Точка опоры. Почему благими намерениями вымощена дорога в ад? Благими намерениями вымощена дорога в ад

  • 30.09.2019

Среди массы крылатых фразеологических сочетаний есть такие, в которых сокрыта глубокая народная или философская мудрость. Их употребление в речи нередко кажется неоднозначным и может вызвать интеллектуальные споры. Некоторые крылатые фразы и выражениятакого типа могут иметь даже несколько вариантов звучания, но при этом сохранять один и тот же смысл. Один из таких фразеологизмов мы рассмотрим в данной статье. Узнаем его значение, происхождение. А также рассмотрим, как употребляется данная фраза.

Значение выражения

Приходилось слышать самые неожиданные толкования фразы о благих намерениях, вымостивших дорогу в ад. Наиболее близко к истинному значению звучит точка зрения такого плана: какая-то особа постоянно собирается сделать что-то полезное, доброе, но дальше этих намерений дело не идет - то времени нет, то возможности, то текучка заедает. Так эти замыслы замыслами и остаются, т. е. превращаются в несделанные добрые дела. Каждое из них - булыжник в упомянутой мостовой, ведущей в ад. Потому что если намеченные добрые дела не сделаны, появляется пространство для злых деяний, т. е. для греха.

Нередко прекраснодушные замыслы могут вовсе не касаться какого-то конкретного дела по отношению к другому человеку - помочь, поухаживать, защитить, а всего лишь - стать лучше самому. Вот эти намерения, как правило, наиболее трудновыполнимы. То есть нужно не собираться сделать, а делать.

Употребляется фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад» в том случае, когда, пытаясь осуществить какое-то вполне гуманное дело, человек достигает совершенно противоположного результата, нередко с отрицательными последствиями.

Вариации выражения

Русский язык подобно живому существу чутко реагирует на всяческие изменения и дополнения: меняются слова и их значения, начинают по-разному звучать знакомые фразеологизмы, то обретая новый смысл, то сохраняя содержание, но «одеваясь» в новую словесную форму.

Авторы крылатых выражений, пожалуй, и не претендуют на такое звание, однажды произнеся знаменитую в будущем фразу. Так, словосочетание о благих намерениях, оставив их и их «конечную цель» в своем составе, иногда меняет глагольную форму. Тогда выражение может звучать так: дорога в ад устлана, выстлана, устелена. От этого значение не меняется.

Этими намерениями может быть вымощена или устлана и дорога в ад, и путь в него, или ад уже ими устлан.

Встречаются и еще интересные вариации. Одна из них звучит примерно так: "Из добрых побуждений (благих намерений) дорожка прямо в ад".

Происхождение фразы и ее вариантов

История крылатых выражений довольно часто отсылает нас к разным источникам. Так, согласно одной из версий, фраза о благих намерениях восходит к изречению английского писателя Сэмюэля Джонсона, который как-то сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями». Об этом упоминает его биограф, автор двухтомных мемуаров о литераторе Джеймс Босуэлл.

Однако есть и другая точка зрения, приписывающая происхождение данного выражения англиканскому священнику XVII века и поэту-метафизику Джорджу Герберту, у которого оно звучит таким образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Эта цитата как бы подчеркивает смысл изречения из Библии, содержащегося в Книге Иисуса. Там говорится: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его - пропасть ада».

Второе предположение считается наиболее вероятным, поскольку автор как бы иллюстрирует данной фразой один из основных пунктов этики протестантов. Суть его в том, что настоящая вера непременно ведет к творению добрых дел, а не мечтам о них.

Употребление выражения

Фразеологизм «благими намерениями вымощена дорога в ад» довольно часто используется не только в литературе и журналистике, но и в разговорной речи. Можно услышать и сокращенный, «поговорочный» его вариант: «благими намерениями», что предполагает ту же концовку с тем же значением.

Как показали наблюдения, в первом, библейском смысле выражение употребляется не менее часто, чем в «бытовом». В первом случае акцент делается на том, что, по словам апостола Иакова, вера без дел мертва, т. е. неосуществленные намерения, какими бы благими они ни были, являются результатом слабой веры и преграждают дорогу к спасению.

Очень симпатичной и вполне обоснованной видится и такая точка зрения. В этой фразе пропущено слово «нереализованными», которое должно стоять перед словом «намерениями».

А в бытовом плане красноречиво мнение о том, что, когда воспитываешь ребенка, стараешься делать для него все возможное и невозможное. Из самых благих побуждений. А вырасти может совершенно недостойный человек. Поэтому, прежде чем пытаться сделать нечто «благое», не худо бы разобраться, что для того или иного человека является по-настоящему благом.

