, с целью обнаружения имеющихся в них математических связей и закономерностей.

Посредством методов математического моделирования явления, изучаемые в социальной психологии, представляются в виде математических моделей - формул и выражений.

В отечественной научной и учебно-методической литературе, в российских учебниках и пособиях по социальной работе классификация методов осуществляется по традиционной парадигмой социальной работы, которая сформировалась в рамках социологии, педагогики, психологии, менеджмента, экономики: социологические, педагогические, психологические, организационные, экономические методы.

Социологические методы выделяются как социологические основы социальной работы; педагогические - как социально-педагогическая основа деятельности социальных служб; психологические - как психологическое обеспечение социальной работы, содержание и методы психосоциальной практики. Авторы учебника "Основы социальной работы" выделяют социологические, политологические, педагогические, психологические основы социальной работы. Выделяют методы индивидуальной социальной работы, методы социальной работы с группой, методы социальной работы в микросоциальной среде. В учебнике "Социальная работа" под общей редакцией профессора В.И. Курбатова выделяются педагогические, социологические, психологические методы социальной работы.

В практике социальной работы применяются методы социального влияния на личность, которые сформировались как методы чисто социальной работы, как результат ее теории и практики. Большинство из них заимствованы из опыта социальной работы в США и развитых стран Западной Европы. Лучшие из них приспособлены к отечественной системы социальной защиты населения и социальной поддержки различных целевых групп и категорий граждан. Эти методы классифицируются с точки зрения:

· Субъект-субъектных или субъект-объектных отношений (командная, групповая работа специалистов, специалистов социальной работы, волонтеров и работа с клиентами);

· Численности клиентов, являющихся объектами социального воздействия (индивидуальная, групповая, общинная, массовая работа);

Учитывая указанные подходы и кросс-культурные традиции социальной работы в Украине, методы социальной работы в нашем пособии представлены следующим образом: социологические, психологические, организационные, - а также изучаются актуальные подходы к определению методов социальной работы.

Социологические методы социальной работы

Социология в социальной работе рассматривается с точки зрения социологического обеспечения деятельности организаций и учреждений социальной сферы. На уровне социальной работы как науки используется теоретическая социология, раскрывает универсальные закономерности и принципы построения различных социальных систем, обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных отраслей социологического знания. На уровне практики социальной работы используется эмпирическая социология, которая устанавливает и обобщает социальные факты.

Методы сбора социологической информации используются в социальной работе для исследования:

· Социального взаимодействия и социальных связей индивидов и социальных групп в рамках соответствующих социальных институтов;

· Социальных изменений и социальных процессов, источником которых являются социальные движения, которые могут нагнетать напряжение и конфликты в обществе, а с другой - быть средством и инструментом их преодоления; отражают социальную изоляцию, маргинальность, изменение социального статуса, личную неустроенность, потерю семейных связей и мобильность индивида;

· Особенностей функционирования социальных институтов общества и социальных организаций, причастных к социальной работы: семья, школа, социальные службы, реабилитационные центры, управления социальной защиты населения, учреждения культуры, социальные фонды и др.;

· Личности в системе социальных связей: потребности, ценностные ориентации, мотивы, социальные установки, социализация личности, социальный статус, социальные роли, социальная активность и т.д.;

· Тендерной социологии: изучение дифференциации мужских и женских ролей, половых различий, функционирования супружеских пар

· Влияния политики государства на жизнь граждан: анализ политического процесса и его материальной основы, социологический анализ механизма власти в пределах социальной работы, исследования политической стратификации;

· Социологии права: социальная природа правомерного и противоправного поведения;

· Общественного мнения относительно социального положения граждан, их интересов, запросов, потребностей в социальных услугах;

· Структуры, функций, причин и механизмов социального конфликта, предупреждения и разрешения конфликтов;

· Взаимодействия органов и учреждений системы образования и социальных служб, учреждений социальной защиты населения в рамках социологии образования;

· Социологии города и деревни, влияния урбанизации на организацию;

· Социальных проблем различных целевых групп клиентов и категорий населения.

Социологические методы социальной работы - способы, которые применяются для сбора, обработки и анализа социологических данных в рамках социальной работы.

Методика - последовательная и взаимосвязанная совокупность технических приемов, операций, связанных с конкретным методом.

Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования определенного метода.

В проведении социологических исследований выделяют четыре последовательных, логически и содержательно взаимосвязанных этапа:

1. Подготовительный, заключается в выработке программы и инструментария - анкеты, бланки интервью, бланки фиксирования результатов наблюдения, анализа документов и тому подобное.

2. Сбор первичной социологической информации. Происходит с помощью опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента.

3. Составление и обработка собранной информации.

4. Анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулирование выводов, разработка рекомендаций.

Объект социологического исследования - определенная социальная реальность, которая требует целенаправленного изучения (социальные сообщества, субъекты, процессы в их конкретных, относительно завершенных состояниях и взаимодействия).

Предмет социологического исследования - наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, стороны объекта, которые необходимо исследовать.

Специфика каждого из этапов определяется конкретным видом социологического исследования. Соответствии с установленными критериями важнейшими из них являются: цель исследования, глубина нужного анализа, метод сбора первичной социологической информации, объект исследования, сроки его проведения, отношения между заказчиком и исполнителем, сфера социальной действительности, которую изучают.

Фундаментальные социологические исследования в социальной работе направленные на установление и анализ социальных тенденций, закономерностей социального развития и связанные с решением сложных проблем граждан и общества в целом. Фундаментальные социологические исследования проводятся в социальной работе на уровне государственных институтов, таких как Украинский государственный центр социальных служб для молодежи, Государственный комитет по делам семьи и молодежи, Министерство социальной политики и труда и др.

Прикладные исследования нацелены на изучение конкретного социума (района, микрорайона, города, области, региона), конкретных объектов (пенсионеры, инвалиды, сироты, малообеспеченные, молодежь, пострадавшие от Чернобыльской АБС, беженцы, освобожденные из мест лишения свободы и др.) , решение определенных социальных проблем (бездомность, бедность, алкоголизм, наркомания, девиантность, бродяжничество и т.п.).

Поисковые, описательные, аналитические исследования, освещающие глубину исследуемых данных и используются в зависимости от цели и задач исследования.

