Китайская цивилизация. Культура древнего китая Время и место возникновения древнего китая

  • 07.09.2024

Китай — одно из самых больших и населенных государств мира, он также занимает лидирующие позиции по экспорту продуктов. Кроме того, Поднебесная может легко похвастаться многотысячелетней историей государства, которая по разным оценкам начинается от 3500 до 5000 лет назад.

История существования

В большей мере Древний Китай был имперской страной, но можно выделить еще и некоторые другие эры.

Итак, самые крупные периоды существования:

  • доимперское время (от начала палеолита и до появления первого государства);
  • Древний Китай (ранние формы правления и ранние империи);
  • классический период (с 3 в. до 1912 г.);
  • современная эпоха.

Пять императоров и три династии

Несколько мифической считается ранняя история Китая во времена правления пяти императоров, которые менялись один за другим:

  • Желтый император;
  • Чжуань-сюй;
  • Гао-Синь;
  • Шунь.

Эти императоры в разное время вели жестокую борьбу за власть, чтобы быть у престола. Так продолжалось с 27 века до н. э. и до 23 века до н. э.

После этого наступило затишье в виде первой династии Ся, которая правила с начала 23 века до н. э. и до середины 18 века до нашей эры.

Восточная страна начала свое активное развитие в период правления следующей династии — Шан-Инь, которая правила в 17-11 вв. до н. э. и была разделена на две эпохи - ранний Шан-Инь и поздний.

В это время зародилась письменность, поэтому об этом периоде известно уже больше. Также сформировались первые политические основы государства, а земледелие обрело новую форму возделывания почвы.

Борьба за власть следующей династии — Чжоу — привела к тому, что Шан-Инь была свергнута.

Эпоха Чжоу на ранних этапах западного периода (11 в. до н. э. - 771 год до н. э.) имела исключительно центральную власть. Но постепенно происходила децентрализация власти, особенно в восточный период (771-475 гг. до н. э.).

Династию Чжоу в Древнем Китае сменяет период борющихся царств, где несколько независимых государств начинают борьбу за власть и территории. Самыми большими из них были:

  • Чжао;
  • Цинь;
  • Хань.

Развитие восточной страны

Несмотря на постоянную борьбу, которая велась во времена борющихся царств, Древний Китай меняется во всех областях жизни. Бронзу сменяет железо, появляются новые ремесла, увеличиваются города.

Было создано немало произведений искусства, которые до сих пор пользуются огромной популярностью.

Появляются две основные философско-религиозные школы - конфуцианство и даосизм — благодаря Конфуцию и Лао-цзы. Обе школы с течением времени набирали популярность, и в современном Китае большая часть населения исповедует эти учения.

Объединение под правлением царства Цинь

В 221 году до н. э. династии Цинь удается объединить все земли в едином государстве, чему способствовали единый язык, культура, религия.

Царство Цинь имеет, наверное, самый короткий период правления - всего 11 лет, но за это время были проведены невероятные реформы, которые касались практически всех сфер жизни обычных людей.

Император Цинь Шихуанди смог сделать то, что не получалось ни у одного раннего императора. Кроме того, строительство одного из чудес света, которое сохранилось до наших дней, - Великой китайской стены, началось именно при этом императоре.

Ханьская эпоха в истории Китая

Империя Хань быстро сменила Цинь, но в этот период ничего не было утеряно, а наоборот, произошло значительное расширение территории: от пустыни Гоби до Южно-Китайского моря, от гор Памир до Ляодунского полуострова.

Древний Китай был великим и воинствующим в эпоху Хань, ведь удалось сокрушить сильных гуннов и основать Великий шелковый путь, который начал приносить большую прибыль государству.

Именно на династии Хань и заканчивается история Древнего Китая и начинается классическая эра.

Если вы хотите узнать больше о существовании Древнего Китая и его правлении, советуем вам просмотр следующего видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Боевые слоны - эффективное оружие древности в умелых руках. И пусть сейчас эти животные применяются только в мирных целях, свою роль в истории сражений и завоеваний они уже выполнили вполне. О том, как применялись боевые слоны в войнах древности, вы можете прочитать в нашей статье.

