Зачем объединять детские сады? В чем плюсы и минусы объединения детских садов Детский сад не хотим объединения со школой.

  • 06.01.2024

В Москве (а возможно по всей стране, я точно не знаю), проходит самый странный из возможных экспериментов. Называется это объединение школ и детских садов в нечто единое. Вроде как это называют теперь образовательными центрами. Надо сказать, что не просто школу объединяют с детским садом, но и школы лепят друг к другу тоже, т.е. были две школы, а теперь их называют одной школой.

Логику детского сада, который присоединяют к школе я понять еще могу - вот выдают малышей, у которых теперь одна дорога - только в ближайшую школу. А рядом еще поставить фабрику, военкомат и дом престарелых, чтобы круг жизни был сразу очерчен.

Но я вообще не понимаю логику присоединения одной школы к другой. Вот есть же физически два разных здания. Физически есть два разных директора. Есть дети, которым ближе идти в одну школу или во вторую. Есть дети, кому по атмосфере нравится одна школа или вторая.
А потом кто-то сверху решает - нет, не хотим, чтоб у вас даже такой выбор был. Теперь два этих здания мы будем называть одной школой, у них будет один директор и одна атмосфера. выбора у вас, жители, будет теперь в два раза меньше. Ах нет, в четыре раза меньше, ведь атмосферу школы мы перенесем еще на два детсада, прикрепленных к школам.

Некоторое время ко мне обратились с довольно простой и наверное по меркам глобальных событий в стране обычной историей. Есть в Москве учитель. Ее зовут Солдатова Елена Зиновьевна. Учитель начальных классов высшей категории, 14 разряд ЕТС, грамоты от управления, грамота министерства, награждена медалью, ветеран труда, общий пед стаж 38 лет, стаж в школе 20 лет. Что важно - у ее детей отличные показатели по учебе.

И наверное и до сих пор бы Елена Зиновьевна учила московских детишек, если бы ее школа не влипла в объединение. Школу 711 (в которой она работала) присоединили к школе 1726. А теперь на секунду отвлечемся от этой ситуации и попробуем представить чисто по человечески такое вот объединение.

Вы директор школы, к которой присоединили другую. У вас есть коллектив ваш, который вы знаете давно и с которым сработались. И есть коллектив, который вам достался от второй школы. Если вдруг дойдет дело до увольнений, сокращений - кого вы будете сокращать в первую очередь?

Думаю, вы уже поняли, о чем эта история. Елена Зиновьевна внезапно узнает, что у нее больше нет класса, его "не набрали". Да и вторая учительница начальных классов из этой же школы получает класс видимо лишь потому, что учительница из школы, к которой их присоединили, уходит в декрет.
Солдатовой предлагают группу продленного дня, а чуть позже - бумагу о сокращении.

Был и еще ряд неприятных моментов в этой истории, но я не хочу о них писать, т.к. я думаю и так понятно, насколько напряженно и каким образом могут обставлять подобные решения. Важный факт - наша героиня не из робких. Всегда умела постоять за себя и даже вышла в свое время принципиально из формальной профсоюзной организации своей школы. В независимый профсоюз учителей пока, к сожалению, не вступила - ищет контакты, ей нужна сейчас помощь.

Вся история с не набранными классами возможна лишь в ситуации, когда директор не работает над тем, чтобы их набрать. Будь школа автономна - конечно бы классы были набраны. Но гиганту, который получился - зачем так уж сильно напрягаться?

Что ясно мне?

1. Что учитель в Москве вообще не защищен. У него могут быть лучшие показатели, о нем могут быть лучшие отзывы учителей и родителей, но его могут уволить просто так и защитить учителя сегодня некому. В школах должны появиться независимые профсоюзы.

2. Что искусственное "объединение" и укрупнение школ и детсадов, школ и школ лишает их самостоятельности, собственного лица, индивидуальности. В таких объединениях яркие личности оказываются за бортом, а лояльные и серые получают зеленый свет.

