Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это прежде всего народ. Русская народная резьба

  • 06.09.2018

Ремесло резьбы по дереву применялось на Руси с древнейших времён.

Правда до нашего времени дошли лишь некоторыеобразцы. Это произошло вследствие их небольшой стоимости и хрупкости самого материала, из которого они состоят. Из дерева мастера и простые люди изготавливали фигурки зверей, птиц, различные обереги, которые передавались из поколения в поколение. Жители того времени верили, что дерево является связующим звеном между солнцем и обычным человеком.

Но очень часто изделия из дерева носили чисто практический характер или были культовыми предметами, которыми пользовалась практически вся семья.

По некоторым письменным источникам, которые дошли до наших дней, мы можем судить о культуре того времени, когда они были изготовлены. Ведь изготовлением этих изделий занимались ещё древние славяне, которые населяли территорию современной европейской части России. Так как изготовлением подобных предметов занимались в основном мастера, то дерево приобретало как бы вторую жизнь.


Деревянной резьбой украшали предметы мебели, посуду, игрушки и другие изделия. Ведь в то время дерево было очень ходовым материалом. Резьба по дереву широко применялось в деревянном зодчестве того времени, подарив нам немало памятников архитектурного искусства. Мастера по дереву в Древней Руси обладали огромными знаниями в этой области искусства, отличным чувством прекрасного, богатой фантазией и чувством прекрасного. Всё это позволяло им создавать настоящие произведения искусства и среди деревянных игрушек, и среди архитектурных строений.

Весомым доказательством стали найденные в Новгороде при археологических раскопках артефакты. Особый интерес вызывает фрагмент деревянной колонны, которая относится современными учёными к 11 веку нашей эры. Она украшена по всей своей длине узором, который не повторяется по всей её длине.

Кстати, такие узоры доказывают тот факт, что развитие творчества было ещё ранее этого периода на достаточно высоком уровне у жителей той эпохи. Уже по тем предметам, которые были найдены намного позже их применения, современные учёные могут судить о развитии культуры того времени. Именно они и внесли ту недостающую часть, которая помогла современным историкам воссоздать общую картину быта той эпохи.

О деревянном убранстве можно также судить по тому, как украшали деревянные постройки ещё четыреста лет назад. Это отображено в многочисленных летописях тех лет. Они живо и ярко рассказывают о быте людей, которые жили в то время, их укладе жизни как культурном, так и религиозном. Данные памятники архитектуры того времени и предметы быта внесли много информации в копилку истории нашей страны.

распространенным видом рус. архитектурной резьбы была плоская резьба. Ее также называют городчатой, долбленой, выемчатой, трехгранно-выемчатой. Топором и долотом на толстых, вручную сколотых досках вырубались всевозможные геометрические узоры, причем фон и выпуклость на них не противопоставляются друг другу. Древняя плоская резьба по дереву оказала определенное влияние и на резьбу по камню. Многие сюжеты плоской резьбы связываются с древними языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Такие широко распространенные в народных узорах мотивы, как круги, розетки, звезды, крестообразные знаки, а также квадраты и ромбы, служили и в древности символами огня и солнца и должны были оберегать жилище.

Если в каменном веке и энеолите реалистично изображались птицы, звери, солнце и т.п., то ко II тыс. до н.э. они превращаются уже в символические фигурки: птицы (утки) - в зигзаги, солнце с лучами - в круг, колесо и т.

Эти ставшие уже ок. 4 тыс. лет назад символическими изображения птиц, животных, солнца и т.п. сохранились и до наших дней в украшении домов. По меньшей мере с неолита до наших дней рус. народное искусство и архитектура донесли до нас изображения языческих оберегов и берегинь.

В Поволжье была широко распространена рельефная резьба, которую часто также называют корабельной. Здесь сочный узор рисунка с высокими округлыми краями уже рельефно возвышается над фоном. Узоры составлялись преимущественно из растительных элементов - из пальчатых листьев, завитков, напоминающих античный акант, плодов, цветов, гроздьев винограда, которые нередко дополнялись изображениями фантастических существ: сирен - полуженщин-полурыб, сиринов - птиц с женской головой, львов, а также классическими мотивами розеток, медальонов, квадратов и т.п. Сложная резьба с приподнятым рельефом и причудливыми узорами из переплетений трав, зверей и птиц была известна уже в Древней Руси. Богатая резьба каменных владимирских храмов XII - XIII вв., по всей вероятности, отразила бытовавшие в то время приемы резьбы по дереву. Известны колонны XI в. с рельефной резьбой из Новгорода. В XV - XVI вв. подобная резьба называлась фряжской, в XVII в.

резьба с высоким рельефом называется фигурной или флемской, ею особенно славились мастера Московской Оружейной палаты.

Во второй половине XIX в. в рус. деревнях повсеместно стала исчезать плоская и рельефная резьба, вытесняемая пропильной резьбой. При такой резьбе рисунок наносится на поверхность доски не с помощью выдалбливания, а пропиливается лобзиком насквозь в тонкой доске, а потом набивается на наличники, лобовые доски и т.п. Рельефная и плоская резьба сохраняется лишь в качестве отделки и дополнения к узорам, выпиленным лобзиком. Вначале пропиленные узоры были довольно просты, но к концу XIX в. из простых геометрических фигур составляются сложные композиции с растительными и зооморфными мотивами. Несмотря на упрощение процесса резьбы, стоимость украшения иногда составляла четвертую часть стоимости дома, хотя обычно средний крестьянин украшал дом лишь резными наличниками и скромным узором по фронтону или карнизу.

