Крест из травы на ивана купала. Купальские травы — сбор целебных трав в канун Ивана Купалы

  • 03.03.2020

Купальская ночь всегда была наделена особой магией. В ночь с 6 на 7 июля, кажется, даже в воздухе витает дух магии и колдовства. Издавна об этом знали травники и умело пользовались. Ведь особая сила пронизывает в этот день травы и коренья, дарит им лечебные свойства, которые способны исцелять самые тяжкие недуги.

© DepositPhotos

Редакция «Так Просто!» расскажет тебе о магии купальских трав: какие растения нужно собрать в этот день и какие недуги они лечат.

Целебные травы

Сбор трав для знахарей был особым действом, в котором нужно было соблюсти множество правил. Большая часть из них направлялась на защиту от злых сил, ведь считалось, что им не нравится, когда знахари собирают целебные травы. На какие только ухищрения не шли целители, чтобы нечисть не трогала их: от чтения молитв до сбора трав нагишом.

Другая часть ритуалов была связана с благодарением. Срывая растения, непременно нужно поблагодарить матушку-природу за разрешение воспользоваться ее дарами. Современному человеку всё это может показаться сказками, но многие знахари и сейчас верят в магическую силу купальских трав. Луга уже покрыты травами, значит, пришло время их собирать. Давай посмотрим, что же именно нужно собрать в свою корзину.

  • Иван-да-марья
    Конечно, трав есть великое множество, но мы расскажем лишь о самых ценных. Одним из таких растений всегда был цветок иван-да-марья . С ним связана очень трагичная история. Брат Иван и сестра Марья полюбили друг друга, не зная о своем родстве. Когда же узнали всю правду, жизнь им стала не мила. Иван (желтый цветок) от отчаянья бросился в огонь, а Марья (синий цветок) утопилась.

    От того люди на Ивана Купала и зажигают костры, вспоминая Ивана, и купаются в реке в честь Марьи. Это растение неразрывно связано с летним праздником. Вот и заготовить на год его нужно именно в этот день. Опытные травницы всегда в первую очередь собирали именно иван-да-марью, а не окутанный легендами папоротник.

    Свежевыжатый сок растения улучшает слух и память. Цветы защищают дом от злых сил, а людей - от сглаза. При головной боли пьют такой отвар: 20 г травы заливают 200 мл воды комнатной температуры, после надо прокипятить 15 минут и дать настояться. Принимать по одной столовой ложке 3–4 раза в день. Или же смочи ткань в отваре и приложи к голове.

    Ко всему прочему отвар из растения служит хорошей профилактикой атеросклероза и аритмии. Используется как кровоочистительное средство. Можно использовать для наружного применения как антисептик.

  • Любисток
    Это славное растение придет на помощь при подагре и ревматизме: 5 г высушенных корней вари 10–15 минут на слабом огне, после дай настояться 2–3 часа, процеди. Принимай по столовой ложке за 30 минут до еды.

    Корни растения используются как приправа для разнообразных блюд. Если использовать его для приготовления пищи постоянно, наладятся обменные и пищеварительные процессы в организме. Собранный в купальскую ночь любисток имеет свойство залечивать раны.

  • Плакун-трава
    В народе считается одной из магических трав и наделена множеством целебных свойств. У нее несколько названий: дербенник, плакун-корень, божья трава. Время цветения наступает в начале июля. Известна трава своими кровоостанавливающими и успокоительными свойствами.

  • Полынь
    Растение с горьким вкусом и сильным запахом, используется для нейтрализации нечистой силы, а также для лечения. Раньше девушки собирали полынь с самого утра на Ивана Купала и привязывали к поясу или вплетали в косу, чтобы уберечься от нечистой силы. С ее помощью люди защищали и свои дома, раскладывая на крыше листья лопуха, полынь и ветки ольхи.

