Какая высота подводной лодки. Самая большая подводная лодка в мире – характеристики и фото

  • 22.09.2019

Первые случаи применения подводных лодок в боевых целях относятся к середине 19-го века. Однако из-за своего технического несовершенства субмарины долгое время играли только вспомогательную роль в военно-морских силах. Ситуация полностью изменилась после открытия атомной энергии и изобретения баллистических ракет.

Цели и размеры

Субмарины имеют разное предназначение. Размеры подводных лодок мира варьируются в зависимости от их целей. Одни рассчитаны на экипаж, состоящий всего лишь из двух человек, другие способны нести на борту десятки межконтинентальных ракет. Какие задачи выполняют самые большие в мире субмарины?

"Триумфан"

Французская стратегическая атомная подводная лодка. Её название в переводе означает "триумфатор". Длина лодки составляет 138 метров, водоизмещение - 14 тысяч тонн. Судно вооружено трёхступенчатыми баллистическими ракетами М45 с разделяющимися боеголовками, оснащёнными системами индивидуального наведения. Они способны поражать цели на расстоянии до 5300 километров. На стадии проектирования перед конструкторами были поставлены задачи сделать субмарину максимально незаметной для противника и снабдить её эффективной системой раннего обнаружения вражеских средств противолодочной обороны. Тщательное изучение и многочисленные эксперименты показали, что основной причиной раскрытия местонахождения подводного судна является его акустический след.

При проектировании "Триумфана" были использованы все известные методы понижения шумности. Несмотря на впечатляющие размеры подводной лодки, она представляет собой достаточно сложный для акустического обнаружения объект. Специфическая форма субмарины способствует уменьшению гидродинамического шума. Уровень звука, производимого при работе главной энергетической установки судна, существенно снижен благодаря ряду нестандартных технологических решений. "Триумфан" имеет на борту ультрасовременный гидроакустический комплекс, предназначенный для раннего обнаружения противолодочных средств неприятеля.

"Цзинь"

Стратегический атомный ракетный подводный крейсер, построенный для военно-морского флота Китая. Из-за повышенного уровня секретности значительная часть данных об этом судне исходит не от средств массовой информации, а от разведывательных служб США и других стран НАТО. Размеры подводной лодки определены на основе фотографии, сделанной в 2006 году коммерческим спутником, созданным для получения цифровых изображений земной поверхности. Длина судна составляет 140 метров, водоизмещение - 11 тысяч тонн.

Эксперты отмечают, что размеры атомной подводной лодки "Цзинь" больше, чем габариты предыдущих, технически и морально устаревших китайских субмарин класса "Ся". Судно нового поколения приспособлено для запуска межконтинентальных баллистических ракет "Цзюйлан-2", оснащённых разделяющимися атомными боеголовками. Максимальная дальность их полёта составляет 12 тысяч километров. Ракеты "Цзюйлан-2" являются эксклюзивной разработкой. При их конструировании были учтены размеры подводных лодок класса "Цзинь", предназначенных стать носителями этого грозного оружия. По мнению специалистов, наличие у Китая таких баллистических ракет и субмарин ощутимо меняет расстановку сил в мире. Примерно три четверти территории Соединённых Штатов оказываются в зоне поражения лодок "Цзинь", находящихся в районе Курильских островов. Однако по информации, имеющейся у американских военных, испытательные запуски ракет "Цзюйлан" часто заканчиваются неудачей.

"Вэнгард"

Британская стратегическая атомная подводная лодка, размеры которой позволяют соперничать с самыми большими субмаринами в мире. Длина судна составляет 150 метров, водоизмещение - 15 тысяч тонн. Лодки этого типа стоят на вооружении Королевского флота с 1994 года. На сегодняшний день субмарины класса "Вэнгард" являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании. На них устанавливаются баллистические ракеты "Трайдент-2". Это оружие заслуживает отдельного упоминания. Его производит знаменитая американская компания для военно-морского флота США. Правительство Великобритании взяло на себя 5% стоимости разработки ракет, которые по замыслу конструкторов должны были превзойти всех своих предшественников. Зона поражения "Трайдент-2" составляет 11 тысяч километров, точность попадания достигает нескольких футов. Наведение ракет не зависит от американской системы глобального позиционирования. "Трайдент-2" доставляют до цели атомные боеголовки со скоростью 21 тысяча километров в час. На четырёх лодках "Вэнгард" размещены в общей сложности 58 таких ракет, представляющих собой "ядерный щит" Великобритании.

