Пишем возражения на акт налоговой проверки - образец. Грамотные возражения = хорошее решение по «фондовой» проверке

  • 20.10.2019

Получив , налогоплательщик вправе подать в налоговый орган письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Это можно сделать в том случае, если:
- налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями налогового инспектора по существу;
- если есть необходимость указать руководителю инспекции (его заместителю) на ошибки, неточности в акте и (или) нарушение прав налогоплательщика в ходе проверки.

Примечание. Налогоплательщик имеет право представить возражения на акт камеральной проверки. И таким образом повлиять на принятие решения в целом по итогам камеральной проверки.

Представление возражений - это право налогоплательщика, т.е. возражения можно не подавать. Причем непредставление возражений не означает того, что налогоплательщик полностью согласен со всем изложенным в акте. НК РФ дает налогоплательщику право в любом случае представлять пояснения по актам проверок (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ):
- в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ);
- при обжаловании решений по таким актам в вышестоящий налоговый орган и в случае судебного разбирательства (ст. ст. 137 - 138 НК РФ).

Когда правом надо воспользоваться

Своим правом на следует воспользоваться, например, если налогоплательщик категорически не согласен с выводами, сделанными налоговиками, и намеревается отстаивать свою позицию перед руководителем налогового органа, в вышестоящем органе или суде.
Практика показывает, что не имеет смысла акцентировать внимание лишь на формальных нарушениях при проведении камеральной проверки (например, нарушение срока проверки). И подавать возражения, основываясь лишь на формальных нарушениях, нет смысла. Более того, это нецелесообразно, поскольку налоговики получат возможность своевременно исправить мелкие недочеты. Соответственно, налогоплательщик лишится дополнительных "козырей", ведь на формальные недочеты можно будет указать и в суде.
Таким образом, возражать следует лишь относительно тех выводов, которые сформулированы в описательной и итоговой частях акта камеральной проверки.
Налогоплательщик должен понимать, что лишь нарушение срока составления акта или трехмесячного срока проведения камеральной проверки не будет препятствовать вынесению решения ИФНС.

По форме

Возражения подаются в письменной и произвольной форме. Они могут быть поданы:
- на акт камеральной проверки в целом;
- на его отдельные части (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Во вводной части указываются:
- дата представления возражений;
- наименование организации или Ф.И.О. физического лица;
- адрес местонахождения для организации или адрес места жительства для физического лица;
- ИНН, КПП;
- наименование налогового органа, в который представляются возражения;
- Ф.И.О. и должность налогового инспектора, который проводил камеральную проверку;
- по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период);
- даты начала и окончания проверки.
Указываются:
- возражения относительно конкретных выводов и (или) предложений;
- сумма, с взысканием которой налогоплательщик не согласен;
- аргументы обеих сторон - налогоплательщика и инспектора.
Аргументы следует высказывать кратко, четко, со ссылками на НК РФ.
Ставится подпись руководителя либо физического лица, а также представителя (при наличии). Проставляется печать (при наличии).

Необходимые приложения

Усилить позицию налогоплательщика могут:
- судебные решения. Это могут быть решения соответствующих ФАС или решения Высшего Арбитражного Суда РФ;
- письма Минфина России, ФНС России, УФНС по субъекту РФ или письменные разъяснения ИФНС России.
Но лучше всего подтверждают правоту налогоплательщика соответствующие документы - регистры учета, "первичка" и т.д. Документы прилагаются в виде заверенных копий.
Необходимое уточнение: налогоплательщик имеет право прилагать документы, но не обязан это делать (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако наличие документов может существенно повлиять на вынесение положительного решения.
Насколько правомерно представлять недостающие документы в вышестоящий орган или суд? Налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в налоговый орган в установленные сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ).
ВАС РФ указал, что суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Это решение актуально до сих пор, но эта позиция неприменима, если документы уже были истребованы ИФНС в ходе проверки, но не были представлены в инспекцию до вынесения решения без уважительной причины. Уважительными причинами непредставления документов могут считаться, например, следующие:
- нет доказательств, что налоговый орган направлял налогоплательщику требование о представлении документов;
- нет доказательств надлежащего вручения требования;
- документы были изъяты;
- требование не получено по вине сотрудников почты и т.д.