  • Крапива
    Еще один сильный оберег от русалок, колдунов и прочей нечисти. Крапиву раскладывали на окнах, на порогах домов, вешали на дверях, чтобы защитить дом. А перед купанием в Иванов день бросали крапиву в воду для защиты от русалок.

    Крапива помогает при ревматизме: нужно нажалить больное место жгучим растением. Еще из крапивы можно приготовить зубной порошок, который сделает твои зубы крепкими, а улыбку сияющей.

  • Все эти растения целебны и в другое время, не только в купальскую ночь. Просто считается, что энергия праздника напитывает их и дает особую силу. Таким образом они полностью раскрывают свой потенциал. Если ты любишь собирать травы, то день Ивана Купала - идеальное для этого время. Используй магию этого дня на полную!

    А веришь ли ты в магию купальской ночи ? Расскажи в комментариях.

    Р-он жд. переезда — «Ночь ворожбы и чародейства», начало в 18.00.

    Предварительная запись по телефонам: +375-29-913-49-62 Михаил; +375-29-665-07-54 Ирина.

    Программа и информация.

    Дни 21-22 июня по старому стилю (6 и 7 июля по новому) в древности считали самым магическим временем, когда Господствующими силами природы приоткрывалась завеса тайн, и они делились с людьми высшими силами. Наши предки старались использовать их с пользой для себя и своих родных. Считается, что в этот день стоит начинать те дела и совершать те поступки, которые должны поменять не только Вашу судьбу, но и судьбу окружающих, так как в этот день рождается точка силы времени, то есть человек может иметь особую власть над временем над будущим. В Купальскую ночь обязательно разжигается костер, через который нужно перепрыгнуть, чтобы на весь год зарядиться здоровьем и благополучием, кроме этого- нужно обязательно искупаться в воде, а лучше- поочередно совместить эти процедуры, так как Вы таким образом соедините в себе стихию Огня и Воды, что даст Вам крепкое здоровье и долголетие, а также-избавит от негатива, который накопился за целый год.

    21-22 июня — своего рода пик, середина лета, потому к этому времени все цветы, травы, деревья переживают пик своего расцвета, что автоматически наделяет их особой магической силой. Купальская ночь- это ночь максимального могущества трав, потому этой ночи так ждут все травники, знахари и т.д., так как травы, собранные в Купальскую ночь, действительно всегда обладают лекарственными, исцеляющими свойствами.

    Какие травы лучше всего собирать в Купальскую ночь?

    Дербенник (плакун-трава), бальзамин (разрыв-трава), девясил, зверобой, кувшинка (одолень-трава), богатки, чернобыльник (полынь), крапива, пастушья сумка, заячья капуста (кислица).обязательно помните, что срывать травы нужно без ножа (!), то есть — голыми руками, при сборе трав нужно приговаривать постоянно: Рву я (свое имя) от травки цветочки, от земли коренья, на что они полезны, на то их я и рву!

    Свойства трав.

    В качестве оберега использовали (искать в сырых местах вдоль водоемов собирать цветы и корни на заре), способную изгонять нечистую силу отовсюду, лечить кожные заболевания и снимать похмельный синдром и вообще незаменимая травка при пищевых отравлениях. Одолень-трава (кувшинка растение всем известное), помогает преодолеть все препятствия. С ним можно и по разным судебным учреждениям ходить, чтоб выиграть тяжбу, и сердце девушки присушить, и скотину сохранить. А уж коль собрались вы в дорогу по торговым делам или родню проведать, непременно одолень травой запаситесь.

    Предание о разрыв-траве гласит, что её огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение — разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится — это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения.

    Зверобой защитит Ваш дом от краж и утрат, шиповник или крапивазащитит от происков нечистой силы и сглазов, ну и конечно же — какая Купальская ночь без легенды про цветок папортника? Все наслышаны о цветке папоротника, который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу.

    Что еще надо сделать в купальскую ночь?

