Дионис (клички: Бахус, Вакх), история его жизни, подвигов и преступлений. Дионис Скандинавский бог виноделия

  • 11.11.2020

Веселый и жизнерадостный бог Дионис пользовался у древних греков особой популярностью. Праздники, посвященные ему, отмечались с поздней осени и до весны. Часто эти они имели характер мистерий, а еще чаще плавно перетекали в банальные оргии.

Появление Диониса

Бог Дионис появился на свет от союза бессмертного и земной женщины. Некогда Зевс-громовержец не устоял перед красотой дочери фиванского царя, Семелы. Пребывая в романтическом настроении, пообещал он своей пассии выполнить любую ее просьбу. Поклялся он священными водами подземной реки Стикс, что исполнит волю Семелы, в чем бы она ни заключалась.

Прослышала о Семеле Гера. Яростью вспыхнули глаза бессмертной жительницы Олимпа. Явилась она Семеле и приказала:

Проси Зевса предстать перед тобой во всем величии бога-громовержца, правителя Олимпа. Если он действительно тебя любит, то не откажет в этой малости.

Не посмела Семела противиться приказу Геры и обратилась к Зевсу с этой просьбой. Поклявшемуся водами реки Стикс Зевсу выбора не осталось. Предстал перед Семелой отец богов во всем великолепии повелителя бессмертных и людей, весь в блеске своей славы. А в руках его сверкали молнии. Содрогнулся от ударов грома дворец фиванского царя. Вспыхнуло все вокруг, зажженное молнией правителя Олимпа. Понеслось пламя по дворцу, поглощая все на своем пути, зашатались стены, потрескались каменные плиты.

С криком упала на землю Семела, охваченная пламенем. Погубила ее просьба, внушенная супругой Зевса. У умирающей фиванской принцессы родился сын, слабый, неспособный к жизни. Он должен был бы погибнуть в пламени пожара, но божественная кровь спасла его. Как по волшебству из земли потянулся к нему со всех сторон густой плющ, укрывший несчастного мальчика от огня, тем самым сохранив ему жизнь.

Подобрал Громовержец спасенного сына, но, видя, что тот настолько слаб и мал, что явно обречен на погибель, то, по легенде, зашил он его себе в бедро. Проведя некоторое время в теле своего родителя, появился Дионис на свет второй раз, окрепшим и сильным.

Повелел тогда Зевс-Громовержец быстроногому Гермесу отнести маленького сына к Ино, сестре фиванской принцессы Семелы, и ее мужу, правителю Орхомена, наказав воспитать ребенка.

Гера еще долго преследовала Диониса, не считая его ни равным богам, ни достойным этой чести. Пал ее гнев на Ино и ее супруга Атаманта за то, что приняли она под свой кров ребенка ненавистной ей земной женщины. Для Атаманта выбрала Гера безумие в качестве кары.

В припадке безумия убивает правитель Орхомена своего собственного сына Леарха. Ино со вторым ребенком чудом успевает спастись бегством. Потерявший разум супруг преследовал ее и почти настиг – у крутого, скалистого морского берега.

Не было у Ино спасения – позади настигает безумный супруг, впереди – морская пучина. Выбрала женщина стихию, отчаянным рывком швырнув себя вместе с сыном в морскую воду. Однако она не погибла. Приняли ее и ее сына в море прекрасные нереиды. Воспитательница Диониса и Меликерт, ее сын, были обращены в божества моря и с тех пор остались там.

Примчавшийся же на помощь Гермес спас от обезумевшего Атаманта Диониса. Быстрее ветра примчал он его в Нисейскую долину, перепоручив заботам нимф.

Бог вина и веселья вырос прекрасным и могучим. Гуляет он, делясь с людьми силой и радостью. А воспитавшие Диониса нимфы были в награду помещены на звездное небо. Появились они в одну прекрасную темную ночь среди других созвездий в образе Гиад.

Алчный царь

Одна из самых известных историй о Дионисе – легенда о Мидасе. Забрел шумный Дионис со своей многочисленной свитой в лесистые скалы Фригии. Отсутствовал лишь Силен, мудрый его учитель. Изрядно охмелевший, брел он, спотыкаясь по фригийским лугам. Заметили его крестьяне, без труда связали и отвели к правителю Мидасу. Узнал царь учителя бога вина и принял его со всем почетом, на протяжении девяти дней устраивая роскошные пиры. На десятый день царь лично сопроводил Силена к Дионису. Обрадовался бог вина и веселья и милостиво предложил Мидасу выбрать себе в награду любой дар за оказанный учителю почет.

