Подсолнечное семечко. Сказочная история о дикорастущем или культурном растении к уроку «Окружающий мир Придумать сказочную историю про подсолнух

  • 28.05.2019

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня продолжим наш рассказ о подсолнухах. Подсолнух — символ солнца, радости и оптимизма. Маленькое солнышко, которое поворачивает свою головку за большим солнцем.

Цветут подсолнухи с июля до августа месяца. Когда видишь поле с подсолнухами, невозможно пройти мимо такой красоты. Мы тоже с детьми ходили гулять и любовались подсолнухами.

Если у вас есть такая возможность, сходите с детками на поле и полюбуйтесь солнечными цветами, расскажите им загадайте загадки и просто расскажите об этом удивительном цветке. Думаю, что от такой прогулки вы зарядитесь оптимизмом и настроение у вас поднимется.

  1. Интересные факты о подсолнухе для детей.
  2. Легенды о подсолнухе.
  3. Что делают из подсолнечника.
  4. Загадки для детей о подсолнухе.

Многим с детства знакомо это удивительное растение. И дети, и взрослые любят побаловаться семечками. Раньше в деревнях и селах вечерами на скамеечках люди щелкали семечки и вели беседы.

Дети любят есть семечки, вкусные халву и казинаки. А знают ли они, из чего их делают, что они вообще знают о подсолнечнике.

В народе цветок называют подсолнухом, но правильно — подсолнечник.

Название этого удивительного растения происходит от греческих слов: »солнце» и »цветок». Огромный цветок действительно напоминает солнце в миниатюре.

На самом деле желтый круг — это не один цветок, а соцветие — корзинка, в которой много цветков. Это однолетнее ратсение с толстым стеблем и большими листьями зеленого цвета. Стебель достигает высоты 2 м и выше.

Почему подсолнух называют солнечным цветком ? Потому что он постоянно растет и стебель становится длиннее с той стороны, которая обращена к солнцу. В стебле находится фитогормон ауксин, который регулирует рост растения. Он находится в той части стебля, которая не освещается солнцем и растение вынуждено тянуться к солнышку.

У подсолнечника своя интересная история. Родиной его является Северная Америка. Индейцы считали его священным растением и применяли в медицинской практике при лихорадке, болях в груди и лечения укусов змей.

В Россию цветок попал при Петре 1, который завез семена подсолнечника из Голландии. Его культивировали как декоративный цветок. Но позже попробовали семечки и стали выращивать на огородах для получения вкусного лакомства.

Подсолнечное масло получил впервые крестьянин Бочкарев, который изобрел пресс и отжал из семечек маслянистую жидкость.

Легенды о посолнухе

По одной из древних легенд боги послали людям подсолнух, чтобы их никогда не покидало солнце. Ведь при любой погоде его цветок всегда обращен к солнцу. Подсолнух считается цветком солнца, радости, оптимизма.

Одна из легенд о появлении подсолнуха пришла из Мексики.

Когда-то здесь жила маленькая девочка по имени Шочитль, что означает »цветок». Она очень любила солнце и с рассвета до заката им любовалась. Солнце появлялось каждый день и не пряталось за облаками. Для девочки это было счастье. Но растения без влаги погибали. наступила засуха и люди стали умирать от голода. Ацтеки молились богам, чтобы им послали дождь.

Девочка отправилась в храм и попросила солнце спрятаться за тучи. Молитва девочки дошла до бога Солнца Тонетиу. Полил долгожданный дождь. А Шочитль стала без солнца угасать. И тут божественный голос повелел ей идти в священное селение, где всегда цветут цветы и светит солнце. И там ее будут звать Шочитль-Тонатиу -»цветок солнца».Так девочка превратилась в солнечный цветок, который раскрывается навстречу солнцу и поворачивает свою головку к нему.

Что делают из подсолнечника

Расскажите детям, что посолнух очень полезное растение.

Во всем мире выращивают подсолнечник. Его используют в пищевой промышленности. Из его семечек делают подсолнечное масло, которое богато витамином Е. Из семян подсолнечника можно приготовить халву и вкусные казинаки.