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий:

  1. период Шан (Инь) (XV-XI вв. до н.э.);
  2. период Чжоу(XI - III вв. до н.э.):
  • Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.);
  • Чжаньго - "борющихся царств" (V-III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяются социальные группы:

  1. правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди;
  2. рядовые соплеменники;
  3. чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.

Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю.

Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств.

Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии. Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных китайских царств.

В истории Древнего Китая V в. до н.э. зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение на землю, создание крупного частного землевладения.

Все это приводит к тому, что в последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества :

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  1. через победу крупной частной собственности на землю - путь раздробленности, междуусобиц;
  2. через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства.

Утверждается второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.

Основы социальных порядков, государственная машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без всяких изменений были перенесены в Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в императорском Китае до буржуазной революции 1911-1913 гг.

Сословно-классовое деление в Древнем Китае.

В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI-Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями:

  1. привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений;
  2. свободными крестьянами-общинниками;
  3. бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати.

Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта.

В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие - чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с определенных общин, территорий.

Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях.

Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зрения. В нее входили:

  1. работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства;
  2. арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян;
  3. рабы;
  4. наемные работники.

Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден. Он состоял:

  1. из титулованной знати;
  2. из ранжированного чиновничества;
  3. из незнатных крупных землевладельцев и купцов.

Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом отношении, слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.

Различия между тремя вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в . "Благородные" противопоставлялись законом и традицией как "подлым" (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремесленникам).

Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного равновесия государственного и частного землевладения.

Государственный строй.

Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.

В раннечжоусском Китае власть и вана окончательно сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", который "управляется Небом", его называют "отцом и матерью" своих подданных. Ван - первосвященник.

Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай - управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель".

По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями - чжухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В VII-VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.

В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая необходимости объединения, прекращения междуусобной борьбы "всех против всех".

Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве символа, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.

По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.

Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые элементы территориального деления. Здесь были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы, в укреплении власти центра на местах.

Циньско-ханьский Китай делился на области или округа − уезды – волости − общины (низшие административно-территориальные единицы). На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора.

Община, несмотря на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Руководство общиной осуществляли староста и "отцы-старейшины". Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).

Страна и население. Китай расположен на востоке Азиатского континента. Люди заселили широкие равнины, по которым протекают большие реки - Хуанхэ и Янцзы. На западе равнина переходит в плоскогорье, а далее и в скалистые горные хребты.
Наиболее плодородные земли в долине Хуанхэ. Столетиями река-труженица приносила частички желтого лёсса. Внешне он похож на песок, но очень плодороден. Из него состоят берега и долина Хуанхэ, что значит «Желтая река».
При достаточном количестве влаги на этой плодородной почве получали высокие урожаи. Они зависели не только от использования вод реки, но и от дождей, которые обильно выпадали в местах, близких к берегам Тихого океана. Часто в сезоны дождей вода переполняла Хуанхэ, которая губила десятки китайских поселений. Местные жители боялись этих бурных разливов, реку Хуанхэ они называли «рекой тысячи бедствий». Даже древнекитайский иероглиф «несчастье» изображал разлившуюся воду. Все это нашло отражение в мифах о громадных драконах, которые живут в водах реки.
Южные земли в долине Янцзы тоже плодородные. Но в древности здесь было много дремучих лесов. Люди начали позже заселять эту территорию.
На север от долины Хуанхэ раскинулись необъятные степи и пустыни. В них обитали кочевые племена скотоводов. Они часто нападали на китайцев.
Первые известия о древних китайцах. Возникновение китайского государства относят ко II тысячелетию до н. э. В это время в среднем течении Хуанхэ осели первые земледельцы. Они обрабатывали мягкую почву мотыгами. Сеяли в основном просо и пшеницу, выращивали овощи. Важные продукты давало животноводство.
Развитым было и ремесло, многие орудия труда и оружие делали из бронзы.
Китайцы первыми в мире стали производить шелковые ткани. Нить для этой ткани получали из шелковичных червей. Нужны были большие усилия и терпение, чтобы получить красивую ткань.
В это время появились и первые города. Часто их отгораживали от реки земляными дамбами, чтобы защититься от наводнений. Китайцы создали свою иероглифическую письменность. Вскоре возникли и первые государства.
Об имущественном неравенстве свидетельствуют археологические раскопки могил по берегам реки. В одни могилы рядом с умершим ставили только горшки с едой. Другие могилы были сделаны как подземные дома. Здесь, кроме еды, нашли золотые вещи и дорогое оружие, костяки лошадей. Рядом с господином хоронили и его рабов или пленных. Они должны были прислуживать хозяину на том свете.
Успехи Китая в середине I тысячелетия до н. э. К этому времени в стране было несколько государств. Они упорно воевали между собой. Все китайцы говорили на одном языке.
В V в. до н. э. железо пришло на смену бронзе. Железные орудия труда и оружие стали быстро распространяться среди китайцев. В сельском хозяйстве появился плуг с железным наконечником. С юга в Китай пришла культура риса. Он приносил по 2-3 урожая в год. В обработке полей стали использовать быков. Это значительно увеличивало урожай.
Начали осваивать отдаленные от Хуанхэ земли. Создавались оросительные каналы. Высокие урожаи способствовали росту числа китайцев. Страна была густо заселена. Многие города насчитывали десятки тысяч жителей.
О высоком уровне развития торговли говорит употребление металлических монет.

