Вопрос священнику. Молитвенное правило

  • 29.09.2019

Откуда взялись утренние или вечерние молитвы? Можно ли вместо них использовать что-то другое? Обязательно ли молиться два раза в день? Можно ли молиться по правилу св.Серафима Саровского? Молиться ли детям молиться по «взрослому» молитвослову? Как готовиться к Причастию? Как понять, что молитва - диалог, а не монолог? О чем молиться своими словами? О молитвенном правиле мы разговариваем с протоиереем Максимом Козловым , настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ.

- Отец Максим, откуда взялось существующее молитвенное правило - утренние и вечерние молитвы?

В том виде, в каком молитвенное правило печатается сейчас в наших молитвословах, его не знают другие Поместные Церкви, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали ориентироваться на церковную печать Российской империи и де-факто заимствовали наши богослужебные книги и соответствующие печатные тексты. В греко-говорящих Православных Церквях мы подобного не увидим. Там в качестве утренних и вечерних молитв для мирян рекомендуется такая схема: вечером - сокращение повечерия и некоторых элементов вечерни, а в качестве утренних молитв - неизменяемые части, заимствованные из полунощницы и утрени.

Если мы посмотрим на традицию, зафиксированную по историческим меркам сравнительно недавно - например, откроем «Домострой» протопопа Сильвестра - то мы увидим почти до фантастичности идеальную русскую семью. Задача была дать некий образец для подражания. Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра, вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед иконами вместе с домочадцами и слугами.

Если мы обратим внимание на монашеское, священническое правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются на малом повечерии.

Собрание молитв под числами возникло достаточно поздно. Первый известный нам текст - это «Подорожная книжица» Франциска Скорины, и на сегодня у литургистов нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано. Мое предположение (его нельзя считать окончательным утверждением) таково: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние и контакты с униатами. Скорее всего, имеет место если не прямое заимствование от униатов, то определенного рода заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной на тот момент католической церкви, отчетливо делившей свой состав на две категории: церковь учащих и церковь учащихся. Для мирян предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов, вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень и внутрицерковный статус мирянина.

Кстати, в некоторых молитвословах ХVIII-XIX столетия мы видим еще рецидив того сознания (сейчас это не перепечатывается, а в дореволюционных книгах можно найти): скажем, молитвы, которые христианин может читать на литургии во время первого антифона; молитвы и чувствования, которые христианин должен прочитать и пережить во время малого входа… Что это как не некий аналог для мирянина тех тайных молитв, которые священник прочитывает во время соответствующих частей литургии, но только отнесенные уже не к священнослужителю, а к мирянину? Я думаю, что плодом того периода истории нашей Церкви и явилось возникновение сегодняшнего молитвенного правила.

Ну а повсеместное распространение в том виде, в каком оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая норма для мирян. Трудно сказать, в какой именно год, в какое десятилетие это случилось. Если мы почитаем поучение о молитве наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия, то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета, ни у святителя Игнатия мы не найдем.

Так что с одной стороны признавая существующее молитвенное правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной, отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.

Можно ли изменять молитвенное правило? Сейчас установился такой подход среди мирян: можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать. Что вы думаете на этот счет?

В том виде, в каком они есть, утренние и вечерние молитвы находятся в некотором несоответствии принципу построения православного богослужения, в котором соединяются, как все мы хорошо знаем, изменяемая и неизменяемая часть. При этом среди изменяемых частей есть повторяемые - ежедневно, еженедельно, раз в год - круги богослужения: суточный, седмичный и годичный. Этот принцип соединения твердого неизменного костяка, скелета, на который все наращивается, и варьируемых, изменяемых частей очень мудро устроен и соответствует самому принципу человеческой психологии: ей, с одной стороны, необходима норма, устав, а с другой - вариативность, чтобы устав не превратился в формальное вычитывание, повторение текстов, не вызывающих уже никакого внутреннего отклика. И тут как раз есть проблемы с молитвенным правилом, где одни и те же тексты утром и вечером.

При подготовке к Причастию у мирян имеют место три одних и тех же канона. Даже в священническом приготовлении каноны различны по седмицам. Если открыть служебник, то там сказано, что в каждый день недели вычитываются свои каноны. А у мирян правило неизменно. И что, всю жизнь читать только его? Понятно, что будут возникать определенного рода проблемы.

Святитель Феофан дает совет, которому в свое время я очень порадовался. Я сам и другие известные мне люди нашли для себя в этом совете много духовной пользы. Он советует при чтении молитвенного правила для борьбы с холодностью и сухостью сколько-то раз в неделю, заметив стандартный хронологический промежуток, уходящий на чтение обычного правила, попытаться в те же пятнадцать-двадцать минут, полчаса не ставить себе задачу непременно все прочитать, но многократно возвращаясь к тому месту, с которого мы отвлеклись или ушли мыслью в сторону, добиваться предельного сосредоточения на словах и смысле молитвы. Хоть бы в те же двадцать минут мы прочитали только начальные молитвы, но зато учились бы делать это по-настоящему. При этом святитель не говорит, что вообще нужно перейти на такой подход. А говорит, что нужно соединять: в какие-то дни целиком читать правило, а в какие-то - таким образом молиться.


Если взять за основу церковно-богослужебный принцип построения молитвенной жизни, разумно было бы или соединять, или частично заменять те или иные составляющие утреннего и вечернего правила на, предположим, каноны, которые есть в каноннике - там их явно больше, чем в молитвослове. Есть совершенно дивные, удивительные, прекрасные, восходящие в значительной части к преподобному Иоанну Дамаскину молитвословия Октоиха. Готовясь к Причастию в воскресный день, почему бы не прочитать тот Богородичный канон или тот воскресный канон к Кресту Христову или Воскресения, которое есть в Октоихе? Или взять, скажем, канон Ангелу Хранителю соответствующего гласа из Октоиха, чем один и тот же, который предлагается на протяжении многих лет читать человеку.

Для многих из нас в день принятия святых Христовых Таин, особенно для мирян, независимо от частоты причащения, душа, а не леность пододвигает человека скорее искать благодарение Богу в тот день, чем вновь повторить вечером слова, что «согреших, беззаконновах» и так далее. Когда все в нас еще полно благодарности Богу за принятие Святых Христовых Таин, ну что бы, к примеру, не взять то или иное акафистное пение или, скажем, акафист Иисусу Сладчайшему, или какое-то другое молитвословие и не сделать его центром своего молитвенного правила на этот день?

Вообще-то к молитве, скажу такое страшное словосочетание, нужно относиться творчески. Нельзя ее засушивать до уровня формально исполняемой схемы: иметь, с одной стороны, тяготу от того, что эту схему приходится день за днем, год за годом исполнять, а с другой стороны - какое-то периодическое внутреннее удовлетворение от того, что я должное исполняю, и чего вы там на небе от меня еще хотите, я же и так сделал, не без труда, то, что полагается. Молитву нельзя превращать в вычитывание и исполнение только обязанности, и считать - вот у меня нет дара молитвы, я человек маленький, святые отцы, аскеты, мистики молились, ну а мы уж так побредем по молитвослову - и спроса-то никакого нет.

Кто должен решать, какое молитвенное правило должно быть - это сам человек должен решать или все-таки надо идти к духовнику, к священнику?

Если у христианина есть духовник, с которым он определяет константы своего внутреннего духовного строя, то абсурдно было бы обойтись в данном случае без него, и самому, только своей головой решить, что делать. Мы изначально предполагаем, что духовник - это человек как минимум не менее опытный в духовной жизни, чем тот, кто к нему обращается, а в большинстве случаев несколько более опытный. И вообще - одна голова хорошо, а две лучше. Со стороны виднее то, что человек, даже разумный во многих отношениях, может не заметить. Поэтому благоразумно при определении чего-то, что мы стремимся сделать постоянным, посоветоваться с духовником.

Но на всякое движение души не насоветуешься. И если сегодня захотелось открыть Псалтырь - не в плане регулярного чтения, а просто открыть и добавить к своему обычному молитвенному деланию псалмы царя Давида - не звонить же батюшке? Другое дело, если хочешь начать читать кафизмы вместе с молитвенным правилом. Тогда нужно посоветоваться и брать на это благословение, а священник, исходя из того, готов ли ты, поможет тебе советом. Ну а на просто естественные движения души - тут уж как-то самому нужно решать.