Попросил царь, чтобы все, чего он не коснется, превращалось в золото. Прищурился Дионис, посетовал, что не придумал Мидас для себя лучшей награды, и сделал, как он просил.

Осчастливленный, удалился алчный Мидас. Идет он, срывая с деревьев листья, и превращаются они в золото, касается колосьев в полях, золотыми становятся даже зерна в них. Дотрагивается до яблока – и оно сияет, точно плод из сада Гесперид.

Даже капли воды, стекающие по его рукам, становились золотыми. Пришел он в свой дворец, переполненный радостным возбуждением. Накрыли ему роскошный ужин. И вот тут-то осознал алчный царь Мидас, какой ужасный дар попросил он у бога вина. Все превращалось в золото от его прикосновения – а, значит, ждала Мидаса голодная . Взмолился он к Дионису, умоляя забрать назад такой дар.

Не отказал ему Дионис, якобы в назидание, появился перед ним и научил, как избавиться от «золотого» прикосновения. Поехал царь по велению бога к истокам реки Пактол. Чистые воды избавили его от подарка, приняв его в себя.

Культ Диониса

Вечно юный Дионис, (Вакх или Бахус) в греческой мифологии плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия. За то, что любил он обращаться в могучего быка, стал он известен как «бог с бычьими рогами».

Бог вина и веселья в венке из винограда и с тирсом, украшенным плющом, путешествует по свету в обществе менад, сатиров и селенов, открывая людям секрет виноделия. Обрадованные и благодарные греки устраивали в его честь пышные «дионисии», или же вакханалии.

Со временем от дионисий произошел театр, а от хвалебных гимнов в четь бога вина – дифирамбов, исполняемых певцами, обряженными в шкуры козлов, появилось слово «трагедия» от τράγος - «козёл» и ᾠδή, ōdè - «песнь». Философ древности Аристотель указывал, что изначально трагедия была шутливой, исполняемая хором сатиров, козлоногих спутников Диониса, а свой мрачный оттенок приобрела позднее.

Бога вина и веселья Диониса славили, как приносившего освобождение от заботы и ослаблявшего путы размеренной жизни и быта, поэтому шествие этого бога Древней Греции носило экстатический характер. Неутомимо плясали менады и вакханки, дико бесновались и хохотали сатиры. Опоясанная змеями шумная свита Диониса крушила все на своем пути, упиваясь кровью растерзанных диких животных и таща за собой толпы смертных.

Некоторые исследователи стараются доказать, что культ бога вина имел восточное происхождение, а в Древней Греции стал популярен гораздо позже, чем культы других божеств, причем утвердиться смог с некоторым трудом.

Имя Диониса попадается уже на табличках критского линейного письма, датируемых примерно XIV веком до нашей эры, однако расцвет его культа приходится только на VII-VIII века нашей эры. К этому времени бог вина и веселья стал вытеснять других богов с пьедесталов популярности.

В число двенадцати олимпийцев бог вина и веселья тоже попал не сразу. Однако затем его стали почитать наравне с Аполлоном в Дельфах. В Аттике дионисии стали проводиться с поэтическими состязаниями. В период эллинизма культ бога Диониса поглотил (или был поглощен) культ фригийского бога Сабазия, получив себе новое постоянное имя - Сабазий.

Поделись статьей с друзьями!

    Бог вина и веселья Дионис

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/dionis-150x150.jpg

    Веселый и жизнерадостный бог Дионис пользовался у древних греков особой популярностью. Праздники, посвященные ему, отмечались с поздней осени и до весны. Часто эти они имели характер мистерий, а еще чаще плавно перетекали в банальные оргии. Появление Диониса Бог Дионис появился на свет от союза бессмертного и земной женщины. Некогда Зевс-громовержец не устоял перед красотой дочери...

Среди бесчисленного числа богов, сменявших друг друга на протяжении всей истории человечества, есть один, которому люди не устают поклоняться, и дань которому воздают с особым удовольствием - это бог вина и веселья. И не важно, как именно его величали в ту или иную эпоху - Бахус, Дионис или как-то иначе, но он всегда умел разогнать скуку и уныние.

Побочный сын громовержца

Его появление на свет было столь же необычным, как и вся последующая жизнь. Небожители, населявшие в давние времена Олимп, долго потом рассказывали, как его папаша Зевс тайком от своей жены Геры повадился ходить к молодой и весьма легкомысленной богине Семеле, которая очень скоро ощутила себя, что называется, в интересном положении.

