Летний праздник николая угодника. Народные традиции празднования дня памяти Николая Угодника

  • 23.09.2019

Никола Летний (также Никола вешний) - православный праздник в честь дня поминовения переноса мощей Святителя Николая Чудотворца в итальянский город Бари в конце XI века. Никола летний относится к числу непереходящих церковных праздников и ежегодно отмечается православной церковью 22 мая по новому стилю .

В православной традиции Николай Чудотворец считается одним из самых почитаемых святых, покровителем моряков, купцов и детей, а также защитником невинно осужденных.

Святитель Николай родился в греческой колонии Ликия (ныне Турция) около 270 года в семье состоятельных родителей-христиан. С раннего детства Николай был религиозен: изучал Писание, читал божественные книги, посещал литургии. Дядя святителя был епископом, он же рукоположил Николая в сан священника и поручил ему говорить поучения пастве. Прихожане полюбили нового пресвитера за его милосердие, внимательность к чужому горю и невероятную щедрость. Так, унаследовав состояние родителей после их смерти, святитель Николай раздал его нищим. Будучи скромным и кротким, святой стремился творить милостыню тайно и скрывал свои благодеяния.

Святитель Николай совершил паломничестве в Святую землю, посетив самые важные места жизни Спасителя. Вскоре по возвращении в Ликию Николай был избран епископом Мир Ликийский. Приняв архиерейский сан, святой остался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Но несмотря на свою смиренность и чистоту, святитель был ревностным и дерзновенным воином Христовой Церкви: он вел непримиримую борьбу с язычеством и ересью.

В течение своей жизни святитель Николай совершил немало чудес, за что и был назван Чудотворцем: он обличал несправедливость, спасал нищих, исцелял болящих и даже воскрешал усопших.

Достигнув глубокой старости, Николай Чудотворец мирно отошел ко Господу около 342-351. Мощи святого хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления.

Никола летний и зимний

В XI веке начались турецкие набеги на греческую империю: турки покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром. В 1087 году итальянские купцы, опасаясь осквернение святыни мусульманами, намерились перенести мощи святого из Мир Ликийских в город Бари.

Прибыв в храм, где покоились мощи святителя, купцы отправились к гробнице Чудотворца. Монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали чужестранцам помост, под которым была скрыта гробница святого. Один из монахов рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения перенести мощи и предложили им выкуп. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. Открыв гробницу, баряне увидели, что саркофаг наполнен благоухающим святым миром.

Ввиду отсутствия ковчега, баряне завернули мощи святого в верхнюю одежду и перенесли их на корабль. 21 мая корабли приплыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 22 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что вселяло еще большее благоговение к великому Угоднику. Через год в Бари была построена церковь во имя святителя Николая. Мощи Николая Чудотворца хранятся в этой церкви и сейчас - поклониться им могут все желающие.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, получило название праздника Николы Летнего, который отмечается 22 мая по новому стилю . В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского мира он не был принят, ввиду того, что в средние века чествовали преимущественно местные святыни. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой даты, потому что потеря мощей Святителя была для нее печальным событием.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари было установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, упрочившегося почитания русским народом святителя Николая.

Николой Зимним (Холодным) в православной традиции принято называть день смерти святого Николая Чудотворца. Так же, как и Никола Летний, этот день относится к числу непереходящих и отмечается 19 декабря по новому стилю.

На Руси считалось, что в этот день Николай Угодник спускался с небес на оснеженную землю и путешествовал по русской земле, изгоняя темных духов.

Иконы Николы Угодника

В Русской Церкви особенно распространены два изображения Чудотворца: ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы - фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века (хранится в Третьяковской галерее). На этой фреске святитель изображен в полный рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.

На иконах поясного типа святителя изображают с закрытым Евангелием на левой руке. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (также хранится в Третьяковской галерее).

Также в иконографии святителя иногда выделяют иконы Николы Зимнего и Николы Летнего, соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «летний» - с непокрытой головой. На большинстве икон по сторонам главы Святителя Николая имеются также небольшие образы Господа с Евангелием и Пресвятой Богородицы с архиерейским омофором в руках.

Молитвы Николаю Чудотворцу

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод:

Правилом веры, образцом кротости, воздержания учителем показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, нищетой - богатство: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Перевод:

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

Молитва первая святителю Николаю Чудотворцу

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!

Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Молитва третья святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая.

Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне.

О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство.

Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:

Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворимох ни сохранихом повелений его.

Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:

Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Молитва четвертая святителю Николаю Чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.

Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва пятая святителю Николаю Чудотворцу

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!

Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва шестая святителю Николаю Чудотворцу

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани.

И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Молитвы матери солдата Николе Угоднику

В сети Интернет можно также обнаружить так называемую «молитву матери солдата Николаю Чудотворцу». Кроме самой молитвы Николаю Угоднику, в описании следует целая инструкция, что надлежит делать матери, переживающей за своего сына, находящегося в армии. Так, прочитав молитву, необходимо купить свечи для дома и всякий раз, тревожась за сына, зажигать свечу и представлять образ своего чада. Автор молитвы называет подобный подход хорошим психологическим приемом, помогающим «на энергетическом уровне» не только служащему, но и самой матери.

За советом о подлинности и надежности такого подхода мы обратились к протоиерею Алексею Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово :

« Надо сказать, что любая молитва является, в первую очередь, не заклинанием, а живым разговором с Богом. Древние подвижники не читали молитв по молитвослову, а молились от своего сердца. Нам, простым людям, зачастую не хватает высоких слов в обращении к Господу. Однако следует помнить - для того, чтобы обратиться к Богу со всей отдачей, нам достаточно использовать молитвы, которые оставили нам святые угодники Божие.

Поэтому, если кто-нибудь из матерей желает помолиться за своего сына, который находится в обстоянии или служит в армии, лучше обращаться к Богу с обычной молитвой из православного молитвослова.

Взглянув на подобную молитву, которая идет вперемежку с заговорами и колдовством (о чем автор этой молитвы явно пишет), человек и дальше будет углубляться в эти нецерковные молитвы и заговоры. А в дальнейшем может вообще начать практиковать некую медитацию, которая кончится в итоге общением с нечистыми духами.

В этом плане не нужно выдумывать велосипед, искать особых молитв, следовать придуманным кем-то приемам. Если родители хотят, чтобы их сын был под защитой Божьей, то нужно в первую очередь самим жить по-христиански, принимать Таинства исповеди и Евхаристии, а дальше - неустанно молиться - не важно, какому святому, главное, чтобы эта молитва шла от сердца.

Храмы Николы Угодника

На Руси первая церковь во имя Николая Чудотворца была построена в Киеве княгиней Ольгой в 882 году, еще до принятия христианства. Во многих русских городах именем святителя Николая называли главные соборы и монастыри: в Великом Новгороде, Зарайске, Киеве, Смоленске, Пскове, Галиче, Архангельске, Тобольске и многих других городах. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря: Николо-Греческий (Старый) в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того, Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

В настоящее время только на территории Москвы действует около 50 храмов, названных в честь святителя Николая.

Известнейшими храмами Николая Чудотворца в мире являются: базилика на месте служения святого в Мирах Ликийских (ныне Демре, Турция), а также базилика Святого Николая в Бари (Италия), где хранятся мощи святого.

На анонсе фрагмент картины Спасение моряков святителем Николаем. (Джентиле да Фабриано, ок. 1425)

http://foma.ru/nikola-letniy.html

22 мая празднуется день святителя Николая Чудотворца. В народе этот праздник называется Никола Летний.

Святому Николаю в православном календаре праздников отдается два дня поминовения - 19 декабря и 22 мая. (Никола Зимний и Никола Летний). Если в декабре верующие поминают день смерти Чудотворца, то майский день поминовения связан с переносом его мощей.

Существует легенда, которая объясняет, почему в церковном календаре святителю Николаю отведено целых два дня поминовения. Шли как-то святой Касьян и Николай Чудотворец, увидели мужика, который пытался вытащить воз из грязи. Касьян прошел мимо - не захотел пачкаться, а Николай помог мужику. Узнал об этом Бог и положил Николе два праздника в году.

Святитель Николай Чудотворец - один из самых почитаемых и любимых святых в православном мире. Молитвы к Николаю Чудотворцу имели особую силу. Ему принято молиться о помощи, заступничестве, замужестве, об удаче в дороге.

