Территориальная структура расселения хозяйства. Территориальные структуры – урбанизация – расселение: теоретические подходы и методы изучения

  • 11.05.2021
краткое содержание других презентаций

«Административно-территориальное деление России» - Экономическая карта Западно-Сибирского ЭР. Площадь территории. Камчатский край. Белгородская область. Автономные округа. Основные отрасли специализации. Западно-Сибирский ЭР. Чёрная и цветная металлургия. Поволжский ЭР. Города-миллионеры. Экономическая карта ДВЭР. Волго-Вятский ЭР. Коми-Пермяцкий округ. Республика Марий Эл. Укрупнение регионов. Центральный ЭР. Тамбовская область. Республика Карелия.

«Административное деление России» - Развитие древнерусского государства. Геополитическое и экономико-географическое положение РФ. Россия как государство. Россия на экономической и политической карте мира. Образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Развитие и крушение Российской империи. Формирование территории России. Муниципальные образования в России. Границы России. Уникальные и типичные черты России.

«Европейская часть России» - Специализация территории на производстве определенной продукции. Республика. Тестирование. Экономический район. Подпишите экономические районы европейской части России. Поволжье. Почему в Волгограде построен алюминиевый завод. Район отличается многонациональным составом населения. Отрасль специализации. Теория. Почему промышленность Санкт-Петербурга тяготеет к морскому побережью. Типы отраслей экономического района.

«Экономические районы Российской Федерации» - ЭГП. Экономико-географическое положение Центрально-Черноземного района. Машиностроение. Состав района. Владимир Коломна. Исходное сырье. Отрасли специализации. Центрально-Черноземный район. Этапы развития хозяйства. Географический диктант. Обнинск. Расшифруй логическую схему. Статистика. Молочно-мясное скотоводство. Область. Территориальная структура расселения и хозяйства.

«Районирование РФ» - Районообразующие факторы. Деление территории на те или иные части для удобства управления. План характеристики экономического района. В географии используют разные варианты районирования. Менделеев. Татищев. Районирование России. Первые опыты по экономическому районированию территории России. Деление территории Российской Федерации. Иерархические или одноуровневые районы. Каждый экономический район.

«Часовые пояса России» - Московское время. Полный оборот. В каком часовом поясе расположен город Москва. Где начинаются новые сутки на Земле. Остров Ратманова. Удобно ли пользоваться местным временем. Сколько часовых поясов выделяют на территории нашей страны. Поясное время. Поясное время Омска. Самолет вылетел из Сан-Франциско. Разница в долготе. Игорь Акинфеев, вратарь футбольного клуба ЦСКА. Житель Омска. Местное время в Чикаго.

Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение

Профессионального высшего образования

«Самарский государственный университет»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: Общая социология.

На тему: Территориально – расселенческая структура общества.

Самара 2010

Город уже представляет собой факт концентрации

Населения, орудий производства, капитала, наслаждений,

потребностей, между тем как в деревне наблюдает-

ся диаметрально противоположный факт – изолирован-

ность и разобщенность.

Понятие территориально- расселенческой структуры общества.

Социальная сфера как сфера воспроизводства общественного человека имеет и свой пространственный аспект- расселение населения по определенной территории.

Термин «расселение» используется в научной литературе в двух специальных смыслах: географическом- и тогда под расселением понимается процесс заселения людьми еще не освоенной человеком территории, и в социологическом- распределения людей по местам их жизнедеятельности, т.е. приложения их труда и жительства. Расселение, понимаемое таким образом, образует социально- пространственную организацию общества, его территориально- расселенческую структуру. Последняя представлена, с одной стороны, локальны (т.е. территориально ограниченными) совокупностями людей- они получили название территориальных общностей, а, с другой стороны, взаимоотношениями между этими общностями, получившими название отношений по расселению.

Само формирование субъектов этих отношений- территориальных общностей людей, обусловлено двумя группами объективных обстоятельств: известной закрепленностью населения за определенной территорией в силу размещения по ней мест жизнедеятельности (труда и жительства), и формирующимся на этом основании многообразном единстве интересов местного населения, по необходимости сплачивающим, обособляющим и противопоставляющим данную локальную группу людей относительно других аналогичных групп. Интегрируя на базе местных локальных интересов лиц, занимающих в обществе самое различное положение, территориальные общности людей (в их конкретных формах общин, коммун, землячеств, соседства и т.д.) выполняют в социально-разделенном общество во многом те же функции общественной солидарности, что и выше рассмотренные этносы. И так же, как и в этнических структурах, реализация функций внутреннего сплочения и солидарности достигается здесь за счет активного противопоставления интересов своей общности аналогичным интересам других общностей. Уже Аристотель, характеризуя политическую жизнь древних Афин, отмечал особую непримиримость взаимоотношений «партий» жителей побережья, равнины и гор.

