Узоры прорезной резьбы. Ажурная резьба по дереву

  • 15.11.2018

Текст и рисунки: Г.Федотов

Дома с сохранившейся ещё с прошлого века ажурной резьбой можно встретить во многих городах нашей страны. Особенно много старинных зданий с резным убранством в сибирском городе Томске.

Народным мастерам всегда было присуще чувство меры, потому ажурной резьбой украшались лишь отдельные части здания: наличники окон и дверей, причелины, торцовые доски.

В солнечные дни, когда тень от прорезных наличников тёмным кружевом покрывает гладкие стены домов, выразительность ажурной резьбы усиливается. Но даже в пасмурные дни детали резьбы чётким узором выделяются на общем фоне деревянного строения.


Схема расположения ажурных декоративных элементов на фасаде дома: 1 — причелина; 2 — слуховое окно «солнышко»; 3 — кисть; 4 — подзор; 5 — торцовая доска; 6 — очелье наличника; 7 — низ наличника; 8 — полотенце.

Но не только ради красоты пришивали плотники к дому всевозможные накладные детали. Каждая из них имеет определённое практическое назначение. Например, причелина — это доска, прикрывающая концы торчащих из-под кровли слег, чтобы в их торцы не проникала влага, разрушающая дерево.

То же назначение имеет торцовая доска, которую прибивали к торцам бревенчатого сруба. Наличник окна закрывает стык между обвязкой оконного переплёта и бревнами сруба.

В северорусских избах стык двух причелин закрывали так называемой кистью, нижний конец которой декорировали ажурной резьбой. Резными делали и так называемые полотенца — нижние концы причелин, выступающие из-под крыши.

В наше время ажурная домовая резьба продолжает применяться для украшения сельских деревянных домов, дачных домиков, беседок, навесов, теремков на детских площадках.

Создать заново оригинальный орнамент не так-то просто, поэтому многое в традиционном орнаменте долгие годы оставалось без изменения. Лишь отдельные талантливые мастера вносили в него новые элементы, совершенствуя и оттачивая каждую деталь.

Рядовые же мастера обычно пользовались готовыми шаблонами, а в качестве образцов им служили ранее построенные дома, так что необходимость составления эскиза отпадала.

Современные лёгкие деревянные постройки, например, беседки, навесы, домики на детских площадках, не имеют стандартных, веками выверенных пропорций. Поэтому для каждой такой постройки нужно обязательно разрабатывать эскизы, используя заранее собранный материал: фотографии, зарисовки зданий с выразительным резным убранством, отдельных фрагментов наличников, торцовых досок, причелин.

Всё это можно собирать в походах, во время экскурсий по родному краю. В городах, где сносятся старые деревянные дома, можно собрать богатую коллекцию резных архитектурных деталей. Обычно они безвозвратно исчезают вместе со строительным хламом.

Разумеется, фотографии, рисунки, образцы резьбы собираются не для того, чтобы один к одному перенести на свой эскиз красивые узоры. Главное — постараться понять, какими средствами добивались народные мастера выразительности деревянных орнаментов, почувствовать своеобразие и красоту ажурной резьбы, отметить особенности узоров, бытующих в ваших краях. Только после этого можно приступать к работе над эскизами.

На листе бумаги прежде всего нарисуйте общий вид, вид сбоку и фасад строения с условным изображением ажурного убранства. Главная задача, решаемая в таком эскизе, — найти выразительную форму резных деталей, определить относительные пропорции по отношению ко всему строению.

Затем, руководствуясь эскизом, выполните каждую декоративную деталь отдельно, показав его конструкцию и характер предполагаемого орнамента. На основе разработанных эскизов вычертите каждую деталь в натуральную величину на обойной бумаге.

О том, как изготовить по рабочему эскизу шаблоны, с помощью которых рисунок переводится на материал, мы расскажем после того, как вы подготовите необходимые инструменты и материал.

Для выполнения ажурной резьбы потребуются обычные плотницкие и столярные инструменты, а при отделке — резчицкие.


Инструменты для сверления древесины: коловорот, сверлилка и плоские центровые свёрла; державка со сменными плоскими свёрлами.

Основной инструмент, применяемый для сверления отверстий в доске, — коловорот. Им в основном сверлят крупные отверстия. Это надёжный, проверенный в работе столярный инструмент. Более удобен коловорот с трещоткой, позволяющей поворотом кольца стопорить патрон и изменять направление его вращения при зажиме или освобождении от сверла.

Отверстия диаметром от 10 мм и более сверлят с помощью специальных плоских свёрл — пёрок. Кроме обычных пёрок, в продаже бывают универсальные со съёмными режущими пластинками. В комплект входит 7 свёрл шириной 14, 16, 18, 20, 22, 25 и 32 мм. Если нет возможности приобрести плоские свёрла для дерева в магазине, их можно сделать своими руками.