Синонимы

Относительно фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад» наблюдается интересное явление. Достаточно древнее изречение, да еще имеющее религиозный оттенок, неожиданно обрело синоним в XX веке в связи с экономическими проблемами в России.

«Хотели как лучше, а получилось, как всегда» - это выражение В. С. Черномырдина, председателя Совмина РФ, обрело синонимическое значение фразы о благих намерениях в том ее смысле, который предполагает желание сделать доброе дело, а результат его оказывается совершенно противоположным ожидаемому. В данном контексте речь шла о характеристике хода денежной реформы в стране в 1993 году. Фраза вскоре стала поистине крылатой и нередко употребляется вместо «благих намерений».

Заключение

Крылатые фразы и выражения рождаются в недрах жизни. История человечества богата множеством примеров, когда, казалось бы, благие намерения приводили не только к противоположным результатам, но и к трагедиям. Сколько было изобретено утопических идей, разработано революционных программ, организовано партий, проведено каких-то радикальных движений вроде как для улучшения всеобщей жизни. А в итоге были и крестовые походы, и большевизм, и фашизм, призванные доставить «счастье» если не всему человечеству, то «запрограммированным» на него народам или расам.

А с точки зрения теологии смысл изречения «благими намерениями вымощена дорога в ад» заключается в том, что добрых побуждений в жизни гораздо больше, чем таких же дел.

Я много раз при проведении чтений слышал фразу «оттуда», что не все добрые намерения и дела могут на самом деле таковыми являться. Я подумал, что назрел момент прояснить это в отдельном сеансе. Ниже я привожу чтение по этому вопросу, который мы провели 25 сентября 2013 года:

В. Как можно расшифровать фразу «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

О. Именно не благими делами, а благими намерениями, то есть намерение это желание и определенный посыл «я хочу, но не делаю, хочу, но не выполняю». Есть намерение, но нет конкретного действия.

В. А если ты все таки совершаешь определенное действие, для тебя благое, а для другого может быть не благое.

О. Тут еще можно перефразировать - «Не твори добра, не получишь зла». Речь идет о том, что у каждого человека своя задача, своя судьба и опыт, который он должен приобрести. Благие дела основываются в помощи другим. Но нужно понимать, кому помогать и как.

В. Как научиться это понимать?

О. Самое дорогое - это принять непосредственное участие. Чтобы помочь кому-то, лучше приложить физическую энергию. Самый простой, легкий способ - это дать денег тому, кто просит, но большое значение имеет непосредственное участие, желание помочь, оказать конкретную и реальную помощь, которая требует физических и эмоциональных усилий и приложение энергий. Такая помощь всегда ценится больше.

В. В чтениях много раз говорилось, что не надо оказывать помощь. Повторяли эту пословицу «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Ты думаешь, что несешь помощь, а на самом деле это далеко не помощь. Как это все таки понять?

О. За человека решают проблемы, и он не понимает сути, почему в его жизни случилась такая проблема и какие уроки он должен из этого извлечь. Когда есть вмешательство со стороны, человек не успевает понять то, что ему было необходимо понять. Такое вмешательство является не благом, а препятствием для понимания. То есть ты не дал человеку получить опыт, ты не дал ему такой возможности. Сделал хуже ему, и сделал хуже, в итоге, себе.

В. Как отличить где эта грань? Все-таки помощь оказывать нужно или нет?

О. Благо нужно творить. Это благотворительность . И это нужно чувствовать, кто действительно в этом нуждается: беззащитные, беспомощные дети, больные люди, которые не могут себе помочь самостоятельно. За любым намерением должно быть действие. Задача: отделить зерна от плевел, что есть благо, что есть зло. И это задача каждого - самостоятельно понять, и самостоятельно принять решение. В этом и заключается задача - научиться определять.

В. Как человек должен научиться? Какой критерий должен быть?

О. Помочь больному ребенку, которому нужна срочно медицинская помощь, перечисляя или передавая деньги - это благо, это помощь. Спасая своего друга в очередной раз от какой-то проблемы, в которую он систематически попадает - это уже вмешательство, это не помощь, это помеха. Каждый должен для себя решать. Не нужно думать, что на каждый вопрос, всегда есть ответ. В том и заключается развитие человека, чтобы он сам до этого дошел, чтобы он сам осмыслил и понял. В этом и заключается опыт.

