Александр градский дети биография. Градский: жизнь, полная любви

  • 29.06.2020

Градский Александр
94 подбора аккордов

Биография

Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области.

Его отец работал инженером на заводе, мать была актрисой драматического театра. В свое время ее приглашали играть во МХАТ, но она вынуждена была уехать вместе с мужем на Урал, куда его распределили после окончания института.

В Москву Градские вернулись в 1957 году. Отец Александра работал на заводе (инженер-механик), мать руководила театральными кружками, а затем была литературным сотрудником в журнале "Театральная жизнь". Из-за чрезмерной занятости родителей Александр до школы жил у бабушки в Подмосковье, в деревне Расторгуево Бутовского района.

В Москве семья несколько лет, вплоть до ранней смерти матери (1963г.), живет в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в "компании" еще 9 семей. С 1958 г. по 1965 г. Градский, по настоянию родителей, учится в музыкальной школе по классу скрипки (педагог "ученик Е.Ф.Гнесиной" В.В.Соколов). О том, насколько хорош был этот преподаватель, говорит следующий факт: когда Соколов по каким-то сугубо бытовым соображениям был вынужден перебраться в менее престижную школу им. Дунаевского - за ним ушел почти весь его "гнесинский" класс. Мальчику очень нравились музыкальные занятия в школе, но необходимость многочасовых домашних упражнений угнетала.

В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились как-то сразу. Все математические дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в тринадцать лет написал свое первое стихотворение. Рано (по тем временам) знакомится с западной музыкой (Э.Пресли, Б.Хейли, Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Ф.Синатра), в советской эстраде отдает предпочтение песням в исполнении М.Бернеса, К.Шульженко, Л.Руслановой, увлекается классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас).

Сашин дядя (брат матери) работал в моисеевском ансамбле (ансамбль народного танца СССР), одном из немногих коллективов, которым разрешали зарубежные гастроли не только в странах социалистического лагеря, но и в крупнейших капиталистических державах. Таким образом, дядя оказался среди тех, кому посчастливилось участвовать в трехмесячных гастролях по Америке. Когда дядя возвращался из-за границы, он привозил не только заграничные вещи, но и пластинки с диковинной музыкой, которую в Советском Союзе имели возможность слушать только партаппаратчики и дипломатические работники. В дядиной коллекции было целых пять или шесть (по тем временам - редкость!) пластинок: Элвис Пресли 57-го года, Луи Армстронг, альбом саксофониста Стива Гетца, какие-то блюзы. Итак, благодаря великолепным дядиным пластинкам и роскошной "фирменной" стереосистеме, Саша уже в 10 - 12 лет получил возможность слушать самую современную, по мировым понятиям, музыку. А ведь он был начинающим музыкантом, мог оценить качество звука и голоса... Сам Александр считает, что именно тогда получил первый рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатную почву, - он уже был увлечен творчеством отечественных исполнителей, таких, как Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. И еще один интересный факт: в тринадцатилетнем возрасте юный Градский пошел в студию "звуковых писем" на улице Горького (ныне - Тверская) и записал песню "Тутти-Фрутти" Литл Ричарда. Однако в социалистических условиях счастливый случай Пресли не повторился, и гибкая грампластинка, по словам Александра, "до сих пор где-то валяется".

Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе Градский пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке...

В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой польских студентов "ТАРАКАНЫ" на нескольких концертах (в репертуаре два блюза и один рок-н-ролл Э.Пресли). Первая песня, которую Александр Градский исполнил в составе “Тараканов”- твист А.Бабаджаняна “Лучший город земли”.

1964 г. - время переезда в более-менее приличную квартиру и... THE BEATLES ...

В это время было принято решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, короче - Александром Градским...

В 1965 г. А.Градский и Михаил Турков организуют группу под названием СЛАВЯНЕ. Позднее к ним присоединяются Виктор Дегтярев (бас-гитара) и Вячеслав Донцов (ударные). Еще через два месяца Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ третья, по времени создания, советская рок-группа (после БРАТЬЕВ и СОКОЛОВ), ставшая известной и популярной (просуществовала в этом составе не более года). Репертуар коллектива почти целиком состоит из песен "The Beatles" и "Rolling Stones". Александр Градский решил, что только русский язык должен быть основой будущей его музыки и песен отсюда создание им группы СКОМОРОХИ (1966 г.), ориентированной исключительно на песни и композиции собственного сочинения и на русском языке. В 1965 году происходит еще одно значительное событие: Градский пишет одну из известных своих ранних песен "Синий лес", ставшую впоследствии его визитной карточкой. Одновременно он продолжает работу с Дегтяревым и Донцовым в группе под названием СКИФЫ. Первоначально эта группа имеет в составе Сергея Сапожникова (бас-гитара), Юрия Малкова (ударные) и Сергея Дюжикова (гитара) плюс Градский. Ориентиры - инструментальная (биг-бит) музыка. Через пару месяцев Сапожникова и Малкова меняют на Дегтярева и Донцова, затем, вместо Градского, приходит Юрий Валов (впоследствии член американской группы САША И ЮРА). Интересно, что после ухода А.Г. из СКИФОВ его отношения с Донцовым и Дегтяревым не прекратились, наоборот, они организовали группу под названием ЛОС ПАНЧОС и, вплоть до 1968 года, играли на танцах в клубах и школах западные хиты.

Первые СКОМОРОХИ (кроме Александра Градского) это Владимир Полонский (ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, и Александр Буйнов (фортепьяно), он также попал в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, после чего сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла прежде всего в том, что они "ходили по путям, никому до них неведомым". Градский определял "чистоту" идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни А.Буйнова ("Аленушка" и "Трава-мурава"), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова ("Мемуары" и "Бобер"), чуть позднее вошедшего в состав. Сразу после этого А.Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу...

Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы не "засветиться". Иногда (уже без Тухманова) к нему присоединяются Буйнов и Полонский, иногда они работают в поездке, а А.Г. "покоряет" Москву с ЛОС ПАНЧОС; в 1968 году Градский даже попадает на временную работу в знаменитый ВИА ЭЛЕКТРОН, где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и опять же не поет....

За эти два-три года он проехал почти пол-Союза с самым разным репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел... Лишь однажды, под рев обалдевшего зала, он спел сольный концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись чужим именем...

Вот такая была идея заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать в Москву, подготовить репертуар и "выдать"русский рок-н-ролл...

1969 год " год поступления А.Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения к педагогу Л.В.Котельниковой. Впоследствии он совершенствует свое мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу " Г.Б. Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как С.С.Сахаров, Н.Д.Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную карьеру, выступая один, под гитару. К этому времени относятся "Баллада о птицеферме", "Скоморохи" и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха".

Начинается знаменательный период, когда Градский, по сути, становится одним из первых экспериментаторов в роке с текстами на русском языке (собственными и известных поэтов). Также он обращается к русскому фольклору.

В 1969г. СКОМОРОХИ играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и Шахназаров), в 1970 г. к ним присоединяется Александр Лерман, интеллектуал, лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН (впоследствии, вместе с Ю.Валовым, работает в США в группе САША и ЮРА, одновременно преподает лингвистику в американском университете), а вместо В.Полонского, перешедшего в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, приходит умопомрачительный барабанщик Юрий Фокин (затем уехал в США, в настоящее время священник Русской православной церкви в приходе под Нью-Йорком). Это звездный групповой состав СКОМОРОХОВ. Они свободно поют на три, четыре голоса песни собственного сочинения. Москва покорена раз и навсегда. Равных, как говорится, нет. К сожалению, почти никаких записей того периода не сохранилось...

