Навязывание башкирского языка – вне закона! Башкирский язык. Что дальше? Но вы решили не сдаваться

  • 22.02.2024

В республике Башкирия развернулась борьба против насаждения башкирского языка в русскоязычных общеобразовательных школах. Возмущенным родителям удалось добиться первых успехов – республиканская прокуратура в конце мая выявила нарушения и пообещала привлечь одного из директоров к дисциплинарной ответственности.

39-я гимназия в Уфе считается одной из лучших школ Башкирии. Сюда стремятся пристроить своих отпрысков даже семьи из отдаленных районов города. Однако в последнее время гимназия стала настоящим полем битвы между сторонниками и противниками изучения башкирского языка. Родители учеников этой гимназии объединились в Комитет по защите прав родителей и учащихся образовательных учреждений с русским языком обучения в Башкирии и пытаются отстоять право своих детей не изучать башкирский язык в обязательном порядке.

Проблема назревала уже давно. Еще в 2006 году по распоряжению администрации Уфы во всех 160 учебных заведениях города были введены обязательные уроки башкирского языка. Это было сделано в рамках национально-регионального компонента (НРК) общего образования, который на тот момент находился в ведении региональных властей. Инициаторов нововведения не смутило, что по результатам всероссийской переписи 2002 года в миллионной Уфе проживало 50% русских, 28% татар и только 15% башкир.

Однако по решению Госдумы в 2007 году упоминания об НРК исчезли из федерального закона «Об образовании», и все школы перешли на единый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Согласно этому документу, основная образовательная программа делится на две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, к коим относятся ученики, родители и педагоги.

Помимо прочих предметов, в обязательную часть программы входят русский язык, родной (нерусский) язык и иностранные языки. Но ФГОС не предусматривает обязательного преподавания нерусского языка в том случае, если он не является ни родным, ни иностранным. Иными словами, те школьники, чей родной язык – русский, по закону не обязаны изучать государственные языки тех республик, где они живут. Преподавание местных языков относится к добровольной (вариативной) части образовательной программы.

Тем не менее, власти многих республик, включая Башкирию, продолжают навязывать русскоязычным учащимся изучение национальных языков, тем самым лишая родителей права выбора. Вместо того, чтобы потратить часы вариативной части учебного плана на математику или английский, школьников вынуждают изучать сложную грамматику тюркских и финно-угорских наречий, которая зачастую не по силам даже студентам языковых вузов. К тому же знания, вынесенные с этих уроков, едва ли могут пригодиться в реальной жизни или при получении высшего образования.

Низы недовольны, верхи бездействуют

Недовольство этой ситуаций всё чаще прорывается наружу. Как рассказала корреспонденту сайт Галина Лучкина, член Комитета по защите прав русскоязычных в Башкирии, аналогичные инициативные группы действуют также в Татарстане, Бурятии и Коми. «Лет 5 назад мы даже параллельные митинги за русский язык проводили: они в Казани, а мы в Уфе, вставали в одиночные пикеты за право русских детей полноценно изучать родной язык. В 2012 году нас, родителей из Татарстана, Башкирии, Бурятии и Коми, даже приглашали в Госдуму, внимательно выслушали и обещали помочь, но с тех пор ничего не было сделано », - говорит Лучкина.

В мае очередной скандал на эту тему разразился в Казани. Новая гимназия, открытия которой долго ждали жители района Азино, по факту оказалась татарской: на четыре татарских класса там будет приходиться один нетатарский, что явно не отражает национальный состав района. Многие родители выразили свое возмущение тем, что детей с татарскими фамилиями автоматически зачисляют в классы с татарским языком обучения.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в интервью сайт назвал подобную языковую политику «актом этнической дискриминации» .

«Важно, что присутствует по сути правовая дискриминация русского населения, которое не имеет возможности выбирать изучение русского языка как родного. Учебные часы делятся на изучение государственного и родного языка, государственный – это русский, а в качестве родного изучается только татарский или башкирский. Получается, на территории этих республик русский язык не имеет для русского населения статуса родного языка , - поясняет эксперт. - Этот вопрос не раз ставился в стенах Госдумы, даже в Комитете по межнациональным отношениям, его мягко затрагивал и президент в том ключе, что надо обеспечить большую свободу выбора для родителей. Тем не менее, воз и ныне там, и проблема не решена », - говорит Михаил Ремизов.

По словам эксперта, попытки изменить к лучшему ситуацию с русским языком в национальных республиках блокируются на самом верху.

«Прежний глава думского комитета по делам национальностей, Гаджимет Сафаралиев, выступал за принятие мер, которые бы языковую проблему решили. Но сейчас комитет возглавил Ильдар Гильмутдинов, представитель Татарстана, который проводит четкую линию на этническое лоббирование, поэтому шансы на принятие Думой подобного рода решений снизились », - подчеркивает Ремизов. Кстати, сам Гильмутдинов отказался отвечать на вопросы сайт о положении русского языка в национальных республиках Поволжья.

Уфимская гимназия стала полем битвы

Пока власть игнорирует проблему, родителям на местах самим приходится бороться за свои права. В Уфе Комитет по защите прав русскоязычных родителей и учащихся Башкирии возглавила Наталья Будилова , мать двоих детей, обучающихся в 39-й уфимской гимназии. Руководство учебного заведения долгое время не позволяло ей выбрать для своих детей вместо башкирского языка другой предмет.

