Конспект занятия по экологии полезные ископаемые. Урано-радиевые руды — опасная энергия

  • 20.09.2019

Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества. Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.

Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле! А теперь на минуточку задумаемся, почему мы достигли всех этих благ, какие силы должны мы благодарить, чему и кому люди обязаны за все свои блага?

Внимательно присмотревшись, ко всем окружающим нас предметам, многие из нас впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.

Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли

Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых человечество на данном этапе своего развития существовать не может.

Мы используем их для того что бы обогреть и осветить свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.

1.Нефть — «черное золото» Земли


Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.

Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.

2.Природный газ- источник тепла на планете


Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.

3.Каменный уголь- энергия света и тепла


Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется в качестве топлива для электростанций и котельных, металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:

  • пластмасс;
  • лекарственных средств;
  • духов;
  • различных красителей.

4.Асфальт — универсальная ископаемая смола


Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.

5.Алюминиевая руда (бокситы, нефелины, алуниты)

Бокситы - основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.

Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.

Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении.

6.Железные руды — металлическое сердце Земли



Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:
  • металлообработка и машиностроение;
  • космическая и военная промышленности;
  • автомобильная и кораблестроительная промышленность;
  • отрасли легкой и пищевой промышленности;

Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.


В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.

8.Алмаз – один из самых твердых материалов


Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.

9.Платина – ценнейший драгоценный металл


Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:

  • специальных зеркал для лазерной техники;
  • в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
  • для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
  • из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
  • высокоточных стеклянных приборов.

10.Урано-радиевые руды — опасная энергия


Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.

Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (камни — листовид, змеевик, кварц, каменный уголь, песок, глина).
  • Показать их применение в жизни человека.
  • Познакомить со свойствами песка и глины, сравнить их.
  • Вызвать у детей интерес к полезным ископаемым.

Ход занятия:

Беседа о полезных ископаемых.

В.: Дети, а что такое интересное, вы принесли на занятие? Расскажите нам, что вы принесли, где вы их нашли, что в них интересного и как их можно использовать. Вы сегодня у нас настоящие геологи. Это люди, которые находят полезные ископаемые. Которые залегают глубоко под землёй. А без них людям жилось бы трудно.

— Наша страна Россия богата. У нас есть нефть, золото, уголь, гранит и т.д. Посмотрите на карту, какую страну я сейчас показываю? На карте есть разные значки, они обозначают полезные ископаемые (рассматриваем). Некоторые полезные ископаемые это камни. Вот об одном из них я расскажу сказку (Сказка о каменном угле). Почему уголь называют главным камнем? — Ещё есть камни строительные для сооружения зданий, дорог. У нас в Катайске добывают щебень. Поделочные камни — для скульптур и отделки помещений. Драгоценные — для украшений. Я хочу вам показать несколько уральских самоцветов.

Рассмотрение листовида, змеевика, кварца.

В.: Обращаю внимание, что камни разного цвета, твёрдые, тяжёлые. Как вы думайте, что можно сделать из таких красивых камней? Вот такие красивые сувениры привезены из Кунгурских пещер, а этот из Ильменского заповедника. Из мрамора – письменный набор (рассматриваем другие сувениры и ювелирные изделия). А сейчас я хочу загадать вам загадку:

Из меня куличок печь удобно,
Только есть его нельзя.
Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,
Догадались, что я? (песок)

— Внимательно рассмотрите песок и найдите как можно больше особенностей у песчинок (не одинаковы по размеру, по цвету, по степени блеска, встречаются прозрачные и непрозрачные) Песок какой? (сыпучий) Песчинки не скреплены между собой, рассыпаются. Поэтому песок быстро высыхает от солнца и ветра.

Сравнение песка и глины.

— Я сейчас всех вас превращаю в песчинки. Ветер подул, и они рассыпались в разные стороны.

— А это что, как вы думайте? Это глина. Рассмотрите, какая она. Она состоит из мелких частичек, которые слепились между собой.

— А сейчас вы превратитесь в мелкие частички глины. Они прижались к друг к другу, крепко держатся за руки, их не разорвать.

— В одном стакане у меня песок, в другом глина. Сейчас я налью в них воду. В каком стакане вода быстрее просочится до дна? Давайте проверим (песчинки расположены отдельно, а у глины частички склеились и не пропускают воду). Как вы думайте, что можно сделать из глины?

Рассмотрение выставки.

В.: Но все эти предметы очень хрупкие. Поэтому обращаться с ними надо осторожно.