Подаем возражения

Для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится 15 рабочих дней со дня получения экземпляра акта камеральной проверки (ст. 100 НК РФ). Срок для представления возражений исчисляется со дня, следующего за днем, когда вы получили акт камеральной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Если налогоплательщик не является за актом, уклоняется от его получения и т.д., то 15 дней будут исчисляться начиная с седьмого дня после даты отправки акта по почте (абз. 2 п. 5 ст. 100, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Представить возражения можно в любой день, в том числе и в последний. Но, конечно, лучше не тянуть.
Возражения подаются в налоговый орган, который осуществлял проверку и составлял соответствующий акт.
Возражения рассматриваются в течение 10 дней (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Примечание. Если нет возможности представить документ одновременно с возражениями, то можно согласовать срок их представления с ИФНС (п. 6 ст. 100 НК РФ). Строго говоря, и согласование не обязательно, поскольку налоговый орган при принятии решения обязан учитывать все имеющиеся у него материалы (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Целесообразнее изготовить возражения в двух экземплярах - один остается в ИФНС, другой, с отметкой канцелярии ИФНС (отметка о приеме, дата приема, подпись и Ф.И.О. принявшего), - у налогоплательщика.
Не следует направлять возражения на акт камеральной проверки по почте, поскольку есть вероятность того, что ИФНС России не получит их до вынесения решения по итогам проверки.
К сожалению, возможности продления срока представления возражений НК РФ не предусматривает.
Срок, в течение которого руководитель инспекции (его заместитель) должен вынести решение, отсчитывается от даты окончания 15-дневного срока для представления возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Однако возражения, поданные позже установленного срока, но до вынесения решения по итогам проверки, должны быть учтены при вынесении решения.
То есть в любом случае у налогоплательщика остается право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). То есть свои аргументы можно привести при обжаловании решения по итогам камеральной проверки в вышестоящем налоговом органе или суде.

Если право на возражения нарушено

Одно из наиболее распространенных нарушений права налогоплательщика - вынесение решения до истечения срока подачи возражений.
Решение, которое принято до истечения срока подачи возражений, будет отменено, если налогоплательщик:
- не был уведомлен о дате рассмотрения материалов и
- не участвовал при их рассмотрении.
К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки относятся (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ):
- обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
- обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
В данном случае налицо нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, что является безусловным основанием для отмены решения по итогам проверки.
Часто налогоплательщик лишается возможности представить возражения, поскольку не вручается акт камеральной проверки до рассмотрения ее материалов. Например, акт пришел по почте после того дня, на который было назначено рассмотрение материалов проверки.
Можно с уверенностью утверждать, что суд примет решение в пользу налогоплательщика, если он был не извещен о дате рассмотрения материалов проверки и не присутствовал на нем.
Если же налогоплательщик присутствовал при рассмотрении, то, скорее всего, суд не станет отменять решение. Процедура рассмотрения предполагает оглашение акта и то, что налогоплательщик может дать объяснения (ст. 101 НК РФ).
Случается, что вовремя представленные возражения не включаются в материалы проверки. Причины могут быть самые разнообразные, но ситуация складывается всегда одна:
- налогоплательщик, будучи уверенным, что высказал свою позицию в возражениях, не является на рассмотрение материалов проверки;
- руководитель инспекции (его заместитель), не "встретив" возражений, принимает решение без учета возражений и объяснений налогоплательщика.

Примечание. Целесообразно присутствовать при рассмотрении материалов проверки или направить представителя. На тот случай, если выяснится, что возражения налогоплательщика не поступали, рекомендуется запастись доказательствами того, что они были своевременно представлены:
- копией с отметкой о принятии ИФНС;
- почтовыми документами - квитанцией и описью вложения (если возражения направлялись по почте).

С учетом того что праву налогоплательщика представить возражения на акт корреспондирует обязанность фискалов принять и рассмотреть их в составе материалов налоговой проверки, скорее всего, решение ИФНС будет отменено в судебном порядке. Однако это возможно в том случае, если в возражениях содержалась информация, которая однозначно подтверждает правоту налогоплательщика.

Возражение на акт камеральной налоговой проверки - образец составления подобного документа, а также практические советы и нюансы его разработки стали темой этой статьи. От своевременности и качества ответа на акт может зависеть конечный итог спорной ситуации для налогоплательщика.

Порядок обжалования результатов камеральной налоговой проверки в 2018 — 2019 году: обязателен ли ответ на акт проверки

Возражения на акт камеральной налоговой проверки — предусмотренная Налоговым кодексом форма ответа проверяемого лица на претензии по представленной им декларации, выраженные в акте проверки. Речь может идти только о претензиях и возражениях, поскольку акт составляется только при обнаружении в процессе камеральной проверки нарушений (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Более подробно об этом можно узнать из наших статей на сайте:

При этом необязательно подобные нарушения влекут налоговую ответственность. Например, налогоплательщик может неверно рассчитать сумму авансовых платежей по налогу. В данной ситуации возникает только обязанность уплатить пени, но не ответственность за налоговое правонарушение.

С момента действительного или презюмируемого получения исчисляется срок, равный 1 месяцу, для направления письменных возражений по почте либо нарочным (п. 6 ст. 100 НК РФ). Ответ на акт является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Зачем и как этим правом нужно воспользоваться — об этом далее.

Для чего нужны возражения на акт налоговой проверки, форма и реквизиты возражения

Для положительного для налогоплательщика результата спора с налоговым органом имеет большое значение последовательность позиции проверяемого лица на всем протяжении времени начиная с момента получения требования о даче пояснений, которое направляется при обнаружении нестыковок в декларации.