В объятиях громовержца

Когда соседки-богини донесли об этом Гере, та, пожелав излить свою ревность не на мужа-блудодея, а на его пассию, колдовством внушила ей безумную фантазию просить своего любовника обнять её столь же неистово, как он привык это делать с ней - законной женой.

Улучив один из тех моментов, когда мужчины щедры на обещания, Семела нашептала ему своё желание. Бедняжка не учла лишь одного - безумных объятий она просила у самого громовержца, и, получив их, тут же сгорела, объятая огнём его ничем не сдерживаемой страсти.

Божество, рождённое из бедра

Однако надо отдать должное Зевсу, даже в такой критический момент он не потерял присутствия духа. Успев исторгнуть из чрева своей сгорающий подруги едва развившийся плод, он поместил его в собственное бедро, после чего благополучно доносил и в положенное время разрешился смуглым, горластым младенцем. Именно так, если верить легенде, появился на свет греческий бог вина и веселья Дионис.

За давностью лет уже трудно припомнить, где именно произошли описанные выше события - одни утверждают что на Крите, другие указывают на остров Наксос, но доподлинно известно, что воспитание своего чада Зевс поручил нимфам, обитавшим в тех краях с незапамятных времён. О том, чему учили его эти легкомысленные создания, можно лишь догадываться, поскольку вышел из него не степенный и рассудительный муж, а эксцентричный и полный неиссякаемого веселья бог вина и виноделия.

Новые козни Геры

Сколь долгое время провёл в их обществе юный бог вина Дионис, также неизвестно, но только запала в душу Зевса тревога - зная характер своей жены Геры, не верил он, что та смирится с присутствием на свете его побочного сына. Чтобы предупредить её возможные козни, отправил громовержец своего юнца к одной близкой родственнице - богине возмездия Ино.

Но увы, женское коварство бывает порой безграничным. Узнав о том, где скрывается Дионис, Гера наслала безумие на мужа Ино - царя Афаманта, надеясь, что в припадке ярости тот убьёт ненавистного ей отрока. К счастью, этого не случилось, и молодой, но уже немало переживший бог вина спасся в морских волнах, где его приняли в свои объятия нереиды - ближайшие родственницы наших русалок. Что же касается жертвы безумного Афаманта, то ею стал его собственный сын, весьма некстати подвернувшийся под руку отца.

Наука, преподанная сатиром

Справедливо полагая, что жена и впредь будет пытаться погубить Диониса, Зевс пошёл на крайнее средство - превратил его в козлёнка (хоть с рогами, но живой), и отправил к своим знакомым нимфам, которые надёжно спрятали его в одной из пещер. Проживали эти мифические существа в дальней местности, находившейся на территории современного Израиля.

И надо же так случиться, что это, казалось бы, необитаемое убежище выбрал своим жилищем один старый сатир - демон и ближайший друг пьяницы Вакха. Именно от него юный и ещё неискушённый в своём деле Дионис перенял секреты виноделия. А уж научившись творить этот дивный напиток, он пристрастился и к его употреблению, понятия не имея о каких-то там «умеренных дозах», якобы полезных для здоровья.

Очень скоро его душа, переполненная винными парами, потребовала простора, и, раскидав ветки, скрывавшие вход в пещеру, молодой, но не вполне трезвый бог шагнул в мир. Куда он вначале направил свои нетвёрдые стопы, сказать трудно, поскольку следы его присутствия нынешние археологи обнаруживают при раскопках древних городов Египта, Малой Азии, Сирии и даже Индии, где он помогал местным йогам погружаться в нирвану.

Жизнь полная приключений

Как свидетельствует греческая мифология, дальнейшая жизнь Диониса была полна самых невероятных приключений, что, впрочем, неудивительно, если учесть его наклонности. Рассказывают, например, что однажды во время морского путешествия его захватили пираты, не подозревавшие, с кем имеют дело. Какого же было их изумление, когда оковы вдруг сами собой упали с его рук, а мачты корабля превратились в змей. В довершение кошмара их пленник принял облик медведя и грозно зарычал. Пираты в ужасе попрыгали за борт, после чего превратились в дельфинов.

Осталась в памяти греков и история о том, как бесшабашный бог вина взялся строить первый в истории мост через великую реку Ефрат. Работу он выполнил в срок, и остался весьма доволен собой, но, к несчастью, сплёл он его из плюща и милой его сердцу виноградной лозы. Впрочем, эту промашку он вскоре искупил великими подвигами, приняв участие в походе греков против Индии. Говорят, в честь этого был даже установлен специальный вакхический праздник.

