Значение фразеологизма "блудный сын", происхождение и примеры.

  • 30.09.2019

Блудный сын вернулся и раскаивается

Блудный сын — сегодня с иронией так говорят о человеке, надолго покинувшем кого-то или что-то, но в конце концов вернувшимся.
Однако в христианской религиозной традиции смысл притчи о блудном сыне значительно серьёзнее. Автор притчи — сам Иисус. Но донёс её до людей евангелист Лука, который в жизни был греком или сирийцем, врачом, пошел за апостолом Павлом и стал его ближайшим помощником и приверженцем. Принял ли Лука гиюр, то есть стал лион иудеем — неизвестно, но традиционно считается, что свое Евангелие Лука писал, имея в виду прежде всего греческих читателей

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения» И отец разделил им имение
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему
17 Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих»
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его
21 Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим»
22 А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование
26 и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?»
27 Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым»
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его
29 Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»
31 Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся»
Евангелии от Луки (15,11-32)

Выводы из истории о блудном сыне

Для Бога каждый человек дорог, как сын для отца
Нужно уметь прощать, быть добрее, милосерднее, уважать не только чужие добродетели, но мнения, пусть даже ошибочные. И хотя поступок отца далек от абстрактного понятия справедливости (Но старший брат сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими, а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»), иногда следует от неё отступиться ради проявления сострадания к тому, кто в нем нуждается и о нём взывает

Первоисточником притчи Иисуса о блудном сыне является идея иудаизма о раскаянии. Мудрецы Талмуда подчеркивали значение раскаяния для человека. Раскаяние создал Бог, оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление от мук совести. Бог побуждает Израиль раскаяться и не стыдиться раскаяния, как сын не стыдится вернуться к любящему его отцу.

"Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли"
(Книги пророка Исайи, глава 1)

«Возвращение блудного сына»

Рембрандт «возвращение блудного сына»

Словосочетание «блудный сын» чаще всего сопровождается с существительным «возвращение»
«Возвращение блудного сына» — одно из наиболее известных и таинственных живописных полотен великого голландского художника Рембрандта. Неизвестна точная дата создания картины. Искусствоведы предполагают годы 1666-1669. По разному трактуются фигуры, изображенные на полотне. Нет спора лишь по поводу персонажей отца и блудного сына. Кто остальные — женщина, мужчины, старший брат вернувшегося грешника, странник, сопровождающий младшего, сам Рембрандт, изобразивший себя, они конкретны или аллегоричны — неизвестно

Употребление выражения «блудный сын» в литературе

«В общем, устроился… Блудный сын, возвращаюсь домой. Сорок лет назад меня сюда привезли, и вот проходит каких-то сорок лет, и я опять здесь! » (Андрей Битов «Рассеянный свет»)
«В «культурную» жизнь богатой семьи врывается, как порыв вихря через плохо закрытое окно «он», блудный сын, высокий, сумрачный и загадочно-опасный, после безвестного семилетнего отсутствия» (Л. Д. Троцкий «О Леониде Андрееве»)
«А ведь есть хасидская версия притчи, и там ― послушайте, послушайте, это страшно интересно: там рассказывается, что в чужих странах блудный сын забыл родной язык, так что, вернувшись в отчий дом, не смог даже попросить слуг позвать отца» (Дина Рубина «Русская канарейка»)
«Притихший дядя Сандро сидел рядом с отцом, как недоблудивший блудный сын, загнанный обстоятельствами в родной дом и вынужденный пребывать в застольном смирении» (Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»)
«Внезапная смерть старого князя смягчила сердца богов, и Сергей Мятлев, словно блудный сын, вернулся под кавалергардский кров» (Булат Окуджава «Путешествие дилетантов»)

Радостно, когда обретаешь друга или ученика, но еще приятнее, когда человек, ходивший в темноте, обретает свет и исцеление. Поговорим сегодня о том, каково значение фразеологизма «блудный сын».