Пластинки с режущими кромками изготовьте из полотна старой пилы толщиной 1,5-2 мм, которое достаточно легко можно обрабатывать напильником. При раскрое полотно ломают по нанесённым глубоким рискам. Риски наносят шабером, напильником или каким-либо другим инструментом из твёрдого металла.

Державку изготовьте из болта или прутка диаметром 8 мм. Закрепив стержень в тисках, ножовкой для металла сделайте пропил со стороны торца. Перпендикулярно к пропилу просверлите отверстие.

В пластинке на соответствующем расстоянии от верхнего края пробейте пробойником отверстие. Пластинку соедините с державкой заклёпкой. Если хотите сделать державку универсальной, нарежьте в её отверстии резьбу и подберите соответствующий стопорный винт.

Универсальную державку зажимают в патроне коловорота постоянно, а при сверлении отверстий разного диаметра меняют только свёрла-пластинки. Перед началом сверления центр будущего отверстия намечают шилом.

Мелкие отверстия сверлят дрелью или сверлилкой. Если вы незнакомы со сверлилкой, посмотрите на рисунок, где она изображена.


1 — инструменты для выпиливания: а) деревянная выкружная пила и её узлы; б) металлическая выкружная пила; в) схема ленточнопильного станка.

Часто ажурную резьбу называют пропильной, так как техника её основана на пропиливании фигурных проёмов в доске. Пилы для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру называются поворотными или выкружными.

Ширина полотна выкружной лучковой пилы от 4 до 15 мм. Узкие полотна применяют при выпиливании заготовок, имеющих крутые линии изгиба, а более широкие — в крупных, с плавными, слегка изогнутыми или прямыми контурами.

В отличие от обычной столярной лучковой пилы полотно выкружной должно поворачиваться. Это дает возможность делать пропилы в разных направлениях, почти не изменяя положения станка пилы.

Станок выкружной лучковой пилы можно изготовить самим из древесины берёзы или бука. В зависимости от величины выпиливаемых заготовок и длины имеющихся у вас полотен лучковые пилы могут иметь самые различные размеры.

Выкружная пила состоит из двух стоек, которые вставляют в проушины, выдолбленные в утолщённых концах распорки. В нижних частях стоек сверлят отверстия, в которые вставляют выточенные на токарном станке ручки-колки.

Ручки должны вращаться с некоторым усилием. С противоположной стороны на торце каждой ручки делают продольные пропилы, в которые вставляют полотно. Натяжение полотна происходит за счёт скручивания закруткой тетивы, стягивающей верхние концы распорок.

Тетиву делают из 10—12 витков пенькового или льняного шпагата. Вместо шпагата для стягивания верхних концов стоек применяют также пруток с нарезанной с обоих концов резьбой. Пруток пропускают через отверстия в стойках и, надев металлические шайбы, навинчивают с двух сторон гайки-барашки.

Стойки у самодельной выкружной пилы обычно делают удлинёнными — это даёт возможность выпиливать кривые линии на значительном удалении от края доски. А полотно пилы вместе с распоркой укорачивают. Такой пилой намного удобнее работать, чем стандартной.

Все пилы в основном имеют три вида зубьев: равнобедренные, прямоугольные и наклонные. Если пила предназначена для распиливания древесины поперёк волокон, то зубья у неё должны быть равнобедренными треугольниками, если же вдоль, то наклонными.

Выкружная пила, передвигаясь по кривым линиям, пересекает волокна древесины под самыми разными углами. Какую же форму зуба должна иметь выкружная пила? Наиболее универсальной оказалась пила с прямоугольной формой зуба, когда одна из его кромок расположена под прямым углом к полотну. Чтобы увеличить маневренность и лёгкость хода выкружной пилы, развод зубьев нужно делать довольно большим.

Криволинейные заготовки из дощечек толщиной не более 10 мм выпиливают небольшой выкружной ножовкой или лобзиком.

На производстве криволинейные заготовки выпиливают на ленточнопильных станках. Полотно такого станка представляет собой гибкую стальную ленту со сваренными концами. Может быть, вы захотите сделать такой станок — схема его приведена на рисунке.

Помните, что при работе на ленточнопильном станке нужно строго соблюдать правила техники безопасности. Полотно пилы должно двигаться в защитном кожухе. Случайный пуск станка должен быть исключён, для чего кнопка прикрывается откидной крышкой. А главное — при работе держите руки подальше от полотна пилы!




2 — пилки-курковки; нарезание зубьев и нанесение рисок на полотно.

Основной инструмент для выпиливания в заготовке внутренних проёмов — пилы-ножовки с узкими полотнами, имеющими форму клиньев, так называемые курковки. Курковками можно выпиливать заготовки и по внешнему контуру.

Кроме обычных курковок разных размеров, применяются универсальные со съёмными полотнами. Толщина полотен курковок 1,5 мм, длина 325-530 мм, ширина у ручки 20-40 мм, форма зубьев прямоугольная. Разводят пилу через один зуб: чётные зубья вправо, а нечётные влево. Затачивают вразноточку, то есть вначале через один зуб с одной стороны, а затем, повернув полотно, с другой стороны.

