Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики. Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы праздника

  • 29.09.2019

Образ Благовещения – один из самых популярных в иконографии. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают ежегодно 7 апреля. Именно в этот день, за 9 месяцев до рождения младенца-Иисуса, началось искупление грехопадения человечества.

Слово «Благовещение» переводится со старославянского языка как «добрая новость». В этот день к Деве Марии снизошел Архангел Гавриил. Он сообщил, что она своей праведной жизнью заслужила право родить на свет Спасителя. Божия матерь приняла эту новость с радостью и любовью, и именно с такими чувствами верующие встречают праздник Благовещенья.

Сюжетные особенности изображения

Очень многие художники изображали Благовещение Пресвятой Богородицы; иконы и фрески этой тематики начали появляться в древний период истории христианства. Интерес к изображаемому событию не утратился до сих пор. Существует три основных сюжета иконы Благовещенье, используемые из века в век:

  1. Архангел Гавриил сообщает Пресвятой Деве новость о том, что ей предстоит стать Матерью Божьей. Дева Мария принимают эту весть с радостью, покорностью. К данной группе относится, к примеру, Устюжская икона.
  2. Образ представляет собой диптих, то есть два изображения, объединённых общим сюжетом. На одной иконе рисуют Архангела Гавриила, а на другой – Богоматерь. Такие изображения можно увидеть на церквях, царских вратах.
  3. Образ Богородицы изображается без Архангела. Дева Мария сидит в умиленной позе, нередко перед книгой. Такие иконы часто называют «Се раба Господня» по тем словам из Евангелия, которые произнесла Богоматерь, получив благую весть.

Изображения последнего типа следует отличать от икон Остробрамская Виленская, Умиление Серафимо Дивеевская, Скорбящая, Калужская.

За что почитают этот святой образ?

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы имеет огромное значение для всего православного мира, но больше всех ее почитают женщины, которые видят в Матери Божьей идеал женщины, матери. В день праздника Благовещенья, 7 апреля, икона Божией Матери увеличивает свою силу и помогает всем, кто обращается к ней с просьбами.

Святой образ может помочь как тем, кто использует готовые молитвы, так и тем, кто обращается к Святой Деве своими словами, главное – молящийся должен искренне верить, что старинная икона Благовещения поможет ему. Образы Девы Марии помогают тем, кто хочет:

  • получить искупление грехов;
  • избавиться от власти других людей;
  • освободиться от пагубной зависимости (алкогольной, наркотической, игровой);
  • выйти из заточения;
  • избавиться от душевных или физических недугов;
  • излечиться от бесплодия, испытать радость материнства / отцовства;
  • получить душевное облегчение;
  • освободиться от действия черной магии.

Обращаться к старинным образам Богоматери можно и с другими проблемами, Святая Дева не откажет в помощи тем, кто готов довериться ей. В соответствии с древнейшими традициями в Благовещенье нельзя заниматься никакой работой, а если праздник совпадает с Великим постом, то разрешено смягчить пост и подать на стол рыбу. Но следуя традициям, не стоит забывать, в чем главный смысл праздника. Ритуалы не должны заменять его, их цель – помочь человеку правильно настроиться на общение с божественными силами.

Наиболее известные изображения Пресвятой Девы в момент получения благой вести

Существует множество икон, фресок, а также списков с них, репродукций, изображающих момент Благовещенья. Одни из этих изображений – старинные, а другие – относительно новые, современные. Время создания первого образа Благовещения – 2 век, изображение появилось в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы. Все иконы, посвященные данной тематике, обладают божественной силой независимо от того, в каком веке они были созданы. Рассмотрим наиболее известные изображения.

Икона Андрея Рублёва

По мнению экспертов, икона из иконостаса Благовещенского собора Кремля принадлежит кисти великого иконописца Андрея Рублева. Изображение было сделано Андреем Рублевым в 15 веке, предположительно в 1405 году. Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, настроение, композиция дают право говорить о ее принадлежности кисти великого мастера. Образ, написанный на липовой доске, сейчас хранится в Троицком Соборе.

