Как и зачем Россия создаёт арктическую группировку войск. Россия готовится воевать в арктике

  • 30.09.2019

Армия и флот России возвращаются на арктические рубежи

Во времена холодной войны, когда для бомбардировщиков единственный путь в Америку лежал через Северный полюс, Советский Союз построил множество военных баз и аэродромов на побережье и островах Арктики. После распада СССР большая часть таких объектов была заброшена. Казалось, будет вечный мир и нечего тратить деньги. Армия ушла с Севера, тогдашнее правительство даже не рассматривало возможность развития северных городов – и денег не хватало, и желание отсутствовало.

За прошедшие годы в Арктике были найдены большие месторождения нефти (до 30 процентов мировых запасов) и газа (до 13 процентов), алмазов, платины, золота, олова, марганца, никеля, свинца. По некоторым оценкам, общая стоимость полезных ископаемых в арктической зоне России может достигать 30 триллионов долларов. Вообще Арктика дает 11 процентов национального дохода России. Изменяющиеся климатические условия облегчают доступ к разработке и добыче полезных ископаемых. Потепление делает возможным более широкое использование Северного морского пути для транспортировки товаров между Европой и Азией, и то, что имеющий огромные перспективы СМП находится под контролем России, сильно не нравится некоторым западным странам.

Время стратегических решений

Арктические территории с 1982 года регулируются Конвенцией ООН по морскому праву. Статья 76 этой конвенции гласит, что государства, имеющие выход к Северному Ледовитому океану, могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию в 200 морских миль от берега. А если страна сумеет доказать, что шельф является продолжением ее сухопутной территории, то вправе получить еще 150 морских миль. Пока купол планеты был покрыт льдами, эти вопросы мало кого интересовали, но арктический панцирь начал уменьшаться и ситуация изменилась.

Недавно открытый маленький (менее 500 квадратных метров) остров Яя дал стране 452 квадратные мили исключительной экономической зоны

Добывать газ и нефть на шельфе стало проще, и страны, как приполярные, так и весьма далекие от здешних мест, вроде Индии или Китая, начали продвигать свои интересы в регионе. Чаще стали звучать призывы к России делиться акваторией и ее ресурсами, сделать проход по Северному морскому пути свободным. И руководству страны пришлось браться за отстаивание наших интересов.

При реформировании армии были созданы новые военные округа. На Западный со штабом в Санкт-Петербурге легла ответственность за европейскую часть страны, включая Заполярье. Азиатская часть Арктики находится в ответственности Восточного военного округа. К 2014 году стало ясно, что размеры ЗВО несколько велики. После возвращения Крыма в состав России началась по сути вторая холодная война. Задачи ЗВО существенно изменились. Высшим военно-политическим руководством было принято решение о разделении Западного округа на два. СФ был выведен из состава ЗВО и с 1 декабря 2014 года трансформировался в объединенное стратегическое командование «Север». Теперь за оборону российского сектора Арктики с северо-западного и северного направлений отвечает это вновь созданное командование. Оборона же северо-восточного направления осталась в зоне ответственности ВВО.

Наверное, стоило бы все арктическое побережье передать в зону ответственности нового командования, но тогда в его состав пришлось бы включить и Камчатско-Чукотскую группировку. Но после таких изменений от Тихоокеанского флота осталась бы одна приморская флотилия во Владивостоке, а подводные силы ТОФ на Камчатке оказались бы в двойном подчинении. К тому же управлять частями по всей Арктике из Североморска трудновато – все-таки восемь часовых поясов. Потому ОСК «Север» отвечает за оборону сектора от границы с Норвегией и до острова Врангеля, а далее идет сфера ответственности Тихоокеанского флота. Рассмотрим поподробнее наши арктические силы.

В настоящее время Северный флот включает следующие основные части и соединения.

Подводные силы СФ – это прежде всего четыре дивизии подводных лодок: 7-я в Видяеве, 11-я в Заозерске, 24 и 31-я в Гаджиеве. Основным ударным надводным соединением флота является 43-я дивизия ракетных кораблей в Североморске.

Кольская флотилия разнородных сил имеет в составе бригады: 7-ю надводных, 14-ю противолодочных и 121-ю десантных кораблей, 161-ю подводных лодок, 536-ю береговую ракетную.

В Северодвинске базируются подразделения Беломорской военно-морской базы. Это бригады ремонтирующихся кораблей (16-я) и строящихся и ремонтирующихся подводных лодок (336-я), а также 43-й дивизион кораблей ОВР.

Всего на вооружении СФ находятся 24 АПЛ (из которых семь с баллистическими и четыре с крылатыми ракетами на борту) и шесть дизельных. Надводные силы представлены гигантами советской эры: ТАРК «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов», ракетный крейсер «Маршал Устинов», авианесущий «Адмирал Кузнецов», эсминец «Ушаков». Большие противолодочные корабли «Адмирал Чабаненко», «Адмирал Левченко», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков» и «Адмирал Харламов». Первый крупный корабль российской постройки – фрегат «Адмирал Горшков» еще проходит испытания. Также есть шесть малых противолодочных и три МРК, девять тральщиков и четыре десантных корабля.