    • Если Вы нуждаетесь в карьерном или духовном росте: Вы должны в Купальскую ночь лечь в высокую траву и сказать ровно 7 раз подряд такие слова: " Трава выше земли, а я (имя Ваше) выше травы!". Когда произнесете последний, седьмой раз эти слова, Вам нужно резко встать и уйти, не оглядываясь. В течении года Вы увидите, что действительно достигли тех успехов, на которые рассчитывали в плане карьеры или духовного развития!
    • Знаете волшебную силу купальской росы, которую Вы обязательно должны использовать в своё благо! По праву считается, что купальская роса помогает омолодиться, быть здоровым круглый год и т.д. Если искупаться (в прямом смысле) в этой росе- будете здоровыми и бодрыми целый год, это факт! На заре 22 июня (7 июля) собрать раннюю росу и умыться приговаривая: «Сила царская, сила земная! Дай красы бесконечной. Молодости вечной. Аминь».
    • Чтобы в этом году выйти замуж, нужно перед сном собрать букет из 12-ти разных трав (чертополох и папоротник обязательно) и положить под подушку.
    • К магическим купальским атрибутам относятся очищающие костры. По окружности них нужно хорошенько поплясать, ещё лучше поскакать через них: кто более удачно и выше прыгнет, тот и счастье привлечет.
    • В обязательном порядке окунитесь в какой-либо водоем. Это на весь год прибавит вам жизненных сил, свежести и хорошего здоровья.
    • Раньше девушки плели себе венки из цветов и трав (в знак своей красоты и очарования), а парни — из дубовых листьев (в знак своей силы). Венок сплавляли по воде, пускали по течению, а по тому, как именно он плывет, определяли судьбу. Иногда к венку прикрепляли свечу и зажигали ее. Если венок утонет - нехороший знак, предвещающий обман со стороны любимого человека. Если венок расплетется или станет неподвижно на воде — в ближайший год мало шансов сыграть свадьбу. Когда венок плывет вперед, по течению — свадьба состоится, а семейная жизнь будет благополучной. Направление, куда плывет венок, могло подсказать, в какой стороне живет будущий муж.

    • Традиционное купальское действие — прыжки через костер по парам.Если в прыжке руки молодых людей разъединились и вслед парочке из костра вообще не вылетело никаких мелких искр — свадьбы не будет. Если руки не разъединились и из костра полетели искры — к скорой свадьбе. Если руки не разъединились, но искр не было — скорее всего, свадьба будет назначена, но по каким-то причинам не состоится. Если руки разъединились, но вслед влюбленным полетело много искр — вероятно, пара будет счастливо жить вместе, но сама свадьба произойдет не скоро или не случится вовсе.
    • Каждому человеку, который жаждет счастливой жизни, здоровья и, конечно же, взаимной любви, настоятельно рекомендуем запастись волшебным букетом, собранным из купальских трав по окончании захода палящего солнца 22 июня (6 июля). Скомпоновать его требуется из листочков папоротника, иван-да-марьи, чертополоха и подорожника. В древности были уверенны, что папоротник — властелин празднества — осуществляет абсолютно любые мечты. Иван-да-Марья — вознаграждает любовью. Подорожник с чертополохом — предохранят от одиночества. Накануне сна купальский букетик подложите под подушечку и произнесите: “Трипутник-попутник, проживаешь подле стези, зришь малолетнего и стародавнего, пригони-ка для меня моего нареченного”. Трава чернобыльник (полынь обыкновенная) должна быть подвешена над спальным местом тех барышень, которые предполагают, что им сделана порча или наколдован венец безбрачия. Ведь все злые силы: ведьмы, бесы — панически трепещут перед полынью как перед огнем.

    Публикации раздела Традиции

    Иван Купала. Вода, огонь и травы

    К олосок, Кресъ, Купала. Древний праздник середины лета - Солнцеворота. B ночь на Ивана Купалу на Pycи кyпaлиcь, пpыгaли чepeз кocтpы и coбиpaли цeлeбныe тpaвы, чествуя бога плодородия. Верили, что солнце в колеснице выезжает навстречу своему супругу месяцу. «На Купалу - солнце на зиму, а лето на жару». Традиции языческого праздника изучала Наталья Летникова.