3. В результате дети теряют лучших директоров школ, лучших учителей, и вероятность найти хорошую школу резко снижается.

Солдатова Елена Зиновьевна пытается оспорить решение о сокращении. Обратилась в прокуратуру, в трудовую инспекцию, она ищет контакты независимых учительских профсоюзов. Может быть кто-то из общественных деятелей, из СМИ сможет ей помочь - будет здорово. Контакты готов предоставить. Надо помочь хорошему учителю.

1. Как долго длится объединение двух детских садов?

1.1. Примерно от нескольких месяцев до года. Смотря как будут действовать комиссия и учредитель."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 03.06.2018)
""Статья 57. Реорганизация юридического лица

""1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
""Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
""Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим "Кодексом" или другим "законом" предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.
""Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются "законами", регулирующими деятельность таких организаций.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

""2. В случаях, установленных "законом", реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

(см. текст в предыдущей "редакции")
3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
""4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей "редакции")
""При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
""Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).
(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

2. Что дает объединение двух детских садов в один и есть ли плюсы такого объединения?

2.1. Добрый день.
Смотря с какой стороны посмотреть.
Для муниципалитета плюс - минимизация расходов на здания.
Для родителей, детей и персонала - минус, детей больше в группах.

2.2. Здравствуйте. Плюсы могут быть только в том, что меньше расходов на содержание двух садиков, если количество детей очень маленькое, нет смысла содержать два сада.

3. Законно ли объединение детского сада и музыкальной школы.

3.1. Доброго времени суток! Да, вполне законно, если оформлено все документально. Что незаконного в данном объединении вы для себя подчеркнули?

4. Какие законы нужно соблюсти при объединении детских садов.

4.1. уведомить работников...


5. Как происходит объединение детских садов в один комплекс?

5.1. Вопрос выходит за рамки бесплатной консультации.

6. Скажите, при объединении детского сада и школы увольняют ли сотрудницу, находящейся в декретном отпуске?

6.1. Смотря по какому основанию увольняют. Если речь идет о сокращении штата или ликвидации организации, то могут уволить. Если речь идет о сокращении численности работников, то могут быть и другие варианты.

7. Меня зовут Алена, я работаю в детском саду воспитателем, у нас объединение из восьми детских садов, директор нашего объединения ставит меня на смену в другой садик приказом, могу ли я отказаться от приказа и выйти на смену в свой детский сад? Спасибо.

7.1. Здравствуйте.
Если в Вашем трудовом договоре указан конкретный адрес работы, то можете отказаться.

8. Я педагог доп образования в одной из школ Москвы, веду ритмику в детских садах школьного объединения. У меня 3 рабочих дня по 3-4 урока в день по 30 мин. Почитав закон, я понимаю что мне должны оплачивать фактически проведенные уроки, переводя их в астрономические часы, а мне считают по факту отработанное время (2 часа в день вместо 4 х). Правомерно ли такое начисление педагогу?

8.1. Добрый вечер, все зависит от того, что указано в договоре и какую природу имеет данный договор. Уточните пожалуйста.

9. Какие изменения вносятся в коллективный договор школы при объединении школы и детского сада.

9.1. Установленной законодателем обязанности в данном случае нет, поэтому, если он соответствует действующему законодательству то вносить изменения необязательно. По этому вносить изменение или нет является правом работодателя и работников - любая из сторон вправе инициировать данный процесс...

10. В 1992 году в названии было записано детское объединение, далее в 1995 переименовано в ясли-спд, а затем в детский сад. как доказать, что детское объединение это был тот же детский сад, тот период с названием детское объединение не хотят включать в педстаж для выхода на льготных пенсию!

10.1. Здравствуйте! Обратитесь за справкой о переименованиях в этот детский сад или если его уже нет, то в городской архив. И предоставьте справку в ПФР.