В рус. деревянном зодчестве широко применялась и раскраска. На с. ею украшали фронтоны, подшивку свесов крыши, мезонины, балконы, ставни наличников. В Поволжье расписывались главным образом ставни окон, фронтон и ворота. Рисунки, несложные по исполнению, выполнялись в чрезвычайно яркой гамме цветов - синий, красный, зеленый, белый и желтый. Обычно раскрашивались резные украшения, а нередко и вся постройка в целом. Это предохраняло от гниения. Раскраска архитектурных деталей никогда не нарушает конструктивной пластики сооружения, а лишь подчеркивает ее выразительность.

Истоки резьбы и росписи по дереву на Руси очень древние и восходят к искусству восточных славян. Обилие лесов делало дерево самым доступным, удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для ребенка колыбель и игрушку, для женщины - прялку и веретено, для праздничного стола - ковш и солоницу, для езды - сани и дугу. И все это прочно, удобно, красиво из сосны и ели, лиственницы и березы, дуба и клена.
Правда до нашего времени дошли лишь некоторые образцы. Это произошло вследствие их небольшой стоимости и хрупкости самого материала, из которого они состоят. Из дерева мастера и простые люди изготавливали фигурки зверей, птиц, различные обереги, которые передавались из поколения в поколение. Жители того времени верили, что дерево является связующим звеном между солнцем и обычным человек.

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Один из образцов этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.

В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV-XVI века.
Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.

Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Но, очень часто изделия из дерева носили чисто практический характер или были культовыми предметами, которыми пользовалась практически вся семья.

Дерево - материал необыкновенно универсальный и красивый. Внешне изделия из него просты, формы монолитны, украшения гармонично связаны со всем предметом, не нарушают его архитектонику. Резьба по дереву условна, и необходимо найти определенный ритм и сочетание узоров, чтобы дерево ожило, притягивало, излучало тепло. Разреженность или, наоборот, плотность положенного узора определяют художественный облик всего изделия.




Истоки резьбы по дереву на Руси.

Быт, жилище на Руси были неразрывно связаны с деревом. При рождении ребенка клали в деревянную люльку, давали деревянную игрушку, человек так и оставался, окружен деревом и до самой старости, в деревянном резном кресле-качалке. Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русского человека. Согласно славянской мифологии, мировое древо - ось мира - стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домов непременным элементом было «древо жизни», служившее «символом добрых пожеланий и охранительным знаком». Русские мастера вырезали из дерева все необходимое для жизни: мебель, утварь, т. о. резьба по дереву сопровождает человека по жизни. В эпоху Петра I наши плотники удивляли голландских корабелов своим мастерством резьбы, умением точно и быстро работать с деревом. Но делать все это можно было только очень хорошо понимая дерево и ощущая его как живой, одушевленный материал. Любой кусочек дерева неповторим, живет своей жизнью. Почувствовать душу дерева, передать пространству его энергетику и старается автор в своих изделиях, особенно при работе с иконой, как можно меньше при этом добавляя от себя. Дерево вдохновляет, а резное изделие наполняет живительной силой наш дом.
Тема "резьба по дереву" встречается в большом количестве литературы. Традиция резьбы очень древняя. Это и резная мебель и всякие резные мелочи вроде шкатулок, игрушек и ювелирных украшений - перечень применения резьбы по дереву очень большой. Отдельно в этом ряду стоит церковная резьба - иконостасы, киоты. Менее всего известны очень редкие сейчас резные иконы. Нынешнее представление об иконе связано только с живописью. О древнерусской иконописной традиции, в отличие от резной, написано много, огромно количество полиграфических репродукций писаных икон. О резной же традиции известно мало. В статье "резьба" (Толкового словаря живого великорусского языка В.Даля, т.4.): "Резь, или резьба - узорочная отделка от руки дерева, кости", "резчик" (у Даля через "еръ") - "вырезывающий что-либо из кости, рога, дерева", "резчик иконописный"- режущий иконы.


Сама природа и веками сложившиеся традиции подсказывали резчику и живописцу форму предмета, рисунок узора. Правда, в мире народных образов не все и не сразу становится понятно. Так, круги, квадраты, неглубокие порезки геометрической резьбы, которые воспринимаются сейчас как декоративный узор, в прошлом были наделены смыслом: круг символизировал солнце, волнистые линии - воду, борозды - поле. Большое место в народном искусстве занимали образы птиц. Лебедь олицетворяла водную стихию, одновременно - весну, считалась вестницей беды и радости. Среди животных особенно почитался конь, являвшийся символом солнца. Часто можно видеть изображения оберегов, охранявших дом и человека от злых духов. Львы, наяды, русалки, единороги, сказочные чудовища встречаются в резьбе и росписи на самых различных предметах. Русская деревянная посуда также включает в себя форму той или иной птицы, но к XVIII-XIX векам первоначальный смысл такого сближения был утрачен и, как верно заметил А. К. Чекалов, „древняя символика живет главным образом как рабочий принцип компоновки, как наиболее отточенный, отстоявшийся веками прием организации материала".
Рядом со сказочными и символическими образами в народной резьбе и росписи возникают реальные персонажи, бытовые черты того или иного времени. К примеру, росписи XIX века включают разнообразные повествовательные картинки, рассказывающие о труде и праздниках, показывающие обстановку жилища, орудия труда, одежду. Изображения, как правило, наивны, но достаточно достоверны. Наиболее древней и простой является геометрическая резьба, основным структурным элементом которой были выемки трехгранной формы. Ее узор состоит из повторяющихся полосок, квадратов, кругов и других фигур, между которыми не оставляется промежутков: резьбой покрывается вся поверхность изделия. Несмотря на ограниченное число мотивов, резчик, путем их варьирования, добивался большой ритмической выразительности в целом узоре. В каждом случае образовывался красивый неповторимый рисунок. Трехгранновыемчатая резьба имела широкое распространение: ею украшались солонки, прялки, швейки и многие другие предметы. Некоторые прялки имеют контурную резьбу, при которой изображение обводилось по контуру неглубокой бороздкой. Скобчатая резьба, выполнявшаяся специальной стамеской с закругленным лезвием, встречается на донцах городецких прялок.