В конце 1971 года А.Лерман и Ю.Шахназаров (впоследствии основатель группы АРАКС театра Ленинского Комсомола, с именем которого связаны все последующие музыкальные успехи Ленкома, человек, работавший затем руководителем музгруппы А.Пугачевой) за 10 дней до начала всесоюзного фестиваля в г.Горьком покидают Градского и Фокина...

Фокин приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена, и в поезде Москва - Горький, Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре и на Всесоюзном фестивале бит-групп “Серебряные струны” в Горьком, поделив первое место с Челябинским “Ариэлем”, “Скоморохи” завоевали 6 первых призов из 8. А три из них - “за гитару”, “за вокал” и “за композицию” - получил лично Градский. Все предыдущие семь лет вместились в двадцать минут фантастического шоу на сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе, время от времени, присоединяются флейтист, пианист и вокалист Глеб Май, после сделавший авторскую композиторскую карьеру, и барабанщик из Еревана Армен Чалдранян...

Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции "Юность", на свой страх и риск, организует студийные записи Градского и СКОМОРОХОВ на радио. Александр Градский первым среди советских рок-музыкантов создает цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира - своего рода энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла (через 10 лет записано на пластинку).

Тут становится окончательно ясно: СКОМОРОХИ это Александр Градский. О нем и о группе говорят "Голос Америки" и Московское радио, его первые песни звучат на весь Союз.

Начиная с 1972 г., группа становится индивидуальным (наряду с гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист, автор всей музыки, некоторых стихов, супервокалист, осуществивший впервые в СССР многократное наложение четырехголосия, а одна композиция ("Только ты верь мне"), впервые за Полом Маккартни, была записана им целиком (партии всех инструментов и голосов)... В том же 1972 г., по предложению Тухманова, он записывает две его песни для LP "Как прекрасен этот мир" ("Джоконда" и "Жил был я"), впервые в Союзе используется при этом 16-канальная аппаратура.

В том же году СКОМОРОХИ выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в их составе, специально для поездки, появляются А.Буйнов, Ю.Шахназаров, Г.Май, барабанщик Борис Богрычев...

В конце 1972 года рядом с Градским впервые на сцене мы видим бас-гитариста Юрия Иванова, который, практически по сей день, входит, по мере надобности, в состав СКОМОРОХОВ.

В начале 1973 года Градский и Иванов (И.Саульский к тому времени занялся рядом других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами, равно как и Ю.Фокин) выступают постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на разные концерты то Фокина, то Чалдраняна (в настоящее время Игорь Саульский живет в США, сделав фантастическую карьеру профессионального компьютерщика, менеджера и композитора).

Чехарда с составом, учитывая, что группа (по убеждению А.Г.) должна состоять не более чем из 4-х человек, приводит к поискам, а потом и к приглашению в группу новых участников, как оказалось, постоянных и навсегда истинных друзей Александра Градского, с которыми и были им записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое другое... Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и один из самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, вместе с Градским и Ивановым, составили тех СКОМОРОХОВ, которых мы можем услышать в записи и убедиться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности.

В 1973 году выходит первый сольный миньон Александра Градского с композициями “Испания”, “Скоморохи”, “Синий лес”, “Подруга угольщика”. В том же году, на одной из студийных записей, опять-таки организованной Аркадием Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины "Романс о влюбленных" Андрон Михалков - Кончаловский. Он незамедлительно делает Градскому предложение об участии его в фильме, сначала в качестве певца, а затем автора песен, части стихов и всей музыки...

Небывалый по тем временам случай: 23 - летний композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку к 2-х серийному музыкальному фильму одного из самых известных и талантливых режиссеров страны...

Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году первый LP А.Градского с музыкой из "Романса", за который "Биллбоард" (международный музыкальный супержурнал) присуждает Градскому титул "Звезда года" за 1974 г. за "выдающийся вклад в мировую музыку" (цитата).

В том же году Градский получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как "оперный и концертно-камерный певец" (цитата). В том же году становится лауреатом международного конкурса эстрадной песни Братиславская лира.

Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в переполненных залах при огромном ажиотаже публики.

В огромных дворцах спорта он работает по три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним группа СКОМОРОХИ), необычайной актерской манерой и т.д. Вся эта работа организована через филармонии, и на творчестве Градского появляется "печать" официального искусства, т.е. рок-музыка может быть официально разрешена. Мало кто помнит, что А.Г. "пробил" эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся "брешь", ринулись все остальные рокеры...

В 1974 году Градский заканчивает работу над циклом песен “Размышления шута”.

В 1975 году он работает (по следам "Романса...") над несколькими фильмами, не забывая о записях, участвуя даже в проектах других авторов (Г.Гладкова, В.Терлецкого, Э.Колмановского, М.Фрадкина, М.Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и... записывает "Как молоды мы были" А.Пахмутовой и Н.Добронравова (результат вы знаете...). Кстати,эта песня в исполнении Градского единственная, которая была "раскручена" ТВ и Радио. Все остальные его работы по сей день "зажимаются", несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни...

В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты "Русские песни", а в 1978 г., по совету А.Петрова вторую часть. "Русские песни" первая рок-пластинка в СССР (вышла в свет в 1980 г.) ставшая одной из самых значимых работ в рок-музыке того времени. Стиль альбома определен как "вокально-инструментальная сюита".

Начиная с этого времени, Градский "выдает" одну студийную работу за другой, вокальные сюиты: "Утопия АГ", "Сатиры", "Сама жизнь", "Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и Рояль" на стихи классиков, "Концерт-сюита", "Размышления шута" (сборник записей 1971...74 годов, в котором А.Г. доказывает возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо", "Экспедиция" на свои стихи, опера "Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной), балет "Человек" (либретто А.Г.), предназначенные для LP, однако выход их в свет постоянно затягивается по "понятным соображениям"..."Рекорд" здесь принадлежит сюите "Размышления шута"; несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была опубликована спустя 16(!) лет после записи.

А.Г. продолжает гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появляются песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для существующего режима... Он пишет ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и... наживая себе кучу врагов.

Градский начинает преподавательскую деятельность, несколько лет работы в Училище Гнесиных он выпускает курс; следующие несколько лет, уже в Институте Гнесиных, - еще один курс выпущен. Завершился этот этап его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его словам, дальнейшее преподавание возможно лишь при наличии исключительно собственного класса, скорее всего, придется создавать что-то вроде учебного заведения...

1980 год - год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г. Он полностью переходит в разряд "протестантов", "замешивая " на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о друге", "Песня о телевидении", "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта", "Рассказ человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова" и др.). Поначалу его не "трогают", затем, в 1983...84 г.г. кое-какие "неприятности" случаются, но всегда голос и талант "принимаются во внимание"... Градского "со скрипом" принимают в Союз композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за границу (в США) состоялась только в 1988 г. на конференцию, вместе с группой деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции американцы устраивают ему 15-минутную овацию...

1987 год. Работа на радиостанции “Юность”. Александр ведет “Хит-парад Градского”. Именно там впервые прозвучали песни “Кино”, “Алисы”, ДДТ, “Облачного края”, Башлачева, “АВИА”, “Зоопарка”, “Секрета”. По определению композитора, его хит-парад был противостоянием “занудному официозу”.