Подсолнух — медоносное растение.

Также подсолнечник используют для технических нужд, в косметологии (производство лакокрасочных изделий, бумаги, в мыловарении, делают крема).

Выращивают подсолнухи как декоративное растение, делают букеты.

Подсолнечник используют в медицине, готовят из него настойки, чай. Масло богато витамином Е и содержит ненасыщенные кислоты. Используют его для лечения ожогов, ран и других заболеваний кожи.

Семена, корни и листья используют в народной медицине для лечения бронхита, при головной боли, коликах кишечника. Отвары из корней помогают при ревматизме и остеохондрозе.

Но несмотря на положительные качества, семечки в больших количествах вредны: могут привести к язве желудка, воспалению аппендикса, разрушению зубов.

Эксперименты с подсолнечником

С детьми можно провести эксперименты с подсолнечником, его семенами, чтобы узнать свойства масла, как получается масло из семечек.

Взять сырые семечки, очистить и пропустить их через чесночницу или просто поместить на бумаге и нажать. На бумаге останутся жирные пятна, которые не исчезают. Это капельки масла.

Можно узнать из опытов свойства масла. Берем стакан с водой и капаем пипеткой подсолнечное масло. Что мы увидим? Масло остается на поверхности воды. Делаем вывод: оно не тонет в воде, а плавает большой каплей, значит, масло легче воды.

Если размешать каплю масла, то образуются маленькие капельки. Частицы масла делятся. А еще масло прозрачное. Если бросить в стакан с маслом монетки, их будет видно.

Делаем с детьми вывод о свойствах масла: масло легче воды, оно прозрачное, вязкое, ароматное.

На масле жарят продукты, им заправляют салаты из овощей.

Весной с детьми можно попробовать вырастить подсолнух на огороде. Для этого взять сырые семечки и посадить в землю. Появятся всходы, за которыми нужно ухаживать, поливать их, рыхлить, бороться с сорняками. И растение вырастет и порадует вас большими корзинками с черными семечками. Когда они созреют, можно собрать и пожарить семечки. Или приготовить дома вкусную халву.

Мы сегодня рассказали детям о подсолнухе, узнали, что из него можно делать. а также прочитали легенду о подсолнухе.

Предлагаю еще для закрепления знаний о подсолнухе, загадать детям загадки.

Загадки про подсолнух для детей

У извилистой дорожки

Растет солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зернышек.

( Подсолнух )

Золотое решето черных домиков полно.

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

( Подсолнух)

Посреди двора- золотая голова.

(Подсолнух )

На солнце похож я

И солнце люблю.

К нему всегда вращаю

Головушку свою.

(Подсолнух )

И напоследок- наши фото с подсолнухами. Мы гуляли с Юлей и Ксюшей, ходили на поле с подсолнухами.

Вот такая сегодня получилась у нас беседа о подсолнухах-цветах солнца.

С уважением, ольга.

Инна Токарева

«Солнечный цветок- Подсолнух »

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста .

Задачи :

Формирование интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей , через знакомство с «солнечным цветком » -подсолнухом ;

Расширить представление детей о подсолнухе , как символе солнца и подсолнечнике , как о растении, от которого производят продукцию : подсолнечное масло .

- Познакомить детей с историей создания подсолнечного масла , со способами его изготовления.

Воспитывать интерес и любовь к родному краю

- Познакомить и сделать блюдо казаков - «Тюря» , рассказать о пользе компонентов входящих в данное блюдо.

Реализация ФГТ : коммуникация, социализация, познание , исследование, музыка, здоровье.

Материалы и оборудование :

Фотографии подсолнечника , приспособления Д. С. Бокарева, фотографии подсолнечного поля , фото с памятником Данилу Семёновичу Бокареву, бутылка подсолнечного масла , хлеб, чеснок, соль -для приготовления тюри, диск с записью музыки, кулёк с семечками.

Ход занятия:

Воспитатель. - Ребята, Миша и

Никита предлагают поводить хоровод, давайте расставим на места свои игрушки и поиграем в наш любимый хоровод

Дети (убирают игрушки)

Воспитатель и дети : организационный хоровод «Во широком полюшке» :

Во широком полюшке.