Я думаю, что как раз начальные молитвы лучше не опускать без нужды, потому что в них есть может быть самый концентрированный опыт Церкви - «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», кто научил нас молитве «Отче наш» мы и так знаем, «Достойно есть» или «Богородице Дево радуйся» - их так немного, и они настолько очевидно избраны молитвенным опытом Церкви. Устав нам и так иной раз предлагает от них воздержаться. «Царю Небесный» - мы ждем 50 дней до праздника Пятидесятницы, на Светлой Седмице у нас вообще особенное молитвенное правило. Не понимаю логики этого отказа.

Почему молиться надо именно два раза в день - утром и вечером? Одна наша читательница пишет: когда я занимаюсь с детьми, готовлю или убираюсь, мне так легко молиться, но как только я встаю перед иконами - все, как отрубает.

Тут возникает сразу несколько тем. Никто не призывает нас ограничиться только утренним или вечерним правилом. Апостол Павел прямо говорит - непрестанно молитесь. Задача доброго устроения молитвенной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение дня о Боге не забывать, в том числе и не забывать молитвенно. В нашей жизни есть много ситуаций, когда молитву можно в себе развивать отчетливым образом. Но с нежеланием встать и помолиться именно тогда, когда это предполагается долгом, нужно бороться, потому что, как мы знаем, враг рода человеческого там особенно противится, когда нет нашего самохотения. То легко делается, что делается, когда я хочу. Но то становится подвигом, что я должен делать вне зависимости от того, хочу или не хочу. Поэтому я бы советовал не отказываться от усилий поставлять себя на утренние и вечерние молитвы. Размер ее - другое дело, особенно у матери с детьми. Но она должна быть, как некая постоянная величина молитвенного устроения.

В отношении же молитв в течение дня: мешаешь кашку, молодая мама, - ну напевай про себя молитву, или если как-то больше можешь сосредоточиться - молитву Иисусову про себя читай.

Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы - это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте, в автомобиле во всем нам известных московских пробках. Молись! Не трать время впустую, не включай ненужное радио. Не узнаешь новости - переживешь без них несколько дней. Не думай, что в метро ты так устал, что тебе хочется забыться и заснуть. Ну хорошо, не можешь читать по молитвослову в метро - читай «Господи, помилуй» про себя. И это будет школой молитвы.

- А если за рулем едешь и диск ставишь с молитвами?

Я когда-то относился к этому очень жестко, думал - ну что эти диски, халтура какая-то, а потом на опыте разных священнослужителей и мирян увидел, что это может быть подспорьем в молитвенном правиле.

Единственное, что я бы сказал - не нужно всю молитвенную жизнь сводить к дисковому прослушиванию. Абсурдно было бы, придя вечером домой и становясь на вечернее правило, вместо самого себя включить диск, и какой-нибудь благоговейный лаврский хор и опытный иеродиакон привычным гласом начнет тебя убаюкивать. Все в меру должно быть.

- Как вы относитесь к правилу Серафима Саровского?

Как можно относиться к правилу, которое дал великий святой? Как к правилу, которое дал великий святой. Я просто хочу напомнить, при каких обстоятельствах он его дал: он дал его тем инокиням и послушницам, которые находились на тяжелых труднических послушаниях по 14-16 часов в сутки. Дал им для того, чтобы они начинали и кончали им день, не имея возможности для исполнения регулярных монашеских правил, и напоминал о том, что соединять это правило нужно с внутренним молитвенным деланием во время тех трудов, которые они несут в течение дня.

Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы - это все, на что у него силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима. Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом - ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут - то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом.

Отец Максим, если во время молитвы своими словами возникают какие-то удачные слова, которые хочется записать и по ним потом молиться, можно ли так сделать?

Запиши и молись, конечно! Молитвы, которые мы читаем в молитвослове, созданные великими святыи, так и родились. Они этими словами как своими молились. И кто-то, они или их ученики, когда-то записали эти слова, и они потом из личного опыта стали опытом Церкви.

Мы по большей части не можем претендовать на то, что наши удачи получат широкое церковное распространение, но, скажем, недавно возникшая, ставшая дорогой для многих православных христиан, молитва Оптинских старцев, молитва святителя Филарета, некоторые из молитв святого Иоанна Кронштадского - именно так и появились. Не нужно этого бояться.

Многие родители говорят о том, что детям и подросткам некоторые из вечерних молитв совершенно непонятны и не близки. Как вы считаете, могла бы мать сама составить своим детям какое-то молитвенное правило?

Это было бы очень разумно. Во-первых, потому что в иных случаях речь идет о грехах, которых дети не знают, и чем они позднее их узнают, тем лучше. Во-вторых, это молитвы в значительной мере соотносимы с опытом человека, уже прошедшего изрядный путь жизни, имеющего какие-то понятия о духовной жизни, о собственной немощи и о неудачах, которые в духовной жизни у нас бывают.

Главное, что мы должны стремиться воспитать в детях - это желание молиться и радостное отношение к молитве, а не как к чему-то такому, что необходимо делать из-под палки, как тягостный долг, от которого отвертеться нельзя. Главным в этом словосочетании будет слово «тягостный». К детскому правилу нужно относиться очень и очень деликатно. И пусть лучше дети молятся меньше, но с охотой. Из маленького ростка может со временем вырасти большое дерево. Но если мы засушим его до состояния скелета, то даже если это будет нечто большое, жизни в нем не будет. И потом придется с трудом все создавать заново.

Батюшка, а если во время чтения последования ко Причастию первые десять минут читаешь и действительно чувствуешь, что молишься, а потом чисто чтение идет?

Во-первых, нужно заметить, регулярно ли это с нами происходит. И если к этому есть некоторая тенденция, то благоразумно будет постараться правило к Причащению распределить на несколько дней. Действительно, многим трудно сосредоточенно прочитать сначала три канона, потом канон к Причастию, потом правило к Причастию, где-то еще поместить вечерние или утренние молитвы - это, как правило, больше регулярной нормы человека. Ну что бы те же три канона не распределить по двум-трем дням, которые следуют перед Причастием? Это поможет нам путь говения, приготовления пройти более сознательно.

- А если человек причащается каждую неделю, то как, по-вашему, нужно готовиться?

Я надеюсь, что вопрос о мере приготовления к Причастию станет одной из тем соответствующей комиссии межсоборного присутствия. Многие из священнослужителей и мирян осознают, что невозможно перенести механически те нормы, которые сложились в XVIII-XIX столетии при весьма редком причащении мирян - раз в год или в четыре многодневных поста, или чуть чаще - редко кто из мирян, в том числе весьма благочестивых, причащался тогда чаще. Не хочу сказать, что это непременно было плохо, но такова была тогдашняя практика духовной и таинственной жизни мирян.

Уже в советское время сложилась практика, при которой значительная часть наших мирян стала причащаться часто или весьма часто, до еженедельного причастия включительно. Понятно, что, если человек причащается еженедельно, неделю ему говеть невозможно, его жизнь будет целиком постом. Никоим образом не предлагая это в качестве нормы для всех, исходя из советов опытных священников, которых я знал в своей жизни, и из какой-то оценки пользы для людей на приходах, в которых пришлось служить, мне представляется, что если человек в воскресенье причащается, то пятница и суббота будут достаточными днями говения для приобщающегося Святых Христовых Таин. Есть канонические проблемы с субботой, но все же странно было бы отменять пост накануне воскресного причащения. Хорошо бы не пропустить вечернее богослужение накануне в субботу вечером, если жизненные обстоятельства сколько-нибудь это позволяют.

Скажем, для матери с детьми это, наверное, не всегда реально. Возможно, необходимости так часто причащаться нет, но есть стремление, а присутствовать на вечернем богослужении не получается. Или для человека, который много работает, отца многодетного семейства. Часто бывает, что такой человек не может отменить работу в субботу, но душа его просит Причастия. Я думаю, он имеет право прийти причаститься и без вечернего богослужения. Но все же если он предпочел в субботний вечер в кино сходить или еще куда-нибудь - то он предпочел досуг. Все же посещение кино, театра или даже концерта - не думаю, что могут быть путем приготовления к принятию Святых Христовых Таин.

Уж точно никто не должен никак отменять канон и молитвы перед Святым Причастием. А вот иные - то, что мы говорили о трех канонах и прочем - наверное, могут по совету с духовником каким-то образом распределяться по дням, заменяться иным усугублением молитвословий.

Главная задача молитвенного правила к Причащению - чтобы у человека хотя бы маленький, но был отрезок жизненного пути, в котором главным его ориентиром было бы приготовление к принятию Евхаристии. Каков в его конкретных жизненных обстоятельствах будет этот отрезок - на сегодня определяется скорее индивидуально самим человеком вместе с духовником. Какие-то более отчетливые ориентиры, я надеюсь, соборный разум Церкви даст в результате трудов Межсоборного присутствия.

