Василий баженов краткая биография. Пять самых амбициозных проектов василия баженова

  • 25.09.2019

Публикации раздела Архитектура

5 главных построек Василия Баженова

Р аботы архитектора Василия Баженова - одна из загадок в истории русского искусства. Строил он много, выполнял заказы преимущественно императорской семьи, а достоверно исследователи знают всего несколько зданий его авторства. «Культура.РФ» вспомнила пять знаковых построек архитектора Баженова в Москве и Петербурге .

Большой Кремлевский дворец

Карл Лопяло. Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция. XX век

Большой Кремлевский дворец Василия Баженова считается одним из самых величественных архитектурных проектов эпохи классицизма . Еще в 1769 году Екатерина Вторая обратила внимание на то, что Кремль стал ветшать, и поручила Баженову создать проект глобальной перепланировки. С одной стороны, архитектор должен был сохранить все древние постройки, а с другой - сделать Кремль более европейским: с площадями и прямыми улицами.

Василий Баженов предложил построить огромный дворец на территории всего Кремля, в который будут включены все памятники архитектуры. Длина его фасада должна была составить 639 метров. В четырех этажах здания планировались парадные императорские залы, а также ряд служебных помещений. Такой проект требовал немалых жертв - была разобрана часть кремлевской стены, разрушены находящиеся на территории монастырские подворья, галерея Оружейной палаты и ряд других построек. Когда же в 1773 году началось строительство, обнаружилось, что не выдержал грунт возле Архангельского собора и храм стал давать трещины. Работы были прекращены, а разобранная крепостная стена восстановлена. Монументальный проект Баженова так и остался на бумаге и в виде деревянной модели, которую сегодня можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева .

Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно

Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Начиналось все как нельзя лучше: заказ на ансамбль в Царицыно поступил от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича , окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.

Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.

Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову . Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.

Владимирская церковь в Быково

Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы - Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания - овальная.

Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова - для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.

Михайловский замок

Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Дом Пашкова

Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Дом капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» называл одним из самых красивых особняков в Москве. Исследователи долгое время спорили, кто являлся автором здания. В числе версий - Матвей Казаков и Никола Легран, однако наиболее вероятно, что дом Пашкова построил Василий Баженов.

Архитектор спроектировал типичную городскую усадьбу - центральный корпус с двумя боковыми флигелями и открытым в сторону въезда парадным двором. При этом Баженов придумал оригинальный ход - сам въезд он расположил сбоку, в переулке, а не со стороны главного фасада.

Согласно некоторым источникам, изначально особняк был оранжевого цвета и его купол венчала римская статуя. Однако сегодня мы видим не совсем тот Пашков дом, что построил Баженов: здание сильно пострадало после московского пожара 1812 года . Во время реставрации архитектор Осип Бове отказался от использовании статуи, заменил коринфские колонны на ионические и перекрасил здание в белый. В разное время в доме Пашкова находились Московский дворянский институт, Четвертая городская гимназия, Румянцевский музей . Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке . Там хранятся рукописи, ноты и картографические издания.

Василий Баженов родился в 1738 году, в семье дьячка одной из придворных кремлёвских церквей. Страсть к архитектуре проявилась очень рано: маленький Вася обожал рисовать здания и выдумывал свои. Талантливого мальчика заметил известный архитектор Дмитрий Ухтомский , принявший его в свою школу, где дар Баженова раскрылся в полной мере. Вскоре ученик уже работал вместе с учителем над различными проектами в столице, а потом выработал и свой собственный стиль.

После окончания школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств, где совместно со своим преподавателем Саввой Чевакинским работал над проектом постройки Никольского морского собора. В 1759 году он за государственный счёт был направлен на учёбу в Париж, став первым членом Академии художеств, отправленным за границу. В Париже Баженов занялся изготовлением моделей зданий из дерева и пробки. Он создал точные копии Луврской галереи, а позже, в Риме — модель собора Св. Петра. Его модели были не просто схематичными проектами, а произведениями искусства. Они отражали дух и художественное содержание архитектуры.