Святой Николай еще при жизни был известен своими чудесами и добрыми делами. Несмотря на почтение его людьми, он оставался скромен и кроток и всю свою жизнь прослужил Богу. Во имя его построено большое количество храмов по всему миру. Его иконы источают чудотворное миро, а молитвы, обращенные к нему, имеют результат.

Приметы, традиции и обычаи на Николу Летнего

  • Николай Чудотворец всегда считался самым приближенным к Богу святым. По примете, молитвы в этот день имеют большую силу.
  • Начиная с Николы Летнего 22 мая начинали выгод лошадей, а также посадку картошки и гречихи. В этот день стригли овец.
  • В этот день молодые девушки, желающие выйти замуж, обращались к святому Николаю Угоднику, так как он считается еще и покровителем влюбленных.
  • Дождь на Николу Летнего - к счастью и богатому урожаю. Про этот день говорили: «Велика милость Божья, коли в Николин день дождь пойдет».
  • Если на Николу заквакают лягушки, то урожай будет хорошим.
  • С Николиного дня начиналось Предлетье (с 22 мая по 10 июня). В это время могли быть дожди и грозы. Хорошим знаком считалась сырая погода в это время - «Дождь в мае хлеба поднимает».

В русской православной традиции есть два праздника со сходным названием – Никола Летний (или Вешний) и Никола Зимний (или Студеный). Зимний праздник посвящен Николаю Исповеднику, а летний, точнее весенний – любимому в народе святому Николаю Угоднику. В нашей статье мы расскажем о том, какого числа отмечается Никола Летний в 2017 году, какие традиции и обычаи связаны с этим праздником.

Какого числа Никола Летний в 2017 году?

Праздник в честь памяти перенесения мощей святого Николая отмечается в конце мая, 22 числа по новому стилю (9 мая по юлианскому календарю). Праздник недаром называется Летним или Вешним – этот день, по традиции, встречались весна с летом, и ласковое весеннее солнышко становилось жарким и горячим летним.

Кроме названий Никола Летний и Никола Вешний, за этим праздником закрепились имена Травный день, Теплый день или Никола с теплом.

Роль праздника в православии

В отличие от католических традиций, в православии день почитания Николая Угодника отмечался очень широко. Причем такое отношение заметно только в русском православии, точнее, у славян восточных и южных регионов. Греческая церковь данный праздник не рассматривает как торжество вообще, в католицизме память перенесения мощей чтиться только в Италии. На Руси же этот праздник считался одним из самых важных и любимых в народе. Связано это с ролью Николая Угодника в русских традициях. Этот святой издавна почитался как любимец Бога, находящийся по правую руку от Него. В некоторых регионах даже существовали отдельные молитвы, правда, не одобренные церковным каноном, в которых крестьяне обращались напрямую к Угоднику с тему же просьбами, что и к Богу.

Почитание святого Николая на Руси началось в XI веке, спустя несколько десятилетий после установления православия.

Обычаи и традиции

С днем Николая Угодника связано огромное множество традиций и обычаев. В первую очередь из-за преемственности русского православия – в сознании народа Николай отчасти заменил Велеса, скотьего бога, а отчасти – Мать Сыру Землю. Отсюда и покровительство, оказываемое им землепашцам и скотоводам, в первую очередь конникам.

На Николу Летнего коней впервые выводили в ночное. В первую ночь, когда лошадей оставляли на свободном выпасе в поле, нельзя было спать, иначе в дальнейшем волки обязательно напали бы на табун. С защитой от волков связана и еще одна традиция: в столб или порог ворот втыкался нож из кованого железа; волк не нападет на подворье, защищенное таким способом.

У землепашцев существовали свои приметы, связанные с этим днем. Так, дождь на Николу Вешнего считался признаком отличного будущего урожая, а вознесенные в дождь молитвы обеспечивали дожди в нужное время в течение всего лета. Если же день был солнечным и жарким, у колодцев и ручьев устраивались молебны, в которых крестьяне просили о дожде. После молений участники крестного хода обливались колодезной водой и плескали ту же воду на скот и поля.

На Николу запрещено было ставить и чинить заборы и изгороди, делить, то есть межевать землю, а женщинам категорически запрещалось тянуть и сновать нити для ткачества.