В состав частей боевого и тылового обеспечения входят подразделения разведки, радиоэлектронной борьбы, связи и наблюдения.

Тыл флота включает центр МТО, отряд судов обеспечения, аварийно-спасательную службу и другие части, в том числе гидрографическую.
Поскольку военному округу полагается армия ВВС и ПВО, такая была создана под номером 45 в 2015 году. В ее состав вошли как части морской авиации, так и подразделения бывшего 1-го командования ВВС и ПВО ЗВО. В настоящее время она располагает 279 и 100-м корабельными истребительными полками с Су-33 и МиГ-29КР соответственно. В составе 7050-й авиабазы (Ил-38, Ту-142МК, Ка-27) имеются две противолодочные, одна спасательная и две вертолетные эскадрильи. В 98-й смешанный авиаполк в Мончегорске входят эскадрильи бомбардировщиков Су-24М, разведчиков Су-24МР и истребителей МиГ-31. На Кольском полуострове, в Северодвинске и на Новой Земле развернуты подразделения 1-й дивизии ПВО. Она прямой наследник знаменитой 10-й армии ПВО, прикрывавшей север страны и Москву от возможных ударов авиации противника.

Но ОСК – это не только корабли и самолеты, а еще и подразделения береговых и Сухопутных войск. В составе Северного флота уже были 61-я бригада морской пехоты и 200-я мотострелковая, дислоцированные вблизи города Печенга. Они представляют собой стандартные части. В 2014 году обнародованы планы создания двух специальных арктических мотострелковых бригад. Первой стала 80-я, созданная в 2015-м в Алакурти. Вторая планировалась к формированию в 2016 году на Ямале. Однако на данный момент информации о тендерах на постройку военного городка на этом полуострове не поступало.

Скорее всего МО ждет результатов отработки первой, во многом еще экспериментальной бригады. Она получает на вооружение специальную арктическую технику высокой проходимости, в частности двухзвенные вездеходы, снегоходы и так далее. Бойцы вовсю осваивают как арктические методы выживания малых народов, так и экзотический транспорт – оленей, изучают способы ведения боевых действий в Арктике.

В 2014–2015 годах на Котельном (Новосибирские острова) была развернута 99-я тактическая группа. В ее состав вошли зенитный ракетно-артиллерийский дивизион с ЗРК «Панцирь-С1» и береговой ракетный дивизион с БРК «Рубеж», подразделения управления, связи и тылового обеспечения. Скорее всего на этом примере идет отработка перспективных тактических групп, которые в будущем планируется размещать на островах.

На Камчатке и Чукотке находятся подразделения объединенного командования войск и сил на северо-востоке России (ОКВС). Группировка включает бригады: 114-ю надводных кораблей, 40-ю морской пехоты, 520-ю береговую ракетную, а также 53-ю дивизию ПВО, 7060-ю авиабазу, части боевого и тылового обеспечения. Помимо этого, на Камчатке дислоцируются подводные силы ТОФ в составе 10 и 25-й дивизий подводных лодок. На вооружении группировки 15 АПЛ (шесть с баллистическими и пять с крылатыми ракетами), два малых противолодочных корабля, четыре МРК, три тральщика.

Стирая белые пятна

За последние годы резко активизированы исследования Северного Ледовитого океана как для получения гидрографической и океанографической информации, так и военного профиля.

К деятельности в интересах народного хозяйства стало привлекаться ранее сверхсекретное ведомство ГУГИ. Так, в экспедиции «Арктика-2012» в подводных буровых работах на хребтах Ломоносова и Менделеева принимала участие подлодка, известная как «Лошарик». Работы проводились с целью расширения границ континентального шельфа России и соответственно увеличения ее экономической зоны. Однако пока комиссия ООН по морскому праву решения не приняла. С поступлением на вооружение крейсера ГУГИ «Янтарь» исследования, безусловно, продолжатся.

На СФ и ТОФ активно возобновились гидрографические экспедиции по уточнению береговой линии островов и проливов, обновления навигационных карт. В 2013 году в архипелаге Новосибирские острова нашли новый географический объект. Маленький (менее 500 квадратных метров) остров Яя дал стране 452 квадратные мили исключительной экономической зоны. Русское географическое общество также проводит большое количество разных исследований. Белых пятен Арктики становится меньше.

Интересным моментом стало активное освоение высокоширотных вод боевыми кораблями. Когда группа боевых и вспомогательных судов во главе с «Петром Великим» осенью 2013-го отправилась по Северному морскому пути, все наблюдатели посчитали это отработкой переброски кораблей на Тихий океан по СМП. Однако группа дошла до Новосибирских островов и занялась созданием базы на Котельном. Надо заметить, что в советское время деятельности военных кораблей СФ в море Лаптевых или Восточно-Сибирском не наблюдалось за исключением переводов кораблей на ТОФ по СМП. А ныне походы боевых кораблей в этот регион стали обыденными.