В том же 1988 году уже 25-минутную овацию он слышит в свой адрес и, естественно, в адрес знаменитого дирижера Евг.Светланова и партнеров по сцене, участников спектакля Большого театра "Золотой Петушок", одной из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию "Звездочета", труднейшую партию мирового оперного репертуара, А.Г. "щелкает" как орешек...

К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора "Мелодии", он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам "Узник замка Иф" и "Искусство жить в Одессе", доведя таким образом количество кинокартин со своей музыкой и песнями до 38! Начиная с этого времени, он постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города, начинает его реконструкцию...

Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО), под его руководством, осуществляет ряд сложнейших проектов, в том числе: организация двух "безумных" сольных концертов в Москве (25 января 1990 г. и 17 марта 1995 г.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск в свет "Коллекции АГ", т.е. 13 компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра Градского, создание двух музыкальных фильмов "Антиперестроечный блюз" (1991г.) и "ЖивЬем в России" (1996 г.).

Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в совместных проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, ГРЭЙТФУЛ ДЕД, Синди Петерсон в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR), ведущей японской фирмой, выпускает под ее маркой два компакт-диска (Metamorphoses и The Fruits From The Cemetery) и дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами... Три его балета ("Человек" ,"Распутин" и "Еврейская баллада") ставит Киевский театр балета (балетмейстер Г.Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И.Бобрин). Все эти спектакли "возятся" по Европе и Америке с громадным успехом. Несмотря ни на что, он не останавливается на достигнутом и с упорством продолжает, в прямом и переносном смысле, "строительство" своего музыкального театра.

Александр Градский является популярной личностью, имеющей разносторонние таланты в сфере вокала, музыки, поэзии. Все его воспринимают как родоначальника рока на просторах России, к тому же он - обладатель многочисленных премий за внесение вклада в эстрадное, музыкальное и театральное искусство, народный артист РФ. Биография этого человека насыщена многими интересными событиями.

Годы детства и юность

Градский Александр Борисович появился на свет 3 ноября 1949 года в небольшом городке Копейске Челябинской области. В семье он был единственным ребенком, родители - актриса Градская Тамара Павловна и инженер-механик Фрадкин Борис Абрамович. Детские годы прошли за Уралом, но уже в 1957 году семья перебралась в Москву, где в возрасте 9 лет мальчик был отправлен в музыкальную школу.

Обучение давалось юноше достаточно тяжело, ежедневные занятия его угнетали. Однако изнуряющие уроки не отбили у юного Саши тягу к музыке. Стоит отметить, что Градскому трудно давались знания и в общеобразовательной школе. Он отдавал предпочтение литературе и гуманитарным наукам, благодаря чему уже в 14 лет написал первое стихотворение. В этом же возрасте проявилось стремление к западной музыке. Особенно Александр ценил творчество группы The Beatles.

Свое 16-летие юноша встречал с твердой уверенностью, что станет музыкантом и певцом. В составе студенческой команды «Тараканы» он выступал под фамилией матери. Первая из песен Градского «Лучший город земли» получила популярность регионального масштаба.

Александр поступил в Российскую академию музыки им. Гнесиных на академическое пение в 1969 году и окончил вуз в 1974-м. Уже в ходе учебы был получен опыт сольных выступлений. Позже учителем Градского в московской консерватории был композитор Тихон Хренников.

Музыка как смысл жизни

Карьера музыканта еще стремительнее взмыла вверх по окончании учебы. Он стал первым, кто осмелился в молодости экспериментировать и задействовать русскоязычные тексты в роке. Будучи студентом, Александр организовал группу «Скоморохи», для которой самостоятельно сочинял репертуар. В этом составе проходили гастроли по стране, и залы были переполнены.

Популярность музыканта буквально зашкаливала, ежедневно давалось по несколько сольных концертов. В 1971 году группа выступала на Всесоюзном фестивале «Серебряные струны», где после 20 минут выступления получила 6 призов из возможных 8. В это же время создаются композиции «Как молоды мы были» и «Как прекрасен этот мир», которые до 1990 года не звучали ни на одном из концертов.

Сольное исполнение - не единственное направление творчества Градского. Он вел продуктивную работу по созданию музыки к фильмам. К примеру, «Романс о влюбленных», написанный им и исполненный в одноименной картине, принес большую популярность и всеобщее признание. Более того, эта композиция в 1974 году стала поводом для присвоения Александру, по версии журнала Billboard, титула «Звезды года» за выдающийся вклад в музыку.

Из слов самого исполнителя следует, что на тот момент его заработок превышал доходы многих известных людей, выступления которых транслировались по телевизору. Отношения с известными тогда звездами он называл нейтральными.

Активная творческая деятельность

Александром Борисовичем создано не одно музыкальное сопровождение к различным художественным произведениям - мультфильмам, фильмам, документальным картинам. Отмечено его участие в некоторых из них в роли актера:

  • 1972 г. - «Визит вежливости»;
  • 1979 г. - камео к картине «Камерон», состоящей из 2 серий;
  • 1991 г. - «Гений».

Известно также появление Градского в 2 видеоклипах, 5 документальных произведениях. Более чем в 20 картинах прозвучали его вокальные партии. Также он проявил себя в сценических постановках. Ярким тому примером выступает рок-опера «Муха-Цокотуха», в которой музыкант принимал участие в 1967-1969 гг.

Известной стала рок-опера «Стадион», созданная в 1973−1985 годах. Сюжет выстроен на реальных событиях (военный переворот 1973 года в Чили). Из-за массовых репрессий Пиночета погибло много людей, среди которых оказался и певец Виктор Хара. Его судьба послужила поводом для создания рок-оперы. В произведении отсутствует название места событий, имя героя, но все повествование указывает на неспокойные чилийские события. Градский взял на себя роль певца, других героев сыграли известные артисты:

  • Андрей Макаревич;
  • Алла Пугачева;
  • Иосиф Кобзон;
  • Елена Камбурова;
  • Михаил Боярский.

Дискография продолжается тем, что в 70-х годах вышло несколько пластинок музыканта, после чего он с головой ушел в преподавательскую деятельность и возглавил кафедру вокала в ГИТИСе и институте им. Гнесиных. В 1985 году Александр разрабатывает музыку для постановки первого в России рок-балета «Человек» по роману Редьярда Киплинга. Впоследствии состоялась работа еще над двумя аналогичными произведениями - «Еврейская баллада» и «Распутин».

Градский как исполнитель появился в Большом театре (1988 год) в роли Звездочета (опера «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова). Дирижером выступил Евгений Светланов. В 90-х годах музыкант частично сокращает гастрольную деятельность, направив все свои силы на развитие Театра современной музыки им. Градского. Также сокращенно проходили успешные выступления за границей в музыкальных проектах с такими известными личностями:

  • Лайзой Минелли;
  • Джоном Денвером;
  • Крисом Кристоферссоном;
  • Дайаной Уорвик и др.

Новые достижения

За успешную музыкальную деятельность в 1997 году Градский был вознагражден званием Заслуженного деятеля искусств РФ. Чуть позже, в 2000-м, ему присвоили звание Народного артиста России, с чем рок-музыканта поздравил В. В. Путин.