Вопрос от нашего читателя: «Христос говорил не уподобляться язычникам в многословии молитвы, а у нас все-таки молитвы достаточно длинные».

Господь говорил это, прежде всего, для того, чтобы мы не молились многословно напоказ. Господь в этом фарисеев в значительной мере обличал.

При множестве слов, которые мы видим в наших молитвословиях, эти молитвы имеют три главных цели - покаяние, благодарность и хвалу Богу. И если мы на этом будем себя сосредотачивать, то это будет благая цель молитвы.

Много же слов часто нужно по одной простой причине: чтобы мы из девяноста - девяноста пяти процентов, которые для нас окажутся рудой, пять процентов алмазов для души все же обрели. Редко кто из нас умеет так подойти к молитве, чтобы зная, что она будет продолжаться три минуты, эти три минуты отсекши все житейские попечения сосредоточиться и войти во внутренние сердца своего. Нужен некоторый разгон, если хотите. И тогда в течение этого сколько-то протяженного молитвословия будет несколько вершин сосредоточения, какого-то движения души и сердца. Но если не будет этого пути, то не будет и вершин.

Когда обсуждается творческое отношение к молитвенному правилу, большинство людей относится к этому болезненно. Это касается и поста, и много чего другого в церковной жизни. Как вы считаете, почему это происходит?

Есть некоторая тенденция, наша русская, являющаяся оборотной стороной другой положительной тенденции - это тенденция к обрядоверию. Известно, что, по словам святителя Григория Богослова, у греков при общем богословско-созерцательном направлении склада души народа оборотной стороной этого было пустословие о высоком. Известна фраза святителя, что нельзя на рынок прийти рыбу купить, чтобы не услышать рассуждения о двух природах и о соотношении ипостасей. У нас у русских такой склонности к богословию до возникновения эпохи интернета никогда не было. Но была склонность скорее к священному, сакральному, возвышенному, воцерковленному бытию, ну и быту одновременно, в котором бы все соединялось в Церкви, все было бы церковно. Тот же Домострой в этом смысле очень показательная книга.

Но оборотной стороной является сакрализация до крайности обряда и всего, что связано с буквой. Покойный профессор Московского Университета Андрей Чеславович Козаржевский любил говорить на своих лекциях еще в советское время, что если в Церкви священник вдруг скажет не «Отче наш» а «наш Отче», то его посчитают еретиком. Это правда так, для многих это может оказаться каким-то вызовом. Другое дело, с чего бы священник так говорил, но даже на уровне какой-то оговорки - посчитают, что это очень и очень странная и опасная тенденция. Так что я бы это связал с общим строением нашего русского менталитета.

С другой стороны, здесь некое понимание того, что не нужно колебать того, что прочно стоит (цитирую святителя Филарета), чтобы перестроение не обратить в разрушение. Человек, ищущий доброго устроения своей молитвенной жизни, всегда должен стремиться к предельной честности пред Богом и понимать, что он заботится о молитве, а не о ее сокращении. О ее наполнении, а не о том, чтобы себя пожалеть, не творчески что-то искать, а просто меньше молиться. В этом случае надо честно себе сказать: да, моя мера не та, которую я себе представлял, а вот эта - совсем маленькая. А не то, что «я нашел это путем творческого молитвенного поиска».

Как можно почувствовать, что молитва - не монолог, а диалог? Можно тут на какие-то свои ощущения ориентироваться?

Святые отцы учат нас не доверяться эмоциям на молитве. Эмоции - не самые надежный критерий. Вспомним хотя бы евангельскую притчу о мытаре и фарисее: довольным своей молитвой, правильным ощущением своего внутреннего устроения ушел не тот, кто был более оправдан Богом, как нам Христос-Спаситель говорит.

Молитва узнается по плодам. Как покаяние узнается по результатам - по тому, что с человеком происходит. Не по тому, что я сегодня пережил эмоционально. Хотя каждому из нас дороги слезы на молитве и теплота души, но нельзя молиться так, чтобы вызвать в себе слезы или искусственным образом разогреть теплоту души. Ее нужно благодарно принимать, когда Господь ее дает как дар, но не чувства, а наши отношения с Богом должны быть целью молитвы.

- А если во время молитв чувствуешь усталость?

Амвросий Оптинский говорит, что лучше сидя подумать о молитве, чем стоя о ногах. Но опять же - только честно. Если усталость наступает после тридцатой секунды молитвы, если значительно лучше у нас получается молиться сидя в кресле или лежа на подушке, то это уже не усталость, а внутреннее лукавство. Если у человека пяточный нерв защемлен - ну так пусть сидит, бедный. Мама беременная - ну что ее мурыжить с ребенком, на 6-7 месяце? Пусть полулежит, как может.

Но нужно помнить: человек - существо душевно-телесное, психофизическое, и само по себе положение, устроение тела во время молитвы имеет значение. Я не буду говорить о высоких вещах, о которых никто из нас понятия не имеет - о том, как сосредоточить внимание в верхней части сердца, например. Я даже не знаю, где верхняя часть сердца находится и как там сосредоточить внимание. Но то, что почесывание в ухе или ковыряние в носу отражается на том, как мы молимся - это, я думаю, понимают даже не такие возвышенные мистики.

Как быть с молитвами для новоначальных? Есть специальные молитвословы для них, но там не более понятные молитвы, чем в обычных.

Мне кажется, новоначальных нужно, прежде всего, вот чему научить - чтобы для них молитвы стали понятны. И здесь хорошую роль могут выполнять молитвословы а) толковые и б) с параллельным переводом на русский язык. В идеале, чтобы это сочеталось: чтобы это был и перевод на русский язык, и какое-то толкование.

Скажем, до революции выходила серия по двунадесятым праздникам Н.А.Скабаланович, где был весь славянский текст службы праздника, параллельный перевод на русский язык и пояснение смысла того, что иногда недостаточно перевести. Я думаю, что если людям сделать текст молитвы понятным, то это снимет многие затруднения. А уж размер молитвенного правила - это дело такое, которое скорее индивидуально должно определяться.

Можно человеку, только-только заинтересовавшемуся церковной жизнью, посоветовать молитву Оптинских старцев, например, в качестве молитвенного правила?

Да, чаще всего новоначальных нужно скорее ограничивать от передозировки. Мой опыт говорит скорее о другом: новоначальные в неофитском рвении стремятся взять больше, чем они могут. Им скорее нужно сказать: «Читай вот это и все, миленький, потом когда-нибудь будешь больше молиться. Не нужно трех кафизм читать».

Вопрос от нашего читателя: у него сложные отношения с отцом, они никогда не общались особенно близко. После воцерковления он почувствовал, что он не может разговаривать с Богом как с Отцом с большой буквы.

Это какой-то специфический духовный комплекс, я бы сказал. Трудно говорить в отношении человека, которого я не знаю, тем более выносить какие-то суждения, которые могут критически говорить о его внутреннем устроении, но пусть он задаст себе вопрос: не происходит ли у него определенного рода абсолютизация личного опыта на масштаб Вселенной? То есть, не получается ли так, что если я в пределах моего бугорка и кочки имел некий отрицательный опыт, то не могу себя никак научить смотреть в иной перспективе, кроме как с этой кочки и с этого бугорка?

По этой логике, дети, которых мать бросила, не могут или не должны научиться любить Пресвятую Богородицу… Мне кажется, здесь неготовность принять тот тяжелый, но зачем-то Богом попущенный этому человеку опыт, а не только неудачные отношения с собственным отцом. Но повторю: я так рассуждаю по трем строкам этого вопроса, проблема может быть значительно более глубокой, нужно больше человека знать, чтобы сказать.

Батюшка, о чем молиться своими словами? Иногда говорят: не проси смирения, потому что тебе такие скорби пошлет Бог, что ты сама не рада будешь.

Молиться нужно о едином на потребу. Почему, собственно, не просить смирения? Как будто нас в небесной канцелярии подслушивают, и если мы что-то такое скажем, то нам сразу: ах ты попросил, вот тебе палкой по голове, держи. Но если мы верим в Промысел Божий, а не в какое-то небесное КГБ, отслеживающее неправильные слова, то бояться просить правильного мы не должны.

Другое дело, что в иных случаях нужно сознавать цену молитве. Скажем, мать, просящая об избавлении от страсти наркомании своего сына, должна понимать, что это менее всего вероятно произойдет так, что завтра он проснется аки агнец, забывший о своих пристрастиях, трудолюбивый, воздержанный и любящий своих ближних. Скорее всего, прося об избавлении сына, она просит ему скорбей, болезней, тех или иных очень непростых жизненных обстоятельств, с которыми сын может столкнуться - может быть, армии, тюрьмы.