Особенность арктической программы ВС РФ – ее комплексность. Кажется, не забыто ничего, даже вопросы специального военного образования. Так, в Дальневосточном высшем командном училище ведется подготовка офицерских кадров для действий в высоких широтах. В составе ВДВ создан центр боевой арктической подготовки.

Кстати, о ВДВ. Части главного резерва Верховного главнокомандующего постоянно участвуют в маневрах и учениях за Северным полярным кругом, что, в общем-то, понятно. В случае нападения на наши аванпосты десантники будут первыми брошены в бой.

База, я тебя вижу!

После 90-х на Севере по сути уцелела только военная база на Новой Земле, что неудивительно, поскольку здесь располагается единственный ядерный полигон России. В настоящее время корпорация «Спецстрой» занимается восстановлением сети военных баз на островах и побережье Северного Ледовитого океана.

Но первым аванпостом стал городок пограничников Нагурское на Земле Франца-Иосифа. Понятно, что данный пункт был создан не для ловли мигрантов по пути из Сомали в Норвегию, а для показа нашего флага на самом отдаленном острове. В настоящее время строятся военные городки на острове Земля Александры, где расположен пункт Нагурское, на Среднем (архипелаг Северная Земля), на Котельном. Это подразделения СФ. Гарнизоны на острове Врангеля и на Мысе Шмидта относятся к ВВО.

Каждый такой аванпост представляет собой мини-городок с жилыми и складскими помещениями и аэродром с групповыми стоянками, включая крытые для размещения звена из четырех бомбардировщиков Су-34. Для них предусматривается создание отапливаемых ангаров. Типовая структура воинских частей на аванпостах: авиационная комендатура, отдельная радиолокационная рота, пункт наведения авиации, зенитно-ракетный артиллерийский дивизион, подразделения связи и обеспечения. Таким образом, гарнизон может вести наблюдение за окружающей территорией, обеспечивать прием и базирование самолетов любых видов, включая стратегические бомбардировщики, вести самооборону.

Ориентировочная стоимость такого городка с реконструкцией или постройкой аэродрома может достигать четырех миллиардов рублей. Они спроектированы по замкнутой технологии, все сооружения, как жилые, так и административные корпуса и боксы с военной техникой, связаны переходами. Личный состав может нести службу, не выходя за пределы помещений.

Ведутся работы на аэродромах Североморск, Нарьян-Мар, Воркута, Анадырь, Норильск, Тикси, Рогачево, Угольный. Всего их планируется построить или реконструировать 13.

В советское время на одних аэродромах на севере России базировались полки истребителей ПВО (Амдерма, Килп-Явр, Рогачево). Другие, такие как Воркута или Анадырь, служили для рассредоточения дальней авиации в период войны.

Планируется создать пункты базирования ВМФ в портах Диксон, Певек и Тикси. Не исключено возрождение заброшенного пункта базирования в Йоканьге.

За такими просторами, как Северный Ледовитый океан, необходимо постоянно вести наблюдение. С этой целью создается Единая государственная система освещения надводной, подводной и воздушной обстановки. В ее состав войдут автоматизированные радиотехнические узлы с РЛС обнаружения воздушных и морских целей. Идет работа над системой освещения подводной обстановки. Формируется единый комплекс спутниковой связи с береговыми объектами, кораблями, подводными лодками и самолетами. Ведется разработка многоцелевой космической системы «Арктика», в состав которой войдут спутники радиолокационного наблюдения, связи и управления, гидрометеорологического наблюдения.

Реализуется впечатляющая программа замены оружия и военной техники. Арктическая бригада получает снегоходы ТТМ-1901 и двухзвенные гусеничные вездеходы ДТ-10ПМ.

Планируется сформировать ряд подразделений ВВС и ПВО, которые разместятся на строящихся военных аванпостах. На острове Новая Земля в Рогачеве сформирован зенитно-ракетный полк с комплексом С-300. Войска ПВО получают комплексы С-400, два полка уже перевооружены. Зенитные ракетно-артиллерийские дивизионы получают ЗРАК «Панцирь-С1». По мере насыщения береговых ракетно-артиллерийских войск комплексами «Бастион» и «Бал» следует ожидать создания новых тактических групп наподобие развернутой на Котельном 99-й, имеющей в своем составе подразделения БРК «Рубеж» и ЗРАК «Панцирь-С1».

Авиация получает новые модернизированные противолодочные самолеты Ил-38Н. В 2015 году сформирован второй корабельный авиаполк, полностью вооруженный палубными МиГ-29КР, однако потребуется время, чтобы он достиг боевой готовности. В ПВО появились модернизированные МиГ-31БМ. После окончания реконструкции аэродромов, безусловно, следует ожидать развертывания на них новых авиационных частей противовоздушной обороны. ГК ВКС уже озвучило планы по размещению в 2017 году истребителей МиГ-31 в Тикси, Анадыре и, возможно, на Новой Земле. Стоит ожидать развертывания новых частей фронтовой авиации с бомбардировщиками Су-34 и штурмовиками Су-30СМ.