Итог занятие.

В.: Дети, что вы запомнили с занятия? Что вам понравилось? Какие полезные ископаемые вы запомнили? Как их используют в промышленности?

Организация: МБДОУ ДС/КВ №134

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

Цель: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

  • Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами (каменный уголь, нефть, соль)
  • Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
  • Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели;
  • Развивать любознательность, логическое мышление, речь, интерес к природным ресурсам.
  • Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.

Материал: Глобус, карта, коллекция полезных ископаемых, модели использования полезных ископаемых (нефть, уголь), материалы для проведения опытов (сухое горючее, уголь, нефть, соль, лупы, пипетки, колбы)

Предварительная работа:

  • чтение сказок: "Полезные ископаемые", "Сказка об угольке", "Данило-мастер".
  • игры "Путешествие по глобусу", "Геологи".
  • моделирование, экспериментирование, сбор коллекции минералов.

Воспитатель приглашает детей пройти в группу и сесть на ковер (на середине ковра находится глобус),

Ребята, что это?(Глобус).

Что он изображает?(модель Земли)

Какого он цвета?(разноцветный)

Что отмечено на глобусе коричневым цветом?(горы)

Коричневый цвет везде одинаков?(нет). Почему?(где темнее, там горы высокие и т.д.)

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с полезными ископаемыми, которые человек добывает в горах и недрах земли. Горы образовались за многие миллионы лет, они образовались из остатков животных и растений, поэтому в горах и недрах земли встречаются полезные ископаемые. (Воспитатель убирает глобус, показывает карту). Что это?(карта). Да, верно. Карта тоже модель нашей земли. Вот тоже горы (показ). Посмотрите, на этой карте есть еще и разные черные значки. Эти значки показывают где, какие полезные ископаемые находятся.

Скажите, кто занимается поиском полезных ископаемых и расставляет эти значки? (геологи). Вот геологи подари ли нам коробочки с полезными ископаемыми. Давайте пройдем и рассмотрим их. (Дети подходят к столам и рассматривают, трогают полезные ископаемые. Воспитатель обращает внимание на каменный уголь. Берет в руки и предлагает детям рассмотреть его).

Какого цвета каменный уголь? (черный)

Какой он на ощупь?(твердый, шершавый)

Пахнет или нет?

Знаете, ребята, уголь хотя и твердый, но он легко может раскрошиться при ударе (воспитатель показывает как уголь крошится).

Уголь еще и какой?(хрупкий).

Скажите, а кто добывает каменный уголь?(шахтеры).

Где добывают его?(в шахтах)

А зачем нужен каменный уголь человеку?(ответы детей)

Давайте проверим, хорошо ли горит и выделяет тепло каменный уголь? (опыт: поджигаем уголь, дети наблюдают за его горением, затем воспитатель предлагает подержать руки над огнем).

Что ощутили? (тепло)

Мы знаем, как человек использует уголь. Давайте выложим модель, как и где человек использует каменный уголь. (дети подбирают картинки где используется каменный уголь и выкладывают модель)

Посмотрите, вот еще одно полезное ископаемое (показ нефти). Дети подходят к столу.

Как вы думаете, что это? (нефть). Да, верно это нефть. Ученые считают, что нефть образовалась глубоко в земле из остатков животных и растений, которые жили многие миллионы лет назад.

Нефть-это камень?(жидкость)

Какого цвета?(черная)

Давайте понюхаем ее. Есть ли запах? (есть). Нефть-это масляная жидкость черного цвета с резким запахом.

Скажите, где добывают нефть? (в недрах земли).

Как называют тех людей, что добывают нефть?(нефтяники).

Нефтяники строят буровые вышки(показ иллюстраций) и добывают нефть.

Как вы думаете, для чего человеку нужна нефть?(ответы детей).

Да, верно, нефть как и уголь хорошо горит, в воде она не растворяется. Давайте попробуем.(воспитатель наливает в воду нефть, дети наблюдают, что происходит с нефтью).

Если нефть попадает в море, океан, то она загрязняет воду и все живое при этом погибает. (Воспитатель наливает немного нефти в блюдце и поджигает. Дети наблюдают, что происходит. Ставят ладони над огнем.

Нефть хорошо горит и выделяет энергию. Ребята скажите зачем человеку нужна нефть? (делать из нее бензин, керосин, солярку, смазочные вещества и т.д.).