Если курковку не удалось купить, её изготавливают своими руками из обычной ножовки или полотна старой пилы толщиной 1,5 мм. Полотно ножовки обрезают так, чтобы получился вытянутый острый клин.

Если зубья используемой ножовки имеют прямоугольную форму, то лишний металл отрезают со стороны обушка, если же они иной формы, то обрезать нужно ту часть полотна, на которой расположены зубья, с тем, чтобы потом на этой кромке выпилить новые зубья.

Разрезать полотно можно следующим образом. Зажмите полотно в тисках между двумя дощечками так, чтобы выступала только та часть, которую следует отрезать. Вдоль кромок дощечек по полотну несколько раз проведите кончиком шабера, пока не образуется достаточно глубокая риска. Такую же риску нанесите с другой стороны полотна.




3 — строгание полотна пилы.

Затем ударами молотка согните выступающую часть полотна. Обычно полотно легко переламывается точно по риске. Получившийся при этом шероховатый излом выровняйте напильником. Полотно курковки будет более свободно передвигаться в процессе пиления, если его выстрогать, то есть сточить напильником металл со стороны обушка.

Полотно укрепите струбцинами на верстаке. Чтобы ненароком не задеть напильником зубья, вдоль них на верстаке прибейте металлическую пластинку толщиной 3-4 мм. Вначале несколькими проходами напильника снимите металл с одной стороны полотна, а затем с другой.

Обычно до строгания поперечное сечение пилы имеет форму прямоугольника, а после — форму острого треугольника или сильно вытянутой трапеции. При пилении обушок такого полотна не зажимается древесными волокнами, и пила легко продвигается в пропиле.

Чем шире пропил, образуемый пилой, тем легче изменить направление движения полотна. Особенно это необходимо при выпиливании крутых изгибов. Чтобы получить широкий пропил, полотно пилы хорошо разводят.

Для ажурной резьбы используют доски толщиной 15-25 мм из осины, сосны, берёзы и ольхи. Поскольку на открытом воздухе древесина берёзы поражается грибками, вырезанные из неё ажурные узоры обязательно покрывают защитным слоем масляной краски.

При выборе материала надо заготавливать хорошо просушенные доски без трещин, покоробленности и с минимальным количеством сучков. Гладкую поверхность досок получают строганием.

Обычно любой пропильной узор состоит из нескольких повторяющихся элементов. Для каждого из них нужно вырезать шаблон в натуральную величину из толстого плотного картона, текстолита, фанеры.

Шаблон из картона несколько раз пропитайте олифой и просушите в течение суток. На нашем рисунке изображён шаблон S-образного завитка — наиболее характерного элемента домовой резьбы.


Последовательность выполнения ажурной резьбы: 1 — шаблон и нанесение рисунка с его помощью на доску; 2 — выпиливание по внешнему контуру и нанесение шилом направляющих углублений; 3 — сверление отверстий; 4 — выпиливание внутренних проёмов; 5 — разделка готовой ажурной доски.

Предположим, нужно вырезать узор, в котором завиток повторяется четыре раза. Шаблон наложите на гладкую поверхность доски и обведите карандашом. Потом переместите его и обведите вновь. Сделайте это ещё дважды. Так можно получить орнамент любой длины.

Лучковой пилой или курковой выпилите заготовку по внешнему контуру, закрепив её на верстаке так, чтобы часть доски с нанесённым на ней внешним контуром находилась на весу.

Чтобы вырезать внутренние проёмы ажура с помощью пилы-курковки, необходимо предварительно просверлить коловоротом отверстия. Чем больше диаметр просверлённого отверстия, тем легче выпиливать фигурный проём.

Отверстие нужно стараться сверлить там, где его края будут больше совпадать с контурами проёма. Центры будущих отверстий наколите шилом. Непосредственно перед сверлением доску укрепите на верстаке. Чтобы внизу доски края отверстий не скалывались, подложите снизу толстую фанеру или доску.


1 — простейшие узоры, выполненные коловоротом и выкружной пилой; 2 — узоры, выполненные коловоротом и курковкой; 3 — более сложные узоры, выполненные коловоротом, выкружной пилой и курковкой.

В начале сверления и перед его окончанием на ручку коловорота нужно нажимать без больших усилий. Это уменьшит вероятность скалывания древесины на лицевой и тыльной поверхностях доски. Нужно постоянно следить за тем, чтобы сверло находилось в вертикальном положении.

Закончив сверление, снимите струбцины и приступайте к выпиливанию криволинейных внутренних контуров пилой-курковкой. При выпиливании линий с различной крутизной в работе попеременно участвуют разные участки полотна.

Очень крутые линии с маленьким радиусом закругления выпиливают кончиком курковки, то есть самой узкой её частью. По мере уменьшения крутизны линии в работу вступает средняя часть пилы, а если пропиливаемая линия почти прямая, в работу включается широкая часть пилы, расположенная ближе к ручке.