На различных бытовых предметах можно видеть ногтевидную резьбу, которая также наносилась специальной стамеской в виде небольшого углубления полуовальной формы. Особенно выразительна ногтевидная резьба на пряничных досках, которые изготавливали городские ремесленники. Производство пряников и пряничных досок было широко распространено, но особенно славились четыре центра: Тверь, Тула, Вязьма и Архангельск. В изготовлении всевозможной посуды - ковшей, скобкарей, мисок, ендов, ковшичков, солонок наиболее распространенной была долбленорезная техника. Из березовой, сосновой или еловой заготовок, иногда из корневища выдалбливалась основная форма, затем топором и ножом завершалась обработка. Над созданием посуды трудились большие артели мастеров, в ее производстве участвовали также крестьяне, заполнявшие этой работой свободное зимнее время. Изготовление посуды было специализированным: одни ремесленники делали ложки, другие - ковшики, третьи занимались росписью и т.д. Своей посудой с давних времен славились Тверская, Московская и Калужская губернии, а также город Кириллов. В домовой резьбе Поволжья широкое распространение получили рельефы с глухим и прорезным фоном. Создаваемый ими рисунок имеет резкие, четко читающиеся грани. Пластическая выразительность присуща образцам завальной (заоваленной) резьбы, рисунок которой отличался плавно закругленными краями. В смоленском собрании такой резьбой украшены свечные ящики из Вологодской губернии. Набойные доски покрывались плоско-рельефной резьбой. Здесь все части узора находятся в плоскости доски, а фон вынут неглубоко. Набойные доски в XVII-XVIII столетиях изготавливались из дерева твердых пород: березы, клена, ореха, груши, а в XIX веке стали применять металлические детали.
По некоторым письменным источникам, которые дошли до наших дней, мы можем судить о культуре того времени, когда они были изготовлены. Ведь изготовлением этих изделий занимались ещё древние славяне, которые населяли территорию современной европейской части России. Так как изготовлением подобных предметов занимались в основном мастера, то дерево приобретало как бы вторую жизнь.



Деревянной резьбой украшали предметы мебели, посуду, игрушки и другие изделия. Ведь в о время дерево было очень ходовым материалом. Резьба по дереву широко применялось в деревянном зодчестве того времени, подарив нам немало памятников архитектурного искусства. Мастера по дереву в Древней Руси обладали огромными знаниями в этой области искусства, отличным чувством прекрасного, богатой фантазией и чувством прекрасного. Всё это позволяло им создавать настоящие произведения искусства и среди деревянных игрушек, и среди архитектурных строений.

Весомым доказательством стали, найденные в Новгороде при археологических раскопках артефакты. Особый интерес вызывает фрагмент деревянной колонны, которая относится современными учёными к 11 веку нашей эры. Она украшена по всей своей длине узором, который не повторяется по всей её длине.

Кстати такие узоры доказывают тот факт, что развитие творчества было ещё ранее этого периода на достаточно высоком уровне у жителей той эпохи. Уже по тем предметам, которые были найдены намного позже их применения, современные учёные могут судить о развитии культуры того времени. Именно они и внесли ту недостающую часть, которая помогла современным историкам воссоздать общую картину быта той эпохи.
О деревянном убранстве можно также судить по тому, как украшали деревянные постройки ещё четыреста лет назад. Это отображено в многочисленных летописях тех лет. Они живо и ярко рассказывают о быте людей, которые жили в то время их укладе жизни как культурного, так и религиозного. Данные памятники архитектуры того времени и предметы быта внесли много информации в копилку истории нашей страны.

Важным центром искусства резьбы в Древней Руси был Новгород. Новгородская школа выделялась логичностью и ясностью общего композиционного решения.

В некоторых музеях России хранятся уникальные произведения - резьба по дереву. Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Государственном Эрмитаже хранится ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. до н. э.). Создавались скульптурные произведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой голове относится к V-II вв. до н. э.) и бытовые предметы (ковши русских деревень X-XII вв. с изображением коня, уточки, солнечного диска). Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии, вместе с христианством. В Эрмитаже хранятся образцы византийской резьбы: иконы, кресты. По Православному канону сложилось, что резное изображение иконы обычно рельефно (в отличие от католичества, отдавшего предпочтение скульптуре).

По началу, малое количество, русских иконописцев, обилие резьбового материала, традиция славянской резьбы способствовали распространению резной иконы на Руси. Почитались именно резаные из дерева Божьи лики. В церкви Ризоположения в Москве хранятся иконы святых и деревянные резные надгробия московских митрополитов. Представлен там и самый трудоёмкий и кропотливый вид резьбы - резная миниатюра. Миниатюрная резьба по дереву и сейчас не часто встречается у резчиков. Резьба изделий размером 3-6 см редка в настоящее время.

В богатой истории русской иконописи много загадочных страниц. Одной из них можно считать традицию т.н. «мерных», или «родимых» икон. О мерных иконах известно мало. Основные данные сводятся к тому, что на Руси ко дню крещения новорожденного заказывали образ «в меру» его роста. На достаточно длинной и узкой доске писалась икона святого, в честь которого был назван ребёнок, и впоследствии она сопровождала человека всю жизнь.



К именной, мерной иконе обращается православный, когда он нуждается в защите и поддержке. И наверное не существует более важного и необходимого подарка новорожденному младенцу, чем его личная, персональная икона его Святого покровителя, подаренная ему во время Крещения.