Поисковые исследования - по своим параметрам является простейшими, решают простые по содержанию задачи. Применяют их тогда, когда проблема, объект или предмет исследования относятся к малоизученным или вообще не изученных. Например, изучение проблем семей, воспитывающих ребенка-инвалида с редкой патологией, определенной социальной группы или сообщества, приемных семей, процессов деинституализации. Такие исследования используют как предварительный этап более глубокого масштабного исследования, ориентируя их на сбор информации о объекта и предмета исследования, уточнение гипотез и т.

Описательные исследования создают относительно целостное представление об изучаемых явлениях, процессах: исследование системы социальных служб для молодежи, функционирования структуры Министерства труда и социальной политики. Объектом анализа является большое сообщество людей - работников сферы социальных услуг и пользователей социальных услуг с определенными социальными, профессиональными и демографическими характеристиками.

Аналитические исследования не только описывают социальные явления и их компоненты, но и устанавливают причины их возникновения, механизмы функционирования, выделяют факторы, обеспечивающие их. Они используются для анализа различных социальных проблем, функционирования различных социальных групп, уровня жизнедеятельности граждан.

Поисковые, описательные, аналитические исследования проводятся по заказу организаций и учреждений социальной сферы социальными агентствами, институтами и другими организациями и учреждениями, которые осуществляют социологические исследования.

Разовые и повторные исследования освещают способы исследования объекта (в статике или динамике). Разовое исследование информирует о состоянии объекта, его количественные, качественные характеристики на момент исследования, отражает "моментальный срез" общественного явления. Данные, отражающие изменения объекта, их направления и тенденции, могут быть получены только с помощью повторных исследований (панельных, трендовых, когортных). Панельные исследования исследуют изменения одного и того же объекта в течение определенного времени, при этом обязательным является сохранение одинаковой выборки. Трендовые - исследуют изменения в течение определенного времени на том же объекте без соблюдения выборки. Когортные - исследуют специфические социальные совокупности - когорты в течение определенного времени.

Важными для социальной работы являются монографические исследования, направленные на изучение определенного социального явления или процесса на одном объекте, выступает представителем целого класса подобных объектов. В сплошных исследованиях обследуют все без исключения единицы объекта. В социальной работе чаще всего используют выборочные исследования, которые обследуют не все единицы исследования, но их часть, целью которых является составление заключений по изучаемого явления как целого.

Особое место отводится пилотажным социологическим исследованиям, которые позволяют оценить качество инструментария (анкет, опросных листов, протоколов наблюдения, процедур, анализа документов и т.п.), внести необходимые коррективы в него.

В социальной работе используются методы сбора первичной социальной информации - анализ документов и социологическое наблюдение. Анализ документов позволяет социальному работнику сформулировать проблему, объект, предмет, цели, задачи и гипотезы исследуемого явления; сравнить полученные в ходе исследования эмпирические данные с показателями других исследований; получить информацию об определенной социальной проблемы; составить характеристику социальных процессов, которые происходят на социетальном, групповом, индивидуальном уровнях, выявить тенденции и разработать прогнозы их дальнейшего развития; получить информацию о деятельности главных социальных институтов общества - семьи, образования, средств массовой информации; изучить общественное мнение и социальное самочувствие населения, отдельных его слоев и конкретных людей. Анализ документов позволяет увидеть различные стороны социальной жизни, помогает узнать о нормах и ценностях, присущих определенному обществу в определенный исторический период; найти сведения, необходимые для описания тех или иных социальных структур; дает возможность отследить динамику взаимодействия между различными социальными группами и отдельными людьми и тому подобное.

Документ - средство закрепления установленным способом с помощью специального носителя информации фактов, явлений, процессов объективной реальности и умственной деятельности человека.

Важное значение для социальных работников имеют официальные документы - законы, правительственные постановления, нормативно-правовые акты, национальные программы и проекты, касающиеся вопросов социальной защиты населения и социальной поддержки отдельных целевых групп и категорий населения. Официальные документы отражают и освещают коллективные мнения относительно определенных политических, социально-экономических явлений, событий, процессов. Отдельные официальные документы, такие как правительственные и отраслевые отчеты, информируют о состоянии дел в социальной сфере, предназначенные для регулирования отношений между отдельными индивидами, группами, сообществами, социальными институтами и тому подобное.

Статистические документы содержат определенные обобщения относительно важнейших показателей функционирования социума, отдельных его частей. На основе статистических данных социальный работник имеет возможность получить информацию о численности населения на территории социальной службы, в которой он работает, уровень социальной стратификации, особенности инфраструктуры района, микрорайона, города и т.д., возрастной состав населения, тендерные различия и др. Такие документы могут быть предметом самостоятельного анализа, поскольку позволяют исследовать определенный процесс или явление в динамике, выяснить их тенденции, дополнить характеристику исследуемого явления, обогатить ее историческим контекстом. Статистические данные способствуют обрисовке концептуальных рамок, реализации конкретного исследовательского проекта. Статистические материалы могут быть использованы не только для количественного определения некоторых качественно установленных параметров или иллюстраций, но и для доказательства выдвигаемых гипотез на любых других основаниях. Внимательный и всесторонний анализ статистических материалов дает основу для глубоких, качественно новых социальных выводов и обобщений.

На микроуровне социальной работы существенным является изучение неофициальных документов, которые являются важным источником сведений об особенностях социальной проблемы клиента, условия его жизнедеятельности, биографические данные. От того, насколько правильно оформлены и адекватно интерпретированы социальным работником личные документы часто зависит судьба человека, его дальнейшую жизнь. Неофициальные документы (автобиографии, дневники, письма, литературные доработки и т.д.) обогащают информацией о ценностной ориентации человека, мотивов его поведения, уровня социализации, индивидуализации, адаптации, удовлетворения потребностей в различных сферах жизни.

Иконографические документы, такие как кино и фотодокументы, произведения изобразительного искусства - картины, гравюры, скульптуры, используются преимущественно для того, чтобы дополнить профессиональные знания о определенное общественное и социальное явление, и как "человековедческие документы", то есть документы, которые дают возможность составить оценку о личности их авторов.

Фонетические документы часто используются совместно с другими социологическими методами. Например, во время проведения фокус-группы записывается на аудионосители дискуссия по той или иной проблемы. Фонетические документы в современных условиях жизни является важным инструментом анализа информации, полученной во время проведения конференций, круглых столов, тренингов, семинаров и других мероприятий, которые устраивают учреждения сферы социальной защиты населения. Наиболее интересные фонетические документы своим лингвистическим анализом информации: знание особенностей языка во многом способствует и изучению структуры и культуры мышления различных слоев населения. Для социального работника могут быть интересными сопоставления различных местных диалектов, литературной и народной языков, разных речевых особенностей, которые характерны для тех или иных социальных групп.