    Вода

    Иван Курылев. Ночь на Ивана Купалу (фрагмент). 1920. Музей-заповедник «Царицыно», Москва

    В один из самых мистических праздников реки и озера обретали невиданную силу. Славяне верили, что вода - символ духовного перерождения, и погружались в водоемы, оставив предубеждения. Считалось, что вплоть до Ильина дня вся нечисть выходила из воды, а сама вода на Ивана Купалу приобретала магические свойства. Особой силой народная молва наделяла в этот день росу. По традиции росой умывались, полагая, что это влага, посланная Небесами. Неразрывно на Ивана Купалу связывали воду с огнем. Символы такого единения - костры.

    Огонь

    С последними лучами солнца по высоким берегам и на холмах закладывали очищающие костры - рядом с ржаным полем. Парни и девушки собирали хворост со всей округи и закладывали гигантскую пирамиду, помещая в центр шест с колесом или смоляную бочку. Зажигали купальский костер от «живого огня», добытого по старинке - трением. Вокруг огненного столба водили хороводы, пели, плясали, прыгали через пламя. Чем выше - тем будешь счастливее и получишь защиту от порчи, заговоров и русаличьей напасти. Ну а если перемахнуть через костер парой и не разомкнуть рук - верный признак скорой свадьбы. А для верности - еще и венок пустить по воде.

    Венки

    Иван Голиков. Гадание на венках (фрагмент). 1920-е. Кустарный музей, Санкт-Петербург

    Дикие травы и цветы заплетались к празднику Иван Купала в девичий венок, чтобы проплыть в ночи по реке и предсказать судьбу. Базилик и барвинок, герань и папоротник, роза и ежевика, ветки дуба и березы. В венок собирали не менее двенадцати трав и цветов. Случайных растений у знающих девушек не было. Да и сам венок - это и символ круга, совершенства, и кольца - непрерывный союз. А будущее, в том числе и союза, предрекал венок, пущенный по воде. Древняя традиция - пустить венок по воде с зажженной лучиной или свечой. Это когда «уж замуж невтерпеж», но иногда сохраняли этот символ и после праздника как защиту полей от града или огорода от червей.

    Травы

    Главная загадка Ивана Купалы - папоротник, что, по преданиям, цветет лишь в эту ночь. Призрачный цветок тому, кто его сорвал и сберег, сулит невиданные способности: понимать язык зверей и видеть клады в глубине земли. Он якобы открывает замки ко всем сокровищницам, помогает стать невидимкой или повелевать землей и водой, а еще принимать любое обличье. В ночь на Купалу выходили за травами знахарки и ведуньи. Отыскать арарат - траву, которая, по вятским сказаниям, давала власть над нечистой силой, или разрыв-траву, подобно папоротнику делавшую человека невидимкой. Собирать травы, по преданиям, нужно в полночь, тайком и сняв нательный крест.

    Поверья

    В ночь на Ивана Купалу заканчивали петь веснянки , водили хороводы и пели о любви. Но и практическую сторону праздника не забывали. Освященную вербу приносили на пастбища, чтобы ведьмы не отобрали у коров молоко. Охраняли надои, развесив на воротах в хлеву крапиву. Защищаясь от нечистой, втыкали в стол, окна и двери острые предметы. Магическими свойствами наделяли даже головешки из купальского костра. Считалось, что заброшенные в поле угольки смогут защитить урожай от нечистой силы. Иванова ночь - самое время вывести ведьму на чистую воду. Не пришла женщина к костру в ночь на Ивана Купалу - оказалась под подозрением.