Выросли подсолнушки .

Мы посланцы на земле

От большого солнышка .

На небе солнышко взошло .

За собой нас повело.

Целый день за ним спешим.

Повторяем все за ним.

Воспитатель. -(В группе до занятия ставится ваза с подсолнухами ) ребята, а кто ни будь из вас заметил, что у нас изменилось в группе?

Дети. - у нас в группе появились подсолнухи .

Воспитатель подводит детей к подсолнухам ,читая стихотворение.

Подсолнух

Золотой подсолнушек ,

Лепесточки – лучики.

Он – сыночек солнышка

И весёлой тучки.

Утром просыпается,

Солнышком лучится ,

Ночью закрываются

Жёлтые ресницы.

Летом наш подсолнушек –

Как цветной фонарик .

Осенью нам чёрненьких

Семечек подарит.

(Татьяна Лаврова)

Воспитатель- Правильно, а еще их называют «Цветами солнца » . Воспитатель. Почему его так назвали и чем он так знаменит?

Дети. (ответы детей ) Воспитатель. Посмотрите на фотографии,

Что на них изображено?

Дети. На них изображен- Подсолнух .

Воспитатель. Подсолнух - цветок , который постоянно растет, причем его стебель становится длиннее именно с той стороны, которая обращена к солнцу - поэтому цветок неотрывно взирает на светило. «Солнечный цветок » - подсолнечник . Растёт он и смотрит на солнышко всё лето , вот и прозвали его солнечным цветком , а к осени созревает целая корзина семечек. Давайте опишем подсолнечник . Расскажите, какой он?

Дети. Большой цветок жёлтого цвета , стебель длинный зелёного цвета , листья крупные, зелёные, а внутри подсолнечника чёрные семечки . Семечки подсолнечника можно не только есть. Из семян подсолнечника делают ещё и масло , которое так и называется «подсолнечное » .

Воспитатель. - А хотите, я вам расскажу, кто придумал из семечек масло добывать?

Дети. - Да, хотим (присаживаются на свои места)

Воспитатель : Жил-был давным- давно Даниил Семёнович Бокарев. Шёл он как-то по улице и увидел подсолнечник , внутри него были семечки. Сорвал его Даниил и начал есть семечки. А вкус у семечек был приятно - маслянистый. И пока он ел семечки, родилась у него мысль о получении из семечек масла. Насадил он у себя в огороде много подсолнечников , а в конце лета аккуратно срезал шляпки и выбил из них семечки. К этому времени Даниил сделал приспособление, он взял пень, сбоку в нём выдолбил квадратную нишу. Внизу этой ниши выбрал гнездо, куда закладывал порции высушенных семечек. В гнездо вставлялся деревянный колышек. И при помощи двух клиньев забиваемых молотком, цилиндр в гнезде давил на семечки. По желобку стекала густая светло-коричневая жидкость. Крепостной крестьянин Д. С. Бокарев обнаружил в семенах подсолнечника высокое содержание полезной для питания маслянистой жидкости. Ему первому удалось добыть из этого семени янтарного цвета продукт , который мы сегодня называем подсолнечным маслом .

А масло, на котором ваши мамы готовят еду тоже выбиты из семечек.

Воспитатель. Ребята, а давайте, и мы немного поэкспериментируем и продолжим наше знакомство со свойствами подсолнечного масла , для этого возьмите стаканчики с водой, но чтобы эксперимент был интереснее,окрасим нашу воду в зеленый и голубой цвета (дети делятся на две группы,1-владеющие определенными знаниями и 2- часто болеющие дети, мало посещающие детский сад. С 1_й группой, воду окрашивает помощник воспитателя, с детьми 2_й группы работает воспитатель, объясняя прошедший материл о свойствах воды (вода- принимает цвет того вещества , которое в нее добавляют) окрашенную воду дети ставят на приготовленную для опыта клеёночку) ,далее дети берут емкости с маслом,пипетки, ложечки.

