Орион охотник из древних мифов. Красивая легенда созвездия орион

  • 04.02.2024

Видимым и в северных широтах и самым почитаемым людьми, с самых древних времен. Собственные движения ярких звезд Ориона весьма невелики, и наши далекие предки видели расположение его звезд таким же, как мы.
Кульминирует Орион в декабре. Его ярчайшая звезда - оранжево-красная Бетельгейзе (от арабского Ибт аль Джазу ах - «подмышка») была первой звездой, угловой диаметр которой был измерен в начале нашего века. Вблизи пояса Ориона, в его мече, находится хорошо видимая в бинокль Большая Туманность Ориона . В греческой мифологии Орион был сыном Посейдона и стал знаменитым охотником. Он похвалялся тем, что нет животного, которого он не мог бы победить, за что Гера наслала на него Скорпиона . Орион очистил от диких зверей остров Хиос и стал просить у царя этого острова руки его дочери Меропы , но тот отказал ему. Орион попытался похитить Меропу, и царь решил ему отомстить: напоив допьяна, он ослепил Ориона. Гелиос возвратил Ориону зрение, но от укуса посланного Герой Скорпиона Орион все же погиб. Зевс поместил его на небе таким образом, что он может всегда уйти от своего преследователя, и действительно, эти два созвездия одновременно на небе не видны. Ориона сопровождают две собаки - Большой Пес и Малый Пес .
Орион у древних египтян - В «Текстах же пирамид» фараон после смерти уподоблялся Осирисом , профессор Фолкнер, известный египтолог заметил в своих работах что именно созвездие Ориона было местом упокоения душ фараонов, которые становились звездами на небе."Тексты пирамид" были направлены «а воспроизведение ритуала перерождения умершего фараона в бога Осириса-Ориона" . Таким образом, Тексты" являлись своего рода "полисом по страхованию жизни", магическими словами, призванными помочь душе умершего фараона переродиться и подняться к созвездию Осириса-Ориона. Это позволило бы усопшему правителю соединиться с первоначальным Осирисом и превратитъся в звездное божество. Первоначальный Осирис, таким образом, становился господином Дуата , обители мертвых, обретших облик звезд. Над Саху-Орионом изображены звезды пояса Ориона. Перед Орионом - Гнады , следом - Сириус -Сотис. Отто Нойгебауэр и Ричард Паркер, работавшие на протяжении многих лет в Университете Брауна в Род-Айленде, признанные авторитеты в области астрономии Древнего Египта, первыми решительно идентифицировали небесный образ Саху, который представлялся в виде гигантской человеческой фигуры, с нашим созвездием Ориона. На потолке одной из погребальных камер - пирамиды Сенмут изображен шагающий человек; выше него - три звезды пояса Ориона. Паркер и Нойгебауэр правильно заключили, что "в "Текстах пирамид" Саху отождествляется с Осирисом, изображенным на гробницах и потолках в виде человеческой фигуры". Много раз образ Осириса-Ориона встречается в дренеегипетских рисунках; среди них одним из древнейших является изображение на камне-пирамидке, венчающей пирамиду Аменемхета III, которая в наши дни находится в Каирском музее. Здесь Саху-Орион тоже высечен в виде шагающего человека, держащего звезды в своих ладонях.
У большинства индейских племен так же имеются мифы о наиболее ярких звездах и созвездиях. Особенно популярны у южноамериканских индейцев легенды о таких созвездиях, как Плеяды и Орион. Приведем два самых распространенных варианта этих сказаний. Первый из них рассказывает о том, как появилось созвездие Орион и звезда Сириус .
В давние времена жили три брата, двое холостых, а третий женатый. Холостые жили отдельно от женатого. Один из них был уродлив, а другой хорош собой. И вот красивому почему-то пришло в голову, что брат из зависти наводит на него порчу, и замыслил он убийство.
Как-то раз красавец заточил свое копье и предложил брату пойти нарвать шафранных плодов, чтобы разрисовать тело. Тот, не раздумывая, согласился, и братья отправились в близлежащий лес.
Пришли они туда, а красивый брат и говорит: «Заберись-ка, братец, наверх и набери побольше плодов».
Уродливый брат забрался, как ему было велено, на дерево, уселся на толстую ветку и стал рвать плоды. И вот тут-то красивый брат, который стоял внизу, бросил копье и заколол его. Труп урода свалился на землю, убийца отрезал от него ноги и убрался восвояси.
Некоторое время спустя золовка решила навестить братьев мужа. Пришла она к ним и тут же начала расспрашивать, как у них идут дела. Красавец сказал, что у него все хорошо и у его брата тоже. Золовка попрощалась со своим родственником и пошла прогуляться по лесу. Пройдя совсем немного, женщина обнаружила тело своего шурина с отрезанными ногами. Она все поняла и побежала рассказать мужу о случившемся.
А убийца между тем пришел к телу своего брата, захватив с собой отрубленные ноги, которые он затем бросил в реку. Ноги сразу же превратились в рыбок суруби. Труп же остался на земле, но душа урода поднялась на небо и обратилась там в звезды. Так появилось созвездие Орион. Брат-убийца превратился в звезду Кайюаннон (Венеру), а женатый брат стал звездой Итенья (Сириус). Убийца теперь навсегда обречен смотреть на своих братьев. Созвездия Плеяды и Ориона у индейцев австралии, образовались следующим образом.
Жили когда-то семь сестер Эму из рода Макар. Жили они мирно, летали с места на место, собирали пишу. В те далекие времена эму имели большие сильные крылья, легко поднимавшие в воздух их тяжелые тела.
Однако спокойная жизнь красавиц-сестер продолжалась лишь до тех пор, пока их не увидели мужчины - Ванджины из тотема Динго. Они решили добиться, чтобы сестры стали их женами. Но ни одна из них не захотела этого. Чтобы окончательно избавиться от нежеланных поклонников, женщины улетели в отдаленную местность, где соорудили себе жилище под валуном у подножия возвышающейся скалы.
Сестры Эму полагали, что теперь им не будет угрожать опасность и они навсегда избавились от Ванджинов. Но мужчины из тотема Динго обладали острым чутьем и скоро нашли убежище, в котором скрывались сестры.
Ванджины понимали, что сестры не выйдут из своего жилища добровольно и что выманить их оттуда им не удастся. И тогда они решили поджечь лес, чтобы дым от пожара выгнал Эму из жилища на открытое место. И вот когда они будут выбегать, огонь обожжет им крылья, и они не смогут взлететь. Так и сделали.
Вскоре вокруг убежища сестер Эму запылал лесной пожар, который быстро подбирался к скале, где притаились девушки. Как только женщины выбрались из убежища, они сейчас же оказались в огне. Но когда попытались подняться в воздух, лишились крыльев.
Однако надежды Ванджинов не оправдались. Когда сестры поняли, что взлететь они не смогут, они попытались перешагнуть через горящую траву, перепрыгнуть через пылающий лес. С большой настойчивостью Эму прилагали усилия, чтобы преодолеть огонь. Вдруг они почувствовали, что их ноги стали удлиняться, становиться более крепкими и сильными. Большим прыжком они преодолели горящую полосу и, преследуемые Ванджинами, помчались к краю земли, думая избавиться от ненавистных
им поклонников. Но мужчины не отставали от них и не давали им отдохнуть. Тогда Эму, доведенные до отчаяния, оставили Землю и поднялись в небо. Там они превратились в группу звезд - созвездие Семи Сестер.
Вслед за сестрами Эму в небо поднялись и мужчины Ванджины. Там они превратились в созвездие Ориона.
Путешествуя по небу, Ванджины до сих пор не оставляют надежды догнать семь сестер Эму, но те всегда первыми достигают западного горизонта и скрываются от своих преследователей. Какое-то время они находятся в безопасности, но затем Ванджины обнаруживают их и снова начинают безуспешную погоню. Так продолжается каждую ночь.
А на Земле птицы эму, потомки сестер, не могут летать, зато бегают быстрее всех на своих длинных ногах.