Создание единого китайского государства. В III в. до н. э. возвысилось государство Цинь. Оно подчинило весь Китай. Его император принял титул «Первый император династии Цинь» - Цинь IIIихуанди. По всей стране были изданы единые законы, введена общая монета. Даже письменность была изменена таким образом, чтобы ее понимали во всех концах Китая. Но Цинь-Шихуан-ди был жестоким и безжалостным властителем.
К этому времени из северных степей на Китай стали нападать многочисленные племена кочевников сюнну. Часто они доходили до реки Хуанхэ. Чтобы прекратить их набеги, Цинь-Шихуан-ди приказал вдоль северной границы страны построить огромную стену. Развернулось большое строительство. Длина стены - 4000 км. Через каждые 2-3 км возвышались могучие башни. По верху стены легко могли разъехаться две колесницы. Она получила название Великая Китайская стена.

Миллионы простых китайцев участвовали в ее возведении. На северную границу сгоняли крестьян, рабов, воинов и осужденных. Еды для строителей не хватало, условия труда были очень тяжелыми. Таким способом правительство решало еще одну задачу: избавляло Китай от избытка населения. Легенды говорят, что умерших хоронили прямо в стене. Китайский историк писал: «Срывали горы, засыпали ущелья, прокладывали прямую дорогу. Как дешево ценили труд и жизнь простого народа!»
Гробница Цинь-Шихуан-ди. После смерти императора его сын и наследник боялся других претендентов на власть. В страхе он лишил жизни родных братьев и выдающихся полководцев. Под его руководством достроили громаднейшую подземную гробницу Цинь-Шихуан-ди.
В 1974 г. археологи начали раскопки этой гробницы. И сразу были обнаружены интереснейшие находки. До настоящего времени раскопана восточная часть гробницы. Это только маленькая часть сооружения, но уже то, что в ней найдено, ставит ее в ряд значительнейших археологических памятников.
Таким образом, в конце III в. до н. э. сложилось единое китайское государство. Древний Китай достиг вершины своего могущества.

Миф о героях Гуне и Юе
Когда-то весь мир был залит наводнением. Люди, как звери, жили в пещерах. Гунь, потомок богов, решил им помочь. Он украл у богов чудесную землю, которая сама разрастается. Из ее маленьких кусочков он начал строить дамбы.
Но боги очень разозлились и убили Гуня. Но перед этим у него родился сын - Юй. Говорили, что он родился драконом и мог принимать облик любого зверя.
После смерти Гуня боги поняли, что сделали недоброе дело. Они решили помочь Юю. Они дали ему баранью лопатку, на которой был нацарапан текст. Юй его прочитал и узнал, что надо сделать для победы над наводнением. Он начал ходить по стране и строить каналы. Потом он собрал людей. Они ему помогали. Так герои и люди одолели наводнение.