Цену молитвы нужно осознавать, но молиться, тем не менее, нужно о правильном и не бояться Бога. Мы верим в Отца нашего Небесного, Который Сына своего Единородного послал, чтобы верующие в Него не погибли, а не чтобы их всех приструнить каким-то правильным образом.

- А в чем вообще смысл просящей молитвы, если Господь и так знает, что нам нужно?

Бог знает, но ждет от нас благого произволения. «Бог спасает нас не без нас», - эти дивные слова преподобного Петра Афонского в полной мере относятся и к молитве. А мы спасаемся не как кубики, которые переставляются с места на место, а как живые личности, как ипостаси, вступающие в отношения любви с Тем, Кто нас спасает. И эти отношения подразумевают наличие свободной воли и нравственного выбора от человека.

Беседовала Мария Абушкина

В разные эпохи в Церкви существовали различные формы утренних, дневных, вечерних молитвословий. Для нашего времени характерна традиция прочтения некоторого сравнительно небольшого числа утренних молитв, а также молитв на сон грядущим, которые и составляют минимальное молитвенное правило верующего человека. При всей кажущейся простоте это одна из тем, которая у людей, живущих церковной жизнью, регулярно рождает вопросы. Как преодолеть себя и наладить регулярную молитву? Как превратить правило из некоего текста в неотъемлемую часть своей жизни? Своим пастырским и личным христианским опытом в этих вопросах делится игумен Нектарий (Морозов).

Сопротивляясь хаосу

Прежде чем говорить о молитвенном правиле, нужно сказать, хотя бы вкратце, в принципе о месте молитвы в жизни человека. Мы знаем, что назначением человека, в отличие от всех иных сотворенных Богом земных существ, является постоянное богообщение. А молитва является, безусловно, тем естественным и тем совершенным способом богообщения, который для нас доступен.

Молитва может быть общей, совершаемой в храме, может быть частной, но тем не менее назначение ее всегда одно: направить ум и сердце человека к Богу и дать человеку возможность к Нему обратиться и в то же время хотя бы отчасти — настолько, насколько в нашем состоянии это возможно — ответ Божий услышать. Но для того чтобы эту способность обращаться к Богу в себе взращивать, человек должен учиться молиться. Если человек молится, то молитва постепенно изменяет его состояние. И не случайно утренние и вечерние молитвословия, которые мы ежедневно совершаем, называются словом «правило»: можно сказать, что молитвенное правило действительно правит нашу душу — выправляет ее положение по отношению к Богу. Мы имеем множество различных стремлений, иногда совпадающих одно с другим, иногда противящихся друг другу, и наша внутренняя жизнь постоянно находится в состоянии неупорядоченном, в каком--то хаосе, с которым мы иногда боремся, а иногда — и чаще всего — примиряемся, успокаивая себя тем, что это норма существования. А молитва выстраивает жизнь человека должным образом, поэтому когда человек молитвой не пренебрегает, всё в его жизни постепенно становится на свои места.

Почему так происходит? Потому что когда человек обращается к Богу, то он в молитве обретает прежде всего самого себя — такого, какой он есть, такого, каким он себя зачастую среди суеты, дел, множества разговоров и попечений даже и не видит. Встав в молитве перед Богом, каждый из нас начинает понимать, что в его жизни по-настоящему важно, что находится на втором или третьем месте, что не важно совсем… Если же человек о молитве небрежет, то этой внутренней ясности у него, безусловно, не возникает, и не выстраивается та система приоритетов, которая должна быть в жизни христианина — в которой важнее Бога и того, что связано с исполнением заповедей евангельских, ничего нет.

Нет регулярности — нет основы

Чтение молитвенного правила, с одной стороны, занимает совсем немного времени — это ничтожно малая доля нашего дня. С другой стороны, для человека, который молиться не привык, а привык тратить это утреннее и вечернее время на что-то другое, регулярно совершать этот труд оказывается нелегко. Так что приобретение навыка утром встать и прежде всех других дел помолиться, вечером преодолеть усталость, выключить, может быть, телевизор и прочесть необходимые молитвословия, является по сути самым простым и самым первым подвигом для человека, только-только к христианской жизни приступающего.

Что делать, если ежедневное молитвенное правило никак не удается наладить? Иногда, беседуя с человеком, приходится дать ему такой совет: «Если для Вас так сложно полностью читать каждое утро и каждый вечер молитвы, определите себе по крайней мере какую-то часть из утренних молитвословий, какую-то часть из молитв на сон грядущим, которую Вы в любом случае будете читать регулярно, потому что только регулярность является в данном случае залогом движения вперед». Не будет регулярности — не будет той основы, на которую человек в дальнейшем может опереться.

Случается иногда так, что человек приходит домой, у него был невероятно тяжелый день, он потратил все силы и может уже только упасть и заснуть. В таком случае следует хотя бы кратко, две-три минуты, помолиться и после этого ложиться спать. Старец Симеон Благоговейный говорил своему ученику, преподобному Симеону Новому Богослову, что достаточно тогда прочитать молитвы с Трисвятого по «Отче наш» и перекрестить свое ложе. Но нужно понимать: речь идет о ситуации исключительной, а не о повторяющейся из раза в раз. Более того, нужно иметь в виду, что враг порой наводит на человека сон именно перед чтением правила, а стоит закончить молиться или передумать молиться — и ты бодр, чувствуешь себя хорошо, можешь хоть заново день проживать. Так бывает и когда мы приступаем к духовному чтению или приходим на службу. Этому не нужно поддаваться. Самый простой совет: положить несколько земных поклонов и затем продолжить молитву. Такое действие, во-первых, разгоняет кровь и отгоняет сон, а во-вторых, когда враг видит, что человек в ответ на его усилия только усугубляет свою молитву, то он, как правило, отступает.

«Выигрывая время», проигрываем всё

Но не только сонливостью враг может во время молитвы искушать человека. Порой стоит только взять молитвослов и открыть первую страницу, как в памяти тут же всплывают какие-то дела, которые прямо сейчас необходимо сделать, так что возникает желание дочитать молитвы поскорее. И в этом случае имеет смысл, напротив, нарочито замедлить чтение молитв — и через несколько минут эта внутренняя суета, эта спешка прекращаются, а враг опять же отступает. Полезно в таких случаях напоминать себе, что те пять или пятнадцать минут, которые мы получим в результате спешки или пропусков каких-то молитв, на самом деле никакой погоды в нашей жизни не сделают, и этот «выигрыш времени» совершенно не окупит того вреда, который мы себе причиним, сделав свою молитву нерадивой и невнимательной. Вообще, когда мы становимся на молитву и нам начинают приходить в голову какие-то очень важные и серьезные мысли, нужно в этот момент очень ясно осознать, что мы предстоим сейчас перед Тем, в Чьих руках находится абсолютно всё — все наши обстоятельства, все наши дела, сама наша жизнь — и потому важнее этого предстояния ничего нет. Все мы прекрасно знаем, что можно порой сколько угодно трудиться, совершать вполне разумные и эффективные действия, а результата не будет никакого, потому что нет на это Божиего благословения. И наоборот, иногда стоит нам только приступить к какому-то делу, и трудному, и непонятному,— и всё как-то складывается, и мы это дело с помощью Божией совершаем.

Если приступить к вечернему правилу человеку обычно мешает усталость, то с утренними молитвами гораздо чаще возникает другая проблема. Человек изо дня в день не может встать по будильнику, вскакивает с постели уже перед самым выходом из дома, и правило остается непрочитанным. Или же просто время в утренние часы распределено так, что молитва туда никак не вписывается. В этом случае борьбу с собой, со своим нерадением стоит, наверное, начинать с того, чтобы всё равно к утреннему правилу приступать и все равно его прочитывать, пусть даже по времени это будет уже и не утро. Помню, как кто-то при мне подобный вопрос задавал архимандриту Кириллу (Павлову) — о том, что не успевает утренние молитвы прочитать прежде всех других дел, не успевает прочитать и потом. Отец Кирилл спросил: «Вечером можешь? Ну тогда читай вечером». Понятно, что утренние молитвы по смыслу своему вечером читаться не должны, но если человек понимает, что от них никуда не денется, все равно придется их читать, то он найдет, скорее всего, и время, и возможность их прочитать утром.

К слову, вечерние молитвы, если изо дня в день никак не получается прочесть их перед сном, можно начать читать за несколько часов до сна — допустим, когда мы приходим после работы домой. Вернее, читаются они в таком случае до молитвы «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет», а затем читается «Достойно есть» и те краткие молитвы, которыми утреннее и вечернее правило обычно заканчивается, а с «Владыко Человеколюбче» молитвы читаются уже непосредственно перед отходом ко сну. Так молиться гораздо легче, потому что тогда мы уже не пугаемся того, что нам нужно будет предпринять значительный для нас молитвенный труд, на который у нас, может быть, не хватит сил.