Миф об Орионе

Эндимион был не единственным смертным, которого любила Диана. Рассказывают также, что она одарила своей благосклонностью и молодого охотника по имени Орион. Весь день этот юноша бродил по лесу в поисках дичи, вместе со своей собакой Сириусом.

Однажды в густой чаще он повстречал семь нимф Дианы, сестер Плеяд, дочерей Атласа. Достаточно было увидеть этих красавиц, чтобы тут же влюбиться в них без памяти, и сердце Ориона пылало от страсти, когда он попытался приблизиться к ним. Но нимфы были очень застенчивы и, когда он подошел ближе и заговорил с ними, тут же убежали прочь.

Испугавшись, что никогда их больше не увидит, Орион бросился в погоню, но нимфы бежали от него, пока не почувствовали, что силы оставляют их. Тогда они стали звать на помощь свою госпожу. Она тут же откликнулась на их мольбы, и подбежавший Орион увидел лишь семь снежно-белых голубок, упорхнувших в лазурное небо.

После этого Плеяды превратились в созвездие, состоящее из семи ярких звезд. И они много веков сияли на небе, но, когда Троя попала в руки врагов, потускнели от горя, а одна из них, самая робкая и впечатлительная, вообще исчезла, чтобы скрыть свое горе от любопытных людских взоров.

Орион, не отличавшийся постоянством, вскоре утешился и влюбился в Меропу, дочь Ойнопиона, царя Хиоса, который сказал, что согласится на их брак только в том случае, если будущий зять совершит в честь своей невесты какой-нибудь подвиг. Но Орион был очень нетерпелив, ему не нравилось, что свадьба откладывается, и он решил украсть невесту, но Ойнопион бдительно следил за дочерью и нарушил все планы Ориона, который был наказан не только тем, что лишился невесты, но и тем, что ослеп.

Незрячий, беспомощный и одинокий, бродил он от города к городу, надеясь найти кого-нибудь, кто помог бы ему вернуть зрение. Наконец он дошел до пещеры циклопов, и один из них пожалел его и отвел к солнцу, от сияния которого его глаза вновь обрели способность видеть.

Вновь начав видеть, он вернулся к своему прежнему занятию и охотился с утра до вечера. Диана встретила его в лесу и, разделяя его вкусы, вскоре полюбила его. Но ее брат, Аполлон, не одобрял этого выбора – от его всевидящего ока не могло укрыться ни одно событие дня, – и решил положить конец роману сестры. Он позвал ее к себе, и, чтобы усыпить подозрения, завел речь о луках и под предлогом проверки меткости ее стрельбы попросил выстрелить в темный предмет, поднимавшийся и опускавшийся в морских волнах.

Диана схватила лук, натянула тетиву и послала стрелу так метко и сильно, что предмет тут же исчез в пучине. Она и не подозревала, что этим предметом была голова Ориона, который решил искупаться в море! Обнаружив свою ошибку, она пролила много слез, поклялась никогда не забывать Ориона и поместила его и его верного пса Сириуса на небо, превратив в созвездие.

Сын Посейдона и океаниды Эвриалы, дочери Миноса. По другому сказанию, он произошел из оплодотворенной бычьей шкуры, зарытой на девять месяцев в землю царем Гириеем, которого Зевс, Посейдон и Гермес обещали наградить на старости лет сыном за радушное гостеприимство.

Ориона чтили, главным образом, жители морского побережья и островов, которые уже с древних времен разучили небесные явления и населили небесную сферу божествами. Созвездие Орион было видно на небе в летнее время; оно показывалось в дни летнего солнцестояния и в начале зимы исчезало с небосклона. Его представляли могучим исполином, в блестящем вооружении, с мечом и медной несокрушимой дубиной. В сопровождении небесного пса Сириуса он преследует звезды, бледнеющие при его восхождении, и обращает в бегство плеяд.

По греческим сказаниям, вырос Орион огромным исполином и славился как охотник. Когда он ходил по морскому дну, его плечи возвышались над водой. При этом он был очень красив. Однажды Орион влюбился в Меропу и отправился на Хиос к ее отцу Энопиону просить ее руки. Энопион пообещал ему дочь, если Орион освободит остров от диикх зверей.

Орион выполнил условие, но получил отказ. Напившись с горя, Орион ворвался в спальню к Меропе и силой овладел ею. Энопион обратился с мольбой о мести к своему отцу Дионису. Бог прислал к Ориону сатиров, напоивших его так, что он крепко заснул на морском берегу, а Энопион выколол ему глаза. Оракул сказал, что Орион обретет вновь зрение, если отправится далеко на восток и обратит пустые глазницы к восходящему Гелиосу. Великан отправился в путь. На Лемносе он взял себе в поводыри Кидалия, ученика из кузнецы Гефеста. Достигнув самого дальнего берега Океана, Орион вернул себе зрение.