После выпиливания проёмов на резной доске устраните всевозможные огрехи и неточности ножом с узким лезвием и стамесками.

На этом, собственно, работа может быть закончена. Но если есть время, желание и навыки обращения с резчицкими инструментами, ажурной резьбе можно придать скульптурную форму, выявив более образно отдельные детали растительного орнамента.

«Юный техник»
Фото старинных очелий наличников из «Народные Русские Деревянные Изделия» Гр. А.А.Бобринский

У каждого народа - своя культура, быт, традиции. Но всех объединяет одно - стремление к прекрасному. И если у древнего человека при обустройстве жилья была единственная цель - скрыться от непогоды и диких животных, то с переходом к оседлой жизни меняются приоритеты: развитие науки и культуры ведет к обустройству быта, жилье украшается. Развитие ремесел в той или иной местности зависит от наличия материалов и ископаемых. Так, в районе северных морей, где основными промыслами являются рыбалка и охота, зарождается резьба по моржовой кости. В горных районах с большими запасами руды развивается кузнечное дело. Лесные регионы богаты древесиной. Издавна она используется для строительства жилья и обустройства быта. Заканчивая полевые работы, крестьяне, чтобы скоротать долгие зимние вечера, занимаются резьбой по дереву. Со временем увлекательное хобби превращается в основное ремесло. Многие достигают в этом небывалого мастерства. Изделия мастеров вправе соперничать с произведениями именитых художников. Да и зачем сравнивать? При помощи нехитрого инструмента и фантазии руки мастера из самой обычной древесины создают необыкновенные и редкие шедевры. Художественная резьба по дереву - явление поистине уникальное.

Резьба по дереву: основные виды

Со временем этот вид прикладного искусства не только не утратил свою популярность, но и наоборот, получил развитие. В зависимости от типа используемых материалов и способа их обработки выделяются новые виды резьбы по дереву: рельефная, плоскорельефная, скульптурная, плосковыемчатая и пропильная. Основное отличие состоит в расположении узора по отношению к поверхности или фону работы. У каждого из этих видов - свои приемы выполнения, задачи и конечный результат. Остановимся на каждом из них подробнее.

Пропильная резьба

Это один из способов резьбы, когда с полотна полностью удаляется фон. Он имеет и другие названия: прорезная или сквозная резьба по дереву.

Этот термин точно описывает процесс обработки дерева. Здесь прекрасно сочетается геометрическая резьба и рельеф. Это один из древнейших приемов, он требует определенного мастерства и сноровки, как, например, ажурная сквозная резьба. Техника здесь следующая: заготовку закрепляют, расчерчивают, наносят основной рисунок и просверливают отверстия для пилы. По контуру производят опиловку и последующую подготовку материала для работы: снятие фаски стамеской и зачистку заготовки шкуркой. Создается эффект воздушности, легкости, невесомости. Работа настолько тонкая и изящная, что иногда трудно поверить в то, что использовалась древесина.

Плоскорельефная резьба

Все виды резьбы по дереву отличаются своим отношением к фону: он либо отсутствует, либо находится в одной плоскости с рисунком, или же утоплен на несколько миллиметров вовнутрь. Фоном служит поверхность изделий, которую украшают геометрические фигуры или растительный узор. В данном случае он вокруг поверхности рисунка удаляется и врезается на 5-7 миллиметров вглубь полотна. Выполняется работа таким образом, что фон и рисунок находятся как в одной плоскости, но при этом выглядят объемными, так и в разных: рисунок приподнимается над фоном за счет углублений по его контуру, но при этом все детали находятся на одинаковой высоте. В этом стиле обычно изображают фигурки людей, животных и птиц, элементы растительного мира. Все зависит от задумки мастера и техники исполнения. Чаще всего плоскорельефная резьба используется в архитектуре и прикладном искусстве.

Рельефная резьба

Все виды резьбы по дереву требуют определенной сноровки и мастерства. Начинать нужно с самых простых узоров. Чтобы правильно понять суть каждого элемента, новичку все новые и более сложные детали лучше воспроизводить из пластилина, а потом приступать к обработке древесины. Это касается и рельефной резьбы.

Она по праву считается наиболее живописной. Это рисунок, высеченный в древесине, обработанный по всей поверхности и выпуклый относительно фона. В качестве идеи могут использоваться изображения флоры и фауны, вензеля, различные символы, геометрические фигуры. Качество готового изделия напрямую зависит от выбора древесины. В этом случае хороши в использовании береза, дуб, бук. Их древесина дает возможность четко проработать каждый элемент вплоть до мельчайших деталей, четко выделить контуры. Фон в этом случае срезается, чтобы занизить все детали орнамента по отношению к основному рисунку на всех одинаковых точках его частей. Далее на пониженных участках орнамент восстанавливается. Затем подбирается и шлифуется фон. Это достаточно трудоемкая техника. Поэтому требует терпения и определенного опыта.