11. Работаю в детском саду воспитателем, 27 лет из ни 14 ле работала сначала заведующей, потом, после объединения с начальной школой директором 7 лет, имею ли я право на пенсию по выслуге лет?

11.1. Мало данных. По описанному - вряд ли выполняется это условие.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; 8. В стаж работы засчитывается:

А) работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Реформирование в социальной сфере нашей страны коснулось и образования. Основным мотивом реформы образовательных учреждений стало их укрупнение, объединение. Объединяют не только несколько школьных организаций в единый комплекс, но и присоединяют к школе дошкольные учреждения. Таким образом, получается единый образовательный комплекс, который может состоять из нескольких ДОУ и школ. Какие причины послужили для возникновения нового формата образовательных организаций, какие положительные моменты и недостатки в этом объединении? Об этом расскажем в нашей статье.

Причины для объединения школ и дошкольных организаций:

  1. Малокомплектность образовательных учреждений . Новый закон об образовании изменил систему финансирования образовательных учреждений, ввел так называемое «подушевое» финансирование. Такой подход к финансированию образовательных организаций означает, что деньги из бюджета «следуют» за воспитанником. То есть количество средств для ДОУ будет зависеть от количества его воспитанников. Данные средства из бюджета субъекта РФ могут быть направлены на реализацию образовательной программы (для оплаты труда педагогов, на учебные пособия, расходные материалы и т.п.). А вот содержание зданий и коммунальные расходы уже ложатся на плечи местных властей. Законодатель предполагал, что такая схема финансирования должна гарантировать каждому обучающемуся право на получение образовательной услуги стандартного качества и объема вне зависимости от места его жительства, возможностей местного бюджета и других условий.
  2. Преемственность между дошкольной ступенью образования и школой . Согласно новым ФГОС дошкольного образования одной из задач стандарта является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, которые реализуются в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
  3. Экономия средств . Многие специалисты все же считают основной причиной объединения образовательных организаций - желание чиновников сэкономить на образовании. Создание единых образовательных комплексов способствует сокращению расходов на административный персонал. А иногда и количество обслуживаемых зданий значительно сокращается.

Плюсы создания образовательных комплексов:

1. Возможность реализовывать преемственность целей и задач образовательных программ дошкольного и начального образования. Преемственность может реализовываться путем:

  • взаимной работы воспитателей и педагогов из школы (это поможет педагогам лучше узнать своих будущих учеников, выбрать индивидуальный подход к ним);
  • проведения занятий для воспитанников ДОУ в школе, в ходе которых они смогут познакомиться с будущими педагогами, с новой формой обучения;
  • взаимодействие с родителями (родители смогут получить необходимую информацию о подготовке детей к школе).

К сожалению, не в каждом случае возможно реализовать весь комплекс мероприятий для воплощения принципа преемственности. Так, например, когда объединенные школы и детские сады находятся в разных зданиях. В этом случае посещение воспитанников ДОУ школьных уроков и праздников уже не кажется такой простой задачей, по сравнению с образовательными комплексами, которые объединены не только на бумаге, но и находятся в одном здании.

2. Бюджетные средства в большем количестве . Как уже было указано выше, финансирование образовательных учреждений в настоящее время предполагает «подушевой» фактор. Соответственно, чем крупнее образовательное учреждение, чем больше в нем обучается детей, тем на большее количество средств оно может рассчитывать. В крупных городах данная проблема не стоит так остро, как в сельской местности. К сожалению, в глубинке дошкольные учреждения, да и школы тоже недоукомплектованы. При новой системе финансирования таким ДОУ грозило бы закрытие из-за нехватки средств для дальнейшей работы. Объединяясь же с другими образовательными организациями, ДОУ получает новые возможности:

  • получить услуги необходимых специалистов (бухгалтер, юрист, логопед, специалист по госзакупкам и т.д.);
  • пользоваться ресурсами и помещениями школы (бассейн, библиотека, спортивный зал и т.д.).

