Богоматерь троеручица от чего помогает. "Троеручица" - икона Божией Матери

  • 18.11.2023

Жизненный путь заступника православия и иконопочитания Иоанна Дамаскина был непростым. Именно благодаря ему стала известна история появления такого чудотворного образа, как Троеручица. значение которой для православного мира никак нельзя умалять, на протяжении веков помогала в трудностях многим уверовавшим в ее силу мирянам.

Лев Исавр (византийский император) в 717 г. начал жестокие гонения на тех, кто с благоговением относился к святыням. В тот лютый год массово сжигались и разбивались иконы, их защитников истязали и предавали смерти. Только лишь за пределами византийских территорий, а это в мусульманском Дамаске, святые образы безбоязненно почитали ввиду заступничества преподобного Иоанна. В то время он занимал пост советника городского правителя.

История, которая предшествовала ее появлению

Иоанн Дамаскин какое-то время нес свою благую миссию, но в определенный момент его обвинили в измене государству. Мужчину оклеветали пред местным халифом. Император велел отсечь ему кисть правой руки, а затем повесить ее на главной площади города для устрашения. Ближе к вечеру, когда гнев правителя поутих, преподобный попросил ходатайства, и с отсеченной рукой затворился в своей личной келье. Кто знал, что именно этот трагический момент станет предпосылкой того, что миру явится такая уникальная святыня, как Троеручица. помогает сегодня многим страждущим во всем мире.

Святой предался долгим и слезным молитвам пред ликом Пресвятой Богородицы. Он приложил отсеченную кисть к своему суставу и попросил ее исцелить руку. В его тонкий сон с благой вестью пришла сама Владычица и известила об уврачевании руки - отныне она должна была ему служить для прославления божьего имени.

Явивший чудо

После того как преподобный проснулся, он ощупал свою кисть и нашел ее целой и невредимой. Иоанн был невероятно тронут, и с чувством глубокой признательности к Небесной Владычице составил восхваляющую и благодарственную песнь за ее милость. Называется она «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Позже в богослужебной практике ее стали использовать как задостойник литургии, посвященной святому Василию Великому.

Чтобы еще как-то оставить память о случившемся чуде, преподобный к нижней части образа, через который получил исцеление, приложил руку, сделанную из серебра. Именно так Троеручица (икона Божией Матери) получила свое название.

Неисповедимы пути господни

Исцеление Иоанна скорой вестью разлетелось по всему Дамаску. Халифа это чудо вразумило. Он, осознавая свою вину, попросил святого снова вести государственные дела, однако преподобный принял решение все свои силы отдать служению Богу. Иоанну было позволено удалиться в Иерусалим в Лавру Саввы Освященного. Там он и принял свое одиночество. С собой была взята и икона Троеручица (фотоможно увидеть в статье).

Дальнейшая судьба уникального творения

Чудотворный образ пребывал в Иерусалиме до 13 века. Когда обитель посетил святой Савва, благословленному архиепископу Сербскому икона Троеручица (история ее появления дошла и до наших дней) была поднесена согласно особому произволению Божьей Матери.

В период османских нашествий, а это уже в 15 веке, дабы драгоценный дар уцелел от уничтожения, благочестивые сербы всецело передали его на попечительство Царицы Небесной. Ценнейший образ был возложен на осла. Никем не ведомое животное само дошло до святой горы Афон. Там оно остановилось у ворот Хиландарского монастыря, который был основан в 13 веке именитым сербским господарем Стефаном (Симеоном). Иноки приняли этот великий дар от Бога. Троеручица (икона Божией Матери) была установлена на алтарь местного соборного храма. С того времени к ней совершается ежегодный крестный ход.

Безоговорочная воля Владычицы

Однажды произошел такой случай. После того как игумен отдал душу Богу, братия никак не могла избрать нового главу, не было единогласия. Их смуты не были угодны Божьей Матери, и тогда она лично разрешила их спор. Когда иноки пришли на утреннее богослужение, они увидели, что икона Троеручица, историякоторой не перестает удивлять, оказалась на игуменском месте вместо алтаря.