Изображения небесных покровителей новорожденного будут располагаться на том пространстве, которое соответствовало телу новорожденного, как бы в его границах. Родители тем самым устанавливают особую, личную, нерушимую связь между иконой и новорожденным. Связь, возможно, более сильную, чем та, которая возникает при покупке именной иконы или получении ее в подарок. Иконы с изображением тезоименитых святых могут приходить к человеку в течение всей его жизни разными путями и в разное время, сколько таких икон будет у человека зависит только от воли Божьей. Мерная икона - одна. Мерная икона принадлежит только одному человеку от рождения до смерти, и связана только с одним человеком, даже если по каким-то причинам владелец лишится ее. Она может принадлежать другому человеку юридически, но никогда не станет ЕГО иконой, поскольку духовная, высшая связь между мерной иконой и ребенком устанавливается навсегда. Как правило, мерная икона тесно связана с таинством крещения, с теми людьми, которые дарят икону новорожденному, с их любовью и добрыми чувствами. Мерную икону можно получить в любом возрасте, в зависимости от того, когда совершалось таинство крещения, вскоре после рождения или позжe. Заказывая мерную икону для ребенка, близкие ему люди фактически сами создают ее, поскольку могут принимать непосредственное участие в определении сюжета мерной иконы. Какова же традиционная иконография мерных икон?
Сюжет иконы, выбор изображаемых святых покровителей новорожденного определяется датами рождения и крещения ребенка. Самый лаконичный сюжет мерной иконы - изображение святого, имя которого дается ребенку при крещении. Возможно наряду со святым, имя которого дано новорожденному при крещении, одновременное изображение святых, в день празднования которых родился ребенок. Если день рождения или крещения ребенка совпадает с днем празднования какой-либо чтимой иконы (допустим, чтимого образа Богородицы), то в центре иконы может быть изображен образ Богородицы, а на полях мерной иконы располагали образы святых, имена которых связаны с днями рождения и крещения. В любом из рассмотренных вариантов иконографии могло также присутствовать изображение ангела-хранителя.

При обращении к историческим источникам обнаруживается, что на «родимом» образе, кроме небесного покровителя младенца, могла быть написана также и Св. Троица, осеняющая и благословляющая Своего угодника. Таковы, например, мерные иконы, хранящиеся в Архангельском Соборе Московского Кремля: «Св. Иоанн Лествичник», «Св. Феодор Стратилат» и «Св. Димитрий Солунский» (предполагается, что они принадлежали троим сыновьям Ивана Грозного - соответственно, Ивану, Федору и убиенному царевичу Дмитрию Угличскому). А в ХVII столетии знаменитый иконописец Симон Ушаков в своей челобитной писал царю Алексею Михайловичу: «…в прошлом году, Государь, по твоему Великого Государя указу я, холоп твой, меру Благоверного Государя Царевича и Великого Князя Петра Алексеевича… на мере образ Пресвятыя и Живоначальныя Троицы да св. ап. Петра знаменил…» (т.е. прописывал окончательно основные детали и лики на иконе). Нетрудно догадаться, что «мера» - мерная икона, о которой идёт речь, - была создана для будущего Императора Петра Великого.

Для древнерусского человека незримое, духовное единство между младенцем и иконой, для него предназначенной обретает своё воплощение в размере образа. Мерная икона как бы закрепляла тождество человека с миром сакрального, с его небесным покровителем.

Крещению младенца предшествует обряд наречения имени. Именно с этого момента, по Православным воззрениям, жизнь человека превращается в шествование к земному храму, где должно совершаться спасение. Имя человека несёт в себе глубокий духовный смысл, выделяет его из множества других людей, утверждает неповторимость его личности, ибо и за него Господь наш Иисус Христос распялся. Во все времена имя Православного человека считалось святым, поэтому с самого детства христианина учили уважать своё имя, поэтому родилась и традиция называть крещаемого так же, как одного из святых, который становился небесным покровителем и заступником. Таким образом, идея слияния (даже «во плоти») новорожденного с данным ему святым именем, может обретать своё зримое воплощение в создании иконы в меру роста младенца.

Впоследствии мерная икона воспринималась именно как особая реликвия и была тесно связана со всей судьбой своего владельца, постоянно сопровождая его в жизни. Дальнейший путь её по смерти хозяина не совсем ясен. Однако известно, что «родимые» образа представителей царского рода, как правило, обретали постоянное место в иконостасе над гробницей. Об этом говорит наличие нескольких мерных икон в царской усыпальнице - Архангельском Соборе Кремля, а также в церквах Новодевичьего монастыря, в котором жили и умирали московские царевны. Здесь сохранились мерные образа многочисленных сестёр Петра I, в том числе «Св. мученица София» (принадлежал знаменитой царевне Софье).

Предназначение домашней иконы - являть нам мир незримого и настраивать на восприятие невидимых, духовных вещей. В иконе запечатлена связь между маленьким человеком и святыми, чьи имена уже написаны на небесах. Это поддерживает человека на его жизненном пути Православного христианина.

Тождество со святым покровителем и Церковью Небесной, запечатлённое в мерной иконе, возвращает нас к духовным истокам. Икона сама по себе - не самодостаточное явление, а образ, подобие и напоминание о высшей и не вполне постижимой для нас реальности, не забывать и стремиться к которой - задача каждого человека, живущего на земле.