И уж совсем невероятной может показаться история о том, как, спустившись в царство мёртвых, Дионис вывел оттуда свою мать Семелу, сменившую после этого своё имя на Фиону и получившую бессмертие, как и прочие обитатели Олимпа.

Женитьба Дионисия

Но известен и ещё один подвиг, которым украсил себя Бог вина и веселья. В древнеримской мифологии бытует сюжет о том, как дочь критского царя Миноса - Ариадна, с помощью нити вывела из лабиринта своего возлюбленного Тесея. Случилось же так, что, оказавшись на свободе, неблагодарный герой бросил её, отчего несчастная девица пришла в полное отчаяние.

Вот тут-то и появился в её жизни Дионисий, хоть и пьющий, но волне благородный человек - нередко даже в наше время эти качества сочетаются в людях самым удивительным образом. Далёкий от мещанских предрассудков, он взял в жёны брошеную девицу, а его отец Зевс даровал ей бессмертие. С тех пор Ариадна обрела законное место среди прочих небожителей Олимпа.

Заключение

Было всё это на самом деле или только привиделось излишне рьяным почитателям нетрезвого божества, трудно сказать, ведь прошло с тех пор более двух тысячелетий. Да и какая разница, главное, что до сих пор веселят наше воображение истории, главным героем которых является эксцентричный и жизнерадостный бог вина. В античности люди видели мир через призму своей, ни с чем не сравнимой фантазии, отпечаток которой донесли до нас созданные ими легенды.

«Отравлен день без чистого вина,

Душа тоской вселенскою больна.

Печали – яд, вино – противоядье,

Коль выпью, мне отрава не страшна»,

Омар Хайям.

На протяжении тысячелетий божественное происхождение не вызывало сомнений у народов, познавших его уникальные свойства. Именно боги в большинстве древних культур преподносили человеку вино как лекарство от тоски. Мудрецы древности считали вино средством познания тайн бытия.

Вино и боги.

История умалчивает о том, какой народ может считаться изобретателем виноделия. Во всех частях света люди научились изготовлять хмельные напитки, и у каждой цивилизации был собственный бог вина, занимающий не последнее место в божественном пантеоне.

Вино, театр, веселье.

Дионис (Вакх) – самый известный покровитель виноградарства и виноделия, бог веселья и . Древние греки почитали его наравне с Аполлоном, богом солнечного света и покровителя искусств. Дионис олицетворял жизнь и смерть в их нераздельном слиянии и отождествлении. В его честь устраивались празднества: торжественные процессии, состязания трагических и комических поэтов, веселые игры. Именно «дионисиям» мы обязаны возникновению театра, жанров трагедии и комедии.

Вино, любовь, семья.

Божествами у древних славян были Хмель и его жена Сурица, богиня радости и света. «Мед питный» - хмельной напиток – в ее честь носил название «сурья». Этот солнечный напиток считался обязательным атрибутом любви и семейного достатка, что нашло отражение в славянской мифологии. Готовил сурью Квасура, бог виноделия, а научила его этому искусству Лада, покровительница домашнего очага.

Мед поэзии.

В скандинавских легендах за право обладания чудесным напитком, медом поэзии, дарующим мудрость и вдохновение, велись жестокие войны небожителей.

Вино в стране лекарств.

У народов американского континента за приготовление алкогольных напитков, предшественников современной текилы, тоже отвечали различные божества. Патекатль, божество ацтеков, был, кроме того, богом трав и кореньев, из которых готовили подобие вина. Люди считали, что он происходил «из страны лекарств». Женой Патекатля была Майяуель, богиня агавы, из которой готовят текилу.

Вино и власть.

Древние шумеры почитали Энлиля, бога виноделия, как бога богов, владыку Вселенной. Власть и вино в Месопотамии были неразрывно связаны между собой. По преданию, шумерская царица Ку-Баба происходила из рода корчмарей.

Правитель винного родника.

«Если хочешь забыть о собственной бедности - продай все, купи на вырученные деньги и выпей его. Если же хочешь разбогатеть, то возьми кредит и открой винный магазин», - такой совет вы найдете в китайской мифологии. Покровитель виноторговцев Сима Сян-жу помогает всем тем, кто мечтает о богатстве. «Правитель винного родника» Ду Кан первым научился делать вино, и с тех пор он считается помощником китайских виноделов.

Интересно о вине.

Зачем в Древней Греции разбавляли вино?

Мы очень много знаем о культуре Древней Греции, однако, греческие вина – настоящая загадка для ученых. Содержание алкоголя в винах того периода, по оценкам ученых, не должно было превышать 14%, так как, при достижении этой концентрации дальнейшее образование алкоголя прекращается.