Когда утренняя заря приносит свет на землю и перед ее блеском потухают звезды, то сам Орион подчиняется воле Эос, которую предание сделало возлюбленной Ориона: она уносит его на своей колеснице. Орион мыслился прекрасным, он был похищен богиней Эос, влюбившейся в него. Погиб Орион от стрел Артемиды, по одному преданию, оттого, что совершил насилие над гиперборейской девой Опис (Аполлодор, I 4, 3-5; Гомер, Одиссея, V 121-124).

По другим версиям, Орион был умерщвлен стрелой Артемиды, которая, по одному сказанию, убила его на Ортигии за то, что он осмелился вызвать ее на состязание в метании диска; по другому сказанию, Артемида убила Ориона, не зная, что это он, вследствие нерасположения к нему Аполлона. Существует также миф что, исполинский охотник погиб от скорпиона, которого вызвала из земли Артемида за то, что Орион во время охоты дерзнул дотронуться до ее пеплоса.

Эта последняя версия возникла из того наблюдения, что, когда солнце находится в знаке Скорпиона, созвездие Орион исчезает. Свои занятия охотой Орион продолжает и в подземном царстве: он охотится там на животных, убитых им на земле. В мифах об Орионе нашли отражение мотивы столкновения догреческого хтонического великана с олимпийским миром, элементы фетишистской магии и поздних античных легенд.

Созвездие Ориона в традиционной культуре народов южной Сибири

Созвездие Орион своим движением отметило Закат, конец целой эпохи в истории Земли. Орион - это медиатор-посредник между прошлым и будущим, царством теней и миром живых. Точно такая же роль была присуща и сибирскому шаману - посредника, жреца, устанавливающего “мосты” между сферами бытия.

Орион - одно из самых ярких созвездий ночного Неба всегда привлекал к себе внимание людей. Еще в глубокой древности, наряду с другими созвездиями и небесными светилами (планетами), он стал объектом поклонения и мифотворчества.


Из древнегреческой мифологии нам хорошо известна история о безжалостном охотнике (истребителе животных), который превратился в созвездие, названное его именем, то есть Орионом.



Особое значение придавалось этому созвездию и в Древнем Египте. С ним отождествлялся бог Осирис - владыка царства мертвых. Да и сами великие пирамиды долины Гизе (в Египте), как это следует из работ Р.Бьювэла и Г.Хэнкока, являются ни чем иным как проекцией трех звезд “пояса Ориона” в нижней точке прецессиального движения, то есть в 10500 г.до н.э.



Есть упоминание о созвездии Орион и библейской книге Иова. Три звезды “пояса Ориона” часто встречаются под такими названиями как Три Мага, Три Волхва, Посох Иакова, Меч Калева (у эстонцев), Ножи Колдуна (у вогулов).


В Центральной Азии, на территории Монголии, Тувы, Алтая также хорошо известна символика Ориона. В частности, это три параллельные линии в верхней части большинства оленных камней. Такие исследователи, как Г.Н. Потанин, связывали указанный символ с расположением звезд Ориона. Известны подобные знаки и по петроглифам великих сибирских рек Улуг-Хема и Лены.


Если же учесть, что оленные камни являются антропоморфными изображениями мужчин-воинов, то символы Ориона на них можно легко сопоставить с известным у всех палеосибирских народов мифом о Небесном охотнике и олене. Олень, как и бык, у большинства народов Древнего мира был зримым символом, архетипом Солнца. Это наглядно видно по петроглифам Горного Алтая и Монголии.



Почитанием быка, коровы отмечены цивилизации древнего Крита, Египта, Индии. (С крито-минойской цивилизацией связана известная легенда о человеко-быке минотавре. В древнем Египте священный бык Апис был олицетворением Вселенной, мироздания. В Индии же бык стал главным символом Вишну. У скифов и древних тюрков олень (а затем конь) являлся медиатором - посредником между сферами земли и неба).


Согласно вышеупомянутому мифу, охотник (на Алтае это Эрке-Когульдей) гонится за “солнечным оленем”, догоняет его, стреляет в него из лука и затем превращается в созвездие, “уходит на небо”. Здесь на лицо явная конвергенция с древнеегипетским мифом об Осирисе - тот тоже в конце своего пути становится созвездием Ориона.


В героическом эпосе Алтая “Маадай-Кара” Когульдей гонится за тремя маралухами и затем, улетев на небо, превращается вместе с ними в созвездие Юч-Мыйгак (Орион).


Уже в 1924 г. академик Н.К. Рерих в своих работах отмечал небывалую распространенность культа Ориона в Центральной Азии. Он пишет: “Созвездию Ориона - посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Шаманская мудрость поклоняется [этим звездам]“.


Упоминание о “шаманской мудрости” здесь не случайно. Некоторые наскальные изображения в древних святилищах, местах шаманских камланий имеют ярко выраженный солярно-астральный характер, иногда явно указывающий на конкретные созвездия (в том числе и Орион). Это, например, знаменитое святилище в урочище Мугур-Саргол на Енисее.



На территории Горного Алтая изображения созвездия Орион можно встретить в Кара-Оюке, известном также как Чаганка. Место расположено в Кош-Агачском районе Республики Горный Алтай в 10 км от села Бельтыр.


Однако по аналогии с оленными камнями, и согласуясь с сюжетом палеосибирского мифа, основным изображением Ориона на сибирских петроглифах, видимо, надо считать фигуру стрелка с натянутым луком. С этой фигурой можно, определенно, связать и древнейший образ шамана. Бубен у шамана, по этнографическим источникам, иногда выступает в роли лука. Но чаще, как ездовое животное. Видимо, когда-то в глубокой древности два эти понятия слились в одно целое. Круглая дискообразная форма бубна, возможно, является одним из архетипов дневного светила, а колотушка, ее удары имплицитно символизируют власть охотника над диким животным, которую он также получает, поражая его из лука.



Обозначенная выше конвергенция палеосибирского мифа с древнеегипетским мифом об Осирисе может быть продолжена еще в ряде характерных деталей: согласно древнеегипетскому мифу, бог зла Сет вначале заколачивает Осириса в ящик, затем бросает его в Нил. Доплыв до города Библос, ящик прорастает деревом, из которого его в дальнейшем извлекает богиня Исида. Сибирский шаман так же связан в своей земной жизни с каким либо деревом - аналогом космического мирового дерева. А после смерти его часто хоронили в дупле, или подвешивали на дерево в специальных колодах.