Древнекитайский историк о гробнице Цинь-Шихуан-ди
Сначала прорыли гору. Внутрь поместили модели царских дворцов, ценные вещи и драгоценности. Наследник императора приказал похоронить в могиле и всех его жен, которые не родили ему детей. В гробницу поместили и 6000 глиняных фигур вооруженных воинов в полный рост. Они должны были охранять своего повелителя. Были установлены луки-самострелы, чтобы убивать возможных грабителей. Строителей гробницы, а их было множество, замуровали в ней. Потом погребение зарыли. Гору замаскировали посеянной травой.

Китайской древней цивилизации насчитывается около 5000 лет . Найденные древние источники доказывают,что Китаю не меньше 3500 лет . Несколько веков после смерти первого императора Китай раздирали войны. К 626 году до н.э. в стране вновь наступил золотой век. Власть перешла к первому императору династии Тан - Тайцзуну . В столицу империи, переместившуюся в Чанъань , прибывали купцы по Великому шёлковому пути. По всему городу шумели базары. Мирно сосуществовали разные религии. Впервые простые люди, а не только знать, cмогли занимать государственные посты.Каждый кто рассчитывал получить место на государственной службе, должен был cдать экзамен. Население трудилось на производстве соли, бумаги, железа. Расцвели искусства и ремёсла. Крестьяне продавали свои товары на улицах, многих призывали в армию.

Первый император

До 221 года до н.э. Китай был поделён на несколько царств, каждое со своим правителем, воевавших между собой более 250-ти лет. Победу одержало государство Цинь (от этого слова происходит названия Китая в европейских языках). Его правитель взял себе титул Цинь Шихуанди , что значит "первый император Цинь". Он взошёл на престол всего в 13 лет. Блестящий полководец и политик, он сметал любого, кто стоял у него на пути. За крутой нрав его прозвали "циньским тигром ". Цинь приказал сжечь книги, которые противоречили его идеям, а несогласных учёных сбросить в яму. Но император боялся умереть. В его пышном дворце было более 1000 спален , и каждую ночь он менял место ночлега, cтрашась быть убитым во сне.
Цинь Шихуанди стремился сохранить единство империи. Он отстранил от власти прежних правителей,поселив их в столице Чанъань , заново поделил страну на области и назначил своих чиновников. По его указанию была построена сеть дорог и каналов. Для безопасности северной границы император велел возвести гигантское сооружение - Великую китайскую стену, часть которой сохранилась до наших дней. Император взялся восстанавливать силы и богатства страны после долгих войн. Письменность унифицировали. На всех изделиях, даже кирпичах, должно было стоять имя изготовителя: за плохую работу мастера могли наказать. Длина тележных осей должна была быть одинаковой, cоответствующей выбитой в дорогах колее. Китайские царства чеканили свою монету. При Цинь Шихуанди все монеты были круглыми, c дыркой для шнура.
Несмотря на все усилия, империя рухнула вскоре после смерти Цинь Шихуанди , в 210 году до н.э.

Великая Китайская стена

Долгое время Китаю угрожали жившие к северу от него кочевые племена сюнну (хунну, или гунны). Местные правители старались защититься, строя большие стены. В 214 году до н.э. император распорядился соединить их в одну гигантскую пограничную стену длиной более 3460 км. Строительством руководил военачальник Мэн Тянь , который посылал чиновников следить за работами. Cтену строили тысячи крестьян. Надсмотрщики с кнутом постоянно следили за темпом и скоростью работы. Солдаты охраняли стройку от вражеских нападений. Холод, cырость и опасные условия работы губили людей. Умерших хоронили прямо там, где они упали.

Рабочие пользовались простыми инструментами - кирками, лопатами, корзинами и грузовыми, ручными тачками. Для подъёмов громадных булыжников, плит и камней использовали строительные леса из связанных бамбуковых шестов. Насыпь из камней и земли покрывали каменные плиты.

Высота стены была 9 метров , а ширина такой,что по ней могла проехать колесница. В верхних частях укрепления строили сторожевые башни. В стене также конструировали щелевидные проёмы для стрельбы из луков и арбалетов.