Ну и разумеется, какой же праздник без народного гулянья? За несколько недель до Николы принято было ставить пиво, чтобы в этот день порадовать себя свежим хмельным напитком. Выпечка, орехи и изюм были обязательными блюдами на праздничном столе. На Николу Летнего принято было красить яйца – причем не только в красный, как на Пасху, но и в желтый или зеленый цвета. В некоторых губерниях крашеные яйца заменялись яичницей — обязательно глазуньей, с зеленью и солью.

Никола - бог-покровитель всех русских
средневековый писатель Ян Лисовский.

Почему У Николая Угодника два праздника?

Святитель Николай - самый почитаемый

русским народом Святой


Шли как-то по земле святой Касьян и Никола Угодник, увидели мужика, пытавшегося вытащить увязнувший в грязи воз. Касьян прошел мимо - не захотел марать райского платья, а Никола помог мужику.

Когда узнал об этом Господь Бог, то положил Николе два праздника в году - весной и осенью. Это соответственно вышеупомянутый «Никола Вешний», называемый также «Никола с кормом» (это означает, что для скота созрели травы), и «Никола Зимний», отмечаемый 19 декабря (6 декабря по юлианскому календарю). А Касьянов день (в народе его называют также Касьян Немилостивый, Касьян Завистник, Кривой Касьян) отмечается один раз в 4 года - 29 февраля.


Николай Чудотворец, Угодник Божий, на Руси испокон веку почитался едва ли наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что Николай должен был стать Богом, да отказался. По убеждению русского человека, святитель Николай был его первым помощником во всех делах и защитником от всех бед. В одной из былин говорится: «Господи Владыко свет помилует, и Пресвятая Мать Богородица заступится, и сохранит да ведь Микола Многомилостивый».

Николай Чудотворец, Угодник Божий

Анонимный автор французской книги «NOUVE AU VOYAGE DU NORT» («Новые путешествия на Север»), вышедшей в 1682 году, среди прочего отмечает: «Простой русский народ чрезвычайно туп и идолопоклонник. Те, кто живут на Севере, в Архангельске, Коле на Кольском полуострове и т. д., не знают никакого иного бога, кроме святителя Николая, который, по мнению их, управляет всем миром. Они утверждают, что он приплыл на мельничном жернове от самой Италии до гавани, носящей его имя, близ Архангельска. И если кто выскажет недоверие к этой истории, он по меньшей мере рискует жизнью ».

Оценки интеллектуального уровня русского человека со стороны заезжего французского писаки оставим на его совести. Тем не менее, суть его заметки соответствовала истине: почитание Николая Чудотворца на Руси было таковым, что святого воспринимали «главным заступником Русской земли». Более того, в таковом качестве его в средние века воспринимали и наши западные соседи - поляки. Теплых чувств к Руси они, разумеется, не питали, но как данность констатировали тот факт, что «Никола - бог-покровитель всех русских» (об этом, в частности, пишет средневековый писатель Ян Лисовский).

Еще один французский путешественник, де ла Мартиньер, также отмечая, что русские почитают святителя Николая как бога, добавил, что в результате и татары все русские иконы зовут «Николаями». Мартиньер, правда, указывал, что татары как мусульмане почитания икон не признают. Но австрийский дипломат Герберштейн рассказывает, что и татары, бывает, обращаются с молитвами к святителю Николаю.

Каноническое житие сообщает, что святитель Николай жил в III-IV вв., был архиепископом города Миры в Ликии - малоазийской провинции Римской империи (территория современной Турции) и принадлежал к числу выдающихся церковных деятелей первых веков христианства. Во время гонений на христиан, предпринятых римским императором Диоклетианом, святитель Николай вместе со своими единоверцами был заключен в тюрьму и пробыл там долгое время, «перенося тяжкие страдания, претерпевая голод и жажду и тюремную тесноту». Когда на римском престоле язычника Диоклетиана и его преемников сменил христианин Константин Великий, Николай вышел на свободу и продолжил свою церковную деятельность.

Святитель Николай не случайно почитается как чудотворец. Еще при жизни своей он прославился как умиротворитель враждующих и избавитель от напрасной смерти. В житии рассказывается о том, как святитель Николай словом успокаивал морские бури и спасал тонущие корабли, поэтому его почитали как покровителя всех плавающих и путешествующих. Неоднократно он являлся во сне сильным мира сего, чтобы восстановить справедливость и спасти невинно осужденных. Существует предание о том, как он оживил трех юношей, убитых разбойниками. Но часто помощь святителя Николая не носила чудесного характера, а была обычным человеческим милосердием - не таким уж, впрочем, распространенным явлением во все века.