Не исключено, что 279-й авиаполк сменит свои Су-33 после истечения срока их эксплуатации на Су-34. На Камчатке и Чукотке развернута эскадрилья, вооруженная беспилотными летательными аппаратами «Орлан-10» и «Форпост», аналогичное подразделение сформировано на Кольском полуострове. В будущем эти эскадрильи станут полками. Создается арктический вариант вертолета Ми-171А2. ВКС планирует закупить их до 100 штук. Так что следует ожидать формирования нескольких вертолетных полков.

Бесспорно, наиболее зримое воплощение любых программ вооружений – строительство кораблей и подводных лодок. В этом плане и СФ, и ОКВС ждут серьезные обновления, хотя и не столь скорые, как хотелось бы.

Особо стоит упомянуть программу модернизации надводных кораблей и подводных лодок. ЦС «Звездочка» занимается модернизацией АПЛ проектов 971 и 945, проводит ремонты ракетных подводных крейсеров проекта 667БДРМ. Завод «Звезда» в Большом Камне модернизирует подлодки проекта 949А. В целом можно ожидать к 2025 году второго дыхания у всех имеющихся АПЛ третьего поколения – это восемь лодок с крылатыми ракетами проекта 949А, четыре многоцелевые АПЛ проекта 945 и 945А и 12 проекта 971.

Завод «Севмаш» проводит реконструкцию атомного крейсера «Адмирал Нахимов». Ранее объявленный срок его сдачи (2018) перенесен на 2020 год. После чего на капитальный ремонт встанет «Петр Великий». Корпус крейсера «Фрунзе», он же «Адмирал Лазарев» может быть дождется своего часа на восстановление в заливе Стрелок в Приморье. «Маршал Устинов» в 2016-м должен покинуть территорию «Звездочки» и вернуться в состав СФ. Североморские БПК начали проходить средние ремонты с модернизацией. Первый из них – «Адмирал Чабаненко» вернется в состав флота в 2018-м.

По программе военного кораблестроения до 2050 года создаются серьезные заделы для развития и обновления состава СФ и ОКВС. Правда, строительство серии новых фрегатов проекта 22350 «Адмирал Горшков» пока буксует как в силу недоведенности радиоэлектронных систем, так и в связи с переориентацией производства газотурбинных двигательных установок с Украины на Россию. Есть программы постройки корветов и других надводных кораблей. Особо стоит отметить создание многоцелевых ледоколов, таких как спущенный на воду в Санкт-Петербурге «Илья Муромец» (подробнее – на стр. 08) и два патрульных корабля для Арктики, закладка которых ожидается этой осенью.

На Севмаше осуществляется программа строительства АПЛ четвертого поколения. В 2020–2025 годах подводные силы СФ и ТОФ получают восемь РПКСН проекта 955А (три уже в строю) и семь многоцелевых семейства 855 (головная в строю). Но ДЭПЛ проекта 677 буксует, и скорее всего для Северного флота через пару лет будет заказано несколько подводных лодок проекта 636.3, которые сейчас строятся для Черноморского и Тихоокеанского флотов («Новые «Варшавянки»).

В интересах пограничной службы ФСБ строится серия патрульных кораблей проекта 22100. Головной из них – «Полярная звезда» сейчас заканчивает испытания. Планируется построить еще несколько таких кораблей.
Это вам, спасатели, это вам, экологи

Арктическая зона богата не только недрами, но и большим количеством опасных производств, атомных объектов, которые находятся под пристальным вниманием МЧС. Ведомство развернуло на побережье три комплексных аварийно-спасательных центра в Архангельске, Нарьян-Маре и Дудинке, четыре региональных поисково-спасательных отряда, 196 пожарных подразделений общей численностью около 10 тысяч.

Западные военные СМИ заинтересовались вооружением подразделений российских войск, дислоцированных в Арктике. Международное агентство военной информации Army Recognition рассказало о летательных аппаратах, стрелковом вооружении и бронетехнике, которыми оснащены арктически подразделения российской армии.

Агентство отмечает, что Арктика содержит 25% мировых запасов углеводородов, и Россия к 2030 году намерена взять под контроль 55% арктической нефти и газа. При этом Арктика - самый короткий путь для нацеленных на Россию американских баллистических ракет и самый короткий путь из Северной Европы в Азию, который постепенно освобождается ото льда. Чтобы обезопасить себя от нападения с севера, в 2014 году в России создано Объединенное стратегическое командование "Северный флот", в состав которого входят 38 надводных кораблей, 42 подводных лодки и две арктические мотострелковые бригады.

Первая из них - 200-я мотострелковая бригада, вооруженная новыми танками Т-80БВМ, бронетранспортерами БТР-82А, артиллерией и средствами ПВО.