Как известно, греки многократно разбавляли свое вино, чтобы получить удовольствие от напитка. По мнению ученых, винами в Древней Греции назывались, скорее всего, различных растений, которые были более опьяняющими, чем современные вина. Вероятно, что в состав греческих настоек входили также и наркотические вещества.

Самый дорогой уксус.

Чем больше срок выдержки , тем оно дороже. Однако покупатели часто рискуют вместо благородного напитка приобрести за несколько тысяч долларов обыкновенный уксус.

При попадании воздуха в бутыль из-за дефектов пробки, бактерии, содержащиеся в вине, используют кислород для превращения алкоголя в кислоту. До недавнего времени, определить качество напитка было нельзя, не раскупорив бутылку.

Ученые Калифорнийского университета предложили определять состав продукта, не снимая пробку, с помощью ядерного магнитного резонанса.

Вино и братья наши меньшие.

Что нужно сделать для успешного продвижения винного бренда на рынке? Оказывается, поместить на этикетку изображение какого-нибудь животного.

Однако знатоки утверждают, что вина с изображениями братьев наших меньших предпочитают люди, которые не воспринимают качество вино всерьез, а лишь хотят получить удовольствие не только от самого напитка, но и от картинки на этикетке.

Предостережение любителям вина.

«Хочешь – пей, но рассудка спьяна не теряй,

Чувства меры спьяна, старина, не теряй.

Берегись оскорбить благородного спьяну,

Дружбу мудрых за чашей вина не теряй»

Омар Хайям.

Каждый народ, научившийся делать вино, считал божественным происхождение благородного напитка. Однако в древних культурах существовали легенды и запреты, формировавшие традиции правильного употребления алкогольных напитков.

Так, ацтеки позволяли пить пульке только четыре раза в год.

Прекрасный юноша Дионис и вечно пьяный грубый Вакх символизируют две стороны влияния алкоголя на состояние и поведение человека.

Древнеримская легенда гласит: «Люди, отведавшие вина, станут чувствовать легкость, подобно орлу, парящему в небесах. Тот, кто не остановится на выпитом, найдет в себе смелость льва. Ну а тот, кому и этого кажется недостаточно, в результате превратится в глупого осла» .

Грань между наслаждением божественным напитком и злоупотреблением алкоголем очень тонка. Поэтому всегда необходимо помнить о чувстве меры!

Изабелла Лихарева

Фуфлунс — один из главных этрусских богов растительности и плодородия, божество смерти и возрождения. В этрусской мифологии Фуфлунс, иногда рассматривался как бог вина и виноделия, схожий с греческим богом Дионисом и римским Либером.

Культ бога Фуфлунса появился в городе Популония (лат. Populonium, этрусск. Pupluna или Fufluna) , в Тоскане. Популония (этрусск.Fufluna) была единственным этрусским городом, построенным прямо на берегу Тирренского и Лигурийского моря и расположенный на высоком холме.
В древности Популония была связана с Вольтеррой, начиная с IX века до н. э. город превратился в процветающий и независимый морской торговый порт Этрурии, Город был разрушен в 570 году лангобардами. Археологи обнаружили в Популонии большое количество этрусских древностей — аттические вазы V века до н. э., монеты из серебра и меди с изображением Фуфлунса, множество крупнейших некрополей Этрурии, которые возникли начиная с IX века до н. э. (культура Вилланова) до середины III века до н. э.
В Популонии обнаружены остатки храма этрусского бога растительности и плодородия, божества смерти и возрождения Фуфлунса, позднее ставшего богом вина, сродни греческому Дионисию Сиракузскому. Храм Фуфлунса в Популонии (этрусск. Fufluna) был разрушен в 384 до н. э.

Фуфлунс царствует на симпозиумах и поминальных трапезах и застольях в честь умерших; его главный атрибут – канфар с вином . На фресках и зеркалах Фуфлунса изображали рядом с пантерами или леопардами , которые всегда сопровождали богов имеющих отношения и с Земным миром, и Подземным царством.

Пантер или леопардов Фуфлонса часто изображали на стенах этрусских гробниц, и на ритуальных погребальных кубках, как знак присутствия бога Фуфлонса.

Имя Фуфлунса трижды упоминается Оно встречается на монетах и восемь раз на зеркалах и сосудах. Имя Фуфлунса упоминается в ряде надписей.

В этрусской мифологии богиня Земли Семла супруга Аплу, считается матерью этрусского бога Фуфлунса. На бронзовом зеркале IV века до н.э. изображена обнимающая в присутствии сына Фуфлунса.