Скульптурная резьба

Рассматривая основные виды резьбы по дереву, нельзя оставить без внимания скульптурную.

Этот способ обработки древесины позволяет создавать объемные изображения без фона - скульптуры, которые можно рассмотреть со всех сторон. Используется техника в основном в процессе изготовления сувениров, игрушек, предметов быта, для украшения интерьера.

Плоскостная резьба

Отличительной чертой этого вида обработки древесины является нанесение орнамента на плоскую поверхность. В зависимости от характера нанесения узора это может быть плосковыемчатая резьба, то есть рисунок выводится в виде выемок, углублений, и плоскорельефная, когда орнамент выступает над поверхностью. Каждый из этих видов подразделяют на несколько подвидов, среди которых есть и плосковыемчатая геометрическая резьба. Этот вид - один из самых простых. Издавна он используется в декоре различной домашней утвари с плоской поверхностью: разделочных досок, деревянной посуды, мебели. Из инструментов применяется только нож-косяк, а в качестве рисунка используются геометрические фигуры: квадрат, ромб, треугольник, круг, овал и их сочетания. Интересно то, в древности геометрическая резьба использовалась не как простое украшение. Каждый элемент носил символический характер, служил в качестве оберега.

Итак, мы рассмотрели основные виды резьбы по дереву. Конечно, это материал не одной статьи. И даже не одной книги. Опыт мастеров передается из поколения в поколение на протяжении многих веков. Что-то, к сожалению, утрачено, а что-то сохранилось, видоизменилось и переросло в новую отрасль. А это уже хороший признак. Он еще раз доказывает, что данный вид декоративного искусства продолжает развиваться. И сегодня он не менее популярен, чем несколько столетий назад.

Дома с сохранившейся еще с прошлого века ажурной резьбой можно встретить во многих городах нашей страны. Особенно много старинных зданий с резным убранством в сибирском городе Томске.

Народным мастерам всегда было присуще чувство меры, потому ажурной резьбой украшались лишь отдельные части здания: наличники окон и дверей, причелины, торцовые доски. В солнечные дни, когда тень от прорезных наличников темным кружевом покрывает гладкие стены домов, выразительность ажурной резьбы усиливается. Но даже в пасмурные дни детали резьбы четким узором выделяются на общем фоне деревянного строения.

Но не только ради красоты пришивали плотники к дому всевозможные накладные детали. Каждая из них имеет определенное практическое назначение. Например, причелина - это доска, прикрывающая концы торчащих из-под кровли слег, чтобы в их торцы. не проникала влага, разрушающая дерево. То же назначение имеет торцовая доска, которую прибивали к торцам бревенчатого сруба. Наличник окна закрывает стык между обвязкой оконного переплета и бревнами сруба. В северорусских избах стык двух причелин закрывали так называемой кистью, нижний конец которой декорировали ажурной резьбой. Резными делали и так называемые полотенца - нижние концы причелин, выступающие из-под крыши.

В наше время ажурная домовая резьба продолжает применяться для украшения сельских деревянных домов, дачных домиков, беседок, навесов, теремков на детских площадках.

Создать заново оригинальный орнамент не так-то просто, поэтому многое в традиционном орнаменте долгие годы оставалось без изменения. Лишь отдельные талантливые мастера вносили в него новые элементы, совершенствуя и оттачивая каждую деталь. Рядовые же мастера обычно пользовались готовыми шаблонами, а в качестве образцов им служили ранее построенные дома, так что необходимость составления эскиза отпадала.


Современные легкие деревянные постройки, например беседки, навесы, домики на детских площадках, не имеют стандартных, веками выверенных пропорций. Поэтому для каждой такой постройки нужно обязательно разрабатывать эскизы, используя заранее собранный материал: фотографии, зарисовки зданий с выразительным резным убранством, отдельных фрагментов наличников, торцовых досок, причелин. Все это можно собирать в походах, во время экскурсий по родному краю. В городах, где сносятся старые деревянные дома, можно собрать богатую коллекцию резных архитектурных деталей. Обычно они безвозвратно исчезают вместе со строительным хламом. Разумеется, фотографии, рисунки, образцы резьбы собираются не для того, чтобы один к одному перенести на свой эскиз красивые узоры. Главное - постараться понять, какими средствами добивались народные мастера выразительности деревянных орнаментов, почувствовать своеобразие и красоту ажурной резьбы, отметить особенности узоров, бытующих в ваших краях. Только после этого можно приступать к работе над эскизами.

На листе бумаги прежде всего нарисуйте общий вид, вид сбоку и фасад строения с условным изображением ажурного убранства. Главная задача, решаемая в таком эскизе,- найти выразительную форму резных деталей, определить относительные пропорции по отношению ко всему строению. Затем, руководствуясь эскизом, выполните каждую декоративную деталь отдельно, показав его конструкцию и характер предполагаемого орнамента. На основе разработанных эскизов вычертите каждую деталь в натуральную величину на обойной бумаге. О том, как изготовить по рабочему эскизу шаблоны, с помощью которых рисунок переводится на материал, мы расскажем после того, как вы подготовите необходимые инструменты и материал.