Необходимо также подчеркнуть, что, являясь локально (территориально) ограниченными совокупностями людей, территориальные общности не включают в свой состав ни собственно территории проживания, ни других каких-либо элементов окружающей среды.

По своей внутренней структуре рассматриваемые общности представлены двумя уровнями пространственной организации: первичным поселением, характеризующим отношения людей по их непосредственному расселению по местам жительства и приложения труда, и вторичным, региональным, представляющим собой объективно сложившуюся взаимосвязь поселений, их определенную общность и, соответственно, определенную общность людей, представляющих данный регион. Эта двухуровневая структура территориальных общностей исторична: ее нет в первобытном обществе, где межплеменные связи редко имели сколько-нибудь устойчивый характер; она появляется в аграрном обществе, но остается слабо выраженной в силу его децентрализованности. И в полном объеме «двухэтажность» территориальной расселенческой структуры населения представлена лишь в условиях индустриально организованных обществ.

Становление и развитие поселенческих систем расселения.

Глубоко историчен и сам первый «этаж» территориально- расселенческой структуры общества – поселенческие общности, объединяющие людей непосредственно по месту их жизнедеятельности и знающие три исторических типа своей организации: кровнородственный, локально-точечный и групповой.

В первобытном обществе поселенческие общности представляли собой общины кровных родственников, т.е. здесь территориальная общность еще совпадала с кровнородственной. В ходе неолитических преобразований поселенческие общности утрачивают эту кровнородственную основу, и в аграрном обществе они становятся уже чисто территориальными объединениями людей, характеризуясь при этом «точечностью», локальной замкнутостью расселения, осуществлявшегося к тому же в двух своеобразных формах- «системах расселения»- сельской и городской.

На эту формальную дифференциацию локально-точечного типа поселенческого расселения решающее влияние оказало возникающее по ходу неолитической революции общественное разделение труда. Уже обособление земледельцев от скотоводов и очень непростые взаимоотношения между ними (недаром библейский земледелец Каин убивает брата своего пастуха Авеля!) приводят к рождению первых городов – укрепленных поселков земледельцев. С рождением ремесла, торговли, умственного труда, государственного управления города становятся местом концентрации именно этих видов труда, хотя во многих из них еще длительно сохраняется и сельскохозяйственная занятость. Эта смешанность населения хорошо видна и на примере русских средневековых городов, включающих в свой состав, как правило, три достаточно выделенные части: укрепленный Кремль, где размещались власть и гарнизон; посад, где концентрировалось торгово-ремесленное население; слободы, с преимущественно крестьянским населением.

Сельская система расселения

Но специфичной для связанного с сельскохозяйственным трудом населения с течением времени становится совсем другая система поселенческого расселения – сельское или, иначе – деревенское поселение, наиболее отвечавшее особенностям и требованиям сельскохозяйственного труда. В зависимости от конкретных производственных и природных условий сельское расселение моет быть ключевым или оседлым, рассеянным или компактным. Ключевой тип сельского расселения отвечает условиям пастбищного скотоводства и предполагает круглогодичную миграцию населения по мере смены пастбищ.

Для сельских территориальных общностей, существующих в условиях повышенной близости к природе, однообразия трудовой деятельности, пространственной рассредоточенности, малолюдия, характерен ряд отличительных черт их бытия и отвечающего ему образа жизни и мышления селян.

В целом – повышенный традиционализм в образе жизни и консерватизм в мышлении.

В меру происходившей с развитием индустриализма урбанизации общества и соответственного сокращения численности сельского населения повсеместно закономерно сокращается и число сельских поселений. Так, за время существования СССР их численность упала с 860 тыс. в 1926 г. до тыс. в 1989 г. (при сокращении удельного веса сельского населения с 82 до 34%).

Городская система расселения

В ходе эволюции городской территориальной общности ее главной специфической чертой становится локальная концентрация значительных масс населения, связанного преимущественно с несельскохозяйственными видами труда. Отсюда, с одной стороны, типичная для города низкая самообеспечиваемость, повышенная зависимость от внешнего мира, а, следовательно, и принципиальная открытость внешним связям, а, с другой стороны, его полифункциональность, разносторонность присущих ему видов трудовой и общественной деятельности.