Музыкальная деятельность Градского с песнями продолжается и в настоящее время, на что указывает выход его 15 дисков. Последнее громкое произведение - опера «Мастер и Маргарита» с уникально подобранным составом. Работа над ней была начата еще в 90-х годах. Либретто Павла Грушко несколько лет не было задействовано, дальше Градский на протяжении 7 лет совершенствовал качество мюзикла. Уже в 2009 году опера была готова, но на сцене так и не сыграна. Она существует в виде готовой записи, где музыкант лично исполнил партии главных героев. Другие партии достались звездным друзьям Градского:

  • Григорию Лепсу;
  • Александру Розенбауму;
  • Иосифу Кобзону;
  • Андрею Макаревичу.

В период с 2012 по 2015 год творческий деятель принимает участие в роли наставника в шоу «Голос». С ним в состав жюри вошли Леонид Агутин, . Победителями и подопечными Градского в главном вокальном проекте России стали следующие участники:

  • Александра Воробьева;
  • Дина Гарипова;
  • Сергей Волчков.

Известно, что именно Александр был наиболее дорогостоящим судьей на проекте, ведь он работал за $ 7 тыс. в сутки. У других судей сумма была ниже вдвое. Однако подтверждение подобной информации со стороны музыкантов отсутствует. Градский запомнился зрителям способностью по голосу определять возраст исполнителя. Он ошибся только два раза - не узнал Диму Билана за ширмой и своего сына Даниила.

В 2013 году вышла книга «Александр Градский. The Голос», написанная публицистом Евгением Додолевым. Автор уверяет, что материал собирался около 20 лет и включает высказывания, цитаты близких и родных музыканта.

Александром Борисовичем создан музыкальный театр, называемый «Градский-Холл». В нем выступают только лучшие участники «Голоса» - Михаил Озеров, Валентина Бирюкова, Буша Гоман. С Градским работает сын Даниил, его основная специализация - пиар официального театрального сайта, налаживание контактов с партнерами отца.

Жизненные страницы

Биография и личная жизнь Александра Градского многогранны. Основатель рока в России три раза женился. Первая свадьба с Натальей Смирновой состоялась в годы юности, но этим отношениям не суждено было продлиться больше 3 месяцев.

Второй брак Градского пришелся на 1976 год. Избранницей стала актриса Анастасия Вертинская, но и с ней рок-музыкант не был счастлив.

Практически сразу же, с 2004 года, Градский начинает совместное проживание с Мариной Коташенко (украинская модель), причем разница в возрасте между влюбленными составляет 30 лет. Александру не занимать высокой самооценки и юмора, и с этой девушкой он познакомился на улице, предложив вместе «прикоснуться к истории». Марина не узнала сразу рок-звезду, но перезвонила через несколько дней. Уже на первом свидании зародились истинные обоюдные чувства.

В 2014 году новоиспеченная жена подарила музыканту сына Александра. Он появился на свет в одной из престижных нью-йоркских клиник. Марина находится в отличных отношениях со старшими детьми мужа. Более того, Маша, проживающая в Майами, сопровождала беременную избранницу отца в Америку на роды. Интересный семейный факт: Александр младший появился на свет 1 сентября, в день рождения собственного деда.

Воспитанием Саши занимается его мама, отказавшаяся от выгодных предложений режиссеров. Для нее это ответственный шаг, ведь она выучилась на актерском факультете ВГИКа, но не самосовершенствуется, а полностью посвящает себя семье. У младшего Александра имеется настоящая гитара уменьшенных размеров, на которой он смог освоить музыку из любимых передач. Будущее малыша уже предопределено родителями: он будет обучаться в музыкальной студии.

Летом 2016 года в интернет попали фотографии семьи Градского на пляжном отдыхе. Нашлись злые языки, называвшие пару «красавицей и чудовищем». Да и сам музыкант неоднократно утверждал, что удивляется своей жене и безмерно ей благодарен, ведь она могла подыскать себе более молодого спутника жизни.

Марина же никогда не позволяла себе вольностей, которые могли бы послужить поводом для сплетен. В настоящее время семья проживает в Подмосковье, в поселке Новоглаголево. Градский выстроил дом в 400 кв. м., в родных стенах он дает уроки вокала, создает классическую музыку. Имея активную жизненную позицию и будучи популярным, музыкант относит себя к маргиналам.

Известна неприязнь Александра к представителям прессы за их чрезмерную навязчивость и надоедливость в стремлении взять интервью. Именно от него пошло в народ слово «журналюги». Композитор ведет собственный сайт, на котором демонстрирует поклонникам созданные новинки в творчестве, в инстаграме аккаунт отсутствует.

Градский сейчас

Осенью 2017 года рок-музыкант снова вернулся в проект «Голос» после непродолжительного перерыва. Ему несложно было привести подопечного к победе в 6-м сезоне телеконкурса. Им стал Селим Алахяров.

Поклонники творчества Александра Борисовича ожидали маэстро и в следующем сезоне, но он так и не появился среди судей в «Голосе. Дети», «Голосе 60+». В конце 2018-го была обнародована радостная новость - молодая жена Градского родила второго сына, Ивана. Новоиспеченные родители не комментируют семейную жизнь.

Александр Борисович Градский (3 ноября 1949) – знаменитый российский певец, исполнитель и автор песен. Его считают одним из основоположников классического русского рока. С 1999 года является Народным артистом России, а в 1997 году Градский получил почетный титул Заслуженного деятеля искусств.

Детство

Александр Борисович родился 3 ноября в Копейске, в среднестатистической семье. Его отец – Борис Абрамович Фрадкин – являлся инженером-механиком и почти всю свою жизнь проработал на местном заводе, где его любили и уважали не только коллеги по цеху, но и администрация. Мать Градского – Тамара Павловна Шитикова – обладала невероятными творческими способностями.

В раннем детстве она самостоятельно научилась играть на фортепиано, а затем, будучи еще не замужем, подрабатывала в качестве аккомпаниатора на многих мероприятиях Копейска. Именно поэтому увлечение Александра музыкой, скорее всего, возникло в нём благодаря талантливой и творчески одаренной матери.

Детство Саши проходило спокойно. Его родители практически никогда не ссорились, жила семья в среднем достатке и не нуждалась в помощи. Очень часто Градский ездил к бабушке с дедушкой, которые, видя его стремления к изучению искусства, водили его на театральные постановки, дарили книги отечественных и зарубежных авторов, показывали галереи и выставки родного города.

С их помощью Саша развивался намного быстрее, нежели его одногодки, поэтому, пойдя в 7 лет в школу, ему было достаточно скучно общаться с ровесниками, из-за чего Градский очень часто сбегал с занятий или просто замыкался в себе.

Юность

В возрасте четырнадцати лет Александр Градский переживает первую тяжелую потерю – из жизни уходит его мать, которая в течение нескольких месяцев была серьезно больна. Несмотря на то, что врачи задолго до её смерти предрекали подобный конец и готовили родственников к наихудшему исходу, на Сашу смерть производит самое сильное впечатление. В течение последующего года он практически не ходит в школу, не общается с родственниками и даже не выходит из дома. После того, как юноша оправляется от чудовищной депрессии, он принимает решение взять себе фамилию матери – Градская, вместо отцовской.

Для того, чтобы еще больше подчеркнуть любовь к матери, юный Градский решает поступить в консерваторию. Однако в Копейкино таких учреждений, увы, не находится, поэтому Саша после многочисленных ссор с родными перебирается в Москву.