В конечном итоге считалось, что Великая стена имеет силуэт китайского дракона головой на запад и хвостом на восток.

Cтолица Китая - Чанъань

При Танской династии Чанъань стал крупнейшим городом мира.Чанъань означает "навеки безопасный ".В городе проживало более миллиона постоянных жителей и множество иноземных купцов,путешественников и учёных. Одежда была из цветного шёлка. Только император мог носить жёлтую одежду. Дворец императора, окружённый высокой стеной, находился в северной части города. На городской площади выступали музыканты и танцоры. Дома из дерева покрывали лаком. На Крышу домов конструировали черепицу.

Жизнь богатой знати

Богачи жили на широкую ногу. Cостоятельные семьи имели прекрасные дома в 2-3 этажа. Пышные шёлковые одеяния, роскошные пиры, на которых слуги подавали блюда из свинины или оленины и напитки, приготовленные из проса и риса. Долгие часы посвящались наслаждению музыкой и поэзией, играм в шахматы и карты. Дома украшали предметы роскоши из золота и серебра, нефрита и фарфора. Популярны были лакированные изделия и живопись на шёлке. Знатные китайцы передвигались по городу в носилках - паланкине.

Великие изобретения

Китайцы были великими изобретателями. Во II веке до н.э. они изобрели бумагу, позже печать с помощью деревянных штампов. Они также сконструировали прибор для определения силы землетрясений. В эпоху династии Тан появились механические водяные часы, магнитный компас, бумажные игральные карты и тонкий фарфор.Был изобретён порох, с помощью которого устраивали фейерверки. Китайцы изобрели книгопечатание. Страницы были соединены в длинную полосу, книга сворачивалась свитком.

Великий шёлковый путь

Императоры Тан поощряли торговлю. Караваны верблюдов и лошадей увозили шёлк, фарфор, cоль, чай и бумагу по Великому шёлковому пути длиной более 7000 км . Он соединял Китай со Средиземноморьем и шёл через Центральную Азию, Персию, Cирию. Китайцы покупали у соседей меха, лошадей, золото, пряности. Меховые изделия везли с севера.
Путешествие по Великому шёлковому пути было долгим. Купцы отправлялись в путь караванами. Для ночлега разбивали лагерь. Великий шёлковый путь был назван так из-за огромного значения торговли шёлком.

Ремесло и искусство Китая

Китайцы научились добывать соль из подземных соленых вод. Рассол поднимали на поверхность и по бамбуковым трубам направляли в чаны, где вода выпаривалась.Во II веке до н.э. в Китае начали делать бумагу. Из древесины тутового дерева делали целлюлозную массу и сушили её на деревянных рамках. Буддийские монахи впервые принесли с Гималаев чайные кусты, которые в скором времени начали выращивать. Земледельцы вспахивали поля перед посевом проса и выращивали рис. Ирригация позволяла осваивать новые земли для посевов.Около VI века до н.э . китайцы научились делать шёлк из коконов шелковичного червя. Рабочие умельцы научились строить домны и выплавлять сталь. Их оружие и орудия труда стали прочнее. Дорожники трамбовали землю для прокладки дороги.
В Китае была очень популярна каллиграфия - искусство красивого письма. Художники украшали керамическую посуду цветной глазурью. Очертания превосходного красивого пейзажа скал в Южном Китае стали любимым сюжетом живописцев и художников.

Философия и путь познания

У китайцев никогда не было веры в единого бога. Они обожествляли природу, поклоняясь духам гор, рек и деревьев. У них сложились также две религиозно-философских школы, указывающие нормы человеческих отношений. Это учения Лаоцзы (даосизм) и Конфуция (конфуцианство). Основа даосизма - вера в гармонию с природой. Конфуцианцы уповали на добродетель, cемью и стабильность общества. Однако когда в I веке до н.э . из Индии был заимствован буддизм , он распространился очень широко. Монах Сюань Цзан вернулся и Индии с буддийскими трактатами для своих учёных собратьев в 629 году . К священным "Пещерам тысячи Будд" шли паломники. Более чем в 1000 пещерах находились стенные росписи, буддийские скульптуры и обширная библиотека.
Даосские мудрецы созерцали символ инь-ян . Китайцы считали, что инь и ян обладают великой силой со вселенной, а их равновесие обеспечивает гармонию мира.
Китайцы считали, что в теле человека существует сеть путей, по которым протекает энергия. Иглы, введённые в особые точки, влияют на ток энергии и исцеляют болезни. Этот метод лечения называется