Далее, в древнеегипетском мифе Сет разрубает тело Осириса на 13-14 частей; из них богиня Исида вновь соберет тело своего мужа. Собранный по частям Осирис воскреснет и “вознесется” на Небо, сливаясь с созвездием Ориона.



Сибирский шаман в свою очередь также рассекается духами на отдельные части. Духи “ищут” суть человека, средоточие жизни. Они “отделяют все суставы, кости очищают, выскребая мясо, и удаляя соки тела. Оба глаза вынимают из впадин и кладут отдельно. По окончании всей этой операции кости снова соединяют и сшивают железными нитками:, а глазное яблоко кладут обратно на место”. Только после этого “шаман” становится настоящим Шаманом, так как получает своих личных духов - помощников.


Аналогичный по сути ритуал смерти и воскрешения на уровне психоэмоциональной перцепции проходят и “маги” - дайялы Кафиристана. Правда, там место шаманских духов занимают прекрасные пери (или “дакини” - у тибетцев).



Исследуя оленные камни Центральной Азии, В.Д.Кубарев нашел аналогии, уже описанным выше, трем параллельным линиям в верхней части этих камней (знак Ориона) в китайском даосизме. Это известные триграммы в даосской системе Багуа. Три параллельные линии там обозначают понятие “Небо”. Кроме того, все позы и упражнения в этой системе являются “отражением” определенных созвездий ночного неба. Даже точки акупунктуры (иглоукалывания) на теле человека располагаются как проекция звездного атласа. В то же время числовые значения “пути шамана” на небо и практика Багуа совпадают и равны девяти. И тот и другой должен преодолеть девять препятствий. В этой связи можно предположить, что ранний шаманизм предусматривал не просто перерождение и ритуальное воскрешение шамана, но и отождествление его со “звездными рунами” - созвездиями, среди которых ведущую роль, видимо, играл Орион.


Само слово “Орион” переводится как “страж предела”, “границы” и т.д.



На сибирских петроглифах Ориона-охотника, или Когульдея обычно сопровождают одна или две собаки. Собака же, как и волк, еще на заре человечества была олицетворением мира теней, “царства мертвых” и ставилась в один семантический ряд с такими хтоническими существами как змея и дракон.



В традиционном Китае, если случалось затмение солнца, считалось, что его пожирает “небесная собака”. В находках из курганов Пазырыка так же есть изображение волка, пожирающего “солнечного оленя”. В древнеиндийской ведической традиции владыку подземного мира Ямараджу всегда сопровождают две четырехглазых собаки.



В скандинавской мифологии, в “Прорицании Вёльвы” одним из главных губителей мира и богов-асов выступает волк Фенрир. Один сумел связать его, но когда в “конце времен” Фенрир освободится, начнется Рагнарёк - предсказанная битва богов-асов с демонами тьмы, в которой боги должны погибнуть вместе с сиянием этого мира.



Если же вспомнить древнегреческую мифологию, то там врата Аида (царства мертвых) охраняет трехглавый пес Кербер.


У древних египтян на суд Осириса в царство мертвых душу ведет шакалоголовый бог Анубис. По другой версии два Анубиса (второго зовут Упуат) охраняют вход в “царство мертвых”.


В Хакасии у деревни Малая Сыя, что стоит на реке Белый Июс в восточных отрогах Кузнецкого Алатау были обнаружены предметы художеств, творчества и изображения, созданные человеком уже 35 тыс. лет назад. На одном из них прорисовано мировое дерево, рассекающее на двое фигуру волка. Суммируя данные факты, можно утверждать, что собака, как страж “царства мертвых” выступает в качестве маркера некого порога или предела бытия. А ее нахождение рядом со стрелком Когульдеем только подчеркивает тот смысл, что вкладывался в слово “Орион” древними греками.


“Пороговую” роль Ориона подтверждает и открытие Р.Бьювэла в изучении астральных культов Древнего Египта. Исследуя “вентиляционные шахты” великой пирамиды Гизе, Бьювэл пришел к выводу об их точной нацеленности на определенные звезды ночного неба, в том числе и Ориона. Но он пошел дальше, обратив внимание на определенную топографию размещения на поверхности Земли трех Великих пирамид, и выдвинул свою теорию корреляции их с тремя звездами пояса Ориона.


Это был крупный прорыв в познании древнеегипетской цивилизации. Многочисленные проверки подтвердили гипотезу Р.Бьювэла: первые две звезды (Аль-Нитак и Аль-Нилам) расположены также, как первая и вторая пирамиды, а третья звезда (Минтака) несколько смещена к востоку от оси, на которой лежат остальные две. Аналогично смещена и последняя из трех, маленькая пирамида Менкаура.


Используя астрономические компьютерные программы “Скай глоуб” (”Небесная сфера”) и “Ред шифт” (”Красное смещение”) удалось имитировать цикл прецессии, чтобы точно установить, когда звезды Ориона соответствовали их пирамидальным аналогам на Земле. Сделать это вполне возможно, так как интервал прецессионного “сдвига” земной оси относительно небесной сферы никогда не менялся за много тысяч лет. Каждые 72 года происходит сдвиг на 1 градус. Таким образом, 2160 лет Солнце находится строго в одном созвездии, постепенно “проходя” их все (полный круг из 12-ти) за 25920 лет.



Р.Бьювэл установил, что в ходе прецессионного цикла три звезды Пояса Ориона скользят вверх и вниз по меридиану: 13000 лет “вверх” (то есть набирают высоту над горизонтом в момент прохождения меридиана) и 13000 лет “вниз” (то есть теряют высоту над горизонтом при прохождении меридиана). Самая низкая точка этого цикла приходится на 10500 г.до н.э., А самая высокая будет наблюдаться где-то после 2000 г.н.э.


Компьютерная программа показала, что именно в 10500 г.до н.э. три звезды пояса Ориона точно соответствовали трем пирамидам долины Гизе. Подтверждает эту дату и знаменитый Сфинкс долины Гизе. Он смотрит прямо на восток, где восходит солнце. В день весеннего равноденствия 10500 г.до н.э. оно поднималось в созвездии Льва.