"Мурена-М"

Советская субмарина, построенная в период холодной войны. Основные цели создания лодки заключались в увеличении дальности действия ракет и преодолении американских систем гидроакустического обнаружения. Расширение зоны поражения потребовало изменения габаритов подводного судна по сравнению с предыдущими версиями. Пусковые шахты рассчитаны на ракеты Д-9, стартовая масса которых в два раза превышает обычную. Длина корабля составляет 155 метров, водоизмещение 15 - тысяч тонн. По оценкам специалистов, советским конструкторам удалось выполнить первоначально поставленную задачу. Дальность действия ракетного комплекса увеличилась примерно в 2,5 раза. Ради достижения этой цели субмарину "Мурена-М" пришлось сделать одной из самых больших подводных лодок в мире. Размеры ракетоносца не изменили в худшую сторону уровень его скрытности. В конструкции лодки была предусмотрена амортизация вибрации механизмов, поскольку в те времена система гидроакустического слежения США стала серьёзной проблемой для советских стратегических подводных судов.

"Огайо"

"Борей"

Разработка этого атомного подводного крейсера началась в Советском Союзе. Он был окончательно спроектирован и построен в Российской Федерации. Его название происходит от имени древнегреческого бога северного ветра. В соответствии с планами создателей лодка "Борей" в обозримой перспективе должна заменить субмарины классов "Акула" и "Дельфин". Длина крейсера составляет 170 метров, водоизмещение - 24 тысячи тонн. "Борей" стал первой стратегической субмариной, построенной в постсоветскую эпоху. В первую очередь новая российская лодка служит платформой для запуска баллистических ракет "Булава", оснащённых разделяющимися ядерными боеголовками. Дальность их полёта превышает 8 тысяч километров. Из-за проблем с финансированием и нарушения экономических связей с предприятиями, находящимися на территории бывших советских республик, сроки завершения постройки корабля неоднократно переносились. Лодка "Борей" была спущена на воду в 2008 году.

"Акула"

По классификации НАТО данное судно имеет обозначение "Тайфун". Размеры подводной лодки "Акула" превосходят всё, что было создано на протяжении истории существования субмарин. Её постройка стала ответом Советского Союза американскому проекту "Огайо". Огромные размеры тяжёлого подводного крейсера "Акула" были обусловлены необходимостью размещения на нём ракет Р-39, масса и длина которых значительно превышали аналогичные показатели американских "Трайдент". Советским конструкторам пришлось смириться с большими габаритами ради увеличения дальности полёта и веса боевой части. Приспособленная для запуска этих ракет лодка "Акула" имеет рекордную длину - 173 метра. Её водоизмещение составляет 48 тысяч тонн. На сегодняшний день "Акула" остаётся самой большой субмариной в мире.

Порождение эпохи

Первые строчки рейтинга занимают и СССР. Это вполне объяснимо: сверхдержавы, вовлечённые в холодную войну, верили в возможность нанесения опережающего удара. Свою основную задачу они видели в том, чтобы незаметно разместить ядерные ракеты максимально близко к противнику. Данная миссия была возложена на подводные лодки больших размеров, которые стали наследием той эпохи.

Уважаемые товарищи, наверняка, многие из вас посещали военно-морские салоны, поднимались по неудобным трясущимся сходням на палубы огромных кораблей. Бродили по верхней палубе, рассматривая пусковые ракетные контейнеры, раскидистые ветви радаров и прочие фантастические системы.

Даже такие простые вещи, как толщина якорной цепи (каждое звено с пудовую гирю) или радиус обметания стволов корабельной артиллерии (размером поболее дачных «шести соток») могут вызывать у неподготовленного обывателя искренний шок и недоуменее.
Размеры корабельных механизмов просто Огромны. Подобные штуки не встречаются в обычной жизни – о существовании этих циклопических предметов мы узнаем только во время визита на корабль в очередной День ВМФ (День Победы, в дни проведения Санкт-Петербургского международного военно-морского салона и т.п.).

Действительно, с точки зрения отдельно взятого человека, маленьких или больших кораблей не существует. Морская техника поражает своими габаритами – стоя на пирсе рядом с пришвартованным корветом человек выглядит как песчинка на фоне огромной скалы. «Крошечный» 2500-тонный корвет выглядит как крейсер, а «настоящий» крейсер имеет вообще паранормальные размеры и выглядит как плавающий город.

Причина данного парадокса очевидна:

Обычный четырехосный ж/д вагон (полувагон), нагруженный до краев железной рудой, имеет массу порядка 90 тонн. Очень громоздкая и тяжелая штука.