Воспитатель. Ребята, мы все приготовили. А теперь наберите в пипетку масла и капните в стакан с водой. Что мы видим?

Дети. Мы видим, что масло осталось на поверхности воды, вывод-оно не «тонет» в воде, а плавает на поверхности большой каплей. Оно легчи воды.

Воспитатель. Что бы запомнить это свойство, повесим на доске графическое изображение. Теперь размешайте масло ложкой. Что получилось?

Дети. Мы видим, что масло так же осталось на поверхности, но вместо одной капельки, появилось много капель, т. к. частички масла при помешивании делятся.

Воспитатель. Что бы запомнить это свойство, повесим на доске графическое изображение. А что будет, если мы выльем все масло в воду?

Дети, (ответы детей )

После проведения эксперимента дети делают вывод. что даже вылив все масло в воду оно остается на поверхности. что оно даже в большом количестве легче чем вода.

Воспитатель. Ребята, а теперь выльем нашу воду в одну емкость, а оставшееся масло в другую.

После того как дети вылили масло в емкость, воспитатель ставит ее на стол, дети становятся вокруг. Воспитатель раздает детям монетки и предлагает бросить их в масло.

Воспитатель. Ребята, что же мы видим?

Дети. На дне емкости с маслом мы видим, брошенные нами монетки. Воспитатель и что же это означает?

Дети. это значит, что масло прозрачное и поэтому мы видим брошенные нами монетки. И то, что монетки тяжелее и поэтому они оказались на дне.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Ребята, мы познакомились со свойством масла , закрепили наши знания опытом и графическими изображениями.

(Дети смотрят на графические изображения и повторяют свойства подсолнечного масла (Легче чем вода, «не тонет» в воде, при помешивании частицы масла делятся и на поверхности образуется много капель масла, оно вязкое, тягучее, прозрачное, ароматное).

Физкультминутка - психогимнастика.

(включается диск с музыки.)

Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами превратимся в солнечные цветочки .

Дети. - Да

1. Желтое солнце на землю глядит , (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх, делают фонарики, будто лучики)

2. Желтый подсолнух за солнцем следит . (С поворотом с лева на право нарисовать поднятыми руками дугу)

3. Только желтые лучи у него не горячи. (Наклоны головы к левому-правому плечу)

4. Он растет на длинной ножке (Руки вдоль туловища, встать на носки)

5. С лепесточками, как рожки, (Развести руки в стороны и немного вверх)

6. Голова его крупна, черных семечек полна. (Соединить над головой округленные руки)

7. Подул ветерок, зашевелились листочки. (Дети качают руками влево, вправо) .

8. Но наступил вечер, и подсолнушки закрыли свои желтые реснички (дети скрещивают руки возле лица) .

но утром, снова взошло солнышко и подсолнушки раскрыли свои серые глазнички, желтые реснички и протянули вверх свои листья, (дети изображают пробуждение, тянут руки вверх, качают головой) .Так они растут и радуются новому дню, теплому солнышку .

Воспитатель. Ну как ребята, хорошо размялись? И наверное чуть-чуть проголодались? Расскажите ка мне, пожалуйста, а какие блюда готовят вам ваши родители?

Дети, (ответы детей )

Воспитатель. А хотите ребята, мы с вами, приготовим блюдо которое очень любят казаки, оно называется - тюря. Это очень вкусная, простая и здоровая пища! Посмотрите, что у меня стоит на столе?

Дети. Бутылка с подсолнечным маслом , нарезанные кубиками корки хлеба, чеснок, соль, большая тарелка и деревянные ложки.

Воспитатель. Как вы считаете, продукты, входящие в тюрю и правда, полезные?

Дети. Да. Чеснок - богат витаминами, хлеб - углеводами полезными для роста, а масло полезно для кишечника и это источник витамина А – отвечающий за рост организма и зрение.

Воспитатель Правильно ребята, вот поэтому наши казаки такие сильные и здоровые.

Воспитатель. Что же нужно сделать, чтобы приготовить наше блюдо?