Есть еще такая хитрость, о которой говорит преподобный Никодим Святогорец: когда становится трудно молиться, сказать себе: «Ну хорошо, хотя бы пять минут помолюсь еще». Молишься пять минут, потом говоришь себе: «Ну еще теперь пять минут». И как ни странно, таким простым способом можно обмануть и врага, и свою собственную плоть.

И еще очень хорошо постараться хотя бы утренние молитвы выучить наизусть. Они довольно легко учатся, поскольку мы их повторяем каждый день, и если мы употребим хотя бы те же усилия, которые употребляли в школе, когда учили стихи, то для нас скорее всего эта задача будет посильной. И тогда мы облегчаем себе жизнь: не получилось прочесть правило, не хватило времени — помолился дома хотя бы кратко, вышел за порог и продолжаешь молиться. Конечно, это не совсем правильно, да и не очень удобно читать про себя молитвы где-то на ходу, в транспорте, но тут нужно руководствоваться таким правилом: если у тебя есть свежий хлеб, ты ешь свежий хлеб, а если только сухари — значит, придется есть сухари, лишь бы не голодать.

Бывает и другой вопрос: «Мне очень сложно читать правило, я читаю и не понимаю». Когда ты что-либо не понимаешь, делать это, тем более изо дня в день, действительно трудно. Но что мешает понять? В отношении молитв нужно в этом случае просто предпринять небольшой, но очень важный труд, о котором часто говорит святитель Феофан Затворник: найти немного времени, сесть и разобрать молитвы, которые входят в правило, подчеркнув в тексте те слова, смысл которых непонятен. А затем — воспользоваться Интернетом, словарем церковнославянского языка, прийти в приходскую библиотеку и попросить соответствующую литературу, обратиться к священнику, в конце концов, — словом, найти, что эти непонятные слова обозначают. Причем слов и выражений, которые действительно могут являться препятствием для понимания смысла той или иной фразы в молитве, на самом деле немного, в остальном же нужно просто поставить себе задачу внимательно прочитать текст и приложить некоторые усилия к пониманию его смысла.

Чуть меньше, чем можем

Порой возникает обратная ситуация: человек читает правило регулярно, всё понимает, но этого объема молитвенного труда ему уже мало, и он хочет что-нибудь к нему прибавить. Мне это кажется совершенно естественным, и у многих людей, живущих церковной жизнью, рано или поздно этот вопрос возникает. Что имеет смысл к молитвенному правилу прибавлять? Наверное, здесь нужно смотреть на то, что человеку более созвучно, на его состояние души. Кому-то больше нравится читать Псалтирь, кому-то — акафисты и каноны, кто-то предпочитает молиться Иисусовой молитвой. И здесь вполне можно следовать своим предпочтениям, однако нужно помнить, что акафисты — в отличие от псалмов, где каждое слово является боговдохновенным — составлялись людьми и потому бывают разного богословского и литературного уровня. Среди них — особенно среди тех, что были написаны в XIX-XX столетиях — немало таких, читать которые не особенно душеполезно. Поэтому, наверное, каждому, кто думает о том, из чего свое молитвенное правило составить, стоит посоветоваться со священником, у которого он исповедуется, и показать ему те молитвословия, которые для дополнения правила выбраны.

Важный момент: если мы для себя определили какой-то объем молитвенного труда, он должен быть постоянным. А то бывает, что человек прибавил к правилу, допустим, кафизму, акафист Иисусу Сладчайшему, какое-то количество молитв Иисусовых, но то одно опускает, то другое, то третье, то всё вместе, то опять всё это начинает читать. Непостоянство колеблет саму основу нашей молитвенной жизни, поэтому лучше брать на себя немного меньше, чем мы можем совершить, но придерживаться этого неотступно. Немного меньше — потому, что когда мы трудимся регулярно, мы начинаем уставать, и если взять максимальный объем, то на него не будет хватать сил. Другое дело, что иногда нам просто хочется помолиться больше, чем мы молимся обычно, душа этого требует, — и в этом у нас, конечно, есть совершенная свобода.

Можно ли чем-то заменить утренние и вечерние молитвы? Нет, их желательно ничем не заменять. В нашей непостоянной жизни должны присутствовать какие-то константы, как бы некие столбики, к которым привязана наша жизнь в течение дня. А если человек отказывается от традиционного молитвенного правила и решает молиться по своему усмотрению, то, как показывает опыт, это приводит к тому, что сегодня он прочел кафизму вместо утренних молитв, завтра — акафист Божией Матери вместо вечерних молитв, а послезавтра не прочел ничего. Я не говорю, что так объективно и должно быть, но получается в основном почему-то именно так. Поэтому я советую утренние и вечерние молитвы читать в любом случае, а к ним уже что-то прибавлять.

Можно ли молиться нерассеянно?

К совершению молитвенного правила, по возможности, нужно готовиться. Не начинать молиться вдруг, но немного постоять и подождать, «дондеже утишатся чувства», как сказано в молитвослове. Желательно помимо этого напомнить себе несколько очень важных и притом совершенно естественных вещей. Вспомнить, во-первых, к Кому мы обращаемся. Поверьте, человек — такое существо, что может порой встать, зажечь лампадку, открыть молитвослов, начать читать молитвы и при этом совершенно не отдавать себе отчета в том, что он делает. Если потом его спросить: «Что ты сейчас делал?», он ответит: «Читал правило», и будет совершенно честен. Но мы должны стремиться не к чтению, а к молитве. Хотя бы краткое время — пусть две или пять минут из тех двадцати, что у нас занимает правило, — мы должны ощущать, что именно молимся, а не только лишь произносим слова. И для того чтобы поддержать в себе это стремление именно молиться, как правило, и нужна бывает подготовка.

Кроме того, что нужно вспомнить: мы обращаемся к Богу, нужно еще напомнить себе, кто мы такие. Именно для этого, наверное, в начале утреннего молитвенного правила и помещается молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Иногда спрашивают: «Как научиться молиться с покаянным настроением?». Знаете, если человеку сказали, что он осужден за какое-то преступление и завтра его расстреляют, ему не надо объяснять, с каким настроением, какими словами просить о помиловании — он сам будет умолять, чтобы ему хотя бы жизнь сохранили. И когда у человека это чувство появляется, он молится должным образом; если же он крайнюю жизненную необходимость милости Божией для себя не осознаёт, то так и будет исполнять правило просто по долгу. И перед чтением правила обязательно нужно свое сердце постараться пробудить: вспомнить опасность того положения, в котором мы находимся; вспомнить, в каком удалении от Бога мы пребываем из-за своих грехов и той внутренней нечистоты, которая в каждом из нас присутствует. И в то же время вспомнить, что, невзирая на нашу удаленность от Бога, Господь Сам к нам близок, и поэтому каждое слово, нами в молитве произнесенное, Он слышит, на каждое слово готов откликнуться, но только в том случае, если на эти слова прежде того откликнулось наше сердце.

Вместе с тем Господь от каждого человека требует лишь то, что человек может дать. И бывает так, что человек начинает свой молитвенный труд добросовестно, но по чувству долга, а не по сердечной потребности. Он знает, что нужно молиться для того, чтобы жизнь его постепенно изменилась, — и молится. И Господь такому человеку дает благодать. Но как только человек может больше, Господь ждет от него большего.

Порой человек говорит: «А у меня не получается молиться нерассеянно, что бы я ни предпринимал». Нужно уяснить, что молиться нерассеянно, всецело предаваясь молитве,— это удел Ангелов, а человек все равно в той или иной степени будет рассеиваться. И наша задача заключается не в том, чтобы требовать от себя полной нерассеянности, а в том, чтобы, когда мы спохватываемся и понимаем, что ум наш отбежал в сторону, возвращать его на место. Но ни в коем случае не должно быть того, чтобы мы позволяли себе устами произносить молитву, а в это время о чем-то размышлять.

Некоторые верующие люди, если отвлекаются в молитве, возвращаются к тому месту, на котором их ум отбежал, и дальше перечитывают заново. На мой взгляд, этого делать не нужно, потому что, по опыту общения с такими людьми, тогда обычное молитвенное правило может занимать и час, и полтора часа, а это совершенно не нормально. У кого-то из Оптинских старцев есть как раз таки предупреждение этого не делать — не перечитывать по десять раз одну и ту же молитву, потому что враг нас специально раз за разом будет сбивать, и наше правило превратится в абсурд. Поэтому чтение все же должно быть последовательным, непрерывным.