Второе сухопутное подразделение - 80-я отдельная мотострелковая бригада, созданная в 2015 году. Ее вооружение адаптировано для арктических условий. Оно включает в себя бронетранспортер на базе советского МТЛБ, снабженный гусеницами шириной 656 миллиметров, которые создают давление на грунт в 0,28 килограммов на квадратный сантиметр - меньше, чем передвигающийся пешком человек. Также бригада вооружена самоходными орудиями "Гвоздика" калибра 122 миллиметров на базе МТЛБ с дальностью стрельбы обычными боеприпасами до 15 километров. Это делает бригаду единственным в мире арктическим подразделением, вооруженным подобной артиллерией. Огромная боевая мощь 80-й бригады усиливается зенитно-ракетным комплексом "Тор-М2ДТ", имеющим 16 ракет 9M338KE, имеющими радиус действия 16 километров и поражающими цель на высоте до 10 километров. Также в состав бригады входит зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-СА", вооруженный 18-ю ракетами 9M335, имеющими радиус действия 20 километров и способными поражать цели на высоте 15 километров.

Поддержку с воздуха мотострелкам бригады окажет первый "арктический" вертолет Ми-8АМТШ-ВА, работающий на газотурбинных двигателях "Климов-ВK-2500-03". Вертолет имеет вспомогательный электрический генератор, систему отопления для своей электростанции и трансмиссии, а также тефлоновые шланги для гидравлики, масла и топлива, позволяющие работать при температурах до минус 60 градусов.

Мобильность бригады обеспечивается ГАЗ-3344-20, двухзвенным гусеничным снегоболотоходом-амфибией, который весит 11 тонн и способен перевозить 3 тонны груза. Он может передвигаться со скоростью 50 километров в час на суше и 3,8 километра в час на воде.

Если же техника подведет и будет уничтожена противником, арктические мотострелки способны проходить 40 километров за день на лыжах и использовать оленьи и собачьи упряжки. Экипировку военнослужащих бригады в издании называют уникальной, так как ее можно "настроить" для максимального комфорта в зависимости от температуры воздуха и погоды.

Россия построила в Арктике ряд военных баз - таких, как "Арктический трилистник" на Земле Франца-Иосифа" и "Северный клевер" на острове Котельный в море Лаптевых. В частности, "Арктический трилистник" может непрерывно работать в течение 18 месяцев в составе 150 человек. Эта база включает в себя две взлетно-посадочные полосы, одну для воздушных судов снабжения и одну для военной авиации, и оснащена береговыми ракетными комплексами "Бастион". Состав "Северного клевера" - 250 человек, радиолокационная станция для наблюдения за воздушными судами и комплекс "Панцирь - С1" для противовоздушной обороны. Базы позволят России поддерживать почти постоянное присутствие в Арктике.

Разработка транспорта для арктических войск России продолжается. Сейчас ведутся испытания наземного транспортного средства "Трэкол 39249" - амфибии-разведчика для поиска безопасных путей для более тяжелого транспорта в арктической местности и измерения толщины льда с помощью специального радара. Полностью нагруженный "Трэкол" весит 3,5 тонны. Давление в шинах может меняться в зависимости от местности В дальнейшей перспективе - разработка модели "Трэкола" на водяных струях, что поможет ему передвигаться по воде с большей скоростью. окончательной модели Trekol с водяными струями, чтобы обеспечить лучшее движение через водоемы. На испытательных моделях армии был установлен радар для измерения толщины льда.

Помимо "Трэкола", для передвижения по Арктике разработаны бронированные снегоболотоходы ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ. Последний, более тяжелый, способен не только "поднимать голову" и забираться на почти вертикальные стены, но и двигаться вбок с помощью гидравлики, чтобы выбрать оптимальный маршрут. В будущем ДТ-30ПМ предполагается использовать в качестве тягача для 122-миллиметровой системы залпового огня "Град" или 300-миллиметровой РСЗО "Смерч". Эти средства дадут 80-й бригаде значительное огневое превосходство над потенциальным противником в Арктике.

Со временем покорения Арктики минуло, без малого, сто лет. Для арктических исследователей прошлого, дело изучения Арктики, было делом, лишенным политической подоплеки. Для того, чтобы крупные государства обратили свое внимание на этот безжизненный ледяной регион, понадобилось несколько десятков лет и Холодная война. Именно с её началом интерес к Арктике, начал расти по экспоненте. Траектории баллистических ракет, направленных в сторону противника, на долгое время заменили в Арктике реальные границы, сделав дискуссию о международном разграничении региона невозможной.

Сейчас Арктика воспринимается мировым сообществом не как безжизненные ледяные просторы, представляющие ценность лишь для деятелей науки и военных. Арктика сейчас – это сокровищница, скрытая в ледяном саркофаге. И неудивительно, что в последнее время, многие страны, некоторые из которых весьма далеки от объекта своего вожделения, все глубже втягиваются в противостояние за обладание своим куском «ледяного пирога».