Источник

Обратимся к Библии, Евангелию от Луки. Было у старика два сына, один - серьезный и положительный, другой - странный и легкомысленный. И вот второй решил попросить у отца часть денег, причитающихся ему по праву, и ушел из дома. Разумеется, состояние он свое промотал. Потом он работал свинопасом и умирал от голода. Легкомысленный молодой человек и рад бы откушать от лоханки животных, за которыми он ухаживал, но ему было не положено. И вдруг беглеца осенило: «Отец богат, у него много в услужении людей, и все они сыты и накормлены, повинюсь, выпрошу работу». Сказано - сделано. Явился блудный сын (значение и происхождение фразеологизма рассматриваются сейчас) к отцу, сказал речь, а тот нарядил его в лучшие одежды, зарезал самого жирного теленка и закатил пир.

Когда брат непутевого отрока возвращался домой с поля, то услышал звуки веселья и спросил у слуг, что происходит. Ему сказали, что вернулся его сбежавший родственник, и отец очень рад. Трудолюбивый сын рассердился и отказался войти в дом. К нему вышел отец. Между ними случился такой диалог:

Мне ты не давал даже козленка на заклание, чтобы я попировал с друзьями, а в честь блудного сына устроил целый праздник, хотя я честно на тебя работал в то время, когда он проматывал состояние.

Ну что ты, ты был при мне и рядом со мной. Все, что мое - твое. А твой брат все равно что умер и воскрес, пропал и нашелся.

После последних слов старший сын, видимо, все понял и постиг. В любом случае причта на этом кончается. Просим прощения за излишне осовремененный язык. Так или иначе, но значение фразеологизма «блудный сын» все еще нуждается в пояснении.

Символизация образа

В наши дни, если и бегут из дома, то зачастую уже не возвращаются, а библейский миф, вернее его герой, стал именем нарицательным. Христианская мораль ставит раскаявшегося грешника выше, чем последовательного праведника. Парадокс, но тот, кто ходил в темноте, а затем вышел к свету, ценнее того, кто пребывал все время подле истины. Рациональных доказательств этому быть не может, мы же говорим о религиозных догматах. Наверное, грешник потому ценится Богом выше, потому что он был на той стороне, но сознательным волевым решением выбрал все-таки добро. Таков моральный смысл и значение фразеологизма «блудный сын».

В любом случае блудным сыном называют того, кто сначала что-то отвергал, а потом вернулся к изначальным убеждениям. Например, математик отказался заниматься наукой точной и обратился к науке субъективной - филологии. Последняя ему надоела спустя три года, и он снова вернулся в Движение математика туда и обратно вполне укладывается в значение фразеологизма «блудный сын».

И почему все-таки отец из притчи так поступил?

В поступке родителя был не только нравственный, но и политический или, если хотите, практический смысл. Его легкомысленный сын, во-первых, никогда больше не покинет дома, а во-вторых, будет значительно более праведным, чем брат его. Он испытал искушение, страдал. Блудный сын знает, что такое дно жизни, что такое пропасть, а его брат верит и творит добро по привычке. Поэтому-то очень так радовался возращению «мота».

Когда люди употребляют выражение «возвращение блудного сына», значение фразеологизма подразумевает не только раскаяние в предыдущем поведении, но и некоторое обогащение новым опытом. Хотя если отойти от философских реалий, то человек, произносящий эту фразу, имеет в виду просто возвращение кого-то домой, и под домом может мыслиться как физический объект, так и прошлые установки и убеждения.

Притчу о блудном сыне можно без преувеличения назвать одним из самых известных евангельских приданий. По её сюжету пишут картины и создают статуи, её вспоминают в фильмах на библейские темы… Даже в речи человека, далёкого от религии, нет-нет да проскочит: «Эх ты, блудный сын!» Больше того, есть в день, во время которого слова притчи повторяют во всех православных храмах мира. Что это за история такая?

История падения, раскаяния и всепрощающей любви

Напомним вкратце суть евангельского сказания.

У одного отца было двое сыновей. Каждый из детей надеялся со временем получить свою долю наследства; однако младшему показалось обидным дожидаться смерти родителя, чтобы обрести, как сказали бы сейчас, финансовую независимость. Он пошёл к отцу и попросил выделить положенную ему часть хозяйства незамедлительно, а получив, вскоре продал и отправился в чужие земли на поиски разгульной жизни.