Если какие-либо доводы и документы появляются только в судебном заседании, это не только вызывает критическую оценку суда, но и может повлечь отказ в вычете (см. постановление АС МО от 22.06.2015 № Ф05-7336/15 по делу № А40-72073/2014). Поэтому выработка юридически обоснованной позиции — это задача не по подготовке к судебному процессу, а по разработке аргументированного ответа на требования или возражений на акт. При надлежащем обосновании позиции налогоплательщика на этих этапах привлечение к налоговой ответственности может не состояться.

Возражения оформляются в виде письменного документа (п. 6 ст. 100 НК РФ). Их реквизиты выработаны практикой:

  1. Наименование и адрес налогового органа, куда направляется документ.
  2. Указание отправителя (проверяемого лица), если документ составляется не на официальном бланке, содержащем необходимые реквизиты (наименование, ИНН, адрес).
  3. Исходящий номер и дата.
  4. Заголовок: «Возражения (в единственном числе — при одном возражении по тексту) на акт камеральной налоговой проверки №__ от __ г.».
  5. Текст возражений (аргументация).
  6. Перечень приложений.
  7. Наименование должности подписанта, подпись, Ф. И. О.

По сути, этот документ не отличается от будущей апелляционной жалобы на решение налогового органа, поэтому к его содержанию нужно отнестись ответственно. Целесообразно учесть такие нюансы:

  1. В возражениях проверяемое лицо:
  • выражает несогласие с выводами проверяющих, изложенными в акте, по существу (указывает на несоответствие фактическим обстоятельствам, нормам НК РФ и разъяснениям Минфина РФ о порядке исчисления налогов и представления декларации);
  • высказывает замечания процедурного характера (о нарушении срока ожидания пояснений, представлении требования, противоречащего п. 7 ст. 88 НК РФ и др.).
  1. Должна быть логика изложения. Приводится довод проверяющих, затем его опровержение, после этого идет переход к следующему доводу.
  2. Каждый аргумент должен преследовать определенную цель. При этом нужно учитывать, что в некоторых случаях может быть получен результат, не соответствующий целям заявителя возражений. Это вытекает из того, что наличие акта не означает полного завершения проверки. Некоторые из указанных проверяемым лицом недостатков налоговый орган может устранить, назначив дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Форму возражений можно посмотреть в файле, доступном для скачивания по ссылке: Образец ответа на акт камеральной налоговой проверки .

Порядок и сроки направления возражений

Обязанность налогового органа — выждать установленный НК РФ срок, в течение которого проверяемое лицо может представить свои возражения. При этом может возникнуть вопрос об исчислении этого периода. Его начало — это день, следующий за днем получения акта или за 6 днем после его отправки по почте. Он истекает в соответствующее число через 1 месяц: если акт получен 21.05, то срок истекает 22.06, а если он выпал на выходной, то на следующий за ним рабочий день (ст. 6.1 НК РФ).

По вопросу о том, когда возражение считается поступившим вовремя, высказано 2 позиции: если оно в последний день срока (22.06 в нашем примере):

  • фактически получено, см. постановление 9-го ААС от 29.01.2016 № 09АП-57918/15 по делу № А40-137588/15;
  • отправлено по почте (на конверте и (или) описи вложения есть оттиск штемпеля почтового отделения), см. п. 8 ст. 6.1 НК РФ, постановление 16-го ААС от 25.01.2011 № 16АП-372/2009 по делу № А20-2255/2008.

Следует учитывать, что проверяемое лицо имеет и другие возможности выразить свое мнение до вынесения решения:

  • Путем дачи пояснений при рассмотрении дела (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ).
  • Представления документов и пояснений (пп. 3, 8 ст. 88 НК РФ).
  • Подачи уточненной налоговой декларации, которая будет учтена в обязательном порядке в случае ее поступления до завершения 3-месячного срока проверки. В таком случае проверка и течение всех сроков начинаются заново (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Итак, возражения на акт камеральной налоговой проверки должны представляться в письменной форме и содержать аргументацию, направленную на опровержение доводов проверяющих лиц, изложенных в акте. К ним могут быть приложены документы (их копии). Срок для направления составляет 1 месяц от даты получения акта.

После проведения налоговой проверки организация в установленный срок получает акт по её итогам. При несогласии с содержанием акта налогоплательщик вправе представить мотивированные возражения. Возражения – это выражение несогласия с выводами проверки со ссылкой на официальную законодательную базу. Письменные возражения сопровождаются устными пояснениями, предоставлением необходимых документов.

В результате может последовать отмена решения налоговой инспекции целиком либо в отдельной части по результатам камеральных и выездных проверок. Очень важно правильно выстроить стратегию. В связи со сложностью этой задачи, её можно решить лишь в команде. Понадобится помощь налогового консультанта, адвоката. Оптимально участие антикризисного и арбитражного управляющего, аудитора.

Этапы обжалования

Выразить претензии и возражения допустимо в определённые сроки после ознакомления с актом проверки. Их направить необходимо в налоговую инстанцию (вышестоящую), при отсутствии желаемого результата – обратиться в суд.