Кстати, известен святитель Николай на Руси очень давно (в частности, князь Аскольд еще в 860 году крестился под именем Николая), однако настоящий культ святого угодника стал складываться только с конца XI века. И здесь не обошлось без политики. Тогдашний киевский князь Всеволод Ярославович хотя и считался «грекофилом», но вел очень активную политику по взаимодействию и с западным миром. Его дочь Евпраксия стала супругой германского императора Генриха IV, который находился в состоянии лютой вражды с римским престолом. Брак между тем тоже был несчастливым. И Евпраксии пришлось прибегнуть к помощи Папы, добиваясь расторжения брака, а тот охотно использовал откровения Евпраксии о частной жизни императора - для вселенского обличения последнего. Всеволод поддерживал партнерские отношения с папским престолом. А когда в 1087 году итальянские купцы перевезли мощи святителя Николая, архиепископа Мирликийского, из Мир в итальянский город Бари, объяснив свой поступок стремлением спасти христианскую святыню от уничтожения турками-мусульманами, Всеволод учредил на Руси праздник в честь этого события. Это - праздник, который сейчас называется «Николой Вешним» (т. е. «весенним») и приходится на 22 мая (9 мая по юлианскому календарю).

Меж тем в греческой церкви такого праздника нет и по сей день. В римской церкви святитель Николай приобрел популярность под видом святого Николауса (прообраза Санта-Клауса), но всерьез он почитается только в Бари, где мощи святителя упокоены в крипте базилики, носящей его имя. А вот на Руси почитание святителя Николая, причем всеми слоями общества, стало беспрецедентным.

Так случилось потому, что на Руси образ святителя Николая, печальника о людских бедах, полностью заслонил образ Николая - церковного иерарха. В народном сознании Николай превратился в крестьянского - «мужицкого» - святого, мудрого и справедливого, понимающего повседневные человеческие нужды, всегда готового помочь. Впрочем, такие представления присущи не только крестьянам: Никола Угодник сыздавна считается и покровителем ратных людей, а с появлением русского флота - и его моряков (покровителем моряков он считается и в Греции).

22 мая Русская Православная Церковь отмечает день переноса мощей святителя Николая . В народе этот день с любовью называется "Никола Летний".

Святитель Николай - один из самых любимых на Руси святых, в его честь воздвигнуто множество церквей. В каждом доме обязательно была икона святителя, перед ней зажигались неугасимые лампады, перед ней молились о благополучном замужестве, о путешествующих, мореплавателях, об избавлении от клеветы. Православная Церковь воспоминает святителя Николая каждую неделю: по четвергам каждой неделю наряду с апостолами.

По преданию, свт. Николай родился во второй половине III века в городе Патары в Ликии (историческая область в Малой Азии) в семье благочестивых родителей. До глубокой старости они не имели детей и в непрестанной молитве просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: родился сын, который при крещении получил имя Николай, что значит по-гречески "побеждающий народ".

Юноша воспитывался под руководством своего дяди - местного епископа. В качестве призвания Николай избрал служение Богу. Пройдя путь от младшего церковного служителя до архиерея, он стал архиепископом города Миры Ликийские. Николай отличался любовью и состраданием к людям, помогал нищим и обездоленным, раздавая почти все получаемые деньги. Себе он оставлял только самое необходимое.

Однажды Николай тайно подбросил три узелка с золотом в дом одного человека, который попал в крайне бедственное положение и должен был выдать замуж трех своих дочерей за нелюбимых женихов. Человек впал в отчаяние и решил пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для приданого. Святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы, получил от Бога откровение о преступном намерении отца и решил избавить его от нищеты и духовной гибели. В полночь он бросил в окно золото, а сам поспешно возвратился домой. Отец возблагодарил Бога и вскоре смог выдать замуж старшую дочь. Второй раз повторил свт. Николай благодеяние, а на третий раз отец решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и поблагодарить его: когда святитель бросил третий узел, отце догнал его и пал к его ногам, но святитель, по глубокому смирению велел никому не рассказывать о случившемся.