3. Меньше ответственности для руководителей ДОУ . При объединении школы и дошкольной организации остается фактически один руководитель - директор школы. Заведующий ДОУ переходит на новую должность - заместителя директора. С одной стороны, понижение в должности может грозить и снижением заработной платы. Но, с другой стороны, такие перемены предполагают и уменьшение ответственности, и должностных обязанностей для заведующего ДОУ. Так, например, вопросы госзакупок для ДОУ могут войти в компетенцию директора школы.

Минусы укрупнения образовательных организаций:

  1. Потеря индивидуальности образовательной организации. Объединение школы и дошкольной организации без разбора, только лишь по принципу - чем больше детей, тем больше денег, грозит тем, что некоторые образовательные учреждение, которые имеют свои индивидуальные особенности, потеряют их. Существуют риски объединения образовательных организаций, где дети имеют девиантное поведение или развитие детей в объединяемых образовательных организациях будет существенно различаться.
  2. Дошкольная организация станет придатком школы. Этого опасаются многие: и руководители ДОУ, и воспитатели, и родители. Ведь единый образовательный комплекс предполагает под собой несколько образовательных учреждений (как минимум одно ДОУ и школа, а иногда несколько школ и садов). Управлять таким комплексом предстоит директору школы, принимает стратегические решения опять-таки он. И естественно, что в первую очередь его будут волновать проблемы школы, а не детского сада. Кроме того, нужно очень много времени, чтобы руководитель образовательного комплекса смог понять и вникнуть в тонкости дошкольного образования. Родителей же беспокоит то, что детский сад может превратиться для их детей в так называемую ступень подготовки к школе, а не станет самостоятельным этапом в их жизни.
  3. Сокращение персонала ДОУ. Желание чиновников сократить расходы на образование может повлечь за собой сокращение персонала ДОУ. Объединение детского сада и школы предполагает изменение в штатном расписании. Управление такими крупными образовательными комплексами также является одной из проблем. Возможно, что в целях оптимизации будет проводиться сокращение штата и закрытие отдельных подразделений. Кроме того, могут пострадать коррекционные группы в дошкольных организациях. Ведь затраты на специалистов в таких группах превышают затраты в обычных группах. Соответственно, есть риск сокращения специалистов этого направления.

Увы, детского сада № 1 «Солнышко» в Полярных Зорях больше нет. С 21 августа он закрыт, к счастью, только на бумаге. Официально учреждение объединено с детским садом № 3. Для удобства заведующие решили именовать радостно-солнечное здание корпусом «Солнышко», а то, что стоит за полицией, корпусом «Елочка».

Постановление главы города о реорганизации двух дошкольных учреждений в форме присоединения меньшего к большему вышло 6 апреля 2015 года. А уже 1 июля в трудовых книжках работников ДОУ № 1 появилась запись о том, что они теперь трудятся в ДОУ № 3.

В одну упряжку...

Новый 2015 год в нашем муниципалитете отмечали шесть городских детских садов и один - поселковый (Африканда-2). Два из семи были автономными. Их-то и решили в этом году объединить.

Напомним, детскому саду № 3 в нынешнем году — 41 год. До объединения штатная численность работников составляла 67 человек. Сад посещали 240 воспитанников из 11 групп.

В детском саду № 1 штатная численность до реорганизации составляла 28 человек, из них один работал на 0,75 ставки, групп было 4, общая численность детей - 75 человек. Детскому саду исполнится в 2015-м четыре года.

На сегодняшний день в объединенном ДОУ - 15 групп, 315 воспитанников и 94 сотрудника. Заведующая детском садом - Елена Сергеевна Мунько. Бывшая заведующая ДОУ № 1 Любовь Альбертовна Другова теперь старший воспитатель ДОУ № 3, курирующий работу корпуса «Солнышко». С Любовью Альбертовной и Еленой Сергеевной мы и говорим о плюсах и минусах реорганизации.