Он поступает не сразу: в первый раз экзаменационная комиссия решает, что парень является слишком необразованным (в музыкальном смысле) для обучения в консерватории. В поступлении Градскому отказывают, после чего он на протяжении года ходит на частные музыкальные курсы к репетитору, который старается максимально обучить его всему, что знает сам.

К слову, обучение Градского проходит достаточно легко: юноша быстро схватывает новую информацию, старательно и прилежно учится и даже пытается писать собственные песни, которые показывает только своему наставнику.

Далее следует вторая попытка поступления в московскую консерваторию. На этот раз способности юноши поражают экзаменаторов и без лишних вопросов его зачисляют в группу. Это событие становится решающим в судьбе будущего музыканта.

Карьера

Как позже выяснилось, стремление Александра Борисовича поступить в высшее музыкальное учреждение было продиктовано отнюдь не только любовью к матери. Молодой человек, который на тот момент уже написал несколько собственных песен, хотел непременно продемонстрировать свой талант широкой общественности. А что, как не музыкальная консерватория, может дать большее количество возможностей для самореализации?

Так Градский стал обучаться музыкальному мастерству и параллельно обзаводиться поклонниками, друзьями, товарищами и теми, кто хотел показать талант молодого человека миру. И в начале 70-х годов Саша, будучи еще студентом, получил заманчивое приглашение, которое стало его дебютом на музыкальном поприще. Дело в том, что на тот момент планировались съемки фильма «Романс о влюбленных», где композитором должен был выступить Мурад Кажлаев.

Однако по неизвестным причинам тот в последний момент отказался от участия в проекте, поставив под удар само успешное создание фильма. Но предприимчивый Аркадий Петров и режиссер Андрей Михалков-Кончаловский после недолгих поисков обнаружили в московской консерватории юного таланта – Александра Градского, кому и было предложено принять участие в фильме.

После выхода в 1974 году на экраны «Романса о влюбленных», для которого Градский не только сочинял музыку, но и самостоятельно исполнял несколько партий, успех начинающему музыканту был обеспечен. Его начали замечать не только отечественные, но и зарубежные издания, а журнал “Billboard” даже назвал его «Звездой года», чем еще больше упрочил положение Градского в музыкальном мире.

Творчество

Как только имя Градского приобрело мировую популярность, музыканту начали поступать сотни предложений, связанных с театров, кино и звукозаписывающими студиями. Следом за дебютным фильмом он написал рок-оперу «Стадион», которую посвятил памяти Виктора Хары. На тот момент подобный музыкальный формат был для широкой общественности в новинку, поэтому Александр сильно рисковал, сочиняя отечественную рок-оперу. Тем не менее, опасения оказались ложными – нестандартное, мощное, готическое звучание сразу же покорило не только обычных слушателей, но и музыкальных критиков, а спустя год Градский выпустил вторую рок-оперу «Человек» (впоследствии она прозвучала на сцене одного из московских театров, ставившего постановку по Редьярду Киплингу).

Трудно сказать, сколько в общей сложности композиций написал Градский вплоть до сегодняшнего момента. Можно лишь перечислить наиболее популярные из них. Ими стали такие композиции, как «Ария Каварадосси», «Баллада о рыбацком посёлке», «В полях под снегом и дождём», «Выхожу один я на дорогу», «Гори, гори, моя звезда», «До конца, до тихого креста», «Как молоды мы были», «Мне с детства снилась высота» и многие другие. За всю свою музыкальную карьеру Александр Градский успешно сотрудничал с Пахмутовой, Добронравовым, Колмановским, Рубцовым, Бёрнсом и другими известными персонами на музыкальном поприще.

Личная жизнь

Александр Борисович был женат три раза. В первый раз это произошло в молодости, когда он женился на студентке консерватории Наталье, которую полюбил еще на первом курсе. Однако брак продлился недолго, а сам музыкант в будущем не раз называл его «молодёжным поступком», ссылаясь на то, что и он, и она были влюблены и глупы для обдуманных и правильных решений, в результате чего произошла ошибка.

В 1976 году на одном из музыкальных мероприятий Александр Градский встречает актрису Анастасию Вертинскую. Между ними завязываются тесные взаимоотношения, а спустя пару месяцев пара объявляет о помолвке. Но брак длится вплоть до официального развода в 1980 году, хотя, по факту, супруги прекращают совместное проживание на два года раньше.

В третий раз Градский женится в 1981 году на юристе Ольге Семёновне. В браке рождается двое детей, но к 2003 году музыкант объявляет о своём разводе с супругой и передаче ей половины своего имущества. И начиная с 2003 года, он живет в гражданском браке с Мариной Коташенко, которая значительно младше его.

SHARES

  1. Александр родился 3 ноября 1949 года, в маленьком городке – Копейске, который находится в Челябинской области. Мать была – актрисой, а отец – инженером-механиком. Он был единственным ребенком в семье, потому, маленький Саша купался в любви своих родителей.
  2. В 1957 году семье приходится переехать из тихого городка, в шумную Москву. Там мальчик в возрасте девяти лет поступает в музыкальную школу. В музыкальной школе Саше было очень сложно, в школе от него требовали многого, потому каждый день изнуряли его различными занятиями.
  3. В возрасте четырнадцати лет, он написал свой первый стих. Его любимой группой была – «The Beatles». Став старше он понял, что он хочет связать свою жизнь с музыкой. Поэтому он ежедневно изнурял себя работой, он хотел саморазвиваться и тратил всё своё время на музыку, чтобы найти свой особый стиль.

Юность

  • когда ему исполнилось шестнадцать лет, он уже знал, что хочет быть певцом. И тогда он решает взять фамилию своей матери, и становится участником малоизвестной польской группы – «Тараканы». Песни данной группы часто звучали на многих мероприятиях;
  • в 1969 году окончив школу, он поступает в академию музыки им. Гнесиных. Через пять лет, он с отличием оканчивает университет, там он получил свой первый опыт в сольных выступлениях. В университете он проводил всё своё время совершенствованию и поиску самого себя;
  • он слушал многих известных исполнителей, черпал своё вдохновение Александр, играя на гитаре, он без проблем мог в течение каких-то секунд придумать какой-нибудь стих, а в течение нескольких минут мог придумать и неплохую песню. Музыка была у него в крови.

Музыкальные композиции

  • как только молодой и начинающий певец окончил университет академического пения в Российской академии им. Гнесиных. Его музыкальная карьера медленно, но стремительно набирала обороты;
  • он не боясь, что его могут осудить за весьма необычный стиль, смело экспериментировал с музыкой, делая из неё величайший шедевр. В юношеские годы, он создает свою группу, которую называет – «Скоморохи». Группа гастролировала по всей стране, а популярность самого Градского росла с небывалой скоростью;
  • а в 1971 году группа выступила на фестивале «Серебряные струны», там молодые люди смогли удивить зрителей своей необычной музыкой и стилем, неудивительно, что потом «Скоморохи» получили шесть престижных наград;
  • тогда же он сочиняет две легендарные песни: «Как прекрасен этот мир» и «Как молоды мы были». Эти песни сумели произвести фурор, а самого исполнителя сделали самым уважаемым и узнаваемым исполнителем.