Прокутив же своё состояние, парень впал в глубокую нужду и был вынужден браться за самый чёрный труд, лишь бы не умереть с голоду. Помыкавшись некоторое время на чужбине, юноша решился вернуться в родную сторону, повиниться в ошибках и попроситься обратно в родительский дом. Хотя бы на правах наёмного рабочего! Но отец, истомлённый тревогой за неразумного отпрыска, не стал и слушать его покаянных речей – немедленно повелел слугам одеть-обуть незадачливого путешественника и устроить в его честь празднество.

Случившееся обрадовало всех, кроме брата юноши, который всё это время оставался дома, послушно исполняя сыновний долг. Уверенный, что стал жертвой несправедливости, он начал пенять родителю – мол, как же так? Я тружусь не покладая рук, и не заслужил праздника, подобного тому, какого удостоился этот никчёмный гуляка?!

Старший сын не смог порадоваться возвращению брата…

– «Ты всегда со мной» – услышал он в ответ. – «И всё моё – твоё. А брат твой был мёртв и потерян, а ныне ожил и нашёлся. Как мне не радоваться?»

Чему учит притча о блудном сыне? На этот вопрос будет проще ответить, если подробнее остановиться на каждом из выведенных в ней образов.

Отец

Думается, многие догадаются, что под обликом отца в этой истории предстаёт сам Господь, всегда готовый простить и принять своих детей – лишь бы те захотели прийти. И будут правы.

Представьте! Ведь отец юноши наверняка был порядком обижен неразумным поведением сына. Расстроен его долгим отсутствием. Возможно, и раздосадован потерей половины состояния, о чём мог бы хоть вскользь, да попенять объявившемуся на пороге отпрыску: дескать, спустил на друзей-выпивох то, что я наживал годами честного труда!.. Но у родителя и мысли не возникло браниться.

Радость от возвращения блудного сына оказалась столь велика, что в доме тут же закатили пир горой! И, конечно, первым за стол усадили отмытого, приодетого и обутого бродягу, объявившегося под отчим кровом чуть не голым. Жест, к слову, символический: распорядившись найти сыну башмаки, отец принимал его в дом на прежних правах, хотя юноша был согласен на роль простого работника, которым обуви не полагалось.

Для отца не было большей радости, чем видеть своё чадо живым и невредимым

Если земной отец сделал это для сына-гуляки, причём легко, без гнева в душе, то неужели Отец Небесный не примет раскаявшегося грешника? Пусть тот немало набедокурил, впустую растратил данные ему великие дары – время, силы, душевную чистоту – пусть не единожды огорчил и прогневал Отца… Стоит лишь осознать своё падение, проникнуться желанием изменить жизнь, прийти на порог Божьего храма с поникшей головой – и тебя услышат. Ибо те, кто искренне любит нас, от нас не отвернутся.

Неспроста сам Иисус в своих беседах с учениками говорит, что на небесах более рады одному покаявшемуся грешнику, чем 99 праведникам.

Блудный сын

Собственно, почему сын назван блудным? Потому что вдали от отцовского дома вёл распутный образ жизни? Не совсем. Если обратиться к знатокам-языковедам, они подскажут: слово, которым обозначали неразумного юношу в церковных книгах, можно перевести не только как «беспутный» или «расточительный», но и как «потерянный», «погибший», «заБЛУДший».

Раскаявшийся грешник – тот же блудный сын, воротившийся домой

Потерян сын, сгинувший на чужбине в погоне за удовольствиями. Потерян тот, кто отошёл от Бога и Его любви в поисках жизни, не отягощённой каждодневным трудом над своей душой… А тот, кто сумел однажды очнуться и, трезво взглянув на себя со стороны, найти силы встать на путь исправления – найден. Спасён. Возвращён под родительский кров, где можно позабыть пережитые тяготы, залечить истомлённую грехом душу и по-настоящему воскреснуть…

Даже значение фразеологизма «блудный сын» хранит в себе нотку позитива. Употребляя его в обиходной речи, мы обычно имеем в виду кого-то, кто сбился с пути, покинул семью, друзей или сплочённый коллектив. Но в то же время часто как бы подразумеваем, что «вольный бродяга» может ещё одуматься и вернуться. Как иначе, ведь родная душа, а не чужой человек!