В Европе Баженов полюбил фантастическую грандиозность зданий, стал одним из первых русских архитекторов, которые учитывали особенности ландшафта при создании проекта. Он был в числе лучших практиков-строителей своего времени, одним из главных «проводников» европейского стиля в русской архитектуре, который тем не менее не просто копировал его, а адаптировал для российских реалий.

Хлебный дом в подмосковном Царицыне. Фото: Commons.wikimedia.org

Мечты и реальность

Зданий, созданных Баженовым, осталось не так много, но мы знаем этого архитектора и по тем проектам, которые не были реализованы. Самый главный из них — проект Форума великой империи на месте московского Кремля, которому Баженов посвятил несколько лет своей жизни. Вместо кремлёвских стен, служащих оградой для храмов и святынь, архитектор спроектировал сплошной ряд зданий. Кремль он видел не как крепость, а как грандиозный общественный центр, к которому должны были сходиться все улицы Москвы. Интересно, что сохранность исторических построек Баженова мало интересовала: для нового проекта предполагалось снести многие допетровские строения. Архитектор создал огромный 17-метровый макет форума, в котором были учтены все мельчайшие детали будущего дворца. Торжественно начатое строительство было прервано сначала эпидемией чумы в 1771 году, а затем и императрица охладела к проекту. Руководить засыпкой котлована Баженов отказался, сказав: «Оставляю тому, кто за благо избран будет». Модель дворца можно увидеть в московском музее архитектуры.

Баженов участвовал в создании увеселительного комплекса в честь заключения мира между Россией и Турцией на Ходынском поле. Поле было распланировано в виде береговой линии Чёрного моря. Там, где располагались турецкие крепости, архитектор построил различные увеселительные заведения: театры, балаганы, закусочные и пр. Каждая постройка имела свой особенный архитектурный стиль — средневековый русский, готический и классический. Яркие цвета красно-белых построек красиво сочетались с зеленью летней природы и разными цветами мундиров, что придало неповторимую красоту праздничным торжествам.

Документов, свидетельствующих о том, что дом Пашкова проектировал именно Василий Баженов, не осталось. Об этом гласит только народная молва и то, что это здание является одним из лучших образцов французского стиля в русской архитектуре, который был свойственен Василию Баженову. Этот дом, построенный на Ваганьковском холме, долгое время был единственной точкой в Москве, откуда можно было посмотреть на кремлёвские башни «свысока».

Дом Пашкова. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Мир Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно — один из немногих проектов, за которым документально закреплено авторство Баженова. Но и этот проект реализовать полностью ему не удалось. Екатерина II предложила архитектору создать проект и руководить строительством новой резиденции в Царицыно, дала ему полную свободу действий. Баженов был окрылён и с жаром принялся за работу. Архитектор планировал эту усадьбу как единое целое, как целый мир, где ничто не будет выделяться, всё будет равным: даже дворец императрицы не является здесь доминантой, органично вписываясь в ансамбль. Когда строительство было практически завершено, Екатерина нанесла внезапный визит. Императрица заявила, что дворец слишком тёмный, что в нём невозможно жить, и потребовала снести часть построек. Вскоре, правда, она умерила пыл и потребовала менее радикальных изменений. Руководил «доводкой» усадьбы ученик Баженова Матвей Казаков , что особенно унижало архитектора.

Василий Баженов. «Вид Царицына села». Проектный чертёж. 1776 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Сложно сказать, в какой степени отреставрированная уже в наше время усадьба отвечает первоначальному замыслу архитектора: многое из того, что задумывал Баженов, было переделано ещё при его жизни. Многие архитекторы ратовали за то, чтобы усадьба так и осталась в руинах: в них им виделся символ того идеализма, который проповедовал Василий Баженов. Однако было принято решение о восстановлении усадьбы. Сегодня можно сказать, что даже крупицы замысла Баженова привлекают в усадьбу тысячи туристов и жителей Москвы.

После своего отстранения от работ в Царицыно Баженов остался без средств к существованию. Какое-то время он занимался мелкими частными заказами, но дела шли плохо. После своего вступления на престол Павел I, приближавший к себе гонимых его матерью, назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и доверил ему масштабное исследование русской архитектуры. Архитектор с радостью принялся за дело и смог бы многое сделать, если бы его жизнь совершенно неожиданно для всех не оборвалась.