Дети. Добавить чеснок, посолить

Воспитатель. Хорошо. Всё готово, сложим в тарелку. А что нужно добавить, чтобы наше блюдо - тюря было вкусным?

Дети. Подсолнечное масло .

Воспитатель. Посмотрите, вот стоит бутылка замечательного подсолнечного масла , что можно сказать о нём?

Лети. Масло прозрачное, вязкое, тягучее. И очень полезное.

Воспитатель. Понюхайте его. Какой необыкновенный запах, ароматный, пахучий. Добавляем масло в наше блюдо, перемешиваем.

Дети. А теперь давайте угостим наших гостей.

Радо солнцу небушко ,

Помогло подсолнушку .

Рада скатерть хлебушку,

Она на ней как солнышко .

Воспитатель. Ребята,много мы сегодня узнали о подсолнухе ?

Дети, (ответы детей )

Воспитатель. А что интересного вы узнали? Что особенно запомнилось?

Дети. Делятся своими наблюдениями и впечатлениями.

Воспитатель, ребята, а когда вы придете домой , расскажите своим родителям обо всем,что вы сегодня узнали и научите их готовить тюрю.

Дети. (высказывание детей )

Воспитатель. Ребята мы с вами покушали, а на улице, возле кормушек, нас ждут наши друзья птицы. Как вы думайте почему?

Дети. (высказывание детей )

Воспитатель. А давайте с вами оденемся, возьмем кулечек с семечками и накормим наших птиц. А ведь это еще одна польза от нашего цветка солнца !

Дети. (высказывание детей )

На улице продолжить тему занятия и беседу с детьми.














Возраст: 3-5 лет.
Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (детский сад). Страх самостоятельности, общая боязливость.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь!»

В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело.

Однажды - дело было в конце лета - их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. «Пора! Пора!! Пора!!!»- звал Ветер.

Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом.

Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение.

Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в которой было так уютно.

«Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!»- говорило оно.

Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия?». И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше.

И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в корзинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! «Может я и правда трус?»-думало семечко.

Пошел дождь. А тут еще и похолодало, и ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: «Торопис-с-с-с-с-сь!». Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда.

«Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? - спрашивало оно себя.- Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх?».

И тут семечко решилось. «Будь, что будет!»-»и, собравшись с силами, прыгнуло вниз.

Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло.

Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратив лись его братья и сестры-семечки.

Они все были рады встретиться снова, а особенно они радон вались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и некому было тебя поддержать». Все гордились им.

И семечко было очень счастливо.

Вопросы для обсуждения
Чего боялось семечко? Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет? Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться?

    • Сказка про тигрёнка на подсолнухе
    • Тип: mp3, текст
    • Размер: 11,8 МБ
    • Продолжительность: 0:12:53
    • Исполнитель: Дмитрий Авилов
    • Скачать сказку бесплатно
  • Слушать рассказ online

Your browser does not support HTML5 audio + video.

Юрий Коваль

Сказка про тигрёнка на подсолнухе

В нашей далёкой уссурийской тайге жил-был тигрёнок.

Он был уссурийский от носа до кончика хвоста, и даже полосочки у него на спине были уссурийские.

Он дружил с белогрудыми медвежатами и с дядюшкой бурундуком, у которого на спине тоже были полосочки.

Только у бурундука полосочки шли вдоль, а у тигрёнка поперёк. А кто не понимает, тот пускай на картинку поглядит, куда у кого идут полосочки.

Но эта сказка не про полосочки, а про самого тигрёнка.

Всё лето тигрёнок играл со своими друзьями. Как они играли? Очень просто.

Залезали все вместе на самый старый и огромный кедр и находили там самую большую кедровую шишку.

Они отрывали эти шишки и бросали вниз. Они думали, что шишка расколется и оттуда выскочат все орехи. Но шишка не раскалывалась, и орехи приходилось выковыривать. Но это было очень приятно - выковыривать из шишки орехи, пахнувшие смолой.

Такая игра называлась у них - шишкование.

Ну вы, наверно, знаете, что бывают такие игры: рисование, невнимание, орехоразгрызание. Вот эта игра очень на орехобросание-разгрызание была похожа.