Сын праведный

Читая библейскую притчу о блудном сыне, мы традиционно сосредотачиваем внимание на ключевых образах: бродяге-парне и его родителе. Между тем второй отпрыск – фигура любопытная!

Как тут не вспомнить чванливого праведника-фарисея и кающегося мытаря!

Каким рисует его Евангелие? Честный парень, безропотно трудившийся на отцовских пашнях и виноградниках, в то время как братец весело прожигал свою долю наследства в дальних краях… Кажется, у старшего сына были причины возроптать при виде ликования, поднявшегося в доме из-за нерадивого отпрыска. Ведь его, после сотворённого, честному человеку и братом-то назвать было не с руки!

Но стоит взглянуть на историю под другим углом, и картина меняется.

Если под личиной блудного сына сказание выводит нам грешника, то его праведный брат – это человек, живущий строго по заповедям Божьим. Исправно посещающий церковь. Соблюдающий посты. Знающий назубок молитвы и то, где, когда, и в каком порядке их надлежит читать. И…

…И не имеющий в душе сил порадоваться за воскресшего – читай, воцерковлённого, воссоединившегося с Богом – брата. Увы, но праведность таких людей зиждется не на любви, а на эгоизме: смотри, Господи, как усердно я тебе служу, стараюсь, исполняю каждую букву твоих заповедей! Не станешь ты меня, насквозь благочестивого, ставить на одну доску с грешником, на которого я при случае и презрительно фыркнуть не постесняюсь: пусть знает своё место, недостойный…

Другой распространённый символ грешного человека – заблудшая овечка

Словом, притча даёт повод для размышлений всем. Грешникам – чтобы обрести надежду на спасение, вспомнив о милосердии Божьем. Праведникам – чтобы испытать душу на предмет гордыни. В этом году воспоминаниям о блудном сыне посвящено 24 февраля, вторая подготовительная неделя перед Великим постом. Постараемся провести этот день с пользой и если не искоренить в своей душе недобрые порывы, то хотя бы осознать их, а осознав, сделать первый шаг на пути к искоренению своих недостатков.

Видео: Притча о блудном сыне

Самым маленьким – и взрослым, которым приятнее воспринимать визуальную информацию – предлагаем посмотреть мультфильм от канала «Православие в деталях»…

…И чудесный видеоряд от MYDROSTVEKOV

Видео: Возвращение блудного сына

Эта фраза понятна всем, когда говорят «возвращение блудного сына», то имеют в виду взрослого ребенка, который ушел из семьи, а потом вернулся домой . Очень часто так говорят о детях, которые очень давно не навещали своих родителей. Либо о детях, которые жили очень далеко, вели беспутную жизнь, а затем явились семье.

Фраза эта библейская. В Евангелии от Луки, в пятнадцатой главе есть известная притча о блудном сыне. Однажды жил человек, у которого было два сына. Как-то младший из них решил потребовать свою долю имущества и уйти из дома. Отец согласился отдать ему его долю, сын забрал ее и ушел в далекие края. Там он вел распутную жизнь и вскоре промотал все полученное от отца состояние.

В стране, где он жил, наступили тяжелые времена, многие люди голодали. Блудный сын решил пойти наемным работником, чтобы хоть как-то прокормиться. Он стал пасти свиней, думая, что сможет есть хотя бы ту пищу, которую дают животным. Но ему не позволили. Тогда он решил вернуться домой и наняться к своему отцу, поскольку его работники живут намного лучше.

Когда он вернулся, то попросил прощения у своего отца и попросился стать его слугою. Отец же очень сильно обрадовался возвращению сына, приказал его одеть в хорошую одежду, заколол в его честь теленка и устроил праздник. Когда старший сын вернулся с работы и увидел праздник в честь распутного брата, то обиделся и решил даже в дом не входить. Отец же, увидев его, сказал, чтобы тот не обижался, потому что он всегда был рядом с ним, и все свое богатство отец делил с ним поровну. А младший сын был для отца уже мертв, но он жив и вернулся домой, а это большая радость — возвращение блудного сына.