Жизнь в чужих зданиях

Романтическая слава непризнанного гения преследовала Баженова ещё при жизни, а после смерти ему стали приписывать множество зданий, к которым он не имеет никакого отношения. Особенно эта тенденция усилилась в советское время, когда для спасения того или иного старинного дома было достаточно предположить, что его проектировал Баженов. В результате почти все псевдоготические постройки XVIII века в московском регионе, относительно авторства которых не сохранилось документов, приписываются Василию Баженову.


  • © Public Domain / Иллюстрация из книги «Братья. История масонства в России»

  • © Public Domain / Вид Моховой улицы и Пашкова дома, рисунок Г. Барановского, 1840-е годы

  • © Commons.wikimedia.org / Sergey Korovkin 84

  • © Commons.wikimedia.org / Marina Lystseva

  • © Commons.wikimedia.org / El Pantera

  • ©

6 758 views

12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII[…]

12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII века, которому приписывается множество построенных в ту пору зданий, но, как выясняется в наши дни, не все эти постройки можно обоснованно считать работами Баженова.

Будущий архитектор родился в семье дьячка в одной из придворных кремлевских семей и с детства обнаружил талант к срисовыванию с натуры домов, церквей и кремлевских стен. Учился у архитектора Дмитрия Ухтомского, затем в Академии художеств, где проявил талант и стал помощником своего учителя Саввы Чевакинского при проектировании и постройке Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. Его направили на обучение в Париж к профессору Шарлю Девайи, где Баженов стал масоном, но, скорее, из эстетических соображений, поскольку его восхищали пропорции масонской символики и архитектуры.

Вернувшись в Россию, участвовал в издании русских переводов трудов Витрувия и стал проводником французского вкуса в архитектуре, ярким проявлением котором стал построенный Баженовым (или приписываемый ему на протяжении двух столетий) Пашков дом, известный тем, что вначале сюда переехал из Санкт-Петербурга Румянцевский музей, а затем здание отошло Государственной библиотеке. Однако никаких документов, подтверждающих, что этот дом построил Баженов, не сохранилось, и указание авторства основывается на устной традиции.


Дом Пашкова. Гравюра Дюрфельда по рисунку Антинга

Зато известно, что Баженов попал в приятели светлейшего князя Григория Орлова, фаворита Екатерины II. Отдаляя Орлова от петербургского двора, но не желая отпускать его далеко, Императрица назначила своего фаворита генерал-фельдцейхмейстером по Артиллерийскому корпусу, генерал-директором по Инженерному корпусу и первоприсутствующим в Канцелярии артиллерии и фортификации. Фактически под управлением Орлова находились все крепостные сооружения и их гарнизоны, а квартировать ему полагалось в главной крепости – Московском Кремле.

Деятельный Орлов и мечтающий о грандиозном градостроительном проекте Баженов нашли общий язык. И в итоге загадочный архитектор более всего прославился своим проектом переустройства Боровицкого вала, то есть проектом новой застройки территории Московского Кремля. Баженов предложил разобрать Кремлевские стены и вместо них построить сплошной ряд зданий, которые образовали бы кольцо вокруг Соборной площади Кремля, а Боровицкий холм должен был превратиться в огромный народный форум, к которому стекались бы все улицы центра Москвы. Здания уже были заложены и освещены, а Кремлевскую стену начали разбирать, уничтожив участок, выходивший к Москва-реке, в том числе, начав разборку шести (по другим сведениям – четырех) башен. Но Государыне Екатерине пошли такие решительные жалобы, что Императрица сочла за благо остановить реализацию проекта, и позднее разобранные участки Кремлевской стены были восстановлены архитектором Матвеем Казаковым.

Но что прощалось Орлову, не простилось Баженову. Архитектору было поручено строительство ансамбля дворцов Царицына села, и здесь тоже началась стройка. Но в 1885-м Императрица приехала на 3 дня в Москву, посетила строительные работы, возмутилась тем, что ее дворец и великокняжеский дворец замышляются одинакового размера и повелела стройку прекратить, дворцы разобрать, а архитектора от ремесла отстранить.