    Гадания

    В «молчаливой воде» на Ивана Купалу гадали на любовь или удачу. На закате бросали камушек в таз с водой, задумывая желание. Если четное число кругов пойдет - исполнится, нет - тогда не жди. Загадать желание можно было, пустив венок по воде. Если уплывет венок далеко, то и желание сбудется. В какую сторону венок поплыл, оттуда и жениха ждать, а на месте стоит - не скоро замуж идти. Уж если венок пойдет на дно - жди неудачи в любви: «Венок утонул - милый обманул». А вот какого милого выбрать? Поможет гадание на папоротнике. Сколько претендентов - столько веточек. Загадать на каждую и все на дно опустить. Кто быстрее всплывет - за того и замуж идти.

    Традиции

    Купальские песни известны не меньше, чем сами обряды праздника. Пели их до недавнего времени - еще в конце ХХ века. К примеру, в Смоленской области, на Западной Двине. И диалог с «купалинкой», и выгон ведьмы, и осмотр полей - «Марья Йвана в жито звала»... Иван Купала есть и музейный - как праздник папоротника в усадьбе Смидовичей под Тулой, библиотечный - как в Подборской сельской библиотеке под Калугой, парковый - в урочище Кизил-Коба Домбровской долины. Или фестивальный, как в Пермском крае «Купальские ночи». Современный взгляд в языческое прошлое Руси с непременными атрибутами - купаниями, костром и протяжными песнями, что разносятся по летним полям.

    Купальские травы - травы, цветы, ветви деревьев, коренья, сбор и применение которых входят в ритуальный комплекс празднования Купалы. По народным поверьям, они отличаются особой волшебной силой и целебными свойствами. Травы собирали в ночь на Купалу или на рассвете по росе, чаще засушивали и использовали как средство от всех напастей, в девичьих гаданиях, при лечении людей и животных.

    Славянские традиции

    К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман, адамова голова, болотный голубец, ревенька, земляника, трава на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, аир, муравьиное масло, медяница и петров крест.

    Отваром, сделанным из трав, собранных на Купалу, мыли голову, чтобы она не болела в течение года. На Украине существует поверье, что целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети.

    Девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей.

    Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость, урожайность злаковых и огородных культур. Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков.

    В XVI и XVII столетиях собиратели трав преследовались наряду с закоренелыми преступниками.

    «Егда приходит великий праздник, день Рождества Предтечева», - писал летописец, - «исходят мужие и жены чаровницы по лугам и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя травы и приветрочрева, от травнаго зелия на пагубу человеком и скотом; ту же и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим, с приговоры сатанинскими».

    В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

    Папоротник

    Папоротник особо выделяли среди других растений, его считали дьявольским и вместе с тем чудесным зельем. В Нижегородской области, собирая «купальские» растения, папоротник брать не решались, называя его «колдовской» травой. В иных местах, наоборот, он был главным в ряду растений: большие пучки папоротника подвешивали в хлеву против ведьм (Речицкое Полесье. У всех славян известны поверья о колдовских свойствах его расцветающего ночью цветка.

    Иван-да-марья

    Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, купава-да мавка или купавка, как его называют в народе. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами - братом и сестрой, по народным легендам, они, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, и едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве.

    Эта легенда восходит к архаичному мифу о близнецах, один из которых - Иван (Купало) - связан с жизнью и огнем, а другой - Марья (Мавка)- со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

    Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:

    Иван Марью Звал на купальню.

    Где Иван купался - Берег колыхался.

    Где Марья купалась - Трава расстилалась.

    Купался Иван, Да в воду упал.

    Полынь, чернобыльник, божье дерево - растения с горьким вкусом и сильным запахом, используется для нейтрализации нечистой силы, а также в лечебных и магических целях; символ тоски, горя, злобы, о чём говорят русские пословицы: «Не я полынь-траву садила, сама окаянная уродилась»; «Чужая жена лебедушка, а своя - полынь горькая». Защитой от мавок и русалок служит, по народным верованиям, чеснок, хрен и полынь. Чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь. Для защиты «своего» пространства от нечистой силы в канун Купалы клали на крышу листья лопуха, полынь, ветки ольхи.