Для выполнения ажурной резьбы потребуются обычные плотницкие и столярные инструменты, а при отделке - резчицкие.


Основной инструмент, применяемый для сверления отверстий в доске,- коловорот. Им в основном сверлят крупные отверстия. Это надежный, проверенный в работе столярный инструмент. Более удобен коловорот с трещоткой, позволяющей поворотом кольца стопорить патрон и изменять направление его вращения при зажиме или освобождении от сверла.

Отверстия диаметром от 10 мм и более сверлят с помощью специальных плоских сверл - перок. Кроме обычных перок, в продаже бывают универсальные со съемными режущими пластинками. В комплект входит 7 сверл шириной 14, 16, 18, 20, 22, 25 и 32 мм. Если нет возможности приобрести плоские сверла для дерева в магазине, их можно сделать своими руками. Пластинки с режущими кромками изготовьте из полотна старой пилы толщиной 1,5-2 мм, которое достаточно легко можно обрабатывать напильником. При раскрое полотно ломают по нанесенным глубоким рискам. Риски наносят шабером, напильником или каким-либо другим инструментом из твердого металла. Державку изготовьте из болта или прутка диаметром 8 мм. Закрепив стержень в тисках, ножовкой для металла сделайте пропил со стороны торца. Перпендикулярно к пропилу просверлите отверстие. В пластинке на соответствующем, расстоянии от верхнего края пробейте пробойником отверстие. Пластинку соедините с державкой заклепкой. Если хотите сделать державку универсальной, нарежьте в ее отверстии резьбу и подберите соответствующий стопорный винт. Универсальную державку зажимают в патроне коловорота постоянно, а при сверлении отверстий разного диаметра меняют только сверла-пластинки. Перед началом сверления центр будущего отверстия намечают шилом.


Мелкие отверстия сверлят дрелью или сверлилкой. Если вы незнакомы со сверлилкой, посмотрите на рисунок, где она изображена.

Часто ажурную резьбу называют пропильной, так как техника ее основана на пропиливании фигурных проемов в доске. Пилы для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру называются поворотными или выкружными. Ширина полотна выкружнои лучковой пилы от 4 до 15 мм. Узкие полотна применяют при выпиливании заготовок, имеющих крутые линии изгиба, а более широкие - в крупных, с плавными, слегка изогнутыми или прямыми контурами. В отличие От обычной столярной лучковой пилы полотно выкружнои должно поворачиваться. Это дает возможность делать пропилы в разных направлениях, почти не изменяя положения станка пилы. Станок выкружнои лучковой пилы можно изготовить самим из древесины березы или бука. В зависимости от величины выпиливаемых заготовок и длины имеющихся у вас полотен лучковые пилы могут иметь самые различные размеры. Выкружная пила состоит из двух стоек, которые вставляют в проушины, выдолбленные в утолщенных концах распорки. В нижних частях стоек сверлят отверстия, в которые вставляют выточенные на токарном станке ручки-колки. Ручки должны вращаться с некоторым усилием. С противоположной стороны на торце каждой ручки делают продольные пропилы, в которые вставляют полотно. Натяжение полотна происходит за счет скручивания закруткой тетивы, стягивающей верхние концы распорок. Тетиву делают из 10-1 2 витков пенькового или льняного шпагата. Вместо шпагата для стягивания верхних концов стоек применяют также пруток с нарезанной с обеих концов резьбой. Пруток пропускают через отверстия в стойках и, надев металлические шайбы, навинчивают с двух сторон гайки-барашки. Стойки у самодельной выкружной пилы обычно делают удлиненными - это дает возможность выпиливать кривые линии на значительном удалении от края доски. А полотно пилы вместе с распоркой укорачивают. Такой пилой намного удобнее работать, чем стандартной.


Все пилы в основном имеют три вида зубьев: равнобедренные, прямоугольные и наклонные. Если пила предназначена для распиливания древесины поперек волокон, то зубья у нее должны быть равнобедренными треугольниками, если же вдоль, то наклонными. Выкружная пила, передвигаясь по кривым линиям, пересекает волокна древесины под самыми разными углами. Какую же форму зуба должна иметь выкружная пила? Наиболее универсальной оказалась пила с прямоугольной формой зуба, когда одна из его кромок расположена под прямым углом к полотну. Чтобы увеличить маневренность и легкость хода выкружной пилы, развод зубьев нужно делать довольно большим.

Криволинейные заготовки из дощечек толщиной не более 10 мм выпиливают небольшой выкружной ножовкой или лобзиком.

На производстве криволинейные заготовки выпиливают на лентопильных станках. Полотно такого станка представляет собой гибкую стальную ленту со сваренными концами. Может быть, вы захотите сделать такой станок - схема его приведена на рисунке.