Подразделяется на два вида:

  • самоконтроль — применение санкций, совершаемое самим человеком, направленное на себя;
  • внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Внешний контроль бывает:

  • неформальный — основан на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, а также общественного мнения, которое выражается через обычаи и традиции либо средства массовой информации;
  • формальный — основан на одобрении или осуждении официальных органов власти и администрации.

В современном обществе, в сложном социуме, в многомиллионной стране невозможно поддерживать порядок и стабильность неформальными методами, так как неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, поэтому он называется локальным. Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Его осуществляют агенты формального контроля — специально обученные и получающие заработную плату за выполнение контрольных функций лица, носители социальных статусов и ролей — судьи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники, служители церкви и т.д. В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах. Например, в традиционной сельской общине писаных норм не существовало; в единую систему социального контроля органично вплеталась церковь.

В современном обществе основой социального контроля выступают зафиксированные в документах нормы — инструкции, указы, постановления, законы. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует нас через экзаменационные оценки, правительство — посредством системы налогообложения и социальной помощи населению, государство — через милицию, секретную службу, государственные каналы телевидения, органы печати и радио.

В зависимости от применяемых санкций методы контроля бывают:

  • прямые жесткие; инструмент — политические репрессии;
  • косвенные жесткие; инструмент — экономические санкции международного сообщества;
  • прямые мягкие; инструмент — действие конституции и уголовного кодекса;
  • косвенные мягкие; инструмент — средства массовой информации.

В организациях осуществляется контроль:

  • общий (если менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения);
  • детальный (если менеджер вмешивается в каждое действие, поправляет и т.п.); такой контроль еще называют надзором.

Надзор производится не только на микроуровне, но и на макроуровне.

На макроуровне субъектом, осуществляющим надзор, выступает государство — полицейские участки, служба осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура.

Организация и общество в целом могут быть перегружены огромным количеством норм. В таких случаях население отказывается выполнять нормы, а власти не способны проконтролировать каждую мелочь. Однако давно замечено: чем хуже исполняются законы, тем больше их издается. От нормативных перегрузок население защищается их неисполнением. Если большинству людей, на которых рассчитана данная конкретная норма, удается обойти ее, можно считать, что норма мертва.

Люди обязательно не будут соблюдать нормы или обойдут закон:

  • если эта норма им невыгодна, противоречит их интересам, причиняет больше вреда, чем пользы;
  • если нет строгого и безусловного для всех граждан механизма контроля исполнения закона.

Взаимовыгодные приказы, законы, постановления и вообще социальные нормы удобны тем, что исполняются добровольно и не требуют содержания дополнительного штата контролеров.

Каждая норма должна покрываться соответствующим числом санкций и агентов контроля.

Ответственность перед исполнением закона возникает у граждан при условии, если они:

  • равны перед законом, несмотря на статусные различия;
  • заинтересованы в действии данного закона.

Американский социолог австрийского происхождения П. Бергер предложил концепцию социального контроля, суть которой сводится к следующему (рис. 1). Человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый круг — новая система контроля.

Круг 1 — внешний - политико-юридическая система, представленная мощным аппаратом государства. Помимо нашей воли государство:

  • взимает налоги;
  • призывает на военную службу;
  • заставляет повиноваться своим правилам и установкам;
  • если сочтет необходимым, лишит свободы и даже жизни.

Круг 2 — мораль, обычаи и нравы. За нашей нравственностью следят все:

  • полиция нравов — может посадить за решетку;
  • родители, родственники — употребляют неформальные санкции типа осуждения;
  • друзья — не простят предательства или подлости и могут расстаться с вами.

Круг 3 — профессиональная система. На работе человек скован: массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей, деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие. Аморальность наказывается увольнением с работы, эксцентричность — потерей шансов найти новое место.

Рис. 1. Иллюстрация к концепции П. Бергера

Контроль профессиональной системы имеет огромное значение, так как профессия и должность решают, что индивиду можно, а что нельзя во внепроизводственной жизни, какие организации примут его в свои члены, каков будет круг его знакомых, в каком районе он позволит себе жить и т.п.

Круг 4 — социальная среда , а именно: дальние и близкие, незнакомые и знакомые люди. Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписаные законы, например: манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения, даже манеру вести себя за столом (невоспитанного человека не пригласят в гости или откажут от дома те, кто ценит хорошие манеры).

Круг 5 — ближайший к индивиду - частная жизнь. Круг семьи и личных друзей тоже образует систему социального контроля. Социальное давление на индивида здесь не ослабевает, а напротив, возрастает. Именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

Ядром частной жизни являются интимные отношения мужа и жены. Именно в интимных отношениях человек ищет поддержку самым важным чувствам, составляющим Я-образ. Ставить на карту эти связи — значит рисковать утратой самого себя.

Таким образом, человек должен: уступать, подчиняться, угождать в силу своего положения всем — от федеральной налоговой службы до собственной жены (мужа).

Общество всей своей громадой подавляет индивида.

Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.

Социальная помощь: что это?

Определение 1

Социальная помощь является одной из форм организационно-правовых мер, которые направлены на поддержку отдельных категорий населения, которые оказались в затруднительной жизненной ситуации, касающейся отсутствием достаточного уровня доходов для ведения полноценной жизнедеятельности.

Наиболее распространенной является государственная социальная помощь. Она является одним из видов социальной помощи, которая предусмотрена в нашей стране на законодательном уровне. Государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, а также отдельным категориям граждан в виде социальных выплат: пенсий, пособий, субсидий, льгот. Помимо этого, социальная помощь со стороны государства может предоставляться в виде разного рода социальных услуг, а также в виде жизненно-необходимых товаров, которые направлены на поддержание жизнедеятельности граждан (еды, одежды, лекарств).

По своей сути социальная помощь выступает в качестве важнейшего направления деятельности, которая осуществляется в современном государстве. Она возможна при сотрудничестве с государственными организациями, государственными службами и фондами.