Получение акта выполненной проверки

По результатам контроля (выездного или камерального) следует составление акта с указанием фактов обнаруженных нарушений с подписью проверяющего. На это даётся два месяца с периода оформления справки о выполненной налоговой проверке. А по результатам контроля камерального на данную процедуру отводится всего 10 дней при обнаружении нарушений в начислении сборов (налогов). При отсутствии таковых акт вовсе не актуален.

В течение пяти календарных дней акт обязаны вручить субъекту проверки. Если он отказывается его получить, то это отмечается в акте, который отправляется заказным письмом. Временем вручения его положено считать шестой день со дня отправления. Налогоплательщик владеет правом не подписывать акт, но это косвенно может вызвать подозрения в его недобросовестности. К тому же, подписание его вовсе не означает безоговорочного согласия с выводами.

Налогоплательщик может не согласиться с актом, предъявив свои возражения. В таком случае он может воспользоваться правом предоставления в налоговый орган своих пояснений и несогласия с результатами. Мотивированные возражения необходимо представить в месячный срок. Началом такого срока считается следующий за вручением данного акта день.

ВАЖНО: Уже на этапе вручения акта необходимо проявлять внимание с целью отслеживания возможных процедурных нарушений со стороны проверяющих. Это может помочь в дальнейшем в отстаивании своих прав. Ведь серьёзные нарушения уже на данном этапе могут служить причиной отмены (полной или частичной) решения налоговой комиссии.

Предполагаемые ошибки в акте могут быть следующими:

  • арифметические – ошибки в подсчётах; как следствие – неточный расчет начисленных штрафов и пени;
  • ошибочная оценка документов, фактов;
  • неверная оценка хозяйственных операций.

Многие ошибки в процедуре инспекционных работ могут устраняться ещё в процессе изучения итогов проверки. Дополнительные мероприятия с этой целью могут быть инициированы руководителем инспекции. Потому в это время основные претензии озвучивать не рекомендуется. Ими воспользоваться лучше в период принятия заключительного решения по акту, обратившись в инстанцию вышестоящего органа либо в суд.

Нарушения налогового контроля условно можно дифференцировать на две группы: процессуальные, материальные (неверное толкование нормативов). Если предъявляются возражения по процессуальным действиям, возможно принятие решения о добавочных мероприятиях по контролю, а это рискованно.

Досудебная процедура обжалования

Или — предъявление возражений в вышестоящий орган. По разным видам налоговых проверок разработан порядок досудебного разрешения налоговых разногласий. Обратиться в суд лицо имеет право по завершению попытки решить вопрос в вышестоящем органе. Прежде чем решиться на обжалование результатов, необходимо всё серьёзно взвесить, разобраться в сути своих претензий.

Последовательность разработки

  • внимательное изучение представленного акта проведённой проверки;
  • вычленение пунктов, по которым имеются разногласия;
  • составление собственно возражений на содержание акта либо на определённые его части в свободной форме.

Возражения необходимо представить письменно в свободном виде. Не согласиться с выводами проверяемый субъект имеет право по всему акту либо по одной из его частей, подвергнуть сомнениям, как факты, так и выводы. Возражения могут формулироваться по существу либо по процедурным вопросам.

Приводить разделы акта, с которыми нет согласия, рекомендуется по порядку. Позицию озвучивать чётко, убедительно аргументируя, основываясь на законодательных нормах, которые действовали в период проверки (ведь они могут изменяться). Использовать примеры судопроизводства, делая ссылки на них. Существует два способа подачи возражений: лично в налоговый орган либо по почте.

Правила оформления претензий в вышестоящий орган

  • оформлять возражения в письменном виде;
  • использовать понятную последовательную аргументацию;
  • обосновывать каждое возражение;
  • представлять доказательства с использованием копий документов;
  • приводить после доводов ссылки на нормативно — правовую базу;
  • строго соблюдать сроки, установленные законом;
  • направлять документы именно в проводившую проверку инспекцию.

По итогам изучения возражений руководитель инспекции должен вынести решение. Варианты его могут быть следующими:

  1. Привлечь к ответственности лиц, совершивших налоговое правонарушение.
  2. Отказать в привлечении к ответственности указанных лиц в связи с не подтверждением фактов.

Почему надо присутствовать на комиссии

Делать этого не обязательно. Однако повредить это точно не может. К тому же, при личном присутствии есть возможности:

  • к письменным требованиям добавить устные комментарии, аргументы;
  • предоставлять дополнительную документацию;
  • отказаться от возражений, но привести смягчающие обстоятельства с целью снижения размеров штрафных санкций.

Действия после предъявления возражений

После досудебного обжалования выводов органов налогового контроля (предъявления возражений) инспекция обязана вынести соответствующее решение. По проведённой проверке вышестоящая инстанция привлекает налоговую организацию к ответственности за предъявляемое правонарушение либо отказывает в этом.