Сад больше — финансирование лучше

«Вместе с постановлением, — рассказывает заведующая, — мы получили на руки перечень мероприятий, которые должны были выполнить в рамках реорганизации. Процедура сама по себе достаточно длительная, но на сегодняшний день процесс практически завершен.

Начинали мы с собраний трудовых коллективов и родительских собраний в том и другом учреждении. Рассказывали о предстоящих изменениях, отвечали на многочисленные вопросы. Суть в том, что ухудшений никаких не ожидалось. Детей, а тем более родителей реорганизация напрямую не затронула. Никто никуда ни детей, ни воспитателей не переводил. Просто теперь корпус «Солнышко» и корпус «Елочка» — одно учреждение, один общий дом.

От сотрудников звучали вопросы о сокращении. Мы разъясняли, что реорганизация таких мер не предполагает. В итоге каждый работник остался при своей нагрузке, где-то даже есть улучшения. Так, с 1 октября у психолога «Солнышка» будет полная ставка (раньше нагрузка составляла 0,5 ставки). Увеличится нагрузка у логопеда: с 1 октября она будет работать в обоих корпусах на полторы ставки. У медсестры было 0,75 ставки, сейчас — полная. Увеличить нагрузку удалось за счет внутренних передвижек, и нам не пришлось искать работников со стороны».

По словам Елены Мунько, вторым положительным моментом является появившаяся возможность стимулировать труд рабочего персонала, чья заработная плата финансируется из местного бюджета.

Еще одним достижением, по мнению заведующей, стало выполнение взятых перед родителями обязательств о том, что в летний период, когда численность детей и воспитателей временно сокращается, все дети останутся на своих местах. Правда, говоря о рачительном расходовании бюджетных средств, Елена Сергеевна не исключает, что следующим летом высвобождаться отдельные помещения все-таки будут.

«Мы люди государственные, — поясняет заведующая, — понимаем, почему это происходит. И если есть возможность более рационально использовать какие-то средства, постараемся это сделать».

И еще один плюс от объединения заключается, по словам Е.С. Мунько, в том, что подушевое финансирование позволит теперь детскому саду делать дорогостоящие приобретения. Раньше для «Солнышка», где было 75 детей, крупные покупки были, что называется, не по карману.

Главное — без резких движений!

Самое главное, — вступает в беседу Любовь Альбертовна Другова, — что реорганизация не затронула напрямую педагогов, они работают с детьми, каждый в своем корпусе, отдельно. Страсти уже улеглись, родители успокоились. Безопасность детей на прежнем — высоком — уровне.

- Любовь Альбертовна, наверное, Вам сложнее всего, ведь раньше Вы были фактической хозяйкой «Солнышка»?

Тут, конечно, важен тактичный подход. Елене Сергеевне сложно сразу войти в проблемы нашего детского сада и понять, что происходит. Тем более что и работали мы по разным программам. Все не так просто. Сейчас я просто курирую свою учреждение в должности старшего воспитателя…

По штатному расписанию у нас два старших воспитателя, — подтверждает Елена Мунько, — но Любовь Альбертовна работает как куратор. Я не могу одновременно находиться в двух разных корпусах, а ведь в детском саду все время что-то происходит. И Любовь Альбертовна по многим вопросам принимает решения самостоятельно.

Вообще, процесс организации пока еще только устанавливается. Мы думаем, как нам проводить родительские собрания, педагогические совещания, где собираться территориально. Мне нужно будет составить график своей работы так, чтобы находиться и в одном детском саду, и в другом. И какой вариант будет оптимальным, пока сказать трудно. Понимаю, что все решится. Жизнь подскажет. Главное, с оптимизмом относиться к происходящему.