В XVв. в Троице-Сергиевой лавре работал знаменитый резчик и ювелир Амвросий. Его резьба по дереву: резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными очень тщательно из плотной, темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита. Он ваял из дерева и кости и был организатором школы резчиков. К XIX-му веку в России работало значительное число иконных резчиков. В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского искусства - царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментальными и сюжетными композициями. В XVI в. резьба по дереву ее характер немного меняется. Рельеф резьбы XVI в. более высокий, объемный. Неиссякаемую фантазию и мастерство проявляли народные резчики в деревянном убранстве многочисленных соборов и церквей России. Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайлов спроектировали во второй половине XVII в. для царя Алексея Михайловича дворец, который очевидцы называли восьмым чудом света. Этот дворец, простоял около ста лет, прославляя искусство народных резчиков.

Художественная резьба по дереву в период строительства Петербурга и его окрестностей, когда мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостас Петропавловского собора, созданный резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с помощниками. Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Мартов, ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре I. Работы русских резчиков ни в чем не уступали образцам иностранных мастеров. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны и по сей день. На протяжении столетий из поколения в поколение передавалось мастерство художественной резьбы по дереву. Передавая художественные навыки резьбы по дереву, русские умельцы на протяжении веков хранили национальные традиции самобытной деревянной пластики.

Древняя церковная резьба по дереву восхищает и по сей день. Резные деревянные Царские врата церкви Вознесения города Ростова Ярославского, носящей также местное название церкви Исидора Блаженного,—выдающееся произведение русской пластики XVI века. Оригинальная форма врат и тонкое мастерство резчиков, создавших их, дают основание считать врата одним из важнейших памятников мирового искусства. В специальной литературе им всегда уделялось большое внимание, однако только после их реставрации, произведенной в 1962—1964 годах реставраторами Государственной центральной реставрационной мастерской имени академика И. Э. Грабаря, удалось увидеть подлинный характер необычайно тонкой работы. Открылась резьба по дереву, которая до этого находилась под слоями левкаса и неоднократной грубой позолоты. Из умелых рук ростовских резчиков, появилась тонкая, удивительно изящная резьба по дереву.

Время не пощадило древнюю резьбу, однако резьба по дереву, даже плохо сохранившаяся, позволяет увидеть то, что заложено в них создателем. Скульптурная резьба по дереву до недавнего времени была почти не известна. И если живопись Древней Руси стала достоянием науки уже в начале XX века, то скульптура - только в настоящее время. Исследователями было открыто большое количество не известных до того произведений скульптуры и декоративной резьбы, и эти открытия обогатили историю русского искусства интересными образцами народного творчества. Была обнаружена в разных местах России древняя деревянная скульптура и декоративная резьба по дереву. Собственное тепло и хрупкость дерева сродни теплу и хрупкости человеческого тела. Они вызывают чувство необыкновенной, ни с чем не сравнимой, душевной близости и покоя. Работа же иконного резчика требует строгой дисциплины, чувства материала, безупречности в работе. Допустить ошибку тут невозможно - один неверный рез губит всю предыдущую работу. Работа с деревом не допускает спешки и суеты.



Чтобы работа шла плавно и резьба бала тонкой и точной, автор использует липу, древесина которой - одна из самых мягких. Раньше на Руси облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар. И быть может, деревенскими мастерами, занятием которых была резьба по дереву и придумана бытовавшая когда-то загадка: «В избу — вороном, из избы — белым лебедем». Разгадать ее было не так уж сложно. Конечно же, это лутошка - липовое поленце - резьба по дереву искусного резчика.

Рассматривая точеные или резные изделия из липы, мы почти не замечаем ее текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы, лишенной слоистости. Такое представление складывается потому, что каким бы острым ни был резец, он все же сминает древесные волокна, делая древесину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой — на продольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определенного текстурного рисунка. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становится достаточно твердой. Поэтому резьба по липе была особенно распространена: мастера вырезали различную столовую утварь: ковши, черпаки, братины, миски да ложки. Точили на токарных станках чаши, блюда и токарные игрушки, среди которых были и знаменитые матрешки. Резчики изготавливали из липы богатую резную мебель. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. В некоторых областях крестьяне считают, что в бане, срубленной из липовых кряжей, всегда держится легкий медовый дух, ведь влажная древесина пахнет еще сильнее.

Липа не только хорошо режется, но и отлично гнется и полируется. Шла липа и на изготовление деревянных частей гармошек. Великоустюжские мастера резали тончайшие берестяные узоры на липовой подрезной доске. А богородский резчик делал черновую обработку липовой заготовки топором на липовом чурбане. И это не случайно - ведь на мягкой и вязкой древесине липы инструменты меньше тупятся.

Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре. На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и делали маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.

Мастера художественных промыслов вырезают из липы деревянные части специальных ручных инструментов. Граверы селения Кубачи делают из липы ручки штихелей, а богородские резчики по дереву рукоятки ножей и стамесок. Такое предпочтение, оказываемое липе, мастера объясняют тем, что ее мягкая древесина меньше набивает руку, чем древесина деревьев твердых пород. Многие стараются употреблять для этих целей древесину старой липы, так как у нее более пористая и рыхлая древесина. С липой приятно работать, а состояние резчика влияет на весь ход резьбы, потому и изделие из неё получается привлекательное.

Говоря о деревянной пластике Древней Руси, нужно отметить, чти многочисленные архивные документы, а также записи иностранцев, посещавших Россию, свидетельствуют о том, что резьба по дереву, деревянная скульптура имели место в быту русских людей и ценились ими.

Заключение.

Существует поверье, что дом наш - живой, а стены в нем сохраняют в себе всю информацию.