Монахи это «чудо» приписали чьему-то тайному деянию. Они вернули образ на прежнее место. Однако в скорее ситуация повторилась, хотя двери были опечатаны. В скором времени воля Владычицы была проявлена через известного затворника монастыря. Он сообщил, что в своем видении Богородица ему поведала следующее: для того, чтобы не было несогласий братии, она сама возьмет на себя эту функцию и станет управлять монастырем, а игуменское место займет своей иконой.

Чудеса видимые

Именно с того момента и до настоящего времени, повинуясь волеизъявлению Царицы Небесной, Хиландарская обитель не выбирает особого игумена. Здесь обходятся иеромонахом-наместником, заведующим монастырскими делами. Во время службы он всегда находится возле игуменского места, где помещается Троеручица. Икона Божией Матери, значение которой очень велико для всех православных, на протяжении столетий хранит в стенах монастыря мир и лад.

Братия свято верит: прикладываясь к чудотворному образу, можно получить благословение лично от Богородицы, являющейся их Небесной Игуменьей. Ее лик не раз оберегал Хиландарскую обитель от иноплеменных вторжений. Согласно свидетельствам самих турок в период русско-турецких войн, над стенами монастыря нередко возникал недосягаемый для оружия и людей лик таинственной Жены. Именно так каждый раз о своем покровительстве напоминала Троеручица. Значение иконы для обители было всегда невероятно велико.

В чем она может помочь?

Неоднократно миру являла чудеса икона Троеручица. От чего помогаетэтот лик? В первую очередь он способствует исцелению заболеваний рук, ног, глаз. Если читать посвященную ему молитву, уйдет тоска, апатия и горестные мысли. Образ Божьей Матери покровительствует занимающимся ремеслом. Также он придает сил в работе по хозяйству. Празднование иконы совершается два раза в год: 28 июня/11 июля, а также 12/25 июля.

Как защищает Троеручица?

От несущих угрозу благополучию дома и всех его жителей защитит Троеручица. Икона Божией Матери, значение которой - приносить людям спасение и благодать, также способствует увеличению благосостояния. Ей молятся с просьбами о личном исцелении и выздоровлении близких.

Летом 1889 года в Киеве свирепствовал Преподобный Иона, который вошел в историю как основатель Свято-Троицкого монастыря на Тимирязевской улице, решил отслужить молебен пред чудотворным образом. В тот же день мор прекратился.

Уникальный список Троеручицы до сих пор хранится в обители. Уже в 90-е годы 20-го столетия мощи Ионы были перезахоронены на территории монастыря. По словам верующих, они помогли исцелиться женщине, у которой накануне случился кислотой.

Значение

При внимательном рассмотрении иконы можно увидеть, что прямо по центру находится младенец Иисус Христос. Он сидит на руках у Богоматери и будто благословляет своей правой кистью каждого, кто пред ним находится. Владычица указывает на него как на путь к спасению. Традиционно именно так изображается икона Троеручица, что означает следующее: каждому открыто окно в горний мир. Мы напрямую с ним можем пообщаться, и по вере нашей нам воздастся. Отсюда приходит осознание, что Одигитрия - это не просто талисман или оберег.

Возникновение и особое почитание уникальной святыни как важного духовного свидетельства тесно связано еще и со сложнейшим историческим периодом христианства. Такое явление, как иконоборчество, началось с того, что люди столкнулись с искаженным пониманием святынь. От образов отламывали кусочки, соскабливали краску, а также поклонялись не самому первообразу, а лишь, как говорил о. Павел Флоренский, «физической причине».

Икону почитать необходимо, но отдавать свою любовь и верить следует той личности, которая смотрит на человека. Если отношение к святому лику будет соответственное, то через него и явится благоволение того, кто проявлен в красках благословенной рукой иконописца. С подобным внутренним наполнением и следует подходить к такому образу, как Троеручица (икона Божией Матери), значение которой неописуемо велико. Ее задача - донести до каждого следующее: рука Иоанна Дамаскина - это вечное свидетельство того, что по велению и под водительством Владычицы к тем, кто отдал себя служению Отцу Небесному, может прийти спасение.