За кротость и доброту святитель Николай снискал огромную любовь народа.

Как сказано в житии святого Николая, он совершил путешествие в Иерусалим. Достигнув древнего города, святитель, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм.

Возвратившись в Ликию, святой хотел уйти от мира в Сионскую обитель, но Господь возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; иди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!".

Повинуясь, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. После кончины архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских, после того как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании, в видении был указан избранник Божий - святой Николай.

Став архиепископом, Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости и любви к людям . Это было особенно дорого для Ликийской церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284 - 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. При приходе к власти равноапостольного Константина, святитель Николай возвратился к своей пастве.

Еще одним знаменательным событием в житии свт. Николая стал I Вселенский Собор, созванный императором Константином в 325 году, когда распространялась ересь Ария. (Он отвергал божество Христа и не признавал Его Единосущным Отцу.) Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок неподобающим и лишили святителя Николая архиерейского сана и заключили его в тюремную башню. Но вскоре многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Тогда свт. Николай был освобожден, ему вернули сан.

Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж.

Достигнув глубокой старости, в 345 году святитель Николай мирно скончался.

По преданию, его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро. В XI столетии турки начали свои нападения на Греческую империю, при котором святыни христиан - храмы, мощи и иконы, - подвергались поруганию. Была попытка подвергнуть поруганию и мощи св. Николая, но страшная буря с громом и молниею не позволили этого сделать.

В 1087 году купцы итальянского города Бари вывезли мощи святителя Николая из Мир Ликийских . Объясняли они свой поступок желанием спасти христианскую святыню от уничтожения турками-мусульманами, которые в то время бесчинствовали во владениях греческой империи в Малой Азии. Также есть предание, что Николай явился во сне одному священнику из города Барии и повелел перенести его мощи в этот город.

Для переноса мощей были снаряжены три корабля . Пресвитеры и знатные горожане под видом торговцев отправились в Миры. Одновременно с жителями Бари в Миры отправились и венецианцы, которые также хотели перевести мощи Николая к себе.

Баряне прибыли в Ликийскую землю окружными путями, через Египет и Палестину. Вначале баряне пытались подкупить монахов и забрать мощи. Но монахи стали сопротивляться, и тогда баряне применили силу. Гробница была вскрыта, и мощи перевезли в Барии. Путешествие длилось 20 дней и завершилось 9 мая (22 мая по новому стилю).

Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными исцелениями больных. А через год в городе специально была построена церковь во имя святителя Николая, которую освятил папа Урбан Второй.

Преподобный Нестор Летописец свидетельствует, что первая церковь во имя Святителя Николая на Руси была построена в Киеве еще в 882 г - до официального принятия христианства.

Прекрасно характеризует нам надежду русского воинства на святителя также следующий обычай, соблюдавшийся в Московской Руси. В 9 или 10-м часу вечера, когда запирались ворота Кремля, стража стрелецкая начинала так перекликаться: "Близ собора Успенского часовой страж первый начинал протяжно и громогласно, как бы нараспев: "Пресвятая Богородица, спаси нас!" За ним второй в ближнем притине возглашал: "Святые Московские чудотворцы, молите Бога о нас!" Потом третий: "Святый Николае чудотворец, моли Бога о нас!" Потом четвертый: "Вси святии, молите Бога о нас!" Пятый: "Славен град Москва!" Шестой: "Славен град Суздаль!" и так называли Ростов, Ярославль, Смоленск и проч. Потом первый опять начинал: "Пресвятая Богородица..." и т. д. Ясно видно, кого, наряду с Божией Матерью и Русскими угодниками Божиими, Русские воины считали своим защитником и покровителем".

Церковное предание хранит свидетельства о множествах чудес, совершаемых по молитвам Николая. Предание о том, как Николай Мирликийский избавил от смерти трех невинно осужденных, вдохновило И. Репина на написание картины. В клеймах иконы святителя запечатлены чудеса, вошедшие в его жизнеописание.

Но не только в книгах и летописях можно прочитать о чудесах святителя: и сегодня святитель как и всегда помогает тем, кто обращается к нему с молитвой, и современные нам чудеса святителя происходят не реже, чем в прежние времена.

Много чудотворных икон святителя были созданы в России и принесены из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения врагов.