Для христиан – это одна из самых главных библейских притч, которая символизирует жизнь человека без Бога (жизнь блудного сына в чужих краях) и возвращение его к Богу, когда он покаялся и решил жить в согласии с Отцом своим (возвращение блудного сына к отцу и его раскаяние).

Эта притча — часть устной еврейской традиции. В древней еврейской легенде есть еще и слова о том, что блудный сын на чужбине забыл свой язык, и вернувшись домой, он не смог даже позвать отца. Тогда в отчаянии он закричал. Эта притча нашла отражение в праздновании еврейского Нового года. Крик юноши символизирует звучание шофара в синагогах – музыкального инструмента, сделанного из рога животного.

Притча о блудном сыне с распространением христианства стала популярна не только среди евреев, но во всем христианском свете. Это конечно способствовало тому, что фраза «возвращение блудного сына» стала крылатой во многих языках мира.

Крылатая фраза «возвращение блудного сына» дала название многим великим произведениям искусства, самой известной среди которых является работа Рембранта «Возвращение блудного сына», написанная в 60-х годах 17 века.

И конец». Фразеологизм построен на столкновении антонимичных компонентов: альфа и омега - первая и последняя буквы греческого алфавита...
Такие выражения есть во всех языках мира. Например, мы говорим: «Изучи все от А до Я», а в царские времена говорили «От аза до ижицы». Аз - это первая буква старославянского алфавита, ижица соответствии последняя буква. Фразеологизм «от альфы до омеги» означает «все вполне», «от начала до конца».
Однажды царь Эврисфей поручил Гераклу очистить от навоза скотный двор царя Авгия. Отец Авгия бог солнца Гелиос дал своему сыну огромные стада: триста Билоногу быков, двести красных быков и двенадцать быков белых как снег. А еще один бык как солнце озарял красотой все вокруг. Скотного двора Авгия никто никогда не убирал, а царь велел Гераклу очистить его от навоза за один день. Геракл согласился, и Авгий пообещал отдать ему за работу десятую часть своих стад: царь не верил, что за один день можно сделать так много.
«Гордиев узел» - фразеологизм , который каждый из нас слышал, но что значит фразеологизм «гордиев узел» объяснит не каждый.
По легенде, приведенной древнегреческим историком Плутархом (I-II вв. Н. Э.), Фригийцы, послушав советы оракула, избрали царем первого, кто встретился им с телегой у храма Зевса. Это был простой крестьянин Гордей.
В память о своем неожиданное возвеличивания Гордей поставил в храме Зевса этот воз, привязав ярмо к нему очень запутанным узлом. Александр Македонский, узнав о пророчестве оракула
Выражение приписывается древнеримском писателю и оратору Цицерону (106 - 43 гг. До н. Э.) Стремясь популяризировать в Риме греческую культуру, Цицерон в своих писаниях уделил значительное место теории ораторского искусства, разработанной греками. Особенно он выделял жителей Аттики, что славились красноречием. «Все они были... посыпанные солью остроумия...» - писал Цицерон.
О, какой же он точный, военный словарь,
Без аттицькои соли и пикантного перца.
(Е.Маланюк, Пятая симфония)
Сергей Иванович,.

Драч. блудный сын В Лос-Анджелесе, просто на газоне,
Упал человек в траву вниз
И видит сквозь планету: играют лошади
И играет Роська в шали их зрачков.
Упал человек и видит сквозь всю землю
Траву свою и тропинку свою
Такую свою что совсем не отделю
От той споришевои в раю.
Упал человек под пальмами чужими
И видит верболозы, и кусты,
И седую мать с седыми дверью,
Где ютятся на стропилах две звезды.
Упал человек, и только ему встать,
И кранами его не подвести. 1. Какой бродит , бродит, постоянно меняя место пребывания. Блудным рыцарем сделаться.., двинуться из дома в мир широк - Вот что сразу задумал он (фр., XII, 1953, 114).
◊ Блудный сын, зам. - О человеке, после долгих блужданий и распутной жизни с раскаянием возвращается к своей семье. * В ср. [Жанна:] Ну, ваш милый Петя очень быстро вернется к вам, как блудный сын, без копейки и, возможно, без пиджака (Кор., Почему посмешище. Заре, 1958, 86).
2. перен.