С древних времён китайцы хоронили покойников вместе с предметами для загробной жизни. В могилах правителей находят не только еду, напитки и личное имущество, но и тела слуг, которые должны были пребывать в вечном услужении у своего господина. Китайцы почитали умерших предков, веря в их помощь и защиту.
Принцессу Доу Вань похоронили в одеянии из кусочков нефрита, cоединённых золотом. Нефрит должен был уберечь её тело от тления.
В гробнице императора погребли копию его армии в натуральную величину, cделанную из терракоты : 7500 пехотинцев, лучников, офицеров, колесницы и лошади. Арбалеты были взведены для выстрела при попытке ограбления. Там были и макеты дворцов, и наполненные ртутью, приводимой в движение колёсами, каналы, изображающие реку Янцзы . Над созданием этого трудились тысячи людей. В 1974 году гробницу случайно нашли рабочие, рывшие колодец.
Императорскую гробницу с "терракотовой армией " строили на горе Ли. Тела фигур делали отдельно, потом прикрепляли голову и руки.Внутри гробницы в подземных коридорах ряд за рядом стояли воины и кони. Лицо каждого воина отличалось от другого.

§ 17. Древний Китай

Природные условия Древнего Китая

На юго-востоке Азии, отгородившись от мира высокими горами, раскинулась Великая Китайская равнина. В древности ее покрывали густые леса. По необъятным просторам Китайской равнины протекают две величайшие реки Азии – Янцзы и Хуанхэ. Почвы вдоль берегов этих рек такие мягкие, что их можно обрабатывать даже самыми простыми орудиями труда, изготовленными из дерева или кости. Поэтому земледелие распространилось здесь уже в древности.

Древний Китай

Наиболее плодородны земли в долине Хуанхэ, где и были найдены древнейшие поселения китайских земледельцев. Но река эта в сезон дождей часто выходит из берегов и затопляет все вокруг. К тому же случается, что из-за мягкости прибрежных почв она при разливе размывает свои берега и меняет русло. При этом река смывала поселения людей и посевы. Не случайно в Древнем Китае Хуанхэ называли «Блуждающей рекой», «Рекой тысячи бедствий».

Найдите на карте долины рек Хуанхэ и Янцзы. Почему, несмотря на опасный нрав Хуанхэ, поселения людей в Китае появились именно в долине этой реки?

Хозяйство жителей Китая

Основным занятием населения Древнего Китая было земледелие. Первоначально землю обрабатывали мотыгой, но со временем на смену ей пришел плуг. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, но самой распространенной культурой был рис. Для китайцев он до сих пор является важнейшим продуктом питания. Выращивали китайцы и еще одно растение, неизвестное в древности больше нигде, – чай. В Китае было также развито садоводство и огородничество, разведение лошадей, коров, свиней.

Древнекитайский макет дома

Еще одним важнейшим занятием населения было изготовление шелка – полупрозрачной красивой ткани. Ее получали, вытягивая тончайшие нити из коконов шелкопрядов (шелковичных гусениц). Шелк высоко ценился не только в Китае, но и далеко за его пределами. Способ его изготовления держался в строгом секрете. Владение этим секретом приносило китайцам огромные прибыли, и постепенно шелк стал важнейшим товаром, вывозившимся из страны. Дорога, связывавшая Китай со странами Передней Азии и Европы, получила название «Великий шелковый путь».

В VII–VI веках до н. э. в Китае научились обрабатывать железо. Это способствовало подъему хозяйства. Имея железные топоры, люди очистили долины Хуанхэ и Янцзы от густых лесов и распахали их. Появление плуга с железным лемехом дало возможность обрабатывать твердые степные почвы, лежавшие за пределами речных долин.

Вспомните, когда люди научились обрабатывать железо.