Играли они, играли, и вдруг - стало холодно.

Пошёл снег, началась зима.

Вначале это была маленькая зима. И снегу чуть-чуть- на траве да кустах. А потом зима окрепла, набрала силу. Ударил мороз.

Однажды утром тигрёнок проснулся от холода. Смотрит- друзей его не видно. Нет никого.

Где же они?

Да они все спать легли,- протрещала птица кед-ровкаI-Ты разве не знаешь, что медведи и бурундуки на зиму спать ложатся?

Тигрёнок этого не знал и очень удивился. Как же это так? Они все спят, а он не спит. Странно.

А если ты не спишь, что надо делать? Играть.

Стал тигрёнок играть со снегом. Подбросит снег лапой, а потом снежинки ловит. Играл-играл - надоело.

И тут началась метель. Стало очень холодно. Замёрз тигрёнок так сильно, что даже задрожал.

Ты что, замёрз, что ли? - услышал он вдруг.

А это дядюшка бурундук выскочил из своей норки, которую вырыл под корнями деревьев.

Залезай ко мне,- говорит,- согреешься. У меня тепло.

Вот полез тигрёнок к бурундуку. Лезет-лезет, а влезть не может. Норка-то маленькая, а тигрёнок - большой.

И пока тигрёнок лез, бурундук зевал, зевал - да и заснул до самой весны.

Пошёл тигрёнок йо тайге. Вдруг слышит - кто-то храпит. Посмотрел, а это старый кедр храпит.

«Неужели тоже заснул?» - подумал тигрёнок.

Да ты что! - прокричала кедровка.- Кедры никогда не спят. Вот берёзки да осинки зимой засыпают, а кедры - никогда.

Кто же это там так громко спит?-слазал тигрёнок и полез на вершину кедра.

А там недалеко от вершины.было огромное дупло. А в дупле спала медведица со своими медвежатами.

Бурые-то медведи на земле спят, в берлоге, а вот уссурийские белогрудые на деревьях живУт, на деревьях растут, на деревьях берлогу устраивают.

Заглянул тигрёнок в эту берлогу, а медведица приоткрыла один глаз и говорит:

Ты что, малыш, замёрз, что ли? Залезай к нам, у нас тепло.

Залез тигрёнок в дупло и только хотел в клубочек свернуться, как медведица вздохнула, а после так выдохнула, что он вылетел из дупла. Летел он, летел по воздуху, а потом в снег упал. Но не сильно упал, не разбился, а только в снег зарылся. И пока он летел, он всё время думал: «Хорошо бы где-нибудь в клубочек свернуться, чтоб согреться».

И вот, когда он упал в снег, он сразу в клубочек свернулся и немного согрелся. Только он хотел закрыть глаза, чтобы заснуть, как вдруг увидел на земле под снегом семечко подсолнуха.

И тигрёнок сразу захотел это семечко разгрызть и съесть, но потом подумал: «Нельзя же всё на свете съесть. Пожалею-ка я это семечко, ведь оно, наверно, замёрзло». И тигрёнок подышал на семечко.

Семечко чуть-чуть шевельнулось. Подышал ещё - семечко треснуло, и из него появился зелёный росток.

Окружил его тигрёнок своими мягкими лапами, положил на лапы голову, да и заснул под вой метели.

И пока тигрёнок спал - семечко согрелось и стало расти* расти, подрастать, вырастать, и даже постепенно расцветать.

И вот случилось настоящее чудо: прямо посреди тайги да посреди зимы расцвёл подсолнух.

Он вырос высоко-высоко, поднялся выше всех деревьев, под самое солнце, и уже там, под солнцем, подсолнух раскрылся.

И там, наверху, прямо на подсолнухе спал тигрёнок.

И было ему, конечно, тепло, потому что все бури и метели бушевали внизу.

Тигрёнок на подсолнухе! - кричала кедровка.- Тигрёнок на подсолнухе!

Скоро пришла весна. Проснулись бурундук и медве-

жата. Забрались на подсолнух, а там - тигрёнок спит. Разбудили его.