С последним связана главная особенность социальной структуры горожан – ее чрезвычайная сложность, многообразие социальных общностей, представленных в городской среде, и при этом – их явная или неявная сегрегированность, т.е. известная пространсвенная разделенность, обособленность, стремление, стремление лиц одной или близких общностей жить по соседству друг с другом. Так формируется «социальная морфология» города, делящая его на более или менее четко выраженные районы и кварталы преимущественно аристократического, буржуазного, рабочего заселения, профессионально-цехового, этнического, расового, и т.д. населения.

Для городов зрело-индустриального общества характерна прямо противоположная картина социально-пространственного расселения. Привилегированные слои населения перебираются в коттеджные пригороды, центр города становятся, наоборот, средоточием «городского дна», промежуточные районы заселены «средним классом» и рабочими.

В последние десятилетия наметилась новая тенденция «джентирификации» города, связанная с возвращением в реконструируемый центр состоятельных слоев населения.

Рассмотренные тенденции эволюции социальной морфологии сложились в истории западного города. В условиях социалистического строительства в СССР в рамках общего курса на формирование социально-однородного общества была сделана попытка преодоления указанной сегрегированности городского населения.

Социальная структура горожан характерна также постоянной смещенностью половозрастных балансов населения. В малых городах в связи с отъездом молодежи существенно преобладает население старших возрастов, в больших- непропорционально высок удельный вес населения средних возрастов и молодежи. Это, в частности, порождает такое специфически городское явление (и связанные с ним социальные проблемы), как молодежные общежития. Для многих городов с преимущественно мужской или женской занятостью характерны и соответствующие перекосы в половом составе горожан.

В последние десятилетия все большее внимание привлекают экологические проблемы городской жизни, растущее экологическое неблагополучие городов. Н.Дж. Смелзер на примере США выделяет такие типичные «язвы» современной городской жизни, как шум, транспортные заторы, загрязненность воздуха, проблемы с уборкой и переработкой бытовых отходов и т.д.

В различных частях Советского Союза территориальная структура сети городских поселений была представлена редкой равномерной сетью преимущественно малых городских поселений (до 50 тыс. человек); неравномерной (очаговой) сетью с преобладанием малых и средних го-родов (до 100 тыс. человек); групповыми формами; развитыми групповыми формами, сложив-шимися в зонах влияния крупных городов. Среди последних, в свою очередь, выделялись тер-ритории с уплотненными складывающимися и сложившимися агломерационными формами, когда при наличии в пределах расчетной территории одного крупного или двух больших го-родов среднее кратчайшее расстояние между всеми городскими поселениями составляет 8 - 10 и даже 5 - 6 км, что нередко свидетельствует об их фактическом территориальном слиянии.

Рис. 3.4. Структура населения Крыма (Багров Н.В., Багрова Л.А., 2002)

В Генеральной схеме отмечалось, что общее направление развития территориальной структуры сети городских поселений СССР отличается проявлением весьма устойчивых тен-денций, прослеживаемых на протяжении достаточно длительного периода времени. Эти тен-денции указывают на закономерность последовательного перехода в различных частях страны от редкой равномерной сети, свойственной слабо урбанизированным территориям, сначала к мелким очагам и группам небольших городов и поселков, а затем к развитым групповым формам территориальной структуры сети городских поселений, включая агломерационные формы.

Особенности распространения развитых групповых форм, прослеженные во времени, позволяли представить картину последовательного расширения урбанизированных террито-рий СССР.

В 1926 году территории с развитыми групповыми формами имели весьма ограниченное распространение: в пределах центра европейской части СССР в окружении Москвы, на Урале и в Донбассе, вокруг Ленинграда (Санкт-Петербурга), Киева, Горького (Нижнего Новгорода), а также в виде локальных пятен в непосредственном окружении других крупных городов ев-ропейской и азиатской частей Советского Союза.

К 1959 году обозначились заметные зоны развитых групповых форм территориальной структуры сети городских поселений в пределах всей европейской части СССР, которые наря-ду с районами Центра включили ряд районов Прибалтики, Украины, Поволжья, Урала.

В 1970 году развитые групповые формы получили дальнейшее развитие и заметное расширение. Они охватили не только значительную часть европейской части СССР, но и значи-тельные ареалы в азиатской части страны.