Дом может портить жизнь хозяевам, а может быть добрым помощником. Бывает дома нам не хватает ощущения тепла, уюта, появляется какой-то дискомфорт. Наше настроение и душевный комфорт зависят от уюта в доме. Дом - не просто стены и крыша над головой и его энергетика зависит от многих моментов. Превратить в домашний очаг родные стены, которые укрывают не только от непогоды, но спасают от тревоги, раздражения, усталости не так уж и сложно. Не только удобная мебель, но и предметы обстановки, их форма, материалы, из которых сделаны вещи, окружающие нас, создают неповторимую атмосферу дома, воздействуют на нашу психику.

Стены впитывает наши мысли и чувства. Предметы радующие глаз, наполняющие дом светом, помогают сохранить в нём добрую атмосферу, защитят от сильных переживаний. Отношения же выяснять лучше на улице, чтобы уберечь дом от энергий раздражительности и обиды. Дом надо защищать не только от наших собственных негативных излучений - он должен быть закрыт для людей случайных или неприятных. Дом - не проходной двор, это наша последняя крепость. Недаром наши предки вырезали над крыльцом голубя с распростертыми крыльями, призывая входящего в дом иметь чистые помыслы.

Еще с самых древнейших времен известно о способности дерева избавлять от накопившейся отрицательной энергии. Подарки из дерева излучают тепло. Деревянные сувениры будут нести гармонию и уют в Ваш дом. Резьба по дереву требует и особых качеств характера: здесь важны усидчивость, терпение, кропотливость. Очень важно сделать нужный срез, чтобы в полной мере выявились свойства, которыми природа, как творец дерева одарила его. Но всего этого мало. Действительно гармоничное изделие появляется только когда в душе автора царит покой. Именно работа, выполненная с теплотой поможет увидеть красоту дерева.

Список литературы:

1. Б.А.Рыбаков Язычество древней Руси М., Наука, 1988 г.

2. Энциклопедический словарь Славянская мифология М., Эллис Пак 1995 г.

3. А.В. Ополовников, Е.А. Ополовникова Дерево и гармония М., 1998 г.

4. Н.Н.Соболев Русская народная резьба по дереву М., 2000 г.

5. Русская изба Иллюстрированная энциклопедия Спб 1999 г.

Распространенным видом рус. архитектурной резьбы была плоская резьба. Ее также называют городчатой, долбленой, выемчатой, трехгранно-выемчатой. Топором и долотом на толстых, вручную сколотых досках вырубались всевозможные геометрические узоры, причем фон и выпуклость на них не противопоставляются друг другу. Древняя плоская резьба по дереву оказала определенное влияние и на резьбу по камню. Многие сюжеты плоской резьбы связываются с древними языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Такие широко распространенные в народных узорах мотивы, как круги, розетки, звезды, крестообразные знаки, а также квадраты и ромбы, служили и в древности символами огня и солнца и должны были оберегать жилище. Если в каменном веке и энеолите реалистично изображались птицы, звери, солнце и т.п., то ко II тыс. до н.э. они превращаются уже в символические фигурки: птицы (утки) - в зигзаги, солнце с лучами - в круг, колесо и т. Эти ставшие уже ок. 4 тыс. лет назад символическими изображения птиц, животных, солнца и т.п. сохранились и до наших дней в украшении домов. По меньшей мере с неолита до наших дней рус. народное искусство и архитектура донесли до нас изображения языческих оберегов и берегинь. В Поволжье была широко распространена рельефная резьба, которую часто также называют корабельной. Здесь сочный узор рисунка с высокими округлыми краями уже рельефно возвышается над фоном. Узоры составлялись преимущественно из растительных элементов - из пальчатых листьев, завитков, напоминающих античный акант, плодов, цветов, гроздьев винограда, которые нередко дополнялись изображениями фантастических существ: сирен - полуженщин-полурыб, сиринов - птиц с женской головой, львов, а также классическими мотивами розеток, медальонов, квадратов и т.п. Сложная резьба с приподнятым рельефом и причудливыми узорами из переплетений трав, зверей и птиц была известна уже в Древней Руси. Богатая резьба каменных владимирских храмов XII - XIII вв., по всей вероятности, отразила бытовавшие в то время приемы резьбы по дереву. Известны колонны XI в. с рельефной резьбой из Новгорода. В XV - XVI вв. подобная резьба называлась фряжской, в XVII в. резьба с высоким рельефом называется фигурной или флемской, ею особенно славились мастера Московской Оружейной палаты. Во второй половине XIX в. в рус. деревнях повсеместно стала исчезать плоская и рельефная резьба, вытесняемая пропильной резьбой. При такой резьбе рисунок наносится на поверхность доски не с помощью выдалбливания, а пропиливается лобзиком насквозь в тонкой доске, а потом набивается на наличники, лобовые доски и т.п. Рельефная и плоская резьба сохраняется лишь в качестве отделки и дополнения к узорам, выпиленным лобзиком. Вначале пропиленные узоры были довольно просты, но к концу XIX в. из простых геометрических фигур составляются сложные композиции с растительными и зооморфными мотивами. Несмотря на упрощение процесса резьбы, стоимость украшения иногда составляла четвертую часть стоимости дома, хотя обычно средний крестьянин украшал дом лишь резными наличниками и скромным узором по фронтону или карнизу. В рус. деревянном зодчестве широко применялась и раскраска. На с. ею украшали фронтоны, подшивку свесов крыши, мезонины, балконы, ставни наличников. В Поволжье расписывались главным образом ставни окон, фронтон и ворота. Рисунки, несложные по исполнению, выполнялись в чрезвычайно яркой гамме цветов - синий, красный, зеленый, белый и желтый. Обычно раскрашивались резные украшения, а нередко и вся постройка в целом. Это предохраняло от гниения. Раскраска архитектурных деталей никогда не нарушает конструктивной пластики сооружения, а лишь подчеркивает ее выразительность.