К особенностям иконы относятся:

  1. Отсутствие скученности фигур. Андрей Рублёв считал, что икону не нужно загромождать второстепенными деталями, изображение должно быть простым, хорошо читаемым с большого расстояния.
  2. Наличие центральной оси. Великий иконописец всегда выделял центральную ось иконы, а половинки изображения как бы двигались по направлению к этой оси с двух сторон. Сюжет образа построен на диалоге Архангела Гавриила и Пречистой Девы. Изображение делится на две половины: левую – небесную, архангельскую, и правую – земную, богородичную. В горизонтальном пространстве происходит диалог небесного и земного, а в вертикальном осуществляется боговоплощение: Святой Дух в виде зелёного луча нисходит на Деву Марию. Устремлённость половин иконы к центру, диалогу создает целостность, единство композиции.
  3. Особая праздничная цветовая гамма, специфический колорит. Радостное настроение изображению придают золотистый фон и яркие красные пятна. Архангел Гавриил выполнен в зелёном и золотистом цвете, при этом зелёный цвет символизирует жизнь, Святой Дух. Богородица держит в руках красную нить, из которой прядёт завесу для Иерусалимского храма. Одежда Девы Марии синего и вишнево-коричневого цвета. Первый из этих цветов символизирует небо и молитвенное настроение, а второй – царственность Святой Девы. Престол Девы Марии покрыт красными и зелеными подушками. Красный цвет символизирует радость, жертвенность, а зелёный – жизнь, обновление.

Описание этого образа позволяет увидеть его отличие от старинного канона, которому следовали византийские и греческие иконописцы. Особенностями их изображений были мрачность, порывистость, резкость. На иконе Рублева мы видим надежду, радость, человеколюбие, внутреннюю силу, торжественность. Хотя на дворе был всего лишь 15 век, но знаменитый мастер смог создать свой неповторимый стиль, который стал основой для русской иконописной школы.

Киевская мозаичная икона

На восточных столбах Киево-Софийского собора, поддерживающих алтарную арку, присутствует мозаичная композиция «Благовещение». Она включает изображения архангела Гавриила и Богоматери. Пресвятая Дева держит в руках веретено с пурпурной пряжей, ее одежда синего цвета, а лик – розоватого, белого, зеленовато-серого. Архангел Гавриил обращён к Богородице, правой рукой он совершает благословение, а левой держит жезл.

Фигура Архангела и Богоматери изготовлены разными мастерами и между образами есть множество различий. Гавриил массивен, грузен, складки его одежды прямоугольные, ломкие. Изображение Богоматери выглядит более легким и искусно сделанным. В мозаике отсутствуют какие-либо указания на место действия, также сведен минимуму набор информативных деталей, что является особенностью иконописи, относящиеся к веку македонской династии.

Чудеса, сотворенные иконами

Согласно преданиям, устюжской иконой и другими святыми образами Благовещения было совершено множество чудес. Так, легенда гласит, что в 1290 году на пороге устюжского собора ежедневно молился юродивый Прокопий. Однажды он объявил жителям Великого Устюга, что за совершенные грехи Бог нашлет на них огненный дождь, и призвал людей к покаянию. Но они только посмеялись в ответ.

Спустя неделю, на город надвинулись черные тучи, земля под ногами начала двигаться. Люди поняли, как сильно они разгневали Бога, и осознали необходимость покаяния. Они пришли в устюжский храм, опустились на колени перед иконой Божьей Матери и просили о покаянии. После этого Святой образ Благовещения начал источать благоухающее миро, которым наполнили все церковные сосуды.

Грозная туча прошла мимо города и разразилась огнем на безлюдном участке. В воспоминание о чудесном избавлении было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери. В 19 веке для иконы был устроен новый оклад, а в 1930 году она была передана Третьяковской галерее, где находится и сейчас.

Но устюжское чудо – не единственное. При Иоанне Грозном к житницам царского двора в Кремле примыкала башня, где содержали преступников. Туда был заключен оклеветанный воевода, который усердно молился о своем освобождении. Однажды ему явилась Дева Мария и приказала просить государя о свободе. Но узник побоялся гнева царя и не выполнил приказ. Тогда Богородица пришла к нему снова и пообещала помощь. Воевода послушался.

Люди, посланные государем, пришли к тюрьме и обнаружили на стене башни самописанную икону Благовещения. Царь, узнав о таком чуде, освободил воеводу, а при чудотворном образе приказал построить деревянную часовню. В 1731 году императрица Анна Иоанновна построила здесь храм, и внешняя стена башни с изображением стала внутренней южной стеной церкви, икона была украшена роскошным киотом.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Божия Матерь, через Ее любую икону, поможет в любых ваших праведных просьбах, защитит от нападок врага человеческого, поможет спасти душу.
Молитвы перед иконой «Благовещение…» помогут в вашем выздоровлении, в освобождении из заключения, и вообще — получить «благую» (хорошую) весть о чем-либо.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