Если есть возможность, очень желательно утреннее и вечернее правило дополнить хотя бы очень кратким правилом дневным. Душа человека за день без молитвы успевает остыть — так же, как остывает печка, если в нее целый день не подкладывают дрова. И поэтому если в течение дня мы найдем пять-десять минут для того, чтобы обратиться к Богу с молитвой Иисусовой или прочесть, к примеру, один из псалмов, то очень себе утвердиться в молитве поможем. Известный подвижник ХХ столетия игумен Никон (Воробьев) советовал выделять себе одну минуту в начале каждого часа, чтобы обратиться мысленно к Богу и попросить ходатайства о нашем помиловании, спасении у Пресвятой Богородицы, Ангела-хранителя, святых. Таким правилом, если позволяет это характер нашей занятости, тоже можно руководствоваться. Кроме того, в молитвенное правило христианина входит обычно чтение Священного Писания, и это тоже та часть правила, которая может совершаться в течение дня.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 18 (566)

Спрашивает Дмитрий
Отвечает Инна Белоножко, 26.07.2011


Мир Вам, Дмитрий!

Предлагаю Вам рассмотреть Ваш вопрос с двух сторон.

1. Допустимо ли вообще молиться, лежа на спине?

2. Можно ли не становиться на колени, а молиться лежа?

В первом случае - допустимо. "Непрестанно молитесь" (1Фессалоникийцам 5:17). Можно молиться и лежа в кровати, и когда Вы едете в транспорте или идете по улице, словом, в любой ситуации, действии и положении тела. В молитве важно именно с каким духом Вы приходите поговорить с Господом, со смирением, со святым трепетом и кротостью, или так, просто по привычке, формально.

Случай второй. Когда коленопреклонение для молитвы заменяется на возлежание в кровати по причине лени или усталости. Болезнь я не посчитаю, это понятно, что если человек болен, прикован к кровати, то единственная поза для молитвы будет - лежа.

Понимаете, Дмитрий, когда мы становимся на колени, то настраиваемся на разговор с Господом, приходя в смиренное состояние духа и разума. Мы преклоняемся перед великим Богом, признаем Его, как Господа и Творца. А вот, лежа в кровати, все равно присутствует какая-то расслабленность, это мое личное мнение. Еще вдруг отвлекся, задумался и заснул нечаянно...

Если Вы здоровы и у Вас есть возможность выбрать, в какой позе молиться - то лучше склонится на колени перед Господом, в знак Вашей любви к Нему, уважения и благоговейного отношения!

Благословений и радости!

С уважением,

Читайте еще по теме "Молитва":

В Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса) состоялась первая в этом году беседа Епископа Покровского и Николаевского Пахомия с прихожанами. Некоторые вопросы и ответы, прозвучавшие на ней, представляем вашему вниманию.

— Молитва — это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

— Свобода — это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

— Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

— Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

— Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

— В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

— Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

— Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Так же и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (см.: 1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

— Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (см.: 1 Кор. 11, 10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

— Апостол Павел пишет: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь — можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и встать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

— Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель — со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

— По телеканалу «Союз» транслируют утреннее и вечернее молитвенное правило. Можно ли молиться подобным образом?

— Когда у человека нет сил, когда он болен, то можно, конечно, помолиться и так. Но если позволяет здоровье — лучше молиться самому. Ведь одно дело, когда мы слушаем, как кто-то молится, и повторяем за ним, а другое дело, когда мы молимся сами. Мы спокойно можем поразмыслить над тем или иным отрывком, перечитать его. Но в качестве альтернативы, когда в жизни человека вообще отсутствует молитва, вполне возможно воспользоваться и этим способом.

— Часто во время молитвы рассеивается внимание. Стоит ли возвращаться к тому моменту, где ты «потерял» мысль?

— Стоит в первую очередь бороться с невниманием. Утром рассеяние во время молитвы связано, прежде всего, с тем, что человек торопится на работу. Поэтому стоит понять, сколько времени у нас уходит на прочтение всего правила. Я бы посоветовал читать правило так, как это совершается в храме: с определенным ритмом и интонацией голоса. А лучше по возможности, если мы никому не мешаем дома, читать молитвы вслух.

Когда речь идет о храмовой молитве, которая произносится не вслух, а про себя, есть тоже хороший способ для сосредоточения: нужно не смотреть по сторонам, а закрыв глаза, попытаться сосредоточиться.

— Если время позволяет — читайте и на церковнославянском, и на русском языках. Если нет — то какое-то время хорошо было бы почитать сначала на церковнославянском. Это поможет вам разобраться в службе и понять то, что произносит священник или диакон. А затем регулярно читайте Евангелие на русском языке — так вы более глубоко и внимательно вникните в смысл передаваемого текста.

— Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а станет только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

— Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

— Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

— В дни, когда служба длится всю ночь и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

— Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние — вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Христина Добрынина

Читателям

На сайте «Православное Заволжье» в разделе «Архиерей » в рубрике «Вопрос Архиерею » вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, обрядах, Таинствах, о труднопонимаемых отрывках из Священного Писания и о церковной жизни нашей епархии. Вопрос поступит в редакцию портала «Православное Заволжье» и будет передан для рассмотрения Епископу Покровскому и Николаевскому Пахомию.


Правила молитвы и слова молитвы.

Сегодня нет на свете людей, которые бы не знали значение слова «молитва». Для кого-то это просто слова, а для кого-то гораздо большее – это разговор с Богом, возможность поблагодарить Его, попросить помощи или защиты в праведных делах. Но знаете ли вы, как правильно обращаться с молитвой к Богу и святым в разных местах? Сегодня мы поговорим именно об этом.

Как правильно молиться дома, в церкви, перед иконой, мощам, чтобы Бог нас услышал и помог: православные церковные правила

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни молился Богу – может, это было в церкви, а может, молитва была просьбой о помощи в сложной ситуации и была высказана своими словами. Даже самые стойкие и сильные личности иногда обращаются к Богу. И чтобы это обращение было услышано, следует придерживаться православных церковных правил, речь о которых пойдет далее.

Итак, первый волнующий всех вопрос: «Как правильно молиться дома?». Дома молиться можно и даже нужно, но есть предписанные церковные правила, которых следует придерживаться:

  1. Подготовка к молитве:
  • Перед молитвой следует умыться, расчесаться и одеться в чистые одежды
  • Подойти к иконе с благоговением, не расшатываясь и не махая руками
  • Стать прямо, опираться одновременно на обе ноги, не переминаться, не разминать руки и ноги (стоять практически смирно), допускается молитва на коленях
  • Необходимо душевно и морально настроиться на молитву, прогнать все отвлекающие мысли, сосредоточиться только на том, что вы собираетесь делать и для чего
  • Если вы не знаете наизусть молитву, вы можете читать ее из молитвослова
  • Если вы никогда ранее не молились дома, просто прочтите «Отче наш» и можете далее своими словами просить/благодарить Бога за какое-то дело
  • Читать молитву лучше вслух и не спеша, с благоговением, пропуская каждое слово «сквозь» себя
  • Если во время прочтения молитвы вас отвлекают какие-то внезапно появившиеся мысли, идеи или желания что-либо прямо в этот момент делать, прерывать молитву не стоит, пробуйте отогнать мысли и сосредоточиться на молитве
  • И, конечно же, перед произнесением молитвы, после ее завершения, если это требуется, то и во время ее чтения – обязательно следует осенять себя крестным знамением
  1. Завершение молитвы дома:
  • После того, как вы помолитесь, вы можете заниматься абсолютно любыми делами – будь то приготовление пищи, уборка или прием гостей.
  • Обычно дома читаются утренние и вечерние молитвы, а также молитвы до и после еды. Допускаются молитвы дома и в «экстренных ситуациях», когда преодолевает страх за родных и близких людей или есть тяжелые недуги.
  • Если у вас дома нет икон, молиться можно перед окном, выходящим на восточную сторону или в любом удобном для вас месте, представляя образ того, к кому обращена молитва.
Молитва дома или в церкви

Следующий не менее важный вопрос: «Как правильно молиться в церкви?»:

  • В церкви есть два типа молитв – коллективные (общие) и индивидуальные (самостоятельные)
  • Церковные (общие) молитвы совершаются одновременно группами знакомых и незнакомых людей под руководством батюшки или священника. Он читает молитву, а все присутствующие внимательно ее слушают и повторяют мысленно. Считается, что такие молитвы более сильные, нежели одиночные – когда отвлечется один, остальные продолжат молитву и отвлеченный сможет легко к ней присоединиться, опять став частью потока
  • Индивидуальные (одиночные) молитвы совершают прихожане во время отсутствия службы. В таких случаях, молящийся выбирает икону и ставит перед ней свечу. Затем следует прочесть «Отче наш» и молитву тому, чей образ на иконе. В церкви не допускается молитва вслух в полный голос. Можно молиться только тихим шепотом или мысленно.