Смотреть значение Резьба По Дереву В Древнерусской Архитектуре в других словарях

Резьба — резы (резьба, резьбы - устар.), мн. нет, ж. 1. Вырезывание, выделка разных узоров на дереве, кости. Специалист по художественной резьбе. 2. Узорчатый рисунок, вырезанный на........
Толковый словарь Ушакова

Резьба — -ы́; ж.
1. к Резать (6 зн.). Увлекаться резьбой по камню. Художественная р. Рама старинной резьбы.
2. Рисунок, узор, вырезанный на дереве, кости, камне и т.п. Ларец с резьбою.........
Толковый словарь Кузнецова

Богородская Резьба народный промысел игрушек и скульптуры из дерева(вероятно, с 16-17 вв.) в с. Богородское, ныне Сергиев-Посадского р-наМосковской обл. Из детально проработанных фигурок........

— Всерососсийскийнаучно-исследовательский (ВНИИИС) - организован в 1980 в Москве на базеЦентрального института научной информации по строительству и архитектуре.Исследования........
Большой энциклопедический словарь

Мезенская Роспись По Дереву — тип росписи деревянных прялок и утвари -ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу 19 в. в низовьях рекиМезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью........
Большой энциклопедический словарь

Резьба — в технике - чередующиеся выступы и впадины на поверхности телвращения, расположенные по винтовой линии. Различают резьбу треугольную,прямоугольную, трапецеидальную,........
Большой энциклопедический словарь

Резьба по камню — (a. stone carving; н. Steinmetzerei; ф. taille de la pierre; и. tallado en piedra, grabado en piedra) - процесс придания камню требуемой формы и внеш. отделки при помощи распиловки, токарной обработки, сверления,........
Горная энциклопедия

Труды Отдела Древнерусской Литературы — (ТОДРЛ) - непериодич. издание Ин-та рус. лит-ры АН СССР, осуществляемое с 1934. К 1973 издано 27 тт. (М.-Л.). Редакторами ТОДРЛ в разное время являлись акад. А. С. Орлов, чл.-корр. АН........
Советская историческая энциклопедия

Глухая Резьба — Несквозная резьба, выполненная в массиве древесины, рассчитанная на восприятие рельефа при солнечном освещении или специальной подсветке.
Строительный словарь

Пропиловка. Пропильная Резьба — Ажурная сквозная резьба по дереву, выполненная специальной пилой. Пропиловкой оформляются наличники, карнизы, причелины и пр. в деревянном зодчестве.
Строительный словарь

Резьба — резьба́
образованные на поверхности детали чередующиеся спиральные (винтовые) канавки и выступы постоянного сечения (нарезка). Детали с резьбой могут образовывать........
Энциклопедия техники

РЕЗЬБА — РЕЗЬБА, -ы, ж. 1. см. резать- 2. Рисунок, вырезанный на твердом материале. Узорчатая р. Ларец с резьбой. 3. Спиральная винтовая нарезка. || прил. резьбовой, -ая,-ое (к 3 знач.; спец.). Резьбовое крепление.
Толковый словарь Ожегова

Глухая резьба — выполняется стамеской или долотом в массе доски без проникновения инструмента насквозь; рассчитана на восприятие рельефа при солнечном освещении; распространена........
Архитектурный словарь

Накладная резьба — Резное деревянное украшение, не составляющее с прилегающим фоном цельного куска. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Архитектурный словарь

Пропильная резьба — Узор на деревянной доске (1) или фанере, выполненный путем сквозного пропила и предназначенный к восприятию на просвет. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Архитектурный словарь

Тогда она в основном культовый характер носила. В узорах древних орнаментов можно различить солнце, дождь, воздевающих руки к небу людей, геометрические фигуры (круги, треугольники, ромбы) и другие знаки, призванные обеспечить защиту от стихий и плодородие земли, а также служащие оберегом жилища.

Конечно, уже тогда религиозный смысл деревянных рисунков совмещался с чисто утилитарным назначением различных элементов: наличники призваны защищать от холода и влаги щели между оконными рамами и бревенчатой стеной дома, причелины - торцы под - кровельных слег и т. д. практический смысл сохранился, а культовый постепенно утратился. Только традиция художественного оформления фасада осталась. С течением времени в каждой местности формировался собственный стиль резных украшений, и узоры наличников разных областей могли существенно различаться. Деревянный резной декор отличается многообразием по технике исполнения, сюжетам и композиционному расположению на доме.



В одних регионах предпочитали использовать скульптурную резьбу, в других - глухую, в третьих - прорезную. Наиболее распространенной была и остается именно прорезная (также называемая пропильной и ажурной) резьба, хотя она возникла позже других.



Традиции и инновации.
Основные мотивы деревянной резьбы мало изменились: по-прежнему популярны геометрический и растительный орнаменты, реже встречаются зооморфный (изображающий животных) и антропоморфный (изображающий людей. Что касается видов резьбы, то во внешнем декоре дома, как уже говорилось выше, господствующее место занимает прорезная.


В доме, особенно деревянном, резьба встречается не только снаружи, но и внутри (к примеру, в оформлении лестничных балясин и ограждений, мебели и дверей обычно используется скульптурная или рельефная резьба.



Можно выделить следующие виды русской архитектурной резьбы: скульптурную, плоскую, рельефную и прорезную (ее разновидность - накладная резьба. Наверное, самый древний вид - плоская резьба по дереву, включающая ряд разновидностей - выемчатую, долбленую, городчатую и др. Наиболее распространенный мотив плоской резьбы - геометрический. На балконах, крылечках, верхнем наличнике окон и дверей многих старых деревянных домов вырезан круг с расходящимися лучами. Конечно, это символическое изображение солнца восходит к языческим представлениям о мире. С древними магическими заклинаниями, вероятно, связаны и другие геометрические фигуры, характерные для плоской резьбы, - круги, кресты, звезды, ромбы и т. д.