В случае с 11000-тонным ракетным крейсером «Москва» мы имеем всего лишь 11000 тонн металлических конструкций, кабелей и топлива. Эквивалент — 120 железнодорожных вагонов с рудой, плотно сконцентрированных в едином массиве.

Якорь подводного ракетоносца пр. 941 «Акула»

Как вода удерживает ЭТО?! Боевая рубка линкора «Нью-Джерси»

А ведь крейсер «Москва» еще не предел – американский авианосец «Нимиц» имеет полное водоизмещение 100 с лишним тысяч тонн. Воистину, велик Архимед, чей бессмертный закон позволяет держаться этим громадинам на плаву!

Большая разница

В отличие от надводных кораблей и судов, которые можно увидеть в любом порту, подводная компонента флота обладает повышенной долей скрытности. сложно увидеть даже во время захода в базу – во многом благодаря особому статусу современного подводного флота.

Ядерные технологии, опасная зона, государственная тайна, объекты стратегической важности; закрытые города с особым паспортным режимом. Все это не прибавляет популярности «стальным гробам» и их славным экипажам. Атомные лодки тихо гнездятся в укромных бухточках Заполярья или скрываются от посторонних глаз на побережье далекой Камчатки. О существовании лодок в мирное время ничего не слышно. Они не годятся для военно-морских парадов и пресловутой «демонстрации флага». Единственное, что умеет делать эти гладкие черные корабли – убивать.

Малышка С-189 на фоне «Мистраля»

Как же выглядят «Батон» или «Щука»? Насколько велика легендарная «Акула»? Правда ли это, что она не помещается в океане?

Выяснить данный вопрос довольно трудно – никаких наглядных пособий на этот счет нет. Музейные субмарины К-21 (Североморск), С-189 (Санкт-Петербург) или С-56 (Владивосток) являются полувековыми «дизелюхами» времен ВОВ и не дают никаких представлений о реальных размерах современных подлодок.

Читатель наверняка почерпнет много интересного из следующей иллюстрации:

Сравнительные размеры силуэтов современных подлодок в едином масштабе

Самая толстая «рыбина» – тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения .
Ниже – американская ПЛАРБ типа «Огайо».
Еще ниже – подводный «убийца авианосцев» проекта 949А, т.н. «Батон» (именно к этому проекту принадлежал погибший «Курск»).
В левом нижнем углу притаилась многоцелевая российская АПЛ проекта 971 (шифр ).
А самая маленькая из представленных на иллюстрации лодок – современная немецкая ДЭПЛ «Тип 212».

Конечно, наибольший интерес публики связан с «Акулой» (она же — «Тайфун» по классификации НАТО). Лодка действительно поражает воображение: длина корпуса 173 метра, высота от днища до крыши рубки равняется 9-этажному дому!

Надводное водоизмещение – 23 000 тонн; подводное – 48 000 тонн. Цифры ясно указывают на колоссальный запас плавучести – для погружения «Акулы» в балластные цистерны лодки закачиваются более 20 тыс. тонн воды. В результате, «Акула» получила на флоте забавное прозвище «водовоз».

При всей кажущейся иррациональности данного решения (для чего ПЛ такой большой запас плавучести??) «водовоз» имеет свои особенности и даже достоинства: в надводном положении осадка чудовищного монстра немногим больше, чем у «обычных» подводных лодок — около11 метров. Это позволяет заходить в любые места базирования, без риска наскочить на мель, и пользоваться всей имеющейся инфраструктурой для обслуживания АПЛ.

Кроме того, огромный запас плавучести превращает «Акулу» в мощный ледокол. При продувании цистерн, лодка, по закону Архимеда, с такой силой «прет» наверх, что её не остановит даже 2-метровый слой прочного, как камень, арктического льда. Благодаря данному обстоятельству, «Акулы» могли нести боевое дежурство в самых высоких широтах, вплоть до районов Северного полюса.

Но даже в надводном положении «Акула» удивляет своими габаритами. А как иначе? – самая крупная лодка в мировой истории!

Можно долго восхищаться акульим видом:



«Акула» и один из РПКСН семейства 677

Лодка просто громадна, здесь добавить больше нечего

Современный РПКСН проекта 955 «Борей» на фоне исполинской «рыбины»

Причина проста: под легким обтекаемым корпусом скрываются две подлодки: «Акула» выполнена по схеме «катамаран» с двумя прочными корпусами из титановых сплавов. 19 изолированных отсеков, дублированная ГЭУ (каждый из прочных корпусов имеет независимую ядерную паропроизводящую установку ОК-650 тепловой мощностью 190 МВт), а также две всплывающие спасательные капсулы, рассчитанные на весь экипаж…

Что и говорить – в плане живучести, безопасности и удобства размещения личного состава этот плавучий «Хилтон» был вне конкуренции.