Чем еще уникальна икона?

Рука из серебра на образ Владычицы была приложена преподобным Иоанном Дамаскиным. Это жест его благодарности за исцеление отрубленной кисти в период иконоборчества. С того времени все списки ликов выполняются с приложенной рукой, которая иногда изображается как третья рука Богородицы.

Если у вас имеются трудности в какой-либо деятельности, то здесь первая помощница -икона Троеручица. От чего помогает образ еще? Конечно же, Богоматерь благоволит всем занимающимся рукоделием или любым ручным трудом. Пред ее ликом молятся об исцелении, если имеются заболевания рук, ног. Икона хранит и укрепляет благосостояние семьи, защищает от людей с недобрыми помыслами.

В России Троеручица стала известна с 17 века, а в 1661 году ее список преподнесли в качестве особого дара Патриарху Московскому Никону. Сегодня различные копии помогающие людям в их прошениях, распространены по всей территории страны. В Москве известный список образа святой Богородицы находится в Успенском храме на Таганке.

Православные благоговейно относятся к иконе Троеручицы и по своей вере получают от Пречистой богатые и великие милости. Чтимые списки образа можно было найти во многих храмах: Трехсвятительском, Симеоновском и Борисоглебском в Твери, в Шенкурском Троицком женском монастыре епархии Архангельска, в Жаменском Сухотинском женском монастыре епархии Тамбова, в с. Сажина епархии Перми и в других местах.

История чудотворного образа Божией Матери «Троеручицы» тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году византийский император Лев Исавр начал лютые гонения на почитателей икон. Иконы сжигали, разбивали, а их защитников предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, еще продолжали открыто почитать иконы благодаря заступничеству святого Иоанна, занимавшего должность советника у правителя города. Однако вскоре преподобный Иоанн был обвинен императором в государственной измене и оклеветан перед местным халифом. Было велено отсечь у него кисть правой руки и повесить ее на городской площади для устрашения. К вечеру, когда утих гнев правителя, преподобный ходатайствовал перед ним и, взяв отсеченную руку, затворился в своей келлии. Святой долго и слезно молился перед иконой Божией Матери, приложив отрубленную кисть к суставу и прося Владычицу исцелить руку. В тонком сне Пресвятая Богородица явилась ему, принеся радостную весть об исцелении руки, которой он отныне должен был пользоваться для прославления имени Божия. Проснувшись, преподобный ощупал руку и увидел ее целой и невредимой. Тронутый чувством глубокой признательности Небесной Владычице за Ее милость, святой Иоанн составил благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая в позднейшей богослужебной практике стала использоваться как задостойник в литургии святого Василия Великого. Также, желая оставить память о произошедшем чуде, святой приложил к нижней части иконы, через которую получил исцеление, сделанную из серебра руку, отчего этот образ и получил название «Троеручицы».

Весть об исцелении Иоанна немедленно разнеслась по Дамаску. Вразумленный чудом халиф сознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя государственные дела, но святой уже решил отдать все свои силы на служение Богу. Он удалился в Лавру Саввы Освященного в Иерусалиме и там принял иночество. Туда же он взял с собой и чудотворную икону Божией Матери.

Святой образ постоянно находился в Иерусалиме до XIII века, когда в обитель прибыл святой Савва. По особому произволению Богоматери будущему архиепископу Сербскому чудотворная икона была дарована в благословение. В XV веке, во время османского нашествия, желая спасти драгоценный дар от уничтожения, благочестивые сербы вверили его попечительству самой Царицы Небесной. Икона была возложена на осла, и животное, никем не водимое, само пришло на святую гору Афон и остановилось у ворот Хиландарского монастыря, основанного в XIII веке сербским господарем Стефаном (Симеоном). Хиландарские иноки приняли образ как великий дар свыше и поставили его в алтаре соборного храма, а на место появления иконы с той поры ежегодно совершается крестный ход.