    Восточные славяне накануне Купалы или Духова дня в качестве оберега от русалок, колдунов и другой нечистой силы раскладывали крапиву на окнах, на порогах домов. В Пинском Полесье на Купалу вешали крапиву на дверях сеней, у хлевов - от русалок. В Иванов день перед купанием в реке в воду бросали крапиву для защиты от русалок; в Чехии считали, что водяной не причинит зла человеку, у которого в руках крапива.

    Сея лён, хозяин первую горсть семян бросал в крапиву, её использовали в колдовстве и магии: крапиву сжигали, чтобы прекратить град, при первом ударе грома втыкали крапиву в одежду, в цепь очага, чтобы молния не ударила в дом. В восточном Полесье, особенно в черниговской зоне, купальский костер нередко могла заменять охапка воткнутых в песочную кучу трав (чаще всего крапива); через неё так же перепрыгивали, как и через огонь.

    Клевер

    Наши предки считали, что клевер несет в себе великую силу любви, счастья, красоты и молодости. Его листочки собирали, сушили и потом всегда носили с собой в чистом лоскуте или в носовом платочке. А поутру выходили на поляну и собирали с клевера росу. Сливали ее в небольшой сосуд, затем на весь день ставили в него три веточки клевера. На ночь этой водой умывались, используя ее вместо крема от морщин.

    По легендам и преданиям, огромной магической силой обладала и плакун-трава, которую называли матерью всех трав: если, держа ее в руках, собирать другие травы, то магическая и лечебная сила автоматически переходит и на эти растения. Она смиряет беснования злых духов, уничтожает чары колдунов и ведьм.

    На Руси Ивана Купалу называли еще Иваном Травником. В 1650 году царь Алексей Михайлович даже приказал в ночь на Ивана Купалу направить крестьян для сбора трав, а затем описать, где какие из них растут. Собранные травы доставляли лекарям бережно, по особой инструкции: "Надрав тое траву, велено перебрать начисто и высушить на ветре или в избе на легком духу, чтобы та трава от жара не зарумянела, и тое траву зашить в холстины и положить в лубяные коробки, зашить в рогожки накрепко, чтобы из тое травы дух не вышел".

    В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год. Наибольшим вниманием пользовались:

    1. Петров-крест - трава, похожая на простой горох без стручков (Крест находится в корне, на глубине двух аршин, и предохраняет и от колдунов, и от нечистой силы.)

    Петров крест произрастает в лесах. Вид у него странный, необычный. От земли поднимаются толстые лохматые «ростки» бело-розового цвета. Если внимательно посмотреть, можно заметить, что у растения есть сочный беловатый стебель, а на нем расположены мно-гочисленные темно-розовые цветки, плотно прижатые друг к другу. На том же стебле сидят и при-цветные листья - широкие розовые чешуйки. Настоящих зеленых листьев у растения нет. Когда встретишь Петров крест в лесу, всегда обращаешь на него внимание. А если видишь впервые - смотришь с удивлением, как на какую-то диковинку.

    Петров крест мало кто видел в природе, хотя он вовсе не редкость. Дело в том, что это растение появляется на свет лишь на короткое время весной - всего на несколько недель. К лету вся надземная часть отмирает, и только в почве сохраняются живые корневища - толстые, белые, разветвленные, уходящие в глубину. Корневища примечательны тем, что густо покрыты с поверхности видоиз-мененными листьями, напоминающими маленькие мясистые ковшики.

    С лечебной целью используют траву и корни, собранные во время цветения. Это замечательное противоопухолевое средство, которое дает хорошие результаты лечения при сочетании с болиголовом, аконитом (борцом), прострелом, Молочаем Палласа и др. лекарственными препаратами. Петров крест используют при заболеваниях почек, печени (гепатит, цирроз, рак), при отечности, водянке и асците, при гинекологических заболеваниях, для регулирования овуляции яйцеклетки, мышечного тонуса матки и стимуляции оплодотворения яйцеклетки, то есть при бесплодии.