Действительно, — подтверждает Л.А. Другова, — в плане организации у нас пока больше вопросов, чем ответов. Но теперь уже нужно просто работать. А работы еще впереди очень много. В связи с реорганизацией нам предстоит заново пройти процедуры лицензирования образовательной деятельности, медицинской…

А на это тоже нужны деньги, — соглашается Елена Мунько. — С целью обмена опытом мы ездили в Апатиты, где уже пережили процесс объединения садов и ждут второй волны, в ходе которой будут объединять уже по три детских сада. Но там своя специфика — детские сады в Апатитах изначально были маленькими, по четыре-шесть групп. Коллеги признались, что сложно адаптировались, методом проб и ошибок. И поэтому мы решили обойтись без резких движений, будем делать все сообща, принимать решения совещательно.

Говоря о необходимости получения лицензий, Елена Мунько и Любовь Альбертовна скромно промолчали о том, что уже проделана титаническая работа по реорганизации. Но дел еще невпроворот. Поменять предстоит все документы, а это очень серьезно. Нагрузки колоссальные, и это - один из минусов реорганизации. А тут еще всевозможные проверки — министерские и местные — на предмет пожарной безопасности, соблюдения правил санитарной безопасности и т.д. Впрочем, в саду к этому готовы.

Две пары туфель и... поздравления!

- Не повлияет ли реорганизация на традиционное распределение выпускников садов по школам? - задаю вопрос обеим собеседницам.

Пока все остается на своих местах, — улыбается заведующая, — ведь принцип территориальности никто не отменял. Надеемся, традиции будут сохранены.

- Говоря о традициях, есть ли что-то такое, что одному коллективу хотелось бы позаимствовать у другого?

Вы знаете, — первой отзывается Елена Мунько, — мы выяснили, что стиль руководства у нас одинаковый. Мы похожи. А традиции будем перенимать.

Сейчас нам не нужны резкие перемены, — продолжает Любовь Альбертовна. — Будем постепенно меняться. В «Елочке», например, была сильная военно-патриотическая направленность. У нас был детский сад семейного типа. Будем учиться друг у друга…

Мы уже решили, — делится планами Елена Мунько, — что будем стараться объединить коллективы, сообща проводить юбилеи, праздники. Думаю, появится взаимовыручка…

- Елена Сергеевна, а Вы уже знаете всех своих новых подчиненных?

Многих я знала и раньше. Могу еще путать отчества, но в лицо, думаю, уже узнаю всех.

- И теперь у Вас, наверное, два кабинета?

Ну, сидеть в кабинете-то мне, конечно, некогда. А вот сменная обувь в корпусе «Солнышко» у меня уже имеется. И стоят мои туфли рядом с обувью Любови Альбертовны…

Случившаяся реорганизация наверняка найдет отражение и в ваших пожеланиях объединенному коллективу в связи с предстоящим профессиональным праздником?

В нашей жизни, — первой берет слово Елена Мунько, — сейчас происходит много инноваций, не все они, возможно, радужные. И потому всем нам нужно терпение. Конечно, не всегда наше материальное положение отвечает ожиданиям, и не все зависит от руководителей, но пожелать благополучия я все-таки хочу.

Терпения вам, дорогие мои коллеги, здоровья и, конечно, человеческого счастья. А мы будем стараться сделать все возможное, чтобы на работе у всех все было хорошо!

Праздник этот недавний, такой же молодой, как и наш сад, — продолжает Любовь Альбертовна. — Хочется всех поздравить и пожелать в наше трудное и даже агрессивное время, естественно, здоровья, творческих успехов, приятного окружения и солнечного настроения. Пусть хотя бы в этот день все будет прекрасно!

В чем плюсы и минусы объединения детских садов

Общественная палата Коломны (ОП) выступила против инициативы городской администрации объединять в одно учреждение по 4-5 детсадов. Идея появилась еще в начале прошлого года (Постановление руководителя администрации Валерия Шувалова № 103 от 18.02.2016 г. «О порядке проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации, ликвидации или изменении назначения муниципальной образовательной организации»), но ни члены ОП, ни совет депутатов, ни родители о ней ничего не знали.