Замечание 1

В России на сегодняшний день основной государственной организацией, которая представляет социальную помощь, является отдел социальной защиты исполнительного комитета (районного или городского исполкома). Безусловно, в каждом регионе есть свои определенные нормы и правила по предоставлению социальной помощи, но все они подчиняются непосредственно единому законодательству.

Формы социальной помощи

Направления и формы по предоставлению социальной помощи малоимущим гражданам достаточно разнообразны. Все они подчинены задачам, которые необходимо решить для уменьшения уровня бедности в стране:

  1. Установление ускоренного роста заработной платы различных категорий населения;
  2. Становление и укрепление среднего класса, его стабильность;
  3. Сокращение межрегионального неравенства (в особенности в доходах населения, проживающего в сельской местности с доходами населения, которое проживает в крупных городах и мегаполисах);
  4. Разработка комплексных, федеральных и региональных программ, которые направлены на снижение бедности, повышение уровня и качества жизни населения.

Формы социальной помощи могут быть двух видов: прямые и косвенные. К прямым формам социальной помощи относятся государственная социальная помощь (предоставление социальных пособий, доплат к пенсии, субсидий и льгот тем категориям населения, которые относятся к наиболее нуждающимся и менее благополучным); денежные выплаты, которые могут предоставляться в виде социальных пособий, единовременных выплат. Их особенность заключается в том, что эти выплаты, как и иные формы социальной помощи, являются безвозмездными.

Также к прямым формам социальной помощи относятся натуральная помощь (в виде топлива, одежды, продуктов питания и необходимых средств медицинской помощи тяжелобольным), социальное пособие (безвозмездное предоставление денежной суммы за счет средств конкретного бюджета или определенной бюджетной системы, которая действует на территории Российской Федерации), субсидия (полная или частичная оплата предоставляемых социальных услуг, которые необходимы гражданину и его семье в определенный промежуток времени), социальная доплата к пенсии (может предоставляться и как денежная выплата, и в натуральной форме, в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации).

Косвенные формы социальной помощи могут быть следующими:

  • Единые наборы потребления как по Российской Федерации, так и в зависимости от уровня доходов отдельных регионов;
  • Средние цены по Российской Федерации и регионам, которые демонстрируют заметное неравенство и дифференциацию населения и его уровня жизни;
  • Индекс потребительских цент и тарифов на товары и социальные платные услуги, предоставляемые населению. Этот индекс характеризует изменение во времени общего уровня цен, а также тарифов на товары и услуги;
  • Прожиточный минимум, а также потребительская корзина. Прожиточный минимум представляет собой оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (например, оплата ежемесячных коммунальных услуг). Потребительская корзина – это набор продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения полноценной жизнедеятельности гражданина, а также для сохранения его здоровья;
  • Снижение ставки налогообложения для отдельных категорий граждан (малоимущие, пенсионеры, инвалиды, сироты, многодетные семьи).

Основные методы социальной помощи

Методы социальной помощи идентичны методам социальной работы, поскольку оба этих направления преследуют единую цель – предоставление помощи отдельным категориям населения, их обеспечение и защиту. Во-первых, очень важна мотивационная характеристика всей совокупности способов воздействия на личность и социальную группу, которым необходима социальная помощь. Предоставляя ее, есть возможность открыть человеку новую деятельность, которая позволит обеспечивать себя и своих близких без обращения в службы социальной поддержки и защиты.

Во-вторых, методы социальной помощи неоднородны, так как различаются по следующим направлениям:

  • Социально-экономические методы социальной помощи;
  • Организационно-распределительные методы социальной помощи;
  • Психолого-педагогические методы социальной помощи.

Благодаря данным методам происходит воздействие на материальные, национальные, семейные и иные интересы и потребности гражданина. Материальная и социальная мотивация у граждан, которые испытывают потребность, реализуется в форме натуральной или денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий, компенсаций, а также организация патронажа и бытового обслуживания для отдельной категории лиц.

Любой человек, если только он не принял аскетизм и не живёт жизнью отшельника, является частью социума. Он взаимодействует с другими людьми и выполняет свою социальную роль. И, как правило, общение разных людей друг с другом всегда различается. Все люди разные и они могут относиться к различным социальным группам, занимать разное социальное положение, иметь разный статус и т.д. На общение и отношения людей влияют многие факторы и нашей задачей, как людей, стремящихся к саморазвитию и лучшему пониманию природы человека, является разобраться в том, что же это за факторы и каковы вообще особенности взаимодействия людей и их поведения. И в этой теме нам поможет разобраться социальная психология, которой мы посвящаем очередной урок нашего курса.

В представленном уроке мы разберёмся в том, что такое прикладная социальная психология, знания из области которой мы сможем успешно применять на практике. Мы узнаем, на чём основываются взаимоотношения людей, разберёмся в том, каковы задачи и проблемы социальной психологии, поговорим о её предмете, объекте и методах. И начнём мы с объяснения самого понятия социальной психологии.

Понятие социальной психологии

Это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.

Социальная психология является наукой, которая находится на стыке психологии и социологии, поэтому и изучает социальная психология аспекты, характерные для этих обеих наук. Если быть конкретнее, то можно сказать, что социальная психология изучает:

  • Социальную психологию личности
  • Социальную психологию групп людей и общения
  • Социальные отношения
  • Формы духовной деятельности

Социальная психология имеет и свои разделы:

По мнению Галины Андреевой - человека, с именем которого связывают развитие социальной психологии в СССР, данная наука разделяется на три основных раздела:

  • Социальная психология групп
  • Социальная психология общения
  • Социальная психология личности

Исходя из этого, можно описать круг проблем социальной психологии.

Проблемы, предмет и объект социальной психологии

Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада. Главным ориентиром в исследовании личности для социальной психологии является взаимоотношения личности и группы.

Предмет социальной психологии - это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.

К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:

  • Личность в группе и системе отношений
  • Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.)
  • Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.)
  • Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.)
  • Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.)
  • Большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.)

Чтобы было понятнее, чем занимается социальная психология и что она изучает, вы можете задаться вопросами на тему того, почему, например, одни ученики в классе ведут себя одним образом, а другие - другим? Как влияет на становление личности человека, к примеру, то, воспитывают его родители-алкоголики или родители-спортсмены? Или почему одни люди склонны давать указания, а другие склонны их выполнять? Если вам интересно узнать психологические детали общения людей или взаимодействия групп людей друг с другом, то ваши потребности в этом вопросе как нельзя лучше удовлетворит именно социальная психология.