Однажды по смерти игумена братия, приступив к избранию нового, никак не могла прийти к соглашению. Смуты братии не были угодны Богоматери, и Она Сама приняла участие в их споре. Собравшись на утреннее богослужение, иноки обнаружили чудотворный образ стоящим не в алтаре, а на игуменском месте. Приписав это чьим-то тайным действиям, монахи вернули икону на место, но в следующие дни это повторилось даже при запечатанных дверях. Вскоре воля Божией Матери открылась через известного монастырского затворника, который сообщил, что в видении Богородица сказала ему Свою волю: для устранения несогласий братии Она Сама займет игуменское место Своей иконой и будет непосредственно управлять монастырем.

С того времени и до наших дней, согласно воле Царицы Небесной, в Хиландарской обители не выбирают из братии особого игумена, а только иеромонаха-наместника, заведующего монастырскими делами. Во время службы он стоит у игуменского места, где помещается чудотворная икона Божией Матери Троеручицы. Прикладываясь к иконе, братия свято веруют, что принимают благословение от Самой Богородицы, их Небесной Игумении.

Чудотворный образ не раз защищал Хиландарскую обитель от вторжения иноплеменных. В эпоху русско-турецких войн, по свидетельству самих турок, над стенами монастыря часто появлялась недосягаемая для людей и оружия таинственная Жена.

Просмотреть на карте большего размера

Видео о Хиландарском монастыре на Афоне.

Иконография

С иконографической точки зрения образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. Образ Богоматери почти лишен движения: голова Ее чуть повернута к Сыну, левой рукой Она указывает на Младенца Иисуса Христа, как на Путь спасения. Голова Младенца отстранена от головы Девы Марии, но взгляд Его неизменно обращен к Матери. На задней стороне иконы изображен святитель Николай Чудотворец.

В «Путешествии на Афон» преосвященного Порфирия особо отмечается «славяносербское обличие» образов Богоматери и Младенца. Существует мнение, одним из первых высказанное Н.П. Кондаковым, что икона “Троеручицы”, хранящаяся в Хиландарском монастыре, не глубокой древности. Кондаков относит образ к XIV веку, судя по его письму и такой незначительной, но красноречивой детали, как маленькая держава в левой руке Младенца Иисуса, которая свидетельствует, по словам ученого, «о позднем происхождении иконы или о позднейшей переписке». В качестве обоснования своего мнения Кондаков приводит запись о Хиландарской Богоматери духовника и старца обители Никанора, составленную им в 1685 году. Согласно этому свидетельству, икона «Троеручицы» «сама своим мановением и чудотворением пришла есть из Богохранимаго града Скопия, иже иногда в нем Българом царствующим <…>». На основании этой записи Кондаков предполагает, что образ мог быть создан «после 1377 года, когда Хиландарцы получили в Скопии подворье»

Списки с иконы

На Руси Хиландарская икона «Троеручицы» почитается издревле. По просьбе Святейшего Патриарха Никона, 28 июня 1661 года с Афона в Москву был доставлен список образа «Троеручицы», что и послужило установлению второго празднования иконы в честь ее сретения на Московской земле. Икона была помещена Патриархом Никоном в основанный им на Истре Воскресенский монастырь, именуемый Новым Иерусалимом, откуда и стали распространяться по России списки иконы. Многие из них были прославлены чудотворениями и потому стали особо чтимы в народе.

По причине многочисленности чудотворных списков с хиландарской святыни здесь не могут быть приведены их пространные описания.

Видео об иконе Богородицы «Троеручица»

Фотографии и изображения в порядке появления: Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ;

Икона Божией Матери «Троеручица» - оберег живущих в доме от врагов и всего лихого. Обращаются к святыне с прошениями о здоровье близких, об их исцелении. В молитвах своих верующие просят о лечении глаз, рук и ног от заболеваний даже самых тяжелых. Избавляет икона и от переживаний душевных, прогоняет тоску и мысли грустные.