Погрузка 90-тонной «кузькиной матери». Всего в боекомплект лодки входило 20 твёрдотопливных БРПЛ Р-39

«Огайо»

Не меньше удивления вызывает сравнение американского подводного ракетоносца «Огайо» и отечественного ТРПКСН проекта «Акула» — неожиданно выясняется, что их габариты идентичны (длина 171 метр, осадка 11 метров)… при этом водоизмещение отличается в разы! Как же так?

Никакого секрета здесь нет – «Огайо» почти вдвое уступает по ширине советскому монстру – 23 против 13 метров. Тем не менее, назвать «Огайо» маленькой лодкой было бы несправедливо – 16 700 тонн стальных конструкций и материалов внушают уважение. Подводное водоизмещение «Огайо» еще больше – 18 700 тонн.

Убийца авианосцев

Еще один подводный монстр, чье водоизмещение превзошло достижения «Огайо» (водоизмещение надводное – 14 700, подводное – 24 000 тонн).

Одна из самых мощных и совершенных лодок Холодной войны. 24 сверхзвуковые крылатые ракеты со стартовой массой 7 тонн; восемь торпедных аппаратов; девять изолированных отсеков. Рабочий диапазон глубин – более 500 метров. Скорость подводного хода свыше 30 узлов.

Для того чтобы разогнать «батон» до таких скоростей на лодке применена двухреакторная ГЭУ – днем и ночью страшным черным огнем горят урановые сборки в двух реакторах ОК-650. Суммарное энерговыделение 380 Мегаватт – достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией город на 100 000 жителей.

«Батон» и «Акула»

Два «батона»

Но насколько оправданно было строительство подобных монстров для решения тактических задач? Согласно распространенной легенде, стоимость каждой из 11 построенных лодок достигала половины от стоимости авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»! При этом «батон» был ориентирован на решение чисто тактических задач – истребления АУГ, конвоев, нарушения вражеских коммуникаций…
Время показало, что для подобных операций наиболее эффективны многоцелевые АПЛ, например…

«Щука-Б»

Серия советских атомных многоцелевых лодок третьего поколения. Самое грозное подводное оружие до появления американских АПЛ типа «Сивулф».

Но, вы не подумайте, что «Щука-Б» так уж мала и тщедушна. Размер – значение относительное. Достаточно сказать, что крошка не помещается на футбольном поле. Лодка огромна. Надводное водоизмещение – 8100, подводное – 12 800 тонн (на последних модификациях оно увеличилось еще на 1000 тонн).

В этот раз конструкторы-проектировщики обошлись одним реактором ОК-650, одной турбиной, одним валом и одним гребным винтом. Превосходная динамика сохранилась на уровне 949-го «батона». Появился современный гидроакустический комплекс и роскошный комплект вооружения: глубоководные и самонаводящиеся торпеды, крылатые ракеты «Гранат» (в перспективе – «Калибр»), ракето-торпеды «Шквал», ПЛУР «Водопад», толстые торпеды 65-76, мины… при этом, огромным кораблем управляет экипаж всего из 73 человек.

Почему я говорю «всего»? Просто пример: для управления современной американской лодкой-аналогом «Щуки» — непревзойденным подводным киллером типа требуется экипаж в составе 130 человек! При этом, американка, как водится, до предела насыщена радиоэлектроникой и системами автоматизации, а её размеры меньше на 25% (водоизмещение – 6000/7000 тонн).

Кстати, интересный вопрос: почему американские лодки всегда имеют меньшие размеры? Неужели всему виной «советские микросхемы – самые большие микросхемы в мире»?! Ответ покажется банальным – американские лодки имеют однокорпусную конструкцию и, как следствие, меньший запас плавучести. Именно поэтому у «Лос-Анджелесов» и «Вирджиний» так мала разница в значениях надводного и подводного водоизмещения.

В чем заключается разница между однокорпусной и двухкорпусной лодками? В первом случае, балластные цистерны располагаются внутри единого прочного корпуса. Такая компоновка забирает часть внутреннего объема и, в определенном смысле, негативно влияет на живучесть подводного корабля. И, разумеется, у однокорпусных АПЛ гораздо меньший запас плавучести. В то же время, это делает лодку маленькой (насколько может быть мала современная АПЛ) и более тихой.