В церкви не допускается:

  • Индивидуальная молитва вслух
  • Молитва спиной к иконостасу
  • Молитва сидя (за исключением случаев крайней усталости, инвалидности или тяжелой болезни, из-за которой человек не может стоять)

Стоит отметить, что в молитве в церкви, как и в молитве дома, принято осенять себя крестным знамением перед молитвой и после нее. Кроме того, при посещении церкви крестное знамение совершается перед входом в церковь и после выхода из нее.

Молитва перед иконой. Перед иконой можно молиться как дома, так и в церкви. Основным является правило обращения – молитва произносится тому святому, перед чьей иконой вы стоите. Это правило нарушать нельзя. Если вы не знаете, где нужная вам икона расположена в церкви, вы можете это уточнить у служителей и монахинь.

Молитвы мощам. В некоторых церквях есть мощи святых, к ним можно приложиться в любой день через специальные стеклянные саркофаги, а по большим праздникам – разрешено прикладываться и к самим мощам. Кроме того, считается, что мощи святых имеют очень большую силу, поэтому к ним принято обращаться за помощью и в молитвах.



Не секрет, что приложиться к мощам и прочесть полностью молитву, мало кому удавалось, потому, как обычно очередь создает огромный натиск на того, кто находится перед мощами. Поэтому принято поступать так:

  • Сначала в церкви зажигают свечу и молятся перед иконой святого, к мощам которого хотят приложиться
  • Идут прикладываться к мощам, а в момент самого приложения выражают свою просьбу или благодарность в нескольких словах. Это делается шепотом или мысленно.

Приложение к мощам считается одним из самых древних ритуалов в христианстве и несет в себе огромное значение для истинно верующих людей.

Какие основные молитвы надо знать и читать православному христианину?

Как мы ранее уже упоминали, в молитвах человек может просить о помощи, благодарить за помощь, просить прощения или восхвалять Господа. Именно по этому принципу (по назначению) и классифицируются молитвы:

  • Молитвы хвалебные – это молитвы, в которых люди восхваляют Бога, при этом, не прося ничего для себя. К таким молитвам относятся славословия
  • Молитвы благодарственные – это молитвы, в которых люди благодарят Бога за помощь в делах, за защиту в важных делах, которые сладились
  • Молитвы прошения – это молитвы, в которых люди просят помощи в делах мирских, просят защиты для себя и близких, просят о скором выздоровлении и т.д.
  • Молитвы покаянные – это молитвы, в которых люди каются о содеянных поступках, сказанных словах


Считается, что каждый православный христианин должен всегда помнить слова 5 молитв:

  • «Отче наш» — Молитву Господню
  • «Царю небесный» — молитву Святому Духу
  • «Богородице, дево, радуйся» — молитву Божьей Матери
  • «Достойно есть» — молитву Божьей Матери

Молитва «Отче наш»: слова

Считается, что эту молитву читал еще сам Иисус Христос, а после передал ее своим ученикам. «Отче наш» — «универсальная» молитва – ее можно читать во всех случаях. Обычно ею начинают домашние молитвы, обращения к Богу, ею же и просят о помощи и защите.



Это первая молитва, которую должны учить детки. Обычно, «Отче наш» знакома с самого детства, и практически все могут воспроизвести ее наизусть. Такую молитву можно читать мысленно для своей защиты в опасных ситуациях, также ее читают над больными и маленькими детками, чтобы они хорошо спали.

Молитва «Живый в помощи»: слова

Одной из сильнейших молитв считается «Живый в помощи». По преданию, ее написал царь Давид, она очень старая, а потому и сильная. Это молитва-оберег и молитва-помощник. Она защищает от нападений, ранений, бедствий, от нечистой силы и ее влияния. Кроме того, рекомендуют читать «Живый в помощи» тем, кто идет на важное дело – в дальнюю дорогу, на экзамен, перед переездом на новое место.



Живый в помощи

Считается, что если зашить листок со словами этой молитвы в пояс одежды (а лучше и вовсе вышить их на поясе), то человека, одевшего такой наряд, ждет удача.

Молитва «Символ Веры»: слова

Удивительно, но молитва «Символ Веры» фактически не является молитвой. Этот факт признан церковью, но все же «Символ Веры» всегда включается в молитвослов. Почему?



Символ Веры

По своей сути эта молитва является собранием догм христианской веры. Их обязательно читают на вечерних и утренних молитвах, а также поют в составе Литургии Верных. Кроме того, читая «Символ Веры» христиане раз за разом повторяют истину своей веры.

Молитва за ближних: слова

Очень часто случается, что в помощи нуждаются наши родные, близкие или друзья. В таком случае можно читать Иисусову молитву за ближних.

  • Кроме того, если человек крещеный, о нем можно молиться в домашней молитве, молиться в церкви и ставить свечи о здравии, заказывать о нем записки о здравии, в особых случаях (когда человеку очень необходима помощь) можно заказывать сорокоуст о здравии.
  • За крещеных родственников, близких и друзей принято молиться в утреннем молитвенном правиле, в самом его конце.
  • Обратите внимание: за некрещеных людей нельзя ставить свечи в церкви, нельзя заказывать записки и сорокоуст о здравии. Если некрещеный человек нуждается в помощи, вы можете помолиться о нем в домашней молитве своими словами, не ставя при этом свечу.


Молитва за усопших: слова

Есть такие события, которые никому не подвластны. Одним из таких событий является смерть. Она приносить горе, печаль и слезы в семью, где из жизни уходит человек. Все окружающие скорбят и искренне желают усопшему попасть в Рай. Именно в таких случаях используются молитвы за усопших. Такие молитвы можно читать:

  1. В домашних условиях
  2. В церкви:
  • Заказать панихиду
  • Подать записку для поминовения на литургии
  • Заказать сорокоуст об упокоении души усопшего


Считается, что после смерти человека ждет Страшный суд, на котором будут спрашивать обо всех его грехах. Сам умерший уже никак не сможет облегчить свои страдания и свою судьбу на Страшном суде. Но его родственники и близкие могут просить за него молитвами, раздавать милостыни, заказывать сорокоусты. Все это помогает душе попасть в Рай.

ВАЖНО: Ни в коем случае нельзя молиться, ставить свечи об упокоении души и заказывать сорокоусты за человека, совершившего самоубийство. Кроме того, этого не стоит делать и за некрещеных.

Молитва за врагов: слова

У каждого из нас есть враги. Хотим мы этого или нет, но существуют люди, которые завидуют нам, которым мы не нравимся в силу своей веры, личных качеств или поступков. Что же делать в такой ситуации и как обезопасить себя от негативного воздействия?

  • Правильно, подобрать молитву за врага и читать ее. Обычно этого достаточно, чтобы человек охладел к вам и перестал предпринимать какие-то негативные действия, высказываться и т.д.
  • В молитвословах есть разделы, посвященные именно этому вопросу. Но бывают случаи, когда одной домашней молитвы мало

Если вы знаете, что человек негативно к вам относится и на этой почве постоянно создает вам проблемы, то вам следует пойти в церковь.

В церкви нужно сделать следующее:

  • Помолиться о здравии врага своего
  • Поставить свечу ему за здравие
  • В сложных случаях можно заказать этому человеку сорокоуст за здравие (но только при условии, что вы точно знаете, что враг крещеный)

Кроме того, каждый раз молясь за врага своего, просите у Господа терпения для себя это выдержать.

Семейная молитва: слова

Верующие христиане считают, что семья – это продолжение церкви. Именно поэтому во многих семьях принято молиться вместе.

  • В домах, где молятся семьями, есть так называемый «красный угол», где размещаются иконы. Обычно для него выбирают комнату, в которой все смогут поместиться для молитвы таким образом, чтобы видеть иконы. Иконы же в свою очередь размещаются в восточном углу помещения. По обыкновению, молитву читает отец семейства, остальные мысленно ее повторяют
  • Если такого угла в доме нет, ничего страшного. Семейную молитву можно произносить вместе перед едой или после приема пищи


  • В семейной молитве участвуют все члены семьи, кроме самых маленьких детей. Старшим детям разрешается повторять слова молитвы за отцом
  • Семейные молитвы – это очень сильный оберег для семьи. В таких молитвах можно просить за всю семью сразу или за кого-то одного. В семьях, где принято молиться вместе, вырастают настоящие христиане, которые способны передать свою веру детям.
  • Кроме того, известны случаи, когда подобные молитвы помогали больным выздороветь, а семейным парам, у которых длительное время не получается заиметь детей, обрести счастье родительства.