Главной ценностью и высшим благом жизни, этрусский бог Фуфлунс провозгласил гедонизм (др.-греч. ἡδονή - «наслаждение», «удовольствие»), к которому следует стремиться каждому человеку.

Древние греки восприняли идеи гедонизма от этрусков. Древнегреческий философ Аристипп стал основоположником гедонизма, создал этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Подобно этрусскому Фуфлонсу у древних греков был Дионис, а у римлян – Бахус, или Вакх, которого сопровождали вакханки, считавшиеся божествами мирских удовольствий, щедрых возлияний и большому разнообразию угощений за столом.

С культом боги вина Фуфлунса и Диониса были связаны праздники Дионисии, которым предшествовал ритуал подготовки потребления вино, разыгрывались музыкальные интермедии, устраивались танцы, игры, читали стихи и пели песни.
Этруски были земледельцами выращивали ячмень, пшеницу, виноград, оливки, инжир, бобовые, фасоль, горох, каштаны, желуди.

Этруски занимались животноводством, разводили свиней, овец, домашнюю птицу, охотились на оленей, импортировали оливковое масло и виноградное вино. Повара готовили жареное или вареное мясо со специями и соусами, сделанными из зерновых, овощей, употребляли большое количество специй.

На изобильных застольях царствовал этрусский бог Фуфлунс, соблюдая поминальные ритуалы, этруски варёные яйца, как символ возрождения из загробного мира, они пили вино смешанное с водой, специями, медом, ели овощи и сыр, а в конце трапезы слуги подавали им фрукты и сладости.


Элегантная этрусская столовая посуда, сосуды для вина, подносы-лотки и столовые приборы украшали обильные столы этрусков. Слуги подавали разнообразные яства и разливали вино из крупных кратеров в чаши, келихи участников застолья.


В курганных захоронениях этрусков VI-IV века археологи находит драгоценные этрусские бронзовые вазы, керамические черно лаковые вазы из Аттики, кратеры, келихи — kylikes (чаши для вина), канфары, оставленные в гробницах для умершего, чтобы он мог пользоваться ими в своей новой жизни в потустороннем мире.

Известный древнегреческий живописец Эвфроний расписывал амфоры, канфары, пелики, используя сюжеты из древнегреческой мифологии, легенд из истории Троянской войны. На вазе изображена глава сатира и менады.

Культ древнегреческого бога вина Диониса (лат. Dionysus) прошёл по древней Элладе, Сирии и Азии до самой Индии, и через Фракию вернулся в Западную Европу. На своем пути Дионис, в сопровождении менад и вакханок, силенов и сатиров, пляшущих с жезлами (фирсами) обвитыми виноградом, везде учил людей виноделию и виноградарству. Женой Диониса считалась Ариадна, покинутая Тезеем на острове Наксос.

Культ бога Диониса, имевший вначале веселый характер, постепенно становился всё более невоздержанным и переходил в неистовые оргии, или вакханалии. Отсюда происходит второе имя Диониса - Вакх (др. греч. Βάκχος — «шумный»; и римское божество Бахус (лат. Bacchus — «шумный»). Особенную роль в празднествах Диониса играли жрецы — паны, сатиры, менады и вакханки - исступленные женщины. Богу вина Дионису посвящены были виноград, плющ, пантера, рысь, тигр, осёл, дельфин и козёл.

В этрусских легендах о Херкле (Геракле) и Уни рассказывается о нравах царящих в окружении бога Вина Фуфлунса. Как-то раз богиня Уни шла густым лесом, и неё неожиданно напали лесные существа - Паны из свиты бога вина и виноделия Фуфлунса (Диониса). Уни стала сопротивляться, но противников было очень много, и она не могла с ними справиться. Тогда богиня закричала о помощи, и её крик услышал Геркле, и тут же прибежал на зов. Хотя Геркле испытывал к Уни неприязнь из-за прежних ссор, он решительно встал на защиту Уни, ведь, он всегда приходил на помощь слабым и терпящим насилие. Бог Геркле взмахнул своей тяжёлой дубиной и ударом поверг наземь одного лесного демона за другим. Увидев, что с могучим Геркле им не справиться, остальные лесные демоны трусливо разбежались и Уни была спасена.

Сельве считается одним из этрусских богов плодородия, относящихся к кругу Фуфлунса. Имя этрусского бога Сельве можно встретить в надписях, покрывающих статуэтки обнаженных мальчиков и мужчин, которые жертвовались, в качестве вотивного дара богу Сельве, чтобы он даровал плодородие и исцелил тело дарителя. Наличие вотивных даров указывает на целительные способности Сельве.