Последующие годы

  1. Помимо написания музыкальных композиций и выступлений на концертах, Александр активно занимался написанием песен к фильмам. Так, он написал песню к фильму «Романс о влюбленных». Написанные песни стали настоящими прорывом в карьере композитора. Музыкальный журнал «Billboard»признал его «Звездой года» за саундтреки к фильму.
  2. В начале 80-х его популярность растёт, но сам Александр решает заняться преподаванием в ГИТИСе. А позже он осуществляет свою мечту, певец стал автором рок-оперы – «Стадион».
  3. В начале 90-х годов он уезжает за границу и начинает развиваться там. И это у него прекрасно получилось, он сумел завоевать популярность за границей. Он сотрудничал с всемирно известными исполнителями.

Участие в программе Голос

В 2012 году он становится наставником программы – «Голос». Около трех лет, он наставлял на правильный путь начинающих исполнителей, среди, которых были: Дина Гарипова, Сергей Волков и Александр Воробьев.

Когда ему приходилось сделать решающий выбор, он приглашал свою дочь Марию, которая помогала своему отцу в решении. Также, благодаря своему многолетнему опыту, он без проблем мог определить возраст молодых людей, которые исполняли песни.

Театральные постановки

Александр Градский – многосторонняя личность, помимо сочинения песен, он занимался и театральными постановками. В конце 60-х годов, он принял участие в рок-опере «Муха-Цокотуха». Но большая популярность к Александру пришла после того, как он стал автором легендарной рок-оперы – «Стадион».

В 1985 году у него появляется возможность написать музыку для первого русского рок-балета «Человек». После удачной премьеры рок-балета, он поработал над двумя другими постановками. В 2009 году, после долгой подготовки к рок-мюзиклу, Александр закончил написание мюзикла – «Мастер и Маргарита», но, к сожалению, она ни разу не была предоставлена зрителям театра. Есть лишь аудиозапись, которая хранится у самого Градского.

Роли в кино

Александр Градский написал музыку ко многим фильмам, которые сумели стать культовыми. Но помимо этого, он активно принимал участие в некоторых известных кинолентах в роли актера. Его дебютом в кино стал фильм – «Визит вежливости», и в 1979 году он сыграл в двух частях фильма – «Камертон». В 1991 году его приглашают сыграть в фильме – «Гений». В общей сложности, Александр Градский сыграл в более двадцати кинолентах.

Фильмография

  1. «Визит вежливости» — 1972.
  2. «Как прекрасен этот мир» — 1972.
  3. «Роман о влюбленных» — 1974.
  4. «Концерт для двух скрипок» — 1975.
  5. «Только ты верь мне» — 1979.
  6. «В песне жизнь моя» — 1979.
  7. «Давай начнем» — 1987.
  8. «Монте-Кристо» — 1989.
  9. «Гений» — 1991.
  10. «Несвоевременные песни» — 1994.
  11. «ЖИВЬЕМ в России» — 1996.
  12. «Бандитский Петербург» — 2000.
  13. «Хрестоматия» — 2003.
  14. «Мастер и Маргарита» — 2009.
  15. «Неформат» — 2011.
  16. «Романсы» — 2014.

Личная жизнь

В личной жизни Градского были и взлёты, и падения. У него за горами три брака. Первый брак состоялся, тогда, когда Градский был молод и женился на своей девушке Натальи Смирновой, однако, этот брак продлился недолго и спустя три месяца пара разбежалась.

  • в 1976 году Александр женился вновь и обрел счастье в лице известной российской актрисы Анастасии Вертинской, и все же и с ней Градский не обрел настоящего счастья, и пара подала на развод;
  • но настоящее свое счастье музыкант обрел чуть позже. Его женой стала обычная женщина, с которой он прожил в браке целых двадцать три года. В этом браке у них родилось двое детей, сын Даниил и дочь Мария. Но, к сожалению, в 2003 году браку пришел конец;
  • в 2004 году он вновь женился на модели Марине Коташенко, которая младше его на тридцать лет. В 2014 году у пары родился их первый общий сын Александр. С другими детьми Александра, Марина поддерживает хорошие отношения.

Как вы относитесь к Александру Градскому? Ждем ваши ответы!

, опера , рок-опера , блюз-рок , прогрессивный рок

Алекса́ндр Бори́сович Гра́дский (при рождении Фра́дкин ; род. 3 ноября , Копейск , Челябинская область , РСФСР , СССР) - советский и российский певец , мультиинструменталист , автор песен , поэт , композитор . Один из основоположников русского рока . Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997) . Лауреат Государственной премии РФ (1999) . Народный артист Российской Федерации (1999) . Народный артист Приднестровской Молдавской Республики (2014) . Руководитель театра «Градский Холл ».

Биография

Отец - Борис Абрамович Фрадкин (1926-2013) , инженер-механик . В 1957 году семья переехала в Москву. Большое влияние на развитие будущего музыканта оказала его мать, выпускница Тамара Павловна Градская (1928-1963) . До 14 лет носил фамилию отца Фрадкин, фамилия Градский была взята сразу после смерти матери в 1963 году в память о ней . Несколько лет жил у бабушки Градской (Павловой) Марии Ивановны в деревне Расторгуево Ленинского района Московской области . Среди источников вдохновения: Элвис Пресли , Билл Хэйли , The Beatles .

Основатель третьей по времени создания (после «Братьев » и «Сокола ») советской рок-группы «Славяне » () и принёсшей ему наибольшую популярность - «Скоморохи » () . Также принимал участие в группах: «Лос Панчос », «Скифы », коллективе польских студентов МГУ «Тараканы» , в составе которых исполнял песни Элвиса Пресли и твист Арно Бабаджаняна «Лучший город Земли». Сотрудничал с композитором Давидом Тухмановым , который впоследствии пригласил его спеть несколько композиций для альбома Как прекрасен мир , выпущенного в 1972 году .

Выпускник факультета академического пения ГМПИ им. Гнесиных (1974 год). Обучался в Московской консерватории по классу композиции у Т. Н. Хренникова ( - гг.)

В 1976 году записывает композицию Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Как молоды мы были » для фильма «Моя любовь на третьем курсе » . Песня становится лауреатом фестиваля «Песня-77» и по сей день является «визитной карточкой» певца .

В 1988 году впервые смог поехать за границу (в США) . Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в совместных проектах и концертах с такими «китами» западной музыки, как Лайза Минелли , Шарль Азнавур , Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайон Уорвик , Сэмми Дэвис, Грэйтфул Дед, Синди Петерс в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR) - ведущей японской фирмой. Выпускает под её маркой два компакт-диска (Metamorphoses и The Fruits From The Cemetery) и дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами. Три его первых в СССР рок-балета («Человек» ,"Распутин" и «Еврейская баллада») ставит Киевский театр балета (балетмейстер Г. Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И.Бобрин).

Автор музыки более чем к 40 художественным фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов. Выпустил более 18 долгоиграющих дисков , автор нескольких рок-опер и рок-балетов, множества песен.

Участвовал в телепрограмме «Белый попугай ».

Позиционирует себя как маргинал, к соратникам по цеху требователен, журналистов не привечает (по уверению Евгения Додолева , именно Градский запустил в СМИ слова «совок» и «журналюга» ).

В 2013 году вышла первая книга о музыканте «Александр Градский. The Голос ».

В 2014 году открывает в Москве собственный музыкальный театр «Градский Холл », строительство которого шло более 20 лет. На данный момент все концерты и постановки пользуются у зрителей успехом. Труппа театра состоит, в основном, из участников шоу «Голос », однако, Градский нередко приглашает в театр лучших артистов страны представить сольные программы.