Крайняя точка прецессиального движения созвездия Орион однозначно совпадает с периодом глобального изменения климата на Земле. В это время происходит массовая гибель мамонтов, других животных. Повышается уровень мирового океана, что сказалось на затоплении некоторых участков суши и, как следствие, вызвало к жизни многочисленные легенды и сказания о Потопе. Эзотерическая традиция связывает с этим периодом исчезновение острова Атлантиды. Кстати, в свое время академик Обручев В.А. причиной глобального потепления считал именно исчезновение Атлантиды, которая своим отсутствием позволила теплым водам Гольфстрима проникнуть в область Северного Ледовитого океана.


Таким образом, созвездие Орион своим движением отметило Закат, конец целой эпохи в истории Земли. Орион стал “стражем порога”, отделяющего один период времени от другого. По сути, Орион - это медиатор-посредник между, условно говоря, прошлым и будущим, царством теней и миром живых. Точно такая же роль была присуща и сибирскому шаману - посредника, жреца, устанавливающего “мосты” между сферами бытия. Небесный охотник убивает оленя - Солнце, и оно медленно “умирает на западе”, погружаясь в царство теней. Орион-Когульдей движется к своему зениту - наступает “утро магов”, время шаманов и прорицателей будущего. “Оживает” великий Эрлик, он же Осирис и Ямарадж - хозяин царства теней и ночного неба в заснеженной Сибири.



Ерошкин Д.В. - научный сотрудник Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки

40. Эос


Проходит ночь, и розовоперстая в шафранном одеянии Эос, дочь титана Гипериона и титаниды Тейи, встает со своего ложа на востоке, восходит на колесницу, запряженную жеребцами Лампом и Фаэтоном, и спешит на Олимп, где извещает о приближении своего брата Гелиоса. Когда появляется Гелиос, она становится Гемерой и сопровождает его на всем пути и, наконец, превратившись в Гесперу, объявляет об их благополучном прибытии на западные берега Океана 1 .

B. Раздосадованная однажды тем, что застала Ареса на ложе Эос, Афродита внушила Эос вечную страсть к смертным юношам, которых она с тех пор стала соблазнять одного за другим, стесняясь и делая все в тайне. Сначала ее возлюбленным стал Орион, затем Кефал, затем внук Мелампа Клит. Причем все это время она была женой титана Астрея, которому родила Северный, Западный и Южный ветры, а также Утреннюю звезду и, по мнению некоторых, все другие звезды на небесах 2 .

C . Наконец, Эос похитила Ганимеда и Титона, которые были сыновьями Троса или Ила. Когда Зевс отнял у нее Ганимеда, она упросила громовержца даровать Титону бессмертие. Однако она забыла испросить ему вечную юность, как то сделала Селена для Эндимиона. Поэтому Титон стал с каждым днем стареть, седеть и покрываться морщинами. Голос его стал дрожать. Когда Эос надоело ухаживать за ним, она закрыла его в своей спальне, где он превратился в цикаду 3 .


1 Гомер. Одиссея V.1 и XXIII 244-246; Феокрит. Идиллии II.148.

2 Аполлодор I.4.4; Гомер. Одиссея XV.250; Гесиод. Теогония 378-382.

3 Схолии к Аполлонию Родосскому III.115; Гомеровский гимн к Афродите 218-238; Гесиод. Теогония 984; Аполлодор III.12.4; Гораций. Оды III.20; Овидий. Фасты I.461.

* * *

1. Заря-девица - это эллинская фантазия, которую мифографы неохотно признали титанидой второго поколения. Ее запряженная парой лошадей колесница и то, что она объявляла о появлении на небосводе солнца, - скорее аллегории, чем мифыНедостаточно обоснованное утверждение. Для первобытного мышления «все полно богов» (слова Фалеса): каждое дерево, каждый ручей, каждый пригорок, каждое природное явление имеют свое божество, вернее, являются также еще и божеством (дриады, наяды, ореады и т.д.). Почему бы своей мифической ипостаси не иметь заре? Аллегорическое восприятие мифологических образов начинается позже и знаменует собой начало конца мифического мировосприятия. .

2. Бесконечные любовные приключения Эос и смертных юношей тоже являются аллегориями: с рассветом к влюбленным возвращается эротическая страсть, а у мужчин обычно возникает влечение. Аллегория союза Эос и Астрея также довольно проста: на востоке свет звезд сливается со светом зари и, словно бы рожденный ими, возникает предрассветный ветер Астрей. А поскольку ветер считался оплодотворяющим, то Эос рождает от Астрея Утреннюю звезду, одиноко сияющую на небосводе. Астрей - это одно из имен Кефала, который тоже считался отцом Утренней звезды, рожденной Эос. В философском смысле получалось следующее: поскольку Вечерняя звезда отождествлялась с Утренней звездой и поскольку Вечер - это последнее явление утренней зари на небе, следовательно, все звезды родились от Эос, как и все ветры, кроме предрассветного. Такая аллегория, однако, противоречит мифуИз мифов вообще невозможно построить непротиворечивую систему уже потому, что они многослойны и многозначны, а также потому, что они волшебны, т.е. именно должны разуму противоречить. о том, что Борея сотворила луна-богиня Эвринома (см. 1.1).

3. В греческом искусстве Эос и Гемера представляют собой неразделимое единство. Аллегористы считают, что имя Титон означает «дар протяженности» (от teino и one), т.е. это как бы указание на продление жизни, которое испросила для него Эос. Однако более вероятно, что это просто форма мужского рода имени самой Эос - Титона, образованного от слова tito («день») (Цец. Схолии к Ликофрону 941) и слова one («царица»). Это имя должно означать «спутника царицы дня»Приводимые Грейвсом этимологии малодоказательны. . Цикада оживает по мере потепления дня. Кроме того, золотая цикада была эмблемой Аполлона - бога солнца среди греков-колонистов, живших в Малой Азии.


41. Орион


Охотник из беотийской Гирии и самый красивый из когда-либо живших мужчин, Орион был сыном Посейдона и Эвриалы. Придя однажды в хиосскую Гирию, он влюбился в Меропу, дочь сына Диониса Энопиона. Энопион пообещал отдать Меропу в жены Ориону, если тот освободит остров от появившихся там ужасных диких зверей. Орион стал выполнять это условие, принося ежедневно Меропе по шкуре зверя. Когда, наконец, условие было выполнено и Орион потребовал Меропу в жены, Энопион стал твердить, что львы, медведи и волки все еще рыщут по холмам, и отказал ему в руке дочери, хотя причина была в том, что он сам был в нее влюблен.