Отечественные лодки, традиционно, строятся по двухкорпусной схеме. Все балластные цистерны и вспомогательное глубоководное оборудование (кабеля, антенны, буксируемые ГАС) вынесены за пределы прочного корпуса. Ребра жесткости прочного корпуса также располагаются с наружной стороны, экономя драгоценный объем внутренних помещений. Сверху все это прикрыто легкой «оболочкой».

Достоинства: резерв свободного пространства внутри прочного корпуса, позволяющий реализовать особые компоновочные решения. Большее количество систем и оружия на борту лодки, повышенная непотопляемость и живучесть (дополнительная амортизация при близких взрывах и т.д.).

Хранилище ядерных отходов в Сайда-губе (Кольский п-ов). Видны десятки реакторных отсеков подводных лодок. Безобразные «кольца» — не что иное, как ребра жесткости прочного корпуса (легкий корпус предварительно снят)

Недостатки у данной схемы тоже имеются и никуда от них не спастись: большие габариты и площадь смачиваемых поверхностей. Прямое следствие — лодка громче шумит. А уж если возникнет резонанс между прочным и легким корпусом…

Не стоит обольщаться, услышав про обозначенный выше «резерв свободного пространства». Внутри отсеков российских «Щук» по-прежнему нельзя гонять на мопедах и играть в гольф – весь резерв был потрачен на установку многочисленных герметичных переборок. Количество обитаемых отсеков на российских лодках обычно колеблется в пределах 7…9 единиц. Максимум достигнут на легендарных «Акулах» — целых 19 отсеков, без учета герметичных технологических модулей в пространстве легкого корпуса.

Для сравнения – прочный корпус американских «Лос-Анджелесов» делится герметичными переборками всего на три отсека: центральный, реакторный и турбинный (естественно, не считая системы изолированных палуб). Американцы традиционно ставят на высокое качество изготовления корпусных конструкций, надежность оборудования и квалифицированные кадры в составе экипажей подлодок.

Здоровенная рыбина. Американская многоцелевая АПЛ типа «Сивулф»


Еще одно сравнение в одинаковом масштабе. Оказывается, «Акула» не так велика по сравнению с атомным авианосцем типа «Нимиц» или ТАВКР «Адмирал Кузнецов» — размеры авианесущих кораблей совершенно паранормальны. Победа техники над здравым смыслом. Маленькая рыбка слева — ДЭПЛ «Варшавянка»

Вот такие ключевые различия школ подводного кораблестроения по разным сторонам океана. А подлодки по-прежнему огромны.

Самая большая русская субмарина «Акула» относится к классу тяжелых подводных ракетных крейсеров стратегического назначения. Дата начала работы над ее проектом — декабрь 1972 года.

Первая «Акула» была построена в СССР на «Севмаше» (г. Северодвинск) и спущена на воду 23 сентября 1980 года. С 1981 по 1989 года была введена в строй серия из шести лодок такого типа. Местом их базирования стала акватория бухты Нерпичья на Северном флоте.

Конструкционная специфика корпуса

АПЛ «Акула» проекта 941 имеет весьма легкий общий корпус, внутри которого находятся 5 обитаемых прочных корпусов. Два из них имеют максимальные размеры и являются основными, они расположены по принципу катамарана, в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Столь характерная компоновка определена крупногабаритными размерами боекомплекта.

Оба основных прочных корпуса соединен между собою тремя переходами и разделены на 8 отсеков:

  • реакторный и турбинные отсеки общей длиной 30 м;
  • три носовых отсека длиной 54 м;
  • три прилегающих к главному командному пункту (ГКП) длиной 31 метр.

Остальные три прочных корпуса — это:

  • надежно изолированный носовой корпус торпедного отсека;
  • корпус для размещения ГКП и радиотехнического оборудования;
  • кормовой переходной корпус общей длиной 30 метров.

Отсек главного командного пункта, торпедный отсек, основные корпуса выполнены из титанового сплава, а легкий корпус изготовлен из стали с последующим противогидроакустическим покрытием.

Разработчики субмарины (ЦКБМТ «Рубин») впервые применили в ее компоновке оригинальную схему расположения ракетных шахт. Они находятся впереди рубки в передней части субмарины, между двумя основными главными корпусами.

Силовая установка

Большая силовая энергетическая установка 3-го поколения имеет блочную конструкцию, состоящую из двух эшелонов, расположенных независимо по правому и левому бортам. Каждый блок включает в себя:

  • водно-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт на тепловых нейтронах ОК-650ВВ. Реакторы этого типа оснащены: импульсной аппаратурой контроля за их состоянием, системой безбатарейного расхолаживания (ББР) в случае отключения электропитания;
  • турбину мощностью 50000 л. с;
  • движитель в виде гребного вала с 7-лопастным винтом, диаметр которого равен 5,55 метра, скорость вращения 230 об/мин. Для снижения шума винты установлены в специальные фенестроны (кольцевые обтекатели);
  • четыре паротурбинные энергетические атомные установки БПТУ 514 мощностью 3200 кВт.