Привлекаемые налоговые организации получают информацию о решении, где отражаются:

  • обстоятельства совершённого нарушения;
  • основания и документы, позволившие сделать именно такой вывод;
  • решение о возможности привлечения к ответственности согласно определённой статье НК РФ;
  • финансовые размеры обнаруженной недоимки.

Инициирование иска с пакетом возражений в суд

Вышестоящая налоговая организация часто подтверждает решение нижестоящей организации. Для оспаривания результатов организация вправе обратиться в суд в течение трёх месяцев. Этот способ оспаривания считается более эффективным, хотя и непростым. Часто мотивация налогоплательщиков признаётся формальной. Поэтому необходимо тщательно собирать доказательства отношений с контрагентами, экономической обоснованности сделок.

Составление документа

При составлении документа обязательно должны соблюдаться следующие правила:

В конце документа обычно следует подобный текст: «Считаем, что предложенные выводы не являются отражением фактического положения дел, вступают в противоречие с налоговым законодательством по таким основаниям.…» Далее следуют обоснованные доводы. И в завершение пометить: «Принимая во внимания наши обоснования, подкреплённые приложенными документами, настаиваем на отмене акта проведённой налоговой проверки (либо определённых его пунктов) и до начислений налоговых сумм (указать конкретные суммы)».

Правила оформления приложений

  1. Разрешается прилагать используемые документы, помогающие в обосновании возражений. Они могут быть переданы в инспекцию и отдельно.
  2. Каждая копия одно страничного документа заверяется отдельно (а не в виде подшивки).
  3. Многостраничные документы заверяются одной подписью вне зависимости от количества страниц. Однако листы должны быть сшиты и пронумерованы.

Форма возможного возражения

Оформить возражения разрешается в произвольной форме. Важно, чтобы все пункты акта, которые вызвали несогласие, были перечислены, причины несогласия обоснованы, ссылки на документы приложены. На документе требуется наличие подписи руководителя, присутствие печати организации.

Составляются возражения обязательно в двух экземплярах (первый для инспекции, другой хранится в организации). При отправлении документа по почте, необходимо получить уведомление о его получении.

Примерные части документа

Общая или вводная часть. По-другому её называют информационной составляющей проверки. Эта часть должна содержать следующие моменты:

  • указание точных реквизитов проверяемого лица;
  • указание времени предъявления (предложения) возражений;
  • временные характеристики проверки;
  • направления контролирующих мероприятий.
  • указание конкретных частей акта проверки, вызвавших несогласие;
  • обоснование представленных возражений со ссылками на официальную законодательную базу;
  • анализ арбитражной практики, сложившейся в регионе, по рассматриваемому направлению.

Резолютивная часть. Заключительная часть содержит следующую информацию:

  • Общая сумма возражений, итог. Требования возражающего лица, просьба об отмене акта проверки.

Ознакомиться с примерной формой возражения можно по ссылке ниже:

ВАЖНО: Обосновывая собственную позицию по рассматриваемому вопросу, нужно учитывать нормы НК РФ, разъяснения ФНС и Минфина РФ.

Порядок подачи

  1. Взвесить своё решение и суть претензий, ещё раз сверить все разногласия с налоговым законодательством.
  2. Все возражения по акту либо по некоторым его пунктам изложить в письменном виде, используя специальную форму.
  3. Письменные аргументированные возражения представить в соответствующую инспекцию.
  4. Для обоснования возражений приложить необходимые документы (копии).

Особенности рассмотрения имеющихся материалов проверки

При рассмотрении представленных материалов проверки предоставляется право присутствия каждому налогоплательщику либо его представителю. Но это не обязательно. Во время заседания представление дополнительных документов к имеющимся письменным возражениям допускается. Дополнительные требования, дополнения будут зафиксированы в протоколе. Их примут и изучат.

Вариант протокола комиссия обязана выдать на руки. В случае присутствия лица на заседании без письменных возражений, всегда можно выразить их в устной форме. На комиссии можно так же отказаться от предъявленных ранее письменных возражений.

Если возражения несущественные, имеет смысл ходатайство об уменьшении размера штрафных санкций в связи с указанными налогоплательщиком смягчающими обстоятельствами, позволяющими снизить размер штрафа. Посетив комиссию, можно добиться хотя бы минимального улучшения положения дел, так что сделать это рекомендуется.

Сроки рассмотрения

Акт по результатам проведённой проверки формируется за два месяца (три месяца для консолидированной группы), даже при факте не выявления нарушений. Ещё пять дней даётся на вручение его должностному лицу с приложенными документами (десять в случае группы). В случае отправки почтой документа, его вручение датируется шестым днём с момента отправки.

Срок подачи обоснованных возражений по акту в письменном виде проведённой проверки измеряется по НК РФ одним месяцем с периода получения акта (со следующего дня или с седьмого дня в случае получения такового заказным письмом).