Проект «Голос»

В 2012-2015 годах принимал участие в телепроекте «Голос » на Первом канале в качестве наставника. При этом в первых трёх сезонах программы побеждали участники его команды - Дина Гарипова , Сергей Волчков и Александра Воробьева соответственно. В 2015 году его подопечный - Михаил Озеров - в финале занял второе место. В качестве советника на шоу приглашал свою дочь Машу . По признанию Александра Борисовича, участие в проекте существенно облегчило ему задачу поиска артистов в труппу «Градский Холл », открывшегося в 2015 году.

В сентябре 2017 года вновь стал наставником в телепроекте «Голос » на Первом канале. Его подопечный Селим Алахяров занял первое место .

Видео по теме

Семья

Мать - Тамара Павловна Градская (1928-1963) - окончила ГИТИС (курс Н. Плотникова), актриса, режиссёр, затем литсотрудник журнала «Театральная жизнь». Отец - Фрадкин Борис Абрамович (1926-2013) - окончил МАМИ , инженер-механик, работал до 83 лет.

Дядя - Борис Павлович Градский (1930-2002) - брат матери, солист ансамбля Игоря Моисеева , танцор, играл на баяне, сочинял пьесы для баяна, умер в 2002 году.

Александр Градский с Мариной Коташенко (2005 год)

Александр Градский был женат три раза.

Первая жена - Наталья Михайловна Градская. Свой первый брак называет «молодёжным поступком» .

Третья жена - Ольга Семёновна Градская (род. 7 июня 1960). Были женаты с 1980 по 2001 год. Двое детей:

В сентябре 2014 года родился сын Александр .

В октябре 2018 года родился сын Иван .

Дискография

Студийные альбомы и миньоны
  • - Поёт Александр Градский
  • - Романс о влюблённых (стихи Н. Кончаловской, Б. Окуджавы, А. Градского, Н. Глазкова на музыку А. Градского, запись 1973 г.)
  • - Александр Градский поёт песни из кинофильма «Солнце, снова солнце» (запись 1976 г.)
  • - Александр Градский поёт песни из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе» (запись 1976 г.)
  • - Александр Градский и ансамбль «Скоморохи» (стихи Р. Бёрнса и А. Вознесенского на музыку А. Градского, запись 1971-1974 гг.)
  • - Поёт Александр Градский (стихи Р. Бёрнса, Н. Асеева, А. Градского, В. Сауткина на музыку А. Градского, запись 1969-1972 гг.)
  • 1979 - Только ты верь мне (стихи и музыка А. Градского, запись 1972 г.)
  • - Русские песни (вокальная сюита на тему русских народных песен, музыка, стихи и аранжировка А. Градского, запись 1976-1978 гг.)
  • 1980 - Нам не жить друг без друга (запись 1980 г.)
  • - Птица счастья (запись 1980 г.)
  • - Сама жизнь (вокальная сюита на стихи Поля Элюара, музыка А. Градского, запись 1981 г.)
  • - Стадион (рок-опера в двух действиях и четырёх картинах, либретто и стихи М. Пушкиной и А. Градского, музыка А. Градского, запись 1983-1985 гг.)
  • - Звезда полей (вокальная сюита на стихи Николая Рубцова, музыка А. Градского, запись 1982 г.)
  • - Сатиры (вокальная сюита на стихи Саши Чёрного, музыка А. Градского, запись 1980 г.)
  • 1987 - Давайте начнём (музыка А. Градского и Д. Денвера, стихи Д. Денвера и С. Тисдейл, запись 1985-1986 гг.)
  • 1987 - Утопия Александра Градского (вокальная сюита на стихи Р. Бёрнса, П. Шелли, П. Беранже, музыка А. Градского, запись 1979 г.)
  • 1987 - Размышления шута (вокальная сюита на стихи В. Шекспира, Р. Бёрнса, Н. Асеева, А. Вознесенского, А. Градского, В. Сауткина, музыка А. Градского, запись 1971-1974 гг.)
  • - Флейта и рояль (вокальная сюита на стихи В. Маяковского и Б. Пастернака, музыка А. Градского, запись 1983 г.)
  • 1988 - Ностальгия (вокальная сюита на стихи Владимира Набокова, музыка А. Градского, запись 1984 г.)
  • 1988 - Человек (рок-балет, музыка А. Градского, запись 1987 г.)
  • - Монте-Кристо (стихи и музыка А. Градского, запись 1987 г.)
  • 1989 - Концерт-сюита (стихи и музыка А. Градского, запись 1979-1987 г.)
  • - Экспедиция
  • - Metamorphoses (запись 1991 г.)
  • - Несвоевременные песни (стихи и музыка А. Градского, запись 1990 г.)
  • 1994 - Фрукты с кладбища (стихи и музыка А. Градского, запись 1991 г.)
  • 1995 - The fruits from the cemetery
  • 1996 - Золотое старьё
  • - Хрестоматия (стихи А. Градского, Н. Олейникова, Д. Леннона, П. Маккартни, В. Блейка на музыку А. Градского, Т. Вейца, А. Джексона, К. Брукса, Д. Кука, Р. Данн, С. Уандера, запись 2003 г.)
  • 2003 - Песни для Иры (Стихи А. Градского, В. Блейка, Н. Олейникова на музыку А. Градского, А. Джексона, К. Брукса, Д. Кука, Р. Данн, запись 2003 г.)
  • 2009 - Мастер и Маргарита (рок-опера в двух действиях и четырёх картинах, либретто А. Градского по роману М. Булгакова, стихи и музыка А. Градского, запись 1979-2009 гг.)
  • - Неформат (стихи и музыка А. Градского, запись 2010-2011 г.)
  • 2014 - Романсы (запись 2010-2011 гг.)
Концертные альбомы и видео
  • - ЖИВьЁМ в «России»
  • - ЖИВьЁМ в «России» - 2
  • 2004 - ЖИВьЁМ в «России» - 2. Юбилейный видеоконцерт (запись 3 ноября 1999 года в ГКЗ «Россия», г. Москва)
  • 2010 - ЖИВьЁМ в «России». Юбилейный видеоконцерт (запись 17 марта 1995 года в ГКЗ «Россия», г. Москва)
  • 2010 - Антиперестроечный блюз (запись фильма-концерта 1990 г.)
  • 2014 - Концерт-2010 (запись 28 ноября 2010 года в «Крокус Сити Холл», г. Москва)
Сборники
  • 1996 - Коллекция Александра Градского
  • 1997 - Легенды русского рока. Александр Градский и группа «Скоморохи»
  • 2011 - «Избранное» Александра Градского
Приглашённый исполнитель
  • : Давид Тухманов - Как прекрасен мир (песни: «Джоконда», «Жил-был я »)