Резервные средства движения

  1. Два дизель-генератора типа АСДГ-800 по 800 кВт.
  2. Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея.
  3. Два резервных электродвигателя мощностью 260 кВт.
  4. Подруливающие устройства с поворотными гребными винтами для маневрирования в зажатом положении. Они укомплектованы электрическими двигателями по 750 кВт.

Основное вооружение «Акулы»

Базисное оружие «Акулы» проекта 941 состоит из:

  • баллистического ракетного комплекса Д-19, снаряженного 20 твердотопливными трехступенчатыми межконтинентальными ракетами класса Р-39 «Вариант» (РСМ 52 морского базирования. Дальность стрельбы — 8500 км, боевой элемент разделяющийся с 10 боеголовками по 100 килотонн каждая;
  • ракетного комплекса Д-19У с 20-ю баллистическими ракетами Р-39УТТХ «Барк» межконтинентальной дальности с амортизационной ракетно-стартовой системой. Боевая дальность до 10000 км, имеется уникальная система прохождения через лед.

Старт всего ракетного боекомплекта проекта «Акула» может осуществляться из сухой шахты как в подводном (на глубине не более 55 метров), так и в надводном положении.

Самая большая атомная подлодка России имеет на вооружении шесть торпедных аппаратов (ТА) калибром 533 мм, оснащенных устройствами быстрого заряжания и специальной системой подготовки ТА типа «Гринда». Полный боекомплект состоит из 22 торпед класса «Шквал » (типы САЭТ-60М, СЭТ-65, УСЭТ-80), а также ракет комплексов «Вьюга» и «Водопад». Используют шеститорпедные ТА для стрельбы ракето-торпедами, торпедами и для установки минных полей-заграждений.

Противовоздушная оборона осуществляется ПЗРК (8 единиц) типа Игла-1. Полный боекомплект — 48 зенитных управляемых ракет (ЗУР).

Радиоэлектронное оборудование

На борту подводной субмарины типа «Акула» проекта 941 имеются несколько комплексов с высокоточным оборудованием различного класса.

  1. Боевая информационно-управляющая система типа «Омнибус» служит для: сбора, обработки и отображения информации, расчета эффективности применения того или иного вооружения, целенаправления технических и огневых средств, навигационных и боевых расчетов;
  2. Гидроакустическое оборудование ГАК «Скат-3» МГК-540 состоит из:
    • ГАК «Скат-КС» МГК-500 с 4 антеннами и возможностью одновременного сопровождения 12 целей;
    • гидроакустической станции (ГАС) миноискания «Арфа-М» МГ-519;
    • ГАС измерения кавитации «Винт» МГ-512;
    • ГАС измерения скорости звука «Шкерт» ГИСЗ МГ-553;
    • Эхоледомера «Север» МГ-518.
  3. Радиолокационный комплекс «Радиан» РЛК МРКП-58 со станцией радио-технической разведки МРП-21А.
  4. Навигационный комплекс имеет:
    • спутниковый комплекс «Симфония»;
    • НК класса «Тобол»;
    • навигационный обнаружитель круговой и разводной НОК-1 и НОР-1.

Подлодка оснащена специальными средствами связи, выдвижными перископами, антенными системами.

ТТХ подводного крейсера «Акула»

Основные размеры: наибольшая длина — 173,1 м, ширина — 23,3 м, осадка по кильватеру — 11,2-11,5 м.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения:

  • полное надводное водоизмещение при скорости 12/13 узлов — 29500 тонн,
  • полное подводное при скорости 25/27 узлов — 49800 тонн.

Глубины погружения:

  • предельная — 500 м,
  • рабочая — 380 м.

Автономность плавания — около полугода. Общая численность экипажа — 163 человека, офицерский и мичманский состав 52/83 соответственно.

Общая масса снаряженного подводного ракетоносца — 50000 тонн.

Самая большая в мире подлодка «Акула» 941 имеет развитое крестообразное оперение кормы и горизонтальные рули (передний убирающийся), размещенные за винтами. Благодаря блочной системе размещения узлов и механизмов, а также резинокордной двухкаскадной пневматической амортизации, атомная субмарина имеет невысокие показатели шума и улучшенную виброизоляцию всех агрегатов.