Руководитель проверяющего налогового органа рассматривает возражения в десятидневный срок. Он начинается по окончании срока, предусмотренного на предоставление претензий, независимо от того, когда они были фактически предъявлены. Продление срока возможно, но не дольше, чем на месяц.

Место и период рассмотрения итогов контроля должно быть известно налогоплательщику. Он имеет право принимать участие в рассмотрении представленных материалов. Принятие решения до истечения положенного месяца считается нарушением порядка рассмотрения.

Возражения способны помочь компании: отменить или снизить штрафные санкции. Но важно учесть все за и против, ведь возможны в результате и осложнения оформления итогов проверки, дополнительные мероприятия, проведение экспертизы.

Бывает, что итоги проведенной налоговой проверки, отраженные в соответствующих актах, по мнению руководителей проверяемой компании, не всегда правомерны, а представленные документы не приняты инспектором к вниманию. В этом случае необходимо составить протокол разногласий к акту проверки, или, как еще принято называть этот документ, возражение на акт налоговой проверки. Никаких кардинальных отличий между протоколом разногласий и возражениями не существует, поскольку законом не установлено ни обязательное использование одного из этих наименований, ни типовая форма документа. Поэтому выражение несогласия с выводами, представленными в актах налоговых проверок, одинаково верно именовать любым из этих названий. О том, в какие сроки можно подать протокол разногласий в ИФНС, как оформить и какие нюансы при этом учесть, узнаем из этой публикации.

Оформление и содержание документа

Несмотря на то, что составляется протокол в произвольной форме, здравый смысл требует, чтобы в документе присутствовали достаточно убедительные доводы и доказательства, подкрепленные грамотно оформленными документами и соответствующими законодательными нормами. Требуется структурировать текст возражений, составляя документ по аналогии с актом проверки, т. е., объединить все сведения в три основных блока:

  • вводный (общий), в котором представлена информация о собственно проверке, номере и дате акта, периоде проведения;
  • описательный, раскрывающий суть вопросов, ставших основанием для составления возражений. В этом блоке должны быть обстоятельно изложены все доводы проверяемой компании по каждой оспариваемой позиции. Заметим, что составлению протокола предшествует скрупулезная работа предприятия по разбору всех нарушений, отмеченных инспектором ИФНС, поскольку, оформляя такой документ, как протокол разногласий к акту проверки (образец ниже), следует точно знать, какие нарушения компанией действительно были допущены, а какие являются недоработкой или домыслами проверяющих. Обосновывать доводы компании следует, ссылаясь на соответствующие законы, разъяснения Минфина или ФНС, а также существующую судебную практику.

При возможности воссоздания недостающих документов или исправлении недостатков, о которых в акте идет речь, следует их восстановить и представить вместе с возражениями. Если в акте проверки обнаружены неточности в расчетах либо искаженная оценка хозяйственных операций, эти факты также указываются. Все спорные вопросы лучше сгруппировать в 2 категории – нарушения собственно процедуры проверки или норм материального права.

Если оспаривание касается только вопросов проведения проверки, руководитель ИФНС может вынести решение об осуществлении дополнительных контролирующих мероприятий, направленных на устранение процедурных упущений. Как правило, эти нарушения не влияют на финансовое положение организации, и немногие из них оформляют возражения по такому поводу. Компаниям лучше делать упор на нарушения по существу проверки, поскольку обжаловать решение о привлечении к налоговой ответственности предприятие вправе лишь в том объеме, который оспаривался в вышестоящем налоговом органе;

  • резолютивный, т. е. подводящий итог с указанием суммы доначисленных налогов, с которой организация не согласна и предлагающий определенный алгоритм действий. Кроме того, следует попросить ИФНС уведомить компанию о дне и времени разбора протокола разногласий, чтобы не дать повода налоговикам рассмотреть документ без ведома предприятия.

Если к возражениям приложены документы (копии), их количество следует упомянуть в строке «Прложения». Все копии заверяются полномочным представителем компании и печатью.

Возражения на акт налоговой проверки: срок

Будучи письменным обращением в ИФНС, констатирующим несогласие в определенных пунктах с актом ревизии, возражения на акт выездной налоговой проверки могут быть представлены в канцелярию территориальной ИФНС либо отправлены по почте. Сделать это можно в течение 1 месяца, после получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ). Унифицированной формы этого документа не существует, но ФНС разработан весьма удобный вариант « Возражения на акт налоговой проверки».

Отметим, что представленная форма подходит для предъявления возражений при любом статусе проведенных налоговых проверок – камеральных или выездных. Компании зачастую разрабатывают форму документа, изменяя ее, в зависимости от отмеченных в акте нарушений. Предлагаем еще один, часто встречающийся документ.

Образец возражения на акт выездной проверки

Возражение на акт выездной налоговой проверки, образец которого представлен, содержит 2 блока – общий и описательный. Резолютивная часть заполняется, опираясь на информацию в предыдущей, описывающей спорные позиции акта.