И, конечно же, чтобы изучение предмета и объекта социальной психологии было наиболее эффективным, и чтобы исследования давали максимальные результаты, социальная психология, как и любая другая наука должна иметь в своём арсенале определённый набор методов. О них мы и побеседуем ниже.

Методы социальной психологии

Вообще, о конкретных методах социальной психологии нельзя сказать, что они являются независимыми от общих методов психологии . Поэтому, использование любого метода должно быть обусловлено спецификой представленной науки, т.е. любой метод должен применяться в определённом «методологическом ключе».

Сами же методы социальной психологии имеют свою классификацию и подразделяются на четыре группы:

  • Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности);
  • Метод моделирования;
  • Методы управленческо-воспитательного воздействия;
  • Методы социально-психологического воздействия.

Рассмотрим каждую группу методов вкратце.

Методы эмпирического исследования

Метод наблюдения. Под наблюдением в социальной психологии подразумевается сбор информации, который осуществляется путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрирования социально-психологических явлений в лабораторных или естественных условиях. Основной материал по вопросу наблюдения содержится в нашем втором уроке , из которого вы можете узнать о том, какие виды наблюдения существуют и чем они характеризуются.

О том, как работает метод наблюдения, вы можете узнать, проверив его на своём личном опыте. Например, вы хотели бы узнать, что вызывает наибольший интерес у вашего подрастающего ребёнка в процессе обычной жизни. Чтобы это выяснить, нужно всего лишь наблюдать за ним, его поведением, настроением, эмоциями, реакциями. Более всего внимание стоит обращать на речевые акты, их направленность и содержание, физические действия и их выразительность. Наблюдение поможет вам выявить какие-то отдельные интересные черты в своём ребёнке или, наоборот, увидеть, что происходит закрепление каких-либо тенденций. Главной задачей во время организации наблюдения является точное определение того, что вы хотите увидеть и зафиксировать, а также умения выявить факторы, оказывающие на это влияние. При необходимости наблюдение можно проводить систематически, использовать для него определённые схемы, оценивать результаты по каким-либо системам.

Метод анализа документов - это одна из разновидностей способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом считается любая информация, зафиксированная на каком-либо носителе (бумага, фотоплёнка, жёсткий диск и т.д.). Анализ документов позволяет составить достаточно точную психологическую характеристику личности человека. Этот метод очень популярен среди психологов и простых людей. Например, многие родители, замечая некоторые отклонения в развитии своих детей и пытаясь выяснить их причину, обращаются за помощью к психологам. А те, в свою очередь, просят родителей, что бы они принесли рисунки, которые нарисовали их дети. На основе анализа этих рисунков психологи приходят к какому-то мнению и дают родителям соответствующие рекомендации. Есть ещё пример: как известно, многие люди ведут дневники. На основе изучения этих дневников опытные специалисты могут составить психологический портрет их владельцев и даже определить, какие факторы повлияли на то, что личность человека сформировалась конкретным образом.

Метод опроса , а в частности, интервью и анкетирование, широко распространены в современном обществе. Причём, не только в психологических кругах. Интервью берутся у людей из совершенно разных социальных слоёв с целью получения разного рода информации. Анкетирования проводятся аналогично. Если вы, к примеру, являетесь руководителем отдела в какой-нибудь организации и стараетесь найти возможность улучшить показатели работы своего отдела или сделать обстановку в коллективе более дружественной, вы можете провести среди своих подчинённых анкетирование, предварительно составив список вопросов. А подвидом интервью можно смело назвать собеседование при трудоустройстве на работу. Как работодатель, вы можете составить список вопросов, ответы на которые дадут вам объективную «картинку» соискателя, которая поможет принять верное решение. Если же вы соискатель, претендующий на серьёзную (и не только) должность, то это повод подготовиться к интервью, для чего сегодня есть множество полезной информации в Интернете.

Метод социометрии относится к способам социально-психологического исследования структуры малых групп и человека, как члена группы. С помощью данного метода изучают отношения людей между собой и внутри группы. Социометрические исследования могут быть индивидуальными и групповыми, а их результаты обычно представляют в виде социометрических матриц или социограмм.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ) заключается в получении характеристики человека в определённой группе, основанной на опросе членов этой группы относительно друг друга. Используя этот метод, специалисты оценивают уровень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются в его появлении, деятельности и взаимодействии с окружающими.

Метод тестов. Как и некоторые другие методы психологии, тесты уже рассматривались нами в одном из первых уроков и подробно ознакомится с понятием «тесты» вы можете там. Поэтому, коснёмся лишь общих вопросов. Тесты - это краткие, стандартизированные и, в большинстве случаев, ограниченные по времени испытания. При помощи тестов в социальной психологии определяют различия между людьми и группами людей. Во время выполнения тестов испытуемый (или группа таковых) выполняет определённые задания или выбирает из перечня ответы на вопросы. Обработка и анализ данных выполняются в соотнесении их с определённым «ключом». Результаты выражаются в тестовых показателях.

Шкалы , измеряющие социальные установки, относятся к числу тестов, которым всё же уделяется особое внимание. Шкалы социальных установок применяют с самыми разными целями, но чаще всего их используют для характеристик следующих направлений: общественное мнение, потребительский рынок, выбор эффективной рекламы, отношение людей к работе, проблемам, другим людям и т.д.

Эксперимент. Ещё один метод психологии, которого мы касались в уроке «Методы психологии ». Эксперимент подразумевает создание исследователем определённых условий взаимодействия между испытуемым (или группой таковых) и определёнными ситуациями с целью восстановления закономерностей этого взаимодействия. Хорош эксперимент тем, что позволяет моделировать явления и условия для исследования и воздействовать на них, измерять реакции испытуемых и воспроизводить результаты.

Моделирование

В предыдущем уроке мы уже касались метода моделирования в психологии и ознакомиться с ним вы можете, перейдя по ссылке. Стоит лишь заметить, что в социальной психологии моделирование развивается в двух направлениях.

Первое - это техническая имитация процессов, механизмов и результатов психической деятельности, т.е. моделирование психики.

Второе - это организация и воспроизведение какой-либо деятельности, посредством искусственного создания среды этой деятельности, т.е. психологическое моделирование.