В четырнадцатилетнем возрасте Святая Дева вышла замуж за праведного Иосифа из Назарета. Тогда восьмидесятилетнего плотника Иосифа, с огромными трудами первосвященник уговорил взять, под видом супружества, на свое попечение сироту.
После обручения Мария покинула храм, где провела одиннадцать лет, и святое семейство отправилось жить в Назарет.
Для Марии жизнь на новом месте практически не отличалось от жизни при храме. Она также много времени проводила в молитвах, читала священные книги и занималась рукоделием.
Прошло несколько лет. Мария часто перечитывала пророчество Исаии:

«Се, Дева во чреве приимет и родит сына…»

и размышляла об Этой Преблагословенной Деве, от Которой произойдет такое величайшее чудо.
Неожиданно в ее комнате случилось чудо – она увидела явившегося ей Архангела Гавриила, который принес букет белых лилий, которые символизируют непорочность и чистоту.
Протянув их Марии, Гавриил сказал:

«Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты среди жен»

Благодатная – значит, обретшая особенную любовь и благоволение Божие/

Именно Марии Архангел принес Благую весть о том, что Она будет Матерью Спасителя.

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:30-33)

Мария была очень удивлена:

«Как же это будет, когда Я мужа незнаю?»

И, кроме этого — ведь Она же давала обет девства.
В ответ Архангел сказал:

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое наречется Сыном Божиим»

Гавриил ждал ответа от Марии, от Нее сейчас зависела судьба мира.

«Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему»

— со смирением произнесла Она.

И небесная благодать излилась на смиренную Избранницу, сила Вышнего через Святого Духа вошла в Нее, зародив Божиего Сына во чреве Непорочной Девы.

«Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»

Три месяца провела Мария в гостях, настало время возвращаться домой. Время шло, облик Марии менялся, как и положено перед родами. Ее супруг, Иосиф, конечно, заподозрил супругу в измене и решил расстаться с Ней. Мария понимала, что Она не имела права открыть святую тайну и поэтому во всем положилась на Господа.
Ночью, во сне, Обручнику явился Ангел и сообщил ему:

«Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…»

Безоговорочно поверил Иосиф Божиему посланнику, он был настолько поражен такой вестью, что долго не мог прийти в себя после пробуждения. Непорочность Марии больше не вызывала у него сомнения, теперь он стал относиться к Ней с трепетом, как к Матери Сына Божиего.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Уже со второго века Благовещение считается первой частью искупления грехов, где послушание Девы Марии было противовесом греха Евы.

Митрополит Сурожский Антоний:

“Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.

ВЕЛИЧАНИЕ

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

ВИДЕОФИЛЬМ

Мы почитаем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, так как в этот день началось искупление грехопадения человечества. В иконе, посвященной этому празднику, сокрыта божественная сила, освобождающая от грехов и исцеляющая от недугов.

Благовещение в переводе со старославянского означает «добрая новость». В этот день к Богородице снизошел Ангел и сообщил, что она обрела своей праведной жизнью милость Бога для рождения Спасителя.

Этот праздник нужен, чтобы показать силу веры, которая сокрыта в человеке, и любовь всевышнего. Обращение к Марии посланника Божьего начиналось со слов «возрадуйся, дева», и со временем Благовещение стало отмечаться с радостью и любовью в сердце. Мария показала своей верой полное доверие к Богу. По преданию, именно такую праведную девушку, способную отречься от всего грешного, и ожидал Господь.

Икона Благовещения представляет заступницу всех обездоленных, является помощником в молитве. Через личное обращение к Богородице мы можем попросить о заступничестве за наши грехи. Она поможет очистить душу.

Праздник Благовещенья

Это один из двунадесятых праздников, который в православии празднуется седьмого апреля. Известно, что этот день стал отмечаться за 9 месяцев до Рождества. Данный праздник почитают все православные люди, а особенно женщины, которые видят в Богородице идеал женщины и матери. В этот исторический день все мы стремимся к безграничной и сильной вере, которая была у девы Марии. Сила, исходящая от иконы, усиливается в этот день. Мы можем попросить у Богородицы исцеления от всех недугов, а также об искуплении своих грехов с помощью молитв или своими словами.

Этому празднику присущи некоторые суеверия, которые сохранились от наших предков. В Благовещенье грешно заниматься любой работой, а особенно физической. Если праздник совпадает с Великим постом, то церковью разрешено смягчить его. На стол можно подавать рыбу. Праздник не переходит, а отмечается каждый год в один и тот же апрельский день, 7 числа.