Арктические льды могут полностью растаять к 2030 году.Активное таяние арктического льда началось в 90-х годах прошлого века, а пик сокращения ледяного покрова пришелся на 2012 год. За этот период площадь арктических ледников уменьшилась в два раза и сейчас составляет 3,37 миллиона квадратных километров. Благодаря этому северный морской путь стал более доступным для грузоперевозок, что существенно увеличило трафик проходящих по нему судов. Прогнозируют, что уже к 2021 году грузовые перевозки по Северному морскому пути увеличатся в десять раз, с полутора миллионов тонн до пятнадцати миллионов тонн в год. И большую часть этого пути, контролирует Россия. А это в свою очередь новые порты, новая инфраструктура и иностранные капиталы, привлеченные в наши северные регионы прямой выгодой от сотрудничества с нашей страной. А ко всему прочему это и стремительное развитие наших северных территорий, превращение их из сырьевой периферии в реальные центры международной торговли. Все это вместе создаст условия лучшей жизни не только для бизнеса, но и для простых граждан. Кроме этого, только Россия обладает атомным ледокольным флотом, а стоимость (от $850 млн до $1 млрд) и время постройки (8-10 лет) ледоколов неатомного типа представляют объективные трудности в освоении Арктики другими странами, включая США.

А ведь прямые выгоды от увеличения судоходного трафика, это лишь верхушка арктического айсберга. Большую часть своих богатств Арктика скрывает под толщей льда и соленых вод Северного ледовитого океана. Уже сейчас началась нешуточная гонка за право обладания запасами углеводородов покоящихся на дне океана. Одни только запасы Охотского моря, в марте этого года, полностью переданного под юрисдикцию Российской Федерации, могут достигать трех миллиардов баррелей.

В сентябре этого года, компания «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлегкой нефти, запасы которого, по словам ученых, сопоставимы со всей ресурсной базой Саудовской Аравии. И когда в августе компания запускала на платформе WestAlphaразведывательное бурение, мало кто верил в успешный результат. Сейчас это месторождение носит имя «Победа».

Но, как и любую победу, эту, арктическую «Победу», тоже необходимо защищать. Ведь благодаря спорной политике наших западных партнеров и торжеству ценностей демократии по всей планете, мир вновь вернулся к пресловутой парадигме «Права сильного». И значит, Россия должна напомнить всем, кто желает претендовать на наши земли в Арктике, что наша страна не так слаба, как некоторым хотелось бы. Исходя их этих, сугубо оборонительных, соображений, Россия сейчас, наряду с экономическим, наращивает и свое военное присутствие в Арктике.

Для защиты национальных интересов России в Арктике по указанию министра обороны Сергея Шойгу Генштаб разворачивает за Полярным кругом полноценную войсковую группировку и создает там военную инфраструктуру.В марте и апреле в арктических широтах были проведены две десантные высадки частей ВДВ. 14 марта на Новосибирских островах высадился батальон из 350 человек - это первые арктические учения такого масштаба в мире, заявлял командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов. Через месяц свыше 50 десантников на парашютах спустились на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана рядом с Землей Франца-Иосифа. Парашютно-десантная операция такого рода - первая в истории освоения Арктики.

Не случайно в рамках наращивания военного присутствия ведутся работы по восстановлению заброшенных советских аэродромов и причалов на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Щитом России в Арктике призваны стать авиация и флот. Сухопутные войска будут относительно небольшими по численности, преимущественно несколькими бригадами, подготовленными для действий в экстремальных арктических условиях. Главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников отмечал, что первая бригада будет создана не ранее 2015 года, когда армия примет на вооружение специальную технику, «отвечающую всем требованиям».

Арктика для России это залог успеха в будущем страны. Оставить этот регион на милость других претендентов, можно расценивать как преступление не только против государства, но и будущего всего российского народа. И если в Советском Союзе, Арктика была в первую очередь рубежом обороны, то в наше время ей уготована роль моста, который свяжет экономическими узами Европу, Азию и Америку. И благодаря своевременной и умелой политике наших властей, контроль над этим мостом, будет в руках нашей страны.
Со временем покорения Арктики минуло, без малого, сто лет. Для арктических исследователей прошлого, дело изучения Арктики, было делом, лишенным политической подоплеки. Для того, чтобы крупные государства обратили свое внимание на этот безжизненный ледяной регион, понадобилось несколько десятков лет и Холодная война. Именно с её началом интерес к Арктике, начал расти по экспоненте. Траектории баллистических ракет, направленных в сторону противника, на долгое время заменили в Арктике реальные границы, сделав дискуссию о международном разграничении региона невозможной.

Сейчас Арктика воспринимается мировым сообществом не как безжизненные ледяные просторы, представляющие ценность лишь для деятелей науки и военных. Арктика сейчас – это сокровищница, скрытая в ледяном саркофаге. И неудивительно, что в последнее время, многие страны, некоторые из которых весьма далеки от объекта своего вожделения, все глубже втягиваются в противостояние за обладание своим куском «ледяного пирога».