B . Однажды ночью раздосадованный Орион выпил целый бурдюк энопионова вина, и оно так разгорячило его кровь, что он ворвался в спальню Меропы и силой заставил ее разделить с ним ложе. На рассвете Энопион обратился к своему отцу Дионису и тот прислал к Ориону сатиров, напоивших его так, что он крепко заснул. Тогда Энопион выколол ему глаза и швырнул их на берег моря. Оракул заявил, что слепой Орион вернет себе зрение, если отправится на восток и обратит свои глазницы к Гелиосу, когда тот начнет подниматься из-за Океана. Орион тут же отправился на утлой лодчонке в море и, плывя на звук молота Киклопа, достиг Лемноса. Там он вошел в кузницу Гефеста, схватил одного из его учеников по имени Кедалион, посадил на плечи и сделал своим поводырем. Кедалион повел Ориона через земли и моря, и, наконец, они достигли самого дальнего берега Океана, где в него влюбилась Эос и ее брат Гелиос вернул Ориону зрение.

C . Посетив в сопровождении Эос остров Делос, Орион решил вернуться, чтобы отомстить Энопиону, которого он, однако, на Хиосе найти не смог, потому что тот скрывался в подземном чертоге, построенном для него Гефестом. Отправившись через море на остров Крит, куда, по мнению Ориона, мог сбежать Энопион в надежде найти защиту у своего деда Миноса, он встретился с Артемидой, которая, так же как и он сам, страстно любила охоту. Ей быстро удалось уговорить Ориона отказаться от планов мести и вместо этого отправиться с ней на охоту 1 .

D . К этому времени Аполлон уже узнал, что Орион не отказал Эос и разделил с ней ложе на священном острове Делос; от этого бесстыдства Рассвет залился румянцем, да так и остался пунцовым. Более того, Орион хвалился, что освободит всю землю от диких зверей и чудовищ. Боясь, что его сестра Артемида не устоит, как и Эос, перед красотой Ориона, Аполлон отправился к матери-земле и, не без умысла повторив похвальбу Ориона, сделал так, что та натравила на него чудовищного скорпиона. Орион встретил скорпиона стрелами, но, видя, что они не причиняют ему вреда, бросился на него с мечом. Однако вскоре он понял, что никаким оружием смертный не сможет одолеть скорпиона, нырнул в море и поплыл в сторону Делоса, где, как он надеялся, Эос сможет его спасти. Аполлон тем временем позвал Артемиду и спросил: «Видишь, далеко в море, ближе к Ортигии, плывет что-то черное? Это голова злодея, который только что совратил Опис, одну из твоих гиперборейских жриц. Его зовут Кандаон. Прошу тебя, пронзи его стрелой!» Надо сказать, что Кандаоном звали в Беотии Ориона, но Артемида этого не знала. Она тщательно прицелилась, выстрелила и поплыла, чтобы поглядеть на свою жертву. Каково же было ее горе, когда она увидела, что поразила в голову Ориона. Тогда она упросила сына Аполлона Асклепия, чтобы тот оживил Ориона. Но не успел Асклепий выполнить ее просьбу, как перун Зевса поразил его самого. Тогда Артемида поместила образ Ориона среди звезд, где его вечно преследовал Скорпион. Дух Ориона к тому времени уже отлетел к Асфоделевым лугам.

E. Некоторые говорят, что Орион погиб от укуса скорпиона и что Артемида обиделась на него за то, что тот стал преследовать ее девственных спутниц - семерых плеяд, дочерей Атланта и Плейоны. Те вынуждены были бежать от него по лугам Беотии до тех пор, пока боги не превратили их в голубиц и не поместили их образы среди звезд. Однако это неправда, потому что плеяды не были девственницами: две из них разделили ложе с Зевсом, две - с Посейдоном, одна - с Аресом, а седьмая стала женой Сисифа Коринфского и не оказалась в созвездии потому, что Сисиф был простым смертным 2 .

Другие рассказывают вот какую странную историю о рождении Ориона, чтобы объяснить его имя (иногда оно писалось Урион), а также возникновение предания, в котором его называли сыном матери-земли. Бедный пасечник и земледелец Гириэй был в тоске от того, что у него не было детей, а годы шли и он становился все дряхлей. Когда однажды Зевс и Гермес, изменив обличье, посетили его и встретили радушный прием, они спросили Гириэя о его самом заветном желании. Тяжело вздохнув, Гириэй ответил, что то, что он больше всего хочет, а именно: иметь сына, - уже для него невыполнимо. Боги, однако, сказали, чтобы он не отчаивался, а принес в жертву быка, помочился на его шкуру и закопал ее в могилу своей жены, что Гириэй и проделал. Прошло девять месяцев и у него родился ребенок, которого он назвал Урион, т.е. «тот, кто мочится». И действительно: когда на небе восходит и заходит созвездие Орион, идут дожди 3 .


1 Гомер. Одиссея XІ.310; Аполлодор I.4.3-4; Парфений. Любовные истории 20; Лукиан. О доме 28; Теон. Схолии к Арату 638; Гигин. Поэтическая астрономия II.34.

2 Аполлодор. Там же.

3 Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия I.539; Овидий. Фасты V.537 и сл.; Гигин. Поэтическая астрономия II.34.

* * *

1. История Ориона состоит из трех-четырех не связанных между собой мифов. Первый повествует об Энопионе. Это рассказ о нежелании царя-жреца уступить трон по окончании срока царствования даже после того, как новый кандидат на царствование одержал победу во всех ритуальных поединках и устроил пир по случаю женитьбы на царице. Однако новый царь всего лишь интеррекс, который проводит на троне только один день, после чего его умерщвляют и пожирают менады (см. 30.1); прежний царь, который все это время притворяется мертвым и лежит в могиле, повторно женится на царице и продолжает царствовать (см. 123.4).

2. Такая второстепенная деталь, как молот киклопов, объясняет слепоту Ориона: миф о том, как Одиссей выжег глаз пьяному Киклопу (см. 170. d ), дополнился эллинской аллегорией, в которой титан-солнце каждый вечер ослепляется врагами, но к рассвету следующего дня вновь обретает зрение. Похвальба Ориона, что он истребит всех диких зверей, не только относится к его ритуальным поединкам (см. 123.1), но и является притчей о восходящем солнце, при появлении которого все звери прячутся в свои логовища (ср. Пс. 103,22).