По словам Михаила Архангельского, председателя комиссии ОП по здравоохранению, соцполитике и трудовым отношениям, рабочая группа ОП провела мониторинг, итогом которого стал круглый стол, где члены палаты и присутствовавшие депутаты были единодушны. «Мы обеспокоены тем, что на обсуждение общественности не было представлено обоснование проекта объединения. Каковы актуальность, экономическая и методическая целесообразность реорганизации, прогнозируемые результаты, возможные риски последствий, анализ результатов внедрения подобной схемы в других регионах? Ответов на эти вопросы мы не получили, поэтому считаем, что проект является преждевременным и требует, как минимум, доработки. В таком виде, как сейчас, реорганизация повлечет снижение безопасности наших детей и ухудшение качества их образования», - заявил он.

Объединение детсадов - благо или зло? Ответ на вопрос вместе с экспертами «Эспрессо» искала Ольга Антропова.

Суть нововведения

В результате слияния: образуется одно юридическое лицо; формируется единый центр управления; присоединяемые детсады становятся структурными подразделениями головного учреждения; из штатного расписания исключаются дублирующиеся административные должности; дети остаются в своих садах.

Кого сократят. Делопроизводитель (его обязанности будут исполнять замы заведующей). Кастелянша (обязанности - на завхозов). Зам по безопасности (обязанности - на зама заведующей в головном учреждении). Методист (обязанности - на замов заведующей).

Примеры слияния. К детсаду № 14 «Дельфинята» планируется присоединить детсады № 11 комбинированного вида «Малинка» (в 2014 году он уже слился с детсадом № 9 «Ромашка»), № 24 «Белочка» и № 47 «Золотая рыбка». В Колычеве объединение ждет детсады № 17, 40, 5, 1. В Голутвине - № 12, 8, 37, 38, 46.

Только цифры

6900 детей от 1,5 до 7 лет посещает дошкольные образовательные учреждения Коломны.

35 детских садов в городе на данный момент. 15 из них попадают в первую партию объединяемых.

Плюсы и минусы реорганизации детсадов

Мнения экспертов

Елена Куманева, представитель Коломенской городской профсоюзной организации образования и науки:

Зам по безопасности будет сидеть в головном учреждении перед мониторами. А детсады, как мне пообещали представители управления образования, будут хорошо укомплектованы камерами видеонаблюдения, так что он будет отслеживать все в режиме онлайн.

Сейчас у заведующих детсадами не идет педстаж, хотя все они с педагогическим образованием и вышли из методистов. Их переводят на ставку методиста, так что у них поднимется зарплата (у методиста она больше) и пойдет педстаж. Я бы не сказала, что образование станет хуже - у нас будет пять методистов. Сокращенные методисты пойдут на повышение. Да, нагрузка увеличивается, но увеличится и зарплата.

Наталья Павлова, член комиссии ОП по образованию, воспитанию молодежи, спорту и туризму:

Методисты учатся постоянно, а заведующие уже потеряли квалификацию. Их надо переучивать - это совершенно другая работа. Кроме того, при объединении теряется индивидуальность садика, сплоченность коллектива.

Сергей Шуваликов, член комиссии ОП по здравоохранению, социальной политике и трудовым отношениям:

Хорошо, что заведующие будут получать большую зарплату. Но методисты уже сейчас перерабатывают - 10,5 часов. А их должностные обязанности? Все это ляжет дополнительным грузом на плечи заведующей.

Оксана Широких , доктор педагогических наук:

Реорганизация ущемляет права ребенка - в возможности физического контакта с работниками детсадов, которых становится меньше. Все делается для создания лучшей системы управления, но получается, что за счет ухудшения положения детей. В советское время дети были единственным привилегированным классом. Это надо сохранить.

