Венчание Ивана Грозного на царство (кратко). Восемь фактов о венчании на царство русских правителей

  • 29.09.2019

400 лет назад в этот день Михаил Феодорович Романов венчался на царство. Чем стал этот день для России? Размышляет Арсений Замостьянов.

Успенский собор. Русский богатырь с боровицкого холма, вставший на защиту Православия - таким воспринимается этот архитектурный образ, созданный Аристотелем Фиораванти. Пять золотых шлемов приковывают взгляд, зовут нас издалека.

Венчание на царство - византийский обряд, а на Руси именно он был символом триединства - православие, самодержавие, народность. Именно в таком иерархическом порядке. Этот порядок ощущался, непроговоренный, задолго до графа Уварова, который всё это теоретически обосновал.

Чин венчания на царство составили во времена Ивана Грозного - но уже после коронации самого Ивана Васильевича. Автором чина, скорее всего, был митрополит Макарий (1482 - 1563), канонизированный в чине святителей в 1988-м году. Именно Макарий в 1547-м венчал на царство первого русского царя - но тогда, по мнению большинства исследователей, обряд ещё не сложился и прошёл, так сказать, по сокращённой программе. В 1547-м Иван не был миропомазан!

Но через десять лет тот же Макарий (скорее всего - по настоянию царя) создаёт пространный чин, в который входит обряд миропомазания. И подразумевается, что государь в 1547-м году через это прошёл… Нет ни одного подтверждения, что Иван Васильевич был помазан в позднейшее время, хотя на этот счёт существует несколько гипотез. Некоторые исследователи говорят о помазании после взятия Казани, когда Иван почувствовал себя полноценным царём.

Возможно, государь, осознав неполноценность чина 1547 года, принял помазание тайно - при его мистическом складе ума, при его отношении к литургической роли царя это кажется вероятным. В любом случае, даже враги - такие, как Курбский - называли его «помазанцем Божиим», не упоминая неполноценность обряда 1547 года.

Наиболее торжественным и совершенным было венчание на царство благочестивого государя Феодора Иоанновича, который на долгие годы стал символом Руси Православной, олицетворяя образ истинно законного государя. В его биографии мы находим немало чудесного: он добивался многого, не прибегая к демонстративному усердию, к явной активности. Молитва и точный выбор помощников - такова была его стратегия. И в смутное время воины, отвергая соблазны самозванства, шли в бой с изображениями царя Фёдора.

Бориса Годунова, Димитрия Самозванца и Василия Шуйского вспоминали как тяжкий сон. Репутации законных и счастливых государей они не заработали. В 1613-м году мало кто поминал их добрым словом. Хотя многие герои, преодолевшие смуту, каждому из них (Димитрию - в меньшей степени) служили верой и правдой.

И вот - юный Михаил, будущий царь Михаил Феодорович. Отец будущего царя, будущий патриарх Филарет, пребывал в польском плену. Таким образом, Патриарха на Руси в то время не было. Не мог прибыть в Москву и митрополит Новгородский Исидор: Русь православная ещё не освободилась от угрозы интервенции, шведы оккупировали древний город, а владыка руководил обороной. Не будем забывать об этом: времена венчания на царство царя Михаила не были идиллическими. Он принял страну обнищавшую и ослабленную, хотя и сплочённую перед опасностью окатоличивания.

Торжественная церемония подробно описана в рукописной книге XVII века, которую преподнесли сыну первого царственного Романова, Алексею Михайловичу.

Перед венчанием случился знаменательный спор, в котором отразились противоречия смутного времени. Перед тем как идти в Успенский собор, государь сидел в Золотой подписной палате, и тут сказано было боярство двоим стольникам: родственнику царскому, князю Ивану Борисовичу Черкасскому, и вождю-освободителю, князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому; у сказки последнему назначен был стоять думный дворянин Гаврила Пушкин, который бил челом, что ему у сказки стоять и меньше князя Дмитрия быть невместно, потому что его родственники меньше Пожарских нигде не бывали.

Государь указал для своего царского венца во всяких чинах быть без мест и велел этот свой указ при всех боярах в разряд записать. Выступил дьяк Петр Третьяков и объявил, что боярин князь Мстиславский будет осыпать государя золотыми, боярин Иван Никитич Романов будет держать шапку Мономахову, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой - скипетр, новый боярин князь Пожарский - яблоко [державу], и опять послышалось обычное челобитье: Трубецкой бил челом на Романова, что ему меньше его быть невместно.

Государь сказал Трубецкому: «Известно твое отечество перед Иваном, можно ему быть тебя меньше, но теперь быть тебе меньше его потому, что мне Иван Никитич по родству дядя; быть вам без мест», - повествует С. М. Соловьёв.

Как видим, до венчания юный избранный царь не пользовался непререкаемым авторитетом в среде недавних кандидатов на престол. И это неудивительно. Сказывался возраст Михаила Фёдоровича и многолетняя привычка к самоуправству, укрепившаяся после смерти Бориса Годунова. И всё-таки спор завершило веское царское слово: бояре (в том числе и новоявленный боярин князь Пожарский) сыграли в церемонии именно те роли, которые им отвели Романовы…

Тут, конечно, важнейшую роль сыграла инокиня Марфа (в миру - Ксения) - мать государя. В те годы, в отсутствие главы семьи - Филарета, она полновластно управляла юным Михаилом.

Впервые Русь получила царя, у которого жив отец и столь энергична и политически активна мать. Итак, наиболее почётную роль в церемонии играл родовитый князь Мстиславский, фактический глава правительства в недавние годы и реальный кандидат в государи. Стоит отметить роль князя Пожарского - достаточно скромную, но всё-таки значительную.

Картина двойственная: прояви себя Пожарский жёстче после освобождения Москвы - он мог бы стать едва ли не диктатором. Но он уклонился от борьбы за власть, проявил смирение, не стал взрывать ситуацию. В такой ситуации его взлёт в узкий круг влиятельных бояр воспринимался как царская милость. При этом Романовы не могли не помнить, что ещё три месяца назад Пожарский не был сторонником Михаила Романова…

Венчание состоялось 11 июля - разумеется, по старому стилю, в канун именин Михаила Фёдоровича.

И вот мы в Успенском соборе летом 1613-го. Венчал Михаила на царство во главе Освященного Собора святитель Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский, седьмой год пребывавший в этом высоком сане. Его избрали местоблюстителем патриаршего престола. Он первым из высших духовных лиц подписал грамоту об избрании Михаила Федоровича.

Имя святителя Ефрема не забыто, но и не столь известно, хотя он заслуживает благодарной памяти.

А современники знали, что владыка Ефрем спас Казань от бунта. «Митрополит оказался во всём северо-восточном крае России и единственною гражданскою властью, хотя и сильною только своею нравственною силою; тогда митрополит Ефрем управлял всею землёю Царства Казанского», - пишет историк. Это воспринималось как подвиг, что вполне резонно.

Особенно подчёркивается строгая оценка жителей Свияжска, присягнувших Лжедмитрию Второму (Тушинскому вору). Митрополит Ефрем за вероломство принудил свияжцев к покаянию. И никто в то беспутное время не сумел ему помешать… Неудивительно, что именно его считали наиболее последовательным соратником патриарха Гермогена.

В те дни в Москве не было более уважаемого человека. На митрополита Ефрема с почтением смотрели непримиримые недруги, политические конкуренты, испрашивая благословения. И вот - день венчания, коронация.

Это была сложнейшая церемония, полноценное венчание на царство, к которому даже недруги не сумели придраться. В этом событии можно прочитать не только клятву русского народа на верность государю, но и клятву государя, который выслушал поучения митрополита Ефрема - почитать чин духовный и любить народ. Беречь Церковь и Русь.

Всё свершилось по словам преподобного Феодора Студита: «Бог даровал христианам два высших дара - священство и царство, посредством которых земные дела управляются подобно небесным». Без впечатляющего указания на божественные корни власти не быть на Руси покою.

Молодой царь подарил митрополиту Ефрему, который помазал его на царство, напрестольное Евангелие. Недолго оставалось служить на земле славному пастырю: в декабре того же 1613-го он ушёл из жизни. Воистину тяжёлая утрата! Слово владыки Ефрема, его твёрдость и верность именно тогда были особенно необходимы. Ещё несколько лет набожный царь Михаил проживёт в разлуке с отцом и без патриарха. Впрочем, он успел выполнить главное: совершил помазание государя.

Нужно ли пояснять, что этот обряд был куда более важным событием, чем весеннее избрание царя? Избранного государя можно оттеснить, переизбрать, наконец, захватить в плен. Помазанник Божий - это уже не первый среди равных, не политик, а отец Руси православной. Михаил Фёдорович, вдохновлённый инокиней Марфой, внутренне чётко ощущал эту свою роль: быть символом возрождения Руси.

Страна обрела самодержца, отца. Отныне ему достаточно было представительствовать и молиться, чтобы политики его именем восстанавливали в стране покой и благоденствие. Это был путь, полный ошибок и отступлений - и всё-таки чудо свершилось, ослабленная Русь устояла и возродилась. Тогда-то и прошёл проверку принцип триединства: православие, самодержавие, народность.

Его запоздало провозгласит граф Уваров много лет спустя, в 1840-е годы. Провозгласит на закате самодержавия. А во времена первых Романовых этот принцип возвышал державу, зажатую между враждебными государствами, без выхода к морям, без золота, без многочисленной армии…

Как объяснить это чудо? Без триединства не получится. Церковное и государственное в царстве первого Романова переплеталось тесно и прочно, да ещё и почти бесконфликтно - и судьба патрираха Филарета тому самое убедительное подтверждение. Отныне в Москве воцарился государь, избранный «не человеческим хотением, а Божиим изволением», помазанный и венчанный Самим Господом на царство.

И потому именно рубеж венчания оказался самым широким шагом к восстановлению высшей законности. Православные после многих лет неурядиц и бунтарского хмеля получили законного царя. Не забудем этой исторической даты. Она заслуживает почтительной памяти и через четыреста лет.

Венчание на царство

В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана - Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в кости».

Пожар почти совпал по времени с венчанием Ивана на царство, которое впервые тогда было соединено с таинством Миропомазания.

Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г.

Венчание на царство - торжественный обряд, заимствованный Россией из Византии, во время которого будущих императоров облачали в царскую одежду и возлагали на них венец (диадему). В России «первовенчанник» - внук Ивана III Дмитрий, он венчался на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» 4 февраля 1498 года.

16 января 1547 года великий князь Московский Иван IV Грозный венчался в Успенском соборе Московского Кремля на царство шапкой Мономаха, с возложением на него барм, креста, цепи и вручением скипетра. (При венчании на царство царя Бориса Годунова прибавилось вручение и державы как символа власти.)

Бармы - драгоценное оплечье, украшенное изображениями религиозного содержания, надевалось при венчании на царство русских царей.

Держава - один из символов царской власти в Московской Руси, золотой шар с крестом наверху.

Скипетр - жезл, один из атрибутов царской власти.

Скипетр (1) и держава (2) царя Алексея Михайловича и княжеские бармы (3)

Церковное таинство Миропомазания потрясло юного царя. Иван IV вдруг осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента во многом руководило его личными поступками и государственными решениями. С венчания Ивана IV на царство в России впервые появился не только великий князь, но и венчанный на царство царь - помазанник Божий, единовластный правитель страны.

Из книги Тайны дома Романовых автора

автора

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Над Москвой плыл колокольный звон. Звонили во всех кремлевских соборах - у Спаса на Смоленской площади, у Николы Чудотворца у Каменного моста через Москву-реку. Им вторили окраинные церкви и монастыри - Новинский, Симонов, Андроньев и другие. В

Из книги Россия времени Ивана Грозного автора Зимин Александр Александрович

Венчание на царство 1 Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ). СПб., 1904, т. XIII, с.

Из книги Царь грозной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

17. ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Боярское правление избаловало знать. Она своевольничала, приказы выполняла кое-как. Вокруг великого князя шли склоки и интриги за влияние на него. А на местах по-прежнему творились злоупотребления, кормления рассматривались именно как сытная

Из книги Последний император автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

Из книги Алексей Михайлович автора Андреев Игорь Львович

Венчание на царство Царь Михаил Федорович не отличался отменным здоровьем. Он часто жаловался на «телесную скорбь» и особенно на боль в ногах, отчего во время поездок царя «в возок и из возка в кресле» носили. Позднее «скорбели ножками» и телесной слабостью сыновья царя

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Время Ивана Грозного. XVI в. автора Коллектив авторов

Венчание на царство 16 января 1547 года состоялась церемония венчания на царство Ивана IV. Принятие царского титула, безусловно, было очень важным шагом и для самого Ивана, и для страны. На Руси царями именовали императоров Византии да ханов Золотой Орды. А теперь появлялся и

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

автора

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Венчание Годунова на царство Возведение нового государя на царский престол было назначено на 1 сентября. Именно в этот день в то время начинался новый год. В поздних источниках, правда, встречались другие даты: 2 или 3 сентября.По устоявшемуся обычаю церемонию проводили в

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Венчание на царство Лжедмитрий находился в Туле до конца мая и оттуда рассылал по всей стране грамоты о своих победах. В них он уверял русских людей в том, что является истинным сыном Ивана Грозного. Однако не во всех городах его гонцов встречали с радостью. Бывали случаи,

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Венчание на царство В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана - Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Воцарение и венчание на царство Великим и радостным днем для русского народа было 21 февраля 1613 г.: в этот день кончилось на Руси «безгосударное» время! Три года длилось оно; три года лучшие русские люди изо всех сил выбивались, чтобы избавиться от врагов, спасти церковь,

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Период, предшествовавший царствованию Ивана IV, по политическому и экономическому положению был непростым. Разрозненные княжества враждовали между собой. Соседние государства - Литва, Германия, Польша - стремились завладеть Междоусобица и татаро-монгольские набеги не позволяли Руси спокойно существовать и развиваться.

Царь был первым царем Руси Православной. Венчание Ивана Грозного на царство проходило в Успенском соборе кремля, при огромном стечении народа. Что это за человек? Как будет управлять Русью в довольно сложное время?

Обряд венчания

Венчание Ивана Грозного на царство обещало перемены к лучшему. Обряд проходил 16 января 1547 года, при соблюдении существующего на тот период византийского сценария. Были использованы такие атрибуты, как крест животворящего дерева, царский жезл и другие церковные предметы. Обряд венчания был отмечен пышностью и величием. Присутствующие бояре, знать и церковные служители были облачены в дорогие убранства из парчи, золота и драгоценных камней.

Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой большой, красочный праздник. Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Москва становилась царствующим городом, а русская земля - Русским царством. Молодой московский князь был помазан миррой, что по религиозному понятию означало "избранный Богом". Церковь во всем этом имела определенный интерес: добиться приоритета в управлении государством и дальнейшего укрепления православия.

Венчание на царство Ивана Грозного

Католическими правителями эти события не одобрялись. Они считали Ивана IV самозванцем, а его венчание - неслыханной дерзостью. Период, в который Грозному пришлось царствовать, оказался очень тяжелым. Через полгода после венчания начались пожары, которые уничтожили десятки тысяч домов, имущество, домашний скот, продуктовые запасы. Это все то, что необходимо для жизни. А самое страшное, что в пожаре погибла не одна тысяча людей. Постигшее горе привело народ к недовольству и отчаянию. Начались бунты, восстания, смута. Венчание Ивана Грозного на царство обернулось для него тяжелым испытанием.

Надо было решать важные задачи: укрепить «суд и правду» и дальше расширять Русь Православную. Об этом мечтал еще Великий князь Московский - Иван III, заложивший ядро Российского государства. Однако на пути стояло много препятствий. Каждое княжество тяготело к самостоятельности. Бояре между собой боролись за власть. Князья стремились к могуществу и величию.

Методы правления

По утверждениям историков, в результате тайных убийств Иван IV в восьмилетнем возрасте остался сиротой. Он считал себя заброшенным, обиженным и копил злобу против человечества. Взрослея, обретал жестокость, за что со временем стал называться Грозным. Венчание Ивана Грозного на царство (1547 год) - это начало периода жестокости, насилия на Руси со стороны Великого князя, получившего титул Императора. Примером может служить жалоба 70 псковичей на бесчинства наместника - князя Пронского. За подверг жалобщиков жестоким пыткам. Это повлекло за собой вседозволенность местных управителей. Почувствовав безнаказанность, они продолжали бесчинствовать.

Вседозволенность и ее последствия не заставили долго ждать расплаты: начался кровавый террор. Это вызывало смуту, народные волнения в Москве и других городах. Для подавления недовольства применялись жестокие меры: страшные казни, в которых принимал участие сам царь.

Позитивная сторона царствования

И позитивными достижениями для государства Российского отмечено историками венчание Ивана Грозного на царство. В числе преобразований ограничение местничества (уложение о службе), обязывающее служить не только холопов, но и самих помещиков. Реформа местного управления предусматривала замену власти наместников на выборные органы. Это существенно ограничивало злоупотребления. Большое внимание уделялось строительному делу. Обновлялись старые и появлялись новые каменные строения различного назначения.

В 1560 году в Москве появился красивейший радующий взгляд и сегодня. Венчание Ивана Грозного на царство привело к значительным изменениям и во внешней политике.

Внешняя политика

В результате укрепления военизированных сил расширены границы русского государства. В 1556 году была окончательно покорена и присоединена к Казань. В том же году покорено и Астраханское ханство. 30 июня 1572 года рядом с Москвой состоялась решительная битва, в результате которой татары были разбиты и бежали, оставив в плену знаменитого полководца Дивей-Мурзу. С татарским игом было покончено навсегда. Венчание Ивана Грозного на царство, век его правления определены как время значительных перемен.

В истории Православной Руси переломным моментом последних лет царствования Ивана Грозного явилась смерть его сына. Историки отмечают, что царь убил сына в порыве гнева, нанеся ему посохом рану в висок. Придя в себя от случившегося, Грозный понял, что уничтожил будущее своей династии. Младший сын Федор был слаб здоровьем: он не мог возглавить страну. Потеря наследника по причине собственной жестокости окончательно подорвала здоровье царя. Изношенный организм не выдержал нервного потрясения, через три года после смерти сына, 18 марта 1584 года, Иван Грозный скончался.

Яркая личность на Руси

После смерти царя над ним был совершен монашеский обряд пострижения с приданием ему имени Иона. Венчание Ивана Грозного на царство кратко можно охарактеризовать как яркое, но вместе с тем и темное пятно в истории Великой Православной Руси. Полученное в самом юном возрасте психологическое потрясение и навалившийся на него груз славы, власти, ответственности определили его личные поступки и государственные решения.

Для истории венчание Ивана Грозного на царство (год 1547) стало началом знаменательной эпохи становления Российского государства. Благодаря своему первому царю, его правлению, появилась Российская империя, которая существует и развивается по сей день.

Венчание на царство

Венча́ние на ца́рство торжественное, носившее сакральный характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя. Этот акт детально регламентировал чин Венчания на царство (первоначальный чин поставления на великое княжение), характерной чертой которого являлось сочетание светского и духовного обрядов. Последний заключался в таинстве миропомазания — чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям. Этим обрядом утверждалась сакральность особы государя («помазанника Божьего») как земного наместника Бога, которому присущи божественные атрибуты: престол (трон) и посох. «Посажение на стол» являлось на Руси ритуальной церемонией принятия великокняжеской власти и совершалось в Успенском соборе Московского Кремля. Среди древнейших атрибутов государева «чина» — «шапка золотая» с меховой опушкой (её появление связано с влиянием тюркских традиций, где подобный головной убор служил символом вассалитета). По мере освобождения Московского государства от зависимости со стороны Золотой Орды великокняжеская шапка утрачивала прежний статус; своё название «Мономахова наследственная шапка золотая» получила при Иване IV Грозном. В чине поставления на великое княжение фигурировали также великокняжеские бармы и пояс «золотой великий», при великом князе Василии I к ним присоединён так называемый животворящий крест, на котором русские государи давали крестное целование при Венчании на царство.

Обряд Венчания на царство впервые был введён Иваном III, считавшим себя правопреемником византийских императоров; 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя. Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло 16 января 1547 по чину венчания Дмитрия. В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной («Утвердительной») грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа («чин венчания на царство»). Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля (для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты). Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место («чертог о 12 ступенях») для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор . Венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле. 3 сентября 1598 состоялось Венчание на царство Бориса Годунова (обряд совершил патриарх Иов). Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание на царство Лжедмитрия I проходило 22 июля 1605 (сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха). 8 мая 1606 патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и Венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения. 1 июня 1606 митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Ивановича Шуйского. Из-за отсутствия патриарха обряд Венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова (11 июля 1613) совершил митрополит Казанский Ефрем. 28 сентября 1645 патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича, для которого в Константинополе были изготовлены новые регалии: в 1658 золотой скипетр «второго наряда», в 1662 — держава, в 1665 — «диадима» (бармы). При Венчании на царство (16 июня 1676) Фёдора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров. 25 июня 1682 состоялось Венчание на царство двух братьев-соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебрянный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха «второго наряда».

С принятием Петром I титула «Императора Всероссийского» обряд Венчания на царство был заменён коронацией, что повлекло существенные изменения как в церковной церемонии, так и в составе регалий.

О.Г. Ульянов.


Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Венчание на царство" в других словарях:

    Коронование, воцарение, вступление на престол, восшествие на престол, коронация, возведение на престол Словарь русских синонимов. венчание на царство сущ., кол во синонимов: 6 возведение на престол … Словарь синонимов

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО - (чин коронации) торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядамиЮридическая энциклопедия

    Красные ворота, через которые традиционно следовал коронационный кортеж Венчание на царство церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи пра … Википедия

    Торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (чин коронации), торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло… … Русская история

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО - см. ст. Царь … Православная энциклопедия

    Состоялось в 1605 году. В отличие от всех остальных коронационных церемоний в Московском Царстве, порядок коронации Лжедмитрия I был тройной: традиционные шапку Мономаха и бармы в Успенском соборе возложил Патриарх Игнатий, затем он же возложил… … Википедия

    Христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак, а также при коронации монархов (венчание на царство) … Большой Энциклопедический словарь

    Я; ср. к Венчаться (1 2 зн.). ◁ Венчальный, ая, ое (2 зн.). В. обряд. В ое платье. В ые свечи. * * * венчание 1) христианский обряд возложения венца (короны) на головы вступающих в церковный брак. 2) Торжественное, носившее сакральный характер… … Энциклопедический словарь

    Венчание - церк. обряд бракосочетания. Назван так потому, что над головами брачующихся держат венцы (короны). В обряде В. в самом факте увенчания молодых пересеклись чисто церк. и рус. фольклорные обрядовые традиции. Фольклорный характер носят мн. приметы,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Раскол. В 3-х книгах. Книга 1. Венчание на царство , Личутин Владимир Владимирович. Владимир Личутин впервые в современной прозе обращается к теме русского религиозного раскола - этой национальной драме, что постигла Русь в XVII веке и сопровождаетрусский народ и поныне.…

Церемония венчания на царство – обычай древний и очень сложный. В настоящей статье речь идёт лишь о некоторых существенных различиях венчания на царство в XV-XVII веках.

Среди непременных атрибутов венчания на царство в разные времена использовались различные регалии, многие из которых находятся в экспозиции Оружейной палаты. Среди них – держава, символизирующая Землю. Во время появления державы среди символов государственной власти уже было хорошо известно, что Земля круглая. Не стоит считать, что люди выяснили это гораздо позже. Другая, не менее значимая регалия – это скипетр. Этот знак происходит от булавы, символа власти полководца.
В древние времена венчания на великое княжение проходили в Софийском соборе Киева. Александр Невский венчался на новгородское княжение в Софии новгородской. В Москве на Великое Княжение впервые венчался сын Василия Дмитриевича, внук Дмитрия Ивановича Донского князь Василий Васильевич (Тёмный) в 1432 году. Ярлык на великое княжение Василий II получил от татарского хана. Церемония проходила в старом Успенском соборе, построенном в 1326 году с благословения митрополита Петра во время княжения Ивана (I) Калиты.

В 1492 году в сохранившемся по сей день Успенском соборе проходила церемония венчания внука здравствующего Великого Князя Государя Ивана III Васильевича, Дмитрия Ивановича. Таким образом Иван Васильевич назначил своим преемником внука, сына умершего наследника, Ивана Ивановича. Доподлинно известно, что в этой церемонии на Дмитрия Ивановича возложили бармы – княжеское оплечье. Символика барм очень сложна, в Византии, откуда мы заимствовали всю атрибутику, этой регалии не было и ближайший по времени атрибут, от которых бармы могут происходить, уходит корнями в Древний Египет. В экспозиции музея находятся бармы, выполненные гораздо позже. Это бармы турецкой работы, принадлежащие Алексею Михайловичу.
В 1534 году в Москве венчают на царство трёхлетнего Ивана IV Васильевича, впоследствии прозванного Грозным. В 1547 году он повторно венчался на царство, но уже с титулом царя. В 1547 году в первую очередь на Ивана Васильевича возложили цепь с крестом, а уже затем золотой венец – Шапку Мономаха.
О происхождении Шапки Мономаха существует несколько версий. Скорее всего, это венец работы восточных мастеров. В пользу этой версии говорит наличие среди элементов ажурного орнамента цветков лотоса, явно указывающих на её азиатское происхождение.

При раскопках близ древнего города Сарай археологи нашли пряжки с точно таким же украшением в виде цветка лотоса. Но Шапка Мономаха, по всей видимости, была сделана в более крупном городе – Бухаре или Самарканде и, в качестве подарка, привезена на Русь.
Восемь пластин, из них состоит основной объём Шапки, символизируют 8 частей света, и царь, носящий этот головной убор суть правитель восьми частей света. Её вес составляет около 700 грамм. Крест на Шапке появился позже.

Впервые Шапку Мономаха использовали во время коронации Дмитрия Ивановича в 1498 году. В последний раз венец возложили на голову Ивана Алексеевича в 1682 году. В последующие времена древняя регалия присутствовала в торжественных церемониях.
В церемонии венчания на царство Ивана IV Васильевича миропомазания не было. Его называли помазанником Божьим постфактум, без фактического обряда. Впервые миропомазание включили в церемонию в 1584 году, когда венчали на царство последнего царя из династии Рюриковичей, сына Ивана IV, Фёдора Иоанновича.

Во время венчания на царство Бориса Годунова в 1598 году ему впервые была вручена держава.

В 1606 году в Успенском соборе проходила церемония коронации Марии Мнишек. Причём, её короновали до свадьбы. В европейских государствах жену императора или короля короновали вместе с ним или после коронации супруга. Например, Мария Медичи была коронована супругом Генрихом IV за несколько дней до его смерти в 1610 году, император как будто чувствовал приближающийся конец. В Москве же Лжедмитрий решил, что ему нужно жениться на царской особе и за день до свадьбы Марина Юрьевна была коронована ещё не будучи замужем.
В 1613 году при коронации 16-ти летнего Михаила Фёдоровича Романова впервые использовали цепь. На цепи выгравирована надпись – это полный титул царя. Цепь – очень сложна, кольца цепи причудливо переплетены. Она символизирует единое государства, цепь государства неразрывна, это видно в её структуре. Каждое кольцо соединено не с одним, а с тремя последующими звеньями.

Регалии Михаила Фёдоровича также представлены в Оружейной Палате. Шапка первого царя из династии Романовых – самая тяжёлая в коллекции, она весит около 2 кг.


Церемония венчания на царство Алексея Михайловича в 1645 году отличалась особой пышностью, На ней было использовано несколько венцов, царь менял их.
В 1682 году венчались на царство два царя. 10-летний Пётр и 16-летний Иван. Для Петра сделали венец второго наряда. Он не столь изысканный, как Шапка Мономаха, но повторяет структуру главного венца. Он тоже сделан из восьми золотых пластин и увенчан крестом.
Алмазные венцы двух царей немного отличаются друг от друга. Венец Ивана украшен только алмазами, а в венец Петра включены хризолиты. Украшения выложены таким образом, что из них составлены двуглавые орлы.


Интересна история двойного трона. Его переделали из старого трона Алексея Михайловича немецкой (Аугсбург) работы. Результат переделки слишком хорошо заметен. Ступени, ведущие на трон заметно уже, чем ширина сидений.
Платно Петра 1691 года использовалось во всех придворных церемониалах, включая приёмы послов до 1718 года. Пётр вынужден был надевать его, чтобы соблюсти придворный этикет того времени.

Материал подготовлен на основе лектория Кремля, лекция “Парадный придворный церемониал”. Использованы фотографии, выложенные в свободный доступ.