3. Рассказ Плутарха о том, как бог Сет послал Скорпиона убить дитя-Гора, сына Исиды и Осириса, в самый жаркий период лета, объясняет смерть Ориона от укуса Скорпиона и обращение Артемиды к Асклепию (Плутарх, Об Исиде и Осирисе. 19). Гор умирает, но бог-солнце Ра оживляет его, и затем мстит за смерть своего отца Осириса. В первоначальном мифе Ориона тоже оживляют. Орион чем-то напоминает вавилонского Геракла - Гильгамеша, о котором в десятой табличке календарного эпоса говорится, что на него нападает человек-скорпион - миф, рассказывающий о том, как царю-жрецу наносится смертельная рана в тот день, когда солнце начинает подниматься в созвездии Скорпиона. Время года, в которое царю-жрецу наносилась смертельная рана, зависит от древности мифа. Когда возник Зодиак, Скорпион, вероятно, был знаком августа, однако в классическую эпоху в результате прецессии он оказался сдвинутым к октябрю.

4. Еще один рассказ о смерти Ориона записан на хеттских табличках, найденных в Рас-Шамра. Богиня войны Анат, или Аната, влюбилась в прекрасного охотника по имени Акхат, и когда он, пользуясь всякими уловками, отказался дать ей свой лук, богиня упросила кровожадного Ятпана украсть лук у Акхата. К ее большому сожалению, неловкий Ятпан не только убил Акхата, но и уронил лук в море. Астрономическое значение этого мифа сводится к тому, что Орион и Лук - это часть созвездия, которое греки называют «Гончая» и которое каждую весну опускается за южный горизонт на целых два месяца. В Греции, вероятно, этот миф превратился в легенду о том, как оргиастические жрицы Артемиды (поскольку Опис - это эпитет самой Артемиды) убивали любвеобильных посетителей их крохотного островка Ортигия. Поскольку в Египте с появлением созвездия Орион устанавливалась летняя жара, его путали с врагом Гора Сетом, а две ярких звезды над ним считались ушами его осла.


42. Гелиос


Гелиос, которому волоокая Эврифаесса, или Тейя, родила титана Гипериона, является братом Селены и Эос. Он встает с криком петуха, который считается его священной птицей и, приветствуемый Эос, правит свою запряженную четверкой лошадей колесницу к небесам, ежедневно проделывая путь от прекрасного дворца на востоке, недалеко от Колхиды, до не менее великолепного дворца на западе, где он распрягает своих лошадей и отпускает их пастись на Островах Блаженных 1 . Он плывет домой по потоку Океана, который омывает весь мир, погрузив колесницу и лошадей на золоченый паром, сделанный для него Гефестом, и всю ночь спит в уютном чертоге 2 .

B. Гелиос видит все, что происходит на земле, однако он не очень внимателен и однажды даже не заметил, как спутники Одиссея украли у него священный скот. У Гелиоса во владении несколько таких стад, причем в каждом насчитывается по триста пятьдесят голов. На Сицилии за стадом присматривают его дочери Фаэтуса и Лампетия. Но самое лучшее стадо он держит на острове Эритея 3 . Ему во владение отдан Родос. Случилось так, что когда Зевс распределял города и острова между различными богами, то забыл о Гелиосе. «Какая жалость, - сказал Зевс, - теперь мне придется все начинать сначала». «Не стоит, - вежливо ответил Гелиос, - сегодня я заметил, что к югу от Малой Азии в море появляется новый остров. Мне его вполне хватит».

C. Зевс призвал богиню судьбы Лахесис и попросил ее проследить за тем, чтобы любой новый остров принадлежал Гелиосу 4 . Когда Родос поднялся достаточно высоко над волнами, Гелиос объявил его своим владением, и на этом острове нимфа Рода родила ему семь сыновей и одну дочь. Некоторые утверждают, что Родос существовал и до этого, просто его затопили воды, обрушенные Зевсом на землю. Остров первоначально населяли тельхины и нимфы, и Посейдон влюбился в одну из них - нимфу Галию, которая родила ему Роду и шесть сыновей. Это те шестеро сыновей, которые оскорбили Афродиту во время ее перехода с острова Киферы к Пафосу и которых она за это лишила разума. Они надругались над своей матерью и совершили множество таких отвратительных преступлений, что Посейдон не вытерпел и загнал их под землю, где они стали восточными демонами. Галия бросилась в море, и ей стали поклоняться как богине Левкофее. Однако такую же историю рассказывают об Ино, матери коринфца Меликерта. Тельхины, предвидя наводнение, поплыли в разные стороны, но больше всего их оказалось в Ликии. Своих прав на Родос они больше не предъявляли. Поэтому Рода осталась единственной наследницей острова и ее семь сыновей от Гелиоса правили островом после того, как он вновь поднялся из воды. Все они стали знаменитыми астрономами, а их единственная сестра, Электрио, умерла девственницей, и ей поклоняются как полубогине. Один из братьев по имени Актий был изгнан за братоубийство и бежал в Египет, где основал город Гелиополь и был первым, кто обучил египтян астрологии, как того захотел его отец Гелиос. В его честь родосцы построили Колосса высотой семьдесят саженей. Зевс добавил к владениям Гелиоса остров Сицилию, который возник, когда камень, брошенный в битве с гигантами, упал в море.

D. Однажды утром Гелиос уступил настойчивым просьбам своего сына Фаэтона и доверил ему управлять колесницей. Фаэтон захотел покрасоваться перед своими сестрами Протой и Клименой и, напутствуемый Родой (чье имя нельзя назвать со всей определенностью, поскольку ее называли и Родой и именами обеих ее дочерей), отправился в путь. Однако, не совладав с бегом белых лошадей, запряженных для него сестрами, Фаэтон сначала направил колесницу слишком высоко и люди на земле стали мерзнуть, а потом опустил ее так близко к земле, что жар стал выжигать поля. Увидев это, Зевс в припадке ярости поразил Фаэтона перуном и тот упал в реку По. Его опечаленные сестры превратились в тополя на берегах этой реки и роняли в нее янтарные слезы. Некоторые говорят, что они превратились в ольху 5 .