Чего ожидать после передачи возражений в ИФНС

Окончание срока, предоставленного законом на оформление и передачу возражений (1 месяц со дня получения акта) является началом десятидневного периода, когда руководителем ИФНС разногласия должны быть рассмотрены, и вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности или приняты его доводы.

Нередко предприниматели считают, что возражать на акт проверки бессмысленно. Тем не менее, можно обойтись и без дорогого юриста, достаточно правильно обосновать свою позицию.

Как составить образец ответа на акт проверки? Проверяя деятельность экономического субъекта, контролирующие органы составляют акт проверки.

Предприниматели не всегда согласны с результатами проверки, но мало кто решает возразить. Мотивируется это тем, что процедура оспаривания обойдется слишком затратно.

А между тем, именно возражения на акт проверки позволяют разрешить спор еще до вынесения окончательного решения. Как выглядит образец ответа с возражениями на акт проверки?

Что нужно знать

Решившись на обжалование акта проверки, следует знать о некоторых тонкостях процедуры. Прежде всего, нужно определиться, имеются ли возражения по существу или претензии обусловлены процедурными вопросами (составление акта, порядок проверки и т.д.).

Отметить следует вопрос отказа от подписывания акта. Любой проверяемый субъект может отказаться подписывать акт, заставить его не может никто. Но на деле особого резона в этом нет.

Проверяющие проставят отметку об отказе в подписывании акта и в качестве свидетелей привлекут третьих лиц. Но при этом не подписание акта косвенно свидетельствует о недобросовестности проверяемого.

В то же время наличие подписи еще не означает согласия. Достаточно вписать «С актом (или него частью) не согласен». Одна копия акта обязательно передается субъекту проверки. Представитель субъекта проверки ее может получить лично.

В ином случае акт проверки отправляется заказным письмом с уведомлением или другим способом, дозволяющим точно установить дату получения. Уже начиная с этого этапа, надлежит внимательно следить за соблюдением процедурного порядка.

Существенные нарушения в процессе рассмотрения материалов могут стать основанием для полной или частичной отмены решения по итогам .

Но не следует выказывать претензии по каждому незначительному нарушению, большинство из таковых может быть исправлено в процессе. Например, может приниматься решение о проведении дополнительной проверки.

Внимание нужно уделять именно тем нарушениям, которые оказывают значимое влияние на итоговое решение. Когда решение по акту проверки будет принято, исправить что-либо на законных основаниях весьма проблематично.

Вот здесь то и пригодятся существенные нарушения процесса проведения проверки и рассмотрения полученных материалов.

Так нарушением считается воспрепятствование проверяемому лицу участвовать при рассмотрении материалов. А это уже становится основанием для отмены принятого решения в судебном порядке.

Основные определения

Актом проверки именуется документ, который составляется в процессе проверки деятельности экономического субъекта контролирующими органами. Более знакомой предпринимателям является налоговая проверка.

При таковой инспекторами проверяется соответствие налогового учета утвержденным нормативам, изучается соблюдение налогоплательщиком НК РФ, выявляются нарушения по итогам проверки.

Весь процесс фиксируется актом. Подобные проверки могут проводиться и иными структурами. Например, ПФР или вышестоящим органом. Возражения на акт проверки оформляются документально.

При этом следует обосновать все возникшие претензии. В случае получения аргументированного ответа на возражения, можно использовать его при последующем , в том числе и судебном.

Но если рассмотреть возражения перед принятием налоговики или иные органы обязаны, то давать ответ на них закон не обязует. Важное значение при составлении ответа на акт проверки имеет дата.

С момента получения акта проверки субъект имеет в своем распоряжении пятнадцать рабочих дней на ознакомление с актом и предоставление возражений в письменной форме.

При составлении акта об обнаружении фактов представить возражение можно в течение десяти рабочих дней. Процедуру принятия решения по акту можно рассмотреть на примере проверки ФНС .

Спустя пятнадцать дней после составления акта в десятидневный срок руководитель налоговой службы должен рассмотреть акт и принять решение. Несоблюдение сроков уже нарушение.

Относительно сроков подачи возражений нужно заметить и то, что начальной точкой отсчета для выказывания претензий по акту является дата получения акта, а не дата отправки документа получателю.

Налогоплательщик должен получить уведомление о месте, дате и времени рассмотрения материалов, чтобы иметь возможность присутствовать при работе комиссии. Не уведомление это тоже нарушение.

С какой целью формируется

Главная цель составления ответа с возражениями на акт проверки это воспрепятствование принятию ненадлежащего решения, несоответствующего сути дела.

Форма предоставления возражений произвольна, но важно правильно отобразить суть претензий. Итогом предоставления возражений на акт проверки может становиться пересмотр материалов дела либо назначение повторной проверки.

Если проверяемый субъект сможет доказать свою правоту это может предотвратить принятие неверного решения.

Судебное обжалование уже вынесенного вердикта по акту проверки процесс долгий и зачастую затратный. Целью возражений становится урегулирование спорных ситуаций на этапе рассмотрения материалов проверки.