В. В интернете есть просьбы о помощи тысячей детей, ждущие помощь. Помогая им, ты можешь просто надорваться.

О. Любой вклад и лепта могут быть помощью. Нужно быть избирательным и последовательным.

В. По мере своих возможностей?

В. Не снимая и не отдавая последнюю рубашку?

В. Чтобы не совершить преступление против своей сущности?

В. Но должено быть внутреннее понимание, внутренний позыв?

В. А если по другому мыслить, например, ребенок, который заболел, если взять кармически, он тоже проходит определенный урок. И если ему помочь в этой ситуации, он не поймет опыт, который должен был приобрести. Как к этому относиться? Правильно ли я понимаю?

О. Смысл глубинный в этом есть, но это жестоко по отношению к ребенку. Родители и ребенок связаны одной кармической задачей. И это в любом случае проблема, которую надо решать. Обычно такие дети очень быстро взрослеют и понимание к ним приходит рано, и родители вынуждены искать знания, тем самым расширяя свое сознание. Они ищут пути, заставляя себя быть более активными и сильными, у них более глубокое понимание. Поставлена задача и ее нужно решать.

В. Поставлена задача сущности, ее надо решать и приходит кто-то со стороны и оплачивает операцию, и сущность задачу не решила.

О. Почему не решила? Это задача решена. Потому что каждый извлек определенный урок из этого, и получил собственное понимание сути вещей.

В. То есть добро нужно творить?

О. Да. Почему называется благотворительность? Тот, кто создает благо, делает доброе, он творец. Он создает, он творит. Просто хотеть и думать об этом, и не прикладывать к этому усилие - это и есть дорога в никуда. Создал намерение - попытайся его выполнить. И не просто пустая болтовня как, например, в большинстве случаев есть желание быть известным, богатым, успешным человеком, но почему нет никаких действий? Человек задал и ждет. Нужно намерение, нужна задача и нужно начинать делать шаги, чтобы выполнить это. Нужно что-то изменить в своей жизни, исключить то, что мешает и не нужно ждать, надо включаться в реализацию. Много знать, но не применять это все равно, что нести за печами рюкзак с едой, но умереть с голода, просто потому что лень скинуть этот рюкзак и достать из него что-то. Если есть намерение, желание и возможность, нужно предпринять действие, чтобы это взять. Иначе это ни к чему так и не приведет.

Дорога в ад

Благими намерениями вымощена дорога в ад — стремление сделать добро не всегда добром оканчивается. И, увы, никто не может знать, что последует за тем или иным поступком. Человек ведь до сих пор не уяснил себе точно, что есть благо, а что зло, не спроста же утверждение « » и уверенность в « «

Пример того, во что превратилось благое намерение сделать всех людей равными и свободными — коммунистический эксперимент в России, стоившей ей миллионы жертв

Происхождение фразеологизма «благими намерениями вымощена дорога в ад»

Одним из первоисточников считается выражение из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова «» (21-11), хотя оно в отличие от нашего прямолинейно: грешникам «каменная дорога в ад»
Средневековый богослов и причисленный к лику святых Бернард Клервоский (Bernard de Clairvaux, 1091-1153) говорил L’enfer est plein de bonnes volontés ou désirs —
Английский поэт, философ Джордж Герберт (George Herbert, ? — 1632) в книге «Проницательные суждения» («Jacula prudentium», 1632 год) повторил фразу Св. Бернарда — Hell is full of good intentions or wishes ()
Английский писатель Сэмюэль Джонсон (Samuel Johnson, 1709-1784) перефразировал мысль предшественников — «Hell is paved with good intentions» (««)

Использование выражения в литературе

*** «Но в нашей власти отделаться от них, - возразил Бакло, - и я это обязательно сделаю, как только умрет леди Гернингтон.
- Вам известно выражение английского богослова: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями»? - заметил Рэвенсвуд. - Или, другими словами: мы чаще обещаем, чем выполняем?
- Ладно, - ответил Бакло, - я начну с сегодняшнего вечера. Клянусь, не пить зараз больше кварты, ну разве что ваше бордо окажется особенно вкусным
» (Вальтер Скотт «Леммермурская невеста», гл. 7)

*** «Меня отняли от искусства, как дитя от груди… — Он вздохнул. — Но я ворочусь и дойду! — сказал он решительно. — Время не ушло, я еще не стар…
Марк опять засмеялся.
— Нет, — говорил он, — не сделаете: куда вам!…
— Да почему вы знаете? Вы не верите в намерения?..
— Как не верить: ими, говорят, вымощен ад
» (И. Гончаров «Обрыв», часть 2, гл. 15)