Икона Пресвятой Богородицы

Изображенный иконописцем Андреем Рублевым образ Божьей Матери является истинным достоянием праздника. Написанное на иконе имеет историчность и святость, переданную красками. Икона показывает сияние, благолепие, божий свет, на ней отсутствуют искажения и вульгаризм. Изображение реалистично и напоминает нам о Благовещенье. Поставьте икону в своей квартире, чтобы ее защитить.

На иконе предстают образы Девы Марии и Архангела Гавриила. Посланник Господа спустился, чтобы сообщить радостную весть. Богородица стала избранной девушкой, на которую снизошла воля и любовь Божья.

В этот день сбылось предсказание из книги Исаии о Деве, которая примет Господа и родит Спасителя. Суть такого предвещания человек без веры принять и понять не мог. Богородица дала согласие на известие ангела. Праведная Мария изображена с молотком в красном одеянии, стоящая у подножия трона. Рядом с ней - ангел, раскинувший правую руку, сообщающий добрую весть.

Сила иконы

Известна история про чудотворное спасение иконой Богородицы людей города Устюга. Некогда там жил преподобный Прокопий, который пытался наставить людей на путь веры, молясь за них денно и нощно. Близился гнев Господа, а люди не стремились к вере и только насмехались над праведным. Страшный день наступил в полдень: город окутала темная пелена, нависла огромная туча, которая, по преданию, должна была погубить все живое огненным дождем. Люди бросились в храм, осознав свои грехи и ошибки. Вместе с Прокопием люди слезно на коленях читали молитвы перед иконой Девы Марии.

Люди познали блаженную силу, исходившую от иконы. Богородица услышала молитвы, показав это чудным явлением: из иконы начало струиться благоухающее масло. Она одарила грешных людей своей защитой, туча миновала и разразилась огненным градом в пустынном месте. Жители Устюга до сих пор чтят это спасение и празднуют отдельный праздник, посвященный иконе Богородицы.

В летописях сохранилась история перемещения иконы. В шестнадцатом веке она была перевезена из Новгорода в Москву Иваном Грозным и была главным образом Благовещенского монастыря. В семнадцатом веке ее отправили в Успенский собор. В этот период с нее срисовали копии для многих монастырей. На икону добавили надпись о жителях Устюга на нижнем поле, украсили драгоценными камнями и покрыли золотой окаемкой в девятнадцатом веке. После икона находилась в историческом музее, а в двадцатом веке ее переместили в Третьяковскую галерею, где она находится и по сей день.

О чем просят икону

Перед иконой Пресвятой Богородицы молятся страждущие, которые боятся гнева Божьего, замаливают грехи свои. Икона способна помочь и людям, которые находятся под чей-то властью, будь то алкоголизм или влияние черной магии. Пресвятую Богородицу просят избавить от недугов любой сложности, она всегда готова помочь нуждающимся. Женщины, которые хотят иметь детей, тоже могут обратиться к Великой Матери и в молитве попросить ее о благословении. Икона помогает обрести облегчение в сердце и избавиться от заточения. Правильно читайте молитву дома.

Универсальная молитва Деве Марии:

«Праведная Дева, Мать спасителя, помоги мне (имя), очисти мою душу от грехов земных. Ты, Богородица, избранная Богом, освети жизнь мою. Пречистая Мария, молись обо мне (имя), благослови словами на избавление от грехов, от слов лукавого сохрани. Перед Господом Богом попроси за жизнь мою, за здравие. Заступись за меня (имя), очисти сердце от яда дьявольского. Хвала и слава тебе, Пресвятая Богородица, возрадуйся! Аминь».

Сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически с самого начала – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.

Современная икона кисти архимандрита Зинона

Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.

Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века

Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения. Самый яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:

Что означает пурпурный цвет в иконографии Благовещения

На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды - непременно пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. В руках Богородица часто держит веретено и пряжу. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем» - перевод митр. Никодима (Ротова)). Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Фрагмент иконы Благовещения. Византия. XII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Благовещение – это диалог

Сам смысл события – в благовестии архангела Гавриила и принятии этого благовестия Богородицей. Перед иконописцем встает задача: как передать графически этот диалог? Самый простой вариант – написать соответствующие реплики. Пример такого приема можно увидеть среди мозаичных росписей Софии Киевской (пожалуй, самого древнего из сохранившихся на нашей земле изображения Благовещения) – на предалтарных столбах собора изображены с одной стороны благовествующий Гавриил в сопровождении греческой надписи: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…», с другой – Богородица с надписью: «Се раба Господня».