Действующие нормативы

Как найти тезисы, обосновывающие позицию возражающего? В первую очередь, нужно обращать внимание на спорные выводы, по которым законодательство спорно или недостаточно урегулировано.

Руководствоваться можно нормами Налогового Кодекса, а также разъяснениями ФНС РФ и Минфина РФ.

Разъяснения не являются нормативными документами, но указывает, что ФНС обязано руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Кроме того игнорировать не следует и судебную практику. В сказано, что учет судебно-арбитражной практики целесообразен при рассмотрении дел со сходными обстоятельствами.

Возникающие нюансы

Как подготовить возражения на акт проверки? Стандартную схему можно представить следующим образом:

Определение календарного периода Для подачи возражений с учитыванием отведенного срока с момента получения акта
Анализ акта проверки Относительно процессуальных и существенных оснований для возражений
Создание возражений с соблюдением структурности документа И последовательного изложения контраргументов
Формирование приложений К возражениям, составление их
Оформление возражений На официальном бланке организации
Заверение документов Печатью организации и подписями
Подача возражений на акт проверки В проверяющий орган

Какие могут быть причины

Причины, по которым предъявляются претензии, должны быть обоснованы. Аргументированными возражения признаются, если указанное субъектом проверки нарушение может существенно повлиять на принятие решение.

Например, причиной возражения стала ошибка в расчетах, допущенная проверяющим органом. Также при проверке могли быть проигнорированы важные документы, суть каких полностью меняет ситуацию.

Возможно отдельные факты были интерпретированы неверно. Иногда законодательные нормы обуславливают двоякое толкование одного и того же факта.

Это тоже может стать поводом для возражений. Что не следует принимать в качестве причины для возражений? В процессе проверки могут допускаться формальные ошибки.

Как то нарушения сроков, неточности оформления и подобные нюансы. Конечно, такие явления это нарушения, но ни один суд не отменит решение из-за процессуальных ошибок.

Возможно, будет назначена повторная проверка, но суть дела от этого не поменяется. Потому сосредоточиться нужно именно на содержании .

При подаче возражений нужно иметь уверенность, что все документы и формы в порядке. Нужно учитывать – подача возражений это повод для дополнительной проверки. И не факт, что при ее проведении не будут выявлены более серьезные нарушения.

Возражать стоит только, если субъект проверки всецело уверен в своей правоте, вся документация в порядке и каждое возражение аргументировано документально и сточки зрения законодательства.

Составление возражения на акт проверки

Структура документа с возражениями соответствует форме самого акта проверки, наличествует:

  • вводная часть;
  • основное содержания;
  • резолютивный вывод.

Оформлять возражение следует на официальном бланке организации, имеющем такие обязательные реквизиты как:

  • название организации;
  • ИНН/КПП;
  • юридический и фактический адрес налогоплательщика;
  • контактные данные.

Обязательно нужно зарегистрировать возражение в журнале исходящей корреспонденции. Это впоследствии поможет подтвердить, что документ был отправлен своевременно.

Непосредственное заполнение документа начинается с вводной части. Здесь указываются:

  • данные об акте проверки (номер, дата составления, период проведения, наименование проверяющего органа, тип проверки);
  • предмет проверки;
  • исследуемый период;
  • дата получения акта.

Необходимо отметить искажения или ошибки, неправильную интерпретацию хозяйственных операций субъекта. Оспаривать нужно лишь существенные выводы и факты, отображенные в акте проверки.

Важно! Отображая в акте нарушение, проверяющий орган обязан указать основание со ссылкой на ошибочный документ или нормативное положение. Если обоснование отсутствует, то решение по такому акту может отменяться.

Если акт проверки не указывает причину нарушений, то ответчик не может представить возражения и таким образом лишается своего законного права. А значит и решение по акту будет незаконным.

Нет необходимости включать в возражения сведения о процессуальных нарушениях. Если проверяющий орган не исправит эти ошибки в процессе рассмотрения материалов, факты могут пригодиться при обжаловании решения.

Резолютивная часть ответа на акт проверки заключает в себе итог и отображает в себе все моменты, с которыми не согласен субъект проверки.

Можно приложить к возражениям копии документов, способных обосновать мнение проверяемого субъекта. Обязательно указывается полный перечень приложений.

Составленный документ с возражениями передается проверяющему органу лично либо почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Нужно знать, что в случае судебного обжалования решения во внимание принимается только та часть акта, по которой были выказаны возражения.

Подать возражения можно по любому факту проверки, осуществленной официальными органами. Например, возражение по акту проверки Министерства образования или протокол разногласий с проверкой ФСС .

Протокол разногласий

Возражения на акт проверки оформить можно в форме протокола разногласий. Особенно такой формат удобен при наличии нескольких претензий.

Протокол разногласий составляется так:

Указывается дата и место Составления основного документа (акта проверки)
Прописываются реквизиты сторон Проверяющего органа и субъекта проверки