Видео о подводной лодке Акула (Тайфун)

Стратегическая ракетная подлодка класса «Акула» имеет не только солидные размеры, но и высокий запас прочности и плавучести, что позволяет ей выполнять маневры с проламыванием льда толщиной до 2,5 м. За счет достаточного усовершенствования гидроакустического и навигационного вооружения атомная субмарина может применяться в самых высоких широтах вплоть до Арктики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Среди всевозможных достижений человечества есть немало рекордов, авторство которых принадлежит нашим соотечественникам. Одним из таких является создание самой большой подводной лодки в мире. Советские подводные крейсеры проекта «Акула», построенные в 1980-х годах, по сей день не знают себе равных по величине.

Высота подлодки проекта «Акула» примерно равна высоте девятиэтажного здания. А теперь представьте себе девятиэтажку, уверенно двигающуюся вперёд на глубине в несколько сотен метров — подобная картина способна потрясти и не слишком впечатлительного человека!

Но советские конструкторы, работавшие над «проектом 941», о рекордах думали в последнюю очередь. Главной задачей было обеспечить сохранение военного паритета между СССР и США.

К 1970-м годам стало очевидно, что подводные лодки с ядерным оружием на борту играют очень важную роль в обеспечении безопасности государства.

Руководству СССР из донесений разведки стало известно, что в США начаты работы по созданию атомных подводных лодок нового поколения. Новые ракетоносцы типа «Огайо» должны были обеспечить США подавляющий перевес в ядерных носителях морского базирования.

В декабре 1972 года Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» получило тактико-техническое задание на проектирование советского ракетоносца третьего поколения. Главным конструктором проекта стал Сергей Ковалёв , легендарный создатель советских подводных ракетоносцев.

«Акула», вид с правой раковины. Фото: Commons.wikimedia.org

Размер имеет значение

19 декабря 1973 года правительством Советского Союза было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

Новая советская трёхступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-39, специально предназначенная для вооружения подводных лодок нового типа, по своим показателям превосходила американский аналог «Трайдент-I». Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента».

Но за всё нужно платить. Высокие качества Р-39 сочетались с невиданными для ракет морского базирования размерами — почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога.

Это означало, что предстоит разработать совершенно уникальный подводный крейсер, размеры которого не будут иметь аналогов.

В результате ракетные крейсеры «проекта 941» имели наибольшую длину — 172,8 метра, наибольшую ширину корпуса — 23,3 метра, надводное водоизмещение 23 200 тонн и подводное водоизмещение 48 000 тонн.

Головной корабль серии, в которой предполагалось построить 7 ракетоносцев, был заложен на заводе «Севмаш» в 1976 году. Спуск на воду ТК (тяжёлого крейсера) 208 состоялся 23 сентября 1980 года.

Якорь «Акулы» в Северодвинске. Фото: Commons.wikimedia.org / Schekinov Alexey Victorovich

«Акулы» разного вида

Когда корпус лодки был ещё в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше её никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы.

С отечественными подводными «Акулами» существует определённая путаница. Название проекта не относится ни к одной из входящих в него лодок. Согласно кодификации НАТО, этот проект называется «Тайфун».

В кодификации НАТО «Акулами» именуются отечественные многоцелевые подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». Головная лодка этого проекта К-284 носила собственное название «Акула», не имея при этом отношения к «Акулам-ракетоносцам».

А первой «Акулой» в истории подводного флота России стала подлодка конструкции инженера Ивана Бубнова , спущенная на воду в 1909 году. «Акула», ставшая первым подводным кораблём в ВМС России, созданным по русскому проекту, погибла на Балтике во время Первой мировой войны.

Но вернёмся к «Акуле-рекордсменке». Первая лодка нового проекта, ТК-208, вступила в состав ВМС СССР в декабре 1981 года, практически одновременно со своей конкуренткой «Огайо».

«Акула» во льдах. Фото: Commons.wikimedia.org / Bellona foundation

Ракетоносец повышенной надёжности

Основным типом вооружения ракетоносца являются 20 трёхступенчатых твердотопливных баллистических ракет Р-39. Ракеты имеют разделяющуюся боевую часть на 10 боеголовок с индивидуальным наведением, каждая по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, дальность полёта ракет — 8300 км.

С лодок проекта «Акула» может быть осуществлён старт всего боекомплекта одним залпом, интервал между стартом ракет минимальный. Запуск ракет можно осуществить из надводного и подводного положения, в случае запуска из подводного положения глубина погружения составляет до 55 метров, ограничения по погодным условиям для запуска ракет нет.