3.6. Формирование крупных городских агломераций

В проведенных исследованиях и разработках выявилась закономерность опережающих темпов роста территории с агломерационными формами развития сети городских поселений на фоне общего процесса городского освоения территории СССР, отмечалось, что агломерирование населенных мест вызвано в основном процессом концентрации производства, а также возра-стающим тяготением производства к крупным городам - центрам науки, научно-производ-ственного обслуживания и сосредоточения высококвалифицированных трудовых ресурсов. Это находило отражение в ускоренных темпах роста городов и поселков вблизи крупных городов и в уплотнении их сети.

В числе крупнейших агломераций Советского Союза, занимающих узловое место, в Ге-неральной схеме (положение на 1975 г.) были названы: Московская, объединяющая 81 город-ское поселение с 9,7 млн. жителей; Ленинградская (Санкт-Петербургская) - 55 городских по-селений, 4,3 млн. жителей; Горьковская (Нижегородская) - 28 городских поселений, 1,8 млн. жителей; Донецкая - 61 городское поселение., 1,7 млн. жителей; Свердловская (Екатеринбург-ская) - 32 городских поселения, 1,5 млн. жителей.

На основе проведенного в середине 70-х годов анализа показателей соотношения численности городского населения, проживающего в зоне влияния больших городов, численности городского населения всей зоны, включая центральный город, уровня концентрации городских поселений в зоне влияния больших городов было установлено наличие агломераций с разной степенью развитости в окружении 68 городов с населением свыше 100 тыс. человек в каждом.

Выявленные городские агломерации характеризовались многими несомненно положи-тельными чертами: сосредоточением в их пределах передовых отраслей промышленного про-изводства, административно-хозяйственного управления, научных и проектно-конструктор-ских организаций, наиболее уникальных учреждений культуры и искусства. Был выявлен повышенный образовательный уровень населения агломераций и его более высокая квалификационная подготовка.

Вместе с тем в Генеральной схеме отмечались существенные недостатки агломераций. Проведенный анализ показал, что для многих из них становились характерными застройка ценных природных ландшафтов, несбалансированность расселения и мест приложения труда, нерациональные маятниковые поездки пригородного населения, неэффективное использование рекреационных территорий. Слабое развитие внешних зон агломераций (абсолютный прирост населения в них был в середине 70-х годов почти в три раза меньше, чем в городах -центрах) приводил к недоиспользованию социально-экономического (научно-технического и культурно-образовательного) потенциала их центров - крупных и крупнейших городов и оказывал недостаточное сдерживающее влияние на темпы их роста.

Повышенная степень концентрации городского населения на ограниченной территории вызвала значительное давление на окружающую среду и угрожала рядом серьезных экологических последствий. Из 68 городских агломераций только в 7 условия окружающей среды (по совокупной оценке степени загрязнения воздушного и водного бассейна, наличию открытых пространств и рекреационных ресурсов) были признаны относительно благоприятны-ми (Рижская, Черновицкая, Кировская, Воронежская, Ярославская, Гомельская, Сочинская). В 29 городских агломерациях условия окружающей среды отличались более или менее заметны-ми отклонениями от нормальных характеристик.

Групповые системы населенных мест. Ядро теоретической концепции Генсхемы заключалось в идее формирования на сравнитель-но хорошо освоенной части территории СССР сети групповых систем населенных мест (ГСНМ).

ГСНМ рассматривались по сравнению с традиционными иерархическими построениями системы расселения (сельский населенный пункт - городское поселение - городская агломерация) как более высокий уровень в территориальной организации производства и расселения. Авторы Генеральной схемы в своих представлениях исходили из того, что ГСНМ должны целенаправленно развиваться в плановом порядке прежде всего на основе существующих раз-витых крупных городских агломераций и в районах нового освоения на базе территориальных производственных комплексов. Выделение ГСНМ основывалось, с одной стороны, на опре-делении производственных и иных функций городов, с другой стороны, на совместном ис-пользовании потенциала как крупных городов, так и малых городов и сельских населенных пунктов на основе создания соответствующей развитой транспортной инфраструктуры, при минимизации затрат на передвижение населения между отдельными городскими и сельскими поселениями групповой системы.

На основании проведенных разработок был выполнен альтернативный анализ экстрапо-ляционных и целевых прогнозов перспективного расселения, включивший рассмотрение, с одной стороны, естественно развивающейся территориальной структуры сети городских посе-лений, с другой - целевой модели планово-регулируемого формирования оптимальной струк-туры расселения в рамках развития всего народнохозяйственного комплекса страны.