Икона Божией Матери «Троеручица» и совершенная перед святыней молитва содействуют улучшению благосостояния.
Покровительствует святыня тем, кто занимается ручной работой (ремеслом).
Много чудотворных икон Богоматери распространено в православном мире, но святыня Божией Матери «Троеручица» считается одной из самых прославленных.

Император Лев III Исавр, как говорится в писаниях, оклеветал Иоанна Дамаскина, который так активно выступал против иконоборчества. Отсекли несчастному защитнику христианства руку, чтобы не мог он прошений писать. Тяжко переживал Иоанн утрату, но верил и молился перед иконой Матери Божией. Пообещал он, что если рука его исцелится, то все сделает Иоанн, чтобы возвысить славу Владычицы.
Устав от всего, что с ним случилось, решил бедный отдохнуть и погрузился в сон. И случилось чудо. Явился ему образ Богоматери, и пролились слова, которыми Пресвятая оповестила, что рука Иоанна срослась, и он снова может трудиться. Благодаря за чудесное исцеление, он подвесил у иконы серебряное изображение десницы. Поэтому икона и получила название «Троеручица».

Не один список с первоявленного образа пребывает на земле Русской. Получил в подарок патриарх Никон в 1661 г. один из таких списков, привезенный из Афонского Хилендарского монастыря. В 1663 г. дарование было передано Воскресенскому Ново-Иерусалимскому храму.
Как говорит история, в 1716 г. с этого списка сняли другой, который пребывает и в нынешнее время в Успенской святыне Пресвятой Богородицы, находится она в Гончарах (г. Москва). Чтобы каждый желающий мог помолиться к иконе, был снят еще один список. Найти его можно в изразцовом киоте, располагающемся снаружи западной стороны храма.

Празднование иконы Божией Матери «Троеручица» совершается в Православной Церкви два раза в год: 11 и 25 июля по новому стилю.

Предания о происхождении иконы «Троеручица»
Среди многочисленных чудотворных икон Пресвятой Богородицы образ «Троеручицы» занимает особое место по своей нетипичной иконографии. Существуют различные предания, объясняющие происхождение этой иконы, однако наиболее известное сказание связано с именем преподобного Иоанна Дамаскина. Этот прославленный христианский поэт, философ и богослов родился и жил долгое время в Сирии, являясь приближенным ко двору халифа, однако не скрывал своей христианской веры. Правитель Дамаска, ценя своего образованного и мудрого вельможу, не препятствовал ему исповедовать религию, отличную от веры своих подданных. Жития святого повествуют о том, что византийский император-иконоборец Лев Исавр, услышав о пламенном защитнике икон Иоанне Дамаскине, решил погубить его, поскольку труды последнего об иконопочитании находили много сторонников в Византии. Император оклеветал Иоанна перед халифом, составив от его имени подложное письмо, в котором подданный Сирийского владыки предлагал помощь в завоевании Дамаска. Халиф, поверив этому клеветническому посланию, был весьма разгневан на Иоанна Дамаскина и повелел отрубить ему правую руку. Истекая кровью, преподобный стал молиться перед иконой Пресвятой Богородицы, и свершилось чудо: отсеченная рука срослась и была исцелена. Для того, чтобы сохранилась память о чудесном исцелении и помощи Царицы Небесной, Иоанн Дамаскин прикрепил к чудотворному образу отлитое из серебра изображение руки. Такие символы были достаточно распространены в христианских церквях и имели название «вотивных даров», то есть «обетных, жертвенных». Эти небольшие символические предметы изготовлялись из драгоценных металлов и ими украшались иконы святых в знак благодарности и памяти о явленном чуде. Позже на списках с этого богородичного образа стали писать третью руку.