В отличие от американских подлодок типа «Огайо», которые прежде всего строились с ориентировкой на службу в тропических водах, ракетоносцы типа «Акула» обладают повышенной прочностью, позволяющей ломать лёд толщиной в 2,5 метра. Это даёт возможность «Акуле» нести боевое дежурство на Крайнем Севере и даже непосредственно на Северном полюсе.

Одной из особенностей конструкции лодки является наличие пяти обитаемых прочных корпусов внутри лёгкого корпуса, два из которых — основные, их наибольший диаметр составляет 10 метров, они расположены по принципу катамарана — параллельно друг другу. Ракетные шахты с ракетными комплексами находятся в передней части корабля, между главными прочными корпусами. Помимо этого, лодка оснащена тремя герметичными отсеками: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек.

Изготовление прочных корпусов осуществлялось из титановых сплавов, лёгкий корпус — стальной и имеет нерезонансное противолокационное и звукоизолирующее покрытие, вес которого составляет 800 тонн.

Уникальная конструкция «Акулы» обеспечивает выживание экипажа при возникновении чрезвычайной ситуации на её борту, подобной той, что произошла на подлодке «Курск».

АПЛ тип «Огайо». Фото: Commons.wikimedia.org

«Плавучий Хилтон»

Уникальными были не только боевые характеристики новых подлодок, но и практически всё, что с ними связано.

Проект предусматривал строительство в подмосковном Обнинске специального центра подготовки подводников со всей инфраструктурой для членов экипажей и их семей.

Предполагалось, что каждая из «Акул» получит по три экипажа — два основных и один технический, которые будут нести службу вахтовым методом.

Первый экипаж, совершив боевой поход продолжительностью в 2-3 месяца, должен был убыть с базы в Подмосковье, после чего отправиться в отпуск. В это время на лодке должен был работать технический экипаж. По окончании ремонтных работ технический экипаж передавал лодку второму основному экипажу, отдохнувшему, прошедшему дополнительную подготовку в Обнинске и готовому к выходу в море.

Много внимания уделялось и быту подводников на самой лодке. Салон для отдыха, сауна, солярий, спортзал, две кают-компании и даже плавательный бассейн — ничего подобного советские подводники раньше не видели. В результате «Акулы» получили ещё одно прозвище — «плавучий Хилтон».

Своя среди китов

Главной слабостью первых отечественных атомных подводных лодок был высокий уровень шума, демаскирующий их. Корпуса у «Акул» были сконструированы так удачно, что уровень шума оказался значительно ниже, чем ожидали даже проектировщики. Для американцев же «молчаливость» «Акулы» и вовсе стала неприятным сюрпризом. Действительно, как-то неуютно становится при мысли, что где-то в океане бесшумно и незаметно движется «девятиэтажка», своим залпом способная превратить в радиоактивную пустыню несколько американских мегаполисов.

Подводники уверяют, что «Акуле» настолько удалось слиться с океаном, что киты и касатки нередко принимали ракетоносец за сородича, тем самым создавая ему дополнительное «прикрытие».

Появление в составе ВМФ СССР ракетоносцев проекта 941 «Акула» лишило военное командование США надежд на приобретение подавляющего перевеса над СССР в ядерных силах морского базирования.

Но в историю данного проекта вмешалась большая политика. После распада Советского Союза представители США, предлагая новые договоры по разоружению, проявляли живейший интерес к снятию с вооружения и утилизации советских «Акул».

ТК-202 в 1999 году, перед утилизацией. Фото: Commons.wikimedia.org

Первая, она же последняя

Из семи запланированных «Акул» были построены шесть, последняя из которых была принята в состав флота в сентябре 1989 года. Корпусные конструкции седьмой лодки были разобраны в 1990 году.

ТК-202, ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 были утилизированы в период с 2005 по 2009 годы при финансовой поддержке США. ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2004-2006 годах были выведены в резерв флота из-за отсутствия боекомплекта и ныне также ожидают утилизации.

Единственный ракетоносец проекта «Акула», до сих пор остающийся в строю, — это та самая подлодка ТК-208, спущенная на воду 23 сентября 1980 года.

В 2002 году ТК-208 был присвоено наименование «Дмитрий Донской». Самый большой подводный ракетоносец в мире прошёл модернизацию по проекту 941 УМ и ныне переоборудован под ракетный комплекс «Булава». Именно с борта «Дмитрия Донского» осуществлялась большая часть испытательных пусков «Булавы». Предполагается, что ракетоносец и в дальнейшем будет использоваться в качестве испытательной платформы гидроакустических комплексов и систем вооружения, предназначенных для российских подводных лодок новейших типов.