Возникновение государства

Первые государства в Китае возникли в начале II тысячелетия до н. э. В середине I тысячелетия до н. э. здесь насчитывалось уже около десятка государств. Их правители воевали между собой, стараясь расширить свои владения. В конце концов правители государства Цинь сумели создать сильное войско и подчинить себе противников. Многолетние войны завершились объединением страны под властью циньского правителя. В 221 году до н. э. он провозгласил свое государство Циньской империей и принял имя Цинь Шихуанди, что означает «первый император Цинь».

Женщина. Древнекитайская скульптура

Цинь Шихуанди ввел суровые законы. Население империи правитель обложил большими податями. Чтобы избежать мятежей, он приказал переселить знатных людей из завоеванных им государств в свою столицу, где за ними был установлен неусыпный надзор. Цинь Шихуанди разделил огромную империю на области. Во главе каждой он поставил наместников – чиновников высокого ранга. Они собирали налоги, следили за порядком, осуществляли суд. Различные области империи были соединены дорогами. Заботился Цинь Шихуанди и о сооружении оросительных каналов и дамб. Он ввел единые для всей империи меры веса и длины, единые деньги. Это облегчило занятие торговлей и способствовало ее расцвету.

Воин императора Цинь Шихуанди. Древнекитайская скульптура

Чтобы увековечить свое имя, Цинь Шихуанди потратил огромные средства на украшение столицы государства. Император приказал также разбить рядом со столицей огромный заповедный парк со множеством диких зверей. В этом парке для него было возведено 37 роскошных дворцов. Цинь Шихуанди опасался покушений и потому приказал соединить дворцы подземными ходами, чтобы никто не знал, где он находится.

Борьба с северными кочевниками

Цинь Шихуанди пришлось вести ожесточенную борьбу с гуннами (хунну), обитавшими к северу от границ Китая. Это были воинственные кочевые племена, грабившие китайские города, уводившие в рабство людей. Император собрал огромное войско и разбил отряды кочевников. Ему удалось отодвинуть границы империи дальше к северу.

Китайская монета

Чтобы обезопасить новые рубежи, Цинь Шихуанди приказал построить мощные оборонительные сооружения. За 10 лет руками почти двух миллионов человек была возведена Великая Китайская стена – колоссальное сооружение из земли, кирпича и гранитных глыб. Высота ее достигала 10 метров, а ширина такова, что сверху по ней могла проехать колесница, запряженная четверкой лошадей. Длина стены составляла почти 4 тысячи километров, и на всем ее протяжении, через каждую сотню метров, стояли мощные сторожевые башни. Но у императора не хватало войск для обороны страны, и северные кочевники продолжали свои грабительские набеги.

Империя Хань

Вторжение гуннов и строительство Великой стены подорвали силы государства. Казна империи была истощена, при строительстве погибли десятки тысяч людей. В стране зрело недовольство. Когда в 210 году до н. э. Цинь Шихуанди скончался, в стране начались волнения. Империя Цинь пережила своего основателя лишь на год и рухнула после народного восстания. Повстанцы отменили все законы Цинь и освободили десятки тысяч государственных рабов.

В одной из областей империи – Хань – во главе отряда восставших стоял простой деревенский староста Лю Бан. После победы он стал правителем этой области. Постепенно Лю Бан подчинил себе весь Китай. Так возникло новое государство – империя Хань, просуществовавшая до IV века н. э.

Великая Китайская стена

Подведем итоги

С древнейших времен жители Китая занимались земледелием в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. В начале II тысячелетия до н. э. на территории этой страны появилось первое государство. В 221 году до н. э. возникла Циньская империя, а после ее падения – империя Хань.

Начало II тыс. до н. э. Возникновение государства на территории Китая.

221 год до н. э. Объединение Китая под властью Цинь Шихуанди и образование Циньской империи.

Вопросы и задания

1. Расскажите о географическом положении и природных условиях Древнего Китая.

2. Каковы были занятия населения Китая?

3. Кто и когда создал в Китае единое государство, как оно называлось?

4. Когда и для чего была возведена Великая Китайская стена? Как вы думаете, было ли возможно соорудить ее ранее? Обоснуйте свой ответ.