Дальнейшая история образа «Троеручица»
Известно, что преподобный Иоанн Дамаскин принес чудотворный образ в дар обители святого Саввы Освященного, которая располагалась недалеко от Иерусалима, и там икона пребывала до XIII века. После образ Божией Матери «Троеручица» был подарен сербскому архиепископу Савве, но икона пробыла в Сербии не долго: после турецкого завоевания ее вывезли из страны, чтобы предотвратить поругание великой святыни от мусульман. Существует предание, по которому икону положили на осла и тот сам принес ее в Хиландарский афонский монастырь. С тех пор чудотворный образ находится на Афоне, являясь одной из самых известных и почитаемых реликвий Святой горы. Расположенная в Введенском храме обители, икона явила еще одно чудо, показавшее особое покровительство Царицы Небесной монастырю: когда братия собралась для избрания нового игумена, образ чудесным образом переместился из алтаря на игуменское место. С тех пор в Хиландарском монастыре перестали назначать игумена, а иноки принимают благословение на богослужение от иконы «Троеручица».
В середине XVII века список с иконы «Троеручица» был привезен в Россию по просьбе патриарха Никона, желавшего иметь этот образ в основанном им Новоиерусалимском монастыре. Известно, что вначале непривычная и странная икона вызвала смущение у верующих, поэтому к иконе была прикреплена табличка, на которой давалось толкование этой иконографии. Другой список был сделан для супруги царя Алексея Михайловича и привезен в Москву. От списков с иконы Богоматери «Троеручица» совершались многие исцеления, и вскоре эта Богородичная икона стала пользоваться большой любовью и почитанием на русской земле.

Описание и символика иконы Божией Матери «Троеручица»
По своей иконографии образ «Троеручицы» относится к типу «Одигитрия» или «Путеводительница». Особенностью иконы является то, что на этом изображении Божия Матерь двумя руками держит Богомладенца, а третью руку протягивает к молящимся. Глубокая символика этого образа раскрывается в тропаре, посвященном иконе, в котором говориться о том, что Царица Небесная приносит двумя руками Спасителя в мир, а третью руку простирает над верующими и прибегающими к Ней, подавая им защиту и помощь.
Существуют также варианты этого иконописного изображения. В Сербии и Македонии сохранились древние росписи, представляющие собой изводы образа «Троеручица». На них Божия Матерь написана в полный рост, в правой руке Она держит Своего Божественного Сына, а две другие руки молитвенно протягивает к Нему. В болгарском Троянском монастыре сохранился еще один древний образ, на котором находятся три подвеса из серебра, закрывающих руки Богоматери.

В каких случаях молятся перед иконой «Троеручица»
Существует благочестивая традиция молитвенно обращаться к Божией Матери перед Ее иконой «Троеручица» в случае болезней рук, ног, а также других заболеваний. Однако следует помнить, что перед любым образом Богоматери можно просить о помощи и заступничестве. Главное, чтобы молитва совершалась с искренней верой и от чистого сердца. После полученной помощи нужно не забывать благодарить Пресвятую Богородицу, а в том случае, если наше прошение не исполнено, не роптать, а осознавать свою греховность и неразумие: возможно, в данный момент для спасения наших душ большую пользу принесет терпение скорбей и недугов.

Тропарь, глас 4:
Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8:
Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.

Величание:
Величаем Тя, Пренепорочная Дево, и чтим чудеса образа святаго Твоего, трех пречистых рук Твоих явление в славу Божества, в Троице Бога нашего.

Молитва:
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную - надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

Русский народ издревле нашел в своей душе един-ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов-но увидели, что не в каком-то условном аллегори-ческом смысле, а в высшей онтологической дейст-вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате-рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман-ском Дамаске, православные не были стеснены в почи-тании икон. Причина была в том, что первым минист-ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер-ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна-комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото-рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох-новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва-лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо-бедимого защитника Православия, решил коварно извес-ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра-няется сарацинами небрежно и византийское войско мо-жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес-кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан-ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее - от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что-бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес-ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от-сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за-щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж-но этой рукой».

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар-ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чу-де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха-лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно-му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав-шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от-литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому . При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго-ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот . Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос-тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно-му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу-мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта-ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» - Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви-дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре-бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов-ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны-не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте-не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы-шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско-го образа либо же с других списков «Троеручицы» на-ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се-лигере и в иных местах.