А как человек должен обращаться с нефтью?(аккуратно, чтобы не загрязнять атмосферу). Вот сейчас я посмотрю, что вы знаете о том, как человек использует нефть. Вот у меня схема - модель, попробуйте дополнить ее теми картинками, где изображено как человек использует нефть (дети выкладывают и дают пояснения, почему выбрали именно эту картинку).

У нас есть еще один минерал. (в колбе соль).

Как вы думаете, что это? (соль). Почему она оказалась среди полезных ископаемых (ее добывают из недр земли). Каким цветом соль? (белая). Как вы думаете, она твердая как уголь? (ответы детей). Давайте проверим. (воспитатель берет комок соли, слегка нажимает на него и он рассыпается).

Что произошло? (соль рассыпалась)

Какая соль? (сыпучая)

Возьмите свою чашечку с солью. Понюхайте соль. Запах есть? (да, но не сильный). Возьмите лупу и рассмотрите соль через нее. (дети рассматривают).

Из чего состоит соль? (из крупинок, кристалликов).

Как вы думаете, соль растворяется в воде? (да).

Воспитатель берет стакан с водой и добавляет в нее соль. Дети наблюдают, что происходит.

Что произошло с солью? (растворилась). Как вы думаете, вода какой стала? (соленой). Давайте попробуем. (воспитатель пипеткой капает по капельки на язык).

Вывод: соль белого цвета, с несильным запахом, сыпучая, состоит из кристалликов, хорошо растворяется в воде.

А человеку зачем соль? (ответы детей). Ребята я вас приглашаю пройти на ковер. (дети усаживаются). Сегодня мы с вами познакомились с полезными ископаемыми, назовите их? (ответы детей). Скажите, важны ли для человека полезные ископаемые? Я хочу прочитать вам сказку о том, как вели спор полезные ископаемые, а вы послушайте и определите, кто из них самый важный.(Воспитатель читает сказку из книги "Мир вокруг нас". Вопросы после чтения).

О чем спорили полезные ископаемые? (кто из них самый важный)

А как вы думаете, кто из них главный? (они каждый по своему главный).

Верно, все полезные ископаемые по своему важны для человека. Ведь без них невозможна деятельность человека. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались за многие миллионы лет, и поэтому люди должны бережно использовать подземные богатства.

Список используемой литературы

  1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001.
  2. «Юный эколог», С.Н. Николаева – М.: Мозаика - Синтез, 199
  3. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду, А.И. Иванова. Человек.-М, 2007
  4. Мир вокруг нас, Географический атлас для детей, 1991.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»

Цели и задачи:

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

Посылка, образцы полезных ископаемых, емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магниты, лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками), заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), кусочек пенопласта, партновская игла, цветная бумага, презентация «Полезные ископаемые» (в приложении).

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель:

Дети, поздоровайтесь с гостями.

Дети здороваются. В зал вносят посылку. Воспитатель вскрывает посылку. Внутри записка и небольшая коробочка.

Записка:

«Здравствуйте, дорогие ребята группы «Капельки». Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка».
На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста.

С уважением, Крот.»

Воспитатель:

Что же находиться в коробке? (открывает её)

Дети:

Полезные ископаемые.

Воспитатель:

Почему они так называются?

Дети:

Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.

Воспитатель:

Какие три вида полезных ископаемых вы знаете?

Дети:

Твердые, жидкие и газообразные.

Воспитатель:

Какими способами их добывают?

Дети:

Открытым (карьер) и закрытым (шахта).

Воспитатель:

Давайте разберемся какие полезные ископаемые в этой коробке.

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

Дети:

Воспитатель:

Какую пользу приносит гранит?

Дети:

Он используется в строительстве.

Воспитатель:

Раз огромнейший насос
Ухватил меня за нос.
Посадил меня в трубу
По трубе теперь бегу.
Прибегу я на завод -
Там меня нагреют. Вот
Такие вот продукты:
(Не конфеты и не фрукты)
Керосин, бензин, мазут...
Из меня произведут.
Без меня не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это?

Дети:

Воспитатель:

Что изготавливают из нефти?

Дети:

Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.

Воспитатель:

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.

Дети:

Воспитатель:

Какую пользу он приносит людям?

Дети:

Это топливо.

Воспитатель:

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.

Дети:

Воспитатель:

Для чего она используется?

Дети:

Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина).

Воспитатель:

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.

Дети:

Воспитатель:

Какую пользу он приносит?

Дети:

Это топливо и удобрение.