Некоторые песни из репертуара

  • «Антиперестроечный блюз» (муз. и сл. А. Градского)
  • «Ария Каварадосси» (Recondita armonia…) (Д. Пуччини) из оперы «Тоска»
  • «Ария Калафа» (Д. Пуччини) из оперы «Турандот»
  • «Ария Хозе» (Ж. Бизе) из оперы «Кармен»
  • «Баллада о рыбацком посёлке Аю» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»
  • «Бог Рок-Н-Ролла» («Эпитафия», муз. и сл. А. Градского)
  • «Будет ласковый дождь» (сл. С. Тисдейл, пер. Л. Жданова)
  • «Вальс» (От этого) (муз. и сл. А. Градского)
  • «Возвращение» (сл. Б. Окуджавы) из к/ф «Романс о влюблённых»
  • «В полях под снегом и дождём» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака)
  • «В твоих глазах» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»
  • «Выхожу один я на дорогу» (Е. Шашина - М. Лермонтов) Романс
  • «Гори, гори, моя звезда » (П. Булахов - В. Чуевский) Романс
  • «Давайте начнём» (муз. и сл. Дж. Денвера) - исп. Александр Градский (на английском языке)
  • «Двойник» (муз. и сл. А. Градского)
  • «До конца, до тихого креста» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»
  • «Дорожная» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»
  • «Джоконда» (Д. Тухманов - Т. Сашко)
  • «Жёлтый дом» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»
  • «Жил-был я » (Д. Тухманов - С. Кирсанов)
  • «Звезда полей» (сл. Н. Рубцова) из одноимённой вокальной сюиты
  • «Зимнее утро» (сл. Б. Пастернака)
  • «Зимняя ночь» («Мело, мело…») (сл. Б. Пастернака)
  • «Как молоды мы были » (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «Моя любовь на третьем курсе»
  • «Колыбельная» (сл. Н. Кончаловской) из к/ф «Романс о влюблённых»
  • «К России» («Отвяжись, я тебя умоляю!») (сл. В. Набокова)
  • «К стеклу прильнув лицом…» (сл. П. Элюара)
  • «Ламентации» (сл. Саши Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»
  • «Ливни на море (блюз)» (муз. T. Waits, сл. А. Градского)
  • «Любимая, спи» (муз. Э.Колмановского сл. Е. Евтушенко)
  • «Любовь» (сл. Б. Окуджавы) из к/ф «Романс о влюблённых»
  • «Мне с детства снилась высота» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «О спорт, - ты мир!»
  • «Молитва» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»
  • «Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта» (муз. и сл. А. Градского)
  • «Мы налили красного вина (хит)» (муз. и сл. А. Градского)
  • «Мы не ждали перемен» (муз. и сл. А. Градского)
  • «Нам не жить друг без друга» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «О спорт, ты - мир!»
  • «Наш старый дом» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака)
  • «Не пой, красавица» (С. Рахманинов - А. Пушкин) Романс
  • «Ничей» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»
  • «Ничто в полюшке» (русская народная)
  • «Ночная песня пьяницы» (сл. Саши Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»
  • «Ночное» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»
  • «Обстановочка» («Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом…») (сл. Саши Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»
  • «О собаках» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»
  • «Памяти поэта» (о В. С. Высоцком) (муз. и сл. А. Градского)
  • «Песенка Герцога» (Дж. Верди) из оперы «Риголетто»
  • «Песня о дельфинах» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»
  • «Песня о друге» (муз. и сл. А. Градского)
  • «Песня о дружбе» (сл. Б. Окуджавы) из к/ф «Романс о влюблённых»
  • «Песня о золоте» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»
  • «Песня о корабле» или «Дедовская лодка» (Э. Артемьев - Н. Кончаловская) из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих»
  • «Песня о матери» (сл. Н. Кончаловской) из к/ф «Романс о влюблённых»
  • «Песня о маятнике» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «В августе 44-го…»
  • «Песня о свободе» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»
  • «Песня о „сумасшедших“» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»
  • «Песня о Монте-Кристо» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»
  • «Прощай» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»
  • «Песня о птицах» (сл. Н. Глазкова) из к/ф «Романс о влюблённых»
  • «Песня о совести» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»
  • «Песня, похожая на все песни» (муз. и сл. А. Градского)
  • «Песня шута» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака)
  • «Подруга угольщика» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака)
  • «Под сурдинку» («Хочу отдохнуть от сатиры») (сл. Саши Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»
  • «Потомки» (сл. Саши Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»
  • «Санта Лючия » (Т. Коттрау) неаполитанская песня
  • «Синий лес» (муз. и сл. А. Градского)
  • «Скоморохи» (сл. В. Сауткина)
  • «Сонет» (Е. Крылатов - А. Градский)
  • «Спортивная» - песня про Олимпиаду в Сочи 2014
  • «Театр» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»
  • «Только раз бывают в жизни встречи» (Б. Фомин - П. Герман) Романс
  • «Только ты верь мне»
  • «Фото со мной и с тобой (рок-баллада)» (муз. и сл. А. Градского)
  • «Южная прощальная» (муз. и сл. А. Градского)
  • «Я - Гойя» (сл. А. Вознесенского)
  • «Яростный стройотряд» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «Моя любовь на третьем курсе»
  • «Я умру в крещенские морозы» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»
  • «Замыкая круг » (К. Кельми - М. Пушкина) - исп. в группе рок-музыкантов (Крис Кельми, Юрий Горьков, Константин Никольский, Александр Ситковецкий, Виталий Дубинин, Сергей Минаев, Ованес Мелик-Пашаев, Андрей Макаревич, Александр Монин, Григорий Безуглый, Евгений Маргулис, Марина Капуро, Павел Смеян, Жанна Агузарова, Анатолий Алёшин, Андрей Давидян, Валерий Сюткин, Юрий Давыдов, Александр Иванов, Александр Кутиков, Дмитрий Варшавский, Артур Беркут)

Рок-оперы

  • 1967-1969 - Муха-Цокотуха
  • 1973-1985 - Стадион
  • 1979-2009 - Мастер и Маргарита

Балеты

  • 1985-1988 год - «Человек »
  • 1987-1990 - «Распутин »
  • 1988-1990 - «Еврейская баллада »

Фильмография

Роли в кино

  • - Визит вежливости
  • - Концерт для двух скрипок
  • - Камертон - камео
  • - Витражных дел мастер
  • - Гений
  • - Бандитский Петербург. Фильм 1. Барон

Вокальные партии

  • - Свой среди чужих, чужой среди своих
  • - Концерт для двух скрипок
  • - Солнце, снова солнце
  • 1976 - Голубой щенок (мультфильм) - вокал Моряка, Рыбы-пилы
  • - Легенда о старом маяке (мультфильм)
  • 1977 - Принцесса и людоед (мультфильм)
  • - Догони-ветер (мультфильм)
  • - С любимыми не расставайтесь
  • - О спорт, ты - мир!
  • - Жизнь Клима Самгина
  • - Перевал (мультфильм)
  • - Узник замка Иф
  • 1989 - Стереотипы (мультфильм)
  • - В августе 44-го…

Композиторская фильмография

  • - Романс о влюблённых
  • - Солнце, снова солнце
  • - Легенда о старом маяке (мультфильм)
  • 1977 - Принцесса и людоед (мультфильм)
  • - Поговорим, брат…
  • 1978 - Догони-ветер (мультфильм)
  • - Камертон
  • 1980 - Бумеранг
  • - Следствие ведут ЗнаТоКи. Пожар
  • - В одну-единственную жизнь
  • - Перевал (мультфильм)
  • - Узник замка Иф
  • 1989 - Стереотипы (мультфильм)
  • - В августе 44-го…

Документальные фильмы

  • - Александра Пахмутова - «В песне жизнь моя…» (к 50-летнему юбилею А. Пахмутовой)
  • 1979 - «Подвиг. Шифр 12080»
  • - «И не кончается строка» (цикл стихов В. Набокова , музыка А. Градского)