Как я сюда попал? - удивился тигрёнок.

Ты семечко согрел,- сказал мудрый дядюшка бурундук,- а теперь оно тебя греет.

Вот и лето красное пришло, лето жаркое, уссурийское. Тигрёнок за подсолнухом ухаживает, когтями землю рыхлит, медвежата воду из ручья носят, подсолнух поливают. Хорошо тигрёнку. И всем зверям хорошо.

Наступила осень. Как-то вечером собрались друзья на подсолнухе, ягоды едят, орехи грызут.

Хорошо-то как! - сказал мудрый дядюшка бурундук.- И видно далеко всё вокруг.

Вот бы нам всем на подсолнухах жить!

Ерунда! Ерунда! Ерунда! - кричала кедровка.- На всех подсолнухов не хватит!

И тут задул холодный ветер. Закачался подсолнух. Побежали домой бурундук и медвежата. Остался тигрёнок один.

И снова пошёл снег. Склонился подсолнух до самой земли от ветра да от снега. Опечалился тигрёнок. Забрался он под свой подсолнух и увидел на земле несколько последних семечек. Сгрёб их в кучку, прижал к себе, да и заснул.

И что же вы думаете? Наш тигрёнок все семечки согрел.

И вырос зимой посреди тайги целый букет подсолнухов. Раскрылись огромные цветы, и на каждом подсолнухе кто-нибудь под солнцем грелся.

Там - медвежонок.

Там - лисёнок.

Там - волчонок.

А уж на самом высоком подсолнухе крепко спал тигрёнок.

Молодой стебелек подсолнуха не помнил, как тонким ростком пробился сквозь землю. Какая-то мощная сила вытолкнула его на поверхность, и вот он нежится на солнце, любуясь открывшимся ему огромным и удивительным миром, где так много света, где так уютно и тепло.


«Надо расти, надо тянуться вверх, – думает маленький Подсолнух, немного опьяневший от горячих солнечных лучей. – Ну вот, еще на сантиметр ближе к свету, еще и еще…»


А вокруг кипит жизнь: порхают разноцветные бабочки, весело жужжат трудолюбивые пчелки, перелетая с цветка на цветок, в траве затянул свою монотонную песню кузнечик, а под кустом сирени мирно посапывает пушистый кот.


А это что за прекрасное создание с прозрачными крылышками и огромными глазами? Кажется, это стрекоза. Она легко опускается на соседний цветок и замирает на солнце.


– Привет, как поживаешь?


– Хорошо, – отвечает она. – Была на лугу у реки, летала наперегонки.


– А какая она, река?


– Вода в ней прозрачная и в солнечный день переливается всеми цветами радуги.


«Наверное, красиво», – думает подсолнух и оглядывается вокруг: все ликует и радуется теплу и свету!


Вот появляется хозяйка. Сейчас она возьмет лейку, землю напоит живительная влага, и все растения еще сильнее устремятся вверх.


Так он рос, становясь все выше и крепче. Его сочные ярко-зеленые листья мощно раскинулись по сторонам, а маленькая рыжая головка налилась семечками.


«Будь как солнце, стань похожим на солнце», – словно твердил кто-то внутри него. И он все тянулся и тянулся вверх, купаясь в лучах солнечного света и тепла.


Но однажды, когда тучи закрыли солнце, он опустил голову вниз. Там, в темноте, тесно жались друг к другу остальные растения, поникшие, бледные… Подсолнуху стало их очень жаль, и он решил отдать им весь свет, все тепло, которые накопил. Казалось, что это уже не солнце, а он, подсолнух, согревает всех вокруг.


А тут и ветер раздвинул тучи, ласковые лучи вновь упали на землю, и тьма, как змея, уползла под высокий забор, потому что ей не осталось места на земле. Подсолнух вместе с солнцем дарил любовь, и его желтая макушка была видна отовсюду.


Рядом остановились братик с сестричкой.


– Смотри, – сказала девочка, указывая на подсолнух, – маленькое солнышко!


Светлана Хренова


Рисунки: Ирина Бондаренко