На основании проведенных разработок на территории СССР было выделено 62 крупные групповые системы расселения (с прогнозируемым населением главного центра от 450 тыс. жителей и выше), 169 средних групповых систем расселения (с прогнозируемым населени-ем главного центра от 100 до 450 тыс. жителей), 323 малые групповые системы расселения (с прогнозируемым населением главного центра от 50 до 100 тыс. жителей).

Отрасли народного хозяйства концентрируются в отдельных центрах и узлах, имеющих определенный экономический потенциал (численность населения и трудящихся, мощности промышленных и других предприятий, научно-исследовательские учреждения и т.п.) и соединяющихся транспортными системами. Сочетание взаимосвязи и взаиморазмещение этих элементов, имеющих разномасштабный экономический потенциал, представляет собой территориальную структуру народного хозяйства (ТСНХ).

Вместе с тем ТСНХ обусловливается экономическим рельефом , который отражает различия между экономическими потенциалами отдельных территорий и хозяйственных объектов. Таким образом, она представляет собой сочетание взаимно расположенных и взаимосвязанных своеобразных "плоскогорий" и "нагорий" (обширных экономически развитых территорий), отдельных вершин (крупнейших экономических узлов), соединенных системой "хребтов" (экономических полос вдоль важнейших транспортных магистралей), а также "низменностей" и даже "впадин" (слабо освоенных и слаборазвитых территорий).

И. М. Маергойз видит в ТСНХ образование, состоящее из трех неразрывных форм.

Первая форма – интегрально-производственная структура, характеризующаяся взаимодействием определенным образом взаимосвязанных и взаиморасположенных частей страны (зон, районов, подрайонов и вообще любых хозяйственно своеобразных относительно целостных территориальных единиц разного ранга).

Вторая форма – территориально-отраслевая структура, формирование которой диктуется размещением ключевых отраслей экономики, основного промышленного и научного потенциала страны.

Наконец, третья – линейно-сетеузловая структура охватывает прежде всего производственную инфраструктуру в ее взаимосвязи с расселением. Она играет важную системообразующую роль в народном хозяйстве, так как сочетает все его отрасли в едином целом, выполняя так называемую питательно-распределительную функцию (передачу и распределение сырья, энергии, готовой продукции, информации).

Как уже было отмечено ранее, сердцевиной ТСНХ является опорный каркас расселения . Его назначение – скреплять все составные части и формы ТСНХ стран и районов, обеспечивать разностороннее обслуживание территории и населения, способствовать углублению территориальной интеграции хозяйства. Г. М. Лаппо подчеркивает, что в обобщенном виде рисунок опорного каркаса, соразмерность и взаиморасположение его звеньев – центров экономической, культурной и политической жизни, главных трасс экономического взаимодействия – выражает основные географические особенности той или иной страны (района), особенности ее ЭГП, характера отраслевой и территориальной структур, уровня экономической зрелости.

Сопоставляя опорные каркасы отдельных стран, можно выделить самые существенные черты географии их хозяйства и расселения. Так, Франция благодаря главенствующему ядру – Парижскому району – даже заслужила название "Париж и его окрестности". Для такой страны, как Бразилия, характерен мощно выраженный "атлантический фронт" – придвинутость населения, городов, промышленности к океаническому побережью. В Австралии же города и индустрия разместились преимущественно по периметру континента в его южной и восточной частях. ТСНХ и расселение Канады отличаются высокой степенью концентрации городов и важнейших коммуникаций вдоль "урбанизированной оси", которая проходит в широтном направлении вблизи границы с США.

Много интересного и своеобразного выявляется при сравнении опорных каркасов крупных экономических районов. Например, для Поволжья основной меридиональной осью служит "главная улица России" – Волга, которую пересекают железнодорожные магистрали общегосударственного значения. В местах пересечения широтными магистралями образовались крупнейшие волжские города. Существенной чертой последних десятилетий стало формирование новых крупных центров в промежутках между исторически главными городами Поволжья.

Ученые подчеркивают важность развития опорного каркаса для нашей страны. Обусловлено это следующими географическими обстоятельствами. Во-первых, Россия – страна больших расстояний и больших городов. По этой причине особое место занимают транспортные магистрали и сверхмагистрали, задача которых – обеспечить эффективное, с наименьшими народно-хозяйственными издержками преодоление пространства. Во-вторых, ее территория отличается большой хозяйственной дифференциацией, связанной с природными, историческими, демографическими и другими условиями, а это требует системы мощных скрепляющих узлов и соединяющих их транспортных линий. В-третьих, она характеризуется многонациональностью населения, своеобразием хозяйственного и культурного развития каждой республики, области, края, что повышает роль больших городов, особенно столиц и административных центров, а также сети дорог, соединяющих их со всеми районами. В-четвертых, огромные масштабы народно-хозяйственного комплекса определяют создание крупных и очень крупных экономических центров, что, в свою очередь, диктует необходимость вовлечения в межрайонный обмен огромных масс разнообразной продукции и, следовательно, наличия высокопроизводительных транспортных систем.