Новый шанс выпал Баженову после смерти Екатерины, когда Павел I взялся принципиально возвышать всех, кто попал в немилость усопшей Императрицы. Новый правитель призвал Баженова и для начала назначил его вице-президентом Академии художеств, поручив ему подготовить собрание чертежей русских зданий для систематического исторического исследования русской архитектуры. Баженов с радостью и рвением взялся за эту работу, но неожиданно умер в августе 1799 года, не успев испытать того разочарования, которое выпало вскоре на долю других, призванных Павлом ко двору, после того, как Павел был убит в ночь государственного переворота на рубеже веков.

Споры о том, Баженов или не Баженов является автором проектов нескольких зданий, не утихают и поныне. В XVIII столетии при исполнении частных заказов российские архитекторы часто не указывали своего авторства, в отличие от приезжих итальянцев. В результате почти все псевдоготические постройки в Москве и Подмосковье, относящиеся к последней четверти XVIII века и не имеющие установленного авторства, приписываются по двухвековой традиции Василию Баженову или Матвею Казакову.







Мост через овраг. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.

Баженов Василий Иванович (1737 или 1738-1799), архитектор.

Родился 12 марта 1737 или 1738 г. в селе Дольском близ Малоярославца (Калужская губерния); по другим данным, в Москве.

Детство и юность Баженова прошли среди древних построек Московского Кремля, где его отец служил дьячком одной из церквей. Первоначальное образование он получил в «архитектурной команде» Д. В. Ухтомского. Затем следовало поступление в гимназию при Московском университете.

В 1758 г. Баженов блестяще выдержал вступительные экзамены в Академию художеств в Петербурге. По окончании учёбы в 1760 г. как лучший ученик он был направлен на академические средства в Италию.

Вернувшись в Москву в 1765 г., архитектор получил звание академика за проект «увеселительного дома в Екатерингофе», а спустя два года приступил к созданию грандиозного проекта Кремлёвского дворца в Москве (1767-1775 гг.). В комплекс входили императорская резиденция, здания Коллегий, Арсенал, театр, главная площадь с амфитеатром для зрителей, а древние соборы Кремля оказывались как бы в обрамлении новейших построек.

Проект требовал громадных затрат, чего страна не могла себе позволить, - шла русско-турецкая война 1767- 1774 гг. Кроме того, начавшаяся разборка кремлёвской стены (на чём настаивал Баженов) вызвала резкий протест духовенства. Очень скоро Екатерина II сослалась на конструктивные просчёты и запретила дальнейшее строительство.

Разочарование не помешало талантливому зодчему продолжить воплощение новых творческих замыслов, среди которых особое место занимает дворцово- парковый ансамбль в Царицыне под Москвой (1775-1785 гг.). Царицынские постройки совмещали в себе элементы готики и древнерусского зодчества. Участь усадьбы в Царицыне также была печальной. Несмотря на красоту и своеобразие архитектурного решения, Екатерина, приехавшая на смотр своей подмосковной резиденции, повелела снести ряд корпусов ансамбля, а возведение центрального дворца поручила М. Ф. Казакову, сказав, что сооружение Баженова походит скорее на тюрьму, чем на дворец.

После очередной неудачи зодчий погрузился в работу над следующим проектом - домом Пашкова (1784-1786 гг.; ныне старое здание Российской государственной библиотеки). По чертежам Баженова были построены дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770 г.), ныне проспекте Мира, колокольня и трапезная церкви Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой улице (все 80-е гг. XVIII в.). Кроме этого, архитектор разработал проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге (1792-1796 гг.); он был сооружён в 1797-1800 гг. архитекторами В. Ф. Бренной и Е. Т. Соколовым.

В 1799 г. Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств, но не успел осуществить свои замыслы - он умер 13 августа того же года в Петербурге.

В истории искусства с именем этого архитектора связано становление и утверждение русского классицизма.