Помните, что при работе на лентопильном станке нужно строго соблюдать правила техники безопасности. Полотно пилы должно двигаться в защитном кожухе. Случайный пуск станка должен быть исключен, для чего кнопка прикрывается откидной крышкой. А главное - при работе держите руки подальше от полотна пилы!

Основной инструмент для выпиливания в заготовке внутренних проемов - пилы-ножовки с узкими полотнами, имеющими форму клиньев, так называемые курковки. Курковками можно выпиливать заготовки и по внешнему контуру. Кроме обычных курковок разных размеров, применяются универсальные со съемными полотнами. Толщина полотен курковок 1,5 мм, длина 325-530 мм, ширина у ручки 20-40 мм, форма зубьев прямоугольная. Разводят пилу через один зуб: четные зубья вправо, а нечетные влево. Затачивают вразноточку, то есть вначале через один зуб с одной стороны, а затем, повернув полотно - с другой стороны.


Если курковку не удалось купить, ее изготавливают своими руками из обычной ножовки или полотна старой пилы толщиной 1,5 мм. Полотно ножовки обрезают так, чтобы получился вытянутый острый клин. Если зубья используемой ножовки имеют прямоугольную форму, то лишний металл отрезают со стороны обушка, если же они иной формы, то обрезать нужно ту часть полотна, на которой расположены зубья, с тем чтобы потом на этой кромке выпилить новые зубья. Разрезать полотно можно следующим образом. Зажмите полотно в тисках между двумя дощечками так, чтобы выступала только та часть, которую следует отрезать. Вдоль кромок дощечек по полотну несколько раз проведите кончиком шабера, пока не образуется достаточно глубокая риска. Такую же риску нанесите с другой стороны полотна. Затем ударами молотка согните выступающую часть полотна. Обычно полотно легко переламывается точно по риске. Получившийся при этом шероховатый излом выровняйте напильником. Полотно курковки будет более свободно передвигаться в процессе пиления, если его выстрогать, то есть сточить напильником металл со стороны обушка. Полотно укрепите струбцинами на верстаке. Чтобы ненароком не задеть напильником зубья, вдоль них на верстаке прибейте металлическую пластинку толщиной 3-4 мм. Вначале несколькими проходами напильника снимите металл с одной стороны полотна, а затем с другой. Обычно до строгания поперечное сечение пилы имеет форму прямоугольника, а после - форму острого треугольника или сильно вытянутой трапеции. При пилении обушок такого полотна не зажимается древесными волокнами и пила легко продвигается в пропиле. Чем шире пропил, образуемый пилой, тем легче изменить направление движения полотна. Особенно это необходимо при выпиливании крутых изгибов. Чтобы получить широкий пропил, полотно пилы хорошо разводят.

Для ажурной резьбы используют доски толщиной 15-25 мм из осины, сосны, березы и ольхи. Поскольку на открытом воздухе древесина березы поражается грибками, вырезанные из нее ажурные узоры обязательно покрывают защитным слоем масляной краски. При выборе материала надо заготавливать хорошо просушенные доски без трещин, покоробленности и с минимальным количеством сучков. Гладкую поверхность досок получают строганием.

Обычно любой пропильной узор состоит из нескольких повторяющихся элементов. Для каждого из них нужно вырезать шаблон в натуральную величину из толстого плотного картона, текстолита, фанеры. Шаблон из картона несколько раз пропитайте олифой и просушите в течение суток. На нашем рисунке изображен шаблон 5-образного завитка - наиболее характерного элемента домовой резьбы. Предположим, нужно вырезать узор, в котором завиток повторяется четыре раза. Шаблон наложите на гладкую поверхность доски и обведите карандашом. Потом переместите его и обведите вновь. Сделайте это еще дважды. Так можно получить орнамент любой длины.

Центры будущих отверстий наколите шилом. Непосредственно перед сверлением доску укрепите на верстаке. Чтобы внизу доски края отверстий не скалывались, подложите снизу толстую фанеру или доску. В начале сверления и перед его окончанием на ручку коловорота нужно нажимать без больших усилий. Это уменьшит вероятность скалывания древесины на лицевой и тыльной поверхностях доски. Нужно постоянно следить за тем, чтобы сверло находилось в вертикальном положении.

Закончив сверление, снимите струбцины и приступайте к выпиливанию криволинейных внутренних контуров пилой-курковкой.

При выпиливании линий с различной крутизной в работе попеременно участвуют разные участки полотна. Очень крутые линии с маленьким радиусом закругления выпиливают кончиком курковки, то есть самой узкой ее частью. По мере уменьшения крутизны линии в работу вступает средняя часть пилы, а если пропиливаемая линия почти прямая, в работу включается широкая часть пилы, расположенная ближе к ручке. После выпиливания проемов на резной доске устраните всевозможные огрехи и неточности ножом с узким лезвием и стамесками.