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы в єтом контексте трактуется, как принятие Ею благовестия:

Икона. Византия. XIV век. Македония. Охрид. Галерея икон Народного музея

Момент непорочного зачатия Сына Божьего

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От этой сферы исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный знак явления Святого Духа.

Но ведь в иконе совмещаются не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Христос на этой удивительной иконе присутствует дважды: сперва – внутри небесной сферы в образе «Ветхого деньми» и одновременно – во чреве Богородицы в виде Младенца:

Простой сюжет с течением времени обрастает деталями

В основном эти детали черпались из Священного Писания и богослужебных текстов. Например, на многих иконах Благовещения присутствует стена, либо ограда, за которой растет дерево. Это так называемый «вертоград заключенный» (запертый сад) из «Песни песней» Соломона. Символ этот Церковью толкуется как один из прообразов Богородицы в Ветхом Завете, что нашло место в церковной гимнографии (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии): «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос»


Миниатюра рукописи. Византия. XIII век. Афонские музеи

Но часто бывает, что некоторые искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.

Столь разнообразная иконография Благовещения Пресвятой Богородицы иногда выходит за формальные рамки непосредственного события. Например, согласно апокрифическим преданиям, перед своим появлением в доме Богородицы архангел сперва окликнул ее у колодца (так называемое «Предблаговещение»). Этот сюжет тоже занял свое место в иконографии праздника:

Фреска. Сербия. XIV век. Сербия. Косово. Высокие Дечаны

С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.

За всеми второстепенными деталями мы не должны забывать о сути события. Архангельское благовестие и его принятие Богородицей – это не просто иллюстрация к Священному Писанию. Это – великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).


В этот день святая Церковь празднует евангельское событие, положившее начало нашему спасению. Архангел Гавриил явился Пречистой Деве Марии, возвещая Ей о будущем рождении от неё Спасителя мира. Это событие именуется Благовещением- по-гречески «Эвангелизмус», то есть «Благая весть»


Заметил, что в иконостасах бывают разные иконы, но почти во всех храмах на Царских вратах изображено Благовещение. Почему? Отвечает протоиерей Николай ЧЕРНЫШЕВ


У службы Благовещения Пресвятой Богородицы есть замечательная особенность: кондаком праздника является известное песнопение «Взбранной воеводе». Как его правильно петь и как петь красивейший тропарь «Днесь спасения нашего главизна», показывают священник Александр ЛАВРУХИН и Никита ТАУ НАЛЕДИ. ВИДЕО


Как разгадать символы на одной из самых древних русских икон – на Устюжском Благовещении. Почему на ней в небесах изображен Христос на троне, и Он же в виде Младенца на груди Пресвятой Девы и что значит пряжа в Ее руках, рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Стихира Благовещению Пресвятой Богородицы принадлежит к роду хвалебных песнопений, славословий. Храмовая поэзия и создана для того, чтобы славить, «хвалить» – и в форме хвалы излагать самую важную догматику. Комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА


7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на Крестопоклонную неделю Великого поста. Что это значит для нас, и как изменится порядок богослужения? Старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ Илья Красовицкий говорит, что церковный Устав не отменяет ослабление поста, но литургия продлится дольше.


В богослужебных текстах важно не только что произносится, но и как это звучит, важны мелодика и ритм греческого или церковно-славянского языков. Какие смыслы можно распознать в звучании стихир службы Благовещения Пресвятой Богородицы и Крестопоклонной Недели, рассказывает иерей Алексий АГАПОВ


Бог создал человека, не спрашивая, хочет ли он быть, но, спасая падшего человека, Бог спрашивает, – хочет ли тот быть спасен. Ответ от лица всего лучшего, что было в человеческом роде, а не только от себя лично дает Пресвятая Дева Богородица Мария. Рассказывает протоиерей Максим КОЗЛОВ, кандидат богословия.


Размещаем текст для общего народного пения к субботней всенощной и воскресной литургии


В предверии праздника Крещения мы публикуем список крещенских купальных мест в Москве и Подмосковье и рассказываем, как окунуться в прорубь по правилам. Об опасности экстремальных «стихийных» купаний, об особенностях рек, и о том, Иордань какого Подмосковного храма считается образцовой, «Нескучному саду» рассказал главный государственный инспектор Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) по Московской области Алексей Гавреев


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


С праздником Сретения связана легенда о старце Симеоне, который, читая пророчество о рождении Мессии, усомнился в рождении Спасителя от Девы. Что стоит за этим рассказом? Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры, ведущим научным сотрудником Института Восточных Культур и Античности РГГУ Михаилом Селезневым.