    2. Чертогон (сейчас - чертополох, татарник, на фото справа)) - трава с теми же свойствами: ее втыкают в трещину над воротами и калиткой - от колдунов, и под крышами - для изгнания чертей. Чертогон-трава - гонит бесов, порчу, всякие болезни целит и девичью зазнобу унимает.

    Чертополох курчавый - Семейство Астровые - Asteraceae или Сложноцветные.

    Народные названия: басурманская трава, бодяк красноголовый, волчец, дедовник, драпач, еж, колкий арепейник, колючник, репей колючий, татарник, царь-мурат, чертогон, шишебарник.

    В русской народной медицине отвар травы использовали как кровоостанавливающее средство, при нервных расстройствах, при гонорее, отвар соцветий и листьев применяли при золотухе. В народной медицине многих стран Запада и Востока отвар корней используют при лечении неврозов, бессоннице, эпилепсии. В народной медицине Беларуси, а также нанайской народной медицине применяют дым сухой травы для окуривания детей при испуге или в ваннах из травы купают нервных детей; отвар верхушек растения дают пить детям при конвульсиях. При бронхиальной астме рекомендуют курить высушенные измельченные листья чертополоха или дышать дымом от его листьев, положенных на тлеющие угли.

    В китайской медицине соцветия применяют при простуде, кашле и ревматизме. В тибетской медицине и народной медицине Забайкалья препараты из соцветий или корней назначают при гастроэнтеритах, поносах, простуде, бронхитах, воспалении легких, а также как рвотное. Свежий сок из листьев растения используется для промывания гнойных ран и язв для их быстрейшего заживления. Для этих целей рекомендуют прикладывать к ранам кашицу из свежей измельченной травы.

    3. Чернобыль-трава (полынь обыкновенная - на фото слева). Эту траву заплетают в плети и кладут их «под Иванову росу» с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья».

    Сбор № 1. При почечно-каменной болезни. Полынь обыкновенная (чернобыль, трава) - 10 г, толокнянка (листья) - 15 г, хвощ полевой (трава) - 10 г, морковь (семена) - 15 г, укроп (плоды) - 10 г. 12 г смеси настаивать в протопленной духовке 12 часов в 2 стаканах воды. Кипятить 5 минут, процедить. Принимать по 0,5 стакана 4 раза в день через час после еды.

    4. Зяблица - помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия ее нужно выдержать в молоке. Другие названия: кормовый, дикий (Ярославская область), журавлиный, мышиный и воробьиный горошек, гусинец, гороховник, зяблица или журавлина (Vicia sativa L.)

    Вика кормовая - Vicia sativa L - кормовый/дикий/журавлиный/мышиный/воробьиный горошек/ - гусинец/гороховник/зяблица/журавлина - на фото слева.

    В надземной части растения содержится до 30% протеина, более 3% жира, до 300 мг% аскорбиновой кислоты, до 15 мг% каротина.

    В народной медицине применяют как мягчительное, ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство.

    Как растение, плоды которого съедобны, было известно издавна. В прошлом в неурожайные годы население Польши, Болгарии, Югославии, Румынии употребляло семена горошка мышиного в пищу. Из зрелых семян мололи муку, которую использовали в качестве добавки в хлебопечении, из этой муки варили каши, похлебки. Семена по вкусу напоминают чечевицу. Перед использованием в пищу их необходимо тщательно промыть и отварить или вымочить в содовом растворе. В Англии отвар растения давали грудным детям как прикорм.

    Большим спросом пользовались также травы: «дивий сил», крапива от ревматизма, «мария-магдалина» (от тоски), «богородская» трава (для окуривания отелившихся коров), заячья капуста от ожогов, багульник от простуды и кашля.