Будилова пожаловалась на нарушение федерального законодательства в прокуратуру Башкортостана. И 25 мая оттуда пришел обнадеживающий ответ (копия документа имеется в распоряжении редакции сайт): в 39-й гимназии выявлены нарушения при составлении учебных планов, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, а о ситуации доложено главе республики.

Корреспондент сайт поговорил с Натальей Будиловой о произошедшем.

Наталья, сколько часов в неделю отводится башкирскому языку в программе общеобразовательных школ с русским языком обучения?

Обычно два урока, но есть школы, где башкирский учат три или пять уроков в неделю. Кроме того, все 10 лет у нас изучается такой предмет, как «Культура Башкортостана». Там проходят только башкирских поэтов и деятелей культуры. На это уходит еще один урок в неделю.

- В какой момент вы для себя решили, что ваши дети не будут учить башкирский язык?

Моя дочь сейчас перешла в пятый класс, сын учится в седьмом. В пятом классе, когда началось обучение башкирскому языку, сын стал приходить ко мне с учебником по этому предмету и жаловаться, что ничего не понимает, хотя он у меня отличник и всегда учился очень хорошо. Он не понимал ни как выполнить задание, ни как сделать домашнюю работу. Я стала спрашивать у других родителей, как они выкручиваются. Оказалось, что их детям помогают родственники или знакомые башкиры. Тогда я пошла к учителю и сказала, что для моего сына и других русскоязычных детей надо создать особую группу с другими методиками преподавания, рассчитанными на неносителей языка. Но педагог отказался пойти навстречу, требовал, чтобы дети заучивали наизусть длинные стихотворения на башкирском, в которых они не понимали ни слова. А тем, кто не хотел этого делать, просто ставил двойки.

- И вы решили бороться за свои права?

Сначала я просто села за компьютер, зашла на сайт министерства образования республики Башкортостан и с удивлением обнаружила, что башкирский язык не является обязательным. От нас просто скрывали эту информацию. Никто из родителей, включая меня, не знал, что мы можем по закону отказаться от этого предмета в пользу другого. И в конце учебного года на родительском собрании я объяснила другим родителям, что согласно базисному учебному плану башкирский язык находится в части, формируемой участниками образовательных отношений, и поэтому мы можем в эту часть включить любой другой предмет. И родители практически единогласно подписали заявление на имя директора, чтобы башкирский язык заменили на русский, математику или английский.

- Наверно, вас поддержали только русские родители?

Уфа и другие крупные города Башкирии - по преимуществу русские, и очень много учащихся нашей 39-й гимназии происходят из русских семей. Но изучать башкирский язык не горят желанием и представители других национальностей. Например, в нашем классе 36 детей. Из них три башкира, остальные - русские и татары. Только родители одного ребенка-башкира изъявили желание изучать башкирский язык. Остальные хотели поменять его на русский или английский. Кстати, для тех, кто хочет полноценно освоить башкирский, существует немало школ с башкирским языком обучения, и непонятно, зачем навязывать его в русскоязычных школах.

Шовинисты отыгрываются на детях

К сожалению, понимания в школе Наталья не нашла. Возможно, на директора оказывалось давление со стороны более высоких структур.

- Школа пыталась учесть пожелания родителей?

Нет, ответа директора мы не дождались, и тогда я написала обращение в министерство образования республики Башкортостан. И тогда в августе, перед началом следующего учебного года, директор Киекбаева Ирина Петровна, лично стала обзванивать каждого родителя и говорить, что не может освободить наш класс от изучения башкирского языка. Было собрано специальное родительское собрание по этому поводу, куда пришло всего семь родителей. Под давлением администрации школы и представителя республиканского комитета по образованию родители согласились на изучение башкирского, правда, вместо положенных двух уроков нашему классу разрешили ограничиться одним уроком в неделю.

- Но вы решили не сдаваться?

Я потребовала от школы составить индивидуальный учебный план для моих детей. И тогда меня вызвали к директору, созвали всех завучей, стыдили, хотели взять количеством.

Директор кричала на меня, что я баламут, разрушитель. Разрушаю, все, что она годами тут строила, что я разжигаю национальную рознь, что из-за меня война здесь начнется как на Украине. Еще спрашивала, дескать, почему я ненавижу башкир. Моих детей обещали оставить на второй год.

Фотографию моей дочки-отличницы сняли с дочки почета. Угрожали, что на меня целое дело заведут и отправят все мои письма в комитет образования, чтоб там со мной разбирались. Вообще мало кто может выдержать такой прессинг, какой выдержала я.

После этого я подала в прокуратуру, а в конце года написала исковое заявление в суд, чтобы моим детям предоставили возможность в следующем году заниматься по индивидуальному учебному плану.

На днях прокуратура предписала исправить нарушения в вашей гимназии. Вы не собираетесь останавливаться на достигнутом?

Если наше министерство образования по-прежнему будет скрывать информацию от директоров школ о правах родителей, по-прежнему будет дезинформировать их, то борьбу придется вести в каждой школе. Если же министерство образования будет исполнять свои функции, то необходимость в нашем комитете отпадет сама собой. Ведь все это время от родителей скрывали их права, а тех, кто о них узнавал, просто обманывали и вели долгоиграющую бумажную войну.

Чиновники умыли руки

Редакция сайт обратилась за комментариями в Министерство образования Республики Башкортостан, однако там поспешили переложить ответственность за происходящее на руководство учебного заведения. «В отношении гимназии Министерство образования РБ контрольно-надзорных мероприятий не имеет права проводить », - пояснили в пресс-службе ведомства.

По словам чиновников, «на 2016-2017 учебный год Министерством не утверждались примерные базисные учебные планы, соответственно, образовательные организации самостоятельно разрабатывали и утверждали учебные планы».

Эту информацию подтвердила и директор 39-й гимназии Ирина Киекбаева. В своем ответе на запрос сайт она указала: «согласно действующему законодательству школа может выстраивать свою образовательную траекторию. В нашей гимназии для всех без исключения учащихся упор делается на гуманитарную составляющую и изучение языков. У нас изучаются русский, башкирский, английский, немецкий, французский и китайский языки. Когда родители приходят в нашу школу они знакомятся с нашей нормативно- правовой базой, где прописаны наши приоритеты».

Впрочем, Киекбаева не ответила, почему учебные планы в 39-й гимназии составляются без учета мнения родителей, что было выявлено в ходе прокурорской проверки.

Проигнорировала она вопрос и о том, почему же в гимназии с языковым уклоном этот самый уклон должен быть обязательно в сторону башкирского языка, а не английского или французского, как хотели бы сами учащиеся и их родители. Остается только догадываться, сколько еще таких директоров, как Киекбаева, продолжают обслуживать интересы региональных этнократий в Башкирии и других национальных республиках.

А как обстоят дела в вашей национальной республике или автономии? Принуждают ли детей изучать местный язык в обязательном порядке или, быть может, наоборот, лишают возможности овладеть вторым государственным языком данной территории? Пишите в комментариях и на нашу почту, по возможности оставляйте данные для обратной связи: редакция INFOX. RU планирует освещать эту тему дальше и, в меру сил, способствовать нормализации ситуации.

Заявление Владимира Путина о недопустимости принудительного изучения неродных языков в школе, сделанное президентом на заседании совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, вызвало достаточно неоднородную реакцию общественности.

Напомним, что в нашей республике, как и в некоторых других национальных регионах страны, вопрос об изучении родного языка в школах стоит довольно остро.

Медиакорсеть решила опросить ряд экспертов о том, что на самом деле значат слова Путина и каких действий стоит ожидать от региональных властей в связи с этим.

«Политика на ликвидацию национальных республик»

В частности, Владимир Путин заявил о том, что «у каждой территории свои особенности межэтнических отношений, и, конечно, их нужно учитывать, обеспечивая при этом единые подходы к решению задач национальной политики государства в целом».

Хочу напомнить, уважаемые друзья, что русский язык для нас – язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый. Языки народов России – это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки – гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации, - подчеркнул Владимир Путин, - цитирует слова Путина kremlin.ru.

Политолог, старший научный сотрудник Центра сравнительных исторических и политических исследований ПГНИУ Станислав Шкель сообщает, что, если вкратце, то из речи Путина следует вынести два главных тезиса:

Во-первых, этноцентристам придется менять риторику и меньше ссылаться на президента России, что объективно их ослабляет. Во-вторых, главы регионов получили четкий сигнал о решении вопросов в языковой политики в пользу отказа от обязательного изучения языков, кроме русского как не только государственного, но и языка межнационального общения, - рассказал Шкель в беседе с нашим корреспондентом.

Общественник Азамат Галин говорит, что вчерашнее заявление Путина носит довольно серьезный характер и ставит в тупик активных сторонников изучения башкирского языка в школах.

    Сейчас региональным властям нужно грамотно придумать, что с этим делать. Не могу представить, как к этому отнесутся сторонники того же «Конгресса башкирского народа», которые поддерживают политику Путина, но в то же время выступают за обязательное изучение языка в школах. В целом, это достаточно серьезный тренд и своеобразный логический итог последних десяти лет. Политика направлена на изменение административных границ и образование новых территориальных административных единиц - регионов, которые уже не будут национальными, - сказал Азамат Галин.

Исполнительный директор Конгресса башкирского народа, социолог Ильгиз Султанмуратов так прокомментировал заявление Владимира Путина:

Я полностью согласен со словами президента: «Не раз я говорил, что все, что связано с национальной идентичностью, с традициями, - сфера тонкая и очень чувствительная, и действовать здесь следует крайне деликатно и мудро». Насчет русского языка также поддерживаю «Его ничем заменять нельзя: это естественный духовный каркас нашей многонациональной страны».

Но Путин ведь еще заявил, что в то же время национальные языки также являются неотъемлемой частью культуры России. То есть нельзя разделять или решать проблемы преподавания русского языка за счет других национальных. А нашему минобру следует быть более ответственными, т.к. многолетняя непроработанность важных вопросов преподавания языков с их стороны вызывает рост общественной напряженности в этой сфере, - говорит Султанмуратов.

Видимо, до высших кругов уже дошел этот вопрос, наконец-то. В минобразования РБ, я считаю, достаточно наплевательски отнеслись к нашим вопросам по поводу изучения башкирского языка в школах. Почему не сделать больше часов для изучения математики, например? Башкиры живут не только в Башкирии. Пусть его учат в Челябинской области, Татарии. Я за то, чтобы язык изучали в рамках предмета «Культура и история Башкортостана». А сейчас идет нагнетание вопроса, все эти обсуждения лишь способствуют межнациональным спорам. Я бы посоветовала региональным властям просто пройтись по университетам и поспрашивать, как они относились к этому предмету, - рассказала Медиакорсеть Галина Лучкина .

Евгений Беляев, политолог, активист Собора русских РБ:

Заявление Путина - это еще не его указ. Думаю, минобр сможет его как-то обойти. В районах, где живут преимущественно башкиры, башкирский язык сохранится. В остальных станет необязательным. В этом я и вижу решение проблемы. Не думаю, что этому стоит придавать какой-то политический окрас.

Вячеслав Шайдуллин, арвуй (религиозный деятель у марийцев) Краснокамского района РБ:

Я считаю, что у нас возможность изучения любого языка. Все зависит от семьи - говорят ли в ней на родном или нет. Три языка может одолеть любой человек. Это родной, русский и английский. А жителям Башкирии почему не знать башкирский? Или татарский. Думаю, нужно просто желание и «правильное направление» родителей. Никого не надо ни к чему принуждать. Тем более - к изучению языка.

Жирная точка над И

Депутат Госсобрания Курултая РБ Рамиль Бигнов говорит, что Владимир Путин «наконец-то поставил жирную точку в решении сложного вопроса изучения родных языков в национальных школах».

Все сказано четко - речь идет о добровольном изучении языка. Думаю, после его слов вряд ли этот вопрос будет вновь как-то подниматься. Никакого принуждения, - подытожил депутат.

«Коллега» Бигнова по парламенту Римма Утяшева имеет несколько иную точку зрения. По ее словам, журналисты могли несколько вырвать из контекста фразу президента.

У нас в республике два государственных языка - башкирский и русский. Не надо выдирать из контекста. У нас никто никого не заставляет изучать башкирский язык. У меня внук изучает татарский язык, и вполне успешно. И башкирский на пятерку знает. В нашей республике говорят на 14 языках!

Почему в Башкортостане нападают на башкирский язык?! А где нам его еще учить? Со словами Владимира Владимировича согласна - все россияне должны знать русский язык, великий язык Пушкина. Мои родители, помню, отправили меня юной на учебу в Челябинск, чтобы я учила русский язык. Мама говорила мне - русский ты должна знать в совершенстве. Согласна, что нацвопросами должны заниматься авторитетные люди. Единственное, что вызывает вопрос у меня - это учебники башкирского, по которым ведется обучение.

Руководитель Конгресса татар республики, депутат Госсобрания Курултая РБ Загир Хакимов в беседе с Медиакорсеть заявил, что республиканским властям нужно создавать все условия для того, чтобы люди могли изучать свой родной язык.

В РФ русский язык является государственным языком и языком межнационального общения. Зная русский, можно в любой из республик общаться с представителем любой национальности. Нельзя не учитывать особенности национальных республик, для нас очень важно сохранение родных языков. Если люди определенной национальности не будут знать родной язык, у нее нет будущего. Поэтому важно создавать все условия для его изучения.

Здесь больше нужно работать с родителями, я думаю. Как руководитель Конгресса татар РБ, часто выезжаю по районам и вижу, как родители-татары, например, заставляют ребенка не учить родной язык и выбирают в его пользу английский, потому что с ним у ребенка больше возможностей. Да, закрываются школы в марийских, татарских деревнях. Но только по одной причине - в них детей нет! Скоро с делегацией едем в Казань на Всемирный конгресс татар поднимать вопрос о создании рабочих мест на селе. Будем заниматься этим вопросом.

Отметим, что в последние месяцы в республике велись достаточно серьезные споры об изучении башкирского языка в школах. Сторонники за и против принимали участие в дебатах, проводили дискуссии с активным привлечением СМИ. Большинство родителей детей, для которых башкирский язык не является родным, утверждают, что обучение в учреждениях ведется на «добровольно-принудительной» основе. Мы писали о случае в престижной , где руководство, несмотря на желание одного из родителей провести собрание по поводу изучения башкирского языка, пригрозило расторгнуть договор об обучении с некоторыми обратившимися родителями.

Соответствующее представление прокуратура республики после многочисленных проверок внесла на адрес Рустэма Хамитова. Пока глава никаких конкретных решений по этому вопросу не принял и не прокомментировал этот вопрос. Отметим, что нашему корреспонденту пока так и не удалось дозвониться до представителей Белого дома и узнать их позицию по этому поводу, однако мы будем следить за развитием событий.

Сюжеты:

В непростой ситуации оказался ученик одной из школ Уфы. Шестиклассника Владислава Мартинса оставляют на второй год за отказ изучать башкирский. Такое решение принял педагогический совет. Формально этот предмет не является обязательным и, несмотря на хорошую успеваемость по остальным дисциплинам, школьника заставляют вновь пройти всю программу. Родители мальчика пытаются оспорить действия учителей, ссылаясь на законное право, но безуспешно. В трудностях и противоречиях разбирался Михаил Чернов.
КОР: В табеле успеваемости 6-классника Владислава Мартинса четверки по истории, математике и литературе, пятерки по ИЗО и технологии. Тройки по русскому и биологии. И всего одна двойка по башкирскому языку. Не аттестован, потому что не ходил.
ВАДИМ МАРТИНС (ПАПА ВЛАДИСЛАВА МАРТИНСА): Просто нам навязывают этот башкирский язык. Мы его не изучали, я не изучил, родители мои не изучали. Мы прекрасно живем, живем в Уфе. ЕГЭ сдавать же нам по русскому, не по башкирскому. Башкирского вообще же в аттестате потом нету.
МАЛЬЧИК: Мне важнее русский язык и английский, чем башкирский.
КОР: Чтобы их сын не учил башкирский, настояли родители. Об этом они уведомили директора школы и в течение 2-х лет забирали ребенка с уроков национального языка. За это Влада и оставили на 2-й год. Родители получили уведомление из школы и в ответ пожаловались в прокуратуру. Свое обращение со ссылкой на статьи Конституции выложили в Интернете. В родной школе Мартинсам теперь не рады.
ЖЕНЩИНА 1: Я беседу вести не буду, я просто прокомментирую то, что с законодательством у нас нарушений нет.
КОР: Вы с родителями не можете переговорить?
ЖЕНЩИНА 1: Нет, не могу.
КОР: Сеять разумное, доброе, вечное надо и на башкирском, убеждают учителя, а родители 6-классника не осознают всей важности родного языка, говорят в школе.
ВАЛЕРИЯ КИНЗЯГУЛ (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ): Мы живем в республике Башкортостан. Башкиры считаются коренным народом этой республики, я считаю, что большую ошибку совершают те, которые отказываются изучать башкирский язык государственный.
КОР: В местном министерстве образования родную речь тоже поддержали. Башкирский язык в республике второй государственный, а значит, изучать его обязан каждый, таким образом, без экзамена по национальному языку аттестат о среднем образовании Владиславу Мартинсу не получить.
АЛЬФИС ГАЯЗОВ (МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН): Сегодня можно отказаться, допустим, от башкирского, завтра от химии там и так далее, такого не бывает.
ЗОЯ МАРТИНС (МАМА ВЛАДИСЛАВА МАРТИНСА): Вице-премьер республики выступал по телевизору вчера вечером. Она объяснила так, что наш ребенок должен учить башкирский язык для того, вдруг у него появится сосед, который не понимает по-русски, чтобы он с ним смог общаться или вдруг он женится на башкирке.
КОР: Чтобы убедить сесть за учебники башкирского, методы используют далеко не педагогические, рассказывают родители. В школе Влад отличается примерным поведением, но с тех пор, как он отказался учить национальный язык, их вызывали и на школьный совет по профилактики правонарушений и в комиссию по делам несовершеннолетних.
Чтобы не идти второй раз в 6-й класс, в школе предложили своеобразное решение — сдать башкирский экстерном, перейти на домашнее обручения, либо в класс коррекции, устно намекнули, есть еще вариант перебраться в другой регион. Впрочем, уезжать из республики родители Владислава пока не планируют.
Михаил Чернов, Игорь Акимов, Олеся Оргеткина, Олег Брыкин, «НТВ». Башкирия.

23:58 — REGNUM

В Башкирии после периода относительного затишья вновь разгорелись споры вокруг изучения государственных и родных языков русскоязычными школьниками в школах и классах с русским языком обучения. Дискуссия возникла после обнародования данных прокурорской проверки и интервью главы региона Рустэма Хамитова одному из изданий, где была затронута тема преподавания башкирского языка. Опрошенные ИА REGNUM эксперты сошлись во мнении, что языковая политика в республике должна идти в полном соответствии с федеральным законодательством.

Александра Майер © ИА REGNUM

Прокурорские проверки совместно с представителями Рособрнадзора по вопросам изучения башкирского языка прошли в школах республики в середине мая. Как рассказала агентству председатель комитета по защите прав русскоязычных школьников Наталья Будилов а , было проверено около 300 школ. Проверка показала, что в большинстве школ республики башкирский язык как государственный включен в обязательную часть основной общеобразовательной программы учебных планов в качестве обязательного предмета, в то время, как эта дисциплина может входить только в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, то есть должна включаться в учебный план только по желанию родителей.

Напомним, прокурорской проверкой в школах выявлены факты ущемления прав родителей на выбор учебных планов, их несоответствие Федеральным государственным стандартам (ФГОС), учебные планы принимаются без учета мнения родителей в школах Уфы, Нефтекамска, Октябрьского, Архангельского, Балтачевского, Благоварского, Гафурийского, Давлекановского, Стерлитамакского районов, что противоречит требованиям статьи 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Во многих школах башкирский язык преподается в ущерб изучению русского языка: например, в обязательной части учебного плана МОБУ (с русским языком обучения) села Имендяшево Гафурийского района количество часов в первом классе, отведенных на изучение башкирского языка, составляло 5 часов, на русский язык выделено всего 2 часа.

Родительские активисты считают, что нарушения стали возможными из-за давления на руководство школ со стороны Министерства образования Башкирии и представителей районных администраций, которые заключают с директорами школ контракт и могут контракт не продлить в случае «непослушания». Директоров заставляли принимать тот учебный план, который выгоден региональному Минобру и чиновникам, то есть план обучения с башкирским языком. Директора русскоязычных школ и работники министерства образования республики намеренно вводили в заблуждение родителей, что башкирский язык является обязательным к изучению предметом. Даже на сайте министерства образования висели старые планы учебные, в которых башкирский язык стоял в обязательной части.

По словам Будиловой, в течение нескольких месяцев они собирали жалобы от родителей школьников из разных районов Башкирии, опубликованные на сайте правительства РБ и официальные ответы чиновников. Родители рассказывали, что их детей, в нарушение закона, практически лишают возможности выбрать для углубления знаний любые предметы, кроме башкирского языка. Имелись и другие факты нарушения образовательных прав учащихся. «Ко мне обращались родители из Стерлитамака, они рассказывали, что в обычной школе с преподаванием на русском языке, несмотря на протесты родителей, башкирский язык ввели уже в первом классе, хотя по закону башкирский язык как государственный может изучаться только со второго класса, если этого желают родители. В одной из гимназий города Янаула все школьники разных национальностей со второго по 11 класс изучали башкирский язык 3 часа в неделю в качестве родного дополнительно к двум часам башкирского как государственного языка, всего 5 часов в неделю», — отметила консультант Комитета по защите прав русскоязычных школьников Башкирии Галина Лучкина .

По словам присутствующих на проверке, многие директора школ показали полную некомпетентность в области законодательства применительно к изучению родных и государственных языков. Сначала некоторые директора бравировали: «Да что нам эта проверка, мы не боимся, за нас есть кому постоять», но впоследствии, убедившись в шаткости своей позиции и несоответствии её федеральному законодательству, меняли своё мнение.

Из ответа республиканской прокуратуры от 25 мая 2017 года в адрес Будиловой следует, что прокурор республики внес представление в адрес главы Башкирии Рустэма Хамитова, которое «находится на стадии рассмотрения».

Александра Майер © ИА REGNUM

Из истории вопроса

Обязательное изучение башкирского государственного языка во всех школах и многих детских садах республики было введено в 2006 году по настоянию тогдашнего главы Башкирии Муртазы Рахимова . Башкирский государственный язык преподавался русскоязычным учащимся (таких в республики большинство) в рамках национально-регионального компонента (НРК) общего образования, который на тот момент находился в ведении региональных властей. Труднее всего, по словам общественников, пришлось русскоязычным детям с речевыми расстройствами, гиперактивностью, ограниченными физическими и ментальными возможностями. Во многих русскоязычных детских садах были сокращены ставки логопедов, на их место принимали учителей башкирского языка. Нелегко давалось изучение башкирского языка русскоязычным первоклассникам с речевыми проблемами (их доля среди первоклашек составляет до 25%).

По инициативе Госдумы в 2007 году понятие НРК было упразднено. Согласно обновленному федеральному закону «Об образовании» все школы России перешли на единый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). По этому документу, основная образовательная программа делится на две части: обязательную часть и вариативную часть, формируемую участниками образовательных отношений, то есть учениками, родителями и педагогами.

В языковую обязательную часть программы входят русский язык, родной (нерусский) язык и иностранные языки. Но ФГОС не предусматривает обязательного преподавания нерусского языка в том случае, если он не является ни родным, ни иностранным. Преподавание региональных языков относится к добровольной (вариативной) части образовательной программы. Родители, как представители интересов учащихся, вправе выбирать один из нескольких вариантов учебного плана, как с башкирским государственным языком, так и без него.

Незамеченное совещание

Предположительно, что итогом «рассмотрения» стало совещание по вопросам преподавания государственных и родных языков в регионе, которое 15 июня в Доме Республики провел глава Башкирии Рустэм Хамитов. В беседе приняли участие члены правительства РБ, руководители профильных министерств и ведомств, представители научного сообщества. В информации с официального сайта главы республики было отмечено, что по итогам проверок, проведённых Рособрнадзором в общеобразовательных учреждениях региона, выявлен ряд нарушений законодательных норм в части использования учебников и методических пособий, нормирования учебного процесса, а также несоответствия локальных актов некоторых школ нормам федерального и республиканского законодательства об образовании. «Приоритетом деятельности органов управления образованием и образовательных организаций должно быть удовлетворение потребностей школьников в изучении родных языков при условии строгого соблюдения федерального и республиканского законодательства», — подчеркивалось на совещании.

У экспертного сообщества и общественности факт проведения совещания не вызвал какого-либо резонанса.

Александра Майер © ИА REGNUM

Язык и карьера, они, если честно…

Всплеск эмоций разразился 20 июня, после опубликования на одном из ресурсов интервью с Рустэмом Хамитовым. В этом интервью руководитель республики отметил, что «башкирский государственный язык преподается во всех школах в объеме от 1 до 2 часов» начиная со второго класса. «Родной язык может быть и башкирский, и русский, и татарский, и чувашский, и программа отводит на изучение родных языков по выбору родителей от 2 до 3, до 4 часов в неделю. Итого, получается, если о башкирском языке, в пределе 1 плюс 4 — это 5 часов. Так вот, для изучения родного языка нужно согласие родителей письменное. Это первое. Второе — и это главное условие — если такое согласие есть, то дети изучают тот или иной родной язык в школе. На сегодняшний день мы знаем, что в ряде школ есть нарушения, что не у всех родителей получено письменное согласие на изучение башкирского языка. Вот еще раз к 1 сентября мы хотим навести в этой части, что называется, порядок, опросив родителей, проведя классные родительские собрания», — констатировал Хамитов.

По мнению главы республики, «на сегодняшний день никакой сложности нет для тех, кто хотел бы изучать в качестве родного башкирский язык и для тех, кто хотел бы изучать в качестве родного русский». Хамитов дал небольшой исторический экскурс: «Ситуация с изучением родных языков в школах восходит к 90-м годам. Тогда принимались очень жесткие законы в республиках, когда были просто обязаны и всё. Потом модифицировалось законодательство, смягчались условия. Далее были реформы в этой части, и последняя из них в 12-м, 13-м году, когда родной язык перестали изучать в 10−11-м классе. А было ведь — с 1-го по 11-й. Сегодня 1-го нет, 10-го, 11-го нет — и ничего не произошло. Наши граждане очень разумно подошли к этой истории и спокойно, без всяких конфликтов и противоречий ее восприняли. Следующая итерация, следующий шаг по смягчению позицию, конечно же, он будет. И никакой сложности, страшной притом, когда нагнетаются страсти, когда об этом говорится, противоборствующие стороны появляются, — нет».

Насколько точен был глава республики в трактовке республиканского законодательства, ещё предстоит выяснить, но описывая психологическую составляющую языковой коллизии он был, безусловно, прав: в большинстве своём жители республики, имея собственное мнение по этому животрепещущему вопросу, воспринимают сегодняшние лингвистические реалии достаточно спокойно. Исключения, однако, имеются. Отдельные представители отдельных национальных движений расценили беседу ведущего и главы республики как программные заявления, чем были крайне встревожены.

Масштабы бури в стакане воды, вызванной этими словами, можно оценить по заголовкам: «Хамитов вновь упраздняет башкирский язык», «Прокуратура Башкортостана попросила главу республики Рустэма Хамитова разобраться с башкирским языком, «В школах могут отменить обязательное изучение башкирского языка». Чисто технический вопрос о выборе учебных планов сопровождался тенденциозными заявлениями о том, что «обязательное знание языка нужно требовать у всех представителей бюджетной сферы, включая врачей, полицейских и политиков, и чтобы от знания национального языка, как это сделано в Казахстане, зависела карьера жителей республики», «хамитовское министерство образования не делает никаких попыток для подготовки учителей», «противники изучения башкирского языка поддерживаются из Москвы» и привычными штампами об «антибашкрских настроениях», «неуважении» и угрозе «ликвидации национальных республик».

Александра Майер © ИА REGNUM

Мнения экспертов: Башкирия это вам не Казахстан!

Бывший лидер Всемирного курултая башкир Азамат Галин со свойственной ему самоиронией отметил, что проблему изучения башкирского языка детьми, которые не являются его носителями, можно отнести к всеобщей проблеме большинства языков, в перспективе и русского. «Глобальная экономика стирает не только границы, но и языки. Для добровольного изучения языка апелляция к традициям, обычаям и границам не стимулирует «неносителей». Заставлять учить возможно, невозможно заставить выучить язык. Должна быть лидирующая отрасль, которая мотивирует. К примеру, раньше в космосе все говорили по-русски, так как Россия была лидером. Теперь за лидерство уже борются английский и китайский языки, это естественный процесс. Остановить его не получиться, можно попробовать замедлить. Вывод простой: станьте лидером, и все будут учить язык сами. Со всей серьёзностью общественный деятель считает, что принудительная система всеобщего изучения башкирского языка была внедрена Рахимовым для демонстрации его лояльности к башкирам.

Политолог Дмитрий Михайличенко также назвал текущее состояние проблемы с изучением башкирского языка в республике инерцией рахимовской политики по созданию особого положения «титульной нации». «Характерно, что журналисты в Москве воспринимают Башкирию как национальную республику. Я на это всегда возражаю, «а что Саратовская область — безнациональная?». У нас республика — многонациональная, а не национальная и говорить нужно о сохранении традиций, культуры и языка всех языков традиционных этносов (башкир, русских и татар). К тому же в республике очень много межнациональных браков и людей со смешанной (инклюзивной) идентичностью», — считает эксперт. Собеседник агентства уверен, что вопрос изучения башкирского языка должен стать вопросом общественного консенсуса. «При этом, конечно же, директивно его навязывать не стоит. Это элементарно не приведет к положительному результату, но обязательно встретит сопротивление. В данном случае важно, чтобы институты гражданского общества и сами граждане договаривались в каждом конкретном случае. Навязывать, подчеркну, нельзя. Роль республиканской власти и, прежде всего, Минкульта я вижу в том, чтобы установить, а не имитировать этот диалог», — подчеркнул политолог.

Эксперт с сожалением констатировал, что некоторые активисты пытаются решить вопрос в лоб. «Но ситуация сложнее. Если вы хотите, чтобы люди изучали башкирский язык, сделайте привлекательные формы. Интерес к языку просыпается не приказами (в Туркменистане и Узбекистане, и Латвии все это уже было), а мягкой силой, созданием привлекательных, современных форматов (геймификация, например). Говорить о том, что нужно платить «дань уважения», я считаю, неправильно. Если я не знаю башкирского — это не значит, что я не уважаю культуру этого народа. У меня много друзей башкир, я пять лет изучал историю башкир и уважаю традицию этого самобытного народа. Но это не означает, что мои дети должны платить какую-то «дань». И мне кажется оскорбительной ситуация, когда директор школы или какой-либо чиновник из Минобра директивно будет указывать», — подытожил Михайличенко.

Татарские общественники, предпочитая не упоминать языковую проблему (этнолингвистический конфликт) в Татарии, полагают, что «языковая политика в республике должна идти в полном соответствии с федеральным законодательством, которое дает представителям учащихся возможность определять, будет или нет их ребенок учить башкирский или любой другой национальный язык».

Рядовые уфимцы отвечают кратко: «Башкирия — это вам не Казахстан, Башкирия — это Россия, а с языками как-нибудь сами разберёмся, морды только из-за языка у нас никогда друг другу не били, не бьют, и бить не будут»

История вопроса

В национальных республиках многие годы существовала проблема с преподаванием родных я� �ыков, были жалобы на принуждение к изучению родных языков, в частности татарского. Родители русскоязычных школьников жаловались на превалирование татарского языка над русским. Прокурорская проверка, проведённая в республике в 2017 году в рамках поручений Владимира Путина, выявила массу нарушений, в том числе почти во всех школах Татарии объём уроков русского языка был ниже нормативов, утверждённых Минобрнауки РФ. Нарушения прав учеников было устранено и теперь родители могут выбирать программу, где самостоятельно определяют родной для своего ребёнка язык. В Татарии русский язык в качестве родного выбрали свыше 115 тыс. родителей.
В Башкирии и Татарии на сегодня действуют республиканские программы поддержки родных языков.

Прокуратура Башкирии в результате многочисленных проверок признала вопрос обязательного изучения башкирского языка в школах нарушением. В ведомстве рекомендовали разобраться с этим главу региона Рустема Хамитова.

История с жалобами по поводу обязательности изучения башкирского языка в школах республики началась после того, как родители уфимской школы №39 создали так называемый «Комитет по защите прав русскоязычных школьников», объединивший противников навязывания башкирского языка в школьной программе.

Многие родители учащихся других школ города так же считают, что изучение башкирского языка должно носить сугубо добровольный характер, ссылаясь на закон Российской Федерации. Они требуют, чтобы у школьников была возможность выбора, изучать или нет данный предмет, так же как это происходит с рядом других школьных предметов, пишет сетевое издание «Уфа1.ру». Но по факту, как констатируют активисты, директора школ вынуждены отказывать родителям и детям в их праве на выбор, т.к. находятся под прессингом со стороны Министерства образования и администрации, что учебный план утверждается только при наличии определенных обязательных часов башкирского языка. Директор 39-й гимназии подтвердила изданию, что изучение башкирского языка обязательно для всех учащихся школы.

«В нашей школе преподавание ведется в соответствии в законодательной базой Российской Федерации и Республики Башкортостан. Башкирский язык обязателен, потому что у нас школа ЮНЕСКО, гуманитарная направленность, языков изучается очень много. Башкирский школьники учат с четвертого по девятый класс» , – рассказала руководитель учебного заведения.

Но школу ЮНЕСКО сложно назвать показателем для споров, т.к. она изначально организована с условием изучения сразу нескольких языков. Почему бы и не башкирского тоже?

А вот в обычных школах, например, в 44, башкирский язык включен в обязательную программу уже со второго класса. Родители по-разному относятся к этому. Кто-то из русскоговорящих, не носителей башкирской культуры, изучению языка рад, считая это отличной тренировкой для мозга и общего развития ребенка. А кто-то категорически против «лишнего» предмета.

«Я против навязывания любого языка. Русский – наш государственный язык. Его и будем учить. Если бы нам предложили изучать башкирский как иностранный, у меня бы не было претензий. Но я бы все равно не согласилась. Весь мир говорит на английском, очень распространен стал китайский, вот они могут действительно пригодиться», - рассказала мама одной из будущих учениц школы.

Активисты, тем не менее, на месте не стояли, собирали подписи родителей – противников изучения башкирского в школе – и, направили жалобы в прокуратуру. Как пишет «Уфа1.ру», был произведен ряд проверок Роспотребрнадзором во всех школах республики, который так же выявил целый список нарушений законодательных норм, например, в использовании учебников и методических пособий, нормировании учебных процессов, а также несоответствия локальных актов некоторых школ нормам федерального и республиканского законодательства об образовании. Все выявленые нарушения были собраны в один документ и приложены к представлению прокуратуры республики на имя Рустема Хамитова с требованием устранить нарушения. Ответ должен поступить не позднее 30-ти календарных дней после вынесения представления. В пресс-службе главы региона подтвердили, что представление получили и готовы дать ответ в указанные сроки.

Что думает по поводу происходящего сам глава республики пока не понятно. В региональном правительстве на одном из совещаний он высказался, что общеобразовательные учебные заведения Башкирии обладают достаточной базой для перехода на обязательное изучение башкирского языка, но тут же смягчил высказывание утверждением, что правительство должно опираться прежде всего на федеральные образовательные стандарты. Получается, что официального мнения, как такового, у главы Башкирии пока нет, только возможные варианты развития событий. Плавающие формулировки так и не дают понять главного в создавшейся многолетней ситуации: так, будет башкирский язык в обязательной программе обучения или станет факультативом? Надеемся, что ответ в прокуратуру региона поступит с более точными указаниями и разъяснениями.