Вергилий. Энеида. (Книга 8. 600)

Есть близ Церейской реки прохладная роща густая, —
Издавна чтима она как святыня; её окружают
Склоны крутые холмов, темнохвойной елью поросших.
Рощу и празднества в ней, как гласит преданье, Сильвану,
Богу пашен и стад, в старину посвятили пеласги,
Первыми в давние дни владевшие краем Латинским.

ПЕЛАСГИ (лат. PELASGI; греч.Πελασγoι) — Древний народ, населявший в доисторические времена всю Грецию и побережье с островами Эгейского моря. Следы пребывания пеласгов находят на территории Малой Азии (ныне Турция) и Италии .

Бога плодородия Сельве благодарили за удачу, за исцеление от болезней, за хорошие сны, за освобождение от рабства. Обычай просить об исцелении Сельве перешёл от этрусков к римлянам. Сельве изображался в крестьянской одежде; в качестве атрибутов он имел — серп и дерево, как знак его покровительства сельскому хозяйству и живой природе.

Силен (лат. Silenus) божество дикой природы, дикой растительности лесов и долин. Силен (др. греч. Σειληνός, Σιληνός), сын Гермеса или Пана и нимфы, постоянный спутник, наставник и воспитатель Вакха.

Древние греки поклонялись множеству богам, их религия как отражение характера: чувственного, необузданного как сама природа с ее стихиями. Дионис – один из любимых богов эллинов прямое доказательство тому, что удовольствие в их жизни занимало исключительное и первостепенное место.

Кто такой Дионис?

Дионис, бог виноделия, ворвался в размеренную жизнь греков со свойственным ему весельем, неистовством и безумием. Младший олимпиец имеет фракийское происхождение. Известен и под другими именами:

  • Бахус;
  • Вакх;
  • Старший Дионис;
  • Загрей;
  • Либер;
  • Дифирамб;
  • Ортос;
  • Хорей.

Дионис обладал следующими функциями и полномочиями:

  • отвечал за возрождение растительности весной;
  • покровительствовал земледельцам;
  • обучил людей ремеслу выращивания винограда и виноделию;
  • насылал безумие на тех, кто не хотел примкнуть к нему;
  • считается «отцом» театрального жанра трагедии.

Родителями бога вина и виноградной лозы считаются Зевс и Семела. Миф о рождении Диониса окутан страстями. Ревнивая жена громовержца Гера узнав, что Семела беременна, приняв вид ее кормилицы, подговорила упросить Зевса явиться в божественном обличьи. Семела при встрече с богом спросила готов ли он выполнить одно ее желание, и тот поклялся выполнить любой ее каприз. Услышав просьбу, Зевс вырвал еще недозревший плод из чрева возлюбленной и зашил в своем бедре, а когда пришел срок Зевс родил сына Диониса.

Культ Диониса в Древней Греции прозвали Дионисиями. Праздники сбора винограда величали малыми Дионисиями, сопровождавшиеся яркими представлениями с переодеванием, пением, питьем вина. Главные Дионисии проводились в марте – в честь возродившегося бога. Ранние версии празднества вакханалии проводились под покровом темноты и представляли собой дикие пляски менад в трансовом состоянии, ритуальные совокупления. Разыгрывалась Смерть Диониса бога в образе быка и жертвенное животное разрывали на части, ели теплое мясо.

Атрибут Диониса

В античных произведениях искусства Дионис изображался как молодой безбородый юноша с женственными чертами лица. Самым важным атрибутом бога является посох Диониса или тирс из стебля фенхеля, увенчанного сосновой шишкой – фаллический символ созидающего начала. Другие атрибуты и символы Вакха:

  1. Виноградная лоза. Обвитая вокруг жезла – признак плодородия и ремесла виноделия;
  2. Плющ – по поверьям против сильного опьянения.
  3. Чаша – выпивая ее, душа забывала о своем божественном происхождении, и чтобы излечиться надо было выпить другую - чашу разума, тогда возвращается воспоминание о божественности и желание возвратиться на небо.

Спутники Диониса не менее символичны:

  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Менады – верные последовательницы или жрицы культа Диониса;
  • пантера, тигр и рысь – животные семейства кошачьих обозначают его восхождение и триумф и напоминают, что культ пришел с Востока;
  • бык – символ плодородия и земледелия. Дионис часто изображался в виде быка.

Дионис - мифология

Эллины почитали природу во всех ее проявлениях. Плодородие – важная часть составляющей жизни сельских жителей. Богатый урожай – это всегда хороший знак того, что боги благосклонны и благодушны. Греческий бог Дионис в мифах предстает веселым, но в тоже время своенравным и насылающим проклятья и погибель тем, кто не признает его. Мифы о Бахусе наполнены разнообразными чувствами: радостью, печалью, гневом и безумием.