Можно ли и как правильно молиться своими словами?

Как мы ранее рассказывали, молиться своими словами можно. Но это не означает, что вы просто зашли в церковь, зажги свечу и попросили или поблагодарили Бога за что-то. Нет.

Для молитв своими словами также есть свои правила:

  • Своими словами молиться можно в утренних и вечерних правилах между молитвами
  • Перед тем, как молиться своими словами, следует прочесть «Отче наш»
  • Молитва своими словами все равно предусматривает крестное знамение
  • Только своими словами молятся за некрещеных и людей другой веры (только в случаях крайней необходимости)
  • Своими словами можно молиться в домашних молитвах и в церкви, при этом стоит придерживаться правил
  • Нельзя молиться своими словами, так же как и произносить обычную молитву, и просить при этом наказания для кого-то

Можно ли читать молитвы на современном русском языке?

На этот счет мнения расходятся. Одни священнослужители говорят, что молитвы следует читать только на церковном языке, другие – что нет разницы. Обычно человек обращается к Богу на понятном для себя языке, просит о чем-либо, что понятно ему. Поэтому если вы не выучили «Отче наш» на церковном языке или обращаетесь к святым на своем, понятном вам, языке, в этом нет ничего страшного. Не зря ведь говорят – «Бог понимает всякий язык».

Можно ли читать молитвы во время месячных?

В Средние века девушкам и женщинам во время менструации посещать церковь запрещалось. Но у истоков этого вопроса есть своя история, которая подтверждает мнение многих – во время месячных молиться и посещать церковь можно.

Сегодня посещать церковь и молиться дома перед иконами во время месячных разрешается. Но при посещении церкви все же действуют некоторые ограничения:

  • В этот период нельзя причащаться
  • Нельзя прикладываться к мощам, иконам и напрестольному кресту, который дает священник
  • Запрещается употреблять просфоры и святую воду


Кроме того, если девушка плохо себя чувствует в этот особый период, от посещения церкви все же лучше отказаться

Можно ли читать молитвы с компьютера, телефона в электронном виде?

Современные технологии врываются во все сферы жизни, и религия не составляет исключение. Читать молитвы с экранов электронных носителей можно, но не желательно. Если у вас нет другого выхода – один раз можно прочесть и с экрана планшета/телефона/монитора. Главное ведь в молитве не источник текстов, а душевный настрой. Но учтите, что читать молитвы в церквях с телефона не принято . Вам могут сделать замечание служители или монахини.

Можно ли читать молитву по бумажке?

  • Если вы молитесь в домашних условиях или в церкви и еще не совсем хорошо знаете текст молитвы
  • Если же вы в церкви, то «шпаргалка» должна быть на чистом листе, вы не должны ею шуршать или мять ее. По общепринятым правилам, в церкви допускается чтение молитвы из молитвослова

Можно ли читать молитвы в транспорте?

Молиться в транспорте можно. Желательно это делать стоя, но если нет возможности встать (например, транспорт полный), допускается чтение молитв сидя.

Можно ли читать молитву про себя, шепотом?

Молитвы вслух читаются в редких случаях, поэтому вполне нормальным считается совершение молитвы шепотом или мысленно. Кроме того, на общей (церковной) молитве даже шептать не принято. Вы слушаете молитву, которую читает батюшка, можете мысленно повторять слова, но ни в коем случае не вслух. Вслух читаются семейные молитвы или самостоятельные домашние молитвы, когда вы молитесь одни.

Можно ли читать молитвы после еды?

У православных христиан есть хорошая семейная традиция – молитвы до и после еды.

  • Произносить молитву после приема пищи позволительно только в том случае, если вы произносили молитву и до еды
  • В молитвословах есть специальные молитвы до и после еды. Их чтение допускается как сидя, так и стоя
  • Маленьких деток во время молитв крестят родители. До окончания молитвы прием пищи начинать запрещено


Сам ритуал может происходить несколькими способами:

  • Кто-то один читает молитву, остальные мысленно ее повторяют
  • Все вместе вслух читают молитву
  • Все мысленно читают молитву и крестятся

Можно ли дома читать молитвы сидя?

Дома молиться можно несколькими способами, мы их рассматривали выше. По правилам, молиться можно только стоя на ногах или на коленях. В сидячем положении позволено молиться в домашних условиях в нескольких случаях:

  • Инвалидность или болезнь, которая не позволяет человеку молиться стоя. Лежачим больным позволено молиться в любом положении, которое удобно для них
  • Крайняя степень усталости или изнеможенности
  • Сидя можно молиться за столом до и после еды

Можно ли читать молитву дома только утром или только вечером?

Чтение молитв утром и вечером называется утренними и вечерними правилами. Молиться только вечером или только утром, конечно же, можно, однако по возможности лучше делать это и утром, и вечером. Кроме того, если вы чувствуете потребность в молитве, но у вас нет молитвослова, прочтите «Отче наш» 3 раза.

Можно ли мусульманину читать молитву Отче наш?

Православная церковь не поощряет подобные эксперименты в вере. Чаще всего на этот вопрос батюшки отвечают решительным «нет». Но есть и такие священники, которые пытаются вникнуть в суть проблемы – и если потребность в чтении молитвы «Отче наш» идет из глубины души мусульманина или мусульманки, то в редких случаях они дают разрешение на чтение именно этой молитвы.

Можно ли читать молитву задержания беременным женщинам?

Молитва на задержание считается очень мощным оберегом, но в то же время не все священнослужители ее признают как молитву. Обычно ее читают дома перед зажженной свечей.



По мнению большинства священников, беременным женщинам эту молитву читать не стоит. Если у беременных есть необходимость или они беспокоятся о здоровье своего малыша, им рекомендуют читать специальные молитвы о вынашивании ребенка, о здоровом ребенке и о сохранении ребенка Матушке Матроне.

Можно ли читать несколько молитв подряд?

Несколько молитв подряд разрешено читать в утреннем и вечернем правиле, а также тем людям, которые чувствуют в этом нужду. Если вы только делаете первые шаги к Богу, лучше обратиться к нему одной молитвой в полном сосредоточении, чем десятком молитв с кашей в голове. Позволительно также после прочтения «Отче наш» помолиться своими словами, попросить или поблагодарить Бога за защиту и помощь.

Можно ли мирянам читать Иисусову молитву?

Бытует мнение, что Иисусову молитву мирянам произносить нельзя. Запрет на слова «Господи Иисусе Христе, Сине Божий, помилуй мя, грешнаго» для мирян существовал длительное время по одной лишь причине – такой молитвой обращались к Богу монахи, а мирские люди зачастую услышав это обращение на церковном языке его не понимали и не могли повторить. Так и сложился мнимый запрет на эту молитву. На самом деле каждый христианин может произносить эту молитву, она исцеляет и очищает разум. Повторять ее можно 3 раза подряд или методом четок.

Можно ли читать молитвы не перед иконой?

Молиться не перед иконой можно. Церковь не запрещает произносить молитвы за столом (молитвы до и после еды), молитвы о защите и заступничестве в критических ситуациях, молитвы о выздоровлении и исцелении также могут читаться над больными. Ведь в молитве не главное наличие иконы перед молящимся, главное – ментальный настрой и готовность к молитве.

Можно ли беременным читать молитву по усопшим?

На сегодняшний день не считается грехом посещение церкви беременной женщиной. Также не запрещается заказывать сорокоуст о здравии себе, своих родственников и близких. Можно подавать записки об упокоении душ усопших родственников.

Но в большинстве случаев батюшки все же не рекомендуют беременным читать молитвы по усопшим. Особенно это касается первых 40 дней после смерти близких родственников. Кроме того, заказывать сорокоуст об упокоении знакомых или друзей беременным запрещается.

Можно ли читать молитву не крещеному человеку?

Если некрещеный человек испытывает тягу к православию, он может читать православные молитвы. Кроме того, в церкви ему порекомендуют прочитать Евангелие и подумать о дальнейшем крещении.

Можно ли читать молитвы без свечи?

Наличие свечи при чтении молитвы желательно и благочестиво, но ее присутствие не является обязательным условием молитвы. Поскольку бывают моменты острой необходимости в молитве, а свечи под рукой нет – допускается молитва без нее.



Как видите, правила прочтения молитв существуют, однако в своем большинстве они носят факультативный характер. Запомните, при произнесении молитвы самым главным является не место, и не способ, а ваш душевный настрой и искренность.

Видео: Как правильно читать утренние и вечерние молитвы?