Пример исторического портрета

Годы жизни: 1738-1799

Из биографии

  • Баженов Василий Иванович — русский архитектор, по проекту которого было построено много зданий, до сих пор поражающих красотой и величием, теоретик и педагог. Баженов стал основателем классицизма в архитектуре в России. Он же был зачинателем русской псевдоготики.
  • Творил Баженов в эпоху Екатерины II и Павла I, внося новые элементы в архитектурный облик России.
  • Родился в семье дьячка. С детства проявились склонности к рисованию. Получил прекрасное образование: учился у Ухтомского Д.В. в Москве, в Московском университете в 1755, у С.И. Чевакинского в Петербурге, два года проучился в Академии художеств (1758-1760) у художников А.В.Кокоринова и Ж.Б. Валлен- Деламота. Таким образом, у него были прекрасные учителя.
  • В конце жизни сам был избран вице-президентом Академии художеств в Петербурге в 1799.
  • Слава Баженова шагнула далеко за пределы России. Его избрали профессором Академии св. Луки в Риме, членом Академии художеств в Болонье и Флоренции.

Основные направления деятельности Баженова В.И. и их результаты

Одним из направлений деятельности было проектирование зданий, украсивших, прежде всего, столицы России. Им было спроектировано и под его руководством построено множество замечательных строений, один список которых поражает. Наиболее известными являются: дом Пашкова, дворцы и украшение парков Царицына (Хлебный дом, Оперный дом, фигурный мост, арка с гроздью винограда и многие другие), Владимирская церковь в Быково и многие другие.

Результатом данной деятельности стало проектирование и под его руководством строительство многих замечательных строений, которые и до сих пор поражают красотой, необычностью решений, сочетанием различных стилей, индивидуальностью не только россиян, но и всех гостей нашей страны. Его архитектура – новое веяние в строительстве, совершенно иной его этап.

Другим направлением деятельности Баженова была научная, педагогическая работа. Он создавал основы новой архитектуры, пропагандировал её новые направления: сочетание различных стилей, использование ландшафта при строительстве, соединение классики с пышностью и грациозностью и многие другие. Он стоял во главе группы архитекторов при планировании реконструкции Кремля (совместно с Казаковым М.Ф., Назаровым Е.С., и др.), правда, работа не была завершена по приказу Екатерины II.

Баженову доверили возглавлять Академию художеств в Москве, в которой он также ввёл ряд значительных изменений в преподавании, стремясь нацелить преподавателей на формирование и развитие индивидуальности, неповторимости каждого слушателя.

Свой опыт Баженов пропагандировал далеко за границами России, выступая в престижных академиях мира, в некоторых из которых был избран почётным членом: профессором Академии св. Луки в Риме, членом Академии художеств в Болонье и Флоренции.

Результат данной деятельности . Теоретические основы архитектуры, разработанные Баженовым, стали школой для многих последующих поколений архитекторов и до сих пор являются основой теории в вузах России, а педагогическая деятельность способствовала воспитанию талантливых последователей, которые продолжили его деятельность, воплотив идеи Баженова в своих творениях.

Особенности строений Баженова

  • Использование ландшафта при создании композиций, его здания вместе с окружающим пространством создавали единое целое, дополняя друг друга.
  • Здание и флигеля к нему строились в один ряд, что придавало вид городской постройки (ранее флигеля обычно выступали вперёд. Пример тому — дом Пашкова).
  • Величие и пышность сочетаются с гармонией, симметричностью зданий, логическая продуманность соразмерности всех частей зданий.
  • Талантливое использование цвета и фактуры материала зданий гипс, камень, штукатурка). Его здания – произведения живописи с игрой тени и света.
  • Использование псевдоготических мотивов (строения на Ходынском поле в Москве 1774-1775г.)
  • Эклектика, то есть сочетание стилей, характерна для сооружений в Царицыно: элементы романтизма, готики, древнерусские мотивы.
  • Преодоление ограниченности классицизма, добавление его более нарядными и красочными элементами.

Таким образом , архитектор Баженов В. внёс значительный вклад в архитектуру России, в создание неповторимого облика страны, заложил основы теории нового направления в архитектуре, вёл активную педагогическую деятельность. Россияне чтут память об архитекторе. Его именем названы улицы многих городов России, ему и другому талантливому архитектору Казакову М. поставлен памятник в Москве.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна