Экономическое значение и роль машиностроительного комплекса в национальной экономике. Основы экономики машиностроения Экономика машиностроительной промышленности

  • 13.07.2024

Контрольная работа по экономике машиностроения

Тема: «Определение отрасли»

Введение

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов).

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Машиностроение - это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Современный уровень машиностроения в России, его научно-техническая и производственная базы не отвечают на сегодняшний день возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.

Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.

1. Понятие отрасли. Отрасль машиностроения

Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитие страны. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия сферы народного хозяйства можно объединить в две группы: материальное производство и непроизводственная сфера. В свою очередь эти сферы делятся на отрасли.

Отраслевая дифференциация промышленности - возникновение все новых и новых ее отраслей - это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда.

Различают три формы общественного разделения труда:

1. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);

2. Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;

3. Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии.

Все формы общественного разделения труда взаимосвязаны.

Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых материалов, техническая база производства и технологический процесс, профессиональный состав кадров. По этим же признакам различаются и отдельные производства.

Отрасль - это группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Материальное производство включает:

· Промышленность;

· Сельское и лесное хозяйство;

· Грузовой транспорт;

· Связь (обслуживающая материальное производство);

· Строительство;

· Торговля;

· Общественное питание;

· Информационно-вычислительное обслуживание и др.

В непроизводственную сферу входят:

· Жилищно-коммунальное хозяйство;

· Пассажирский транспорт;

· Связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население);

· Здравоохранение;

· Физическая культура и социальное обеспечение;

· Народное образование;

· Культура и искусство;

· Наука и научное обслуживание;

· Кредитование и страхование;

· Деятельность аппарата органов управления.

Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс включает в себя 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них как средства производства.

2. Классификация отраслей машин остроения, деление их на группы

В состав комплексных отраслей входят:

· Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;

· Химическое и нефтяное машиностроение;

· Станкостроительная и инструментальная промышленность;

· Приборостроение;

· Автомобильная промышленность;

· Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;

· Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;

· Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;

· Авиационная промышленность;

· Судостроительная промышленность;

· Промышленность средств связи.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их можно объединить в следующие группы:

1. Группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;

2. Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

3. Электротехника, приборостроение. Станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности;

4. Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).

Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта:

1. Отрасли импортозамещения. В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке;

2. Отрасли экспортной ориентации. В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа- и судостроение. Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки.

Условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям.

3 . Факторы, определяющие изменен ие отраслевой структуры отрасли

Можно выделить следующие группы факторов, определяющих изменение отраслевой структуры отрасли:

1. Научно-технический прогресс - развитие науки и техники способствует развитию новых отраслей, выделению из уже существующих отраслей новых подотраслей, либо ликвидации предприятий или отраслей, не соответствующих требованиям времени;

2. Темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения - влияние данного фактора сопоставимо с эффектом мультипликатора, ускорение или замедление развития отраслей, потребляющих продукцию предприятий машиностроения, определяет развитие соответствующих отраслей машиностроения;

3. Рост материального благосостояния и культурного уровня населения - изменения в составе потребностей населения напрямую определяют развитие отраслей, производящих продукцию, способную удовлетворить данные потребности.

Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым ее систематический контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства.

4. Показатели для анализа отраслевой структуры п ромышленности

Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используют следующие показатели:

1. Доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

2. Доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

3. Коэффициент опережения - выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:

Коп = Тотр / Тпром,

где, Коп - коэффициент опережения,

Тотр - темп развития отрасли или комплекса,

Тпром - темп развития промышленности.

4. Соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями. Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в развитии экономики страны;

5. Доля военно-промышленного комплекса в общем объеме промышленного производства;

6. Соотношение между группами А (производство средств производства) и Б (производство предметов потребления).

В общем плане отраслевая структура промышленности характеризует:

1. Уровень технического развития страны;

2. Степень экономической самостоятельности страны;

3. Уровень производительности общественного труда.

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства периодические повторяются, изменение текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Для нашей страны характерно опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же, имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения отличалась «утяжеленностью» и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась достаточно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 1980-х гг. рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший 1990-х гг. в обвальное падение.

Современное состояние машиностроения показывает необходимость продуманной политики государства в отношении оптимизации отраслевой структуры. Совершенствование отраслевой структуры отрасли должно основываться на анализе макроэкономических пропорций экономики. Установление научно обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда.

5 . Факторы, способствующие совершенствованию отраслевой структуры машиностроения

Эффект от совершенствования отраслевой структуры машиностроения может проявляться в следующем:

1. Рост взаимопроникновения и перераспределения ресурсов осваиваемых производств, с повышением уровня качества продукции от применения наукоемких технологий;

2. Постепенное снижение себестоимости производства за счет эффективного использования ресурсов;

3. Постепенное замещение импортного производства продукцией отечественного машиностроения;

4. Развитие инфраструктуры отраслей машиностроения.

В результате совершенствования отраслевой структуры машиностроения должно сформироваться ядро - совокупность хозяйствующих субъектов, эффективно реагирующих на изменения конъюнктуры рынка и выпускающих конкурентоспособную продукцию.

6. Сырьевые и топливно-энергетические материальные ресурсы , их рациональное использование

Все материальные ресурсы, используемые в промышленности в качестве предметов труда, условно подразделяются на сырьевые и топливно-энергетические.

Сырьевые ресурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для производства различной промышленной продукции.

Под сырьем (сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу или переработку которого затрачен труд и который под его воздействием претерпел определенные изменения. К сырью обычно относят продукцию добывающей промышленности (руда, нефть, уголь, песок, щебень) и сельскохозяйственную (зерно, картофель, свекла), а к материалам - продукцию обрабатывающей промышленности (черные и цветные металлы, цемент, мука, пряжа).

Различают:

1. Основные материалы - это материалы, которые в натуральной форме входят в состав готового продукта, составляя его материальную основу;

2. Вспомогательные материалы - это материалы, не входящие в состав готовой продукции, а только способствуют ее формированию.

Топливо и энергия по своей экономической природе относятся к вспомогательным материалам, но в силу особой значимости они выделяются в самостоятельную группу ресурсов. Различают потенциальные и реальные топливно-энергетические ресурсы:

1. Потенциальные топливно-энергетические ресурсы - это объем запасов всех видов топлива и энергии, которым располагает тот или иной экономический район, страна в целом;

2. Реальные топливно-энергетические ресурсы в широком смысле слова - это совокупность всех видов энергии, используемых в экономике страны.

К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести:

1. Улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса;

2. Более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях;

3. Правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива - недопущение потерь т снижения качества;

4. Комплексное использование сырья;

5. Химизацию производства;

6. Использование отходов производства;

7. Вторичное использование сырья и др.

7. Краткий анализ отраслей машиностроения. Отраслевые тенденции В машиностроительном комплексе в ноябре 2009 года отмечено существенное улучшение динамики производства. По сравнению с ноябрем 2008 года спад производства в целом по трем машиностроительным отраслям составил - 17.2% - это лучший показатель за все предыдущие месяцы 2009 года. Однако в наибольшей степени такое улучшение обусловлено фактором низкой базы.

Машиностроение стало одной из немногих отраслей обрабатывающего сектора промышленности, в которой объем производства в ноябре 2009 года был ниже, чем в ноябре 2008 года. Если же сравнивать результат с ноябрем 2007 года, то спад производства за этот период составил более 25%.

Лучшая динамика в ноябре 2009 года наблюдалась в производстве крупного энергетического оборудования, а также в производстве бытовой техники и электроники.

Выпуск гидравлических турбин увеличился по сравнению с ноябрем 2008 года в 2 раза, производство стиральных машин и телевизоров - почти на 20%. Причем объем производства телевизоров в ноябре 2009 года был одним самых больших за последние два года. Он был всего на 0.7% ниже, чем в сентябре 2008 года, когда объем производства телевизоров в России достиг трехлетнего максимума. Рост производства бытовой техники и электроники происходит не столько за счет увеличения спроса на эту продукцию, сколько за счет оптимистических ожиданий производителей и торговых организаций, которые стали заполнять склады в надежде на скорое увеличение потребительского спроса.

Финансовое положение в транспортном машиностроении остается самым тяжелым среди всех отраслей промышленности.

Сальдированный финансовый убыток к началу ноября 2009 года превышал 60 млрд. руб. Это связано с низким внутренним спросом на продукцию российского автомобилестроения, отсутствием доступа к заемному капиталу, большой просроченной задолженностью.

По объему просроченной кредиторской задолженности, как и по объему просроченной дебиторской задолженности, транспортное машиностроение является лидером среди всех отраслей обрабатывающего комплекса российской промышленности. При этом существенная доля просроченной задолженности приходится на задолженность по банковским кредитам, которая за год выросла почти в 10 раз.

Список литературы

1. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 336 с.: ил.

2. Миронов М.Г., Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 320 с.

3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 304 с.: ил.

4. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 576 с. ил.

5. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 272 с.: ил.

6. http://www.akm.ru/rus/analyt/analyt/mashin.htm,

ЗАО «Анализ, Консультации и Маркетинг», аналитический бюллетень «Отрасли российской экономики: производство финансы, ценные бумаги», 18 января 2010 г.

Основной целью курса лекций «Экономика машиностроительного предприятия» является усвоение слушателями основополагающего объёма сведений в области управления экономической деятельностью предприятия. В процессе обучения осуществляется их подготовка к самостоятельному принятию решений, затрагивающих различные стороны деятельности машиностроительного предприятия, на основе овладения всем набором факторов экономической информации.

Отраслевая и региональная структуры российской экономики.
Современная экономика представляет собой совокупность множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.
Отрасль - часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, характеризующиеся единством назначения производимой продукции, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров. Необходимо отметить, что такое деление достаточно условно, поэтому состав объектов и видов деятельности, включаемых в определенную отрасль, может изменяться.

Общественное разделение труда осуществляется в различных формах. С общей формой разделения труда связано формирование крупных отраслей народного хозяйства - промышленности, транспорта, строительства и др. С частной формой связано выделение самостоятельных отраслей производства внутри каждой сферы народного хозяйства. Например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая промышленность и другие отрасли. Под воздействием частного разделения в машиностроении постоянно создаются новые отрасли.

Оглавление
Введение
Раздел 1. Основы экономики машиностроительного предприятия
Глава 1.1. Машиностроительные предприятия - основное звено национальной экономики
1.1.1. Отраслевая и региональная структуры российской экономики
1.1.2. Машиностроительное предприятие - структурная единица экономики
1.1.3. Собственность в Российской Федерации
1.1.4. Организационно - правовые формы предприятий
1.1 4 1. Индивидуальное частное предприятие
1.1.4.2. Хозяйственное товарищество и общество
1.1.4.3. Производственный кооператив
1.1.4.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
1.1.4.5. Дочерние и зависимые общества
1.1.4.6. Объединения крупного капитала
1.1.5. Внешняя среда машиностроительного предприятия
1.1.6. Создание и ликвидация предприятия
Глава 1.2. Ресурсы машиностроительного предприятия
1.2.1. Спрос и предложение экономических ресурсов
1.2.2. Основные фонды (средства) предприятий
1.2.2.1. Экономическая сущность, состав и структура основных фондов
1.2.2.2. Методы оценки основных производственных фондов
1.2.2.3. Износ основных производственных фондов
1.2.2.4. Амортизация основных производственных фондов
1.2.2.5. Ремонт основных производственных фондов
1.2.2.6. Показатели уровня использования основных производственных фондов
1.2.2.7. Направления улучшения использования основных производственных фондов
1.2.3. Оборотные средства машиностроительных предприятий
1.2.3.1. Основные понятия об оборотных фондах и оборотных средствах
1.2.3.2. Нормирование оборотных средств
1.2.3.3. Управление дебиторской задолженностью и денежными средствами
1.2.3.4. Источники формирования оборотных средств
1.2.3.5. Показатели уровня использования оборотных средств
1.2.4. Кадры и оплата труда
1.2.4.1. Состав и структура кадров
1.2.4.2. Производительность труда и значение её повышения
1.2.4.3. Факторы и резервы роста производительности труда
1.2.4.4. Средства на оплату труда
1.2.4.5. Формирование и использование средств, направляемых на потребление
Глава 1.3. Издержки производства. Себестоимость продукции
1.3.1. Классификация издержек производства
1.3.2. Выбор оптимального объёма производства
1.3.3. Себестоимость продукции. Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции
1.3.4. Содержание и расчёт калькуляционных статей расходов
1.3.5. Пути снижения себестоимости продукции
1.3.6. Особенности учёта затрат в условиях рынка
Глава 1.4. Ценообразование и цены на продукцию предприятия
1.4.1. Ценообразование - процесс комплексный
1.4.2. Методы установления цен
1.4.3. Виды цен, и элементы цены
1.4.4. Ценовая стратегия и тактика:
1.4.5. «Директ - костинг» и политика цен
Глава 1.5. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия
1.5.1. Финансовые ресурсы предприятия
1.5.2. Финансовая среда предприятия
1.5.3. Предприятия и банковская система
1.5.4. Предприятия и коммерческие банки. Кредит
1.5.5. Операции на фондовых рынках
1.5.6. Ценные бумаги:
1.5.7. Формирование и распределение прибыли
1.5.8. Анализ динамики прибыли
Глава 1.6. Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.6.1. Основные финансовые документы предприятия
1.6.2. Основные показатели финансово-экономической деятельности предприятия
1.6.3. Предприятия и налоги:
Раздел 2. Экономика создания и освоения новой техники
Глава 2.1. Инвестиционная и инновационная деятельность машиностроительного предприятия
2.1.1. Сущность и содержание инвестиционной деятельности
2.1.2. Классификация инвестиций
2.1.3. Планирование инвестиций
2.1.4. Инновации и их роль в развитии предприятия
Глава 2.2. Методы определения экономической эффективности новой техники и технологии
2.2.1. Предпринимательская идея и жизненный цикл разрабатываемой техники
2.2.2. Выбор базы для сравнения и приведения вариантов в сопоставимый вид
2.2.3. Статические методы расчёта экономической эффективности инвестиций
2.2.3.1. Расчёт и сравнение затрат
2.2.3.2. Расчёт и сравнение прибыли
2.2.3.3. Расчёт и сравнение рентабельности
2.2.3.4. Расчёт и сравнение срока окупаемости
2.2.4. Динамические методы расчёта экономической эффективности инвестиций
Глава 2.3. Методы определения экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
2.3.1. Эффект фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ (НИР)
2.3.2. Методы определения экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
2.3.3. Показатели эффективности работы научно-исследовательских и проектных групп
2.3.4. Особенности расчёта эффекта от изобретений и рационализаторских предложений
Глава 2.4. Технико-экономический анализ (ТЭА) проектных решений
2.4.1. Конкурентоспособность продукции
2.4.2. Цели и содержание технико-экономического анализа
2.4.3. Виды технико-экономического анализа
2.4.4. Прогнозирование экономических показателей на ранних стадиях проектирования
2.4.4.1. Прогнозирование себестоимости изделия
2.4.4.2. Прогнозирование единовременных вложений
2.4.4.3. Прогнозирование эксплуатационных затрат
2.4.5. Технико-экономический анализ технологических решений
2.4.6. Определение сметной стоимости НИОКР
Литература.

Л. И. ТРУСОВА

ЭКОНОМИКА

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

ЗАДАЧИ И СИТУАЦИИ

Учебное пособие

Ульяновск2005

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего, профессионального образования

Ульяновский государственныйтехнический университет

Л. И. Трусова

ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО

ПРОИЗВОДСТВА.

ЗАДАЧИ И СИТУАЦИИ

Учебное пособие

Ульяновск 2005

УДК 33: 378 (075)

ББКЗО.бОбя7

Рецензенты: кафедра «Экономика и организация производства», институт Экономики и бизнеса УлГУ, зав. кафедрой, доктор экономических наук В. В. Самохвалов; генеральный директор ОАО «УНИПТИМаш», кандидат технических наук, доцентВ. Е. Быстрицкий

Трусова, Л. И.

Т78 Экономикамашиностроительногопроизводства. Задачи и ситуации

учебное пособие/ Л. И. Трусова. - Ульяновск: УлГТУ, 2005. - 70 с

ISВN 5-89146-673-2

Включает теоретические основы формирования экономической грамотности, культуры экономического мышления при организации производственнохозяйственной деятельности машиностроительного предприятия в условиях рыночныхотношений.

Содержит задания на выполнение самостоятельных работ, описание порядка их выполнения, подходы и методы исследования экономических ситуаций в машиностроительном производстве при изучении ресурсов производства, показателей их использования, анализе факторов эффективности производства.

Представлены методы расчета издержек производства, формирования цен на товары и услуги, определения порогарентабельности производства, определения экономической эффективности инвестиций.

Пособие предназначено студентам, аспирантам и преподавателям технических вузов, инженерам и специалистам машиностроительных предприятий.

Введение......................................................................................................................................................................

Тема 1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ...................................

1.1. Задание на самостоятельную работу по теме №1 (длявсехспециальностей) ...................

1.2. Порядоквыполненияработ........................................................................................

................

Тема 2, ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ И ИХАМОРТИЗАЦИЯ..........................

2.1. Задание на самостоятельнуюработу по теме №2

(длявсехспециальностей). ...............20

2.2. Порядоквыполненияработы...........................................................................................

Тема 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВАИ ПОКАЗАТЕЛИ ИХИСПОЛЬЗОВАНИЯ.....................................

3.1. Задание на самостоятельнуюработу по теме №3

(длявсех специальностей)..ю..........

3.2. Порядоквыполненияработы............................................................................................................

Тема 4.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬЦЕХА И ЭФФЕКТИВНОСТЬЕЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ..................................................................................................................................................

4.1. Задание на самостоятельную работу по теме№ 4

(длявсехспециальностей)...................

4.2. Порядоквыполненияработы...........................................................................................................

Тема 5. СЕБЕСТОИМОСТЬПРОДУКЦИИ ИЦЕНООБРАЗОВАНИЕ......................................................

5.1. Заданиена самостоятельную работу по теме №5

(длявсехспециальностей)....................

5.2. Порядоквыполненияработы............................................................................................................

Тема 6, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬПРОИЗВОДСТВА.......................................................

6.1. Задание на самостоятельную работу по теме№ 6

(длявсехспециальностей)..................

6.2. Порядоквыполненияработы...........................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................................................................................

Приложение 1........................................................................................................................................

Приложение 2........................................................................................................................................

Приложение 3........................................................................................................................................

Приложение 4........................................................................................................................................

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

«Экономика машиностроительного производства» является базовой дисциплиной при подготовке инженеров машиностроительных специальностей. Машиностроительное производство - это процесс изготовления, создания, выпуска продукции, товаров и услуг машиностроительным предприятием путем преобразования исходных ресурсов; сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, информации при одновременном использовании труда в готовом продукте производства.

Экономические особенности машиностроительного производства характерны для машиностроительных предприятий любой организационноправовой формы: государственных, использующих государственную форму собственности; частных, основанных на индивидуальной частной собственности; муниципальных, находящихся в собственности муниципальных органов власти; смешанных, где собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства - коллективной, на землю - государственной; коллективных (народных), где собственность на основные средства производства коллективная и доля имущественной собственности отдельного члена коллектива не устанавливается; коллективно-частных (акционерных), где имущество принадлежит всем акционерам, а доля каждого акционера определяется пакетом акций, принадлежащих ему, как частному владельцу, и пр.

Машиностроительное производство выпускает орудия труда, т. е. активную часть основных производственных фондов для всех отраслей народного хозяйства, предметы личного потребления, продукцию оборонного назначения. Машиностроительное производство занимает ведущее место в развитии научно-технического прогресса, повышении производительности труда, эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, т. к. производит все основные средства труда для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, энергетики, добывающих отраслей и т. д., а также обеспечивает инфраструктуру, т. е. науку, образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы, оборону и пр. Эти средства труда позволяют повысить уровень механизации и автоматизации, электрификации и химизации, компьютеризации, роботизации, информатизации производства, что в конечном итоге приводят к экономии живого труда, повышению производительности труда и эффективности производства.

машиностроительного

производства

характерны

следующие

основные особенности:

1. Продукция

машиностроения

является

воспроизводства

основных

производственных

отраслях

народнохозяйственного комплекса, т. к. эта продукция,

в силу своей

специфики,

превращается у

потребителя в основные производственные

фонды, производящие продукцию других отраслей. Продукция отличается чрезвычайным разнообразием (десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров), точностью изготовления, многодетальностью.

2. Производственные процессы в машиностроении характеризуются многостадийностью, сложностью и разнообразием применяемых методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая, термическая,

трудовые процессы, выполняемые с участием человека, и естественные - выполняемые без участия человека (остывание, сушка); основные, направленные на непосредственное изготовление продукции в соответствии с планом производства; вспомогательные, направленные на обеспечение нормального хода основных процессов; и обслуживающие, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных и вспомогательных процессов(контроль качества, транспортирование, складирование),

3. Технологические процессы характеризуются высокой сложностью, многооперационностью, разнообразием способов и методов реализации производственных процессов различной физической природы, что требует различного оборудования, оснастки и инструментов, средств механизации и автоматизации. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудоемкостью и длительностью производственного цикла изготовления деталей, узлов и машин. Длительность производственного цикла зависит от организации материальных потоков во времени, т. е. от порядка движения предметов труда в ходе их обработки, который может быть представлен последовательным, параллельным и параллельно-последовательным видом движения, каждый из которых имеет свои достоинства, недостатки и область рационального применения.

4. Машиностроительное производство относится к материалоемким и энергоемким производствам, где используются все известные материалы и энергоносители. Наибольший удельный вес в потреблении материалов занимает металл: черный, цветной, сплавы в виде отливок, поковок,

листового, сортового проката и т. д. Среди энергоносителей наибольший удельный вес занимает электрический ток, хотя применяется и натуральное топливо - уголь, газ, мазут и другие энергоносители.

5. Кадры машиностроительного производства отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки - от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, проектированием и разработкой наукоемкой продукции, в которой материализуются технические, технологические, информационные, организационные, экономические инновации, позволяющие обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Сложная техника и технология требуют высокого уровня подготовки обслуживающего персонала (слесарей, наладчиков), инженерно-технических работников (мастеров, технологов, конструкторов, менеджеров), которые призваны обеспечить эффективное функционирование производства на основе знаний экономических закономерностейего развития.

Успешное развитие машиностроительного производства во многом зависит от экономического образования инженерно-технического персонала, навыков проведения качественного и количественного анализа принимаемых решений, оценки их эффективности в рыночных условиях хозяйствования, выбора источников финансирования производственнохозяйственной деятельности в условиях инфляции, высокого уровня неопределенности и непредсказуемости рыночной среды и связанных с этим рисков возникновения потерь материальных, финансовых, трудовых, времении пр.

Цель данного учебного пособия - оказать помощь студентам в овладении знаниями по конкретной экономике машиностроительного производства, методами определения капитальных и текущих затрат на всех стадиях создания машин и оборудования, методами оценки экономической эффективности применения новых технологических процессов, оборудования, оснастки, выбора экономически целесообразных способов получения заготовок, обработки деталей, изготовления узлов и сборки

Усвоение студентами указанных вопросов и приобретение навыков их самостоятельного решения требуют проработки практических задач и хозяйственных ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям деятельности машиностроительных производств. Практические занятия нуждаются в конкретизации заданий для самостоятельного выполнения, использования действующих нормативов и методических

В учебном пособии рассматриваются задания для студентов,

«Автомобиле- и тракторостроение». Темы практических занятий подобраны в соответствии с сеткой часов, предусмотренных рабочей программой курса «Экономика машиностроительного производства». Нормативно-справочные материалы соответствуют специализации обучающихся, хотя со временем они могут изменяться и подлежаткорректировке.

Основные темы самостоятельныхпрактическихработ:

1. Система показателей эффективности производства.

2. Основные производственные фонды и ихамортизация.

3. Оборотные средстваи показатели ихиспользования.

4. Производственная мощность и показатели ее использования.

5. Себестоимость продукции, ценообразование и определение порога

рентабельности производства.

6. Экономическая эффективность мероприятийНТП.

В учебном пособии представлены 12 вариантов заданий для самостоятельного решения практических задач и ситуаций. Задачи носят сквозной характер, т. е. результаты расчетов предшествующих задач используются как исходная информация в последующих задачах, поэтому студенты выполняют задания по всем темам по одному номеру варианта, выданному на первом занятии. Задания выполняются индивидуально и группой (2-3 чел.) студентов, но отчет о каждой работе студенты оформляют индивидуально, отчитываются о проделанной работе и получаютзачет.

По каждой теме представлены исходные данные, методические указания, расчетные формулы, порядок выполнения задания. Нормативносправочные материалы приведены в приложениях, на которые даются ссылки. Все расчеты выполняются с использованием калькулятора или ЭВМ в дисплейных классах. Для проверки результатов могут применяться типовые программы расчета показателей на ЭВМ. По окончании работы студенты должны сформулировать изаписать соответствующие выводы.

ТЕМА1. СИСТЕМАПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Для оценки эффективности производства применяется система показателей, отражающая определенную пропорциональность между факторами производства (рабочей силой, средствами труда и предметами труда) и позволяющая сопоставить расход ресурсов с результатами работы (выпуском и реализацией продукции). В табл. 1 приведена матрица показателей эффективности производства, которая может применяться для любого структурного подразделения машиностроительного производства (поточная линия, участок, цех, производство, завод)- Матрица построена по принципу деления показателей, стоящих в ее «числителе», на показатели, стоящие в ее «знаменателе».

В представленной таблице содержится четыре векторстроки: показатели трудоемкости (основных фондов, материальных затрат, продукции), показатели фондоемкости, показатели материалоемкости и показатели выработки продукции (производительности) . Матрица разделена главной диагональю на две части. Особенность матрицы в том, что каждому показателю, стоящему выше главной диагонали, соответствует обратный ему показатель, стоящий ниже главной диагонали. С повышением эффективности производства все показатели, расположенные выше главной диагонали, имеют тенденцию к снижению, а показатели, расположенные ниже главной диагонали, - к повышению. Матрица может быть расширена за счет включения в нее других показателей, например, себестоимости, выпуска товаров (услуг) в натуральных единицах, прибыли, дополнительных капитальных вложений и т. д. Матрица может быть рассчитана для плановых показателей, для отчетных, в динамике с базисным периодом и т. д.

При расчете матрицы показатели рабочей силы могут выражаться числом работников (рабочих) или отработанным ими временем в часах, человеко-часах, человекоднях, годах. Показатели основных фондов, материальных затрат и выпускаемой (реализованной) продукции могут выражаться в натуральных единицах или стоимостных.

Особенность показателей матрицы в том, что все показатели выше главной диагонали являются показателями «емкости» (трудоемкость продукции (Р/В), фондоемкость (Ф/В), материалоемкость (М/В)), показатели ниже главной диагонали (обратные) - показатели «отдачи»

(отдачарабочей силы - производительность труда В/Р5 фондоотдача(В/Ф)? материалоотдача(В/М)).

Матрица показателейэффективности производства

Сказуемое

Рабочая сила

Средства

Предметы

Результаты

Подлежащее

труда Ф, тыс.

трудаМ, тыс.

труда В, тыс.

Показатели трудоемкости

Рабочая сила

(численностьили

затратырабочего

времени) Р, чел.

Показатели фондоемкости

Средства труда

(основный

производственные

фонды) Ф, тыс. руб.

Показатели материалоемкости

Предметы труда

(материальные

затраты) М, тыс. руб.

Показатели выработкипродукции

Результаты труда

(выпуск или

реализация

продукции) В, тыс. руб.

1.1. Задание на самостоятельную работу по теме № 1 (длявсех специальностей)

Дана динамика основных технико-экономических показателей работы цеха за предшествующую пятилетку. Используя матричный метод исследования, выявить динамику производных показателей эффективности производства и пути возможного их улучшения. Построить графики измененияисследуемых показателей.

машиностроение казахстан индустриальный инновационный

Машиностроение как основа экономического развития страны

Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, являющийся ведущим среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех работающих в хозяйстве Казахстана. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях национальной экономики материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня. .

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.

Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро. Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья.

С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность, станкостроение, производство электротехники и точных приборов.

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Рассмотрим группировку машиностроительных отраслей по факторам размещения для нашей страны (таблица 1)

Таблица 1 Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения

Машиностроение является важнейшей отраслью экономики любого индустриально развитого государства. Производя всевозможное оборудование, машины, станки, приборы, а также товары для населения, машиностроение обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей экономики.

Устойчивое развитие и надежное функционирование машиностроения во многом определяют энергоемкость и материалоемкость экономики, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и, в конечном итоге, экономическую безопасность страны.

В развитой рыночной экономике машиностроительная отрасль традиционно носит социально-ориентированный и инфраструктурный характер. Машиностроение с учетом достижений технического прогресса может определять и регулировать конкурентные условия для большинства отраслей промышленности.

Рисунок 1 Отраслевой состав машиностроительного комплекса

Машиностроительная отрасль включает в себя более 20 подотраслей: энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническую, станко-инструментальную и инструментальную промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильную, подшипниковую промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронную промышленность.

В экономически развитых странах на долю машиностроительных производств приходится от 30 до 50% и более общего объема выпуска промышленной продукции (в Германии - 53,6%, Японии - 51,5%, Англии - 39,6%, Италии - 36,4%, Китае - 35,2%). Прибыль, получаемая от машиностроительной отрасли, обеспечивает полное техническое перевооружение всей промышленности развитых стран мира каждые 8-10 лет. При этом доля продукции машиностроения в ВВП стран Евросоюза составляет 36-45%, в США - 10%.

Опережающее развитие машиностроения, осуществляющего насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями, является, в конечном счете, основным источником инновационного развития и дальнейшего экономического роста страны, повышения эффективности и производительности общественного труда и роста благосостояния населения.

Фундаментом инновационного развития нашего государства является в первую очередь развитое, сбалансированное отечественное машиностроение, в максимальной степени реализующее перспективную схему полного производственного цикла. В Казахстане принята государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 гг .

Выбор машиностроительных подотраслей, вошедших в число приоритетов при разработке Программы ФИИР, в основном соответствует этому рецепту, так как в качестве критериев использовались привлекательность их развития в Казахстане и реализуемость, то есть достижение планируемых результатов.

Совокупная оценка привлекательности была рассчитана по следующим критериям:

  • - потенциал внутреннего и внешнего спроса;
  • - производительность труда в под отрасли;
  • - доля малого и среднего бизнеса в под отрасли.

В результате в отраслевые приоритеты индустриально-инновационного развития на среднесрочную перспективу включены шесть под отраслей машиностроения, что обеспечит им государственную поддержку:

  • 1) Нефтегазовое;
  • 2) Транспортное (включая автомобилестроение);
  • 3) Горнорудное;
  • 4) Электротехническое;
  • 5) Сельскохозяйственное;
  • 6) Оборонное.

В Казахстане имеются 23 крупных предприятия сельскохозяйственного, нефтегазового, металлургического и горно-шахтного машиностроения. Такие предприятия могут являться потенциальными центрами производства, которые могут быть весьма перспективным направлением развития отрасли машиностроения в области или регионе, где они расположены.

Эффективное машиностроительное производства может развиваться и в форме малых и средних предприятий, обслуживающих и поддерживающих в рабочем состояния технологические системы, выпускающих запасные части, во всех отраслях промышленности.

Также необходимо сбалансировать затраты на финансирование составляющих процесса внедрения научных результатов, иначе финансирование науки можно заранее считать убыточным проектом. Ускорить процесс обновления может только государство, само вкладывающее деньги в перевооружение или создание новых технико-технологических инновационных центров либо создающее такой инвестиционный климат, при котором в подобные центры устремится частный капитал.

Казахстанское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет, скорее всего, развиваться в следующих направлениях:

  • - выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий нефтегазового и горнорудного комплексов с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;
  • - производство наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала;
  • - участие в совместных с иностранными компаниями проектах, предполагающих производство технологически сложных изделий, в том числе для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом;
  • - точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий, как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Машиностроительная промышленность Казахстана в настоящее время, несмотря на положительную динамику развития, продолжает занимать незначительную роль как на внутреннем рынке, так и в экспорте. Необходим комплексный анализ состояния и перспектив этой важной отрасли промышленности с учетом как можно большего числа факторов и условий, влияющих на ее эффективность и конкурентоспособность.

ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Каждое предприятие для осуществления производственно-хозяйственной деятельности располагает определенной совокупностью средств труда. Выраженные в денежной форме средства труда, многократно участвующие в производственных процессах не меняющие при этом свою натуральную форму и переносящие свою стоимость по частям по мере износа на вновь создаваемый продукт называются основными фондами предприятия. К основным фондам НЕ относятся: средства труда стоимостью менее 10000 руб. или сроком службы менее года. В практике учета и планирования все средства труда определенным образом группируются и в настоящее время принята следующая группировка основных фондов:

Состав и структура основных фондов

Группа основных фондов

ЛЦ «ЗМЗ»

ЛЦ №6 ГАЗ

1. Здания

2. Сооружения

3. передаточные устройства

4. машины и оборудование:

    силовые машины и оборудование

    рабочие машины и оборудование

    измерительные, регулирующие устройства и лабораторное оборудование

    вычислительная техника

5. транспортные средства

6. спец. инструмент и оснастка

7. производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности

Здания – инженерно-архитектурные объекты, создающие условия для протекания производственных процессов. Подразделяются: производственные и не производственные.

    Производственные, в которых протекают основные и вспомогательные процессы;

    Не производственные - служебно-бытовые;

Сооружения – инженерно-строительные объекты, обеспечивающие условия для протекания производственных процессов (система вентиляции цеха, освещение, очистные сооружения, эстакады для хранения опок, подкрановые пути и т. д.)

Передаточные устройства – служат для передачи и транспортировки по территории всех видов энергии (электросиловые разводки, воздухопроводы, водопроводы, пневмотранспорт и.т.д.)

Силовые машины и оборудование – устройства для производства или трансформации всех видов энергии на предприятии (паровые машины ДВС компрессоры, генераторы тока, трансформаторы, станции зарядки электрокар и т. д.)

Рабочие машины и оборудование – оборудование, которые непосредственно воздействует на предметы труда с целью превращения их в готовый продукт. В ЛП это смесеприготовительное оборудование, формовочные машины, стержневые машины, выбивные и очистные машины, прессовые машины.

Транспортные средства – машины для перемещения грузов, готовой продукции и людей по территории предприятия.

Специальный инструмент и оснастка – в литейном цеху это модели, пресс-формы, стержневые ящики, сушильные плиты, штампы.

Производственный инвентарь – емкости для хранения материалов, заготовок, инструмента.

Хозяйственный инвентарь – оборудование бытовых помещений.

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Основными фондами средства труда становятся в момент их вовлечения в производственный процесс. На этом этапе бухгалтерия предприятия проводит денежную оценку всех средств труда. Существуют три метода оценки:

    По первоначальной (балансовой) стоимости.

Первоначальная стоимость – это стоимость средств труда на начало ввода в производство.

где Цопт – суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

Т – затраты на транспортировку;

М – затраты на монтаж т.е. суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда или иным договорам;

Суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги;

Регистрационные сборы, гос. пошлины;

Вознаграждение посреднической организации через которую преобретен объект ОФ.

По этой стоимости бухгалтерия заносит эту машину на баланс предприятия в его активную часть.

В курсовых работах затраты на транспортировку и монтаж принимают укрупненно в % от отпускной цены машины: затраты на транспортировку 4-8%, затраты на монтаж 6-12%.

    По восстановленной стоимости.

С течением времени меняются условия воспроизводства машин, меняются цены на материалы, энергию, оплату труда. Поэтому воспроизводство аналогичной машины обходится дороже и машины, созданные в разное время будут иметь разную стоимость и предприятия оказываются в не равных условиях. Для того, чтобы условия сделать сопоставимыми и равными на предприятиях периодически проводят переоценку всех основных фондов. Цены всех ранее созданных машин приводятся на момент переоценки или определяется восстановительная стоимость машины (Ц в). Существуют 2 способа переоценки:

Коэффициент переоценки устанавливается правительством. Последняя переоценка состоялась 1 января 1997 года. По сравнению с 1990г Коэффициент переоценки в среднем составил 26-28, по сравнению с 1985г -42.

Предприятиям предоставлено право самим проводить переоценку на уровне коэффициента инфляции. Восстановленная стоимость ставится на баланс.

    Остаточная стоимость – это стоимость машины на момент ее выбытия из производства.

,

где U – денежная величина износа.

ИЗНОС ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Основные фонды в процессе функционирования постепенно утрачивают свою потребительскую стоимость, по мере износа. Износ бывает 2-х видов:

    Физический износ

    Моральный износ

И тот и другой вид износа бывает 2-х родов:

Физический износ 1-го рода происходит из-за употребления машины под воздействием различного вида нагрузок – машина постепенно разрушается

Физический износ 2-го рода происходит из-за неупотребления машины (металл стареет, подвергается коррозии и т. д.).

Моральный износ 1-го рода происходит под воздействием повышения производительности труда в отраслях, производящих машины и производство новой машины становится дешевле. Применение старой машины становится неэффективным.

Моральный износ 2-го рода совершается под воздействием научного прогресса, когда создаются новые более производительные и качественные средства труда, позволяющие или снизить себестоимость продукции или повысить качество продукции. Старые машины становится применять экономически невыгодно.

Физический и моральный износ основных фондов устраняется в 2-х видах:

Натуральное возмещение износа , при котором оборудование заменяется на новое или проводится ремонт. Для этого на предприятиях имеются

специальные службы в отделе главного механика и энергетика. Моральный износ устраняется или путем замены оборудования на более новое или путем модернизации старого.

Стоимостное возмещение предшествует натуральному возмещению, и осуществляется посредством амортизации.

АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Амортизация – это процесс постепенного переноса стоимости машины на вновь производимый продукт и накопление денег, необходимых для возмещения износа машины. Эти деньги называются амортизационными отчислениями . Если известен амортизационный срок службы машины, есть её балансовая стоимость то годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

,

где Л - ликвидационная стоимость машины, т.е. стоимость машины по цене металлолома;

Т а – амортизационный срок службы машины.

Это выражение служит для понятия сущности амортизации и для практических расчетов не применяется. На практике для определения годовой суммы амортизационных отчислений используется понятие норма амортизации, это отношение годовой суммы амортизационных отчислений к балансовой стоимости машины, выражается в % (Н а).

Норма амортизации – отношение

Норма амортизации устанавливается правительством и обязательна для применения всеми предприятиями России не зависимо от формы их собственности. В настоящее время действительны нормы амортизации «на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» введенных в действие постановлением СМ СССР от 22.10.1990г №1072, действует с 1 января 1991 года. Нормы устанавливаются не на каждый объект основных фондов, а на технологически родственные группы

Пользуясь этими нормами, бухгалтерия определяет годовую сумму амортизационных отчислений

,

отсюда можно получить

МЕТОДЫ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ

    Прямолинейный метод.

Амортизационные отчисления определяются в равной доле за амортизационный срок службы машин в соответствии с нормами амортизации

от балансовой стоимости машины.

, руб/год

    Метод понижающегося остатка.

Норма амортизации остается та же, но амортизационные отчисления определяются не от балансовой стоимости, а от остаточной.

Ц б =10000руб На=10%

1год

2год

3год

    Метод ускоренной амортизации.

Применяется в основном на малых предприятиях и заключается в том, что норма амортизации удваивается.

Для машины, выработавшей амортизационные сроки, амортизационные отчисления не начисляются поскольку стоимость её равна нулю.

РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ НА ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ ОПЕРАЦИЮ

Для инженерных решений и экономических обоснований необходимо рассчитывать амортизационные отчисления, приходящиеся на одну деталь или отдельную операцию, или отдельный технологический процесс.

    в массовом и крупносерийном производстве:

,машиностроительное производство должно быть переоринтировано... школа, 1983 г. 2. "Экономика машиностроительного производства" , Москва, Высшая школа, 1988 г. 3. "Машиностроительный комплекс РСФСР. Пути...

  • Экономика и управление предприятием: Конспект лекций

    Конспект >> Менеджмент

    Типа производства и объемов выпуска продукции. Примерная структура транспортной службы машиностроительного (приборостроительного... Ю.М. Основы предпринимательского дела. М.: 1992.29. Экономика машиностроительного производства . Учебник для вузов / Под ред...

  • Экономика промышленного производства

    Учебное пособие >> Экономика

    Вниманию «вытяжку» из учебника «Экономика промышленного производства» М А Керашева, Краснодар 1999, ... машиностроительный , топливно-энергетический сезонные Отрасли промышленности по производству средств производства (группа А) несезонные по производству ...

  • Машиностроительный комплекс России (2)

    Реферат >> Промышленность, производство

    В условиях интенсификации экономики . Кроме того,само машиностроительное производство должно быть переоринтированнона... школа, 1983 г. 2."Экономика машиностроительного производства" , Москва, Высшаяшкола, 1988 г. 3."Машиностроительный комплекс РСФСР. Пути...

  • Экономика машиностроительного предприятия

    Контрольная работа >> Экономика

    Кафедра: «Экономика предприятий» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономика машиностроительного предприятия» г. ... уровня производства ; улучшение организации производства и труда; изменение объема производства и структурные изменения в производстве ; ...