Дионис и Аполлон

Конфликт между Аполлоном и Дионисом разные философы и историки интерпретируют по-своему. Аполлон – лучезарный и златокудрый бог солнечного света покровительствовал искусствам, морали и религии. Поощрял людей соблюдать меру во всем. И греки до прихода культа Диониса старались следовать законам. Но Дионис «ворвался» в души и осветил все неприглядное, те бездонные пропасти которые есть в каждом человеке и размеренные эллины начали предаваться разгулу, пьянству и оргиям, чтя великого Бахуса.

Две противоположные силы «светлая» аполлонистическая и «темная» дионисическая сошлись в поединке. Разум столкнулся с чувствами, так описывают борьбу двух культов историки. Свет, мера, жизнерадостность и наука против культа земли, заключающей в себе тьму мистерий с безмерным употреблением вина, принесением жертв, неистовых плясок и оргий. Но как нет света без тьмы, так и в этом конфликте родилось что-то новое и необычное – появился новый жанр искусства греческие трагедии о соблазнах и бездне человеческой души.

Дионис и Персефона

Дионис бог Древней Греции и Персефона – богиня плодородия, супруга Аида и вместе с ним властительница подземного царства в древнегреческой мифологии связаны между собой в нескольких сказаниях:

  1. Один из мифов о рождении Диониса упоминает Персефону как мать его мать. Зевс воспылал страстью к собственной дочери, обратившись в змея, вступает с ней в связь, от которой рождается Дионис. В другой версии, Дионис спускается в подземное царство и дарит миртовое дерево Персефоне, чтобы та отпустила его мать Семелу. Дионис дает матери новое имя Тиона и возносится с ней на небо.
  2. Персефона прогуливалась по лугу острова Перг в Сицилии и была похищена Аидом (Гадесом), в некоторых источниках Загреем (одно из имен Диониса) в царство мертвых. Безутешная мать Деметра долго искала юную дочь по всему свету, земля стала бесплодной и серой. Узнав, наконец, где ее дочь, Деметра потребовала у вернуть ее. Аид отпустил супругу, но перед этим дал ей съесть семь зерен граната, которые возникли из крови Диониса. В царстве мертвых нельзя ничего есть, но Персефона, на радостях, что ей предстоит вернуться, съела зерна. С этого времени, проводит весну, лето и осень наверху, а зимние месяцы в подземном мире.

Дионис и Афродита

Миф о Дионисе и богине красоты Афродите известен тем, что от их мимолетной связи родился безобразный ребенок. Сын Диониса и Афродиты был необычен и настолько уродлив, что красавица-богиня отказалась от младенца. Огромный фаллос Приапа постоянно находился в состоянии эрекции. Повзрослев, Приап пытался соблазнить своего отца Диониса. В Древней Греции сын бога виноделия и Афродиты почитался в некоторых провинциях как бог плодородия.

Дионис и Ариадна

Жена и спутница Диониса Ариадна вначале была брошена ее возлюбленным Тесеем на о. Наксос. Ариадна долго плакала, затем заснула. Все это время Дионис, прибывший на остров, наблюдал за ней. Эрот выпустил свою стрелу любви и сердце Ариадны воспылало новой любовью. Во время мистического бракосочетания голову Ариадны венчал венец, подаренный ей самой Афродитой и горами острова. В конце церемонии Дионис вознес венец на небо в виде созвездия. Зевс в качестве подарка сыну наделил Ариадну бессмертием, что возвело ее в ранг богинь.

Дионис и Артемида

В другом мифе о любви Диониса и Ариадны, бог Дионис просит Артемиду, вечно юную и целомудренную богиню охоты убить приглянувшуюся ему Ариадну, за то, что та сочеталась браком с Тесеем в священной роще, только так Ариадна могла стать его женой, через инициацию смерти. Артемида пускает стрелу в Ариадну, которая затем воскресает и становится женой бога веселья и плодородия Диониса.

Культ Диониса и христианство

С проникновением христианства в Грецию культ Диониса долго не изживал себя, народом продолжались почитаться празднества, посвященные богу, и греческая церковь вынуждена была бороться своими методами, на смену Дионису пришел святой Георгий. Старые святилища, посвященные Вакху разрушались, а на их месте строились христианские храмы. Но даже сейчас, во время сбора урожая винограда, в праздниках можно разглядеть восхваление Бахуса.