Метод моделирования позволяет получить множество самых разных достоверных социально-психологических сведений о человеке или группе людей. Например, для того, чтобы узнать, как сотрудники вашей организации будут действовать в экстремальной ситуации, будут под воздействием панического состояния или станут действовать сообща, смоделируйте ситуацию возникновения пожара: включите тревогу, оповестите сотрудников о возгорании и наблюдайте за происходящим. Полученные данные позволят вам определить, стоит ли уделить внимание работе с сотрудниками по поведению на рабочем месте в чрезвычайных ситуациях, понять, кто является лидером, а кто - ведомым, а также узнать о тех качествах и чертах характера ваших подчинённых, о которых вы, возможно, не знали.

Методы управленческо-воспитательного воздействия

Под управленческо-воспитательными методами подразумевается совокупность действий (мыслительных или практических) и приёмов, выполняя которые можно достигнуть нужных результатов. Это своеобразная система принципов, которая даёт установку на организацию продуктивной деятельности.

Влияние методов воспитания проявляется через непосредственное воздействие одного человека на другого (убеждение, требование, угроза, поощрение, наказание, пример, авторитет и т.п.), создание специальных условий и ситуаций, вынуждающих человека проявить себя (выразить мнение, сделать какое-то действие). Также влияние оказывается через общественное мнение и совместную деятельность, передачу информации, обучение, получение образования, воспитание.

Среди методов управленческо-воспитательного воздействия выделяют:

  • Убеждения, формирующие определённые психические проявления (взгляды, понятия, представления);
  • Упражнения, организующие деятельность и стимулирующие позитивные мотивы;
  • Оценку и самооценку, определяющие поступки, стимулирующие деятельность и оказывающие помощь в регуляции поведения

Отличным примером управленческо-воспитательного воздействия является воспитание ребёнка его родителями. Именно посредством воспитания в человеке зарождаются и формируются основные черты и свойства его личности. Нетрудно догадаться, что, если вы желаете, чтобы ваш ребёнок вырос самостоятельным, уверенным в себе и успешным человеком, обладающим набором положительных качеств (ответственность, целеустремлённость, стрессоустойчивость, позитивность мышления и т.п.), то и воспитывать его следует должным образом. В процессе воспитания важно проводить доверительные беседы, уметь направлять деятельность ребёнка и его поведение, поощрять за успехи и давать понять, когда совершён какой-либо проступок. Нужно приводить веские доводы, аргументы, примеры. Ставить в пример авторитетных людей, выдающихся личностей. Также важно стараться всегда давать правильную оценку поведению, действиям, поступкам и результатам вашего ребёнка, формировать в нём адекватную самооценку. Это, конечно, лишь несколько примеров. Но важно понять, что только в случае правильного управленческо-воспитательного воздействия на личность человека становится возможным оказать на него положительное и конструктивное влияние.

И последней группой методов социальной психологии являются методы социально-психологического воздействия.

Методы социально-психологического воздействия

Методы социально-психологического воздействия - это совокупность приёмов, оказывающих воздействие на потребности, интересы, склонности человека, его установки, самооценку, эмоциональное состояние, а также социально-психологические установки групп людей.

При помощи методов социально-психологического воздействия можно оказывать влияние на потребности людей и их мотивацию, изменять их желания, стремления, эмоции, настроение, поведение. Умело используя данные методы можно менять взгляды людей, мнения и установки, а также создавать новые. Оказывая правильное социально-психологическое воздействие на человека, можно обеспечить максимально благоприятное положение человека в обществе, сделать его личность более устойчивой к воздействию различных факторов, сформировать у него здоровое мировоззрение и отношение к людям, миру, жизни. Иногда методы социально-психологического воздействия применяются с целью разрушения уже имеющихся свойств личности, остановки какой-либо деятельности, мотивации к поиску новых целей и т.п.

Как мы видим, методы социальной психологии - это одна из наиболее сложных тем в психологической науке. Чтобы детально разобраться в этих методах, нужно провести за их изучением не один месяц. Но, несмотря на это, можно сделать один точный вывод: учитывая все методологические трудности, в любом социально-психологическом исследовании должно присутствовать умение чётко обозначать и разграничивать решаемые задачи, выбирать объект, формулировать исследуемую проблему, уточнять используемые понятия и систематизировать весь спектр применяемых для исследования методов. Только так можно сделать социально-психологические исследования максимально точными и результативными.

Но для того, чтобы вы могли уже сейчас начать внедрять полученные знания в свою жизнь, не занимаясь углублённым изучением специализированных материалов, следует знать несколько важных законов и закономерностей социальной психологии, которые оказывают влияние на жизнь человека в обществе и его взаимодействие с этим обществом и другими людьми.

Люди всегда тем или иным образом воспринимают находящихся рядом людей.

Обычно мы приписываем людям, с которыми контактируем, определённые свойства, которые относятся к социальным стереотипам. Стереотипы могут приписываться людям по антропологическому признаку, т.е на основе особенностей той расы, к которой принадлежит человек. Есть также социальные стереотипы - это образы, приписываемые людям, занимающим определённые должности, имеющие разный статус и т.п. Стереотипы могут быть и эмоциональными, т.е. связанными с физиологическими свойствами людей.

Поэтому, общаясь с разными людьми, вы должны понимать, что ваше их восприятие может быть подсознательно основано на стереотипах. Так, например, красивый человек может оказаться тем, с кем лучше не связываться, а непривлекательный внешне может поразить вас красотой и глубиной своей души. Если вы предвзято относитесь к людям определённой расы, это совсем не значит, что они таковы, как вы о них думаете. Ведь люди любого цвета кожи, пола, вероисповедания, мировоззрения могут быть как хорошими, так и плохими. Важно научиться воспринимать людей, не основываясь на стереотипах, а только на личном опыте. Как говорится, не судите по одёжке, а судите по уму.

Люди легко присваивают навязанные им социальные роли.

Человек, находящийся в постоянном взаимодействии с обществом, выстраивает своё поведение согласно тому, какую социальную роль присвоило ему это общество. Это легко прослеживается на примере человека, которого вдруг повысили в должности: он становится очень важным, серьёзным, общается с людьми с высока, те, кто ещё вчера были с ним на равных, сегодня ему уже не под стать и т.д. Навязанные социумом социальные роли могут сделать человека и слабовольным, бессильным что-то изменить. Люди, на которых оказано такое воздействие, могут «опуститься» до самых скверных поступков (даже убийства) или сами вознести себя до высот.