Скульптурная резьба наиболее для северных областей России характерна. Выступающим концам бревен и слег придавались очертания животных и птиц, как реальных, так и мифологических. Но наиболее распространен был декор охлупня на двускатных крышах русских изб. Охлупню чаще всего придавали форму конской головы, первоначально имевшую сакральный смысл. Также выполняли изображения других животных и птиц - оленя, гуся, лебедя и т. д.


Сегодня скульптурные изображения на коньках крыш делают достаточно редко, хотя подобные услуги предлагают народные умельцы и даже фирмы. Помимо торцов бревен и охлупня скульптурными изображениями различных животных и птиц подчас украшались ставни и наличники домов в некоторых российских губерниях.



Рельефная резьба была наиболее распространена в Поволжье. Она также называется долотной, поскольку основным инструментом для ее выполнения (помимо топора) служит долото. Для данного Вида резьбы характерен высокий причудливый рельеф. Самый распространенный орнамент - растительный, но часто встречаются также изображения различных животных и мифологических существ (львов, русалок, сирен.

Одним из самых ярких образцов рельефной резьбы считался деревянный дворец царя Алексея Михайловича в коломенском, построенный в 1667-1672 гг. и разобранный во времена Екатерины II. В нем тончайшей резьбой было украшено буквально все - фризы, подзоры, крыльца, галереи. Впрочем, скоро у нас появится возможность полюбоваться необыкновенным декором - восстановление дворца должно быть закончено уже в этом году.

Самая простая, а потому и самая распространенная разновидность домовой резьбы - сквозная (также называемая прорезной, про - пильной, ажурной. Она выполняется методом сквозного прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. От других видов деревянной резьбы прорезная отличается тем, что полностью удаляется фон рисунка. Впрочем, ее популярность объясняется не только относительной легкостью исполнения. Во-первых, сквозная резьба декоративно - прикладных элементов придает дому воздушность. Во-вторых, освещенный солнцем ажурный рисунок со сквозными отверстиями отбрасывает кружевную тень, а варьирующийся в течение дня угол освещения меняет теневой рисунок и облик фасада здания в зависимости от погоды. Кроме того, прорезная резьба может быть многоярусной, т. е. резные доски приче - лин и Подзоров накладываются друг на друга. Тогда ощущение воздушности деревянных кружев многократно усиливается.

Внутренний мир.
Резной декор отнюдь не ограничивается фасадом, особенно если речь идет о деревянном доме. К его стенам идеально подходит деревянное же резное убранство. Балюстрады деревянных лестниц (и прежде всего поворотных площадок) традиционно украшаются резьбой, которая может быть как весьма простой, так и чрезвычайно сложной, - резной орнамент способен имитировать почти любой стиль и любую эпоху.

Резными бывают не только балясины и перила, но и конструктивные элементы лестницы - ступени, тетивы, косоуры, площадки.

В большинстве фирм, занимающихся изготовлением резных деревянных лестниц, также можно заказать отдельные резные предметы интерьера - раму для зеркала, мебель, подсвечники и многое другое.

При заказе лестницы клиент имеет возможность предложить собственный рисунок или воспользоваться услугами специалиста. Можно сделать практически незаметные узоры, покрывающие лестницу тончайшей изысканной сеткой, либо, наоборот, создать яркий акцент. В любом случае оформление лестницы будет оригинальным, выполненным вручную по индивидуальному заказу.

При помощи резных лестниц, мебели, дверей, других функциональных и декоративных элементов удастся воссоздать почти любой интерьерный стиль, за исключением хайтека и японского минимализма. К примеру, для популярного сегодня модерна характерны причудливые растительные орнаменты, элегантные волнистые линии, поэтому деревянная резьба - один из лучших способов имитации данного стиля. Рококо свойственны изысканность, обилие декоративных элементов, волнообразный растительный орнамент, использование мифологических или эротических сюжетов. Богатый декор, торжественность и вычурность барокко - все можно передать при помощи резьбы.

Полотенце - вертикальная резная доска на фронтоне или по бокам наличников.

Подзор - резная доска или ряд коротких вертикальных резных дощечек, окаймляющих свесы кровли в виде сплошного кружева.

Фриз - горизонтальная полоса орнамента, идущая по кромке дома.
Крылья, или причелины, - украшенные резьбой две доски на фронтоне, закрывающие от влаги торцы подкровельных слег. Кисть - нижняя свешивающаяся часть причелины, наличник - декоративное обрамление оконного или дверного проема. Очень часто деревянные наличники резьбой украшаются.

Для домовой резьбы не следует выбирать эскизы с мелкими деталями. Иначе резные изделия прослужат не так долго, а небольшие элементы потеряются на фоне фасада. Кстати, домовая резьба хорошо смотрится даже издали.

Накладная резьба разновидностью прорезной является. При ее выполнении отдельные резные элементы наклеиваются или прибиваются к доске, образуя сплошной фон. Выступающие резные элементы часто в контрастные цвета окрашивают.

Охлупень (в старину) - бревно с желобом, венчающее крышу и прикрывающее верхний стык ее скатов. Конек - верхнее горизонтальное ребро стыка скатов крыши. В старину - комлевая часть охлупня в виде вырезанной головы коня над фасадом дома.

Резьба подходит не только домам в традиционном русском стиле, к примеру, украшением особняка в стиле модерн может послужить причудливый резной орнамент наличников окон и дверей с растительными мотивами - виноградными кистями, листьями и т. п. в подобных случаях чаще используется рельефная резьба.

Подробнее читайте информацию об интерьере деревянных домов