1 Гомеровский гимн к Гелиосу 2 и 9-16; Гомеровский гимн к Афине 13; Гесиод. Теогония 371-374; Павсаний V.25.5; Нонн. Деяния Диониса XII.1; Овидий. Метаморфозы ІІ.1 и 106 и сл.; Гигин. Мифы 183; Атеней VII.296.

2 Аполлодор II.5.10; Атеней XІ.39.

3 Гомер. Одиссея XІІ.323 и 375; Аполлодор I.6.1; Феокрит. Идиллии XXV.130.

4 Пиндар. Олимпийские оды VII.54 и сл.

5 Схолии к «Олимпийским одам» Пиндара VI.78; Цец. Хилиады IV.137; Гигин. Мифы 52, 152 и 154; Еврипид. Ипполит 737; Аполлоний Родосский IV.598 и сл.; Лукиан. Разговоры богов 25; Овидий. Метаморфозы I.755; Вергилий. Буколики VI.62; Диодор Сицилийский V.3; Аполлодор I.4.6.

* * *

1. Подчиненность солнца луне вплоть до того момента, когда Аполлон занял место Гелиоса и превратил бога солнца в интеллектуальное божество, является отличительный чертой древнегреческого мифа. Гелиос даже не был олимпийцем, а всего лишь сыном титанаКак явствует из предыдущего, титаны - более древние боги, чем олимпийцы, а значит, с точки зрения мифомышления - более почитаемые боги. Так что слова «всего лишь сын титана» дают совершенно неверную картину системы богов. Да и с любой точки зрения быть двоюродным братом Зевса - весьма почетно. . Несмотря на то, что со временем Зевс приобретает некоторые солярные характеристики, заимствованные у хеттского и коринфского бога Тесупа (см. 67.1) и других восточных солнечных божеств, они остаются несущественными по сравнению с тем, что ему подчинялись громы и молнии. Количество скота в стадах Гелиоса, который в «Одиссее» предстает под именем Гипериона (см. 170. t ), напоминает о его подчиненности Великой богине: оно соответствует количеству дней, содержащихся в двенадцати полных лунных месяцах, как в календаре Нумы (Цензорин XX), минус пять дней, посвященных Осирису, Исиде, Сету, Гору и Нефтиде. Кроме того, это произведение «лунных чисел» - пятидесяти и семи. Так называемые дочери Гелиоса - это жрицы луны, поскольку в древнеевропейской мифологии коровы относились к лунному, а не солярному культу. Мать Гелиоса волоокая Эврифаесса - это не кто иной, как сама луна-богиня. Пересекающая небосвод солнечная колесница является, по сути, эллинской аллегорией, однако Нильссон в книге «Примитивное восприятие времени» (1920) показал, что культ предков даже в классической Греции строился только по лунному календарю, как и все земледелие в Беотии времен Гесиода. Золотые кольца, найденные в Тиринфе и на микенском акрополе, подтверждают, что богине подчинялись как луна, так и солнце, которое изображалось у нее над головой.

2. В рассказе о Фаэтоне, чье имя - всего лишь одно из имен самого Гелиоса (Гомер. Илиада XІ.735 и Одиссея V.479), присутствует нравоучение, в котором колесница играет роль аллегории, а суть нравоучения сводится к тому, что отцы не должны портить своих сыновей, позволяя им поступать по советам женщин. Однако притча эта не столь проста, как кажется. Ее мифологическая значимость заключается в указании на ежегодное принесение в жертву юноши царского рода, причем жертвоприношение совершалось в день, который не принадлежал звездному году, а считался частью года земного. Это был день, следующий за самым коротким днем в году. На закате разыгрывалась смерть царя-жреца: мальчик-интеррекс сразу получал все титулы, почести и священные реликвии царя, женился на царице, а сутками позже приносился в жертву. Во Фракии его разрывали на куски женщины в масках кобылиц (см. 27. d и 130.1), а в Коринфе и других местах его привязывали к солнечной колеснице и взбешенные лошади несли ее, пока она не разбивалась и юноша не погибал. После этого прежний царь вновь появлялся из своей могилы, служившей ему все это время укрытием (см. 41.1), и наследовал трон от мальчика-царя. Мифы о Главке (см. 71. a ), Пелопе (см. 109. j ) и Ипполите (см. 101. g ) повествует именно о таком обычае, который в Вавилон принесли, по всей вероятности, хетты.

3. Черные тополя были священными деревьями Гекаты, а белые тополя символизировали надежду на воскресение (см. 31.5 и 134. f ). Поэтому превращение сестер Фаэтона в тополей указывает на наличие острова-усыпальницы, где жрицы исполняли обряды у прорицалища родового царя. Такая точка зрения подтверждается еще и тем, что сестры Фаэтона превратились также в заросли ольхи, а ольха росла по берегам принадлежавшего Кирке острова Эя. Это остров-усыпальница, расположенный в Адриатическом море, недалеко от впадения в него реки По (Гомер, Одиссея V.64 и 239). Тополя были священными деревьями Форонея, героя-прорицателя, открывшего секрет получения огня (см. 57.1). Долина реки По представляла собой южную оконечность существовавшего в эпоху бронзы «янтарного пути», по которому священный солнечный камень янтарь доставляли с Балтики в Средиземноморье (см. 148.9).

4. Родос являлся собственностью луны-богини Данаи, которую также называли Камира, Иалиса и Линда (см. 60.2) до тех пор, пока ее не вытеснил хеттский солнечный бог Тесуп, которому поклонялись в образе быка (см. 93.1). Данаю можно отождествить с Галией («морская»), Левкофеей («белая богиня») и Электрио («янтарь»). Шесть сыновей и одна дочь Посейдона и семь сыновей Посейдона - это указание на семидневную неделю, каждый день которой был посвящен определенной планете или титану (см. 1.3). Актий не основывал Гелиополиса, поскольку Онн, или Аун, является одним из древнейших египетских городов. Смешно выглядит утверждение, будто он научил египтян астрологии. Однако после Троянской войны родосцы оставались некоторое время единственными морскими купцами, которых признавали фараоны, и не исключено, что они поддерживали культовые связи с Гелиополем, который был центром культа бога Ра. «Гелиопольский» Зевс в окружении статуй, олицетворяющих семь планет и установленных в цоколе монумента, возможно, был создан не без родосского влияния, как и аналогичные статуи, найденные в Тортосе (Испания) и Библосе (Финикия) (см. 1.4).