Нужно всегда помнить о том, что социальные роли, навязанные обществом, оказывают сильное влияние на человека. Чтобы иметь возможность не «прогнуться» под давлением социальной роли и остаться собой, необходимо быть сильной личностью, обладать внутренним стержнем, иметь убеждения, ценности и принципы.

Лучший собеседник - это тот, кто умеет слушать.

Беседа - это неотъемлемая часть человеческого общения. Встречаясь с другими людьми, мы начинаем разговор: о том, как у кого дела, о новостях, о переменах, интересных событиях. Беседа может быть дружеской, деловой, интимной, официальной или ни к чему не обязывающей. Но многие люди, если обратить на это внимание, гораздо больше любят говорить, чем слушать. Практически в каждой компании есть человек, который постоянно перебивает, хочет высказаться, вставить своё слово, никого не слушает. Согласитесь, это не очень приятно. Но это ярко выраженная потребность в разговоре. У других людей она может быть менее выражена, но, в любом случае, всегда существует.

Если человеку дать возможность говорить без умолку, то попрощавшись с вами, он будет испытывать только самые приятные эмоции от общения. Если же постоянно говорить будете вы, то ему, вероятнее всего, станет скучно, он будет кивать головой, зевать, и общение с вами станет для него непосильной ношей. Сильная личность - это человек, способный управлять своими эмоциями и желаниями. А лучший собеседник - это тот, кто умеет слушать и не говорить ни слова, даже если очень хочется. Возьмите это на вооружение и попрактикуйтесь - вы увидите, как приятно будет людям с вами общаться. К тому же, это будет тренировкой вашего самоконтроля, самодисциплины и внимательности.

Установки людей влияют на их восприятие действительности и окружающих.

Если у человека есть заранее сформированная предрасположенность реагировать на что-то определённым образом, то и делать это он будет в соответствии с ней. Вот, к примеру, вы должны встретиться с каким-то человеком и вам заранее рассказали о нём что-то очень нехорошее. При встрече вы будете испытывать к этому человеку острую неприязнь, нежелание общаться, негатив и отторжение, даже если этот человек на самом деле очень хороший. Любой, даже один и тот же человек, может предстать перед вами в совершенно разном свете, если перед этим вам будет дана определённая установка на его восприятие.

Не стоит брать на веру всё, что вы слышите, видите, узнаёте от кого-то другого. Главное всегда - это доверять только личному опыту и проверять всё самому, беря, конечно, во внимание всё, что вы узнали, но не основываясь на этом. Только личный опыт позволит вам узнать достоверную информацию и вынести объективные суждения по поводу других людей, событий, ситуаций, вещей и пр. В этом случае идеально подходит поговорка: «Доверяй, но проверяй!».

Поведение людей часто зависит от того, как их воспринимают другие.

В психологии это называется рефлексией. Это присуще, конечно же, не всем, но очень многим. Есть люди, которые всецело зависят от того, как их воспринимают окружающие. Гипертрофированное чувство важности чужого мнения приводит к тому, что человек начинает чувствовать постоянный дискомфорт, эмоциональное напряжение, зависимость от другого человека, неспособность отстоять свою позицию, выразить своё мнение и множество других довольно неприятных ощущений. Причём, проявляться эти ощущения могут по-разному: от небольших перепадов настроений в течение дня до затяжных и глубоких депрессий.

Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно понимать, что чужое мнение - это всего на всего чужое мнение. Не зря успешные люди говорят, что чужое мнение никогда не накормит вас и ваших близких, не купит вам одежду, не принесёт успеха и счастья. Совсем наоборот, практически всегда чужое мнение заставляет людей опускать руки, переставать к чему-то стремиться, развиваться и расти. То, как вас воспринимают окружающие - это их лично дело. Вы не обязаны ни под кого подстраиваться и всегда должны оставаться самими собой.

Люди склонны к осуждению окружающих и оправданию себя.

Ситуации в жизни бывают разные, как и люди, которые в них попадают. Но реакции, вызываемые у людей, попавших в эти ситуации, могут восприниматься нами совершенно по-разному. Например, если вы стоите в очереди, чтобы совершить покупку и перед вами стоит человек, который очень долго что-то покупает, это вызывает негативные эмоции у вас, вы можете начать выражать недовольство, торопить впереди стоящего и т.д. В то же время, если вы по какой-то причине задержитесь на кассе, а стоящий за вами человек начнёт что-то вам выговаривать, вы начнёте приводить вполне разумные доводы по поводу того, почему вы так долго стоите. И будете правы. Люди попадают в подобные ситуации практически каждый день.

Существенным плюсом для вас в плане своего развития будет овладение навыком критической оценки ситуации и людей, в ней оказавшихся (других и себя). Всякий раз, когда вы чувствуете, что начинаете испытывать в силу каких-либо обстоятельств негативные эмоции, раздражение, желание выразить недовольство в сторону другого человека, абстрагируйтесь ненадолго. Взгляните на ситуацию со стороны, критически оцените себя и других, подумайте о том, виноват ли другой в сложившейся ситуации и как бы вы повели и чувствовали себя на его месте. Вероятнее всего, вы заметите, что ваша реакция не совсем верная и следует вести себя спокойнее, тактичнее, осознаннее. Если сделать такую практику систематической, жизнь станет гораздо приятнее, вы будете меньше раздражаться, начнёте испытывать больше положительных эмоций, станете позитивнее и т.д.

Люди часто идентифицируют себя с другими людьми.

В социальной психологии это называется идентификацией. Очень часто наша идентификация с другими происходит во время нашего общения с кем-то: человек рассказывает нам какую-то историю или описывает ситуацию, участником которой был, мы же подсознательно ставим себя на его место, чтобы почувствовать то, что чувствовал он. Также идентификация может происходить во время просмотра кинофильма, чтения книги и т.п. Мы отождествляем с себя с главным героем или другими участниками. Таким образом мы глубже погружаемся в ту информацию, которую изучаем (смотрим, читаем), понимаем мотивы поступков людей, оцениваем себя с ними.

Идентификацию можно производить осознанно. Это очень помогает и в нестандартных, сложных жизненных ситуациях, и в процессе обычной жизни. Например, если вы в какой-то ситуации затрудняетесь в принятии верного решения, не знаете как вам лучше поступить, вспомните героя своей любимой книги, фильма, человека, являющегося для вас авторитетом, и подумайте о том, как бы он поступил на вашем месте, чтобы он сказал или сделал. В вашем воображении сразу же появится соответствующий образ, который и натолкнёт вас на верное решение.