5. Когда возникла империя Хань и кто был ее основателем?

Из книги Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] автора Динин Жаклин

Древний Китай Первые поселенцы. Династия Шан. Китайская письменностьКитайская цивилизация зародилась на берегах реки Хуанхэ (Желтая река) в Северном Китае более 7000 лет назад и развивалась в изоляции от остального мира. Как ни удивительно, до II в. до н.э. китайцы вообще не

Из книги Лекции по истории Древнего Востока автора Девлетов Олег Усманович

Лекция 4. Древний Китай (до конца III в. д. н. э.) Основные понятия:? Шан-Инь.? Западное Чжоу.? Восточное Чжоу.? Конфуцианство.? Легизм.? Моизм.? даосизм.? Теория «Мандата Неба».? Чжаньго.? Чжунго.? Чюньцу.?

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ДРЕВНИЙ КИТАЙ (III–II тысячелетия до н. э.) Географическое положение и население. Ныне Китай - крупнейшее государство Восточной Азии, протянувшееся от Хэйлунцзяна (Амура) на севере до Чжуцзяна (Жемчужной реки) на юге и от Памира на западе до Тихого океана на востоке. В

автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 11 Древний Китай: формирование основ государства и общества В отличие от Индии Китай – страна истории. Начиная с глубокой древности умелые и старательные грамотеи-летописцы фиксировали на гадательных костях и панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, а затем и

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 12 Древний Китай: трансформация чжоуской структуры; и возникновение империи Несмотря на отчетливо выраженную этническую суперстратификацию, суть которой сводилась в момент завоевания к привилегированному положению завоевателей-чжоусцев, социальное, правовое и

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Древний Китай Инь (или Шан) – раннее государство на территории Китая – было основано около 1400 года до н. э. иньцами в долине среднего течения реки Хуанхэ.История Древнего Китая полна загадок и легенд, тесно связанных с реальными фактами. Образование китайской империи

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Раздел 5 Древний Китай

Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Глава 4. Древний Китай § 1. Государство Шан (Инь)История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период- Шан (Инь) - продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период - Чжоу - с XII в. до 221 г. до н. э.;

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Глава XX. Древний Китай Источники Древнекитайский рельеф на камне из гробницы By в Шандуне. II в. н. э. При изучении древнейших судеб китайского народа современный историк уже может опираться не только на позднейшую историческую традицию, но также и на древние документы и

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

Дополнение. «Древний» Китай начинается, скорее всего, с XVI века

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Древний Китай Название Китай позаимствовано у народов Средней Азии. Они применяли его первоначально к одному из народов, господствовавших в X–XIII вв. в северных областях Китая. Позднее его перенесли на всю страну. Сами же китайцы его никогда не употребляли. Они свою

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Глава 5. Древний Китай История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV–XI вв. до н. э.), период Чжоу(XI–III вв. до н. э.). В период Чжоу выделяются особые периоды:Чуньцю (VIII–V вв. до

Из книги Древний Восток автора

Глава VII Древний Китай На территории Китая существовали поселения еще в эпоху раннего палеолита (около 500 тысяч лет тому назад). Это показывают найденные в конце 20-х - 30-е годы XX в. китайским археологом Пэй Вэньчжуном останки синантропа, или Пекинского человека. Но лишь в

Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Древний Китай в мировой синологии XX в. Двадцатый век - век расцвета синологии как науки. На всем его протяжении шел процесс постепенного, но постоянного углубления знаний о Китае в разных направлениях. Продолжалось изучение древнекитайских текстов, причем уровень

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Глава XI Древний Китай Территория и население Цивилизация Древнего Китая сложилась в бассейне великой реки Хуанхэ, с крайне неустойчивым, часто меняющимся руслом в нижнем течении. Лессовые пойменные почвы идеально подходили для занятий земледелием. С другой стороны,

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 17. Древний Китай Природные условия Древнего КитаяНа юго-востоке Азии, отгородившись от мира высокими горами, раскинулась Великая Китайская равнина. В древности ее покрывали густые леса. По необъятным просторам Китайской равнины протекают две величайшие реки Азии –