Арктические льды могут полностью растаять к 2030 году. Активное таяние арктического льда началось в 90-х годах прошлого века, а пик сокращения ледяного покрова пришелся на 2012 год. За этот период площадь арктических ледников уменьшилась в два раза и сейчас составляет 3,37 миллиона квадратных километров. Благодаря этому северный морской путь стал более доступным для грузоперевозок, что существенно увеличило трафик проходящих по нему судов. Прогнозируют, что уже к 2021 году грузовые перевозки по Северному морскому пути увеличатся в десять раз, с полутора миллионов тонн до пятнадцати миллионов тонн в год. И большую часть этого пути, контролирует Россия. А это в свою очередь новые порты, новая инфраструктура и иностранные капиталы, привлеченные в наши северные регионы прямой выгодой от сотрудничества с нашей страной. А ко всему прочему это и стремительное развитие наших северных территорий, превращение их из сырьевой периферии в реальные центры международной торговли. Все это вместе создаст условия лучшей жизни не только для бизнеса, но и для простых граждан. Кроме этого, только Россия обладает атомным ледокольным флотом, а стоимость (от $850 млн до $1 млрд) и время постройки (8-10 лет) ледоколов неатомного типа представляют объективные трудности в освоении Арктики другими странами, включая США.

А ведь прямые выгоды от увеличения судоходного трафика, это лишь верхушка арктического айсберга. Большую часть своих богатств Арктика скрывает под толщей льда и соленых вод Северного ледовитого океана. Уже сейчас началась нешуточная гонка за право обладания запасами углеводородов покоящихся на дне океана. Одни только запасы Охотского моря, в марте этого года, полностью переданного под юрисдикцию Российской Федерации, могут достигать трех миллиардов баррелей.

В сентябре этого года, компания «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлегкой нефти, запасы которого, по словам ученых, сопоставимы со всей ресурсной базой Саудовской Аравии. И когда в августе компания запускала на платформе WestAlphaразведывательное бурение, мало кто верил в успешный результат. Сейчас это месторождение носит имя «Победа».

Но, как и любую победу, эту, арктическую «Победу», тоже необходимо защищать. Ведь благодаря спорной политике наших западных партнеров и торжеству ценностей демократии по всей планете, мир вновь вернулся к пресловутой парадигме «Права сильного». И значит, Россия должна напомнить всем, кто желает претендовать на наши земли в Арктике, что наша страна не так слаба, как некоторым хотелось бы. Исходя их этих, сугубо оборонительных, соображений, Россия сейчас, наряду с экономическим, наращивает и свое военное присутствие в Арктике.

Для защиты национальных интересов России в Арктике по указанию министра обороны Сергея Шойгу Генштаб разворачивает за Полярным кругом полноценную войсковую группировку и создает там военную инфраструктуру. В марте и апреле в арктических широтах были проведены две десантные высадки частей ВДВ. 14 марта на Новосибирских островах высадился батальон из 350 человек - это первые арктические учения такого масштаба в мире, заявлял командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов. Через месяц свыше 50 десантников на парашютах спустились на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана рядом с Землей Франца-Иосифа. Парашютно-десантная операция такого рода - первая в истории освоения Арктики.

Не случайно в рамках наращивания военного присутствия ведутся работы по восстановлению заброшенных советских аэродромов и причалов на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Щитом России в Арктике призваны стать авиация и флот. Сухопутные войска будут относительно небольшими по численности, преимущественно несколькими бригадами, подготовленными для действий в экстремальных арктических условиях. Главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников отмечал, что первая бригада будет создана не ранее 2015 года, когда армия примет на вооружение специальную технику, «отвечающую всем требованиям».

Арктика для России это залог успеха в будущем страны. Оставить этот регион на милость других претендентов, можно расценивать как преступление не только против государства, но и будущего всего российского народа. И если в Советском Союзе, Арктика была в первую очередь рубежом обороны, то в наше время ей уготована роль моста, который свяжет экономическими узами Европу, Азию и Америку. И благодаря своевременной и умелой политике наших властей, контроль над этим мостом, будет в руках нашей страны.

ОСК «Север» было создано на основе Северного флота, который вывели из состава Западного военного округа. В подчинении этой командной структуры находятся корабли, подводные лодки, морская авиация, береговые войска и подразделения противовоздушной обороны, несущие дежурство от Мурманска до Анадыря.

Ударную мощь Северного флота, который вооружён широким спектром баллистических и крылатых ракет (в том числе с ядерными боеголовками), подкрепляет растущее количество средств ПВО и авиационной техники. На сегодняшний день за Полярным кругом дислоцированы несколько полков, оснащённых зенитно-ракетными комплексами С-400 «Триумф». Их прикрывают артиллерийские комплексы «Панцирь» и береговые противокорабельные комплексы «Бастион» и «Рубеж».

  • Зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф»
  • РИА Новости

Предполагается, что по мере запланированного восстановления 13 арктических аэродромов ОСК «Север» будет пополняться бомбардировщиками Су-24, Су-34, штурмовиками Су-25, истребителями-перехватчиками МиГ-31 и вертолётами Ми-8АМТШ-ВА «Терминатор». Также на аэродромах в случае необходимости будут приземляться стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160.

Возвращение утраченного

По словам заместителя главнокомандующего ВКС РФ Виктора Гуменного, цель России — закрыть Арктику сплошным радиолокационным полем для защиты от возможных пусков крылатых ракет. Ещё одна задача — патрулирование воздушного пространства и обеспечение готовности войск к отражению потенциальной агрессии любого характера. К 2018 году у России должны появиться самодостаточные мобильные группировки войск.

Согласно последней информации, в регионе завершено строительство шести военных баз. Пять из них расположены на островах: Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), в посёлке Рогачёво (Новая Земля) и на острове Врангеля. Ещё одна военная база дислоцирована на мысе Шмидта (Чукотский автономный округ). В Арктике были восстановлены практически все городки замкнутого цикла и боевые позиции, оставленные после распада СССР.

На Западе с большим вниманием следят за развёртыванием арктической группировки войск. Об этом свидетельствуют регулярные заявления генсека НАТО норвежца Йенса Столтенберга. Так, 21 ноября 2016 года он решительно призвал страны — участницы альянса сохранить военное присутствие за Полярным кругом. О претензиях на Арктику и необходимости противостоять России в разное время говорили власти США, Канады, Норвегии и Дании.

Создание ОСК «Север» свидетельствует об увеличении численности военных и наращивании боевого потенциала России в регионе. К тому же у Москвы имеется мощнейший в мире ледокольный флот и самая крупная военно-морская группировка за Полярным кругом.

Однако укрепление ОСК «Север» происходит за счёт модернизации техники и переброски воинских частей из Западного, Центрального и Южного военных округов. Это означает, что численность российской армии остаётся на прежнем уровне (около 760 тыс. человек), и потому неразумно говорить о дополнительной милитаризации. Арктические сухопутные силы пополнились двумя компактными бригадами (от 1-2 тыс. человек), а не дивизиями (от 10 тыс.). Минобороны РФ формирует небольшую по численности группировку, рассчитывая на возможности современных средств контроля и поражения.

На страже ресурсов

В беседе с RT эксперты заявили, что восстановление военного присутствия за Полярным кругом необходимо России для надёжной защиты природных богатств, расположенных в пределах 350-мильной зоны, право на освоение которой она добивается у ООН с 2001 года. На данный момент доподлинно неизвестно, какими запасами нефти и газа обладает Арктика, которую называют «кладовой Земли». По предварительным оценкам учёных, подо льдами находится примерно четверть разведанных запасов углеводородов в мире.

Военный эксперт, кандидат исторических наук Вадим Соловьёв уверен, что с учётом растущей международной конкуренции за ресурсы Арктики создание ОСК «Север» было полностью оправдано. «Район непростой, вести там военные действия довольно сложно. Нужно его осваивать, готовить соответствующую инфраструктуру, необходимо накапливать определённый военный потенциал с точки зрения складирования вооружения, военных припасов, обучать личный состав в плане работы в очень непростых условиях», — отметил собеседник RT.

  • Береговой ракетный комплекс «Бастион»
  • РИА Новости

Выведение Северного флота из состава Западного военного округа было оправданным шагом, считает руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности Александр Жилин. «В короткие сроки без колоссальных затрат удалось создать эффективный механизм управления, который полностью отвечает современным вызовам», — сказал RT эксперт.

«В стратегическом плане мы закрываем очень важное направление, где действуют подводные лодки НАТО. К этому стоит добавить, что время подлёта ракеты, запущенной из арктического региона, — самое короткое для того, чтобы ударить по нашей стране. Поэтому России необходимо контролировать бескрайние заснеженные пространства», — пояснил RT начальник сектора военной политики и экономики Российского института стратегических исследований Иван Коновалов.

«Уборка» Арктики

Решение о восстановлении военного присутствия России в Арктике принял президент Владимир Путин, утвердив в феврале 2013 года Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

По словам Коновалова, функционал ОСК «Север» не ограничивается решением исключительно военных задач: «Экологические проблемы Арктики не являются секретом. С советских времён осталось немало ржавых пустых бочек, железа и безумное количество другого мусора. Наша армия, которая сейчас возвращает свою инфраструктуру, начала вывозить мусор. «Уборка» Арктики — это долгая работа, но она уже даёт положительный экологический эффект».

Председатель полярной комиссии Русского географического общества Виктор Боярский в беседе с RT напомнил, что программа очистки арктических архипелагов стартовала в 2012 году. «Военное присутствие является естественным стимулом развития региона. Я имею в виду не только улучшение экологии, но и развитие всей инфраструктуры Северного морского пути. То, что сейчас происходит, — это не наращивание некой мощи, это просто возврат к нормальному положению дел», — резюмировал Боярский.

Алексей Заквасин, Анастасия Шляхтина