С одной стороны, у нас есть программа губернатора: все дети должны быть охвачены дошкольным образованием, так как формирование личности начинается с дошкольного детства. С другой стороны, - жалобы работников: по 10-12 часов работать невозможно. Это сложная работа, нервная, напряженная (у кого есть дети, поймут, как трудно непрерывно с ними находиться). Можно убиться за зарплату в 100 тысяч, но толку для детей от этого никакого не будет, да и для воспитателя тоже. Я не вижу, в чем выгода такой реорганизации. А она должна быть четко видна.

Анатолий Талицких, депутат совета депутатов Коломны:

Как можно объединить компенсирующий садик № 40 - по зрению - с обычными? Реорганизация должна нести лучшее детям. Мы же не видим детей, только деньги, деньги… Да, мы должны учиться жить в условиях кризиса. Но это не те деньги, не там ищем.

Максим Баканов, председатель комиссии ОП по образованию, науке, воспитанию молодежи, спорту, туризму:

Мы изучили должностные инструкции замов по безопасности - на них возлагается огромная работа, от охраны труда до работы в режиме ЧС. Поэтому мы считаем, что сокращение этой должности приведет к снижению уровня безопасности детей и сотрудников детсадов.

Рабочая группа ОП не получила ответов на ряд вопросов, в частности есть ли положительный опыт объединения детсадов в России. Найденная нами информация показывает, что эта реорганизация приводит к отрицательному эффекту.

Александр Филатов, начальник 5-го межрайонного отдела ФСБ:

Школы и детсады - самые уязвимые объекты. Мониторы и заборы - это здорово, но человеческий фактор - главный. И не надо забывать, что безопасность не бывает дешевой.

Наталья Крылова, старший инспектор по делам несовершеннолетних МУ МВД России «Коломенское»:

Мы взаимодействуем с замами по безопасности и по вопросам противодействия терроризму, и по более приземленным: бродячие собаки на территории, проникновение асоциальных элементов. Чем помогут мониторы, если необходимо будет мгновенно отреагировать на нештатную ситуацию? «Замбезы» находятся в авангарде, на первых рубежах защиты детей. Убирать их нецелесообразно.

Глас народа

Наталья, работник детского сада:

После того как дополнительную нагрузку получили воспитатели, картина наблюдается такая: к концу рабочего дня с ними сложно общаться. А к концу рабочей недели они просто маловменяемы. Теперь то же ждет работников администрации, на которых навалят дополнительные обязанности. И не только обязанности - кучу бумаг! У нас делопроизводитель сейчас не справляется с объемом работ, домой берет. А что будет, когда эту должность упразднят? И учтите, что все эти люди будут общаться с детьми. Что это будет за общение? Какие-нибудь деньги этого стоят?

Ирина, работник детсада, мама:

В итоге этих реформ мы потеряем систему бесплатного дошкольного образования и получим платные образовательные услуги. Я работаю в детском саду 16 лет, всякое повидала, но такого еще не было. Нельзя экономить на детях! Такой ценой мне не нужны деньги.

Елена, мама четверых малышей:

Я возмущена! Во что педагогический процесс превратится? Заведующая - она прежде всего администратор, менеджер, а на нее и образовательный процесс хотят повесить. У нас вот в саду 15 групп по 23 человека в среднем. А бумаг сколько! У нас делопроизводитель зашивается. А кастелянши чем не угодили? То они костюмы на утренники шили, а теперь с родителей собирать будут? И замы по безопасности… Все идет к тому, что скоро, как в школах, за счет родителей будут нанимать охрану. Одному человеку ни морально, ни физически такого не выдержать.

С другой стороны

Начальник управления образования Коломны Татьяна Старателева и замруководителя администрации города Наталья Маркелова на приглашение посетить круглый стол ОП и разъяснить, для чего нужна реорганизация и что от нее ждать хорошего, не откликнулись. К сожалению, не ответили они и на запрос «Эспрессо». Единственное, что редакция может привести на момент выхода номера в качестве аргумента со стороны администрации, - это выдержка из отчета Татьяны Старателевой за 2015 год (