Территориальная структура (организация) хозяйства России распадается на:

Макроуровень - экономическая зона, экономичес­кий район;

Мезоуровенъ - область, край, республика;

Микроуровень - административный район, промыш­ленный узел, промышленный центр, промышленный пункт.

Экономические зоны - обширные территориальные образования, составленные из нескольких (группы) районов, с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.

На территории Российской Федерации выделяют За­падную экономическую зону, включающую районы Европейской части страны с Уралом, и Восточную, вклю­чающую районы Сибири и Дальнего Востока.

Для Западной экономической зоны характерны дефи­цит топливно-энергетических и водных ресурсов, высо­кая степень концентрации населения и экономической освоенности территории (около 80% населения и основ­ных производственных фондов страны), в составе про­мышленности преобладание обрабатывающих отраслей. Для Восточной экономической зоны характерны на­личие больших запасов топливно-энергетических, ми­нерально-сырьевых и лесных ресурсов, слабая заселен­ность и хозяйственная освоенность территории, в соста­ве промышленности преобладание добывающих отрас­лей.

Экономические районы также представляют собой крупные территориальные образования, составленные из областей, краев и республик с относительно однород­ными условиями, с характерной направленностью раз­вития (специализацией) хозяйства, с трудовыми и при­родными ресурсами, достаточными для относительно са­мостоятельного комплексного развития производительных сил.

В системе хозяйства России выделяют 11 крупных, или основных экономических, районов, различающих­ся по условиям развития экономики, специализации и структуре хозяйства: Центральный, Северо-Западный, Северный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказс­кий, Волго-Вятский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Крупные районы разделены на 89 политико-админи­стративных единиц, являющихся субъектами Российской Федерации. Последние, в свою очередь, - на низо­вые административно-хозяйственные районы. И те, и другие в экономическом отношении являются специализированными звеньями крупных экономических рай­онов.

Промышленный узел (промузел) - группа технологически и экономически связанных производств, ком­пактно размещенных на небольшой территории (несколь­ких промцентров).

Промышленный центр (промцентр) - группа невзаимосвязанных разнородных производств (предприятий), размещенных в одном центре (большой город).

Промышленный пункт (промпункт) - территория (малый город или поселок городского типа), на которой размещается одно или более родственных предприятий (одной отрасли).


Широко распространенными в мире формами территориальной организации хозяйства являются специ­альные экономические зоны (СЭЗ) - территории с наи­более благоприятным режимом финансово-экономической деятельности отечественных и иностранных инве­сторов. В зависимости от направления хозяйственной деятельности, поставленных экономических задач или других целей СЭЗ могут создаваться как зоны свобод­ной торговли (свободные таможенные зоны), где осуществляются операции по складированию и обработке (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т. п.) грузов внешней торговли, как промышленно-производственные зоны, где промышлен­ные компании производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, как торгово-производственные, сервисные, комплексные, технико-внедренческие (для разработки и внедрения новых технологий) или техно­полисы, транзитные, страховые, банковские, эколого-экономические зоны, туристические центры и др.

В основу отбора зональных территорий положены раз­ные принципы: выгодное географическое положение, вы­сокий уровень развития или дешевизна инфраструктур­ного обустройства, наличие значительного ресурсного (сырьевого, трудового) потенциала для дальнейшего роста и др.

В России СЭЗ получили незначительное развитие. Изначально (1990-1992 гг.) было объявлено о создании 12-13 зон. Однако в настоящее время многие из этих зон существуют формально и некоторые из них факти­чески уже распались. Относительно активно развива­ются СЭЗ лишь в Находке, Калининградской области и Санкт-Петербурге.

Все вышеназванные территориальные образования - регионы, районы и т. д., составляют основу территори­альной структуры (организации) мирового хозяйства. Именно с необходимостью их изучения связано появле­ние (происхождение) таких дисциплин, как экономи­ческая география, а позже - региональная география, регионалистика, регионоведение, регионология и др., которыми при всем многообразии интерпретаций содер­жания исследуется один и тот же объект - территори­альная организация общественного производства.