Воспитатель:

Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он - удобрение.

Дети:

Известняк.

Воспитатель:

Где используется известняк?

Дети:

Используется в строительстве. Из него делают мел.

Воспитатель:

На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.

Дети:

Воспитатель:

Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи...

Дети:

Это руда.

Воспитатель:

Что делают из железной руды?

Дети:

Ножницы, гвозди, рельсы, магнит.

Воспитатель:

Вы сказали магнит. А что вы о нем знаете?

Дети:

Он притягивает железные предметы.

Воспитатель:

Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну магнитов, где вы узнаете о свойствах магнитов и способах их применения. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.

Дыхательная гимнастика «Крылья»

Вместо рук - большие крылья.
Ну-ка, в небо, эскадрилья!


1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

Поднимемся на носочки

Хорошо нам наверху!
Как же вы без нас внизу?

Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);
2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).

Покачивание

Покачаемся слегка,
А под нами облака.

Исходное положение – ноги на ширине плеч.
1 – наклон вправо – «кач» (вдох)
2 – наклон влево – «кач» (выдох)

Надо посмотреть вокруг.
Рядом ли летит мой друг?

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – повернуться вправо (вдох)
2 – исходное положение (выдох)
3 – повернуться влево (вдох)
4 - исходное положение (выдох)

Мы хлопком встречаем Солнце,
Светит людям пусть в оконца.

Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки вверх (вдох)
2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох)
3 – развести руки в стороны (вдох)
4 – исходное положение (выдох)

Мы представим, что мы пчёлы,
Пчёлы в небе – новосёлы.

Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох)
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох)

Приземление

Приземляемся, ура!
В страну магнитов, детвора!

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки в «замок», опустить вниз.
1 – руки поднять вверх (вдох)
2 – наклон вперед с одновременным опусканием.

Воспитатель:

Вот мы и в волшебной стране магнитов.

Опыты:

Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование:

Емкость с водой,
5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,
Магнит.

Ход опыта:

В емкость с водой опустить рыбок.
Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта:

Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Вывод:

Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Воспитатель:

Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Игра-опыт «Бумажные гонки»

Оборудование:

Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),
Заготовки для машинок (дно, крыша),
Металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка),
Ножницы и скотч (можно клей и кисти),
Магниты.

Ход опыта:

Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши.
Установить автомобили на старте.
Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

Результат опыта:

Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Поле магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

Вывод:

Поле магнита действует через картон и бумагу.

Воспитатель:

Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

Игра-опыт «Магнитная регата»

Оборудование:

Кусочек пенопласта в виде лодочки,
Портновская игла для мачты,
Цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте);
Магнит,
Миска или таз с водой.

Ход опыта:

Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их).
Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод:

Сила магнита действует даже на расстоянии.

Воспитатель:

Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

Два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

Поднести два магнита друг к другу.
Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта:

В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Воспитатель:

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Воспитатель:

Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

Мы много сегодня с вами узнали о полезных ископаемых и о магнитах. Что вы узнали? Что вам больше всего понравилось? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Релаксация «Полет высоко в небе»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка).

Воспитатель:

«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями приближаетесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

Воспитатель:

Я предлагаю вам на память о сегодняшних новых знаниях о полезных ископаемых, разукрасить фигурки из глины, которые потом вы заберете домой.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Искитимского района Новосибирской области
детский сад «Родничок» с. Лебедёвка

Конспект НОД для детей старшего возраста
« В мире полезных ископаемых»

Выполнила: воспитатель
первой классификационной категории
Вдовина С. Г.

Цель: Формирование краеведческой любознательности, познавательного интереса к окружающему миру и миру неживой природы родного края.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых (песок, глина, уголь, мел.), сравнить чем они отличаются.
  • Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Продолжать знакомить с профессией геолога.
  • Закреплять навыки исследовательской деятельности; умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведения опытов.
  • Закреплять правила безопасности при проведении опытов.
  • Продолжать знакомить с богатством родного края.

Ход занятия:

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель: (На столе лежит снаряжение для геологов: компас, молоток-кирка, карта, канат, карандаши, блокнот и контейнеры под образцы.) Посмотрите ребята, что за снаряжение лежит на столе

Дети: Снаряжение для геологов.

Воспитатель: Ребята скажите кто такие геологи?

Дети: Геологи - это люди, занимающееся изучением и поиском полезных ископаемых.

Воспитатель: А полезные ископаемые что это такое?