*** «Путь комиссии, как путь в ад, усыпан благими намерениями. Санитары идут и, размахивая руками, толкуют о нечистоте, вони, надлежащих мерах и прочих холерных материях. Разговоры до того умные, что идущий впереди всех полицейский надзиратель вдруг приходит в восторг…» (А. Чехов «Надлежащие меры»)
*** «Сидим в палатке, хотя до острова не только не дошли, но, по всей вероятности, даже стали дальше, чем были вчера. «Благими намерениями дорога в ад вымощена»… Погода туманная, по временам мокрый снег, иногда переходящий в дождь » (В. И. Альбанов «Дневник»)

*** «Благими намерениями вымощен ад, и в данном случае благие намерения не спасают еще от стихийного влечения по «линии наименьшего сопротивления», по линии чисто буржуазной программы «Credo» (В. И. Ленин. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения»)

*** «В общем, с партией, ребята, лучше не связываться, ибо благими намерениями вымощена дорога в ЦК КПСС; так сказал своим новым молодым друзьям тертый калач Ваксон в 1978-м » (Василий Аксенов «Таинственная страсть»)

Варианты формулы «благими намерениями вымощена дорога в ад» (Википедия)

  • Путь в ад устлан благими намерениями
  • Благими намерениями устлана дорога в ад
  • Благими (добрыми) намерениями ад вымощен
  • Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен
  • Из добрых побуждений дорожка прямо в ад
  • Преисподняя полна добрыми намерениями, а небеса полны добрыми делами

Дорога в ад

Благими намерениями вымощена дорога в ад — стремление сделать добро не всегда добром оканчивается. И, увы, никто не может знать, что последует за тем или иным поступком. Человек ведь до сих пор не уяснил себе точно, что есть благо, а что зло, не спроста же утверждение « » и уверенность в « «

Пример того, во что превратилось благое намерение сделать всех людей равными и свободными — коммунистический эксперимент в России, стоившей ей миллионы жертв

Происхождение фразеологизма «благими намерениями вымощена дорога в ад»

Одним из первоисточников считается выражение из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова «» (21-11), хотя оно в отличие от нашего прямолинейно: грешникам «каменная дорога в ад»
Средневековый богослов и причисленный к лику святых Бернард Клервоский (Bernard de Clairvaux, 1091-1153) говорил L’enfer est plein de bonnes volontés ou désirs —
Английский поэт, философ Джордж Герберт (George Herbert, ? — 1632) в книге «Проницательные суждения» («Jacula prudentium», 1632 год) повторил фразу Св. Бернарда — Hell is full of good intentions or wishes ()
Английский писатель Сэмюэль Джонсон (Samuel Johnson, 1709-1784) перефразировал мысль предшественников — «Hell is paved with good intentions» (««)

Использование выражения в литературе

*** «Но в нашей власти отделаться от них, - возразил Бакло, - и я это обязательно сделаю, как только умрет леди Гернингтон.
- Вам известно выражение английского богослова: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями»? - заметил Рэвенсвуд. - Или, другими словами: мы чаще обещаем, чем выполняем?
- Ладно, - ответил Бакло, - я начну с сегодняшнего вечера. Клянусь, не пить зараз больше кварты, ну разве что ваше бордо окажется особенно вкусным
» (Вальтер Скотт «Леммермурская невеста», гл. 7)

*** «Меня отняли от искусства, как дитя от груди… — Он вздохнул. — Но я ворочусь и дойду! — сказал он решительно. — Время не ушло, я еще не стар…
Марк опять засмеялся.
— Нет, — говорил он, — не сделаете: куда вам!…
— Да почему вы знаете? Вы не верите в намерения?..
— Как не верить: ими, говорят, вымощен ад
» (И. Гончаров «Обрыв», часть 2, гл. 15)

*** «Путь комиссии, как путь в ад, усыпан благими намерениями. Санитары идут и, размахивая руками, толкуют о нечистоте, вони, надлежащих мерах и прочих холерных материях. Разговоры до того умные, что идущий впереди всех полицейский надзиратель вдруг приходит в восторг…» (А. Чехов «Надлежащие меры»)
*** «Сидим в палатке, хотя до острова не только не дошли, но, по всей вероятности, даже стали дальше, чем были вчера. «Благими намерениями дорога в ад вымощена»… Погода туманная, по временам мокрый снег, иногда переходящий в дождь » (В. И. Альбанов «Дневник»)