Люди составляют первое впечатление о человеке в течение первых пяти минут.

Этот факт уже давно доказан психологами. Первое впечатление о другом человеке мы составляем в течение первых 3-5 минут общения с ним. Несмотря на то, что первое впечатление может быть обманчивым, этому моменту следует уделять особое внимание. При встрече с человеком впервые, мы смотрим на его внешний вид, осанку, поведение, речь, эмоциональное состояние. Также на первое впечатление влияет то, не чувствуем ли мы, что человек превосходит нас по каким-то параметрам, насколько привлекательна его внешность, какое отношение проявляет человек по отношению к нам. Другие люди составляют впечатления о нас по этим же критериям.

Нужно уметь производить первое впечатление. А для этого необходимо учитывать все вышеизложенные факторы его формирования. Поэтому, всегда, когда знаете, что у вас планируется первая встреча с человеком (собеседование, встреча в дружеской компании, свидание и т.д.), вы должны подготовиться к этому: аккуратно выглядеть, уверенно держаться, уметь найти что сказать, соблюдать манеры приличия и правила этикета, внятно говорить и т.п. Запомните, что первое впечатление - это фундамент для выстраивания всех дальнейших отношений.

Человек притягивает в свою жизнь то, что соответствует его мыслям.

Это называют по-разному: законом притяжения, «подобное притягивает подобное» или «мы - это то, что мы думаем». Смысл таков: в течение жизни на пути человека встречаются такие люди и происходят такие события, которые находятся с ним в резонансе: соответствуют его мыслям, ожиданиям, убеждениям. Если человек излучает негатив, то и в его жизни происходит больше неприятностей, ему сопутствуют неудачи, встречаются плохие люди. Если же от человека исходят позитивные вибрации, то и жизнь его будет наполнена, по большей части, добрыми вестями, хорошими событиями, приятными людьми.

Многие успешные люди и духовные личности говорят о том, что всё в жизни зависит от того, как мы мыслим. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша жизнь изменилась в лучшую сторону, происходило больше положительных событий, встречались хорошие люди и т.д., то, в первую очередь, вы должны обратить внимание на образ своего мышления. Перестройте его на нужный лад: с негатива на позитив, с позиции жертвы на позицию победителя, с ощущения неудачи на ощущение успеха. Не ждите мгновенных перемен, но старайтесь быть на позитиве - через некоторое время вы заметите изменения.

В жизни человека часто происходит то, чего он ожидает.

Вы, наверное, не раз замечали такую закономерность: то, чего вы опасаетесь больше всего, происходит с завидной регулярностью. Но дело здесь совсем не в том, что это что-то плохое, а в том, насколько сильную эмоциональную окраску вы этому придаёте. Если вы постоянно думаете о чём-то, переживаете об этом, ожидаете чего-то, то велика вероятность того, что это произойдёт. Любые ваши ожидания могут оказывать влияние и на людей, окружающих вас. Но отрицательные эмоции (страх, боязнь, опасения), как известно, в гораздо большей степени овладевают сознанием людей, нежели положительные. Поэтому и происходит то, чего мы не хотим, чаще, чем то, чего хотим.

Перестройтесь - перестаньте думать о том, чего вы опасаетесь, и ожидать этого, начните ждать от жизни и окружающих только самого лучшего! Но здесь главное не переусердствовать, чтобы не испытывать чувства разочарования. Создайте для себя привычку ждать только хорошего, но не идеализируйте свои ожидания. Отстранитесь от негатива и настройтесь на позитивный лад, но всегда оставайтесь реалистами и трезво смотрите на мир.

Закономерностей, которые действуют в общении между людьми, очень много, ведь психология - это наука, обладающая огромным количеством особенностей. Чтобы сделать свою жизнь лучше, а общение с другими людьми и взаимодействие с обществом приятнее и эффективнее, нужно развивать в себе внимательность ко всему, происходящему вокруг: поведению людей, их реакциям, причинам тех или иных ситуаций и событий. Никакая теория не изменит вас и вашу жизнь сама по себе. Только практическое применение новых знаний, оттачивание навыков своего общения и тренировка личных качеств смогут повлиять на вас и изменить то, что вы хотите изменить.

Что же касается непосредственно самого человека в социальной психологии, то можно с уверенностью заявить, что человек, как сформировавшаяся личность, играет здесь главную роль. Именно социальные и психологические особенности позволяют вообще существовать такой науке, как социальная психология. А знания о ней, которые мы теперь имеем, желаем углублять и стремимся применять на практике, дают нам возможность определить, осознать и понять факторы, влияющие на развитие личности, специфику взаимодействия людей между собой и в группах (а также этих групп). И уже это позволяет сделать нашу жизнь, как отдельных личностей, так и частей социума, более комфортной и осознанной, а результаты наших поступков и действий лучше и эффективнее. Именно по этим причинам мы должны осваивать азы социальной (и не только) психологии и делать их использование частью своей повседневной жизни.

Литература

Для тех, у кого есть желание глубже погрузиться в изучение темы социальной психологии, ниже мы представляем небольшой, но очень хороший список литературы, к которой есть смысл обратиться.

  • Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990
  • Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003
  • Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком М. МГУ, 1982
  • Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995
  • Донцов А.И. Психология коллектива М., 1984
  • Леонтьев А.А. Психология общения М., 1998
  • Коломенский Я.Л. «Дифференциация социальной психологии и некоторые проблемы психологии развития» - Санкт-Петербург: Питер, 2000
  • Мясищев В.Н. Психология отношений Москва-Воронеж,1995
  • Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995
  • Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999
  • Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В.Шорохова М. Наука, 1987
  • Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1998
  • Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы М., 1988
  • Секун В.И. Психология активности. Минск, 1996
  • Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях Л., 1983
  • Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 1984
  • Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001
  • Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985
  • Социальная психология классов / Под ред. Г.Г.Дилигенского М., 1985
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания СПб., 1996
  • Станкин М.И. Психология общения Курс лекций М.,1996
  • Стефаненко Т.Г, Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993
  • Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Вып. 1. М., 1998
  • Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997
  • Фрейд 3. Групповая психология и анализ «ЭГО» М., 1991
  • Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., 1996
  • Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе М, 1985

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.