Дети: Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня будем геологами и отправимся в экспедицию на месторождение полезных ископаемых.

Собираем рюкзак и что необходимо в экспедиции.

Воспитатель: Готовы.

Воспитатель: Мы геологами станем?

Дети:

Будут все гордится нами.

Да! Да! Да!(Хлопок над головой)

Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Её не обойдёшь(топают ногами)

Её не проплывёшь(«плывут»)

Её не пролетишь(«крылья»)

Надо напрямик.

Всё мы сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели.

Да! Да! Да!(Хлопок над головой)

Вот наше первое препятствие. Здесь бежит бурная река, нам надо аккуратно пройти по мосту и не упасть.(Дети проходят по мосту. И видят на мольберте плакат « Чернореченский карьер»)

Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы пришли?

Дети: К «Чернореченскому карьеру» (или к месторождению мела)

Дети: Добывают тут мел. Мел-это разновидность известняка.

Воспитатель: Отбираем образец и отправляемся дальше. Следующее наше препятствие « туннель».

.(Дети проходят по «туннелю». И видят на мольберте плакат « Елбашинского карьера»)

Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы теперь пришли?

Дети: К « Елбашинскому карьеру»

Воспитатель: А что на этом карьере добывают?

Дети: Песок и глину. Песок добывают на берегу реки Бердь.

Воспитатель: Отбираем образецы и отправляемся дальше.

Следующее наше препятствие «болото».(Прыжки на двух ногах по кочкам, через болото.)

И видят на мольберте плакат (« Горловского разрез») Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы теперь пришли?

Дети: К «Горловскому разрезу»

Воспитатель: А что на этом разрезе добывают?

Дети: Уголь.

Воспитатель: Отбираем образец и отправляемся в лабораторию.

А для чего мы туда пойдём?

Дети: Что бы исследовать и провести эксперименты с полезными ископаемыми и уточнить где их можно использовать.

Возвращаемся. И идём в лабораторию.

Воспитатель: Вот мы и в лаборатории. Снимайте рюкзаки. Доставайте образцы, ставьте их на стол. Одевайте фартуки а я раскладу образцы.

Ребята вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.

1. Внимательно слушать взрослого.

2. Не брать не чего в рот и не пробовать.

3. Не кричать и не шуметь.

4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку и будем экспериментировать. (Воспитатель загадывает загадку про глину. Попросить любого ребёнка рассказать про глину. Рассказ про глину.) Скажите каким значком обозначается на карте глина.

Ребята послушайте следующую загадку.
(Воспитатель загадывает загадку про песок.)
Правильно. Это песок.(Рассказ ребёнка про песок)Скажите каким значком обозначается на карте песок.

Опыт с песком и глиной.

Оборудование: пластиковые бутылки по количеству детей, вода в графине, песок, глина.

Пластиковые бутылки обрезаем, верхнею часть бутылки переворачиваем и вставляем во вторую часть. Насыпаем песок в одну бутылку, а в другую глину. И наливаем воды одинаково.

Наблюдаем проходит ли вода через песок и глину.

Вывод: Песок хорошо пропускает воду, а глина плоха. Она раскисает и становиться липкая.

Следующую загадку слушайте.

(Воспитатель загадывает загадку про уголь.)

Правильно это уголь.(описательный рассказ детей про уголь.)

Воспитатель: Вы сказали что уголь твёрдый но если ударить по нему тяжёлым то что с ним произойдёт?.. Давайте посмотрим что с ним будет.(В салфетку кладём уголь и ударяем по нему молотком. Он рассыпался, значит уголь твёрдый но хрупкий.)Скажите каким значком обозначается на карте уголь.
И последняя загадка.(Воспитатель загадывает загадку про мел.) Описательный рассказ детей про мел. Скажите каким значком обозначается на карте мел.

Ребята а мел ещё умеет злиться, хотите проверить? Возьмите пипетку, наберите в неё лимонный сок и капните на мел. Что произошло?

Ответ детей.

Вывод: (отвечают дети)

Ребята давайте подойдём к нашей карте. Вы сегодня были такие молодцы, поделитесь вашими впечатлениями о путешествии.(ответ детей) Это карта Новосибирской области. Мы сегодня отобрали образцы и провели с ними опыты. Вы много мне рассказали про полезные ископаемые. Назовите их.(уголь, мел, глина, песок.)Эти полезные ископаемые добывают в Искитимском районе. На карте они обозначаются значками.