*** «Благими намерениями вымощен ад, и в данном случае благие намерения не спасают еще от стихийного влечения по «линии наименьшего сопротивления», по линии чисто буржуазной программы «Credo» (В. И. Ленин. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения»)

*** «В общем, с партией, ребята, лучше не связываться, ибо благими намерениями вымощена дорога в ЦК КПСС; так сказал своим новым молодым друзьям тертый калач Ваксон в 1978-м » (Василий Аксенов «Таинственная страсть»)

Варианты формулы «благими намерениями вымощена дорога в ад» (Википедия)

  • Путь в ад устлан благими намерениями
  • Благими намерениями устлана дорога в ад
  • Благими (добрыми) намерениями ад вымощен
  • Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен
  • Из добрых побуждений дорожка прямо в ад
  • Преисподняя полна добрыми намерениями, а небеса полны добрыми делами

Живет себе человек, старается не делать в жизни ничего предосудительного, за что стыдно было бы. Зато добрых дел, по-возможности, стремится сделать больше. И не за то, чтобы галочку себе поставить, чтоб на том свете (если он действительно есть) «зачет» получить, а по чистосердечному стремлению своему. Проходит время, но добро его почему-то боком выходит. И тут он начинает осознавать: действительно, благими намерениями вымощена дорога в ад...

И дело тут вовсе не в людской неблагодарности и не в том, что справедливости не существует, просто мир несовершенен. Причина в самом человеке, который наивно полагает, что добрые дела совершает.

Жалость - хорошее чувство или плохое? Казалось бы, сострадание помогает человечеству выжить. Но не зря говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. А может, гуманизм помогает роду людскому еще и деградировать?

Знакома ли вам ситуация, когда баловень родительский вырастает неприспособленным к жизни человеком? Он будто не замечает, что «праздник детства» давно закончился и пора заняться делом. Чтобы «продолжение банкета» длилось, ему нужны легкие деньги... Кто в этом виноват? Неужели любовь родительская может привести к тюремному заключению их ненаглядное чадо? Может! Говорят же, благими намерениями дорога в ад вымощена.

А что делать жене алкоголика? Он житья не дает, пропивает все деньги, еще и вещи стал из дому выносить. А растущим детям одежда нужна приличная, не в послевоенное же время живем… Но ведь жалко его, совсем пропадет… Вот и снова получается: в ад благими намерениями вымощена дорога - всей семьей по ней идут!

Что происходит, когда в глухой подворотне гопники избивают подростка-музыканта? Плохо это? Несомненно. Но мальчик, несмотря на занятость, еще и в спортивную секцию записался. Вырос сильным и уверенным в себе человеком. Тот жестокий урок он всю жизнь помнить будет, правда, без особого гнева, ведь тот случай ему даже в чем-то помог.

Можно ли сказать, что благими намерениями вымощена дорога в ад, а неблаговидными - в рай? Ишь, какой вывод сам напрашивается, но это ошибка! Такое суждение издевательства и жестокость оправдает, руки нелюдям развяжет... Причем, масштабы заблуждений могут быть глобальными. Вспомните недалекое прошлое: хотели обогатить культурой народы земли, а пришли к фашизму. Кстати, Гитлер в детстве неплохие картины писал, и если бы его все-таки приняли в художественную школу, может, и не было бы гиперамбициозного политика, и тиран по-другому реализовался бы?

Где же справедливость? Как понять простому маленькому человеку, что делать? А истина, она как раз посередине находится. Ни одна из крайностей до добра не доводит. В жизни человека всего должно быть, но в меру. Как любви, так и строгости. Тогда только гармония возможна. Безоглядная любовь вовсе не добро приумножает, а порождает праздность и зло. Чрезмерная строгость приведет к жестокости и насилию.

Чтобы благими намерениями вымощена дорога в ад не была, нужно правильно воспитывать детей. Какая взаимосвязь? Давайте разберемся.

Все мы родом из детства. Плохой ли человек, которого мы видим или о ком думаем, хороший ли, - его сформировали окружение и события давно забытых дней. Будущее детей, конечно, в руках родителей. Оно зависит от их мировоззрения и объективного понимания жизни. А еще от того, понимают ли те, что невозможно жить автономно в человеческом обществе. Если сейчас закрывать глаза на чужую беду, дети наши, став взрослыми, столкнутся с этой нерешенной проблемой, проявленной как жестокость внешнего мира.