На этом, собственно, работа может быть закончена. Но если есть время, желание и навыки обращения с резчицкими инструментами, ажурной резьбе можно придать скульптурную форму, выявив более образно отдельные детали растительного орнамента.

Ажурная резьба. по дереву. Ажурная сквозная резьба по дереву - разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы находит широкое распространение, в первую очередь в домовом декоре и домашней утвари.

Для выполнения ажурной резьбы небольших бытовых предметов и деталей мебели, как правило, используется древесина лиственных пород липы, березы, осины в архитектуре лиственницы и сосны. С середины 19 века в России начинает интенсивно использоваться пропильной декор, покрывающий пышные фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы от простейших геометрических форм до изображений людей и животных используется в сельской местности и современными строителями Художественная резьба по дереву.

Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времен практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии, все более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.

В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов, населявших территорию современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов.

В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорирования утилитарных предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер орнаментации домовой резьбы. Ткацкие станы, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл.

Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка куклы, фигурки, лошадки, упряжки. Деревянные игрушки изготовлялись во всех лесных регионах России, большая их часть расписывалась. На основе изучения приемов и стилистических особенностей русской народной резьбы стараниями художников и коллекционеров в конце 19 века была создана так называемая абрамцево-кудринская резьба, продолжившая традиции плоскорельефной резьбы.

Сегодня традиции русской плоскорельефной и геометрической резьбы широко используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь создаваемых мастерских.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Специфика народного орнамента русских

Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством… Уместно вспомнить о социальной функции орнамента у разных народов. Например,… Слово орнамент образовано от латинского слова ornamentum, которое переводится как украшение. Он не является…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Художественная резьба – один из самых известных и древнейших способов отделки дерева. Резьба по дереву может быть выполнена в разных техниках.

Ажурная или сквозная резьба по дереву

Художественная отделка дерева, при которой остается только само изображением, без фона. Подвид ажурной резьбы является накладная резьба – орнамент, выполняется в технике прорезной резьбы, затем крепиться на готовый фон.

Фото 1 — Ажурная или сквозная резьба

Геометрическая резьба

Вид резного искусства, при котором желаемый узор формируется при помощи множества фигур (часто используется ромб). Причудливые геометрические узоры являются важной частью восточной резьбы по дереву. Колыбелью восточного вида деревянной резьбы, скорее всего, является Египет.

Фото 2 — Восточная резьба по дереву

Рельефная резьба по дереву

Изображение изделия расположено над фоном, или на одном уровне с ним. В этой технике изготавливают резные панно – объемное деревянное изображение.

Фото 3 — Резное панно «Лев»

Барочная резьба

Плоскорельефная резьба, главное отличие которой это обилие резных и лепных украшений, причудливых завитков, изображений людей в неестественных позах, изогнутых листьев, разнообразных цветов, фантастических животных.

Фото 4 — Фрагмент барочной резьбы

Резные балясины преображают даже самую простую лестницу. Балясины – фигурные столбики в виде колонн, изящная отделка лестниц.

Деревянные балясины будут органично смотреться с винтовой деревянной лестницей – очень красивая, удобная и популярная лестница для небольших помещений.

Фото 5 — Винтовая лестница, резные балясины.

Кудринская

Рельефная резьба, которая возникла в деревне Кудрино. Основную декоративную роль в этой резьбе играет растительный орнамент: веточки, розетки и завитки. Известными изделиями этой резьбы считаются блюда, вазы, ковши, шкатулки, предметы домашнего декора.

Фото 6 — Кудринская резьба по дереву

Объемная резьба

Еще ее называют скульптурной. В этой технике изготавливают игрушки, скульптуры, фигурки и т.д

Барельеф

Декоративная лепка, скульптурное изображение на плоскости. Еще одно название «низкий рельеф». Чаще всего барельефные изображения – это фигуры людей, животных.

Богородская резьба

Подвид объемной резьбы, трехмерное изображение чего-либо. Богородская игрушка – самый известный пример этой техники. Это деревянные фигурки животных и людей, основной народный промысел подмосковного села Богородское. Для такой резьбы лучше всего подходит мягкие породы деревьев, таких как липа или ольха.

Фото 8 — Богородская резьба

Японская резьба

Красивые деревянные поделки, называемые миниатюрными скульптуры, в которых хранились мелкие вещи. Например, окимоно – «резная фигурка», статуэтка, предназначена для украшения интерьера.

Фото 9 — Японская резьба по дереву

Скандинавская резьба

Старинная художественная резьба, в такой технике были украшены деревянные скандинавские церкви. Снаружи и внутри такие церкви были оформлены традиционными орнаментами, мифологическими мотивами, в основном изображениям Богов, разных животных.

Фото 11 — Пейзаж

Виды резьбы по дереву достаточно условны. Каждый вид резьбы требует особой подготовки, а так же выбора древесины, техники резьбы.